Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 3 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.67


Автор: Алексей Цветков, ТК «Гадкий утенок»

Отчет о некатегорийном путешествии по Терскей-Алатау в окрестностях Тамги в августе 2015 года

Справочные сведения о походе

Общие сведения о походе

1

Район похода

Центральный Тянь-Шань, Терскей-Алатау западная часть

2

Вид туризма

Горный

3

Категория сложности

б/к

4

Клуб

Детско-юношеский туристский клуб «Гадкий утенок»

5

Город

Москва

6

Руководитель

Цветков Алексей Викторович, xeenych@gmail.com

7

Нитка маршрута

г. Бишкек = пос. Тамга = горная база = пер. №16 (н/к, 2701, рад) = р. Джолборсту = верховья р. Джолборсту = р. Чегедек = верховья р. Чегедек = лед. №100 = р. Чегедек = р. Тамга = пос. Тамга = вер. Котур (1А, 3685) + перевал №14 (1А, 3536) = приток р. Джолборсту = пос. Тамга = р. Тоссор = р. Сарытёр = верховья р. Сарытёр = перевал №296 (1А, 4014, рад), перевал №322 (1А, 4130, рад), перевал №20 (1А, 3991, рад), перевал №28 (1А, 4031, рад) = р. Сарытёр = перевал №26 (3141, н/к) = приток р. Бугумуйуз = перевал №30 (н/к, 2851) + перевал №25 (н/к, 2854) + перевал №22 (н/к, 2878) = урочище Базарбайбулак = пос. Тамга

8

Продолжительность

Общая (от Москвы до Москвы): 41 день
Активной части: 11 дней

9

Сроки похода

4 августа – 4 сентября (от Москвы до Москвы)

10

Протяженность

97 км

11

Выпускающая МКК

Нет

12

Маршрутная книжка

Нет

Состав группы

Фамилия, имя

Год рождения

Опыт

Должность

1

Цветков Алексей

1984

3ГР (Джунгарский алатау),
4ГУ (Терскей)

Храбрый руководитель

2

Цветкова Ирина

1984

1ГР (Киргизский хребет),
4ГУ (Алтай)

Храбрая жена руководителя

3

Цветков Кузьма

2014

ПВД

Сын руководителя

Организация похода

Мы задумали это путешествие, чтобы совместить приятное с полезным. С одной стороны хотелось отдохнуть и искупаться в Иссык-Куле, а с другой – нас обоих очень сильно тянуло в горы.

Местом нашего пребывания мы выбрали Тамгу. Этот поселок мне понравился в прошлые годы путешествий по Киргизии. Более того, Владимир Горбунов* посоветовал остановиться там у Валентины. Также от Тамги можно легко выехать на сырты через перевал Барскаун. В районе Тамги хребет Терскей-Алатау очень близко подходит к побережью Иссык-Куля, поэтому до гор можно добраться даже пешком без транспорта.

*Владимир Горбунов когда-то работал горным инструктором на турбазе в Тамге. Сейчас он часто ездит в Киргизию и совершает одиночные походы.

Северные склоны хребта в районе Тамги покрыты лесом с довольно расчлененной сетью пологих отрогов. При необходимости мы смогли бы придумать простой маршрут по лесной зоне.

Над Тамгой когда-то существовала турбаза. С этой турбазы водили плановые туристские группы. Нередко туристы совершали восхождение на в. Котур. Участок хребта к западу от р. Барскаун был хорошо освоен. Сейчас все сведения о перевалах в этом районе утеряны.

Развитая сеть дорог, ведущих к горной базе, верховьям р. Тамги и к перевалу Тоссор позволяет заезжать высоко в горы в зону альпийских лугов.

От Владимира Горбунова мы узнали, что где-то над Тамгой есть перевалы Арпотектор и Суюк-Тор (2А). Местоположение перевала Арпотектор неизвестно вообще. Перевал Суюк-Тор должен соединять верховья р. Джолборсту и левый приток р. Барскаун.

Целью нашего путешествия было проведение разведки верховьев долин и фотографирование возможных перевалов.

Какого-то графика движения мы не составляли. Заранее только распечатали схемы окрестностей Тамги и насушили продуктов на 15 ходовых дней.

