Автор и фото: Игорь Паша, Москва

Эльбрус, Белуха, Гунгашань и Тихий океан. К десятилетию полного солнечного затмения на Эльбрусе

29 марта 2006 года в четвертом часу пополудни Приэльбрусье на несколько минут погрузилось в сумрак. На абсолютно свободном от облаков небе засветилась серебристая солнечная корона, освещавшая своим мистическим сиянием кавказские горы и ущелья, а по далекому, видимому лишь с больших высот горизонту легло багряное заревое кольцо. Этому уникальному горно-космическому событию – 10 лет.

Я был одним из очевидцев того затмения, наблюдал его со склона между Приютом-11 и скалами Пастухова. Увиденное настолько восхитило и потрясло меня, что я предпринял потом еще две поездки ради полного солнечного затмения высоко в горах. Таких возможностей и было-то всего две, одна у нас на Алтае, 1 августа 2008 г., когда тень луны накрыла вершину Белухи, и вторая на юго-западе Китая, 22 июля 2009 г., когда в полосе полного затмения оказалась высочайшая в Китае гора Гунгашань.

В этой юбилейной статье я представлю все эти три «горные» солнечные затмения, а заодно – для контраста – еще одно, «водное», которое я наблюдал 12 ноября 2012 г. с австралийского берега над Тихим океаном. О двух затмениях я уже рассказывал на этом сайте, два других освещаю впервые.

• Часть 1. 29 марта 2006 – г. Эльбрус, Кавказ

Полоса полного солнечного затмения 29 марта 2006 г.

Полоса полного солнечного затмения на кавказском участке

Утром 25 марта 2006 года наша четверка охотников за затмением прибыла в Терскол. Многолетняя погодная статистика сулила нам на конец марта всего лишь 24-процентные шансы удачи. Вопреки прогнрзам мы были настроены решительно и за первые три дня всласть намесили глубокие снега на склонах Букабаши, Чегета и в ущелье речки Терскол. Погода гуляла направо-налево, от непроглядной облачности до солнечного шабаша. 28 числа мы на канатке поднялись к «бочкам», у которых – чуть поодаль – администратор Жора вырыл для нас снежную пещеру. Мы обустроились и сходили на разведку к Приюту. Было ветрено, по небу дрейфовали предвечерние тучи, местами прорывалось солнце – сущая видовая романтика!

С Иваном Храпачом и Андреем Мацовскиным на чегетских скалах

Мягкими снегами вверх к Эльбрусу по ущелью Терскол

Андрей Сатанин и Когутаи

Иван Храпач за обустройством снежной пещеры

Внутреннее убранство пещеры

Вид на Когутай с подъема к Приюту-11

Предвечерний вид с подъема к Приюту

Эльбрусский солнечный прожектор

И вот день затмения. С рассвета ни облачка – солнце, теплынь, безветрие. Как такое могло случиться в разгар многодневного погодного расколбаса – загадка. В десять утра на площадке у бочек зашуршали повылезавшие из них астрономы-любители. По их оснащению было видно, что они отщелкают солнечную корону по высшему любительскому разряду. Но мы приехали снимать не корону в горах, а горы в свете короны.

В 12-м часу мы отправились наверх и к часу были у Приюта. С нами зачем-то поднялся ветерок, заметно посвежело. До начала покрытия луной солнца – 1-го контакта – оставался час с небольшим, поэтому мы продолжили подъем в сторону Пастухова «по времени», высматривая в скалах по сторонам местечко, способное укрыть от ветра. Оно обнаружилось метрах в 250 над Приютом, там и засели.

Представившееся нам зрелище было умопомрачительным. С запада – со стороны Черного моря – надвигалось и темнело, наливаясь глубокой сероватой синевой, что-то гигантское, космическое, а юг с востоком растворялись и обесцвечивались, сдавая оборонительные позиции. Ко времени начала полного затмения конкретно похолодало, до 12-15 градусов, при стабильном пронизывающем ветре. Пальцы за прошедший час работы с фотоаппаратом подмерзли и уже подводили (а к концу полной фазы затмения просто отказывались прожимать пусковую кнопку).

