Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Андрей Чижов, Швейцария

С Дрю на вертолёте

Я не часто летаю на вертолётах. Решил записать, чтобы в старости вспомнить. Заодно выложу, может кому интересно.


Вид из приюта Шарпуа

Поход на Дрю был нашим давним проектом

Не по западной стене (она в этом году прогрелаcь, как и все Альпы, но не упала... слышал про одного бейсджампера, который ходил смотреть – не прошёл… говорит, на ладан дышит).

Траверс, классика, D (что в массиве Мон Блан означает примерно 5с на граните).

Я зарёкся ходить маршруты, где не могу идти первым. Но для Дрю сделал исключение.

Первый раз Хюг сходил туда без меня. Медленный напарник, путаный маршрут. Поздно дошли до прямоугольной террасы и повернули вниз… дюльфера на Пёти Дрю тоже путаные.

Второй раз, прошлым летом в июне, мы с ним поднялись в Шарпуа с идеей заночевать на маршруте, но, посмотрев на условия и прогноз, ушли в Куверкль и сходили южный гребень Муан.


Завтра – хорошая погода

Третий раз… казалось бы… ан, нет. Снова конец июня, снег, думали растает, но погода хуже прогноза, солнца нет. И ещё эта связка на Эгюий Верт по хребту Сан Ном. На разведку ушли вдвоём, вернулся один. Второй шёл без кошек и ледоруба, подскользнулся на снежнике и улетел в сбросы. Повезло, застрял на полке над обрывом. Сломал бедро, прилетел вертолёт. Мы не пошли.

В общем, последние выходные августа… шутка или нет? Идём на Дрю. В этом году на него взошло рекордное количество. После июльской жары уже выпадал снег, но вроде растаял: Хюг разглядел сухой Z в бинокль.


Шамонийская «четвёрка»

Там, где в июне слетел парень, камни. Наверху на скалах ни снежинки. Но ледник присыпан снегом: моя часть маршрута будет проще.

Встретили двоих из Днепропетровска. Четвёртый день в горах, прошли Allain-Leininger и спустились с Пёти Дрю.

В приюте вечеринка, нас поселили в палатке. Камни к вечеру перестали падать.


Классический вид на Мон-Блан

* * *

30/08/2015 03:30. Выход. Яркая луна.

Идём по нижнему варианту. Короткий проход под сераками (эти сераки, или те, что ниже, обрушиваются и убивают людей на пешеходном маршруте Балкон Мер дё Гляс, последний раз в августе 2014). Петляем, обходим трещины.

Ранклюфта нет. Лезем. Как обычно: Хюг первым, где сложно, я - где просто. Чуток плутанули. Лазание перестало быть свободным. И его много.Скальное D в массиве Мон Блан – это почти эвфемизм.


Скалы попроще

14:00. Ищем статую. Она чуть ниже вершины Пёти Дрю, со стороны Шамони.

На Большой Дрю идётся с севера. Снега мало, так как круто. 3 коротких верёвки: Хюгу показалось, что проще, чем на Пёти Дрю. Одели кошки.


Самая недоспупная Мадонна в массиве Мон-Блан

16:30. Чуть ни прошли мимо вершины, но нет, сняли кошки, влезли!

Вот первый дюльфер, линия не прямая: (мы взяли схему из приюта). Солнце ушло, кулуар в тени.


Эх зря я поднимал руку!

20:00. Ледник, связка, кошки, ледоруб. Трещин не видно, склон 20 – 30 градусов, снег, местами присыпан камнями. Идём быстро, тишина.

Около 20:45. «Камень!»

Успел увидеть, что их было два, размером с колесо. Пытался увернуться.

Талейрану приписывают фразу «Это хуже, чем преступление, это ошибка». В моём случае «это хуже, чем ошибка, это неудача».


Этот камень – вершина Дрю

* * *

Минут десять позднее. В голове будто сон не досмотрел. В легких жидкость, одышка. Плюнул кровью, боль под левой лопаткой. Я в трещине, на наклонном снежном мосту, голова ниже ног.

Хюг кричит, я тоже издаю звуки.

