Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Конилов Дмитрий, г. Москва

Отчет
о горном туристском походе 2 к.с. по Центральному Кавказу (Приэльбрусье), совершенном группой туристов секции горного туризма кафедры Физ. Воспитания и спорта МГУ ПС (ТК МИИТ) (Москва), май 2005г.

Содержание

Справочные сведения

    1. Паспорт маршрута
    2. Подробная нитка маршрута
    3. Сведения об участниках

Содержание отчета

    1. График движения
    2. Идея похода
    3. Причины изменения маршрута
    4. Особенности района путешествия

Техническое описание маршрута по дням

Выводы и рекомендации

Маршрутная книжка № 1/3 -301
Руководитель группы Конилов Д. А.

e-mail: zigmus(at)mail*ru

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю второй категорией сложности.

Отчет использовать в библиотеке МГЦТК, ТК МИИТ

Справочные сведения

1.1 Паспорт маршрута.

1. Район путешествия - Ц. Кавказ.
2. Вид туризма - горный.
3. Организация, - тк МИИТ.
проводившая путешествие (www.miit-tour.narod.ru)
4. Категория сложности - вторая.
5. Количество участников - четыре.
6. Руководитель - Конилов Д. А.
7. Заявочные материалы рассмотрела - МКК ЦС туризма г.Москвы
8. Маршрутная книжка -1/3-301
9. Сроки активной части похода - 02.05.2000 - 11.05.2000.
10. Продолжительность активной части похода - 10 дней.
11. Количество дневок - 0,5.
12. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути - 110,4 км.
13. Максимальная высота - 3540 м.
14. Адрес хранения отчета - библиотека МГЦТК, Москва, ул. Б. Коммунистическая, д. 17, библиотека ТК МИИТ, (www.miit-tour.narod.ru)
15. Поход рассмотрен МКК ЦС туризма г. Москвы

1.2 Подробная нитка маршрута

пос. Хурзук – пер. Еникол (н/к2500) – траверс хребтов Еникол и Сардырляр(пер.2700-пер.2850-пер.Букулу)(1Б) – пер. Чемарт (1А 3132) – пер. Бурунташ (н/к 3086) – р. Кызылсу – мин. источники Джилысу – пер. Сев. Каракайский (Эльдарбаши) (н/к 2889) – пер. Кыртыкауш (1А 3232) – р. Кыртык-пос. В. Баксан – пос. Терскол - пос. Эльбрус – а/л. Джантуган – пер. Гумачи (2А 3540 рад.) – а/л. Джантуган

1.3. Сведения об участниках

ФИО

Контактная информация

Обязанности на маршруте

Туристский опыт

1

Конилов Дмитрий Александрович

Тел. 8 916 184 62 67,
e-mail: zigmus(at)mail*ru

Руководитель, завхоз

2 ГР, 5 с эл. 6 ГУ

2

Царевская -Дякина

Наталья Сергеевна

Тел. 907 78 13
e-mail:
ntsarevskaya-dyakina(at)sf-online*ru

Медик, фотограф

2 ГУ

3

Моисеев Алексей Павлович

Тел. 161-28-63

Ремонтник

3 ГУ

4

Вольфтруб Артем Борисович

Тел. 907 78 13
e-mail: v_artem(at)aport*ru

Финансист, хронометрист

3 ГУ

 

Содержание отчета

2.1 График движения

День маршрута

Дата

Пункты маршрута

Километраж
(без учета коэффици-ента)

Погодные

условия

Способ
передвижения

Перепад
Высот, м

Чистое ходовое время, ч

-

31.04-
02.05

Москва-Черкесск- Хурзук

-
-

Поезд,
автотранспорт

-
-

1

02.05

Пос.Хурзук-кош на хр. Еникол

6

Облачность,

снегопад

пешком

+900

4

2

03.05

м/н-пер. Еникол(н/к 2500)-пер.2700

Траверс хр. Еникол и Садырляр(1Б), 18,5 км

Снегопад, видимость 10-50 м

пешком, снегоступы

+300

3

3

04.05

м/н-пер.2850-Ю. отрог хр. Садырляр

Снегопад, видимость 10-50 м

пешком, снегоступы

+150

-300

3

4

05.05

м/н-хр. Садырляр

Снегопад, видимость 10 м

пешком, снегоступы

+300

4

5

06.05

м/н-пер. Букулу(н/к)-пер. Чемарт(1А3132)

