Руководитель: Л.Кудоярова, г.Томск

Отчет о горном походе 3 к.с. по Алтаю в августе 2009. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

09.08.09

Встали в 7 утра, позавтракав, в 9ч начали движение сразу от стоянки по морене к бараньим лбам и затем спуск вдоль ручейка (местами видна тропа) до боковой морены. С нее (морена крутая, 35-40°) спускаемся в рантклюфт. Тут надеваем кошки, и выходим на ледник. Ледник Менсу открытый, пологий, трещин мало, они хорошо обходятся. Выходим на середину ледника и продолжаем движение вниз.

Фото 76. На леднике Менсу на фоне ледопада и вершины Белухи

Фото 77. Обход трещин ледника Менсу

В 14.30 вышли к окончанию языка ледника, где сняли кошки и перешли на левую морену. По тропе спустились слева от бараньих лбов до двух небольших озер, где и устроили перекус.

Фото 78. Спуск после ледника к озерам, обходя бараньи лбы

Фото 79. Теплые озера около ледника Менсу

Озера оказались теплыми и мы с большим удовольствием в них искупались. День жаркий, на небе ни облачка. В 17ч пошли дальше по тропе, идущей вдоль реки Менсу. По камням перешли левый приток и по мореному гребню, вышли к уступу конечной морены, откуда река обрывается красивым и мощнейшим 30-метровым водопадом Менсу, где была устроена небольшая фото-сессия.

Фото 80. Прохождение прижима

Постепенно начинают появляться деревья, и около большой уютной стоянки начинается зона леса. Тропа идет вдоль реки слева, теряясь среди густых зарослей кустов, и выходит к прижиму. Помогая друг другу, проходим прижим по камням, прямо у кромки воды.

Фото 81. Водопад Менсу

После прижима тропа уходит вверх в лес и идет параллельно реке. Вернее мы так идем, так как тропа постоянно пропадает в лесных завалах и больше похожа на звериную тропу. Идем, собирая грибы. В 19.20 вышли к реке, где прямо на берегу разбили лагерь. Приготовили на дровах грибной плов.

10.08.09

Вышли в 9.05. Продолжаем спускаться по левому берегу реки Менсу по тропе, которая идет верхом, обходя прижимы и отроги, пересекая левые притоки по бревнам и камням. Сверху красивый вид на ледник Менсу и вершины Белухи, Делоне, Высоцкого.

Фото 82. Долина Менсу, вдали Белуха

Фото 83. Водопад Куркуре

В 12 часов вышли на поляну напротив водопада Куркуре. Теперь после слияния рек Менсу и Куркуре начинается река Иодыгем. Отсюда начинается хорошая конная тропа, идущая по лесу, который приобретает черты глухой тайги. Многие притоки Иодыгема высохли, пересекаем сухие русла. Много грибов и ягод.

Фото 84. Приятные тропы в середине долины

В 18 часов подошли к прижиму, который проходится верхом по курумнику. Есть туры. Начинается старый горельник на крутых каменистых склонах, и густо заросший подлеском. Кусты растут так густо, что приходится пробираться по тропе, раздвигая их руками. Около небольшого притока, среди зарослей кустов встретилась небольшая стоянка. Не очень уютная, но, судя по рельефу на карте, в скором времени, вряд ли еще будут стоянки с водой. Река Иодыгем шумит далеко внизу. Но зато вокруг много ягоды: жимолость, смородина, шиповник. Рядом небольшая заболоченная полянка. Время 19.30.

Фото 85. Низовье долины Иодыгем

11.08.09

Вышли в 9.30. Километра четыре шли по старому горельнику, на каменных крутых осыпях, продираясь сквозь кусты. Как и предполагали, мест под стоянки тут не встретили. Выйдя на

большую поляну перед слиянием Иодыгема с Аргутом, встретили группу туристов на конях, возвращающихся с тура по долине Иодыгем в поселок Джазатор. У алтайских проводников посоветовались на счет переправ через реки Иодыгем, Кулагаш, Аргут и Карагем. Через Иодыгем мост три года назад снесло, но сейчас построен новый, ниже по течению и ближе к слиянию с Аргутом. К мосту ведут две тропы, одна вверх, обходя прижим, и вторая вдоль реки Иодыгем, по прижиму. Решили, что нижней тропой короче, но она оказалась размыта рекой и местами густо заросла кустами, поэтому на ней мы потратили больше времени, чем пошли бы в обход. Видели остатки старого моста. Река Иодыгем здесь очень бурная и белая. Через час наконец-то преодолели этот участок пути, и вышли к мосту.

