Горы мира > Южная Америка >

Автор: Светлана Литвиненко, г. Ростов-на-Дону

Невероятные приключения ростовчан в Боливии и Перу или андинизм по-русски – 2

Сахама
Посетив в 2004 году Эквадор и совершив восхождения на Котопакси и Чимборасо , наш клуб «Вершины твоей жизни – альпинизм для всех» решил не останавливаться на достигнутом и отправиться в Южную Америку еще раз. Все хотели более углубленно позаниматься андинизмом (по-испански «andinismo» означает восхождения в Андах), ну и, конечно, продолжить знакомство с мистической историей и культурой Южной Америки.
После изучения всевозможных первоисточников и ссылок в Интернете мы выбрали в качестве главного объекта восхождения вершину Сахама 6540 м, высшую точку Боливии.

В составе экспедиции было 4 ростовчанина (Светлана Литвиненко, Сергей Айзикович, Владимир Вайнер, Николай Саклаков), 3 москвича (Лола Моисеева, Сергей Никитин, Владимир Адамович) и 1 представитель братской Белоруссии (Дмитрий Кисель). Возраст участников был в диапазоне от 23 до 68 лет. Продолжительность экспедиции составляла 32 дня (24 июля - 25 августа 2005 г.) с посещением Бразилии, Боливии, Перу и Германии.

Раскладка по дням.

24 июля – вылет из Ростова во Франкфурт. Рейс задержали, и мы боялись, успеем ли на пересадку. Аэропорт во Франкфурте огромный, по-моему, гораздо больше, чем в Амстердаме. Но, порядок везде немецкий, главное – двигаться по стрелочкам… Прибежали на регистрацию на Рио-де-Жанейро, а там уже нас встречают Лола, Дима и Коля (они прилетели из Москвы). В 22.30 вылетели Франкфурт – Рио-де-Жанейро.

25 июля – летим на совместном рейсе «Люфтганзы» и «Вариг». Очень хороший самолет – у каждого пассажира свой телевизор, можно смотреть кино, слушать музыку, играть в игры или включить flight info (в каком месте летим, сколько еще осталось, какая скорость, какая температура за бортом и т.д.). Можно позвонить, куда хочешь, если есть кредитная карточка.

Рио-де-Жанейро
Летели 13,5 часов, прилетели в Рио в 5 часов утра. Вообще идея насчет Рио-де-Жанейро родилась в наших умах по нескольким соображениям. Во-1х, хотелось смягчить смену часовых поясов, во-2х, искупаться в океане, а в-3х, …. Что ни говорите, Рио – это культовый город, мечта Остапа Бендера... Специально туда из нашей компании никто не поедет, а так получается, сделали остановку по пути… Остановка обошлась нам примерно в 300 долларов (перерыв в полете более 24 часов + гостиница + получение визы в посольстве + посещение памятных мест города), но никто не пожалел об этом.

Рио - удивительно живописный город. Множество холмов, заливов причудливой формы – глаза не успевают налюбоваться всеми этими красотами природы.

Мы начали со знаменитого пляжа Копакабана (5 минут от нашей гостиницы). Еще в Москве, оформляя визы, я спросила работников турфирмы, какая там будет температура воды, сможем ли мы купаться. Они сказали, что вообще-то, в Рио в это время зима, но они слышали, что РУССКИЕ КУПАЮТСЯ ДАЖЕ ПРИ 20 ГРАДУСАХ….. Действительно, вода была примерно 20 градусов, так что около 2 часов мы провели на пляже. Мужчины смело ныряли в океанские волны, в тот момент, когда они начинали заворачиваться и падать. Лично мне было страшно заходить так далеко, поэтому я встречала уже поток белой пены, несущейся со страшной силой... Смыв в океане усталость от полета, мы отправились по памятным местам Рио.

Знаменитая Сахарная голова (Sugar loaf) – это скала метров 200-300 в центре города (гладкие гранитные плиты под 70 градусов), по которой на глазах у публики лезут отдельные связки и целые группы. Наверх можно подняться также на канатной дороге «Teleferico», построенной еще в 1912 году, и полюбоваться видами Рио с обзорной площадки.

Комплекс Коркавадо - огромную фигуру Христа с раскинутыми руками, самую большую в Южной Америке, да, наверное, и во всем мире – мы посетили уже в конце дня. Стали нанимать такси – таксисты предлагают ехать за 180 реалов (1 доллар = 2,4 реала). Мы сказали, что это очень дорого, вот она, фигура Христа, ее прекрасно видно. Договорились, что будем платить по счетчику и поехали. Получилось 220 реалов…. По прямой линии недалеко, но пока объедешь все эти холмы и серпантины…

Для завершения программы погуляли еще в темноте по пляжу Ипанема (продолжение Копакабаны) и отправились в гостиницу. Все пришли к единодушному мнению, что день прошел прекрасно, а больше в Рио и нечего делать.

