Автор: Виталий Виданов, Вестра

Отчет о горном походе 4 к.с. по Памиро-Алаю (Гиссарский хребет, Фаны) в августе 2015 года

Справочные сведения о походе.

Маршрутная книжка: № 1/3 – 407

Выпускающая МКК: т/к ВЕСТРА.

Время проведения: 9 – 30.08.2013 г (итого 21 ходовой день)

Район проведения: Памиро-Алай (Гиссарский хребет, Фаны)

Вид туризма: горный

Категория сложности: четвёртая

Количество участников: 5 чел

Организация: Клуб горного туризма «Вестра», Москва

Нитка маршрута заявленная:
Душанбе - ал Варзоб – р. Сиама –пер. Четырёх 1Б –р. Кадамташ – пер. Стажерский 2А – в. Белая пирамида (1Б альп. Рад.) – л. Белой Пирамиды – пер. Ушко 1Б – р. Ангишт – пер. Гарби-Ангишт 1Б – л. Гарби – пер. Надежда+пер. Спокойствия 1Б – р. Соминг – пер. Томск 1Б – р. Паришон – пер. Паришон 2Б – р. Ю. Зомбар – пер. Мура 1А – р. Зомбар – р. Сарытаг – оз. Искандеркуль - р. Хавзак – р. Казнок – пер. ВАА 2Б(через каньон) – оз. Мутные – пер. Дон + пер. Мирали+ в. Чимтарга (рад) 2Б – оз. Мутные – в. Замок (рад) 2А – ал Вертикаль - Душанбе

Запасные варианты:
Отказ от пер. Паришон, выход к оз. Искандеркуль.
Отказ от прохождения пер. ВАА по маршруту 2 Б, замена на прохождение пер. ВАА по маршруту 1 Б.

Аварийные выходы с маршрута:
Аварийные выходы с маршрута осуществляются по долинам рек в ближайший населённый пункт.

Нитка маршрута пройденная:
Душанбе - ал Варзоб – р. Сиама –пер. Четырёх 1Б –р. Кадамташ – пер. Стажерский 2А – л. Белой Пирамиды – пер. Ушко 1Б – р. Ангишт – пер. Гарби-Ангишт 1Б – л. Гарби – пер. Надежда+пер. Спокойствия 1Б – р. Соминг – пер. Томск 1Б – р. Паришон – пер. Паришон 2Б – р. Ю. Зомбар – пер. Мура 1А – р. Зомбар – р. Сарытаг – оз. Искандеркуль - р. Хавзак – р. Казнок – пер. ВАА 2Б(через каньон) – оз. Мутные – ал Вертикаль - Душанбе
Протяженность: 128,3 км

Изменения в маршруте и их причины:
из-за нехватки времени и погодных условий (снег и туман) отказались от участка маршрута: пер. Дон + пер. Мирали+ в. Чимтарга (рад) 2Б – оз. Мутные – в. Замок (рад) 2А

Руководитель: Виданов Виталий Львович

1980

Эколог/финансист

Заброска, транспорт
Организацию заезда в район, заброски и выезда из района мы осуществляли через МАТЦ Вертикаль-Алаудин:
Крейцберг Александр

1. Душанбе - Варзоб - заброска в Сарытаг = 180 USD
  2. Матц - Душанбе - 200 USD
  3. Регистрация - 35х 5 = 175 USD

По дороге: Закрыт туннель и из Матц дорога идет через Анзобский перевал. Время в пути 5-7 часов примерно.

Страховка и организация связи
Перед походом страхуемся в страховой компании СК Согласие/Интернешнл СОС. Программа Е туризм. Страховка на 5 человек на 119 дней – 13449,86 руб.
Для обеспечения безопасности похода берем спутниковый телефон, 2 аккумулятора. На маршруте постоянно контактируем с координационным центром тк ВЕСТРА.
Для обеспечения связи в походе между участниками на технических участках и в случае радиальных выходов берем рации.

Сводная таблица препятствий

Что соединяет

Четырёх

В-З

Долины рек Кадамташ и Сиама.

Стажёрский

В-З

Долины рек Кадамташ и Обисафед (Сафедоб)

Ушко

В-З

долины рек Обисафед (Сафедоб) и Ангишт.

Гарби-Ангишт

Снежный

В-З

верховья рек Серидевол и Ангишт.

Связка перевалов

Надежда+Спокойствия

4038+4063

В-З

верховья рек Соминг и Серидевол.

Томск

Снежно-ледово-осыпной

В-З

ледники Соминг и Паришон.

Паришон

Снежно-скально-осыпной

С-Ю

долину реки Паришон (ледник Паришон) с долиной реки Ю. Зомбар.

Мура

Долины рек Ю. Зомбар и С. Зомбар

ВАА

(Прохождение через каньон)

Скально-осыпной

Ю-С

Долину реки Казнок и Алаудинские озёра (мутные)

Сводная таблица по дням

+1000
-400

пешком

Пер. Мура – р. С. Зомбар – р. Сарытаг –( оз. Искандеркуль)

-1400

22,8

(машина)

(оз. Искандеркуль) – р. Хавзак

+300

(машина)

р. Хавзнак – р. Казнок – подход под пер. ВВА (каньон)

+500

Душанбе - Москва

Итого в зачёт 128,3 км

Техническое описание

В описаниях все направления указаны орографически если не сказано иного.
В круглых скобках указаны номера фотографий.
В описании даётся чистое ходовое время без учёта времени привалов.

1. Перевал Четырёх (1Б, 4048)

Местонахождение: Находится в южном отроге Гиссарского хребта, южнее самой южной башни Короны Сиама, соединяет р. Кадамташ с р. Сиама.
Путь прохождения: из долины реки Сиама в долину реки Кадамташт
Характер маршрута: снежно-осыпной
Время прохождения: 09.08-13.08.2015 г.
Описание дается: от слияния рек Сиама и Варзоб до ночёвки около озера в верховьях долины реки Кадамташт.
- Подъём на пер. Четырёх со стороны реки Сиама по снежно-осыпному склону
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки и трекинговые палки (рекомендуем)
Возможные опасности: на подъеме достаточно плотный снежник и мелкая «живая» осыпь. В снежный год на спуске снег.
Меры безопасности: на подъёме движение плотной группой в кошках с самостраховкой ледорубом. На спуске движение плотной группой.

День 1 (09.08.2015 г.)

Утром прилетели в Душанбе. С получением вещей возникла проблема, мы их очень долго ждали. В итоге, 1 рюкзак приехал по транспортёру «из Москвы», 3 рюкзака «из Дубая», а ещё один завалился за транспортёр. Ну ничего, главное все и всё на месте!

На выходе нас встречает Сорбон и сообщает о том, что рынок открывается только в 9:00, так что можем ждать или поехать в круглосуточный магазин. Меняем деньги, кстати, курс обмена везде практически одинаков, колебания около 1 процента. Садимся в машину, и через 10 минут мы в магазине. Там есть практически все, чего не находим, то заменяем аналогом. Цены, конечно, «кусаются», но тут весной были заморозки и всё привозное.

