Автор: Сергей Толстенко, к/т «Абрис», г. Королев

Отчет о горном походе 3 к.с. по Центральному Кавказу (Тепли-Джимарай-Казбек) в июде-августе 2014 года

• Обозначения «правый», «левый» берег, склон применяются в соответствии с орографией, если не оговорено иное.
  • В районе похода действует московское время.

Сокращения, используемые в тексте:

• ПХД = «По ходу движения»
  • ЧХВ = «Чистое ходовое время»

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

1.1. Проводящая организация

Поход был совершен в качестве учебно-тренировочного похода в рамках школы горного туризма специализированного уровня, организованной Федерацией спортивного туризма Московской области, с отделениями в городах Долгопрудном и Королеве, начальник школы - старший инструктор по горному туризму Мартынов Владимир Викторович.

1.2. Район проведения

Российская Федерация, республика Северная Осетия-Алания, горный район Центральный Кавказ (Тепли-Джимарай-Казбек).

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина (вид туризма)

Категория сложности маршрута

Протяженность активной части (с учетом коэф- та 1,2)

Продолжитель ность активной части

20.07.2014 –
02.08.2014

1.4. Подробная нитка маршрута

Пройденный маршрут: с.Цми – д.р.Цмиакомдон – пер.Лья-Цми Сев. (1Б) – д.р.Льядон – пер. Сталь Юж. (2А) – д.р. Бугультадон – д.р. Дзамарашдон – пер.Динамо (1Б) – лед. Мидаграбин – Мидаграбинский каньон (1Б) – д.р. Мидаграбин – сел.Джимара – д.р.Цатадон – пер.Шелестенко (2А) – д.р. Геналдон – сел.Тменикау – пос. Кармадон

1.5. Обзорная карта региона с указанием маршрута

shema
1.Начало движения 2.Ночь 1 3. пер.Лья-Цми 4.Ночь 2 5.Ночь 3 6.пер.Сталь Южная 7.Ночь 4 8.Ночь 5 9.Ночь 6 10.пер.Динамо 11.Ночь 7 12.Ночь 8,9 13.с.Джимара 14.Ночь 10 15.Ночь 11 16.пер.Шелестенко 17.Ночь 12 18. пос.Кармадон

1.6. Определяющие препятствия маршрута

1Б, 3300м

Осыпь, снег

Осыпь

Из дол.р.Цмиаком дон в дол. р.Льядон

Перевал Сталь Южный

2А, 3400м

Снег, лед, осыпь

Осыпь, скалы, снег, бергшрунд, закрытый ледник

Из дол.р. Льядон в дол. р.Бугультадон

Перевал Динамо

1Б, 3760м

Осыпь, снег

Лед, Снег

Из дол.р. Дзамарашдон в дол.р.Мидаграбин

Мидаграбинский каньон

Скалы, осыпь

По дол.р. Мидаграбин, с лед.Мидаграбин до с.Джимара)

Перевал Шелестенко

Фамилия, имя, отчество

Год рожд.

Обязаннос ти

Опыт участия в горных путешествиях

Толстенко Сергей Николаевич

1962

Руководитель

4ГР (Ц.Кавказ) 5ГУ (Ц.Кавказ)

Евстигнеева Елизавета Юрьевна

1976

Зам.руково- дителя,
фотограф

3ГР (Ц.Кавказ) 4ГУ (Ц.Кавказ)

Бочагин Михаил Рудольфович

реммастер

2ГУ (Ц.Кавказ)

1.8. Маршрут рассмотрен и утвержден

МКК ТССР Федерации спортивного туризма Московской области, 150-00-455530020, маршрутная книжка № 30/2014.

2. Основной раздел

2.1. Общая смысловая идея похода.

Маршрут планировался в рамках школы горного туризма специализированного уровня, организованной Федерацией спортивного туризма Московской области, отделения в городах Долгопрудный (т/к «Траст») и Королев (Федерация спортивного туризма г. Королева, клуб туристов «Абрис»).

При выборе маршрута основной целью было побывать в регулярно посещаемом, но новом для нас районе – восточной части Центрального Кавказа (Тепли, Джимарай, Казбек), провести занятия по отработке технических приемов на горном рельефе, пройти соответствующие категории маршрута перевалы, закрепить полученные во время курса лекций знания и навыки.

Важную роль при выборе района путешествия играло удобство подъезда и отъезда, а также бюджет похода, который значительно ниже, чем для походов в Азии (особенно если ехать поездом туда и обратно). Была также реализована необходимость уложиться в 2 недели отпуска, актуальную для половины участников. В район похода одновременно с нами заезжала группа под руководством Чугунова В.А., проходившая горный маршрут 1 категории сложности в рамках школы горного туризма базового уровня (проводящая организация – Федерация спортивного туризма Московской области, на базе Федерации спортивного туризма г.Королева, клуб туристов «Абрис»). Это позволило осуществлять взаимодействие и подстраховку данной группы.

2.2. Варианты подъезда и отъезда. Регистрация. Закупка продуктов

2.2.1. Варианты подъезда и отъезда.

В район путешествия добирались следующим образом. Руководитель группы Толстенко С., вместе с руководителем группы 1 к.с. Чугуновым В. и одной из его участниц, заранее выехали в Владикавказ на легковой автомашине из Королева, чтобы к моменту приезда участников развезти заброску продуктов по долинам, получить на руки пропуска (пограничные, в заповедник) и заказать машину для завоза групп в район похода.

Основная часть обеих групп ехала на поезде №34 Москва-Владикавказ, отправление из Москвы 18 июля 2014г. в 21-52, прибытие в Владикавказ 20 июля в 09-20. Стоимость билета в плацкартный вагон 3048 руб. Возможно также лететь самолетом из Москвы во Владикавказ, стоимость билетов ~ 6000руб.

От Владикавказа у нас была арендован микроавтобус Mercedes-Benz на 19 посадочных мест, (обе группы 1 к.с. и 3 к.с. в составе 12 человек спокойно поместились вместе со всеми рюкзаками). Микроавтобус довез нас до селения Цми, за 12 человек заплатили 5000 руб. Эта же машина нас забирала и обратно из пос.Кармадон до Владикавказа, стоимость та же – 5000 руб.

Обратно из Владикавказа в Москву основная часть обеих групп так же ехала на поезде

№33 Владикавказ-Москва, отправление из Владикавказа 2 августа в 17-46, прибытие в Москву 4 августа в 06-28. Цена билета в плацкартный вагон 3048 руб. Один человек летел самолетом из Владикавказа (авиакомпания S7, цена билета 6500 руб).

2.2.2. Погранзоны.

Для нахождения в приграничной зоне вблизи Главного Кавказского хребта, в которой пролегала основная часть маршрута, необходимо оформить пропуска.

Пограничное управление ФСБ РФ по РСО-Алания (регистрировались по эл.почте): 362019, Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ул. Зураба Магкаева, 77, тел.+7(8672)409307, эл.почта pu.rsoalania@fsb.ru. Возможно оформление как индивидуальных, так и групповых пропусков. Мы оформляли индивидуальные пропуска по ходатайству Федерации спортивного туризма. Срок оформления пропусков для граждан РФ около 7 дней, но мы отправляли ходатайства примерно за 3 недели до похода.

Пограничные пропуска у нас проверялись сотрудниками погранслужбы во всех долинах, ведущих к ГКХ.

2.2.3. Заповедник.

Пропуска в Северо-Осетинский Заповедник оформляются в Управлении заповедника (регистрировались по эл.почте): 363245, РСО-Алания, г. Алагир, ул. Ч. Басиевой, 1, тел. (86731) 3-10-59 (86731) 2-23-87 (86731) 3-19-62, http://www.zapovednik15-osetia.ru. Для оформления пропусков надо отправить схему маршрута с обозначенными местами ночевок и список группы с паспортными данными на электронную почту zapovednik@lenta.ru .

Пропуск у нас проверяли в долине р.Дзамарашдон, у второй группы – в долине р.Бугультадон.

2.2.4. МЧС.

ПСО МЧС РФ по Республике Северная Осетия-Алания (ездили лично). Официальный адрес: Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, пр-кт Коста, 273, тел.+7(8672)51- 69-90. Начальник отряда Тавасиев Руслан Андреевич, рабочий тел.(8672)749967. Но сам отряд и оперативный дежурный находится в Пригородном районе Владикавказа (широта: 43°4'16.83''N (43.071342), долгота: 44°35'39.01''E (44.594169)), телефон +7 (8672) 405-447 (оперативный дежурный, круглосуточно). Адрес электронной почты sorpss@mail.ru. По окончании похода отзванивались об окончании маршрута по телефону оперативного дежурного.

2.2.5. Прочие контакты

Для оформления погранпропусков и транспорта можно воспользоваться услугами различных турфирм:

2.2.6. Заброски.

Для облегчения рюкзаков нами были оставлены 2 заброски с продуктами и газом.

1) в долине р.Бугультадон (закапывали в крупных камнях ниже Хилакского нарзанного источника).

2) в с.Джимара (оставляли у гостеприимных местных жителей).

Третья «условная» заброска (с вещами для поезда) была нами оставлена в с.Тменикау (у местных жителей).

Все заброски благополучно дождались нашего прибытия к ним. Заброски развозились на личном автомобиле.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Благодаря близости населенных пунктов практически из любой точки маршрута можно за несколько часов пешком без использования специального снаряжения выйти в цивилизацию. Исключение составляют только верховья реки Мидаграбиндон, т. к. самый простой выход к населенному пункту проходит через Мидаграбинский каньон и требует применения веревок для спуска по скалам и «бараньим лбам».

Возможны следующие аварийные выходы с маршрута:

• из долины реки Цмиакомдон в селение Цми (с.Зарамаг)
  • из долины рек Льядон - к погранпереходу на трассе в долине реки Закка
  • из долины рек Бугультадон и Дзамарашдон в пос.Верхний Фиагдон
  • из долины р.Цатадон – в с.Джимара
  • из долины р.Геналдон - выход в с.Тменикау и пос.Кармадон

Запасные варианты при движении по маршруту были заявлены следующие:

• Вместо пер.Сталь Южная (2А): пер.Гуркумта (1Б) + пер.Колота Верх. (1А)
  • Вместо пер.Динамо (1Б): пер.Дзамараш (1А)

2.4. Изменения маршрута и их причины

Пройденный маршрут полностью совпадает с заявленным.

