Автор: Шкилев Виталий, г. Санкт-Петербург

Отчет
о горном туристском походе 5 к.с. по Центральному Тянь-Шаню, хребет Терскей-Алатоо, совершённому с 26.08 по 13.09 2004 года группой Петроградского Клуба Туристов

Содержание

7. Техническое описание маршрута
8. Опасности и погодные условия на маршруте
9. Интересные объекты
10. Дополнительные сведения: общественное снаряжение, личное снаряжение, ремнабор, продукты, аптечка
11. Смета похода
12. Выводы и рекомендации
13. Приложения

Маршрутная книжка № 38/04
Руководитель - Шкилёв В.В.
Адрес руководителя: 197758, С.-Петербург, пос.Песочный, ул.Заводская, д.8
т. (812) 596-65-84
e-mail: terskol@pochtamt.ru
terskol@km.ru

Раздел I. Справочные сведения.

1. Проводящая организация.

Петроградский клуб туристов ДК им. Ленсовета
г. Санкт-Петербург,
Каменноостровский пр. 42, к. 406.

2. Место проведения.

Киргизская Республика, Иссык-Кульская область.
Центральный Тянь-Шань, хребет Терскей-Алатоо.

3. Общие сведения о маршруте.

Вид туризма

ГОРНЫЙ

ПЯТАЯ

26.08-13.09. 2004г.

общий набор высоты на маршруте - 7350 м.

4. Подробная нитка маршрута.

Маршрут заявленный:

г. Бишкек - Джетыогузский район - кур. Джетыогуз - р. Джетыогуз - ур. Поляна Цветов - ур. Белалю - л.Айланыш (радиально-заброска) - р.Байтор - пер.СОАН-II (2А, 4100) - р.Айлама Зап. - л.Айлама - пер.Ульяновцев (3А, 4500) - л.Колпаковского - пер.Бороко (2Б, 4450) - л.Бороко Зап. - р.Бороко - р.Сарычат - р.Киче-Борду - л.Киче-Борду - восх. на пик Каракол с юга (2Б, 5281, п/п, радиально) - пер.Зап. плечо пика Каракол (3А*, 5000) - л.Айланыш - л.Джетыогуз - пер.Джетыогуз (2Б, 4300) - л.Каракол - л.Онтор - пер.Слонёнок (3А, 4600) - л.Зап.Каракол-тор - р.Каракол-тор - л.Вост.Каракол-тор - пер.Украина (3А, 4450) - л.Чон-Узень Зап. - р.Алтын-Арашан - гор.Каракол.

Маршрут пройденный:

г. Бишкек - Джетыогузский район - кур. Джетыогуз - р. Джетыогуз - ур. Поляна Цветов - ур. Белалю - л.Айланыш (радиально-заброска) - р.Байтор - пер.СОАН-II (2А, 4100) - р.Айлама Зап. - л.Айлама - пер.Ульяновцев (3А, 4500) - л.Колпаковского - пер.Бороко (2Б, 4450) - л.Бороко Зап. - р.Бороко - р.Сарычат - р.Киче-Борду - л.Киче-Борду Вост. - пер. Южное Плечо Каракола (3А, 5050, п/п) - пер.ВГУ-400 (3А, 4800) - л.Айланыш - л.Джетыогуз - пер.Джетыогуз (2Б, 4300) - л.Каракол - л.Онтор - пер.Онтор (1Б, 3900)-радиально - р.Онтор - р.Каракол - г.Каракол.

5. Определяющие препятствия маршрута

Онтор

осыпь, снег

Зап.

6. Сведения об участниках.

Ф. И. О.

Электронная версия на сайтах

www.carabin.ru, www.mountain.ru.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЗАЯВОЧНЫМ МАТЕРИАЛАМ

дала МКК Федерации Спортивного, Оздоровительного и Молодёжного Туризма Санкт-Петербурга.
Шифр МКК: 178-00-56665550
Номер маршрутной книжки: 38/04 от 18.06.2004г.

Раздел II. Содержание отчёта

1. Основными задачами похода являлись:

• Осмотр района Терскей-Алатоо, нового для всех участников группы, в большинстве не бывавших на Тянь-Шане вообще.
  • Поднятие “высотного потолка” участников группы для перехода к маршрутам в более высоких районах Тянь-Шаня и Памира.
  • Ознакомление с погодными и иными факторами, отличающими наиболее высокие горные районы Средней Азии от Кавказа и др. горных систем.
  • Дальнейшее освоение приемов технической работы при преодолении сложных перевалов.
  • Разведка возможностей заезда и выезда в Киргизском районе Тянь-Шаня, возможных трудностей в “цивилизации” и путей их преодоления.
  • Возродить традицию посещения питерскими группами района Терскея. В городе ощущается острый недостаток свежей информации по данному району (последний поход - 1993г.) Мы постарались частично восполнить этот пробел.

2. Общая характеристика р-на Терскей-Алатоо

Хребет Терскей-Алатоо расположен в северо-восточной части Киргизии и замыкает с юга котловину озера Иссык-Куль. Его гребень протянулся в широтном направлении на 375 километров и поднимается в своей высшей части, находящейся к югу от города Каракола (бывший Пржевальск), на 5216 метров над уровнем моря. Средняя высота хребта составляет около 4500 м. Хребет Терскей-Алатоо очень красивый и технически сложный горный район, здесь можно проводить походы любой категории сложности – от I до VI. Простые подъезды, довольно короткие подходы и небольшие расстояния между отрогами хребта позволяют в сжатые сроки совершать походы, весьма насыщенные разнообразными технически сложными элементами. Наиболее интересны и логичны здесь походы IV – VI к.с.

Характерной особенностью Терскея является то, что его главный хребет могущественно доминирует над всеми боковыми отрогами, возвышаясь над ними в среднем на полкилометра все пятитысячники Терскея: Каракол (5281м), Огуз-Баши (5163), Джигит (5130), и др. находятся в главном хребте, а именно в его центральной части, поэтому перевалы через него наиболее интересны.

Для хребта Терскей-Алатоо характерен альпийский тип рельефа с современным оледенением, а также ярко выраженная асимметрия склонов. Длинный северный склон сильно расчленён в отличие от короткого южного. Длина ледников северного склона достигает 5-7 км, южного склона – до 12 км (ледник Колпаковского). Языки ледников находятся на высоте 3000-3500 м. Ледники повсеместно отступают.

Проведение похода в Терскее связано с длительным пребыванием на значительной высоте (от 3500 м.) и в снеговой зоне. Принимая также во внимание переменчивую погоду, следует внимательно относиться к подбору снаряжения, особенно в осенний и предзимний период. После нескольких дней непогоды многие перевалы могут быть лавиноопасны.

Выпадение осадков в этом районе, как и в других горах Средней Азии, в основном связано с западными ветрами, их количество возрастает при движении с запада на восток вдоль Иссык-Кульской котловины и достигает максимума в районе пика Победы, где расположен главный центр оледенения Тянь-Шаня.

Осадки в летний период чаще бывают во второй половине дня. Осенью – начиная с полудня и, как правило, в виде снега. Это обстоятельство необходимо учитывать при подготовке к походу.

Растительность северных склонов Терскея разнообразна. Еловые леса хребта Терскей-Алатоо достаточно богаты: в них растут грибы, малина, смородина, жимолость, шиповник. В числе других достопримечательностей района следует отметить несколько небольших озёр и одно относительно большое озеро Алакуль в ущелье правого притока реки Каракол. Ну и конечно же, нельзя упускать из виду возможность посетить горячие целебные источники в долинах рек Арашан и Чон-Кызылсу. Кроме этих, народных курортов, есть и государственные: Аксу и Джеты-Огуз.

В отличие от богатых растительностью северных долин, к югу от главного хребта радуют глаз лишь отдельные участки альпийских лугов, на которых кормятся различные горные птицы и козлы. Необходимо отметить уникальное сочетание доступности, красоты ландшафтов и спортивной сложности гор Терскей-Алатоо.

В 1980-х годах в районе паслись многочисленные стада, животноводство было развито. Под пастбища использовались даже сырты и южные склоны Терскея. Сейчас поголовье скота намного меньше. Во многие "висячие" долины пастухи перестали ходить. В верхних участках долин и в долинах южных склонов нет летовок. Поэтому не следует рассчитывать на наличие мостов, даже если они обозначены на схемах.

Местное население вообще крайне доброжелательно и гостеприимно. В случае необходимости жители могут оказывать и услуги по транспортировке заброски, но за деньги, приученные довольно многочисленными иностранными альпинистами.

3. Заезд в район, отъезд:

Заезд осуществлялся поездом до Москвы и далее поездом № 17 Москва – Бишкек, летом курсирующим два раза в неделю. Регистрация в республике Киргизстан и машина до начала маршрута в долине реки Джетыогуз была заказана заранее в “Edelweiss Travel Company” по факсу (10 996 312) 68-00-38, представитель фирмы с оформленной регистрацией и машиной встречал нас на вокзале. Адрес фирмы: Бишкек, ул. Усенбаева 68/9. www.edelweiss.elcat.kg

E-mail: edelweiss@elcat.kg

Можно также ехать рейсовым автобусом Бишкек – Каракол за 120 сом, и в Караколе искать машину для дальнейшей заброски, это дешевле, но много дольше и необходимо терять время на регистрацию в Бишкеке. Путь от вокзала Бишкек-2 (прибытие поезда - 4:30) до начала маршрута занял у нас 8 часов вместе с обменом денег, подачей телеграммы и заездом на фирму, где мы оставили гитару и цивильные вещи. Курс обмена в 2004 году в Бишкеке: 1,3 сома за 1 рубль в Караколе 1,35 сома за 1 рубль.

Южная и северная трассы вдоль берега озера Иссык-Куль, вопреки устоявшемуся мнению, мало отличаются по качеству: это умеренно разбитый асфальт.

В ущелье Джетыогуз, в 2х км не доезжая до Курорта, должен быть пост "сбора дани" за вход в район, как утверждалось в нескольких описаниях. Мы беспрепятственно проехали мимо открытого шлагбаума, никого не обнаружив. Возможно, пост сняли в связи с окончанием летнего сезона, а возможно - из-за того, что иссякли горячие источники, питавшие курорт и местную казну. Однако, как мы узнали уже в Питере, постановлением Правительства Киргизской Республики отменён сбор за посещение альптурзон.

Отъезд из города Каракол, где мы закончили маршрут, сложности не представляет, рейсовые автобусы отходят практически каждый час, есть дневные и ночные рейсы. Жизнь в Иссык-Кульской области Киргизии дешева. Ночевка в гостинице в Караколе (у стадиона) стоила по 120 сомов с человека. Кормиться вкусно и до отвала в многочисленных кафешках можно примерно за 100 сомов в день.

При входе в город Каракол со стороны долины реки Каракол нас ожидал пост входа/выхода с Национального Парка, каковым объявлен район ущелья Каракол. Плату берут как за вход, так и за выход. Цены (200 сом с человека) рассчитаны явно не для СНГ-шных туристов. По подсказке местного проводника, встреченного нами на спуске в ущелье Каракол, мы обошли данное заведение по левому берегу реки. Обход по грунтовой дороге начинается в посёлке лесхоза. Мост через реку расположен в 100м после входа в посёлок. Грунтовка ведёт высоко над рекой и через 8 км выводит к остановке маршрутки №8 на краю города (м/р-н Кашка-Суу).

4. Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты.

Из любой точки маршрута с севера от Главного хребта возможен аварийный выход вниз по долинам (дороги и хорошие тропы) к поселкам и на южную Иссык-Кульскую трассу, не более суток в форсированном режиме.

Все варианты аварийного выхода с маршрута на южной стороне Главного хребта проблематичны и занимают от 2 до 4 суток. Это стоит помнить группам, планирующим поход в данном районе. Выход связан либо с преодолением этого хребта по более простым перевалам, 2А-2Б, расположенным далеко к западу или к востоку от наиболее высокой его части с вершинами Джигит, Каракол, Огуз-Баши, либо вдоль реки Сарычат, в верховья и далее - сыртами к автодороге Рудник Кумтор - Барскоон. При движении вниз по течению реки Сарычат можно выйти на дорогу Койлуу - Энильчек - Ак-Булак - Каракол, но транспорт по той дороге ходит нерегулярно. Юрты пастухов есть практически во всех долинах ниже 3500м, с мая по август. В сентябре уже сложно встретить людей в долинах выше отметки 2700м. Мы за две недели не видели ни одной группы. У киргизов можно нанять лошадей с проводником. Ближайшая радиосвязь с цивилизацией на южной стороне - рудник Кумтор, режимная охраняемая территория.

