Руководитель: Е.С.Чертопруд, Москва

Описание перевала Джангибайтор Центральный (1Б*, 4069 м)

Перевал Джангибайтор Центральный 1Б* 4069 м.

Варианты написания:Дангибайтор, Дангыбайтор, Джангыбайтор.

Соединяет:долина р. Джангибайтор (цирк юго-западной камеры лед. Джангибайтор) — долина р. Тургень-Аксу (левый приток лед. Тургень) хребет Терскей-Алатау, Центральный Тянь-Шань.

Ориентация перевала:С-Ю, определяющая категорию сторона С.

Характер седловины:ледово-осыпной (в недавнем прошлом перемётный ледник).

Измеренные координаты седловины:N42 19.832’ E78 51.650’, высота 4069 м (в системе WGS84). Трек похода, включающий в себя описанное ниже сквозное прохождение перевала с севера:http://www.wikiloc.com/wikiloc/view.do?id=10313231

Этимология названия долины, давшей название перевалу.

Согласно списку топонимов Тянь-Шаня

«байтор» — богатое урочище, «тор») — высокое место, возвышение (так называется самое почётное место в доме, в юрте) самое частое обозначение высокогорных пастбищ, а также долин и перевалов. Кроме того, в тюркских языках «джангы» означает «новый». Выходит, что Джангибайтор — это новое и хорошее высокогорное пастбище (т. н. «джайло»). Действительно, по левому борту долины от выполаживания и до морены (около 4 км) простираются альпийские луга, пронизанные многочисленными ручейками. В самой нижней их части находится действующее летнее стойбище киргизов.

Источники информации о перевалах Джангибайтор.

На всех известных нам хребтовках Терскей-Алатау, в отроге, идущем на восток от ЮВВ плеча узловой вершины 4446 и отделяющем долину р. Джангибайтор от долины р. Тургень-Аксу, нарисован перевал Джангибайтор. Принципиального значения перевал не имеет, так как весь этот отрог обходится за день-полтора, однако он позволяет включить в нитку маршрута красивую и малопосещаемую туристами долину (карта 1). Ни в интернете, ни в библиотеке МГЦТК нам не удалось найти описания этого перевала. Предыдущая рекогносцировка 2010 года с радиальным выходом на перевал Джангибайтор (Ц) с юга (фото 3-7 отчёта 2010 г):

привела нас к идее осуществить сквозное прохождение перевала с севера в походе 2015 года и заново описать его. Что и было сделано в режиме первопрохождения, поскольку никакой новой информации перед походом мы не нашли. Уже после похода, при подготовке этого отчёта, мы опознали пройденный нами перевал Джангибайтор (Ц) на фотографиях из отчётов других групп.

Зимний поход группы Ульянова 2013 (пер. Джангибайтор (Ц) — самая низкая точка в ЮЗ цирке хребтика, седловина 47, видна на фото 46 и 49). Судя по описанию, координатам, фотографиям и приложенному пути на хребтовке, группа Ульянова прошла перевал восточнее в том же хребтике (из ЮВ цирка, отделённого от ЮЗ цирка Джангибайтора (Ц) отрожком с северной стороны):

Из отчёта группы Зотова 2005 фотографии с южной стороны пройденного нами перевала (фото 192) и перевала, пройденного группой Ульянова (фото 191):

В отчёте Рачкаускаса 1976 приводится фотография с севера, где пер. Джангибайтор показан западнее отрожка, разделяющего ЮВ и ЮЗ камеры ледника Джангибайтор (стр. 90, фото 7). В том же отчёте на фотографии хребтика с южной стороны явно указана седловина, ведущая в ЮВ камеру (стр. 94, фото 13). Группа Рачкаускаса этот перевал не проходила, так что они могли слегка ошибиться в его положении. На помещённой в конце их отчёта хребтовке (с. 150) под названием Джангибай отмечен пройденный нами перевал Джангибайтор (Ц) с категорией 2А (по фотографиям судя, ледник летом 1976 г был перемётный и вообще льда было много).

Самая нижняя из не стаявших камер ледника Джангибайтор (ЮВВ накарте 1) замыкается вершиной 4276, и если в этом цирке и может быть перевал, то только через отрог отрога, с ориентацией З-В. Другой, ещё не исследованной, возможностью перевалить хребтик остаётся низкое западное седло ЮЗ цирка (Джангибайтор Западный), или несколько выше, через кулуар под высотой 4180.1 (см.фото 1). Не зная о таком возможном варианте и находясь на месте, мы посчитали перевал Джангибайтор (Ц) простейшим способом перевалить хребтик из ЮЗ цирка. Насколько можно судить по фотографии, оба более западных варианта подразумевают преодоление крутых скальных участков.

