Руководитель: А.Щербаков, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Кичик-Алаю в июле 2013. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

Перевал Мунку (2Б,сн-лд-ос,4652)

1. Перевал расположен в хребтеКичик-Алай к востоку от в.4812 и к западу от в.4709м (фото 3.0).

2. Соединяет д.р.Кызыл-Сель (д.р.Кичик-Алай Ю.) и д.р.Акарт(д.р.Чиле). Ведёт с ледника (№136) на ледник Мунку (№206).

3. Ориентация: север – юг.

4. Характер: с юга ледник, осыпь и снежник с севера ледник. Перевал односторонний определяющая сторона северная.

5. Сведения о первопрохождении: перевал впервые пройден группой И.Л.Овчинникова в июле 2007 года с севера на юг (восточная седловина).

6. Группа туристов под руководством А.А.Щербакова прошла насквозь перевал Мунку в походе 4 к.с. сюга на север10-11 июля 2013 года. Перевал соответствует заявленной категории трудности.

7. Снята записка группы туристов ТК «Ирбис» г.Казань от 01 августа 2011года, совершавших поход 4к.с. под руководством А.Р.Гилязова с центральной седловины.

8. Снята записка группы туристов ТК «Ирбис» г.Казань от 01 августа 2011года, совершавших поход 4к.с. под руководством А.Р.Гилязова с восточной седловины перевала Мунку.

Описание ведётся от второго правого притока (4070м) долины реки Кызыл-Сель до озера 4155м в долине реки Акарт (фото 3.16).

Описание подготовлено ЕкатеринойЕлисеевой.

Техническая характеристика подходов и прохождение перевала Мунку (2Б,сн-лд-ос,4652)

Облачность, туман, снег

Подъём от второго правого притока (4070м) д.р.Кызыл-Сель к озеру 4155м

Травянисто-осыпные склоны, теряющаяся тропа

5,9

-110

+195

Облачность, снег, ветер

Подъём по д.р.Кызыл-Сель от озера 4155м к перевальному взлёту пер.Мунку

Осыпь различного размера, моренные валы, закрытый ледник (№136) до 20°, одновременное движение в связках

3,1

+340

Перевальный взлёт пер.Мунку

Осыпь различного размера засыпанная снегом, снежник до 30°

0,6

+157

1-00

Перевал Мунку(2Б,сн-лд-ос,4652)

Седловина перевала снежно-ледово-осыпная, средней ширины

Переменная облачность, ветер

Спуск с пер.Мунку по леднику №206

150м перилл по снежно-ледовому склону до 60&186. Закрытый ледник до 30°, одновременное и попеременное движение в связках

1,9

-445

2-00

Спуск по д.р.Акарт до озера 4150м

Снежники, моренные валы, осыпи различного размера

3,3

-92

+35

2-30

Общая протяженность пути без коэффициента района: 14,8 км

Чистое ходовое время: 12часов

Перепад высот: 1374м (+727/-647)

Перевала Мунку(2Б,сн-лд-ос,4652)

Группа спустилась с перевала Тотемный в долину реки Кызыл-Сель 4070м. На следующем участке пути мы собираемся пройти перевал Мунку.

1.Подъём от второго правого притока (4070м) д.р.Кызыл-Сель к озеру 4155м.Спустившись с пер.Тотемный остановились на ночлег (N39&18650.526 E72&18625.086) на ровных травянисто-осыпных площадках левого борта второго правого притока д.р.Кызыл-Cель, высота 4070м. Вблизи пасётся небольшое стадо яков. Погода постепенно начинает портиться. По долине стелется туман, начинается дождь со снегом. Видимость не более 10м. Утром погода наладилась, туман рассеялся, хорошо видна долина Кызыл-Сель. По дну основной долины виднеется как проходит грунтовая дорога, ведущая на пер.Кичик-Алай.Позавтракав начинаем свой путь (выход в 9:00) в сторону пер.Мунку в верховье основной долины по правому борту по травянисто-осыпным склонам (фото 3.1). Долина Кызыл-Сель широкая, относительно пологая, много пастбищ (фото 3.2). Идём верхними тропами животных, стараясь не терять высоту (фото 3.3). Несколько раз пересекаем притоки и оказываемся на левом борту долины. Через 1,5 часа после выхода погода резко начинает портиться, сильный ветер, снег. Решаем остановиться на ночлег у озера 4142м, вода покрыта коркой льда (N39&18652.161 E72&18627.829). Последние 400м до озера тропим свежий снег, часто ноги проваливаются между засыпанными снегом камнями.ЧХВ 3 часа, расстояние 5,9км, перепад высот -110м +195м.

