Автор: Андрей Лебедев, СК МАИ

Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному Памиру (Заалайский хребет) в августе 2015 года

Маршрутная книжка - 1/3 - 503
Руководитель группы - Лебедев А.А.
Авторы отчета:
Автор текста - Андрей Лебедев.
В отчете использованы фотографии Андрея Лебедева, Алексея Дорожкина и Ивана Жданова (фото 2012 г.).

1. ВВЕДЕНИЕ.

В 2015 г. в качестве района для проведения похода 5 к.с. был выбран Заалайский хребет. Внешние обстоятельства требовали организационно простого и дешевого варианта, и Заалайский хребет подходил для этого, как нельзя лучше.

Акклиматизацию было решено провести в районе хребта Ледяной Мыс. Заброска на перевал Туюксу (4765, 2Б) позволяла после завершения акклиматизационного кольца иметь достаточный ресурс продуктов и топлива для прохождения финальной части похода с перевалами Спартак (6140,3А) и Раздельный (6125,3А*).

1.1. Изменения в первоначальных планах, произошедшие на маршруте.

1. Отказ от нового пути спуска с пика Панорамного. В момент нашего выхода на вершину пика Панорамного (5027) началась гроза. Поэтому мы отказались от заявленного нового пути спуска с вершины по её северо-восточному гребню с последующим траверсом вершины 4837. Вместо этого мы поспешили спуститься с пика просто на ледник В. Карасу, повторив путь первопроходцев 2012 г. [1].
  2. Отказ от траверса пика Обручева. Ледник СВ гребня пика Обручева (спускающийся на ЮВ) был открыт и засорен камнями. Это было результатом июльской жары, и при крутизне ледника в 30-35 градусов, это состояние ледника мы оценили, как весьма камнеопасное. В результате мы отказались от заявленного траверса пика Обручева и, воспользовавшись запасным вариантом, обошли траверс через перевал Плечо Обручева (5320, 3А).
  3. Отказ от восхождения на пик Ленина. В ночь с 22.08 по 23.08 в район пришел атлантический циклон. За эту ночь выпало 20 см. свежего снега. Весь день 23.08, когда мы пробивались через верхний ледопад ледника Дзержинского, также шел снег. 24.08 было ясно и морозно, но на гребнях дул неистовый ветер. В полдень мы поднялись с юга на седловину перевала Раздельного и собрались, было, начать подъем на плечо пика Ленина (6400), но вовремя одумались. Уже позже, внизу, гиды оценивали ветер до 30 м/c при температуре до минус 15 (возможно преувеличение). Так или иначе, ветер делал пребывание на гребне просто нестерпимым. Мы развернулись в сторону вершины Раздельной и отдохнули от ветра лишь на спуске с неё.

К слову, с момента прихода циклона 22.08 и вплоть до нашего отъезда в город Ош на пик Ленина не было совершено ни одного восхождения.

1.2. Новизна.

В нашем походе не было первопрохождений перевалов. Единственное запланированное первопрохождение 1Б к.с. не состоялось, так как на перевале мы обнаружили записку настоящих первопроходцев 2014 года. Подробнее об этом в пункте 1.5. Однако:

1. Группе удалось существенно упростить спуск с перевала Панорамного (5027, 2А), точнее с ледника Восточный Карасу. Вместо спуска по непростому ледопаду, как это сделали первопроходцы в 2012 г. [1], мы нашли и осуществили проход по моренам левого борта ледника Восточный Карасу.
  2. Группа проложила логичный и самый короткий путь подъёма на перевал Плечо Обручева (5320,3А) по снежно-ледовому восточному склону этого перевала, в противовес весьма запутанному маршруту по скалам южного гребня пика Обручева, который прошла группа первопроходцев в 2012 г. [1].
  3. Группа осуществила мониторинг современного состояния местности южнее пика Ленина, где всё меняется с каждым годом в зависимости от наступления и таяния пульсирующих ледников. Добытые нами сведения представляют интерес не только для путешественников и горных туристов, но также для гляциологов.

1.3. Коротко об аспектах безопасности.

В группе имелся спутниковый телефон системы Иридиум. Не менее раза в два дня, а чаще всего, каждый вечер группа выходила на связь с московским диспетчером. Диспетчер имел карту с маршрутом и с пронумерованными точками на маршруте в местах планируемых биваков. При выходе на связь ему сообщалось, к примеру, что группа встала на бивак, не доходя до точки N21 два километра.

Кроме того, раз в неделю группа выходила на связь с представителем ЦМКК Алексеем Ярошевским.

Особое внимание уделялось опасности заблудиться в непогоду на большой высоте. Для предотвращения этого мы разработали точную векторную карту района проведения похода и загрузили её в датчик GPS. На карте были обозначены ледопады, разломы и ледосбросы, а также оптимальные пути спуска с определяющих локальных препятствий. Точность карты достигала 20-30 метров.

Чтобы избежать попадания в непогоду на сложных участках, большое внимание уделялось её прогнозированию. Раз в два дня, а чаще, ежедневно, во время связи с московским диспетчером мы узнавали прогноз погоды на ближайшие дни.

1.4. Материальное обеспечение похода и организация забросок.

В походе использовалось обычное для команд Лебедева А.А. снаряжение, см., например, [2]. Отметим наличие у каждого участника легких самодельных снегоступов.

Продуктовая раскладка была обычной для групп Лебедева А.А., см., например, [2]. Заброска делила маршрут на два равных по длительности автономных участка.

1.5. Выводы и рекомендации.

