Автор: Андрей Захаров, ТК ВШЭ

Отчет о горном походе 2 к.с. по Киргизскому Алатау (Тянь- Шань) в августе 2015 года

1. Справочные сведения

1.1. Проводящая организация

Поход был организован и проведен группой туристов турклуба ВШЭ Адрес турклуба: 109028 Москва, Б.Трехсвятительский пер., д. 1-3/12,

Сайт турклуба: tkhse.ru

1.2. Идея проведения похода и подготовка к нему

Идея ходить в поход на Тянь-Шань появилась достаточно давно. Встал выбор конкретного района. Требования к нему были следующие:

1. Близкое расположение от аэропорта, так как времени на поход было выделено всего две недели, и не хотелось их тратить на длинные подъездные пути.
  2. Туристская освоенность района, так как многие участники группы до этого не были в высоких горах и не имели ледового опыта.
  3. Высоты перевалов до 5000 м, так как в анамнезе группы высотный опыт меньше 4500.
  4. Высоты перевалов больше 4000 и возможность подняться по простому маршруту (1А-1Б) на высоту больше 4500, чтобы получить высотный опыт.
  5. Красивый. Для получения эстетического удовольствия от похода =)

Под эти критерии попадают многие районы севера Тянь-Шаня: Заилийский Алатау и Кунгей-Алатау, Теркскей-Алатау. Но больше всех понравился Киргизский-Алатау (Киргизский хребет), и выбор остановился на нем.

Началась подготовка к походу. Она делилась на технические тренировки и разработку маршрута. Над физической формой каждый участник работал самостоятельно.

Тренировки начались в январе и продлились до конца мая. В среднем у нас было по две двухдневные тренировки за месяц. Особое внимание на тренировках уделялось снежно-ледовой технике и работе с ледовым снаряжением (ледобурами), так как у многих членов команды не было данного опыта.

На майские праздники сделали тренировочный выезд под Питер на скальный массив Пальцево. Там отработали скальную технику и работу со скальным снаряжением (факультативно, в поход мы его не брали). Отработали спас работы на крутом рельефе, в том числе в малой группе.

Многие участники группы прошли медкурсы от организации «Вершина первая помощь» при турклубе «Вестра».

Проверкой нашей готовности стал кросс поход турклуба «Вестра» по классу «Б». Уровень нашей готовности оказался весьма высокий =). Мы заняли второе место.

Так как вес багажа в самолете была ограничена 20 кг + 5 кг ручной клади, мы условно разделили раскладку на 2 части: что нужно вести из Москвы и, что можно купить в Бишкеке. Один из участников нашей группы – Никита Киселев, ехал в Бишкек раньше и мог закупить и расфасовать часть продуктовой раскладки.

1.3. Сведения о районе проведения похода

Киргизский хребет, Киргизский Алатау, горный хребет в Киргизии.

Входит в горную систему Тянь-Шаня. Длина 375 км. Растянулся от горы Джамбула до Боамского ущелья реки Чу.

Высота до 4875 м (пик Семенова- Тянь-Шаньского).

Сложен осадочными и метаморфическими породами, порфиритами, гранитами.

Северный склон более пологий и длинный, чем южный.

На склонах до высоты 2500 м - степи, леса (ель, арча), выше - субальпийские и альпийские луга. С высоты 3700 м – снежники и ледники (общая площадь оледенения 223 км2)

Горы - острого, альпийского типа, много технически сложных стен.

Наличие большого количества простых перевалов, в том числе и через главный

— Киргизский хребет, позволяет проводить здесь туристские походы любой категории сложности — от 1 до 6. Характер перевалов — самый разнообразный: осыпные, снежные, ледовые, скальные.

Климат района, в целом континентальный, однако сложность и расчлененность рельефа вызывают значительные контрасты в температурах и степени увлажнения. Лето влажное и прохладное.

Растительность в соседних долинах может разительно отличаться: если в долинах Иссык-Аты и Аламедина растет арчевый лес, то в долине Ала-Арчи стоят огромные Тянь-Шаньские ели.

Близость и простота подъездов позволили хорошо освоить этот район. от Бишкека до альплагеря Ала-Арча всего около 40 км. В спортивном плане наибольший интерес представляет не собственно Киргизский хребет, а два его отрога - Аламединский и Ала-Арчинский. В первом отроге особенно выделяется Аламединская Стена, а во втором — район пиков Корона, Свободная Корея и высшая точка Киргизского хребта - пик Семенова- Тянь-Шаньского (4875).

1.4. Заезд, выезд из района, прочие организационные моменты

Так как было в распоряжении всего две недели отпуска, при организации похода старались по максимуму использовать отведенное время.

Вылет туда был назначен на вечер пятницы 31 июля, сразу после завершения рабочего дня. Туда летели двумя рейсами (U6-2803 компании «Ural Airlines» отправление в 20:40 по Московскому времени и SU-1882 компании

«Aeroflot» отправление в 21:55 по Московскому времени). Из-за задержки вылета «Ural Airlines», все приземлились примерно в одно время – 5:05 по местному времени (+3 часа относительно МСК) 1 августа. Там нас уже ждал Никита Киселев. Его забрал из гостиницы водитель, который нас должен был отвезти к месту старта.

Обратно по графику мы должны были вылетать прямо «с маршрута» 16 августа в 16:20. Договорились, что водитель подъедет к а/л «Ала-Арча» к 11 часов утра, мы к этому времени закончим маршрут. Но из-за того, что мы раньше закончили маршрут, нас забрал водитель 14 августа с утра и отвез на озеро Иссык-Куль. Об это договорились по телефону накануне вечером.

Так же до Бишкека можно добраться и поездом, но значительно дольше.

Так как во времени мы были ограничены, этот вариант отмели сразу. Стоит отметить, что билет на поезд стоил ненамного дешевле билетов на самолет, если покупать их заранее. Те участники, которые покупали билеты до Нового года, заплатили за них 12000 – 14 000 (цены сильно колеблются изо дня в день). Кто покупал весной – порядка 20 000 руб. Поэтому рекомендуем покупать билеты заранее.

Заброску по Киргизии туристов осуществляют многие компании. Мы вели переговоры с четырьмя из них. В таблице представлена необходимая информация об этих конторах.

Мы выбрали компанию «Достук-Треккинг», так как только они предложили нам газовые баллоны по 450 гр., но в итоге получить их не смогли

из-за каких-то проблем с покупкой. Так же только эта компания предложила нам не сразу развозить заброски перед началом маршрута, а подвезти их нам по мере необходимости, предварительно позвонив по телефону (спутниковому или сотовому). Это получалось выгоднее по времени. Поэтому мы остановились на услугах данной компании, а чем нисколько не жалеем, и всем рекомендуем пользоваться ее услугами.

До курорта «Иссык-Ата» и до альплагеря «Ала-Арча» идет хорошая асфальтированная дорога, по которой может проехать любая машина. Дорога от аэропорта до курорта «Иссык-Ата» или альплагеря «Ала-Арча» занимает около двух часов.

название конторы

ул. Игембердиева, 42-1

г. Бишкек, ул.

Молодая гвардия, 1а

аэропорт – а/л «Ала-Арча» – кур.

«Теплый Ключ» – кур. «Иссык-Ата»

220 $

100 $

аэропорт - «Иссык-Ата»

120 €

Бишкек - «Теплый Ключ» (легковая машина для заброски)

35 €

Бишкек – а/л «Ала-Арча» (легковая машина для заброски)

40 €

газ 450 гр.

9 €

1.5. Заявленный маршрут

Кур. «Иссык-Ата» - р. Иссык-Ата -р. Минджилки - пер. Ыссык-Ата (Минджилки) (1А, 3964 м, рад) - пер. Первомайский (1Б, 4244 м) - р. Ашутор - р. Аламедин - б. о. «Теплый ключ» (заброска) - родн. Чичар - пер. Чичар (н/к, 2800 м) - р. Чункурчак - лед. Байчечекей - пер. Байчечекей (1Б, 4372 м, подъем) - пик Байчечекей (1Б, 4515 м, рад) - пер. Аксай (1Б, 4300 м, спуск) - р. Аксай - а/л «Ала-Арча» (заброска) - р. Ала-Арча - пер. Мин-джилкы-ашу (1Б, 4036 м) - лед. Адыене - р. Адыгине - а/л «Ала-Арча».

1.6. Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута.

