Автор: Дмитрий Раевский, Москва

Восхождение на Эльбрус.
Часть 1

Зачем ходим?

Весенние праздники решено провести на Эльбрусе!

Первый состав в пять человек очень быстро вырос до семнадцати: всем почему-то хотелось в день 8 марта оказаться подальше от дома. Сразу скажу, что мужчин и женщин примерно поровну, то есть не бегство от домашних. Скорее бегство от застолий, суеты вокруг еды и выбора цветов, бегство от привычных и уже поднадоевших форматов обывательской жизни.

Вообще стало модным вести спортивный образ жизни. Это когда у тебя всегда всё болит, а иногда ты ну оочень над собой издеваешься и становится ну совсеем трудно, да так, что думаешь: «зачем я тут?!». Но вскоре радость преодоления покрыет собой все перипетии и трудности, и, как солнце вырастая во внутреннем мире, освещает жизнь и делая её сочно-солнечной, сметая всю пыль обыденности.

Лично мне такое дают только горы... Да и многим другим тоже!
Этим летом в горах Алтая познакомился с предпринимателем из Татарстана - классным парнем. Он с семьей прилетел на вертолете на Аккем (в этом году стали летать небольшие частные вертолеты: цена полета на 4 человека - 28 тыс. руб. в одну сторону, что очень терпимо). Семью оставил на Аккеме, а сам совершил восхождение на вершину.

Мы сидели вечером в домике на Томских стоянках (высота 3100), у подножия Белухи и неспешно разговаривали «за жизнь». Главный вопрос всех альпинистов, который они задают себе и другим – зачем ходите. Ведь каждый ходит за чем-то своим.

Он ответил просто: «после гор, пол года живёшь полной жизнью, ресурсов хватает, а когда они заканчиваются - снова в горы». Мы стали обсуждать, что такое жить полной жизнью. Сошлись во мнении, что это когда хватает сил разума и души не скатываться в раздражение, радоваться каждому дню и вести достойную жизнь, как бы подсвеченную изнутри добрым светом.

Понятно, что каждый свет должен иметь свой источник энергии.
И вот горы как раз такой и есть. Он как лучшее средство от депрессий и усталости от мира, от всего этого спуда болезней души и тела, которыми сейчас так заражён мир.

Но для меня есть нечто большее в горах.
Чем ближе к вершине тем ярче горит ощущение, что ты возвращаешься домой.

А на склонах возле пика ощущение, что ты дома, как блудный сын вернулся в свою истинную обитель. Это чувство не покидает. И тут понимаешь смысл слов песни Высоцкого: "возвращаемся мы - просто некуда деться!".
И действительно, жить в горах - не самое лучшее решение для современного человека. Но бывать в них несколько раз в год - вполне возможно.

Дорожные джигиты

Итак, мы выехали из Ростова-на-Дону в районе 11 утра и к 20 были уже в Терсколе, это небольшой курортный посёлок с гостиницами в 3 км от канатки. Дорога была замечательна двумя моментами.
Во-первых, после пяти вечера появились горы, и стало радостно от них.

А во-вторых, местные джигиты на дорогах лихачили так, что страшно было ехать. Если вы видите, что навстречу вам по вашей полосе бешено несется машина вам в лоб и сворачивать не собирается, это нормально, местные джигиты так соревнуются у кого адреналина и тестостерона в крови больше.
Гайцы стоят на каждом шагу, но это не спасает. Никто не уступает дорогу, культура вождения на уровне африканской отсталой страны, невзирая на разметку и знаки: их просто не замечают.

Когда стемнело, этот хаос встречных фар заставил нас жаться к правой обочине: местные уже привыкли разъезжаться в последнюю секунду - мы видели несколько аварийных ситуаций, которые не стали авариями по чистой случайности. Но сами мы в таком положении оказаться не хотели.