29 марта, перед подъемом к месту наблюдения затмения

15h 12m 23s, пять минут до полного затмения. Западный, Узункольский сектор, оттуда надвигается тень луны

15h 12m 37s, 4 минуты 40 секунд до полного затмения. Донгузорун и Накра

15h 12m 29s, 4 мин 48 сек до полного затмения. Ушба

15h 13m 22s, 3 мин 55 сек до полного затмения. Сектор Дыхтау-Коштантау

15h 15m 36s, 1 мин 41 сек до полного затмения. Штавлер. Тень на подходе.

Общая панорама за 1 минуту до полного затмения. Под ногами Приют-11, там столпотворение. Фото А. Мацовкин

Общая панорама за 1 минуту до полного затмения. Охотники за затмением: Иван Храпач (слева), я, Андрей Сатанин. Фото А. Мацовкин

В минуты полного затмения я снимал и горные виды, и приближенную солнечную корону. Мой фотик Nikon 8800 был для этой цели оптимален. Легкий, он не обрекал пальцы на полное замерзание, а стабилизатор четко держал картинку при больших увеличениях и выдержках. Удалось сделать резкие снимки в направлении Ушбы и Донгузоруна за несколько секунд до полной фазы (их я сшил в единую картинку), а также несколько снимков протяженной игольчатой солнечной короны (при 5-кратном увеличении). Увы, не удалось качественно снять виды на Донгуз и Ушбу в разгар затмения (пальцы практически уже не слушались). Именно тогда этот сектор неба на полминуты приобрел ядовитые зеленовато-болотистые оттенки, я даже крикнул: «Смотрите, какая там гниль на небе», и все подтвердили.

15h 16m 44s, 33 сек до полного затмения. Штавлери. Хребты за ним уже в лунной тени

15h 16m 51s, 26 сек до полного затмения. Тень подбирается к Штавлери

15h 17m 06s, 11 сек до полного затмения. Донгузорун и Накра. Направление на юг и зарево на юге! Такого в обычные сумерки не бывает

15h 17m 09s. Южный сектор Приэльбрусья за 8 секунд до полного затмения. Склейка нескольких снимков

15h 17m 32s, 15сек после начала полного затмения. Солнечная корона

15h 19m 10s, 1 мин 53 сек после начала полного затмения. Солнечная корона

Затмение только что завершилось. Убегает в Нальчик багряное зарево. Фото А. Мацовкин

25 мин после окончания полного затмения. Горы оживают, но обесцвечены. Фото И. Храпач

Погода оставалась отменной весь этот великий для Приэльбрусья день. В середине следующего дня пошли легкие облачка, а еще через день погода совсем испортилась. Колоссальная удача!

Полоса полного солнечного затмения 1 августа 2008 г

Полоса полного солнечного затмения на российском участке

Детальная карта затмения на Алтае

За полным солнечным затмением на Белухе я отправился с группой от турфирмы Кайлаш. Мы прилетели в Барнаул с рассветом 23 июля, к вечеру того же дня перебрались на автобусе по Чуйскому тракту в Тюнгур и при отменной погоде провели неделю до затмения на Аккемских подходах к вершине Алтая. 31 числа мы совершили глобальный обход Белухи, стартовав с Томских ночевок под ее северной стеной и финишировав у ночевок ТКТ под юго-восточным вершинным взлетом.