26 июля – встали рано, специально для нас сделали завтрак по полной программе (около 20-30 различных блюд на выбор). Заказали такси и за 55 реалов поехали в аэропорт. Взяли рюкзаки из камеры хранения и быстренько на посадку. Сделали посадку в Сан-Пауло (Бразилия), затем Санта-Круз (Боливия) и наконец-то прилетели в Ла-Пас (столица Боливии). В самолете встретились с Никитиным и Адамовичем, которые летели прямо из Москвы (они сказали, что крупные мегаполисы их не привлекают…).

Когда заходили на посадку над Ла-Пасом, было отлично видно шеститысячники Иллимани и Уайна Потоси. Анды состоят из нескольких высокогорных районов, разделенных плоскогорьями. Каждый район имеет свое название, например, горы к северу от Ла-Паса называются Cordilliera Real, что в переводе означает Королевские Кордильеры.

Посадка самолета на 4000 м (на такой высоте расположен аэропорт) над большим городом происходила достаточно тяжело – самолет резко маневрировал, «проваливался», с большим трудом тормозил на посадочной дорожке.

Дети Боливии
В Боливии 5 млн. жителей, из них 2,5 млн. живут в Ла-Пасе. Дома преимущественно небольшие, только в центре есть несколько небоскребов. Так что город раскинут на большой территории с перепадом высот около 500 м. Чем выше, тем беднее дома и люди. Самые богатые и фешенебельные кварталы расположены в низине, на высоте около 3500 м. Там есть и зелень – пальмы, клумбы и т.д., а наверху, где живет беднота (около 400 м), - только камни, холод, пронизывающий ветер.

Нас встретил Эрих (он помогал в организации восхождений в Эквадоре), поехали к месту нашей постоянной дислокации на улицу Сагарнага (Sagarnaga). Это такая специальная улица в старом районе городе, где расположены исключительно хостелы для альпинистов, турагентства, магазины снаряжения, прокатные пункты, call-centres и т.д., т.е. все, что нужно альпинистам в чужом городе.

Если пройти по улице вверх, то попадаешь на фруктово-овощной рынок, справа расположен ведьмин рынок (там торгуют различными амулетами и волшебными зельями), вдоль улицы тянутся лавочки с сувенирами. Если пройти по Сагарнаге вниз, то попадаешь на площадь с большим собором и главную улицу Ла-Паса.

Разместились мы в Hostal «Maya», наменяли денег (1 доллар = 8 боливиано), покушали и довольно рано легли спать, т.к. смена часовых поясов все-таки ощущалась.

27 июля – утром все чувствовали головную боль и попросили за завтраком кока-матэ (чай из листьев коки). Всем понравился вкус этого напитка, да и эффект вроде бы проявлялся, так что в дальнейшем кока-матэ стал нашим постоянным спутником. В любых кафе его готовят и предлагают, а также можно покупать листья или готовые чайные пакетики и заваривать самому. Если же пожевать листья, то чувствуется некоторое онемение языка, которое быстро проходит. Везде в Боливии продавались майки с надписью «Coca is not a drug» (кока - не наркотик), так что мы пользовались моментом и налегали на коку.

Впервые про коку и ее полезные свойства мы узнали из подробного рассказа Яна Рыбака . Вообще наша экспедиция шла, можно сказать, по следам их группы, поэтому мы в затруднительные моменты всегда спрашивали друг друга «А что писал об этом Ян Рыбак?»… Эрих познакомил нас с Кристофом Семерадтом из Германии, у которого была запланирована такая же программа, как и у нас, так что мы должны были передвигаться вместе. Кристоф всем понравился – спокойный, аккуратный, всегда всем довольный.

Цивилизация Тиуанако
Сначала поехали на раскопки Тиуанако – доинкской цивилизации, которая существовала с 1600 года до нашей эры по 1000 год нашей эры и затем исчезла. Ехали по Альтиплано – огромному безлюдному плоскогорью на высоте 4000 м.

Вообще, если когда-либо землю посещали космические пришельцы, то это было в Южной Америке – слишком много там загадочного и необъяснимого. А пустыни и плоскогорья очень удобны для посадки космического корабля…

Титикака
После Тиуанако мы поехали на озеро Титикака. По индейской космогонии Солнце родилось из вод Титикаки… Озеро состоит из двух частей – Большого и Малого озер, соединенных узеньким проливом.
Заночевали в гостинице в живописном городе Копакабана на берегу Титикаки.