С нашими планами и маршрутами мы решили разбираться на месте по мере возникновения желания и возможности заехать в горы.

В результате нам удалось совершить два выхода в горы продолжительностью по 5 дней и одно восхождение на в. Котур из поселка.

Транспорт

Из Бишкека в Тамгу мы добрались на заранее заказанном такси. Это стоило нам 5000 сомов. Следует отметить, что это сильно завышенная цена.

Чтобы сэкономить, надо в Бишкеке добраться до западного автовокзала. Оттуда ходят такси Бишкек - Каракол, Бишкек - Чон-Кызылсу, Бишкек - Барскоон и т.п. по южному берегу Иссык-Куля. Водители набирают салон 5-7 человек. Обычно машина стоит 2500 сомов, а одно место 500 сомов. С туристов все таксисты стараются содрать побольше, поэтому всем следует говорить, что едете к родственникам и вести себя уверенно.

С этого же автовокзала ходят маршрутки. Место в маршрутке стоит около 250 сом.

И такси и маршрутки делают часовую остановку в кафе в Боомском ущелье. Путь от Бишкека до Тамги на такси занимает 4 часа с учетом остановки в кафе.

Чтобы вернуться из Тамги обратно в Бишкек, следует подумать о такси заранее, потому что многие такси проезжают Тамгу уже заполненные. Желательно найти водителя, который таксует из Барскауна, Тоссора или Тамги.

В один из дней мы совершили поездку в Каракол, чтобы снять деньги в банкомате. От тамги в Каракол мы доехали на маршруте за 120 сомов.

Обратно мы доехали на такси. В Караколе очень много «местных» такси, которые возят по городу. До Тамги они заламывают огромную цену. Правильные такси имеют таблички Каракол-Бишкек, Каракол-Рыбачье и т.п. и стоят пересечении ул. Токтогула и ул. Торгоева (это место недалеко от краеведческого музея). Они ждут, когда наполнится салон и уезжают. Там же конечная остановка у маршруток.

Банкоматы, сотовая связь

По приезде в Киргизию лучше всего купить сим-карту одного из местных операторов. При наборе специального кода перед номером абонента, можно звонить в Россию очень дешево, примерно по рублю за минуту. Изначально на карте баланс 200 сомов. За всю поездку мы пополняли баланс только один раз еще на 200 сомов. Пополнить баланс телефона обычно можно у продавца в любом магазине.

Так как поезд приезжает в Бишкек в 5 утра, то все магазины закрыты. Сим-карту мы купили во время остановки в с. Бокомбаево по пути в Тамгу. Водитель оформил симку на себя.

К моему удивлению возникла трудность со снятием денег в банкомате в Бишкеке. Ночью с помощью таксиста мы очень долго пытались найти банкомат, который принимал бы карты Mastercard. Все банкоматы в основном берут Visa, UnionPay, Contact и другие карты.

Вообще ближайшие к Тамге банкоматы есть в Бокомбаево, Кызыл-Суу и Караколе. Поэтому при поездке в Киргизию лучше всего иметь с собой пару карт разных платежных систем и наличку.

График движения

Пройденный маршрут:

г. Бишкек = пос. Тамга = горная база = пер. №16 (н/к, 2701, рад) = Джолборсту = верховья р. Джолборсту = р. Чегедек = верховья р. Чегедек = лед. №100 = р. Чегедек = р. Тамга = пос. Тамга = траверс вер. Котур (1А, 3685) + перевал №14 (1А, 3536) = приток р. Джолборсту = пос. Тамга = р. Тоссор = р. Сарытёр = верховья р. Сарытёр = перевал №296 (1А, 4014, рад), перевал №322 (1А, 4130 рад), перевал №20 (1А, 3991, рад), перевал №28 (1А, 4031, рад) = р. Сарытёр = перевал №26 (3141, н/к) = приток р. Бугумуйуз = перевал №30 (н/к, 2851) + перевал №25 (н/к, 2854) + перевал №22 (н/к, 2878) = урочище Базарбайбулак = пос. Тамга

№ дня

Дата

Участок пути

Км

4.08 – 7.08

Г. Москва – г. Бишкек (поезд) – пос. Тамга (такси)

