Автор: Александр Щербаков, Клуб Путешественников «Робинзонада»

Отчет о горном походе 4 к.с. по Памиро – Алаю (Фанские горы) в июле-августе 2012 года

1. Справочные сведения о походе

1.1 Общие справочные сведения о маршруте

Район похода

Памиро – Алай (Фанские горы)

Вид туризма

Суммарный набор высоты

+13807

Пройдено ЛП

2Б – 5 (1 перевал, 1 вершина, 2 траверса, 1 каньон)
2А – 6 ( 2 перевала: из них 1 п/п, 4 вершины)
1Б – 4 (3 перевала, 1 каньон)
н/к – 1 (перевал)

5027 м пер.Мирали

1.2 Подробная нитка маршрута

Заявленная нитка маршрута:

Д.р.Арчамайдан - д.р.Зиндон - оз.Большое Алло - д.р.Пр.Зиндон (заброска) - д.р.Левый Зиндон – [пер.Алло Ю.(1Б,4239)+пер.Промежуточный(1Б,3950)]= 1Б - д.р.Ахмат- - пер.Бородино (п/п,1Б-2А,4410) - д.р.Москва - верховье д.р.Пушноват - пер.Седло Пушноват Ю.(в режиме п/п,2А,4243) - д.р.Чапдара Ю.- д.р.Арг - д.р.Сарытаг - оз.Искандеркуль – пер.Каньон Серима(2А-2Б) – [пер.Биоб(1А,4252)+ пер.Сувтор(1Б,3987)]=1Б - д.р.Ганза Зап. - пер.Седло Ганзы(2Б,4464) - радиально в. Большая Ганза(2Б,5309) - пер. Гусина-Мухина Зап.(4641) - радиально в.Малая Ганза(2А,4956) - лед.Малая Ганза – пер.ВАА Нижний (1Б,4285) - пер. Яшмовый Центр.(2Б, 4230) - ледн. №765 - радиально в.Замок(2А*, 5020) - Мутные озера – траверс[пер.Дон(4596) + пер.Мирали(5022)]=2Б - радиально в.Чимтарга(2Б, 5489) – д.р.Пр.Зиндон - пер.Чимтарга(1Б,4746) - радиально в. Энергия (2Б,5120) - Алаудинские озера - пер. Алаудинский (нк,3784) - Куликалонские озера - альпбаза Артуч.

Пройденная нитка маршрута:

Д.р.Арчамайдан – д.р.Зиндон – оз.Большое Алло – д.р.Пр.Зиндон (заброска) – д.р.Левый Зиндон – связка [пер.Алло Ю.(1Б,4244)+пер.Промежуточный(1Б,4122)]= 1Б – д.р.Ахмат- - пер.Бородино (п/п,2А,4432) – каньон р.Москва(1Б) – верховье д.р.Пушноват – пер.Седло Пушноват Ю.(в режиме п/п,2Б,4263) – д.р.Чапдара Ю.- д.р.Арг – д.р.Сарытаг - оз.Искандеркуль – пер.Каньон Серима(2Б,2760) – связка [пер.Биоб(1А,4241)+ пер.Сувтор(1Б,3989)]=1Б - д.р.Ганза Зап. – траверс [пер.Седло Ганзы(2Б,4475) – траверс 2А до пер. Гусина-Мухина Зап.(4662)]=2Б – радиально до выс.4900 в.Большая Ганза(2А,5309) – радиально в.Малая Ганза(2А,4946) – лед.Малая Ганза – связка [пер.ВАА Нижний (1Б,4285) + пер.Яшмовый Центр.(2А,4294)]=2А - ледн. №765 - радиально в.Замок(2А,4999) - Мутные озера – траверс[пер.Дон(4586) + пер.Мирали(5027)]=2Б - радиально в.Чимтарга(2Б, 5482) – д.р.Пр.Зиндон - пер.Чимтарга(1Б,4748) - радиально в. Энергия (2А,5115) - Алаудинские озера - пер. Алаудинский (нк,3781) - Куликалонские озера - альпбаза Артуч.

1.3 Локальные препятствия маршрута

Вид препятствия, наименование

Категория трудности

Характеристики препятствия, новизна

Путь прохождения

пер.Алло Южный

1Б связка

4244, осыпной

с востока, далее на пер.Промежуточный насквозь

пер.Промежуточный

4122, осыпной

с пер.Алло Южный, спуск на юг

пер.Бородино

пер.Биоб

1Б связка

4241, осыпной

с востока, далее на пер.Сувтор

пер.Сувтор

3989, ск-ос

с пер.Сувтор, спуск на север

пер.Седло Ганзы

2Б связка

4475, ск-ос

с юго-запада, далее на пер.Гусева-Мухина З.

траверс с пер.Седло Ганзы до пер.Гусева-Мухина Зап.

4475-4662, лд-ос

от пер.Седло Ганзы

в.Большая Ганза до высоты 4900

5309, сн-лд

радиально с пер.Седло Ганзы

в.Малая Ганза

4946, сн-лд

радиально с пер.Гусева-Мухина З.

пер.ВАА Нижний

2А связка

4285, сн-ос

с востока, далее на пер.Яшмовый Ц.

пер.Яшмовый Центральный

4294, ск-лд-ос

с пер.ВАА Нижний, спуск на север

в.Замок

4999, ск-лд-ос

радиально с юго-запада

траверс с пер.Дон до пер.Мирали

2Б связка

4586-5027, ск-сн-лд

от пер.Дон

пер.Мирали

5027, сн-лд

с пер.Дон, спуск на запад

в.Чимтарга

Маркин Александр Владимирович

1987

2ГУ З.Кавказ

заведующий питанием, начальник транспортного цеха, фотограф, зам.руководителя

Волков Глеб Александрович

участник

2. Содержание отчета

2.1 Общая смысловая идея похода

Ранее я несколько раз уже был в Фанских горах. Моё мнение таково: «Если 4-ка, то в Фаны. Если Фаны, то лучше всего 4-ка». В каждом районе, есть оптимальная категория трудности проводимого похода. Оптимальность для меня определяется близостью «желаемого» и «дозволенного» на маршруте. В четвёрках, совершаемых по Фанским горам, имеется возможность совместить «желаемое» с «дозволенным» абсолютно. Тем самым получить максимальное удовлетворение от пройдённого маршрута.

Ещё до планирования маршрута мы определились с нашим «желаемым» и поэтому наш потенциальный маршрут должен был включать:

• техничные перевалы 2Б
  • красивый траверс
  • несколько «пятитысячников»
  • первопроход или редко посещаемый перевал
  • максимальное количество озёр

Работа закипела: было несколько вариантов маршрута, много споров. В конце концов, был найден вариант маршрута удовлетворяющий все участвовавшие стороны. Отличительной особенностью этого варианта маршрута является максимальная насыщенность локальными препятствиями и «изюминками» района, совмещённая с большой вариативностью их прохождения. То есть от многих элементов маршрута частично или полностью мы могли безболезненно отказаться ввиду плохой погоды, отставания от графика или неважного самочувствия.

Получившийся маршрут состоит из трёх частей: акклиматизационной, основной и «бонусной».

Акклиматизационная часть маршрута начинается в д.р.Арчамайдан и включает в себя:

• Посещение красивейшего озера Б.Алло
  • Занос заброски в д.р.Правый Зиндон для «бонусной» части маршрута
  • Прохождение связки пер.Алло Ю.(1Б) и пер.Промежуточный(1Б) последние сведенья о которых датируются 1969г.
  • Первопрохождение пер.Бородино(2А) в плече пика Москва.
  • Прохождение пер.Седло Пушноват Ю.(2А) в режиме первопрохода.
  • Выход к озеру Искандеркуль для полноценного отдыха.

Акклиматизационная часть имеет правильную высотную пилу. Последовательное увеличение категорий трудности локальных препятствий благотворно влияет на слаженность технической работы группы и повышение безопасности.

После днёвки на озере Искандеркуль и получения заброски, начинается основная часть маршрута:

• Попытка прохождение пер.Каньон Серима(2А-2Б). Каньон Серима кратчайший путь от массива Большой и Малой Ганзы к озеру Искандеркуль, но он не используется по причине практически полного отсутствия информации.
  • Простой и быстрый подход через перевалы Биоб(1А) и Сувтор(1Б) в верховье д.р.Западная Ганза.
  • Подъем на технически сложный пер.Седло Ганзы(2Б). «Изюминка» района.
  • Восхождение на «пятитысячник» в.Большая Ганза(2Б). «Изюминка» района.
  • Интересный обзорный траверс 2А к.т. с пер.Седло Ганзы на пер.Гусина-Мухина З.
  • Восхождение на в.Малая Ганза(2А).
  • Прохождение в Фанскую «подкову» через перевалы ВАА Нижний(1Б) и Яшмовый Центр.(2Б).
  • Красивое обзорное восхождение на «пятитысячник» в.Замок(2А). «Изюминка» района.
  • Спуск к Мутным озёрам

Основная часть маршрута сильно насыщена технической работой на высоте на разных видах рельефа, даёт хорошую обзорность района. При отставании от графика группа легко компенсирует время, отменив одно или несколько восхождений. Ночёвка на пер.Седло Ганзы и восхождение на «пятитысячники» радиально без веса, даст хороший высотный задел организму для «бонусной» части маршрута.

«Бонусная» часть маршрута:

• Высотный технический траверс 2Б к.т. гребня над Куликалонской стеной от пер.Дон до пер.Мирали.
  • «Высотная» ночёвка на пер.Мирали(5027). «Изюминка» района.
  • Восхождение на «пятитысячник» в.Чимтарга(2Б). Высшая точка Фанских гор. «Изюминка» района.
  • Спуск в д.р.Правый Зиндон, где лежит заброска, занесённая в акклиматизационной части маршрута.
  • Прохождение пер.Чимтарга(1Б) и восхождение на «пятитысячник» в.Энергия(2Б). «Изюминка» района.
  • Спуск к Алаудинским озёрам.
  • Переход к Куликалонским озерам через пер.Алаудинский(н/к).
  • Выход на альпбазу Артуч.

Кольцевая форма «бонусной» части позволит оставить минизаброску на Мутных озёрах, что в совокупности с заброской в д.р.Правый Зиндон даст возможность выйти на высотный траверс «Дон-Мирали» с минимальным весом. Проведение бонусной части маршрута, безусловно, приятно дополнит пройдённый ранее путь техничными, обзорными и красивыми препятствиями, включая восхождение на высшую точку Фанских гор. Даст высотный опыт для будущих походов. При отставании от графика или ухудшении погоды возможно сокращение как части «бонусной» программы, так и целиком. Посещение на выходе с маршрута Алаудинских и Куликалонских озёр приятно скрасит завершающие дни похода.

Вот такой непростой и насыщенный маршрут задумали мы для прохождения. После окончательного формирования всех деталей маршрута, стало понятно, что в горах нам предстоит изрядно потрудится. Но что-то в душе подсказывало, что у нас все получится!

2.2 Варианты подъезда и отъезда, оформление документов

Раздел подготовлен Александром Маркиным

Варианты заездов:

Фанские горы имеют несколько удобных заездов для начала маршрута. Так же есть несколько турбаз, которые готовы принять и оказать все необходимые услуги по трансферту. Постараюсь описать основные советы для туристов, которые первый раз в Фанах и вообще в Таджикистане.

Первый путь заезда, по многим показателям удобный и красивый, это через Самарканд – Узбекистан. Во-первых, это один из старейших городов на планете. Здесь более двух тысяч лет пролегал Великий шелковый путь, город основан в 742 г.до н.э. Второй город по величине Узбекистана и безусловно люди, которые ходят в Азию в горы, должны увидеть такую красоту. Город так же удобен своим близким расположением к Фанским горам, особенно, если вы начинаете свой маршрут с севера Фан. Через переход Айни (Педжикентский пост) можно с легкостью попасть на территорию Таджикистана. Проехать через город Педжикент, который является еще одним историческим и культурным центром Азии. Педжикент крупный город, поэтому удобен для осуществления закупок всего необходимого для похода. После чего путь в Фаны вам открыт по одной из удобных долин.

К сожалению, из-за закрытия границы несколько лет подряд осуществить этот очень удобный и красивый вариант заезда не удается.

Второй возможный заезд лежит через столицу Таджикистана – Душанбе. Прибыв туда на самолете из Москвы можно на автомобилях добраться до Фан. Этот путь удобен, если вы хотите начать маршрут с юго-востока Фанских гор, например, от озера Искандеркуль.

Маршрут выбранный нами:

Нами был выбран третий путь, так как мы начинали свой маршрут с севера Фанских гор, а педжикентский пост закрыт. Это заезд через славный город Худжанд. Один из древнейших городов Центральной Азии. Второй по размеру город Таджикистана, важный транспортный узел, политический, экономический, культурный и научный центр страны. В центре города расположена Средневековая цитадель, мечеть-мавзолей шейха Муслихиддина (XVII—XVIII вв.), православная церковь Марии Магдалины — самый древний на территории Таджикистана православный храм, построенный в 1884 году на средства московского купца Хлудова. Памятник уроженцу города поэту Камолу Худжанди.

Расстояние от Худжанда до Фанских гор сравнимо с расстоянием от Душанбе. Близость расположения аэропорта от города, 20 минут на машине, удобная дорога от Худжанда до Фан, низкие цены на авиа перелет из Москвы все это делает Худжанд удобным местом для дислокации к началу маршрута.

Так же у нас сложилась такая ситуация, что половина группы должна била добраться до Таджикистана из Киргизии, где завершила свой поход по Тянь-Шаню. Другая же часть группы летела из Москвы. Прилет из Москвы проблем не составляет. Рейсы почти каждый день. Добраться из аэропорта в Худжанд можно на такси, стоимость 200руб. При прохождении границы к нам относились как к гостям, и никаких проблем не возникло. Главное при пересечении таможни не забыть взять миграционную карту для иностранных граждан. Она в дальнейшем потребуется для оформления регистрации.

Регистрация и паспортный режим:

В Таджикистане для иностранцев необходимо оформить регистрацию. Регистрацию важно получить в течении 3-х рабочих дней после приезда. С регистрацией надо быть внимательной, чтобы не возникло вопросов при вылете. Можно оформить в местном ОВИРе цена около 500руб. Или оформить через одну из турбаз, у них это около 35$. Мы воспользовались услугами Артуча. Я думаю, если ее не будет, из страны выпустят, но придется оставить некоторую сумму в аэропорту.

Въезд в страну возможен по паспорту РФ, в отличии от Узбекистана, где только по загранпаспорту. Мы брали с собой и загранпаспорт. Чтобы иметь российский паспорт в горах, пока загранпаспорта были в Артуче для оформления регистрации. Для оформления регистрации в Артуче попросил привезти две фотографии. Паспорта и регистрация были нам возвращены в целости и сохранности на оз.Искандеркуль.

Путь из Ташкената в Таджикистан:

Отдельно хочется рассказать, как можно добраться из Киргизии в Таджикистан. Ребята выбрали путь самолетом до Ташкента(Узбекистан), а оттуда до Таджикистана на машине через границу. Количество рейсов из Киргизии ограниченно, с этим могут возникнуть сложности, поэтому лучше узнать все заранее. Так как через границу машины не пропускают, то машины нужно две, одна по территории Узбекистана, другая по Таджикистану. Ночью для иностранных граждан, коими мы являемся, граница открыта и пройти ее можно, для местных же жителей - пост закрыт. Главное не забыть при переходе границы поставить все печати в паспортах и забрать миграционную карточку, причем проверить это лучше самим, а не полагаться на пограничников.

Гостиница, магазины, рынки:

Сам город Худжанд оказался очень приветливым и современным. В нем есть множество аккуратных гостиниц, большие магазины с большим выбором товаров, интересные места для отдыха, ну и конечно никуда не деться от азиатского колорита: рынка, еды, традиций, гостеприимства.

Мы свой выбор остановили на гостинице Эхсот, что находится вблизи центрального фонтана. Номера там не европейского качества, но нам нужно было не так много. Переночевать одну ночь и перебрать вещи согласно заброскам, так что много от гостиницы мы и не требовали. На всех взяли один номер люкс. Номер люкс удобен тем, что есть несколько больших комнат – удобных для того чтобы перебрать все вещи. В номере есть один кондиционер. Цена была около 700руб. за сутки. Единственное, возник один неприятный момент. Администратор, который нас принимал, сменился в день сдачи номера и нас попросили доплатить не за 1,5 суток как мы договаривались, а за двое. Так как мы предусмотрительно раньше забрали свой паспорт, доплачивать мы вежливо отказались. Будь те внимательны, и просите письменно подтвердить словестный уговор.

В Худжанде есть много мест, где можно купить продукты в поход. Во-первых, это рынок, который находится не далеко от центральной мечети. Там можно купить сухофрукты, овощи, фрукты, есть даже колбасы и молочные продукты, но о их качестве говорить сложно. На самом деле, на рынке очень интересно побывать и сделать это нужно обязательно. А из продуктов там могут быть интересны рис, сухофрукты, которые есть не в очень большом разнообразии (курага, чернослив, дыня, изюм, киви), но при этом очень вкусные. Различные орехи, лук, чеснок и специи, конечно же. Все остальное если вы решили закупать в Таджикистане, можно купить в современных магазинах на подобии нашего перекрестка или пятерочки. Основные ингредиенты там с легкостью найдутся и не будут дороже, с учетом перевоза уж точно. Сладкое (печенье, вафли, пряники, халва, конфеты), основные виды круп. Какие-то изощренные вещи найти сложнее. Возникла проблема с покупкой щербета и нуги. Не было сушеных бананов, инжира, бразильского ореха. Все это заменили другими продуктами. Так же стоит помнить о том, что везде можно и нужно торговаться. В магазинах, конечно, вы не поторгуетесь, а вот на рынке можно изрядно попрактиковаться.

Принимающая сторона и трансфер:

Для того чтобы добраться к началу маршрута можно все организовать самим, найти машину, договорится о регистрации, найти жилье в Фанских горах. Но более удобный способ и не особо дорогой, договориться с одной из турбаз/альпбаз. Есть два хороших варианта это Вертикаль и Артуч. Мы воспользовались услугами Артуча. Вот основные контактные данные этой базы: artuch@bk.ru, tel: +992 (3475) 56661
mob: +992(92)7737489 +992(92)7807939 и www.artuch.com. О всех планах лучше договариваться заранее за 2-3 месяца. Так как на почту отвечают не быстро. В последние дни лучше созваниваться и все еще раз уточнять. Мы договаривались обо всем с управляющим Артуча Абулкасимом. Все наши договоренности были выполнены в срок.

Цены на услуги соответствовали прейскуранту на сайте. Даже удалось немного поторговаться и выторговать баню в конце похода бесплатно. Вот список наших договоренностей по ценам:

Стоимость заезда/выезда в/из горного района (1$ ~ 32 рубля)

Маршрут

• еда - 7$ с человека за прием пищи
  • душ - 2$ с человека
  • сауна - 15$ с человека
  • Баллоны с газом 230 мл. - 15$ за шт.

Заброски и проживание на оз.Искандеркуль:

Еще один момент это заброска на оз.Искандеркуль. Мы о ней договорились заранее с Артучом. И по нашему звонку нам ее доставили вовремя вместе с загранпаспортами и регистрацией. Местом заброски мы выбрали турбазу Варзоб. Она находится на озере Искандрекуль, куда мы пришли после акклиматизационной части маршрута. Есть несколько домиков, большая столовая, бар. Имеется душ с горячей водой. Мы остановились в своих палатках, за что заплатили по 200руб. за место. Цены в столовой и баре приемлемые, можно заказать плов и шашлык на вечер. Считаем, что эта база является удобным местом для организации стоянки на озере. К сожалению, контактных данных у нас не сохранилось. Договаривались обо всем на месте.

Горные сборы:

В Москве и Таджикистане нас предупреждали о «высотных» сборах. Подобные сборы, действительно существуют, и похоже они легальны. Нам удалось их избежать, так как говорили, что обо всем договорились с Артучом. А артуч не настаивал на оплате «высотных сборов». Единственным местом, где речь о них зашла, это чайхана на Аулудинских озерах.

Итог: Худжанд является прекрасным местом для прилета и начала маршрута. Его культурно-историческая ценность может быть очень привлекательной и интересной, а инфраструктура удобна для подготовки к походу. Использования туристический баз может быть очень удобным для получения всех необходимых услуг. В частности базы Артуч и Ворзоб на озере Искандеркуль. Возможность договориться обо всем заранее, становиться удобным для планирования маршрута. Цены умеренные, а при правильном подходе очень низкие.

Страховка:

На период проведения похода мы оформили страховые полюса с повышающим коэфициэнтом ОАО СК «Альянс», в состав которого входит «РОСНО». Стоимость страхового полиса на человека 1985 рублей.

Связь:

Связь на маршруте с внешним миром мы поддерживали по спутниковому телефону Турая. В Москву мы отсылали смс, а далее ниши друзья дублировали их по e-mail.

Горелки: Мы использовали различные модели мултитопливных горелок фирмы primus. Бензин купленный нами оказался, как это бывает в азии, мягко говоря не очень. Поэтому чистке горелок приходилось уделять время каждый день.

Достопримечательности:

Об отдыхе стоит написать отдельно, так как Худжанд для Таджикистана это, прежде всего курорт. Сводное время на отдых в Худжанде появилось уже по завершению маршрута. Конечно, стоить обратить внимание на городской пляж на реке Сыр-Дарья, мечеть-мавзолей шейха Муслихиддина, несколько приятных кафе с традиционной кухней, есть и современные клубы для молодежи, но их мы не посещали. Днем в самую жару съездили на «Таджикское море» - озеро не далеко от Худжанда, где на берегу расположены местные здравницы. Вода теплая, стоят лежаки, есть еда и напитки - отдыхать очень приятно.

2.3 Аварийные выходы с маршрута

Фанские горы густо заселены, летом в среднем течении любой реки можно найти местных людей. Варианты выхода по долинам в случае возникновения аварийной ситуации(АС):

1. В д.р.Арчамайдан до высоты 2000м проходит хорошая дорога, правда в этом году она была завалена селем. Следовательно при аварийных ситуациях в д.р.Амшут и д.р.Пушноват спуск вниз по долине до дороги. При транспортировке пострадавшего по д.р.Левый Зиндон понадобится наведение перил на прижимах оз.Б.Алло. При возникновении АС в верховьях д.р.Москва основные сложности возникнут при прохождении каньона Москва(1Б).
  2. При возникновении АС в бассейне р.Арг спуск вниз до кишлака Сарытаг, далее дорога.
  3. При возникновении АС в верховьях р.Серимы самым надёжным вариантом будет транспортировка пострадавшего на ишаке через пер.Норват(1А) в кишлак Нарвад, далее дорога. Так как прямой путь к оз.Искандеркуль проходит по каньону Серима(2Б).
  4. При возникновении АС на участке водораздела бассейнов рек Ганза Зап. и Сурхоб между вершинами Большая и Малая Ганза спуск целесообразно производить в д.р.Сурхоб, до ее устья, далее дорога. Спуск с пострадавшим с пер.Гусева-Мухина В.(2Б) по леднику №755.
  5. При возникновении АС на ледник Малая Ганза(№736) спуск в д.р.Казнок будет осложнён бараньими лбами и может потребовать наведение перил.
  6. При возникновении АС в долине Мутных и Куликалонских озёр поиск людей и ишаков будет наиболее простым, так как долины в летние месяцы наполнены туристами, альпинистами, отдыхающими и местным населением. Так же в низовьях долин расположены Альплагере «Вертикаль» и «Артуч».

