Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Леонид Петренко, Красноярск

Столпотворение природы. Лалетина

Столпотворение

Колокольня
В центре России, в середине Азии, в самом сердце Сибири на великой реке Енисей стоит Красноярск - единственный на планете город скалолазов. Нерукотворные каменные башни, вздыбившиеся посреди тайги в горах над Енисеем, издавна привлекали внимание людей. Казаки-первопроходцы, воспитанные на Библии, подивившись на столпотворение природы, так и назвали удивительные утесы - "Столпы". Река простонародной речи обкатала глуховатое для русского языка и уха слово в звонкое "Столбы".

Первое описание скал дошло до нас из 1823 г. Красноярский натуралист Прохор Селезнев воспел неприступность Столбов: "Зело превелико и пречудесно сотворены скалы. Только попасть туда трудно, конный не проедет, пеший не пройдет. И залезти на сии скалы никто не сможет, и какие они - неизвестно".

Геологическая наука ответила на вопрос: "Какие они?" Космические силы Творения, лепившие нашу Планету примерно 400 млн.лет назад, увлеклись здесь литейным производством. Очередное поднятие земной коры сопровождалось тектоническими разломами. В образовавшиеся пустоты в толщах осадочных пород поднялось и заполнило их огненно-жидкое вещество. Такое внутреннее вливание без извержения на поверхность называют интрузией. Гигантские отливки-интрузии, укрытые кровлями осадочных пород, остывали десятки тысяч лет. Остывая, магма уменьшалась в объеме, образуя усадочные щели, раковины, ниши, сформировавшие современный вид утесов в виде циклопических кладок. Огненное тесто вызрело в кристаллическую горную породу сиенит из группы гранитов с малым содержанием кварца. Название породы связано с местечком Сиена (Ассуан) в Египте. Сиенитовые сливки, легко переносящие колебания температур, устойчивые к химическому воздействию воды, оказались прочнее окружающих горных пород. При одновременном поднятии и размыве горной страны литые скалы-Столбы словно бы всплыли на поверхность из каменных глубин торжеством пластичности в природе.

И воспарил над лесом вечный камень: полетом невесомых Перьев, чеканными профилями гордых мужчин, добрых Львов и Беркутов ростом до небес. Войди сюда, разбуди спящую фантазию, и все образы мира восстанут в расступившемся камне и закружат с тобой в сказочном хороводе.

Восхищает утверждение П.Селезнева: "И залезти на сии скалы никто не сможет". Даже в дворянских кругах Европы не слышались еще идеи альпинизма, а здесь в глубине Сибири существовало крамольное желание "залезти". К середине XIX в. покорились человеку многие второстепенные вершины в основном панорамные объекты - "видовки".

Широко заговорили о Столбах как о сибирской Швейцарии в 1851 г. после покорения I Столба группой Вениамина Капина. Эта дата считается началом развития скалолазания, ставшего ныне международной спортивной дисциплиной. Героический пейзаж и русская удаль породили молодецкие забавы свободного скалолазания - столбизма. Сложилась особая культура общения людей с миром природы и вертикального пространства. Свободное скалолазание - яркий пример благородного и экологически чистого вида деятельности человека. Столбизм со своими обычаями и традициями, со своей этикой, языком и фольклором стал для многих красноярцев частью их жизни. Свободное скалолазание оказало творческое воздействие на альпинизм, спортивное скалолазание, спелеологию, горный туризм и другие виды спорта, а сформировавшаяся на Столбах красноярская академия скалолазания и альпинизма получила мировое признание. Здесь в горах над Красноярском сбылись мечты великих утопистов. Возникла своеобразная воскресная республика по имени Свобода - мастерская красоты, здоровья, человечности. Название страны героев и романтиков начертано двухметровыми буквами на стене высочайшего II Столба в 1899 г. Беззащитный островок человечности в море наигрубейшего материализма…

К 1920 г. были вырублены леса Столбовского нагорья, истреблены звери, взорвано немало скал - Столбы превращались в индустриальную пустыню. Встал вопрос о спасении "края причудливых скал". Город вольных скалолазов сумел сохранить свою прекрасную душу - свою страну по имени Свобода. В октябре 1924 г. территория Столбов объявлена заповедной. Поражает бережное, любовное отношение к природе коренных красноярцев. На месте былых каменоломен и сплошных вырубок поднялись к солнцу кажущиеся первозданными пихтовые да сосновые боры. Под сенью возрожденных лесов и людской доброты расплодились звери и птицы. В 1959 г. окончательно определилась территория заповедника в междуречье правых притоков Енисея р.р.Мана и Базаиха площадью 472 кв.км.