Запасные варианты: Вместо перевала Ульяновцев (3А) - пер. Михальчевского Игоря (3А). Вместо перевала ВГУ-400 (3А) - перевал Западное плечо пика Каракольский (3А). Вместо прохождения перевалов Слонёнок (Джигит) и Украина со вторичным заходом за Главный хребет на юг и выходом в Каракол по долине р.Арашан - выход по долине р. Каракол с посещением пер. Онтор, что и было осуществлено.

5. Изменения маршрута и их причины.

Вторую часть похода (после выхода к месту заброски) пришлось существенно сократить из-за 4-х суточного отставания от графика, произошедшего в первой части.

Основная причина в том, что поход планировался изначально для более сильной и многочисленной группы. Но за две недели до похода, когда все документы были оформлены, "отпал" один из участников. А перед отъездом - ещё двое, к тому же, имеющие опыт походов на Памире. К этому времени было подобрано и испытано снаряжение, упакована раскладка. Таким образом, группа лишилась почти половины своего состава. Соотношение мужчин и женщин стало 50 на 50, что для сложных горных походов неоптимально. Всё же мы решили не менять нитку маршрута, решив, что имеется достаточно запасных вариантов. Было принято жёсткое решение: безопасность во главу угла.

Первый день наша группа потеряла под перевалом Ульяновцев. Мы пытались приспособиться под "график" ежедневных "муссонов", ежедневных ухудшений погоды после 13:30. Это явилось неприятным сюрпризом для группы. При этом удалось выяснить одну интересную закономерность: лавины с перевальных склонов сходят преимущественно ночью и ранним утром.

Второй день был оставлен на склоне пер. Ульяновцев, где не хватало сил двух мужчин и двух женщин для пробивания траншеи в глубоком рыхлом снегу. Средний уклон подъёма в 40° сделал эту работу запредельной для нас, и мы не успели за полный световой день пройти перевальный взлёт, несмотря на выход на рассвете.

Третий день образовался ввиду подъёма и полного (сквозного) прохождения перемычки Южного гребня пика Каракол (изначально мы планировали только подъём радиально). С неё планировалось совершить несложное первопрохождение по кулуару с южного цирка на пик Каракол. Мы до последнего не хотели отказываться от восхождения, но ледопад западного истока Юго-Восточного ледника Киче-Борду оказался гораздо сложнее ожидаемого. В итоге группа, стремясь наверстать упущенное время, не пошла на вершину, но зато совершила прохождение перемычки, которой было присвоено логичное название: "перевал Южное Плечо Каракола".

Четвёртый день возник из-за того, что мы попали в сильную грозу на спуске с перевала ВГУ-400. Электричество буквально пропитало всё вокруг, трещал даже потревоженный снежный склон. К тому же обильный ливневый снегопад-крупа предвещал быстрые как молнии "сухие" лавины. Мы заночевали в безопасном месте под прикрытием серака, как только ушли из-под склона, не дойдя до места заброски каких-то 2 часа.

Запасное время было заложено в графике движения, но было "съедено" ввиду беспрецедентных мер по обеспечению безопасности на маршруте. Группа в составе 4х человек не имела права на ошибку. Травма любой степени одного из участников ставила крест на дальнейшем продолжении маршрута.

По причине малочисленности группы, мы имели тяжёлые рюкзаки.

Кроме того, нам пришлось столкнуться с плохой погодой и ежесуточными осадками, вопреки уверениям разных групп, ходивших в сентябре и утверждавших, что это наилучшее время для походов в Терскее. Возможно, нам просто не повезло.

6. График движения.

Дни пути

Участок пути и определяющие препятствия на участке

Протяженность км

Чисто ходовое время, ч. мин

Перепад высот, м

Метеоусловия

ур.Поляна Цветов - р.Джетыогуз - ур.Белалю (развилка рек Байтор и Айланыш)

1:30

ур.Белалю -лев.морена л.Айланыш -

3:10

лев.морена л.Айланыш - ур.Белалю

1:50

Пасмурно, дождь

ур.Белалю - р.Байтор - озеро под пер.СОАН

Пасмурно, дождь, град

озеро - пер.СОАН-II (2А,4100)

3:30

Ясно

- пер.СОАН-II (2А,4100) - р.Айлама Зап.

3:00

Облачно, небольшой снег

р.Айлама Зап. - л.Айлама Зап. (зап. ветвь), верхнее плато

Пасмурно, снежный буран, гроза

Вынужденная днёвка.

Провеска склона перевала Ульяновцев

2:30

-200

Облачно, снежные заряды, вечером - гроза, пурга

Работа на перевальном взлёте.

Верхнее плато - снежная полка

11:00

+450

Ясно

Работа на перевальном взлёте.

Сн.полка - пер.Ульяновцев -

0,5

-150

Пасмурно, снег

осыпная полка - л.Бороко Зап. - р.Бороко (ср.течение)

5:30

Облачно, временами снег

р.Бороко - р.Сарычат

(слияние с р.Киче-Борду)

3:30

-300

Ясно

р.Сарычат - р.Киче-Борду (верхн. течение)

1:40

+250

-250

Ясно

юж. цирк - пер. Южное Плечо Каракола (3А*5050, п/п)

1,5

1:00

+250

Ясно

перевал - ЮЗ цирк массива Каракол - л.Киче-Борду Вост.

2,5

-450

Ясно вечером и ночью гроза, снег

л.Киче-Борду Вост. -

2:30

+650

Ясно

пер.Джетыогуз - л.Каракол - л.Онтор (лев. морена)

-900

-900

Высотный график

Пояснения:
1. Горизонтальный участок графика перед цифрой со значением дня похода означает ночёвку.
2. Любой другой горизонтальный участок графика - полуднёвка или днёвка.

7. Техническое описание маршрута

День 1. 26.08.2004.
Подъезд, подход.

Вполне приличный асфальт заканчивается на повороте с Южной дороги вокруг Иссык-Куля, у стилизованного указателя "Курорт Джетыогуз". Ориентиром может служить бензозаправка. До курорта, а также немного далее ведёт разбитая ухабистая грунтовая дорога. Но вскоре дорога ухудшается, становясь доступной лишь для машин с хорошей проходимостью, и через 7 мостов приводит к слиянию рек Джетыогуз - Телеты Западная.

13:00. Водитель микроавтобуса Бишкекской фирмы "Эдельвейс", как и обещал, довёз нас до устья р.Телеты Западная. На карте-хребтовке 1974 года это место именуется "Поляна Цветов".

Высота - 2500м.

15:00. Здесь заканчивается подобие дороги и начинается пешая часть нашего маршрута. Пообедав рядом с юртами киргизских пастухов, за две ходки по 40 и 50 минут достигаем развилки долины, т.н. ур. Белалю. Идём правым берегом реки. Тропа широкая, подъём плавный, но вес рюкзаков в 35-50 кг напрягает не только мужскую половину группы.

17:00. Погода портится, пасмурное небо роняет мелкие капли дождя. Ночуем у правого борта долины Джетыогуза, чуть выше развилки, в уютном кармане склона это место не так продувается холодным ветром с верховий долин.

Общее ходовое время - 2:00
Пройденное расстояние - 7 км.
Перепад высот +200м.

День 2. 27.08.2004.
Заброска к леднику Айланыш.

Произведена двойкой Виталий-Сергей.

8:20. По тропе круто вверх выходим на лесистый отрог, затем немного спускаемся к р. Арчатор. По мостику (рядом есть бревно) переходим на другой берег (0:25). Перевалив через поросший Тянь-Шанской елью отрог, разделяющий реки Арчатор и Айланыш, траверсом выходим на берег последней (0:35 от ночёвки). Всюду хорошая тропа. Становится видна верхняя часть долины во главе с Джетыогузской стеной. По тропе правого берега, минуя три травянисто-галечные террасы с разливами реки, за 50 мин. подходим к началу большой правобережной морены л. Айланыш (граница зоны кустарникового криволесья).

10:10. Перейдя ручей, вытекающий из кармана морены, по крутой тропе поднимаемся на верх моренного вала (0:40). Далее подъём несколько положе. Напротив внизу - начало языка л. Айланыш. Напротив нас - скально-осыпная седловина перевала 50 лет БССР, расположенная в коротком северном отроге Главного хребта Терскея.

За 30 мин. по пологой широкой морене (остатки тропы) выходим к травянистому плато с разливом ручья в моренном кармане. Удобное место для лагеря, защищённое от холодных ветров поворотом долины и гребнем морены, расположено прямо напротив притока л. Айланыш - безымянного возрождённого ледника (3:20 от лагеря). Высота 3500м.

11:40. Здесь и оставляем нашу заброску на вторую часть похода, закопав её поглубже в камни. Садится облачность, погода портится.

12:30. Пообедав, за 1:50 возвращаемся в лагерь к нашим девушкам.

14:20. Погода совсем испортилась, стало темно и пошёл дождь.

Сидим по палаткам, ужинаем. Дождь заканчивается в 20:00, но остаётся тяжёлая низкая облачность.

Общее ходовое время - 6:00
Пройденное расстояние - 24 (12) км.
Перепад высот +800м,
-800м.

День 3. 28.08.2004.
Подход к озеру под пер. СОАН-II.

7:20. Выход. День начинается с переправы вброд через реки Айланыш и Байтор. Переправлялись примерно в 300 м выше их слияния. Глубина - примерно по колено, течение быстрое, в этом месте реки имеют несколько рукавов. Айланыш несколько полноводнее Байтора.

7:45. Продолжаем движение. Хорошо разработанная тропа крутыми серпантинами ведёт по стройному лесу. Слева далеко внизу в каньоне ревёт река Байтор. Солнечно. Некоторые проблемы создаёт грязная и скользкая после дождя тропа. За 1:15 выходим на ригель висячей долины. Граница леса. Высота - 3000м. Далее продолжаем идти левым берегом реки. Долина широкая и пологая, до развилки рек - около 4х км. Не дойдя до неё примерно 1 км (0:40), со второго травянистого конуса, прижимающего речку к правому берегу, (от зелёного холма), начинаем подниматься на левый борт долины. Входим в селевой кулуар-промоину,и, поднявшись примерно 200м над дном долины, уходим влево, на травянистый склон, где находим тропу. Обедаем. Садится мгла. Начинается дождь. По крутой тропе ещё за 30 мин. выходим на широкую травяную полку-террасу высоко над долиной. Справа - начало кулуара-промоины. От ригеля - 2:00.

13:00. Идёт дождь с градом, с перерывами. По полке влево (на юг), пологий подъём на обширное травянистое плато (0:30). В конце плато - разлив ручья, стекающего с перевального цирка СОАН-II. Стал виден перевал. Отсюда идём прямо в его направлении, справа от ручья (на запад). Два травянистых взлёта, 150 и 100 м, и через 40 мин. мы выходим на восточный берег озера, к месту ночёвки.

Необходимое замечание. При движении в условиях ограниченной видимости от травянистого плато существует опасность ухода в ложный, тупиковый цирк. Туда ведет шлейф осыпи, направление - северо-западное, ручей почти отсутствует. Профилактика - двигаться вдоль ручья, вытекающего из озера под перевалом СОАН-II.

14:20. Ставим лагерь, вскоре погода несколько улучшается. Поднявшаяся облачность позволяет провести визуальную разведку перевального склона.

Намечаем путь: до макушки бараньих лбов по осыпям и остаткам травы (предпочтительнее). Осыпи средние и крупные. Затем должен быть предперевальный цирк, за гребнем свежей морены, отсюда не видимый, и маленький сильно засыпанный камнями "мёртвый" ледник на его дне и склоне. Подход по нему и осыпи к началу скального пояса в правый угол, к основанию осыпного кулуара. Выход на полку слева от кулуара. По широкой скальноосыпной полке - траверс влево, затем прямо вверх по скальноосыпному 35-40° склону подъём к скальной стенке. Навеска перил и выход на перевал.

Вечером погода улучшается, облачность уходит.

Солнце заходит в 19:00. Темнеет в 19:30.

Общее ходовое время - 7:00
Пройденное расстояние - 12 км.
Перепад высот +800м.

День 4. фото 28.08.2004.

Перевал СОАН-II (северный) (2А, 4100).

Перевал расположен в северном отроге главного хребта Терскей-Алатоо, являющимся водоразделом рек Чон-Кызылсу и Джетыогуз. Ориентация склонов и прохождение- с юго-востока на северо-запад. Характеристика - скальноосыпной. Соединяет долины рек Байтор и Айлама Западная. Посещается группами очень часто.

7:00. Выход.