2.4 Изменения маршрута и их причины

Заявленный маршрут пройдён полностью. К сожалению, из-за плохой погоды восхождение на вершину Б.Ганза пришлось прервать на высоте 4900м.

2.5 График движения и метеонаблюдения

2-05
(3-30)

Обход озера Б. Алло по с. оконечности до впадения р. Л. Зиндон

Траверс тр-ос склонов, Скальные плиты до 10°, осыпные склоны до 20°: каски, движение плотной группой

+30

Подъем по д. р. Л. Зиндон до оз. В. Алло

Тр-ос склоны до 10°

2,7

1-20

Подъем под перевал Алло Ю.

+560

Ясно

Подъем от м/н до перевального взлёта Алло Ю.

Мелкая подвижная осыпь до 20°

1-05

Перевальный взлёт пер. Алло Ю.

Мелкая подвижная осыпь 15-20°

+74

Ясно

Седловина пер. Алло Ю. (1Б, 4244)

Средняя по ширине пологая ос седловина

Спуск с пер. Алло Ю., траверс на пер. Промежуточный

-122

0-15

Седловина пер. Промежуточный (1Б, 4122)

Спуск с пер. Промежуточный в направлении пер. Амшут

Мелкая осыпь, местами снежники. Глиссируем

-550

Прохождение каньона р.Москва(1Б) до скальной ступени

Осыпные склоны, выходы бараньих лбов, конгломераты. Каски, движение плотной группой

-170

Ясно

Траверс конгломератного склона и подвижных осыпей до 25°. Каски, движение плотной группой

Подход под перевал Седло Пушноват Ю. по д.р.Пушноват от устья р.Москва

Тр-ос склоны до 20°, снежник до 20°

+700

Подход под перевальный взлет
пер.Седло Пушноват Ю.

Закрытый ледник до 20°. Кошки, одновременное движение в связках.

1-10

Перевальный взлет пер.Седло Пушноват Ю.

Ледовые склоны 35- 60°: 150м перил. Кошки, каски, ледорубы, ледобуры.

+183

3-10

Седловина
пер.Седло Пушноват Ю(2Б,ск-лд,4263)

Широкая пологая снежная седловина, небольшой карниз

Облачно, снег, дождь

Прохождение поясов бараньих лбов на спуске с пер.Седло Пушноват Ю.

Мокрые бараньи лбы 35°, участки до 50°. Попеременное движение в связках, применение промежуточных точек страховки, гимнастическая страховка. 50м перил по снежному склону до 35°.

-163

Тр-ос склоны, вьючные тропы

-370

Ясно

Спуск по р.Казнок(Арг) до конгломератных прижимов по правому борту.

Тр-ос склоны, вьючные тропы.

3,1

Тропа по тр-ос склонам до 10°

1-25

Пасмурно

Подъём по руслу каньона р.Серима до водопада. Разведка дальнейшего пути и его обработка.

Каньон: крутые конгломератные берега, скальные прижимы, завалы, заросли борщевика. Каски, движение плотной группой, использование импровизированной мачете. 100м перил по скалам 35-50°, стенки до 80°

+160

Подъем на левый борт каньона
пер.Каньон Серимы(2Б,ск-ос,2760)

7 веревок перил: по конгломератным склонам до 35°, простое лазанье по заглаженным скалам до 60°, короткие участки трудного лазанья до 90°.

14-00

Ясно

Траверс левого борта каньона до правого притока р.Серимы берущего свои исток у в.Анзалык

Подвижные осыпные склоны до 35°, заглаженные скалы. Скальные сбросы: дюльфер 80° 30м.

3-50

Подъём по долине р.Серима до слияния притоков на высоте 3040м

Тропа по тр-ос и конгломератным склонам до 15°

+280

Ясно

Подъем от р.Серимы(3040м) на безымянную перемычку(3620м)

+580

снег, град

Седловина пер.Биоб Ложный(1А,4228)

Облачно, дождь, снег

Седловина пер.Биоб (1А, 4241)

+13

0-05

Переменная
облачность

Траверс склонов цирка пер.Биоб на пер.Сувтор по правому борту д.р.Биоб

Подвижные осыпные склоны до 25°, редкие сильно разрушенные выходы скал. Каски, движение плотной группой

-252

Ясно

Седловина пер.Сувтор (1Б, 3989)

Широкая пологая осыпная седловина. Выходы сильно разрушенных скал

Спуск в д.р.З.Ганза

Моренные валы, снежники до 20°, Осыпные, конгломератные и тр-ос склоны до 20°. Движение плотной группой, каски

Подход под перевальный взлет пер.Седло Ганзы от места ночёвки напротив в.4310

осыпные склоны до 20°

+331

Пасмурно, дождь

Прохождение пояса бараньих лбов пер.Седло Ганзы

Бараньи лбы 45-60°,215м перил по заглаженным скалам. Каски, крючья, френды, закладки, петли на выступах, лазание с нижней страховкой

+120

Широкая пологая снежно-осыпная седловина

Ясно-пасмурно-пурга

Попытка восхождения на
в.Б. Ганза(до выс. 4900,сн-лд,2А)

Сн-ос, сн-лд склоны до 35°. Одновременное движение в связках, ледобурная дорожка, на спуск 150м перил

(2,2)

+92

Седловина пер.Кальгаспорный(4567)

Снежная пологая седловина

Траверс ледника №755 до пер.Гусина-Мухина З.

Кальгаспоры, закрытый разорванный ледник до 10°. Одновременное движение в связках, кошки, каски, ледорубы

+95

0-45

Седловина пер.Гусина-Мухина З.(4662)

Радиальное восхождение на
в.М.Ганза(2А,сн-лд,4946) с
пер.Гусина Мухина З.

Снежные склоны до 20-25°. Одновременное движение в связках, каски, кошки, ледорубы

(1,6)

+284
(-284)

Пасмурно, снег

Спуск по леднику Малая Ганза до правобережной морены(выс.4160)

Закрытый ледник до 20°, далее открытый до 10°. Одновременное движение в связках, кошки, каски, ледорубы

2,2

Осыпные склоны до 15°, тропа

+32

0-10

Траверс на пер. Яшмовый Ц.

Осыпные и конгломератные склоны до 25°, разрушенные скалы до 30°. Каски, движение плотной группой

-26

0-25

Седловина пер. Яшмовый Ц. (2А, 4294)

Узкая крутая скально-осыпная седловина

Спуск с пер. Яшмовый Ц. на ледник 765

Закрытый ледник до 25-35°, бергшрунд. Одновременное и попеременное движение в связках, каски, кошки ледорубы. 50м перил

-134

Спуск с ледника 765 на правобережную морену

Закрытый, затем открытый ледник до 10°, морена. Одновременное движение в связках, кошки, каски, ледорубы

-140

Дождь

Ясно

Подъем на ледник 766, ведущий к вершине Замок.

Конгломератно-осыпные склоны до 20°. Каски, движение плотной группой

Подъем по леднику 766 до снежного моста через бергшрунд

Открытый, затем закрытый ледник до 15°. Одновременное движение в связках, каски, кошки, ледорубы

Выход на гребень в. Замок

Закрытый ледник, снежник до 15°. Одновременное движение в связках, каски, кошки, ледорубы

+220

Траверс гребня в. Замок до основания скальной башни

Пологий сн-ос гребень

0-10

Восхождение на скальную в. Замок (2А,4999)

Сн-ос склоны до 35°, заледенелые скалы до 30°, ледяной жёлоб до 65° (8м), разрушенные скалы до 40°. 100м перил .Каски, кошки, ледорубы, ледобуры.

+99

Спуск с в. Замок до места ночлега по пути подъёма

По собственной тропе подъёма

(4,1)

-979

Спуск к мутным озёрам

Моренные валы, конгломератно-осыпные склоны до 20°, сверхкрупная осыпь. Каски, движение плотной группой

-500

1,3

+400

Подъем на пер. Дон

Закрытый ледник до 20°, морены, редкий лед до 15°. Кошки, каски, ледорубы, одновременное движение в связках

+386

16.08-

Ясно

Седловина пер. Дон (1Б, 4586)

Широкая пологая сн-лд-ос седловина. Гигантский карниз

Подход под бараньи лбы, с которых начинается подъем на Мирали

Сн склон до 25°. Кошки, каски, ледорубы

+144

Подъем на бараньи лбы

Ск-лд-сн склоны до 45°. Каски, кошки, ледорубы, ледобуры. 110м перил

2-30

Выход на гребень траверса Дон-Мирали

Сн-лд склон до 30°. Попеременное движение в связках, каски, кошки, ледорубы, ледобурная дорожка (250м)

Траверс в. Мирали(5108) по гребню

Траверс сн-ск-ос гребня до 15°, до 25° на подъеме на Мирали. Одновременное движение в связках, каски, кошки, ледорубы

+118

Дождь, снег

Спуск на пер. Мирали

Сн-ос склон до 15-20°. Связки, кошки, каски, ледорубы

-81

17.08-

Снег

Седловина пер. Мирали (2А, 5027)

Подход под скальный пояс отделяющий в. Чимтарга от пер. Мирали

Сн, сн-лд склон до 20°. Каски, кошки, ледорубы

+143

Прохождение скального пояса

Снежные заледенелые скалы до 45°. Лазание с нижней страховкой, каски, кошки. 50м перил

+40

+172

Пурга

Спуск по пути подъёма

100м перил на спуске по гребню, 50м перил на спуске со скального пояса. Одновременное движение в связках на остальных отрезках пути. Каски, кошки, ледорубы

(2)

(-455)

Переменная облачность, Сумрак

Закрытый, затем открытый ледник, на языке ледника 2 верёвки перил. Одновременное движение в связках, кошки, каски, ледорубы, ледобуры. 100м перил

-687

Ясно

Открытый ледник, затем осыпные склоны до 15°, маркированная тропа. Каски и, вначале, кошки

1,9

-700

Натоптанная тропа по правому берегу р. П. Зиндон

(3,4)

-120
(+120)

(1-05)

Подъём по долине р. П. Зиндон и далее по притоку, стекающего с ледника №22 до начала крутого подъёма

Набитая тропа по правым берегам рек по тр-ос склонам до 10°

0-50

Подход по тропе, проходящей серпантином меж поясов бараньих лбов, к перевальному взлёту пер. Чимтарга

Сверхподвижная средне-мелкая осыпь до 25°, местами разрушенные скалы до 30°. Каски, движение плотной группой

+780

3-05

Перевальный взлет пер. Чимтарга

Средне-мелкая осыпь до 20°, тропа. Каски, движение плотной группой

19.08-20.08

Переменная облачность

Седловина пер. Чимтарга (1Б, 4748)

Подход под предвершинный взлёт в. Энергия

Сн-ос пологий гребень до 15°, тропа

+152

Предвершинный взлёт в. Энергия

Сн-лд склон до 35-40°, местами обледенелые скалы. Одновременное движение в связках, каски, кошки, ледорубы, ледобурная дорожка

+190

1-10

Выход на в. Энергия (2А, 5115)

Ледяной жёлоб (до 30°), снежный склон до 20°. Каски, кошки, ледорубы, 20м перил

Осыпные склоны до 15°, тропа, на крутых участках сменяющаяся серпантином

-598

Спуск от выс. 4150 до Мутных озёр

Снежники, далее набитая тропа по конгломератно-осыпным склонам до 15°, брод безымянной реки, впадающей в мутные озера. Глиссирование, каски

3,8

4,0

-574

1-10

Общая протяжённость пути без коэффициента: 152,2 км. Итого с коэффициентом (1,2): 182,6 км. Из них в зачёт: 139,2 км. Итого в зачёт с коэффициентом (1,2): 167 км.
Ходовое время: 139 часов 20 минут. Перепад высот: 27022 м (+13807 / -13215).
Суммарная длина перил: 1940м. Длина ледобурной «дорожки»: 350м.
Максимальная высота: 5482 м. Максимальная высота ночёвки: 5027 м

2.6 Профиль и высотный графики маршрута

3. Техническое описание прохождения группой маршрута

Техническое описание прохождение маршрута, представленное нашей группой, выглядит следующим образом. Маршрут разбит для удобства восприятия и поиска информации на десять частей, в каждой из них имеется: характеристика локального препятствия, таблица с точными расчётными данными (дата и день пути, метеонаблюдения, длина пути, перепад высот, чистое ходовое время), а также текстовое подробное техническое описание. Текстовое описание разделено на описываемые участки согласно таблице. К каждому участку маршрута прилагается большое количество фотографий, иллюстрирующих прохождение нами маршрута. Так же для удобства восприятия прилагается хребтовка В.Завьялова с нанесённым маршрутом группы. В описаниях для большей информативности присутствуют фрагменты схем взаимного расположения В.Ляпина.

Описание маршрута подготовлено не только руководителем, но и участниками группы: Сергеем Науменко, Александром Маркиным и Елизаветой Овчинниковой. В соответствующих разделах указано, кто является автором данного описания. Также к основным разделам приложены рисунки локальных препятствий, созданные Елизаветой Овчинниковой.

• Высоты указаны по данным GPS и 3D геомодели «Планета Земля» от Google. В походе кроме хребтовки мы использовали карты Генштаба различных масштабов.
  • В описании присутствуют координаты для GPS в проекции WGS84 и формате «градус, минута и доля минут»
  • Понятия «правый», «левый» даются орографические, если это не указано отдельно.
  • Указанное время – это «Чистое» время движения (технической работы) без учёта времени привалов. Округлено до 5 минут для удобства расчётов.
  • Расстояние приводятся без коэффициента (к=1,2).
  • Использованы общепринятые туристские сокращения.

Cвязка перевалов Алло Южный (1Б, ос, 4244) + Промежуточный (1Б, ос, 4122)

Перевал Алло Южный (1Б, ос, 4244)

1. Расположен в западной части Фанских гор к юго-востоку от п. Москва и к северо-западу от оз. Верхнее Алло.
  2. Соединяет долину оз. Верхнее Алло (р. Зиндон) и долину р. Амшут (р. Арчамайдан).
  3. Ориентация: восток – запад.
  4. Сведения о первопрохождении: единственное упоминание в отчёте Б. Н. Драгунова 1969г.
  5. Группа туристов КП «Робинзонада» насквозь прошла перевал в походе 4 к. с. под руководством Щербакова А. А. с востока на запад 1 августа 2012г. Перевал соответствует заявленной категории трудности.
  6. Снята записка группы туристов из Литвы под руководством А. Баранского от 10 августа 2008г.

Перевал Промежуточный (1Б, ос, 4122)

1. Расположен западной части Фанских гор к юго-востоку от п. Москва и к северо-западу от оз. Верхнее Алло.
  2. Соединяет долину р. Амшут (р. Арчамайдан) и долину р. Ахмат, самостоятельного значения не имеет.
  3. Ориентация: юг - север.
  4. Сведения о первопрохождении: первопройдён группой под руководством Б. Н. Драгунова в 1969г.
  5. Группа туристов КП «Робинзонада» насквозь прошла перевал в походе 4 к. с. под руководством Щербакова А. А. с севера на юг 1 августа 2012г. Перевал соответствует заявленной категории трудности.
  6. Снята записка группы студентов ТГПИ им. Л. Н. Толстого от 31 июля 1999г., совершающих поход 3 к. с. под руководством А. В. Иванова. Перевал в записке именуется как «Дикая Роза».

Описание даётся от р. Арчамайдан до перевального цирка западнее пика Москва. Описание подготовлено Науменко Сергеем.

Техническая характеристика подходов и прохождение связки перевалов Алло Южный (1Б, ос, 4244) + Промежуточный (1Б, ос, 4122) = 1Б

Подъем по д. р. Арчамайдан до слияния с д. р. Амшут

Тр-ос склоны до 10°

2,7

1-20

Подъем под перевал Алло Ю.

+560

Ясно

Подъем от м/н до перевального взлёта Алло Ю.

Мелкая подвижная осыпь до 20°

1-05

Перевальный взлёт пер. Алло Ю.

Мелкая подвижная осыпь 15-20°

+74

Ясно

Седловина пер. Алло Ю. (1Б, 4244)

Средняя по ширине пологая ос седловина

Спуск с пер. Алло Ю., траверс на пер. Промежуточный

-122

0-15

Седловина пер. Промежуточный (1Б, 4122)

Спуск с пер. Промежуточный в направлении пер. Амшут

Подвижная осыпь до 20-25°

-102

Траверс склонов в. Амшут, подход под пер. Бородино

Подвижные мультиразмерные осыпи до 25°: каски, движение плотной группой

2-50

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 34,4 км (31,1 км в зачёт)
Ходовое время: 20 час 55 мин.
Перепад высот: 3633м (+2989/-644)

Техническое описание связки перевалов Алло Южный (1Б, ос, 4244) + Промежуточный (1Б, ос, 4122) = 1Б

На ближайшие 4 дня план такой: подняться к оз. Большое Алло, положить заброску на последнее кольцо в долине реки П. Зиндон, акклиматизироваться перед технической частью первого кольца, пройдя редко посещаемый перевал Алло Ю. (1Б), и, наконец, подойти под перевал Бородино.

Планировалось, что мы доедем примерно до слияния рек Амшут и Арчамайдан, однако, как оказалось, из-за недавних ливней сошёл сель, заградивший проезд. В итоге мы высадились на правом берегу р. Арчамайдан: (39° 14.746'С, 68° 1.882'В) - примерно за 6 км от планируемого.

1. Подъем по д. р. Арчамайдан до слияния с д. р. Амшут.
Итак, 29 июля в 3 часа дня мы начали движение по маршруту. Наш путь пролегает по хорошей грунтовой дороге, местами потерявшей целостность из-за селей.(фото 1.1, фото 1.2) Вначале переходим реку на левый берег по автомобильному мосту, а уже совсем рядом с притоком переходим второй раз, по пешеходному. Здесь дорога переходит в натоптанную тропу, которая с малым набором уходит вверх вдоль притока Амшут. (фото 1.3)

Прошли 5,9км Набор +55м Ходовое время 1:50

2. Подъем по д. р. Амшут до слияния с р. Зиндан и далее по р. Зиндан до оз. Сарыкуль.
Решаем дойти сегодня до оз. Сарыкуль и там встать на ночёвку. Это чуть ближе, чем планировалось, но сегодня обстоятельства были против нас. Продолжаем движение по правому берегу р. Амшут. Хорошая тропа, пересекаемая осыпями, на чуть более крутых (до 20°) участках вьётся серпантином. (фото 1.4, фото 1.5) После очередного серпантина тропа выводит нас к броду через реку. Вернувшись спустя несколько минут на правый берег уже в новом месте, по тропе движемся в сторону слияния р. Амшут и р. Зиндан, недалеко от которого тропа переходит на правый берег реки больше похожей здесь на ручей Зиндан. Сразу после пересечения ручья тропа уводит вверх по мелкоосыпному склону (до 15°). По ходу пути тропа переходит в серпантин (фото 1.6), с которого мы выходим на травянистый склон (до 10°). Двигаясь исключительно по тропе, ещё два раза переходим уже более полноводную р. Зиндон и опять по правому берегу входим в ущелье р. Зиндон. Здесь тропа уже ведёт нас по малоподвижным мелким и средним осыпям. Доходим до оз. Сарыкуль и в 19:50 встаём на ночёвку на полянках чуть выше по долине. Травянистые полянки, пологие ровные. Есть место под несколько палаток, воду берём из реки. (39° 12.010'С, 68° 4.563'В 2405м) (фото 1.7)

Прошли 5км Набор +675м Ходовое время 2:55
Итого за день: Прошли 10,9км Набор +730м Ходовое время 4:45
Сегодня мы планируем подняться к оз. Большое Алло и положить заброску в долину р. П. Зиндон.

3. Подъем по урочищу Зиндан до западной оконечности оз. Б. Алло.
30 июля подъем в 5:00, выход в 6:15. Продолжаем движение по тропе, ведущей меж осыпей и камней по правому берегу. По ходу движения тропа мигрирует на левый берег, обходя прижимы и разлив реки, затопляющий дно долины. Идём поверху местами по тропе, проходящей меж крупной осыпи. Как только появляется возможность, спускаемся к берегу реки и, найдя тропу, движемся сначала по левому, а потом по правому берегу. Появляются травянистые пятна-поляны, на которых видны следы недавних ночёвок: костровища и, иногда, мусор. (место возможной ночёвки: 39° 12.388'С, 68° 5.270'В, 2500м) П. Зиндон скрывается в осыпи, и мы начинаем подъём к урочищу Зиндан. (фото 1.8) Мелкая осыпь уклоном в 10-15° проходится нами по тропе, серпантином поднимающейся к выполаживанию, на котором осыпь сменяется травянистым участком. (фото 1.9, фото 1.10) А он уже выводит нас на перемычку, с которой открывается вид на оз. Б. Алло. (фото 1.11)

Прошли 5,1км Набор +795м Ходовое время 3:25

4. Обход озера Б. Алло до мест стоянок.
Купаемся, перетасовываем рюкзаки, чтобы часть группы, которая отправляется с заброской в долину реки П. Зиндон, смогла выйти как можно раньше. В 13:20 начинаем обходить озеро слева по ходу по нагромождению валунов. Местами на камнях видна древняя маркировка (жёлтая краска или что-то подобное), местами сложены малые туры, но это не сильно облегчает путь. Вдоволь напрыгавшись, выбираемся на тропу, пересекающую осыпной склон, обходящий прижимы скал к озеру поверху. Тропа кончается на северном берегу озера на травянистой поляне поросшей колючками и малопригодной к ночлегу. Спускаемся с неё к берегу озера, где на удобной площадке встаём на ночёвку. (39° 12.562'С, 68° 7.961'В, 3150) (фото 1.12)

Прошли 1,2км Сброс -50м Ходовое время 0:50

5. Заброска в долину р. П. Зиндон до выс. 3520.
Пообедав, половина группы выходит вверх по долине реки П. Зиндон по тропе, поднимающейся по правому борту долины. Осыпной склон сменяется травянисто-осыпным. После сточного озера движение происходит по правому берегу по тропе. Дойдя до выс. 3520 закапываем заброску под большим камнем и возвращаемся обратно в лагерь.