Климат заповедника отличается от климата Красноярска. Зима мягче, лето прохладнее, среднегодовая температура - -1-2 град.С. Осадков больше, чем в городе - 530 мм в год.

Растительность - типичная горная тайга с выраженной поясностью. Сосново-лиственничные леса поднимаются до 500 м. Выше темнохвойная тайга. В долинах ельник приручейниковый, по старым вырубкам и горам осинник крупнотравяной. Кедр по большей части в виде подроста и всходов. Разнообразно лесное разнотравье. Выходы сиенита - царство мхов, лишайников, мягких папоротничковых. Большая часть поверхности утесов заросла роскошными черными шкурами из ризофоры крупного "ушастого" лишайника - живого индикатора чистоты воздуха. Сей мрак-лишайник, имеющий вид большой, черной фиалки - один из символов столбизма. Стены и вершины многих утесов украшены кедрами, поднявшими зеленое знамя жизни над крепостями мертвой материи. Всего в заповеднике 660 видов сосудистых растений, из них 66 редкие.

Животный мир типичен для горной тайги. Обитает 4 вида оленей: марал косуля, кабарга, лось. Из хищников "большая" четверка северных лесов": медведь, волк, рысь, росомаха, а также дикая собака, барсук, лиса, выдра, соболь, горностай, колонок, лиска. По речным окраинам встречаются "американцы": норка и ондатра. Обилие грызунов: белки рыжая и чернохвостая, летяга, бурундук, алтайский крот, карликовый крот-землеройка, полевки, заяц-беляк и сеноставка-эндемик горной тайги.


В.А.Соколенко. Птицы заповедника
До 200 видов птиц. Наиболее типичны: куриные: глухарь, тетерев, рябчик. Вороновые: галка, черная и седая вороны, сорока, горный ворон, сойка, кукша, кедровка. Синицы: гаички (буроголовая и болотная), московки (большая и длиннохвостая), поползень. Дятлы: пестрый (большой и малый), седоголовый, трехпалый, желна. Масса певчих птиц: пеночки, дрозды, трясогузки, чечевицы, клесты, кукушки, чур, чечетка, горихвостка. Особо ценны южно-сибирские виды: оливковый, сибирский и большой пестрый дрозд, синий соловей, соловей-свистун, синехвостка, пеночка-королек, мухоловка-мугимаки. Дневные хищники:

ястреб-тетеревятник, перепелятник, чеглок, пустельга, дербник, кобчик, канюки, черный коршун. Совы: длиннохвостая и бородатая неясыти, ушастая и ястребиная сова, филин, Занесены в Красную книгу скопа-рыболов, беркут, орел-могильник, балабан, сапсан. В зимнее время украшение полузамерших рек изумрудно-черные "ныряльщики-водолазы": зимородок и оляпка. В августе на р.Мане можно полюбоваться сказочной красоты варакушкой.

Страна литых камней особенно интересна для геологов. Академик В.А.Обручев назвал окрестности Красноярска идеальным полигоном для обучения геологии. Здесь самой природой выстроен ключ к пониманию всеобщей геологии Сибири. Столбовские интрузии и великолепные обнажения (разрезы) по долинам рек Маны и Базаиха являются в этом отношении эталоном.