Обогнув озеро справа, начинаем подъём по широкой лощине на видимый снизу островок "бараньих лбов". Подъём проходит по средней и крупной осыпи, тропы нет. Стараемся использовать островки травы - по ней двигаться проще. Идём ближе к левой стороне лощины. Склон рано осветился солнцем, жарко.

До макушки "лбов" - 1:30 хода, с остановками.

8:30. Здесь есть пара последних перед перевалом площадок, менее комфортных, чем у озера. Рядом ручей. Преодолев несколько свежих моренных валов, входим в небольшой цирк. Слева, у скал, притулился маленький засыпанный камнями "умирающий" ледничок. Когда-то он занимал всё ложе цирка. Теперь можно оценить перевальный взлёт с близкого расстояния. По неустойчивой крупно- и среднеблочной осыпи, используя остатки снежников, поднимаемся к правому краю скального барьера, в основание небольшого осыпного кулуара, где есть простой выход на полку (1:10). Камнеопасно, необходимы каски. Тяжело идут девушки - акклиматизация… От озера - около 3х часов движения.

10:00. На полке надеваем страховочное снаряжение. Далее - влево-вверх по полке шириной 5-10 м, затем - по системе широких наклонных скально-осыпных полок со средней крутизной 35° поднимаемся влево-вверх под второй скальный взлёт (1:10). Движение одновременное. Камнеопасно, много живых камней. По-прежнему жарко, склон освещается солнцем примерно до полудня. Из-под стенки - вправо-вверх по скалам 45-55° вешаем верёвку 40 м до наклонной скальной полки, используя имеющиеся здесь петли. По полке шириной 5-7 м идём влево-вверх вдоль скальной стенки около 50 м и

в 12:30 выходим на перевал (1:00). На этом участке в условиях дождя или снегопада может потребоваться перильная страховка. Камнеопасно.

При движении в обратном направлении быстрее повесить дюльфер прямо от тура с выходом на систему пологих скально-осыпных полок.

От озера поднимались около 5:30. От осыпного кулуара - 2:10.

Тур с запиской находим немного южнее от места выхода на перевал.

Седловина скальная. Вид на запад ограничен низко севшей облачностью. На востоке внизу - озеро, где ночевали. Выше - вершины Главного хребта Терскея, пики Джигит, Каракол и Огуз-Баши. Все они высотой более 5000м. Хорошо виден перевал Серебряное Седло и ледник Байтор.

13:20. Начинаем спуск. Сначала - вправо-вниз 50 м по неустойчивой средней и крупной осыпи, затем - влево-вниз 200-250 м вдоль скал до обрыва (0:25). В этом месте осыпь уходит в кулуар с 15-метровой скальной стенкой.

13:50. Вешаем дюльфер, петля закрепляется за два больших валуна в осыпи.

Спуск с верхней страховкой, из-под верёвки летят камни. Временами сыплет снежная крупа.

При движении в обратном направлении вход в кулуар со стенкой можно отыскать по конусу осыпи, подводящей с осыпного склона под скальную ступень в её правой по ходу части.

14:45. Сдёрнув верёвки, осторожно спускаемся на дно цирка по среде- и крупноблочной неустойчивой осыпи. Цирк сплошь завален курумником.

Кое-где на гребешках морен появляется трава. Далее двигаемся на левый край цирка, где в окружении огромных валунов есть 2-3 площадки, но нет воды (1:10).

16:35. При дальнейшем спуске оставляем слева небольшое озеро. Оно расположено у входа в маленький предперевальный цирк СОАН-I, на ригеле. Туда можно попасть, если траверсировать влево осыпные склоны. Спустившись ниже, оставляем за спиной слияние двух цирков и озеро. Далее уходим влево, на большое травянистое плато, расположенное на ригеле, перед спуском в основную долину реки Айлама Западная (ещё 0:30). Из-за недостаточной акклиматизации подолгу ждём друг друга. Теперь виден ледник Айлама, озёра у его языка. В верховьях западного истока ледника во всей красе встаёт ледово-снежный взлёт перевала Ульяновцев. Пользуясь моментом, намечаем путь подхода к нему на верхнее плато ледника.

17:30. Дальнейший спуск влево-вниз траверсом за 0:30 приводит нас на небольшие травяные полки-террасы, расположенные на правом борту долины, в 100м над озёрами. Находим ручей и встаём на ночёвку здесь. Причин такого выбора две. Во-первых, отсюда мы имеем возможность понаблюдать за "поведением" склона нашего следующего перевала - Ульяновцев. Во-вторых это место теплее, чем ночёвки на озёрах, где нет травы и дует холодный стоковый ветер с ледника. Экономия же тридцати минут ходьбы (до озёр) сомнительна.

18:30. Ставим лагерь. Облачность не рассеивается. Не холодает, что предвещает назавтра раннюю непогоду.

Общее ходовое время - 11:30
Перепад высот +600м
-800м.

День 5. 30.08.2004.
Подход под перевал Ульяновцев.

9:00. Выход. Пасмурно.

Траверс-спуск к озёрам у языка л.Айлама. Вторая половина пути - по свежим моренным отложениям 1920-х годов. Речку переходим по камням чуть ниже верхнего озера (0:40). Соблюдаем осторожность - утром камни покрыты коркой льда. На левом берегу потока - песчаные площадки ночёвок. Восточный и Западный языки ледника Айлама Западный на последних 2х км текут вместе, разделённые условной границей в виде срединной морены и ложбины с ледниковым ручьём. Отсюда если двигаться влево, вдоль восточного истока ледника, можно подойти под перевалы Айлама и Михальчевского Игоря. Мы же по песку и мелкому гравию подходим к западному языку ледника и поднимаемся в лоб, выходя на его пологую часть (0:45). Подъём простой, уклон 10-15°, лёд покрыт каменной крошкой. По пологому льду подходим под центральную часть ледопада, к основанию широкой лощины (0:25). От бивака - 2:15. Надеваем страховочное и пр. ледовое снаряжение.

Всего существует, видимо, 4 варианта выхода под перевальный взлёт, на верхнее плато ледника. Первый - по левой морене между двумя скальными сбросами. Второй - по льду 20-30°, покрытому камнями, вдоль левого борта ледника. Третий - начиная по центру вышеупомянутой лощины с уходом далее правее, по системе ледовых полок, выходя на среднее плато ледника, куда приводят первые два варианта. Среднее плато находится ближе к левому краю ледника, а верхнее с перевальным взлётом - в правой части. Поэтому необходим переход на него по дуге справа налево, обходя многочисленные открытые и закрытые трещины. В то время как четвёртый вариант выводит на верхнее плато напрямик, минуя эту опасную зону. Но за это приходится "платить" более крутым рельефом.

Мы выбрали четвёртый вариант. Как затем оказалось, выбор был правильным. Начинался снегопад, и блуждать при нулевой видимости, среди трещин выискивая выход на верхнее плато - занятие малопривлекательное.

12:10. Подъём начали по центру лощины, затем она раздваивается. Мы уходим в левую по ходу, стремясь выйти к правой морене ледника, край которой уже виден над ледопадом. Морена - удобное место ночёвки перед штурмом перевала, расположена уже на верхнем плато. Крутизна льда переменная, от 20 до 35°, отдельные участки до 45°. Частое чередование полок и крутых участков диктует тактику: идём двумя связками по два человека, с одновременной страховкой через ледобуры. Их вворачиваем примерно через 15-20 м, так, чтобы между двумя людьми одной связки была хотя бы одна точка (исп. верёвки по 52 м). Промежуточные ледобуры используются каждой связкой поочерёдно. При необходимости - попеременная страховка. На этом участке было завинчено 9 буров. Время работы - 1:10. Весь подъём нас сопровождает мокрый снег, видимость постепенно уменьшается до 100-150 м.

13:20-14:20. В связи с продолжающимся ухудшением погоды обед на ледовой полке пришлось урезать - дождались только, когда натопленная из льда водичка станет тёплой. Прогноз неутешителен - медленно (сутки) но верно ухудшающаяся погода позволяла сделать вывод, что это не локальное явление, а циклон с атмосферными фронтами. Мы как раз попали в первый, "тёплый". Такой вывод мы сделали из вышеописанной ситуации. Пора было искать ночёвку, что мы и предприняли.

14:20. Уходим далее влево, приближаясь к скалам правого борта. Здесь крутизна уже меньше, лёд покрывают каменные обломки. Преодолев несколько трещин по снежным мостам и каменным пробкам с попеременной страховкой, наконец, выбираемся на осыпь- морену правого борта. Это уже край верхнего плато. Пройдя 150 м по камням мимо зоны трещин, вышли обратно на ледник уже на его горизонтальной части. Непогода усиливается, метёт, видимость не более 20 м.

15:00. Рубим площадки во льду, ставим лагерь, используя камни с морены. Постепенно рюкзаки и люди перемещаются вовнутрь палаток. Непогода разгулялась уже вовсю. Вот почему мы не стали ставить палатки на морене, где было ещё хуже, а примостились здесь, у её подножия, но на льду.

Готовим ужин и едим в палатках мы до похода предвидели подобные ситуации, и поэтому решили взять не одну, а две палатки, каждая из которых имела по 2 входа.

Поздно вечером снег резко прекратился, в 21 час взошла почти полная луна, осветив наши заваленные снегом палатки. Откопавшись, занялись поиском воды, чтобы сэкономить горючее и время приготовления завтрака, залить индивидуальные фляги - воды на перевальном склоне не предвидится. И её удалось добыть! Она под снегом сочилась по льду. Разгребли снег, выдолбили лунки, которые наполнялись водой. За час удалось набрать около 10л воды.

Общее ходовое время - 6:00
Пройденное расстояние - 5 км.
Перепад высот +600м

День 6. 31.08.2004.
Вынужденная днёвка. Разведка перевала Ульяновцев.

Ночью был повторный снегопад, ливневого характера, видимо, прошёл "холодный" атмосферный фронт. Выпало ещё больше снега, чем накануне, около 20 см. Приходилось вставать и откапываться. Снегопад закончился утром. Взвесив все эти обстоятельства, группа приняла решение отсидеться: нужно было, чтобы склон разгрузился лавинами. До полудня сильный ветер при небольшом морозе смёл с перевального склона весь снег (вскоре мы убедились, что далеко не весь), и он засверкал льдом. Метель заставила ещё 2 раза откапываться и мы в конце концов поставили ветрозащитные стенки из снежных кирпичей. Было очевидно, что сегодня никуда не пойдём: время потеряно. За оставшуюся часть дня нам не успеть пройти весь перевальный взлёт, а ночевать на нём нам не хотелось по причине лавиноопасности. Питались взятым специально по такому случаю запасным (облегчённым) "днём". Удалось немного просушиться, для этого использовались вытаивающие из снега камни морены.

Перевальный склон освещался солнцем в течение дня с разных сторон, что позволило просмотреть в деталях весь путь подъёма. Подход по плато до начала взлёта. Первая крутая ледовая часть выводит на наклонное снежное плато. Подъём по плато ко второму крутому участку, его прохождение. Затем следует склон переменной крутизны с разнообразным покрытием. Подход под большую ледовую стену (она слева) - край плато ледника Колпаковского. Обход её справа по склону средней крутизны. Затем последнее препятствие - два бергшрунда. Проход между ними по перемычке вправо. И выход на снежное плато ледника Колпаковского. Последняя треть пути от этой ночёвки не видна, её можно просмотреть с места предыдущей ночёвки.

15:30. Во второй половине дня, убедившись, что лавины не пойдут, мужская двойка провесила первые две верёвки на начальном, самом крутом участке перевального склона. Крутизна льда, очень твёрдого, здесь достигает 60-70°, затем через 60 м постепенно выполаживается до 25°, появляется фирн и снег. Подход под склон по очень глубокому снегу с пробиванием траншеи занял 50 мин. Провеска - 1,5 часа. Соблюдать осторожность при работе перволаза - из-под него летят куски льда, мгновенно разгоняясь до высокой скорости. Дюльфер и спуск по плато - 25 мин. Всё вместе - 3 часа. Во время работы на склоне нас накрыл довольно сильный заряд с градом и крупой, к счастью, недолгий.

19:10. Едва успели приготовить ужин, как со стороны Иссык-Куля пришла грандиозная сине-чёрная стена непогоды, сильная гроза со снегопадом и метелью продолжалась 1,5 часа. В который уже раз за сутки откапывались.

Общее ходовое время - 3:00
Пройденное расстояние - 2 (1) км.
Перепад высот +200 м
- 200 м

День 7. 1.09.2004.

Подъём на склон перевала Ульяновцев.