2.5. График движения и высотный график

H, м
по GPS

dh, м

Сложные участки и способы их преодоления

Метеоусловия

д.р.Цмиакомдон –

3ч 10мин

Сначала грунтовая дорога,
далее тропа в луговой зоне

ночевка в луговой зоне на левом берегу р.Цмиакомдон

21/07

На спуск – мелкая осыпь,
самостраховка ледорубом,
участок крутого
травянистого склона (до 30гр)

Переменная
временами
дождь, туман

пер.Лья-Цми Сев. (1Б) –

спуск по осыпному склону, далее по луговой зоне в д.р.Льядон –

спуск

ночевка на левом берегу р.Льядон (у озера)

22/07

небольшой дождь

подход под пер. Сталь Юж. (2А) по осыпному склону –

подъем

ночевка на морене под перевалом

23/07

7ч 45мин

4,5

+463
-663

Подъем на перевал по осыпному,
снежному, местами ледовому склону
(кошки, ледоруб), возможно
падение камней с боковых скал.
Спуск по скально-осыпному
склону (перила), возможно падение
камней с боковых скал,
бергшрунд (левая сторона
была засыпана снегом), далее закрытый

Переменная
облачность

подъем на снежному, осыпному, местами ледовому склону –

пер. Сталь Юж. (2А) –

спуск по закрытому леднику, далее по моренным грядам в д.р. Бугультадон –

ночевки альпинистов

вечером дождь, туман

место слияния рек Бугультадон и Дзамарашдон –

2050

подъем по грунтовой дороге в дол.р.Дзамарашдон –

подъем

ночевка у первого правого притока р.Дзамарашдон в луговой зоне

2070

(автомобильный брод)

к вечеру дождь,
гроза, туман

грунтовая дорога в луговой зоне – тропа в луговой зоне –

ночевка на травянистом склоне на высоком правом берегу р.Дзамарашдон

26/07

7ч 25мин

+890
-580

На подъем средняя осыпь,
живые камни,
в верхней части есть участок снежника.
Спуск по снежно-ледовому
склону (перила), далее движение
по леднику в сторону пер.Дзамараш
(внимание, со склонов
сверху сходят камни)

днем переменная облачность,
к вечеру в долинах
ходит туманное облако

Подход под пер.Динамо по травянистым склонам , далее моренные гряды, перевальный взлет - среднекаменистая осыпь, с участком снежника в верхней части –

пер.Динамо (1Б) –

спуск по снежно-ледовому склону, далее по моренным грядам –

ночевка на моренных грядах над боковой мореной лед. Мидаграбин

27/07

7ч 55мин

8,5

-1190

Переправа через р.Мидаграбин
под языком лед.Мидаграбин
(страховочные и грузовые перила)
спуск в каньоне – скалы,
бараньи лбы (перила)

С утра переменная облачность,
с обеда пасмурно, дождь, туман

Спуск по моренным грядам под язык лед.Мидаграбин – переправа (занятия) через р.Мидаграбин– Мидаграбинский каньон (1Б) – криволесье в д.р. Мидаграбин -

спуск

ночевка в луговой зоне на правом берегу р.Мидаграбин после правого притока (ниже водопадов)

28/07

М.н. в д.р. Мидаграбин (вынужденная дневка)

Дождь, туман

29/07

3ч 45мин

-350
+515

Переменная облачность, вечером туман

грунтовая дорога в луговой зоне –

с.Джимара –

тропа в луговой зоне д.р.Цатадон –

подъем

ночевка в луговой зоне на правом берегу р.Цатадон

30/07

2ч 35мин

+645

Камни во льду на моренных грядах

С утра ясно, днем переменная облачность, туман

тропа в луговой зоне, далее моренные гряды –

подъем

Ночевка в моренных грядах ледника Цата на правом берегу р.Цатадон

31/07

11ч 45мин

+1040
-1600

При подъеме крутой
осыпной склон (до 35-40гр),
с участками скал и снежно-ледовыми участками,
есть участки узкого кулуара, возможно падение камней по кулуару и с боковых склонов.

С утра ясно, днем переменная облачность иногда туман

Подъем сначала по моренным грядам, замет по осыпному кулуару, местами с выходами скал, встречаются снежно- ледовые участки –

пер.Шелестенко (2А) –

ночевка на горячих ваннах на левом берегу р.Геналдон

01/08

3ч 20мин

-800

Возможен обвал тропы

С утра ясно, днем переменная облачность

тропа в луговой зоне – с.Тменикау –

18. пос.Кармадон

2.6. Техническое описание прохождения группой маршрута

2.6.1. Характеристика пройденных перевалов

Перевал Лья-Цми Северный (1Б, 3300)

• Расположен: Центральный Кавказ, район Тепли, в Боковом хребте севернее ГКХ, южнее п.Инес.
  • Связывает: дол.р.Цмиакомдон и дол.р.Льядон
  • Характер: осыпной
  • Ориентация склонов: запад-восток
  • Номер в классификаторе: ?(перевал указан в базе Голубева М. http://caucatalog.narod.ru/base/east.html)

с сайта http://westra.ru/passes/Passes/8691

42°43 ' 23.622240 '' N

N42°43'13,38"

44°4 ' 37.318971 '' E

E44°04'29,25"

• Необходимое снаряжение: Ледорубы, каски.
  • Описание дается: от сел.Цми до места ночевки в долине р.Льядон (у озера).
  • С перевала снята записка: в нескольких турах на перевале записку не нашли.
  • Расположен: Центральный Кавказ, район Тепли, в Боковом хребте севернее ГКХ, южнее в.Тепли и севернее в.Нар.
  • Связывает: ледник Нар 2 и ледник Тепли Южный
  • Характер: скально-ледовый
  • Номер в классификаторе: 7.23
  • Координаты:

Перевал Сталь Южная (Тепли Восточный) (2А, 3400)

с сайта http://westra.ru/passes/Passes/3964

42° 43 ' 9.058800 '' N

N42°43'13,70"

44° 7 ' 40.080000 '' E

E44°07'43,07"

• Необходимое снаряжение: Ледорубы, каски, кошки, страховочные системы, веревки, расходные петли, могут понадобиться скальные крючья.
  • Описание дается: от места ночевки у озера в дол.р.Льядон до слияния.р.Бугультадон и Дзамарашдон. С перевала снята записка: от 05.08.2012г., группы туристов г.Ульяновска и г.Самары (рук. Борисов А., arietsulyanovsk@mail.ru, маршрутная книжка №161-12Г).
  • Расположен: Центральный Кавказ, район Джимарай-Казбек, в отроге Хохского хребта, между в.Цариут и в.Динамо.
  • Связывает: дол.р.Дзамараш и ледник Мидаграбин
  • Характер: снежно-осыпной
  • Номер в классификаторе: 8.10
  • Координаты:

Перевал Динамо (1Б, 3760)

с сайта http://westra.ru/passes/Passes/3984

42°44 ' 6.039932 '' N

N42°44'07,07"

44°18 ' 20.867413 '' E

E44°18'22,44"

• Необходимое снаряжение: Ледорубы, каски, страховочные системы, веревки, при малом количестве снега могут понадобиться ледобуры.
  • Описание дается: от места слияния р.Бугультадон и р.Дзамарашдон до ночевки на морене лед.Мидаграбин.
  • С перевала снята записка: от 21.07.2012г., группы туристов ТК «Ратибор» г.Ставрополь (рук. Кривоногов В.Г. shooher01@mail.ru).
  • Расположен: Центральный Кавказ, район Джимарай-Казбек, верховья р.Мидаграбин.
  • Связывает: дол.р.Цата и дол.р.Геналдон
  • Характер: скально-осыпной (бараньи лбы)
  • Ориентация: запад-восток
  • Координаты начала-конца:

Мидаграбинский каньон (1Б)

WGS84

по нашему GPS (начало спуска)

по нашему GPS (конец спуска, нижняя часть, район водопада)

N42°45'19,97"

N42°45'44,70"

E44°21'31,79"

E44°21'44,15"

• Необходимое снаряжение: каски, страховочные системы, расходные петли, скальные крючья, веревки.
  • Описание дается: от ночевки на морене лед.Мидаграбин до с.Джимара.
  • Расположен: Центральный Кавказ, район Джимарай-Казбек, в отроге Хохского хребта, между п. Геодезист и в. Цата.
  • Связывает: дол.р.Цата и дол.р.Геналдон
  • Характер: скально-снежно-осыпной
  • Номер в классификаторе: 8.55
  • Координаты:

Перевал Шелестенко (2А, 3870)

с сайта http://westra.ru/passes/Passes/4029

42° 45 ' 27.072000 '' N

N42°45'26,69"

44° 26 ' 11.436000 '' E

E44°26'11,96"

• Необходимое снаряжение: Ледорубы, каски, при большем количестве снега/льда могут понадобиться кошки, веревки.
  • Описание дается: от сел.Джимара до пос.Кармадон
  • С перевала снята записка: от 26.07.2013г., группы туристов г. Гомель, Калиновичи и Будо-Кошелево (Беларусь) (рук. Канаш О., olegkanash@gmail.ru).

2.6.2. Описание пройденного маршрута

20 июля 2014 г. (воскресенье)

День 1

Владикавказ – с.Цми – д.р.Цмиакомдон – ночевка в луговой зоне на лев. Берегу р.Цмиакомдон

5км

Набор высоты: +726м

ЧХВ = 3ч 10мин

ПЕРЕВАЛ ЛЬЯ-ЦМИ СЕВЕРНЫЙ (1Б)

В 9:20 прибыли во Владикавказ на поезде, в 9:40 отправились на микроавтобусе в сторону селения Цми. По дороге остановились у кафе для покупки осетинских пирогов на обед.

Через 2 часа (в 11-40) приехали в долину реки Цмиакомдон, к поляне у автомобильного брода. Высота 1844м. Выгружаемся, переобуваемся и начинаем движение вверх по долине реки Цмиакомдон (Фото1). Сначала перешли на левый берег по мостику, расположенному немного выше брода по течению. Идем по несколько заросшей грунтовой дороге, ведущей к кошу выше по течению. Дорога в луговой зоне, переходы по 20-25 минут, привал 10 минут. Начинает капать дождь, постепенно усиливаясь.

Фото 1. Место выгрузки из микроавтобуса и начало пути движения по долине р.Цмиакомдон

Через ~2 км дорога уходит влево (автомобильный брод) и продолжается по правому берегу реки до коша. Мы продолжили движение по слабо выраженной тропе по левому берегу (от реки справа по ходу) (Фото2), но имеет смысл идти по дороге по правому берегу мимо коша.

В 13:45 сделали часовой привал на обед.

Через 10 минут движения после привала на другом берегу реки показался кош, вверху справа от нас пасется отара овец. Через 2 перехода подходим к мостику (выше коша), переходим на правый берег реки (Фото 3, 4), где идет множество скотных троп.

Фото 2. Движение вверх по долине по левому берегу р.Цмиакомдон

Фото 3. Мост через р.Цмиакомдон выше коша

Фото 4. Подъем по долине р.Цмиакомдон (вид вниз по ущелью)

На привале выяснилось, что где-то по дороге от мостика потеряли запасной аккумулятор от фотоаппарата, сделали 40-минутную остановку для поисков, которые не увенчались успехом. Продолжаем идти по правому берегу реки по ярко выраженной тропе, левый берег более крутой.

В верховьях река разбивается на несколько нешироких ручьев, которые спокойно переходятся по камням, левый склон выполаживается. Мы начинаем придерживаться левого борта долины, направляясь в сторону наших перевалов Лья-Цми Северный (и Южный – для группы 1 к.с.).