ясно

пешком, снегоступы

+250

6

6

07.05

м/н-пер. Бурунташ(н/к3086)

10,5

Ясно, к вечеру облачность

пешком, снегоступы

-400

+300

8

7

08.05

м/н-р.Кызылсу-мин. Источники Джилысу. Полудневка

12

ясно

пешком, снегоступы

-450

5

8

09.05

м/н-пер. Сев. Каракайский (Эльдарбаши) (н/к2889)-

12,5

Облачность, дождь, снегопад, вечером видимость до 300 м

пешком, снегоступы

+400

-500

+900

8,5

9

10.05

м/н-пер. Кыртыкауш (1А3232)-пос. В. Баксан-пос. Терскол

19

ясно

пешком, снегоступы, автотранспорт

-1700

9

10

11.05

м/н-пос.Эльбрус-а/л “Шхельда” - пер. Гумачи (2А3540рад.)- а/л “Джантуган”

13,5

ясно

пешком, снегоступы,

+1100

-1100

9,5

-

12-14.05

Г. Минводы – г. Москва

-
-

Авто- и ж/д транспорт

-
-

 

2.2 Идея похода

Поход задумывался состоящим из 2-х частей. Первая часть – это своеобразная дань памяти нашим знакомым, которых, к сожалению с нами больше нет. Маршрут посвящен памяти члена тк МИИТ Антона Караваева и нашего друга, известного московского туриста Сергея Фетисова, погибших в 2004 году. Каждый из них в свое время ходил этим маршрутом, и пройдя по из следам, мы почтили их память.

Вторая часть маршрута планировалась как обзорный ознакомительный выход в долины Адылсу и Адырсу с прохождением перевалов ВЦСПС, Гумачи и Голубева. Несмотря на доступность районов, там еще не проводилось ни одного спортивного похода тк МИИТ.

2.3. Причины изменения маршрута

Первая часть маршрута (участок Хурзук-В. Баксан) была пройдена полностью. К сожелению, вторую часть маршрута (Южнее Баксана) не удалось реализовать в полном объеме. Причиной к этому стали связанные с профессиональной деятельностью срывы сроков отпусков у троих участников похода, вследствие чего двоим участникам похода пришлось завершить маршрут на 9-й день похода, вместо запланированного 14-го, оставшиеся двое участников завершили маршрут на 10-й день. Поэтому пришлось отказаться от прохождения заявленных перевалов Голубева и ВЦСПС.

2.4. Особенности района путешествия.

Основным препятствием для походов в Приэльбрусье являются неустойчивые погодные условия. Май в этом районе холоднее и ветреннее декабря. При хорошей погоде в диапазоне высот 2500-3500 следует ориентироваться на температурный диапазон (день/ночь) : +5..+15/-10...-20 , при облачности +5...-5/-5...-10. При облачности видимость снижается до 5 м , что делает ориентирование на местности затруднительным или невозможным. Помимо этого, снежный покров создает повышенную лавиноопасность, что необходимо учитывать при планировании маршрута.

Трудность представляют снежники, лежащие в диапазоне высот от 2500 до 3500. Глубина снега и раскисшее состояние вызывает катастрофическое проваливание по горло и глубже, несмотря на использование снегоступов. Скорость движения по такому снегу 500м/час, с огромными энергозатратами.

Применительно к условиям мая 2005 года необходимо отметить большое количество снега и снегопадов. За 3 дня до начала походов мы были предупреждены органами МЧС Карачаево-Черкессии о невозможности своевременного оказании помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Также МЧС предупредило о сложной снеговой обстановке и лавинной опасности, сложившейся в районе КЧР, и рекомендовало воздержаться от проведения путешествий. Однако, так как по территории КЧР нам предстояло пройти не более 20 км, а МЧС Кабардино-Балкарии никаких официальных заявлений не делало, и с учетом того, что наш маршрут – гребневой, мы не стали отказываться от прохождения маршрута.