Относительно долго и мучительно закупаемся, сказывается ночной перелёт. После этого наши кульки сотрудники магазина любезно доносят до машины, и мы загружаемся в неё. В магазине просим пару коробок, это вызывает небольшой ажиотаж, т.к. коробки - дефицит.

Достаточно быстро мы доезжаем до слияния рек Варзоб и Сиама. Выгружаем наши кульки, рюкзаки и прочее, переходим по мосту р. Варзоб и останавливаемся на полянке около недостроя. Здесь решили расфасовать и сформировать заброску (фото 101). Место выбрали далеко не оптимальное: рядом ульи, и с пчёлами у нас возникли проблемы. Свету даже укусили!

Ну вот, заброска сформирована, оформлена и мы вручаем её ожидающему нас в машине Сорбону. Сами решаем не испытывать далее судьбу, так что закидываем всё, что осталось, в рюкзаки и бежим.

За недостроем по тропинке переходим через р. Сиама на левый берег (фото 102) и за 2 коротких (по 20 мин) и 1 длинный (40 мин) переход доходим до места ночёвки. Длинный переход связан с тем, что тропа теряется на скалах, для того, чтобы на неё вернуться, пришлось подниматься выше! (фото 103).

Ставим лагерь в14:20. На месте ночёвки занялись расфасовкой и упаковкой продуктов.

День 2 (10.08.2015 г.)

Встали в 7:00, проспали на 1 час. Завтракаем, собираемся, трамбуем рюкзаки и в 10:30 выходим.

От места ночёвки идём вверх по хорошей тропе. (фото 104) По правому берегу тоже идёт хорошая тропа, но движение по ней сопряжено с переходами притоков вброд. Так как мы акклиматизируемся, то выбираем щадящий режим движения, переход не более 30-35 мин. За два перехода доходим до метеостанции, здесь есть тросовая переправа через реку Сиама. За следующий переход пересекаем очередной левый приток р. Сиама по мостику (фото 105). Делаем ещё один переход и устраиваемся на обед.

После обеда делаем ещё четыре перехода по хорошей тропе и устраиваемся на ночёвку, не доходя до впадения в р. Сиама притоков справа, из цирка перевала Рыжий.

День 3 (11.08.2015 г.)

Подъём в 6:30. Завтракаем и выходим в 9:00.

Продолжаем движение по хорошей тропе (фото 106). За 3 перехода по 50 мин. доходим до начала моренных холмов, виден пер. Четырех (фото 107) Здесь немного сбиваемся с пути, но достаточно быстро находим маркированную турами тропу. Поднимаемся по моренным холмам, переходим по камням через левый приток р. Сиама по маркированной турами переправе. Устраиваемся на обед (время 14:20).

Во время обеда поводим рекогносцировку, так как на пер. Четырёх мы сегодня не идём, то подниматься выше, примерно на 200 метров к ночёвкам из описания, смысла нет, тем более что недалеко есть отличная песчаная площадка (фото 108). Остаёмся ночевать.

День 4 (12.08.2015 г.)

Сегодня идём наш первый в этом походе перевал. В соответствии с запланированным графиком движения мы отстаём на 1 день, но зато самочувствие отличное, признаки акклиматизации практически не проявляются. Спасибо за это Наташе, нашему медику, кормит она нас всяким!

Подъём планировали в 4:00, но на полчаса запоздали. Выход в 6:30, солнышка в лагере так и не дождались. Делаем короткий (20 мин.) переход, снимаем с себя тёплое обмундирование, мажемся солнцезащитным кремом.

Идём ещё 50 мин. (фото 109), переходим основной рукав р. Сиама по камням (фото 110). Высота 3600, оказываемся на площадках из описания, в принципе хорошие, но у нас были лучше.

Продолжаем подъём по осыпям к пер. Четырёх. Примерно через 30 мин. выходим на пологий снежник. Снег достаточно мягкий, идём без кошек. (50 мин.).

Продолжаем путь по пологому снежнику. Ещё за переход (50мин.) подходим к перевальному взлёту пер. Четырёх (фото 111).

Перевальный взлёт пер. Четырёх представляет собой снежно-осыпной склон крутизной до 30 град. В зависимости от года (снежный/не снежный) может быть чисто осыпным или чисто снежным.

Осыпная часть перевального взлёта представляет собой достаточно мелкую, не очень приятную для подъёма осыпь. В нашем случае оптимальным является подъём на перевал по снежнику, слева по ходу.

Подъём на перевальный взлёт занял у нас ещё 50 мин. Седловина пер. Четырёх (фото 112) достаточно широкая, скально-осыпная, есть места под палатки, вода из снежников (если будут). Тур находится по центру. Снята записка:
- группы туристов МГУ под руководством Поповой Светланы Викторовны от 26 июля 2015 г. МК 1/3-205.

Ночевать на перевале можно, но незачем, т.к. с обоих сторон есть приличные ночёвки. С перевала открывается путь подъёма на наш следующий перевал Стажёрский (2А).

Спуск с пер. Четырех в сторону р. Кадамташт проходит по средней и мелкой осыпи (в снежный год здесь лежит снег) крутизной не более 20 град. (фото 113) Спускаемся в направлении ночёвок около озера. (фото 114) Технической сложности спуск не представляет, осыпь немного едет. До площадок около озера спустились за 45 мин. Площадки достаточно хорошие, вода рядом. Поскольку тут не пасут стада, то мы её фильтруем только от взвеси песка.

2. Перевал Стажерский (2А, 4508)

Местонахождение: Находится в южном отроге Гиссарского хребта, южнее в Белая Пирамида, соединяет р. Кадамташ с р. Обисафед (Сафедоб)
Экспозиция склонов: З-В
Путь прохождения: из долины реки Кадамташт в долину реки р. Обисафед (Сафедоб)
Характер маршрута: снежно-скально-осыпной
Время прохождения: 13.08-14.08.2015 г.
Описание дается: от ночёвки около озера в верховьях долины реки Кадамташт до слияния ледников Белой Пирамиды и Сафед
Определяющие участки:
- Подъём на пер. Стажерский со стороны долины реки Кадамташт по закрытому леднику и снежно-осыпному склону
- Спуск с пер. Стажерский в сторону долины реки Обисафед (Сафедоб) по скально-снежно-осыпному кулуару на ледник Белой Пираиды.
Необходимое снаряжение: каски, страховочные системы, ледорубы, кошки, веревки, комплект крючьев, молоток, петли.
Меры безопасности: на подъёме движение плотной группой в кошках с самостраховкой ледорубом. На спуске организация перильной страховки на скалах, движение плотной группой при спуске с перевала на ледник Белой Пирамиды. При спуске по нижней ступени ледника Белой Пирамиды на ледник Сафед движение с постоянным наблюдением за склоном на предмет падения вытаявших камней.