После длинного (~1 час) перехода становимся лагерем в луговой зоне, немного не доходя до начала подъема на пер.Лья-Цми Южный (Фото 5). Ровные травяные площадки, рядом есть ручей. Здесь наш маршрут с группой Чугунова расходится, их перевал Лья-Цми Южный, наш - Лья-Цми Северный. Высота лагеря 2570м (Фото 6). Отбой в 21:00.

Фото 5. Начало подъема в цирк пер.Лья-Цми Южный (1А).

Фото 6. Лагерь в верховьях р.Цмиакомдон Ходовые отрезки:

• 12 00 – 12 20 (подъем по долине р.Цмиакомдон по левому берегу, грунтовая дорога в луговой зоне)
  • 12 30 – 12 45 –«»–
  • 12 55 – 13 20 (подъем по д.р.Цмиакомдон по левому берегу, неявно выраженная тропа в луговой зоне)
  • 14 25 – 14 50 –«»–
  • 15 00 – 15 40 (мостик у коша, подъем по д.р.Цмиакомдон по правому берегу, тропа в луговой зоне)
  • 16 30 – 17 30 (подъем по д.р.Цмиакомдон по правому берегу, движение к левому борту долины)
  • ЧХВ 3час 10 мин

21 июля 2014 г. (понедельник)

День 2

М.н. – подъем на пер.Лья-Цми Сев. по травянистому, затем осыпному склону, встречаются снежники – пер.Лья-Цми Сев. (1Б) –
спуск по осыпному склону, далее по луговой зоне в д.р.Льядон – ночевка на левом берегу р.Льядон (у озера)

13 км

Набор высоты: +680м/-750м

ЧХВ = 5ч 40 мин

Всю ночь шел дождь. Дежурные поднялись в 6:00, группа вышла на маршрут в 7:30, на удивление быстро для первой ночевки. Интервал движения 20-25 минут на переход, привал 10 минут. Поднимаемся по травянистому склону, местами с выходом скальной породы, уклон возрастает от 10 до 25 градусов. (Фото 7). По ходу пересекаем два небольших ручья. Явно выраженной тропы не просматривается. Каждый для себя сам выбирает удобный путь подъема. Бараньи лбы посреди зеленки обходим слева по ходу (Фото 8).

Фото 7. Начало подъема в цирк перевала Лья-Цми Северный (вид по долине вниз).

Фото 8 . Подъем к перевалу Лья-Цми Сев. Бараньи лбы обходим слева по ходу

Когда поднялись выше бараньих лбов, сверху начал наползать туман (Фото 9). Через 1ч. 30 мин ЧХВ трава закончилась, движемся по средней осыпи (Фото 10).

Фото 9. Начало подъема в цирк перевала Лья-Цми Северный (вид по долине вверх).

Фото 10. Подъем к перевалу Лья-Цми Сев. по среднекаменистой осыпи

Ригель обошли справа по ходу, подошли к снежнику (Фото 11). Видимость периодически ухудшается, пережидаем, пока не развиднеется (Фото 12). Уходим по снежнику влево, выходим снова на осыпной склон (средняя осыпь), по нему поднимаемся вверх.

Фото 11. Подъем к перевалу Лья-Цми Сев., проходим снежник.

Фото 12. Пережидаем туман

Перевальный взлет – мелкая осыпь, приводит на скальный гребень, в котором есть несколько понижений. Обследовав все доступные понижения, переместились по гребню к самому левому понижению (Фото 13).

Фото 13. Подъем на гребень, за которым начинается долина р.Льядон. Перевальная седловина слева.

Здесь просматривается самый удобный спуск в долину р.Льядон – по конгломерату между скальными выходами, внизу небольшой снежник (правее по гребню на спуск была осыпь с частыми скальными выходами). Есть несколько сложенных туров, но записки нигде нет. Принимаем это понижение за перевал Лья-Цми Северный (высота по GPS 3250м) (Фото 14). Левее седловины - скальный жандарм. На перевале были в 12-30.

Фото 14. На перевале Лья-Цми Северный. Тур.

Спуск с перевала в долину реки Льядон начали в 12-50. Мелкая осыпь, перемешанная с землей, вокруг небольшие скальные выходы (Фото 15). Крутизна 20-25гр. Через 100м мелкая осыпь становится средней, далее переходит в небольшой снежник, за которым выполаживается (Фото 16). Есть ровные места под палатки, но воды рядом нет. В 13-15 здесь устраиваем перекус, пережидаем туман.

Фото 15. Начало спуска с перевала Лья-Цми Северный в долину р.Льядон.

Фото 16. Спуск в долину р.Льядон. Выполаживание после снежника.

Туман понемногу рассеивается. Открывается продолжение спуска в долину р.Льядон. В 13-55 после обеда выходим, спускаемся сначала по каменисто-травянистому склону, забирая правее в видимый зеленый распадок (Фото 17).

Фото 17. Продолжение спуска в долину р.Льядон. Переходим с осыпи в зеленую зону.

Спустились в зеленый распадок, на выполаживании сделали привал. Начался дождь, пережидаем 15 минут (Фото 18). Место ровное, рядом есть ручей.

Фото 18. Спуск в долину р.Льядон. Вышли в зеленую зону. Ровные площадки.

Далее спускаемся по крутому травянистому склону (крутизна 20-25гр), трава мокрая, идти нужно осторожно, в траве встречаются отдельные камни. Справа по ходу течет ручей. Открылся вид на долину р.Льядон – зеленые склоны, изрезанные ущельями (Фото 19). Впереди вдали видим группу Чугунова Володи, которая спускается в долину р.Льядон, пройдя перевал Лья-Цми Южный. Травянистый склон постепенно выполаживается, появляются тропы (большей частью видимо скотные, т.к. в нескольких местах видели вытоптанные лежбища).

Фото 19. Спуск в долину р.Льядон по травянистому склону

Спустившись по травянистому склону к очередному лежбищу скота (на зеленом пупыре вытоптанное до земли пятно), поворачиваем налево (Фото 19). Открывается вид на путь подъема к пер. Сталь Южная – на вид очень крутой осыпной склон, с конусосовидным выносом в нижней части.

По тропе траверсируем зеленый склон, таким образом постепенно спускаясь в долину к р.Льядон (Фото 20). Вышли к «озеру» - характерному разливу р.Льядон. С этого места начинается подъем на наш следующий перевал – Сталь Южная. Реку Льядон перешли по камням выше озера. Лагерь поставили на левом берегу р.Льядон, найдя в траве ровные площадки, почти свободные от камней (Фото 21). Высота по GPS 2500м.

Фото 20. Спуск в долину р.Льядон и начало пути подъема в цирк перевала Сталь Южная.

Фото 21. Лагерь у озера в долине р.Льядон Ходовые отрезки:

• 7 30 – 7 55 (подход под перевал Лья-Цми по травянисто-осыпным склонам)
  • 8 05 – 8 30 –«»–
  • 8 40 – 9 10 –«»–
  • 9 25 – 9 55 (подъем на перевал Лья-Цми по мелкой и средней осыпи)
  • 10 20 – 10 50 –«»–
  • 11 10 – 11 30 (подъем на перевал Лья-Цми по осыпи и снежнику)
  • 12 00 – 12 30 (подъем на перевал Лья-Цми по мелкой и средней осыпи)
  • 12 50 – 13 15 (спуск с перевала по конгломератной осыпи, дальше по снежнику)
  • 13 55 – 14 15 (спуск в долину Льядон по средней и мелкой осыпи)
  • 14 30 – 14 55 (спуск в долину Льядон по травянистому склону)
  • 15 10 – 15 40 –«»–
  • 15 50 – 16 30 (спуск в долину Льядон и переход через реку Льядон по камням. Встали около озера на подходе к перевалу Сталь Южная)
  • ЧХВ 5 часов 40 мин

22 июля 2014 г. (вторник)

День 3

М.н. – подход под пер. Сталь Юж.(2А) по осыпному склону – ночевка на морене под перевалом

4 км

Набор высоты: +690м

ЧХВ = 3ч 55мин

ПЕРЕВАЛ СТАЛЬ ЮЖНАЯ (2А)

Выход в 8-40. Погода хорошая, из-за склона постепенно выходит солнце, на небе немного облаков. Неспеша поднимаемся по левой части осыпного конуса, осыпь среднекаменистая, слежавшаяся. Подъем оказался не таким крутым, каким виделся с правого берега р.Льядон при спуске с перевала Лья-Цми Северный: по факту крутизна склона в нижней части 15-20гр (Фото 22).

Фото 22. Начало подъема на пер.Сталь Юж из долины р.Льядон

Поднялись до верхней части осыпного конуса (100м по высоте от лагеря), здесь местами встречаются участки земли вперемешку с камнями или с кустиками травы (Фото 23).

Фото 23. Подъем в цирк перевала Сталь Южная. Осыпь чередуется с травянистыми участками.

Выше склон становится круче (до 30гр), камни крупнее. Много живых камней, нужно соблюдать осторожность при движении по камням. Стараемся придерживаться травянистых участков, по ним идти проще и безопаснее. Перед видимым перегибом склон сужается, прижатый с правой стороны скальными выходами. Осыпь средняя вперемешку с крупными камнями, крутизна 20-25гр. К видимому перегибу подходим в 13 ч (Фото 24).

Фото 24. Подъем к первому видимому перегибу.

Солнце периодически скрывается за облаками. Вдали вниз по долине р.Льядон видны домики поселка. Также видна часть пути спуска с перевала Лья-Цми Северный в долину р.Льядон (Фото 25).

Фото 25. Путь спуска с пер.Лья-Цми Сев. в долину р.Льядон

После перегиба – выполаживание, за которым виден следующий перегиб и сам перевал Сталь Юж. (Фото 26). Устраиваем перекус. Высота 3040м. Воды рядом нет. Снизу начинает подниматься туман. К концу обеда перевал скрывается в тумане.

Фото 26. Вид на пер.Сталь Юж. после перегиба

После обеда продолжили подъем под перевал Сталь Южная. Поднимаемся на моренную гряду справа по ходу (средние камни) (Фото 26). На гряде есть 2 места под палатки, воды рядом нет.

Отправляемся на разведку и находим на моренных грядах разровненные площадки под несколько палаток ближе к перевалу. Рядом есть снежник, из которого днем вытекает небольшой ручеек (к утру ручеек перестает течь). В 15-00 ставим лагерь. Высота 3190м (Фото 28).