Тростниковая лодка
28 июля – утром на катере плавали на Остров Солнца (Isla del Sol), там поднимались на панорамный пункт. Осмотрели руины древних инкских храмов. Некоторые наши участники искупались в озере (вода 12-14 градусов). Побродили по Копакабане, посмотрели удивительный обряд – местный шаман «колдовал» над моторами машин (к нему стояла целая очередь), чем-то их брызгал, после чего довольные водители отъезжали в сторону.

Вернулись в Ла-Пас и занялись подготовкой к первому выходу – купили газовые баллончики, кому надо было – взяли напрокат снаряжение. Также купили продукты на овощном рынке и в супермаркете (можно купить абсолютно все).

Начали привыкать к местной погоде – резко континентальный климат. Днем светит солнце и достаточно тепло (больше 20 градусов). Как только солнце садится, сразу резко холодает, вплоть до нуля градусов и даже немного ниже. Отопления нигде нет, надо просто тепло одеться и дожидаться следующего восхода солнца… Неудивительно, что индейцы были солнцепоклонниками!!! Август – самое холодное время в Боливии. И самый пик альпинистского сезона, поскольку абсолютно устойчивая погода, дождей нет в принципе. Сухой сезон продолжается примерно с мая по сентябрь, потом начинается сезон дождей.

29 июля – с утра продолжили сборы. Выехали из Ла-Паса после обеда в северо-западном направлении, около 2 часов добирались до перевала Zongo Pass на высоте 4600м. Поставили палатки, здесь нам предстоит жить 3 дня. Прямо перед глазами вершина Уайна Потоси 6100 м (Huyana Potosi), вокруг многочисленные разноцветные озера (много минеральных источников).

Рядом с палатками протекает ручей, по берегам намерзает лед. В то же время, если светит солнце, то вполне тепло и приятно. Но лед все равно не тает… Вот такие парадоксы.

Восхождение на Кунантикуту
30 июля – сегодня у нас восхождение на вершину Cunanticuta 5200м. Идем вдоль ручья, он переходит в рукотворный арык, который огибает склон горы. Идем вдоль арыка все выше и выше. Переходим на простые скалы и через 2 часа выходим на вершину. Все довольны – самочувствие отличное, все идет по плану!

Cпуск с Кунантикуты
Назад решили пойти другим путем, подойти к перевалу Zongo Pass с другой стороны. По пути встретили многочисленные стада диких лам и альпак, много интересных растений.

Спустились довольно низко, потом снова поднялись на перевал – в общем, отлично провели день акклиматизации.

31 июля – на этот раз берем с собой кошки, обвязки, ледорубы, веревки. Сегодня восхождение на вершину Charquini 5300 м, маршрут комбинированный, по леднику. Надо проверить снаряжение, а также потренировать участников, которые не имеют ледового опыта.

Также начинаем подъем вдоль арыка, затем сворачиваем направо и выходим к леднику. Одеваемся, связываемся и вперед. Часа через 2 вышли на скальный гребень и по простым скалам на вершину. Типичный маршрут 1Б по нашим представлениям.

Возвращаемся в лагерь по пути подъема. Начинаем уже привыкать к постоянно ясному синему небу. 1 августа – сегодня мы должны перейти в штурмовой лагерь Campamento Argentino 5500 м. На подмогу к нам пришли портеры – здоровые местные мужчины-индейцы из расчета 1 человек на палатку. Собрали для них 3 огромных рюкзака по 25-27 кг, в каждом – палатка, веревка, горелка, продукты, частично наши личные вещи. Они легко взяли эти мешки, подвязали еще собственные кошки и побежали так, что мы с легкими рюкзаками не могли за ними угнаться.

Поднялись к Campo Rocka 5100м, по пути догнали большую группу японцев (человек 30), которые также шли в верхний лагерь. В Campo Rocka одели кошки, связались и далее пошли по леднику.

В штурмовой лагерь пришли около 16 часов, вытоптали площадки, подрубили их, устроились получше. Пришла вся толпа японцев, поставили с помощью гидов и портеров около 20 палаток, получился целый город.

Уайна Потоси, 6100 m
Наша цель на завтра – вершина Уайна Потоси 6100 м (Huyana Potosi). Решаем выходить связками по палаткам – 1) Дима, Лола и гид Освальдо Кортес, 2) Сергей Н., Владимир А. и Коля, 3) Светлана, Сергей А. и Владимир В.. Решили, что 1-я связка выйдет пораньше – в 1 час ночи, а 2-я и 3-я (как более опытные) – попозже. Эрих, Кристоф и его гид Хинару тоже решили выходить в 1 час ночи.