Прошли 6,6км (3,3км в зачёт) Набор/сброс 370/370 Ходовое время 3:30.

Итого за день: 12,9км (Прошли 9,6км в зачёт) Набор/сброс +1165м/-420м Ходовое время 7:45

Планируем подняться как можно выше под перевал Алло Ю.

6. Обход озера Б. Алло по северной оконечности до впадения р. Л. Зиндон.
Вчера был насыщенный день, и мы позволяем себе поспать подольше. Пока собираемся, Я (Сергей) отправляюсь разведать проход по поясу бараньих лбов, с северо-востока ограничивающего озеро Б. Алло. Выходим в 8:00, продолжая обходить озеро слева по ходу. По склону, с севера спускающегося к озеру, идёт тропа, которая вначале медленно набирает к плитам, там теряясь, а потом продолжается после бараньих лбов. Поднявшись по тропе, выходим на скальные наклонные плиты и аккуратно проходим по ним, держась ближе к бараньим лбам. Прохождение осложняется мелкими камнями, усыпающими плиты и ухудшающими сцепление. (фото 1.13, фото 1.14,)

Прошли 0,8км Набор +30 Ходовое время 0:25

7. Подъем по д. р. Л. Зиндон до оз. В. Алло.
После пояса тропа возобновляется траверсом по мелко осыпному подвижному склону до 20°. (фото 1.15) Примерно за сотню метров до впадения реки Л. Зиндон тропа выводит нас в долину, по которой мы поднимаемся к озеру В. Алло. Долина полого набирает, перемежаясь галечными полями, покрывающими пойму р. Л. Зиндон, и моренными валами. (фото 1.16) Перейдя по кладям реку впадающую озеро В. Алло, приваливаемся перед взлётом долины, которая выводит к перевалу Алло Ю.. (фото 1.17)

Прошли 2,7км Набор +230 Ходовое время 1:20

8. Подъем под перевал Алло Ю.
Долина, по которой мы поднимемся, спускается в долину р. Л. Зиндон чуть выше озера, с левого борта. Поднимаемся влоб, обходя редкие выходы бараньих лбов, преимущественно прижимаясь к левому борту. (фото 1.18) Травянисто-конгломератно-осыпной склон сменяется средне-мелкой подвижной осыпью за переход. Впереди спускающаяся долина чуть поворачивает. (фото 1.19) Незадолго до изгиба напротив небольшого отрога по левому берегу устраиваемся на обед. Напротив нас небольшой снежник, из-под которого течёт ручей. Неспеша отобедав, продолжаем движение прежним курсом – вверх по долине, придерживаясь 2ой четверти склона. Ещё один переход, и набранная высота принуждает нас остановиться на ночлег. (фото 1.20, фото 1.21) Находим относительно пологий участок и, немного потрудившись над его разгребанием и выравниванием, встаём на ночёвку (39°10.723'С, 68°7.799'В 3970м). За водой приходится ходить к ручью, вытекающему с левобережного снежника. Перед ужином наименее акклиматизированные участники для улучшения высотной пилы поднимаются метров на 100.

Прошли 2,1км Набор +580 Ходовое время 1:50
Итого за день: 5,6км Набор/сброс +840м/ Ходовое время 3:35

Сегодня мы собираемся подняться на перевал Алло Ю. (1Б), далее траверсом взойти на перевал Промежуточный (1Б) и, пройдя неприятный траверс склонов в. Амшут, подойти под перевал Бородино (2А).

9. Подъем от м/н до перевального взлёта Алло Ю.
День предстоит не из простых, подъем ранний. Выдвигаемся в 6:00 в направлении перевала Алло Ю. Примерно за переход подходим под перевальный взлёт, двигаясь вверх по долине и постепенно забирая налево по ходу. Средне-мелкая осыпь сменяется небольшим участком крупной осыпи, выводящей непосредственно к взлёту.(фото 1.22)
Прошли 0,6км Набор +200 Ходовое время 1:05

10. Прохождение перевального взлёта перевала Алло Ю.
Перевальный взлёт выражен слабо и представляет собой 15-ти градусный склон покрытый мелкой осыпью и такими же мелкими осколками пластинчатых (сланцевых) скал. Поднимаемся, пересекая склон с права на лево по ходу движения, в направлении седловины, которая расположена левее, где кончается пологий гребень. (фото 1.23, фото 1.24, фото 1.25)

Прошли 0,3км Набор +74 Ходовое время 0:25

11. Седловина перевала Алло Южный (1Б, 4244) (39° 10.451'С, 68° 7.525'В)
В 8:30 постепенно собираемся на седловине перевала. Седловина широкая, осыпная. Местами выходы сильно разрушенных скал. Готовых площадок под палатки нет, как нет и воды в каком-либо виде. Ночёвка по-нашему мнению проблематична, однако, если приспуститься буквально на 30 метров в сторону перевала Промежуточный, есть небольшие площадки и снежники. (фото 1.26)

12. Спуск с пер. Алло Ю., траверс на пер. Промежуточный.
В 9:30 начинаем спуск в сторону перевала Промежуточный. Спустившись с перевала, уходим левее по ходу и, не теряя высоту, выбираемся на перемычку. Весь путь проходит по подвижной средне крупной осыпи, местами сменяющейся выходами разрушенных скал. Наклон немного увеличивается по мере прохождения траверса. (фото 1.27, фото 1.28, фото 1.29)

Прошли 0,5км Сброс -122 Ходовое время 0:15

13. Седловина перевала Промежуточный (1Б, 4122) (39° 10.277'С, 68° 7.289'В)
В 10:15 выходим на очень широкую пологую осыпную седловину. (фото 1.30) Готовых мест под палатки нет, воды тоже нет. С седловины открывается панорама нашего будущего траверса, виден будущий наш первопроход: перевал Бородино. (фото 1.32) Промежуточный - обзорный перевал, ночёвка на котором весьма проблематична.

14. Спуск с пер. Промежуточный в направлении пер. Амшут.
В 11:15 начинаем спуск с перевала на юг. После «перевала хоббитов» уходим резко вниз, спускаясь к завалам. (фото 1.31) Южный склон перевала представлен мелкой подвижной осыпью крутизной 20-25° – «лифтом». Камнеопасно, движемся в касках плотной группой, уходя левее по ходу движения.

Прошли 0,4км Сброс -102 Ходовое время 0:15

15. Траверс склонов в. Амшут, подход под пер. Бородино.
Вдоволь напрыгавшись по глыбам, проходим завалы и выходим на траверс склонов в. Амшут. Начинаем мы сразу под отрогом, логически разделяющим седловины перевалов Амшут Верхний и Амшут. Стараемся двигаться с минимальным набором высоты, выходя на отрог, являющийся продолжением плеча в. Амшут и ограничивающий бассейн р. Амшут. Сложность этого участка обусловлена большой подвижностью осыпи, покрывающий конгломерат, из которого сложены склоны крутизной до 25°. Местами осыпь представлена завалами крупных обломков, что, в свою очередь, тоже осложняет прохождение. Вода встречается в двух местах: пересыхающий ручей, стекающий с перевала Амшут, и второй ручеёк, текущий под самым выходом на отрог. Высокая камнеопасность, движемся аккуратно, плотной группой. На последней трети траверса сказывается усталость – весь траверс проходится, что называется, «на левую ногу». Отдохнув на перемычке, доходим под перевал Бородино. Крутизна склона уменьшилась, а конгломерат сменился мелкой осыпью средней подвижности. Ночуем (39° 8.986'С, 68° 8.315'В 4070м) на осыпи, найдя ровную площадку возле ручья, устланную мелкими камнями. (фото 1.31, фото 1.32, фото 1.33, фото 1.34)

Прошли 3,2км Сброс -0 Ходовое время 2:50

Итого за день: 5,0 км Набор/сброс +274м/-224 Ходовое время 4:50

Выводы:

1. Посещение озера Б. Алло – одного из самых живописных Фанских озёр, которое было приоритетным при построении маршрута, полностью оправдалось.
  2. Заброска в долину реки П. Зиндон позволила той части группы, для которой этот поход первый в сезоне, акклиматизироваться, а всем нам выйти на траверс Дон-Мирали с минимальным весом.
  3. Связка перевалов Алло Ю.-Промежуточный является хорошей альтернативой перевалам Амшут – менее трудоёмкая и достаточно логичная. Перевал Алло Ю. – невысокая несложная 1Б, возможна, в том числе, и как первая 1Б в походах 2кс. Перевал Промежуточный – красивая обзорная перемычка, дополняющая перевал Алло Ю.
  4. Прохождение связки перевалов позволило обновить информацию о данных перевалах. Доступные сведения об этих перевалах мы нашли только в отчёте Б. Н. Драгунова от 1969г.
  5. Расположен в южной части Фанских гор, западнее пика Москва(5046м).
  6. Соединяет д.р.Ахмат(д.р.Арчамайдан) с д.р.Москва(д.р.Арчамайдан)
  7. Ориентация: север – юг.
  8. Характер: с севера ледовый, с юга осыпной. Перевал односторонний: определяющая сторона с севера.
  9. Сведения о первопрохождении: нашей группой совершено первопрохождение перевала. Перевал назван в честь 200-летия бородинской битвы состоявшейся 26 августа (7 сентября по старому календарю) 1812 года.
  10. Перевал первопройден группой туристов КП «Робинзонада» в походе 4 к.с. под руководством А.А.Щербакова с севера на юг 2 августа 2012г.

Пер.Бородино(п/п,2А,лд-ос,4432)

Описание ведется от перевального цирка западнее пика Москва до впадения р.Москва в р.Пушноват.

Описание подготовлено Александром Щербаковым

Технические характеристики подходов и прохождения пер.Бородино(п/п,2А,лд-ос,4432)

Подход под пер.Бородино из цирка западнее пика Москва

Прохождение каньона р.Москва(1Б) до скальной ступени

-170

1-10

Общая протяженность пути без коэффициента: 4,7 км. Ходовое время: 8 часов 55 минут. Перепад высот: 1544 м (+412/-1132)

Техническое описание пер.Бородино(п/п,2А,лд-ос,4432)

1. Подход под пер.Бородино из цирка западнее пика Москва. (фото 2.1, схема 2.1, фото 2.2, )
Место ночлега где мы оказались после прохождение связки перевалов Алло Ю. и Промежуточный располагалось на дне осыпного цирка западнее пика Москвы (39° 8.986'С 68° 8.315'В, 4020м). Удобные галечные площадки, ручей, открывается вид на стены пика Москва (фото 2.3) и пер.Олимпийский (фото 2.4). С бивуака отлично просматривается перевал и путь подъема на него (фото 2.5). Перевал находится правее по ходу от безымянного пика 4469, который находится в плече пика Москва. Вначале по моренным валам необходимо подойти к леднику. Выйдя на открытый ледник, приблизится к перевальному взлету (фото 2.6). Не стараемся выходить очень рано, так как солнышко придет на склон из-за его экспозиции очень поздно. Выход в 7.10. За 15 минут преодолеваем моренные нагромождения и выходим на край открытого ледника стекающего с пер.Бородино. Обвязки, кошки, каски. Так как перевальный взлет очень широкий, дальнейшее движение по открытому леднику (до 20°) производим к месту начала предполагаемого подъема (левый край ледового зеркала). За 40 минут проходим пологую часть ледника (фото 2.9). Набрав 200 м собираемся на большом каменном выступе посредине льда внизу перевального взлета.

2. Перевальный взлет пер.Бородино
Перевальный взлет (Рисунок 2.1) очень широкий снежно-ледовый. Ограничен слева по ходу скалами безымянного пика 4469, а справа - разрушенным скально-осыпным гребнем. Путь по левому краю, около скал, более логичен, так как выводит непосредственно на перевал. Но отдельно лежащие крупные валуны и темные грязные участки льда, «говорят» что этот путь камнеопасен. Поэтому принимаем решение подняться по центру перевального взлета, по ледовому зеркалу (фото 2.10, фото 2.11), а потом по гребню выйти на седловину. Еще 50м набираем в связках с одновременной страховкой, а далее вешаем перила (фото 2.7).

1-ая веревка: первая станция на ледорубе. 45 метров (35°) до открытого льда на начале ледового зеркала (фото 2.8). Первый с нижней страховкой и рюкзаком. Вторая станция на ледобурах.

2-ая веревка: 40 метров по ледовому зеркалу до 40°. Первый без рюкзака с инструментами, 3 промежуточных бура. Лед местами очень тонкий и вкрутить бур на всю длину не везде удается. Также из под идущих наверх участников иногда пластами сходят ледовые куски. Станция на ледобурах.

3-ая веревка: 50 метров по закрытому снегом льду до 35°. Первый с рюкзаком, один промежуточный бур. Станция на ледорубах.

Дальнейшее движение в связках с одновременной страховкой (фото 2.12). Склон правее по ходу кажется нам более пологим, и мы выходим на гребень западнее (дальше от истинной седловины). Гребень средней ширины сложен осыпями и скальными обломками. С севера склон гребня лд-сн, с юга – мелкоосыпной. На гребне развязываемся, отдыхаем и плотно перекусываем. Чувствуется высота. Через 15 минут движения по гребню (фото 2.13, фото 2.15) выходим на невыраженную седловину пер.Бородино. Всего на техническую работу при подъеме на перевал затратили 5 часов.

3. Седловина пер.Бородино(п/п,2А,4432).
Седловина (фото 2.17) мелкоосыпная средней ширины, ночлег возможен, но комфортабельным не будет.(39°8.517'С 68°8.742'В 4432м). Снег и лед на северном перевальном взлете, но в малоснежный год, скорее всего его не будет. Седловина слабовыражена, находится в месте примыкания гребня разделяющего д.р.Москва и д.р.Хохт, то есть спуск в обе эти долины можно начать непосредственно с нее. С седловины видно место нашего ночлега и путь подъема на перевал (фото 2.14). Так же виден пер.Москва (фото 2.16). Вдалеке виднеется массив в.Пушноват (фото 2.18) и наш следующий пер.Седло Пушноват Ю. Сложили массивный тур, положили записку о первопроходе перевала.

4. Спуск с пер.Бородино в сторону д.р.Москва начинаем в 16.00. Движемся по мелкоосыпному гребню, разделяющему д.р.Москва и д.р.Хохт к седловине пер.Дзержинец(Обходной). Перед седловиной пер.Дзержинец уходим вниз по мелкоосыпному склону до 25° в д.р.Москва. Спускаться очень удобно: осыпь - «лифт». За 15 минут спустились на высоту 4260м сбросив почти 200м, здесь заснеженное русло истока правого главного притока р.Москва. (фото 2.19, схема 2.2)

связки перевалов Алло Южный (1Б, ос, 4244) + Промежуточный (1Б, ос, 4122)
Прямо по руслу главного правого притока вначале не спускаемся, так как из описаний знаем о небольшом каньоне, в который уходит русло. Пересекаем заснеженное русло на левый берег притока и движемся по осыпным склонам вниз, немного забирая налево. На высоте 3950м долина выполаживается, и мы возвращаемся в заснеженное русло реки. Уклон небольшой, но все же до высоты 3710 нам удается медленно проехать глиссером. Здесь, на левом берегу реки, встречаются оборудованные места под палатки, очень логичное место для ночлега при преодолении основного каньона р.Москва. За 40 минут сбросили 550 метров.

6. Прохождение каньона р.Москва(1Б) до скальной ступени.
На высоте 3700 д.р.Москва резко сужается, а ее уклон значительно возрастает. Отсюда до впадения в р.Пушноват р.Москва зажата в скально-осыпном каньоне с крутыми конгломератными склонами. В 17.20 переходим реку по снежному мосту на правый берег и немного пройдя вниз возвращаемся вновь на левый, так как на пути небольшой скальный уступ. С правого берега стена, а вот по левому осыпные полки. Скальный уступ преодолеваем с гимнастической страховкой. Дальнейшее движение производим по осыпным и конгломератным склонам левого берега (фото 2.20, фото 2.21). Уклон на этом участке до 40°, двигаться сложно. Движемся плотной группой, так как вылетающие из под ног камни стремительно обрываются вниз. За 55 минут сбрасываем по каньону 170 м и выходим к узкому прижиму на высоте 3510м. Вариантов дальнейшего спуска у нас три: прямо по руслу по узкому скальному прижиму, перейти на правый берег с дальнейшим траверсом конгломератных склонов или же искать пути прохода через осыпную перемычку левого борта долины. Описание у нас имеется, но указанный вариант траверса склонов правого борта нас немного пугает, так как крутой конгломератный склон проходит над скальной ступенью обрывающейся в реку. Производим разведку других вариантов. Путь вниз по руслу возможен, но дюльфером в 10м в струе воды. К осыпной перемычке левого борта ведет явная тропа. Углубленная разведка этого пути спуска не дала обнадеживающих результатов: везде скальные сбросы. Итог: спуск будем производить по конгломератным склонам правого борта. К окончанию разведок начало смеркаться. Решаем ночевать на осыпной перемычке левого борта. В 19.30 организуем лагерь. На осыпной перемычке (39° 7.434'С 68° 8.934'В 3540м) имеются несколько небольших мест под палатки, но так как тепло, ставим тент и ночуем под ним.

7. Обход скальной ступени каньона по правому борту долины, спуск до слияния с р.Пушноват.
Утром просматриваем оставшийся вариант спуска траверсом правого борта. Он уже не кажется страшным, видимо из-за другой освещенности склонов. Спускаемся с осыпной перемычки обратно к реке и переходим ее по валунам. Далее траверсом дотошно выбивая ступени в конгломератном склоне (до 40°) проходим над скальной ступенью. По осыпям траверсом направо вниз под скальным отрогом гребня спускаемся к р.Москва ниже ее каньона. Здесь переходим по кладям реку на левый берег и продолжив движение вниз по нему выходим на травянистые луга немногим выше слияния с р.Пушноват (фото 2.22). От осыпной перемычки сбросили 240м за 1 час 10 минут. Дальнейший наш путь лежит вверх по д.р.Пушноват к пер.Седло Пушноват Ю.

Выводы:

1. Первопрохождение перевала Бородино очень логично включено в наш маршрут, так как позволило нам в акклиматизационной части маршрута избежать длинных переходов по долинам при перемещении к массиву в.Пушноват. Так же группа хорошо технически «размялась» при прохождении перевала, что положительно повлияло на скорость прохождения следующего перевала Седло Пушноват Ю.

2. Перевал Бородино красивая 2А. Особенно логичен при прохождении в связке с пер.Москва(1Б). Удобен для подходов к пику Москва, для восхождения с запада по маршруту 2А к.т.

Перевал Седло Пушноват Ю.(2Б,ск-лд,4263)

1. Расположен в южном отроге Фанских гор.
  2. Соединяет долины рек Пушноват(д.р. Арчамайдан) и Чапдара Ю.(д.р.Казнок).
  3. Ориентация: запад-восток.
  4. Сведений о первопрохождении не найдено. Отмечен на схемах В.Ляпина. Прохождение перевала в режиме первопрохода.
  5. Нашей группой совершено сквозное прохождение с запада на восток. Данный путь соответствует 2Б к.т. По характеру с запада ледовый, с востока скальный, обе стороны технически интересны. Перевал удобный путь из д.р.Пушноват в д.р.Казнок. Рекомендуем его к прохождению.
  6. Перевал пройден группой туристов КП «Робинзонада» в походе 4 к.с. под руководством А.А.Щербакова с запада на восток 4 августа 2012г.
  7. 7.В туре обнаружена записка группы туристов КТУ(С-Петербурга) совершающих поход 3 к.с. от 20 августа 2011года под рук.Лобанова А.С. Группа поднялась на перевал с перевала Седло Пушноватый С. по гребню.

Описание дается от слияния р.Москва с р.Пушноват до оз.Искандеркуль

Описание подготовлено Александром Маркиным.

Технические характеристики подходов и прохождения: пер.Седло Пушноват Ю.(2Б,ск-лд,4263)

Подход под перевал Седло Пушноват Ю. по д.р.Пушноват от устья р.Москва

Тр-ос склоны до 20°, снежник до 20°

+700

Ясно

Подход под перевальный взлет пер.Седло Пушноват Ю.

Закрытый ледник до 20°. Кошки, одновременное движение в связках.

1-10

Перевальный взлет пер.Седло Пушноват Ю.

Ледовые склоны 35- 60°: 150м перил. Кошки, каски, ледорубы, ледобуры.

+183

3-10

Седловина
пер.Седло Пушноват Ю(2Б,ск-лд,4263)

Широкая пологая снежная седловина, небольшой карниз

Облачно, снег, дождь

Прохождение поясов бараньих лбов на спуске с пер.Седло Пушноват Ю.

-163

Тр-ос склоны, вьючные тропы

-370

Ясно

Спуск по р.Казнок(Арг) до конгломератных прижимов по правому борту.

Тр-ос склоны, вьючные тропы.

3,1

-220

2-40

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 29,1 км
Ходовое время: 18 час 45 мин.
Перепад высот: 3026м (+963/-2063)

Техническое описание пер.Седло Пушноват Ю.(2Б,ск-лд,4263)

Информации о прохождении данного перевала найти не удалось. Есть несколько описаний пер.Седло Пушноват С. В частности описания группы туристов под рук.Лобавнова 3к.с. 2011г. Ими был пройден перевал Седло Пушноват С. и с него осуществлен траверс гребня до пер.Седло Пушноват Ю. и проведена фоотосъемка. Основываясь на этих данных, мы готовились к прохождению данного перевала в режиме первопрохода.

Описание ведется от слияния р.Москва и р.Пушноват. Координаты: 39° 7.104'С 68° 9.034'В

1. Подход под перевал Седло Пушноват Ю. (схема 3.1)
Пройдя каньон Москва, мы должны были за сегодняшний день подойти под пер.Седло Пушноват Ю. и провесить первые веревки. Подъем до самого перевала трудностей не представляет. В 10:00 начали подъем по правому берегу р.Пушноват по травянисто-осыпным склонам(фото 3.1). Через переход травянистые склоны заканчиваются, начинаются морены местами с подъемами до 20°(фото 3.2). Затрачивая еще около 2 часов ч.х.в., подходим к снежникам от которых хорошо просматривается оба перевала. Подъем по снежникам, так же не представляет сложностей, возможны места обхода по осыпям. Затрачивая еще 1:30 времени, поднимаемся под перевалы Седло Пушноват. Здесь есть несколько удобных мест (39° 6.752'С 68° 10.674'В, высота 4043) (фото 3.2.1), чтобы организовать ночевку, вода из ручья, который стекает из ледника. Часть группы организовывает бивуак и начинает заниматься приготовлением ужина, другая уходит вешать первые перила на перевал. Общее время подъема под перевалы заняло 4 часа ч.х.в., около 16:00 мы начали устанавливать палатки(фото 3.3). Погода на протяжении всего дня была ясная.(фото 3.4).