Фото 27. Лагерь под пер.Сталь Юж. Ходовые отрезки:

• 8 40 – 9 20 (подъем под перевал Сталь Южная по среднекаменистой осыпи)
  • 9 40 – 10 15 –«»–
  • 10 30 – 11 00 (подъем под перевал по осыпи и травянистым участкам)
  • 11 15 – 11 40 –«»–
  • 11 55 – 12 30 –«»–
  • 12 40 – 13 00 (подъем под перевал Сталь Южная по среднекаменистой осыпи)
  • 13 40 – 14 00 (подъем под перевал Сталь Южная, ночевки за полкилометра до перевального взлета)
  • 14 30 – 15 00 (подъем под перевал Сталь Южная, ночевки за полкилометра до перевального взлета)
  • ЧХВ 3 часа 55 мин

23 июля 2014 г. (среда)

День 4

М.н. – подъем на снежному, осыпному, местами ледовому склону – пер. Сталь Юж.(2А) –
спуск по закрытому леднику, далее по моренным грядам в д.р. Бугультадон – ночевки альпинистов

4,5 км

Набор высоты: +463м/-663м

ЧХВ = 7ч 45мин

Подъем дежурных в 4-00, выход в 6-40. Выходим в направлении перевала Сталь Юж., идем по среднекаменистым моренным грядам, уклон не более 10гр. Далее под перевальный взлет подходит снежник (с утра снег был смерзшийся, плотный). На снежнике под перевальным взлетом видны следы падения камней.

Руководитель наметил путь подъема на перевал: сначала по снежнику левее перевального взлета (чтобы избежать нахождения под возможной траекторией падения камней с перевального взлета), постепенно забирая вправо под перевальный взлет. Перевальный взлет представляет собой 2 скально- осыпных кулуара, разделенных скально-осыпной грядой. В кулуарах имеются снежно-ледовые участки (Фото 28, 29).

Фото 28. Путь подъема на пер.Сталь Юж. по снежнику и кулуарам.

Фото 29. Путь подъема к перевалу Сталь Юж. Вид назад в долину р.Льядон.

Принято решение разделиться на 2 группы по 3 человека и подниматься на перевал отдельными группами, чтобы избежать растягивания группы при подъеме по камнеопасному перевальному взлету. В то же время необходимо торопиться, чтобы успеть подняться до того момента, как солнце осветит путь подъема, тем самым увеличив камнеопасность. Связь между группами осуществляется по рациям.

Вышли к снежнику (высота 3430м), снежник вначале пологий (5-10гр), идем без кошек. От начала снежника до осыпной части перевального взлета ~100 м по высоте. К перевальному взлету крутизна снежника возрастает до 20-25гр, на осыпном пятачке надели кошки. Первая группа - наиболее сильные участники, начали подъем в кошках по снежнику (от осыпного пятачка, где надели кошки) в 8-15. Снежник заканчивается под скалами, начинается скально-осыпной кулуар с снежно-ледовыми участками (крутизна 25-40гр). Движение продолжаем в кошках. Сразу после снежника проходим участок разрушенных скал, далее идет участок каменисто-грязевой смеси, в которой ступени практически не формируются (Фото 29).

Фото 29.Выход со снежника на разрушенные скалы

Тем не менее понемногу поднимаемся и выходим на снежно-ледовый участок. Пересекаем перевальный взлет к правому (по ходу) кулуару (Фото 30), поднимаемся вверх по снежно-ледовому склону с участками среднекаменистой осыпи.

В середине перевального взлета кулуары сходятся в один, подъем в кошках по снегу. В верхней части перевального взлета – среднекаменистая осыпь, снимаем кошки (Фото 31). Первая группа поднялась на пер.Сталь Южная в 09-30. За время подъема было спущено вниз несколько камней, который пролетели в стороне от ожидавшей второй группы.

Фото 30. Снежно-ледовый участок при переходе в правый по ходу кулуар.

Фото 31. Верхняя часто перевального взлета. Снежник переходит в осыпь.

Вторая группа начала подъем в кошках по снежнику в 09-40. В 10-00 солнце показалось из-за гребня, снег начал размягчаться. Решили выставлять наблюдателя: двое поднимаются, третий наблюдает за склоном. В 10-20 подошли под перевальный взлет. В 11-30 поднялась на седловину. Высота 3653м (Фото 32).

Седловина перевала представляет собой нагромождение крупных камней. Воды нет, есть снег. Тур находится в левой части. Сняли записку группы туристов г.Ульяновска и г.Самары 05.08.2012г. (рук. Борисов А.). Открывается вид на массив Тепли и на ледник Тепли Южный (Фото 33).

Фото 32. Группа на перевале Сталь Юж. Справа – массив Тепли.

Фото 33. Вид с пер.Сталь Юж. на лед.Тепли Юж.

Приготовили основные веревки, надели страховочные системы, и в 12-30 час начали спуск с перевала вниз. С седловины перевала по осыпному кулуару спускаемся на 30 метров вниз, далее уходим по полке влево до скал (Фото 34, 35). На камнях висят старые петли. Повесили свою петлю, закрепили перила (Фото 36).

Фото 34. Полка, ведущая с пер.Сталь Юж. к месту крепления первой веревки на спуск

Фото 35. Полка, ведущая к месту крепления первой веревки на спуск. Вид назад в сторону перевала Сталь Юж.

Фото 36. Начало спуска по перилам. Первая веревка.

Первая веревка – сначала осыпь (осторожно, камни живые) и разрушеные скалы 15м, далее выходит на снег (Фото 37).

Спуск по первой веревке заканчиваем у каменной гряды, находящейся по диагонали от линии падения воды (гряда уходит вниз налево по ходу движения). Здесь организуем станцию для второй перильной веревки. По второй перильной веревке спускаемся по снегу (крутизна 30-35гр) вдоль гряды. Спустившись на 25м второй веревки, в удобном месте делаем еще одну станцию на петле для третьей веревки, и по ней продолжаем спускаться по снегу до осыпного участка. Далее 30м вниз спускаемся по осыпному участку (крутизна 20гр) без перил (Фото 38), камни живые.

Фото 37. Спуск по первой перильной веревки. Сначала осыпь и разрушенные скалы, далее снег.

Фото 38. Конец третьей веревки и выход на осыпной участок.

Осыпной участок переходит в снежный склон, выводящий на ледник Тепли Южный. Снежный склон подрезан бергшрундом, крутизна склона 35-40гр. В левой по ходу части, где проходит наш спуск, бергшрунд засыпан снегом. Четвертую станцию организуем на большом скальном выступе, перед выходом на снежный склон. Спускаемся на длину веревки, далее 40м спуск на три такта, постепенно склон выполаживается, спускаемся кто глиссированием, кто по снежным ступеням (Фото 39).

Фото 39. Спуск с пер.Сталь Юж. на лед.Тепли Юж. Провешено 4 участка перил

На всем протяжении спуска с перевала на лед.Тепли Южные – все осыпные участки состоят из живых камней, нужно быть особенно осторожным, чтобы не сбрасывать камни на идущих внизу и не перебить веревку. Также камни приходили в движение при сдергивании перильных веревок. Кроме того, отдельные камни сходили самопроизвольно со скал, расположенных выше по склону. Участники, находящиеся ниже по склону, по команде «Камень!» прятались за выступами или под своими рюкзаками. Итог – сильно побита одна из основных веревок. Случаев прямого попадания камней в участников не было, благодаря умелым действиям при уворачивании от периодически падающих камней.

В 16-25 все участники спустились на ледник Тепли Южный. Высота 3471 м. В верхней части ледник закрытый, по бортам просматриваются небольшие трещины, движение в связках. Идем по центральной части ледника, снег неглубокий, крутизна не более 5-7о. Ледник плавно заворачивает направо, в нижней части открытый, стали держаться левее по ходу (т.к. справа появляется много трещин и там ледник становится круче). Выходим на левобережную морену (Фото 40), в 17-20 устраиваем перекус.

Фото 40. Спуск по лед.Тепли Юж. в долину р.Бугультадон

Далее продолжаем спуск по моренным грядам, придерживаясь левого борта долины, чтобы оказаться на левом берегу р.Бугультадон (Фото 41).

Фото 41. Спуск по моренным грядам лед.Тепли Юж. в долину р.Бугультадон.

Переходим несколько ручьев и в 19-00 спускаемся к ровным зеленым площадкам (высота 2990м) (Фото 42). Это место стоянок альпинистов: из камней сложены стол, сиденья, очаг, в камнях заложена заброска с продуктами и с запиской. Здесь и далее путь вниз маркирован турами. Река Бугультадон, берущая начало с лед.Тепли Юж., мутная, воду берем из прозрачных боковых ручьев, впадающих в р.Бугультадон.

Ближе к вечеру заметили странное явление – объект, похожий на сигнальную ракету, пролетел горизонтально со стороны ГКХ через долину р.Бугультадон в сторону массива Тепли и погас. Спустя несколько минут услышали звук взрыва. Дойдя до поста пограничников на следующий день, выяснили, что вспышку и взрыв слышали и в соседней долине, однако, что это было – неизвестно.

Фото 42. Путь спуска с лед.Тепли Юж в долину р.Бугультадон. Лагерь на стоянке альпинистов. Ходовые отрезки:

• 6 40 – 7 00 (подъем под перевал Сталь Южная по средней осыпи)
  • 705 – 7 55 (подъем на перевал Сталь Южная по средней осыпи и снежнику)
  • 8 15 – 8 40 (подъем на перевал Сталь Южная по снежнику)
  • 8 45 – 9 30 (подъем на перевал Сталь Южная по кулуару, лед и средняя осыпь) (До перевала указан хронометраж для первой части группы, в которой был хронометрист. Далее поднималась вторая часть группы, которая поднялась в 11-30)
  • Перевал
  • 12 30 – 16 25 (спуск к леднику с перевала)
  • 16 50 – 17 20 (спуск по леднику)
  • 18 00 – 19 00 (спуск в долину по средней и крупной осыпи)
  • ЧХВ 7 часов 45 мин

24 июля 2014 г. (четверг)

День 5

М.н. – тропа среди моренных гряд, далее в травянистой зоне д.р.Бугультадон – грунтовая дорога от Хилакских нарзанных источников –
место слияния рек Бугультадон и Дзамарашдон – подъем по грунтовой дороге в дол.р.Дзамарашдон – ночевка у первого правого притока р.Дзамарашдон в луговой зоне

19 км

Набор высоты: -940м /+ 20м

ЧХВ = 4ч 50мин

С утра погода хорошая, небо ясное, день обещает быть солнечным. Решили подсушить вещи. Откопали странную коробку из камней, которая оказалась заброской альпинистов 2013 года (Фото 43). В заброске оказались чай, гречка, макароны, промокшая туалетная бумага и проржавевший газовый баллон, перепаковали в новую упаковку.

Фото 43. Заброска альпинистов АСК «Каскад» г.Владикавказ

В 11-40 вышли продолжили спуск по левому берегу р.Бугультадон. Идем по каменистым грядам, путь маркирован турами, крутизна 10-20гр (Фото 44, 45).

Фото 44. Спуск в долину р.Бугультадон по каменистым грядам.

Фото 45. Спуск в долину р.Бугультадон по каменистым грядам. Вид назад

Ниже начинается хорошо видимая тропа, которая продолжается в луговой зоне. В 13-10 подходим к верхним минеральным источникам, высота 2410м. У источников свалка пластиковых бутылок, печальное зрелище (Фото 46).

Фото 46. Минеральные источники в долине р.Бугультадон.

Ниже источников переходим левый приток р.Бугультадон по камням, после притока начинается автомобильная грунтовая дорога. Идем вниз по дороге, прямо по ней течет ручей. В 13-40 подходим к месту заброски в районе нижних минеральных источников (Фото 47). Откапываем наш мешок. Видим, что заброска «единички» разорена диким зверем.

