Руководитель: К.Голубев, С.Петербург

Отчет о горном походе 5 к.с. по Ц.Кавказу летом 2014. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

9 день (04.08.)

Ледник Джайлык–пер. Седло Чегема (2Б, 3972) -р. Малый Чегем

Погода:tу= +7грС, ветер 3 м/с, ясно, без осадков

tд= +20грС, ветра нет, ясно, без осадков

tв= +18грС, ветра нет, переменная облачность, без осадков

Подъем в 4-00. Вышли в 5-40. Пошли на Юг к верёвкам, которые повесили накануне, по сделанным ступенькам. Подъем 25-30°. Шли в кошках, за 40 минут дошли до верёвок. Далее стали подниматься по ним. Преодолели берг. Поднимались вертикально, чуть -чуть забирая вправо, между двух каменных островков. Все верёвки были провешены, через станции на трёх бурах с компенсационной петлёй. На 8-ой верёвке лёд закончился, был глубокий снег. Делали станции на 2-х ледорубах, таким образом прошли ещё 2 верёвки и вышли к огромному бергу (5 м высотой). В нем нашли лёд, и смогли сделать нормальную станцию. Далее шли на запад (направо), обходя бергшрунд. Шли траверсом 30 метров, затем вертикально вверх. ещё через одну верёвку подошли к очередному бергу (3 м высотой). Под ним было мало места, поэтому собирались на станции по три человека. На стене берга повесили станцию. Сначала пошли траверсом 5 метров и затем чётко вертикально наверх. И там через 40 м. вышли на перевал. Всего повесили 13 верёвок. На перевале в 12-40.Сняли записку группы туристов федерации спортивного туризма Республики Мордовия 2013 года. Спускались по кулуару (30-35 °), повесили 4 верёвки. Сначала шли по левой стороне, потом на последней перешли на другую сторону кулуара и сняли кошки. Далее спускались до ледника плотной группой по мелкой осыпи, в самом конце по большим камням. Внизу сделали привал в 16-30. Кулуар плохой, станции вешать было некуда, места находили с трудом. Далее спускались левым по ходу движения бортом долины. На морену забираться не стали. Лбы обошли слева, шли 50 м по очень живым камням. Далее подошли к очередным лбам, стали спускаться по самому левому кулуару, повесили одну верёвку. Спустились к ручью и через 400 м стали ставить лагерь. В лагере 18-30. Из лагеря увидели, что спускаться, похоже, нужно было прямо по ручью.

1436 метров

Фото 10.16 Спуск у водопада

Фото 10.15 Вид на лбы

Фото 10.17 В лагере

10 день (05.08.)

р. Малый Чегем –ледник Башиль

Погода:tу= +2грС, ветер 4 м/с, облачно, без осадков

tд= +25грС, ветра нет, облачно, без осадков

tв= +10грС,дождь, град, ветер 2м/с, облачно

Подъем в 6-00. Вышли в 7-40.Шли по левому берегу р. Мал. Чегем. Через 500 м переправились на правый берег. Подошли к водопаду стали спускаться 50 м правее водопада по кулуару. Повесили 1 верёвку. Далее спускались траверсируя склон, чуть вправо. Склон доходил до 40 гр. До реки Башильазусу добрались к 10-30. Далее шли правым берегом по еле заметной тропе, дошли почти до ледника. Перед ледником был разлив реки, его пересекли в тапочках. Ширина 40 м, было несколько ручьёв. Далее поднялись на левобережную морену. Далее шли по тропе по гребню морены. Морена была очень острая. По ней дошли до водопада. У водопада пересекли ручей по камням. Тропа идёт по самому краю. Если морена ещё обвалится, здесь будет не пройти. Обойдя скалу, тропа стала подниматься серпантином (угол 30 гр) В 14-30 вышли к Лычатским ночёвкам. После обеда вышли на морену и по ней пошли к перевалу. . Через 100 м морена закончилась, далее шли по крупным камням не сбрасывая высоту. Ещё через 400м вышли на открытый ледник и шли по нему. Через 500 м ледник стал с большими трещинами. Вышли на левый снежник и так по нему шли до цирка перевала Бодорку. В цирке на снегу и встали на ночёвку. В лагере 18-30.

1445 метров

10 часов 50 минут

8 часа 50 минут

11 км

43° 9"41.47"С

42°55"23.06"В

Фото 10.1. Обзор выхода на ледник Башиль

Фото 10.2. Обзор спуска на р.Башильазусу

11 день (06.08.)