Ввиду отсутствия описаний перевала Джангибайтор трудно сказать, какой из перевалов хребтика первоначально вошёл в каталог как 1Б* 3800 (таких низких седловин в этом отроге вообще нет). Более того, на данный момент сложилось так, что на обоих пройденных перевалах этого хребтика двумя независимыми группами заново сложен тур, в котором перевал назван Джангибайтором. С другой стороны, группа Ульянова предложила называть неисследованную западную низкую седловину ЮЗ цирка «пер. Джангибайтор Западный» (фото 46 и 56 их отчёта, перечень седловин). Также эта седловина обозначена знаком перевала на карте Вадима Лямина (карта 7, Джангибайтор (Ц) обозначен на ней как седловина 4068). В данной ситуации нам кажется наиболее логичным упорядочить номенклатуру исследованных перевалов, расположенных в хребтике, продолжающем ЮВВ плечо вершины 4446 м следующим образом: перевал, пройденный группой Ульянова, называть Джангибайтор Восточный, а перевал, пройденный нами, как Джангибайтор Центральный. Именно таких наименований мы придерживаемся в этом мини-отчёте.

Описание прохождения группой Е. С. Чертопруд, июль 2015 г.

Лето 2015 года на Терскее позднее, многоснежное — время нашего прохождения соответствует самому началу сезона.

03.07.2015. Подход под пер. Джангибайтор (Ц).

Из Каракола на машине забрасываемся в место слияния р. Кок-Кия и р. Тургень-Аксу (2730 м). Начинаем подъём вверх по долине реки Тургень-Аксу по правому борту длины, бродим безымянный правый приток реки, обозначенный на километровке. За 15 мин доходим до моста через р. Тургень-Аксу, переходим на левый борт долины и продолжаем подъём по травянистой террасе. Через 5 мин доходим до мощного левого притока (р. Таштамбектор, 2821 м). Бродим в сандалиях, максимальная глубина по колено. ЧХВ 50 мин.

Продолжаем движение левым бортом долины р. Тургень-Аксу по тропе с плавным набором высоты. За 50 мин доходим до бокового моренного вала, выходящего из долины р. Джангибайтор и образующего прижим, который тропа обходит краем воды, с короткими участками траверсирующими каменную россыпь. Через 40 мин, немного не доходя устья Джангибайтора, достигаем начала крутой тропы, поднимающейся на ступень долины реки Джангибайтор. Метров через 50 подъёма тропа выходит к воде и разветвляется — левая часть её уходит вверх по долине Тургень-Аксу (через Джангибайтор в этом месте переброшен мостик), а правая ведёт в долину р. Джангибайтор. Поднимаемся по этой правой тропе до выполаживания долины за 40 мин здесь тропа рассыпается на множество скотских тропинок. Продолжаем двигаться наиболее битыми из них вверх по пологой террасе долины, идущей над крутым левым берегом р. Джангибайтор. Проходя мимо летнего стойбища киргизов, приветствуем двух его обитателей и двигаемся дальше. Доходим до набора на следующую ступень долины за 40 мин и поднимаемся на неё (набор 150 м) за 30 мин по травянистому склону, перемежающемуся с участками курумника. Далее плавно поднимаемся по травянистому склону и за 10 мин доходим до зелёных стоянок в останцах, на берегу впадающего в Джангибайтор ручья, высота 3340 м. Отсюда хорошо видна двурогая вершина 4446 м, левее которой расположен наш перевал (фото 1). ЧХВ от брода р. Таштамбектор 4 часа 20 мин.

Километраж за день 11.4 км, общее время 5 ч 30 м, набор 610 м.

04.07.2015. Перевал Джангибайтор (Ц) 1Б* (4069 м).

