Автор: Андрей Борисов, Нижний Новгород

Когда молятся гиды

Обычно молиться многие начинают тогда, когда становится очень страшно. Во время этого похода на гору были моменты, когда мне было действительно страшно.

В этом году Белуха была сама не своя. Погода менялась очень быстро. Например, в середине июля начинал сыпать снег на озере и на Томских стоянках, а спустя неделю таяло все, что нападало. В целом для гор такие перепады погоды – норма, но на этот раз даже старожилы горы были удивлены.

Когда мы пришли с третьей группой на томские стоянки, гора встретила нас камнепадами. Мы шли по Аккемскому леднику, а вокруг раздавался непрекращающийся грохот. Чем ближе к горе, тем громче звук камнепада. С сухим звуком вытаявшие на солнце камни катились по склонам, набирая скорость. С каждой скальной полочки выпрыгивали вращающиеся снаряды, и, ударяясь о следующую, взрывались пылью, собирая с собой еще несколько отколовшихся кусков.

Уже к середине полуторакилометровых склонов это уже была настоящая канонада. По склонам летели камни с неестественно большой скоростью. Они врезались в снег, лед, скалы, образуя приличных размеров воронки. Смотришь на гору, а ощущение, что попал на арену боевых действий.

С мыслями о сражениях мы подходили к Томским стоянкам.

Для ледовых занятий горы подарили нам отличную погоду: светило солнце и дул легкий ветер. Было нежарко. После ночи, проведённой на шквальном ветру под звук падающих скал, это был буквально день отдыха. Сыпать не переставало, и постепенно все привыкли к грохоту. Но вскоре опасность прошла невероятно близко от моих ребят.

Ближайшей ночью предстояло выдвинуться с Томских стоянок на место штурмового лагеря. Нужно было забраться на перевал Делоне, и потом ввязаться в связки и идти по ледникам. Помня про камни, мы решили выйти раньше: первая группа выходила в 3:30, мы же выдвигались в 4:00. Утро было хорошее, слегка морозное, небо чистое, – погода идеальная, одним словом.

Все не заладилось с опоздания. Перед нами должна была идти группа посторонних туристов, они пришли позже на час, потом еще задержались на подъеме. Когда начали подъем мы, задержка была еще не критичной, но времени уже было потрачено много. Неожиданно сверху раздалась команда: КАМЕНЬ! И я увидел, как справа от веревок, набирая скорость, летит булыжник размером с мяч, и летит он прямо в Лешу, участника моей группы. Леша, молодец, быстро среагировал и увернулся. Это было только начало приключений, и я чувствовал это очень ярко.

Я шел лидером, вся остальная группа двигалась по перилам за мной. К 8 утра я стоял на предпоследней станции, а вся моя группа постепенно двигалась по веревкам вверх. Но в момент, когда замыкающий уже прошел первую веревку, рядом со мной раздался необычный шум я повернулся на него и увидел, как со скал слева начинает скользить.… Это даже камнем не назовешь, это был булыжник размером с микроавтобус. Он скользил по льду, собирая с собой множество камней поменьше.

Я выдавил из себя: «КАМЕНЬ!»,- и крик комом встал в горле. Я стоял наверху и ничего не мог сделать, ведь начало камнепада было на моем уровне. Оставалось только наблюдать, как десятки тонн камня со скоростью паровоза проносятся мимо моих ребят. Все, кто мог, отошли вбок насколько позволяла веревка. В этот момент я молился. А что еще было делать? Ощущение было, будто я бегаю вдоль веревок и руками отбиваю камни от людей.
Было очень страшно. Не потому что камни сыплются, нет. Просто, когда ты стоишь в самом безопасном месте и ничего не можешь сделать, - вот это страшно.

Спустя несколько дней мы спускались вниз. Тот же перевал Делоне, те же веревки, те же станции. Те же камнепады. Я спустился вниз и ждал группу под бергшрундом. Взгляд – на склон: лишь бы ничего не посыпалось…

Ко мне спускается Рома, любитель военной американской формы. Выстегивается из веревки и счастливыми, предощущающими окончание мучений глазами смотрит на меня. А я вижу, как за его спиной прямо в него катится камушек. По команде Рома, не глядя, наклоняется в трещину. Камушек размером с кулак чиркает по клапану его рюкзака и улетает дальше в снег. Рома говорит несколько уместных ругательств и решает быстро идти отсюда.

Мне становится холодно, начинаю притопывать на месте. Включаю музыку в телефоне – играет Led Zeppelin – stairway to heaven. До низа доходит Леша, друг Ромы. Он не любит военную форму американцев. Но окончанию мучений тоже очень рад. На него ничего не свалилось. Зато свалилось на меня: со скал начинает сыпаться груда камней, небольших, но уверенно набирающих скорость. Они сыплются пучком, и я решаю быстро отойти в сторону. Не успеваю сделать и один шаг, как вся эта груда цепляется за что-то и веером рассыпается по склону, перекрывая мои пути отхода. Здесь не страшно, просто нервы сплетаются в канаты - мне остаётся только увернуться от каждого камня. Первый оставляю слева и сразу подныриваю по второй. Третий и четвертый летят также мимо. Сразу согрелся!

....Замыкающий участник без происшествий спустился вниз, и вместе мы побежали на Томские стоянки. А я все думал, что не зря много играл в Subway Surf на телефоне.

Гиды не молятся

Гиды грамотно выбирают путь. На перевал Делоне есть абсолютно безопасный с точки зрения камнепадов путь. Не хрен к скалам жаться, когда все вокруг потаяло. И не хрен музыку на маршруте слушать.