1. Оптимальным путем спуска из-под перевала Панорамного (5027 2А) вдоль ледника Восточный Карасу является проойденный нами путь по моренам левого борта ледника. Этот путь проще, короче и быстрее пути первопроходцев 2012 г. через ледопад, в котором потребовалась даже одна веревка дюльфера [1].
  2. Первопрохождение перевала 4248 (1Б) не получилось (высота 4248 взята с орографической карты В.Ляпина, где этот перевал фигурирует под номером 5). На седловине этого перевала мы обнаружили записку группы из Запорожья под руководством Дерибас И.Н. от 31.07.2014, в которой фиксируется первопрохождение перевала «Запорожских романтиков». Высота перевала по GPS - 4343 м.
    Категория сложности в записке 2А (группа поднималась по снежно-ледовому склону). Однако мы поднялись по осыпному склону справа (по-ходу) от ледника, и оценили сложность не выше, чем 1Б.
  3. Перевалы Панорамный (5027, 2А) и Запорожских высотников (4343, 1Б) дают возможность соединить северные долины хребта Ледяной Мыс в единой нитке маршрута. Красивый восьми километровый прогон по лугам Алайской долины (между этими перевалами) с ночевкой на высоте 3430 дает возможность отлично восстановиться после траверса пика Панорамного (5027,2А), что столь необходимо перед прохождением перевала Плечо Обручева (5320,3А).
  4. В походе нами пройден наиболее естественный и короткий путь подъёма на перевал Плечо Обручева (5320, 3А) - по восточному склону (4 веревки перил по ледовому склону крутизной от 45 до 50 градусов). В ходе первопрохождения перевала в 2012 г. [1] руководитель не успел притормозить инициативу лидера, который увел группу по-ходу влево, на скалы южного гребня пика Обручева.
  5. После июльской жары обнажился лед на западном склоне перевала Плечо Обручева (5320,3А). В результате на спуске мы провесили 16 веревок перил на ледобурах (с продергиванием сдвоенной веревки через петли в ледовых проушинах). Спускались до 21.30. Тем не менее, для перевала рекомендуется всё та же 3А категория сложности, так как категория 3Б требует определенной изюминки. Монотонный, хоть и продолжительный, спуск по 45-градусному льду квалифицированной сложности на 3Б не представляет.
  6. Обстановка на ледниках южных склонов пика Ленина сильно зависит от года последней подвижки этих ледников. В связи с этим мы будем обсуждать ледники Большая Саукдара, Малая Саукдара и ледник Дзержинского.
  7. Ледник Большая Саукдара. Подвижки на этом леднике незначительны, положение языка практически не меняется. Однако изменяется «взволнованность» ледника и сложность его ледопадов в средней части (напротив перевалов 20 лет ККТ и Октябрьский). В 2001 г. группа туристов МАИ пересекла здесь ледник без особых проблем [3]. Сейчас же быстрого продвижения по леднику не получилось. То, что планировалось пройти за 1 день, мы прошли за 2 дня.
  8. Ледник Малая Саукдара. Последняя подвижка наблюдалась в 2009 г. [2]. Группа туристов НГУ в 2008 году испытала большие трудности с бродом через вытекающую из-под ледника реку [4]. Действительно, перед подвижкой ледник сильно деградировал, язык его убрался глубоко в ложе, из под него вырывался мощный поток воды. В 2015 году (на 6-й год после подвижки) ледник, конечно, деградировал: сераков на его языке уже не наблюдалось. Но он еще впадал (пока) в ледник Большая Саукдара. Поэтому никакого препятствия в виде реки у нас не было, и мы без проблем пересекли белый лед ледника Малая Саукдара, даже, не надевая кошек.
  9. Ледник Дзержинского. Последняя подвижка была в 1997 (или в 1996) году. Подвижки на этом леднике, прежде всего, усложняют нижний ледопад ( от ~4700 до ~4850, однако высоты могут изменяться). В 1997 г. группа туристов МАИ преодолела в этом ледопаде достаточный для 3Б набор сложностей [5]. Было и лазание по серакам и отчаянные прыжки через широкие разломы, см. ф. 3.6.9 — 3.6.11. Что касается верхнего ледопада ( с 5300 до 5500), то его состояние от подвижек не зависит.
    Сейчас уже 18-й год после последней подвижки ледника Дзержинского. Нижний ледопад проходится очень легко (1Б-2А), и категория перевала Раздельный сейчас никак не выше 3А.
    Рекомендуется изменить категорию сложности перевала Раздельный с 3Б на 3А*, причем звездочка имеет здесь канонический смысл, а именно, возможны периоды, когда реальная сложность перевала достигает 3Б.
    18 лет без подвижки - это очень много. Подвижка у ледника Дзержинского вот-вот произойдет. Поэтому МКК вправе требовать от руководителей походов 5 к.с. свежей информации о леднике Дзержинского в виде недавно отснятых космических снимков. Иначе, какая-нибудь группа, подготовленная к горному походу 5 к.с., может столкнуться в нижнем ледопаде с большими неприятностями, ледопад может оказаться непроходим вообще.

2. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ.

2.1. Паспорт маршрута.

25 дней

Количество «рабочих» дней

Количество дневок

Длина маршрута без учета повторно пройденного пути

160 км

Ночевки выше 5500

5895, 6140, 5675, 5590.

2.2. Нитка маршрута.

р. Туюксу - рад. пер. Туюксу (4765, 2Б) - траверс пика Панорамный (5027, 2А) - лед. Карасу Вост. - лев. приток Булаксу - пер. Запорожских романтиков (4343, 1Б) - лев. приток р. Джанайдартака - пер. Плечо Обручева (5320, 3А) - лед. Корженевского - рад. пер. Туюксу - пер. Спартак (6140, 3А) - лед. Б. Саукдара - р. Сауксай - лед. Дзержинского - пер. Раздельный (6125, 3А*) - лед. Ленина — пер. Путешественников (4128, 1А) - лагерь Ачикташ.

2.3. Список пройденных перевалов.

Название

Высота

к.с.

Примечание

Туюксу

Рад. выходы на перевал с обеих сторон.

Панорамный

Раздельный

3А*

Путешественников

2.4. Состав спортивной группы.

Ф.И.О.

1991

Копытов Иван Юрьевич

1990

г. Химки (Московская обл.)

Миняев Сергей Анатольевич

1990

г. Истра (Московская обл.)

2.5. Схема В. Ляпина с нанесенным на неё маршрутом.

На орографической схеме Заалайского хребта, составленной Вадимом Ляпиным, красной линией изображен пешеходный путь группы. Зелеными кружками на черном фоне обозначены места ночевок, красные номера ночевок соответствуют номерам дней из календарного плана похода, см. раздел 2.6. При этом, ночевка с номером K следует после дня с номером K ( К=1, 2, … , 35 ). Пройденные перевалы обозначены синими кружками, если на них не было ночевки. В противном случае значок перевала или вершины замещается значком ночевки.