-

8.08

Отдых в пос. Тамга

-

9.08

10.08

1

11.08

Пос. Тамга – горная база (авто)

-

Горная база – пер. №16 (н/к, 2701, рад)

0,6

2

12.08

Горная база – р. Джолборсту

5,3

3

13.08

Радиальный выход в верховья р. Джолборсту

3,0

р. Джолборсту – р. Чегедек

3,9

4

14.08

Радиальный выход в верховья р. Чегедек

2,8

вниз по р. Чегедек

4,5

5

15.08

Р. Чегедек – р. Тамга – пос. Тамга (половина пути на авто)

16,2

16.08

Отдых в Тамге

-

17.08

18.08

19.08

20.08

6

21.08

Восхождение на в. Котур (1А) + пер. №14 (1А)

7,2

22.08

Отдых в пос. Тамга

7

23.08

Пос. Тамга – р. Тоссор (авто)

-

р. Тоссор – р. Сарытор

6,8

8

24.08

Выход в верховья р. Сарытор

3,0

Пер. №296 (1А, рад) + пер. №322 (1А, рад)

4,0

9

25.08

Пер. №28 (1А, рад) + пер. №20 (1А, рад)

3,1

Р. Сарытор – пер. №26 (н/к) – левый приток р. Бугумуйиз

10,4

10

26.08

Пер. №25 (н/к) + пер. №22 (н/к) – р. Базарбай-Булак

3,9

11

27.08

р. Базарбай-Булак – пос. Тамга

6,4

28.08

Отдых в Тамге

-

29.08

30.08

31.08 – 4.09

Г. Бишкек – г. Москва (поезд)

-

Общая протяженность активной части маршрута 97 км (с коэффициентом извилистости 1,2). Радиальные выходы посчитаны в одну сторону.

Описание маршрута

11 августа. Заезд к горной базе. Перевал №16 (н/к, 2701)

От дома Валентины до горной базы нас довозит дядя Паша* на своей старенькой Ниве. Разбитая, местами размытая дорога идет от Тамги вдоль реки Кызыл-Джар. В одном месте приходится переезжать реку вброд. Для заезда на горную базу необходим полноприводный автомобиль типа Нивы или Уаза.

*Поповичев Павел Степанович – местный старожил, охотник, хороший водитель. Прекрансо знает местность, состояние дорог. Имеет машину «Нива» на которой может сделать заброски. Знает очень много интересных историй. Организует конные походы по предгорьям Терскей-Алатау. Живет в Тамге по адресу ул. Озёрная, д.1

Когда-то здесь была турбаза. На ней работали инструктора и водили плановые группы в походы. Сейчас от турбазы остались одни развалины (фото 1). Для подвода воды к турбазе от реки Джолборсту прокопаны арыки и устроен пожарный водоем.

Вокруг пасутся бараны и коровы. Чуть выше в лесу раскинулись палатки киргизов. Они собирают и заготавливают грибы на продажу.

Мы выбираем себе ровное местечко под одной из елок на краю поляны и ставим там лагерь.

Для акклиматизации гуляя по окрестностям, выходим на перевал №16 (н/к). Со стороны горной базы он пологий и травянистый. Набор – несколько десятков метров. К реке Барскаун с перевала уходит травянистый склон с перелесками (фото 2).

Вторую половину дня проводим на месте.


Фото 1. Развалины горной базы

Фото 2. Вид на пер. №16 (н/к, 2701)

12 августа. Горная база – р. Джолборсту

От горной базы по набитой конной тропе уходим в сторону р. Джолборсту. Тропа идет вдоль арыка преимущественно в лесу. Иногда она выходит на полянки. По этой тропе турфирмы водят коммерческие конные туры.

Из леса выходим на просторную поляну. Здесь стоит пастуший домик и отведен арык от р. Джолборсту к горной базе.

Перед нами высокая устьевая ступень. Поднявшись на ступень, уставшие встаем на ночевку на ровном травянистом берегу реки.