В качестве запасного варианта рассматривался отказ от восхождения на пик Байчечекей (1Б, 4515 м).

Так же как запасной вариант был заложен спуск с перевала Байчечекей, а не с перевала Аксай. Седловины этих двух перевалов находятся на расстоянии 200 м. Их разделяет пик Байчечекей. Дойти от одного до другого в обход пика не составляет никакого труда.

Этим вариантом мы и воспользовались. Спуск с пер. Байчечекей приятнее, так как значительную часть проходит по открытому пологому леднику, а спуск с пер. Аксай представляет собой скально-осыпной склон.

Так же, чтобы сократить длину третьего кольца, было запланировано прохождение перевала Смена (1Б, 4000 м) вместо перевала пер. Мин-джилкы- ашу (1Б, 4036 м). Этим вариантом мы воспользовались.

Так же в качестве запасного варианта можно было рассматривать отказ от прохождения полностью третьего кольца в случае больших задержек на первых двух.

К счастью, этим вариантом не пришлось воспользоваться

Табл. №1.6.1 Аварийные выходы с маршрута

Долина р. Аксай, р. Ала-Арча, р. Адыгине

а/л «Ала-Арча».

1.7. Пройденный маршрут

Кур. «Иссык-Ата» – р. Иссык-Ата –р. Минджилки – пер. Ыссык-Ата (Минджилки) (1Б по факту прохождения, 3933 м, рад) – пер. Первомайский (1Б, 4250 м) – р. Ашутор – р. Аламедин – б. о. «Теплый ключ» (заброска) – родн. Чичар – пер. Чичар (н/к, 2828 м) - р. Чункурчак – лед. Байчечекей – западная седловина пер. Байчечекей (1Б, 4427 м) – пик Байчечекей (1Б, 4527 м, рад) – р. Аксай – а/л «Ала-Арча» (заброска) – р. Ала–Арча –р. Адыгине – пер. Смена (1Б, 3971 м) –р. Ала–Арча – а/л «Ала-Арча».

Высоты указаны по GPS.

1.8. Изменение маршрута и их причины

Третье кольцо было решено идти в обратную сторону, чтобы проходить перевал Смена на подъем через ледник, а не по скально-осыпному рельефу.

Пройдя перед этим уже три перевала, стало ясно, что набирать вертикальный километр по «сыпухе» приятного и интересного мало.

1.9. Обзорная карта маршрута

1.10. Параметры пройденного маршрута

Набор высоты – 10176 м Сброс высоты – 9615 м

Километраж общий с коэффициентом 1,2 – 158,86 км Километраж в зачет с коэффициентом 1,2– 150,24 км Пройденные перевалы и вершины:

• Пер. Ыссык-Ата (Минжилки) (1А, по факту прохождения 1Б, рад., 3964 м по классификатору, 3933 м по GPS).
  • Пер. Первомайский (1Б, 4244 м по классификатору, 4250 м по GPS)
  • Пер. Чичар (н/к, 2800 м по карте, 2828 м по GPS).
  • Пер. Байчечекей, западная седловина (1Б, 4200 м по классификатору, 4427 м по GPS).
  • Пик Байчечекей (1Б альп, рад., 4515 м по классификатору, 4527 м по
  • GPS).
  • Пер. Смена (1Б, 4000 м по классификатору, 3971 м по GPS).
  • Пройденный маршрут соответствует горному маршруту второй категории сложности.

1.11. Высотный график маршрута

1.12. Обеспечение безопасности на маршруте

При подготовке к походу выяснилось, что в Киргизии существует общественный фонд «Спасение в горах».

«Спасение в горах» - это не государственная организация и работает только при наличии гарантии оплаты. Обычно, такой гарантией является соответствующим образом оформленная медицинская страховка (не страховка от несчастного случая).

Помимо имени и других личных данных в ней обязательно должен быть указан вид активности, срок действия, страна действия. Страховка должна включать авиаэвакуацию для задействования вертолета. Лучше, чтобы в страховом полисе были указаны высоты, на которых действует данная страховка. Бывают случаи, что страховые компании отказываются от оплаты при страховом случае происшедшем в горах, если это не было отражено в полисе.

ОФ «Спасение в горах» не дает рекомендации, какую страховую компанию выбрать. Единственное, ОФ «Спасение в горах» не выполняет работы по страховкам, в которых сервисные услуги оказывает «GVA» - «Global Voyager Assistance», так как эта организация является должником по заказанным и гарантированным, но не оплаченным ею спас работам.

Сервисная (ассистанская) компания – это организация, которая предоставляет страховым компаниям набор конкретных услуг (медицинских и технических), составляющих непосредственное наполнение страхового продукта.

Страховая компания заказывает определенный спектр услуг, но их конечным потребителем является держатель полиса. Поэтому сервисная компания автоматически становится для клиента «лицом» страховщика. В свою очередь, непосредственным клиентом для сервисной компании является страховая компания.

Без гарантии оплаты ОФ «Спасение в горах» эвакуацию или другие услуги не оказывает.

В итоге, мы оформили страховку для путешественников в компании

«Согласие» с дополнительной опцией «Активный отдых» с покрытием 50 000 евро. К активному отдыху относится: самодеятельный и спортивный туризм … катание или путешествие на лодках (гребных, моторных), плотах и маломерных судах катание на велосипедах всех типов… пешие восхождения, путешествия по пещерам поездки и путешествия на автомашинах внедорожного класса...

Со страховой компанией «Согласие» работает сервисная (асситанс) компания «Savitar group».

При регистрации в ОФ «Спасение в горах» требуется выслать по электронной почте следующие документы:

• копию страховки и паспорта
  • маршрут (желательно расписанный по дням)
  • карта-схема маршрута
  • телефоны спутниковые, по которым будете связываться в экстренном случае.

Все письма по поводу регистрации в ОФ «Спасение в горах» велись через электронную почту. Писали письма на адрес itmc@elcat.kg.

Так же мы выяснили, что в Киргизии работает МЧС. Причем могут осуществить эвакуацию вертолетом. Своих вертолетов у них нет, но как сказали, могут взять армейский.

Контакты МЧС КР сайт http://mes.kg/ru/

Оперативный дежурный тел: (3222) 2-18-44

e-mail: od.mchs@mail.ru

При переписке по электронной почте попросили все вопросы по регистрации туристов и спас работам в горах задавать по телефону

+996770800100 (моб).

Для связи на маршруте мы брали с собой спутниковый телефон системы «Иридиум». Стоит отметить, что сотовая связь ловит на курорте «Иссык-Ата», вбили базы отдыха «Теплый ключ» и на самой базе, в альплагере «Ала-арча».

Группа имела с собой на маршруте основную и экстренную аптечку. У каждого участника была индивидуальная аптечка.

Безопасность на маршруте повышало наличие в полной мере необходимого специального сертифицированного личного и командного снаряжения.

1.13. Состав группы

завпит

2. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

2.1. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

К потенциально опасным явлениям и участкам на маршруте, как и в любых других горах можно отнести камнепады, трещины на ледниках скрытые снегом и переправы через горные бурные реки.

Чтобы избежать вышеперечисленных опасностей, необходимо проходить потенциально опасные участки маршрута в первой половине дня. Это мы старались делать – все перевалы и вершины были пройдены в первой половине дня.

К опасностям так же можно добавить укус энцефалитного клеща. На пастбищах в долине р. Чункурчак три раза снимали с себя клещей. Информации о наличии энцефалитных клещей в этом районе у нас нет

2.2. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте

На маршруте больше всего нам понравились цирки ледников Учитель с высшей точкой района и ледника Адыгине, пик Корона. Так же красивые озера на р. Ашутор.

Примечательно то, что каждая из пройденных нами долин заметно отличаются друг от друга по растительности.

2.3. График движения заявленный и фактический

Ходовой день

График заявленный

График фактический

1 авг.

1 день

Кур. «Иссык-Ата» - р. Иссык-Ата до слияния с р. Быты

Кур. «Иссык-Ата» - р. Иссык-Ата выше слияния с р. Быты

3 авг.

2 день

М/Н - р. Иссык-Ата - ур. Ортакель

М/Н - р. Иссык-Ата - р. Минджилки до слияния ее истоков

3 авг.

3 день

М/Н - р. Минджилки до слияния ее истоков. Полудневка

М/Н - пер. Ыссык-Ата (Минджилки) (1Б, 3933 м, рад)

4 авг.

