Горы мира > Африка >

Автор: Сергей Доля, Москва

Восхождение на Килиманджаро

Часть 1

День 1

Начинаю рассказывать о своем восхождении на Килиманджаро. Несмотря на каменты злопыхателей, оно прошло успешно и стало ещё одним ярким опытом в копилке моих впечатлений. Однако, памятуя о том как у меня на почти такой же высоте едва не вывалился глаз в Ладакхе, я в этот раз прилетел за четыре дня, чтобы акклиматизироваться должным образом. И если уж говорить в общем и целом, подготовка к Килиманджаро заняла у меня два года, из которых один ушел на кардинальное физическое преображение.

Итак пара вводных слов. Килиманджаро - самая высокая точка африканского континента, находится на северо-востоке Танзании. Входит в "Семь вершин" (высочайшие вершины семи частей света) и впервые была покорена немецким путешественником Гансом Мейером более века назад. Получилось это не сразу: первый раз Мейер дошел до снежной вершины, но был вынужден вернуться из-за отсутствия альпинистского снаряжения. Второй раз вообще никуда не дошел, поскольку попался в плен к арабам и вернулся домой только после уплаты огромного выкупа. И лишь третье восхождение увенчалось успехом.

Сегодня покорить Килиманджаро куда проще, надёжней и безопасней чем век назад. Существует множество компаний, которые организовывают восхождение, и среди них есть даже наши русские ребята. Я пользовался услугами altezza.travel и выбрал 7-ми дневный маршрут Лемошо. Это наиболее интересный маршрут восхождения, сочетающий в себе красивые панорамы и правильную программу высотной акклиматизации, позволяя даже начинающим альпинистам взойти на самую высокую точку Африки...

Утром мы выехали из гостиницы на микроавтобусе, загрузив все вещи на крышу

Дорога до Londorosi Gate, откуда начинается восхождение, заняла четыре часа и нас сразу завезли на высоту 2 250 метров. Мы поднимались по маршруту Лемошо. Этот путь считается самым живописным и имеет максимальный процент восхождений.

Тут весьма оживленно. У каждой группы, которая поднимается на вершину есть целая команда сопровождения. У нас на 5 туристов было 24 человека обслуживающего персонала: 3 гида, 2 повара, 2 официанта и 17 портеров. Самая многочисленная категория - портеры, ребята, которые несут снаряжение.

По закону портер может взять 8 кг своего рюкзака и не более 20 кг общественного веса. Следят за этим строго. Прежде всё упаковывается в непромокаемые зеленые мешки, а затем взвешивается.

Если у кого-то в мешке меньше 20 кг, то им докидывают пару киллограмчиков продуктов до ровного веса.
Есть специальный менеджер, которые распределяет груз между портерами.

Взвешивание. Рейнджеры очень внимательно следят за тем чтобы портер не взял больше допустимого веса. Более того, в следующих лагерях взвешивание будет повторяться.

У всех портеров есть свои государственные удостоверения и лицензия. Портер зарабатывает порядка 7 долларов в день, это единый тариф + туристы оставляют чаевые после восхождения, которые полностью идут портерам. Обычно получается еще по 10 долларов в сутки. Ребята очень сильные и выносливые, всю жизнь росли в высокогорных районах.

Поначалу мне было неловко, что кто-то тащит мой фоторюкзак, но парень улыбнулся и махнул рукой: "Не парься, для меня это просто как прогулка!"

Можно по-разному относиться к этому бизнесу. Кто-то скажет, что вот, мол, европейские мажоры наняли себе прислугу. Но с другой стороны, именно благодаря туристам в этой глуши появились рабочие места. Чтобы стать портером люди месяцами стоят в очереди и проходят специальный отбор.

Перед выходом, отмечаемся в журнале - это ежедневная процедура. Портеры идут очень быстро: мы выходим из лагеря с ещё расставленными палатками, и приходим в следующий лагерь с уже расставленными палатками.

Первый и единственный обед в виде ланчбоксов из гостиницы. Все следующие дни у нас будет горячий обед от наших поваров.