Выход в 7:00 утра, температура ночью видимо не опускалась ниже ноля, измерения утром показали +1 С (высота 3340 м). Погода хорошая, малооблачная. От места нашей стоянки поднимаемся левым бортом долины, траверсируя травяные склоны, изрезанные многочисленными маловодными ручьями — левыми притоками р. Джангибайтор. На противоположном борту долины виден путь подъёма к юго-восточной камере ледника, к цирку, в котором расположен пер. Джангибайтор Восточный (фото 2,сам перевал правее и не виден). Наслаждаемся солнечной погодой и прекрасным видом вверх по долине р. Джангибайтор (фото 3). Продолжаем двигаться вверх, держа курс на нижний край крутой моренной гряды, преграждающей долину. За 35 мин доходим до края морены (3510 м), из-под которой вытекает несколькими рукавами Джангибайтор. Отсюда виден подъём на Джангибайтор (Ц) (фото 4), но мы пока не знаем, что это наш перевал. Легко перепрыгиваем реку по камням и начинаем набор на правый борт долины, двигаясь вдоль края моренной гряды. Переваливаем через первый вал морены за 10 мин, набирая высоту 3582 м. Здесь на моренном гребне есть подготовленные площадки под палатки (фото 4). Двигаемся по направлению к юго-западной камере (бывшему правому притоку) ледника Джангибайтор, стекающей с хребтика, образованного вершинами 4446, 4180.1, 4161.2 м. Ещё за 10 мин доходим до снежно-осыпного склона (крутизна до 25 гр.). Совершаем подъём по вытаявшим осыпным гребешкам (фото 4, 5, 6), стараясь не идти по тёплому снегу (проваливаемся по пояс). В середине сезона эти снежники скорее всего стаивают, упрощая подход под перевал. Отсюда хорошо виден противоположный борт долины р. Джангибайтор, с доминирующим пиком 4716 м (Таштамбектор-Баши, на километровке ошибка — там фигурирует под таким названием вершина 4463 м), вершиной 4463 м (Джангибайтор-Баши) и юго-восточная сторона расположенных между ними перевалов Комкора Думенко и Таштамбектор Южный (фото 7). Взбираемся на ступень за 20 мин (3750 м), следующее выполаживание целиком покрыто глубоким проваливающимся снегом, каменных мостиков нет (фото 8). Где-то здесь начинается ледник, но по поверхности снега угадать место ранклюфта невозможно. Время 10:00, погода по-прежнему хорошая. Связываемся и то тропим по пояс, то проползаем по мягкому снегу ещё сотню метров. Здесь мы оказались на более холодном и плотном снегу закрытого ледника — наст начинает держать нас. Но время от времени кто-то из нас всё равно неожиданно проваливается по пояс и долго копается, пока не вылезет на твёрдый наст. Идём по правой ПХД стороне пологой части ледника Джангибайтор, левее видимых больших разломов и мульд. Доходим до цирка по положительным формам микрорельефа, но в самом цирке снег снова начинает проваливаться под нашим весом. Склоны цирка западнее перевала Джангибайтор (Ц) крутые и голые — сошедшие с них лавины образовали по контуру цирка плотные валы спрессованного снега. Поэтому далее движемся по этим лавинным выносам, огибая цирк справа по ходу движения и постепенно набирая под перевальный взлёт (фото 9). Ввиду лавинной опасности перевала, остановились на подготовку к прохождению перевала на высоте 3950 м, не доходя до начала крутого набора, под защитой скальных выступов, ограничивающих перевальный взлёт справа (время 12:30).

Оцениваем возможные варианты подъёма на перевал с нашей, северной его стороны. С хребтика в этом месте спускается крутой (визуально до 45 гр.) и узкий ледовый язык, закрытый глубоким снегом. По правому его борту (левая от нашего положения сторона перевала) сверху видны две огромные трещины, мостиком между ними серак c почти плоской поверхностью. Насколько можно судить, дальше по пологой заснеженной ледовой полке можно спокойно выйти на перевал. Возможно, лезть на мостик между разломами и не обязательно, если крутизна склона и глубина снега позволят подняться на полку по языку ледника «в лоб».

Один из участников выходит на рекогносцировку по плотному следу от схода снега, вверх до правых скал (25 м). Страховка ледорубом, снег проваливается по колено, благодаря чему хорошо держит человека, несмотря на крутизну склона. Попытки вылезти на язык ниже правых скал или пересечь ранклюфт у самих скал оказываются безуспешными, так как снег, которым забиты трещины, рыхлый и проваливается. Выше скал есть выход голого льда, однако и в этом месте забраться на язык в треккинговых кошках не удаётся. Пришлось подниматься по крутому снежному кулуару выше ещё метров 30, где ранклюфт уменьшается в размерах и снег, которым он забит, более плотный. С этого места, которое по высоте примерно на уровне перевала, хорошо видно, что дальше нет технически сложных участков, ледовая полка действительно полого выходит на широкую седловину. Так же видно, что первоначально рассматривавшийся вариант подъёма по левому сераку между двумя трещинами слишком опасен — чтобы вылезти на его плоскую поверхность сперва придётся траверсировать язык ледника в месте самого крутого его уклона (лавиноопасно), а последние несколько шагов пройти по крутому голому льду. В результате рекогносцировки решено было провесить перила с перегиба ледового языка до правых скал, а далее подниматься всей группой по полке до седловины (фото 10, 11).