Группе при прохождении маршрута пришлось столкнуться с трудностями, вызванными большим количеством неплотного снега и недостаточной видимостью, затрудняющей ориентирование. Менее энергозатратным оказалось движение непосредственно по гребню, где снега меньше, чем в долинах, он уплотняется ветром, а ориентирование возможно даже при видимости 5 м.

Для посещения ущелий Адырсу и Адылсу необходим пропуск в погранзону. Пропуск был заказан нами через фирму “Эльбрус-навигатор”, имеющую офис в Терсколе. E-mail: elbrusnavigator@mail.ru. Стоимость заказа 1000 руб +50 руб за каждого человека.

Описание маршрута по дням

2.05.2005
1 день пути

пос. Хурзук – хр. Еникол в районе коша , 6 км, ЧХВ 4 часа, +900 м, облачность, снегопад

Приехали в Черкесск в 07:30 поездом Москва-Нальчик.(прицепной вагон) . Прямых автобусов в Хурзук нет. Только через Карачаевск. Такси стоит 800 руб.

До Хурзука едем по очень красивой долине с монастырями на горе и памятниками по краям. Карачаево-Черкессия готовится к празднованию дня Победы. В 12 ч. выгружаемся в Хурзуке и выходим на маршрут. Наш путь от пос. Хурзук лежит на восток по берегу р. Уллухурзук.


р. Еникол
За 3 перехода по дороге, сразу за поселком переходящей с левого на правый п/х берег р. Уллухурзук, подходим к месту слияния р. Еникол и р. Уллухурзук. Р. Еникол течет с северо-востока. Далее сворачиваем в долину р. Еникол и по дороге вдоль нее, затем по тропе проходим еще 2 перехода.


Подъем по ручью на хр. Еникол
Несколько раз пришлось перейти реку вброд. Доходим до слияния ручьев, образующих реку. Здесь обедаем. После обеда движемся по орографич. Левому из ручьев и еще за переход проходим еще одну развилку ручьев на границе леса и начинаем подъем по орографически правому из них на хр. Еникол. В этом месте он в плане представляет собой 2 ветви, сходящиеся друг к другу.


На хребте Еникол. Вид на С-З
Место схода ветвей близко от перевала Еникол. Сам перевал не виден в нашем случае. Выход на хр. Еникол в любом месте не представляет сложности. Видимость падает, идет снег.

Поднявшись, встаем на ночевку. Здесь уже лежат снежники, есть небольшая площадка в ложбине, невдалеке - кош. Снизу он не виден.

Общий набор 900 м . 5,5 переходов по 40 мин. Чистое время движения – 4 часа.

 

3.05.2005
2 день пути

хр. Еникол в районе коша – пер. Еникол - хр. Еникол, седловина 2700 , ЧХВ 3 часа, +300 м, облачность, снегопад, видимость 10-50 м.

Выход в 9.30.

Погода не улучшилась. Видимость с утра – 150 м, спустя час после начала движения 10-50м, идет снег. Из-за затруднений в ориентировании много времени тратится на разведку пути, поэтому сколько-нибудь регулярный режим движения не осуществляется. Тропим. Идем по хр. Еникол на ЮВ, затем вместе с хр. Еникол забираем к востоку. Так как ничего не видно, не заметили, как прошли перевал. Одеваем снегоступы. Дальнейшее движение без них затруднено. Дальше обходим труднопроходимые места гребня ниже по склону с правой п/х стороны. Наконец, вылезаем на небольшую седловинку на гребне (приблизительно 2700), начиная с которой гребень расширяется, и его поверхность выполаживается. Пришлось остановиться из-за недостаточной видимости. При движении вслепую существовала вероятность свалиться в долину Уллухурзука по боковому отрогу. Остановились на седловинке. На ней было достаточно места для обеих наших палаток.