Наша команда: Сергей Анашкевич, Светлана, сотрудница компании, я, Денис Румак и Петр Валов, с которым мы были в ЮАР и Новой Зеландии. Его компания Exness поддерживает команду Ред Була на Формуле 1.

Регистрация и все организационные моменты заняли около 2 часов, после чего мы поехали выше. Нас забросили на высоту 3 420 откуда дальше мы уже шли пешком до вершины. Здесь уже появилось слабое головокружение, но самочувствие осталось бодрым. Растительность поменялась: деревья закончились и остался лишь низкий кустарник.

Вот так выглядит наша команда в целом. Все выгрузились из автобусов.

Портеры идут весьма неорганизованно: кто-то быстрее, кто-то медленнее.

Свои вещи тащят в рюкзаке на спине, а общественные кладут сверху. Если что не поместилось, как, например, бутылка масла, то её могут запросто нести в руках.

Некоторые таскают вещи на голове. Я не понимаю как им удается часами идти с поднятыми руками над головой - я когда вешаю занавески, устаю через пару минут.

Прогулка до лагеря занялся меньше часа. За это время набрали всего 100 метров высоты. Лагерь Шира 1 находится на высоте 3520 метров. Мобильной связи в нем нет.

Самочувствие хорошее. Немного трудно вылезать из оврагов - дыхание сбивается, но в остальном никаких признаков горной болезни пока нет.

Отмечаемся по прибытию в лагерь Shira 1. Рейнджер в шапке.

Я как известный Плюшкин набрал кучу всего нужного и не очень, и у меня вышло 15 кг (9 кг рюкзака + 5 кг фототехники + 2 литра воды).

Когда мы пришли, наши палатки были уже установлены. Вместе с нами шла еще одна команда из России, их палатки стояли рядом.

Кроме палаток у нас был отдельный общий тент-столовая.

На восхождении был жесткий ЗОЖ и отсутсвие алкоголя, что впрочем не мешало иногда дурачиться. В первый день прыгали в холодную воду.

Ужин объединили со второй группой, познакомились. На ужин был наваристый куриный суп, рыба с картошкой + тушеные овощи + зеленый салат из помидоров и огурцов, на десерт манго и бананы.

После ужина была медицинская проверка. Вообще, она проходила дважды в день в обязательном порядке. Проверяли пульс, температуру и содержание кислорода в крови. С гордостью отмечу, что мои показатели всегда были на высоте (в прямом и фигуральном смысле). У меня значение кислорода в крови было 94. Пульс 74.

К ночи облака разошлись и перед нами впервые показалась вершина Килиманджаро.

Засыпали с этим прекрасным видом...

День 2. Русский борщ от горной болезни

Первая ночь на высоте 3600 метров прошла более-менее спокойно, если не считать, что каждый час я бегал в туалет. И это не шутка: по позывам организма можно было проверять часы. Дело в том что таблетки от горной болезни имеют мочегонный эффект, а он не лучшим образом сочетается с правилом пить минимум четыре литра воды в сутки. В первый день я на всякий случай выпил не четыре литра, а все шесть, что, конечно, не могло пройти бесследно.

Тем не менее, весь лагерь спал как убитый. Мы легли в 8 вечера, через час я вскочил и обнаружил, что нахожусь в звенящей тишине: не было ни голосов, ни разговоров, даже портеры, которые на первый взгляд не устали вообще, спали сном младенца.

Каждое утро мы просыпались в районе семи утра, до половины восьмого раскачивались, затем нам приносили горячую воду в тазике к палатке для утренних процедур. После этого мы усаживались кушать. На завтрак обычно были фрукты - авокадо и манго. Про манго важно сказать следующее: они были самыми вкусными, которые я вообще пробовал в своей жизни. Тайские фрукты не стоят даже рядом. Разумеется, была яичница или сваренные вкрутую яйца. Иногда приносили сэндвич из бананов и арахисового масла. После завтрака всех участников восхождения подвергали ненавязчивому медосмотру. На второй день восхождения мой организм снова выдал "космические" показатели: опроцент содержания кислорода в крови - 91, пульс - 73.