Вечером обсуждали подъём на пер. Стажёрский. По имеющимся у нас описаниям это возможно сделать аж 3 разными путями. С места ночёвки хорошо просматривается только один путь, остальные два находятся за скалами и представляют собой кулуары. Видимый с места ночёвки путь кажется наиболее логичным. Решаем подойти поближе и посмотреть, по какому пути лучше идти.

День 5 (13.08.2015 г.)

Подъём в 5:30. Вышли в 7:40.

Поднимаемся по моренным холмам, выходим на снежники (фото 202) и далее идём по ним (40 мин.). Делаем ещё один переход (45 мин.) и по снегу подходим под ледовый лоб (фото 203). Одеваем кошки, т.к. далее закрытый ледник, то делаем связки.

По некрутому леднику, огибая цирк, держась ближе к скалам, идём в направлении пер. Стажёрский, просматривая пути подъёма (30 мин.).

Правый по ходу возможный путь подъёма достаточно трудоёмок и камнеопасен, средний (класический) путь (фото 204), снизу плохо просматривается, по этому проводим небольшую разведку, отбежав подальше. В итоге выбираем левый по ходу подъём (фото 203).

Выбранный нами путь подъёма представляет собой снежный склон крутизной около 40 град. (фото 205), вверху переходящий в осыпь (фото 206). За 1 час 30 мин. по снежному склону, держась левой по ходу стороны, подходим к началу верхней осыпи. Снимаем кошки и за 15 мин. выходим на седловину пер. Стажерский. Седловина пер. Стажерский неширокая, скально-осыпная. Тур есть, а записки нет! (фото 207)

Спуск с пер.Стажерский в сторону лед. Белой Пирамиды начинается по правому осыпному куллуару с выходом на скалы (фото 208). На скалах провешиваем около 10 метров перильной страховки (фото 209), точка крепления - скальный выступ. Верёвка выводит в снежный кулуар. В кулуаре одеваем кошки и идём вниз просматривая переход на седловину пер. Стажёрский. Как только кончаются скалы справа, выходим на осыпь, оставляем рюкзаки и, так как время позволяет, идём в сторону седловины пер. Стажёрский. Время спуска до места оставления рюкзаков - 1 час 20 мин.

Проходим немного по осыпи, потом по скалам и выходим на снежник. По достаточно пологому снежнику выходим на седловину пер. Стажёрский. Седловина пер. Стажёрский широкая, снежно-осыпная. Тур находится на скалах справа, немного выше выхода из “класического” куллуара. Сняли записку туристов г. Екатеринбург под руководством Александровой Л.А. от 15.08.2014 г. МК 66/13. На северо-запад с перевала идёт подъём на пик Белая Пирамида по скально-осыпному ребру. Не смотря на то, что в наши планы входило восхождение на пик Белая Пирамида, мы немного устали и решили от него отказаться!

Спуск по пути подъёма. Путь до рюкзаков занял 30 мин. Далее спускаемся по некрутому снежнику до осыпей (фото 210). Так как уже позно, ищем место для ночёвки. Находим неплохое место на скалах (фото 211), здесь при случае можно разместить 2 палатки. Вода рядом.

День 6 (14.08.2015 г.)

Подъём в 7:30. Не спеша собираемся, сушимся. Выход в 10:30.

По осыпи доходим до снежника, одеваем кошки и стараясь не выходить на осыпи, спускаемся на ледник Белой Пирамиды (фото 211). Ледник в этой части плоский и открытый. Идём по леднику забирая правее, т.к. слева склон становится круче. Спуск на ледник Сафед представляет собой ледовый склон крутизной до 30 град. (фото 212). Наверху на склоне достаточное количество камней которые могут вытаивать. Спускаемся достаточно быстро, постоянно наблюдая за склоном. Спуск от места ночёвки до нижней покровной морены лед. Сафед занял 1 час. 30 мин.

На морене отдыхаем, готовимся к прохождению следующего перевала!

3. Перевал Ушко (1Б, 4140)

Местонахождение: Расположен в северном отроге Гиссарского хребта севернее перевала Чумной, соединяет долины рек Обисафед (Сафедоб) и Ангишт.
Путь прохождения: из долины реки Обисафед (Сафедоб) в долину реки Ангишт
Характер маршрута: снежно-осыпной
Время прохождения: 14.08.2015 г.
Описание дается: от слияния ледников Белой Пирамиды и Сафед до ночёвок на морене ледника Перемётный
- Подъём на пер. Ушко со стороны лед. Сафед по снежно осыпному склону
- Спуск с пер. Ушко долину реки Ангишт по осыпному склону
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки.
Меры безопасности: на подъёме и спуске движение плотной группой с самостраховкой ледорубом.

День 6 (14.08.2015 г.)

От места слияния ледников Белой Пирамиды и Сафед выходим в 12:50. Идём по покровной морене (фото 301). Через переход (50 мин.) достигаем левобережной морены ледника Сафед. Вылезаем по камням наверх и по снегу подходим под перевальный взлёт (60 мин.). Перевальный взлёт перевала Ушко представляет собой снежно-осыпной склон крутизной до 30 град. в верхней части (фото 302).

За два перехода (50 и 40 мин.) по снегу подходим под большой камень, лежащий на хребте. Остаётся последний рывок, немного подняться по скалам и пролезть под камнем. Лезть с рюкзаком под камнем не комфортно, поэтому транспортируем их отдельно. На перевале были в 17:00.

Перевальная седловина пер. Ушко не широкая, скально-осыпная, тур находится прямо около большого нависающего камня. Снята записка группы туристов т/к МГУ под руководством Ивановой М.В. от 17.07.2014г.

В 17:30 начинаем спуск с пер. Ушко. Спуск в сторону долины реки Ангишт проходит по “живому” осыпному склону средней крутизны (от 20 до 30 град.) с выходами скал (фото 303). Спуск на ледник Перемётный у нас занял 1 час 20 мин. По леднику спустились немного ниже в поисках места под лагерь.

4. Перевал Гарби-Ангишт (1Б, 4010)

Местонахождение: Расположен в северном отроге Гиссарского хребта, соединяет верховья рек Серидевол и Ангишт.
Путь прохождения: из долины реки Ангишт в долину реки Серидевол
Характер маршрута: снежно-ледовый
Время прохождения: 15.08.2015 г.
Описание дается: от ночёвок на морене ледника Перемётный до ледника Гарби
Определяющие участки:
- Подъём и спуск с пер. Гарби-Ангишт проходит по пологому закрытому леднику.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, страховочные системы, верёвки.
Меры безопасности: на подъёме и спуске движение в связках.

День 7 (15.08.2015 г.)

Подъём в 6:15, выход в 8:30.