2.6. Календарный план похода

Примечание: В столбце "Подъём H" прописана положительная вариация высоты за день (сумма всех наборов). В столбце "Lz" прописана длина по карте без учета повторно пройденного пути (в зачет). В столбце "L " прописан фактически пройденный путь по карте (для оценки трудоемкости). В столбце "L эфф." прописан эффективный путь L эфф. = L + 10 * H (для оценки трудоемкости).

Наименование участка пути

L эфф.

Самолет Москва - Ош

Ош, закупка продуктов.

Переезд Ош - ущелье Туюксу, челнок к лагерю.

3468-3475

0,44

1,32

1,53

п.т. - первый лев. приток Туюксу (челнок).

3475-3660-3565-3645-3565-3660-3475-3660-3565-3645

4,1

12,3

18,55

П.т. - челнок к языку ледника + выход в пр. карман ледника пер. Туюксу.

3645-3875-3645-3875-4125-4115

3,03

6,89

13,99

П.т. - рад. Туюксу (4765, 2Б).

4115-4765-4115

4395-5027-4650

3,82

10,14

П.т. - родник в 1,7 км западнее лев. притока Булаксу.

4650-3430

11,1

п.т. - лев. приток Булаксу - пер. Запорожских романтиков (4343, 1Б) - озеро около перевала Приозерный.

3430-4343-4265

7,44

16,57

п.т. - седло 5030 юго-восточнее пика Обручева.

4265-5030

4,43

12,08

п.т. - пер. Плечо Обручева (3А, 5320) - ледник юго-западнее пика Обручева.

5030-5320-4785

1,55

4,45

п.т. - левая морена ледника Корженевского.

4785-4155-4290

5,54

6,89

П.т. - устье ледн. Перевальный + рад. пер. Туюксу (4765), взятие заброски.

4290-4495-4765-4495

5365-5895

1,2

6,5

П.т. - пик Спартак (6140,3А)

5895-6140

5675-6125-5590

4,86

9,36

п.т. - ледник Ленина, лагерь 4400.

5590-4400

133,34

151,98

251,39

В зачет 133.34 * 1,2 = 160 км.
Фактически пройденный путь 151,98 * 1,2 = 182 км.
Суммарный набор высоты - 9941 м

3. ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

3.1. Перевал Туюксу (4765, 2Б) расположен в хребте Ледяной Мыс, ориентирован с севера на юг и соединяет ледник в истоках р. Туюксу (на севере) с ледником Перевальный (на юге). Координаты седла: 39° 25.843'С 73° 0.931'В.

На перевал Туюксу наша группа поднялась дважды в радиальных выходах. 04.08.2015 мы совершили восхождение на перевал с севера (по определяющей сложность стороне) и занесли на него заброску. 13.08.2015 мы сняли заброску, поднявшись на перевал с южной стороны. Тем самым, мы обеспечили себе в период с 05.08 по 13.08 легкие рюкзаки.

Утром 01.08 мы выехали из г. Ош на микроавтобусе. Мы специально попросили менеджеров туристической фирмы «Горы Азии» найти для нас «сапог» - микроавтобус с мало выступающим задом. Такая машина более проходима на кошевых дорогах. В результате нам достался старенький микроавтобус, который по шоссе ехал весьма медленно, к тому же на подъёме к перевалу Талдык у него перегрелся радиатор.

Зато он отлично справился на участке кошевой дороги от поселка Сары-Могол до ущелья реки Туюксу.

К 16 часам мы достигли конца дороги и челноком перетащили все свои грузы к лагерю у ручья в точке с координатами: 39° 29.98'С 72° 59.12'В. Эта точка расположена высоко над рекой на террасе левого борта долины Туюксу.

Ф.3.1.1. В первый день мы достигли точки 1, двигаясь челноком по террасе левого борта долины Туюксу. Во второй день мы отчелночили с заброской к языку ледника и поднялись в точку 2. В третий день мы отнесли заброску на перевал Туюксу (4765, 2Б) (синий трек). А в четвертый день мы подхватили заброску поднялись в долину правого притока р. Туюксу (зеленый трек).

Ф.3.1.2. Удобное место для ночевки перед подъёмом на перевал Туюксу, см. точку 2,3 на фото 3.1.1. Этот карман правобережной морены с чистым ручьем и травой находится на высоте 4115 м. Координаты ночевки: 39° 26.921'С 73° 1.188'В.

Ф.3.1.3. Перевал Туюксу (4765,2Б), вид с севера.

Подъём с севера на перевал Туюксу включает прохождение ледопада (см. трек на предыдущем фото до точки 1), пересечение ледникового плато, подъём к огромному разлому (к точке 2) обход разлома (до точки 3) и подъем по снежно-ледовому склону на перевал (к точке 4) (2 веревки перил, 45 градусов), см. фото 3.1.3.

Ф.3.1.4. Ледопад проходится зигзагом, сначала с запада на восток, как на этом фото, а потом с востока на запад, см., также, фото 3.1.3.

Ф.3.1.5. Поворот к проходу на запад.

Ф.3.1.6. В проходе по ледопаду на запад.

Ф.3.1.7. В верхней части прохода на запад, перед выходом на плато, ледопад заставляет призадуматься...

Ф.3.1.8. Вид на перевал с плато над ледопадом, см. ф. 3.1.3.

Ф.3.1.9. Перевальный взлет (группа на спуске).

Ф.3.1.10. Южный склон перевала Туюксу представляет собой заснеженную осыпь крутизной около 25-30 градусов с общим перепадом высоты порядка 100 м. Фото снято с ледника Перевального.

Ф.3.1.11. Взятие заброски с перевала Туюксу 13.08.2015.

3.2. Перевал Панорамный (5027, 2А) расположен в северо-западном отроге вершины Ледяной Мыс (5349) и проходит через купол пика Панорамный (5027). Перевал ориентирован с юга на восток и соединяет ледник правого притока р. Туюксу, расположенный южнее вершины 5027, и ледник Карасу Восточный, стекающий с восточного склона вершины 5027 и с северной стены вершины Ледяной Мыс. Координаты перевала (пика 5027): 39° 28.597'С 73° 3.297'В.