2.Подъём по д.р.Кызыл-Сель от озера 4155м к перевальному взлёту пер.Мунку.К утру выпало ещё 30см снега. Пасмурно, небо затянуто тучами. Выход в семь часов. От озера пер.Мунку не виден. К перевалу идёт заваленная осыпями долина, путь по которой трудоёмок (фото 3.4). От слияния ручьёв выше озера движемся по правому борту долины, но на высоте 4275м переходим еле заметный в камнях ручей на левый борт (фото 3.5). Верховье долины засыпано снегом, ручей теряется. Движемся в связках (попеременное и одновременное движение) по левой стороне цирка, крутизной до 20°, ведущего к пер.Мунку. Ледник №136 закрыт снежной «шапкой», маршрут строим так, чтобы минимально «подрезать» склон, выбирая наиболее безопасную траекторию движения (фото 3.6). Отсюда хорошо видны обе седловины пер.Мунку. С западной части цирка просматривается узкая седловина пер.№116, подъём к которой проходит по скально-осыпным кулуарам со снежниками. Мы же движемся к восточной седловине, обходя цирк по правому по ходу движению борту. На всем протяжении подъёма приходиться тропить снег. Не доходя 300м до перевального взлёта, выходим на снежную полку и подходим под перевал (фото 3.7, фото 3.8). Под ногами валуны, присыпанные снегом, что осложняет движение.ЧХВ 3-30 часа, расстояние 3,1км, перепад высот +340м.

3.Перевальный взлёт пер.Мунку.К седловине перевала с южной стороны ведет неприятный осыпной склон, но в нашем случае вся сыпуха была накрыта снегом, поэтому 500м до перевальной седловины пришлось тропить (фото 3.9). При подъёме на перевал ориентируемся на значительное понижение в гребне, крутизна склона до 30°. Последние 100м подъёма склон выполаживается до 10° и вот мы на седловине.ЧХВ 1 час, расстояние 0,6км, перепад высот +157м.

4.Перевал Мунку(2Б,сн-лд-ос,4652)имеет несколько седловин. Центральная седловина перевала (на которую мы поднялись (N39&18653.270 E72&18628.835)) ледово-снежно-осыпная, широкая (фото 3.11). Есть много мест под палатки, для получения воды топим снег, очень ветрено. В хорошую погоду с перевала открывается отличный вид на хребет Кичик-Алай и его окрестности (фото 3.10). Сняли записку группы туристов ТК «Ирбис» г.Казань от 01 августа 2011года, совершавших поход 4к.с. под руководством Гилязова А.Р. Не поленились сходить на восточную седловину пер.Мунку (по скальному гребню около 300м), сняли записку той же группы. Из-за ухудшения погоды и видимости руководитель группы принимает решение ночевать на перевале. Палатку ставим восточнее тура вблизи выхода скал. Прямо от тура над северным склоном нависает снежный карниз. Чтобы не терять время завтра, решено провесить 2 верёвки восточнее седловины, пройдя 120м по скальному гребню. Всю ночь метёт снег и сильный ветер, несколько раз приходилось вылезать и отряхивать палатку.

5.Спуск с пер.Мунку по леднику №206 (Мунку).Выход в семь часов. Место для начала спуска выбираем без снежных карнизов на скальном гребне в 120м восточнее седловины, по снежно-ледовому склону (глубина снега до 1м). Если смотреть с ледника Мунку на наш путь спуска с перевала, можно увидеть слабовыраженное снежно-ледовое ребро крутизной 45°-60°. Спуск по нему наиболее безопасен (фото 3.12).

Первая верёвка: станцию организуем на крупном блоке при помощи петли. Первые 10м склон около 40°, но после перегиба до 60°. Нижнюю станцию закрепляем на ледобурах, выкопав куб снега для того чтобы вкрутить их в лёд (лёд твёрдый, зимний). Последний участник спускается без рюкзака с нижней страховкой через промежуточные буры.

Вторая верёвка: от станции провешиваем верёвку прямо вниз. Здесь склон менее крутой до 50°. На пути встречается неширокая трещина. Нижнюю станцию организовываем так же, отрывая куб снега. Последний участник спускается по двойной веревке, организовывая сдёргивание через ледовую проушину.

Третья верёвка:проходится аналогично второй. На верхней части верёвки уклон сохраняется, а в нижней части уклон до 35°.Последний участник спускается по двойной веревке, организовывая сдёргивание через ледовую проушину.

Всего провешено 150м перил. Последующий спуск по закрытому леднику крутизной до 35° в связках с одновременным и попеременным движением, прямо вниз не подрезая склон, но в обход трещин до первых моренных нагромождений. Бергшрунды засыпаны снегом, места их прохождения легко угадываются. Отсюда хорошо просматривается путь спуска с пер.Мунку и его седловина (фото 3.13, фото 3.14). Определяющая сторона перевала – северная.ЧХВ 2 часа, расстояние 1,9км, перепад высот -445м.