Перевал Ульяновцев расположен в главном хребте Терскей-Алатоо, в 5 км к западу от узловой вершины пик Айлама. Ориентация склона и прохождение - с севера. С юга склона нет - плато. Характеристика - снежно-ледовый. Соединяет западный исток ледника Айлама Западный и верхнее плато ледника Колпаковского. Посещается группами 2-4 раз в год.

6:05. Выход. Светает. Ясно и ощутимый мороз.

Один переход под первую ледовую стенку по плато в связках по заметённой траншее - 0:45. У склона очень много снега, сметённого сверху, глубина более метра. Снег рыхлый, "зимнего" типа.

За 1:20 прошли две провешенные вчера верёвки, 65 и 50°. Поднимались по центру склона, между вогнутым склоном слева и разрывами справа, по выраженному ледовому контрфорсу Использовались жюмары. Слева со склона по жёлобу сошла большая "сухая" лавина.

8:15. Выходим на наклонное снежное плато.

Далее - по плато с постепенно растущей крутизной до второй стенки. Вешать перила здесь необходимо, чтобы не быть сбитым лавиной. Но при благоприятных условиях можно обойтись и без перил. 3я верёвка - по наклонному снежному плато 25°. На 4й - более чем метровой глубины снег, рыхлый ступени не формируются, 30°. 5я верёвка с плато выводит к середине второго взлёта, 40°, глубокая траншея, её пробиваем полчаса.

10:40. Протяжённость второй стенки - 50 м, 50-60°, твёрдый "бутылочный" зимний лёд скалывается линзами, необходима осторожность. Движение лидера без рюкзака, с ледовыми молотками. 6я верёвка выводит на выполаживание.

12:00. 7я-12я верёвки переменной крутизны, от 30 до 45° на крутых участках - лёд, на более пологих - рыхлый глубокий снег до 1м. 13я верёвка по льду 45-50° выводит нас на небольшую ровную фирновую площадку, 15x30м.

18:20. Здесь решаем заночевать. Стало ясно, что подняться до седловины мы до наступления темноты уже не успеем. Место достаточно безопасное, мы находимся под прикрытием большого разрыва и фирнового выступа, за который пристраховываем палатки, на всякий случай. Воды нет, топим снег.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
Общее ходовое время - 12:15.
Пройденное расстояние - 3 км.
Перепад высот +450м

День 8. 2.09.2004.
Перевал Ульяновцев (3А, 4500) - ледник Колпаковского - перевал Бороко (2Б, 4450), северная седловина.

Перевал Бороко расположен в южном отроге хребта Терскей-Алатоо, водоразделе рек Бороко и Колпаковского. Лежит в 3х км к югу от узловой вершины пик Айлама. Ориентация склонов и прохождение - с запада на восток. Характеристика - ледово-скальный. Соединяет верхнее плато ледника Колпаковского и середину западной ветви ледника Бороко Западный. Посещается группами 4-6 раз в год.

9:30. Выход. Тихо, ясно и морозно. 50м влево-вверх под склон, глубокий снег. Две верёвки по фирново-снежному склону 35-40°. По крутому ледовому взлёту 50° выходим на ледовый балкон - левый край отвесной ледовой стены, являющейся обрывом верхнего плато ледника Колпаковского (3я верёвка). Балкон - красивое место с причудливыми сосульками - ледяными колоннами высотой до 30м. От балкона - вправо-вверх по льду и фирну до 50°, выход под первый бергшрунд (4я верёвка). Видно перевальное плато. Прямо через второй берг пройти не удалось - снежный мостик слишком тонкий. Поэтому вешаем ещё одну, 5ю верёвку траверсом вправо, по перемычке между бергами, где есть переход через верхнюю трещину.

14:00. По пояс в снегу, наконец, через 100м выходим на плато л.Колпаковского. Это перевальная точка. Тура нет, кругом снег, ближайшие скалы далеко. Спуск с перевала Ульяновцев отсутствует - с южной стороны лежит огромное снежное плато.

Садится пелена облаков, начинается снег.

15:00. После короткого перекуса и фотографирования, начинаем движение в связках по плато в юго-восточном направлении, к видимому перевалу Бороко. Идём недалеко от низкого скального гребня - левого борта ледника. Слева остаётся широкая снежная седловина перевала Советских Педагогов - альтернативный вариант прохода на ледник Бороко. Через час подходим к маленькому перевальному цирку пер.Бороко, поворачиваем влево и через 15 мин. пологого подъёма выходим на широкую ледово-снежную седловину перевала Бороко.

16:00. Видимость снизилась до 500м, метель. Разведка показала, что начало спуска непосредственно с седловины представляет собой мощный карниз, и не видно из-за позёмки, где его можно обойти, к краю приближаться опасно. Оценив ситуацию, выбрали более безопасный, с нашей точки зрения, путь спуска.

16:30. Поднимаемся по ледовому 25° склону с небольшими трещинами 100 м к скальному жандарму с северной стороны от перевала и снимаем кошки. Тура с запиской найти не удалось.

17:10. Спуск начинаем с северной стороны от жандарма, с маленькой седловинки, влево в широкий скальный кулуар (50-55°, лёд). Первая верёвка закрепляется за скальный выступ жандарма (петля). Её удалось сдёрнуть не скоро - проходя через снежный перегиб, узел надёжно застрял в нём. 2я верёвка - влево-вниз, пересекая кулуар 45-50°, к левому борту.

18:30. Весь дальнейший спуск проходит вдоль скал левого борта, уклон 40-45°, закрепление перил - за станции на скальных крючьях. Дно кулуара скальное с каменными обломками и мелкой осыпью, прикрыто тонким слоем снега, достаточно смёрзшегося, поэтому камнеопасность небольшая. Встречаются небольшие полки. Последняя, 6я верёвка проходится уже в полной темноте, при свете фонариков, и выводит влево-вниз (прямо - обрыв на ледник) на осыпной склон, заканчивающийся маленькой площадкой на краю скального обрыва. Ниже, в 40м - ледник Бороко. Эту площадку мы заметили во время разведки со скал жандарма, и наметили как возможное место ночлега, если не успеем спуститься на ледник.

20:00. Расчищаем и расширяем место для палатки, на что уходит час. Вторую палатку решаем не ставить, так как мало места. Воду удалось добыть в скальном кулуаре, у последней пройденной верёвки. Возможный камнепад с кулуара должен уйти правее нас, по линии падения воды, непосредственно на ледник, куда нам завтра нужно траверсировать по осыпи. Ночуем же мы в относительной безопасности.

Общее ходовое время - 11:00
Пройденное расстояние - 5 км.
Перепад высот: +250м
-200м.

День 9. 3.09.2004.
Ледник Бороко Западный - р.Бороко.

9:45. Выход. Ясно и слабый мороз. С площадки траверс вправо по осыпи и выход на закрытый ледник. Далее движение в связках. Траверсируем 35° фирновый склон вправо около 100м, обходя сверху зону трещин, страховка - попеременная. Затем аккуратно спускаемся по фиру 35° (местами - лёд) с одновременной страховкой на дно цирка, попадая на основное течение западной ветви ледника Бороко Западный. Сзади хорошо виден пройденный перевал с вариантами прохождения. Пересекаем пологий ледник, покрытый неглубоким снегом к левому борту, выходя на поверхностную морену. Становится тепло.

11:00. Здесь убираем страховочное снаряжение и в 11:30 продолжаем движение по левой морене до слияния двух истоков ледника. Пересекаем восточную ветвь к левому борту и левой морене, открытый пологий лёд. Далее - вниз вдоль левой морены, постепенно входя в её карман.

12:30. Здесь обедаем и пытаемся сушить вещи, что не очень удаётся из-за вновь начинающегося кратковременного снега.

14:25. Идём вниз по хаосу свежих моренных отложений, когда ледник заканчивается - траверсируем моренные гряды влево, слегка поднимаясь к восточному истоку р. Бороко (1:00). Река здесь течёт, широко разливаясь по песчаной приледниковой террасе. Её переход вброд не представляет проблем, дно песчаное, мелко, течение слабое.

16:00. Переправившись на левый берег Бороко, спускаемся по песчаным террасам в долину. Пересекаем многочисленные ручьи, берущие начало у небольших ровных ледников, сплошь покрывающих левый пологий хребет. Через час спуска появляется трава и колючки, боковые ручьи исчезают. Тропа, едва заметная, ведёт по левому борту долины, не спускаясь к реке, где часты прижимы. Прямо - видны снежные пологие склоны Ак-Шийрака, до них не более 10 км. После очередного траверса травы и колючек, у поворота долины, тропа спускается вниз, к реке, где мы решаем ночевать. По правде говоря, можно было пройти ещё дальше, до слияния с Сарычатом, но предыдущие два напряжённых дня измотали группу, и мы встали на ночлег раньше. Увидев безопасные и комфортные места, мы позволили себе немного расслабиться.

17:45. Место для палаток приходится пропалывать ледорубами, освобождая от чрезвычайно колючего растения с невероятно прочным стеблем. Холодный ветер дует со стороны снежных полей Ак-Шийрака, неся заряды снега.

Общее ходовое время -8:00
Пройденное расстояние - 12 км.
Перепад высот: -800м

День 10. 4.09.2004.
р.Бороко - р.Сарычат - р.Киче-Борду.

8:25. Выход. Ясно и холодно, на траве иней, мы пока в тени.

Частые прижимы обходим по левому борту, по травянистым террасам, тропа постепенно становится более отчётливой. Солнце приносит тепло.

10:30. Через три перехода выходим к широкой долине Сарычата, на высокую террасу на левом борту. Спугнули стадо косуль (?). Видели крупный кошачий след на песке. Противоположный (правый) травянистый борт реки Сарычат плавно переходит выше в пологие снежные склоны массива Ак-Шийрак.

Повернув влево, идём по широкой террасе, постепенно спускаясь к реке. Растительность скудная - редкие кустики полыни и пятна лишайников на песчано-глинистой почве - полупустыня.

11:00. Привал у оазиса - единственный на этом участке ручей, стекающий с левого склона. Через час движения постепенно уходим вверх, на борт долины, следуя одной из многочисленных козьих троп. Перевалив через низкий травянистый отрог - мыс у слияния двух рек, поворачиваем влево и траверсом спускаемся к реке Киче-Борду. Здесь снова трава и знакомые до боли колючки.

12:40. Обедаем, сушим вещи. Удалось поживиться ревенем. Солнце скрывается в пелене облаков, снова предвещая снегопад.

14:00. Идём далее по травянистым полкам-террасам в 20-50 м над рекой, внизу - прижимы. Много звериных троп. Через полчаса переходим первый правый приток Киче-Борду - нарзанную речку с оранжевыми камнями в русле. Вода железистого вкуса. Постепенно стало видно верховье долины и неровный, бугристый, белый язык ледника Киче-Борду.

15:10. Остановка у белого ручья. На его дне какой-то белый тестообразный налёт.

Окружающие горы скрываются в завесе снегопада.

16:00. Встали на ночёвку, перейдя "железную речку", на песчаной террасе. Исключительно интересный природный объект. Речка окрасила всё вокруг в буро-красный цвет. Она срывается высоко со скал красивым водопадом. Вкус воды напоминает "Полюстрово". Осыпной склон выше порос отдельными кустиками ревеня. День завершает ужин на минеральной воде и компот из ревеня с той же минералкой, а также традиционное местное "блюдо" - снегопад. На этот раз с грозой.

Общее ходовое время -7:30
Пройденное расстояние - 21 км.
Перепад высот: -300м
+200м

День 11. 5.09.2004.
Лед. Киче-Борду Вост. - лед. Киче-Борду Юго-Вост., подход к ледопаду.

7:35. Выход. Ясно и холодно, мы пока в тени.

Вчерашний мокрый снег замёрз коркой на траве и камнях. Идём по правому берегу реки. Неожиданно небольшой правый приток становится препятствием - обледенелые камни не дают его перейти, а ноги мочить не хочется в преддверии снегов. Придумали набросать в русло камней, добытых там же, в воде. Они не скользкие и мы идём дальше. Через 1:30 вышли на последнюю песчано-галечную приледниковую террасу. Если требуется переходить реку, надо делать это здесь - она разливается на много рукавов и течение слабое.

9:25. Пройдя террасу, остановились раздеться и немного просушиться (появилось солнце) и провести рекогносцировку местности. Последняя не желает совпадать с картой. Прямо по курсу - массив Каракола, он был виден ещё с самого низа. Направление движения вроде бы верное. Только количество и направление ледников не сходится.

