Люди и горы > Люди >

Автор: Евгений Субботский, Израиль

Трагедия на Торонг Ла (Аннапурна) 2014 - как это было

В ближайших двух постах опишу события приведшие к самой большой трагедии горного туризма в Непале.
Всё написанное мной это конспект из рассказов людей боровшихся со стихией на перевале Торонг Ла в течении суток (и более), с которыми я встречался в военном госпитале в Катманду.

Ради разбавления сухого повествования, то и дело, между строк, буду вставлять фотографии сделанные мной и intracranialis во время последнего посещения Непала.
Подчеркну: эти фотографии никоим образом не связаны с рассказом.

ползём на перевал Ренджо Ла

А теперь - по порядку... 13-го вечером, после завершения похода EBC, за несколько часов до начала непогоды, мы вернулись из Луклы в Катманду.

В новостях говорилось о предстоящем ухудшении погоды, но речь шла просто о "bad weather", ни о какой особой буре не было ни слова.

Всю ночь в Катманду лил невероятной силы дождь. Гром, молнии ...

Рано утром, 14-го октября, мы получили смс сообщение от нашего попутчика, Эмиля, оставшегося в районе Луклы и делавшего восхождение на гору Кусум Кангуру. В сообщении он рассказывает об ужасной буре накрывшей его, и просит об эвакуации. С ним всё нормально, но его палатку и обратный путь полностью занесло глубоким снегом, спускаться он не может.

Подробнее о приключении Эмиля и страховых компаниях я расскажу в следующем посте, но его случай связан напрямую с происходящим в ту же ночь на перевале Торонг Ла, Аннапурна.

Утро мы посвятили организации спасательного вертолёта, связи с посольством Израиля и со страховой компанией Эмиля.

недалеко от Пакдинга

ползём на перевал Ренджо Ла

вид с перевала Ренджо Ла в сторону Гокио

В какой-то момент я получил звонок от известного израильского альпиниста и представителя посольства, Надав Бен Ехуда, который находился в Непале после восхождения на одну из гор. Он предложил свою помощь по эвакуации Эмиля. Именно от него я и узнал первые новости о ночной трагедии на перевале Торонг Ла. Ничего точного, одни слухи.

Я поблагодарил его за предложенную помощь и в свою очередь сказал, что если чем нибудь смогу быть полезным, буду рад посодействовать. Надав полетел на первом вертолёте в сторону Эмиля на Кусум Кангуру, а номер моего телефона передал в посольство.

Первые звонки стали поступать вечером 14-го числа. Звонили обезумевшие от волнения родственники пропавших безвести израильских туристов. Мамы, папы, братья ...

От них я узнал, что выжившие на перевале, на вертолётах привозятся в военный госпиталь в Катманду.

Звонившие, все как один просили меня срочно ехать в госпиталь и узнать жив ли их родственник\ца.

Около 10-ти вечера, 14-го октября мы с Мариной (intracranialis) вошли в больницу. На входе мы представились медработниками (кем и являемся) и военные без проблем впустили и проводили нас в палаты к израильским туристам. Не просто палаты, а ВИП палаты.

(Как нам объяснили позже, ВИП палата в непальской государственной больнице это обычная комната, но с кроватями. Остальные больные размещались всюду прямо на полу)

Гималаи

Кумжунг

Таме

Большая часть израильтян (молодые ребята в возрасте 20 - 30 лет) спали под действием транквилизаторов. Из 16-ти человек половина были с сильнейшими обморожениями рук и ног, некоторые с переломами и ушибами. Те кто был в лучшем состоянии смогли с нами немного поговорить. В первую очередь мы начали составлять списки выживших. Ребята называли имена друзей, описывали происходившее на горе...

Всё это время звонки из Израиля продолжались, но больше я не отвечал. Не мог нести людям страшную весть об их погибшем сыне, брате, сестре... Этим должно заниматься посольство. А те кто спаслись, и сами оповестили об этом своих близких.