Фото 3. Верховья р. Джолборсту

13 августа. Выход в верховья р. Джолборсту. Переход к р. Чегедек

Выход в верховья р. Джолборсту

Выходим к верховьям реки Джолборсту, чтобы сфотографировать возможные перевалы и пути подъема на вершину, замыкающую ущелье. Путь проходит по травянистому берегу. У морен мы останавливаемся. Дальше идти не хочется.

Фотографируем перевал №8 (предположительно, носящий название Суюк-Тор 2А) и интересный подъема на вершину №3 (фото 3, 4).

На вершину №3 просматривается простой путь подъема вдоль западного ребра.

Немного отдохнув, возвращаемся обратно в лагерь.

р. Джолборсту – р. Чегедек

Во второй половине дня отправляемся к реке Чегедек. Без труда переходим р. Джолборсту на правый берег. Там находим какую-то тропку и плавно огибаем левый борт долины. По пути нам попадается небольшое озеро, а рядом ручеек с чистой водой. Здесь можно комфортно разместиться для ночевки. Это место обозначено у меня на схеме специальным значком.

Далее продолжаем путь по выраженной конной тропе, траверсируя северный отрог хребта Терскей-Алатау. Внизу под нами пасутся овцы.

Тропа плавно выводит нас в долину реки Чегедек.

На берегу реки у родника мы встаем на ночевку.


Фото 4. Предположительно перевал Суюк-Тор

14 августа. Выход в верховья р. Чегедек. Спуск в зону леса.

Выход в верховья р. Чегедек

Утром выходим на разведку в верховья р. Чегедек. Путь проходит по травянистому правому берегу. Тропа иногда пересекает осыпные выносы. Местами берега заболочены. Удобных мест для стоянки практически нет, но одно находится у подножья перевала №27 (фото 5). С этой стороны кажется, что сложность перевала примерно 1Б-2А. С седловины надо провесить одну-две веревки на спуск. Со стороны р. Тамги выход на пер. №27 пологий и сложности не представляет (фото 7).

Я оставляю жену и ребенка недалеко от начала морен и ухожу на разведку в верховья долины.

Идя по моренным валам мне без труда удается добраться до языка ледника под перевалом №7. Ледник под перевалом пологий, но могут потребоваться кошки. Седловину толком не видно. Ориентировочная категория перевала №7 - 1Б (фото 6, 7).

На перевалы №4 и №13 (фото 8, 9) с юга по осыпи в 1991 году поднимался Владимир Горбунов [1].

Спуск по р. Чегедек до зоны леса

Во второй половине дня погода начинает портиться. Мы быстро собираемся и убегаем вниз к зоне леса. Приходится идти несколько часов под мелким дождем. Все, кроме Кузьмы, промокают до трусов.

В лесу быстро разводим костер и высушиваемся.

Передохнув, спускаемся ниже до поляны. На поляне стоит пастуший домик и начинается дорога. На опушке ставим лагерь.

Под раскидистой гостеприимной елью устраиваем кухню и прячемся от продолжающегося дождя.


Фото 5. Вид на перевал №27 из долины р. Чегедек

Фото 6. Ледник под перевалом №7 со стороны р. Чегедек

Фото 7. Вид на восток с перевала №20

Фото 8. Верховья р. Чегедек

Фото 9. Верховья р. Чегедек

15 августа. Спуск до р. Тамги и выезд в поселок

Выходим вниз на поляну, а затем и на грунтовую дорогу. По ней может проехать только полноприводный автомобиль. Дорога выводит нас к мосту и раздваивается. На правом берегу она уходит к лагерю организации «Планетарное око», а по левому берегу вниз к Тамге. Мост через реку новенький и с дорожными знаками. Рядом с мостом – брод для тяжелых машин.

Идем по левому берегу. Лес постепенно сменяется степью. Минуем глиняный забор в урочище Чон-Кышто (большая зимовка) и к реке Тамге. Здесь расположена парочка ферм. Реку Тамгу дорога переходит вброд. Дно мелко каменистое, глубина по колено.

Продолжаем идти вниз по дороге по левому берегу р. Тамги. Дорога довольно ровная, глубоких бродов нет. По ней вполне может проехать легковушка или Спринтер. По дороге встречаем израильтян, совершающих треккинг через перевал Тамгинский.