10:10. Идём далее. За час, преодолев хаос конечных морен сразу двух ледников, языками почти сходящихся здесь, по осыпной лощине выходим к правому краю правого по ходу (восточного) ледника. Как оказалось впоследствии, ледника ВОСТОЧНЫЙ Киче-Борду. Оказывается, ледник Киче-Борду отступил и разошёлся на два самостоятельных ледника - Западный Киче-Борду (который мы оставили слева) и Восточный, куда мы подошли.

11:15. Надев кошки и каски, поднимаемся по довольно крутому лбу на более пологую часть и продолжили движение по лабиринту ледяных холмов, разделённых желобами с ручьями. Внимание! Попытка обхода крутого взлёта ледника по правовой осыпи-морене опасна постоянными обвалами вытаивающих камней, лежащих на ледовом основании. За час хода вдоль правого края ледника, подходим к его развилке и ещё за час пересекаем его к основанию скального отрога, разделяющего две ветви. Тут выясняется, что Юго-восточная ветвь отступила из-за таяния, превратившись в самостоятельный ледник, и теперь ледники разделены полосой осыпи.

13:30. На этой перемычке мы и остановились на обед.

14:20. Поднимаемся по свежим моренам к леднику Киче-Борду ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ и выходим на него по осыпи вдоль правого края, обходя крутой 35° взлёт языка (0:35). Далее ледник пологий и ровный, от 15° в начале до 5° в конце, у ледопада. К ледопаду Западного истока мы подошли за 0:40.

Ледопад вливается в основное русло ледника слева, под углом 90°. Нам назавтра предстоит его прохождение. А прямо по ходу в 1 км начинается ледопад Восточного истока.

16:05. Ночуем, с тем, чтобы назавтра ранним утром пройти максимально выше по ледопаду, пока опасность минимальная. Палатки ставим на голом льду, камней нет поблизости. Оттяжки крепим за ледобуры и кошки.

В 18:00 началась гроза со снегопадом. В 20:00 всё стихло.

Общее ходовое время -8:30
Перепад высот: +800м

День 12. 6.09.2004.
Прохождение ледопада Западного истока ледника Киче-Борду Юго-Восточный.

6:35. Выход. Облачно и не очень холодно, скоро восход Солнца, уже светло.

За полчаса подходим под ледопад и начинаем подъём по центру ледового склона. Сначала он практически без трещин, 15-25°, идём в связках, маневрируя по ледовым полкам, страховка одновременная. Вскоре крутизна увеличивается, до 25-35°, но наличие узких ледовых полок и неровностей позволяет двигаться одновременно.

8:30. Подошли под серию нешироких, но глубоких трещин, рассекающих ледник от края до края. Они шириной 1,5-2,5м, расширяющиеся книзу, это самый опасный тип. Больше 1:30 уходит на разведку и организацию их перехода (4 раза) по перилам со страховкой, по ненадёжным мостикам. При этом три раза траверсируем ледник полностью. Всё вокруг тает и течёт, экспозиция склона - юго-восточная. Сразу за трещинами - фирновая полка, где полчаса отдыхаем, снимаем тёплую одежду.

10:20. Склон далее круче, большей частью снежно-фирновый. Идём по правой части ледопада. Часто чередуются почти горизонтальные и крутые 40° участки, приходится петлять, обходя небольшие стенки и сераки. Трещины, в основном, закрытые по-прежнему движение в связках, часто с попеременной страховкой (400м).

12:00. Подошли к неприятному месту - над ледовым 40° склоном, словно топор, висит здоровенная ледяная глыба. Обход не нашли, постарались быстро проскочить это место. Сначала одна связка, затем - вторая, со взаимным наблюдением. Участок около 65 метров, попеременная страховка. Далее через 300м работы в связках с разнообразными приёмами по ледово-снежному рельефу переменной крутизны, движение преграждает большая нависающая стенка, берг 15-20м, за ней - серия таких же. Это верхняя часть ледопада, большие фирновые айсберги и отколы верхнего плато, самая сложная часть. Под неё мы подошли по правой части ледника.

14:00. Девушки организовывают перекус, а мужская двойка уходит на разведку и провеску первых двух верёвок, самых сложных. Неожиданно начинается настоящая заполярная пурга, мигом становится холодно, снова приходится одеваться тепло. В таких условиях и проходит разведка, а затем и обед.

15:30. Обход и выход на верхнее плато происходит так. Сначала - по дну берга, забитому снегом, вправо 60м. вдоль ледовой стены. Первая верёвка - вправо-вверх вдоль сераков в направлении скал левого борта. Закрепление нижней и верхней станции - на ледорубе. Приходится перелезать сразу через семь (!) трещин по таким тонким и ажурным мостикам, словно из хрусталя. При этом другого пути не существует, если кто-нибудь обвалит такую конструкцию, придётся делать навесную. На 2й верёвке "только" два моста, но на 40° склоне, что делает их преодоление весьма увлекательным занятием. Непогода прекратилась также резко, как и началась. Снова жара. Третьи перила выводят по крутому снежному и ледовому склону к скалам левого борта, станция на скальных крючьях. 4я верёвка - траверс вдоль скал, а затем вверх-влево по 45° ледовому склону, слегка прикрытому свежим снегом. Слева всё ещё разрывы. 5я верёвка выводит на пологость, к скальному контрфорсу у левого края снежного плато, орографически выше ледопада.

17:45. Рубим площадки на склоне. Снова портится погода. Снегопад с сильным ветром и метелью продолжаются полночи. Воду удалось найти по журчанию, откопав снег и продолбив лёд. Этот источник утром иссяк.

Общее ходовое время - 11:10
Пройденное расстояние - 2 км.
Перепад высот: +600м

День 13. 7.09.2004.
Перевал Южное плечо Каракола (3А*, 5050), п/п.

Расположен в коротком юго-западном отроге пика Каракол, разделяющем ледники Киче-Борду Восточный и Юго-Восточный. Ориентация склонов перевала и прохождение - с юго-востока на северо-запад. Характеристика - ледово-снежный. Соединяет верховья ледников Киче-Борду ЮВ и Киче-Борду Вост.

8:30 - 10:00. Произведена разведка связкой-двойкой на снежную перемычку - юго-западный отрог, к основанию крутого южного скального контрфорса пика Каракол. Она хорошо просматривается от места ночёвки. Подъём с пробиванием траншеи занял час налегке. С гребня этого перевала хороший обзор в сторону верхнего плато л.Киче-Борду Вост. и на южные стены пика Каракол. Мы решили назвать этот перевал Южным плечом, исходя из орографии. От места ночёвки также хорошо виден сравнительно простой путь подъёма на массив Каракола, по широкому снежно-ледовому кулуару в северном направлении. Туда, при желании, можно подняться за час-полтора. К сожалению, мы совсем не имели времени на это, несмотря на идеальную погоду, так как опаздывали к заброске уже на 3-е суток.

10:20. Пересекаем снежное плато и поднимаемся по своим следам на отрог, в северо-западном направлении, через 1:30 достигая его гребня. Подъём по глубокому снегу 30-35°, примерно в 500м западнее начала крутого скального контрфорса. Проходим по гребню в его направлении, на СВ, пока он не становится узким и опасным для движения без страховки, появляются выходы скал, на которых складываем тур.

12:00. Начинаем спуск с перевала в верхний цирк Восточного истока ледника Киче-Борду Восточный. Направление - вправо наискось, по льду, покрытому небольшим слоем снега. Уклон около 45°. Провешено 4 дюльфера, продёргивание 3 и 4й верёвки через ледовую проушину, 1 и 2я закреплялась за скальные выступы на петле. Долго провозились с 1й верёвкой, которая проходила через снежный перегиб и не сдёргивалась. Весь спуск занял 3,5 ч. и привёл на небольшое снежное плато.

16:00. Сильный подлип вынудил снять кошки. Спускаемся в направлении большого плато на слиянии нескольких истоков ледника. Движение в связках. Снег глубокий. Первая связка чудом не провалилась в глубокую трещину, переметённую слоем снега 15-20 см. Она пересекает весь склон, шириной от 2м, на местности не читается, очевидно, из-за постоянных снегопадов. Через трещину прыгали на страховке, рюкзаки перетаскивали по снежному мосту отдельно. Сразу за трещиной 30° спуск по снежно-ледовому склону на обширное ровное плато. Оно расположено выше ледопада л.Киче-Борду Вост., край которого виден.

18:00. Ночуем на плато, у основания юго-западного скального отрога пика Каракол, на повороте к перевалам ВГУ-400 и Западного плеча... Едва успели устроиться на ночлег, как началась гроза со снегопадом и ветром. Продуктов почти нет. Хорошо, что осталось горючее, иначе пришлось бы есть снег.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
Общее ходовое время - 7:40.
Перепад высот: +250м
-450м.

День 14. 8.09.2004.
Перевал ВГУ-400, западная седловина (3А, 4850) - л.Айланыш.

Расположен в центральной части главного хребта Терскей-Алатоо, в Джеты-огузской стене. Лежит между двумя пятитысячниками Терскея - вершиной Огуз-Баши на западе и пиком Каракол на востоке, в 2х км к западу от последнего Самый простой и логичный переход через главный хребет в его наиболее высокой части. Ориентация склонов перевала и прохождение - с юга на север. Седловина развёрнута по оси: юго-запад - северо-восток. Характеристика - ледово-снежный. Соединяет ледники Киче-Борду Вост. и Айланыш. Посещается группами 1-3 раза в год.

Ледопад Восточного ледника Киче-Борду мы не проходили, поэтому описание перевала даётся от верхнего плато ледника. Но мы просмотрели этот ледопад снизу, и по привычке анализировать возможные пути прохождения перевалов, наметили путь: примерно до середины - по центру ледопада (уклон до 30°, разрывов немного), затем уход вправо, на левый край. Основное препятствие при выходе на плато - разрывы верхней части ледопада, возможен обход по крутому снежно-ледовому склону левого борта. По нашим оценкам, на прохождение ледопада может потребоваться 4-5ч.

10:55. Выход с места ночёвки на снежном плато у основания ЮЗ отрога пика Каракол. Раннему выходу помешала пурга и нулевая видимость. Вышли, как только начались кратковременные перерывы в непогоде. Сильный ветер метёт снег, видимость появляется эпизодами. За 1 час пологого подъёма с трудной тропёжкой поднялись в северном направлении к западному отрогу пика Каракол (в этом отроге находится пер. Западное Плечо Каракола и наш перевал). Только сейчас мы его увидели, так как ранее он был скрыт этим самым отрогом. Перевальная седловина развёрнута под прямым углом по отношению к гребню и перевальным склонам, поэтому не видна практически до самого конца при подъёме на перевал с обеих сторон.

Зато прямо по ходу хорошо была видна ЛОЖНАЯ седловина перевала, справа от узловой вершины, стоящей на стыке главного хребта и южного отрога. В этом южном отроге расположен перевал Грозовой (2А) (левее указанной вершины), ведущий на ледник Киче-Борду Западный.

Внимание! Спуск с ложной седловины выводит на сбросы, опасные лавинами и камнепадами.

Поворачиваем вправо и таким же пологим подъёмом по глубокому снегу ещё через 1 час, бодаясь с встречным ветром, выходим на седловину перевала.

13:20. По описанию, тур находится в скалах довольно далеко от низшей точки седловины. Мы не стали его искать, стремясь быстрее начать спуск в долину, т.к. уже поздно. К тому же нас подгоняет неблагоприятная погода. Прямо от седловины в сторону спуска свисает карниз, приближаться к его краю опасно!

13:45. После предварительной разведки, спуск начинаем с траверса ледово-снежного склона вправо, над ледовым сбросом - карнизом. Идём с попеременной страховкой. До окончания сброса - около 100м. У его окончания - преодоление довольно широкой трещины методом прыжка на 3м вниз-вправо с падением на глубокий снежный склон, по перилам со страховкой "бегунком". Этот элемент требует от участников прыгучести и психологической подготовки. Спуск рюкзаков отдельно.

При движении в обратном направлении это место может стать серьёзным препятствием для группы. Тогда возможно подняться справа, по ледовой стене 8-12м, 90°. Там бергшрунд забит снегом.