За 20 мин проходим покровную морену, выходим на ледник и одеваем кошки (фото 401, фото 402). По открытому леднику за 45 мин. доходим до его закрытой части (фото 403). Делаем связки. Здесь начинается “болото”, по этому идём медленно и за 40 мин. выходим на седловину пер. Гарби-Ангишт. Перевальная седловина широкая, снежная. Тур расположен на осыпи в северной части седловины. Сняты записки:
- группы т/к МГУ под руководством Привалова В.В. от 22.08.2010 г.
- группы туристов из Белоруссии под руководством Рыжанкова Д.М. от 13.09.2012 г.

Спуск с пер. Гарби-Ангишт в сторону долины реки Серидевал проходит по пологому закрытому леднику Гарби (фото 404). Идём в связках. Так как в долину нам не надо, то мы траверсируем верховья ледника Гарби в направлении пер. Надежда. За переход (55 мин.) доходим до слияния Западной и восточной ветвей ледника Гарби.

5.1. Перевал Надежда (4038, 1Б)
Местонахождение: Расположен в северном отроге Гиссарского хребта, соединяет верховья рек Соминг и Серидевол.
Путь прохождения: с пер. Гарби-Ангишт на пер. Спокойствия
Характер маршрута: снежный
Время прохождения: 15.08.2015 г.
Описание дается: с ледника Гарби до пер. Спокойствия.
Определяющие участки:
- Подъём на пер. Надежда по закрытому леднику Гарби.
- Траверс снежного склона в сторону пер. Спокойствия
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, страховочные системы, верёвки.
Возможные опасности: при траверсе закрытого ледника Горби возможно падения камней с левых по ходу скал.
Меры безопасности: движение в связках по закрытому леднику Гарби, постоянное наблюдение за склоном.

Подъём начинаем от слияния восточной и западной ветви ледника Гарби (фото 501). Траверсируем снежный склон. Слева со скал возможно падение камней, по этому идём быстро и аккуратно, постоянно наблюдая за склоном. За время нашего прохождения схода камней не наблюдалось.

За 55 мин. по не крутому (20 град) леднику поднимаемся выше ледопада. Здесь и так не крутой ледник выполаживается (фото 502). за 2 перехода по 50 мин. выходим на седловину пер. Надежда. Перевальная седловина пер. Надежда представляет собой скально-осыпной не широкий гребень. На гребне есть 2-3 места под палатки, вода из снежников. Тур расположен по центру перевала. Снята записка:
- тур. клуб КПИ “Глобус” г. Киев, от 21 августа 2010г. Руководитель Михальчук Д.А.

На перевале были в 16 00. Остаёмся ночевать. Вечером произошел неприятный инцидент, из-за плохого бензина забилась горелка, застрял тросик. Долго и упорно пытались вынуть плоскогубцами, не получилось. Помогло только предварительное сильное нагревание. Гари на тросе было изрядно!

День 8 (16.08.2015г.)

Подъем в 6 00. Выход в 8 30. Идем по некрутому снежному склону в сторону пер. Спокойствия (фото 503).

5.2. Перевал Спокойствия (4063, 1Б).

Местонахождение: Расположен в маленьком западном отроге Гиссарского хребта в верховьях р.Соминг.
Путь прохождения: с пер. Надежда в сторону пер. Томск
Характер маршрута: снежно-осыпной
Время прохождения: 16.08.2015 г.
Описание дается: с пер. Надежда до ледника Соминг.
- Траверс снежного склона с пер. Надежда
- Спуск с пер. Спокойствие на ледник Соминг
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, страховочные системы, верёвки.
Возможные опасности: трещины на закрытом леднике Соминг.
Меры безопасности: движение в связках по закрытому леднику Соминг.

За 30 мин с пер. Надежда доходим до пер. Спокойствия (фото 504). Седловина пер Спокойствия достаточно узкая скально-осыпная тур находится по центру. Снята записка:
- группа туристов т/к Икар г. Арзамас от 12 мая 1983г. МК 16 83/2 Руководитель Стеньгач Л.В.
- группа туристов г. Москва в составе Агеев М., Тонис С., Завьялов С. от 7 августа 2007г.

Спуск с пер. Спокойствия в сторону долины реки Соминг проходит по осыпи около 30 метров с выходом на закрытый пологий ледник. По осыпи за 15 мин спускаемся плотной группой на закрытый ледник по нему за 55 мин. подходим выше ледопада.

От сюда наш следующий перевал выглядит не так пугающе.

6. Перевал Томск (1Б, 4124)

Местонахождение: Расположен в северном отроге Гиссарского хребта, соединяет ледники Соминг и Паришон.
Путь прохождения: из долины реки Соминг в долину реки Паришон
Характер маршрута: снежно-ледово-осыпной
Время прохождения: 16.08.2015 г.
Описание дается: с ледника Соминг до ночёвки на леднике Паришон
- подъём на пер. Томск со стороны ледника Соминг
Меры безопасности: на подъёме движение по закрытому леднику в связках, организация промежуточных точек страховки при прохождении трещин. На спуске и подъёме по осыпным склонам движение плотной группой.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, ледобуры, кошки, страховочные системы, верёвки.

День 8 (16.08.2015г.)

От пер. Надежда идём левее по ходу огибая ледопад (фото 601, фото 602). За 40 мин. подходим под начало подъёма. От сюда подъём уже не кажется таким страшным.

Подъём на ледопад осуществляем по снегу слева по ходу. Снежный склон постепенно становится круче, крутизна доходит до 30 град. Склон выводит в зону трещин. Мы выбираем ледовый край одной из них и начинаем забирать правее по ходу в сторону каменной осыпи (фото 603). По пути на некоторых участках крутизна склона не позволяет чувствовать себя достаточно комфортно, по этому крутим промежуточные буры. На подъём было закручено 7 промежуточных буров. За 1 час 45 мин. выходим выше осыпи над ледопадом (фото 604).

Далее идём по пологому закрытому леднику (фото 605). Последний участок подъёма – скально-осыпной склон (фото 606), расположенный ор. левее середины перевального цирка. Подъём от каменной осыпи над ледопадом до перевальной седловины занял 1 час 15 мин.

На перевале были в 14:50 (фото 607). Седловина пер. Томск скально-осыпная, при желании можно поставить палатку. Вода из снежников. Тур расположен в южной части седловины, снята записка:
- группа туристов тк ВЕСТРА г. Москва от 29 августа 2005г. МК 1/3-503. Руководитель Чуканов Ю.В.

Спуск с пер. Томск начинаем в 15:30. Сначала спуск проходит около 10 метров по осыпи, далее выходим на снег (фото 608). Спускаемся вниз на ледник Паришон стараясь идти по снегу. В нижней части спуска не очень приятный конгламератный склон. Спуск с пер. Томск на ледник Паришон занял 1 час 40 мин. (фото 609)

Сразу после спуска начинаем поиски мест для ночёвки. Поиски не увенчались успехом, нормальных площадок не нашли, по этому двигаем камни и рубим лёд.