Примерно около слияния с р. Джолборсту нам удается поймать попутную легковушку, которая привозит нас в Тамгу.

21 августа. Восхождение на в. Котур

Вместе с Владимиром Атрощенко из Киева – еще одним постояльцем Валенины – мы решаем совершить восхождение на в. Котур. Эту вершину и ее северный осыпной гребень отлично видно из поселка (фото 10).

Дядя Паша отвозит нас к развалинам горной базы.

От горной базы к вершине по ее северному гребню уходит тропа. Когда-то давно на вершину водили плановых туристов, а жители Тамги участвовали в альпиниадах. Теперь сюда изредка заводят коммерческих туристов местные турфирмы.

Тропа сначала идет по лесу, затем выходит на луга. Луга сменяются крупной осыпью. Ничего сложного при подъеме на вершину нет (фото 12). Максимум, что необходимо – самостраховка палками.

На подъем от горной базы до вершины у нас уходит 3 часа 30 минут. Вершина скальная. С нее открывается вид на правый борт долины р. Барскаун и привлекательные перевалы №4 и №5 (фото 11, 13). Также удается снять гребень с вершиной Трехглавый Тор (фото 14).

От вершины мы траверсируем гребень на юг и спускаемся на седловину перевала №14. По некоторым сведениям перевал носит название «Эдельвейсов». Сложность сквозного прохождения этого перевала примерно 1А. К реке Барскаун уходит осыпной склон без видимых троп. Седловина перевала – травянистое плато. На ней пасутся лошади. Воды нет.

Вода появляется только при спуске на север на одной из травянистых террас. Там же можно поставить палатки. Спуск проходит по тропе по травянистому склону (фото 15). Затем появляется лес, и мы выходим на тропу, ведущую к горной базе.

Восхождение на в. Котур по северному гребню и траверс до пер. №14 можно оценить категорией 1А. Это восхождение может послужить хорошей акклиматизацией при начале маршрута от развалин горной базы.

23 августа. Выезд к р. Тоссор – р. Сарытор

Вместе с дядей Пашей выезжаем на Ниве к реке Тоссор. Дорога вдоль реки разбитая, здесь понадобится полноприводный транспорт. Проезжаем урочище Музды-Булак, а затем и г. Караул-Дебе. Выше нее на серпантине дороги высаживаемся. Отсюда через небольшую перемычку идет кратчайший путь к реке Сарытор. Этим же путем проходят коммерческие конные группы.

Пологим травянистым склоном минуем седловину перемычки к югу от г. Караул-Дебе и выходим в долину р. Сарытор. Идем левым берегом.

Нам встречается живописный участок с россыпью огромных валунов. Среди них мы находим уютное защищенное от ветра место и встаем на ночевку.


Фото 10. Вид из пос. Тамга

Фото 11. Перевал в правом борту долины р. Барскаун

Фото 12. Характер подъема на в. Котур

Фото 13. Перевал в правом борту долины р. Барскаун

Фото 14. Вид на в. Тор со стороны в. Котур

Фото 15. Вид на пер. №14 с севера

24 августа. Верх по р. Сарытор. Разведка перевалов №322 и №296

Сегодня перемещаем лагерь выше по реке к слиянию правого и левого истоков.

Прямо по центру долины возвышается скальная стена пика Перевального (фото 16). Судя по карте, на нем установлена триангуляция, но ее не видно.

В восточном и западном углах цирка просматриваются простые седловины, на которые хочется совершить разведку.

Оставляю семь в лагере и отправляюсь посмотреть перевалы №296 и №322 (фото 17). Подъем на перевал №296 сначала проходит по гребню левой боковой морены лед. №91. Затем необходимо преодолеть короткий, протяженностью метров 100, осыпной склон.

Седловина перевала осыпная, тура нет. Я складываю тур и оставляю записку.

Спуск в сторону р. Тоссор пологий осыпной (фото 18). Ниже виднеется озеро и места для стоянки. Сложность перевала №296 я оцениваю как 1А.

С перевала №296 отправляюсь на ледник №91. Ледник пологий открытый, без трещин. Можно идти без кошек. Западным краем ледника подхожу к седловине №322. Короткий (около 20 метров) осыпной взлет – и я на седловине.