ледник Башиль –пер. Бодорку (2Б, 3993м) –р. Кулаксу

Погода:tу= +12грС, ветра нет, ясно, без осадков

tд= +18грС, ветра нет, облачно, град, дождь

tв= +14грС, ветра нет, пасмурно, дождь

В обход основного ледопада, левее скального ребра, по леднику крутизной 25-30 градусов поднимаемся под бергшрунд. Для преодоления бергшрунда повесили 1 верёвку. Склон 35-40 градусов – выход на вершину скального ребра (движение первого без рюкзака). 40 минут движение в сторону перев. Бодорку по склону крутизной 35-40 градусов в связках.

Не широкая скально-снежная седловина. Возможна постановка 1-2 палаток. В одну сторону открывается вид на в. Ушба, в другую (на спуск) – в. Кулак-Тау.

Спуск с перевала. 4 верёвки, закреплённые на скалах, по снежно-ледовому склону, внизу подрезанному небольшим бергшрундом. Преодоление бергшрунда по снежному мосту. Скалы сухие, не камнеопасные. Движение в связках по закрытому леднику по центру верхнего плато (30 мин.) в направлении вершины Кулак. Ввиду большой камнеопасности пути под склонами в. Кулак, вышли правее, на ледопад. Лавируя между трещинами вышли на крутые сбросы верхней ступени ледопада. Повесили 3 верёвки на ледовых крючьях. На перевале сняли записку группы туристов из города Москвы 2013 года. Спуск по широкому кулуару между бараньими лбами и склонами в. Кулак по средней и крупной осыпи вдоль ручья 20 мин. (в обход нижней ступени ледопада). Далее по крупной осыпи и конгломератному склону выход к Турьему озеру 20 мин.

Внимание, на протяжении всего спуска вдоль 1 и 2 ступеней ледопада сохраняется высокая камнеопасность со склонов в. Кулак-Тау.

Спуск по тропе до погранпоста под в. Каратюбэ 20 мин.

1943 метров

Фото 11.5. Первая часть спуска

Фото 11.6. Выход с ледника

Фото 11.7. Выход на траву

12 день (07.08.)

р. Кулаксу –р. Тютюргу

Погода:tу= +8грС, ветер 2 м/с, ясно, без осадков

tд= +27грС, ветра нет, переменная облачность, без осадков

tв= +7грС, ветер 2м/с, облачно

В 6-00 нас подняли пограничники. Пришлось под дождём показывать им документы. Решили, что хватит лежать и надо идти дальше. Собрались и пошли вдоль реки назад к перевалу, в надежде найти переправу. Перешли реку вброд, в том месте где река разошлась на три рукава, глубина реки 50 см. Далее шли по тропе. Встретили пограничников. Нас опять проверили. Тропа периодически пропадала. Так спустились до р. Тютюргу. Нашли навес и минеральные источники. Там отдохнули. Затем до. Тютюргу переходили вброд, все равно уже были сырые, но в принципе правее метров на 100 можно было перейти по мостикам. В районе этих мостов и встали на обед, чтобы погреться, посушиться, отдохнуть. Пока обедали, часть группы сходила за заброской.

От места обеда перешли две реки по двум мостам. Сразу за вторым подвесным мостом начинается тропа налево наверх 15 гр. Тропа периодически исчезла шли по камням и по кустам. За два перехода подошли к началу ледника. Забрались на ледник на правый борт по конгломератному склону 20 мин 30 гр. Далее по камням в сторону бараньих лбов, за 1 час добрались на них. Далее поднимались по средним камням вдоль ручья (30 гр). Потом шли по леднику, покрытому мелкими камнями. Шли без кошек. Затем по левобережной морене дошли до перевала Спортивной дружбы. Затем тронулись дальше в сторону торчащей скалы. Сначала шли по камням, потом стали подниматься по каменной осыпи 25 гр 400м, вышли на снежник с трещинами. Одели кошки и связались, стали лезть наверх 30 гр. Шли по леднику обходя трещины, через 500 м вышли на снег и по нему пройдя метров 150 вышли в мульду. Там и поставили лагерь в 19-30.

1727 метров

12 часов

9 часов 30 минут

18 км

43° 7"0.73"С

43° 1"43.55"В

Фото 12.1. Долина реки Тютюргу

Фото 12.2. Подъём на ледник Шаурту

13 день (08.08.)