4 день

М/Н - пер. Ыссык-Ата (Минджилки) (1А, 3964 м, рад)

М/Н - пер. Первомайский (1Б, 4250 м) - р. Ашутор выше озера с отм. 3136

5 авг.

5 день

М/Н - пер. Первомайский (1Б, 4240 м) - р. Ашутор до слияния с р. Аламедин

М/Н - р. Ашутор - р. Аламедин до слияния с р. Ачикташ

6 авг.

6 день

запасной день

М/Н - р. Аламедин - б. о. "Теплый ключ" (за заброской) - р. Аламедин

7 авг.

7 день

М/Н - р. Аламедин - б. о. "Теплый ключ" (за заброской)

М/Н - родн. Чичар - пер. Чичар (н/к, 2828) - р. Чичар - р. Чункурчак

8 авг.

8 день

М/Н - родн. Чичар - пер. Чичар (н/к, 2800) - р. Чичар до слияния с р. Чункурчак

М/Н - р. Чункурчак до отм. 3446

9 авг.

9 день

М/Н - р. Чункурчак до отм. 3143

М/Н - лед. Байчечекей – западная седловина пер. Байчечекей (1Б, 4427 м)

10 авг.

10 день

М/Н - лед. Байчечекей - пер. Байчечекей (1Б, 4372 м, подъем)

М/Н - пик Байчечекей (1Б, 4527 м, рад) -лед. Учитель - хижина Рацека

11 авг.

11 день

М/Н - пик Байчечекей (1Б, 4515 м, рад) - пер. Аксай (1Б, 4300, спуск) - хижина Рацека

М/Н - р. Аксай - а/л "Ала-Арча" (заброска) - р. Ала-Арча - р. Адыгине до слияния с р. Тестор

12 авг.

12 день

М/Н - а/л "Ала-Арча" (за заброской)

М/Н - р. Адыгине - озеро поз ледн. Адыгине

13 авг.

13 день

М/Н - р. Ала-Арча

М/Н - ледн. Адыгине - пер. Смена (1Б, 3971 м) - р. Ала- Арча - а/л "Ала-Арча"

14 авг.

14 день

М/Н - пер. Мин-джилкы-ашу (1Б, 4036 м) - отм. 3498

М/Н - р. Ала-Арча

15 авг.

15 день

М/Н - р. Адыгине до слияния с р. Тестор

16 авг.

16 день

М/Н - р. Адыгине - а/л "Ала-Арча"

2.4. Дневник. Тех. описание ходовых дней

Берега рек и борта долин указаны орографически, если не уточнено иное.

2.4.1. Первый ходовой день

1 авг. 2015

11,57

Кур. Иссык-Ата - р. Иссык-Ата выше слияния с р. Быты

Рис. 2.4.1.1. Путь 1 ходового дня

Наши самолеты приземлились примерно в одно время – 05:05. Получили багаж. У выхода из аэропорта нас ждал Никита Киселев и водитель. Погрузились и оправились к старту маршрута, по пути написав СМС в МКК, что группа выходит на маршрут. Машина остановилась у ворот санатория.

Выход на маршрут в 9:25 (рис. 2.4.1.2).

Рис. 2.4.1.2. Группа на старте маршрута. Слева на права: Настя Шмелева, Тимур Шафиев, Денис Кабанов, Владимир Шутов, Андрей Захаров, Игорь Рыбин, Никита Киселев, Лена Медведева.

Через территорию санатория проходим по дороге к небольшому мосту через речку (через метров 300 от входа свернуть вправо), переправляемся на левый берег реки (рис. 2.4.1.3).

Рис. 2.4.1.3. Переход через р. Иссык-Ата по мосту.

Возле здания санатория есть еще один мост (каменный), удобнее было бы пройти по нему.

Двигаемся вдоль реки, тропа хорошая, нигде не теряется (рис. 2.4.1.4).

Рис. 2.4.1.4. Движение по левому берегу р. Иссык-Ата по тропе

В 9:50 сделали первый привал. Продолжаем движение далее по тропе и в 13:20 останавливаемся на обед.

После обеда продолжаем движение по тропе. Тропа уходит чуть выше и правее реки, на открытых участках (места выпаса скота) разделяется. Проходим кош. Местами попадается каменная осыпь, опасных участков нет, временами тропа проходит по отвесному склону над рекой. Из растительности встречаются можжевеловые заросли, мелкая трава, какие-то колючие кустарники, туи. По другому берегу растут ели. Несколько раз пересекаем спускающиеся со склона мелкие ручьи.

Доходим до слияния с рекой Быты, где у нас запланирована первая ночевка, но так как времени еще мало (14:00), решаем пройти подальше.

В 15:10 останавливаемся на стоянку. Рядом несколько ручьев, река протекает ниже, мест для палаток достаточно.

Ходовое время за день: 3 часа 20 минут. Общее время в пути: 5 часов 45 минут.

2.4.2. Второй ходовой день

2 авг. 2015

17,64

М/Н - р. Иссык-Ата - р. Минджилки до слияния ее истоков

Рис. 2.4.2.1. Путь 2 ходового дня Подъем был в 6 утра, выход с места ночевки 07:40.

В районе стоянки тропа разделяется, можно пройти выше или ниже (рис.

2.4.2.2). По набору высоты и расстоянию тропа идентичные.

Рис. 2.4.2.2.Тропы в районе М/Н1 В 8:40 проходим мимо моста (рис. 2.4.2.3).

Рис. 2.4.2.3. Мост через р. Иссык-Ата

В 10:00 подходим к озеру мутно-белого цвета, на карте оно не обозначено.

В некоторых местах проходим по каменным россыпям и тропа теряется, но найти ее труда не составляет.

В 11:00 проходим второе озеро, тропы расходятся на разные уровни, мы идем вдоль воды по травянистому склону. Трава на берегу выкрашена в белый

цвет. Тропа местами пропадает, расходится на сложных участках четко просматривается и промаркирована турами.

В 12:05 остановка на обед возле третьего озера в ур. Ортокель (рис. 2.4.2.4).

Рис. 2.4.2.4. Озеро в ур. Ортокель

По графику здесь запланирована сегодняшняя ночевка, но на часах полдень, все полны сил, акклиматизация проходит отлично, поэтому решаем продолжать движение, и увеличить опережение графика на полный ходовой день.

В 13:40 продолжаем движение после обеда. Тропа проходит вдоль русла реки, местами параллельно идут несколько троп, основная различима. Выше озера есть какой-то кош наподобие землянки (пустующий).

После ур. Ортакель р. Иссык-Ата начинает называться Минджилки и раздваивается на два истока, которые берут свои начала на ледн. Петросянца I (правый исток) и ледн. Перевальный (левый исток). Мы уходим по левому истоку.

В 15:00 переправляемся вброд через притоки, спускающиеся с правого по ходу движения склона. Всего четыре переправы, течение довольно сильное, глубина – выше колена. Последняя переправа самая сложная (рис. 2.4.2.4).

Рис. 2.4.2.4. Брод

В 16:05 завершаем все броды и продолжаем идти. Тропа есть, но местами теряется, стоит держаться ближе к реке, чтобы не набирать лишнюю высоту.

Далее траверсируем осыпной склон, на нем еле заметно просматривается тропа. Осыпь мелкая, живая. Надеваем каски. Идем с самостраховкой палками или ледорубами. Примерно на середине склона тропа становится менее четкой и вскоре пропадает окончательно. Траверс данного склона занимает у нас 30 минут.

В 17:05 спускаемся на зеленую полянку, места хватает на 3-4 палатки, площадки нужно немного расчистить. Ориентир – самый большой камень.

Ходовое время: 6 часов 3 минуты Общее время в пути: 9 часов 25 минут

2.4.3. Третий ходовой день

3 августа 2015

4,62

625 м

611 м

М/Н - пер. Ыссык-Ата (Минджилки) (по факту прохождения 1Б, 3933, рад)

В этот день нам предстояло подняться на наш первый в этом походе перевал. Главная цель - акклиматизация.

Стоит отметить, что мы поднимались не по классическому пути на этот перевал. В основном все группы поднимаются по восточному склону хребта, который разделяет истоки р. Минджилки, а потом выходит на короткий участок ледника. Мы же поднимались с другой стороны этого хребта полностью по леднику, так как нам нужно было потом уходить на пер. Первомайский. Отчетов с описанием данного пути при подготовке к походу найти не удалось.