6.Спуск по д.р.Акарт до озера 4150м.Дальнейший спуск в долину реки Акарт по правому борту ледника Мунку. Стараемся спускаться быстро, пока снег не сильно размяк (10:00 утра), но на некоторых участках снег очень рыхлый, глубина более 1м. После столь продолжительных снегопадов ледник Мунку полностью закрыт. Траекторию движения по леднику стараемся выстроить так, чтобы выйти на моренные вознаграждения как можно позже (фото 3.15). На первых не покрытых снегом валунах у слияния оконечности ледника Мунку с д.р.Акарт решено сделать обед и обсудить дальнейшие планы (N39&18653.921 E72&18630.366). Отсюда хорошо видны перевал №24, ледники №210 и №211, долина Акарт, уходящая вниз в узкую щель между двумя хребтами, откуда медленно поднимался туман. За следующий переход поднимаемся по д.р.Акарт вверх под ледник №27, путь подъёма по осыпи различного размера стараясь не теряя высоты. На ночёвку останавливаемся у небольшого ледникового озера 4150м на расчищенных предыдущими группами местах под палатки (N39&18653.581 E72&18630.684). Внизу долины набитая тропа, скорее всего здесь были геологические экспедиции.ЧХВ 2-30 часа, расстояние 3,3км, перепад высот -92м +35м.

Выводы и рекомендации:

1. Перевал Мунку является сильной снежно-ледовой 2Б. Рекомендуем его к прохождению.

2. Перевал Мунку имеет несколько седловин. Мы посетили Центральную и Восточную. Под западной седловиной мы понимаем перевал №116. На западную седловину (№116) подъём и спуск камнеопасен и не представляет особого интереса, так как имеются альтернативные варианты в этом же гребне, но более безопасные.

3. В зависимости от направления прохождения перевала стоит рассмотреть различные траектории. К примеру, подъём из д.р.Акарт на наш взгляд стоит производить на восточную седловину. Напротив, в обратном направлении (с юга на север) стоит проследовать по нашему пути.

Перевал Четырёх (п/п,1Б,ск-ос,4496)

1. Перевал расположен в хребте Кичик-Алай к востоку от в.4605м и к западу от в.4651м (фото 4.0).

2. Соединяет д.р.Акарт (д.р.Чиле) и д.р.Кичик-Алай. Ведёт с ледника (№209) в д.р.Кичик-Алай.

3. Ориентация: север – юг.

4. Характер: с севера ледник с юга осыпной склон.

5. Сведения о прохождении перевала отсутствуют. Считаем первопроход перевала совершён нашей группой 12 июля 2013 года. Назвали перевал «Четырёх» по количеству человек в нашей группе.

6. Группа туристов под руководством А.А.Щербаковапервопрошла насквозь перевал Четырёх в походе 4 к.с. ссевера на юг12 июля 2013 года. Перевал соответствует 1Б категории трудности (очень камнеопасен!). Рекомендуем занести его вклассификатор с пометкой повышенной опасности.

7. Тур и записка не обнаружены. Сложили свой тур.

Описание ведётся от озера 4150м в долине реки Акарт до долины реки Кичик-Алай 3694м.

Описание подготовлено Елизаветой Овчинниковой.

Техническая характеристика подходов и прохождение перевала Четырёх (п/п,1Б,ск-ос,4496)

Подход под перевальный взлёт пер.Четырёх по д.р.Акартотозера 4150м

Моренные валы сложенные осыпью различного размера, снежники

+120

0-40

Перевальный взлёт пер.Четырёх

Закрытый ледник(№209), снежно-ледовый склон до 25°

0,8

+226

1-00

Перевал Четырёх (п/п,1Б,ск-ос,4496)

Седловина перевала скально-осыпная, широкая, снежник

Спуск с пер.Четырёхв д.р.Кичик-Алай до 4180м

Сильно подвижная осыпь различного размера до 30° над скальными сбросами

1,7

-316

2-30

Спуск по д.р.Кичик-Алай до места днёвки 3694м

Травянисто-осыпные склоны, тропа переходящая в грунтовую дорогу

5,2

-486

1-20

Общая протяженность пути без коэффициента района: 8,8 км

Чистое ходовое время: 5часов 30 минут

Перепад высот: 1148м (+346/-802)

Перевала Четырёх (п/п,1Б,ск-ос,4496)

Это заключительный участок первого кольца. Нашей основной задачей является выход в долину реки Кичик-Алай из долины реки Акарт. В долину реки Акарт мы попали после прохождения перевала Мунку(2Б). Для выхода в долину реки Кичик-Алай мы собираемся пройти перевал Четырех (первопроход) по леднику № 209 . В долину реки Кичик-Алай на машине должны будут привезти заброску. Там же мы планируем провести и дневку.