Сиенитовые утесы-Столбы расположены на северо-восточной (базайской) границе заповедника правильным квадратом площадью около 500 кв.км. На территории Геологического парка известно более 500 выходов сиенита, около 200 скал представляют интерес для скалолазания. Два высочайших утеса имеют высоту около 200 м. Это поднимающаяся из вод Калтата Пагода и нависшая над р.Моховой единая система Могол-Позвонок в Такмаковской гряде. Господствующей вершиной является Крепость 750,5 м. Еще с казачьих времен выделены скальные группы: Столбы, Дикие Столбы, Манские Столбы, Калтатские Колокольни, Кизямы на р.Моховой. Скальные люди-столбисты выделяют 8 групп утесов: Центральные Столбы, Ближние Столбы (долина Мохового ключа), Проходные Столбы (Барьеры - Каштак-Откликные), Калтатские, Колокольни, Музеянские Столбы, Манские Столбы, Дикие Столбы (скалы горы Дикой), Дальние Столбы (Дикий Камень, Развалы, Крепость).

Для свободного посещения заповедника выделены туристско-экскурсионный район площадью 12 кв.км с особым режимом и правилами. ТЭР охватывает четверть сиенитовой территории Столбов, включая в себя наиболее доступные посетителю ближние к городу группы скал: Центральные Столбы с частью Музеянских и Манских скал, Ближние Столбы (Такмаковский скальный район) и расположенные межу ними по Центральному Куйсумскому хребту Проходные Столбы (Каштак, Барьеры, Откликные). Большую часть этих утесов связывает Центральная столбовская тропа, состоящая из Лалетинской автодороги, Каштаковской тропы и соединяющей их Кольцевой тропы Центральных Столбов.


Лалетина

Лалетина
Так называется маленькая лесная речка длиной всего-то около 7 км, правый приток Енисея, по глубокой долине которой проходит кратчайший путь на Центральные Столбы. Таких речек, часто безымянных по Сибири тысячи и тысячи. Близость к Столбам возвела Лалетину в ранг принцессы - дочери царя Енисея в легенде о князе Такмаке. Есть и песенка со словами:

Здравствуй, речка горная
Лалетина! Ла!
Как девчонка гордая
Руки - два крыла.
Заезжий турист, вслушиваясь в название близлежащего поселка, повторил по складам: "Ла-ле-ти-но!" До чего музыкально. Слово-то какое певучее, явное влияние Италии. А начиналось все так:
Сибирский, дерзкий казачок
Скопив аж три рубля,
Речушку горную купил
У русского царя.
Речушки звонкой той поток
Вливался в Енисей,
А родников живой поток
Бил с под литых камней.
Каменья эти отливал
В своих цехах Господь
Словно расплавленный металл
Искрилась камня плоть.
Пробив скорлупки древних дней,
Отринув жизнь во тьме,
Взошли стада литых камней
Рожденные в огне.
С них миллионы лет сошли
И обратились в прах
Лишь черной шкурой обросли
И зеленью во мхах.
В них дремлю сказки древних лет
И радость для детей
Лишь поспешите Вы чуть свет!
В страну литых камней.
А тот, кто первый здесь шагал,
Кто строил русский стан,
Кто горной речкой обладал
Был Лалетин Иван.
В архивах есть упоминание: в XYIII в. казак Лалетин, уплатив Енисейскому воеводе 3 рубля, купил маленькую речку, правый приток Енисея, названную в впоследствии по имени владельца "Лалетина". 3 рубля - немалые по тем временам деньги, больше стоимости коровы - основы крестьянского хозяйства. Лалетин построил в устье собственной речки усадьбу, отмеченную на чертежах того времени. Была прорублена охотничья тропа-путик к верховьям речки, и получили названия приметные места, как бы отмечающие отдельные участки охотничьих угодий: известняковый утес "Чертов палец", "Змеиный лог" (граница тайги и лесостепи), ручьи-притоки речки "Лалетиной - "Первая поперечная", "Вторая поперечная", "Третья поперечная" сиенитовые утесы на плоскогорье над истоком речки - "Первый Столб", "Второй Столб", "Третий Столб", "Четвертый Столб".

На современной карте заповедника "Столбы" среди моря образных поэтичных названий отчетливо видна полоса цифровых, обозначавших охотничью тропу Лалетиных. Современный романтик, впервые увидев "Столбы", отыскал бы в своей душе немало красивых слов, отражающих увиденное чудо. Но тогда над Сибирью стоял жестокий XYIII век и для Лалетина Первого грандиозные каменные громады были всего лишь приметными вехами вдоль промысловой охотничьей тропы.