Седловина ровная, осыпная. На ней нахожу тур без записки. Оставляю свою.

В сторону р. Джель-Тоо ведет пологий осыпной склон (фото 19).

Сложность перевала оцениваю как 1А.

При возвращении фотографирую перевал №295 (фото 20)


Фото 16. Пик Перевальынй из долины р. Сарытор

Фото 17. Вид на перевалы из долины р. Сарытор

Фото 18. Вид с пер. №296 в сторону р. Тоссор

Фото 19. Вид с перевала №322 в долину р. Джель-Тоо

Фото 20. Вид на перевал №295 со стороны р. Сарытор

Фото 21. Перевалы восточного угла верховьев р. Сарытор

25 августа. Разведка перевалов №20 и №28. Спуск по р. Сарытор

Разведка перевалов №20 и №28

От места стоянки поднимаюсь в восточный цирк к леднику №94 (фото 21). По заболоченному травянистому склону поднимаюсь на устьевую ступень. С неё открывается вид на язык ледника. Справа по ходу миную крутой взлет на седловину №29 (фото 22). Примерная ее сложность – 2А, но она камнеопасна.

Ледник открытый и пологий. Поднимаюсь на него вдоль правого борта. От верховьев р. Тамги его отделяет скально-осыпной гребень. Подъем на гребень (перевал №20) проходит по скально-осыпному склону протяженностью около 100 метров. Осыпь преимущественно средняя и крупная (фото 23).

Седловина перевала №20 узкая, но по ней можно спокойно передвигаться на север и юг. В сторону р. Тамги ведет крутой и длинный осыпной склон (фото 25). На гребне складываю тур и оставляю записку. Ориентировочная сложность перевала - 1А.

С гребня по снежному склону можно совершить восхождение на гребень хребта Терскей-Алатау, а по нему дойти до вершины пика Перевального (фото 24). Снизу гребень видится снежным и широким. Местами он осыпной. Ориентировочная сложность восхождения на пик Перевальный с пер. №20 – 1Бтур.

С пер. №20 ухожу траверсом на седловину №28. Траверс проходит по средне и крупно-осыпному склону в обход в. 4092 с запада (фото 26).

В сторону р. Тамги с пер. №20 уходит уже более пологий и приятный осыпной склон (фото 27). В сторону лед. №94 спуск тоже осыпной, крутой, но полностью не просматривается. На перевале тоже оставляю тур с запиской. Ориентировочная его сложность – 1А.

При спуске на лед. №94 приходится обойти несколько скальных «нунатаков» и искать путь среди узких кулуаров, некоторые из которых заканчиваются небольшими сбросами.

Если смотреть с лед. №94, то путь спуска восстановить невозможно, а седловина №28 не выделяется. На фотографии он обозначен примерно.

По результатам разведки рекомендую проходить пер. №28 с востока на запад, а перевал №20 с запада на восток.

Спуск по р. Сарытор

Во второй половине дня собираем лагерь и уходим вниз по р. Сарытор. Наша цель – дойти до зоны леса. На правом берегу реки Сартыор находим конную тропу и все время идем по ней.

Тропа к вечеру выводит нас в ур. Теекарын. Здесь вся трава съедена баранами и довольно грязно от навоза. Решаем пройти сегодня еще перевал №26 (фото 28, 29) и в лесу заночевать.

На пер. №26 (н/к) ведет тропа по пологому травяному склону. На спуск к притоку р. Бугумуиз также идет тропа, но проходит она очень круто по лесным полянкам.

К сожалению в лесу не находим ни одного ручейка, поэтому, уже совсем уставшие, поворачиваем к востоку, в сторону пер. №24 и доходим до коша и родника рядом с ним. Здесь и встаем на ночевку. Рядом с нами стоят палатки грибников и охотников. В роднике чистая вода.