Рис. 2.4.3.1. Маршрут на пер. Ыссык-Ата. Красный – наш, зеленый –

«классический».

Подъем в этом в этот день был ранний – в 4:30 часа утра. В этот день завтрак у нас предполагался быстрый «штурмовой» - овсяные хлопья, не требующие варки, сыр, чай. Позавтракав, надели системы и каски, взяли с собой ледобуры, ледорубы, жумары, спусковые устройства, карабины и все остальное

«железо». Сложили в рюкзаки (брали на группу 3 рюкзака – на каждую связку) все необходимое (кошки, веревки, пуховки, обувь для брода, экстренную аптечку, перевальные шоколадки).

Дождавшись, когда станет светло (06:00), пошли. Пройдя 100 метров, перебродили один из истоков р. Минджилки и пошли вверх к перевалу по каменисто-осыпному склону – старой морене (см. рис. 2.4.3.2)

Рис. 2.4.3.2. Путь подъема на пер. Ыссык-Ата

Единой четкой тропы не наблюдается. Растения уже не попадаются.

Местами проходим по высохшим руслам ручьев.

Пройдя около 1,5 км в 07:00 подошли к леднику Перевальный (Минджилки), ледник пологий (15гр.-20гр.), открытый. Одели кошки, взяли ледорубы в руки продолжили движение (см. рис. 2.4.3.3)

Рис. 2.4.3.3. Движение по открытому ледн. Перевальный

Пройдя примерно 1,2 км в 08:20 , подошли к закрытому участку ледника.

Достали веревки и связались (см. рис. 2.4.3.4).

Рис. 2.4.3.4. Движение по закрытому ледн. Перевальный в связках.

Сначала продолжили движение по тому же курсу – прямо на седловину перевала, но поняли, что находимся в зоне трещин, и прочность снежных мостов вызывала сомнение.

Заметили тропу на леднике, которая вела по классическому маршруту на этот перевал. Тропа выходила из-за гребня разделяющего истоки р. Минджилки. Взяли курс (на Ю-В) к этой тропе с особой аккуратностью, зондирую трещины треккинговой палкой.

Пройдя метров 300 по закрытому леднику, вышли на открытый участок, но в зону трещин. Начали «распутывать» ледник, чтобы выйти на тропу (см. рис. 2.4.3.5).

Рис. 2.4.3.5. Зона трещин.

Некоторые трещины были открыты, некоторые закрыты снежными мостами.

Рис. 2.4.3.6. Преодоление закрытой трещины.

Через одну из таких трещин организовали групповые перила, так как обойти ее не было возможности, а прочность снежного моста вызывала сомнение. Второй участник лидирующей связки ввернул бур и взял первого участника на страховку. После преодоления первым участникам трещины, на целевой стороне трещины тоже завернули бур и организовали страховку «связка по связке». Все участники прошли участок перил на скользящем карабине (см рис. 2.4.3.7).

Рис. 2.4.3.7. Прохождение закрытой трещины «связка по связке»

После такой разминки вышли на тропу и, пройдя 700 метров, зашли на перевал одновременно в связках.

Перевальный взлет представляет собой закрытый ледник крутизной 20гр. - 25гр. (см рис. 2.4.3.8).

Рис. 2.4.3.8 Перевальный взлет пер. Ыссык-Ата.

В 09:00 зашли на перевал, в туре нашли записку (см рис. 2.4.3.9) группы т/к «Меридиан», которые ошибочно называют этот перевал Ыссык-Ата Западный (1Б). Данный перевал находится восточнее в том же хребте (см рис. 2.4.3.1).

Рис. 2.4.3.9 Перевальная записка

Съев перевальный шоколад и сфотографировавшись, начала спуск по пути подъема.

Рис. 2.4.3.9 Группа на пер. Ыссык-Ата.

Пройдя закрытый участок и зону трещин в 10:20, устроили небольшую ледовую тренировку – освежили навыки по организации самовыверта ледобура при спуске последнего участника.

Учитывая маршрут подъема на данный перевал – через весь ледн. Перевальный (открытая и закрытая части с множеством трещин), можно классифицировать данный перевал как 1Б по факту прохождения. Что соответствует принятой методике оценки сложности перевала:

Несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом, закрытые ледники с участками скрытых трещин.

2.4.4. Четвертый ходовой день

Километраж

4 августа 2015

9,91

М/Н - пер. Первомайский (1Б, 4250 м) - р. Ашутор выше озера с отм. 3136

Рис. 2.4.4.1. Путь 4 ходового дня

Подъем в этот день опять был ранний в 4 часа и снова «штурмовой» завтрак.

Выход в 5:45. Начинаем движение по левому берегу левого притока левого истока =) р. Минджилки по старой морене (рис. 2.4.4.2).

Рис. 2.4.4.2. Подъем от М/Н по старой морене.

Подъем достаточно крутой (порядка 30гр.).

Через 60 минут ЧХВ выходим на морену. Морены достаточно пологие (живая и неживая крупная и средняя осыпь), есть снежники. Так как угол подъема небольшой, идти по осыпи не сложно. Попадаются подготовленные места под палатки.

Отсюда уже виден наш перевал (рис. 2.4.4.3).

Рис. 2.4.4.3. Подход к пер. Первомайский

Через три часа «грязного» времени подходим к леднику. Здесь надеваем системы, кошки, каски и с самостраховкой ледорубами продолжаем движение по открытому леднику (рис. 2.4.4.4).

Ледник пологий (10гр.-15гр.), имеет ступень подъема крутизной 20гр.-25гр..

Рис. 2.4.4.4. Движение по открытому леднику.

Через 40 ЧХВ подходим к ступени ледника. На ней есть камнеопасный участок – камни сыплют с хребта с правого борта ледника (рис. 2.4.4.5). При нас упало несколько камней. Поэтому держимся правее по ходу движения, но при этом, не заходя на крутой участок ледника.

Рис. 2.4.4.5. Подъем по ступени ледника. Обход камеопасного участка

В 10:30 подходим к закрытому леднику, связываемся. Через ледник проходит несколько больших поперечных трещин, которые хорошо читаются (рис. 2.4.4.6).

Подходим к перевальному взлету. Взлет представляет собой закрытой ледник крутизной порядка 25°-30° (рис. 2.4.4.7). Слева по ходу движения на седловину можно зайти по очень живой средней осыпи. При бОльшем количестве снега, наверное, будет удобнее подниматься по закрытому леднику.

Рис. 2.4.4.7. Перевальный взлет пер. Первомайский

В 11:05 поднимаемся на перевал. Сняли записку годичной давности (рис.2.4.4.8).

Рис. 2.4.4.8. Записка

Едим перевальные шоколадки, обедаем и фотографируемся (рис. 2.4.4.9).

Рис. 2.4.4.9. Группа на пер. Первомайский (1Б)

С перевала путь нашего подъема выглядит следующим образом (рис. 2.4.4.10).

Рис. 2.4.4.10. Путь подъема с перевала

В12:30 начали спуск по мелкокоосыпному склону 25°-30° к зачехленному леднику (рис. 2.4.4.11).

Рис. 2.4.4.11. Спуск с пер. Первомайский в долину р. Ашутор.

Спускались параллельно двумя плотными группами (рис. 2.4.4.12) с самостраховкой палками или ледорубом.

Рис. 2.4.4.12. Спуск плотной группой с перевального взлета

Через 40 минут ЧХВ спустились с перевального взлета и вышли на зачехленный ледник (чехол, судя по всему, очень толстый). Ледник пологий, идти по нему достаточно удобно, хоть и много живых камней. Тропы нет, пару раз попадаются сложенные как туры камни, другим единственным свидетельством пребывания в этой местности людей был валяющийся ботинок.

Рис. 2.4.4.13. Путь спуска с перевального взлета

Через некоторое расстояние осыпь становится более мелкая, проходим мимо небольшого озера (над ним виден ледник), рядом есть небольшая довольно пологая площадка. В 14:25 недалеко от озера делаем привал.

Через 500 метров после озера начинаю морены.

Через 65 минут ЧХВ делаем привал. С этого места уже видна река Ашутор и возможное место ночевки (рис. 2.4.4.14).

Рис. 2.4.4.14. Спуск в долину р. Ашутор

Спуск затяжной и монотонный, местами легко проехаться по склону, но вполне возможно на любом практически участке сделать самозадержание.

