Горы мира > Турция, Ближний Восток >

Автор: Виталий Томчик, г. Одесса

Репортаж с левого берега реки Иордан

Нет, вначале ни о какой Иордании мы даже не думали. Мы собирались поехать в Венесуэлу, взойти на пик Боливар, покататься на пирогах в лагунах парка Канайма и увидеть самый высокий водопад мира – Анхель (979 м.)

Ехать мы собирались в декабре-январе, на экваторе в это время обычно хорошая погода. Но тут в Украине случилась смена власти, именуемая революцией, миллионер Порошенко («Рошен») и миллиардер Тимошенко («Юля») одержали верх над миллионером Суркисом («Динамо») и миллиардером Ахметовым (ой, тут я лучше промолчу), а мои друзья, находившиеся, кстати, по разные стороны баррикад (а самые дальновидные даже по обе), попросили меня перенести поездку на более поздние сроки из-за неопределенности отношения новой власти к их собственности.

С трибун несся грозный клич «реприватизация», испытанных в совместных саунах чиновников увольняли тысячами и бизнесмены ощущали себя, как альпинисты в Антарктиде, ночуя в палатке с поломанными стойками на дырявом коврике в одном термобелье (Привет Саше Абрамову).

К весне стало ясно, кому и сколько, и ребята дали отмашку на поездку. Но Венесуэла отказалась нас принимать. Нет, там не боялись, что мы занесем в страну вирус революции, там было столько революций, что это уже стало национальным видом спорта, да и в экваториальной Венесуэле никого не испугаешь не только апельсиновой, но даже ананасовой революцией. Просто оказалось, что в мае в Венесуэле идут такие дожди, что машины плавают по улицам, аэропорты не принимают, и в горах валит снег. В мае даже революций никто не делает.

А народ требовал встречи праздника всех трудящихся в экзотике, мол, сам приучил, значит в ответе за нас.

Гора Олимп
Ладно, думаю. Поедем на Олимп. Гора не сложная, откроем шампанское на троне Зевса, побродим по Метеорам, "метакса" там, сиртаки, местами греческая смоковница. От Одессы опять же недалеко, бюджетно, и в самолете над Атлантикой болтаться не надо. Но греки тоже заупрямились. И это, не смотря на то, что в Одессе главная площадь зовется Греческой, а улицу революционера-теоретика Энгельса, жаждущий международных инвестиций Горисполком переименовал в улицу греческого олигарха Маразли.
Короче, греки спрашивают – «А что, ваша команда на Эверест готовиться?» Нет, говорю, мы вообще-то на демонстрацию и "метаксы" попить. «А на Олимпе в мае снега по самую "метаксу", и для демонстрации придется тропить на лавиноопасных склонах». - Вот как сказали греки и этим отбили у трудящихся желание идти на Олимп.

А светлый праздник освобожденного труда приближается, и билеты в кассах тают, как снег в майских горах. Но «тут послал Господь удачу, заработал свечку он, он сказал…» рваните в Петру, в мае, самый, мол, сезон. Что такое эта Петра, разузнал в журнале ГЕО, Анхар Кочнева помогла описаниями, да в Интернете часто замелькало слово Вади Рам в связке с «ух, какие скалы».
Немалую роль сыграло наличие ежечетвергового прямого рейса Киев - Амман с ценой в 300 долл., что в сравнении с ценой на Венесуэлу просто подарок.
То есть, кратность поездки должна быть одна неделя. Но две было многовато. По крайне мере, так казалось вначале. Поэтому решили лететь на одну неделю и все-все успеть.

Нашли по Интернету фирму «Bawab Travel» , договорились и полетели. В Амман прилетели 29 апреля в 00.10, представитель фирмы встретил нас буквально у трапа самолета, собрал паспорта и оформил визы в течение 15 минут. Встреча с представителем фирмы, момент всегда волнующий, так как фирма нам не знакомая, некий аванс переведен на ее счет и в душе всегда неуютная мыслишка, а не забудут ли про нашу группу. Греет только оставшаяся сумма, гораздо значительнее переведенного аванса и мысль о том, что Иордания Королевство, а где царь - там порядок.

Короткая ночь в приличном, но не дорогом отеле Days Inn (последние события показали, что от дорогих отелей надо держаться подальше), завтрак и в автобус. Нас было 12, а автобус шикарный, 40-местный, с кондиционером, туалетом, баром и закреплен за нами на все время пребывания. Девушки имели возможность свернуться калачиком на 2-х сидениях, а ребята вытянуться на 4-х.

Дальнейшие события я опишу конспективно, все это есть в Инете и книгах, например в Библии.

Гора Небо, где якобы захоронен Моисей и откуда открывается великолепный вид на окружающие холмы и Мертвое море. На вершине замечательная церковь с мозаикой и великолепно стилизованные кресты.

Комплекс на горе Небо

На вершине горы Небо

В храме на горе Небо

Крест на церкви горы Небо.

Церковь на горе Небо.

Владимир Моисеевич
у мемориала предка.

Прекрасная дорога через два часа привела нас в Мадабу. Прелестный ветхозаветный городок, церковь Св. Георгия с мозаичной картой Мира, где центром в то время был Ершалаим. Священнослужители готовились к Пасхе, все красиво и благообразно, как в Лавре.

Церковь Св.Георгия в Мадабе

Колокольня

Мозаичная надпись

Фрагмент карты в Мадабе

Подготовка к пасхе.

В крепости Карак
Город Карак, где каждый камень дышит историей. Очень интересная крепость крестоносцев, где в 1177 г. обосновался мятежный Рено де Шатийон, который грабил и караваны сарацинов, и обозы рыцарей, и толпы паломников. Пока где-то в 1185 г. легендарный Салах ад-Дин не снес ему голову.