15:50. Учитывая лавинную опасность (характерно проседал пласт снега при траверсе), решаем спускаться, вопреки описаниям, не траверсом всего склона к седловине пер. Васильева, а вниз. Видимость не очень хорошая, временами идёт снег. Идём дальше влево, спускаясь по пологой снежной полке, по грудь в снегу. Из-за этого скорость продвижения очень маленькая. В конце полки - прямо вниз крутой участок 40-50м, 35-45°. Затем - вновь влево "до упора", потом вновь круто вниз. Так, блуждая между сбросами, то по колено, то по грудь в снегу, мы постепенно спускаемся в долину. Общее направление спуска - влево-вниз, где меньше разрывов. Из-за очень большого количества снега, нигде больше вешать перила не пришлось. Упасть, стоя по грудь в снегу, даже на 45° склоне, нереально. А ввиду того, что склон часто рассекают разрывы и сераки, лавинная опасность минимальная. Отметим, что при менее снежной обстановке, здесь потребуется попеременная страховка или, местами, перила. Перед выходом на основное течение нижней части ледника, переходим через большой разрыв по его дну с подъёмом на его противоположный борт, на ледовый гребешок. Здесь нас настигает гроза, сильная, статическое электричество буквально разлито вокруг, всё трещит. Идёт град-крупа, и скоро по склонам начинают течь реки из крупы, сбивая и засыпая участников. Поэтому, едва спустившись по 50° снежному склону 100м на ледник, находим безопасное место подальше от сбросов и под прикрытием большого фирнового выступа ставим палатки.

18:30. Постепенно темнеет, продолжается непогода. Воды нет, топим снег. Ночью мимо нас проносятся лавины, обдавая снежной пылью палатку, а рано утром сыграл подъём большой ледовый обвал.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
Общее ходовое время -7:35.
Перепад высот: +200м
-600м

День 15. 9.09.2004.
Ледник Айланыш - левая морена.
Выход к заброске.

Утро морозное и ясное, ледник в тени. Мы выбились из графика, уже на 4 дня опаздывая к заброске. Поэтому нет продуктов и фотоплёнки, мы сделали всего два снимка на спуске с этого перевала.

8:50. Выход. От места ночёвки недалеко от сбросов ледопада спускаемся на нижнее снежное плато ледника Айланыш. Ледник закрытый, 15-25°, движение в связках. Затем, забирая левее, под стены Огуз-Баши, по лавинным конусам обходим нижний ледопад. Оставив ледопад справа, по 30-35° склону, покрытому снегом, спускаемся на засыпанный поверхностной мореной и свежим снегом язык ледника. На последнем участке в менее снежной обстановке может быть лёд с отдельными камнями, тогда потребуются перила, до 70м, и будет камнеопасно. Спуск занял 1:10. Всё это время мы были в тени и надеялись на отсутствие лавин, которые уже успели пройти ночью.

10:30. Убрав всё специальное снаряжение, пересекаем язык ледника к правому борту и поднимаемся несколько десятков метров на левобережную морену. Пройдя ещё 500м вдоль неё, остановились в моренном кармане у ручья, стекающего с ледника Джетыогуз, из-под нашего следующего перевала.

11:10. Место удобное для днёвки, здесь травка, засыпанная свежим снегом, который вскоре растаял под тёплыми лучами солнца. Солнце ввиду южной экспозиции склона, светит весь день. Чуть ниже палаток имеется крохотное озерко. Каждый час с Джетыогузской стены, которая напротив, происходит ледово-снежный обвал.

Поход за заброской занял чуть более часа и мы полтора дня боремся с "лишними" продуктами после четырёхдневной диеты, восстанавливая силы. Непогода прошлой ночи, как затем оказалось, была последней в нашем походе. И все следующие дни нам что-то не хватало…

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
Общее ходовое время -2:00.
Перепад высот: -550м

День 17. 10.09.2004.
Перевал Джетыогуз (2Б, 4300) - л.Каракол - л.Онтор.

Расположен в основании северного отрога хребта Терскей-Алатоо, являющегося водоразделом рек Айланыш (Джетыогуз) и Онтор (Каракол). Лежит в 2 км от начала отрога, в месте его резкого понижения. Ориентация склонов и прохождение - с запада на восток. Характеристика - скально-ледовый. Соединяет ледники Джетыогуз и Каракол (долины рек Айланыш и Онтор). Посещается группами несколько раз в месяц.

6:00. Выходим, как только рассвело. По моренам поднялись за 50 мин. к площадкам ночёвок у окончания ледника Джетыогуз. Крутой ледовый лоб обходим по правой морене и осыпи правого борта, весьма неустойчивой и камнеопасной. Нужны каски. Как только сюда доберётся солнце, может возникнуть опасность камнепада. Тогда подъём на ледник будет возможен по центру, ближе к левому краю, с бараньих лбов, по льду 20°. Выходим на нижнее ледовое плато, ровное, без трещин (ещё 40 мин.).

8:05. Второй взлёт ледника проходим по правому борту, здесь не круто, лёд 15-20°, следует опасаться камнепадов со скал слева. Дальнейший подъём до седловины перевала проходит пологим снежным полем, по центру ледника, трещин нет. До нас добралось солнце, стало тепло, но смёрзшийся снег ещё держит хорошо. Преимущество раннего выхода налицо - за 3 часа мы достигаем перевала. Он расположен в самой низкой части скального гребня, который в этом месте немного ниже уровня ледника. Поэтому для начала спуска пришлось слезть по трёхметровой снежной стенке в мульду, к небольшому скальному жандарму. С северной стороны от него за большой камень закреплена петля, которой мы воспользовались. На скалах жандарма несколько табличек. В мульде - следы бивака. Ночевать можно также в любой части широкой плоской ледовой седловины перевала.

9:10. Тур - в скалах гребня северней мульды.

С перевала вид на запад ограничен перегибом ледника и северным отрогом пика Каракол. Траверс отрога - возможный, но более сложный вариант выхода на верхнее плато ледника Киче-Борду Восточный, через перевалы "Васильева" и "Западное Плечо пика Каракол", на что потребуется вдвое больше времени. Его логичность сомнительна, но гребневой маршрут красив. Вид на восток - прекрасная панорама (слева направо) : перевал Онтор, пик Джигит и Главный хребет с перевалами: Джигит, Слонёнок, Металлург, пик Каракол. Внизу лежит ровный ледник Каракол и далее - ледник Онтор с перевалом Онтор.

10:10.Надев всё спецснаряжение, в том числе кошки, начинаем спуск на ледник Каракол. От петли - прямо вниз по сильно разрушенным скалам 75-90°. Высокая камнеопасность, хорошо, что всё покрыто коркой льда и снега, но она уже начинает оттаивать. Одной верёвки не хватило для выхода на крутой лёд в нижней части скального кулуара. Здесь набита станция из трёх крючьев, которой мы воспользовались. 2я верёвка - влево-вниз по крутому 40-45° льду, уходя от горловины кулуара влево, под защиту скал. 3я верёвка закрепляется за ледобуры, спуск - прямо вниз. Непогода, терзавшая нас весь поход здесь сыграла теперь за нас (также, как и при спуске с пер. ВГУ-400). Слой свежего снега в 10-50 см на льду позволяет далее спускаться без использования перил, несмотря на значительную, 35-40° крутизну. Аккуратно, на три такта, используя клювик ледоруба, спускаемся примерно 150-200 м до трещины - неширокого бергшрунда, закрытого снегом. Переход - у левого края ледового склона, по пробкам из камней и снежному мосту. Весь спуск занял немногим более двух часов, но можно было спуститься быстрее, если бы не заклинило первую дюльферную верёвку при сдёргивании. Её высвобождение заняло почти час.

При подъёме на перевал с восточной стороны, очевидно, следует поднявшись от бергшрунда вправо-вверх по осыпи как можно выше до скал, далее маневрировать влево, по полкам между разрушенных скал, выходя на перевальный гребень северней его наиболее низкой части.

12:30. Выходим на пологую часть ледника, к морене левого борта, где убираем всё снаряжение и обедаем. Тепло, даже жарко, солнце в зените.

14:00. Продолжаем движение. Идём по левому краю пологого открытого ледника, вдоль морены. Спускаться к леднику Онтор и его левобережной морене целесообразней по левому краю ледника Каракол (или по его левобережной морене). Спуск пологий, занимает примерно полтора часа. Можно идти и правой мореной, но её окончание довольно круто.В конце - переход по камням поток, падающий с бараньих лбов из-под л.Каракол. Ночевать можно в любой части левобережной морены л.Онтор, выложив камнями площадку под палатку. Готовых площадок мы не нашли.

При спуске мы совершили ошибку, следуя описанию, которое рекомендовало срезать стрелку морен между двух ледников, уйдя с нижней части л.Каракол вправо. Здесь, в кармане между правой мореной и скалами мы вдоволь полазили по огромным очень подвижным блокам морены, потеряв в общей сложности около полутора часов. Этот путь опасен, мы его не рекомендуем.

17:30. Ночуем у подножия стрелки двух морен двух ледников, рядом с маленьким озерцом. Вода - в ручье на левом краю л.Онтор.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
Общее ходовое время -11:30.
Перепад высот: +650м
-900м

День 18. 11.09.2004.
Перевал Онтор (1Б, 3900) - радиально. Спуск по дол. р.Онтор до слияния с р.Кёльтор.

Перевал Онтор расположен в основании северного отрога хребта Терскей-Алатоо, являющегося водоразделом рек Онтор и Кёльтор (бассейн р.Каракол). Лежит практически у подножия вершины Джигит, под её северной стеной. Ориентация склонов - с запада на восток. Восхождение на перевал радиально, с запада. Характеристика перевала - осыпной. Соединяет ледники Онтор (р.Онтор) и Джигит ( р.Кёльтор). Посещается группами очень часто, так как уникален: является одновременно простым, красивым и ключевым.

7:55. Налегке выходим в радиалку на перевал Онтор, оставив палатки на морене.

Примерно за полчаса пологого подъёма по открытому леднику Онтор подошли к его развилке. Справа - грандиозная ледовая стена пика Каракол. Прямо - небольшое понижение в гребне с перевалами Металлург и Слонёнок. Левее - скальная стена пика Джигит, слева от которой в верховьях восточного истока ледника в низком скальном гребне лежит седловина перевала Онтор. От ледника к седловине ведёт полоса осыпи в узком кулуаре. Кулуар - второй к северу от скальной северной стены пика Джигит. Подъём пологим ледовым полем к его основанию вдоль правого борта ледника занимает немногим более часа, от развилки. После развилки пересекаем большую срединную морену. Подъём по открытому льду 15° выводит на следующее плато. Справа по ходу - верхний цирк ледника, над которым крутой ледовый склон перевала Джигит. К нему подводит снежно-скальный гребень с карнизами. Подъём на перевал Онтор по вышеупомянутому осыпному кулуару - 150м, 10-15 минут (перепад высот 50-60 м). Осыпь очень подвижна, камнеопасно.

От ночёвок почти под перевальный взлёт (на верхнее плато) существует альтернативный путь по правой морене, где, по некоторым сведениям, имеется тропа. Но всё равно за 1 км до перевала придётся выходить на ледник в районе вышеупомянутого плато.

10:40. Седловина перевала - узкая щель в скальном гребне. С восточной стороны - площадка под одну палатку. Тур по центру седловины. С перевала на западе виден ледник Каракол с перевалом Джетыогуз в его верховьях. На востоке - в верховьях ледника Джигит - перевал Солнце.

Спуск на ледник Джигит прост - около 50 м мелкой осыпи. Ледник пологий, в верхнем течении закрытый. В средней части склон имеет крутизну до 30°. Нижняя часть ледника открытая. На тропу правого берега реки Кёльтор выходят у правого борта, здесь крутизна открытого льда до 20°.

11:00. Начат спуск обратно, по пути подъёма. За 1:15 достигаем наших палаток на морене.

Погода по-прежнему солнечная. Просушив вещи и пообедав, собираем лагерь.

14:05. По бугристому открытому пологому языку л. Онтор спускаемся к началу р.Онтор, придерживаясь левого борта, на что уходит полчаса.

14:50. Дальнейший путь лежит левым берегом реки. Пройдя песчано-галечную приледниковую террасу, через полчаса достигаем моренного мыса, за которым - разлив реки и большое "болото". Обход - по неудобной тропе по левому склону по зарослям арчи и колючек (ещё полчаса). От места ночёвки - 1:50.

16:15. Тропа петляет (иногда сильно) по своеобразной долине Онтор, в "саду камней". Растительность низкая, трава и арчёвник. Встречаются колючки. Пасущиеся стада лошадей и бычков. За полтора часа подходим к ригелю.

18:00. Здесь река пропилила каньон. Тропа обходит его высоко по левому склону, становясь широкой. Появляется Тянь-Шаньская ель, барбарис и берёза. Поросль рябины затронута красным пожарищем осени. Ива дополняет краски золотом. На середине спуска проходим мемориальный камень с табличками памяти не вернувшихся домой.

