Автор: Догадько Игорь, Владивосток

«Мультинское кольцо»
или как мы Дяде Жене значок «Турист России» делали

Участники похода: Догадько Игорь, Тен Евгений (далее Дядя Женя или ДЖ).
Автор отчета: Догадько Игорь (Владивосток).
Время похода: сентябрь 2016.
Примечания:

• Я обещал Зеленому отчет без мата. Поэтому для передачи матерных диалогов будут использоваться синонимы и выделяться курсивом. Заранее прошу прощения за их нелепое звучание типа «Этот нехороший человек предаст нас при первой же опасности» (фраза Косого из фильма «Джентельмены удачи».
  • А вот не использовать «клушетермины» я не обещал, поэтому те, у кого на них особая аллергия, проходите мимо.
  • Дядей Женей (он же Дон Тэн) так я называю Тена Евгения потому что он сам дал себе такое «погоняло». Всякий раз, когда возникали некоторые проблемы (перевалы, переправы), он говорил «Держись Дяди Жени, не пропадешь».
  • Вступление:

И так, началось все с того, что у ДЖ вдруг наступило озарение, что у него нет значка «Турист России». «Перед Александром Руслановичем как-то неловко» - сказал ДЖ. Казалось, чего проще, сходи в поход на 75 км и всего-то делов. Но мы решили, что нахаживать на значок в Приморье – «читерство», Турист то России, а не Приморья. Бонусных миль Аэрофлота у ДЖ и у меня хватало как раз до Новосиба. У меня имелся некоторый собранный материал по району Мультинских озер. Это и определило наш выбор.

Изначально мы планировали радиальные выходы из долин рек Мульта, Куйгук, Крепкая. Мы ошибались.

День - 1: летим до Новосиба. Через 2 часа после посадки поезд до Бийска. Заказываем такси. Таксист говорит, что он МС по боксу и вдобавок демонстрирует бейсбольную биту, но успокаивает нас тем, что если мы будем себя хорошо вести, то применять все это он не будет. Почти впритирку успеваем на поезд до Бийска.

День: 0

Отдельное большое спасибо Леше Золотаеву, который в 6 утра на какой-то станции (не помню название) нас встретил и передал заранее купленный газ. В Бийске пересаживаемся на автобус до Мульты. Из толпы сразу выделяем туристку. Как оказалось, это Татьяна из Владивостока (водница). Сейчас живет в США. Знает Корнет Николаевича, Антона Тювеева, Зеленого. В детстве начиталась книг про Памир. Со своим другом решила, что лучше будет попасть туда через Индию. В 6 лет они отремонтировали старую резиновую лодку и отправились по морю в Индию. Их отловили возле о. Елены. Следующей попыткой было попасть в Памир по ж.д. Им было уже по 8 лет. Сняли с поезда их в Надеждинской.

В 23 часа приезжаем в Мульту. Заказанное заранее такси везет нас в Маральник на базу «Вечный Странник». Мы ставим палатку. Татьяна ночует в домике.

День1:

Маршрута у нас пока так и нет. По совету Татьяны обращаемся к хозяину, точнее супругу хозяйки базы. Очень эпичный такой дедок. Узнав, что у нас есть 13 дней, дедок посоветовал нам как бы обогнуть Мультинский узел с юго-запада, выйти в долину Тихой, сделать радиалку на Тайменье озеро и затем уже через перевалы выходить назад. Всю снарягу он предложил оставить на базе, утверждая, что она не понадобиться. Он ошибался.

В этот день была оказия заброски на Нижнемультинское озеро (800 р с человека).

Дорога по словам Татьяны ну оч-ч-чень неинтересная и мы вместе с Татьяной этой заброской воспользовались. Мы вышли на последнем перевале перед озером и пошли вдоль Проездной Мульты. Как только тропка пошла в горку стал сказываться вес рюкзаков. У меня он был где-то 27-28 кг, у ДЖ 33-34 кг, что соответствовало около трети веса каждого из нас. Относительно большой вес объясняется тем, что изначально мы не планировали автономный маршрут и не очень экономили на весе. Там же расстались с Татьяной, которая пошла в долину Проездной Мульты, а мы обходили эту долину с Севера. А в районе 18.00, когда тропа стала уходить все дальше от Проездной Мульты у безымянного ручейка встали на ночлег с видом на долину Проездной Мульты.

На следующий день запланировали дойти до брода через р. Зайчонок. Мы ошибались.

День 2: Тропа идет вверх. На высоте около 2150 м два первых озера на нашем маршруте под хребтом Холодный Белок.

ДЖ в обоих искупался. Поднялись на н/к перевал 2350м. После обеда еще один не ярко выраженный перевал 2300м и спуск в долину Зайчонка.