Пройдено 3,5 км (субъективная оценка), чистое время движения в нужном направлении 3 часа. Набор 300м.

 

4.05.
3 день пути

хр. Еникол, седловина 2700 – ручей из-под Ю. отрога г. Садырляр , ЧХВ 3 часа, +150-300 м, облачность, снегопад, видимость 10-50 м.

Выход в 8.30

Снегопад шел всю ночь, видимость не улучшилась, поэтому мы все – таки прошли переход в неправильном направлении. Вернулись обратно к месту ночевки, оттуда пошли уже в правильном направлении. Правильное направление – это на восток, траверсом хребта, а мы прошли переход в сторону дол. Уллухурзука. Но не пожалели об этом, так как из-за плохой видимости нам удалось очень близко подойти к пасущимся в том месте якам и посмотреть этих любопытных животных. Итак, идем на восток по хребту. Тропежка. Слева от нас – долина р. Элмезтебе, слышен шум воды, справа- долина р. Уллухурзук. Движемся по широкому пологому гребню. Через 3 перехода видимость ненадолго улучшилась, заметили кош, стоящий в верховьях реки Элмезтебе.

Дальнейшее движение по гребню затруднено скальными жандармами. Обходим их по южному склону гребня. Крутизна – 10 градусов, постепенно увеличивающаяся до 15-20 градусов. Постепенно траверсом сваливаемся в долину р. Элмезтебе (или ближайшего к хр. Еникол ручья, составляющего р. Элмезтебе – не разобрать) и продолжаем движение по ней, поднимаясь по направлению к южному отрогу хр. Сардырляр. Долина, обходя его с юга, делает в этом месте петлю. Не дойдя примерно 1,5 км до отрога останавливаемся по просьбе одного из членов группы, у которого стали проявляться признаки развития УФ ожога глаз, несмотря на постоянное ношение солнцезащитных очков. Встаем лагерем в 14.30. Промываем пострадавшему глаза, укладываем отдыхать. К вечеру у него зрение полностью восстановилось. Пройдено в нужном направлении 3,5 км, чистое время движения 3,5 часов. Набор 150м, сброс 300м

 

5.05.
4 день пути

ручей из-под Ю. отрога г. Садырляр – хр. Садырляр , ЧХВ 4 часа, +300 м, облачность, снегопад, видимость 10-50 м.

Выход в 8.30

Генеральное направление нашего маршрута – на восток. К перевалам Букулу, Чемарт, Бурунташ. Сильный снегопад, видимость 10-30 метров. Обходим южные склоны г. Садырляр с юга и траверсом выходим на широкую пологую перемычку . Она разделяет бассейны Элмезтебе и Уллухурзука. Это место соединения хр. Еникол и хр. Садырляр. В это время видимость упала до 5м и мы вынуждены были прекратить движение. Расставили палатки, пообедали и стали ждать. Просидели 3 часа. Видимость немного прибавилась. Было принято решение идти строго по гребню, чтобы избежать возможных лавин со склонов, обрывов карнизов и ошибок в ориентировании, связанных с отсутствием видимости. С перемычки поднялись по восточному склону южного отрога г. Садырляр на хребет Садырляр в районе восточного плеча г. Садырляр и далее пошли по хребту. Характер движения – при подъеме траверс с тропежкой набором высоты снежного склона крутизной до 20 градусов, в снегоступах, с соблюдением мер лавинной безопасности, далее движение по узкому гребню хр. Сардырляр, тропежка, обход немногочисленных жандармов по правому (п/х) склону, до 30 градусов, в нескольких случаях – движение на три такта. Дважды были организованы горизонтальные перила на ледорубах. Северные склоны хребта имеют высокую крутизну, на наш взгляд – до 2Б, для организации спуска в эту сторону необходима перильная страховка. Далее движение по верхушке узкого гребня в сторону перемычки- водораздела правого (орографически) притока р. Уллухурзук и р. Перевальный. (пер. Букулу)

Самой перемычки не видно в такую поггоду, и чтобы не промахнуться мимо нее, встаем на ночлег не доходя нее, по нашим подсчетам, метров 700-1000. За день пройдено 3,5 км, Чистое время движения 4 часа.