2 августа – в 4 утра наша палатка только проснулась…. Выяснилось, что все ушли около 2 часов ночи, а 2-я связка уже стоит готовая. Они стартовала в 4 часа, как и было запланировано. Мы вышли в 4.50, вроде бы немного припозднились, но все получилось, как нельзя лучше. Во 1-х, мы выспались и отлично себя чувствовали, во 2-х, когда подошли к бергшрунду, уже начало светать, и было немного видно рельеф, а в 3-х, представьте себе очередь на бергшрунде из 30 японцев и их гидов в 3 часа ночи… А когда мы подошли, уже никого не было…

Сходу преодолев бергшрунд, мы начали подниматься по ребру и увидели красивейший боливийский восход солнца. Далее тропа вывела нас на огромные снежные поля с причудливыми трещинами. В 8 утра подошли под предвершинный взлет. Встретили Эриха и Кристофа, которые спускались уже вниз, очень довольные восхождением.

Предвершинный взлет представлял собой очень интересный вид рельефа – снежно-ледовый склон с ледовыми иглами 1-2 м длинной. Иглы образуются, видимо, за счет большой сухости воздуха и выветривания. Приходится лезть между иглами, иногда залазить на иглу. Мы выработали такую технику движения – ноги на передних зубьях кошек (иногда в распоре), в правой руке ледоруб или молоток (клювик иногда забиваешь, а иногда работаешь, как в драйтулинге), а левой рукой используешь «ледовые зацепы» на иглах. В общем, интересная такая комбинация скальной и ледовой техник…

Но нужно быть осторожным, так как ледовые зацепки иногда обламываются. В основном двигались одновременно, иногда делали попеременную страховку.

В 10 утра вылезли на вершину. Гребень настолько острый, что стоять невозможно, практически только висеть. Закрепили веревку на ледобурах - и вниз, последний спускался лазанием. Оценили маршрут примерно на 3Б. К вечеру спустились в Zongo Pass, заночевали на травке.

3 августа – за нами приехала наша машина, и мы возвращаемся в Ла-Пас. Обратили внимание на городские окраины. Мрачное впечатление – канализация течет прямо по улице (из каждого двора выходит канавка, которая впадает в общеуличную канавку). Так как воздух очень сухой, все это высыхает, но запах никуда не девается…

В Ла-Пасе ходили кушать стейки из ламы, баранины, свинины, форель, много салатов. Разобрались с местным пивом – кому Cherveza negro (темное пиво), кому Cherveza blanko (светлое пиво).

Ла-Пас и г.Иллимани
4 августа – сегодня выезд на наш следующий объект Иллимани 6400 м. Иллимани – это «визитная карточка» Ла-Паса, ее хорошо видно с любого места в городе.

Выезжаем из Ла-Паса в северо-восточном направлении. Сначала попадаем в Лунную долину (Valle de la Luna) – причудливо выветрившиеся песчаники. Далее продолжаем ехать по очень узкой горной дороге, наверное, еще инкских времен… Фактически, это маленький уступчик на скале. С одной стороны – вверх уходит скальный массив, с другой стороны – ничем не огороженная пропасть в полкилометра… Водитель смеется, весело болтает с гидами, кушает бутерброды, запивает их водой и т.д., при этом крутит руль одной рукой. Иногда просто хотелось закрыть глаза, чтобы не видеть этого ужаса...

Скалы разноцветные – идет полоса красных скал, затем синих, зеленых, каких-нибудь оранжевых, совершенно необыкновенные цвета. Когда-нибудь, наверное, геологи доберутся в те места и определят, какие ископаемые можно добывать. А пока что страна пребывает в нищете.

Через 4 часа наш автобус добрался до села Пинайя 3800м. Там мы погрузили вещи на мулов (по 2 рюкзака на каждого мула) и пошли в базовый лагерь Puento Roto 4600м.

Там наши гиды устроили интересную церемонию, в которой главную роль играла Пача Мама или мать сыра-земля, говоря по-русски. Причем индейцы представляют Родину Мать в образе такой женщины-горы. Соответственно и одежда местных женщин (накидки, пышные юбки) соответствует этому образу – не должно быть никакой талии, наоборот, силуэт от плечей должен зрительно расширяться книзу.