Доходим до перегиба, от которого начинается спуск по более крутому участку (порядка 30°) , начинается мелкая осыпь, ниже уже начинается растительность в виде травы, идти становится проще.

К реке спускаемся плотной группой, с самостраховкой ледорубом, так как склон камнеопасный (субъективная камнеопасность). Троп замечено не было.

В 16:50 спустились к месту ночевки. 200 м выше верхнего озера на реке Ашутор.

Общее время в пути: 11 часов 5 минут. Ходовое время: 7 часов 20 минут.

Вывод по пер. Первомайский – крайне не рекомендуется проходить его в противоположном направлении (подъем от р. Ашутор), так как подниматься вертикальный километр по осыпям (живых и неживых, средних и крупных размеров) очень тяжело, неприятно и неинтересно!

2.4.5. Пятый ходовой день

5 августа 2015

23,12

М/Н - р. Ашутор - р. Аламедин до слияния с р. Ачикташ

Рис. 2.4.5.1. Путь 5 ходового дня

Подъем в 7:00 . Завтрак, сбор лагеря и выход в 8:50.

Небо ясное, выходит солнце. Проходим по правому берегу реки Ашутор до места впадения в озеро (рис. 2.4.5.2).

Переход через реку обозначен турами из камней.

Рис. 2.4.5.2. Переход через р. Ашутор В 9:20 делаем привал между двумя озерами.

Продолжаем движение. Тропа становится более четкой, несколько раз проходит через каменные осыпи, есть маркировка в виде туров, из растительности чаще встречается арча (можжевельник), больше травы.

Проходим второе и третье озера. Перед третьим тропа переходит снова на правый берег реки.

После резкого сброса высоты (20гр. - 25гр.) в 10:45 выходим к слиянию рек Ашутор и Аламедин (рис. 2.4.5.3) и делаем привал.

Рис. 2.4.5.3. Слияние р. Ашутор и р. Аламедин

Далее весь день идем по правому берегу Аламедина по хорошей тропе. В верхнем течении тропа периодически проходит по каменистым россыпям.

На слиянии Аламедина с Джиндысу встречаем большую группу туристов из Екатеринбурга, у них дневка.

В 12:40 останавливаемся на обед. Из берега в этом месте (N42°30'43,71" E74°39'22,31") в реку из-под земли бьют родники с чистой водой. Из Аламедина воду брать не советуем – она мутная и много пастбищ в долине. Делаем длинный обед, чтобы отдохнуть, постирать некоторые вещи и самим чуть-чуть помыться. Погода к этому располагает.

В 15:55 продолжаем движение.

Проходим кош и переходим по мосту р. Салык. Через 2,5 км подходим к р. Ачикташ и на ее берегу встаем на ночевку.

2.4.6. Шестой ходовой день

6 авг. 2015

4,56

М/Н - р. Аламедин - б. о. "Теплый ключ" (за заброской) - р. Аламедин

Рис. 2.4.6.1. Путь 6 ходового дня

Вышли из лагеря в 7:55. Сразу за р. Ачикташ тропы расходятся, много лошадиных троп, по которым идти очень не удобно. По такой тропе сначала мы и пошли. Когда она стала труднопроходимой, развернулись и вышли к Ачикташу. Искомая хорошая тропа идет возле берега Аламедина.

В 9:30 спустились к базе отдыха «Теплый ключ», сюда нам должны подвести заброску. Водитель подъехал точно в назначенное время, привез нам помимо заброски горячих лепешек. Возле остановки маршруток есть небольшой магазинчик, но продается в нем только газировка.

До «Теплого ключа» шли 85 минут, из них 25 минут выбирали дорогу при выходе с места ночевки.

Завершили первое кольцо.

В 10:50 двинулись от базы в обратном направлении в сторону моста через р. Аламедин. Нужно подняться по дороге около 500 м и свернуть возле юрты (рис. 2.4.6.2).

Рис. 2.4.6.2. Юрта, возле которой нужно свернуть с дороги

После перехода через реку (рис. 2.4.6.3) и идем по тропе вверх по долине по левому берегу Аламедина.

Рис. 2.4.5.3. Мост через Аламедин

Троп много, основная различима. Пересекаем мелкий ручей, проходим пастбища.

Тропа направо к перевалу Чичар плохо различима и сначала мы ее не заметили и прошли дальше. Чуть возвращаемся назад, разыскиваем тропу и делаем привал. На часах 12:35.

Ручей, который обозначен на карте отсутствует. Думаем, что делать – идти дальше, но вода может только в роднике Чичар, а до него нам не дойти, или вставать здесь на ночевку. В итоге решили устроить себе полудневку и разбили лагерь на полянке, окруженной деревьями (около 120 м от основной тропы).

Ближайшая вода в Аламедине. Были найдены родники, которые бьют из берега у самой кромки воды. Они расположены напротив впадения Ачикташа в Аламедин.

Ходовое время: 2 часа 45 минут.

2.4.7. Седьмой ходовой день

7 авг. 2015

15,11

М/Н - родн. Чичар - пер. Чичар (н/к, 2800) - р. Чичар - р. Чункурчак

Рис. 2.4.7.1. Путь 7 ходового дня

Так как предыдущий день очень жаркий, в этот день решили встать рано и идти до жары, а во время обеда сделать длинный перерыв, и продолжить движение уже позже полуденной жары. Поэтому подъем был в 04:00, а выход в 06:35.

Идем по тропе в сторону перевала, деревья становятся реже, начинается более крутой подъем. В 7:05 делаем первый привал, здесь течет ручей, и здесь

он уходит под землю. Лучше предыдущую ночевку делать здесь конечно, мы не могли знать, что ручей все-таки есть, а не полностью пересох.

Продолжаем движение, тропа начинает теряться, местами расходится. Переходим ручей (чуть выше и ниже тропы также пересекают ручей), тропа ведет в колючие заросли, затем мы ее теряем.

Проходим выше и дальше по склону, чтобы выйти из колючек, выходим в мелкую живую осыпь, поросшую в основном диким луком.

В надежде выше «подрезать» тропу, начинаем зигзагами подниматься по склону порядка 25° (рис. 2.4.7.2).

Рис. 2.4.7.2. Подъем по «луковому» склону

Склон начинает сужаться, по обеим сторонам склона читаются русла высохших ручьев, открываются скальные выступы, возникают сомнения, что мы сможем выйти на тропу, если продолжим движение. Решаем провести разведку. Поднялись выше по склону и поняли, что прохода нет. Вторую разведку провели направо по ходу движения. Прошли через русло высохшего ручья, поднялись по скально-осыпному кулуару и еще прошли траверсом склона. Увидели тропу и то

место, где она выходит на плато перед родником Чичар. Разведгруппа вернулась к основной группе и в 9:20, надев каски и взяв ледорубы, так как кулуар достаточно крутой и с рюкзаком по нему без самостраховки двигаться небезопасно, продолжили движение.

Кулуар проходили плотной группой, так как он камнеопасный (субъективная камнеопасность). После прохождения кулуара, прошли траверсом травенисто-осыпного склона, и вышли наконец-то на искомую тропу (рис.

2.4.7.3).

Рис. 2.4.7.3. Траверс склона к тропе

Тропа идет траверсом под небольшим углом, каменных осыпей нет, вокруг колючие кустарники, деревьев почти нет.

В 10:25 выходим на плато родника Чичар, отрывается вид на перевал Чичар. Продолжаем движение по тропе к роднику и в 10:55 останавливаемся на обед, возле родника пасутся лошади. Становится очень жарко – нет ни облаков, ни тени от каких-либо высоких объектов. Натянули тент, чтобы спрятаться от жары. Обед длиться долго, мы даже уснули после еды (рис. 2.4.7.4).

Рис. 2.4.7.4. Обеденная сиеста

В 13:40 продолжаем движение. Тропа снова расходится на много мелких, проходим кош, круглый загон. Начинаем подъем на перевальный взлет перевала Чичар. Склон достаточно пологий, порядка 15°.Сначало идем «в лоб», затем

«подрезаем» тропу, которая идет на перевал правее от нас по ходу движения.

В 14:20 заходим на пер. Чичар (н/к, 2828 м).

Подъем на перевал Чичар технически прост, но из-за протяженности и монотонности, большого набора высоты от долины Аламедина и жары сильно утомителен.

В 14:45 начинаем спуск по тропе (рис. 2.4.7.5), плавно сбрасывая высоту.