Спуск рекогносцировщика по ледовому языку до его перегиба (начала полки) по снегу, проваливающемуся по колено и организация здесь станции на ледорубе (время 15:00). С этой точки (4020 м) до правых скал бросается перильная верёвка (20 м), по которой на полку поднимается вся группа с рюкзаками (фото 12–16). На копание в глубоком снегу, которым сопровождается выжумаривание на ледовую полку, уходит довольно много времени, потом за 10 мин траверсируем язык ледника по полке влево (глубина проваливания снега здесь по голень – по колено) и оказываемся на седловине в 16:30.

Измеренные нами координаты перевала Джангибайтор (N42 19.832 E78 51.650) близки к указанным в каталоге перевалов и на хребтовках, высота 4069 м в системе WGS84. Несмотря на узость гребня, сама седловина широкая (возможно поставить несколько палаток,фото 11, 17), заснеженная, ограниченная с двух сторон жандармами (с запада — острый пик из разрушенных скал, с востока — нагромождение скальных обломков пологой с этой стороны высоты 4081). Перевального тура не обнаружили, сложили небольшой свой в основании левого ПХД жандарма, внутри оставили пластиковую бутылку с нашей запиской (2015, группа Чертопруд Е. С., Москва). С южной стороны перевала всего несколько метров пологого снежника, а дальше путь на спуск идёт по склону (местами до 30 гр. крутизны), покрытому неслежавшейся осыпью из скальных обломков среднего размера (фото 18).

Спуск с перевала начинаем в 17:00, погода позволяет. Верхнюю часть взлёта спускаемся плотной группой, в касках, без кошек. Далее следует участок более крутой и живой осыпи, который преодолеваем по одиночке от одного безопасного места до другого. Метров через 50 спуска замечаем, что двигаемся в сторону участка голого льда (фото 19). С этого момента начинаем траверсировать такой же неслежавшийся осыпной склон в левую ПХД сторону, под камнеопасными скалами высоты 4081. Пересекаем этот участок быстро, плотной группой, и выходим на боковую морену левого, почти отделившегося от основного языка, притока ледника Тургень. Идём в направлении основного языка по осыпям, перемежающимся со снежниками (местами проваливаемся по пояс). Обходим слева озёро, в которое обрывается левый приток ледника (фото 20), переходим стекающий с него ручей по наледи и в сгущающихся сумерках встаём лагерем на зачехлённом камнями участке устья левого языка ледника Тургень (время 18:30).

Километраж за день 8 км, общее время 11 ч 30 м, набор 730 м, сброс 180 м.

Оценка крутизны склонов перевала.

Nothern slope

49,96974

track (baro)

25,86636

Оценка крутизны склонов была проведена разными способами: 1) визуально — на более-менее «намётанный глаз», 2) по изолиниям пятьсотметровки, 3) по 25 м изолиниям, полученным из данных SRTM, 4) по барометрическим изменениям высоты, записанным на GPS Garmin 60CSx. Результаты сведены в таблицу.

Примечание 1. Изолинии на растровой карте с южной стороны перевала прорисованы невнятно (знак «скалы»), возможно измерено неверное значение.

Примечание 2. Данные SRTM GOTOPO30 имеют относительно низкое для данной задачи разрешение, и измеренные значения, вероятно, занижены (крутизна сглажена).

Примечание 3. Для барометрических измерений был взят прямой участок трека с крутым подъёмом в лоб под правые скалы и самая крутая часть спуска (перед поворотом налево). Посчитанное этим методом значение для южного склона может быть не достаточно точно, т. к. трек идёт не совсем перпендикулярно изолиниям (соответственно полученное значение будет занижено) и горизонтальная составляющая взята примерная, т. к. приём спутников вблизи нависающих скал был неуверенным. Для участка северного склона данный метод даёт скорее всего наиболее точное значение.

Из таблицы вырисовывается тенденция, что наш «намётанный» глаз на подъём занижает, а на спуск завышает реальную крутизну склонов (но для уверенности в этом требуются повторные измерения на других склонах).

Оценка категории сложности перевала Джангибайтор (Ц).

На современных хребтовках и в каталогах перевалов Джангибайтор обозначен как 1Б*. На старой хребтовке из отчёта 1976 г. категория трудности указана как 2А (но ледовая ситуация с тех пор сильно изменилась). Группа Ульянова, оценивавшая возможность перевалить хребтик из ЮЗ камеры ледника зимой 2013 г., пришла к выводу, что седловина 47 соответствует категории 2А.