19:40. За час с небольшим от ригеля спустились на поляну с началом дороги. Сумерки. Ещё через 10 минут хода - слияние рек Онтор и Кёльтор, заброшенная юрта лесорубов на стрелке, туда перекинут добротный мост через бурный Онтор. Проходим юрту пастухов и немного ниже встаём на ночлег на берегу реки Каракол, уже в полной темноте.

20:30. Немного ниже нас - костёр и палатка двух иностранцев с проводником - киргизом, бывшим инструктором из бывшего альплагеря Каракол. Это - первые люди, встреченные нами за полмесяца. От проводника мы получаем ценную информацию о поджидающем нас кордоне внизу, пути его обхода и времени спуска до города Каракол. Лесовозы уже не ходят, лесорубы покинули долину до следующего года.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
Общее ходовое время -11:30.
Пройденное расстояние - 6 (12) + 14 = 20 км.
Перепад высот: +500м
-1300м

День 19. 12.09.2004.
Спуск по дол. р.Каракол в город Каракол.

5:50. Встали затемно и вышли в сумерках с тем, чтобы пройти как можно большую часть пути, пока прохладно. Через полчаса проходим остатки альплагеря "Каракол" на большой поляне. Сразу за бывшим альплагерем переходим по мосту левый приток р.Каракол - р.Аютор. На противоположной стороне - устье р.Кургактор, туда ведёт тропа через мостик-бревно через р.Каракол. Дорога спускается серпантинами с ригеля долины. Справа в теснине ревёт река. Затем - снова широкий плоский участок долины.

7:20. Слева, у дороги - красивое мелкое озеро с прозрачной водой, за ним - очередная ступенька долины, она снова узкая. Спуск более продолжительный, но без серпантинов. Снова ровный участок. Около 8:30 солнце добирается до нас. Проходим небольшой подъём, за ним - продолжительный спуск по длинной поляне (справа остаются две пастушеских юрты с весьма назойливыми хозяевами).

9:25. Дорога по мосту переходит на правый берег. Ещё через 40 минут хода по безлесному правому борту долины - и мы подходим к посёлку "Лесхоз". Следуя советам гида-проводника (с прошлой ночёвки), в посёлке переходим по мостику на левый берег. Дорога по правому становится асфальтированной.

10:40. По просёлку высоко над рекой идём в обход кордона. Жарко, палит солнце. Через 40 минут обедаем у единственного на этом участке родника (1:45). Уже виден край города. Примерно за 30 минут от места обеда, входим на окраину города, здесь одноэтажного. Это район Кашка-Суу. Улица вскоре упирается в конечную остановку маршрутки №8.

14:00. Поход окончен.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:
Общее ходовое время -8:10.
Пройденное расстояние - 25 км.
Перепад высот: -900м

8. Опасности и погодные условия.

Главная, пожалуй, опасность гор Терскея в сентябре - лавины. Вопреки устоявшемуся мнению, лавины сходят ночью и ранним утром, как правило, сухие. Возможно, это связано с вечерними снегопадами и сильным ежесуточным перепадом температур. Ледовые обвалы обычно-непредсказуемы. Опасность камнепадов относительно небольшая, очевидно, из-за того, что склоны часто покрываются слоем снега. Переправы через реки в это время года не представляют особой сложности, при разумном планировании места и времени перехода. Утром вода очень низкая из-за того, что замерзают поверхностные ручьи на ледниках. Однако прибрежные камни часто покрыты утром ледяной коркой, и переправа по камням опасна падениями и травмами. Оптимально переходить водные потоки вброд. Хищных диких животных мы не видели, лишь встречали следы снежного барса. Медведи в это время года уже не встречаются выше лесной зоны.

В сентябре в горах уже осень. Выше лесной зоны ночные температуры отрицательные, в ледниковой зоне достигают минус 15°. Днём, если светит солнце, тепло, даже жарко. После 13:00 характерно ухудшение погоды и осадки, как правило, в виде снега, на высотах 4000м и ниже - мокрого выше - метели и иногда снежные бураны. Чем дольше портится погода, тем дольше она простоит, и наоборот, резкое ухудшение погоды, как правило, кратковременное. Свежий переметённый снег таит особую угрозу на ледниках, создавая тонкие опасные снежные мосты над трещинами, совершенно не видимые и не читаемые на местности. Выход - постоянное зондирование пути в зонах возможного образования трещин и движение в связках. При этом особенно опасно движение в непогоду!

Много свежего снега накапливается на фирновых плато ледников, он рыхлый, сухой и глубокий, зимнего типа. Но особенно много такого снега под крутыми стенами, а также на склонах перевалов средней и малой крутизны. Это сильно затрудняет движение вверх и отнимает много сил на тропёжку. В то же время, иногда склоны крутизной 30-50° с очень глубоким снегом становятся проходимыми вниз без использования перил, по причине того, что падать становится просто некуда - движение проходит по грудь в снегу. Эти факторы стоит брать во внимание при планировании маршрута.

Как оказалось, улучшение погоды в конце нашего маршрута не стало длительным. На следующий день после окончания маршрута в Караколе, погода вновь сломалась, а всю ночь во время рейса автобуса Каракол - Бишкек лил дождь, была сильная гроза. Прогноз также был неутешительный - сообщали о выпадении снега даже в низовьях долин!

9. Интересные объекты.

Представлены, в основном, горячими источниками в северных долинах (кроме долины р. Каракол), а также реками с минеральной водой непонятного химического состава в долине реки Киче-Борду. При употреблении воды членами группы в неумеренных количествах отравлений не зафиксировано. На противоположном, левом склоне этой же долины нами замечены большие пещеры или гроты, высоко над рекой. Здесь целесообразно сделать днёвку и обследовать вышеуказанные объекты. В частности, можно попытаться найти исток "железной реки", выяснить, откуда в довольно мощном потоке столько железа.

Конечно, очень красивы ледовые и скальные северные стены пятитысячников Терскея: Огуз-баши (5163м) - в верховьях реки Джетыогуз (р. Айланыш), Каракол (5281м) и Джигит (5170м) - в верховьях реки Каракол (р. Онтор). К подножию этих бастионов с перепадом высот в 2 км имеется простой путь, приведённый в нашем отчёте.

Советуем также посетить южное побережье Иссык-Куля, дикое, пустынное, с полосой нетронутых песчаных пляжей и зарослями облепихи, в сентябре вполне спелой. Вода в середине сентября ещё тёплая.

10. Дополнительные сведения.

Крючья скальные разные

Петля 10мм, 5м

Репшнур расходный 8мм, 25м

Закладные элементы - френды (с оттяжками)

Ледобуры

Ремнабор

Аптека

Прочее

Карты и маршрутные документы, комплект

Личное снаряжение

• Тапочки

Снаряжение личное

• 1
  • Рюкзак с "самостраховкой"

• Коврик пенополиэтиленовый

"Фонарики" на ноги

Купальник (плавки)

Прочее

Личная аптечка (йод, перекись, бинт стерильный, бинт эластичный, лейкопластырь (простой и бактерицидный), витамины)

Спички запаянные

Компас

Часы

Фотоаппарат и фотопленки

компл.

Фонарик

Зубная щетка, паста, мыло, полотенце, бумага туалетная

Документы (паспорт, билеты, деньги), "Ксивник"

Миска, Ложка, Кружка, Нож

Фляжка

Карта

Тетрадка, карандаш

п/э пакты разные

Ремнабор.

Включал в себя швейный набор (разной толщины и размера нитки, иглы стропы, резинки, лоскуты тканей), фурнитуру (в том числе два запасных самосброса для поясника рюкзака), набор для ремонта и заточки кошек, запчасти для мультитопливных горелок, для ремонта каркаса палаток.

Вес ремнабора - 1,5 кг.

Продукты.

Обычная горная раскладка, 650-750г./чел. в день.

Завтрак предусматривал: молочную кашу быстрого приготовления (разнообразные хлопья), два белых фабричных сладких сухаря, топлёное масло, чай с сахаром. Утром выдавались "ходовые" леденцы "Бон-пари".

Перекус, как правило, с горячим чаем "каркадэ" и (или) бульоном, включал в себя: твёрдокопчёную колбасу или сало (вместо сала всё же лучше брать сыр), два сухаря из ржаного хлеба (один ломоть "кирпичика"), сушки или белые сладкие сухари, сухофрукты и орехи в индивидуальной расфасовке, чёрный горький шоколад "Полярная экспедиция", восточные сладости.

На ужин подавался: суп "Europek" и второе блюдо с мясом, два чёрных ржаных сухаря, печенье или пряники и чай с сахаром. Иногда, после не слишком напряжённых дней выдавался растворимый кофе. К кофе надо подходить осторожно: он обезвоживает организм и подстёгивает и без того нагруженное сердце. Поэтому мы не рекомендуем пить кофе по утрам в походе. Мясо сушилось централизованно: сильно прожаривался фарш в большом количестве сала, затем всё долго усыхало в духовке на противне на маленьком огне.

На днёвке жарили оладьи и употребляли их с вареньем и свежесваренным кофе.

Аптечка.

Обеззараживающие

Йод (3-5%)

флакон

обработка краев ран, полоскание при ангине

3…4 капли на 100 мл теплой воды

Марганцовка

флакон

Полоскание, промывание желудка, ран (гнойных)

бледно-розовый раствор

Панетенол

Флакон, спрей

противовоспалительное, кровеостанавливающее, антисептик мелкие раны, ожоги

Перекись

50 мл.

кровеостанавливающее, антисептик

Стрептоцид

обеззараживающее мозоли, горло

Сердечно-сосудистые

Валидол

3 пачки

успок., сосудорасш. боли в сердце, неврозы, противорвотное

1т под язык

Нитроглицерин

1 тюбик

сильные боли в сердце не прход. после приема валидола

1т под язык

Кофеин

3 пачки

возб. дыхат., сосуд.систему, усиливает работу сердца

1т на прием

Кордиамин

Амп.

Острая сердечная и сосудистая недостаточность, мобилиз центр. нервной системы, коллапсе (шоке) противопоказание- гипертония, повышенная возбудимость

подкожно

Желудочно-кишечные

Фталазол

2 пачки

антибакт.. дизентерия, понос, пищевые отравления

1-2т 3р в день после еды

1т 4р в день после еды

Цифран

1 пачка

антибиотик, воспал. легких, воспалит. процессы , желудочные процессы

1т через 12ч 5-10 дней

Обезбол. и жаропониж.

Аспирин

1 пачка

болеут., противовосп., жаропониж., противоревм., разжиж. кровь (при инфаркте)

1т 3р в день после еды

Анальгин

обезболивающее, жаропонижающее

Но-шпа

2 пачки

спазмалетик, сильное отравление, печень, тошнота

2т на прием

Баралгин

сильное обезболивающее

Баралгин 5 мл

амп.

сильное общее обезболивающее, при шоке

внутримышечно

Новокаин 0,5%, 2 мл

местное обезболивающее

в кожу вокруг раны

Нашатырь (Раствор аммиака)

Амп.

потеря сознания, для возбуждения дыхания.

Налить на ватку и дать понюхать

Димедрол 1 мл

аллергия, высокая температура

внутримышечно

Супрастин

от аллергии

1т 2р в день, снотворный эффект

Лазикс 2 мл

Амп.

мочегонное при отеке мозга, легких, гипертонии

подкожно

Альбуцид (сульфоцил-натрий)

амп.

для глаз при ожоге сетчатки и т. п., насморк

Закапывать по 2..3 капли

1 чайн ложка на стакан тепл. воды

Аскорбинка с глюкозой

2 флакона

Для восстановления сил при нагрузках

аэровит

Очки солнцезащит

Вес аптечки - 2 кг.

11. Смета похода.

Смета похода (на 1 участника)

Билеты на поезда (2 конца, плацкарт)

5200 руб.

Раскладка, аптека, бензин, расходная веревка, крючья

2194 руб.

Заезд на машине и регистрация (оформлялось через фирму в Бишкеке)

70$ (2100 руб.)

Выезд (автобус рейсовый Каракол-Бишкек и в Бишкеке)

240 сом (173 руб.)

Питание и гостиница в Караколе (2 сут)

700 сом (500 руб.)

Питание в поездах

600 руб.

Итого

Примечание.

При численности группы в 8-9 человек, расходы по пункту 3 уменьшатся вдвое.

12. Выводы и рекомендации.

Несмотря на все свалившиеся на нашу голову трудности, группа выполнила все поставленные перед походом задачи (см. пункт 1). Уточнена и откорректирована картосхема района. Совершено первопрохождение самого высокого перевала в хребте Терскей-Алатоо.