Вскоре спускаемся в зону леса (ели и сосны).

Рис. 2.4.7.5.Спуск с пер. Чичар

Через некоторое время тропа начинает забирать правее и теряется в высокой траве. Мы по травянистому склону спускаемся к ручью и выходим на грунтовую дорогу.

В16:25 спускаемся к реке Чункурчак (рис. 2.4.7.6).

Рис. 2.4.7.6. Общий вид на спуск с пер. Чичар от р. Чункурчак После привала начинаем движение вверх по реке сначала по правому

берегу, затем бродим на левый берег. Потом замечаем мост выше по течению места брода. По левому берегу идет хорошая грунтовая дорогая, по ней может проехать любая машина.

Перед очередной хозяйственной постройкой из трубы вытекает чистая вода. Мы прошли выше загонов для животных и встали в 18:30 на ночевку.

Напротив (на другой стороне) жилые и хозяйственные постройки, ездят пастухи на лошадях. У одного пастуха мы спросили, можно ли здесь остановиться на ночевку, он ответил «Без проблем!». Местные не обращали на нас абсолютно никакого внимания, мы на них тоже.

Общее время в пути: 12 часов. Ходовое время: 6 часов 25 минут.

2.4.8. Восьмой ходовой день

8 авг. 2015

9,91

М/Н - р. Чункурчак до отм. 3446

Рис. 2.4.8.1. Путь 8 ходового дня

Подъем в 06:00, выход в 07:35. Начинаем движение вверх по грунтовой дороге вверх по долине. Вокруг много пастбищ, из растительности присутствуют ели, туи, колючие кустарники. В 8:55 подходим кошу, где на карте обозначена шахта, дорога заканчивается. Прямо не пройти – обрыв.

Поднимаемся чуть выше по левому притоку р. Чункурчак. Там склон положе и проходит тропа, которой вслед за нами идет стадо овец. Переходим через ручей текущий с пер. № 162 и отходим в сторону от основной тропы, чтобы пропустить вперед себя стадо (рис. 2.4.8.2).

Рис. 2.4.8.2. Переход через ручей текущий с пер. № 162

Троп много, некоторые идут траверсом склона, некоторые набирают высоту и идут по гребню

В 11:00 поднимаемся на травянистое плато перед моренами ледн.Байчечекей (рис. 2.4.8.3).

В 12:00 встаем на обед чуть выше отметки 3143. Так как мы дошли до запланированного на сегодня места ночевки, а до морен, где хорошую площадку для ночевки найти сложно, осталось пройти совсем немного, можем позволить себе длинный обед.

В 14:37 продолжаем движение. Тропа теряется. Траверсом проходим по склону вдоль левого берега реки. Растительность сокращается, остается только трава, больше появляется каменных осыпей. Есть фрагменты тропы. В 15:40 подошли к месту стоянки в непосредственной близости от мореного вала (рис. 2.4.8.4).

Рис. 2.4.8.3. Выход на плато перед моренами ледн. Байчечекей

Рис. 2.4.8.4. Путь по М/Н8

Ровные зеленые площадки, рядом ручьи, стекающие с ледника, есть старые следы выпаса скота.

Высота – 3 400 м. К вечеру появляется туман, начинается дождь. Общее время: 8 часов

Ходовое время: 4 часа 33 минуты.

2.4.9. Девятый ходовой день

9 авг. 2015

6,36

М/Н - лед. Байчечекей - пер. Байчечекей (1Б, 4427 м)

Рис. 2.4.9.1. Путь 9 ходового дня

Уже традиционно для штурмового дня подъем был назначен на 04:00, выход в 05:55.

Поднимаемся на морену и начинаем движение по ней (см. рис. 2.4.9.2). Движемся по морене, выбирая оптимальный путь без лишнего набора/сброса высоты.

Рис. 2.4.9.2. Путь по морене ледн. Байчечекей

Маркировки пути в направлении перевала нет. Ко второму привалу в 07:45 проходим к небольшому озеру.

В 08:30 подходим к открытому леднику и надеваем кошки, каски и системы (см. рис. 2.4.9.3).

Рис. 2.4.9.3. Путь подъема на пер. Байчечекей

Далее движемся вверх по леднику с самостраховкой ледорубом. Ледник пологий, набор высоты плавный (см. рис. 2.4.9.4).

Рис. 2.4.9.4. Движение по открытому ледн. Байчечекей

В 10:15 подходим к более крутой порядка 20гр. ступени ледника.

Рис. 2.4.9.5. Движение по открытому ледн. Байчечекей

Затем небольшое выполаживание, и вскоре начинается закрытый ледник (10:35). Высота около 4000 м. Связываемся и продолжаем движение. Общий темп движения замедляется, обходим большие трещины (см. рис. 2.4.9.6), либо перепрыгиваем их в узких местах (см. рис. 2.4.9.8).

Рис. 2.4.9.6. Обход трещины на ледн. Байчечекей

Рис. 2.4.9.7. Трещины на ледн. Байчечекей

Рис. 2.4.9.8. Преодоление трещины на ледн. Байчечекей

Подходим к перевальному взлету (см. рис. 2.4.9.9). Перевальный взлет представляет собой открытый ледник 30гр.-35гр.. По всем другим отчетам, которые использовались при подготовке к походу, на перевальном взлете закрытый ледник с глубоким снегом.

Берегшрунд проходит по всей его ширине. В одном месте, как раз там, где нам нужно, он забит снегом. Как образовалась эта пробка не понятно. На лавину не похоже, но выше этой снежной пробки прямо до седловины по леднику проходит полоса, как от течения воды.

Рис. 2.4.9.9. Перевальный взлет пер. Байчечекей

Рис. 2.4.9.10. Увеличенный фрагмент предыдущей фотографии

Переходим большую трещину (ширина около 10 м) по снежно мосту со страховкой «связка по связке» (см. рис. 2.4.9.11).

Рис. 2.4.9.11. Прохождение через трещину «связка по связке»

Лидера страховали через ледобур. Пройдя метров 20, подходим к бергу.

Его тоже проходим «связка по связке» (см. рис. 2.4.9.12).

Рис. 2.4.9.12. Прохождение через берг «связка по связке»

На целевой стороне делаем станцию на двух сблокированных бурах, так как понятно, что дальше нужно провешивать командную страховку (перила).

Лидер шел с рюкзаком с нижней веревкой с промежуточными точками (минимум 2 на каждой веревке), станции делал на двух сблокированных бурах (см. рис. 2.4.9.13).

Рис. 2.4.9.13. Работа лидера Всего провешиваем 6 веревок по 50 м каждая.

Рис. 2.4.9.14. Подъем по командным перилам

Рис. 2.4.9.15. Подъем по командным перилам

Рис. 2.4.9.16. На промежуточной станции

Последнюю веревку прошли на скользящем карабине, так как угол стал меньше (см. рис. 2.4.9.17).

Рис. 2.4.9.17. Прохождение последней веревки

Набор высоты на участке, пройденному по командным перилам составляет 120 м, угол наклона склона - 30°-35гр., протяженность подъема по горизонтали примерно 250 м.

На западную седловину (высота 4427 м) перевала Байчечекей выходим в 15:00. Перевал почти полностью покрыт снегом. Есть небольшое лужи с талой водой, так что топить снег нам не придется. Погода ясная, усиливается постепенно ветер. Фотографируемся (см. рис. 2.4.9.18), едим перевальные шоколадки, читаем перевальную записку (см. рис. 2.4.9.19).

Рис. 2.4.9.18. Группа на пер. Байчечекей (1Б)

Рис. 2.4.9.19. Перевальная записка.

Начинаем разбивать лагерь. Площадок под палатки много, даже не приходится их ровнять. По оценкам на седловине можно установить 5-6 палаток. Палатки крепим на все оттяжки с помощью ледобуров, ветрозащитные юбки придавливаем камнями – готовимся к сильному ветру. К счастью, ураганного ветра ночью не было.

Общее время: 9 часов 5 минут

Ходовое время: 4 часа 40 минут + 3 часа 30 минут при провешивании

веревок = 8 часов 10 минут.

Стоит отметить, что по всем отчетам перевальный взлет всегда закрытый ледник, и группы туда поднимаются и спускаются «ногами» без провешивания командных перил.