2. Подход под перевальный взлет пер.Седло Пушноват Ю.
В 7 утра начинаем подъем к перевалу(схема 3.1). Подход под перевальный взлет снежно-ледовый по закрытому леднику без трещин с углом наклона до 20°(фото 3.5). На леднике лежат мелкие и средние камни, падающие сюда с осыпного правого борта долины. Подъем осуществляем в кошках с одновременной страховкой. В 8:40 группа начинает подъем по первой веревке, провешенной накануне на перевальный взлет.

3. Перевальный взлет пер.Седло Пушноват Ю
Перевальный взлет (рисунок 3.1) представляет из себя «огромный ледяной горб». На верху горба находится широкое снежно-ледовое плато, от которого путь идет к самому перевалу (фото 3.2.1). «Ледяной горб» протяженный и имеет различные углы наклона, вплоть до почти вертикальных°. Мы приняли решение подниматься по левой стороне ледяного склона возле скального отрожка (фото 3.6). Там где уклон и расстояние подъема меньше, чем на центральной части, и подъем выглядел более безопасный. На правой стороне лед темный и много камней – есть вероятность камнепада. Вечером вчерашнего дня провесили одну веревку перил к началу перевального взлета и еще одну по самому крутому участку до 60°(фото 3.7). Лед более крепкий, чем на пер.Бородино, промежуточные точки через 5 м. Промежуточные точки и станции на бурах, вкручиваются надежно. Использования двух инструментов облегчает подъем. Вторую веревку направили чуть правее относительно нижней станции, чтобы падающий лед не задевал страхующего. На второй веревке лед с небольшими трещинами, микрорельеф облегчает лазанье(фото 3.8). Верх второй веревки выполаживается. Третья веревка прямо вверх до 40° выводит на ровное плато перевального цирка(фото 3.9). Общее время на провешивания веревок заняло 2 часа первого дня и 1:30 на следующий день. Подъем всей группы по трем перилам занял около 3 часов. Дальнейшее движение производим в связках с одновременным движением по закрытому леднику(фото 3.10), (фото 3.11). Подъем производим левее по ходу в сторону ярко выраженного понижения, где находится пер.Седло Пушноват Ю.(фото 3.12). Через 15 минут мы на седловине.

4. Седловина пер.Седло Пушноват Ю(2Б,4263).
Седловина широкая, пологая, снежная седловина, которая обрывается небольшим карнизом в сторону д.р.Чапдара Ю. Открывается вид на массив в.Большая Ганза. Так же красивый вид в сторону п.Москва, в.Сахарная голова, виден пройденный нами пер.Бородино (фото 3.13, фото 3.14, фото 3.15). Погода немного ухудшилась, небо заволокло снежными тучами(фото 3.16). Снимаем записку группы туристов КТУ(С-Петербурга) совершающих поход 3к.с. от 20 августа 2011года под рук.Лобанова А.С., которые посетили перевал по гребню с пер.Седло Пушноват С. Делаем фотографию группы и начинаем спускаться в сторону д.р.Чапдара Ю.(фото 3.17) Время начала спуска 12:50.

5. Прохождение поясов бараньих лбов на спуске с пер.Седло Пушноват Ю. (рисунок 3.2)
В сторону д.р.Чапдара Ю. спуск проходит по поясу бараньих лбов, переходящий в снежники и осыпные склоны(фото 3.18). Обходим карниз со стороны ближе к в.Пушноват и просматриваем путь спуска. Начало спуска - это гладкие и скользкие бараньи лбы. Движение по ним не очень удобно и доставляет значительные трудности. Решаем спускаться в связках с попеременной страховкой(фото 3.19). Первые метры спуска около 30°, ниже доходят до 50°. Пошел снег, дождь, что усложнило спуск. Через некоторое время появляются более крутые склоны, где решаем организовать страховку через промежуточные точки, для этого используем френды. С попеременной страховкой спускается каждая связка, последний спускается с нижней страховкой. Через 2 часа 30 минут спускаемся к снежнику длиной около 50 метров и до 35°. Можно было бы спуститься и без перил, но снежник снизу заканчивается нижним поясом бараньих лбов. Организовываем станцию на ледорубах и производим спуск, после прохождения верхнюю станцию сдергиваем ледорубным крестом(фото 3.20). Нижний пояс бараньих лбов обходим слева по ходу, по подвижной осыпи до 30°. Пояс бараньих лбов заканчивается и склон укрыт снежником 20°. На спуск с седловины до снежников у нас ушло около 3 часа 30 минут ч.х.в. Пояс бараньих лбов составляет значительную сложность на спуске и требует внимательного движения в связках с попеременной страховкой и наличием промежуточных точек(фото 3.21, фото 3.22).

6. Спуск в д.р.Чапдара Ю.
Дальше на спуске начинаются снежники до 20°. Движемся по ним с самостраховкой. Погода по-прежнему пасмурная. Через 15 минут глиссера снежники заканчиваются, начинаются осыпные склоны левого борта долины(фото 3.23). Стоит отметить, что в долине есть еще один пояс бараньих лбов, который обходится по осыпям левого борта долины. Через переход выходим на травянисто-осыпные склоны, где просматриваются скотоводческие тропы.

7. Спуск по д.р.Чапдара Ю. до выс. 2960 проходим в быстром темпе. Тропа хорошо видна. Через полчаса встречаем пастуха со стадом баранов. Пригашает в гости, угощает чаем и хлебом. Решаем приготовить рядом с кошем обед. Пастух показывает, как идет тропа, рассказывает, как лучше пройти. Спускаем еще ниже по тропе, которая постоянно идет по левому берегу реки. С начало удаляясь от нее и идя выше, здесь сложно организовать ночевку из-за отсутствия воды и неровных склонов. Затем, спускаясь ниже, долина выполаживается и тропа приближается к реке. На высоте 2960м у реки галечное поле. Река имеет широкое русло, рядом много ровных мест под палатки. Здесь решаем организовать ночевку(39° 5.721'С 68° 13.662'В). Этот участок у нас занячл 2 часа ч.х.в. В 20:20 часов ставим лагерь и начинаем готовить ужин. Погода улучшилась, на небе много звезд. План на завтра спуститься к оз.Икандеркуль и остановиться в т/б.Ворзоб.

8. Спуск по д.р.Чапдара до слияния с р.Казнок.
Утром встаем рано, все в большом желании быстрее оказаться на турбазе. Погода солнечная, ясная, жарко. Спуск до р.Казнок проходит по правой стороне р.Чапдара. Мост находим чуть ниже по течению от места ночевки(фото 3.24). Спуск проходит по травянисто-осыпным склоном, по хорошо протоптанной тропе(фото 3.25, фото 3.26). После снежного моста, правый склон становится более крутым. Возможно два варианта, пройти по гребню и спуститься дальше, или же перейти на другой берег. Мы выбираем второй. Находим самое удобное место для перехода вброд. Левый склон осыпной, но более приятный. Через некоторое время появляются деревья, движение не составляет труда. Впереди виднеется р.Казнок. Общее время затраченное нами на спуск составило 2 часа.

9. Спуск по р.Казнок (Арг) до конгломератных прижимов по правому борту.
Движемся по правому берегу р.Казнок. По описанием многих групп тропа должна переходить на левую сторону р.Казнок по мосту. Но мы, к сожалению, этот мост «прозевали», а брод реки здесь требует подготовки. Мы пошли прямо по правому берегу. Сначала тропа идет по травянистым берегам среди деревьев. Иногда она пересекает осыпи. Затем оказываемся выше реки на склонах до 35°. Единственный путь это траверсировать их.

10. Траверс конгломератных прижимов правого борта д.р.Арг.
Склон конгломератный, мелкая осыпь на нем очень подвижна(фото 3.27). Движемся плотной группой, местами выбивая ступени в склоне. Через 300 метров склон выполаживается и начинается спуск к речке. Спускаемся к мосту ведущему с левого берега реки, это видимо то место, где мы должны были вернуться обратно(фото 3.28). На преодоление неудобного склона у нас ушло 35 минут.

11. Спуск по д.р.Арг до слияния с р.Сарытаг
Спуск проходит по тропе по травянистым долинам реки Казнок (фото 3.29). Путь явно просматривается, тропа не теряется. Через час группа подошла к слиянию с р.Сарытаг (фото 3.30).

12. Слияние р.Арг и р.Сарытаг – т/бВарзоб.
От поселка Сарытаг до турбазы идет грунтовая дорога. В некоторых местах дорожный серпантин сокращаем по тропам (фото 3.31). Движение по дороге не утомительно, виды открывающиеся на оз. Искандеркуль, завораживают. В 19 часов группа прибыла на т/б Варзоб, где нас ждала заброска и день дневки, чему все были очень рады. Ходовое время 2 часа 40 минут.

Выводы и рекомендации:

1. Перевал Седло Пушноват Ю. хорошая 2Б, рекомендуем его для прохождения., перевал интересен свой крутой ледовой частью и умеренно сложной работой на бараньих лбах. При подъеме первый получит массу работы инструментом. А скальный спуск оставляет место для тактических маневров и командной работы в свзяках.

2. Мы постарались пройти перевал как можно безопаснее, так как не имели качественного представления о нем. Отразили в описании подробно пройденный путь. Данный перевал открывает новый интересный вариант пути из д.р.Пушноват в д.р.Арг.

Перевал Каньон Серима(2Б,ск-ос,2760)

1. Расположен в среднем течении р.Серима(р.Искандарья), в западном отроге пика Мученики(3829), в южной части Фанских гор.
  2. Самостоятелного значения не имеет. Не является точкой водораздела, то есть вообще не является перевалом. Это локальное препятствие названо перевалом, для акцента внимания на трудность прохождения каньона р.Серимы.
  3. В переводе с узбекского языка «Серима» означает «ненасытная».
  4. Сведения о первопрохождении: первое прохождение совершенно группой туристов турклуба «Вестра» (Москва) под руководством А.В.Джулия в походе 6 к.с. в 2003 г.
  5. Нешей группой совершено второе прохождение перевала. Перевал пройден от оз.Искандеркуль в верховье д.р.Серима.
  6. Перевал пройден группой туристов КП «Робинзонада» в походе 4 к.с. под руководством А.А.Щербакова с севера на юг 11 августа 2012г.

Описание ведется от оз.Искандеркуль до верховьев д.р.Серима.

Описание подготовлено Александром Щербаковым

Технические характеристики подходов и прохождения пер.Каньон Серимы(2Б,ск-ос,2760)

Тропа по тр-ос склонам до 10°

Тропа по тр-ос и конгломератным склонам до 15°

+280

1-40

Общая протяженность пути без коэффициента: 5,5 км. Ходовое время: 25 часов 55 минут. Перепад высот: 840м (+840)

Техническое описание пер.Каньон Серимы(2Б,ск-ос,2760)

Прохождение каньона Серимы было включено нами в нитку маршрута из разных побуждений.
Во первых: д.р.Серима самый короткий путь от оз.Искандеркуль к массиву Б.Ганзы, огромная доля маршрутов по Фанским горам включает посещение этого массива и озера последовательно. В настоящее время для обхода каньона р.Серима большинство групп используют различные комбинации простых перевалов: Норват, Линкор, Сурх, Биоб. До этого похода я уже несколько раз был в Фанах и проходил некоторые из этих вариантов обхода каньона. В этот же раз очень захотелось посмотреть что же это за «зверь» Серима. Почему его все обходят стороной? Информация о каньоне почти отсутствует, а единственное описание первопроходцев включает всего несколько фотографий технической работы и общих видов долины. Общедоступные космические снимки на этот участок низкокачественные, и разглядеть на них нам ничего полезного не удалось. Единственным подсказчиком, которому мы доверяли была Хребтовка В.Ляпина. На ней в левом борту каньона виднелся проход между скальных сбросов. Правда еще карта сатирически сообщала, что ближайшими вершинами к каньону являются пики Мучеников и Голгофа…

Во вторых воспоминания о ранее прошедших каньонах в других маршрутах участниками нашей группы (каньон р.Коксай в Джунгарском Алатау и каньон р.Джаловчат на Западном Кавказе) были насыщены яркими положительными эмоциями. И общее мнение выражалось так: «В каждом походе должен быть Гранд каньон!»

И все-таки мы осторожничали, поэтому запланировали вариант обхода через пер.Омский, а также во время дневки на оз.Искандеркуль (фото 4.1) произвели разведку начала каньона. Разведка не встретила на своем пути отпугивающих скальных стен, и поэтому было решено на следующий день начать прохождение каньон р.Серимы.

1. Подход от турбазы Варзоб на берегу оз.Искандеркуль по долине р.Серима до начала каньона (2400м).(схема 4.1, схема 4.2) Выход в 8.40. Тропа в д.р.Серима начинается напротив ворот турбазы Варзоб. Вначале тропа идет по левому берегу реки, но вскоре она теряется. Мы же переходим на правый берег, на котором находим остатки старой дороги. После окончания зоны леса, река уходит в теснину, на правом берегу которой, дорога засыпана старым селем. По старому селю проходит бойкая тропка, которая вновь выводит нас на старую дорогу, сейчас более похожую на широкую тропу. Не доходя до окончания дороги сворачиваем на тропу, набирающую 20м по конгломератному склону. Открывается вид на путь подъема (фото 4.3). Далее траверсируем правый борт долины (фото 4.2), переходим сухое русло ручья берущего начало у пиков Белый Барс(4506) и Дитя(4139) и подходим ко входу в каньон р.Серима (фото 4.4) на высоте 2400м. От оз.Искандеркуль 1 час 25 минут.

2. Подъём по руслу каньона р.Серима до водопада.
Разведка дальнейшего пути и его обработка. Входим в каньон по тропе правого борта, идущей в 15м над рекой под скалами. Тропа вскоре заканчивается у памятной табличке 2005г посвященной гибели молодого человека из Санкт-Петербурга. Пройдя немного дальше, встречаем по нашему берегу прижим, переходим реку вброд (глубина 0,5 м, ширина 3м) на левый берег (фото 4.6). Далее осыпями левого берега (фото 4.5) подходим к огромной слегка нависающей скале (фото 4.7). На скалах видны следы жизнедеятельности летучих мышей. Здесь, у скалы отдыхаем и перекусываем, докладываем в рюкзаки веревочное снаряжение, которое оставили здесь наши разведчики.

Нависающая скала вынуждает нас вновь вернуться на правый берег: проходим между скалой и деревом и резко сбрасываем к воде 5м по конгломерату, переходим вброд (глубина 0,5м, ширина 3м) (фото 4.8). На берегах густо растет гигантских размеров борщевик. Наша команда плотно познакомилась с этим растение в Джунгарском Алатау, и поэтому мы делаем импровизированную мачете из трекинговой палки и очень острого ножа. Первый проходит, срезая гигантские стебли и скидывает в реку. Даже без борщевика пройти здесь непросто, используем гимнастическую страховку и иногда передаем рюкзаки на руках. Пройдя так 200м (фото 4.9, фото 4.10, фото 4.12) взбираемся на большой валун (фото 4.11), откуда начинает виднеется ступень нижнего водопада р.Серима (фото 4.13). Вновь переходим на левый берег в заросли борщевика и оттуда немного поднявшись, подходим на площадку предшествующую водопаду (фото 4.14) (от начала каньона 2 часа 800м). За углом скалы красивый водопад 10-15м (фото 4.15). Движение вдоль русла далее не представляется возможным.

Втроем выходим на разведку и дальнейшую обработку склонов, взяв с собой все необходимое снаряжение для этого. По правому орографическому борту разведывать нечего, так как там отвесные скалы. По левому – два варианта: прямо от площадки у реки начать вешать перила по скалам крутизной 40-60° или углубится в ск-ос кулуар немного правее монолитных скал (фото 4.17). Выбираем кулуар (фото 4.16), с расчетом того, что наберем высоту по кулуару, а далее пройдем траверсом над скальными сбросами каньона. Набираем 50м по конгломератно-осыпному кулуару до 40°. Борта кулуара скальные стенки. Кулуар заканчивается скальной ступенью. Далее вешаем веревки.

1-ая веревка: Прямо вверх по внутреннем углу. «Нулевая» станция на френдах в вертикальной трещине. 4м трудного лазанья скальной стенки 80°, далее ск-ос полки и через 8м выход в глубокий грот (фото 4.19, фото 4.20). На стене грота промежуточная станция, от нее вверх 5м лазанья средней трудности 90° (фото 4.21), далее скальные плиты, покрытые мелкой осыпью 20м крутизной в 30°. Станция на крупном монолитном выступе. Здесь можно осмотреться. Справа идущий вверх скальный контрфорс. Слева заглаженные скальные плиты средней крутизны. От нас наверх осыпной склон с участками конгломерата и поясом скал. Решаем еще набрать наверх.

2-ая веревка (фото 4.22): 15м налево вверх по осыпи до 30°, в направлении внутреннего угла скального пояса. По внутреннему углу направо вверх до перегиба 15м до 45°, промежуточные точки на френдах. От перегиба налево вверх к сосне 15 м по ск-ос полкам. Станция на сосне.

На сегодня достаточно, мы спускаемся вниз к водопаду. В кулуаре на спуске осознаем, что «соскребли» всю осыпь с конгломерата и что подъем тут с тяжелыми рюкзаками небезопасен. Уже на стоянке решаем повесить завтра в кулуаре веревку. На разведку и провешивание перил затратили 3 часа. Место ночлега организуем, выложив площадку на осыпи на берегу реки перед водопадом (39° 6.144'С 68° 21.345'В 2560м).

3. Подъем на левый борт каньона пер.Каньон Серимы(2Б,ск,2760). (рисунок 4.1, рисунок 4.2)
Выход в 7.20. Провешиваем веревку по кулуару, что бы лучше ощущать себя на склоне с тяжелыми рюкзаком (фото 4.18). Из под ног идущих как на «нулевой» веревке, так и на участке до грота первой веревки обильно сыпятся камни. Падающие камни простреливают весь кулуар до реки, поэтому поднимаемся на всем участке по одному, из-за этого скорость очень низкая. В 10 часов вся группа собирается в гроте. Дальнейший подъем по перилам в стандартном режиме. Дойдя до конца провешенных перил накануне, продолжаем движение:

3-ая веревка (фото 4.23): прямо вверх по конгломератному склону 50м до 35°.Станция на сосне растущей в непосредственной близости к скальным стенам контрфорса.

Конгломератный склон опоясан сверху скалой по всей ширине склона (фото 4.24). Скала наименьшую высоту имеет в левой части, куда мы и направляемся. От конца третей веревки проходим пешком по пологому конгломерату с самостраховкой к складке в основании скалы. Здесь удобно и безопасно может разместиться вся группа.

4-ая веревка: из складки в скале наверх 10м простого лазанья до 40° по заглаженной скале. Выход на широкую длинную полку, сверху удачный карниз, встать в полный рост нельзя, но сидеть очень комфортною. Станция на закладках в горизонтальной расщелине. Из остатка веревки формируем накопитель 15 м между станцией и старым толстым расщепленным деревом, так как дальнейший подъем производим от него. Накопитель реализовал возможность безопасно перемещаться из под скального карниза к началу 5-ой веревки. Впоследствии это стало актуально, так как с 5-ой и 6-ой веревки сыпалось много мелких и средних камней.

5-ая веревка: нижняя станция на старом толстом расщепленном дереве (фото 4.25). Провешиваем 50м перил прямо вверх, вначале 10м до 60°, далее скала выполаживается до 40° (фото 4.26). Верхняя станция на надежном скальном обломке, лежащем на ск-ос полке.

6-ая веревка. С полки есть два варианта дальнейшего подъема: направо вверх по внутреннему углу и скальной пробке с выходом к большому ветвистому дереву. И налево вверх по скале средней трудности до 50° в логичное понижение с небольшим деревцем (фото 4.27). Мы воспользовались вторым вариантом, но позже поняли, что первый вариант дал бы нам более комфортную станцию, что сократило бы общее время подъема. Организуем станцию на небольшом выступе на перегибе. На ранее упомянутом деревце, растущем горизонтально, стояли ногами. Поднявшись наверх, осмотрелись. Открылся вид на весь каньон р.Серима, путь дальнейшего траверса над каньоном. День подходил к концу, и требовалось место ночлега. Выше по склону возле контрфорса красовался огромный камень поросший деревьями. Отсюда однозначно было понятно, что либо на нем, либо между ним и контрфорсом имеется уютное и безопасное место для ночлега.

7-ую веревку нарастив (65м) повесили вверх по конгломератному склону 35° (фото 4.28) к вышеупомянутому огромному камню . Станция на дереве. Яркой необходимости в этой веревке не было, но к концу дня у группы накопилась усталость, и руководителю было так спокойнее. Последний участник поднимается на камень в сумерках. На весь подъем затрачено 14 часов.

Поскольку ракурса для фотографии всего пути подъема не было, то для облегчения понимания следует уточнить. Весь путь подъема проходит вдоль контрфорса. Вначале пути, в кулуаре его правый походу борт является скалами контрфорса. Дальнейший путь подъема идет в отдалении от него. Верхняя станция 3-веревкой в непосредственной близости к нему. Огромный камень места ночлега находится прямо у стен контрфорса.

На верху огромного камня (39° 6.259'С 68° 21.396'В 2760м фото 4.29) устраиваем ночлег. Имеются две небольшие лежанки, где мы легли по 3 человека. При большом желании можно поставить одну палатку, но мы посчитали это лишним. Вода на всем протяжении подъема от реки и на месте ночлега отсутствует. Вода у нас еще есть, но ее крайне мало. Чувствуется жажда.