Фото 47. Спуск по долине р.Бугультадон по грунтовой дороге. Место заброски.

Посовещавшись, выделили немного продуктов для «единички (на случай если у них совсем закончились продукты), запаковали, оставили записку, указав номер канала рации для связи и время выхода в эфир. Разобрали свою заброску по рюкзакам и, надеясь, что с нашими товарищами все в порядке, ушли дальше вниз по реке.

Через 50 минут хода в 15:30 встали на обед. Не торопясь, сделали горячий обед с супом, вместо обычного перекуса. После обеда вышли в 17 часов. Идем вниз по автомобильной грунтовой дороге. Спустя 15 минут доходим до левого притока (р. Хардотчин). В этом месте дорога залита водой: русло реки сместилось, и часть потока течет по грунтовке. Перепрыгиваем несколько рукавов, траверсируем около 100 метров по траве и кустам, дальше возвращаемся на дорогу, откуда вода уже отступила в прежнее русло. Через 15 минут переходим по капитальному мосту на правый берег р.Бугультадон, продолжаем идти вниз по дороге. Долину затягивает туманом.

Далее дорогу пересекает глубокая канава, образовавшаяся от схода селевого потока (Фото 48). Глубина селевого русла около 3 метров, ширина около 4м. К счастью, по дну протекает маленький ручеек (правый приток р.Бугультадон). Примечательно, что неделю назад, когда завозили заброску к минеральным источникам, таких разрушений на дороге еще не было.

Перейдя через селевое русло, продолжаем идти по дороге вниз. Все окрестные красоты закрыты «молоком». Слева по ходу слышна река и изредка сквозь окна в тумане показываются древние осетинские башни.

Фото 48. Селевое русло

Через 1ч 20 мин ЧХВ после привала на обед дорога поворачивает вправо, далеко внизу в тумане видно слияние рек Бугультадон и Дзамарашдон в реку Фиагдон. Подходим к развилке: одна уходит налево на автомобильную переправу по трубам (вечером заливаются водным потоком), другая идет по левому берегу р.Дзамарашдон (Схема 1).

Схема 1. (с сайта М.Голубева http://caucatalog.narod.ru)

ПЕРЕВАЛ ДИНАМО (1Б)

Начинаем подъем в долину реки Дзамарашдон. Туман. Через ~500м дорога переходит на правый берег г.Дзамарашдон, есть автомобильный брод, чуть ниже мостик из 3-х бревен (Фото 49).

Фото 49. Мостик на правый берег реки Дзамарашдон.

Дошли до первого правого притока р.Дзамарашдон, встали на ночевку перед ним на обочине дороги в луговой зоне. Нашли в траве местечко поровнее (но общий уклон присутствует), поставили палатки. Готовили прямо на дороге, как наиболее ровном и свободном от высокой травы месте. Высота 2070м. В сумерках вниз по долине проехали егеря, проверили пропуск в заповедник.

Ходовые отрезки:

• 11 40 – 12 10 (спуск в долину р.Бугультодон по травянисто-каменистому склону)
  • 12 20 – 13 10 (тропа по травянисто-каменистому склону до верхних нарзанов)
  • 13 25 – 13 40 (спуск по грунтовой дороге вдоль реки к нижним нарзанам и заброске)
  • 14 40 – 15 30 (движение по дороге вниз по долине р.Бугультадон)
  • 17 00 – 17 40 (движение по дороге вниз по долине р.Бугультадон)
  • 17 50 – 18 30 –«»–
  • 18 40 – 19 00 (движение по дороге к слиянию р.Бугультадон и р.Дзамарашдон)
  • 19 15 – 20 00 (подъем по грунтовой дороге вверх по долине р.Дзамарашдон сначала по левому, затем по правому берегу, до правого притока)
  • ЧХВ 4 часа 50 мин

25 июля 2014 г. (пятница)

День 6

М.н. – грунтовая дорога в луговой зоне – тропа в луговой зоне –
ночевка на травянистом склоне на высоком правом берегу р.Дзамарашдон

15 км

Набор высоты: +860м

ЧХВ = 3ч 50мин

С утра солнечно, немного облаков. Утром мимо нашего лагеря прошел табун лошадей вверх по долине (Фото 50).

Фото 50. Лагерь в долине р.Дзамарашдон у дороги

Неспешно собрались и в 10-10 вышли по грунтовой дороге вверх по долине. Перешли по камням правый приток, у которого ночевали. За 20 мин дошли до следующего брода, где дорога переходит на левый берег реки (Фото 51). Разведали по берегу, но места, где можно переправиться, не замочив ботинок, не нашли. Глубина брода в утренние часы была 30-40см, используем треккинговые палки как опору при переходе вброд (Фото 52). В 11-10 собрались на другой стороне реки на привал. Погода солнечная.

Фото 51. Дорога по долине р.Дзамарашдон.

Фото 52. Брод через р.Дзамарашдон

За 2 перехода (55 мин. ЧХВ) от брода подошли к мостику, ведущему на правый берег реки Дзамарашдон (высота 2350м). Здесь наряд пограничников проверил наши пропуска. После проверки документов в 13-30 начали подъем по крутой тропе, уходящей налево в сторону перевалов Динамо, Дзамараш, Мидаграбин. Подъем по хорошо натоптанной тропе, идущей зигзагами по крутому травянистому склону (Фото 53).

Фото 53. Подъем по тропе по крутому травянистом склону к перевалу Динамо.

От последнего мостика набрали 200 метров по высоте и остановились на получасовой обед на первой ровной площадке. За водой пришлось спускаться немного назад, к ручью слева от тропы подъема.

Движемся по тропе в луговой зоне вверх по ущелью. Река Дзамараш сначала далеко внизу, затем постепенно приближается. Тропа идет траверсом по правому склону, забирает налево по ущелью.

За два перехода после обеда (1 час ЧХВ) подошли к убежищу егеря, сложенному из камней (Фото 54). По словам пограничников, их два, но второго мы не нашли. Начал моросить дождь.

Фото 54. Убежище егеря.

После убежища егеря продолжаем двигаться по еле видимой тропе. Склон травянисто-каменистый, тропа еле заметна, и мы ее теряем. Траверсируем крутой травянистый склон (30-35гр). Выходим на небольшую зеленую террасу. Нужно уходить левее и вверх, чтобы обойти каньон реки и скальные прижимы. Здесь нас накрывает туман и ливень с грозой, в 17-00 экстренно разбиваем лагерь на относительно ровной травянистой площадке (Фото 55). Высота 2930м. Воды в непосредственной близости нет, ручей остался в 200 метрах. К нему же собирались возвращаться за водой, получилось набрать весь необходимый объем воды на ужин с тента. После ужина погода улучшилась, показались участки голубого неба.

Фото 55. Лагерь на травянистом склоне на высоте 2930м над каньоном р.Дзамарашдон

Ходовые отрезки:

• 10 10 – 10 30 (подъем вверх по дороге по д.р.Дзамарашдон в луговой зоне, до переправы вброд)
  • 11 25 – 11 50 (движение вверх по дороге в луговой зоне)
  • 12 00 – 12 30 –«»–
  • 13 30 – 14 40 (подъем по тропе по крутому травянистому склону)
  • 15 00 – 15 55 (по тропе на травянистом склоне)
  • 16 10 – 16 30 (по тропе на травянистом склоне до убежища егеря)
  • 16 40 – 17 00 (тропа теряется, движение по травянисто-каменистому склону)
  • 17 05 – 17 30 (подъем по травянистому склону, становимся на ночевку из-за дождя)
  • ЧХВ 3часа 50 мин

26 июля 2014 г. (суббота)

День 7

М.н. – Подход под пер.Динамо по травянистым склонам, далее моренные гряды, перевальный взлет -среднекаменистая осыпь, с участком
снежника в верхней части – пер.Динамо (1Б) – спуск по снежно-ледовому склону, далее по моренным грядам – ночевка на моренных
грядах над боковой мореной лед. Мидаграбин

6 км

Набор высоты: +890м/-580м

ЧХВ = 7ч 25мин

Подъем группы в 5 утра, выход в 6-55.

По травянистому склону (крутизна 15-25гр) поднялись на выполаживание, высота 2970м. Впереди показался наш перевал Динамо (Фото 56).

Фото 56. Показался пер.Динамо

После выполаживания идем траверсом по травянисто-осыпному склону крутизной около 30гр (Фото 57).

Фото 57. Траверс травянисто-осыпного склона при подходе под пер.Динамо

При подходе под перевал траверсируемый склон становится положе, есть места под палатки, недалеко ручей. Далее к перевальному взлету подъем по травянисто-каменистым грядам, выше воды нет (Фото 58, 59). Погода солнечная, хотя с утра было немного облаков.

Фото 58. Путь подъема на пер.Динамо.

Фото 59. Путь подъема на пер.Динамо. Вид назад.

Перевальный взлет представляет собой мелкую подвижную осыпь, крутизна от 20 до 30гр. По осыпи шли зигзагами, ступени делаются с трудом, постоянно съезжая по склону. Участки скал справа по ходу разрушенные и ненадежные. Подъем выматывающий. На перевал шли небольшими группами, каждая в своем темпе. Ближе к седловине - небольшой снежник, под ним осыпь вперемешку с мокрой грязью (Фото 60, 61). 50м поднимались по нему снежнику, снег уже раскис.

Фото 60. Подъем на пер.Динамо в верхней части перевального взлета. Выход на снежник

Фото 61. Седловина пер.Динамо со стороны долины р.Дзамарашдон. Поднялись по участку снежника

Далее еще 100м по осыпи – и выходим на широкую седловину. При необходимости можно поставить палатки, воды нет, только снег.

Первая участники группы взошли на перевал в 12.30, вся группа собралась в 13.00 (3 – 3,5 ч ЧХВ от мест ночевки) (Фото 62). Солнечно. Высота по GPS 3820м. С перевала открывается вид на лед.Мидаграбин (Фото 63). Сняли записку от 21.07.2012г., группы туристов ТК «Ратибор» г.Ставрополь (рук. Кривоногов В.Г). Тур находится в скальном выступе правее точки нашего выхода на перевал.

Фото 62. Группа на пер.Динамо

Фото 63. Вид с пер.Динамо на лед.Мидаграбин

Спускаться с пер.Динамо начали в 14-00. Спуск в долину р.Мидаграбин проходит сначала по снежно- ледовому склону крутизной 30гр. Для спуска перемещаемся по снегу левее седловины, там склон выглядит положе (Фото 64). Снег раскисший, верхний рыхлый слой неглубокий, просматриваются поперечные трещины. Провешиваем на спуск одну перильную веревку, точка крепления на ледорубе. Последний спускался без рюкзака с нижней страховкой. Спустившись на 50м вниз, пересекаем ледник вправо по ходу, мимо спуска с пер.Мидаграбин и далее под перевал Дзамараш (Фото 65, 66). Появляются участки открытого льда со стекающими ручейками мутноватой воды.