2.4.10. Десятый ходовой день

10 авг. 2015

6,78

М/Н - пик Байчечекей (1Б, 4527 м, рад) -лед. Учитель - хижина Рацека

Рис. 2.4.10.1. Путь 10 ходового дня

В 7:20 надеваем системы, каски, берем с собой экстренную аптечку и веревку и начинаем радиальный подъем на пик Байчечекей.

Сначала проходим по небольшому участку ледника, затем переходим на осыпной склон и идем по нему траверсом около 10 минут (рис. 2.4.10.2).

Рис. 2.4.10.2. Путь похода к вершинной башне пик Байчечекей Подходим к подъемному кулуару, ведущему на пик.

Двумя плотными группами начинаем подъем по скальному рельефу 40гр.- 45гр. свободным лазанием (рис. 2.4.10.3). Высота подъема около 65 м. Идем по

очереди – когда одна подгруппа прошла участок и встала так, чтобы не сбрасывать камни, другая подгруппа начинает движение.

Рис. 2.4.10.3. Подъем на пик Байчечекей

Таким образом вылезаем на гребень. Далее до вершинного тура нужно пройти по гребню через жандармы. Некоторые можно обойти, через некоторые нужно проходить (рис. 2.4.10.4).

Рис. 2.4.10.4. Вершинный гребень

На вершину выходим в 7:55. До вершинного тура мы не дошли буквально 15 метров, хотя GPS показывает высоту уже больше, чем по отчетам – 4527 (по отчетам вершина 4415). Не дошли, так как скалы были обледенелые и дул сильный ветер. Скального снаряжения, чтобы провесить до вершины перила у нас не было с собой.

После фотографии (рис. 2.4.10.5) и поедания вершинной шоколадки в 8:15 начинаем спуск по пути подъема.

Рис. 2.4.10.5. Группа на пике Байчечекей (1Б, 4527 м)

В кулуаре, по которому поднимались, организуем командные перила для спуска (тут же висят несколько чужых спусковых петель) (рис. 2.4.10.6).

Рис. 2.4.10.6. спуск по командным перилам с командной страховкой

Так как кулуар камнеопасный и много острых кромок камней, на случай повреждения перильной веревки организуем верную командную страховку (рис. 2.4.10.7).

Рис. 2.4.10.7. Организация командной страховки

Последний участник спускался по двойной веревке. Перила были закреплены на двойном расходном репшнуре (7 мм).

В 9:20 возвращаемся в лагерь. Ходовое время: 1 час 35 минут.

В 10:40 свернув лагерь, начинаем спуск по осыпному склону 30гр. с западной седловины перевала. Спускаемся зигзагом плотной группой в касках с самостраховкой ледорубом (рис. 2.4.10.8). По склону видна еле заметная тропа.

В 11:00 выходим к открытому леднику, надеваем кошки и продолжаем движения, придерживаясь правого поход движения борта ледника (рис. 2.4.10.9).

Рис. 2.4.10.8. Путь спуска с перевального взлета в сторону ледн. Учитель

Рис. 2.4.10.9. Движение по верхнему ярусу ледн. Учитель

Попадаются трещины, много следов камнепадов, ледник пологий, порядка 5гр.. Обходим слева по ходу движения большую трещину и подходим к краю ледопада. По всем отчетам ледопад обходится справа по ходу движения, но мы, обходя трещину, подошли к его левому краю по ходу движения. Здесь тоже можно его без проблем обойти по морене (рис. 2.4.10.10).

Рис. 2.4.10.10. Обход ледопада

В 11:30 снимаем кошки и спускаемся по осыпному (осыпь живая) склону 20гр.-25гр..

К 11:50 проходим крутую часть ледопада, надеваем кошки и продолжаем движение по пологому открытому леднику (рис. 2.4.10.11).

Если держаться левого борта ледника, наклон меньше, но протяженность пути больше.

Рис. 2.4.10.11. Движение по нижнему ярусу ледн. Учитель Больших трещин уже нет, ледник становится более пологим.

Проходим хижину «Наука».

В 12:45 открытая часть ледника заканчивается, он зачехляется. На моренах видны сложенные из камней туры, видимо маркируют альпинистские подходы. Останавливаемся здесь на обед.

В 15:00 продолжаем движение. Спускаемся по маркированной тропе по моренам, местами идут параллельно несколько троп (рис. 2.4.10.12). В 15:45 привал, морены постепенно заканчиваются.

Рис. 2.4.10.12. Путь по моренам до хижины Рацека

В 16:20 дошли к хижине Рацека. Там два больших лагеря, останавливаемся в верхнем, так как там тише и не так много народу. Ночевка на подготовленных площадках платная – 250 сом с палатки. Бесплатно можно поставить на определенном удалении от лагеря, где есть место. После ходового дня площадку искать, а уж тем более ровнять не хочется, платим деньги.

Ходовое время от седловины перевала: 2 часа 55 минут.

2.4.11. Одиннадцатый ходовой день

11 авг. 2015

12,10

Рис. 2.4.11.1. Путь 11 ходового дня После тяжелого дня встаем позже, чем обычно.

Выход в 09:00.Спускаемся вниз по хорошей тропе. Сначала по моренам и осыпным склонам потом заходим в зону леса (рис. 2.4.11.2).

Рис. 2.4.11.2. Путь до альплагеря «Ала/Арча» На тропе есть маркировка

До а/л и гостиницы «Ала-Арча» спуск у нас занял 2 часа «грязного» времени

Попутно встречаем огромное количество туристов. Завершаем второе кольцо.

Пока ждем машину с заброской сходили в столовую альп. лагеря. Выбор блюд там не большой, но вкусно и недорого (200-250 сом). Там же есть магазинчик. Ассортимент очень скудный – газировка, шоколадки, пиво, водка.

В 13:00 приезжает машина с заброской. Начинаем третье кольцо. Перепаковываем рюкзаки и выходим в 14:12.

Проходим вниз по асфальтовой дороге около 500 м и поворачиваем налево к мосту через р. Ала-Арчу, в районе слияния р. Адыгине и р. Ала-Арчи (рис. 2.4.11.3).

Рис. 2.4.11.3. Путь к мосту через р. Ала-Арча

Мост представляет собой фермовую металлическую конструкцию (рис.

2.4.11.3).

Рис. 2.4.11.3. Переход по мосту через р. Ала-Арча

Переходим на левый берег и, немного пройдя вверх по течению, поднимаемся по тропе в долину р. Адыгине. Подъем достаточно крутой, порядка 35гр.. После подъема тропа раздваивается. Мы движемся по правой по ходу движения. Пройдя минут 10 тропа заканчивается, но по крутому склону порядка 45гр. можно подняться на нужную тропу, которая выведет к кладбищу альпинистов «приют «Северная звезда».

Лучше на развилке после подъема от реки уходить на левую тропу. Она сразу выведет к кладбищу альпинистов «приют «Северная звезда».

Мы, поднявшись по склону, делаем привал рядом с кладбищем. На часах 15:00.

Продолжаем движение дальше по тропе. Она идет чрез лес, старый

светлый лес, высокие хвойные и лиственные деревья. В 15:50 на границе леса делаем привал.

После привала продолжаем движение по тропе с плавным набором высоты. Тропа подходит ближе к р. Адыгине, долина сужается.

Параллельно траверсом правого борта долины проходят несколько троп, основная – более четкая.

В 16:45 встаем на ночевку возле мостика через Адыгине возле слияния с р. Тестор.

Ходовое время: 2 часа 5 минут + 2 часа = 4 часа 5 минут.

2.4.12. Двенадцатый ходовой день

12 авг. 2015

8,11

М/Н - р. Адыгине - озеро поз ледн. Адыгине

Рис. 2.4.12.1. Путь 12 ходового дня

В 8:10 выходим с места ночевки и тут же переходим по мостику р.

Адыгине на левый берег и продолжаем движение по тропе, идем вдоль реки, траверсом по склону (рис. 2.4.12.2).

Рис. 2.4.12.2. Переход по мостику через р. Адыгине

К 10:00 подходим к подъему на первую террасу морен ледника (рис.2.4.12.3).

Рис. 2.4.12.3. Подъем на первую террасу

Поднимаемся на нее по тропе справа по ходу движения по осыпному склону 20гр..

Далее по тропе подходим ко второй террасе (рис. 2.4.12.4). Подъем на нее тоже по тропе, придерживаясь правого борта по ходу движения. Тропа промаркирована турами из камней. Подъем более крутой и продолжительный.

Растительность резко сокращается.