Фото 86. Команда вышла в долину Аргута

Фото 87. Долина Аргута

Мост хороший. После Иодыгема долина Аргута поражает степной растительностью и необычными запахами.

Фото 88. Мост через р. Иодыгем

Поднимаемся по левобережной конной тропе. Сразу после моста тропа поднимается на террасу и через пару километром круто спускается к реке. Здесь хорошая стоянка, решаем пообедать. Встретили группу туристов-водников из Самары и Москвы, которые делали разведку участка «прорыва Сапожникова» на Аргуте по берегу. Спросили их на счет уровня воды сейчас в Аргуте и Карагеме, они ответили, что уровень нынче низкий и есть возможность брода через Карагем. Пообедав, продолжаем идти по тропе, которая то круто поднимается, то спускается к реке по среднекаменистым осыпям, местами заросшими кустами.

Фото 89. Река Аргут

Фото 90. Подъем вдоль реки Аргут

Фото 91. Антон Мураускас

С удовольствием на остановках лакомимся крыжовником и любуемся бирюзовыми водами Аргута, зная, что этот участок реки представляет собой пороги высшей категории сложности.

Фото 92. Тропа вдоль Аргута

Фото 93. Слияние рек Кулагаш и Аргут

В 18.30 вышли на большую поляну перед отрогом, круто обрывающимся в воду, за которым находится мост через Кулагаш. Снова встретили знакомую конную группу. Они здесь разбили лагерь, и алтайцы предложили нам так же здесь поставить лагерь, т к дальше начинаются покосы. Место хорошее, решено было здесь поставить палатки. Вечером с соседней группой устроили совместный ужин с игрой под гитару.

12.08.09

Сегодня середина похода и запланирована дневка, чтоб восстановить силы для второй части маршрута. Солнечно, но сильный ветер. Проводили конную группу, пожелали им удачного пути. Ветер к обеду стал усиливаться, унося развешанные вещи для сушки. Стал срывать палатки, на одной погнулись сильно дуги, на другой, одно звено треснуло, хотя растяжки были хорошо закреплены на камнях. С трудом доварили борщ, пришлось переместить котлы с костра на горелки за большой камень. Мимо нас прошла группа пешей пятерки, идущей наш зеркальный маршрут. Рассказали, как и где лучше переправиться после через Карагем, и к кому обращаться за переправой на пароме через Аргут в поселке Аргут. После обеда, при таком ветре ничего не оставалось, как лечь спать и во сне восстанавливать силы.

13.08.09

Утром в 9.30 начали подниматься по серпантину через отрог вверх 60м, и затем по крутой тропе спустились к реке Кулагаш, примерно в 300м выше его устья. Немного поднявшись вдоль реки, вышли к мосту через Кулагаш. Сразу за мостом тропа плавно поднимается и далее идет ровной степью.

Фото 94. В долине изобилие разных ягод

Фото 95. Разливы перед поселком Аргут

Идем мимо алтайцев, которые заготавливают сено на зиму. Недалеко от небольшого ручейка, заросшего по берегам лесом, стоит дом. Сегодня очень жарко и очень приятно отдохнуть у ручья в тени деревьев. Продолжаем путь так же по сенокосным лугам и рощицам, где много облепихи и крыжовника. Перед устьем ручья Куркуре, уже на подходе к пос. Аргут, снова преодолеваем отрог Катунского хребта по щебенистому склону. Пройдя каменистое нагорье, спускаемся к реке Аргут. Сверху виден поселок. Перед поселком есть хорошие стоянки на чистом ручье Куркуре.

Фото 96. В поселке Аргут

Поселок Аргут расположен в очень уютном месте, имеет всего одну улицу. Договорились насчет парома, который находится выше поселка в километре. Просил алтаец по 250 руб. с человека за переправу, но поторговавшись с ним, договорились на меньше. После переправы на пароме устроили обед на противоположном берегу Аргута в небольшой рощице.

Фото 97. Паромная переправа через р. Аргут

После обеда по тропе идущей сначала вдоль берега, затем поднимающейся на террасу, выходим на проселочную дорогу. Пахнет полынью. Дальнейший наш путь проходит урочищу Кемекечу по святым для алтайцев местам. Постоянно встречаются древнетюркские захоронения, представляющие собой, невысокие каменные стелы - балбалы. Рядом с балбалами мы видим курганы, сложенные из камней. Идти по дороге хорошо, она плавно подрезает урочище и выходит уже к реке Карагем, выше устья.