Маршрут на Белуху

Массив Белухи по-над Аккемским озером

Вид на Белуху с Каратюрека. Фото Е. Паша

Вид с Каратюрека вниз по Аккему. Фото Е. Паша

Восточная и Западная Белуха в лучах заката. Приближенный снимок с базы «Высотник» под Аккемским озером

Закатные краски Белухи. Вид с Томских ночевок

Утренний вид на пер. Делоне на выходе с Томских ночевок

Южный вид с пер. Делоне. Вдали пер. Берельское седло, наш путь мимо него, к южным подходам к Белухе

На подходах к Берельскому седлу

Вечер 31 июля, подходим к ночевкам ТНТ. На спуске последние восходители этого дня

Утро 1 августа выдалось чистым и безмятежным, и мы – семеро восходителей и два гида – в седьмом часу выступили к вершине. Перильный подъем по ледовой лопате вывел нас к перевалу Белухинский – предвершинному плечу в 150 метрах ниже вершины. Здесь за чаями мы намеренно «убили» часть времени и в первом часу по несложному гребню вышли на вершинный ледниковый массив со свисающим к востоку карнизом.

Группа на Восточной вершине

Через час большинство восходителей на время сошло обратно на плечо, там проще было коротать время, а я и еще двое остались наверху. Несколько часов бессуетного пребывания на вершине Белухи – безусловное счастье. Было время всё рассмотреть, о многом подумать, помечтать – и даже поспать часок.

На Вост. Белухе. Панорама по-над вершинным карнизом в 180-градусном секторе север-восток-юг

Панорамный вид с вершины Вост. Белухи на массив Зап. Белухи

К половине пятого подтянулось подкрепление с чаем и хавкой, мы подзаправились и, ободренные, с надеждой стали поджидать затмение, невзирая на постоянно сгущавшиеся облака, которые где-то с полудня стал насылать юго-запад. Когда у нас где-то без четверти шесть стало реально темнеть, над Новосибирском – мировой столицей нынешнего затмения, принимавшей в эти дни тысячи наблюдателей со всего мира – как раз сияла на чистом небе солнечная корона.

Новосибирск, набережная Оби. 6 минут до полного затмения. Фото Д. Гулютин

Новосибирск, середина полной фазы затмения. Солнечная корона и заревое кольцо за Обью. Фото Д. Гулютин

Точно так могла сиять корона и у нас над Белухой, случись это до обеда. Но вот к вечеру понашли облака. Мы с вершины смотрели вокруг и, радуясь тому, что прилегающие к Белухе участки оставались покрыты солнечными пятнами в разрывах тени, как-то еще верили в везение. Однако облако над самой Белухой как встало, так и стояло, и ветер не был ему помехой. В итоге с короной нам не повезло. Но общая горноалтайская картина затмения была фантастической, и мы были единственными, кто наблюдал эту фантастику с самой вершины Белухи!

Вид на массив Белухи с Каратюрека. 15 мин до полного затмения. Фото Е. Паша

Каратюрек: вид на Белуху за минуту до начала полного затмения. Фото Е. Паша.

Вершина Вост. Белухи. Панорама Зап. Белухи и фирнового плато за 20 мин. До начала полного затмения

Вершина Вост. Белухи. За минуту до начала полного затмения на миг показался сжимающийся серпик солнца

Вершина Вост. Белухи – полное затмение началось. Панорама в три четверти неба: слева восток, по центру юго-запад, справа север

Вершинный карниз Вост. Белухи в первую минуту полного затмения

Такой была над Белухой солнечная корона, скрытая облаком.
    Снимок получен десятью минутами раньше в Новосибирске. Фото М. Загоскина

Спуск с Белухи мы начали уже через десять минут по окончании полной фазы затмения. Следовало торопиться, время было к вечеру. Едва стартовали – в обширной небесной полынье показался налитый золотом солнечный месяц. Вскоре, однако, его съело облако, погода помрачнела, совсем недалеко на юге стали выпадать дожди, в них заиграла вертикальная радуга.

С началом сумерек мы были у палаток. Ночью выпадал град, шел снег и громыхали грозы.

• Часть 4. 14 ноября 2012 – Северный Квинсланд, Австралия

22 июля 2009 г. на земле случилось самое мощное в нынешнем веке полное солнечное затмение (длилось 6 мин 39 сек в максимуме). К нам в Россию оно не заглянуло, а вот Китай шиковал: тень луны по всей его китайской шири пробежала! Но только плохое они там время выбрали для этого – сезонно-мусонное. Это когда все 146 за то, что небо будет в неастрономических мрачных тучах. Китайцы то ли оптимисты, то ли пофигисты, то ли проценты в ущерб считают – все остались на местах и, понятно, затмения не увидели. Но зато нашлась кучка россиян, которая загодя прикинула и учла, что к чему, и получила то, что хотела – живую солнечную корону.