День был жаркий, устали и решили в 16.00 у первого же (не самого живописного) озера в долине встать на ночлег. Высота 2100 м.

Забегая вперед скажу, что обычно наш день выглядел так. Подъем 6.15-6.30. Выход 8.00-8.15. Обед 11.30-13.00. А в 16.00 мы обычно вставали на ночлег. 16.00-17.00 установка палатки, стирка, помывка, сушка. 17.00-18.00 отдых. 18.00-19.00 ужин. После 19.00 где-то до 20.00-20.30 просмотр фото, карт, обсуждение планов, трындеж.

Было решено на следующий день идти первых пол дня, а затем устроить полудневку. Мы ошибались.

День: 3 Дождь, отсидка. У нас проблемы с желудками. Наверное, из-за воды в озере. Вокруг болота. В дальнейшем, пользуясь тем, что газа у нас много (еще раз спасибо Леше Золотаеву), при таких вот подозрительных водоемах мыли посуду и чистили зубы кипяченой водой. Дождь закончился где - то в 16.00. ДЖ набрал ягод и сварил вкуснейший компот.

День: 4

До обеда вниз вдоль р. Зайчонок. После брода встали на обед. Дальше наш путь до долины Тихой через три перевала шел по скотопрогонной тропе, что мне не очень нравилось. ДЖ похоже было до фонаря. Переходим очередной н/к перевал 2200 м и падаем в долину Собачей Тихой.

Бросаем рюкзаки и с трудом находим место для ночлега без конского дерьма. На следующий день планируем перевалить на Собачью Быструю, дойти до ее верховьев, подняться по ее левому притоку и встать под самым перевалом на Тихую. Мы ошибались.

Перевали на Собачью Быструю и перед самым спуском к реке наткнулись на огромную отару овец. Тропа узкая, пришлось с пол час ждать пока эта отара пройдет. Потом за овцами увязались и коровы, а коровам туда не надо. Пастухи с помощью собак гнали коров назад. Мы все это время ждали. Потом таки перебродили Собачью Тихую в месте впадения ее в Собачью. После обеда по Собачей пошли вверх. Вроде бы и угол подъема не большой, а шлось тяжело. Шли где-то 30 идем, 10 стоим. Дойдя до впадения в Собачью нужного нам левого притока, перебродили ее и решили, что здесь встанем на ночлег. Решили отказаться от Тайменьего озера, потому что дня на два отставали от первоначальных планов и после спуска в долину Тихой встать негде (болота), а идти до Тихого озера, а потом возвращаться чтобы попасть на Тайменье не хотелось. Чтобы не попасть в болото, на спуске с перевала решили траверснуть склон, если он не очень крутой. Мы ошибались.

День: 6

На перевал (2210м) вышли в 10.30.

Попробовали траверснуть склон. Вначале и тропа какая-то была. Но тропа закончилась, а крутой склон остался и он упирался в скальные сбросы. Пришлось спускаться долину и идти вверх по болоту. Так без обеда мы и дошли до Тихого озера (H – 1850м), где и остановились на ночевку.

Черники там столько, что можно есть и собирать ее в течение часа не сходя с места. Выпили 2 литра компота и еще 1 литр залили в термос на завтра.

Дальнейший путь в Верхнему Тихому озеру казался непростым. Непросто даже обогнуть озеро. Пешая часть маршрута закончилась. Начиналась горная. На следующий день планировали за пол дня дойти до Верхнего Тихого (H- 2400м), пол дня отдохнуть и на следующий день рвануть на перевал Крепкий 1А (2800м). Мы ошибались.

День: 7

Чтобы обогнуть озеро пришлось набирать около 100м, потом сбрасывать. Подъем вначале был читаемым. Где-то пришлось подлезть по скалам, где то травянистому склону. С направлением второй половины подъема мы немного ошиблись. И последний километр пути шел хоть и небольшим подъемом, но по очень крупному курумнику. Когда мы наконец-то добрались до Верхнего Крепкого, ДЖ воскликнул «Завтра дневка!». Я согласился. Верхнее Крепкое – настоящее горное озеро. Вокруг скалы и снежники. Никаких там тебе лужаек.

Перевал с озера не виден. Путь к нему не читаем. Поэтому завтра с утра решили сделать разведку, а затем отдохнуть. Мы ошибались.