Фото 98. Дорога перед выходом к слиянию с р. Карагем

Фото 99. Каньон реки Аргут после слияния с Карагемом

Разувшись, босиком переходим ручей Басычарек, правый приток Карагема. Вода холодная и так не хотелось мочить вечером ноги, но пришлось. Идем далее по заболоченной тропе мимо зимовья. Алтайцы, занимавшиеся сенокосом, предложили остановиться на ночлег у них. Ставим лагерь рядом с зимовьем. Время 19.45.

Фото 100. Брод через ручей Басычарек

14.08.09

Погода сегодня отличная. Вышли в 9.30 и минут через 40 подошли к мосту через Карагем, который находится в 4-х километрах от устья. На пути нам встретилось второе зимовье, но похоже тут никто не живет. Примерно на высоте 100-150м от моста на правобережных скалах находятся петроглифы скал Джурамала.

Фото 101. Автомобильный мост через Карагем

Фото 102. Алексей Ламанов

Перешли на левый берег Карагема и поднимаемся по хорошей дороге вдоль реки. Через 6км дорога плавно переходит в тропу, которая идет то по лугам, то по лесу и подходит к левому притоку перед небольшой поляной. Пройдя поляну, вышли снова к ручью, на котором и встали на обед. Притоки не сложны для переправ, легко проходятся по камням. Далее начинаются прижимы, которые проходятся как поверху, так и понизу. Первый прижим идем по тропе поверху, он осложнен буреломами. Очередной прижим проходим так же верхом по тропе, а следующий за ним, сначала решаем идти верхом, но завалы деревьев заставляют нас спуститься вниз и идти по разливу. На ночевку останавливаемся в 18.25 на разливе среди кустов, здесь есть старое костровище и места под палатку. Вокруг много грибов и ягод.

15.08.09

Ночью шел небольшой снежок, и скалы ущелья припорошены снегом. Но утро приятное, небольшая облачность. Вышли в 9.30. Продолжаем идти вверх по долине Карагема. Тропа попеременно идет по лесу и галечникам. На каменных россыпях и в лесу тропа часто теряется. Местами лес захламлен и труднопроходим. Вышли к разливам Карагема и параллельному руслу реки Тингеду. Сначала идем по галечнику, и затем тропа поднимается на скальный прижим, сразу после которого, видим хорошую большую сухую лиственницу на берегу Тингеду, решаем ее завалить. Пилили цепной пилой все по очереди долго, почти час, в результате бревно хорошо легло через русло реки.

Фото 103. Переправа до слияния рек Тингеду и Карагема

Фото 104. Пилим сухое дерево

Леша Ламанов со страховкой первый переправился на другой берег и были натянуты перила.

Фото 105. Переправа по бревну через Тингеду первого участника

Фото 106. Юрий Костылев

Переправившись все, через заросли вышли к разливам Карагема. Уровень воды в реке ниже среднего, поэтому стеночкой прошли несколько рукавов реки, где самому низкому участнику было чуть выше колена.

Фото 107. Прохождение реки по перилам остальными участниками

Фото 108. Брод по разливам Карагема

Перебравшись на другой берег, разожгли костер, на котором вскипятили чай для обеда, а заодно и подсушились после брода. Сейчас после переправы мы находимся уже на Северо-Чуйском хребте. Пока обедали выпал небольшой град. Теперь поднимаемся вверх по правому берегу Карагема.

Фото 109. Горельник на правом берегу Карагема после переправы.

Фото 110. Пересекаем р. Нижний Каиндыодру

Переправившись через Нижнюю Каинды-Одру, поднялись вверх на террасуи идем сначала по прошлогоднему горельнику, затем лесом. Недалеко от русла Верхней Каинды-Одру, в молодом лесочке в 18.45 встали на ночевку.

16.08.09

Утром ясно, но ночью немного подморозило, палатки покрылись инеем. Неторопливо вышли в 10.15, т к. сегодня по плану всего лишь дойти до озера Камрю и там сделать полудневку, и отдохнуть. Тропа идет по лесу, верхом обходя прижимы, есть свежие завалы деревьев. Через 40 минут от ночевки вышли на большую поляну напротив левого притока Карагема р. Караайры. Сразу в конце поляны тропа круто уходит вверх, обходя прижим. Вокруг заросли шиповника и вкусно пахнет травами. На одной из передышек, все насобирали чабрец, в большом количестве тут растущий. К часу дня дошли до слияния реки Камрю и Карагема.

Фото 111. Устье реки Камрю

Через Камрю есть мостик из бревен, но нам на другой берег не нужно, т к тропа к озеру идет по правому берегу реки. В устье Камрю обедаем и загораем. Подремав полчаса, начинаем подъем прямо вдоль реки. Некоторые участки реки очень бурные, а противоположный левый (орографический) берег крутой скальный. Пройдя половину по реке до озера, уходим по тропе в лес, где тропа имеет буреломный характер. Перед озером тропа выходит из бурелома на спокойную осыпь, подъем по ней выводит на луг и вот впереди уже озеро. Здесь биваки, дрова и красивый горный ландшафт. Рядом кедровая опушка, усыпанная шишками. Ставим лагерь в 16.45. Поднялся ветер.