Набор 300м.

 

6.05.
5 день пути

хр. Садырляр-пер.Букулу-водораздельный хребет дол. р. Перевального и р. Битюктебе-пер. Чемарт(1А3132) , ЧХВ 6 часа, +250 м, ясно.

Выход в 9.45


Траверс хр. Садырляр
Наконец-то погода улучшилась и с утра нам открылся потрясающий вид с гребня Садырляра во все стороны, в том числе мы просмотрели свой предыдущий путь. Ясно, солнечно. Перед нами предстал во всей своей красе Эльбрус, был прекрасно виден Главный Кавказский хребет, на севере хорошо просматривались плато Передового хребта. Открылся перевал Букулу, за ним нам хорошо стал виден перевал Чемарт. За 1 переход мы спустились с гребня на перевал Букулу, представляющий собой широкую пологую седловину.


Водораздельный хребет дол. р. Перевального
и р. Битюктебе
На седловине наше движение замедлилось из-за огромного количества снега, в котором приходилось идти. Наш дальнейший путь - это подъем на хребет, разделяющий долины р. Перевальный и р. Битюктебе и движение по его гребню, так как в наших условиях снега на хребте гораздо меньше, чем в долине.


Пер. Чемарт при подходе с запада
Затем выход на пер. Чемарт траверсом 10-15 склонов г. 3379. По пути пришлось пересечь несколько кулуаров г. 3379. С нашего пути многие из них можно было лишь подойдя к ним вплотную.


Пер. Чемарт с дол. Чемарткола
Перевал Чемарт (1А 3132) представляет собой широкую пологую седловину, на которую мы спустились через 7 часов после начала движения. Перевал находится между вершиной 3379 на юге и г. Зарауса (3368) на севере, на водоразделе р. Чемарткол на востоке и р. Перевальный на западе.

Перевальная седловина делится пополам высоким жандармом. Собственно перевал Чемарт находится на южной из них. Тура на перевале не обнаружено, вероятно он погребен под снегом. С перевала хорошо просматривается дальнейший путь на восток к перевалу Бурунташ и перевальный взлет.

Чистое время движения – 6 часов. Набрано 250 м. Пройдено 9,5 км

 

7.05.
6 день пути

пер. Чемарт(1А3132)- пер. Бурунташ (н/к 3086) , 10,5 км, ЧХВ 8 часа, -400+350 м, ясно.

Выход в 7.00

Ранний выход обусловлен расчетом проскочить по подмерзшему за ночь снегу наиболее снежные участки пути. Погода ясная, солнечно. Путь на восток к пер. Бурунташ проходит через 4 боковых пологих отрога г. 3379. Для того, чтобы минимизировать потери высоты, выбираем путь ближе к левому п/х склону долины. Кое-где на склонах видны следы схода лавин. Два первых отрога нам удалось перевалить без значительной потери высоты, за 4 перехода. Третий отрожек потребовал сброса, а затем набора 100 м. От третьего отрожка наш путь лежал на место слияния истоков р. Чемарткол, и нам пришлось сбрасывать приблизительно 200м по 20-25 градусному снежному склону под защитой кое-где торчащих камней. Далее мы попытались идти траверсом 4-го отрожка, однако это не получилось, так как снег, лежащий на 25-35 градусном травянистом склоне съезжал по нему из-под наших снегоступов. Пришлось спустить впереди себя небольшую лавинку, расчистившую путь, и по ее следам спуститься к р. Чемарткол. Дойдя до слияния истоков Чемарткола, пообедали. От перевала Чемарт до слияния ручьев - 4 часа. Далее по левому (орографически) ручью начали подъем на пер. Бурунташ. Этот перевал находится между г. Кызылкая (3639) и г. 3627. Перевал находится на водоразделе р. Кызылсу и р. Чемарткол. Подъем по руслу ручья, прижимаясь к левому п/х склону, где меньше снега. Тропежка на некрутом подъеме. Через переход от слияния ручьев в русло ручья входит боковой левый (п/х) кулуар. Он кажется путем подъема на седловину, однако таковым не является. Мы продолжили движение по ручью и через 4,5 часа движения вышли на пер. Бурунташ (н/к 3086), представляющий из себя огромное плоское поле, размером с аэродром. На перевале есть камень высотой 3м с туром наверху. Записки опять нет. Заночевали рядом с камнем. К вечеру ясная погода сменилась облачностью.