Красноярцы знают немало подобных цепочек цифровых названий на дошедших до наших дней промысловых тропах: Первая сопка, Вторая сопка Гремячей гривы, утесы Первый камень, Второй камень, Третий камень, Четвертый камень у ж.д. станции Минино Первый ручей, Второй ручей, Третий ручей, Четвертый ручей, Первый камень, Второй камень у ж.д. станции Щебзавод.

Строго говоря, владения Лалетины кончались у истоков речки, на сотни метров не доходя до утесов Дед и Первый Столб. Дальше шла "ничья" тайга. Охотника-промословика всегда привлекают утесы тем, что россыпи камнях их подножия - любимое место обитания лисиц и соболей. Неудивительно, что водораздельное плато Центральных Столбов стало "золотой жилой" Лалетинской тайги. Кольцевая тропа через подножия I Столба, II Столба, III Столба, IY Столба, Перьев, Деда, Бабки, Внучки и снова через подножие I Столба была проложена Лалетиным Первым и представляла неиссякаемое в течении столетий промысловое богатство казачьего рода первопроходцев. Известно, что в 1833 году в окрестностях Столбов было добыто 67 соболей, 43 лис и до тысячи шкурок прочих зверей. Два наиболее причудливых утеса вдоль кольцевой тропы получили образные названия, дошедшие до наших дней.

Красивейший утес всего Столбовского нагорья получил название "Пальцы". Название просуществовало до начала XX века, пока не восторжествовал романтизм и с тех пор скала называется "Перья". Возвышающийся над долиной р.Лалетиной утес имеющий четкие очертания лица человека был назван строго и емко "Дед". Несложное для подъема "Плечо Деда" является одним из лучших панорамных пунктов Столбов. Сквозь вершины, обступивших каменную площадку, кедры, далеко внизу раскрывается синь-тайга Лалетинской долины, как бы упирающейся через невидимый Енисей в обрывы Афонтовой горы. Уходит в бесконечность светлая ширь Арейской степи с вздымающими горизонт волнами Гремячей гривы, Дрокинской горы и горы Бадалык. "Плечо Деда" - единственное доступное место, откуда Лалетины могли обозревать свои владения и на протяжении столетий здесь было их любимое место отдыха на охоте.

Казачий род Лалетины, первопроходцев и основателей русской Сибири благополучно переплыл столетия до наших дней. Ныне и в Красноярске и по всей Сибири повсюду встретишь Лалетиных. На карте города и заповедника навсегда остались поселок Лалетино, автобусная остановка Лалетино, Лалетинский кордон и речка Лалетина.