Фото 112. На стоянках у озера

17.08.09

Ночью опять подморозило. С утра солнце долго не выходило из-за горы, а нам так хотелось подсушить палатки, мокрые от росы. С места ночевки на озере в 9.30 вышли по тропе, которая огибает озеро с южной стороны, далее простирается вдоль реки (т е слева по ходу).

Фото 113. Группа на озере Камрю

Сначала идем по камням, затем тропа проходит в густых зарослях березки. Небольшой приток пересекаем по камням, водопад которого наблюдается слева. Постепенно долина сворачивает влево, идем вдоль правого (орографически) притока Камрю. В месте поворота тропа выходит на крупную осыпь, и по ней поднимаемся вверх по долине. Река шумит где-то в камнях. Перед нами очень шустро проскакивает стадо горных козлов. Налетела туча, посыпал снег.

Фото 114. Перед поворотом долины влево

Поднявшись на небольшую зеленую терраску, с большими камнями, решили переждать этот порыв непогоды, а заодно и пообедать, натянув тент между камнями. Здесь долина уже более пологая, идем после обеда по камням вдоль русла реки. Перед поворотом реки налево, начинаем подъем на следующую небольшую террасу, заросшею травой. Здесь виден весь цирк перевала Терешковой. Поднявшись вдоль ручья на небольшую морену, выходим к большому озеру с бирюзовой водой.

Фото 115. Михаил Дробов

Пересекаем истоки ручья из озера по камням и уходим вправо, к группе небольших озер перед моренными валами. Ставим лагерь. Вода во всех озерах имеет разные оттенки, от бирюзового до черного.

Фото 116. Путь на перевал от ночевки. Вид с большого озера под перевалом.

Время 17.30 , еще есть время подойти поближе к перевалу на разведку. Трое: я (Лариса), Юра и Леша Лашин отправились по моренным завалам вверх по направлению к перевалу. Подъем крутой и живой, выбираем, где лучше завтра пройти с рюкзаками. Поднявшись на осыпной гребень, выходим на снежный склон и вдоль по горизонтали него делаем ступени в сторону перевала, притаптывая их, т к снег местами глубокий и рыхлый. Подошли к леднику у подножия перевала. На нем видны старые следы туристов, идущие с перевала. Ледник присыпан снегом. Впереди видны четко два узких кулуара в хребте. По описаниям знаем, что надо идти в левый из них. Правый кулуар просматривается хорошо, левый частично закрыт скалами. Возвращаемся в лагерь.

18.08.09

Утром погода ясная, хотя ночью периодически сыпал снег, ветра нет. Вышли в 9ч. По пути, который разведали вечером, подошли под ледник у подножия перевала Терешковой. Здесь надели системы и по старым следам подошли под осыпной склон перевального взлета. Снег на леднике не глубокий, трещины не просматриваются, участок подхода небольшой. Отсюда хорошо виден кулуар подъема на перевал Терешковой. Идем серпантином плотной группой по средней подвижной осыпи, сначала влево и затем к скалам начала узкого кулуара. Скальный выступ обходим слева, используя его как зацепы, и последний участок прямо по нему поднимаемся как по ступенькам и входим в кулуар шириной метра четыре. В кулуаре лежит снег, здесь крутизна склона 35-45°. Первым идет налегке с нижней страховкой Юра, для провески перил. Снег плохо держит, поэтому все надели кошки. На склоне провесили три веревки 150м. Первая веревка 50м, станция на двух скальных крюках на большом камне слева. Вторая 60м, закреплена вокруг острого скального выступа. Третья веревка 40м на трех закладках в скальном выступе. Здесь в верхней части кулуара крутизна склона повышается до 50°, склон так же снежный с выходами льда. От последней станции по осыпи метров семь до перевальной седловины можно пройти спокойно. В 14ч на седловине. Седловина представляет собой ущелье с небольшой, но уютной, закрытой от ветра скалами площадкой, в верхней части которой находится тур. В туре оказалось даже три записки групп из Кургана, Новосибирска и Одессы. Погода солнечная, небольшая облачность.

Фото 117. Начало спуска с перевала по снежнику

Спуск с перевала по снежному склону 35°, в кошках и самостраховка ледорубами. Идем, глиссируя серпантином до конца снежника. Повернув налево на 90°, сначала немного осыпи и снова идем по снежному склону 20°. Выходим на небольшую площадку на осыпном склоне, здесь снимаем кошки, страховочные системы и на горелках кипятим чай. Красивый вид в долину Юнгура радует глаз.