Довольно крупный Юго-Восточный ледник Киче-Борду вообще не был нанесён на картосхему (мы пользовались хребтовкой 1974 года, так как ничего лучшего не удалось достать ни в Питере, ни в Москве, ни в Интернете). На отдельные участки маршрута имелись топографические карты 500-метровки. Кроки, размещённые в различных отчётах, по сути, являются увеличенной копией означенных карт. В Приложениях мы публикуем частично откорректированную руководителем карту-хребтовку. Корректировка проведена вдоль нитки маршрута профессиональным картографом. Описания перевалов ВГУ-400 и Плечо Каракола были либо 25-летней давности, либо "встречные", т.е. с севера на юг. Большей частью группы вообще не спускаются здесь в Сарычат, проходя вдоль Главного хребта по верховьям, и поэтому описания не затрагивают прохождение ледопада Киче-Борду подробно. Фотографий этого ущелья, сделанных с низовьев, вообще не удалось найти ни в одном из 30 просмотренных отчётов. Также сильно изменили свои границы ледники.

Если Вы хотите должным образом подготовиться к походам в самых сложных районах (Восточная часть Центрального Тянь-Шаня, Памир), идите на Терскей осенью. Только так Вы в полной мере прочувствуете всю специфику: климат, склоны, покров, высота и пр. Здесь маленькая группа не имеет преимущества в скорости прохождения перевалов перед большой, а скорее, наоборот. При раннем выходе можно быстро и без усилий, с минимальным риском проходить снежные участки благодаря сильному ночному смерзанию снега. Но это правило не работает, если каждый день насыпает свежий слой снега.

Группе, желающей совершить первопрохождение перевала 3А-3Б, у самой высокой вершины Терскей-Алатоо, можно порекомендовать перевал с условным названием Восточное Плечо пика Каракол. Он будет логичен, так как выводит из долины реки Киче-Борду в долину реки Онтор напрямую, без перевальных связок. Путь подъёма с юга нами уже описан - до верхнего плато ледника ЮВ Киче-Борду под перевалом Южное Плечо… (через ледопад). Затем - по снежному кулуару на вершинное плато. Путь с севера хорошо просматривается от ледника Онтор. Можно подобрать достаточно безопасный вариант. Перевал будет самым высоким на Терскее и очень красивым.

Попутно следует заметить, что из Южного цирка массива Каракол (западный исток ледника Юго-Восточный Киче-Борду) возможно относительно простое, не выше 2Б, восхождение на пик Каракол по тому же широкому снежно-ледовому кулуару крутизной 35-40°.

Поезд или самолёт?

Отдельно хочется сказать о выборе между поездом и самолетом. Разница в цене билетов (От Питера до Бишкека поезд ~2,6 тыс. руб. самолет ~7,4 тыс. руб.) очевидна, но:

• Мы затратили на дорогу поездом в 2 конца примерно 7 суток.
    • При движении по территории Казахстана плацкартные вагоны поезда напоминают переполненную электричку или трамвай, и вы можете, проснувшись ночью, обнаружить сидящих на вас верхом 3–4 казахов.
    • Поезд четырежды пересекает границу и четыре раза по часу - полтора уходит на паспортный контроль и таможню. Два раза из этих четырех – ночью или на рассвете. Казахи просекли, что идущие в горы туристы могут везти запрещенное к провозу по железной дороге горючее, и вымогают взятку, угрожая высадкой из поезда и полным досмотром рюкзаков. Мы были вынуждены заплатить по 500 рублей с человека (торговаться страж границы начинал с 1000). На обратном пути, на въезде в Россию поезд стоял на границе 7 часов, вагон был буквально разгромлен пограничниками, причина – найденное через 4 вагона от нас нечто, напоминавшее взрыватель.
    • С 1 января 2005 года для пересечения границ государств СНГ потребуется загранпаспорт, т.к. в нём будут ставить специальные отметки.

Регистрация, трек, провоз топлива в поезде.

Мы получили регистрацию в Республике Кыргызстан сразу по прибытию поезда на вокзал Бишкека. Её принёс к поезду сотрудник фирмы "Эдельвейс" по спискам, высланным на адрес фирмы заранее (см. Заезд). Регистрация необходима, Вы находитесь на территории другого государства. Оформляясь через фирму и заказывая транспорт до начала маршрута, Вы сэкономите лишние сутки и уйму сил и нервов. При этом оплата весьма умеренная (см. Смету похода). Плата за посещение гор (институт альптурзон) отменена постановлением Правительства Республики с 2002 года. Как обойти кордон Национального Парка - см. Отъезд.

Немало неприятностей доставил провоз топлива в поезде. На Казахско-Киргизской границе, под угрозой досмотра рюкзаков пришлось сознаться в провозе газовых баллонов. Очевидно, что туристов здесь ловят уже не впервые, глаз у казахов намётан. В приватном разговоре руководителя группы с начальником Казахской таможни пришлось выложить по 500 рублей с человека. Естественно, без квитанций. Торг начался с отметки в 1000р. и продолжался минут 15. При этом руководителю прочитали лекцию о взрывчатых и легковоспламеняющихся веществах. Мы признали свою вину и пообещали быть в дальнейшем хорошими мальчиками и девочками. Взамен нас не высадили с поезда для дальнейшего выяснения, не стали потрошить остальные рюкзаки и неофициально разрешили провезти газ. При этом мы скромно умолчали о бензине.

Бензин можно провезти (несколько двухлитровых бутылок), если его выставить на ВИДНОЕ место, например, под стол, на стол в купе плацкарта. Летом в жару все много пьют, и 5-6 двухлитровых бутылей с "минералкой" в одном купе не вызовут подозрений, если не будут спрятаны. При этом должна быть сохранена этикетка минеральной воды и обязательно - "правильная" винтовая пробка, т.е. без полиэтиленовой прокладки внутри (она со временем растворяется бензином) и с внутренним бортиком. Все бутыли с бензином должны пройти тест на герметичность за пару недель до похода. Для этого бензин надо заливать очень осторожно, чтобы ни капли не попало на этикетку. Закупорив "правильной" пробкой бутыль, завяжите её в полиэтиленовый пакет и поставьте на недельку в тёплое место, т.к. температура в вагоне поезда при проезде по пустыням Казахстана в дневные часы летом может достигать 45°. Если через неделю, развязав пакет, Вы не почувствуете запаха - всё ОК! Помните, что в условиях тесного и душного поезда малейший запах бензина может вызвать подозрение алчущих казахских таможенников.

С газом сложнее. Замаскировать баллончик с газом под невинный предмет сложно. Но есть некоторые особенности досмотра. Первое. Досмотр ВСЕХ вещей ВСЕХ пассажиров физически невозможен за отведённое время (час стоянки). При этом сначала ещё проходят пограничники, проверяя документы. Поэтому таможенный досмотр носит выборочный характер. Проверяют далеко не всех пассажиров, в основном, спрашивают: "Чьи это вещи" и "Что здесь". Второе. Вагон, как правило, всегда забит товаром "челноков", которые рассовывают свои вещи по всем полкам. Из этого вывод: можно упаковать газ в коробку и поставить её на третью полку, заставить пакетами и разными мелкими вещами, ботинками. Ведите себя при досмотре естественно. Если же, всё-таки таможенник докопается до заветной коробки, можно сделать вид, что Вы её впервые видите. Мол, не знаю чья, не наша, и всё тут! Уже была, когда мы пришли. Недостаток: Вы лишитесь части топлива. Но при этом избежите крупных поборов и возможных осложнений. Конечно, лучше всего не нарушать законы, но для этого надо как-то достать в Киргизии газ (может быть, через те же фирмы) и очищенный бензин. Мы с благодарностью примем любые советы по этому поводу.

Отъезд, цены на фрукты.

См. раздел Заезд. Нет смысла везти продукты на обратную дорогу. В Караколе можно вкусно и дёшево питаться в многочисленных кафе. Не забывайте также про фрукты и овощи, на базаре всё относительно дёшево. Знаменитые среднеазиатские дыни лучше всего покупать на станции Арысь. Их туда привозят в огромных количествах из Ферганской долины. Цена смешная - от 10 до 20 рублей за одну штуку. Каждый из нас на обратной дороге увёз по 5-6 дынь, своя ноша не тянет. Но было тяжело при перемещении с Казанского на Ленинградский вокзал в Москве. Хорошо, что они расположены на одной площади, и можно организовать "челнок". Ну а Питере Вас встретят друзья!

Снаряжение, быт.

Палатки лучше всего брать по количеству связок, это удобно во всех отношениях. Также следует распределить горелки, топливо, снежные лопаты, котелки. Лучше, чтобы у каждой связки всё это было. Тогда, например, при выходе к месту обеда, передовая связка может, не дожидаясь подхода дежурного, начать топить снег, экономя время для всей группы. А при выходе к месту ночлега - готовить площадку, не дожидаясь, когда соседняя связка освободит лопату. Особенно это актуально в непогоду, когда важно быстро поставить палатку, пока люди не получили переохлаждения.

Верёвки мы берём из расчёта: одна связка - одна верёвка, плюс верёвка на группу.

Так как район снежный, лучше всего брать "снежные" кошки с удлинёнными зубьями и ни в коем случае не "платформы", которые моментально и плотно забиваются снегом! Длинный ледоруб на страховке способен выдержать бОльший рывок, чем короткий. Целесообразно иметь хотя бы один длинный 30 см толстый "фирновый" ледобур, а лучше - по одному на связку, так как часто встречается полуфирн-полулёд, в который ледоруб не забить, а обычный ледобур, даже сблокированный, плохо держит.

Ледовые молотки (два на группу) рекомендуем предпочесть "фифам".

Каска должна надеваться на тёплую шапку, а рабочие рукавицы - на тёплые.

В снежных районах, при отсутствии камней, вещи можно сушить в процессе движения, навесив их на рюкзак.

Следует использовать каждый шанс набрать воду, чтобы не заниматься её приготовлением из снега, требующим лишнее время и топливо. Например, можно набить снегом личную флягу (а она должна быть у каждого) и поместить её в карман рюкзака или в клапан с солнечной стороны. Солнце в Азии сильное, быстро нагревает ткань (особенно, если она тёмная), и во фляге скоро образуется вода.

Продукты и топливо.

В первые три-четыре дня целесообразно уменьшить раскладку до 450-500г, так как при акклиматизации есть не очень хочется, к тому же, организм живёт за счёт лишних жировых запасов при этом активно выходят токсины, накопленные в городе. На днёвке, если она устраивается на заброске (что логично), можно позволить себе некоторое разнообразие в питании и "излишества", скрашивающие походный рацион. В последней трети маршрута следует увеличить норму расхода продуктов, доводя её до 750г.

Мы пользовались мультитопливными горелками "Примус". Они могут работать как на бензине, так и на газе. При этом, во избежание засорения форсунок, нужно использовать очищенный бензин без примесей "калоша". Он имеется в свободной продаже в хозяйственных магазинах. Газ лучше всего использовать специальный, зимний, который горит при низких температурах, не замерзая. Но баллон всё равно приходится греть, повышая мощность пламени. Гибкий шланг позволяет это делать. При этом газ имеет преимущество: горелку можно эксплуатировать в тамбуре палатки. Недостаток таких горелок - малая выходная мощность. Особенно это проявляется, когда приходится топить снег. Мы ставили один котёл овальной формы под две горелки, и всё равно, процесс закипания воды проходил относительно долго, если сравнивать с чисто газовыми горелками с широким рассекателем пламени. На бОльшую группу, очевидно, нужно брать третью горелку, лучше - чисто газовую с широким рассекателем пламени. Крайне желательна стеклоткань. Удобна (экономит время и топливо) скороварка.

13. Приложение. Перечень перевалов Терскей Алатоо (приложение к схеме).

Джуматай

Колпаковского

Че-Гевара

Загадка (Загадка Зап.)

Кельдыке Зап. (загадка Центр.)

Кельдыке (Боковой)

Кельдыке Вост. (Загадка Вост.)

Карабаткак Зап.

Менделеевец (Менделеева)

Жукова

Аютор

Аютор Сев (Иссыккульские перья)

Козья тропа

Восток (Кумбель)

Металлург

3А*

ФКТ (Фрунзенский клуб туристов)

Облачный

Каунас

Гельфгата

2Б*

ТКТ (Томский клуб туристов)

2А*

МГС (Московской горной секции)

50 лет ЛКСМ Киргизии

МКТ (Московский клуб туристов)

Куйлю Сев.

Панорамный

Ала-Куль Сев. (Слитчи-тор)

Ала-Куль

40 лет ЛКСМ Киргизии (Кургактор)

Чон-Кок-Джар

Труд

Джигит

3А*

20 лет ПКТ (Петроградского кл. туристов)