1. Подход под перевальный взлёт пер.Четырёх по д.р.Акарт от озера 4150м.Ночевка располагалась в верховье д.р.Акарт у озера(N39&18653.581 E72&18630.684 ,4150м). Озеро покрыто наполовину льдом. Окружение составляет осыпь разного размера. Ночевка на площадке из утрамбованной мелкой осыпи. После завтрака и сбора лагеря выход (9:00). Отличная погода, светит солнце. Следует торопиться, пока снег не начал "раскисать". От озера открывается вид на цирк (фото 4.1, фото 4.3). По центру виден остроконечный снежный пик , слева от него по ходу движения не пройденный перевал, предположительно 1Б-2А категории трудности (фото 4.2). Первая часть пути проходит по моренным валам, сложенным из разноразмерной осыпи . Идем вдоль озера, оставляя его по правую сторону по ходу движения. Сбрасываем 30 метров по высоте, чтобы выйти на снежник. В низине течет небольшой ручей. Переходим его. Движемся по снежнику, тропим. Направление движения ориентировано на скальные выходы. Движение по камням проще, чем по размякшему снегу, стараемся придерживаться осыпи, где это возможно. Набрав еще 50 метров по осыпи вверх, выходим на снежный гребень (фото 4.4). Он приводит нас на выполаживающийся ледник. Надеваем обвязки, связки, кошки. Начинаем одновременное движение в связках. (N39&18653.293 E72&18631.140 ,4260м).ЧХВ 0-40 часа, расстояние 1,1км, перепад высот +120м.

2.Перевальный взлет перевала Четырёх.Перевальный взлет представляет собой закрытый ледник №209 c уклоном до 25&186 (фото 4.5). Идем одной связкой со сменой лидера. Тропим, глубина снега до 1м. Склон хорошо просматривается. Погода отличная. Путь не представляет технической трудности. Направление на седловину перевала отчетливо прослеживается. Через час ходового времени мы оказываемся на седловине (N39&1865.986 E72&18631.349, 4496м).ЧХВ 1-00 часа, расстояние 0,8км, перепад высот +226м.

3. Перевал Четырех (п/п,1Б,ск-ос,4496).Седловина перевала(N39&1865.986 E72&18631.349) широкая, скально-осыпная (фото 4.6). Слева по ходу движения от пути подъема осыпной гребень. У основания осыпного гребня складываем тур из камней, на одном из больших каменных блоков. С перевала на север виден путь подъема из д.р.Акарт (фото 4.7). Спуск в д.р.Кичик- Алай полностью не просматривается. С перевальной седловины открывается вид на исток реки Кичик-Алай (фото 4.8), небольшое озеро с западной стороны долины,перемычку между вершинами 4605м и 4490м. Ночевка на перевале возможна, есть место для двух палаток, но придется топить снег.

4. Спуск с перевала Четырёх в д.р.Кичик-Алай до 4180м.Спуск с перевала Четырех в д.р.Кичик-Алай полностью не просматривается. Видно только до выхода скалы (~100м вниз), далее отвесные кулуары, засыпанные и простреливаемые осыпью (фото 4.9). Вначале спуск идет по снежнику (~50м). Далее выходим на очень подвижную, разнокалиберную осыпь. Угол наклона до 25&186. Хорошо видны кулуары между скалами. Все это напоминает каменные челюсти с большими расстояниями между зубами. Не один из кулуаров нам не нравиться, т.к. порода скал мягкая, легко крошиться. Провесить веревку можно, но не безопасно, так как в любой момент сверху могут начать сыпать камни. При визуальном осмотре находим кулуар- самый правый по ходу спуска. Он кажется положе остальных и менее камнеопасным. Ориентир на озеро на первой ровной площадке после скального "пояса" (фото 4.10). Траверсируем осыпные завалы с огромной осторожностью, двигаясь вправо, стараясь не терять высоты. Движение плотной группой в касках. Далее спускаемся по самому пологому на наш взгляд кулуару, сложенному осыпью различного размера до выхода к замерзшему озерцу (фото 4.11). Посередине течет ручей. Идем плотной группой, серпантином. Мы оказываемся на плоском снежно-осыпном плато у левого истока д.р. Кичик-Алай. Снимаем обвязки. Продолжаем движение по пологому участку, покрытому крупной осыпью и снегом. Идем вдоль правого борта долины по ручью (фото 4.12). По осыпному склону доходим до поворота долины и там обедаем (N39&18652.509 E72&18631.496 ,4180м).ЧХВ 2-30 часа, расстояние 1,7 км, перепад высот -316м.