Полоса полного солнечного затмения 22 июля 2009 г.

Полного солнечного затмение на территории Китая

Полное солнечное затмение в провинции Сычуань

Нас было шестеро, из них четверо – астрономы МГУ. Мы связались с фирмой Кайлаш, которая уже скушала полноценную собаку, организовывая годом раньше солнечно-затменную поездку к Белухе. Там справились, есть ли у китайцев приличная гора в полосе полного затмения. Оказалось, есть, в провинции Сычуань, причем не ако какая, а самая высокая во всей их стране – гора Гунгашань высотой 7600 метров (это выше советского Коммунизма). Мы встали в стойку, телеграфируем китайцам: хотим! Они: окей, но к вам три наших повара, два гида и переводчица. Что ж, заплатили. Когда в душе энтузиазм, платится без тяжести. Да и на дворе стоял не нынешний 2016-й.

Поездка выдалась мировая. Провинция Сычуань – красотень бесконкурентная. Какие там ущелья! Из отвесных скальных стен произрастают деревца, и перекатываются, будто в турецкой бане, плотные теплые туманы, а черт-те где внизу пошумливает речка. Мы пересекли на запад всю провинцию и поднялись на канатке к языку ледника, сходящего с Всекитайского высотного бастиона. Здесь цивилизация кончается, и дальше просто так не пускают: только с «офицером связи», читай фээсбэшником. Он – один из двух вмененных нам гидов, поэтому нас пропустили.

Буддистский орнамент у верхней станции канатной дороги на ледниковом сходе

На подъеме к бивачной поляне

Наша астрономическая группа с китайской переводчицей

Наш отряд поднялся в верхние долинные травы и там, на высоте 3.5 км, встал лагерем. Четыре дня до затмения мы свыкались с местностью, выбирали точку наблюдения. Мешали частая осадочная облачность и запретительный китайский режим: нормальных точных карт и схем нет, и никаких тебе привязок на местности, разве что изредка что-то показывал на своем секретном приборчике офицер связи. С Божьей помощью мы в итоге выбрали безымянную каменистую гору высотой пять кило, до которой полдня продираться низами через цепляющиеся когтистые лески. На восхождение вызвались лишь двое, к ним (нам) приставились оба китайца. Мы преодолели маньячный лесок (самая стрёмная часть маршрута), заночевали в скалках, где еще пробулькивала вода, и в предутренние темноты 22 дня июля месяца повели финальный подъем. Восходилось легко, с приходом дня мы взошли на гору и два часа до начала полного затмения ловили подготовительный кайф с пятикилометровой высоты.

Алексей Горшков и я с гидом и офицером связи перед выходом к пятикилометровой наблюдательной вершине

Увы, пока мы кайфовали, погода подпортилась. По низовью взошли облака и с троекратным запасом накрыли лески и травы-муравы, среди которых где-то затерялся наш лагерь, а когда стало темнеть, это покрывало, будто дрожжевое, поднялось, прихватило с обеих сторон оседланную нами хребтину и гладью простерлось у наших ног. Было очаровывающе волнительно наблюдать за дыханием облачного моря, которое то чуть приподнималось и охватывало нас, и тогда ничего не было видно, то приседало, позволяя взглянуть на небо. А когда настало полное затмение и на небе зажглась солнечная корона, наступила полная ненаучная фантастика. С одной стороны светился красноватыми оттенками Всекитайский белый клык Гунгашани, с другой – серебристая гладь моря облаков, и над ним легкая, с рубиновым отливом дымка, сквозь которую просматривался черный лунный фингал в обрамлении устойчивой и спокойной солнечной короны.