4. Траверс левого борта каньона до правого притока р.Серимы, берущего свои исток у в.Анзалык.
Выход в 8 часов. Просматриваем и запоминаем будущий путь (фото 4.30). Предстоит траверсировать осыпные склоны попутно пересекая «грядки» заглаженных скал. На пути особых сложностей не встречаем. Осыпные склоны до 35° подвижны, но на них много возможности для маневра. «Грядки» заглаженных скал пересекаем в местах выполаживаний и полок. Сейчас сухо и солнечно, поэтому на скалах чувствуем себя уверенно. Однако в дождь здесь лучше идти связками, благо на пути встречается много надежных деревьев. Общая усталость вчерашнего дня и жажда дают о себе знать, скорость не велика. За 1 час 50 минут проходим почти весь траверс, воды на нашем пути нет. Траверс заканчивается вертикальным сбросом 30м 80°. Заключительная грядка перед сбросами не имеет явной полки для прохода, здесь мы страхуемся веревкой. На сбросе организовываем спуск дюльфером (фото 4.34) (петля на выступе, последний участник по двойной веревке со сдергиванием). От сбросов спускаемся по осыпи к рыжеватым валунам около реки. Время преодоления заключительной «грядки» и скальных сбросов 2 часа. О неограниченном количестве воды мечтали уже более суток. Здесь у реки каждый умудрился выпить около 5 литров, такой жажды ранее не испытывал никто из нас. Здесь у рыжих валунов (39° 6.386'С 68° 21.150'В 2760м фото 4.36), отличное место для ночлега. Но мы после обеда планируем подняться выше по долине. С места обеда видно предыдущее место ночлега и весь траверс (фото 4.31, фото 4.32, фото 4.33), так же вдалеке виднеется манящее оз.Искандеркуль (фото 4.35). Сейчас нам отчетливо видно, что скальные сбросы можно обойти, если к концу траверса сбросить высоту по конгломератным рыжим склонам.

5. Подъём по долине р.Серима до слияния притоков на высоте 3040м.
После длительного обеда, в 17.15 выходим вверх по левому орографическому борту д.р.Серимы. Река по-прежнему идет в теснине, поэтому мы двигаемся по крупным осыпям и поросшим кустарником склонам (фото 4.37). За 20 минут выходим на выполаживание долины (фото 4.38), здесь ранее стоял кош (39° 6.513'С 68° 21.127'В). Теснины и каньоны р.Серимы позади. Находим тропу и движемся по ней по травянистым и конгломератным склонам (фото 4.39). У слияния притоков р.Серимы переходим на правый берег по снежному мосту (фото 4.40) и встаем на ночлег (фото 4.41). Место ночлега: травянистые площадки, чистая вода в притоке (39° 6.826'С 68° 20.611'В 3040м). От места обеда 1 час 40 минут.

Выводы и рекомендации:

1. Путь пройденный нами в обход каньона р.Серимы соответствует сильной 2Б. Мы постарались сделать подробное описание прохождения и надеемся, что это позволит преодолеть каньон быстрее, чем это получилось у нас.
  2. Стоит отметить, что обзорность при подъеме в обход каньона плохая и отклонение от нашего пути может как упростить, так и усложнить подъем до 3А к.т.
  3. Для создания запаса времени на подъеме по нашему пути возможна организация ночлега в гроте (фото 4.20). Такое решение ограничит комфорт (за водой придется ходить к реке), но даст выигрыш во времени до 3 часов.
  4. В отчете А.В.Джулия упоминается о сведениях, полученных от местных жителей. О том, что ранее по каньону была тропа, по которой ходили пастухи. Но в результате землетрясения произошел обвал и после этого тропы не существует. При изучении отчетов высоких категорий А.Червякова 1980г и А.В.Жовдак 1984г указывается, что уже в те года эти группы на спуск по каньону р.Серимы вешали 65м перил. Так что непонятно насколько давно рельеф в каньоне изменился. Если предположить, что с 1984г. рельеф каньона глобально не менялся, то существует путь 2А к.т. После вторичного изучения отчетов по завершению маршрута стало понятно местонахождение ключевого места каньона описанное А.Червяковым. Это монолитные скалы до 60° выше нашей ночевки у водопада. Возможно, следующие группы проверят этот вариант подъема, и он окажется проще и короче описанного нами пути.
  5. На всем протяжении подъема и траверса в обход каньона вода отсутствует. Настоятельно рекомендуем группам запастись водой с запасом, и расходовать ее регламентировано.
  6. Группам проходящим каньон вниз по течению р.Серима по нашему пути рекомендуем дойти до массивного камня (наше место ночлега) у контрфорса, и спустившись рядом со стенами контрфорса до ветвистого большого дерева (фото 4.28), начать от него вешать перила. При данном подходе перильный путь станет прямее, и до начала конгломератного кулуара выйдет около 5 веревок перил.
  7. Группам проходящим каньон вниз по течению р.Серима и имеющим значительный запас времени, сил и имеющим желание найти более простой путь, рекомендуем двигаться над каньоном траверсом значительно ниже нашего пути с целью выйти к монолитным скалам (описанным А.Червякова 1980г) над нижним водопадом, откуда провесить перила. Данная рекомендация сделана на основе вышеизложенных умозаключений. Отнестись к ней необходимо с осторожностью, так как мы просмотрели предполагаемый путь только частично.

Связка перевалов: пер.Биоб(1А,ос,4255)+ пер.Сувтор(1Б,ск-ос,3990)

Перевал Биоб(1А,ос,4255)

1. Расположен в южном отроге Фанских гор, южнее пика Красных зорь(3А,4746)
  2. Соединяет д.р.Серима(д.р.Искандорья) с д.р.Биоб(д.р.Казнок)
  3. Ведет из долины рек Серима, Биоб и Анзак.
  4. Ориентация: восток-запад
  5. Даных о первопрохождении не найдено.
  6. Нашей группой совершено сквозное прохождение. Данный путь соответствует 1А к.т. Перевал удобный путь из д.р.Серима в д.р.Биоб. Рекомендуем его к прохождению.
  7. Перевал пройден группой туристов КП «Робинзонада» в походе 4 к.с. под руководством А.А.Щербакова с востока на запад 10 августа 2012г.
  8. В туре на пер.Биоб обнаружена записка группы туристовгорного клуба МГУ из Москвы совершающих поход 2 к.с. под руководством С.Мирошкин от 18 июля 2012г.

Перевал Сувтор(1Б,ск-ос,3990)

1. Расположен в южном отроге Фанских гор, западнее в.Красных зорь(3А,4746)
  2. Соединяет д.р.Биоб(д.р.Казнок) с д.р.З.Ганза(д.р.Казнок).
  3. Ориентация: север-юг.
  4. Даных о первопрохождении не найдено.
  5. Нашей группой совершено сквозное прохождение. Данный путь соответствует 1Б к.т. Перевал является удобным путем из д.р.Биоб в д.р.З.Ганза.
  6. Перевал пройден группой туристов КП «Робинзонада» в походе 4 к.с. под руководством А.А.Щербакова с севера на юг 10 августа 2012г.
  7. В туре на пер.Биоб обнаружена записка группы туристовгорного клуба МГУ из Москвы совершающих поход 2 к.с. под руководством С.Мирошкин от 19 июля 2012г.

Рекомендуем к прохождению связку пер.Биоб и пер.Сувтор.

Описание ведется от ночевки, выше по течению выхода из каньона Серима, с правого берега, на травянистом выполаживании (39° 6.826'С 68° 20.611'В 3040м).

Описание подготовлено Александром Маркиным.

Технические характеристики подходов и прохождения связки препятствий: пер.Биоб(1А,ос,4255)+ пер.Сувтор(1Б,ск-ос,3990)=1Б

Ясно

Подъем от р.Серимы(3040м) на безымянную перемычку(3620м)

+580

снег, град

Седловина пер.Биоб Ложный(1А,4228)

Облачно, дождь, снег

Седловина пер.Биоб (1А, 4241)

+13

0-05

Переменная

облачность

Траверс склонов цирка пер.Биоб на пер.Сувтор по правому борту д.р.Биоб

-252

Ясно

Седловина пер.Сувтор (1Б, 3989)

Широкая пологая осыпная седловина. Выходы сильно разрушенных скал

Спуск в д.р.З.Ганза

1-10

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 6,6 км Ходовое время: 5 час 40 мин. Перепад высот: 1503м (+1201/-302)

Техническое описание связки препятствий: пер.Биоб (1А,ос,4255)+ пер.Сувтор (1Б,ск-ос,3990)=1Б

Ранний подъем и плотный завтрак, так как предстоит долгий день и утомительный путь. Задача на сегодня пройти перевал Биоб, с востока на запад, от д.р.Серима в д.р.Биоб. Затем постараться без потери высоты, траверсом пройти до пер.Сувтор и спустится в д.р.Зап.Ганза. Если останется световое время провесить первые перила на пер.Седло Ганзы.

1. Подъем от р.Серимы(3040м) на безымянную перемычку(3620м). (схема 5.1)
Основные сложности при подъемы на пер.Биоб, это наличие каньона в правом главном притоке р.Серима, стекающего с пер.Биоб. Поэтому подъем по основному руслу затруднителен. Решаем обойти каньона по второму правому притоку р.Серима, который начинается от места ночевки (фото 5.1). В 7 утра начинаем подъем с места стоянки по второму правому притоку р.Серима. Почти от самой реки Серима просматривается тропа. Поднимаемся по травянисто-осыпному склону с наклоном до 20°. Подниматься удобно, поэтому за переход набираем первые 300м набора. Дальше подъем осуществляем сначала по правому берегу затем, переходя на левый (фото 5.2). Через полтора перехода от начало подъема поднимаемся в верховье долины, где пасется стадо баранов с одним пастухом. С правой стороны виднеется перемычка, за которой каньон (фото 5.3). Подъем на перемычку по мелкой осыпи, местами подвижной, что создает трудности. В 9:00 вся группа поднимается на безымянную перемычку. С перемычки просматривается правый главный приток р.Серима и очертания каньона (фото 5.4). С соседнего гребня пастух гонит еще одно стадо овец, приглашает на чай. Дружелюбно отказываемся и просматриваем варианты подъема дальше.

2. Подход под перевальный взлет пер.Биоб Ложный.
Выбираем вариант пойти по гребню идущему от перемычки выше в направлении к перевалу. Поднимаемся по осыпному склону с мелкой крошкой, крутизна склона около 15° (фото 5.5). Через переход склон начинает выполаживаться (фото 5.6), местами встречаются снежники. С набором высоты усиливается ветер, небо заволокло тучами – погода ухудшается. За 1,5 перехода подходим к большому снежнику, из которого вытекает правый главный притоке р.Серима. После преодоления снежника, есть несколько ровных широких мест для ночевок, отсюда же открывается вид на перевальный взлет и сам перевал (фото 5.7). На гребне просматриваются два ярко выраженных понижения. Левее пер.Биоб Ложный, правее пер.Биоб. До перевального взлета снежно-осыпной подъем до 15°. После небольшого перекуса подходим к перевальному взлету в 11:50.

3. Перевальный взлет на пер.Биоб Ложный выглядит проще и безопаснее. Решаем подниматься по нему, а затем по гребню перейти на пер.Биоб. Подъем по мелкой, подвижной осыпи, местами до 25°. Движемся плотной группой и через 25 минут поднимаемся на пер.Биоб Ложный(1А,4228).

4. Седловина пер.Биоб Ложный(1А,4228).
Широкая осыпная седловина, местами снежники, есть места под палатки, но на перевале наблюдается сильный ветер, что может осложнить удобную ночевку. В западном направлении просматривается спуск в д.р.Анзак, в восточном д.р.Серима (фото 5.8). Хорошо просматривается путь на пер.Биоб (фото 5.9). В 13:00 начинаем готовить обед. Чтобы укрыться от ветра устанавливаем палатку. Через некоторое время ветер усиливается, начинается дождь, снег и град. Обедаем и пережидаем ненастье.

5. Седловина пер.Биоб(1А,4241).
В 16:10 после обеда и улучшения погоды как следует утеплившись, проходим до пер.Биоб(1А,4241), где и снимаем записку группы туристов горного клуба МГУ, под рук.Мирошникова С. Перевалы соединены широчайшем гребнем и проход от одного к другому трудности не составляет. На пер.Биоб места меньше, но организовать ночевку представляется возможным. С перевала просматривается подъем на вершину Красных Зорь(3А,4746) и спуски в д.р.Биоб и д.р.Серима. Сильный ветер и дождь, но все же делаем общую фотографию группы с видом на вершину Красных Зорь (фото 5.10).

6. Траверс склонов цирка пер.Биоб на пер.Сувтор по правому борту д.р.Биоб.
С перевала просматривается путь в сторону пер.Сувтор. Описаний данного перевала не много, мы пользовались описанием Екатерины Зеленцовой похода 5 к.с. 2011года. Перевал находится на гребне от в.Красных Зорь вместе прерывания разрушенных скал. Чтобы не терять сильно высоту, стараемся осуществить траверс правого склона цирка (фото 5.11). В 16:20 начинаем спуск по осыпному склону крутизной до 25°. Спуск осуществляем плотной группой, местами осыпь подвижна. Траверсируем склон и выходим на широкий гребень. По нему не составляет труда выйти на сам перевал. Через час вся группа была на пер.Сувтор.

7. Седловина пер.Сувтор (1Б, 3989) широкая, пологая, осыпная. Возможны организовать места для ночевки, есть несколько снежников. Открывается вид на д.р.Биоб и д.р.З.Ганза (фото 5.12). Погода уже не такая ветреная, проглядывает солнышко. Открывается вид на в.Чимтарга и в.Энергия. Так же виден пер.Кальгаспорный. Снимаем записку той же группы из МГУ под рук.Мирошкина С., перекусываем перевальным шоколадом и идем вниз в долину р.З.Ганза.

8. Спуск в д.р.З.Ганза начинается с небольшого снежника, далее по мелкой осыпи движемся в направлении скальной стены напротив перевала Сувтор (фото 5.13). Спуск напрямую вниз затруднителен, так как обрывается конгломератным склоном. Чтобы не спускаться по нему решаем пройти в ложбину между валом и коренным склоном. После мелкой осыпи начинаются крупные камни (фото 5.14). Подходя к стенке, обнаруживаем несколько снежников на пути спуска и рантклюфт вдоль стенки. Спуск производим между стеной и конгломератными осыпями, по снежникам до 20° (фото 5.15). Местами на снежниках есть разрывы (трещины). Далее спускаемся по конгломератным осыпям. Через переход начинаются валуны, которые обходим с левой стороны по ходу движения. Через 300-400 метров удается выйти ниже резкого сброса с осыпи, который остается слева по ходу движения (фото 5.16). Попадаем на ровное травянисто-осыпное плато, откуда просматривается д.р.З.Ганза. Дальше рельеф выполаживается, начинается спуск в долину по средней осыпи, переходящей в травянистые склоны, виднеется р.З.Ганза. Около самой реки множество удобных мест для ночевки. В 18:50 встаем (39° 8.623'С 68° 17.586'В) около реки на высоте 3749 берущие истоки с перевала Сурх, напротив в.4310. Провешивание перил на пер.Седло Ганзы оставляем на завтра.

Вывод.
Связка перевалов Биоб-Сувтор может быть удобным способом для прохода из д.р. Серима в д.р.З.Ганза. Много мест для ночевок, в том числе и высотных, что может быть удобно для прохождения группой акклиматизации. Красивые виды, несложные спуски и подъемы все это дает право рекомендовать эту связку перевалов для большинства категорий сложностей.

Траверс [пер.Седло Ганзы(2Б,ск-ос4475) + траверс 2А до пер. Гусина-Мухина Зап.(4662)], в.Б. Ганза(до выс. 4900, сн-лд, 2А), в.М.Ганза(2А,сн-лд,4946)

Перевал Седло Ганзы(2Б,ск-ос,4475)

1. Расположен в южном отроге Фанских гор, западнее в.Б.Ганза(5396)
  2. Соединяет долины рек Ганза Западная(д.р.Казнок) и Жёлтая (д.р.Имат).
  3. Ориентация: югозапад – северовосток.
  4. Данные о первопрохождении: в 1939г. альпинисты под руководством А.С.Мухина.
  5. Наша группа поднялась на перевал с юго-запада, дальнейшее движенгие на пер.Гусина-Мухина З. Подъем на перевал соответствует 2Б к.т. Перевал очень техничный. Рекомендуем его к прохождению.
  6. Перевал пройден группой туристов КП «Робинзонада» в походе 4 к.с. под руководством А.А.Щербакова с юго-запада 11 августа 2012г.
  7. В туре на пер.Седло Ганзы обнаружена записка группы туристов клуба «Вестра» совершающих поход 4 к.с. под руководством Титова С. от 7 августа 2012г.

Траверс гребня с пер.Седло Ганзы до пер. Гусина-Мухина Зап. 2А

1. пер.Гусина-Мухина З., расположен в южном отроге Фанских гор, к востоку от в.Малая Ганза.
  2. Соединяет д.р.Сурхоб(д.р.Пасруддарьят) с д.р.Казнок(д.р.Сарытаг).
  3. Ориентация: северозапад – юговосток.
  4. Данные о первопрохождении: в 1939г. альпинисты под руководством А.С.Мухина.
  5. Нашей группой совершен траверс с пер.Седло Ганзы(2Б,ск-ос,4475) до перГусина-Мухина З. и спуск в д.р.Казнок по леднику Малая Ганза. Данный путь соответствует 2Ак.т.
  6. Перевал пройден группой туристов КП «Робинзонада» в походе 4 к.с. под руководством А.А.Щербакова с югозапада на северо-восток 13 августа 2012г.
  7. В туре на пер.Гусина-Мухина З. обнаружена записка группы туристов СК НГУ г.Новосибирска совершающих поход 5 к.с. под руководством Сальникова Г.Е. от 11 августа 2012г.

Рекомендуем к прохождению пер.Седло Ганзы и перевал Гусина-Мухина З. Пер. Седло Ганзы является красивой, интересной, скальной 2Б. Перевал требует применение хорошей скальной техники, находится на достойной высоте, имеет красивую седловину с великолепными видами. Траверс до пер.Гусина-Мухина З. не сложный, но имеет все прелести горного туризма. Виды с него поражают до глубины души каждого, кто там побывал. Траверс Седло Ганзы - Гусина-Мухина З. с восхождением на одну из близлежащих вершин безусловно является изюминкой Фанских гор.

в.Б. Ганза(до выс. 4900,сн-лд, 2А) 5306

1. Расположена в южном отроге Фанских гор.
  2. Данные о первопрохождении: в 1939г. альпинисты под руководством А.С.Мухина.
  3. Нашей группой была совершена попытка радиального восхождения по маршруту 2Б к.т. с пер.Седло Ганзы. Из-за непогоды мы прервали восхождение на высоте 4900м. Пройденный путь соответствует 2А к.т.
  4. Попытка радиального восхождения совершена группой туристов КП «Робинзонада» в походе 4 к.с. под руководством А.А.Щербакова 12 августа 2012г.

в.М.Ганза(2А,сн-лд,4946)

1. Расположена в южном отроге Фанских гор.
  2. Данные о первопрохождении: 1937г. группа из 2-х человек под руководством А.С.Мухина (А.С. Мухин и В.Ф.Гусев).
  3. Нашей группой совершено радиальное восхождение на в.М.Ганза от перевала Гусина-Мухина З. Данный путь соответствует 2А к.т.
  4. Восхождение совершенно КП «Робинзонада» в походе 4 к.с. под руководством А.А.Щербакова 13 августа 2012г.
  5. В туре вершины Малая Ганза обнаружена записка группы сбора ветеранов альпинизма Таджикистана от 11 августа 2012г.

Описание ведется с места ночёвки ниже перевала Сурх, а высоте 3749м напротив в.4310. Координаты ночёвки 39° 8.623'С 68° 17.586'В.

Описание подготовлено Александром Маркиным.

Технические характеристики подходов и прохождения: траверс [пер.Седло Ганзы (2Б,ск-ос4475) + траверс 2А до пер. Гусина-Мухина Зап.(4662)]=2Б, в.Б. Ганза (до выс. 4900, сн-лд, 2А), в.М.Ганза (2А,сн-лд,4946

Подход под перевальный взлет пер.Седло Ганзы от места ночёвки напротив в.4310

Широкая пологая снежно-осыпная седловина

Ясно-пасмурно-пурга

Попытка восхождения на
в.Б. Ганза(до выс. 4900,сн-лд,2А)

(2,2)

+92

Седловина пер.Кальгаспорный(4567)

Снежная пологая седловина

Траверс ледника №755 до пер.Гусина-Мухина З.

+95

+284
(-284)

Пасмурно, снег

Спуск по леднику Малая Ганза до правобережной морены(выс.4160)

2,2

-502

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 10,8 км, в зачет 9,9км
Ходовое время: 17 часов.
Перепад высот: 2833м (+1622/-1211)

Техническое описание

1. Подход под перевальный взлет пер.Седло Ганзы от места ночёвки напротив в.4310. (Схема 6.1)
Начало пути приводится с места ночёвки ниже перевала Сурх. На высоте 3749м напротив в.4310. Координаты ночёвки 39° 8.623'С 68° 17.586'В. К сожалению, провесить заранее веревки не удалось, поэтому сегодня требовалось и провесить веревки на скальном участке, и подняться на сам перевал, что требовало большего количество времени. Скальные лидеры вставали раньше остальных и после завтрака отправились сразу провешивать перила. Остальные же после сбора лагеря и снаряжения должны были подойти к моменту, когда первые перила будет провешена. Погода с утра ясная, что внушает оптимизм. Начало, пути к перевалу хорошо просматривается. Осуществляем траверс склона, который проходит ниже скальной стены разделяющие цирки пер.Сурх и пер.Седло Ганзы – в.4310. (фото 6.1) Обходим скальную стену и движемся в направлении крупных камней, которые хорошо видны в д.р.З.Ганза. Движемся с начало по крупной осыпи, которая затем переходит в более мелкую. (фото 6.2) Набираем высоту по склону крутизной около 20°. Местами появляется тропа, все-таки перевал очень популярный среди туристов. Встречаются так же хорошо оборудованные места для стоянок, самое популярное место около крупных камней. (фото 6.3, фото 6.4) Цирк пер.Седло Ганзы окружён скальными стенками. С правой стороны виден большой ледник. С левой стороны начало подъема – бараньи лбы. Время от места ночёвки до основания бараньих лбов у нас заняло около 1 часа 30 мин.

2. Прохождение пояса бараньих лбов пер.Седло Ганзы. (Рисунок 6.1, Рисунок 6.2)
Основным препятствием на пер.Седло Ганзы является скальный участок пояса бараньих лбов, высотой около 200м. Бараньи лбы, монолитные с вертикальными трещинами. Ближе к вверху, пояс бараньих лбов становится круче. Внизу это около 45° дальше местами доходит до 60°. (фото 6.5, фото 6.6) По пути встречаются старые крючья и расходники, которые оставляют группы на спуске. При подъёме используем крючья, закладки, френды и петли. В 10:50 начинаем вешать перила. Маршрут по скальной стенке начинается слева по ходу движения, по основной трещине. Крутизна 40-45°, лезть вдоль трещины удобно, промежуточные точки делаем на френдах - устанавливаем прямо в неё (фото 6.7). Через 15-20м трещина заканчивается, удобно пролезть еще выше 10-15м до характерной полки, где помещаются от 5 до 8 человек с рюкзаками – так мы и делаем. На полке скальный выступ, на котором удобно организовать верхнюю станцию для подъема. На провешивание первой веревки ушло 30 минут. Пока группа поднимается, организовываем нижнюю станцию для второй веревки и провешиваем ее. Вторая веревка проходит по еще одной вертикальной трещине, правее нижней станции (фото 6.8). Лезть по ней удобно, стена монолитная, из под ног и рук ничего не падает. Средний градус 45-50, закладки и френды удобно заходят в трещину (фото 6.9). Провесив еще 20-25м по трещине, в конце неё, скала немного выполаживается, появляется незначительная полочка, на одного-двух человек. От нее провешиваем веревку правее относительно подъема и обнаруживаем длинную, широкую, наклонную полку. Полка удобная, на ней делаю станцию на петле и закладках. Поместиться 5-8 человек с рюкзаками (фото 6.10, фото 6.10.1). Полка подходит к самому водопаду. Если же обойти водопад снизу с правой стороны относительно подъема, то эта полка будет хорошо видна. На провешивание второй веревки затратили еще около часа.