Фото 64. Начало спуска с пер.Динамо в долину р.Мидаграбин. Перила

Фото 65. Начало спуска с пер.Динамо в долину р.Мидаграбин. Перила. Вид назад

Фото 66. Спуск с пер.Динамо в долину р.Мидаграбин. Пересекаем ледник под пер.Дзамараш.

Пересекли ледник до правого борта (под пер.Дзамараш). Ледник в этом месте открытый и крутой (25- 30гр). Спускаемся по среднекаменистой живой осыпи справа от ледника. Вышли на выполаживание, лед с участками снега. Слева с крутых бараньих лбов стекает ручеек, можно набрать чистой воды. В 15:40 группа спустилась с перевала на морену после ледника (Фото 67, 68), высота 3500м.

Фото 67. Спуск по осыпи справа от открытого ледника под перевалом Дзамараш

Фото 68. Спуск по осыпи справа от открытого ледника под перевалом Дзамараш. Вид назад.

Из долины р.Мидаграбин наползает туман, стараемся заранее наметить путь движения. Дальнейший спуск проходит по моренными грядам, местами сильно размытым. Наш путь регулярно пересекают русла селевых потоков, глубиной до 3 метров, по дну текли ручейки черной воды, которые во время дождя превращаются в грязевые потоки (Фото 69). Облик места вероятно кардинально изменился за последнее время: ориентиры, описанные ранее в прошлых отчетах, исчезли, озеро, возле которого должны быть стоянки, не обнаружили.

Фото 69. Спуск к леднику Мидаграбин по моренным грядам, изрезанным селевыми руслами.

По моренным грядам подходим к морене, возвышающейся над левым бортом ледника Мидаграбин. Видим, что к леднику ведет крутой спуск по осыпи вниз. Но внизу все затянуто туманом, ледника Мидаграбин и конца спуска не видно. Туман быстро поднимается и окутывает нас, пережидаем. Во время просвета в тумане находим рядом с нами готовые места под палатки. Решаем вставать, не спускаясь вниз (Фото 70). Чистой воды здесь нет, все окрестные ручьи свинцового цвета. Воду набираем из тающего небольшого снежника рядом с лагерем, с вечера запасаем на завтрак. Снежник площадью не более 30 кв.м. оказался единственным источником пригодной для питья воды. Высота 3240м.

Фото 70. Лагерь на морене над лед.Мидаграбин Ходовые отрезки:

• 6 55 – 7 30 (движение в сторону перевала Динамо по травянистому склону)
  • 7 40 – 8 20 (движение по травянисто--каменистому склону, траверс склона)
  • 8 35 – 9 15 (подъем по моренным грядам)
  • 930 – 10 10 (подъем по мелкой и средней осыпи, на перевальный взлет)
  • 10 30 – 13 00 (подъем по мелкой и средней осыпи, участок снежника, на перевальный взлет)
  • 14 20 – 15 00 (спуск с перевала по снежно-ледовому склону на ледник)
  • 15 15 – 16 00 (пересечение ледника под пер.Дзамараш и спуск с ледника на моренные гряды)
  • 16 15 – 17 00 (движение в сторону Мидаграбинского каньона по размытым моренным грядам)
  • 17 10 – 17 20 (движение в сторону Мидаграбинского каньона по моренным грядам)
  • ЧХВ 7 часов 25 мин

27 июля 2014 г. (воскресенье)

День 8

М.н. – Спуск по моренным грядам под язык лед.Мидаграбин – переправа (занятия) через р.Мидаграбин –
Мидаграбинский каньон (1Б) – криволесье в д.р. Мидаграбин – ночевка в луговой зоне на правом берегу
р.Мидаграбин после правого притока (ниже водопадов)

8,5 км

Набор высоты: -1190м

ЧХВ = 7ч 55 мин

МИДАГРАБИНСКИЙ КАНЬОН (1Б)

С утра светило солнце, немного облаков. В каньоне висит туман. Вышли со стоянки в 9-00. Забирая влево по ходу, спустились по среднекаменистой левобережной морене (крутизна 20гр) на левый борт ледника Мидаграбин. Здесь спуск положе, чем если спускаться от места ночевки прямо вниз. Левый борт ледника зачехлен обломочным материалом (Фото 71, 72).

Фото 71. Спуск с левобережной высокой морены на левый борт лед.Мидаграбин

Фото 72. На левом борте лед.Мидаграбин. Вид на центральную часть и правобережную морену.

Согласно описаниям, спуск по Мидаграбинскому каньону проходит по правому берегу, на который попадают по правобережной морене лед.Мидаграбин. Чтобы попасть на нее из точки нашего спуска на лед.Мидаграбин, нужно пересечь центральную открытую часть ледника и взойти на правобережную морену. На центральную открытую часть ледника можно пройти через ледовые разломы и промоины по ледовым мостам. Правобережная морена возвышается над ледником примерно на 30м, камни морены лежат на льду, для подъема требуются кошки.

Из-под языка ледника вытекает р.Мидаграбин.

Для отработки технического приема «Переправа через горную реку вброд» спускаемся к окончанию языка ледника. С левобережной покровной морены выходим на открытый лед, в 10-00 доходим до окончания языка ледника (Фото 73).

Фото 73. Спуск по леднику Мидаграбин к языку.

Из-под языка вытекает мутный поток, который чуть ниже разбивается на несколько отдельных рукавов. Оценив уровень воды в реке, руководитель принимает решение о проведении учебных занятий. Для переправы выбран участок ниже языка ледника, где река разбивается на 3 рукава, выше впадения левого притока (Фото 74).

Фото 74. Место переправы вброд ниже языка ледника

На первых двух рукавах отрабатываем элемент переправы с индивидуальной самостраховкой треккинговыми палками. Первый рукав проходим по камням (самостраховка палками). Второй рукав – глубина потока 0,2-0,3м, ширина 5 метров, при быстром прохождении в хорошо зашнурованных ботинках и гамашах прошли практически не намочив ноги (самостраховка палками) (Фото 75).

Фото 75. Переходим вброд первый рукав.

Собравшись на среднем острове между рукавами, приготовились к переправе через основное русло. В момент переправы ширина основного русла 10м, глубина 0,4-0,5м, скорость течения 3-4 м/с. Отрабатываем навыки перехода вброд с организацией перильной страховки. Первого участника страхующие с берега выпускают на двух веревочных усах, участник идет с опорой на треккинговые палки. Остальные переходят по перилам, удерживаемым страхующими с двух берегов, с опорой на треккинговые палки (Фото 76). Глубина воды участникам среднего роста по колено, в отдельных местах захлестывает выше. Все благополучно проходят, последним идет руководитель, без рюкзака, его страхуют двумя усами с правого берега. Переправа заняла 45 минут. За это время вода заметно прибывает.

Фото 76. Переправа через основной поток под языком лед.Мидаграбин с перильной страховкой.

Переход вброд ниже языка лед.Мидаграбин возможен только в утренние часы, при отсутствии осадков ночью и утром. Перильная страховка при переходе вброд основного русла обязательна. Переход реки только в горных ботинках (не в пляжных тапочках или легких кроссовках). Переходить нужно быстро, так как вода в реке прибывает.

В остальных случаях на правый берег следует переходить по леднику Мидаграбин, с выходом на правобережную морену. Для этого следует пройти с левого зачехленного борта ледника по ледовым мостам на открытый язык ледника, далее взобраться на правобережную морену в месте ее выполаживания (Фото 77). Требуются кошки.

Фото 77. Рекомендуемый путь подъема на правобережную морену лед.Мидаграбин.

Переправившись на правый берег, идем по каменистому берегу в направлении каньона, пересекаем неглубокий разлив с слабым течением. Из каньона поднимается туман (Фото 78).

Фото 78. Подход к каньону по правому берегу. Из каньона поднимается туман. Выбравшись на морену, остановились отдохнуть и вылить воду из ботинок.

Через 10 мин продолжаем движение и доходим до бараньих лбов. Рядом есть место для двух небольших палаток, но со скальных склонов сверху возможно падение камней.

Справа на выступе бараньих лбов увидели точку страховки, организованную на трех скальных крючьях и репшнурах, от точки вниз уходила основная веревка «Коломна» (на вид свежая, и позже подтвердилось, что веревки провешивают пограничники). Проверив надежность крючьев, спустились по ней с использованием верхней страховки от точки (нашей веревкой) (Фото 79). Все затянуло туманом, начал моросить дождь.

Фото 79. Верхняя точка крепления перил для спуска по первой ступени бараньих лбов Следующую веревку повесили для подстраховки спуска по мокрым камням в расщелине, забив один крюк для верхней страховки. Дошли до полочки, и уже собравшись крепить следующую веревку вниз, сквозь окно в тумане увидели тур 10 метрами выше полки (Фото 80).

По наклонной полке в бараньих лбах поднялись к туру, и оттуда увидели уходящую вниз 30- метровую веревку, на точке свежий светоотражающий маркер. Спускаемся до конца веревки, но ее не хватает до ровного места. От точки вешаем свою веревку (третью), параллельно провешенной, по ней спустились дюльфером до удобного места (Фото 81). В сухую погоду можно спуститься свободным лазанием от того места, до куда хватало 30- метровой провешенной веревки, но по мокрым скалам лучше не рисковать.

Фото 80. Полочка-троп в бараньих лбах, ведущая к нашей третьей веревке.

Фото 81. Третья веревка на верхней ступени бараньих лбов.

В просветах тумана открывается вид на каньон (Фото 82), и мы замечаем людей на террасе после бараньих лбов. Впоследствии выяснилось, что это группа из Таганрога, они собирались идти вверх по каньону и ждали, пока мы спустимся.

Фото 82. Третья веревка после спуска с верхней ступени бараньих лбов и вид на выполаживание перед нижней ступенью бараньих лбов

В 14-30 собираемся группой на выполаживании под верхней ступенью бараньих лбов (спуск занял 2,5 часа) и под дождем в молоке движемся вниз по хорошо заметной тропе. Дождь прекратился, периодически наползает туман. Слева река обрывается водопадами в теснине. Прошли ровную травянистую террасу, где есть подходящие места для ночевки и чистая вода из ручья. Выходим ко второй (нижней) ступени бараньих лбов. Проходим нижнюю ступень по полкам, местами тропа, путь маркирован турами. (Фото 83)

Фото 83. Нижняя ступень бараньих лбов

Подходим к бараньим лбам, которыми заканчивается каньон. Тропа спускается направо серпантином и обрывается осыпным склоном. Осыпь живая, крутизна 20-25гр. Пересекаем осыпной склон, быстро спускаясь плотной группой, переходя от одного большого камня к другому (Фото 84).

Фото 84. Спуск по осыпи к р.Мидаграбин после спуска с нижней ступени бараньих лбов.

