Автор: Никита Печёрский, Москва

Отчет о несчастном случае под в. Гумачи 18-20 мая 2016 года

Когда смотришь новостные хроники, всегда думаешь: нет, этой-то херни с тобой не случится.Но когда работаешь гидом, копаешь из лавин людей, постоянно что-то подрезаешь и спускаешь, понимаешь, что ты где-то слишком рядом со всем этим. В этот раз чаша весов сместилась...

Это вместо вступления и предисловия.

16мая.

Группа в составе 5 человек приехала в район Адыр-Су.

5 человек: Ольга, Андрей, Варвара, Урс, Никита (я)

Урс - швейцарец и единственный клиент, все остальные за идею и красивые виды. 16мая - интенсивные осадки. Ветер - юг, юго-восток. Группа приехала около 15:30 и около 19:00 поднялась на Местийскую хижину. 17го по прогнозу единственный день хороший погоды. План был не терять времени на подходы, а сразу оказаться повыше.

На момент приезда группа была уже неплохо расхожена, как на склонах Эльбруса, так и в ущелье Адыл-Су. Были совершенны проезды с неплохими уклонами (с в. Чот-Чат, в пер. Гумачи) и было ясно состояние снега.

14, 15 мая - были снегопады на полдня малой интенсивности до 3100-3200 высоты, ниже дождь.

17 мая.

Хорошая морозная погода с потеплением ближе к середине дня. Ветра нет. Сходили на пер. Грановского и под пер. Местия.

По итогам дня, было видно, что надуло снежные доски, на склонах северных и северо-западных экспозиций.

Доски 15-30см толщиной. Ходили везде аккуратно. Финальный взлет на Грановского вообще пришлось затропить ногами с большой дистанцией. Сходило верхних 15см. Вернулись в альплагерь, заночевали в домиках.

18мая.

Вышли рано в 5:30. Около 10:30 - 11:00 были уже на перевале Гумачи.

Я подумал, что слишком рано, чтобы завершать день, надо придумать что-то еще.

Надо дать ремарку, что я меньше недели назад до НС закончил сдавать экзамен в АГГР на лыжного гида. В те дни я ходил на Гумачи как раз и лидировал. И всю дорогу нас канадцы заставляли думать, да придумывать, лишь бы не заканчивать день рано и не заканчивать день поздно.

Поэтому и придумалось, сходить в сторону вершины Гумачи до выраженной вершинки. Подьем выглядел крутоватым, но не очень длинным. Около 150м по высоте. Крутизна склона оказалась 32-37 градусов. Последние метров 30-40 крутизна приблизилась к 45град. Снизу это плохо читалось - стала приходить рваная облачность.

Перед подьемом был выкопан шурф, глубиной 1,2метра. CTH5 25см Resistant Planar (слой падал, но не сдвигался сам - сдвигался рукой ). Из теста я сделал вывод, что надутого снега свежего - как раз 25 см и держится он относительно хорошо. Это совпадало с тем, что я видел в предыдущий день.

Решили двигаться вверх с большим интервалом (около 100м) со сбором в безопасных точках. Двигались на ски-туре, последние метров 20 затропили.

Когда вышли на вершинку, облачность прояснилась, видимость была хорошей.

На вершинке я вспомнил, что Андрей у нас на узких лыжах (талия 80-90) и по глубокому снегу и по большому уклону ехать ему сложно. Но вокруг как раз такие условия.

Хотелось сделать спуск чуть более пологим, но при этом интересным. Ледник, в сторону которого мы и решили ехать, если честно, манил уже очень давно. Но не было возможности. И вот они, вроде бы, подходящие условия. На высоте где-то 3200-3300 на этом леднике виднелись следы то ли старой лавины, то ли очень старой, размером 1. Решил, что это что-то подмокшее в результате потепления и очень локальное.

Схема с уклонами рельефа

Для спуска решил подрезать более крутой склон с выездом на гребень, посмотреть что будет, ехать дальше до выполаживания перед очевидным сбросом над скалами и уходить правее, где был виден неярко выраженный гребень со скалками вдоль по линии падения (точка обозначена звездочкой на второй схеме, линия спуска с первой дугой - подрезанием там же). Под эти скалки я и собирался уходить. Даю немного указаний по спуску и меняю порядок движения. Андрей раньше спускался четвертым, сегодня - третьим.