Правый приток р. Туюксу в своем устье протекает через V-образный каньон с осыпными склонами. Подъём по его дну неудобен, т. к. связан с неизбежностью многочисленных бродов через бурный красный поток. Поэтому 05.08.2015 мы обошли каньон через вал высокой морены, которая образует его орографически левый борт.

После обеда у языка ледника в точке с координатами 39° 27.427'С 73° 1.836'В, мы поднялись на правобережную морену, которая через час вывела нас в широкий карман с плоским дном. В этом кармане в точке 39° 27.673'С 73° 2.551'В мы встали на ночлег на высоте на высоте 4395 м.

Один из участников похода весь день отставал. Его утренний пульс 06.08.2015 составил 108 ударов в минуту. Поэтому в этот день было решено сделать дневку. 07.08.2015 утренний пульс этого участника понизился до 84 ударов в минуту, и мы продолжили движение по маршруту.

Двигаясь по морене орографически правого борта ледника, мы завернули на север. На повороте ледника морена круто набирает высоту. Этот взлёт заканчивается на высоте 4600 м выходом на пологие снежники и осыпи правого борта ледника.

Ф.3.2.1. После крутого подъёма по гребню правобережной морены мы продолжили путь по снежникам и осыпям правого борта ледника. Фото 2012 г., см. [1].

Ф.3.2.2. Потом мы вышли на закрытый ледник и по нему подошли к вершине 5027.

Ф.3.2.3. Подъём на пик Панорамный (5027) осуществляется в связках одновременно.

Вершина пика Панорамного представляет собой широкий снежный купол. На южном гребне, в 30 метрах от вершины имеются выходы скал, на которых сложен тур.

Ф.3.2.4. На восточном склоне горы чуть ниже южного гребня (на участке от купола вершины до тура на скальном выходе) имеется заснеженный желоб, который плавно спускается к северу и обрывается 45 градусной ледовой стеной на северо-восточный склон вершины. Около тура имеется легкий спуск в этот желоб. Фото 2012 г., см. [1].

Ф.3.2.5. От края желоба до осыпи 2 веревки перил по 45-градусному ледовому склону, в верхней части которого имеется 5-метровый вертикальный сброс.

Ф.3.2.6. Ниже осыпи спуск по снежнику на плато западной ветви ледника В. Карасу. Фото 2012 г. [1].

На западной ветви ледника В.Карасу у ручья в левом кармане ледника на высоте 4650 м мы встали на ночлег.

На следующий день, 08.08.2015, мы исправили путь спуска первопроходцев по леднику Восточный Карасу. Сразу после ночевки мы вышли на морену левого борта и не сходили с неё до самого конца ледника. Тем самым, мы миновали ледопад с дюльфером, в который угодили первопроходцы в 2012 г. [1].

У ледника В. Карасу имеется левый приток, перед которым путь по карману основного ледника преграждается высоким моренным валом вытекающего слева притока. Этот моренный вал следует обходить справа, траверсом, не набирая высоты.

Ошибочная попытка подняться на этот моренный вал (чтобы пересечь его) неизбежно приведет к спуску по исключительно камнеопасному склону с мертвым льдом.

Миновав язык ледника В. Карасу, мы спустились к многочисленным вытекающим из под него ручьям, которые сливаются с рекой в одно русло и уходят в каньон с сомнительной проходимостью. Чтобы избежать возможных затруднений мы решили обойти этот каньон и спуститься в Алайскую долину через точку 3920 с координатами: 39° 29.819'С 73° 6.172'В - место ночевки первопроходцев в 2012 г. [1]. Рядом с этой точкой протекает грязный ручей, по которому мы спустились на травянистые склоны Алайской долины.

Обход ледопада позволил нам сэкономить много времени. Поэтому мы миновали точку ночевки 3920 еще до обеда, а пообедали в точке: 39° 30.679'С 73° 7.080'В, где имеется маленькое болото и чистый ручей.

Ф.3.2.7. После обеда мы шли лугами Алайской долины, пока не встали на ночевку у родника, в точке 3430 с координатами: 39° 31.147'С 73° 9.008'В.

Ф.3.2.8. Выспались, можно сказать, на матрасе. :)

Перевал Запорожских романтиков (4343, 1Б) расположен в северо-восточном отроге пика Обручева (5459), ориентирован с севера на юг и соединяет долину левого притока Булаксу с долиной левого притока реки Джанайдартака. Координаты перевала: 39° 28.317'С 73° 9.160'В. Под южным склоном перевала на высоте 4265 м имеется озеро.

Ф.3.3.1. Долина левого притока Булаксу и вид на перевал Запорожских романтиков с севера.

Ф.3.3.2. Путь подъёма на пер. Запорожских романтиков с севера.

Ф.3.3.3. На северном склоне перевала, в нижней части перевального взлёта под камушками лежит лед. Выше осыпь ото льда свободна. По крутой мелкой осыпи мы поднялись на перевал серпантином, пробивая в осыпи тропу.

Ф.3.3.4. Группа на перевале Запорожских романтиков (4343, 1Б). Вид на запад. Спуск на юг к озеру короткий, проходит по мелкой осыпи и занимает не более 5-10 минут.

09.08.2015 мы прошли перевал Запорожских романтиков, спустились к озеру 4265 и заночевали на его берегу.

3.4. Перевал Плечо Обручева (5320, 3А) расположен в южном плече пика Обручева (5459) - высочайшей вершины хребта Ледяной Мыс. Перевал ориентирован с востока на запад и соединяет ледник в долине левого притока реки Джанайдартака, стекающий из под восточного склона пика Обручева (на востоке) и отступивший приток ледника Корженевского, вытекающий из цирка юго-западнее пика Обручева (на западе). Координаты перевала: 39° 27.433'С 73° 6.753'В.

Утром 10.08.2015 мы обошли озеро 4265 по западному берегу и, обогнув отрог северо-восточного гребня пика Обручева, спустились к леднику, который поднимается к восточному склону пика Обручева.