Вернемся к церемонии. На священном холме возле базового лагеря наши гиды устроили костер, в который положили различные предметы, а также еду для Пачи Мамы и все это подожгли. Каждый участник будущего восхождения должен был полить этот костер спиртом из бутыли (да-да, индейцы не догадываются, что у спирта может быть другое назначение!) и попросить у Пачи Мамы разрешение на восхождение.

Все мы, конечно, сделали это. Так же поступил и наш немецкий друг Кристоф. Эх, Пача Мама, сурово ты отнеслась к Кристофу, что же он сделал не так… Но, все по порядку.

Подъем в штурмовой лагерь
5 августа – переход из базового лагеря в штурмовой лагерь Nido de Сondores 5600м («Гнездо кондора»). Подъем достаточно тяжелый, перед ночевками приходится лезть по широкому простому скальному гребню, где есть куда падать.

Для восхождения на Иллимани Эрих нам выделил 2 гидов (Освальдо и Макарио), сказал, что гора очень серьезная и так будет лучше.

Освальдо сказал, что выходим в 2 часа ночи.

6 августа – проснулись в час ночи, начали собираться. В 1.30 я вышла из палатки и продолжила сборы снаружи. Видела, как пошла вверх связка Кристофа и Хинару.

В 2 часа все наши участники вывалили из палаток, и начался шум-гам. Все начали одевать кошки, связываться друг с другом и т.д... Видимо, как раз в этот момент (то есть около 2.15) и сорвалась связка Хинару и Кристофа, но мы ничего не слышали и не видели, т.к. были сосредоточены друг на друге (предполагаемое место срыва обозначено крестиком на фото).

В 2.20 мы тоже начали движение, и наступила тишина. Все сосредоточенно двигались по средней крутизны фирновому склону вправо-вверх. Если бы Кристоф сорвался в этот момент, мы бы обязательно увидели и услышали их, т.к. они падали бы навстречу нам.

Через 40-50 минут мы прошли неприятный скальный пояс и вышли на ровную снежную полку. В этот момент наш гид Освальдо начал беспокоиться. Он обратил внимание, что внизу под нами и сбоку от пути подъема виден свет от налобного фонаря, который не движется. Освальдо начал говорить, что нам надо спускаться, мы не соглашались.

Тем временем первая связка (Макарио и Коля) ушла уже довольно далеко вперед. Освальдо просил по телефону Макарио посмотреть, нет ли где-то выше по склону следов связки Кристофа. В конечном счете, мы решили сделать так – догнать Макарио, добавить ему в связку Сергея Н. и отпустить Освальдо вниз, чтобы он посмотрел, что там случилось.

Иллимани лагерь на 5600.
Крестиком обозначено предполагаемое
место срыва Кристофа
Мы уже понимали, что произошел, видимо срыв, но думали, наверное, какая-то травма, может даже перелом. Когда же позвонил Освальдо и сказал, что он подошел к связке и увидел обоих мертвыми – мы были в шоке. Некоторое время все молчали, пытаясь осознать это страшное известие.

Потом посовещались, что же делать нам. Было около 4 часов утра, все еще полная темнота. На гору уже идти никто не хотел, но и спускаться вниз по темноте в состоянии эмоционального потрясения тоже опасно. Сидеть невозможно - около 20 градусов мороза. Решили сделать так – потихоньку идти вверх, только, чтобы не замерзать, а как только начнет светать, сразу начинать спуск.

Мы были уже близко к вершине, видимо, где-то в районе 6300м, когда повернули вниз. Шли предельно осторожно, в полном молчании, торопиться было некуда.

Когда спустились на снежную полку, нас встретил Освальдо. Он проделал огромную работу – спустился вниз, увидел, что помощь уже не нужна, поднялся в штурмовой лагерь, взял спальные мешки, еще раз спустился вниз, упаковал тела в мешки, опять поднялся вверх, чтобы встретить нас и помочь нам благополучно спуститься в лагерь. Мы все пошли по перилам, как лялечки, никто не протестовал...

Сверху было видно, что тела лежат в таком ледовом «корыте» примерно 3х3 м и 1 м глубиной. Если бы они не влетели в это «корыто», наверное, все обошлось бы, т.к. склон выполаживался дальше. А так они получили «травмы, несовместимые с жизнью».

В штурмовом лагере мы быстро собрались и пошли вниз. Освальдо сказал, что он позвонил в Ла-Пас, и скоро прибудут спасатели. Когда начали спускаться по скальному гребню, увидели наших портеров. Они шли очень быстро вверх и были очень мрачные. Старший спросил меня «Amigos finita?», я ответила «Si, dos» («да, оба»). Анализируя произошедший случай, можно выделить несколько обстоятельств, каждое из которых само по себе ничего не значило, но вместе они сплелись в тяжелую цепь.