Подрезаю склон, нагружаю подпрыгиваниями - склон устоял. Двигаюсь до выполаживания над скалами. Ухожу чуть левее - посмотреть насколько там круче, дальше на палках двигаюсь в сторону безопасной точки.

вид сверху на линию спуска

Урс тоже начинает спускаться и уходит тоже чуть левее, жестами подзываю его ближе к себе. Жду его, до безопасной точки еще не доехал.

Толкаемся палками, попутно объясняю ему, где правильная точка.

Андрей уже стартанул. Делает пару дуг с резкими выпрыгиваниями при перекантовке.

Сейчас мне трудно говорить, давал ли я отмашку на спуск Урсу и Андрею, потому что уже в момент сидения в пещере и переосмысливания ситуации, мозг с легкостью заменил действительное желаемым, но девочки говорят, что Андрею я отмашку давал

Схема НС.

Дальше съмка замедленная.

Едет Андрей. Хлопок. Я поднимаю голову, вижу масштабы и понимаю что лавина очень большая. В следующую долю секунды срываюсь вниз по линии падения, перепрыгиваю камни, набрав скорость ухожу направо.

Понимаю, что меня не зацепило, переключаю датчик в положение поиска, двигаюсь вниз траверсами, попутно пытаюсь давать указания девочкам.

Нахожу первичный сигнал, нахожу первого пострадавшего. Им оказался Урс. Начинаю копать. Подъезжает Варя - копаем вдвоем. Урс неглубоко - 1- 1,2 м, но головой вниз. Докапываемся до головы, очищаю ротовую полость от снега - Урс задышал. Всё лицо в крови - когда откапывал задел его губу лопатой. Прошло около 5 минут.

Даю указания Варе, одеваю лыжи, маркирую найденного на датчике, еду дальше вниз. Ехать просто так не получается - понимаю, что кругом трещины. Вижу Олю, которая кричит, что Андрей на поверхности и живой.

Подъезжаю к Андрею. В сознании, говорит что поломал обе ноги и ударился плечом. Вроде пока норм. Откопался сам - снега над ним было немного и он держал руки у лица. Очевидно, его сбросило со скал. Скалы позади выглядели 20ти метровой стеной.

Оля, тем временем, помогала Варе откапывать Урса.

Я пешком от Андрея поднимаюсь к Урсу. Девочки откопали его полностью, похлопали по лицу, покричали - на моих глазах к нему вернулось сознание.

У него шок. Кричит от острой боли к районе бедренного сустава. Кладем его на рюкзаки - осматриваем. Спрашиваю его, есть ли у него аллергия, на кеторолак - говорит нет. Колю ему ампулу кеторола. Подозрение на перелом таза.

Отдаю аптечку Оле, там перевязка и таблеток 6-7 кеторола, она едет к Андрею. Оцениваем свое положение.

Я одеваю камуса, которые уже давно не клеятся и намокли и иду на перевал вызывать помощь. До перевала минимум 30мин. Прихожу,звоню в МЧС и в Heliaction напрямую. 15 минут звонков, говорят - вертолет будет.

Время - начало третьего.

Отмечу, что в МЧС мы не регистрировались. Почему? Да ктож его знает. Забыл? Да, возможно. Предыдущую неделю с канадцами вопрос безопасности конечно же поднимался, но я не помню, чтобы мы где-то регистрировались. Это дало свой эффект.

Иду обратно к пострадавшим. Пока ходил, смотрел на линию отрыва. Лавина большая. Размер 2 - 2,5. Отрыв метров 150 по ширине и от 1 до 2х метров по глубине. 1,5 метра как раз в районе, где я копал шурф. 2 метра - там где лавина перепрыгнула через ледовый сброс и достучалась до нижних слоев.

Возвращаюсь, обнадеживаю ребят, что скоро будет вертушка.