Подъем вдоль ледника сначала идет по левобережной морене. На повороте ледника, при подходе к маленькому языку отступившего левого притока, морена обрывается. От конца морены видно, см. фото 3.4.1, что короткий участок пути по карману ледника заканчивается выходом на ледник выше ледопада. Этот, реализованный первопроходцами в 2012 г. [1], путь оказался камнеопасным - с маленькой концевой морены отступившего притока срывались камни и падали в карман основного ледника. Наша группа обошла опасный участок, следуя сиреневой линии на фото 3.4.1.

Ф.3.4.1. Два варианта выхода на ледник. Принятая нами альтернатива, отмеченная сиреневой линией, более трудоёмка, но зато безопасна. Фото 2012 г. [1].

Ф.3.4.2. 10.08.2015 мы поднялись на седловину 5030 и заночевали на ней. Эта седловина находится в восточном отроге от южного гребня пика Обручева.

Ф.3.4.3. С седловины 5030 к перевалу Плечо Обручева (5320) ведет широкий снежно-ледовый гребень.. Крутой лед на взлете гребня обошли по скалам в связках одновременно.

Ф.3.4.4. На обходе крутого льда по скалам. Сзади место ночевки на седловине 5030.

Ф.3.4.5. За взлётом гребня мы вышли на плато, за которым начинается финальная часть подъёма на перевал. Вот, примерно, от первого участника на этом фото мы начали вешать веревки по льду. Всего 4 веревки по 50 м. Крутизна от 45 до 50 градусов в верхней части. Последнюю веревку лидер проходил с двумя инструментами без рюкзака.

Ф.3.4.6. Спуск с перевала на запад проходит по протяженному 45-градусному снежно-ледовому склону. Всего на этом склоне мы провесили 16 веревок перил. После июльской жары снег стаял и обнажился лед. Перила крепили на ледобурах, сдвоенную веревку сдергивали через петли в проушинах. Спустились только в 21.30.

Ф.3.4.7. Последняя веревка на спуске с перевала Плечо Обручева.

Ф.3.4.8. А вот так выглядит этот спуск с гребня пика Спартак. Фото 2012 г. [1].

Еще, будучи на склоне, мы приметили безопасное место ночевки на леднике. Поэтому после спуска мы надели фонарики и в связках прошли около 300 метров до точки 4785 с координатами: 39° 27.273'С 73° 6.267'В, в которой встали на ночлег.

Утром 12.08.2015 мы собрались без завтрака (ручьи на леднике все замерзли), дошли до концевой морены ледника, где и позавтракали. Потом шли по карману правого борта до крутого спуска на ледник Корженевского.

Ф.3.4.9. Погода стояла отличная, впереди сверкали вершины Заалайского хребта, среди которых доминировал пик Кызылагын (6683, на фото справа).

Ф.3.4.10. В финале спуска на ледник Корженевского нам пришлось выйти на ребрышко слева от вытекающего из кармана ручья.

Внизу около ледника всё было очень разрыто, на склонах морен были заметны остатки мертвого льда. Поэтому мы вышли на ледник Корженевского, где не спеша пообедали, затем немного поднялись по нему, и только потом вышли на морены его левого борта.

В этот день мы прошли мало, сказывалась усталость от предыдущего дня. Заночевали на берегу первого попавшегося нам чистого ручья, в точке 4290 с координатами: 39° 25.968'С 73° 4.118'В.

Утром 13.08.2015 мы за 2 перехода достигли точки 4495 с координатами: 39° 25.373'С 73° 2.027'В - отличного места для лагеря. Здесь мы поставили палатки и в радиальном выходе сняли заброску с перевала Туюксу.

14.08.2015 - дневка, отдых перед заключительной частью похода с перевалами Спартак (6140, 3А) и Раздельный (6125, 3А*).

3.5. Перевал Спартак (6140, 3А) находится в водоразделе Заалайского хребта, ориентирован с северо-востока на юго-запад и соединяет ледник Корженевского (на северо-востоке) с ледником Большая Саукдара (на юго-западе). Перевал расположен на куполе пика Спартак и проходится через его северный и западный гребни. Координаты перевала: 39° 22.308'С 72° 56.336'В.

Ф.3.5.1. Утром 15.08.2015 мы сняли лагерь, по оврагу (в 170 м восточнее лагеря) спустились на ледник и пересекли его ниже устья ледника Перевального до полосы открытого льда у правого борта ледника Корженевского. Здесь повернули направо и по этой полосе пошли на юго-запад вдоль правого борта ледника Корженевского.

Ф.3.5.2. Миновав ледопад, мы повернули направо и встали лагерем прямо на леднике в точке 4925 с координатами: 39° 22.638'С 72° 59.120'В.

Ф.3.5.3. Утром 16.08.2015 мы отправились в сторону перевала Корженевского (5402), который находится в северном гребне пика Спартак.

Ф.3.5.4. Сначала мы попытались пройти к перевалу Корженевского (5402) через желоб вблизи левого борта ледника Корженевского, но столкнулись там с опасными трещинами двухметровой ширины и с сомнительными снежными мостами. Пару раз рискнув, мы всё же оставили их в покое и, свернув налево, перевалили через выпуклость ледника в другой желоб, уже под склонами пика Спартак, где трещины почти отсутствовали. К вечеру мы поднялись почти на седловину перевала Корженевского и встали лагерем в точке 5365 с координатами: 39° 23.106'С 72° 56.590'В.

Ф.3.5.5. Маршрут на пик Спартак по северному гребню можно разбить на 5 участков: 1- подъём на плечо 5600, 2- переход по заснеженному гребню к началу скально-осыпной гряды, 3- подъём по скально-осыпной гряде, 4- косой траверс ледового склона в обход ледосброса, 5- подъём по финальному снежно-ледовому склону на вершину. На участке 4 - две веревки перил по заснеженному, а местами, открытому жесткому льду, крутизной 45 градусов. На участке 5 - 2 веревки перил по снежно-ледовому склону крутизной около 40 градусов. Фото 2012 г. [1].