Пройдено 10,5 км, чистое время движения 8ч, сброс 400 м, набор 350 м.

 

8.05.
7 день пути

пер. Бурунташ (н/к 3086)-дол. Р. Кызылсу-“поляна Эммануэля”-мин. источники Джилысу. Полудневка., 12 км, ЧХВ 5 часов, -450 м, облачно, видимость хорошая.

Выход в 8.00

За 1 переход спустились к р. Кызылсу и пошли по ней. Часто приходилось переходить с одного берега на другой по снежным мостам. За 2 часа движения дошли до скважины с нарзаном на левом берегу. Далее долина р. Кызылсу расширяется, скорость течения замедляется, на берегу появляется тропинка и кончается снег. Еще через 3 часа дошли до кошей на берегу р. Кызылсу, поляны Эммануэля, и далее обходя слева каньон, в который снова уходит р. Кызылсу, чтобы водопадом сброситься в Малку, мимо г. Сирх и пер. Каяэшик, выходим на мин. источники Джилысу. Дорога, по которой мы шли, начинается от самого восточного из кошей на поляне Эммануэля. На кордоне на мин. источниках мы встретили знакомого местного егеря Михеича. Как и в январе 2004 г., он оказал нам очень теплый прием, и остаток дня мы провели купаясь в мин. источниках, бегая смотреть потрясающей красоты водопады (их там 3 штуки). От кордона виден только один из них. По тропинке на север от кордона мимо здания гостиницы (левее ее) можно дойти до самого грандиозного из них – 40-метрового водопада Султан. Михеич поселил нас в отапливаемом домике с печкой и предоставил в наше распоряжение кухню. Вечером устроили пир. От кордона открывается замечательный вид на причудливые скальные останцы

За день пройдено 12 км, чистое время движения – 5 ч. Погода весь день была облачной.

Следует отметить, что в районе мин. Источников Джилысу развернуто большое строительство. В планах строителей – возведение гостиничного комплекса и строительство ванн для лечения минеральными водами. Кроме этого, возводится дорога от Кисловодска до мин. Источников Джилысу. Со слов Михеича, будет открыто автобусное сообщение. По состоянию на май 2005 г. дорожная техника стоит уже в районе горы Тузлук и летом работы возобновятся. Возможно, это приведет к развитию туристской инфраструктуры северного Приэльбрусья и даст толчок к развитию туризма, в том числе и спортивного, в регионе.

9.05.
8 день пути

мин. источники Джилысу- пер. Эльдарбаши (С. Каракайский) (н/к 2889)-склоны г. 3194, 2 км до пер. Кыртыкауш, 12,5 км, ЧХВ 8,5 часов, +400-500+900 м, облачно, дождь, снегопад, видимость вечером до 300м.

Выход в 8.00

Позавтракав и поблагодарив Михеича, начали движение в сторону ручья, стекающего с пер. Эльдарбаши, раположенного между г. Каракая (3350) и г. Шаукам (2879). Добравшись до ручья за 1,5 перехода, начали подъем по нему на перевал. До ручья добирались по дороге, огибающей с севера г. Шаукам. Ручей пересекает дорогу и водопадом сбрасывается в р. Малка. Движение по травянистому склону до 10 градусов, затем выходим в верхний цирк и идем по ровному снежному полю – предперевальной ступени, на которой собираются ручьи с г. Каракая и окрестных пологих вершин, покрытых снегом.