Далее у нас два варианта. Можно немного вернуться обратно в сторону маленькой полочки и от нее полезть вверх и влево по диагонали. Или же полезть вертикально вверх над полкой, где мы организовали станцию. Так мы и делаем и через 7м. лазанья под 60° обнаружили широкую полку с маленьким гротом (фото 6.11, фото 6.12). Здесь мы делаем станцию, так как не знаем хватит ли остатка веревки до верху. В гроте удобно расположены камни, за которые можно сделать верхнюю станцию третье веревки, а чуть левее выступ и трещина на которых возможно организовать нижнюю станцию четвертой верёвки (фото 6.13, фото 6.14, фото 6.15, фото 6.16). Оба варианта являются одним из сложнейших участков данного маршрута, так как для промежуточных точек мало места. К моменту провешивания третьей веревки начался дождь с градом и ветер, что усложняло ситуацию. На широкой полке с маленьким гротом было удобно спрятаться от ветра и дождя. Сделав станцию для четвертой веревки, начинаем провешивать ее. Первые 10 метров вверх до 60° по заглаженным скалам, далее по диагонали налево вверх 30 метров (фото 6.17). На последних метрах стенка выполаживается. Так как веревка идет по диагонали, мы установили несколько надежных промежуточных точек на френдах, чтобы не получить маятник. В конце, можно сделать надёжную станцию или на выступах, или на крючьях. Мы делаем на выступе. Данный участок занял у нас около 1:30 на провешивание. Общее время на провешивание около 3 часа 30 минут, время подъема группы 6 человек вместе с провешиванием 6 часов 30 минут.

3. Перевальный взлет пер.Седло Ганзы.
Поднялись на верх бараньих лбов в 17:20. А нужно было еще подойти под перевальный взлет и взобраться на сам перевал. С верха бараньих лбов просматривается перевал Кальгаспорный, который огромным ледником нависает над скальным выступом и проход в сторону перевала Седло Ганзы. Отсюда провешиваем еще одну веревку по не очень крутому склону 15-25°. (фото 6.18) Скальный выступ бараньих лбов находится на противоположной стороне реки от того места, где начинается подъем на перевальный взлет. (фото 6.19, фото 6.20) Поднимаемся вверх по пятой веревке затем правее в сторону реки. Чуть выше находим удобное место для перехода ручья на левый берег. Вдоль берега ручья поднимаемся в цирк со снежником, отсюда начинается перевальный взлет, перевала Седло Ганзы. Перевальный взлет сложен максимально подвижными осыпями до 35° - два шага вперед, один назад. Поднимаемся плотной группой, переходя с сыпухи на мелкие снежники, и обратно. Через 200м подъема появляются крупные камни - идти становится значительно проще. Через 50мин после начала подъема по осыпи, выходим на мелко осыпной хорошо слежавшийся склон, который выводит на седловину перевала Седло Ганзы. На седловине очень ветрено, поэтому ночуем, не доходя седловины. Есть несколько выложенных площадок, топим снег. На седловину выходим уже ближе к 20 часам. После быстрого ужина вся группа отправилась наслаждаться сном на новой для нас высоте. Завтра по плану восхождение на в.Б.Ганза.

4. Седловина пер.Седло Ганзы(2Б,4475).
Проснувшись утром, гуляем на седловине. Погода была облачная, чувствовалось, что в любой момент может начаться снег. На перевале ветрено и холодно. Перевал представляет собой широкую снежно-осыпную седловину. Находится между в.Большая Ганза(5309) и скальным жандармом. (фото 6.21) В этом году на седловине достаточно снега. Есть несколько мест под палатки, оборудованные снежными стенками.

5. Попытка восхождения на в.Б. Ганза(до выс. 4900).
С утра облачно, ветрено и видно как идет снег на горизонте, погода не внушала уверенности, и мы решили немного переждать. В 9 утра начался сильный снег. Выходить в такую погоду было бессмысленно. Через два часа снег закончился, появилось солнце. На горизонте облаков не было видно. Все говорило о хорошей погоде, что давало надежду на успешное восхождение. В 10:30 вся группа отправилась на в.Б.Ганза. Начало маршрута хорошо просматривается. (фото 6.22) Идем по снежно-осыпному участку.

Маршрут начинается от седловины, по снежно-осыпному склону крутизной около 15° - 20°. (фото 6.23, фото 6.24) Дальше склон немного выполаживается, появляется снег и лед - одеваем кошки. Дальше до первых скал подъем снежно-ледовый до 35°. Используем ледобурную дорожку. Начинается снег, сильный ветер. Видимость падает до 30-50м. За час преодолеваем этот участок, поднявшись до скал, высота около 4900м., пережидаем непогоду. Но, очень быстро понимаем, что погода не улучшится. И принимаем решение спускаться вниз. Спуск осуществляем по пути подъема, но из-за плохой видимости, большого количества снега, не рискуем и провешиваем 3 веревки на спуск, станции на ледобурах и ледорубах из-за очень большего количества снега. Через 2 часа группа спускается на седловину. За время нашего отсутствия палатки завалило снегом. Очищаем палатки и начинаем готовить обед-ужин. Жаль, что не удалось подняться на вершину, но и выбор спускаться был абсолютно верный. Первый участок, который нам удалось пройти не сложный и в хорошую погоду за час, полтора проходится. Большое количество снега облегчает задачу. На крутых участках снег пробивается до льда, что требует движения в связках и использования ледобурной дорожки.

6. Траверс до пер.Кальгаспорный. (схема 6.2, рисунок 6.3)
Ранний подъем. Из-за большего количества снега время на сборы приходится тратить больше. Сегодня необходимо пройти траверс пер.Седло Ганзы, пер.Кальгаспорный, пер.Гусина-Мухина З., взойти на вершину Малая Ганза, дальше спуститься вниз и по возможности к вечеру подняться на пер.ВАА Нижний. Траверс начинается от седловины. Обходим скальный жандарм справой стороны по ходу движения. Склоны все в снегу, погода солнечная, траверсом проходим под жандармом и по снежно-ледовому склону поднимаемся на гребень (фото 6.25). Гребень заснеженный, широчайший, движение по нему не составляет технических трудностей. (фото 6.26) Движемся на запад, путь к пер.Кальгаспорный хорошо просматривается. (фото 6.27, фото 6.28) Сама седловина находится в понижении гребня, спуск с гребня снежно-ледовый. (фото 6.29) Используя самостраховку, группа через 40 мин после выхода с Седла Ганзы, спускается на перевал.

7. Седловина пер.Кальгаспорный(4567) снежная не очень широкая. (фото 6.30) Места буквально для одной палатки. Снимаем записку группы туристов клуба «Вестра» под руководством Титова С. С перевала открывается вид в долину реки Сурхоб и долину реки З.Ганза. По направлению движения виден открытый ледник с трещинами, за которым, виднеется в.М.Ганза (фото 6.31). Дальше наш путь лежит через открытый разорванный ледник.

8. Траверс ледника №755 до пер.Гусина-Мухина З.
Связываемся для прохождения ледника №755. Ледник открытый с множеством трещин и кальгаспор. Путь явно не просматривается, приходится аккуратно проходить между трещин по переменно страхуя друг друга. Лавируя между ними выходим на закрытый пологий ледник спускающийся с в.М.Ганза. Отсюда начинается подъем на пер.Гусина-Мухина З. Подъем крутизной 10-15° по снежному закрытому леднику траверсом. Через 45 минут после выхода с пер.Кальгаспорный, вся группа в хорошем настроении поднялась на пер. Гусина-Мухина З.

9. Седловина пер.Гусина-Мухина З.(4662) широкая, пологая, снежная седловина. К 14 часам подходим на перевал и, как это было на протяжении половины похода, погода начала ухудшаться. Начался снег, солнце ушло за тучи. С перевала открывается вид на в.Малая Ганза и долину ледника Малая Ганза. Снимаем записку группы туристов СК НГУ г. Новосибирск, рук. Сальников Г.Е. и оставляем свою. Не теряя время, решаем начать радиальное восхождение на вершину.

10. Радиальное восхождение на в.Малая Ганза(2А,4946) с пер.Гусина-Мухина З.
Оставив вещи на перевале, вся группа выходи на радиальное восхождение на в.М.Ганза. Подъему на вершину снежный около 20-25°. Есть несколько трещин, поэтому поднимаемся в связках. Путь подъема хорошо просматривается, группа туристов из Новосибирска оставила за собой тропу(фото 6.32). Наличие большого количества снега путь подъема делает проще. Через 50 минут вся группа поднимается на вершину(фото 6.33). Вершина заснеженная, широкая с двумя выраженными возвышениями. На левом по ходу движения находим заснеженный тур, в котором снимаем записку группы сборов ветеранов альпинизма Таджикистана от 11 августа 2012г. Спуск по пути подъема, занял у нас 15 минут.

11. Спуск по леднику Малая Ганза до правобережной морены (выс. 4160).
Спуск с пер.Гусина-Мухиной З. осуществляем по леднику (фото 6.34, фото 6.35). Ледник вначале закрытый до 25°, снежно-ледовый, затем открытый с трещинами, разорванный – движемся в связках. Спуск начинаем по центру ледника, много снега, местами до 25°. Движемся в сторону противоположной скальной стены справа по ходу, так как прямой спуск в долину по центру ледника выглядит слишком разорванным и опасным. Постепенно спуск выполаживается, но и ледник становится более открытым. Доходим до противоположной стены и вдоль нее осуществляем спуск до правобережной морены. Ледник заканчивается, начинаются осыпные склоны, морены. Снимаем кошки и движемся по морене. Там организовываем обед и готовимся к подъёму на пер.ВАА Нижний. Спустились за 50 минут.

Выводы:

1. Основными сложностями безусловно являются скальный пояс бараньих лбов, где потребуется скальная подготовка, снежно-ледовый подъем на в.Б.Ганза и открытый ледник пер.Кальгаспорный.
  2. Нас немного подвела погода и не удалось подняться на в.Б.Ганза, но это лишний повод вернутся в Фаны. Остальная часть логического этапа была выполнена, как и задумывалось, и принесла нам массу положительных эмоций.

Перевал Яшмовый Центр (2А,ск-лд-ос,4294) и вершин Вершина Замок (2А,ск-лд-ос,4999)

Перевал Яшмовый Центр(2А,ск-лд-ос,4294)

1. Расположен в южной части Фанской «подковы», к северо-востоку от вершины Пайхамбер и северо-западу от вершины 4253.
  2. Соединяет ледник 736 и ледник 765. Ведёт из долины реки Казнок с долиной , в которой расположены Мутные озера.
  3. Ориентация: юг-север
  4. Южный склон: Ледовый, снежно-ледовый, скальный. Северный склон: снежно-ледовый.
  5. Сведения о первопрохождении: Н.Н.Устиновский(Свердловск) 1982г.
  6. Перевал пройдён насквозь группой туристов КП«Робинзонада» в походе 4 к.с. под руководством А. А. Щербакова с юга на север 13 августа 2012г. Хотя классифицирован как 2Б категории трудности в нашем случае перевала соответствует 2А категории трудности. Предлагаем изменить категорию данного перевала в классификаторах на 2А*
  7. Снята записка группы туристов клуба «Вестра» под руководством Титова С, следующих по маршруту 4 категории сложности от 10 августа 2012 года.

Вершина Замок (2А, ск-лд-ос,4999)

1. Расположена в южной части Фанской «подковы» к северу от в.4972 и к северо-западу от пика Замок.
  2. Сведения о первопрохождении: Первопрохождение совершено группой под руководством Л.Граф в 1992 году.
  3. Восхождение совершено группой туристов КП «Робинзонада» радиально с юго-запада под руководством Щербакова А. А. по маршруту Л. Графа 2А категории трудности 14 августа 2012г.
  4. Снята записка турклуба НГУ под руководством Щербакова А.С, следующих по маршруту 3 категории сложности, от 15 августа 2011 года.

Описание даётся от ледника Малая Ганза до Мутных озёр.
Описание подготовлено Елизаветой Овчинниковой.

Техническая характеристика подходов и прохождения перевала Яшмовый Центр (2А,ск-лд-ос,4294) и вершины Вершина Замок (2А,ск-лд-ос,4999)

дождь

Осыпные склоны до 15°, тропа

+32

0-10

Траверс на пер. Яшмовый Ц.

-26

0-25

Седловина пер. Яшмовый Ц. (2А, 4294)

Узкая крутая скально-осыпная седловина

Спуск с пер. Яшмовый Ц. на ледник 765

-134

Спуск с ледника 765 на правобережную морену

-140

Дождь

Ясно

Подъем на ледник 766, ведущий к вершине Замок.

Конгломератно-осыпные склоны до 20°. Каски, движение плотной группой

Подъем по леднику 766 до снежного моста через бергшрунд

Выход на гребень в. Замок

+220

Траверс гребня в. Замок до основания скальной башни

Пологий сн-ос гребень

0-10

Восхождение на скальную в. Замок (2А,4999)

+99

Спуск с в. Замок до места ночлега по пути подъёма

По собственной тропе подъёма

(4,1)

-979

Спуск к мутным озёрам

-500

2-00

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 13,7 км (9,6 км в зачёт)
Ходовое время: 11 час 5 мин.
Перепад высот: 2918м (+1139/-1779)

Техническое описание перевала Яшмовый Центр (2А,ск-лд-ос,4294) и вершины Вершина Замок (2А,ск-лд-ос,4999)

После прохождения траверсом от перевала Седло-Ганзы до перевала Гусева-Мухина и спуска по леднику Малая Ганза(№736) мы остановились на обед на правобережной морене. На ближайшие дни план такой: подняться до седловины 6866 и траверсом дойти до седловины 6867, там переночевать, и с новыми силами пройти перевал Яшмовый Ц.(2Б). На следующий день подняться на вершину Замок и в этот же день спустится к Мутным озёрам. На мутных озёрах планируем оставить заброску и выйти на следующий участок маршрута - траверс Дон-Мирали.

Наша задача заночевать на седловине перевала 6868, так как на следующий день предстоит преодолеть перевал Яшмовый Центр, заявленный категории 2Б, и нам нужен запас времени.

Примечание: седловины или перемычки (по хребтовке В.Завьялова) под номерами 6866, 6867, 6868 представляют собой пологое окончание гребня. Их можно считать «лжеперевалами»- они соединяют не одну долину с другой, а венчают гребни. По карте схеме В.Ляпина перемычка 6868 соответствует пер.ВАА Нижний. (Схема 7.2)

1-2. Подъем на седловину 6866 от ледника 736, траверс до седловины 6867.
Итак, после обеда в 19.00 начинаем подъем. Стоянка для обеда располагалась сразу после перехода ледника в морену, с ледника стекают ручейки - нет надобности топить снег. Наш путь идёт по правобережному моренному валу. Морена, по которой движемся мы, переходит в мелко осыпной подвижный склон достигающий 20°. Местами тропа, идём в касках. Там где тропа пропадает, двигаться трудно, мелкие камни сильно едут под ногами. Иногда встречаются подвижные камни большого размера. Движемся серпантином. На последних 300 метрах перед седловиной появляются выходы разрушенных скал до 25° и большие подвижные камни. Подниматься по скалам легче, поэтому мы движемся зигзагом - в тех местах где, возможно, проходим по выступам скал, дальше переходим опять на сыпуху. Недавно прошёл дождь, идти по большим камням не очень приятно - скользко. Поднимаемся на седловину. Она широкая, пологая, осыпная, есть место для палаток. Если смотреть на эту седловину снизу по пути подъёма - она находится за выступами скал, возвышающимися над мореной. Место для ночёвки (39° 10.553'С, 68° 16.195'В) не самое лучшее - воды нет, снег лежит небольшими участками - хватит только на один кан. Речка и ледник остались внизу. После короткой передышки продолжаем движение. (фото 7.1, Схема 7.1, Схема 7.2)

Прошли 1,4км Набор +128м Ходовое время 1:10

3. Траверс до седловины пер.ВАА Нижний (1Б,4285).
Решаем двигаться дальше, так как это не очень удачное место для ночёвки и у нашей группы полно сил. Весь путь проходит по подвижному склону до 15°. Кажется, что этот путь займёт много времени, мы ещё под впечатлением от подъёма на Седло Ганзы, и этот склон выглядит не очень дружелюбно. Потеряться сложно - с седловины 6866 только осыпной склон уходит вниз. Весь путь преодолеваем очень быстро: хорошая и удобная тропа, как будто идёшь по тротуару. (фото 7.2)

Прошли 0,4км Набор +32 м Ходовое время 0:10

Место ночёвки (39° 10.404'С, 68° 15.859 'В) :скально-осыпная, пологая перемычка. Есть снег в достаточном количестве. Места хватит на 4-5 палаток. Удобнее конечно было заночевать у окончания ледника 736 на морене рядом с водой, но и это место позволяет нам удачно разместится. Несомненным плюсом является то, что солнце появится здесь на много раньше, чем внизу долины. Подъём дежурных в 5.30, завтрак в 7.

Сегодня наша задача: подняться на перевал Яшмовый центр, спуститься и заночевать у подножия вершины Замок, а так же немного отдохнуть перед восхождением.

4. Траверс на перевал Яшмовый Ц.
В 9:45 выходим на траверс. С седловины 6868 открывается прекрасный вид на окрестности. Вниз уходит крутой снежно-осыпной путь - вниз долины и на левобережную (не интересующую нас) седловину. Наш путь проходит по конгломератному правобережному борту долины до 25°, чередующемуся с выходами скал до 30°. Движемся серпантином - в тех местах где сыпуха - немного набираем высоту, скальные выступы преодолеваем без потери высоты - траверсом. (фото 7.3, фото 7.4) Встречаются участки снега. Двигаться по нему сложно - он спускается далеко в долину, ещё жёсткий, движемся с самостраховкой ледорубом. После преодоления последнего скального выступа открывается вид на седловину. (фото 7.5) Движемся в касках, плотной группой. На протяжении всего пути встречаем участки тропы (видимо, от группы Титова). Седловина со стороны нашего движения представляет собой остроконечные выходы скал вверх до 10 метров. Этот «гребешок» похож на корону - он состоит из нескольких остроконечных пиков. Между ними есть небольшие расстояния забитые снегом, и пробив небольшую брешь в этом «заборе», выходим на пологую часть седловины.

Прошли 0,2 км Набор -26мХодовое время 0:25.

5. Седловина Яшмовый Ц.(2А,ск-лд-ос,4294) (39° 10.574'С, 68° 15.523'В).
Тур расположен на западной части гребня, на его краю. Седловина узкая, крутая, скально-осыпная. (фото 7.6) С неё открывается вид на перевал Яшмовый Западный, траверс Дон-Мирали, вершину Замок. Слева и справа - скалы, покрытые снегом. Переходим через отвесную часть гребня, переступаем ранклюфт. Оставляем записку. Погода отличная, светит солнце. Видим спускающуюся с перевала Яшмовый З. группу из Новосибирска. Пока часть нашей группы греется на солнышке, объедается перекусом и пытается вставить пальчиковую батарейку на место мизинчиковой (между прочим, успешно!), передовая связка выходит на разведку спуска.

6. Спуск с перевала Яшмовый Ц. на ледник 765. (фото 7.7, рисунок 7.1)
По описаниям предыдущих групп предполагаем, что спуск будет сложным. Но в этом году иначе - лежит большой слой снега, что позволяет нам одновременно и иногда попеременно (когда проверяем путь) двигаться в связках по закрытому леднику до 25-35°. Идём в касках, кошках и с ледорубами. Стараемся идти, ориентируясь на середину ледника. В связке двигаемся до перегиба. Потом, сделав станцию на ледорубах, выдаём разведчика. Погода начинает понемногу портиться, боимся, как бы не пошёл снег и не опустился туман, что может усложнить преодоление препятствия. Делаем промежуточные станции до тех пор, пока не дойдём до края перегиба, за которым, предположительно, находится бергшрунд. Его расположение все ещё скрыто от нас перегибом. Делаем станцию и перила. Лиза отправляется разведывать путь. С края бергшрунда можно перепрыгнуть на другой край, но сверху не видно в каком месте это лучше сделать. Поэтому Лиза решает перешагнуть, что заканчивается для неё погружением в бергшрунд. Висеть приятно, а внутри открывается удивительно прекрасный вид на обледенелое тело ледника. Но, увы, пора выбираться. Рядом, на расстояние одного метра находится ледяной мост, уходящий далеко вглубь трещины. Именно по этому мосту вся группа и преодолевает препятствие. Последний участник с нижней страховкой. Далее опять в связках одновременно спускаемся до безопасного участка ледника. По снегу приятно, легко и быстро передвигаться в кошках. Осторожно! Иногда (правда, редко) сверху с гребня летят камни, независимо от действий группы. (фото 7.8, фото 7.9, фото 7.10)

Прошли 0,4 км Набор -134м Ходовое время 0:40

7. Спуск с ледника 765 на правобережную морену.
Дальше идёт отрытый ледник до 10° . Здесь уже можно идти без связок, но нам остаётся 20 минут ходьбы до ночлега, и мы продолжаем движение. Быстро доходим до открытой пологой части ледника. Далее идёт пологая морена . Снимаем кошки, выстёгиваемся из связок находим место для палаток. Рядом есть площадки под палатки, оставшиеся после предыдущих групп. Вниз уходит морена, справа – конгломератный склон, уходящий наверх (он ведёт к Замку). (фото 7.7) С обоих выходов ледника 766 стекают небольшие ручейки, значит, нам не придётся опять топить снег. Хорошая погода сменяется дождём и градом.

Прошли 0,9 км Набор -140м Ходовое время 0:15

Ночуем , разбив лагерь на морене ( 39° 11.085'С, 68° 15.452'В ).Обедаем и ложимся спать. В 1.00 – «завтрак-ужин», чтобы как можно раньше выйти на восхождение. Далее немного сна для переваривания.