Ф.3.5.6. Утром 17.08.2015 мы прошли мимо седловины перевала Корженевского (5402), которая осталась в стороне справа по ходу, и сразу начали подъём на плечо 5600 северного гребня пика Спартак. Средняя крутизна этого участка - 32 град., набор высоты 200 м (от 5400 до 5600).

Ф.3.5.7. После выхода на плечо (5600) был пологий подъём по широкому снежному гребню (участок 2) до начала скально-осыпной гряды (участок 3). Средняя крутизна на участке 3 составляет 29,5 град., а набор высоты 340 м (5660 до 6000 м). На отрезке от 5720 до 6000 м средняя крутизна составляет 31 град.

Ф.3.5.8. За характерной «двойной» скалой на высоте 5895 в точке с координатами: 39° 22.500'С 72° 56.361'В имеется последняя самая высокая на гребне естественная площадка для лагеря, где мы и остановились на ночлег.

Ф.3.5.9. Утром 18.08.2015 мы продолжили подъём на пик Спартак. На высоте 6000 метров (точка 3) мы отклонились влево, чтобы обойти карниз над скально-осыпной грядой, и в начале 4-го участка вышли на ледовый склон крутизной около 45 град. Всего на 4-м участке мы провесили на ледобурах 2 веревки перил (по 50 м). Вторая веревка проходила косым траверсом по более пологому (~35 град.), но жесткому льду.

На заснеженном 40-градусном 5-м участке мы провесили две веревки перил уже на ледорубах.

Ф.3.5.10. На куполе пика Спартак в точке 6140 с координатами: 39° 22.308'С 72° 56.336'В мы разбили лагерь и встали на ночлег.

Ф.3.5.11. Погода была безветренная. Но энтузиасты решили подстраховаться и построить снежную стенку.

Ф.3.5.12. Утром 19.08.2015 мы спустились с пика Спартак на перевал Крыленко (5842). С юга (на фото справа) к перевалу Крыленко подходит пологий ледник Большая Саукдара. Фото 2012 г. [1].

3.6. Ледник Большая Саукдара, долина Сауксая. Первые километры спуска с перевала Крыленко мы шустро прошли по закрытой части ледника Большая Саукдара. Но чем ниже, тем препятствия встречались чаще и становились сложнее. На повороте ледника на юго-восток, на высоте около 5300 ледник открылся, начались прыжки через трещины. Но настоящие сложности нас ожидали после обеда, который мы провели напротив главной вершины пика Октябрьский (6780). Здесь ледник снова поворачивает на юг, и начинается протяженный ледопад. Наше петляние в обход разломов приобрело систематический характер, и продвижение вперед стало очень медленным. Наконец, мы увидели справа дорожку серединной морены, которая рождалась на краю отрога, отходящего от ребра Хойера (см. маршрут Хойера на пик Ленина). Мы поспешили повернуть направо и пробиться к этой дорожке.

Ф.3.6.1. Проследовав вдоль центральной морены чуть менее 2-х км, мы встали на ночлег в точке 4725 с координатами: 39° 17.932'С 72° 56.441'В.

Утром 20.08.2015 мы продолжили движение по центральной морене. Через километр моренная дорожка привела в ледопад столь мощный, что начала разбиваться на фрагменты широкими разломами ледника. Дальнейшее движение по центральной морене стало невозможным.

Слева мы уже миновали упирающийся в ледник скальный контрфорс, который спускается с вершины между перевалами 20-летия ККТ и Октябрьский, и это открывало перспективу прохода по рантклюфту левого борта.

Мы повернули налево и, воспользовавшись глубоким поперечным желобом в леднике, подошли к полосе сплошных сераков, которая тянулась вдоль левого борта ледника Большая Саукдара.

Ф.3.6.2. После продолжительной разведки нам удалось обнаружить путь, который без дюльферов выводил в рантклюфт. Дюльферов действительно не было, но были многочисленные стенки высотою до 2-х метров, которые преодолевались в кошках на передних зубьях.

Ф.3.6.3. Спуск в рантклюфт заканчивался выходом к озеру.

Ф.3.6.4. Для обхода этого озера необходимо было сначала взобраться на разрушенные скалы, а потом над скалами траверсировать крутой конгломератный склон. Всё это тоже производилось в кошках.

Наконец, за озером, в точке 4695 с координатами 39° 17.249'С 72° 56.991'В мы сняли кошки и устремились на юг то по грязи, то по льду, то по камням на дне глубокой канавы между крутым конгломератным склоном слева и отвесным ледником справа. Эта канава не прерывалась даже ледником с перевала Октябрьский.

К обеду мы достигли бурной реки с ледника перевала Профсоюзов и поспешили поскорее перебродить её. Это было нетрудно, так как река перед своим исчезновением в гроте ледника Большая Саукдара разбивалась в плоской галечной пойме на множество мелких рукавов.

После обеда нам удалось пройти чуть более 2-х километров. Из соображений безопасности, в поисках места для ночлега мы вылезли из рантклюфта на ледник, нашли плоскую площадку и заночевали в точке 4470 с координатами: 39° 13.832'С 72° 55.135'В.

Утром 21.08.2015 мы прошли по рантклюфту чуть менее полутора километров и, миновав устье левого притока Большой Саукдары, без особых сложностей пересекли ледник, поднявшись на морены его правого борта в точке 4450 с координатами: 39° 13.361'С 72° 53.700'В.

Места здесь начались очень красивые. Морены поросли травой, кругом живописно разбросаны темно-коричневые от загара камни. Здесь, можно сказать, в полюсе недоступности на нитке нашего маршрута я решил сфотографировать свою группу.

Ф.3.6.5. Группа на фоне ледника Северный Зулумарт: Сергей Миняев, Алексей Дорожкин, Юрий Максимович, Иван Копытов, Александр Силин, Андрей Вячистый.

Ф.3.6.6. Наконец, открылся вид на грандиозную морену ледника Дзержинского. Это был «момент истины»!» Льда над мореной не было видно. Это означало, что ледник Дзержинского так и не подвинулся с 2012 г.

Ф.3.6.7. А ведь могло быть и так, как на этом фото 1999 г. [6].