Пер. Эльдарбаши из
верхнего цирка
Далее последовал подъем на перевал, находящийся между г. Каракая и безымянной пологой вершиной. Пошел дождь, с высотой переходящий в мокрый снег. Тропежка в раскисшем снегу. Подъем по травянистому 10-градусному склону, покрытому большим количесвом снега. Время от кордона на Джилысу до перевала Эльдарбаши (С. Каракайский) (н/к 2889) – 4 часа. Спуск в долину реки Исламчат происходил по травянистому склону без снега крутизной 5-10 градусов. На всех участках спуска он хорошо просматривается. Спустившись к реке, пообедали. Перевал Эльдарбаши не виден ни с одной стороны. При движении с запада на него можно выйти, если идти по ручью, с востока его найти трудно. Перевал Эльдарбаши легко можно обойти через перевал Бересун, находящийся с севера от г. Шаукам, по перевалу Бересун проходит дорога.


Дол. Р. Исламчат с пер. Эльдарбаши
Дальнейший путь к перевалу Кыртыкауш, находящемуся северо-восточнее г. Исламчат сначала проходил по дол. Р. Исламчат, затем по руслу ручья - правому орографически притоку Исламчата, текущему с перевала Кыртыкауш. Движение было затруднено раскисшим снегом и частыми провалами в ручей, скрытый под снегом. Для того, чтобы минимизировать энергозатраты, высоту набирали по правому притоку этого ручья, вытекающему из-под вершины 3194. Этот ручей тек по 25 градусному травянистому склону без снега, по которому идти было гораздо удобней. Набрали высоту, поднимаясь на восток по этому ручью, затем начали траверс пологого склона вершины 3194 в сторону пер. Кыртыкауш (на ЮВ). Тропежка по щиколотку. Надвигающаяся темнота заставила нас остановиться на ночлег прямо на склоне на ровной площадке под 2 палатки с незначительным уклоном примерно на высоте перевала, не доходя примерно 2км до него.

За день пройдено 12,5 км, чистое время 8,5 часов, набор 400 м, сброс 500м, затем опять набор 900м.

 

10.05.
9 день пути

м/н-пер. Кыртыкауш(1А 3232)-пос. В. Баксан-пос. Терскол, 19 км, ЧХВ 9 часов, -1700 м, ясно.

Выход в 7.00


На перевале Кыртыкуаш
Утро нас встретило ясной погодой. За 1,5 перехода дошли до пер. Кыртыкауш (1А 3232). Перевал находится северо-восточнее г. Исламчат, разделяет бассейны Исламчата и Кыртыка. На перевале в январе 2004 г. мы видели памятник, высотой примерно 1,5 м. Памятник посвящен воинам Советской армии, в 1942 году переведшими через перевал группу детей, тем самым спася их от фашистов. В мае 2005 из снега на 5 см торчала лишь верхушка этого памятника. Незамедлительно начали спуск в дол. Р. Кыртык, пока солнце не успело раскислить снег. Спустились к р. Уллуессенчи, хорошо видной с перевала. В обратном направлении перевал виден только с верховьев Уллуессенчи. За 4,5 перехода с тропежкой по некрутому снегу вдоль р. Уллуессенчи спустились к р. Кыртык. Каньон р. Уллуессенчи обходится справа п/х. Пообедали. В дол. Кыртыка снега уже нет, однако очень много следов схода лавин. В некоторых местах дол. Кыртыка перебита насквозь. Далее по дороге мимо живописной скалы Уллуккая, где, согласно А. А. Алексееву, жил пушкинский колдун Черномор, умыкнувший у Руслана Людмилу, вышли к повороту р. Кыртык на юг, к пос. В. Баксан. Здесь нам пришлось несколько раз по камням перепрыгивать разнообразные разлившиеся ручьи, следуя обходной дороге, так как прямая дорога оказалась разрушена. К 19.30 вышли в пос. В. Баксан, попрощались с Лешей и Темой, торопившимися в Москву. Разъехались, кто в Москву, а кто до Терскола. Там мы получили заказанные ранее пропуска в ущелье Адылсу и нашли место для ночлега. В этом нам помогли представители фирмы Эльбрус-Навигатор, которые заказывали нам пропуска.