По факту нашего прохождения подтверждаем, что категория трудности перевала Джангибайтор (Ц) лежит в диапазоне 1Б-2А. С одной стороны, перевал односторонний, сложный участок короткий. Однако высокая крутизна определяющей стороны перевала (40-50 гр.) и характер разломов льда на стекающем с перевала языке могут существенно осложнить его безопасное прохождение, особенно при спуске с северной стороны. Количество и состояние снега могут значительно повлиять на трудность прохождения перевала — то есть, по нашему мнению, заслуженная 1Б*.

Иллюстративный материал.

Полноразмерные фотографии и данный отчёт доступны по адресу: http://tinyurl.com/p2zbsv6

Фотографии для экранного отображения приведены ниже. В конце отчёта также приводится наложение записанного трека и путевых точек на карты района и на спутниковый снимок.

Фото 1. Вид в сторону цирка пер. Джангибайтор (Ц) 1Б* (ЮЗ камера ледника) из долины р. Джангибайтор (3400 м).

Фото 2. Вид в сторону ЮВ камеры ледника от р. Джангибайтор (3400 м).

Фото 3. Вид вверх по долине р. Джангибайтор с левого борта долины (3400 м).

Фото 4. Вид в сторону цирка пер. Джангибайтор (Ц) 1Б* (Ю3 камера ледника) от р. Джангибайтор (3510 м).

Более крупно ключевой участок (путь всей группы показан красным синим, где путь не видно за рельефом зелёным показан путь участника, организовывавшего станцию и перила):

Фото 5. Три четверти группы на подъёме к цирку пер. Джангибайтор (Ц) 1Б*.

Фото 6. Заполнение полевого дневника и сидячий учёт ходового времени подъёма.

Фото 7. Вид на СЗ со ступени 3600 м на подъёме к цирку пер. Джангибайтор (Ц) 1Б*.

Фото 8. Вид на ключевую часть пер. Джангибайтор (Ц) 1Б* от начала ледника ЮЗ камеры.

Фото 9. Вид на ключевую часть пер. Джангибайтор (Ц) 1Б* из-под перевального взлёта.

Фото 10. Вид вниз со станции на перегибе ледового языка перевала Джангибайтор (Ц) 1Б*.

Фото 11. Вид на седловину со станции на перегибе ледового языка перевала Джангибайтор (Ц) 1Б*.

Фото 12. Второй участник добрался до нижней точки перил у правых скал…

Фото 13. … Да и остальные на подходе.

Фото 14. Копание траншеи в снегу — дело нелёгкое и без рюкзака. ..

Фото 15. … И вдвойне трудней, когда c полной выкладкой.

Фото 16. Последнему уже легче, окоп утоптан.

Фото 17. Вид на седловину перевала Джангибайтор (Ц) 1Б* с места, где сложили тур.

Фото 18. Вид на юго-запад с седловины перевала Джангибайтор (Ц) 1Б*.

Фото 19. Вид на южный перевальный взлёт перевала Джангибайтор (Ц) 1Б* с путём спуска.

Фото 20. Вид на южную сторону хребтика и путь спуска с перевала Джангибайтор (Ц) 1Б*.

Карта 1. Долина р. Джангибайтор и хребтик, отделяющий её от долины р. Тургень-Аксу (космоснимок). ЮЗ, ЮВ, ЮВВ — сохранившиеся камеры (бывшие правые притоки) лед. Джангибайтор. Жёлтым показаны перевалы из долины, на которые имеются описания 2013-2015 гг.

Карта 2. Подход под пер. Джангибайтор (Ц) 1Б*, наш трек и точки на километровке.

Карта 3. Пер. Джангибайтор (Ц) 1Б*, наш трек и точки на пятьсотметровке.

Карта 4. Пер. Джангибайтор (Ц) 1Б*, наш трек и точки (SRTM+feat).

Карта 5. Пер. Джангибайтор (Ц) 1Б*, наш трек и точки (спутниковый снимок).

Карта 6. Пер. Джангибайтор (Ц) 1Б*, наш трек и точки (спутниковый снимок подробнее, его привязка скорректирована под видимые объекты).

Карта 7. Район р. Джангибайтор на карте Вадима Лямина.

Версия отчёта от 03.10.2015.

По вопросам, связанным с этим описанием, обращайтесь mikkifox @ gmail . com

Вадиму Ляпину - колоссальное спасибо!

У вас тут "Карта 7. Район р. Джангибайтор на карте Вадима Лямина". Вадим ЛЯПИН - живой, потентный, отзывчивый человек-энтузиаст, столько всего хорошего и полезного сделавший! А вы его фамилию перевираете... Ну чего бы вам не перечитать самого себя для начала?

Лавиноопасно у вас, пипец просто

Не лучшее время годя, да и дня, для вашего варанта прохождения.