От года, прошедшего с момента подвижки ледника Дзержинского, очень зависит истинная сложность перевала Раздельный. В 1997 г. сразу после последней подвижки нижний ледопад ледника Дзержинского вполне оправдывал традиционную классификацию сложности у этого перевала, как 3Б. Достаточно посмотреть вот на эти картинки из отчета группы туристов МАИ о походе 1997 г. [5].

Ф.3.6.8. Нижний ледопад ледника Дзержинского в 1997 г.

Ф.3.6.9. Преодоление сераков в нижнем ледопаде ледника Дзержинского в 1997 г.

Ф.3.6.10. Преодоление разлома в верхней части нижн. ледопада лед. Дзержинского в 1997 г.

Ф.3.6.11. Прыжок через разлом в верхней части нижн. ледопада лед. Дзержинского в 1997 г.

С 1997 г. у ледника Дзержинского не было ни одной подвижки. Нижний ледопад год от года упрощался и к 2012 г. стал настолько простым, что и 2Б вот только за такой ледопад перевалу даже и не дашь. А в 1915 г. этот ледопад, наверно можно было пройти без кошек, просто в ботинках. Конечно, мы не экспериментировали, но было очень легко.

Всё это не относится к верхнему ледопаду ледника Дзержинского, характер и сложность которого не меняется из-за подвижек. Есть и другие сложности у перевала Раздельный.

Из всего сказанного следует, что сложность перевала Раздельный целесообразно классифицировать, как 3А*, причем звездочка здесь имеет каноническое значение: она сигнализирует, что бывают периоды, когда сложность перевала возрастает до 3Б.

Кстати, подвижек у ледника Дзержинского не было с 1997 г., то есть, 18 лет. Это очень много. Не удивлюсь, что через год-два перевал Раздельный снова станет полноценной 3Б.

Будущим руководителям походов 5 к.с. следует внимательно следить за ситуацией и не включать в свой маршрут перевал Раздельный, предварительно не изучив состояние ледника Дзержинского по свежим космическим снимкам. Иначе, такой ледопад, см. ф. 3.6.9, можно и не пройти, и в результате остаться без продуктов на Сауксае.

Я морально подготовился к подвижке ледника Дзержинского и в качестве запасного варианта рассматривал перевал Ленина (6450, 3Б) с прохождением ледопадов ледника Малой Саукдары. С момента последней подвижки Малой Саукдары в 2009 г. прошло 6 лет. Поэтому пройденный в Памирском марафоне [2] нижний ледопад Малой Саукдары за эти 6 лет должен был упроститься.

Мы пересекли заросшие травой моренные холмы и спустились к леднику Большая Саукдара в точке 4185 с координатами: 39° 13.129'С 72° 51.878'В.

Ф.3.6.12. От точки 4185 мы пошли вдоль ледника Большая Саукдара по удобнейшему карману - просто проспект!

Ф.3.6.13. На песчаных участках в этом кармане было множество следов снежного барса. Вот на этом фото 2001 г. [3] запечатлена набитая барсами тропа, бывает здесь и такое!

Ф.3.6.14. Практически горизонтальный карман заканчивается крутым спуском к леднику Большая Саукдара. На перегибе мы получили еще один позитивный сигнал. Я увидел белый лед ледника Малая Саукдара. Это означало, что за 6 лет после последней подвижки ледник Малая Саукдара не успел деградировать настолько, что его язык убрался в ложе ледника. В этом случае нам пришлось бы бродить через мощный поток с ледника Малая Саукдара.

Ф.3.6.15. И действительно, ледник Малая Саудара впадал в Большую Саукдару. Поэтому никакого брода у нас не было, и мы спокойно, не надевая кошек, пересекли Малую Саукдару по белому льду.

Ф.3.6.16. Река вырывалась из грота Большой Саукдары сразу после впадения в неё Малой Саукдары. Это была вода именно Малой Саукдары, мы её потом перебродили. Что касается могучего Сауксая, то он вырывался из другого грота Большой Саукдары ближе к левому борту долины.

Этот поток, см. ф.3.6.16, принес нам немало хлопот. Он протекал в каньоне, который можно было обойти лишь высоко по склонам правого борта долины. Конгломераты, грязь, обход оврагов... На прохождение короткого 800-метрового участка между ледником Малая Саукдара и спуском в плоскую галечную пойму Сауксая потребовалось неожиданно много времени.

Наконец мы оказались на дне поймы и, предчувствуя недоброе, я заспешил к водопаду. Этот водопад образует ручей из кармана левой морены ледника Дзержинского. С этого водопада и вдоль этого ручья начинается путь к перевалу Раздельный для тех, кто изначально находится выше трудно преодолимого потока с ледника Дзержинского.

Предчувствия оправдались. Поток с Малой Саукдары перед водопадом прижимался к скале. Вода прибывала каждые 5 минут. Мы еле успели перебродить реку...

3.7. Перевал Раздельный (6125, 3А*) расположен в водоразделе Заалайского хребта, ориентирован с юга на север и соединяет ледник Дзержинского (на юге) с ледником Ленина (на севере). Координаты седла: 39° 21.585'С 72° 50.24'В. Наивысшая точка (6125) маршрута через перевал находится северо-западнее седла на куполе вершины Раздельная (6140).

С юга, из долины Сауксая, существуют два захода на ледник Дзержинского. Первый предпочтителен для групп, стартующих ниже труднопреодолимого потока с ледника Дзержинского. Этот путь описан в отчете [1]. Другой заход предпочтителен для групп, стартующих выше потока с ледника Дзержинского. Этот путь начинается с преодоления водопада, который образован ручьём из правого кармана ледника Дзержинского.

Подножие водопада находится в точке 3960 с координатами: 39° 13.947'С 72° 49.116'В.

Водопад пролезается по мокрой скале. Впрочем, лидер не заморачивался со скалолазанием, но поставил на скальную полку рюкзак, попросил подержать его, и использовал этот рюкзак, как ступеньку.

Водопад имеет еще и второй каскад, но там лазание легче, и всё пролезается с рюкзаком.

Выше водопада начинается маленькая каменистая долина с ручьём, через километр - поворот (по-ходу) налево с последующим подъёмом по распадку к точке 4290 с координатами: 39° 14.515'С 72° 48.964'В.