1. Кристоф не ходил по леднику на Charquini.
2. Слишком ранний старт, непонятно почему (погода испортиться не может, снег не раскиснет и т.д.), организм еще не проснулся как следует.
3. Хинару был слишком маленький и легкий по сравнению с Кристофом.
4. Возможно, Хинару шел слишком быстро, Кристоф заспешил и поскользнулся.
5. Хинару должен был уметь использовать свой ледоруб, чтобы замедлить падение и сделать его более управляемым.
6. Кристоф должен был уметь то же самое, ведь он проходил ледовый курс в Альпах.
7. Веревка между ними была слишком короткой. Видимо, Кристоф неожиданно дернул Хинару, и тот не успел отреагировать.
8. Психологический момент. У Кристофа был оплачен полный сервис по системе «все включено». Это могло давать ему ошибочное ощущение, что все оплачено, и можно ни о чем не беспокоиться, пусть беспокоятся, кому положено. Возможно, у Кристофа не было состояния «стартовой готовности».
Такими размышлениями закончился этот длинный августовский день, не самый лучший день в нашей жизни.

7 августа – утром мы спустились назад в село Пинайя и поехали в Ла-Пас. По дороге нас обогнала машина «спасателей из Ла-Паса», а на самом деле, просто друзья Хинару, такие же простые боливийские гиды, как и он. Они поднялись вверх и без всяких тросов и приспособлений подняли тела с ледника, а дальше, видимо, на руках спустили их на дорогу.

Действительно, откуда в бедной стране спасательная служба?

8 августа – по плану должен был быть день отдыха. Утром Лола поехала в Перу посмотреть на Мачу-Пикчу, а Володя В. и Дима взяли напрокат машину и тоже поехали в Перу. Они сказали, что для них гор уже хватит.

Оставшиеся 5 человек потихоньку собирались на Сахаму.

9 августа – выехали утром на юг из Ла-Паса, преодолели 300 км и прибыли в село Сахама (Sajama) 4250м. Там наняли мулов и отправились в базовый лагерь Rio Aychuta 4800м.

Паринакота, 6300 м
10 августа – переход из базового лагеря в штурмовой на высоте 5800м. Разместились на узком скальном плечике, всего около 10 мест под палатки.

Когда поднимались, встретили швейцарцев, которые рассказали, что они ночью вышли на восхождение, но было «смертельно холодно», и им пришлось вернуться.

При подъеме в штурмовой лагерь любуемся двумя вулканами – Паринакота и Померапе, оба около 6300 м. Эти вулканы стоят на границе Боливии и Чили.

11 августа – проснулись в 2.00, услышав звуки из 2-й палатки. Решили еще немного подремать и окончательно встали в 2.40, вышли в 3.40. На термометре было минус 25 градусов.

1 час поднимались по осыпному гребню, затем вышли на снежную перемычку. В Южной Америке все наоборот – снег лежит на южных склонах, а северные склоны скальные и сухие.

Одели кошки, связались таким образом – 1) Освальдо+Коля, 2)Сергей Н.+Владимир А., 3) Светлана+Сергей А. В таком порядке двинулись по правому (южному) склону гребня – средней крутизны снежно-ледовый склон со скальными выходами. Вначале шли одновременно (около 100 м), потом крутизна увеличилась, появились ледовые стеночки, начали крепить веревку и двигаться по перилам (еще около 100 м).

На вершине Сахамы
Вышли на узкий скальный гребень, далее по гребню, сначала 20 м слева от гребня, затем 50 м справа от гребня (одновременно). Гребень в целом простой, но есть несколько сложных мест (подъем по гладким плитам 2-3 м). С гребня выход на плечо. Начало купола представляет собой адскую смесь из ледовых игл и осыпного склона. Очень много сил потратили, продираясь через иглы. Использовали ту же технику, что отработали на Уайна Потоси.

Далее склон становится нормальным снежно-ледовым склоном средней крутизны 45 градусов (всего около 400 м по перепаду высот). Получается, что ледовые иглы возникают на определенной высоте – где-то между 5900 и 6100. Ниже и выше этой высоты их нет.

По пути пришлось преодолеть пояс трещин.