7. Перевал Паришон (2Б, 3900)

Местонахождение: Расположен в Гиссарском хребте, соединяет долину реки Паришон (ледник Паришон) с долиной реки Ю. Зомбар.
Путь прохождения: с ледника Паришон в долину реки Ю. Зомбар
Характер маршрута: снежно-скально-осыпной
Время прохождения: 17-19.08.2015 г.
Описание дается: с ледника Паришон до долины реки Ю. Зомбар
Определяющие участки:
- подъём на пер. Паришон со стороны ледника Паришон по закрытому леднику
- спуск с пер. Паришон в сторону долиы реки Ю. Зомбар по скалам с наведение перильной страховки
Меры безопасности: на подъёме движение по закрытому леднику в связках. На спуске провешивание перильной страховки с предварительной подготовкой склона. Из-за возможности падения камней было принято решение выходить на спуске только на одну верёвку.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, страховочные системы, верёвки, петли, расходная верёвка, набор крючьев, набор закладок + френды, скальные молотки, рекомендуем пробойник со шлямбурами.

День 9 (17.08.2015)

Подъём в 6:00. Выход в 7:40.

Переходим срединную морену в нижней открытой части ледника Паришон. Выходит солнышко, по этому делаем небольшую техническую остановку для переодевания, а за одно одеваем кошки и связываемся в связки.

Подъём на пер. Паришон со стороны ледника Паришон представляет собой закрытый ледник в основной своей части не крутой, в верхней части , при выходе на седловину его крутизна достигает 30 град (фото 701, фото 702).

Седловина пер. Паришон достаточно узкая, скальная, тур находится в восточной части седловины. Снята записка:
- тк ВЕСТРА г. Москва, руководитель Титов С. от 31.07.2012г.

Немного осмотревшись на перевале, находим вбитый спусковой крюк чуть ниже тура (остался от группы Титова), а пройдясь по снегу западней (около 100м) и выше находим целых 3 старых дюльферных баранки. Так как нам всё равно уходить влево, решаем спускаться от места с дюльферными баранками (фото 703).

Первую станцию делаем обвязав большой скальный выступ (фото 704). Выход за перегиб немного затруднён, скальный гребень в этом месте очень узкий и достаточно высокий. Сначала приходится немного подняться, перелезть через гребень и вывеситься на вертикали, это делаем преимущественно без рюкзаков. Конец первой верёвки выводит на скально-осыпные полки где можно собраться всей командой (фото 705).

Вторую верёвку (фото 706) крепим то же за скальный выступ. Так как по пути спуска достаточно много «живых» камней, а очистка склона не даёт желаемый результат, принимаем решение о провешивании по одной верёвки на спуск со сбором команды в безопасном месте и последующим её сдёргиванием. Это очень сильно замедляет наш темп, за то делает спуск более комфортным.

Крепление третьей верёвки (фото 707) за скальный выступ.

Для крепления четвёртой верёвки (фото 708) забиваем шлямбурный крюк.

Пятую верёвку (фото 709) закрепляем на станции из сблокированных крючьев.

Так как уже достаточно поздно, то мы находим более менее удобный выступ и организуем перила на френдах, крючьях и скальных выступах, для предстоящей сидячей ночёвки! Ночь прошла более менее тихо, единственное что огорчило на утро, так это наши запасы воды!

День 10 (18.08.2015)

Перекусив в сухомятку продолжили спуск. На спуск в этот день провесили ещё 3 верёвки немного забирая влево.

Шестая – за скальный выступ у места ночёвки. Конец первой верёвки вывел на скальные лбы. Седьмая была повешена на шлямбуре. Конец седьмой верёвки выводит на скально-осыпную полочку. Восьмая верёвка повешена на сблокированных крючьях, идёт по скалам и выводит вниз осыпного кулуара (фото 710). Дальнейший спуск по кулуару возможен пешком. Кулуар выводит на осыпь, основа её – конгломерат. Спуск по ней для нас достаточно трудоёмкое занятие.

По осыпи спускаемся до ручейка (фото 711), делаем привал для восполнения запасов воды. Делаем ещё переход и выходим на достаточно ровную скальную площадку. Так как все сильно устали, дальше решаем не ходить.

Купаемся, делаем ужин!

День 11 (19.08.2015)

Ночь выдалась суровой. Дул сильный ветер, под его напором у палатки сломало дугу.

Встали в 10:00. Неспешные сборы и выход в 12:40.

Продолжаем спуск вниз. Делаем 55 мин. переход и не доходя до р. Ю. Зомбар поворачиваем направо на наш следующий перевал Мура.

8. Перевал Мура (1А, 3792)

Местонахождение: Расположен в Гиссарском хребте, соединяет долины рек Ю. Зомбар и С. Зомбар.
Путь прохождения: из долины реки Ю. Зомбар в долину реки С. Зомбар
Характер маршрута: снежно-осыпной
Время прохождения: 19-20.08.2015 г.
Описание дается: из долины реки Ю. Зомбар до оз. Искандеркуль
Определяющие участки:
- подъём на пер. Мура со стороны р. Ю.Зомбар по осыпному склону
- спуск с пер. Мура в сторону р. С. Зомбар по закрытому леднику.
Меры безопасности: На подъёме движение плотной группой, на спуске движение по закрытому леднику в связках.

День 11 (19.08.2015)

От впадения в р. Ю. Зомбар ручья вытекающего из под пер. Паришон (фото 801) за два перехода по 45 мин. по левому берегу р. Ю. Зомбар по тропе (фото 802) подходим под начало подъёма по маренным холмам. Время 16:10, здесь нам оставаться не хочется так как поблизости находится кош. Решаем идти через перевал. За переход (45 мин.) по тропе поднимаемся выше бараньих лбов (фото 803). Ещё переход (45 мин) идём постепенно поднимаясь по маренным холмам и останавливаемся у начала подъёма на перевальный взлёт.

Перевальный взлёт перевала Мура представляет собой осыпной склон крутизной 20 град. (фото 804) По склону идёт великое множество овечьих тропок. На перевал поднялись за 45 мин. перевальная седловина пер. Мура широкая, скально-осыпная. Тур находится в восточной части седловины. Снята записка:
- Группы туристов Вильнюсского клуба путешественников (Литва) от 18 августа 2011г.

Так как уже достаточно поздно (19:30), решаем дальше не идти. Западнее от седловины на хребте находим хорошее место под палатку (фото 805), топим снег, а получившеюся воду фильтруем.

День 12 (20.08.2015)

Подъём в 7:00. Не спеша собрались и вышли в 8:15.

За 30 мин. спустились с ледника (фото 806, фото 807). Далее без труда нашли тропу. Тропа обильно помечена помётом и сбиться с неё очень сложно! По тропе за 45 мин. спустились с моренных холмов в замечательную долину. Нашли место на левом берегу реки и устроились на полноценный завтрак.