Ф.3.7.1. От водопада до точки 4290 мы шли два перехода, и достигнув её, тут же встали на ночлег на дне высохшего озера.

Ф.3.7.2. Воду брали уже из не высохшего озера, которое находилось в 30 метрах западнее нашей стоянки.

Вообще - это феноменальное по красоте место, где в тесном соседстве расположены четыре замечательных озера.

Ф.3.7.3. Самое большое - западное озеро.

Ф.3.7.4. Самое «купальное» - южное озеро.

Ф.3.7.5. Самое красивое - восточное озеро. Самое маленькое - северное озеро — виднеется за восточным. Я его отдельно не сфотографировал.

Утром 22.08.2015 мы пересекли ледник Дзержинского до розовой мраморной моренной полосы, см. ф. 3.7.2, повернули направо и за 4 перехода поднялись по мраморной полосе на высоту 4740 к подножию нижнего ледопада.

Ф.3.7.6. Нижний ледопад ледника Дзержинского прошли по центру, не встретив ни одного хоть сколько-нибудь сложного препятствия. Фото 2012 г.[1].

Ф.3.7.7. Ледопад проходили вот по этой, замощенной камнями дорожке. Идти можно было даже без кошек.

Выше ледопада мы прошли еще чуть менее 2-х км и встали на ночлег в точке 5010 с координатами: 39° 19.258'С 72° 48.890'В. Здесь, в центре ледника, в небольшой ложбине имеются ровные площадки, рядом течет ручей.

Ночью с 22.08 по 23.08.2015 район Северного Памира накрыл атлантический циклон. Только за одну ночь выпало 20 см снега. Снег продолжал падать и весь следующий день.

Ф.3.7.8. Утро 23.08.2015 в лагере 5010.

Понимая, что происходит, я плохо спал в эту ночь. Перед нами стоял трудный выбор. Отсидка связана с риском выпадания уже полуметрового слоя свежего снега. И никакие прогнозы погоды не могли гарантировать, что этого не произойдет. Если же выйти и попытаться пройти верхний ледопад, то как быть с лавиноопасностью в узком желобе под склонами левого борта ледника, по которому верхний ледопад обычно проходят?

Ф.3.7.9. Вот вход в этот желоб. Фото 2012 г. [1].

Ф.3.7.10. В начале желоба. Фото 2012 г. [1].

Ф.3.7.11. В середине желоба. Фото 2012 г. [1].

Естественно, что настолько информативных фотографий, в 2015 г. снять не удалось. Есть только такая:

Ф.3.7.12. На выходе из желоба..

Я не помнил фотографий 3.7.10 и 3.7.11, а то бы ночью я был бы по-спокойнее. Заметим, что на этих фотографиях бергшрунд отделяет нижнюю часть правого склона от протяженной и крутой его верхней части. Поэтому мы могли подрезать только нижнюю часть (что тоже не мало). Лавины же сверху (а они потом пошли) самопроизвольны и имеют характер снежных ручьёв или рек, то есть, тоже имеют ограниченный объём.

В итоге мы решили проходить желоб, максимально уклоняясь от его центра по-ходу влево, по-сути, траверсируя ледопад. Попадание в трещину не фатально. Зато мы оставляли справа от себя пространство для лавинного выброса и не подрезали склон.

Вот как то так мы этот желоб одолели и выбрались на открытое пространство ледника выше верхнего ледопада. Здесь мы, наконец, свободно вздохнули и устроили перекус. Пока перекусывали, по склону в желоб с самого верха сошли две лавины. Однако их выносы не достигли наших следов.

Выше ледопада мы в полном тумане прошли еще около километра и встали на ночлег в точке 5675 с координатами: 39° 20.920'С 72° 49.014'В.

Ф.3.7.13. Утро 24.08.2015 в лагере 5675. Впереди седловина перевала Раздельного..

Утром 24.08.2015 мы продолжили подъём на перевал Раздельный. Погода была ясной, но морозной и, главное, ветреной. К полудню мы поднялись на седловину перевала Раздельный. Здесь дул неистовый ветер. Мы попытались спрятаться за наддувом на северо-восточной стороне седла и перекусить.

После перекуса мы, было, вышли в сторону западного плеча (6400) пика Ленина, но но ветер был нестерпим, и мы быстро развернулись в сторону вершины Раздельной. Лишь на спуске с купола вершины Раздельной мы смогли чуть-чуть от него (от ветра) отдохнуть.

На ночь встали выше лагеря 5300, на северо-восточном гребне вершины Раздельная, в точке 5590 с координатами: 39° 22.395'С 72° 50.757'В.

Утром 25.08.2015 мы спустились в лагерь 5300. Здесь впервые встретили людей. Ниже лагеря уже кто-то успел пройти, поэтому тропа была заметной. В этот день мы не спеша спустились в лагерь 4400 фирмы «Горы Азии».

Ф.3.7.13. Вечером у нас был праздничный ужин, приготовил его Бахадур, как говорят, лучший повар под пиком Ленина.

26.08.2015 мы спустились на 3600 в базовый лагерь фирмы «Горы Азии».

27.08.2015 после обеда сели в микроавтобус и отправились в Ош.

4. ССЫЛКИ

1. Отчет о походе 6 к.с. по Северному Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N 7323, 2012.
  2. Отчет о походе 6 к.с. по Центральному и Северному Памиру с восхождениями на пики Революции, Коммунизма и Ленина ( «Памирский марафон 2009» ). Библиотека МГКТ, отчет N 6553, 2009.
  3. Отчет о походе 6 к.с. по Северному Памиру ( «Заалайский марафон» ). Библиотека МГКТ, отчет N 5819, 2001.
  4. Отчет о походе 5 к.с. по Северному Памиру в 2008 г. http://www.manturs.narod.ru/ot4et/zaal_tar/zaal_tar.htm
  5. Отчет о походе 5 к.с. по Северному Памиру. Библиотека МГКТ, отчет N 5509, 1997.
  6. Отчет о походе 6 к.с. по Центральному и Северному Памиру с восхождениями на пики Революции и Ленина ( «Памирский марафон 1999» ). Библиотека МГКТ, отчет N 5627, 1999.