Андрей держится молодцом

Андрея Оля тем временем зашинировала, пересадила на рюкзаки, укутала в спасодеяло, дала обезболивающее - пару таблеток кеторола.

Иду наверх, к Урсу. Между Урсом и Андреем около 70метров по высоте и жуткие трещины. Путь вверх занимает от двадцати минут. Урс в порядке. Жалуется на боль. Боится, что никто за ним не прилетит.

Погода тем временем портится.

Часа через 2,5-3, после того как я позвонил, слышим вертушку. К нам подлететь он не смог из-за ветра. Улетел.

Нашли связь в определенной точке в 20метрах от Андрея по чудо-телефону типа "не смартфон". Телефон надо было держать в руке под определенным углом. Держали все время до конца истории связь с оперативным дежурным в МЧС. Сейчас он сказал, что вертушка высадила троих спасателей со всем необходимым ниже. Из его описания я понял, что это в районе 2900 по высоте. Мы сидели на высоте 3500-3550.

Координаты свои с gps мы передали по телефону.

Погода испортилась совсем. Были небольшие окна, но начинались осадки и стало понятно, что ночевать будем здесь.

Пострадавших укутали всем, чем могли. На каждого по спасодеялу, пуховки какие были. Остатки воды стали подходить к концу. Обезболивающие кончились. Еды было немного, какие-то остатки батончиков, конфет, орехов, нз из двух батончиков в моем рюкзаке.

Я организовал ипровизированное укрытие из тента и лыж, в той яме, из которой достали Урса. Перетащили его с Варей туда.

Наступила ночь. Идет снегопад большой интенсивности. Стал опасаться, что нас накроет уже свежими самосходами с горы Чегеттаучана, расположенной восточнее нас.

Спустился к Андрею, выкопали с Олей пещеру - перетащили Андрея в неё. Увидели кровь на ноге, которая больше всего пострадала. Все развязали, расстегнули ботинок - место кровотечения не нашли. Решили, что крови не так много, чтобы проводить кровоостанавливающие мероприятия.

Вернулся к Урсу с Варей. Выкопал пещеру, перетащили туда Урса. Сохранялась идея, что в пещере мало того, что теплее, чем под тентом, так еще если накроет свежей лавиной из пещеры можно попробовать откопаться.

На все эти действия ушла ночь. Попробовал полежать рядом с Урсом, немного подремал.

19 мая

Созвонились часов в 6 с МЧС, сказали что к нам еще с вечера выдвинулась группа из 15 человек, но они не знают где мы. Как и те трое, которых забросила вчера вертушка. А оперативный дежурный не знает, в свою очередь, где эти две группы. Решаю ехать вниз, искать спасателей, показать им путь, либо хоть взять что-то. Снега выпало уже около 20-30 см.

Поехал по памяти вниз, видимость ноль. Стал ехать вниз в сторону скального пояса, сорвал лавину - отрыв в зоне видимости около 100 метров. Стало совсем не по себе, но по пути транзита лавины доехал до плато на высоте 3250. Никого не обнаружил, поехал вниз.

Под скалой, ниже плато на 100м увидел палатку. Встретился со спасателями из Эльбрусского спасотряда, которых забросили вчера вечером. Дали пол сникерса и водку, закутали к пуховку. Они пешком, без лыж и снегоступов, с собой две палатки, пара карематов, пара спальников, пуховки, которые за ночевку все вымокли, водка и всё. До этого места они вчера шли 5 часов. Сказали, что на подходе кто-то еще, дождемся их и решим, что дальше.

место встречи со спасателями

Проходит около часа, подходят два человека на ски-туре. Оказались спасателями из ущелья Адыр-Су. Из разговоров понимаю, что наверх никто идти особо не хочет - идет снег, лавиноопасно, видимости нет. Останутся ждать тех 15ти, которые сзади. Сколько ждать - непонятно. Решаю идти один, собираю со всех: рюкзак, 2 спальника(один можно выжимать), 2 пуховки, газ, горелку, флиску, 15карамелек, литр водки и ухожу наверх.