Сегодня наша задача взойти на вершину Замок, вернуться и спуститься к Мутным озёрам.

8. Подъем на ледник 766 ведущий к вершине Замок. (рисунок 7.2)
Выход с рассветом. Перед нами открывается такой вид: уходящий вверх конгломератный склон, выше - справа и слева- скалы. Между ними- сначала конгломератный склон, далее ледник, покрытый снегом. Идём по конгломератно-осыпному склону до 20°. (фото 7.7, фото 7.11) Пока ещё холодно и двигаться не очень сложно, так как камни почти неподвижны. От места ночёвки виден ледник, переходящий в осыпной склон, дальше идёт скальный выступ , а потом морена по которой мы и топаем. Идём серпантином. У подножия скал, на своеобразном завершение первого отрезка пути, где идёт выполаживание склона, появляются большие камни( метров до 3). У подножия скал делаем остановку. Одеваем кошки, обвязки, связываемся в связки. Солнце только начинает подниматься, очень холодно, постоянно приходится махать конечностями.

Прошли 0,9 км Набор +330мХодовое время 0:55

9. Подъем по леднику 766 до снежного моста через бергшрунд.
С этого места можно уже увидеть следующую часть нашего маршрута. Справа и слева по прежнему возвышаются скалы. Посередине-ледник. Далее видно выполаживание ледника, берг, и снежный склон, идущий валами. По этим снежным «валам» и можно «обойти» скалы и дойти до вершины Замок. (фото 7.11, фото 7.13) Идём по открытому леднику одновременно двумя связками. Можно идти по левой стороне под скалами по осыпи, но это опасно – сверху может «сыпать». Мы делаем иначе: сначала идём по осыпи. Дальше идёт открытый ледник, а после него-закрытый ледник до 15°. Идём осторожно, чтобы не пропустить небольшие закрытые трещины. Почти перед самым концом крутой части ледника появляются подряд открытые поперечные неглубокие трещины, обходим их. Дальше перед нами возникает огромных размеров бергшрунд. Он является своеобразным завершением крутого склона ледника. Вначале идем по его нижнему краю направо по ходу и далее пересекаем его по надежному снежному мосту. Уже вышло солнце, и снег переливается всеми цветами радуги, очень красиво.

Прошли 0,9 км Набор +330мХодовое время 0:50

10. Выход на гребень в.Замок.
Вершина пока что не видна, зато виден путь по снежному гребню, а также часть уже пройдённого нами ледника. (фото 7.12) Идём по тропе (предыдущей группы) сначала по закрытому леднику, потом по снежнику до 15°. Если смотреть от конца бергшрунд, то наш путь идёт слева от гребня. Он как бы идёт волнами - плавно поднимается и опускается. Снег глубокий, технически идти просто, (одновременное движение в связках) но высота даёт о себе знать, тяжело дышать. (На гребне делаем остановку и ждём, пока группа из Новосибирска спустится с п.Замок.) Пока ждём, активисты нашей группы занимаются лепкой снеговика, а некоторые принимают солнечные ванны. (фото 7.21)

Прошли 0,8 км Набор +220м Ходовое время 0:40

11. Траверс гребня в.Замок до основания скальной башни.
С этой точки уже почти не виден путь подъёма - только последний участок пути по снежным «волнам». (фото 7.15) Виден пологий широкий гребень, идущий к подножию скальной части вершины Замок. Идём по пологому снежно - осыпному гребню. (Открытая осыпь чередуется с покрытой снегом) Связки, кошки. Путь не занимает много времени и сил, скальная вершина хорошо видна, потеряться невозможно. (фото 7.13, фото 7.14)

Прошли 0,3 км Набор 0м Ходовое время 0:10

12. Восхождение на скальную в. Замок (2А,4999) (39° 11.293'С, 68° 16.365'В) (рисунок 7.3).
Перед нами скальные отвесные выступы, местами с выходами осыпи. Вниз уходит снежно-ледовый склон. Виден «конец» скал, которые с места ночёвки кажутся неразрывно связанными с самой вершиной замка. Дальше идёт путь по снежнику к пику Замок. (фото 7.14) Вешаем перила с нижней страховкой. Первая верёвка идёт по снежно-осыпному кулуару до 35° и участку в 10 метров конгломератной осыпи, покрытой снегом. Провешиваем вторую верёвку. (фото 7.16) Сначала, метров 5, верёвка идёт по снегу(он покрывает осыпь слоем примерно в 20 см), потом - обледенелые скалы до 40° . Самый сложный участок(8 метров) - ледяной жёлоб до 65°- преодолевается на передних зубьях с инструментами. (фото 7.23) После этого участка промежуточная станция на ледобуре. Дальше движение идёт по разрушенным скалам до 40° и осыпи. (фото 7.17) Выходим по гребню на вершину. На большой скальный выступ набрасываем петлю. (фото 7.18) «Седловина» вершины представляет собой пологий участок осыпи, покрытый снегом. Замок венчается скальным монолитом (5 метров). Это самая высокая точка. На него можно залезть - весит репшнур от прошлых групп. Для безопасности дублируем её своей веревкой. Говорят, что если наверху поднять над головой GPS - он покажет 5000м, но наш, видно, барахлит, или штурман коротковат – только 4999. (фото 7.22)

Прошли 0,2 км Набор +99м Ходовое время 3:00

13. Спуск с в. Замок до места ночёвки по пути подъёма.
В 15:00 начинаем спуск. Верёвки сдергиваем, оставив расходную петлю. Спускаемся по тропе подъёма. Спуск по двум перилам, провешенным ранее до подножия скал, откуда уже можно продолжать спуск траверсом в связках. Далее движение в связках , кошках. Повторяем утренний путь. Снимаем кошки для передвижения по заключительному осыпному склону, ведущему к палаткам, после прохождения ледника 766.

Прошли (4,1 км) Набор -979мХодовое время 1:15

14. Спуск к мутным озёрам.
Сначала от места ночлега начинаем движение траверсом по правому моренному склону. Слева-скалы, внизу-морена, справа - конгломератный склон, переходящий в скалы Замка. Пройдя первый перегиб, спускаемся вниз склона, так как он постепенно начинает выполаживаться. Далее идёт снежник - переходим на него. Панорама сильно не отличается - слева скалы, справа - конгломератный склон, по пути движения - перегиб, место ночлега уже скрыто предыдущим перегибом. Продолжаем движение по снежнику. После перегиба снег заканчивается и начинается скользкий осыпной склон. (фото 7.19) С этой точки уже видны мутные озера и подход к ним через завалы камней. Слева от нас по ходу движения видно окончание гребня, уходящего вглубь долины. Спускаясь по склону, ориентируемся на него. Если идти прижимаясь к правой стороне склона, есть возможность выйти на часть склона, заваленную большими камнями, движение по которым проблематично. (фото 7.20) Спустившись, продолжаем путь без набора высоты. Подход к мутным озёрам затруднён преодолением гряды крупных камней (крупной осыпи, некоторые камни по высоте 4-5 метров). Иногда приходится поворачивать назад, огромные камни преграждают путь, создавая тупики. По мере приближения к озёрам начинает появляться растительность- мох и пучки травы. Стоянку у мутных озёр найти так же легко, как и кучу мусора - это излюбленное место туристов.

Ночёвка (39° 11.767 'С, 68° 14.314'В) на земляном пологом склоне, в окружение больших камней. До воды - две минуты пешком по камням.

Прошли 3,2 км Набор -500мХодовое время 2:00

Выводы:

1. Перевал Яшмовый Центр не соответствует заявленной категории трудности 2Б, мы провесили только одну верёвку по льду через бергшрунд, осуществляя остальное прохождение в связках. В другой, менее снежный год, группа провесила 6 верёвок на льду. Перевал необходимо классифицировать как 2А*. С перевала в хорошую погоду открывается прекрасный вид на Фанскую «подкову».
  2. Вершина Замок соответствует заявленной 2А категории трудности. Для групп основной задачей является правильный выбор пути, тогда двух верёвок достаточно для подъёма на вершину.
  3. Маршрут восхождения лаконичен и прост, а красота и величие вершины неоспоримы, поэтому мы рекомендуем включать вершину Замок в маршрут не только «троек» но и более старших категорий.

Траверс Дон-Мирали(2Б, ск-сн-лд, 4586-5027) и вершин Чимтарга (2Б, сн-лд-ск, 5482)

Траверс Дон-Мирали (2Б, ск-сн-лд, 4586-5027)

1. Расположен в северо-западной части Фанской «подковы». Траверс проходит по гребню от перевала Дон до перевала Мирали.
  2. Протяжённость 1,8км.
  3. Сведения о первопрохождении найти не удалось.
  4. Группа туристов КП «Робинзонада» взошла на перевал Дон с севера, прошла траверс и спустилась с перевала Мирали на запад в походе 4 к.с. под руководством А.А.Щербакова 16-18 августа 2012г. Категория трудности траверса соответстует сложности 2Б.
  5. На перевале Дон записка не найдена. С перевала Мирали сняты записки группы альпинистов из Киева от 7 августа 2011г. и группы туристов из Литвы от 1 августа 2012г. С в. Мирали сняты записки группы альпинистов из Томска под руководством В. Дичкаренко от 19 августа 2009г. и группы из клуба «Надир» (Минск) от 24 июля 2012г.

Вершина Чимтарга (2Б, сн-лд-ск, 5482)

1. Расположена в западной части Фанской «подковы между перевалами Мирали и Чимтарга.
  2. Сведения о первопрохождении: первое восхождение по северному гребню под руководством А. Мухина 1937г.
  3. Группа туристов КП «Робинзонада» радиально взошла на вершину по северному гребню с перевала Мирали в походе 4 к.с. под руководством А.А.Щербакова 18 августа 2012г. Маршрут соответствует сложности 2Б.
  4. Снята записка группы альпинистов под руководством А.А. Лебедева от 27 июля 2012г.
  5. Является высочайшей вершиной Фанских гор.

Описание даётся от Мутных озёр до долины р. П. Зиндон.
Описание подготовлено Сергеем Науменко

Технические характеристики подходов и прохождения траверса Дон-Мирали (2Б, ск-сн-лд, 4586-5027) и вершины Чимтарга (2Б, сн-лд-ск, 5482)

Подход под конгломератно-осыпной склон, выводящий к леднику №777

+386

16.08-

Ясно

Седловина пер. Дон (1Б, 4586)

Широкая пологая сн-лд-ос седловина. Гигантский карниз

-81

17.08-

Снег

Седловина пер. Мирали (2А, 5027)

Подход под скальный пояс отделяющий в. Чимтарга от пер. Мирали

1,9

-700

0-50

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 13,3 км (11,3 км в зачёт)
Ходовое время: 13 час 20 мин.
Перепад высот: 3969м (+2053/-1916)

Техническое описание траверса Дон-Мирали(2Б, ск-сн-лд, 4586-5027) и вершины Чимтарга(2Б, сн-лд-ск, 5482)

По плану, мы хотим подняться на перевал Дон, с него пройти траверс Дон-Мирали, попутно захватив в. Мирали. Поставив лагерь на перевале Мирали, сходить на вершину Чимтарга и, наконец, спуститься к заброске, которую мы оставили в начале похода в долине реки П. Зиндон. (фото 8.15, схема 8.1)

Сегодня не хочется очень напрягаться. Лениво позавтракав и скинув всё лишнее и избыточное в заброску: часть скального снаряжения, оставшуюся еду, меньшую по площади палатку, часть личных вещей. Обсуждаем предстоящее техническое кольцо. Наконец, в 10:40 мы начинаем движение в сторону перевала Дон. Решаем встать на седловине и, поглядев на пояс бараньих лбов Мирали, что-нибудь повесить.

1-2. Подход под и подъем по конгломератно-осыпному склону, выводящий на ледник №777
Итак, выход в 10:40. Обходим мутные озера справа по ходу, двигаясь исключительно по тропе, подходя под конгломератный взлёт. (фото 8.1, фото 8.2, фото 8.3) Протоку, соединяющую две части мутного озера, переходим по кладям. (фото 8.4) Выйдя на конгломератный склон, продолжаем идти по тропе, поднимающуюся серпантином по мелко-среднему осыпному склону крутизной до 25°, покрывающую конгломерат. (фото 8.5) Сами камни не сыпятся, но неловким движением легко запустить камни, посему уходим наверх чуть по диагонали, уводя возможную траекторию от ниже идущих. (фото 8.6) Уступы бараньих лбов, по которым ревёт бурный ручей, обходим справа по ходу и выходим на небольшое выполаживание. Слева виднеется язык открытого ледника 777, по центру неприятный пупырь ледника закрытый мелкой осыпью (фото 8.7), а направо уходит конгломератный склон, на который нам совсем не надо. (фото 8.2)

Прошли 1,8км Набор +280м Ходовое время 0:55

3-4. Подъем на пер. Дон
Вдоволь отдохнув, поднимаемся по склону влоб. Подъём проходит по живой и местами совсем не надёжной осыпи. Изредка обнажается лёд, текут мелкие ручейки с ледника 777. Постепенно склон выполаживается и переходит в пологий стаявший открытый ледник, вся поверхность которого усыпана моренными отложениями. (фото 8.8) По этому плато выходим к закрытой части ледника, ориентировочно напротив перевала Мирали, по которому в этот момент поднимается группа альпинистов из Риги. Подъем сюда занимает у нас чуть больше часа ходового времени. (фото 8.9) Связываемся и выходим в сторону перевала Дон. Весь путь пролегает по закрытому леднику, то сменяющегося осыпью, то просто снежником. Глубина снега колеблется у отметки 10-15 см. Подъем под взлет технически прост, трудоёмкость тоже не высокая. Подобие взлёта можно отсчитывать от благоустроенных ночёвок под перевалом. (фото 8.10) (39° 12.836'С, 68° 12.876'В, 4500м) Есть выровненные площадки, вместо воды – снег, ветра немного, солнца нет. Решаем заночевать на самом перевале, рассчитывая на раннее солнце и меньшие трудозатраты завтра. Выходим на перевал, по снежнику, который заменяет чрезмерно подвижная осыпь. Чуть помесив её ногами, выходим на седловину.

Прошли 2,3км Набор +786м Ходовое время 2:10

5. Седловина пер. Дон (1Б, 4586 39° 12.934'С, 68° 12.798'В)
Седловина пологая и широкая, характер – снежно-осыпной, полюбоваться видами мешает гигантский карниз. Воду добываем, растапливая лёд. Пока половина откапывает и выравнивает место под палатку, вторая половина выходит – благо время ещё позволяет - на обработку пояса бараньих лбов, с которых начинается выход на траверс Дон-Мирали. Тура на перевале Дон не нашли, хотя мы и не очень прилежно искали, скорее всего на западной оконечности седловины. Складывать свой тоже не стали.

Итого за день: Прошли 4,1км Набор +1066м Ходовое время 3:05

Наша сегодняшняя цель – перевал Мирали. Для этого мы поднимемся через частично обработанный вчера пояс бараньих лбов, поднимемся на гребень и траверсом спустимся к перевалу, между делом посетив вершину Мирали.
6. Подход под бараньи лбы, с которых начинается подъем на Мирали
Ранний подъем, но не самый ранний выход. Плотно позавтракав, первая передовая связка отправляется довешивать, то, что не успели провесить вчера. Через час, в 10:05 выходит вторая связка, поднося недостающую верёвку. Траверсируем с постепенным набором высоты снежный склон, крутизной до 25°. Снег успел подразмякнуть до нужной консистенции – и идти удобно, и лететь меньше.

Прошли 0,4км Набор +144м Ходовое время 0:25

7. Подъем на бараньи лбы
Ещё вчера определили место, где будем вешать верёвки. Подъём по гребню не логичен и мы решили подойти по снегу как можно выше, взяв левее. Визуально место выглядит, как самый короткий участок бараньих лбов, к тому же разрезаемый по диагонали снежно-ледовым жёлобом, по которому и повесили верёвки. (фото 8.11, фото 8.12) Подъём осуществляется сначала по скально-осыпной полке – первая верёвка до 35°, местами обледенелые скалы, первая станция на крючьях, промежуточные точки крючья или буры. Вторая верёвка по льду до 45° - тесно прижимаясь к скале – 5 промежуточных точек на бурах. На один из надёжных уступов накидываем петлю – вторая станция. (фото 8.13) Верёвка выводит на снежно-ледовый склон до 25-30° - здесь вкручиваем пару ледорубов под третью станцию, и уходим вправо-вверх по ходу движения последней третьей верёвкой для подстраховки. (фото 8.14) Четвёртая станция опять на бурах, а верёвка уже вывела на хорошую осыпную полку, с которой начнётся наш подъем наверх гребня. (фото 8.15, фото 8.16)

Прошли 0,2км Набор +90м Ходовое время 1:20

Использовано: 2 крюка, 4 бура+5 промежуточных, 4 петли

Провесили около 110м перил (1ая – 50м, 2-ая ~35, 3-я – 25)

8. Выход на гребень траверса Дон-Мирали
Поднимаемся влоб по снежно-ледовому склону, крутизной до 30°. Толщина снега позволяет не вешать перила. Идём в связках, для ускорения процесса используем ледобурную дорожку. Держим курс наверх по левой по ходу движения стороне склона гребня, ориентируясь чуть ниже-левее визуальной высшей точки гребня. Спустя переход выползаем на пологую осыпную площадку на гребне. С неё открывается интересный вид на наш траверс и на будущий подъем на вершину Чимтарга. (фото 8.18)

Прошли 0,4км Набор +180м Ходовое время 0:40

Вкрутили 13 буров

Длина технического участка ~250м

9-10. Траверс в. Мирали(2А, 5108) (39° 12.661'С, 68° 12.041'В) по гребню и спуск на пер. Мирали
С площадки продолжаем движение по гребню. Идём по левой по ходу стороне, выбирая, по возможности, открытые осыпные участки. Гребень пологий и ровный, при наших условиях можно двигаться в связках одновременно. Примерно посередине есть невысокое осыпное возвышение, на нём мы встречаем группу, идущую нам на встречу. Погода портится, начинается снег. Расходимся, дальше путь пролегает траверсом снежного склона, крутизной 20°. Группа оставила тропу, выводящую на перевал Мирали, куда отправляется первая связка – погода ухудшается, надо быстрее поставить лагерь. В это время вторая связка снимает записку с вершины Мирали. С гребня подъем не представляет сложности, со снега выходим на осыпь, по которой выходим к вершинке. Видимость снижается, с запада всё затянуто, сняв записки и оставив свою, спускаемся по пути подъёма, пока не затянуло. По тропе выходим на перевал, где уже почти готова площадка. (фото 8.17, фото 8.19)
Прошли 0,8км Набор +118м Сброс -81м Ходовое время 0:55

11. Седловина пер. Мирали (2А, 5027) (39° 12.581'С, 68° 12.056'В)
Седловина широкая, снежная, с небольшим (10°) уклоном. Карниз нависает над восточными склонами. Ночуем на северной оконечности перевала. Воду вытапливаем из снега, а на устроенной площадке можно с комфортом переночевать.

Итого за день: Прошли 1,8км Набор +532м Сброс: -81м Ходовое время 3:20

Вечером ложимся спать с надеждой на хорошую погоду. Иногда она нас всё-таки подводит. Хочется подняться на Чимтаргу и спуститься вниз в долину р. П. Зиндон до темноты – на запад склон перевала Мирали рассечён двумя поясами бараньих лбов, между которыми надо ещё найти проход. В условиях плохой видимости, это может быть небезопасно.

12. Подход под скальный пояс, преграждающий подъем на в. Чимтарга с пер. Мирали
Ранний подъем и, насколько это возможно, ранний завтрак. Горелки перестают переваривать азиатский бензин. Погода ясная, но не жарко. Всё-таки пять тысяч. Как обычно выпускаем передовую связку обрабатывать участок. В 8:30 выходим, связавшись, по гребню поднимаемся под бергшрунд, рассекающий гребень и логично делящий его на участок подхода и взлёта. Забираем вправо по ходу, обходя бергшрунд, и, буквально через 70 метров, по снежному мосту переходим его (путь был разведан передовой связкой). Далее поднимаемся влоб по закрытому леднику до 25° крутизной. Местами встречаются небольшие трещины. Поднимаемся прямо наверх и приостанавливаемся под защитой каменного выступа. (фото 8.18, фото 8.19)

Прошли 0,8км Набор +143м Ходовое время 0:30

13. Прохождение скального пояса.
Скальный пояс визуально отделяет перевал Мирали от гребня вершины Чимтарга. Мы проходим его в месте, где он уже не высок и крут, но и ещё не обрывается вниз отвесами. Провешенная верёвка идёт от каменного выступа, за которым укрылась группа – путь подъёма подрезает склон, с которого несложно спустить камень. Обходим камень справа налево, поднимаемся по нескольким обледенелым скальным полкам и уходим по последней налево, выходя по логичным ступеням наверх. Здесь видны следы давних групп - оставленные расходники повсюду. Дублировав одну из них своей, оставляем её тут – нам по ней ещё спускаться. Оставляем здесь скальное снаряжение – дальше только лёд.

Прошли 0,1км Набор +40м Ходовое время 1:20

Использовано: 2 крюка, 3 промежуточных точки (Две закладки и френд), 2 петли

Провесили около 50м перил

14-15. Траверс сн-лд склона при выходе на плечо, подъем на в. Чимтарга(2Б, 5482) (39° 11.851'С, 68° 11.727'В ) по гребню.
Со скально-осыпного гребешка виден весь наш дальнейший путь. (фото 8.20) Связываемся и выходим вперёд. На склоне темнеют три характерных выступа: два скальных и один осыпной. Сразу за третьим поднимаемся на гребень влоб и дальше с комфортом выходим на плечо Чимтарги. Здесь приваливаемся на осыпном островке и затем продолжаем подъем. (фото 8.21) Направление наверх, снизу видно тёмное осыпное возвышение, которое можно принять за западную вершину. Поднимаемся наверх, ориентируясь чуть левее возвышения интуитивно отыскивая путь, по которому легче тропить. Глубина снега варьируется от полуметра до 20 см. Склон постепенно становится круче и наверх последние поднимаются уже по перилам, закреплённым на ледорубах. (фото 8.22)

Прошли 1,1км Набор +272м Ходовое время 1:45

Отсюда до вершины, где находится тур, рукой подать (фото 8.23), сняли записку и вернулись на возвышение – тут меньше дует. Пока мы сидим почти на вершине, погода окончательно портится: снег, ветер и дождь – все прелести «Солнечного Таджикистана».

