Авторы Игорь и Лариса Ширяевы, Москва

Непальские дневники. Пангбоче

Замечательное местечко Пангбоче (Pangboche, 3930 m) в Гималаях является составной частью Эверестовского трека, проходящего по национальному парку Сагарматха (Sagarmatha) в Непале. Тропа приводит горовосходителей (тех, кто сумел дойти) к базовому лагерю Эвереста (Everest Base Camp, 5364 m) и на вершину Кала Паттар (Kala Patthar, 5555 m), откуда открывается незабываемый вид на высочайшие вершины Гималаев.

Это незабываемые панорамы! Рядом с вершиной Кала Паттар находится Эверест, или Джомолунгма, или Сагарматха (Everest, 8848 m), до которого по прямой всего 9 километров. Отсюда, как на ладони, видны Лхоцзе (Lhotse, 8516 m), а также вершины Нуптце (Nuptze, 7861 m), Ама-Даблам (Ama Dablam, 6814 m) и Пумо Ри (Pumo Ri, 7165 m), которая по праву считается одной из красивейших вершин Гималаев. Также отсюда открывается прекрасный вид на ледник Кхумбу.

Эверестовский трек начинается из аэропорта Лукла (Lukla, 2840 m) – одного из самых опасных высокогорных аэропортов в мире (читайте и смотрите: «Лукла»). Из Луклы следует крутой подъем в экзотичный Намче Базар (Namche Bazar, 3440 m), где дух захватывает от красоты, и где нас впервые настигает горная болезнь. А вот дальше в районе Кьянгджума (Kyangjuma, 3550 m), откуда открывается потрясающий вид на Ама-Даблам (Ama Dablam, 6814 m), тропа раздваивается, т.к. маршрут к базовому лагерю Эвереста и вершине Кала Паттар – кольцевой.

Если вы пойдете по часовой стрелке кольцевого маршрута мимо озер Гокьйо (Gokyo), то в Пангбоче (Pangboche) вы придёте уже на обратном пути. А если вы выберете движение против часовой стрелки, то в Пангбоче (Pangboche) вы попадёте по пути туда.

Эти подробности имеют важное значение.

Во-первых, не очень хорошо в нарушение всех канонов буддизма подходить к старине Эвересту против часовой стрелки. Негармонично это! Не согласуется с духовной сутью той территории, по которой вы несете свое бренное тело к Эвересту, который может разгневаться, и при этом неизвестно, отпустит ли он ваше бренное тело живым обратно вниз, или оставит где-нибудь в ледяной трещине – вам в наказание, а другим в назидание…

Во-вторых, в зависимости о того, с какой стороны вы подойдете к Пангбоче, воспринимать его вы будете по-разному.

Идя Эверестовский трек по часовой стрелке, спускаясь в Пангбоче с высокогорья, вы обнаружите милый поселок с монастырем, склоны, поросшие пахучим можжевельником, и почувствуете – вот она жизнь после сурового высокогорья! Ледяная обжигающая вода, на самом деле, бодрит и радует. Изрезанные морщинами и сожженные солнцем лица буддийских монахов приветливы. Скудные огороды шерпов на склонах приводят в восторг, словно вы на Марсе вдруг обнаружили спасительную воду.

Идя Эверестовский трек против часовой стрелки, поднимаясь в Пангбоче с благословенных высот до 3000 м, здесь на высоте около 4 км вы обнаружите крохотный поселок на границе с Мордором, за которым начинается испепеляющий поток жесткого ультрафиолета, безжизненная каменистая пустыня и холодные отчужденные ледники. А еще для некоторых за крохотным Пангбоче начинается постоянная резь в глазах, непроходящая боль в сердце и в легких, одышка, бесконечный труд и борьба со своей слабостью. Нет, всё-таки, буддисты – мудрые люди. В Пангбоче нужно приходить по часовой стрелке!

Слово Пангбоче в примерном переводе означает «большое поле травы». Само местечко Пангбоче делится на две части по вертикали.

Нижний Пангбоче – это небольшая деревушка на Эверестовском треке, примечательная тем, что ниже по тропе начинаются горные леса, а выше по тропе начинается суровая пустыня высокогорья. Когда-то Пангбоче – это была самая высокогорная деревня, где шерпы жили круглогодично потому, что выше при отсутствии высокотехнологичных предметов одежды и быта зимой выжить почти невозможно. Сейчас прогресс облегчил выживание, и круглогодичные поселения продвинулись выше в горы.

Верхний Пангбоче находится примерно в 160 м вверх по вертикали и представляет собой лабиринт троп со ступами и письменами на каменных плитах, а также буддийский монастырь и гомпу – небольшое помещение для учебного центра и занятий медитацией.

В этих древних письменах многие представители разных культур находят признаки своей культуры и истории. Шумерская клинопись, санскрит, тибетские письмена, и даже армянские тексты – все эти и многие другие гипотезы мы слышали от разных людей, видевших эти каменные плиты. К сожалению, среди нас не было знающего авторитетного специалиста, и мы воздержимся от комментариев на эту тему.

Памятник погибшему горовосходителю. Скромная табличка. Возможно, дома его кто-то ждал. Горы…