После завтрака мы окончательно собирались и выходили к следующему лагерю. В этом посте я расскажу о мучительно медленном подъеме, засаде рейнджеров по дороге к лагерю и вкусе русского борща на высоте четыре километров...

Обратите внимание на облака. Высшая точка Килиманджаро почти шесть километров, соответсвенно облака находятся ещё выше.

Пейзаж не жаловал разнообразием, хотя иногда попадались огромные валуны, на которые можно было забраться.

Растительности на высоте 4 км уже почти нет.

За день мы набрали около 400 метров высоты. Самочувствие никак не изменилось, не было ни головной боли, ни тошноты. Единственный признак высоты - легкая отдышка при резком вставании и быстрой ходьбе.

Кстати, о быстрой ходьбе. Путь от лагеря Shira 1 до лагеря Shira 2 был меньше восьми километров, однако пройти его мы должны были за 4 часа. Это, признаюсь, невыносимо. Девиз Килиманджаро "Pole-pole", то есть "медлено-медленно". Гиды постоянно тормозили нас и заставляли снижать скорость: в итоге мы доплелись за два часа сорок минут со средней скоростью меньше трех километров в час.

Если соберетесь кого-нибудь посылать за смертью - лучших претендентов чем килиманджарские гиды не найти.

Портеры однако нас обгоняли и шли куда бодрее. В какой-то момент мы обнаружили шумную компанию: группу портеров остановили неизвестно откуда взявшиеся рейнджеры и что-то шумно выясняли. Позже гид объяснил нам причину переполоха. Оказывается, это была выборочная проверка грузов между лагерями, и у нескольких ребят нашли перегруз в 2-3 кг. Как я уже говорил, рейнджеры очень рьяно следят, чтобы на портеров не навешивали общественного веса больше чем 20 кг. Делается это по понятным причинам: чтобы компании не экономили на количестве нанятых портеров и не перегружали работников. За перегрузы можно получить штраф или вообще потерять лицензию.

Периодически на маршруте возникали указатели.
Вдруг на пути возникло странное растение. Через день мы увидим целю поляну из таких цветочков и это именно цветок, а не дерево. Кто знает, как оно называется?

Пришли в лагерь Shira 2. Как обычно, вначале надо подойти к домику с рейнджером и записаться в журнал, что ты дошёл.

Наши палатки уже стояли на месте.

Повара вовсю кашеварили. На обед обещали куриный суп, рис с курицей и зеленый салат.

До обеда оставалось около часа и мы присели отдохнуть.
Повара готовят не только на туристов, но и, конечно, для портеров.
В каждом лагере нас встречали черные вороны с белым воротником на шее. Жирные, раскормленные и наглые твари - они постоянно сидели в засаде и ждали чем бы поживиться.
После обеда и тихого часа мы отправились на акклиматизационный выход. Смысл этого мероприятия следующий: скажем, вы должны заночевать на высоте 3900. Вы располагаетесь, тусуетесь какое-то время на этой высоте, а вечером поднимаетесь на 300-400 метров выше. Организм начинает перестраиваться, и потом вы спускаетесь обратно и спокойно спите всю ночь.

На ужин внезапно подали... борщ!

Поскольку компания Altezza, которая организовывала наше восхождение, российская, то ребята научили поваров готовить настоящий русский борщ, очень вкусный. А в этих краях он казался ещё вкуснее, эдакий глоток родины на вершине африканского континента. Второе "первое" за день (простите за каламбур) было воспринято на ура.

К вечеру кислород в крови опустился до 85, а пульс поднялся до 77. Для этой высоты это хорошие показатели. Подозреваю, из моих записей сложится впечатление, что это была совершенно простая и легкая прогулка, но это не так. На следующий день один из участников восхождения отправился вниз.

День 3. Горная пустыня и гигантские цветы

На третий день восхождения мы "потеряли" одного участника. Денис испытывал трудности ещё накануне, а с утра совсем расклеился и был вынужден сойти с маршрута. Вместе с ним ушел и один из наших гидов, таким образом, в команде осталось четыре человека.