После восхождения на Сахаму участников
мучила жажда
В 11.30 вышли на вершину Сахамы, которая представляет собой огромный купол, сразу даже не поймешь, где же высшая точка. И как всегда, ослепительно синее небо…

Усталые, но довольные, вернулись в штурмовой лагерь, собрались и пошли в базовый лагерь. Вспоминали швейцарцев, которые говорили про «смертельный холод», но так и не поняли, то ли мы такие морозоустойчивые, то ли они были плохо одеты…

Сахама, горячие источники
12 августа – спустились из базового лагеря к горячим источникам – полный релакс сидеть (и даже плавать) в горячей воде с видом на Сахаму и стада диких лам…

Сахама и ламы
Вернулись в Ла-Пас, полностью довольные жизнью, а тут возвращаются Лола, Дима и Володя В. из Перу. Стали делиться впечатлениями, кто что видел, и как все было.

13 августа – сегодня Лола, Дима и Коля уехали домой на Родину. Их ждет работа и неотложные дела. Нас осталось 5 человек. Альпинистская часть мероприятия закончена, впереди – культурно-исторические памятники Перу. Оставляем в нашей гостинице все тяжелые вещи на хранение и с маленькими рюкзаками готовимся к поездке.

Часть 2. Загадки инков

Граница Боливия-Перу
14 августа – утром рано отправляемся на автобусе Ла-Пас – Куско. Пересекаем границу Боливия-Перу очень просто и без всяких бюрократических процедур. Размещаемся в симпатичной гостинице в старом испанском стиле.

15 августа – с утра погуляли по Куско, потом отправились на экскурсию. В цивилизации инков было много загадочного. Например, все окна они делали не прямоугольные, а в виде трапеции, причем боковые стороны трапеции составляют с вертикалью угол 14 градусов (а Куско находится на 14 градусе южной широты…). Случайное ли это совпадение?

Не зная колеса
Инки не знали колеса, при этом перемещали многопудовые камни на большие расстояния. Они не жалели труда, чтобы обтесывать эти камни, придавать им нужную форму так, чтобы большие постройки держались очень прочно без всякого цемента или иного раствора. Инки не знали арочной конструкции, для перекрытий использовали каменные блоки.

Еще мы провели сопоставление английской и испанской колониальной политики. Все страны, которые были британскими владениями (США, Австралия, ЮАР, да и Индия, можно сказать, приближается), сейчас процветают и относятся к развитым странам. Испанские же колонии (вся Южная Америка) влачат жалкое существование, несмотря на свою древнюю культуру, богатые природные ресурсы и трудолюбивые народы. Испания ограбила эти страны, вывезла золото и серебро, на развалинах индейских храмов построила свои храмы, но ничего не сделала для развития. Да при этом и сама потеряла прежнее влияние… Вот такие парадоксы истории.

Руины инков в Оллантайтамбо
16 августа – поехали по «священной долине инков» (Sacred Valley), долине реки Урубамба, по пути осматривая интересные памятники инкской культуры.

Карнавал в честь Успения
Богородицы - крестный ход
В одном из сел видели такой своеобразный «крестный ход» - из храма вынесли фигуру Святой Девы Асунты и несли ее по улице, а большое число женщин и мужчин, одетых в национальные костюмы, шли впереди. Как мы заметили, Святые Девы в Боливии и Перу - это причудливая смесь католических представлений о Деве Марии и индейской веры в Пачу Маму.

Прибыли в поселок-форт индейцев Оллантайтамбо, созданный на границе инкской империи для защиты от нашествия амазонских племен, разместились в гостинице (вполне европейского комфорта и сервиса).

Индейская женщина
17 августа – облазили все строения Оллантайтамбо, походили по старой части поселка Инкские каменные постройки. Улицы – прямые, как стрела, углы все строго перпендикулярные… На улицах есть каналы, по которым течет чистая горная вода. Тут же жители моют посуду, стирают белье, берут воду для питья. Мы думали, как это у них получается без кишечных инфекций и пришли к выводу, что видимо поток очень сильный и всякая зараза тут же разбавляется до ничтожной концентрации. Но пить из ручья все равно не решились…

Затерянный город инков
Мачу Пикчу
18 августа – утром встали рано и сели на поезд в Мачу-Пикчу, легендарный затерянный город инков. Испанцы не знали про этот город, его случайно увидели с другой горы американцы в 19-м веке, обследуя верховья Амазонки. Город был сильно заросшим деревьями, его расчистили, сделали к нему дорогу, и сейчас он является культовым местом Перу, которое посещают в год около 100000 человек.

Добраться туда можно на поезде, а на самый верх горы проложена очень извилистая автодорога, по которой ходят шатл-автобусы. Также турфирмы предлагают Инка-трейл – пеший поход на несколько дней по тропе вдоль Урубамбы.