Фото 118. Екатерина Вагина

После перекуса продолжаем спускаться по осыпному склону, проходим скальный пояс, разбитый на несколько частей, между которыми можно безопасно пройти по осыпи. Затем снова средняя осыпь и мы у подножия перевала. Поворот влево идем по крупным камням, затем по средней осыпи, заворачиваем вправо и выходим к очень красивому с прозрачной водой озеру.

Фото 119. Озеро в цирке пер. Терешковой, обход справа

На склоне видим стадо горных козлов. Обходим озеро справа, по зеленому склону правого гребня обходим боковой хребет. Слева внизу истоки р. Юнгур.

Фото 120. Истоки Юнгура. Озеро перед входом в цирк перевалов Разведочный, Сталинградский.

Спустившись по травянистому склону, заросшему густо березкой к этим истокам и обогнув оконечность бокового правого хребта, выходим на прямую видимость цирка перевала Москвич.

Фото 121. Озеро Юнгур, вид на пер. Москвич, ущелье справа – вход в цирк перевалов Молодых, Туманный, Зелинского

Слева снизу слияние двух притоков р. Юнгур. Не теряя высоты, продвигаемся в направлении наших следующих перевалов Молодых и Москвич. Характер рельефа: осыпные склоны, заросшие кустарником. Спустившись к реке, поднимаемся вдоль нее по левому (орографически) берегу. Понизу вдоль воды, проходим прижим, и в 19.45 встаем на ночевку на галечном берегу, найдя ровные площадки под палатки.

19.08.09

Выйдя со стоянки в 9ч, сразу уткнулись в прижим. Проходим его понизу и сразу выходим к озеру Юнгур, которое так же огибаем по левому берегу. Далее идем по склону, заросшему березкой в сторону цирка нашего перевала Молодых, постепенно набирая высоту. Вышли на небольшой осыпной сброс к левому притоку Юнгура. По камням перешли приток, и начали подъем на моренный вал, стараясь идти по крупным камням небольшого понижения между валами. Выходим на плоскую площадку со стоянками.

Фото 122. Выход на ледник, в цирк перевала Молодых

Пройдя около 300 метров по гребню морены, выходим на ледник Туманный. Ледник открытый, крутизной 10-15°, кое-где изрезан довольно широкими трещинами, которые легко обходятся. В верхней части ледник выполаживается, и закрыт снегом. Перевалы Молодых и Зелинского расположены слева по ходу в цирке, невидимом с морены, перевал Туманный справа и так же не виден. Надеваем кошки, и начинаем подъем по леднику. Подойдя к закрытому снегом участку ледника, связались и ушли в левую часть ледника на морену под перевалом Молодых. Здесь снимаем кошки, и то по осыпи, то по снежнику поднимаемся мимо озерка со стоянками до верхней морены у перевального взлета, где и поставили лагерь. Одна площадка под палатку уже была сделана, под вторую расчистили место, убрав крупные камни и подсыпав мелкие. Местечко уютное, вода стаяла по краю снежника. Время 15 часов.

Фото 123. Ночевка на верхней морене под пер. Молодых

Перекусив, трое участников: Юра, Леша Лашин и Миша отправляются на разведку и навеску перил. Планируем, завтра пройти сразу два перевала: Молодых и Москвич. У Кати отошла подошва у ботинка, она с Лешей Ламановым занялась ремонтом. Рабочая группа в кошках поднялась от лагеря по снежнику до осыпного кулуара. Далее с нижней страховкой повесили две веревки (50 и 60метров). Первая - с промежуточной базой на двух крючьях и базой из локальной петли, вторая также на двух крючьях и компенсационной базой из локальной петли. Эти перила шли вдоль левой стены кулуара. Третья веревка 40м по снежнику направо и организована уже на правом борту кулуара с базой из локальной петли, накинутой на скальный выступ. Намечены были точки крепления еще двух перил вдоль левых скал. В лагерь группа спустилась к ужину в 19.30.

20.08.09

Утром пасмурно. Надеваем системы, кошки и в 9ч начинаем подъем по ступеням на снежнике до первой веревки.

Фото 124. Начало подъема на перевал с места ночевки

Поднимаемся по одному с «жумарами». На станции крепления второй веревки в конце осыпи есть неплохая площадка, где собрались пятеро.