За день пройдено 19 км. Чистое время – 9 ч. Сброс 1700 м.

 

11.05.
10 день пути

пос. Терскол-пос. Баксан-а/л Джантуган-“Зеленая гостиница”-пер. Гумачи – а/л Джантуган, 13,5 км, ЧХВ 9,5 часов, +1100-1100 м, ясно

Выход в 6.00


Пер. Гумачи от «зеленой гостиницы»
Собрались, быстро договорились с таксистом и выехали в ущелье Адылсу. Довезли нас только до а/л Шхельда, далее дорога была испорчена лавинами. Поднялись до а/л Джантуган, где оставили вещи, договорились о контрольном сроке возвращения и вышли по направлению к “Зеленой гостинице”. Шли по многочисленным следам. До туда мы дошли за 3 перехода, обогнав группу пограничников, идущую на заставу, и начали подъем на пер. Гумачи. Снег начался непосредственно возле альплагеря, к счастью в долине Адылсу он оказался очень плотным, шли мы налегке, в результате проваливались мы не глубже, чем по щиколотку. Перевал Гумачи с начала подъема не виден.

Перевал Гумачи (2А, 3540) расположен в хребте Адылсу, являющемся северным отрогом ГКХ, между вершинами Гумачи на юге и Чотчат Южная на севере. Соединяет верховья ущелий Адылсу и Адырсу (ледники Джанкуат и Адырсу, западная ветвь). Название дано по одноименной вершине (балк. - "гора, завешанная полотном"), северный склон которой всегда покрыт толстым слоем снега (вид из ущелья Адылсу).

Хотя все трещины ледника забиты снегом, двигаемся согласно описанию:

От "зеленой гостиницы" (2400) движемся на юго-восток к пологому языку ледника Джанкуат. Далее - по леднику, придерживаясь его левого края и оставляя справа по ходу ледопад под склонами вершины Джантуган, в направлении "скал Аристова" - трех невысоких вершин, замыкающих ледник с юга. Немного не дойдя до их склонов, поворачиваем влево на восток и, обойдя разрывы восточного края ледника, подходим под перевал (4 часа от "зеленой гостиницы"). Некрутой снежный склон с бергшрундом и простой скальный кулуар ("живые" камни, страховка) выводят на седловину (40 - 60 минут). На ней небольшое озеро и защищенные от ветра площадки для палаток.
(Цитата с сайта tourism.ru)

Все так и было, только никакого озера на седловине и никаких камней на скальном кулуаре не оказалось (видимо, покрыты большим слоем снега). Погода стояла замечательная, ясно, безветренно, очень красивые виды.

Около 15.00 перекусили и позагорали прямо на леднике Джанкуат, чем немало удивили ски-альпинистов – иностранцев, спускавшихся из-под перевала Джантуган. В 16.30 продолжили подъем. В 17.30 были на перевале, где с тура сняли записку ижевских альпинистов, которую, к сожалению, потом потеряли. В 18.00 начали спуск по пути подъема, который закончили в а/л Джантуган около 22.00, немного поплутав в темноте в лесу возле а/л.

Пройдено 13,5 км, набор 1100, сброс 1100, Чистое время движения – 9,5 ч.

На следующий день нас возле а/л Шхельда ждала машина, на к-й мы уехали в Мин. Воды.

Выводы

Межсезонье в Приэльбрусье накладывает дополнительные требования к участникам спортивных походов. Необходимо использование снегоступов, приборов спутниковой навигации для корректировки движения в условиях недостаточной видимости, повышенное внимание к требованиям лавинной безопасности, теплая одежда, ветроустойчивые палатки. Однако отсутствие встречных людей на маршруте повышает безопасность с антикриминальной точки зрения и доставляет удовольствие от общения с природой.

 


Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:

Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100