Ледоруба в руках нет. Двигать могу всем, но в левой руке нет сил. Упираюсь, поднимаюсь, под правой ногой открывается дыра. Нужно аккуратнее. Встал, пошёл.


Гран Жорасс по ту сторону хребта Муан

Верёвка идёт через верх, прошу Хюга выдать. Конец трещины, он даёт мне руку и вытаскивает на камни. Садимся под скалой, место безопасное.

Когда был удар, верёвка между нами не была натянута. Хюг вбил ледоруб, но ему показалось, что я уже остановился. Когда он вытащил ледоруб, его сорвало и он стал зарубаться. Близко подо мной была трещина, вертикальную её часть я, видимо, пролетел, пока Хюг зарубался.

Потом он нашёл мой ледоруб и на двух инструментах легко спустился левее того места, где я лежал.


Шпаргалка на спуск

* * *

Звонки не проходят, только смс. Хюг написал приютчице Шарпуа, та связалась с ПеЖеАшЭм. Вопросы – ответы по смс.

Я тем временем оделся и достал телефон: он погнут и экран разбит, но включаестя и звонок проходит. Фонарь тоже разбит, но работает.

21:30. Спасатели услышали мой хриплый голос. «Если зависнем на одном полозе, зайти в салон сможешь?» «Да».

Вскоре подтвердили, что прилетят. Но не сразу, так как нужно готовиться к ночному полёту.

(Ночной полёт - это VFR с использованием прибора ночного видения). Месяцем позже, гуляя по горе Салев я встретил вертолёт Securite Civile. Пилот рассказал, что они уже лет 10 спасают ночью, PGHM - года 3 – 4, а армия летает ночью лет двадцать.

Около 22:15. Шум винтов, свет фар. Нас ищут ниже, приходит смс – «не видим, светите вверх» (Хюга предупредили, что светить в сторону вертолёта нельзя, чтобы не ослепить пилота. Потом ему рассказали, что полная луна мешала, слепила).

Зависли над нами, ушли на круг. Второй подлёт, спасатель на тросе и через несколько секунд он у нас. С ним большой рюкзак – если не увезут, то хоть не замёрзнем (я уже здорово окоченел, хотя и не было холодно). Он проверил мою обвязку и замуфтовал карабин.

Третий круг, на тросе второй спасатель, карабин с его лонжи цепляют за мой, секунд двадцать, и меня втащили в салон.

Четвёртый заход, подтянули первого спасателя, Хюга и 3 рюкзака. Я прилёг на полу, дали кислород и бумажку, записать имя и фамилию. Спросили, смогу ли я сам выйти, сказал, что да.

Минут через десять сели на базе в Буа. Пришёл врач, сказал, что перезаправятся и отвезут в больницу в Салланш. Видимо, у меня дело серьёзное, иначе отвезли бы на скорой. Хюга и мою (нетронутую) каску оставили там.

* * *

Около 23:00. Сели у больницы, уже ждут санитары с носилками. Вчетвером переложили и покатили.

23:07. Звонок жене. «Камень… вертолёт… больница в Салланш». Телефон по-прежнему работает…

Смогли снять куртку, не разрезав. УЗИ (то, что говорил врач про кровь в селезёнке и т.п. не подтвердилось), рентген не сходя с кровати и полный сканер, включая голову. «ЭКГ делать бестолку пока он дрожит» (согрели простынёй с электроподогревом и сделали).

Пять рёбер (потом сказали, что девять) и ключица. Гемопневмоторакс. Умереть от этого можно быстро, если повреждены оба лёгких, либо если жидкости много и она сдавит сердце. У меня дыра в левом легком 3 см. Не понятно, что было бы, если бы вертолёт не прилетел.

Удар был двойной, камень либо неровный, либо он по мне прокатился. Однозначно, что прошло по касательной. Удар в плечо пришёлся на лямку рюкзака. Часть энергии погасил рюкзак и те вещи, что были сломаны в его кармане. Даже страховщик сказал, что мне повезло…

Пришёл хирург, вколол в бок, разрезал, вставил зонд. Я ненадолго вырубился (на этот раз без снов). Когда зонд снимали через два с половиной дня, я увидел, что он сантиметров 20 и с мизинец. Уже потом посмотрел видео в интернете – самая толстая модель, на случай, когда присутствует кровь.