После завтрака продолжаем спуск. Спускаемся по левому берегу реки С. Зомбар (фото 808, фото 809, фото 810). Бродим р. Дикондара (фото 811) недалеко от её впадения в р. С. Зомбар. За 3 перехода по 1 час 10мин.по долине, доходим до места, где должен быть мост через р. Мура. Моста нет, смыло, как сообщают нам местные и рекомендуют идти в обход по мосту через р. Каракуль, а это для нас ещё +4 км! Делаем над собой усилие и за 2 перехода по 1 часу доходим до пос. Сарытаг. До моста так и не дошли, переправились вброд!!!

В пос. Сарытаг без труда находим машину и доезжаем до одноименной турбазы на оз. Искандеркуль. На турбазе устраиваемся в домике, забираем заброску, договариваемся о транспорте для нас и Никиты (он запланировано уезжает домой). К сожалению сходить в баню не получилось, т.к. её надо было предварительно (часа за 4-ре) заказать, по этому холодный и слегка тёплый душ (на базе проблемы с бойлерами).

9. Перевал ВАА «Всесоюзная Академия Архитектуры» (2Б, 4135) прохождение через каньон

Местонахождение: Расположен в Фанских горах, соединяет р. Казнок – оз. Алаудин (Мутные).
Экспозиция склонов: С-Ю
Путь прохождения: из долины реки Казнок в сторону оз. Алаудин (Мутные)
Характер маршрута: каньон-скально- снежно- осыпной
Время прохождения: 21-26.08.2015 г.
Описание дается: от подъёма по долине р. Казнок до оз. Алаудин (Мутные)
Определяющие участки:
- подъём на пер. ВАА со стороны реки Казнок с прохождением каньона
Меры безопасности: на подъёме движение организация нижней страховки для лидера с последующим наведением перильной страховки для команды. По осыпным склонам движение плотной группой.
Необходимое снаряжение: каски, страховочные системы, верёвки, петли, расходная верёвка, набор крючьев, набор закладок + френды, скальные молотки, рекомендуем пробойник со шлямбурами.

День 13 (21.08.2015)

День начался с полуднёвки. Решили, что выйдем не раньше 16:00, сделаем пару переходов и встанем на ночёвку, а пока занимаемся своими делами и попутно оптимизируем вес рюкзаков.

Как и планировалось попрощались с Никитой, он едет в Москву, погрузились в машину и поехали. Прибыли в Сарытаг в 17:00. Не теряя времени взяли рюкзаки и пошли! Перешли через р. Сарытаг по мосту и продолжили путь по правому берегу р. Арх (далее Хавзак, Казнок) (фото 901). Делаем два перехода по 40 мин. на втором переходе проходим мимо коша, хозяина нет, а собаки настроены недружелюбно! Во время третьего перехода переходим р. Арх по мосту на левый берег и доходим до слияния рек Азнак и Барс (фото 902). Здесь устраиваемся на ночёвку. Место под лагерь выбрали там же, где и в прошлом году.

День 14 (22.08.2015)

Подъём в 7:00. Погода не очень, небольшой дождик, пасмурно. Позавтракали, немного подождали пока распогодится и вышли в 11:15.

Идём по хорошей тропе по левому берегу р. Хавзак (фото 903). Погода очень переменчивая, то дождь, то солнце. Поэтому почти без контрольно останавливаемся и постоянно переодеваемся. Хотя тропа и есть, но идти по ней не очень комфортно, из-за дождя она стала скользкая.

Делаем 5 переходов по 40 мин., перепрыгиваем р. Сувтор по камням и подходим в 17:00 к ручью вытекающему из под в. Малая Ганза. Здесь устраиваемся на ночёвку. Пока светло готовим и распределяем снаряжение для завтрашнего штурма каньона (фото 904).

День 15 (23.08.2015)

Подъём в 6:00. Выход в 7:35. Сначала идём по тропе, ближе к началу подъёма переходим на травянисто-осыпной склон, а потом продолжаем подъём по селевому выносу. В каньон входим по левому борту, потом переходим на правый. Подъём от лагеря до небольшой пещерки внизу каньона занял 1час 30 мин. (фото 905).

От пещерки начинаем вешать верёвки. Скалы не сложные и без рюкзака лезутся отлично. Для крепления используем крюки и френды. При провески третьей верёвки погода резко ухудшилась, сначала нас накрыло туманом, а потом пошёл мокрый снег с дождём, скалы стали мокрые. Приняли решение спускаться вниз и попробовать завтра. На маршруте оставляем две нижние верёвки.

При спуске к р. Казнок ушли выше выхода из каньона ВАА. Там есть отличные места под палатки.

День 16 (24.08.2015)

Подъём в 5:30,выход в 7:00. За 55 мин. подошли к пещерке, сразу начали подъём по оставленным тут вчера верёвкам. Провешиваем третью верёвку и выходим на скальную полочку (фото 905, фото 906). По полочке уже идём ногами без верёвок, выходим к ручью и переходим на правую сторону. На правой стороне поднимаемся по кулуару (фото 907, фото 909) и выходим на скалы справа по ходу.

По скалам подходим под ещё один кулуар (фото 908). Внизу организуем станцию на крючьях. Здесь лазанье уже посерьёзней. Провешиваем одну верёвку (4), после этого пытаемся вылезти на скальную полку, но безуспешно.

Выходим наверх ещё на пол верёвки (5) и снова пытаемся попасть на скальную полку, то же безуспешно.

Решаем попытаться обойти этот участок сверху. Провешиваем ещё 1,5 верёвки (6). Так как уже достаточно поздно, присматриваем место для ночёвки. Недалеко от конца последней верёвки есть небольшая пещера, решаем в ней и переночевать (фото 910). В пещере подровняли пол, натянули перила и устроились на полулежачую ночёвку.

День 17 (25.08.2015)

Спали на удивление хорошо!

Подъём около 7:00 (фото 911), завтрак и выход в 9:30.

От вчерашней конечной станции немного спускаемся вниз и уходим траверсом влево по ходу (фото 912). Далее одна верёвка вниз и мы на искомой скальной полке (фото 913), с неё провешиваем ещё одну верёвку до длинной скальной полки, по которой можно идти ногами (фото 909).

Ели успеваем выйти скальную полку, как погода ухудшается, начинается небольшой снег. По длинной полке выходим из каньона на осыпной склон. Погода сильно ухудшается, начинается метель (фото 914)!

Из-за сильной метели (видимость не более 100 м) немного плутаем и выходим к ночёвкам под пер. ВАА, где и ставим лагерь.

День 18 (26.08.2015)

Утром погода прекрасная! За ночь выпало достаточно много снега (фото 915).

Завтракаем и выходим в 10:00. За 25 мин. По осыпному склону выходим на седловину пер. ВАА. Седловина широкая, осыпная, тур посредине, записки не обнаружили (фото 916, фото 917).