Дальше часть группы спускалась по крутому травянистому склону зигзагами, другая по средней осыпи. В 17-00 остановились на привал у последнего водопада ниже каньона р.Мидаграбин. Высота 2225м. Дальше путь лежит по криволесью и старой средней осыпи, заросшей травой, идем без тропы. Выходим на грунтовую дорогу в 17-50. По дороге продолжаем спускаться вниз по долине ~1км. Дорогу пересекают несколько правых притоков, размывших участок дороги. По дороге вышли в луговую зону. Снова начался дождь. Решили ставить лагерь (Фото 85). Высота 2050м. В притоке выше по дороге вода мутная, воду набирали с тента и из дождевого ручья, текущего рядом с лагерем.

Фото 85. Спуск от каньона в долину р.Мидаграбин. Место лагеря на вынужденной дневке.

Ходовые отрезки:

• 9 00 – 10 00 (спуск по средней и крупной осыпи и леднику до окончания языка лед.Мидаграбин)
  • 10 15 – 11 10 (переправа через р.Мидаграбин на правый берег, подход к спуску в каньон)
  • 11 20 – 11 30 (по крупным камням к бараньим лбам)
  • 11 50 – 14 30 (техническая часть Мидаграбинского каньона, прохождение верхней ступени, 3 веревки)
  • 14 50 – 16 00 (спуск по нижней ступени каньона)
  • 16 10 – 17 00 (спуск по осыпи к р.Мидаграбиндон ниже каньона)
  • 17 30 – 18 40 (спуск по криволесью, грунтовой дороге в луговую зону)
  • ЧХВ 7 часов 55 мин

28 июля 2014 г. (понедельник)

День 9

М.н. в д.р. Мидаграбин (вынужденная дневка)

0 км

Набор высоты: -

ЧХВ = 0ч

Всю ночь шел дождь. Сделали дневку, пережидаем (Фото 86). Дождь продолжался весь день, с небольшими перерывами. Каньон и долина весь день в тумане. Утром приезжали пограничники, чтобы проверить наши документы. В краткий перерыв дождя сходили в ближайший пролесок за грибами, которые сварили на обед. Вечером снова приехали пограничники, сообщив что за нами спускается еще одна группа. Это нас догоняет группа Чугунова Володи. Связались с ними по рации и договорились о встрече на следующее утро.

Фото 86. Дневка в долине р.Мидаграбин

• ЧХВ 0

29 июля 2014 г. (вторник)

День 10

М.н. – грунтовая дорога в луговой зоне – с.Джимара – тропа в луговой зоне д.р.Цатадон – ночевка в луговой зоне на правом берегу р.Цатадон

12 км

Набор высоты:
-350м / + 515м

ЧХВ = 3ч 45мин

Собрали лагерь, дождались «единичку» под руководством Чугунова В. Делясь впечатлениями, спокойно спустились вместе по дороге до селения Джимара, где лежала наша заброска (Фото 87).

Фото 87. Две группы спускаются по дороге к сел.Джимара

ПЕРЕВАЛ ШЕЛЕСТЕНКО (2А)

Высота 1700м. Забрали заброску около 12-30 дня, расстались с группой «единички», у которых техническая часть маршрута на этом закончилась. «Единичка» уехала на машинах в сторону Кармадона, и мы должны с ними встретиться на горячих источниках в долине р.Геналдон. Наша группа, пообедав и распределив заброску, в 14-20 продолжила движение по маршруту к пер.Шелестенко.

От сел.Джимара поднимаемся по травянистому склону в одно из понижений хребта, разделяющего долины р.Мидаграбин и р.Цатадон (Фото 88).

Фото 88. Переход из долины р.Мидаграбин в долину р.Цатадон

Перевалив через хребет, вышли на грунтовую дорогу. Идем по дороге по левому берегу р.Цатадон. Прошли мимо коша. В долину спустился туман (Фото 89). Дорога поднимается вверх, петляя по долине, периодически раздваивается, но потом снова сходится в одну и ведет в верховья р.Цатадон.

Фото 89. В долине р.Цатадон. Спускается туман

В 17-30 подошли к месту, где по карте должны быть источники, отыскали их в тумане, попили воды. У источников сыро, идем дальше. Еще через 10мин хода подошли к ровным травянистым площадкам.

Площадки оказались конским лежбищем. Решили ставить лагерь здесь, т.к вокруг высокая мокрая трава, а здесь все примято. Высота 2215м. Река Цатадон в этом месте уходит в грунт, реки как бы нет. Воду берем из небольшого чистого ручья. После ужина залезли в палатки, услышали странные звуки. Выглянули – оказалось, на свое лежбище из тумана пожаловал табун коней. Кони с любопытством глядели на непрошенных гостей и подошли совсем близко к палаткам. Но место занято, и пришлось им уйти в луга (Фото 90).

Фото 90. Кони в тумане

Ходовые отрезки:

• 11 00 – 12 00 (движение по грунтовой дороге до с.Джимара)
  • 14 20 – 14 40 (от с.Джимара переваливаем через невысокий травянистый хребет в долину Цатадон)
  • 14 50 – 15 40 (подъем по грунтовой дороге вверх по долине р.Цатадон)
  • 15 50 – 16 35 –«»–
  • 16 50 – 17 30 (подъем по грунтовой дороге вверх по д.р.Цатадон, ночевка недалеко источников)
  • ЧХВ 3 часа 45 мин

30 июля 2014 г. (среда)

День 11

М.н. – тропа в луговой зоне, далее моренные гряды – Ночевка в моренных грядах ледника Цата на правом берегу р.Цатадон

13 км

Набор высоты: + 645м

ЧХВ = 2 часа 35 мин

С утра небо ясное. Устроили полудневку для просушки вещей. Открылся вид на верховья долины Цатадон, белоснежную вершину Цата (Фото 91). Утром к месту лагеря подъехала «Нива», водитель искал табун коней. Он рассказал, что река в этом месте течет только весной, а основной мощный поток Цатадона, видимый снизу, начинается как раз из источников, мимо которых прошли вчера. В данный момент из ледника течет небольшой поток, теряющийся в камнях и появляющийся снова у источников.

Фото 91. Верховья долины р.Цатадон. Вид от места лагеря

В 13-00 вышли от места ночевки вверх по дороге вдоль русла реки Цатадон, верховья затянуло туманом (Фото 92).

Фото 92. Идем вверх по долине р.Цатадон. Верховья скрылись в тумане

Через 30 мин пути, после стоянки коневода, дорога переходит в тропу, а примерно за 1 километр до моренных валов ледника Цата теряется совсем. Идем дальше по луговой зоне, уклон 5-10гр. Во время движения несколько раз переходили через каменное русло реки, по нему течет небольшой ручей. Далее поднимаемся по левому по ходу берегу, траверсируя травянисто-осыпной склон. Выходим на гряду концевой морены. Камни морены размером от мелких до средних. В 15-30 делаем привал, отдыхаем на моренном холме в тумане, пытаясь разглядеть дальнейший путь. В моренном кармане есть удобные места под палатки, высота 2700м. Вода внизу в реке, поток хороший, судя по шуму. Продолжаем подниматься в сторону перевала Шелестенко по моренным грядам, пользуясь навигатором.

На очередном привале решили сходить на разведку налегке в поисках места ночевки. Ориентировались на GPS-координаты из прошлых отчетов. Дойдя до искомой точки по навигатору, увидели места под 2 небольшие палатки, но уже присыпанные камнями. Возвращаясь обратно к группе, неожиданно наткнулись на подходящее место для стоянки в небольшом углублении моренной гряды. Немного доработали площадки и поставили лагерь (Фото 93). Высота 2860 м. Воды рядом нет, ходили за ней около 70м вверх по склону к ледовой промоине, сразу набрали и на завтрак.

Неожиданно вечером сквозь окно в тумане открылась величественная гора Цата, покрытая белой шапкой ледников. Стал виден предстоящий нам путь подъема, но перевал Шелестенко скрыт за гребнем. Просвет был недолгим, и вскоре все опять затянуло туманом, пришедшим из долины.

Фото 93. Лагерь на моренных грядах в верховьях р.Цатадон

Ходовые отрезки:

• 13 00 – 13 50 (подход под перевал Шелестенко по грунтовой дороге и тропе в луговой зоне)
  • 14 05 – 14 40 (подход под перевал Шелестенко по травянисто-каменистым грядам)
  • 14 55 – 15 30 –«»–
  • 15 50 – 16 15 (подъем под перевал Шелестенко по среднекаменистым моренным грядам)
  • 16 35 – 16 45 –«»–
  • ЧХВ 2 часа 35 мин

31 июля 2014 г. (четверг)

День 12

М.н. - Подъем сначала по моренным грядам, затем по осыпному кулуару, местами с выходами скал, встречаются снежно-ледовые участки –
пер. Шелестенко (2А) – спуск по мелкой и средней осыпи с выходом на открытый ледник, далее по моренным грядам в д.р. Геналдон –
ночевка на горячих ваннах на левом берегу р.Геналдон

18 км

Набор высоты:
+ 1040м/-1600м

ЧХВ = 11ч 45мин

Выход со стоянок в 6-00. Поднимались по моренным грядам по правому борту долины р.Цатадон, начало подъема на перевал скрыто за скальным гребнем. (Фото 94, 95).

Фото 94. Путь движения по моренным грядам к пер.Шелестенко

Фото 95. Путь движения по моренным грядам к пер.Шелестенко

На перевал Шелестенко следует подниматься по самому левому скально-осыпному кулуару (Фото 96). Кулуар достаточно узкий (в верхней части уже, чем в нижней), камнеопасный, крутизна от 20 до 35 градусов, с живой средней и мелкой сыпухой, в верхней части были участки льда. Несмотря на предостережения в описаниях, стреляющих камней было относительно мало. Несколько небольших камней сошло со снежных кулуаров с правого по ходу борта. Поднимались траверсом от одного борта кулуара до другого (Фото 97).

Фото 96. Начало подъема – по левому кулуару.

Фото 97. Левый кулуар в нижней части

Примерно в середине подъема на высоте 3550м кулуар раздваивается у небольшого скального островка (2ч. 50 мин ЧХВ). В этом месте мы ошибочно пошли по левому кулуару. Поняв, что он ведет не в ту сторону, сбросили 50 метров до скального островка, и перебрались в соседний (правый по ходу подъема) кулуар (Фото 98).

Фото 98. Переход в правый кулуар в середине подъема

Средняя крутизна этого кулуара 30гр, встречаются участки большей крутизны. Поднимались по осыпи, придерживаясь за скалы (Фото 99). Подъем утомительный, «шаг вперед-два назад».

Фото 99. Подъем по кулуару.

Прошли участок с обледеневшим снежником, из-под которого вытекает небольшой ручей. Несколько участков проходили по разрушенным скалам, с элементами свободного лазания. Выход на седловину перевала - по разрушенным скалам с левой стороны (по ходу движения) (Фото 100).

Весь подъем на перевал старались проходить плотной группой, чтобы не сбрасывать камни на идущих внизу. Некоторые участки проходили по-одному, пока другие участники стояли под прикрытием скальных выступов.

Поднялись на перевал в 13-30 (Фото 101). Высота 3900м. Седловина узкая, воды нет, мест для палатки нет. Открывается вид на гору Казбек, верхушка которой затянута облаками (Фото 102). Сняли записку от 26.07.2013г. группы туристов г. Гомель, Калиновичи и Будо-Кошелево (Беларусь) (рук. Канаш О.).