Ночь прошла спокойно. Наученный опытом предыдущей ночевки, я не стал пить много воды и чая на ночь. К тому же, я не чувствовал в этом острой необходимости: до сих пор у меня не было никаких признаков горняшки.

На третий день нас ждало большое восхождение к высоте 4 600 метров и спуск обратно. Как я уже говорил, такие мероприятия необходимы для профилактики: организм привыкает к высоте постепенно и адаптируется к перепадам в щадящем режиме.

На завтрак съел омлет с курицей и салат из авокадо - недостатка в витаминах мы не испытывали. Портеры тащили кучу зеленых овощей. Медицинские замеры показали отличные результаты: 92 процента кислорода в крови и пульс 73 удара в минуту. Тем не менее на высоте 4 600 метров у меня появились первые зачатки горной болезни - отдышка и небольшая пульсирующая головная боль, - однако я не стал пить таблетки. Решил рискнуть и дать организму возможность справиться самому.

Кстати, нас называют буржуями за то, что мы не сами несем свои вещи, а "заставляем" это делать портеров за нас и что у нас на каждого по "5 рабов". Хочу прояснить несколько моментов:

1. Подъем на Килиманджаро - это большой государственный бизнес.
2. Разрещение на восхождение стоит около 800 долларов с человека, которые идут в государственную казну. Без разрешения вам никто подняться не даст.
3. Без портеров вам никто подняться не даст. Ваше восхождение должно быть организовано местной туристической компанией, которая платит налоги государству.
4. Подниматься можно только с портерами. Вы обязаны их нанять, таким образом государство создает рабочие места.
5. У Абрамовича, когда он пытался подняться на Килиманджаро, было 120 портеров на него одного, так что у нас все было еще очень скромно. Никто нам душ, биотуалет или настоящую кровать не тащил наверх.

За тропинкой следят рейнджеры и выкладывают декоративные бордюры. Видимо как раз на те 800 долларов, которые платит за восхождение каждый турист. Впрочем, не возбраняется сойти на пару десятков метров в сторону, главное, держаться общего направления.

Вся дорога шла на подъем. По людям видно, что они двигаются змейкой (так легче идти в гору).

Портеры идут бесконечным потоком: если приглядеться, вдали блестят точки пластиковых пакетов. Тут, кстати, не только наши портеры - параллельно шло ещё несколько групп.

Место гибели Яна МакКивера - всемирно известного ирландского гида Килиманджаро. 3 января 2013 года МакКивер был поражён молнией на этом месте и умер во время сопровождения группы вроде нашей.

Понравилась цивилизованная традиция "увековечивания" своего имени на склоне. Если у нас вандалы начинают рисовать маркером или краской "Здесь был Вася!", то тут принято выкладывать инициалы белыми камушками.

Вдалеке показался лагерь Лава Тауэр.
Перед ним нас ожидает подъем на 150 метров.
Мы шли неспешно и при желании останавливались. Торопиться все равно некуда, уже третий день приходим раньше установленного графика.

С удивлением встретил женщину-портера. Она рассказала, что участвует в восхождении четвертый раз. Никаких поблажек для представительниц слабого пола не делают, они работают наравне с мужчинами.

Последние метры к лагерю поднимаемся в абсолютном облаке.

Лагерь встретил нас сценой с замерзающим портером. Тут уже довольно холодно.

Побросав рюкзаки и палки, мы зашли в палатку на обед. Нас накормили куриным супом и говядиной с зеленым салатом. Бананы и манго на десерт.

Как раз в Лава Тауэр у меня и начались первые признаки горной болезни. Каждое движение давалось с трудом, а дышать тяжелее, чем в прошлом лагере. Показатели тем не менее были неплохие - кислород 84 и пульс 80. Альберт раздал всем таблетки от горной болезни, а от обезболивающего я отказался. Решил дать организму возможность самому справиться с головной болью.

После пары часов во временном лагере, начали спускаться на ночевку. За два часа и четыре километра мы опустились практически на 700 метров.

Спуск был очень крутой, приходилось идти медленно и осторожно. По стотистике 90 всех травм на Килиманджаро происходят именно во время спуска. По дороге видели носилки - они разложены на тот случай если кому-то станет плохо. По протоколу человека кладут рядом с носилками, гид спускается в лагерь и возвращается с рейнджерами. Затем человека уносят в ближайший лагерь.