День: 8

Над Северной частью озера нависает скала, которую разделяют водопад и крутой осыпной кулуар. Мы решили пройти через них. Пройти налегке удалось. Но решили, что с рюкзаками это будет сделать проблематично. После траверса скалы дальнейший путь на перевал был не сложным. Назад прошли в обход, через верх скалы. Решено завтра было так и идти, несмотря на то что придется набирать лишние 150 метров. Тут ДЖ вспомнил, что самая высокая вершина на которой он был это Улун 2221 м. И он решил сходить на безымянную вершину чуть более 3000м, которую нам рекомендовал дедок. Я решил отдохнуть перед завтрашним днем. И надо же: ДЖ на этой самой вершинке (3004) встретил того самого дедка, который водил туда галдящую бестолочь. ДЖ сначала дедка не узнал и пожаловался, что какой-то дедок-клушегуб загнал нас на этот маршрут. Когда выяснилось, что это тот же самый дедок, то он предложил забрать ДЖ назад на лошадях. Отдельно нужно остановиться на снаряге дедка. Ля Спортиво и Замберланы, термобелье и мембрана, кошки и ледорубы говорили они. Дедок прошел весь Катунский хребет в резиновых сапогах, в которых копает картошку и дождевике».

На вопрос, а как же ледники, ответ: «Беру камень и рублю ступени». Я как водится, в лагере накипятил для ДЖ термос чаю, но он не набросился на чай, как предполагалось по приходу. Впечатлившись нытьем ДЖ, галдящие бестолочи напоили его лимонадом, коньяком, угостили колбасой и сыром. Лишнее подтверждение пословицы: «Как поноешь, так и пойдешь». Завтра решили выйти пораньше. Мы ошибались.

День: 9

Дождь, отсидка. Решили на следующий день выйти пораньше, перевалить в долину реки Крепкая и подойти как можно ближе к перевалу Перевальный 1А. Мы ошибались.

День: 10

С утра столкнулись с маленькой проблемой. Снежники, накануне политые дождем, ночью замерзли и оказались абсолютно непроходимыми. Пришлось одевать кошки. Тут ДЖ вспомнил добрым словом БЗПА (Анну Филимоненко), которая спонсировала его кошками. Дальше перевал прошли без проблем. Он оказался не 2800 м, как пишут везде, а 2600, сняли записку ГК «Горизонт», оставили свою.

К обеду пришли на озеро Верхнее Крепкое. ДЖ предложил: может останемся здесь. Место действительно, обалденное.

На значок ДЖ мы уже находили, а значит торопиться не куда. Обратно мы могли выйти без всяких перевалов по долине Крепкой и я согласился. После обеда еще раз внимательно посмотрели на карту и обратили внимание на то, что до перевала Перевального нам около 5 км по очень не простому рельефу с потерей высоты 300м, а до перевала Детский 1А нам чуть больше километра. К тому же в первом случае нам бы пришлось возвращаться по частично уже пройденной тропе вдоль Проездной Мульты. А во втором случае мы падали в долину Мульты. И через Среднее и Нижнее Мультинское озеро замыкали круг. Да, и быть в районе Мультинских озер и не побывать на самих этих озерах, как то неправильно. Пошел на разведку перевала. Нашел путь, хоть и не совсем легкий, но проходимый без снаряги. Встреченные мною «галдящие бестолочи» из Новосибирска уверили, что с той стороны перевала «все хорошо». Они ошибались.

День 11

До перевала Детский 1А (2500) шли достаточно долго, но почти без приключений. Перед самым перевальным взлетом достаточно протяженный снежник градусов 30. ДЖ одел кошки. Я побил ботинком снег. Вроде бы бьется.

ДЖ пройдя снежник увидел, что я без кошек крикнул: «Ты что неумный человек?» Посмотри вниз. Но у меня нет такой дурной привычки смотреть вниз на подъеме». Я пригрозил ДЖ, что если он будет разговаривать со мной в таком тоне, то я не буду писать безматерный отчет и оформлять документы в МКК, если мы находим на какую нить единичку. И он не получит ни значка ни разряда. Это подействовало. На перевале сняли записку того же ТК «Горизонт». Они шли в обратном нам направлении.

Спуск оказался несколько сложнее. Скальный участок градусов 70-80, метров 7 и такой же травяной склон метров 50. Дальше все полого, как казалось. Поговорили от том, что этот поход без клушегубства получился. Мы ошибались.

С перевала висела дюльферная веревка с узлами через каждые 2 метра, что позволяло спуститься без системы спортивным дюльфером. Рюкзак ДЖ спустили на пол- веревки, которую нам спонсировала БЗПА, «Не зря же ее носили» - подумали мы тогда.

Мы вышли на плато на высоте 2200м. Решили пообедать на одном из ручейков на краю плато и осмотреть спуск к озеру Славных Девчат.

Спуск показался нам не сложным. После обеда через час будем на озере, а дальше решим оставаться на нем или спускаться дальше к Мульте. Мы ошибались.