5. Спуск по долине реки Кичик-Алай до места дневки 3694м.От места обеда (высота 4180м, N39&18652.509 E72&18631.496) переходим ручей по камням и идем по левому орографическому берегу реки Кичик-Алай. Путь проходит по травянисто-осыпному склону. На слиянии притоков (высота 4059м) забираем влево по ходу движения и идем верхними тропами (фото 4.13, фото 4.14). Появляются тропы животных. Видим хорошую грунтовую дорогу, ведущую в долину реки Кичик-Алай и через перевал Кичик-Алай. Траверсируя зеленые склоны д.р.Кичик-Алай грунтовая дорога проходит ниже по дну долины, сверху она хорошо просматривается. Спускаться к ней не спешим , так как верхними тропами мы значительно сокращаем путь. Идем по травянисто-осыпному склону, по тропам животных, либо по участкам недоделанной грунтовой дороги. На высоте 3694м, чуть выше слияния д.р. Кичи-Кумтор с д.р.Кичик-Алай, рядом с хорошей грунтовой дорогой находим место для дневки (фото 4.15). Ставим палатку на левом борту д.р.Кичик-Алай (N39&18651.130 E72&18632.760, 3694м). На ровных травяных площадках в равном удаление от реки и дороги, дров нет. В основном русле воду брать не рекомендуем, так как вода мутная. Рядом есть чистые ключи и левый приток д.р.Кичик-Алай. В 800м от нас ниже по течению кош. Задача днёвки «перехватить» машину с заброской на следующую часть маршрута. Долина Кичик-Алай широкая, зелёная, есть много пастбищ, до самого пер.Кичик-Алай проходит отличная грунтовая дорога, проложенная к угольным шахтам. Трафик машин поражает 1-2 джипа за день плюс груженые углём грузовички круглосуточно. На следующем участке пути мы собираемся совершить первопроходпер.Малый Трамплин.ЧХВ 1-20 часа, расстояние 5,2км, перепад высот - 486м.

Выводы и рекомендации:

1. Перевал Четырех является логичным переходом из д.р. Аккарт в д.р. Кичик-Алай, но очень камнеопасеным. Предлагаем занести перевал вклассификатор как 1Б с пометкой повышенной опасности.

2. Для прохода из д.р. Акарт в д.р. Кичик-Алай стоит рассмотреть перевалы № 22 или №23 по классификатору.

Связка препятствий: Вершина Н.Чудотворца(2А) + перевал Малый Трамплин(2А) = 2А

Вершина Николая Чудотворца (п/в по северному склону,2А,сн-лд,4714)

1. Вершина расположена в Алайском хребте в районе Кичик-Алай к западу от в.4862м и к юго-востоку от в.4629м (фото 5.0).

2. Является вершиной водораздела д.р.Кичи-Кумтор (д.р.Кичик-Алай) и д.р.Карасель (д.р.Кичик-Алай Ю.).

3. Подъём на вершину по северному склону, спуск через пер.Малый Трамплин.

4. Характер: с севера закрытый ледник, снежно-ледовый склон, с юга скальные выходы.

5. Сведения о первовосхождении: снята записка (в плохом состоянии) геолога М.И.Карывашкина из г.Ош от 20 августа 2009 года.«…маршрутом зашел на в.о.4758 со стороны реки К-Алай с базового лагеря на р.Зак-К… (предположение Зор-Кумтор) возвращаюсь с в.о.4865(восточнее)… возвращаюсь в лагерь.»Геолог в туре обнаружил записку от 1985 года группы под руководством А.Владимироваг.Дубна. То есть, вершина посещалась ранее, но подъём на неё осуществлялся по восточному гребню.

6. Группа туристов под руководством А.А.Щербакова совершила п/в на вершину по северному склону в походе 4к.с. с севера на юг 15 июля 2013 года. Так как предшествующие восходители не назвали вершину, то мы взяли на себя ответственность и назвали её именем святого Николая Чудотворца. Подъём на вершину соответствует 2А категории трудности.

Перевал Малый Трамплин (п/п,2А,сн-лд-ос,4690)

1. Перевал расположен в Алайском хребте в районе Кичик-Алай к западу от в.4862м и к юго-востоку от в.Н.Чудотворца (фото 5.0).

2. Соединяет д.р.Кичи-Кумтор (д.р.Кичик-Алай) и д.р.Карасель (д.р.Кичик-Алай Ю.). Ведёт с ледника Зоркумтор (№297) в д.р. Карасель.

3. Ориентация: север – юг.