Фото 125. Подъем по осыпи

Фото 126. Алексей Лашин

Фото 127. На удобной полочке станции

Леша Ламанов поднялся до базы третьей веревки. Последний участник снимает нижнюю веревку и сразу поднимается по перилам наверх, провешивает четвертую веревку 60м на левую сторону кулуара на двух скальных крючьях. Здесь склон также снежный, крутизна до 45-50°. Сделали на четвертой веревке хорошую промежуточную базу, чтоб не задерживать подъем участников. Пятая веревка была закреплена на скальном выступе в центре кулуара на двух местных самодельных крюках и локальной петли. Здесь кулуар раздваивается, уходим в левый.

Фото 128. Третья веревка по снегу, база справа на скалах

Шестая веревка 40м была закреплена за вбитый стационарный шлямбурный крюк на седловине перевала в камне. Вышли все на перевал в 12.45. Седловина широкая, есть замерзшее озеро, тур слева от подъема.

Фото 129. Команда на перевале Молодых 2А

Фото 130. Вид на перевал Москвич с седловины перевала Молодых

Спуск по закрытому леднику, идем в двух связках. Первая три человека, вторая четыре. С двух сторон от седловины перевала видны свежие языки лавин. Крутой спуск до 45° по глубокому снегу в кошках, идем по линии падения воды и затем поворачиваем направо. Ступени держат хорошо. Берг засыпан снегом.

Фото 131. Спуск с перевала Молодых в связках

Проходим пологий участок ледника по центру, здесь трещин нет. Поворачиваем налево, не доходя до скал, и проходим следующую ступень ледника 25°. Есть трещины, которые обходим по мостам. В 14.10 окончательно закончили спуск и организовали перекус на небольшой моренной осыпи у подножия перевала Москвич.

Фото 132. Спуск с перевала Молодых к подножию перевала Москвич

Фото 133. Лариса Кудоярова

За час поднялись по кулуару на седловину перевала Москвич по средней и мелкой слежавшейся осыпи. Склон 400 метров крутизной до 35-40°. Седловина неширокая скальная расщелина, справа тур. С перевала хорошо просматривается перевал Молодых и долина Юнгура, в другую сторону сразу от седловины начинается ледник Гляциологов. Снег глубокий, бергшрунды засыпаны. Надеваем системы, кошки, связываемся и начинаем спуск по леднику уклоном 10°. Идем по следам предыдущей группы в направлении перевала Орбита. Местами видны засыпанные трещины, перешагиваем их.

Фото 134. Спуск с перевала Москвич в верхней части ледника Гляциологов

Фото 135. Прохождение трещин в средней части ледника Гляциологов

После перевала Орбита ледник поворачивает налево, сужается и крутизна его увеличивается до 20°. Стараемся держаться середины ледника. Справа ледник сильно изрезан. Трещины стараемся обходить по снежным мостам. В сложных местах попеременная страховка через ледоруб, местами переползаем по мостам. Снег раскис. Выходим на открытый ледник. Начался снег с дождем. На срединной морене снимаем кошки и развязываемся, продолжаем движение по камням, местами есть открытые трещины с ручьями. Здесь ледник расширяется, левая часть его обрывается крутым ледопадом, справа тоже изрезан, поэтому продолжаем движение по центру по морене. Перед самым окончанием ледника уходим с него на левобережную морену, вдоль ручья на границе ледника и морены доходим до конца ледника, к вытекающим с него разливам ручьев. Отсюда прекрасный вид на ледопад и ледовые гроты внутри тела ледника.

Фото 136. Ледник Гляциологов пройден. Группа на фоне ледовых гротов.

Моросить перестало. Перекусив конфетами Тимбукту, по камням перешли на правый берег ручья, и по берегу движемся в сторону леса. На камнях встречаем моренную смородину с ягодами. Пересекаем небольшой ручей справа, вытекающий с ледника перевала Шавла, выходим в лес, где на мху в кедраче в 19.30 поставили лагерь.

21.08.09

Утром пасмурно, дождь. Ждем в палатках погоды.

Фото 137. Досуг в непогоду

Часов в 10 начало проясняться. Собираемся и через час выходим. Идем по тропе среди зарослей березки. Перед скальными сбросами тропа уходит круто вниз к реке и местами теряется. Идем медленно, т к заросший склон мокрый от дождя, местами пересекаем завалы деревьев. Спустившись вниз к реке, выходим на хорошую тропу, которая видимо, спускалась прямо вдоль водопада. Понизу вдоль реки, обходим разделяющий гребень, который заканчивается нависающей каменной стеной. Не доходя до слияния рек мутной Левой Шавлы и чистой Правой Шавлы, тропа уходит направо по лесной зоне и выходит к бревнам для переправы двух рукавов Правой Шавлы. Для подстраховки прохождения по скользкому бревну по основному руслу используем веревку. Переправившись на правый берег, сразу вышли к хорошей оборудованной стоянке. Есть деревянный навес со столом. Ставим здесь лагерь. Основная техническая часть маршрута закончилась, можно и отдохнуть. Время 13.30. Сегодня отдыхаем и запланирована прогулка на Н-Шавлинское озеро.