Вид с наблюдательной вершины на гору Гунгашань за 45 мин до начала полного затмения. Снизу восходит облачность

20 мин до начала полного затмения. Взгляд вдоль оседланного нами хребта. Облака сошлись слева и справа

18 мин до начала полного затмения. Взгляд вдоль оседланного нами хребта в обратную сторону

18 мин до начала полного затмения. Панорамный вид массива Гунгашани

8 минут до начала полного затмения. Алексей Горшков в полной готовности

1 минута до начала полного затмения. С левой стороны подходит лунная тень.
    Солнечная корона осветит массив Гунгашани с противоположной правой стороны (за кадром)

Скоро начнется. Китайцам почему-то зябко. На самом деле тепло и безветренно, несмотря на пятикилометровую высоту и лунное затемнение. Южнокитайское лето все-таки

Полминуты до начала полного затмения. Широкая панорама сектора Гунгашани.
    Вдали загорается заревое кольцо. Сшивка нескольких снимков

Солнечная корона во время полного затмения. Фото А. Горшков

Гунгашань в свете солнечной короны

Вот такая история Великого китайского облома со счастливым концом. Мы урвали счастье узреть космический фурор, произведенный у самой крыши Поднебесной самым масштабным в этом веке полным солнечным затмением.

• Часть 4. 14 ноября 2012 – Северный Квинсланд, Австралия

После 2009 года земной запас высокогорных полных затмений солнца иссяк, потянулись годы водно-равнинных затмений. В 2012 году я собрался на затмение над Тихим океаном, загорелся желанием увидеть великую стихию в сиянии солнечной короны.

День 14 ноября 2012 года любители и ценители солнечных затмений ждали с особенным предвкушением. Полное затмение должно было произойти в экзотической, но цивильной прибрежной зоне северной Австралии, куда можно добраться по воздуху из любого крупного города страны в обычном рейсовом порядке. А там тебе шарм выходящих к берегу тропических лесов с крокодилами, экскурсии к Большому барьерному рифу с акулами, комфорт автодорог. Словом, затмение там не просто ждали – мегаждали.

Полоса полного солнечного затмения 13/14 ноября 2012 г.

Полного солнечного затмение на территории Австралии

Фрагмент полосы полного затмения в Северном Квинсланде. Отмечено положение Thornton beach – места наблюдения

На затмение в Австралию я отправился сам, один: так захотелось и так смоглось. Для раскачки провел несколько познавательных дней в Мельбурне и пригородах и проехал по Великой океанской дороге, у которой стоят по берегу знаменитые 11 Апостолов. Потом перелетел на северо-восток материка в Кэрнс. Этот большой цивильный портовый городок встал на пути полного солнечного затмения. Сюда и съезжались десятки тысяч людей наблюдать космическое диво. Но я хотел побыть с освещенным солнечной короной космосом наедине, а не в народном слиянии, поэтому за день до затмения взял машину и переехал на сотню километров к северу, в национальный парк Дейнтри. Там поездил туда-сюда вдоль берега, высматривая удобную для наблюдений площадку – чтобы был просторный песчаный берег, на котором удобно пользоваться массивным штативом и можно легко и быстро менять положение при приливном наступлении воды. В итоге я облюбовал бережок Thornton Beach. Ночевал неподалеку, в приюте «Деревня крокодилов», объятый ночной жизнью тропического леса.

«Апостолы» у Великой океанской дороги. Юг Австралии

Среди 11 Апостолов

Северный Квинсланд, Нац. парк Дейнтри. Вид на Тихий океан поверх тропического леса

Характерный внутренний вид тропического леса. И это еще сухой сезон, весна. Что будет летом?!