4. Характер: с севера закрытый ледник, с юга осыпной склон. Перевал односторонний, определяющая сторона с севера.

5. Сведения о первопрохождении отсутствуют. Считаем первопроход перевала совершён нашей группой 15 июля 2013 года. Перевал назван Малый Трамплин по аналогии с точки зрения орографии с пер.Большой Трамплин в этом же районе. Перевал соответствует 2А категории трудности.

6. Группа туристов под руководством А.А.Щербакова спустилась на перевал Малый Трамплин с вершины Н.Чудотворца и ушла на юг в сторону д.р.Карасель в походе 4 к.с. 15 июля 2013 года.

7. Тур и записка не обнаружены. Сложили свой тур.

Описание ведётся от долины реки Кичик-Алай 3694м до высоты 4345м со стороны долины реки Карасель.

Описание подготовлено Екатериной Елисеевой.

Техническая характеристика подходов и прохождение связки препятствий в. Николая Чудотворца(п/в по северному склону,2А,сн-лд,4714) + перевала Малый Трамплин (п/п,2А,сн-лд-ос,4690)= 2А

Облачно, туман, снег

Подъём по д.р.Кичи-Кумтор до высоты 4020м от д.р.Кичик-Алай 3694м

Травянисто-осыпные склоны, теряющаяся тропа

5,7

+326

Облачно

Склон сложен осыпью различного размера, закрытый ледник до 35°, одновременное движение в связках

2,5

Вершина снежно-ледовая

Перевал Малый Трамплин

(п/п,2А,сн-лд-ос,4690)

Седловина снежно-ледово-осыпная, средней ширины с выходами разрушенных скал

0,3

-24

0-05

Спуск с пер.Малый Трамплин в д.р.Карасель до высоты 4345м.

Подвижная средняя и мелкая осыпь до 30°, выходы льда, одновременное движение в связках

-345

1-30

Общая протяженность пути без коэффициента района: 10,7 км

Чистое ходовое время: 11часов05 минут

Перепад высот: 1389м (+1020/-369)

Техническое описание

Вершины Николая Чудотворца(п/в по северному склону,2А,сн-лд,4714) +перевала Малый Трамплин (п/п,2А,сн-лд-ос,4690) = 2А

Закончили первое акклиматизационное кольцо днёвкой на левом борту д.р.Кичик-Алай, чуть выше слияния с д.р.Кичи-Кумтор (N39&18651.130 E72&18632.760, 3694м). На ровных травяных площадках в равном удаление от реки и дороги, дров нет (фото 5.1). В основном русле воду брать не рекомендуем, так как вода мутная. Рядом есть чистые ключи и левый приток д.р.Кичик-Алай. В 800м от нас ниже по течению кош. Задача днёвки перехватить машину с заброской на следующую часть маршрута. Долина Кичик-Алай широкая, зелёная, есть много пастбищ, до самого пер.Кичик-Алай проходит отличная грунтовая дорога, проложенная к угольным шахтам. Трафик машин поражает 1-2 джипа за день плюс груженые углём грузовички круглосуточно. На следующем участке пути мы собираемся совершить первопроходпер.МалыйТрамплин.

1.Подъём по д.р.Кичи-Кумтор до высоты 4020м от д.р.Кичик-Алай 3694м.Выход в семь часов. Ветрено и пасмурно. От места днёвки спустились и перешли по камням реку (чуть выше слияния с левым притоком д.р.Кичик-Алай). К месту брода ведут многочисленные тропы животных. Подошли к кошу. Подъём по д.р.Кичи-Кумтор вначале по травянисто-осыпным склонам по левому борту по тропе. В месте поворота долины (3730м) переходим на её правый борт. Река в этом месте не представляет никакой трудности для перехода. Тропа постепенно теряется, идём по осыпному склону (верхней тропой) изредка выходя на травянистые площадки. На высоте 3927м остановились на привал и разведку дальнейшего пути, под нами река уходит в скальный каньон. Нахождение пер.Малый Трамплин определить отсюда трудно, можно только предположить его месторасположение. Через 300м от места привала виднеется перемычка, которая закрывает обзор на ледник Зоркумтор. Радиально выходим на перемычку (фото 5.3). С неё вертикально вниз обрывается южная часть склона и уходит в каньон заваленный льдом. Левее по ходу движения по сыпухе, засыпанной снегом, можно подняться вверх и перейти каньон по ледовому мосту к основанию ледника Зоркумтор. Но путь нам показался небезопасным, так как не весь подъём хорошо просматривался с перемычки и мы решили не рисковать, а немного вернуться обратно и перейти основное русло реки Кичи-Кумтор на противоположный берег и продолжить движение вверх по левой стороне высоко над рекой (фото 5.2). Но пройдя 1,2км по левому борту, было принято решение остановиться на ночёвку, так как снизу долины поднялся туман, видимость до 10м. (N39&18649.636 E72&18631.730)ЧХВ 3-30 часа, расстояние 5,7км, перепад высот+326м.