Тюрьма крепости Карак
До Петры добрались затемно. Отель Crown Plaza выше всяких похвал. Сидя у бассейна и попивая пиво, восхищались закатом над грядой причудливых скал, где, как потом выяснилось, и пряталась легендарная Петра.

Кстати, насчет пива. За последние годы мы побывали в нескольких мусульманских странах и, как выяснилось на практике, в каждой стране своя интерпретация алкогольного вопроса и отношение к его употреблению приезжими неверными. Надо будет написать труд на тему: «Выживание туриста-алкоголика в мусульманских странах». А что, Иран, Пакистан, Марокко, и вот, Иордания- опыт есть. В Иордании просто. В барах и ресторанах, там, где мы жили, есть все, но стоит уж-ж-жасно дорого. Но есть. Что хочешь.

Там, в горах, Петра...
Итак, Петра. Расположена в долине, носящей имя пророка Моисея. Вади Муса. Володя Мусарский очень гордился долиной своего имени.

Выпивка в Иране.
Петре более 4000 лет, она входила в состав Эдомейского царства, а затем здесь обосновались набатейские племена. Я не буду переписывать здесь историю Петры, желающие найдут массу информации в Интернете, например на www.jordanclub.ru .

Гид купил нам входные билеты, и мы въехали в Петру. Именно въехали, верхом на ухоженных арабских скакунах, которые любезно предоставили нам местные бедуины.

Въезд в Петру.
Отказаться можно, но стоимость галопирования до входа в Сик, оказывается, уже входит в стоимость входного (въездного) билета, так зачем же топать по пыли.

Сик
Сик, узкая трещина, длиною около километра, расколовшая горный массив и сходящаяся иногда до ширины 4-5 метров при высоте стен более сотни метров. Слева идет выдолбленный в стене водопровод для технической воды, а справа – для питьевой, он закрыт плитами от пыли и грязи. Набатейские экологи постарались. Идем долго, в удовольствие, непрестанно фотографируя, вызывая эхо, рассматривая изображения богов, вырубленные в скалах и, местами, занимаясь боулдерингом.

По Сику
Дно Сика залито бетоном, на лошадках тут не ездят, есть только одна колясочка, для обслуживания инвалидов.

В одном месте интересная и, немного страшная картина. Каменные ступени лестницы, уходящей вверх, и, метров через 60, сжатые скалами при одном из землетрясений. Ступени буквально уходят в скалу.

Там и лежат сокровища
Рассказываю группе тут же придуманную страшилку, как много лет назад, после первого толчка, из храма Эль-Хазне на 80 верблюдах вывезли сокровища, и повели караван по этой лестнице. И тут ка-ак!!! И все, и весь караван с золотом до сих пор там лежит, никакими «катерпиллерами» не отроешь, а взрывать власти запрещают. Ну, все поулыбались, тем более, что в процессе рассказа число верблюдов менялось в сторону увеличения. Тут позабавил наш так называемый гид-переводчик. Перед отлетом в Иорданию мы заказали русскоговорящего гида, но таковых в Иордании всего человек 5, и мы запоздали. Но фирма, в порыве любезности, нашла студента, который учился на Украине и, якобы, знал русский язык. В результате нас сопровождал славный парень, который немного говорил по – русски, а историю Иордании знал чуть хуже русского языка. Смотрит он на меня с ужасом и спрашивает:«А ты откуда это знаешь?» «Не спеши за лопатой, мой друг, я это придумал».- говорю. А он: « Нет, это правда, только немного не в этом месте, чуть дальше, там все ищут, но может ты как раз и прав…» Так рождаются легенды.

Зль-Хазне
И вот кульминация прохода по Сику, щель выходит на огромную площадь. Перед нами символ Петры - усыпальница Эль-Хазне. Как эту усыпальницу называли древние набатеи никто не знает, известные теперь названия дали арабы, а они считали, что в этом месте хранили сокровища и, даже, долго обстреливали снизу фигуры на фронтоне здания, надеясь, что в них спрятаны несметные богатства. Но мы-то с вами теперь точно знаем, где лежат верблюды с золотом…

Площадь фасадов.
Далее был целый день в Петре, где посмотреть все за один день нет никакой возможности. Но мы стремились. Площадь Фасадов, Гора Жертвоприношений, амфитеатр на 8500 зрителей, десятки величественных гробниц, храмы, церкви, музеи и Ад-Дэйр (Монастырь)- прекраснейшее сооружение Петры.

И, конечно же, мы не могли не взобраться на Джебель ад-Дейр, и это стоило наших усилий. Какой великолепный вид на горный массив открывается с вершины горы!

Для будущих путешественников хочу отметить, что в Петре есть ночные экскурсии, о чем мы не знали и не вкусили. А ночью погулять среди гробниц, верно, не слабо.

Хоть и весна, последний день апреля, но было довольно жарко и, спустившись вниз, мы так устали, что взгромоздились кто на ишачков (тот, кто мудрее и изображал въезд известного персонажа в Иерусалим), кто на верблюдов (экстремалы, воображающие себя Лоуренсом, атакующим Акабу) и двинулись к выходу.

Верблюд не лучшее средство передвижения для джентльмена, но по сравнению со слоном, несущимся по джунглям за носорогом…В общем, с трудом пришли в себя только в бассейне отеля и двинулись на разграбление местных лавочек.

1 мая отметили художественным плаванием в бассейне и богатырским завтраком из собственных припасов. А припасены были даже пасхи, которыми мы и позавтракали на удивление забугорным туристам. В середине дня выдвинулись в долину Рам и к вечеру подъехали к КПП.