Фото 22. Вид на пер. №29 со стороны р. Сарытор

Фото 23. Вид на перевал №20 со стороны р. Сарытор

Фото 24. Возможный путь восхождения на пик Перевальный с перевала №20

Фото 25. Вид с пер. №20 в сторону р. Тамги

Фото 26. Вид с пер. №20 на перевал №28

Фото 27. Вид с пер. №20 в сторону р. Тамги

Фото 28. Перевал №26 со стороны р. Сарытор

Фото 29. Вид на перевалы №26 и №23 со стороны р. Бугумуиз

26 августа. Пер. №30 (н/к) + пер. №25 (н/к) + пер. №22 (н/к) – р. Базарбай-Булак

Утром погода портится. С запада то и дело набегают дождевые тучи. Наша задача на сегодня – пройти перевал №22 (н/к). До него мы стараемся добраться как можно меньше сбрасывая высоту.

От места ночевку уходим на восток в сторону пер. №24 (н/к). Нас тут же застает дождь, который мы пережидаем под елками.

Так как погода продолжает грозить дождем, стараемся построить наш путь через лесистые участки. Решаем не выходить на гребень через пер. №24, а чуть раньше сворачиваем на север и по тропе выходим на седловину в небольшом широтном отроге – это пер. №30 (н/к).

С нее уже траверсом выходим на седловину пер. №25 (н/к) и далее по тропе к перевалу №22 (н/к).

Следует отметить, что все это время нам не встречается ни одного источника воды.

С перевала №22 на север уходят две тропы. Одна – прямо вниз, другая – траверсом западного склона. Мы уходим траверсом.

Тропа хорошо набита, но идет, долго петляя по склону, заходит в лес и, наконец, спускается к реке Базарбайбулак. Там встречается первая вода.

Спуск долгий и изматывающий.

У реки встаем на ночевку. Здесь уже проходит грунтовая дорога. Сюда можно доехать на машине.

Следует отметить, что наш сегодняшний маршрут, несмотря на неустойчивую погоду и ползущие по долинам облака, очень красив. Я рекомендую повторить этот выход из района другим группам.

Этим же маршрутом можно заходить в горы, но подъем по жаре и без воды будет очень изматывающим.

27 августа. Р. Базарбайбулак – пос. Тамга

Спускаемся по дороге вдоль реки. Постепенно появляется степь. В устье ущелья выходим к ферме. У фермы табличка – урочище Базарбайбулак.

Дальше движемся по грунтовой дороге в сторону трассы. На трассе долго пытаемся поймать машину. Туристический сезон уже закончился, поэтому людей ездит мало. Наконец, нам удается поймать машину, и мы уезжаем в Тамгу.

Выводы и рекомендации

О походе с грудным ребенком

Поход в горы с девятимесячным ребенком сначала казался нам нереальным, но еще в Москве мы прикинули вес снаряжения и продуктов, которые нам понадобятся, чтобы совершить небольшое путешествие по горам и поняли, что вполне можем осилить походы протяженность около 7-8 дней.

Расклад получался такой. Я несу большой рюкзак со спальником, едой, одеждой и посудой на всю семью. Ира несет Кузьму в рюкзаке-переноске Deuter, всю его одежду, памперсы и палатку без стоек. Вес Кузьмы в августе составлял 9 кг.

В Москве мы заранее насушили мясо и овощи для супов. Расфасовали приемы пищи. Наша раскладка составляла 500 грамм на человека в день (не считая Кузьму). При этом из Тамги мы брали с собой лепешки, яблоки и абрикосы.

Наша палатка – трехместная RedFox Comfort 3. Ее вес – 3,5 кг. Для экономии веса мы использовали спальник Bask V2 XXXXL весом в 2 кг и спали в нем втроем. Его ширина 140 см вполне это позволяет.

Вес моего рюкзака на старте пятидневных выходов был равен 25 кг. Вес рюкзака Иры с Кузьмой – около 15 кг. Таким образом, путешествие с маленьким ребенком вполне по силам обычной туристской семье.

Так как Кузьма еще не начал ходить и норовил съесть все, что попадает ему в руки, в том числе и бараний помет, одному из нас приходилось все время находиться с ним. Второй в это время ставил палатку, готовил еду, собирал-разбирал рюкзаки и занимался всяким хозяйством. Времени отдохнуть было очень мало.

Переходы мы делали по 30-40 минут. С перерывами минут по 10, чтобы ребенок отдыхал от рюкзака. На дневной сон останавливались на обед.