Чертов палец
В 1960-ые годы по Лалетинскому логу проложена автомобильная дорога, по большей части совпадающая с древней тропой. От турбазы Енисей дорога идет по левому борту долины на значительном удалении от речки. Через 800 метров на противоположном степном склоне группа известняковых скал красноватого цвета. Нижний утес, имеющий форму остроконечного пика, называется Чертов Палец. Ну, кто мог высунуть каменный палец из-под земли? Конечно же, черт! Как тут не вспомнить о божественных пальцах сталактитов, свисающих с каменных небес пещер. Зимой здесь можно наблюдать благородных оленей, спасающихся на степном склоне от глубоких таежных снегов. В летописи природы заповедника отмечены в районе устья Лалетиной в особо снежные зимы массовые переходы оленей через Енисей в Арейскую лесостепь группами до 150 голов. Было это до 1967 г. пока красноярская ГЭС не наградила нас незамерзающими Енисеем. В верхней части склона в июльскую жару расцветают эдельвейсы - символы верности альпинизма. От подножия Чертова Пальца по правому борту Лалетиной проходит старинный, самотечный водопровод, снабжавший Крутовский сад. Водопровод, сделанный из лиственничных плах, до сих пор несет воды Лалетиной садоводам. Со стороны водопровод совершенно не заметен, а его трасса представляет собой Тайницкую аллею желтых акаций, по которой можно совершенно незамеченным гулять от статуи Юность на турбазе до Чертова Пальца. За Чертовым Пальцем Лалетина принимает правый приток ручей Змеиного лога. По долине Змеиного лога проходит маркированная тропа Долгова к утесу Малый Беркут и к канатно-кресельной дороге Бобровый лог. Через 2 км от турбазы Лалетинская дорога перекрыта шлагбаумом. Вверх по крутому распадку хуторок из 5 домов - кордон Лалетино. Новичкам, прежде чем вступить на территорию заповедника следует внимательно ознакомиться с Правилами посещения ТЭР на кирпичном рисуночном плакате. За кордоном развилка: старая тропа продолжает прорезать склон левого борта долины, а асфальт, перемахнув речку, ведет по правому берегу у самого русла. Слышна вечная мелодия воды, временами заглушаемая пением птиц. На этом первом километровом отрезке дороги по заповеднику есть два водопоя: падающий со склона в водосброс ручеек Дубровный и родничок чуть пониже полотна дороги. Конец третьего километра дороги отмечен левым притоком - Первая Поперечина. На поляне у воды - гарнитур медвежьей мебели из могучих чурок. Дорога уже без асфальта возвращается на левый склон долины, соединяясь с тропой. Еще один километр ровной дороги заканчивается у следующего притока - Вторая Поперечина. Отсюда начинается двухкилометровый подъем Пыхтун. Крепкие молодые люли, прошагав налегке по дороге 4 км, усмехнутся при виде невзрачного подъема: "Тоже мне Пыхтун!" Еще не очень давно путь на Столбы начинался от паромной переправы через Енисей (современная Предмостная площадь). Ходили с тяжело нагруженными котомками: топор, посуда, одеяло да харчей на неделю. Кто ж на Столбы на день ходит? Протопав по открытой степи 12 км, попадали в долину Лалетиной и уже за полдень в самую жару преодолевали последний подъем к Столбам, пыхтя из последних сил.


Дерево «У» около Старого клуба.
Снято 15-YIII-1957 года.
На пятом километре пути Лалетина принимает три правых притока, незаметных с дороги: Малиновый ручей, Ельничную рассоху, начинающуюся Водопоем на Каштаковской тропе и ручей Огневка, иногда называемый Третьей Поперечиной. Вдоль Третьей Поперечиной к Деду идет тропа Огневка. Здесь среди небольших сиенитовых скал, известных как Дикарьки под Дедом, был один из самых густо заселенных столбистских "жилых районов", светившийся по вечерам множеством огней. Вскоре после Огневки видим склонившееся над дорогой рогатое дерево, похожее на букву "У". Дерево так и называется У-дерево, Ух-дерево. Причудливая лиственница считается ровесницей Красноярска и является частью столбистской символики. Проходящий под деревом столбист обязательно ухнет, как бы переводя дух. Своеобразное приветствие живой природы обещает удачу на Столбах. Ух-дерево - яркий пример выживаемости. Когда-то ураган-буреломник крушил тайгу, и на юную лиственницу обрушилось сломанное дерево. От страшного удара обломилась верхушка, ствол изогнулся дугой, выдрались из земли корни. Однако уцелевшая часть корней продолжала удерживать раненое дерево, боковая ветка превратилась в вершину, и вот уже которое поколение столбистов любуется картиной жизненной стойкости.

Подъем становится круче, и дорога уходит в змеиные хитрости виражей, в то время как тропа ломит напрямую. Минуем Хитрый пень, некогда скрытый кустом черемухи и служивший столбистам почтовым ящиком. Подъем выполаживается, еще рывок и мы вновь встречаемся с дорогой на Перевале-водоразделе Лалетиной и ручья Беркутов. Перевал - порог Столбов. Здесь пути расходятся.
Вот и поворот: Столбы налево,
А направо вроде бы музей,
Где старая, больная королева
Царства разговорчивых зверей.
От главной столбовской тропы и от автодороги отходят во все стороны тропинки к Дикарьки под Дедом к Развалу II Столба, утесам Копьевой гривы. Путь по Лалетинскому логу до I Столба составляет 7 км с набором высоты 500 м.


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100