Рис. 2.4.12.4. Подъем на вторую террасу

К 11:50 поднимаемся на террасу. Пройдя вперед, попадаем на небольшой ровный зеленый карман морены, его пересекают несколько родников. Судя по всему, это стоянки Электро. Здесь есть оборудованные места под палатки, с выложенными камнями ветрозащитными стенками. Решаем устроить обед.

В 13:20 выходим с обеда, поднимаемся по слабовыраженной тропе на морену ледника Адыгине по осыпному (осыпь живая) склону порядка 20гр. по левому борту морены по ходу движения.

Продолжаем движение по морене. Попадаются живые камни, но так как угол наклона незначительный, идти легко.

Виднеются постройки базы гидрогеологов. Продолжаем движение в их сторону. Путь в нескольких местах размечен турами.

В 14:30 останавливаемся около озера на противоположной стороне от построек.

Делаем разведку в поисках более подходящего места для лагеря. В 15:00 делаем последний на сегодня переход – проходим к южной оконечности большого озера до впадения в него реки, переходим ее чуть выше по снежнику, останавливаемся метрах в 100 от реки. Ровные подготовленные площадки для 2- 3 палаток на моренах. (рис. 2.4.12.5)

Рис. 2.4.12.5. Место 12 ночевки

Выяснилось, что возле второго маленького озера есть более удобные площадки под стоянки на расстоянии примерно 150 м от нашего места ночевки. Ориентир – большой камень.

До ледника от нашего лагеря идти около 5 - 7 минут. Ходовое время: 4 часа 10 минут.

2.4.13. Тринадцатый ходовой день

13 авг. 2015

20,15

М/Н - ледн. Адыгине - пер. Смена (1Б, 3971 м) - р. Ала-Арча - а/л "Ала-Арча" -- р. Ала-Арча ниже а/л.

Рис. 2.4.13.1. Путь 13 ходового дня

Традиционно подъем в штурмовой день в 04:00. Из-за очень холодного и сильного ветра откладываем выход с места ночевки. Выход: 06:43

Сразу надеваем системы и каски. Через 200 м, подходим к открытому леднику, надеваем кошки и начинаем подъем с самостраховкой ледорубом на ступень ледника по слону 15гр. (рис. 2.4.13.2), (рис. 2.4.13.3).

Рис. 2.4.13.2. Путь подъема на пер. Смена от М/Н

Часто попадаются трещины, пересекаем русла ручьев, есть следы камнепада.

Рис. 2.4.13.3. Движение по открытому ледн. Адыгине

В 7:40 делаем привал перед закрытым ледником, разбиваемся на связки (рис. 2.4.13.4). Проходим несколько широких трещин. Некоторые обходим, некоторые перепрыгиваем в узких местах. Подходим к перевальному взлету.

Рис. 2.4.13.4. Движение по закрытому ледн. Адыгине

Он собой представляет закрытый ледник порядка 30гр., в верхней части 35гр..

С седловины свисает снежный карниз. С левой стороны по ходу движения он практически отсутствует. По перевальному взлету поднялись одновременно в связках (рис. 2.4.13.5).

Рис. 2.4.13.5. Подъем по перевальному взлету

В 8:07 выходим на перевал. Седловина – частично снежная, частично – со стороны спуска – скально-осыпная. На седловине возможно поставить пару палаток.

Перекусываем, фотографируемся (рис. 2.4.13.6) и снимаем записку (рис.2.4.13.7).

Рис. 2.4.13.6. Группа на пер. Смена (1Б) на фоне цирка ледн. Адыгине.

Рис. 2.4.13.7. Записка с пер. Смена

Случайно находим еще один тур, там записка (рис. 2.4.13.8). Двух групп.

Видимо вторая группа дописала на лежащей в туре записке. Вторая надпись датируется 2007 годом

Рис. 2.4.13.8. Записка с пер. Смена

В 10:00 начинаем спуск.

Спуск представляет собой скально-осыпной склон с участками разрушенных скал.

Спускаемся плотной группой с самостраховкой ледорубом по склону порядка 25°(рис. 2.4.13.9).

Рис. 2.4.13.9. Спуск с пер. Смена в долину р. Ала-Арча

Подходим к скальному кулуару. Так как скалы сильно разрушены, и много живых камней, мы разбиваемся на две группы и плотно спускаемся через кулуар. Группы движутся поочередно, вставая при этом так, чтобы не попали камни в участников от другой группы, и не спустить камни на другую группу, когда она будет проходить ниже.

В некоторых местах спускаемся с гимнастической страховкой.

В плохую погоду, когда скалы и камни мокрые, настоятельно рекомендуем обойти этот кулуар слева по ходу движения (рис. 2.4.13.10).

Рис. 2.4.13.10. Путь спуска с пер. Смена в долину р. Ала-Арча. Красным – наш путь, зеленым – возможный путь обхода кулуара.

Далее угол наклона уменьшается, периодически проходим по снежникам. В 10:35 делаем привал. Продолжаем движение по средней осыпи (периодически встречается подобие тропы), подходим к перегибу, с которого открывается вид на долину и реку Ала-Арча.

Проходим чуть правее по ходу движения до более пологого склона, начинаем спуск. До 13:00 спускаемся зигзагами по травянистому склону с участками осыпей около 25° (рис. 2.4.13.11).

Рис. 2.4.13.11. Выход с пер. Смена в долину р. Ала-Арча

Выходим к берегу реки. В этом месте она полностью перекрыта осыпями, сошедшими с правого борта долины р. Ала-Арча.

Решаем, по какому берегу идти, зная, что мост через р. Ала-Арча возле притока Топкарагай смыло.

Решаем идти по правому берегу, по нему идет старая грунтовая дорога (рис. 2.4.13.12).

Рис. 2.4.13.12. Движение вдоль р. Ала-Арча к альплагерю.

Бродим через р. Туюк, продолжаем движение по тропе до 16:30, когда

подходим к р. Топкарагай.

Тут дорога переходит через Ала-Арчу, смытый мост лежит чуть ниже по течению. Решаем продолжить движение по правому берегу Ала-Арчи и переходим в брод Топкарагай. Утром, скорее всего, его можно пройти «по камушкам», вечером же брод по бедро, но течение не сильное.

После Топкарагая идет всежепротоптанная тропа. Тропа везде хорошо проходима. Но в одном месте есть прижимы и тропа идет фактически по руслу Ала-Арчи, по отмелям. Но после сильных дождей велика вероятность, что там пройти будет невозможно.

После прижима тропа проходит траверсом осыпного склона порядка 30гр. над обрывом. Если склон будет мокрый, проходить там может быть опасно.

Далее тропа уже заходит в зону леса, четкая, однозначная, легкопроходимая.

В 17:15 делаем привал, в этом месте дорога вновь переходит на наш берег в брод (автомобильный). Через 15 минут выходим на слияние р. Ала-Арча и р. Аксай. Здесь происходит сильное расширение русла, и перейти реки вброд не составляет никакого труда, даже во второй половине дня.

Видны постройки нац. парка «Ала-Арча», выходим на асфальтовую дорогу, по ней идем до базы Ала-Арча (19:05).

Третье кольцо завершено. На ночевку встаем в лесу на берегу Ала-Арчи ниже альп. лагеря, не доходя до моста. Созваниваемся на счет транспорта.

Говорим, что закончили раньше, что нас завтра, 14 августа, нужно доставить на Иссык-Куль.

В итоге рекомендуем спускаться с верховьев Ала-Арчи по левому берегу. Прижимов там нет, идет либо дорога, либо тропа. Перейти на левый берег можно по «мосту», где мы вышли, спустившись с пер. Смена, либо в брод возле слияния с Топкарагаем, либо чуть ниже слияния с Аксаем – там есть металлический мост. В самом верховье возле метеостанции тоже видели мост.

Ходовое время: 7 часов 20 минут.

2.4.14. Четырнадцатый ходовой день

14 авг. 2015

0,3

М/Н – автомобильная дорога

Просыпаемся, сворачиваем лагерь и через 5 минут выходим на автомобильную дорогу, где ждем заказанный транспорт.

Поход благополучно закончен! (рис. 2.4.14.1).

Рис. 2.4.14.1. Группа на финише маршрута!

3. ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

С уверенностью можно сказать поход удался. Нам удалось полностью пройти маршрут, при этом опережая график. Что позволило нам отдохнуть после маршрута на Иссык-Куле.

Команда получила новый технический и высотный опыт.