2.Подъём по д.р.Кичи-Кумтор, леднику №296 и леднику Зоркумтор(№297) под перевальный взлёт(фото 5.6).Выход в пять часов, так как день предстоит долгий. За ночь выпало 20см свежего снега. По мелкой осыпи, заваленной снегом, подходим под ледник №297 (фото 5.4, фото 5.5). Отсюда перевал не виден. Видна только первая снежная «ступень» (фото 5.7). Ледник №297 полностью закрыт свежим снегом, идём в связках с одновременным движением, попеременно тропим снег, уклон до 35°. Через 1,5 перехода мы на первой «ступени» между двумя скальными выступами. Отсюда открылась вторая «ступень», которая и является седловиной пер.Малый Трамплин (фото 5.8). Здесь ледник №297 сливается с ледником Зоркумтор, образуя единое целое. Перед нами огромное белое поле - закрытый ледник, огромный, пологий, целостный без видимой части значительных разрывов. Обходим его по небольшим островкам с выходами осыпи справа по ходу движения, на последнем из которых останавливаемся на обед (N39&18648.829 E72&18632.059). Из-за повышенной лавинной опасности идти в «лоб» на перевал не безопасно, так как последние 300м подъема перед седловиной проходят по значительному понижению заваленному снегом, идти правее или левее от него, значит подрезать склон. Ищем альтернативный путь. Выбираем маршрут подъёма по еле заметному ребру вершины справа по ходу от седловины перевала. Пока готовился обед двое участников без рюкзаков уходят тропить (глубина снега до 1м). Пока обедали, погода начала портиться. Выход с обеда в три часа. Довольно быстро проходим уже протропленный участок пути под склон вершины (фото 5.9).ЧХВ 4-30 часа, расстояние 2,5км, перепад высот +435м.

3.Подъём на вершину Н.Чудотворца.Медленно все склоны обволакивает туман, тропим вертикально вверх, ориентируясь на вершину. Снег глубокий (до 1м) и мокрый, не доходя 400м до вершины, по склону проходит трещина, засыпанная снегом, обнаружить сеё препятствие было не очень приятно. Крутизна склона до 25°. Аккуратно организовав мост из палок и рюкзаков, перебираемся выше по склону. До вершины 400м, туман постепенно рассеивается, продолжаем тропить вверх и через 45 минут мы на месте (фото 5.10).ЧХВ 1-30 часа, расстояние 1,1км, перепад высот +259м.

4.Вершина Николая Чудотворца (п/в по северному склону,2А,сн-лд,4714).Вершина снежно-ледовая (N39&18648.386 E72&18632.100). Считаем, что нашей группой совершён первовосхождение маршрута по северному склону на вершину (фото 5.11).Снялизаписку(в плохом состоянии) геолога М.И.Карывашкина из г.Ошот 20августа 2009 года. Геолог в туре обнаружил записку от 1985 года группы под руководством А.Владимироваг.Дубна.!в записке геолога написано «…маршрутом зашел на в.о.4758 со стороны реки К-Алай с базового лагеря на р.Зак-К… (предположение Зор-Кумтор) возвращаюсь с в.о.4865(восточнее)… возвращаюсь в лагерь.»Назвали вершину в честь святого Николая Чудотворца.

5.Перевал Малый Трамплин (п/п,2А,сн-лд-ос,4690)(фото 5.15).По снежно-ледовому широкому гребню спустились на пер.Малый Трамплин (250м на восток) (фото 5.12, фото 5.14). Тур с запиской не обнаружили, сложили свой (N39&18648.369 E72&18632.224). С седловины перевала хорошо виден наш путь подъёма с севера, ледник Зоркумтор. На юго-западе видна вершина Кызыл-Ункюр (фото 5.13), частично просматривается спуск в д.р.Карасель. Есть места под палатки. Определяющая сторона пер.Малый Трамплин – северная.

6.Спуск с пер.Малый Трамплин в д.р.Карасель до высоты 4345м.Спуск по живой мелкой осыпи вперемешку с подтаявшим льдом и снегом, уклон до 30&186 (фото 5.16, фото 5.17). Спускаемся в связках с одновременным движением, для придачи оптимизма уставшим и обессиленным. Спустившись к сумеркам с пер.Малый Трамплин организовали ночёвку на первых ровных площадках на правом истоке р.Карасель (N39&18648.013 E72&18632.107). С вечера небо чистое, ночь холодная. С места ночёвки основной долины Карасель не видно (фото 5.18).