И вот, наконец, наш лагерь. К огромной радости тут начала пробиваться сотовая связь. Все сразу бросились проверять почту и отвечать на сообщения, но интернет был настолько медленный, что вызывал лишь одно раздражение уж лучше бы его не было вовсе. Вместо того чтобы фотографировать или общаться, все стояли как сурикаты на камнях и пытались поймать сигнал. В итоге мне удалось подгрузить пару снимков и абзац текста.

На ужин снова был куриный суп, тушеная курица с рисом и салат. В соседних группах уже начались проблемы с горной болезнью, хотя я, напротив, пришел в норму. Забегая вперед скажу, что это совсем не шутки: из штурмового лагеря у нас унесут человека без сознания и с отеком мозга.

День 4. Крутой подъём

Вечером третьего дня шёл дождь, затем резко ударили ночные заморозки. Утром все повылазили из палаток замерзшими, а я, напротив, прекрасно выспался в тепле. Перед восхождением предусмотрительно разжился отличным спальником, способным выдерживать морозы до -19 градусов. Кроме того, мой организм привык к таблеткам от горняшки и я просыпался всего один раз за ночь.

Впереди нас ждал сложный день: предстояло забраться на крутую стену Барранко, которая снизу казалась едва ли не отвесной. Гиды уверяли что на деле это не так страшно, как на первый взгляд, но верилось им с трудом...

Утро встретило лагерь прекрасной погодой и намерзшим на стенки палаток льдом.

Официальный подъем для туристов в семь утра, хотя портеры просыпались на час раньше. Я обычно поднимался где-то между теми и другими.

По плану портеры должны были приносить каждому таз с горячей водой к палатке, но мы отказались от этого сервиса и ходили умываться к общему бочонку.

По расписанию выход был запланирован на 8 утра, но выдержать этот режим нам не удавалось ни разу. Одни просыпали, другие опаздывали к завтраку, третьи тянули на медосмотре. В итоге мы выходили обычно около 9 утра.

По результатам обследования уровень кислорода в крови сохранился на 86 процентах, пульс 66 ударов в минуту. Пока портеры собирали лагерь и проходили очередную проверку на грузы, мы отправились покорять Барранко.

У подножия стены густая по местным меркам растительность.
Её все фотографируют, так как выглядит она очень необычно.

Началось восхождение.
Высота стены 310 метров. На вершину ведёт одна-единственная тропа, и из-за обильного потока взбирающихся на ней часто возникают пробки.

Портеры постоянно "подрезали" туристов, но мы не возражали. В некоторых местах невозможно идти толпой, надо протискиваться между камнями.

Наконец, благополучно забрались на стену Баранко. Ура!

Далее предстояло пройти несколько изнурительных подъемов и спусков (по 100-150 метров) и это оказалось даже сложнее, чем карабкаться на стену.

На этой высоте уже почти ничего не растет, кроме мха на камнях.

Тут когда-то был короткий путь, однако сейчас из-за угрозы камнепадов его закрыли.

Наконец, показался лагерь. Все выдохнули и расслабились: казалось, ещё минут 10 и можно будет спокойно растянуться в палатках.

Но, пройдя минут пять, мы увидели глубокий овраг. Спуск и подъем по нему занял больше часа.

В лагерь Каранго пришли к двум часам дня.

Ужинали куриным супом, картофельным пюре с курицей и жареными бананами в панировке. Медосмотр показал кислород 87, пульс 73.

В этом лагере нас ожидало три приятных сюрприза.
Во-первых, тут уверенно ловил 3G Airtel, причем сидеть в интернете можно было прямо в палатке. Я, наконец-таки, получил всю почту и повесил несколько картинок в Инстаграм.

Во-вторых, впервые за четыре дня удалось помыть голову. Это невообразимый кайф помыть голову на высоте 4 километра после 4 дней пути.

В-третьих, вечером Килиманджаро порадовал красивым закатом.

Это гора Меру, пятая по высоте по всей Африке.