Когда появился знак «Эльбрус 111 км», машин сразу стало меньше, а те, что были, стали ехать как-то осторожнее. Наверное, джигиты больше в городах живут, а горцы более спокойны и размеренны, ожидают серпантинов, которые, кстати, тут же и появились. Сразу вспомнилась мелодия из кинофильма «Кавказская пленница», когда Шурик по дороге на ослике ехал.
Хочется тут побывать днем, увидеть эту красоту не в свете подслеповатых фар.

О снаряжении, акклиматизации и люстре

Терскол встретил нас огнями гостиниц, в одной из них мы и остановились. Совковый сервис и очень скромные цены. Сразу же уснули и спали как убитые, всё-таки высота 2100 и акклиматизация уже началась.

Проснулись в семь утра попить (очень важно много пить чтобы акклиматизация наступила быстрее), туалет и снова спать. В девять подъём, завтрак и авангард в горы на подъемник и сразу на 3800 а я пишу эти впечатления пока они ещё свежи.

Итак, снаряга.

Кто-то думает, что она обязательно должна быть дорогой. Даже есть мнение, что в горах главное это вес, и лёгкая и надёжная - значит дорогая. Это правда личшь отчасти.

Про люстру:

В этом же трекинге ночном с нами была девушка, которая по легкомыслию забыла свой фонарик на озере Аккем. Она пробовала идти без фанарика, но ночь была очень темная, и ей приходилось несладко. В итоге я повесил ей на грудь фонарик-люстру, которая висела в обще палатке и освещала всем жизнь. С этой люстрой на груди девушка смотрелась как празднично украшенная новогодняя ёлка. А издалека, как выяснилось позже, наш караван с этой люстрой смотрелся как неземного происхождения летающая тарелка. Мы очень перепугали сотрудников метеостанции Каратюрек, когда около трёх ночи они увидели с расстояния 3 км наш не очень уже бодрый отряд: в середине заливающая всё мертвенным холодным голубым светом люстра, а по бокам по три фонарика поменьше. Когда выяснилось, что это не инопланетяне прилетели захватывать метеостанцию, а мы скромно пришли поспать, нам были так рады как никогда никому не были рады. Начальник станции сидел с нами на кухне, смотрел как мы отпиваемся водой и тихонько повторял: «как хорошо что это вы»…
Это было так:
-Саш, а можно нам конфет к чаю? А то у нас всё закончилось...
-Да, берите сколько надо, как хорошо что это вы…
-Саш, а можно нам у тебя утром гречки взять? Мы нормально месяц не ели уже...
-Да не вопрос, берите сколько надо, как хорошо что это вы…
-Саш, мы с восхождения, так в баню хочется... Затопишь завтра, можно будет сходить?
-Да конечно, сами заодно попаримся, как хорошо что это вы…
В общем, перепугался он не на шутку. А мы ещё идем, видим там фонарик мечется, и кто-то очень громко нам что-то кричит. Оказалось, Саша пошёл в туалет ночью, увидел нашу люстру, и чуть в штаны не сходил. Добежал до туалета, всё сделал, что надо, выбежал посмотреть - не глюк ли это был, а там мы с люстрой. И тогда он стал нам орать, а мы ему в ответ, а он слышит что эта штуковина ещё и кричит что-то... Ну и совсем испугался. Так вот девичья забывчивость чуть не стала причиной сумасшествия хорошего парня.

Итак, Терскол. Наши разведчики, первая партия отважных, сели на канатку и поехали. Через полчаса во всём поселке выключили свет. И у них тоже. Они нам пишут в вайбере. что висят в километре над склоном и никуда не едут. Весело им там.

О, поехали.

Прошли вторую канатку. Солнце, небольшой ветерок, пошли ставить палатки. Пора и нам выдвигаться.

Если бы парни обнаружили, что там сильный ветер и всё ужасно, то мы бы тут остались переждать. Ставить палатки в сильный ветер и, тем более, жить в непогоду на склоне горы, когда у тебя и так обязательная горняшка, а тут ещё и гора пытается тебя скинуть, это удовольствие не для первого дня. День на третий такое можно потерпеть, ну не спускаться же из-за такой мелочи вниз? Но идти в такую непогоду это уже слишком…