Записав имена и поинтересовавшись чего из нехватающего принести (белья, еды, некоторые просили молитвенники...), мы покинули больницу оставив ребят отдыхать.

над Намче Базар

просушка "топлива"

озеро и деревушка Гокио на фоне медленно ползущего ледника Нгозумпа

Рано утром, 15-го числа, до нашего второго визита в больницу, мы обратились за помощью в организации одежды в тур агенство у которого покупали билеты из Израиля в Непал. Те с удовольствием нам помогли и вызвались ехать в госпиталь с нами. Разумеется, у агентов, кроме филантропии, имелись и иные побуждения - вот-вот должно нагрянуть телевидение... Это понятно и правильно. Поэтому с удовольствием отмечу отличную работу и помощь в организации одежды для уцелевших, вертолёта для эвакуации Эмиля и вообще прекрасное человеческое отношение со стороны фирмы "FlyEast".

Также, мы обратились за подобной помощью в Бейт Хабад (разновидность еврейского общинного центра) в Катманду, но из за религиозного праздника (Симхат Тора) им было недозволенно выехать в больницу до заката солнца. Скажу сразу, что как только смогли, они навестили ребят и принесли им кучу всего нужного. Вообще организация Хабад в Непале является центром помощи и информации для израильских туристов, и не один раз первыми оказывались на месте той или иной трагедии. Так вот...

Прикупив фруктов и сладостей и захватив пакеты с одеждой мы приехали в госпиталь. Ребята радостно нас встретили, благодарили... Некоторые просто нуждались в штанах или футболках, ведь свои сумки с вещами они бросили на горе...

где-то в районе Таме (3750м)

вид на Таме со стороны монастыря

озеро Гокио

Собравшись в одной из палат мы стали выслушивать истории выживания. Рассказывая, люди плакали...
Из отдельных повествований сложилась общая картина происшедшего, которую я и выкладываю:

В ночь с 13 на 14 октября из высотного лагеря Торонг (4880м) около 200 человек (туристы из разных стран и местные портеры) начали подъём в сторону перевала Торонг Ла (5416м). Люди шли группами: самостоятельными или организованными. На момент выхода начался не сильный дождь из за чего часть туристов решили оставаться в лагере . Портеры и гиды поднимавшихся групп успокаивали , что к рассвету дождь кончится.
НИКАКИХ предостережений о начинающейся буре никто не получал!

Справка:

В первый мой визит в Непале, четыре года назад, я побывал на перевале Торонг Ла. Думаю, все кто там когда-либо гулял, со мной согласятся: в хорошую погоду это совершенно доступный перевал, практически всегда без снега, с палящим солнцем и температурой не ниже нуля (днём разумеется), правда с сильными ветрами начиная с 9-ти утра (здесь фотографии с перевала в мой первый визит в Непале) . Именно на такую погоду рассчитывали все поднимавшиеся туда ночью 14-го октября.

А вот как выглядело восхождение на перевал в тот день (на видео люди ещё не знают, что их ожидает):

деревня Кумжунг (недалеко от Намче Базар)

отдых во время сборки урожая

длиннейший ледник Гималаев, Нгозумпа (36км), вид с холма Гокио Ри (различимы вершины высочайших гор Непала - Эверест, Лхоцзе...)

Около 9-ти утра люди достигли перевала.
К тому моменту дождь сменился обильным снегопадом, а температура опустилась до (-24)C градусов! Думаю, не сложно представить что это означает для промокших насквозь, уставших и измотанных туристов. Приплюсуйте к этому симптомы высотной болезни (на высоте 5416м они присутствуют у каждого, в той или иной степени) и вы получите формулу гипотермии.

К счастью, прямо на перевале расположена наспех сбитая деревянная хижина которая служит чайным домиком. Там можно купить тёплой водички и на пару минут укрыться от порывистых ветров.

В домике, с многочисленными щелями и дырами в стенах, могут поместиться не более 20-ти человек. В это утро в него влезли все 200+ человек. Часть из них уже не могли передвигаться самостоятельно и их приходилось класть прямо на мёрзлый пол.