Спуск с пер. ВАА начинаем забирая вправо (918). Сначала идём по снегу, потом переходим на осыпные моренные холмы (фото 919). По моренным холмам идёт маркированная турами тропа. Мы её не сразу нашли. По тропе за два перехода по 50 мин. спускаемся до Мутных озёр. Там находим площадку и ставим лагерь.

День 19 (27.08.2015)

Утром ещё хотели сходить на п. Замок, но погода помешала.

Подождали пока распогодится, собрали лагерь и в 11:00, по тропе пошли в сторону а/л Вертикаль.

До лагеря дошли за четыре перехода по 40 мин. В лагере нас встретил Сорбон и Александр. Мы, как выяснилось, последняя группа в этом сезоне.

Поход закончен, по этому отъедаемся, отдыхаем. В Душанбе выезжаем 29-го.

Питание в походе

Раскладка продумывалась заранее, из расчета примерно 500 г на человека в день, в итоге получилось 484 г на человека в день, без учета дней заезда и выезда, когда был только один прием пищи. Итого на человека на 1 часть похода пришлось около 5,6 кг продуктов, на 2 часть – 4 кг продуктов. Это чистый вес, без учета упаковки. Мы старались максимально разнообразить меню и сделать его наиболее калорийным, исходя из запланированного веса.

Немного поиграв с разными вариантами, а также прислушавшись к пожеланиям группы, было принято решение практически отказаться от классических сладких каш на завтрак. Также это решение связано с неприятным опытом прошлогоднего похода по Фанам в части приготовления утренних молочных каш.

Заменены они были кашами с небольшим добавлением мяса (10 г пеммикана) и приправ, а также макаронами с сыром. Некоторые крупы повторялись с ужинами, поэтому при планировании они разносились по разным дням. Также на завтрак остались уже привычные 30 г сладкого на человека и чай/кофе.

Переход на такие завтраки позволил группе не испытывать сильного желания съесть кого-нибудь уже через 2 часа после молочной кашки на завтрак. В целом, если оставалось время на обед, сильное чувство голода появлялось как раз к ужину. Но здесь есть одно замечание. Если переходить на такую систему, нужно на первые дни уменьшать вес ужина, т.к. с непривычки трудно было съедать всё.

Обед остался практически без изменений, только увеличили количество обедов с салом. Ужины также остались без принципиальных изменений. Мы исповедуем большие порции крупы (80-90 г на человека) с достаточным количество пеммикана (25 г на человека в день). На ужин было добавлено сладкое к чаю, без которого в общем то можно было обойтись.

Таким образом, небольшие манипуляции с завтраками позволили при таком же весе продуктов существенно меньше испытывать чувство голода в течение дня. В таком случае, конечно, предпочтителен богатый углеводами карпит.

Исходя из опыта закупки продуктов в Москве и в Душанбе, хочется сказать о том, что нужно очень внимательно продумать то, что покупается здесь, а что - там. Т.к. на месте на рынке можно столкнутся с отсутствием каких-либо очевидных вещей (например, колготок для упаковки круп) либо плохим ассортиментом продуктов. Например, на рынке было очень сложно найти любые хлопья. Зато хорошо с обычными крупами, особенно теми, что на развес, сухофруктами и орехами. В этом году в Душанбе мы закупались в супермаркете. Выбор был значительно лучше, были даже разные хлопья, но цены были высокие.

Из Москвы везли колбасу, сыр, сало, пеммикан, криспы и галеты, шоколад, кофе и чай на весь поход. А также все остальные продукты на вторую, более короткую часть, чтобы сразу по приезду их собрать и отправить в заброску. В Душанбе докупали все продукты на первую часть (кроме упомянутых выше). Т.е. крупы, сухофрукты и орехи, печенье и конфеты, сахар.

На завтраки мы закупали обычные крупы, а не хлопья, разнообразив их перловой, ячневой и кукурузной. Ассортимент магазина, в которым мы закупались, в принципе позволял бы не везти из Москвы галеты.

Меню

Ниже примерное меню, завтраки и ужины дальше шли по кругу, обеды чередовались немного в другом порядке, но существенно это картину не меняет.

День 1

День 2

День 3

День 4

Завтрак

Сыр

Сало

Ужин

Гречка с мясом, овощами, специями

Рис с мясом и приправой для плова

Макароны с мясом, специями

Чечевица с мясом, овощами, специями

Сладкое ужин

Ниже приведена раскладка без итоговых сумм:

Антибиотики

Цифран 500 мг 1.т 2 р\д – 5-7 дней в начале еды. В тяжелых случаях 2т 2 р в день Широкого спектра действия. И при пневмонии, и при отравлении, и при мочеполовых инфекциях. Если сомневаетесь какой лучше – то выбираем его

Азитромицин 0.5 гр – 1 капсула 1 р\д – 3 дня НЕ с едой

Энтерофурил – 200 мг – 1 таб 4 р\д – при кишечной инфекции (если есть температура и понос). Не всасывается, действует внутри кишечника, пьется не курсом, а пока есть температура

Фуразолидон – сразу 4 таблетки\4 раза в день – при пищевой инфекции, дизентерии. Всасывается.

Нитроксалин – 0.5 гр – 4 р\д –5 (7) дней – при мочеполовых инфекциях

На третий день приема любого из них – флюконазол 150 мг - 1 капсула.

Если дискомфорт в кишечнике после них – бифиформ 1 капсула 2 р\д – 3-5 дней

От боли в горле, стоматите, травмах в полости рта:

грамидин сосать 3 раза в день после еды, потом не есть.

Лизобакт – 3 р в день после еды рассасывать потом не есть

Октенисепт – пшикать в горло, потом не есть

От кашля (отхаркивающие)

Лазолван – 1 т 3 р\д – 3-5 дней. После приема кашель усиливается, начинает выделяться мокрота. Для появления мокроты нужна вода – при приеме препарата надо больше пить.

Желудочно-кишечные

Холензим, (мезим) – если тошнит от жирной пищи, от алкоголя, переедания. 1-2 шт

Лоперамид (лопедиум) – от поноса без повышения температуры, первый раз 2 капсулы, затем по 1 после каждой дефекации, не более 8\сутки (если понос с повышением температуры – то не пьем)

Смекта - при боли в животе, жидком стуле, в том числе и с повышением температуры – 3 пакета в сутки, растворить в холодной воде. Не совмещать с приемом антибиотика (она его инактивирует)

Омез – при боли в желудке , изжоге – 1 т 2 р\д – за 30 мин до еды (уменьшает секрецию кислоты)

Гастал – при боли в желудке (нейтрализует местно кислоту, вместе с омез).

Церукал – от тошноты, рвоты, икоты , укачивания, в том числе после черепно мозговой травмы, из за горной болезни - 1 т 3 р\д

Но шпа – 1 таблетка при боли от спазма в животе, голове.