Идти решаю не через левый ледник, а по классическому пути захода на перевал, только с одним крутым и узким местом. Видимость слабая, но на подходе видно, что задуло и передуло сильно. Решаю взлет идти пешком, прижимаясь направо к скалам. Если вчера я тропил где-то по колено, то сейчас уже сильно выше пояса. Сил уходит очень много.

лезем по классическому пути захода в день НС

После этого взлета, самым опасным был траверс под тем склоном, который мы вчера сорвали. Стоял там минут 15, пытался понять, как лучше пройти.

Интенсивность снегопада не падает, ветер-сильными порывами.

Пришел к Андрею и Оле. Они жутко обрадовались. Надо сказать, каждое мое возвращение в один из "лагерей", к Андрею или к Урсу, сопровождалось радостью, потому что ребята сидели полностью изолированно друг от друга и никаких вестей не получали, кроме как от меня.

Андрей держится молодцом, но видно что ему стало хуже. Мучает боль, холод и жажда. Растопили снега, попили - всем стало полегче.

Натопили термос снега - отнес его ребятам наверху: Варе и Урсу.

Урс, оказалось, совсем оправился. Сам ползал и даже на коленях сходил в туалет, с краю пещеры.

Стало понятно окончательно, что повреждения у него не серьезные. Можно транспортировать.

Вечереет. По телефону МЧС говорит, что все спасатели развернулись - испугались лавиноопасности.

Лавиноопасность, безусловно, была. Слышны были сходы лавин со всех сторон. Я подробно объяснил спасателям, как к нам подойти наиболее безопасно, но они, видимо, решили не рисковать - ждать вертушку на утро. Сказали по телефону, что будет окно в погоде.

Мы стали готовиться ко второй ночевке.

Урса упаковали в волокушу и по темноте уже, втроем спустили его к Андрею, в предварительно расширенную пещеру. Уложили пострадавших, выпили чаю, выпили водки и погрузились в полусон. В этот раз было теплее и спокойнее от того, что все вместе.

Проснулись в пятом часу, уже было светло. В долине сильная облачность, у нас наверху - отличная видимость, без ветра.

Отзвонились - стали ждать вертушку.

Еще в первый день, я думал, где же сядет вертушка, ну или хотя бы зависнет. Представляя её размеры, еще тогда перелопатил огромные кучи снега. Сначала делал одну полку, потом понял, что копал немного не там - стал делать другую. А сейчас, когда появилась видимость, нашлось отличное место в 30ти метрах, на выступающем куске ледопада.

Также, с видимостью, например, обнаружилось, что верхняя пещера, в которой были Урс и Варя, была полностью на гиганстком снежном мосту, над гигантской трещиной.

Вертушка прилетела с двумя сотрудниками МЧС, управлял машиной Арсений Болдырев. Сначала на руках донесли Урса, потом взялись за Андрея. Арсений посмотрел на наши не быстрые поползновения загрузить Андрея в акью и заглушил вертушку. Загрузили в итоге Урса и Андрея с Олей, оставили МЧСников, забирали их вторым рейсом.

Мы с Варей собрали остатки вещей и на лыжах спустились до зеленки. Спускаться было стремно, казалось, что в любой момент что-то можешь подрезать. За две ночи и целый день снегопадов выпало около метра снега, местами сильно задуло.

Спустились благополучно. Ребят, между тем, переправили в больницу г. Тырныауз.

Дальше куча объяснительных, больница и тд.

А когда я открыл почту, узнал, что я сертифицированный лыжный гид.

Такой каламбур.