Город построен на самой вершине горы Пикчу с довольно крутыми обрывами. В городе найдено около 170 скелетов, из них 150 – женских… В городе есть камни, на которых явно совершались человеческие жертвоприношения…

Что это был за город, кто в нем жил, куда делись все жители, почему остались только женские скелеты – все это загадки, которые будут воодушевлять не одно поколение ученых историков и простых искателей приключений. Ошеломленные, потрясенные и задумчивые, мы двинулись в обратный путь. Там нам надо было сделать довольно сложный маневр – чтобы успеть на автобус в Арекипу, надо было выйти на промежуточной станции из поезда и на такси поехать на автовокзал (на поезде мы бы не успели). Маневр удался на славу, и следующую ночь мы провели в комфортабельном автобусе, двигаясь в прекрасный город Арекипа.

19 августа – приехали в Арекипу, там нас встретили, напоили кофеем. Мы немного погуляли по главной площади и отправились в Колка-каньон, самый глубокий каньон в мире.

Приехали, разместились в гостинице. Вечером посетили местные горячие источники, накупались вдоволь. 20 августа – отправились вниз по каньону смотреть кондоров. Сам каньон на нас не произвел такого впечатления, а вот летящие кондоры – это да, это изумительное зрелище. Там у них, видимо какая-то колония, наверное, их еще и подкармливают. В общем, с 9 до 10 утра кондоры устраивают для туристов авиа-шоу – летают парами и по одному, высоко, низко, показывают себя со всех сторон. Гиды при этом рассказывают, как отличить старого кондора от молодого, и всякие истории и легенды.

Полюбовавшись вдоволь, мы поехали обратно. Все пришли к выводу, что теперь началась дорога к дому, кондоры были нашим последним открытием в Южной Америке. Действительно, наша любознательность и способность удивляться резко снизились, мы были уже переполнены впечатлениями. На обратном пути, глядя на стада лам и альпак, мы говорили: «Ну, ламы. Ну, альпаки. Ну и что?». Всем уже хотелось в Россию…

21 августа – возвращаемся на автобусе из Арекипы в Лапас. Прямого автобуса нет, нам надо сделать пересадку в Пуно, затем преодолеть границу Перу-Боливия в обратную сторону. Тут выяснилась такая деталь – у нас виза на один въезд... Пришлось заплатить еще по 30 долларов за новую боливийскую визу. Жаль, конечно, что мы в Москве об этом не подумали и не попросили визу на 2 въезда.

Вернулись на улицу Сагарнага в свой хостал «Майя» – ну прямо как в дом родной.

22 августа – посвятили жестокому беспощадному шопингу. Сначала у уличных менял обменяли монеты различных стран (реалы и соли) на боливиано, потом начали тратить боливиано до последнего сентаво.

Каждый в вопросе шопинга действовал по своему плану. Изредка мы сталкивались, в основном, когда относили в хостел очередную порцию купленных сувениров. Тогда рассказывали друг другу, где что можно купить и почем. Вечером пришлось все это добро упаковывать. Вес рюкзаков явно приближался к 40 кг на каждого, поэтому все разрабатывали собственные стратегии преодоления весового барьера. Наиболее популярной идеей была известная альпинистская манера садиться в самолет в пластиковых ботинках, положив карабины в карман…

23 августа – настал день Х, когда нам пришлось проявить всю свою смекалку, чтобы провезти багажа в два раза больше, чем допускается. Наконец-то после посадок и пересадок мы летим Сан-Паулу – Франкфурт. Теперь ночь проходит, наоборот, очень быстро – ведь мы летим навстречу солнцу.

24 августа – на выходе из самолета нас встретили немецкие пограничники с немецкой овчаркой, которая тщательно обнюхивала каждую сумку. Сердце у нас замерло – некоторые участники все-таки положили в рюкзаки листья коки, тщательно запаковав их, обмотав грязными носками. Видимо, носки оказались очень эффективным средством, собака всех пропустила.

Во Франкфурте мы попрощались с москвичами, которые сразу же пересели на московский рейс. Мы же воспользовались транзитной немецкой визой и навестили наших друзей, бывших ростовчан, которые теперь живут во Франкфурте.

Также мы должны были выполнить печальный долг – передать родственникам Кристофа его документы и личные вещи. С глубокой печалью они выслушали наш рассказ, как все было. По крайней мере, они хоть представили себе обстоятельства его гибели, перестали терзаться вопросами «как и почему».

Вечером погуляли еще по пригородам Франкфурта. Очень чистенькие, образцово-показательные пригороды. 25 августа – короткий финишный рывок, и мы дома. До новых восхождений, до будущей горы!

Актуально!

Стрелков - >Литвиненко С.Н. Маманя, вопрос: почём в Боливии изумруды? :-)