Гуталакс капли, «от запора» таблетки - от запора.

Обезболивающие, они же от температуры

Ибупрофен - 1 т 3-4 р\д

Кетанов – 1 т 4 р\д

Нимесил – 1 пакет в 1 ст холодной воды – 2 р\д

Цитрамон – 1 т 4 р\д, от головной боли, если кружится голова (там еще и кофеин), от температуры.

Кеторолак капсулы – 1 шт 2-4 р\д

Если сильно болит сустав или еще чего – однократно дексаметазон – 1 таблетка + что-то из этих.)

Мочегонные, («от горной болезни, от отека чего бы то ни было, от ушибленной ноги до мозга)

Диакарб – от отеков 1 таб однократно утром

Для профилактики горной болезни 1 т 4 р\д начинать за 2 дня до восхождения.

Если уже все плохо – пить + 2 дня как станет хорошо.

Совместить с панангином в колличестве 4-6 таб\сутки (от судорог, аритмии), регидроном.

Аналог диувер – все то же самое.

Дексаметазон (Гормон), при аллергии (сильной, например укус какой-нибудь ядовитой зверюги или растения), при отеке мозга или легких, при воспалении и боли в суставах, при черепно-мозговой травме – 1 т 2-6 раз в день (или 1 ампула 2-6 р\д). Сильно бояться побочных действий не надо, они будут если 2-3 недели пить, а у нас так много нет с собой ).

Антисептики, спреи, капли

Отривин спрей – капли в нос – если не дышит нос

Софрадекс – капли с антибиотиком – уши, глаза

Флоксал – капли в глаза (антисептик)

Бетадин (повидон йод) – обработка раны (можно и в рану, и кожу вокруг раны)

Октенисепт – для обработки раны, кожы, слизистой оболочки (стоматит или потертости), можно в полости и раны

Таблетки гидроперит – 1 таблетку на 100-200 мл воды – получается перекись, для промывания ран, пенится и за счет этого вымывает из раны мусор и осколки, но нельзя в глубокие раны и полости. Давно существующие гнойные раны – хорошо вымывает гной и распад тканей.

От аллергии

Эриус (дезал) – голубые таблетки – 1 т 1 р\д

Лоратадин – - белые таблетки 1т 1 р\д, ПРИ ЛЮБОМ УШИБЕ, ТРАВМЕ, УКУСЕ ПИТЬ СРАЗУ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ!!!!! ЕСЛИ НАЧНЕТСЯ АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ ШОК НИЧЕГО СДЕЛАТЬ НЕ СМОЖЕМ!!!

В случае начинающегося аллергического отека, удушья ввести подкожно 1\3 ампулы адреналина, (остальное не выкидывать, и если состояние ухудшается повторять каждые 30 минут), в мышцу (любую до какой доберетесь не обязательно в попу) – 1 ампулу супрастина и 1 ампулу дексаметазона. Пустые ампулы не выкидываем!!!!

Супрастин – средство от аллергии в ампулах – действует чуть быстрее чем эриус и лоратадин но очень сильный побочный эффект в виде сонливости, дезориентации, нарушения внимания. Может сохранятся до нескольких дней (а лечебное действие длится около 6 часов)

Сильная боль, травма, шок (включая аллергический ) – ампулы.

Адреналин – 1 ампула медленно в вену, если в вену сложно – под кожу 0.5-1 мл (не в мышцу)

Дексаметазон – 1-2 ампула в вену или мышцу

НПВС (кетаролак, фламакс) – 1 ампула в мышцу каждые 6 часов, для усиления в один шприц с супрастином.

Но шпа – при спазме ( в животе, головная боль ничем другим не снимается, поджелудочная, желчный пузырь).

Дицинон – 1 ампула в мышцу при капиллярном , внутреннем, костном кровотечении.

Транексал – от кровотечения (травма, нос, слишком сильная менструация) – 2 т 3 р\д – до 5 дней

От герпеса

Мазь зовиракс мазать постоянно.

Ожоги, раны, царапины

Крем бепантен плюс (пантенол с хлоргексидином)

Если большая площадь и выделяется экссудат левомеколь, сверху повязку, если есть возможность обойтись пластырем – лучше пластырь (бинты бережем).

Хирургия, ампулы.

Иглодержатель, пинцет, зажим, лезвия, ножницы, стерильные салфетки мелкие и крупные, шовный викрил 4-0 (слизистая, внутренние швы), пролен 3-0(кожа), анестетики убистезин дс 4 процента - 2мл – 10 ампул, лидокаин 2 процента - 2мл – 10 ампул, NaCl (вода для разведения лидокаина до 1 процента, для промывания ран, глаз) – 5мл – 7 ампул.

Анальгин 2 мл амп

Адреналин 1 мл амп

Дексаметазон 2 мл

Лазикс – мочегонное 2 мл

Но Шпа 2 мл –от спазма в животе

Дицинон 2 мл при внутреннем кровотечении

Супрастин – 2 мл – (от аллергии, для снотворного эффекта и усиления обезболивания в одном шприце с НПВС)

Перевязочные материалы – бинты, салфетки, пластыри разного размера и формы, сетчатые бинты липкие бинты, рулонные пластыри) , присыпка.

Прочее

Акватабс на 5 литров – 30 мин

Акватабс на 1 литр – 60 минут

Кофеин – 1 таб вместо 150 гр крепкого кофе –

Панангин, 4т 4 р\д – при судорогах, аритмии, для замещения солей калия и магния, которые мы теряем с потом и не восполняем горной талой водой

Аскорбиновая кислота – порошок, можно по 1 гр в день (на кончике ложки) – ссыпала 50 пакетиков по 1 гр в одну баночку, можно в чай, воду, просто так

Регидрон – «соленый изотоник» - от обезвоживания, судорог, аритмии.

По упаковке - в разных походах были опробованы разные комбинации упаковки. Наиболее удобным и легким по весу оказался вариант – коробка для обуви из Оби (в открытом виде состоит из двух одинаковых по глубине половинок). В одну половину сложены ампулы и инструмпенты для хирургии, таблетки вероятность использования которых минимальна – все это с инструкцией заклеено скотчем и при открывании коробки не вываливается. Во второй половине – таблетки разложенные по пакетикам по групповой принадлежности как в списке, пластыри, антисептики - все то что периодически используется. Дополнительно маленькая косметичка с кремом ножницами антисептиком и рулонным пластырем – лежит в клапане у медика и всегда под рукой. Можно достать не снимая рюкзак для экспресс помощи на ходу. И таблетница на 10 отделений с лекарствами (пересыпанными из упаковок) на каждый день – пополняется по мере использования из общей большой коробки. Таблетница в двух экземплярах у людей живущих в разных палатких. Отдельно от общей аптечки у каждого участника имеется по два бинта, личные нестандартные лекарства, и мешочек с запасными широкими пластырями и бинтами.