ЧХВ 1-30 часа, расстояние 1,1км, перепад высот -345м.

Выводы и рекомендации:

1. Перевал Малый Трамплин является длинной обзорной 2А. До последнего момента, из-за плохого качества картографического материала и «скрытного» расположения седловины, мы так и не знали точное месторасположение перевала. Первопрохождение перевала Малый Трамплин принесло каждому участнику нашей группы ощущение самоудовлетворения, веру в свои силы и возможности.

2. Прохождение вершины Николая Чудотворца не было запланировано нами заранее, но в условиях большого количества свежего снега прохождение перевала Малый Трамплин через вершину было единственным безопасным вариантом.

Связка препятствий: перевал Спартак(2А) + вершина Кызыл-Ункюр(2А) = 2Б

Перевал Спартак (2А,ск-сн-лд,4663)

1. Перевал расположен в Алайском хребте в районе Кичик-Алай к северо-востоку от в.Кызыл-Ункюр (4888) и к востоку от пер.З.Карасель (фото 6.0).

2. Соединяет д.р.Карасель (д.р.Кичик-Алай Ю.) и д.р.Дамджайло (д.р.Кызыл-Су). Ведёт с ледника Карасель (№130) к озёрам Дамджайло.

3. Ориентация: северо-запад – юго-восток.

4. Характер: с северо-запада закрытый ледник, снежно-ледовый склон с выходами скал с юго-востока снежный склон. Перевал односторонний, определяющая сторона с северо-запада.

5. Сведения о первопрохождении: перевал пройден группой туристов из г.Пенза в августе 1971 года в походе 5 к.с. под руководством Г.Г.Горбуна.

6. Группа туристов под руководством А.А.Щербакова прошла перевал насквозь с северо-запада на юго-восток в походе 4 к.с. 16-17 июля 2013 года.Перевал соответствует заявленной категории трудности.

7. Снята записка группы туристов ГТК МГУ г.Москва от 19 августа 2012 года, совершавших поход 5 к.с. под руководством В.Э.Кодыша

Вершина Кызыл-Ункюр

(п/в по северо-восточному гребню,2А,ск-сн-лд,4844)

1. Вершина расположена в Алайском хребте в районе Кичик-Алай к юго-западу от пер.Спартак и к юго-востоку от пер.З.Карасель (фото 6.0).

2. Узловая вершина, находится в водоразделе д.р.Карасель (д.р.Кичик-Алай Ю.), д.р.Дамджайло (д.р.Кызыл-Су), д.р.Кызылункюр (д.р.Кичик-Алай Ю.).

3. Подъём по северо-восточному гребню, спуск по пути подъёма.

4. Характер маршрута: снежно-ледовое ребро с карнизом.

5. Сведения о первовосхождении: группа туристов ТК Вестра от 30 июля 2007 года под руководством С.А.Гладилина поднялась на вершину по Южному гребню, но до них на вершине была группа немецких альпинистов 05 мая 1990 года.

6. Группа туристов под руководством А.А.Щербакова совершила восхождение вершины по новому маршруту по северо-восточному гребню со стороны пер.Спартак в походе 4 к.с. с севера 17 июля 2013 года.

7. Снята записка группы туристов МГУ, совершавших поход 3 к.с. от 21 июля 2008 года под руководством С.И.Мукаилова поднявшихся на вершину со стороны пер.Больших Спортсменов.

Описание ведётся от долины реки Карасель 4345м до озёр Дамджайло.

Описание подготовлено Екатериной Елисеевой.

Спуск в д.р.Карасель,

подъём по леднику Карасель (№130) под перевальный взлёт пер.Спартак

Моренные валы, открытый ледник, закрытый ледник, движение одновременное в связках

4,4

-130

+300

Перевальный взлёт пер.Спартак

Снежно-ледовый склон до 40° с выходами скал, одновременное и попеременное движение в связках, перилла

0,8

+148

3-00

Перевал Спартак (2А, ск-сн-лд,4663)

Седловина перевала скально-снежно-ледовая, средней ширины

Переменная облачность, ветер

Радиальный подъём на в.Кызыл-Ункюр от пер.Спартак

Траверс снежно-ледового гребня, снежные карнизы, одновременное и попеременное движение в связках, перилла

1,6 (1,6)

+181

(-181)

(2-00)

Вершина Кызыл-Ункюр

(п/в по СВ гребню,2А,ск-сн-лд,4844)

Вершина скально-снежно-ледовая, широкая

Переменная облачность

Спуск с пер.Спартак к озёрам Дамджайло

Снежно-ледовый склон до 30° одновременное и попеременное движение в связках, моренные валы, травянисто-осыпные склоны