Выводы, итоги:

1. Неправильная оценка стабильности склона, неправильный выбор склона. Ошибка явилась в результате множества факторов.
- физическая и эмоциональная усталость, группы и моя. Группы - потому что ходили уже неделю на тот момент. Моя - потому что я еще и отходил весь экзамен.
- перфекционизм, который хотелось показать за время экзамена. Сделать лучше для группы, сделать спуск интересней, проехаться по лучшему снегу - это все оттуда. Не всегда то что тебе кажется лучшим, на самом деле такого: оказывается, пока я копал шурф, все обсуждали спуск с нижней точки.
- результат фразы, по-английски "push your group", которая также звучала с канадцами. Это "толкание" явилось результатом того, что на перевале мы были очень рано. Рано? Значит надо чем-то группу занять. Вот, занялись. На пару дней даже
- подмена понятий мозгом: "ты же тут был и уже вторую неделю ходишь, ты все знаешь!" Да был, но не на этом склоне.
- Снеголавинная обстановка, направление ветра, надутый снег - все эти параметры оценивались мной, исходя из опыта предыдущих дней и шурфа перед спуском.
Картина была несколько иная. Направление ветра, в предыдущие дни, было здесь несколько другим, чем на перевалах Грановского и Местия. И если там надувало север - северо запад, то здесь больше надуло северо-восток.

Шурф был выбран из условий, что могло дуть со стороны Адыл-Су и проверить предстоящий путь подъема. Так и дуло, просто шурфом я недокопался до действительно слабого слоя. 1,2 метра против 1,5 на линии отрыва. Тест показал слабый слой в 25см от поверхности - то что видно было в предыдущий день. А 1,5 метра - видимо, более старый слабый слой.

2. Недостаточное объяснение участникам о линии спуска. Переоценка сил группы.

Когда обсуждали это между собой, оказалось, что Урс и Андрей поехали ровно по той линии, по которой я резал склон. Соответственно подрезали его еще глубже.

Урс первоначально поехал по моим следам, туда, где я смотрел предстоящий спуск, а не ко мне. Потом я его уже подозвал жестами. Если бы он сразу поехал за мной, не теряя высоты, возможно он избежал бы попадания в лавину.

Учитывать то, что Андрею на узких лыжах будет трудно спускаться с такого склона, также необходимо было внизу.

3. Неочевидная назначенная безопасная точка.

Даже приближаясь к безопасной точке, мы с Урсом были еще в опасности. На склоне она читалась более чем неявно. Возможно, лучший вариант был спускаться до ледника и собираться там.

Дальше - больше рассуждения.

4. Пригодилось все что лежало в моем рюкзаке. Абсолютно всё.

Даже спички из армейского набора еды. Спички, которые нам дали спасатели - мгновенно отсырели в пещере. Более тщательно подходите к сбору рюкзака и к неприкосновенному запасу (НЗ), специально для таких случаев.

Если бы были рации - было бы попроще.

Был бы спутник или еще какая продуманная коммуникация - вертушка могла успеть в окно, еще в первый день.

5. Почаще надо задавать вопросы: " А что будет, если сойдет вот это?", "А что будет дальше?" То есть понимать, что будет если что-то пойдет не так.

6. У нас часто все спрашивали, а почему к нам никто так и не поднялся?

Сложный вопрос, но я прекрасно понимаю позицию начальства спасателей в таких случаях: "Снег, кругом лавины, видимости нет. Запросто можно потерять часть своих людей. Ради чего? А надо это?"

7. Итоги случившегося для здоровья разных участников: Я и Оля - подморозились, Урс - получил поднадорвал связки на ноге. Больше всех досталось Андрею: переломы обеих ног, один из них крученный и с осколками, раздроблено плечо, пневмония, перелом ребер и проткнутое легкое - с такими травмами Андрей приехал в больницу в Москве. На данный момент Андрей перенес 2 успешных операции и уже дома. Дальше у него длинный и тяжелый психологически путь восстановления, поэтому он будет рад любой поддержке.

В заключении, хочется выразить огромную благодарность всем, кто нас спасал, кто нам помогал, кто помог деньгами на восстановление Андрея.

В отдельности хочется сказать "спасибо" компании heliaction и лично Арсению Болдыреву

Учитесь на чужик ошибках. Не повторяйте подобного.

P.S. Отдельно хочется отметить мужество и героизм людей, которые со мной все это переживали. Андрей, который не смотря на полученные травмы, держался так, как если бы у него их не было. А Варя с Олей, которые отважно боролись за жизнь пострадавших, часто забывая о себе, проявили себя так, что многим мужикам такое было бы не по силу. Спасибо вам!