Вначале спуск по курумнику был не сложным. Затем мы стали выходить на очень крутые трявяные склоны, заканчивающиеся скальными сбросами. Приходилось искать пути обхода. На одном из таких сбросов (метра 4) повесили таки пол - веревки БЗПА, одели системы и дюльфернули по очереди на единственной спусковухе ДЖ.

А потом мы вышли на сбросы метров 20-25. Учитывая, что пол веревки как раз и составляли метров 20- 25, пришлось поизголяться. ДЖ последний участок проходил свободным лазанием. Когда ДЖ спустился до относительно полого склона, было видно его возбуждение. Далее мы без приключений спустились к озеру.

Было 19.00. О том, чтобы идти дальше, не было и речи. Напились чаю. ДЖ даже ужинать не стал. Обсудили прошедший день. Еще раз добрым словом вспомнили БЗПА за спонсированные нам пол-веревки. Отметили состоявшееся таки клушегубство ДЖ. Только не определили кто клушегуб. Может тот, кто присвоил этому перевалу категорию 1А? А может галдящие бестолочи из Новосиба которые сказали, что с той стороны перевала «все хорошо». Все, горная часть маршрута окончена, осталась только пешая. Со второй половиной фразы мы немного ошиблись.

День 12

Утром пошел снежок. Сначала несильный и без ветра. Надо валить вниз. Быстро собрались и повалили вниз. Сначала по звериной тропе. Однако вскоре тропа исчезла. Стали спускаться к левому притоку Мульты, вытекающему из озера. Спуск неприятный, камни.покрытые травой, поваленные деревья и вдобавок усиливающийся снег и появившийся ветер. Путь вдоль притоки еще более неприятный, болото. На конец вышли к Мульте. Перебродить не составляло труда. В сухую погоду с легким рюкзачком теоретически можно это сделать не замочив ног. По правому берега Мульты должна быть тропа. Но берег очень сильно заболочен. Трудно проходимые кусты. Несколько сот метров до тропы дались нелегко. В общем, вдобавок к пешей и горной части, хапнули немного таежной. Но этим дальневосточников не удивишь. Замерзшие вышли к развилке к ВерхнеМультинскому и Поперечному озерам. Идти к ним или одному из них нам не захотелось, да и пропусков не было. Часа за два дошли до Среднемультинского озера

и до кордона на нем. Вроде температура чуть ниже нуля и ветер не такой уж сильный, но замерзли. Решили пообедать. Дверь в домик егерей закрыта, но из трубы валит дым, на столе лежит бинокль. Значит скоро будут. Нашли открытый домик. Решили здесь согреться и просушиться. ДЖ в очередной раз подтвердил фразу «Держись ДЖ», в считанные минуты наколол дров и растопил печь. Вот, что значит жить в своем доме. Пришедший егерь взял с нас по 300 р за ночевку в домике, что для этих мест совсем не дорого. На следующий день мы планировали дойти до базы на Нижнемультигнском и в случае оказии доехать до Маральника. Мы ошибались.

День 13:

Минут за 40 дошли до Шумов. Это переток между Среднемультинским Нижнемультинским озерами.

В начале лета представляет собой серьезное препятствие. Мы перебрались через Шумы без каких либо проблем не замочив подошвы ботинок. Еще минут 40 и мы на северной стоянке Нижнемультинского озера.

Транспорт стоит. Когда он пойдет в Маральник и сколько это будет стоить никто сказать не может. Погода отличная: ни холодно, ни жарко. Мы решили идти пешком. Через час пришли в точку начала маршрута, замкнув таким образом кольцо.

Интересно, что по показаниям GPS это кольцо составило ровно 100 км. Таким образом у нас набралось на пешую, а с учетом двух перевалов 1А на горную единичку.

По пути прошли через маральник (Маральник – это поселок, а маральник огороженная забором территория, где водятся маралы). Удалось увидеть жопу одного марала. Еще через 4 часа мы были в Маральнике. Всего пройдено 113 км.

В поселке пошли на базу «Вечный странник» поблагодарить дедка за консультации. Хозяйка, узнав что мы не будем останавливаться, всем видом показала, что нам не рада и сама вызвала нам такси до Мульты. Мы поблагодарили дедка, который в отличии от хозяйки был рад нас увидеть. Как могли помылись в ручейке, переоделись в чистое, сожрали последнее сало и конфеты. Далее все стандартно, магазин вкусняшки, Новосиб, жрачечные, зоопарк, самолет, Владик.

Некоторые дополнения:

• Основу питания (обед и ужин) составляло Гала-Гала. Считаю рациональным для малых групп. Выигрыш в весе, времени на приготовление, проигрыш в стоимости, заморочек на закупку
  • Готовили исключительно на газу. Проигрыш в весе, стоимости, заморочках на закупку, если летите самолетом, выигрыш во времени и усилиях на сбор дров, выборе места стоянки.