ледник Шаурту –пер. В. Ортокара (3А, 4245м) –ледник Кель

Погода:tу= +12грС, ветра нет, пасмурно, без осадков

tд= +14грС, ветер 3-4 м/с, пасмурно, без осадков, туман

tв= +16грС, ветер 3-4 м/с, ясно, без осадков

Подъем в 4-00. Вышли в 5-00. Сразу одели кошки, связались и пошли по леднику в сторону перевала. Шли левым краем ледника в сторону выдающихся скал на середине ледника. Между двух этих скал по закрытому леднику мы планировали подниматься. Шли по снегу глубиной 15 см, обходя трещины, подходя к скалам обошли бергшрунд. Два раза был крутой подъем до 35 гр, по 50 и 100 метров. У подножья скал был большой бергшрунд, на его нижнюю часть забрались по глубокому снегу до 30 см. Отсюда в 6-00 начали провешивать верёвки. Первая пошла влево в обход бергшрунда и потом налево вверх. Страховочные перила крепили на ледорубах и камнях. Первый шёл без рюкзака. Затем ещё две верёвки пошли вдоль левого края скал. За 3 верёвки поднялись на скалы. Далее прошли опять же влево (почти траверсом), обходя большой пупырь (но можно было подняться и на него, по правому краю, но очень круто). За 4 верёвки подошли к крутому подъёму до 40 гр. Далее обходим этот участок. Идём влево траверсом. (30 метровый участок 50 гр). Обойдя это крутой участок, пошли наверх вертикально. Повесили 2 верёвки, льда не было, крепили на ледорубах. В конце второй верёвки подошли к бергшрунду в его глубине нашли лёд, на нем сделали отличную станцию. Затем ещё одна верёвка, опять влево, и, траверсом в обход бергшрунда (20м) и наверх вертикально, льда опять не было, а был 40 см снег, ещё одна верёвка и мы подошли к снежной скале. Снова обходим её слева, но лучше было бы справа, так как наверху, слева были большие разломы и там не пройти, пришлось как бы вернуться по верху назад. Все эти разломы преодолевали справа, идя по гребню трещин, чуть спустились и налево к бергу, там нашли лёд сделали станцию (это две верёвки). Берг преодолевали в лоб (угол 80гр, 8 м). Далее подъем выполаживается до 25 гр. Льда нет, шли по снегу, плюс ещё одна верёвка и мы на перевале. На перевал взошли в 16-00. Сняли записку группы туристов ТК Вестра 2014 года. Спуск начали в 16-30. Спускались по снегу, первые две верёвки повесили вдоль левого края снежника. Шли по снегу глубиной 10 см. Верёвки вешали на скалах, затем перешли на правый борт, повесили ещё две, далее уходим опять на левый, с промежуточной точкой по середине на скалах. Седьмая пошла вдоль скал левого борта, восьмая траверсом уходим направо, далее две верёвки вниз, шли прямо по скалам. Одиннадцатая верёвка выходит на снег крепим все на ледорубах, и далее ещё 3 верёвки прямо вниз по снегу. Поставили наблюдающего, за летящими камнями. В конце последней преодолели бергшрунд, небольшой. Спустились в 20-00. Далее связались и идём в сторону пер. Кель и под ним в 20-30 встаём на ночлег. Итого наверх повесили 17 верёвок, вниз 14.

1300 метров

Фото 13.20. Спуск с перевала

Фото 13.21. Идём по камням

Фото 13.22. Схема спуска

14 день (09.08.)

ледник Кель –ледник Безенги

Погода:tу= +15грС, ветра нет, ясно, без осадков

tд= +22грС, ветра нет, облачно, туман

tв= +14грС, ветра нет, пасмурно, дождь

Подъем в 8-00. Вышли в 10-40. Спускались по снежнику ледника Кель. Дойдя до обрывов в л. Безенги, нашли тропу, которая шла по левой морене. Тропа местами очень острая и крутая, шли ну очень аккуратно. Потом спустились на ледник и стали его пересекать. При выходе с ледника были большие разломы, которые, впрочем, легко преодолели. По середины ледника есть морена, на ней мы отдохнули. Далее шли по леднику, в сторону водопада. Пересекли несколько речек, достаточно широких. С ледника вышли на морену у водопада, там была тропа, по ней дошли до стоянок, 2 раза пересекли ручей. Угол подъёма 30 гр. В лагере в 12-40.

928 метров

Фото 14.1. Обзор спуска предыдущего дня

Фото 14.2. Вид на лагерь

Фото 14.3. Лагерь

15 день (10.08.)