Фото 138. Нижне-Шавлинское озеро. Вершины Красавица, Сказка и Мечта.

Фото 139. На поляне идолов

Шавлинские озера являются озерами моренно-завального типа. Нижнее Шавлинское озеро имеет длину 1,8 км до 500м шириной. Изюминкой этих мест является прекрасная панорама пиков Красавица, Сказка и Мечта. Правый берег Н-Шавлинского озера порос лесом. Здесь проходит тропа, и располагаются бивачные места. Левый берег представляет собой крутые осыпи и уходящие в воду скалы. Туристов в этом году на озере мало, всего три группы. Хотели у алтайцев купить что-нибудь из продуктов, но в местном магазине уже ничего нет, т к сезон через несколько дней они закрывают. Дали нам только соли и муки. Поэтому случаю вечером на плоском камне, походники увлеченно пекли лаваши, калачики, раскатывая тесто газовым баллоном.

Фото 140. Кулинары

22.08.09

Утром пасмурно. Не спеша, вышли в 11часов вниз по р. Шавле. По натоптанной конной тропе быстро дошли де слияния ее с Шабагой, встретив три заболоченных разлива Шавлы. Начался дождь. Продолжаем идти по тропе среди мокрых кустов, подрезая склон по лесу.

Фото 141. «Прострелянные» колобки

Дошли до стоянок у воды на Шабаге, дождь немного утих, натянули тент и вскипятили чай для перекуса. Попробовали немного посушиться у костра. После обеда продолжаем подниматься по левому берегу р. Шабаги на плато. Пересекаем, справа по ходу крупный левый приток ручей Ильтускан. После этого ручья тропа уходит в лес, набирает высоту и идет вдоль русла Шабаги, прямо у кромки воды, огибая прижим. По хорошей тропе поднимаемся на плато Ёштыкол, по камням проходим ручей, и ставим лагерь.

Время 19 часов. Снова моросит дождь. Натянули тент между двух палаток, где готовился ужин, и жарились «прострелянные» колобки. Рядом с нами поставили палатку двое новосибирцев, идущих на Шавлинское озеро.

Фото 142. Спуск по долине Шавлы

23.08.09

Утром пасмурно. Вышли в 9.30. По хорошей тропе, больше похожей на дорогу поднимаемся и проходим, заболоченное плато Ёштыкол и выходим к перевалу Орой, имеющий вид прохода между невысокими склонами. Седловина болотистая, в центре стоит сложенная из камней пирамида – обо, откуда торчит палка, увешенная маленькими цветными ленточками. Один шутник видимо за неимением ленточки решил повесить красную каску.

Фото 143. На перевале Орой

Фотографируемся и идем дальше по дороге мимо скального останца до ручья Орой. Появилась мобильная связь (Билайн).

Местность в верховьях ручья представляет собой обширные травянистые холмы. Позвонив таксистам в Акташ, идем дальше по грунтовой тракторной дороге через все урочище Ештыкол и спускаемся к реке Маашей. С плато открылся вид на язык ледника Маашей, но вершины Маашей-баши и Карагем-баши были закрыты тучами.

Фото 144. Вид на ледник Маашей с плато Ештыкол

Хотели приготовить чай на ручье Карасу, но он оказалось, высох. Спуск к реке Маашей идет по крутому серпантину дороги. Есть тропа, напрямую спускающаяся к реке. Встретили группу из Вильнюса. К 17 часам, спустившись с травянистой террасы, вышли к мосту через р. Чуя после слияния рек Маашей и Чуя.

Фото 145. Слияние рек Чуи и Маашей

После моста начинается Мажойский каскад. На поляне перед мостом есть лагеря туристов. Новосибирская группа водников из клуба «Сплав» гостеприимно угостила нас чаем и свежезаваренном кофе. Погода разъяснилась. Отдохнув, продолжили дальше путь вверх по Чуе до заброшенной плотины, финишной точки нашего маршрута. Рядом проходит Чуйский тракт. Здесь на поляне еще раз позвонили таксистам, сказав, что мы вышли к трассе. Время полдевятого вечера. Через полчаса на двух машинах отправились до ж/д вокзала в Бийск. По пути заехали на погранзаставу в Акташ, отдали наш пропуск.