16. Спуск по пути подъёма
А добавить особо и нечего. В 15 часов начинаем спуск. Вначале две верёвки на спуске по гребню – последний спускается с нижней страховкой, здесь связываемся и, не сходя с тропы, добираемся до крайней верёвки, оставленной после подъёма на бараньи лбы. Последний довязывает вторую и, спустившись по двум, сдёргивает – оставляем расходную петлю. В лагерь возвращаемся по своей же тропе, её ещё не замело снегом. Забираемся в палатку и ждём, пока уймётся погода или хоть немного прояснится.

Прошли 2км Сброс: -455м Ходовое время 0:50

Пока сидели, погода действительно прояснилась. В общем, на риторический вопрос руководителя: «Успеете собраться за полчаса?» - отвечать не пришлось.

17. Спуск с пер. Мирали в сторону д. р. П. Зиндон по леднику №20 до пояса бараньих лбов
Собрались мы минут за сорок пять. Связались и чуть ли не бегом двинули вниз. Идём по центру закрытого ледника, снега нападало много и это удобнее, чем обходить по правому борту. (фото 8.19) Крутизна колеблется в районе 15° градусов, пока ледник, наконец, не открывается. Траверсируем ледник, прижимаясь к склонам Чимтарги подальше от сбросов (порядка 150м до склона) Всё ещё не видно, где начинается пояс бараньих лбов и как его лучше обойти. Спускаемся не спеша вниз, пока крутизна ледника не вынуждает нас кинуть верёвку, похоже на левый язык ледника, правый должен падать со лбов. Кидаем две верёвки подряд и выходим на осыпь. (фото 8.24) Начинает смеркаться, и мы решаем никуда больше не ходить и заночевать тут (39° 12.451'С, 68° 11.089'В, 4340м). Воду находим в камнях на стыке ледника и осыпи, место под палатку разравниваем. Решение спускаться полностью оправдалось – спустились мы с небольшим запасом, а ночевать второй раз подряд на перевале Мирали совсем не хотелось.

Прошли 1,5км Набор -680м Ходовое время 1:40

Итого за день: Прошли 5,5км (3,5км в зачёт) Набор +455м Сброс:-1135 Ходовое время 6:05

18. Обход бараньих лбов по языку ледника и дальнейший спуск по долине до р. П. Зиндон
С утра стоит ясная погода. Выходим в 9:00. По языку ледника, который уходит правее, стекая промеж выходов скал в кошках спускаемся. (фото 8.25, фото 8.27) Крутизна до 20°, локально до 25°, расстояние до выполаживания небольшое. Дальше спускаемся по снежнику, потом по осыпи, пересекаемой местами маркированной тропой. Спуск до долины р. П. Зиндон занимает порядка хорошего перехода. (фото 8.26, фото 8.28)

Прошли 1,9км Набор -700м Ходовое время 0:50

Выводы:

1. Траверс Дон-Мирали - это интересное, технически насыщенное локальное препятствие, рекомендуемое нами для прохождения в маршрутах от четвёртой категории сложности. Его прохождение логично, по мере возможности, дополнить не менее достойным, со спортивной точки зрения, восхождением на крышу Фан – вершину Чимтарга. Заявленной категории сложности препятствие соответствует. В менее снежный год сложность отдельных участков препятствия может сильно возрасти.
  2. Наша стратегия удалась – двойная заброска (снаряжение на мутных озёрах и провизия на финальную часть) позволила выйти на траверс с минимальным весом, а значит выполнить задуманный нами план.

Перевал Чимтарга (1Б,ос,4748) и вершина Энергия (2А,сн-лд,5115).

Перевал Чимтарга (1Б,ос ,4748)

1. Расположен в юго-западной части Фанской «подковы» между вершинами Чимтарга и Энергия.
  2. Соединяет долину р. П. Зиндон (Зиндан, Арчамайдан) и долину Мутных озёр.
  3. Ориентация: восток – запад.
  4. Сведения о первопрохождении: первопройдён группой альпинистов под руководством Е. Казаковой в 1937г.
  5. Перевал пройдён насквозь группой туристов КП«Робинзонада» в походе 4 к.с. под руководством А. А. Щербакова с запада на восток 19 августа 2012г. Перевал соответсвует заявленной категории трудности.
  6. Снята записка группы туристов из турклуба «Плющиха» под руководством А. А. Дубниковой от 18 августа 2012г.

Вершина Энергия (2А,сн-лд,5115)

1. Расположена в юго-западной части Фанской «подковы», южнее пер.Чимтарга.
  2. Сведения о первопрохождении: маршрут с перевала Чимтарга по северному гребню первопройдён группой альпинистов под руководством Е. Казаковой в 1937г.
  3. Восхождение совершено группой туристов КП«Робинзонада» радиально с перевала Чимтарга по северному гребню под руководством А. А. Щербакова по маршруту 2А категории трудности 20 августа 2012г.
  4. Снята записка группы альпинистов из Риги (Бушс В. и Экерс Ф.) от 20 августа 2012г.

Описание даётся от среднего течения р. П. Зиндон до Алаудинских озёр.

Описание подготовлено Сергеем Науменко

Техническая характеристика подходов и прохождение перевала Чимтарга (1Б,ос,4748) и вершины Энергия (2А,сн-лд,5115).

Натоптанная тропа по правому берегу р. П. Зиндон

Средне-мелкая осыпь до 20°, тропа. Каски, движение плотной группой

19.08-20.08

Переменная облачность

Седловина пер. Чимтарга (1Б, 4748)

Подход под предвершинный взлёт в. Энергия

Сн-ос пологий гребень до 15°, тропа

+152

Предвершинный взлёт в. Энергия

+190

1-10

Выход на в. Энергия (2А, 5115)

Ледяной жёлоб (до 30°), снежный склон до 20°. Каски, кошки, ледорубы, 20м перил

5,6

-742

1-15

Общая протяжённость пути без коэффициента района: 20,7 км (18 км в зачёт)
Ходовое время: 13 час 35 мин.
Перепад высот: 4044м (+1595/-2449)

Техническое описание пер.Чимтарга(1Б,ос,4748) и в.Энергия (2А,сн-лд, 5115)

Итак, мы спустились в долину р. П. Зиндон после прохождения траверса Дон-Мирали. Я (Сергей) и Глеб отправляемся за заброской, пока остальные спускаются и готовят обед. Рюкзаки мы выгрузили на удобных площадках, предположительно обычных биваках перед перевалами Мирали или Чимтарга. Есть площадки с ветрозащитными стенками, недалеко с камней стекают чистые ручьи (39° 12.020'С, 68° 10.265'В, 3720). Когда мы заберём заброску, начнётся финальная часть похода. Мы планируем подняться сегодня на перевал, а завтра рано с утра сходить на вершину Энергия. Будет идеально, если мы к завтрашнему вечеру спустимся к озеру Алаудин. (Схема 9.1, Рисунок 9.1)

1. Подъём заброски с выс. 3520 долины р. П. Зиндон к началу подъёма в долину р. Мирали.
В 10:10, спустившись-разгрузившись, начинаем спуск по долине р. П. Зиндон к месту заброски, которую отнесли в самом начале маршрута. Долина пологая, идём по хорошей тропе по правому берегу. Проходим несколько галечных полей, и пересекаем пару мелких ручьев. Примерно через 15 минут выходим к неплохим стоянкам. Недалеко от них выкапываем из камней заброску. И уже с грузом поднимаемся обратно - где-то за переход возвращаемся.
Прошли 3,4км (1,7км в зачёт) Набор +120м, Сброс -120 Ходовое время 1:05

2-3. Подход под перевальный взлёт из долины р. П. Зиндон
Отобедав, в 13:30 выходим по тропе, проходящей по правому берегу р. П. Зиндон. (Фото 8.28) Тропа, изредка теряющаяся на осыпи, полого поднимается по травянисто-осыпным склонам. Местами тропа обходит моренные валы. Примерно через 300м проходим мимо неплохих ночёвок на галечном поле. Где-то за переход доходим до выходов травы перед живой осыпью, по которой пролегает дальнейший подъём. (Фото 9.1) Снизу тропу почти не видно. (Фото 9.2) Правый склон пересекается двумя поясами бараньих лбов. (Схема 9.1) Существует как минимум три логичных пути. Первый проходит по подобию тропы, между первым и вторым поясом, примерно по середине, пока тропа слежавшаяся всё хорошо, но где-то на середине начинается Ад – два шага вверх и три вниз. Второй путь – прижимаясь сначала к гребню, спускающемуся к долине, а потом и к бараньим лбам, здесь осыпь чуть менее подвижна. Третий путь – пролегает над вторым поясом бараньих лбов, как мы увидели позже, там тоже есть подобие тропы. (Фото 9.2, Фото 9.3, Фото 9.4) Погода портится, а мы поднимаемся вначале по первому варианту - по плохому подобию тропы, выходящую серпантином выше первого пояса. Далее, когда начинается Ад, прижимаемся снизу ко второму поясу: там камни менее подвижны и изредка появляются ручейки – а это уже часть второго пути. (Фото 9.4) Вдоль пояса выходим под перевальный взлёт, уходя чуть правее по ходу движения сразу после последнего ручья. (Фото 9.5) Подъём утомителен - осыпь очень подвижная и камнеопасная. (Фото 9.6)

Прошли 3,6км Набор +960м Ходовое время 3:55

4. Перевальный взлёт пер. Чимтарга.
Перевальный взлёт выражен слабо. Он представляет собой осыпной склон протяжённостью метров 500, крутизной до 20°. По нему проходит неплохая тропа, хорошо различимая, в отличие от её предшественника. На второй половине пути погода улучшается: заканчивается снег с дождём, небо светлеет.

Прошли 0,5км Набор +148м Ходовое время 0:40

5. Седловина пер. Чимтарга (1Б, ос, 4748) (39° 11.338'С, 68° 11.901'В)
Шириной седловина с футбольное поле, осыпная. Повсюду видны «стенки» рядом с расчищенными местами под палатки. Сложено как минимум два тура. Записку оставляем в том, где была предыдущая. Этот тур находится немного южнее. Немножко повозившись над одной из площадок ставим палатку. Воду добываем из снега. (Фото 9.7)

Итого за день: прошли 9,9км (в зачёт 8,2км) Набор +1228м, сброс -820м Ходовое время 6:30

На завтра у нас ранний подъём и незамедлительный выход на штурм. Собираемся с утра сходить на вершину, а вечером уже ужинать в чайхане на Алаудинах.

6-9. Восхождение на вер. Энергия (2А, 5115) (39° 10.925'С, 68° 12.018'В)
Выходим в 5:20 двумя связками. С утра Глеб не очень хорошо себя чувствует и решает остаться в лагере. С седловины просматривается тропа подъёма. Идём по ней сначала по осыпному гребню, который, медленно поднимаясь, выходит на снежно-ледовый склон с постепенно увеличивающейся крутизной. На границе одеваем кошки, связываемся и начинаем постепенный подъём правее гребня. (Фото 9.8) Снега хватает, примерно по колено, где-то на середине пути начинаем крутить промежуточные буры (6шт). Весь путь пролегает по левой части склона, ориентируемся на скальный выход. Метров за 25 до него появляется участок плохо прикрытого льда вперемешку с обледенелыми скалами. Здесь вешаем верёвку. На скале вбито пара крюков. Убедившись в их надёжности, подстраховываемся дополнительно своей петлёй накинутой на выступ. Подле скалы широкая полка – здесь может собраться группа. Пока вторая связка поднимается, вешаем верёвку наверх. Обходя скалу справа по ходу, ледяной жёлоб крутизной до 35° выводит почти к вершине. Верхнюю станцию организуем на скальном уступе. Пока дожидаемся вторую связку, на вершину выходят двое альпинистов из Латвии. Приветствуем друг друга и принимаем от них записку. Отсюда видны почти все наши предыдущие высоты. Спускаемся по пути подъёма. Верхний спускается с нижней страховкой. В лагерь вернулись к 10 утра. Прошли 2км (1км в зачёт) Набор +367м, Сброс -367 Ходовое время 2:25

10-11. Спуск с пер. Чимтарга к Мутным озёрам.
Собравшись, выходим по тропе в сторону мутных озёр. Начинается оно чуть ниже седловины и идёт по левому борту долины. С вершины проглядели тропу вплоть до понижения. (Фото 9.9) Бежим по осыпной тропе, она теряется, когда выводит к хорошим ночёвкам, чуть меньше чем в переходе от перевала. Есть обустроенные площадки и вода. Отсюда идём без потери высоты и, вскоре, выходим на тропу. Она спускает нас по конгломератному склону крутизной 25° серпантином. Здесь (высота ~4150м) тропа волшебным образом исчезает. Уходим вправо по ходу, предупреждая выход на бараньи лбы. (Фото 9.10) Выходим на пологий осыпной склон, где с удовольствием глиссируем на длинных снежниках. Снижаясь, уходим ещё правее и вновь находим тропу, которая спустит нас по конгломератному валу к долине Мутных озёр. (Фото 9.11, Фото 9.12) Путь к Мутным озёрам преграждает мутный поток, стекающий со склонов перевалов Дон и Мирали. Переобувшись, переходим его вброд: глубина чуть ниже колена самым низкорослым из нашей команды в самых глубоких местах. Ширина около 6-7м, дно каменистое, не очень скользкое, течение достаточно сильное. Уже без приключений добираемся до мутных озёр, где забираем запрятанную ранее заброску.

Прошли 5,6км Сброс -1228 Ходовое время 1:50

12. Спуск к озеру Алаудин.
От мутных озёр спускаемся по хорошей вьючной тропе. (Фото 9.13) Она лишь однажды проходит по неприятному конгломератному участку. (Фото 9.14) Спускаемся в свободном темпе. Незадолго до оз. Пиала собираемся вместе и уже толпой спускаемся к берегу озера. Обходим его по западной оконечности опять по тропе. По дороге множество палаток. (Фото 9.15) Чайхана располагается на северо-западной оконечности, где мы и останавливаемся на ночлег. (39° 14.402'С, 68° 15.362'В, 2780м) Вода и места под палатки, конечно, есть.

Прошли 5,6км Сброс -740 Ходовое время 1:15

Итого за день: прошли 13,2км (в зачёт 12,2км) Набор +367м, сброс -2335м Ходовое время 5:30

Выводы и рекомендации

1. Перевал Чимтарга – самый короткий и технически простой перевал соединяющий долину Мутных озёр с долиной р. П. Зиндон. Физически перевал очень трудоёмок, особенно при прохождении с запада на восток. Перевал соответствует категории сложности 1Б.
  2. Рекомендуем группам, планирующим походы от 4 к.с. при прохождении перевала Чимтарга, дополнять его восхождением на вершину Энергия. Восхождение на неё приятно, безопасно и интересно. Открываются впечатляющие виды Фанской «подковы» и других вершин - пятитысячников.
  3. Снежный год в Фанах по статистике скорее исключение, чем правило, а значит и понижение категории трудности до 2А – нечастое явление. Поэтому считаем, что при планировании надо предполагать категорию трудности 2Б.
  4. Расположен в северной части Фанских гор, между пиками Северный(4028) и Алаудин(4134).
  5. Соединяет д.р.Биоба(д.р.Уреч) с д.р.Чапдара(д.р.Пасруддарья). Ведет от Куликалонских озер к Алаудинским озерам.
  6. Ориентация: восток – запад.
  7. Достоверный сведений о перевопрохождении нет. Скорее всего первое прохождение совершенно местными жителями.
  8. Является скотогонным перевалом. Частопосещаем из-за простейшего пути из Куликалонской котловины в долину Алаудинских озер.
  9. Перевал пройден группой туристов КП «Робинзонада» в походе 4 к.с. под руководством А.А.Щербакова с востока на запад 21 августа 2012г.
  10. В туре на пер.Алаудинский обнаружена записка группы туристов из Москвы совершающих поход 1 к.с. под руководством А.Дубниковой от 14 августа 2012г.

Перевал Алаудинский (н/к,тр-ос,3781)

Описание ведется от Алаудинских озер до альпбазы Артуч.
Описание подготовлено Александром Щербаковым

Технические характеристики подходов и прохождения пер.Алаудинский (н/к,тр-ос,3781)

Подъем в направлении пер.Алаудинский со стороны Алаудинских озер

4,0

-574

1-10

Общая протяженность пути без коэффициента: 13,4 км. Ходовое время: 5 часов 10 минут. Перепад высот: 2517 м (+1003/-1514)

Техническое описание пер.Алаудинский (н/к,тр-ос,3781)

1. Подъем в направлении пер.Алаудинский со стороны Алаудинских озер.
С места ночлега, расположенного на северо-западной оконечности оз.Алаудин (39°14.402'С 68°15.362'В 2778м, площадки, ручей, чайхона), в 7.05 мы выходим на запад по вьючной тропе в направлении пер.Алаудин. Тропа начинается от памятных табличек возле чайхоны. Первые триста метров набора высоты склон пологий, тропа петляет, обходя крупные валуны и деревья. Вскоре деревья заканчиваются (фото 10.1), и тропа набирает затяжным подъемом направо вверх к руслу сухого ручья (1 час от чайхоны). Далее тропа набирает по руслу сухого ручья наверх, немного теряясь. В русле встречаются маленькие ручейки, из которых мы набираем воду. Выше тропа переходит из русла на травянистый склон налево. На травянистом склоне имеются: места для палаток и родник под большим камнем (1 час 30 минут от чайхоны). Отсюда тропа поднимается вверх по склону частым серпантином. Завершается подъем на перевал затяжным участком тропы направо вверх по травянисто-осыпному склону (фото 10.2). Группа поднялась на перевал в 10.10. Путь преодолели за 4 перехода суммарным чистым временем 2 часа 20 минут и набором высоты в 1000м. Почти на всем протяжении пути тропа четко просматривается, частично маркирована турами.

2. Седловина пер.Алаудинский (н/к,тр-ос,3781) (39°14.956'С 68°13.659'В) широкая пологая. С легкостью можно поставить палатки, но при сильном ветре комфорт сомнителен. Руководитель трижды посещал этот перевал, каждый раз на седловине наблюдался сильный западный ветер. Вода отсутствует, в начале лета, возможно, сохраняются снежники. С перевала видны Алаудинские озера и в.Чапдара (фото 10.3).

3. Спуск в сторону Куликалонских озер до восточной оконечности Куликалонского озера.
Выход вниз по тропе в 10.20. Тропа спускается вниз с перевала серпантином к травянистым склонам. Через 35 минут выходим на хорошие места для ночлега на высоте 3400м (травянистые площадки, ручей), виден наш путь спуска с перевала (фото 10.4). Напротив оконечности западных отрогов пика Борцов за мир тропа частым серпантином уходит вниз по крутому склону в направлении оз.Дюшаха. Открывается шикарная панорама на Куликалонскую стену (фото 10.5). Виден ранее пройденный нами траверс Дон-Мирали. По тропе выходим к р.Биоба и пересекаем ее по кладям. Дальнейший путь по тропе к оз.Куликалон проходит без значительных перепадов высоты между редких деревьев (фото 10.6). У восточной оконечности Куликалонского озера в 12.20 останавливаемся перекусить в чайхоне (2 часа от седловины перевала 39°15.338'С 68°10.887'В). От перевала сбросили 940м по высоте. Купаемся, кушаем плов, пьем чай. За обед расплачиваемся веревкой.

4. Спуск к а/л Артуч по д.р.Уреч.
В 14.55 выходим по тропе ведущей к альплагерю Артуч. Тропа обходит оз.Куликалон с севера и около в.Уреч уходит крутым серпантином по левому борту долины одноименной реки. Ниже при входе в кишлак переходим реку по мосту и далее по дороге правым орографическим берегом подходим к альплагерю артуч. За один длинный переход в 1 час 15 минут сбросили 580 метров.

Выводы: прохождение пер.Алаудинский связывает две группы красивейших озер: Алаудинскую и Куликалонскую. Перевал особенно удобен в период акклиматизации, так как является простым безопасным и обзорным.

Маршрут завершен (фото 10.7). В альплагере Артуч нас ожидала сауна и вкусный ужин. В процессе прохождения маршрута нами не был израсходован один запасной день, который мы решили потратить на осмотр достопримечательностей г.Худжанд. На следующее утро мы выехали на трансфере из альплагеря Артуч в г.Худжанд.

4. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Пройдён красивый интересный технически насыщенный маршрут. Маршрут похода соответствует сложной интенсивной «четвёрке».

Удалось обновить информацию о давно нехоженых перевалах Алло Южный и Промежуточный. Пройти первопроход перевала Бородино в плече пика Москва. Собрать полностью отсутствующую информацию о прохождении перевала Седло Пушноват Южный. Пройти долгое время не посещаемый каньон Серима. Пройти два технически интересных траверса: «Седло Ганзы – Гусева-Мухина» и «Дон – Мирали». Совершить четыре восхождения на обзорные вершины района: Малая Ганза, Замок, Чимтарга, Энергия. Три из которых: «пятитысячники». Посмотреть на большинство живописных озер Фанских гор: Большое Алло, Искандеркуль, Алаудины и Куликалоны.

Стоит отметить, что перевал Седло Пушноват Южный оказался труднее, чем мы предполагали, и по итогам прохождения соответствует хорошей 2Б. Так же на разведку и прохождение каньона Серима затратили значительно больше времени, чем планировали. Впоследствии удалось наверстать отставание в графике на простых участках маршрута.

В этом году Фанская стабильность погоды отсутствовала, и выпадало большое количество осадков. На маршруте плохая погода вносила коррективы в тактику прохождения препятствий. Но пережидали погоду мы лишь в случаях плохой видимости. 2012 год в Фанских горах был аномально снежным, вследствие чего несколько пройдённых нами перевалов и вершин стали проще. К ним относится: перевал Яшмовый Центральный ставший 2А к.т. При восхождении на вершину Замок снежный мост через огромный бергшрунд стал более надёжным. На траверсе «Дон-Мирали» было более комфортно. Восхождение на вершину Энергия с перевала Чимтарга во многих туристических отчётах оценивается 2Б к.т., при нашей снежно-ледовой обстановке маршрут соответствует 2А к.т. А вот при восхождении на вершину Чимтарга, вновь обильно выпавший снег съезжал и настораживал своей лавинной опасностью. Из-за этого на предвершинном взлете мы вешали перила, что увеличило трудоемкость восхождения.

Пройденный маршрут сильно обогатил технический, тактический и психологический опыт участников. Также полученный высотный опыт восхождений до 5500м и ночевки на 5000м дает хороший «задел» для будущих походов.

Часто, уже после прохождения маршрута хочется поменять в нем что-нибудь, тем самым улучшив его. С этим маршрутом дела обстоят иначе. Нам изначально, на этапе планирования удалось идеально сбалансировать нитку маршрута в соответствии с желаниями и возможностями группы. Рекомендуем наш маршрут к прохождению.