ледник Безенги –ледник Селлы

Погода:tу= +15грС, ветра нет, малооблачно, без осадков

tд= +20грС, ветер 3 м/с, пасмурно, без осадков

tв= +16грС, ветра нет, малооблачно, без осадков

Подъем в 5-00. Вышли в 6-45. Пошли по гребню морены, шли до её окончания, дошли к концу морены в 7-40. Далее повернули налево, на хребет, туда шла хорошо натоптанная тропа. До хижины Джанги-кош дошли в 8-11. От хижины шла тропа к л. Селлы. Мы пошли по ней (30гр). Забрались на морену и далее по ней по тропе. Тропа иногда исчезает, идёт по камням. Через 80 мин. подошли к леднику. На него забрались тоже по левому борту (35 гр). Под камнями был лёд, поэтому камни скользили. Далее нашли несколько чистых снежников и пошли по ним. До лагеря поднимались левым бортом долины. В конце вышли на морену и по ней шли пока она не закончилась. Когда она закончилась, встали на ночлег в 12-50. После обеда пошли провесили 3 верёвки на завтрашний подъём. На то ушло 2 часа 20 мин. В лагере в 17-30.

1000 метров

Фото 15.4. Вид на перевал

Фото 15.5. Провешиваем верёвки

Фото 15.6 . Вешаем верёвки

16 день (11.08.)

ледник Селлы –пер. Селлы (3А, 4449) –пер. Спартак (2А,4110м) –ледник Башхаауз

Погода:tу= -2грС, ветер до 6 м/с, пасмурно, снег

tд= +19грС, ветра нет, переменная облачность, без осадков

tв= +20грС, ветра нет, переменная облачность, временами дождь

Хотели встать в 4-00, но пошёл снег, поэтому сидели, ждали окно. Вышли в 8-25. Снег засыпал наши следы, которые мы оставили в предыдущий день. Но мы пытались идти по следам и, не потерять их. Верёвки тоже засыпало, только торчащий ледоруб помог их найти. К 9-40 прошли три верёвки (35 гр), которые повесили накануне. Далее шли в связках, через 200м подошли к огромному бергу, и стали обходить его справа. Повесили ещё одну верёвку (30м, 50гр). Далее опять в связках. Чтобы не преодолевать ещё один берг полезли вертикально вверх вправо на скалы. Как бы выходя на перевал по дуге. На перевале в 11-35. Сняли записку группы Ростовского Государственного Университета 2014 года. На перевале был карниз. Спуск с перевала по снежнику. Вниз повесили 2 верёвки вдоль скал, закрепляли на скалах, ещё две на ледобурах. Затем пересекли снежный кулуар, в сторону перевала Спартак, вешаем две верёвки. Последняя пересекает бергшрунд. Далее идём в связках, много трещин, лавируем среди них. снег до 30 см. В одном месте находим лёд, по нему спускаемся в яму (повесили перила) 23 м. Далее идём в связках, траверсом на пер. Спартак. Выходим на него чуть выше и спускаемся на него. на перевале в 16-10. Спуск с перевала сначала по осыпи, вниз и вправо. Внизу был бергшрунд, аккуратно его переходим. Затем, опять в связках идём по левой стороне цирка, снег 20 см. Подойдя к окончанию снежника, понимаем, что спускаться по левой стороне долго и муторно, поэтому идём на правую сторону к пер. МВТУ и там в связках и в кошках идём по льду. Трещины есть, но они легко проходятся, правым бортом. Когда склон выполаживается до 25 гр. начали идти без связок, но в кошках. Выходим на левую морену, потом преодолеваем ещё две и встаём на ночлег в 18-00

1637 метров

Фото 16.26. Спуск с пер. Спартак

Фото 16.27. Спуск с пер. Спартак

Фото 16.28. Выход на камни

17 день (12.08.)