Снаружи всё было белым бело - пурга. Снег заметало внутрь хижины. Спрессованные люди грелись друг о друга. Сменного белья практически ни у кого не было, всё промокло под ливнем и снегом. Туалетом служили вёдра и тазы... Газ на котором разогревалась вода вскоре закончился...

монах вырезает из дерева молитвенную дощечку

типичная буддистская ступа

Гокио, вид с холма Гокио Ри (5357м)

Через несколько часов после прибытия на перевал хозяин\управляющий чайным домом стал настаивать на том, что нужно спускаться с перевала, иначе все замёрзнут насмерть в этой продуваемой лачуге. Так как он живёт в Муктинатхе (посёлок к которому все и направлялись, находящийся у подножия перевала Торонг Ла. 1700 метров спуска! ), и знает путь как свои пять пальцев, то готов провести всех желающих за символическую плату - 100 долларов. Разумеется предложение касается только туристов, все непальцы будут проведены бесплатно.

Люди стали возмущаться. Короткие переговоры привели к решению: пол суммы будет выдана сейчас, а остальное внизу (по словам самих израильтян, вторую часть отдавать они не собирались, так как сильно обидело такое откровенное вымогательство).

Туристы разделились на две группы: те кто решили идти вниз ведомые управляющим чайного домика, и те кто решили оставаться в укрытии. Как оказалось позже, именно это и был тот момент который предрёк дальнейшую судьбу каждого из них.

над Намче Базар

в посёлке Таму, по дороге в Таме

Лобуче и Эверест, вид с Гокио Ри

Около 15:00, группа состоящая из нескольких десятков человек окутанных всей имеющейся у них одеждой, вышли в белую мглу бури. Горизонтальный снег залеплял глаза, ветер сбивал с ног, люди проваливались в сугробы по грудь (выпало около 1.5 метров)...

Те, кому приходилось гулять в горах знают, что спуск сложнее и опасней восхождения. А те кто хоть раз спускался с перевала Торонг Ла в Моктинатх, помнят, что спуск очень крутой и долгий. У меня после него ещё пару дней болели ноги. Я говорю об отличной погоде, когда идёшь по натоптанной тропе. А в описываемых здесь событиях люди шли просто наугад, длинной змейкой следуя за ведущим их непальцем.

Здесь и начался настоящий ужас...

Уже через пол часа многие стали серьёзно отставать. Последние не видели куда и за кем идти, некоторые портеры побросали рюкзаки и оторвались от своих туристов, люди подворачивали ноги на огромных валунах укрытых снегом... На крики о помощи и просьбы подождать хозяин чайного домика никак не реагировал и продолжал идти дальше. Несколько молодых парней, израильтян, только окончивших трёхлетнюю службу в армии и хорошо физически подготовленных, шли рядом с "хозяином". По их словам он явно заблудился. В какой-то момент, возвращаясь обратно по своим следам, в поисках правильного пути, они наткнулись на лежащую в снегу индийскую девушку, она просила помочь... "Предводитель" посмотрел на неё и сказал: "ей конец", и прошёл мимо. Он указал на холм слева и пробормотал, что нужно на него взобраться. Парням пришлось немного отстать помогая индийской девушке и другим преодолеть подъём. Больше хозяина чайного дома они не видели. Он убежал.

сборка урожая

девочка с прекрасным именем Нима, прошла с нами 18 км - просто идя домой из школы

кирпичи для строительства изготавливаются прямо на месте из огромных валунов

Правда были и отважные портеры которые всю дорогу пытались помогать туристам. Как выяснилось позже, практически все они погибли. Имя одного из них повторяли многие выжившие, и благодарили его за спасённую жизнь - Пасанг Таманг, из агенства Свисса. По разным сведениям, он спас около 18-ти человек вытаскивая из сугробов, заставляя двигаться ... В конце концов, лишившись сил, он упал замертво.

