Автор: Евгений Субботский, Израиль

О нехватке кислорода и акклиматизационный походик из Мананга к пещере Миларепы

"До высоты в 3500 — 4000 метров организм сам компенсирует нехватку кислорода, поступающего в лёгкие, за счёт учащения дыхания и увеличения объёма вдыхаемого воздуха (глубина дыхания). Дальнейший набор высоты, для полной компенсации негативного воздействия, требует использования лекарственных средств и кислородного оборудования..." (взято с сайта wiki)

А можно и без кислородных масок - использовать принцип "высоко иду низко сплю", то есть спать всегда ниже высшей пройденной точки .

На следующий день после прибытия в Мананг (3520 метров) решено было сходить в пещеру Миларепы которая находится на высоте 3980 м. Тем самым мы устроим своему телу "привыкание" к высоте и заставим организм усиленно вырабатывать эритроциты.

Встали, поели чапати и... набирать высоту:

На такой высоте уже реально начинаешь ощущать нехватку кислорода. Голова немного тяжелеет. Сон становится плохим. Появляется отёчность на лице... Но эти симптомы проявляются далеко не у всех и не на равной высоте.

Угадали, что написано?)):

Игорь, Лена, Марина (Раян, попутчик из бангладэша, остался в Мананге работать. Больше он с нами не ходил):

По дороге вверх встречались ступы увешанные буддистскими молитвенными флажками:

Вот и добрались. Сама пещера ничем не примечательна, неподалёку от неё молитвенная статуя. Видимо самого Миларепы:

И много маленьких статуй вокруг:

А вообще оттуда открывается отличный вид. Устроили там отдых с перекусоном. Заодно и подышали чуть разряженным воздухом. Ведь завтра уже к озеру Тиличо. А оно на высоте 4920 м.

Посидели и вниз...

А это ресепшн в нашем гестхаусе. Обратите внимание: пиво, Кока-Кола и вода продаётся на любой высоте. Они туда это тащят на себе. Соответственно - чем выше, тем дороже (на самой высокой точке нашего похода, стакан тёплой воды стоил около пяти долларов. Но об этом позже):

А это манангская пекарня со свежими булочками и пирогами (в Непале редко где можно найти хлеб, они питаются в основном рисом):

О Мананге - всё. Дальше - выше.