ледник Башхаауз –р. Карасу

Погода:tу= +20грС, ветра нет, ясно, без осадков

tд= +22грС, ветра нет, облачно, без осадков

tв= +21грС, ветра нет, пасмурно, без осадков

Подъем в 5-00. Вышли в 6-30. Спустились на ледник, вышли на центральную часть, прошли 200м, повернули налево к морене. лёд был сильно наломан, одели кошки стали искать спуск с ледника к левому берегу. Вышли со льда и залезли на морену. За ней было прекрасное озеро. далее шли по морене, когда она закончилась, через скалы перелезли в карман, там было ещё одно озеро и отличные стоянки. Дошли до ручья, пересекли его и пошли вниз по левой стороне ручья. (25-30гр). Дошли до водопадов плотной группой спустились на ледник по конгломератному склону. Далее шли по леднику в левую часть долины. Вышли на разломы. Стали пробираться сквозь них, шли долго, сильно петляя. Когда подошли к ручью, текущему с л. Айлама, пересекли его по верху. В одном месте пришлось прыгать через глубокую трещину. Ледник ломается и осыпается с сильным грохотом. Затем по правому берегу спускались вдоль ручья. Сделали обед в 13-30. В 14-50 пошли дальше вдоль левого берега р. Дыхсу. Иногда встречали турики, ну очень редко. Фактически тропы не было. Первые два часа шли достаточно бодро, кусты были ещё маленькие, было много камней. Шли где-то около 70 м от берега. Рядом с рекой было не пройти. Потом пошли густые кусты. Тропа встречалась крайне редко, что нас задержало очень сильно. Шли вдоль реки, иногда поднимались на 50-70 м вверх, в одном месте даже прошли по снежнику. В 20-30, наконец, увидели табличку пограничную и очень обрадовались и уже дальше по хорошей тропе дошли до Карасу там и встали в 21-00.

1529 метров

Фото 17.1. Обзор спуска

Фото 17.2. Продолжаем спуск

Фото 17.р.Дыхсу.

18 день (13.08.)

р. Карасу –р. Черек-Балкарский –п. Верхняя Балкария

Погода:tу= +8грС, ветер 2 м/с, ясно, без осадков

tд= +27грС, ветра нет, переменная облачность, без осадков

tв= +7грС, ветер 2м/с, облачно

Подъем в 6-00. Вышли в 8-00. Через р. Карасу переправиться не удалось. Мостов не было, тросы оборвались. Вернулись обратно к пограничной табличке, перешли р. Дыхсу. Далее шли по тропе. Она хороша видна и каких-то проблем не было. Перешли несколько мостов, через боковые притоки р. Черек-Балкарского. Некоторые мосты совсем хлипкие. Около 14-00 проходили ещё одни остатки моста через р. Черек-Балкарский. Его снесло зимой. В общем шли мы правым берегом реки до пограничников и, у заставы нашли отличный мост, подвесной. Там у нас проверили документы. К заставе подошли к 14-30. Бежали очень быстро так как надвигался грозовой дождь. От заставы смогли уйти только в 15-15. Начинал потихоньку накрапывать дождик. Решили уехать в г. Нальчик, чтобы отдохнуть и высушиться. По совету продавщицы в магазине прошли почти всю Верхнюю Балкарию, там и нашли газель, которая всего за 2600 доставила нас в г. Нальчик.

1694 метров

7 часов 30 минут

5 часов 50 минут

23,5 км

Фото 17.2. Мост через р. Дыхсу.

Фото 17.Слияние р. Дыхсу и р. Карасу.

4. Выводы

Группа под руководством Голубева Константина Александровича прошла по маршруту:

г. Санкт-Петербург –н/п В. Баксан –а/л Уллу-Тау –л. Зап. Джайлык –пер. ТЮТЮ(2Б,4179) –л. Тютю –пер. Килар (1Б,3915) –пер. Прямой(1Б,3588)–л. Джайлык –пер. Седло Чегема(2Б,3956) –д. р. М. Чегем –л. Башиль –пер. Бодорку(2Б,3993) –р. Кулаксу –л. Шаурту –пер. В. Ортокара (3А,4245) –л. Кель –хиж. Джанкикош –пер. Селлы(3А,4449) –пер. Спартак(2А,4110) –л. Башхаауз –д. р. Дыхсу –д. р. Черек-Балкарский –н/п В. Балкария –г. Минеральные Воды –г. Санкт-Петербург

В группе было 8 человек, прошедших весь маршрут полностью и ещё один участник, а именно Макаров Дмитрий Михайлович покинул группу в альплагере Чегем. Сошёл с маршрута по причине плохого самочувствия.

Всего было взято 8 перевалов:

· 2 перевала категории 3А

· 2 перевала категории 2Б

· 2 перевал категории 2А

· 2 перевала категории 1Б

Группой пройдено 162,8 кмчто соответствует походу 5 категории сложности

Маршрут похода является технически сложным и может быть рекомендован группам, хорошо подготовленным как технически, так и физически. Особенное внимание следует обратить на следующие моменты:

1. Маршрут был линейным.

2. Почти весь поход была переменчивая погода – из-за неблагоприятных погодных условий маршрут был изменён.