24.08.09

В три часа ночи приехали в Бийск на вокзал. Вокзал открывается в 5 утра. Автовокзал в 6ч. Оказалось, что поезд до Томска ходит по нечетным дням, поэтому купили билет на автобус до Барнаула. В Барнауле в кафе пообедали вкусно, отметив день рождение Алексея Ламанова. Далее разъезжаемся по домам, Леша Лашин взял билет до Рубцовска, Антон в Казахстан, а мы оставшиеся взяли билет до Томска.

Вес продуктов (из расчета 490г/чел в день)

93.896кг

Общественное снаряжение и продукты

144.976кг

Личное снаряжение и одежда

15.570кг

Стартовый вес (средний, полный)

33.692кг

Стартовый вес, женщина

25.000кг

Стартовый вес, мужчина

36.590кг

4.11. Итоги, выводы, рекомендации.

Считаем, что поход удался. Знакомство с двумя прекрасными районами оставило неизгладимые впечатления среди участников маршрута. В целом, нами пройдено 6 перевалов и около 280км. Нестандартность маршрута сделала его особенно ценным для участников, которые смогли ознакомиться сразу с двумя районами Алтая: Катунским и Чуйским. Получен опыт при прохождении различных видов рельефа перевалов 1Б и 2А (осыпные, снежно-ледовые, прохождение в связках по ледникам, распутывание трещин, скальные участки, прохождение по перилам…), организация переправ и прохождение бродов через горные реки. Основную проблему в планировании нитки маршрута в данном районе представляет необходимость найти оптимальное соотношение между силами участников, протяженностью маршрута и весом необходимого снаряжения. Линейный маршрут большой протяженности, нет возможности сделать заброску, поэтому такие путешествия требуют большой физической силы, т.к. приходится весь необходимый груз нести c собой. Облегчен вес рюкзаков за счет уменьшения веса рациона питания. Раскладка продуктов на 490г считается сверхлегкой, но недостатка в калорийности не ощущалось фактически до выхода, хотя растущий аппетит давал о себе знать. Хорошо дополняли рацион растущие в долинах грибы, ягоды и шишки. Во время похода выяснилось, что один участник из команды вегетарианец, это усложнило процесс приготовления пищи. Для таких участников необходима отдельная раскладка, чтобы не озадачивать других участников перекраиванием рациона непосредственно на маршруте.

Большая протяженность маршрута, длительные перегоны между районами и плотный график хорошо изматывают, поэтому необходимы дневки или полудневки, чтобы восстановить силы.

Команда была сборная из Северского клуба Янтарь и трех разных факультетов клуба ТАКТ г. Томска. Несмотря на это психологический климат был в походе хороший, что особенно важно для прохождения сложных маршрутов.

Год характерен обилием снега на перевалах и ледниках и малым количеством воды в реках.

Пройденный нами перевал Терешковой при прохождении оценен нами, как хорошая 2А. Перевал интересен и советуем его включать в маршруты, норекомендуем в классификаторе поставить 1Б*, чтобы не было ЧП с группами 2к. с.

4.13.2. Координаты основных точек по маршруту.

Значения координат даны в градусах и их десятичных долях, высота в метрах.

п/п

пос. Тюнгур, турбаза «Высотник», обед

N50 15.665 E86 30.568

01-AUG-09 14:50:12

Мост через р. Кучерла за поселком

N50 13.047 E86 32.054

N49 94.281 E86 45.517

1940

04-AUG-09 15:45:23

Последние стоянки в лесной зоне в цирке пер. Каратюрек

N49 93.977 E86 46.405

Седловина пер. Титова 2А

N49 83.488 E86 60.783

08-AUG-09 17:48:28

Спуск с перевала Титова до подножия

N49 83.661 E86 60.957

Цирк пер.Терешковой, ночевка 17 на мореном озере

N50 01.088 E87 43.404

18-AUG-09 10:15:11

Начало подъема на перевал под ледником

N50 00.920 E87 42.260

Озеро Юнгур

N50 02.060 E87 39.050

19-AUG-09 12:13:58

Цирк перевала Молодых, выход на ледник

N50 03.627 E87 41.511

19-AUG-09 14:28:07

Выход с ледника на морену под перевалом

N50 04.233 E87 41.639

Перевал Москвич 1Б, седловина

N50 05.528 E87 40.263

20-AUG-09 17:52:37

Выход на срединную морену ледника Гляциологов

N50 08.038 E87 40.246

Долина реки Шабага, обед 22 на стоянках на р. Шабага перед слияния с р. Шавла

N50 18.619 E87 36.245

22-AUG-09 17:51:26

Переправа через левый приток руч. Ильтускан