На всем свете немного мест, где тропический лес выходит прямо к океану

Прибрежная зона населена крокодилами. Они прячутся, их не видно.
    И тут одно: либо ты видишь затмение солнца, и все типтоп, либо ты видишь крокодила, и тогда кирдык

Характерная песчано-береговая зона, целиком управляемая приливными циклами

Этот Oak beach собрат моему Thorton-бичу. Показано, как наступала вода по ходу затмения солнца

Лесной приют «Деревня крокодилов».
    Здесь я провел памятную ночь накануне утреннего затмения солнца

В Деревне крокодилов вот такие домики. Этот – спаренный. У меня был отдельный

Которые на колесах, могут ночевать и так – в палатке на крыше. На земле опасно

С рассветом я уже был на берегу. Покрытие солнца началось, едва оно выступило над океаном. К началу полной фазы оно могло подняться лишь на 15 градусов, так что можно было получить солнечную корону и освещаемый ею океан в одном кадре, причем в натуральную величину – так, как мы видим своим человеческим, а не рыбьим глазом. Ради такого снимка я и затевал весь сыр-бор! Поэтому я смело нахлобучил на свой новый Canon Mark-II длиннофокусный объектив 70-200, не боясь, что «в момент Ч» что-то вывалится из кадра.

Если предыдущие два утра были безнадежно облачными, то нынешнее вселило надежду: облачность на восходе солнца была незначительная. Однако по мере его продвижения вверх облаков становилось больше, и за двадцать минут до полного затмения – когда начало смеркаться – их стало навалом.

Взошло солнце, луна уже крадется по его диску

Thornton beach. Седьмой час утра, уже тепло, приятно. Приливной подъем только начинается

Девушка тоже из ближайшего лоджа

Начало сумерек. Вид вдоль берега на север. Над водой облаков не слишком много, над сушей – сплошняк

Начало сумерек. Вид вдоль берега на юг. Облака ведут себя так же

Четверть часа до полного затмения. Солнце за облаком. То жандармом стоит на месте и совсем не хочет сдвинуться. Душа в панике, паника прогрессирует: переехать в другое место нет времени. Приношу молитвы и раз за разом переставляю штатив вглубь берега, отступая от растущего прилива.

Десять минут до затмения – та же ужасная картина. Обидно до пока еще не набежавших слез. Приехал с противоположной стороны земли – и на тебе: все, кто сейчас в каком-то километре в сторону, затмение увидят, а я – нет.

За пять минут до полного затмения облако заерзало и стало растворяться. За три минуты – уже в реальных потемках – его не стало!

15 минут до начала полного затмения. Солнце за облаком. Облако стоит как вкопанное

5 минут до начала полного затмения. Облако заерзало и стало растворяться на месте

3 минуты до начала полного затмения.
    Облако растворилось, и солнце вышло в свободное плавание. Точнее, узкий, но все еще яркий серп

Я повел спешную пробную съемку. Нужно было успеть найти компромиссную выдержку при невысокой светочувствительности и узкой диафрагме, чтобы не расплывались движущиеся волны, не шумело зерно и картинка держалась в пущей резкости. Успел. И вот она, экзальтация! Солнечная корона над Тихим океаном и ее отраженный свет на воде!

За несколько секунд до полного покрытия солнца.
    Обратите внимание на отражение на воде – оно все еще обычное: резкое, контрастное, детальное

Долгожданная солнечная корона над Тихим океаном и ее переливчатое сияние на воде

На следующий день я вернулся в Кэрнс и, прежде чем отправиться в приятную самостоятельную автопоездку по побережью до Сиднея и Канберры, узнал из местной прессы о том, как наблюдала затмение сгустившаяся в Кэрнсе цивилизация. 45 тыщ народу на городской набережной – Боже!

На следующий день в городской газете

Паломничество в Кэрнсе

P. S.

На дворе 2016-й. Он не щедр на географически удобные и синоптически надежные солнечные затмения. Но вот в следующем, 2017 году – 21 августа – произойдет шикарное полное затмение. Это будет чисто американское затмение, и в утреннее время оно будет на северо-западе США, где по статистике в этот сезонный период устойчивая хорошая погода и где приятно путешествовать среди отборных природных красот. А следующее полное затмение в горах надо ждать дольше.

Приэльбрусье в солнечном затмении. Март 2006

Алтай в солнечном затмении. Взгляд сверху