Через зонд создают пониженное давление в плевральной полости, и лёгкое само расправляется. Заживает оно быстро.

Больница организовала скорую из Анси, чтобы перевезти в Женеву. Красиво, с мигалкой.

Нас никто не ждёт (степень срочности уже не та). Французские санитары привезли меня (а также мешок с вещами, рентген, распечатку и СД-ром сканера) в реанимацию.

31/08 05:04 Смс жене. Снова рентген в положении лёжа. Окол семи меня превезли в палату. Поменяли французский чемоданчик для крови на швейцарский. Одели корсет для руки. Протёрли ледниковый песок с лица.

Воду не давали, только внутривенно: «не знаем, будет ли операция на ключицу». Но дали сосуд. Пришла комиссия врачей по части груди… аудиенция заняла минуту: всё ок.

Отвезли на рентген (выдали трусы).

Вдруг несут бутылку воды и обед. Резать не будут. Апетит мощный. Спросили, что буду есть, выбрал много из длинного списка. Если бы я сказал, что зависим от алкоголя, то давали бы вино…

Пришёл физиотерапевт, поднял меня за правую руку с кровати и показал как отсоединять чемоданчик для крови от насоса в стене. Повёл гулять по коридору и сказал, что мне нужно ходить как можно больше. На следующий рентген я пошёл пешком, и обратно с минус первого до четвёртого этажа по лестнице. Сосуд больше не понадобится.

Врача по части ключицы я увидел только на следующий день: носить корсет, даже ночью (но я его снимал) и записаться ко врачу в городе (дал список). Аудиенция опять заняла минуту. Мой случай явно прост.

13 этажей по лестнице: с минус третьего до 10. Дыхание восстанавливается на глазах.

Вместе с обедом дали рекламу вечернего концерта. Я там был едиственный зрителем в больничной робе (и с чемоданчиком для крови). Удивительно высого качества джаз на гобое.

На третий день вынули зонд и затянули швы, поставленные французским хирургом. Это совсем не больно. На четвёртый отправили домой.

На шестой день я пошёл на четырёхчасовую прогулку по пересечённой местности, оступился и дёрнул плечём. Стало неприяно хрустеть в суставе.

7/09 и 14/09 рентген и консультации у ортопеда. Он сказал, что хруст не страшен и что если сломанная кость движется, то костная мозоль образуется быстрее (то же самое мне говорил хирург в больнице, но применительно к рёбрам… там правда выбора нет). Ещё он сказал, чтобы я перестал пить лекарства, прописанные в больнице, особенно противовоспалительное.

17/09 сняли швы: у молодой врачихи это долго не получалось, т.к. во Франции их кладут непривычным для неё способом.

Врач прокрутил фильм со сканера (он у меня есть, но нет софта). Сломаны рёбра с первого по пятое, шестое вроде цело, седьмое и восьмое сломаны сильно (та самая болевая точка под лопаткой), а потом он заторопился и фильм мы не досмотрели. Это он мне сказал про девять рёбер, говорит, со слов коллеги, который в этом специалист.

Всего рёбер 12 пар, но последние две не соединены с грудиной, и сломать их трудно.

28/09 (четыре недели) – разрешили снять корсет.

05/10 – первый сеанс физиотерапии (эффективным оказался массаж).

08/10 – сел за руль машины.

26/10 – сел на ведосипед.

29/10 - последнее посещение ортопеда. Я наконец узнал, где был перелом… вовсе не там, где на рентгене широкая щель между ключицей и плечём…

Всё ОК.

Осталось научиться подтягиваться и отжиматься.

* * *


Общий вид Дрю и точка удара

Что это изменило в моей жизни? Решил написать путеводитель по Альпам на русском языке – не пропадать же такому опыту. Только Дрю туда не попадут – они меньше четырёх тысяч.


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100