Иногда Кузьма спокойно засыпал прямо в рюкзаке.

На ночевку вставали через 2-3 перехода после обеденного привала (около 16-17 часов), так как ребенок более не желал быть просто грузом.

Расход одноразовых подгузников в хорошую погоду составлял 1-2 в сутки (использовали только на ночь, чтобы не испортить спальник днем Кузьма сидел в рюкзаке в штанишках на непромокаемой пеленке) в дожди и холода – 3-4 штуки, так как запас теплой одежды был ограничен. Лесистая местность позволяла сжигать отработанные подгузники в костре. В хорошую погоду подмывали ребенка водой из рек и ручьев, он переносил это стоически. Если солнца не было, то воду подогревали на горелке.

По рекомендациям современных педиатров ребенок в этом возрасте должен получать наряду с грудным молоком или смесью прикорм в виде каш, овощей, фруктов и мяса, а также кисломолочных продуктов. Но это очень общие рекомендации, на деле наш ребенок еще не пробовал кефир и творог, и эти пробы можно было отложить (хотя курд он оценил по достоинству в конце похода). С остальным разобрались легко: мясо, овощи и каши он ел из наших тарелок. Абрикосы и местные яблоки от дяди Паши были его фруктовым рационом в условиях похода.

Список одежды:

  1. Утепленный не продуваемый комбинезон (капрон +1 слой тонкого флиса)
  2. Легкая ветровка
  3. Непромокаемые штаны без утеплителя
  4. Пуховая жилетка
  5. Флисовый комбинезон с закрывающимися ручками и ножками
  6. Фланелевый костюмчик
  7. Трикотажная шапочка на завязках
  8. Шерстяные пинетки
  9. Ботиночки
  10. Футболка х/б – 2 шт
  11. Колготки х/б – 2 пары
  12. Штанишки х/б – 2 пары
  13. Трусики – 4 пары
  14. Носки х/б – 2 пары
  15. Панама от солнца

Выводы и рекомендации

  1. В результате разведок мы сфотографировали перевалы верховьев рек Джолборсту, Чегедек, Сарытор и Тамга.
  2. Четыре перевала категории 1А в верховьях реки Сарытор были посещены радиально. На перевале №322 найден тур. Кто его сложил – неизвестно. Собранные сведения можно использовать для планирования горных маршрутов.
  3. Совершено и описано восхождение на вершину Котур (1А). Предложен вариант восхождения на пик перевальный с пер. №20 сложности около 1Б.
  4. Сделаны фотографии двух перевалов №4 и №5 на восточном борту долины р. Барскаун.
  5. В 2014 году группа Деменева Н.П. сняла с перевала Иссык-Куль (№7 в восточном борту долины р. Барскаун) записку группы инструкторов Тамгинской турбазы. У меня есть предположение, что эта же группа могла пройти привлекательный пер. №7 в верховьях р. Чегедек и перевал №322, на котором мной найден тур.
  6. Предложен вариант восхождения на вершину №3 в верховьях р. Джолборсту.
  7. Сделана фотография предположительной седловины перевала Суюк-Тор со стороны р. Джолборсту.
  8. Местоположение перевала Арпотектор так и неизвестно. Местный старожил – Дядя Паша про такой перевал не слышал. Из довольно очевидных перевалов Арпотектором может быть пер. №7 в верховьях р. Чегедек.

Список литературы

  1. Горбунов Владимир «Дневник одиночки»
  2. Ходили мы походами с детьми и без детей, газета «Вольный ветер» №115

Приложения

Путевые точки

Скачать архив путевых точек и треков

Маршрутные схемы

 Ника маршрута

 Ника маршрута


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.67
Сортировать по: дате рейтингу

Молодцы, но...

Такие высоты в 9 месяцев высоковато ИМХО. А если бы проблемы начались?
 
Хороший выход!

Спасибо за содержательный аппетитный отчет, захотелось пойти по Вашим следам. Надеюсь, продолжение последует в ближайщем будущем ..:-)))))
 
Красавцы!

А самого главного участника на конец истории приберегли... Интригу сохранили до конца статьи :-))
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100