Люди в беспорядке рассыпались по горе. Друг друга не видя, израильтяне криками пытались определить своих и сбивались в маленькие группки. Они искали любые укрытия от морозного ветра и застывали на месте согревая друг друга. Одна из девушек, лётчица-офицер ВВС Израиля, потеряв ботинки в одном из сугробов, долго шла в одних носках. Её парень, тоже лётчик, несколько часов согревал ей ноги растирая руками и дыша на них... Он умер у неё на руках. Замёрз.

Руки и ноги её полностью обледенели, двигать ими было невозможно, но понимая что двигаться обязательно нужно, она много часов подряд, для поддержания минимального тепла организма, просто ползала по снегу отталкиваясь локтями и коленями. Именно в таком состоянии её подобрал военный вертолёт когда буря улеглась. Мы с ней разговаривали в госпитале, состояние её рук и ног было ужасным. Очень надеюсь, врачи смогли их спасти.

В подобном состоянии находились все вышедшие из чайного дома.

Провести ночь в бурю на высоте 5500м под силу не каждому альпинисту, а здесь - совершенно неподготовленные молодые ребята... Девять часов с тех пор как они вышли из чайного домика, и более суток (!!!) с тех пор как вышли из высотного лагеря!

гостиная гестхауса в Таме

пересекаем движущийся ледник Нгозумпа (повсюду слышен треск и обваливание громадных льдин)

Под утро снег перестал, и ветер поутих. Остававшиеся в убежище на перевале стали выходить направляясь вниз, метя примерно в сторону Муктинатха. Ужасная картина открывшаяся перед ними валила их с ног... Десятки тел, тёмными пятнами, были разбросаны по склонам горы. Большинство были мертвы. Некоторые вяло двигались, просили о помощи, бормотали несвязное...

Идущие вниз стали узнавать своих друзей, портеров, знакомых...

Из рассказа израильской девушки остававшейся в чайном домике: шли они на последних силах. В домике сильно промёрзли и утомились. Вдруг, среди тел они увидели торчащую из сугроба, слегка шевелящуюся руку. Подойдя и начав раскапывать, они обнаружили своего знакомого, с которым гуляли по Индии и Непалу вот уже несколько месяцев. Разлепив заледеневшие веки и узнав своих, он стал называть имена и телефоны, прося передать что любит... Чем могли его завернули и утеплили - полотенца, футболки..., отдали ему последний шоколадный батончик... Тащить парня на себе они не могли, сами еле передвигались.

яки возле деревушки Драгнаг

вновь ледник Нгозумпа

ночная панорама возле посёлка Драгнаг

Парня звали Рои. Он провалился в яму и обессиленный лежал в ней до утра полностью покрытый снегом, пока его случайно не нашли израильские друзья. После их ухода прошли ещё много часов до прилёта первого вертолёта. Но лётчик, подумав, что Рои мёртв, не забрал его - ни в первый вылет, ни во второй... Рои провёл на перевале в общей сложности 3 (!!!) дня.

У каждого выжившего там имеется своя история выживания, свой подвиг и трагедия.

Так, например, друзьям пришлось оставлять в снегу свою подругу, которая не могла больше идти. Неся её, они отставали от ведущего их хозяина чайного домика. До того, девушка (лётчица израильских ВВС) всю дорогу помогала портерам и друзьям, но в какой-то момент силы покинули её...

Она замёрзла насмерть.

Об этом случае рассказал один из нёсших её друзей - Читать (иврит, текст можно перевести Google Tranlate)

Все истории пересказывать не буду. Тем более, что я затронул лишь рассказы израильских туристов, а ведь там были люди со всего мира...

Надеюсь, смог передать суть и главную цепочку событий приведших к трагедии.

Ама Даблам

базовый лагерь Ама Даблам

Невероятно красивый ролик гор Непала:

Следующий пост будет посвящён рассказу об эвакуации нашего друга, Эмиля, застрявшего в ту же бурю в районе Эвереста, при восхождении на гору Кусум Кангуру. И о том как работают страховые компании в таких случаях.