Фото 100. Выход по разрушенным скалам на седловину

Фото 101. Вид с перевала Шелестенко в долину р.Цатадон

Фото 102. Вид с перевала Шелестенко в долину р.Геналдон. Казбек и ледопад Майли в тумане

Спуск в долину р.Геналдон начали в 14-10. Спуск с перевала представляет собой мелкокаменистую осыпь крутизной до 30гр (Фото 103, 104). Спустились на моренные гряды, по пологой морене дошли до небольшого озера. Быстро согрели на горелках чай, после чего пошли по моренам дальше вниз.

Фото 103. Спуск по мелкой осыпи

Фото 104. Спуск с пер.Шелестенко в долину р.Геналдон

Идем к р.Гольда, стекающей с одноименного ледника. Подошли к месту, где р.Гольда разливается небольшим озером, после которого водный поток устремляется по бараньим лбам вниз (Фото 105) .

Фото 105. Спуск в долину р.Геналдон. Подход к р.Гольда

Левее бараньих лбов осыпные гряды, пошли по распадку в моренной гряде. Таким образом, в долину р.Геналдон спускались по левому берегу р.Гольда, в непосредственной близости от реки (Фото 106). Левый берег возвышается каменисто-земляным склоном, между ним и рекой полоса относительно пологой средне- и крупнокаменистой осыпи.

Фото 106. Спуск вдоль р.Гольда

Через 1 час ЧХВ после начала спуска вдоль р.Гольда перешли реку по камням на правый берег (выше бараньих лбов) и оказались на уровне водопада (Фото 107, 108). На левом берегу видна метеорологическая станция (Фото 109).

Согласно описаниям, спуск с перевала Шелестенко в долину р.Геналдон проходит по левой крупнокаменистой морене-осыпи как можно левее и дальше от реки и приводит как раз к метеостанции. Мы прошли другим путем, по левому берегу вдоль русла р.Гольда. В дождливую погоду этот путь не рекомендуется.

Фото 107. Спуск вдоль р.Гольда в долину р.Геналдон

Фото 108. После спуска вдоль р.Гольда уходим на моренные гряды лед.Майли

Фото 109. Спуск по моренным грядам лед.Майли в долину р.Геналдон (голубым - альтернативный путь спуска по левому высокому берегу р.Гольда к метеостанции, и спуск на лед.Майли*).

Направляемся по моренным грядам в сторону ледника Майли. Планируем спуститься до стоянок у горячих Кармадонских источников. Слева красивый водопад р.Гольда, справа впечатлающий ледопад Майли. На языке ледника видны люди, гуляющие по нему. Позади долина ледника Колка, который сошел 10 лет назад. Русло р.Колка перешли на правый берег выше разливов по камням. Появились туры, идем, ориентируясь на них. По травянисто-каменистым грядам подходим к зеленому гребню – старой морене, поросшей травой. По верху гребня идет тропа, справа моренный обрыв, слева зеленый склон, на тропе стоят туры (Фото 110). Движемся по тропе до самого окончания гребня, сходящего круто к р.Колка. За 50м до окончания гребня тропа спускается направо, между ледником и моренным гребнем и теряется в камнях. Спускаемся в понижение, движемся 100м к реке Колка, далее по берегу р.Колка, камни средние и крупные (Фото 111). Смеркается. Проходим один нарзанный источник (характерный рыжий грунт), подходим ко второму, от него поднимаемся наверх на тропу по концевой морене (Фото 112, 113). По тропе через 200м подходим к мосту через р.Колка, где нас встретили участники «единички», еще через 10 минут мимо горячих ванн все вместе пришли к месту лагеря. Лагерь ставили уже темноте, в 50м по тропе от ванн. Там уже стояли палатки группы Чугунова В. и базовый лагерь альпинистов из Москвы. Высота 2300м. Мест под палатки много, ручей рядом. После ужина грелись в ваннах.

*Другой возможный и наиболее часто описываемый путь в долину р.Геналдон после перехода р.Гольда (после спуска вдоль русла или после спуска к метеостанции) состоит в пересечении моренных гряд лед.Майли/Колки и выходе на лед.Майли (Фото 109). Далее движение по леднику до языка, спуск с языка ледника на концевую морену, по которой идет тропа. Для спуска с языка ледника требуются перила и кошки.

Фото 110. Спуск в долину р.Геналдон по старому моренному гребню вдоль р.Колка.

Фото 111. Спуск с старой моренной гряды к р.Колка

Фото 112. Путь спуска вдоль р.Колка и выход к мосту (фото на следующее утро)

Фото 113. Путь спуска вдоль р.Колка и выход к мосту (фото на следующее утро)

Ходовые отрезки

• 6 00 – 6 30 (подход к перевалу Шелестенко по средней осыпи)
  • 6 45 – 7 20 –«»–
  • 7 35 – 8 20 –«»–
  • 8 30 – 13 30 подъем на пер.Шелестенко по мелкой и средней осыпи, по скальным и ледовым участкам
  • 14 10 – 14 40 (спуск с перевала по мелкой осыпи на морену, движение по пологой морене)
  • 15 30 – 16 00 (спуск по среднекаменистым моренным грядам к р.Гольда)
  • 16 10 – 17 00 (спуск вдоль левого каменистого берегу р.Гольда)
  • 17 15 – 18 00 (спуск вдоль левого каменистого берегу р.Гольда, переход по камням на правый берег, движение по моренным грядам лед. Майли)
  • 18 10 – 18 50 (спуск по моренным грядам в сторону Геналдонского ущелья)
  • 19 00 – 19 40 –«»–
  • 20 10 – 20 30 (спуск по среднекаменистому распадку к р.Колка, движение по берегу вдоль р.Колка)
  • 20 35 – 21 15 (движение по правому берегу вдоль р.Колка, подъем на концевую морену на тропу, мост через р.Колка на левый берег, выход к стоянкам выше горячих источников)
  • ЧХВ 11 часов 45 мин

1 августа 2014 г. (пятница)

День 13

М.н. – тропа в луговой зоне – с.Тменикау – пос.Кармадон

16 км

Набор высоты: - 800м

ЧХВ = 3ч 20мин

С утра еще раз полежали в ваннах, помылись. В 13-00 вышли из лагеря вниз по долине р.Геналдон (Фото 114). Тропа по каменисто-травянистому склону, далее переходит в дорогу в луговой зоне. Вышли к селу Тменикау в 16-00. Высота 1700м.

В 17-30 спустились к разрушенному санаторию в поселке Кармадон. Высота 1500 метров. Здесь нас уже ожидали ребята из «единички», вышедшие с ванн раньше нас (Фото 115). Маршрут закончен.

Фото 114. Долина р.Геналдон, ледник Майли и г.Казбек

Фото 115. Две группы из г.Королева

Ходовые отрезки

• 13 00 – 13 30 (спуск по тропе вниз по Геналдонскому ущелью)
  • 13 40 – 14 20 –«»–
  • 14 40 – 15 15 (спуск по грунтовой дороге вниз по Геналдонскому ущелью, погранзастава)
  • 15 30 – 16 10 (спуск по грунтовой дороге вниз по Геналдонскому ущелью, заброска в селе Тменикау)
  • 16 30 – 16 55 (спуск по грунтовой дороге к селу Кармадон)
  • 17 00 – 17 30 –«»–
  • ЧХВ 3 часа 20 мин

2 августа 2014 г. (суббота)

День 14

В 8-10 за нами приехал заказанный микроавтобус. Погрузились, выехали в Владикавказ. По дороге водитель дал нам возможность осмотреть город Мертвых в сел.Даргавс. В 12-00 приехали на железнодорожный вокзал в Владикавказе.

2.6.3. Потенциально опасные участки на маршруте

На пройденном нами маршруте потенциальную опасность могут представлять следующие участки:

1. Камнеопасные кулуары и склоны на пер. Сталь Южная и пер. Шелестенко. Потенциальную опасность представляют падающие камни. Причинами падения камней может быть их вытаивание на снежных и ледовых склонах, а также активность участников группы, находящихся выше на склоне.
  2. Грязевые болота в долине реки Мидаграбин, после спуска с пер.Дзамараш. Потенциальную опасность представляет возможность схода селевого потока. Кроме того, следует учитывать, что после схода селя, правый борт долины может оказаться непроходим. В результате придется обходить грязевые болота по левому борту долины, что предполагает более сложный маршрут спуска к языку ледника Мидаграбин.
  3. Переправа через реку Мидаграбиндон у окончания ледника. Потенциальную опасность представляет водный поток реки, который способен унести участника в водопады каньона, расположенные ниже по течению. Необходимо отметить, что при высокой воде переправиться через реку Мидаграбиндон на участке от ледника до каньона будет невозможно.
  4. Скальные склоны Мидаграбинского каньона. Потенциальную опасность представляют гладкие скалы каньона. В результате наблюдающейся в каньоне повышенной влажности скалы каньона всегда скользкие. При прохождении по скалам существует повышенная опасность поскользнуться и сорваться. Необходима перильная страховка при прохождении верхней ступени бараньих лбов.
  5. Каньоны реки Колка и левого притока реки Колка. Потенциальную опасность представляет водный поток, который при высоком уровне воды может сделать непроходимыми эти участки. В результате придется искать пути обхода каньонных участков верхом с увеличением технической сложности прохождения.

2.6.4. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

Осетинские башни.

На территории проживания осетин расположено большое количество архитектурных памятников, самыми выдающимися из которых являются средневековые башни и замки, широко распространенные в горной зоне.

Начало башенного строительства относят к раннему средневековью — к временам аланской эпохи. Возможно, даже к более раннему периоду. Типичный же стиль кавказской осетинской башни с характерными чертами сложился в позднее средневековье, приблизительно в XVII-XVIII вв.

Оборонительные сооружения осетин подразделяются на боевые и полу-боевые жилые башни, замки («галуан»), наскальные и пещерные крепости, заградительные стены. Для каждого из этих видов памятников характерны определенные способы сооружения, особая планировка и определенное назначение. Осетинские мастера приглашались строить башни и другие сооружения в Балкарию, Грузию и другие регионы Кавказа.

В Осетии отмечено более трехсот башен различной степени сохранности, лучше всего сохранились боевые башни, гораздо в более худшем состоянии жилые. Большое количество башен и других укреплений было уничтожено или повреждено во время карательной экспедиции генерала Абхазова в Осетии 1830 года. Документально подтверждено разрушение башни Шанаевых в селении Даргавс, трех башен в селении Чми, селения Барзикау, Лац, Хидикус, Уаласых, всего 10 населенных пунктов были сожжены и разрушены. Также осетинские башни и крепости массово уничтожались во время различных карательных экспедиций в Южную Осетию.

Казбек.

Гора Казбек (5033м) представляет собой одну из высочайших вершин Кавказа и является потухшим вулканом, последнее извержение которого произошло около 6 тыс. лет назад.

По-грузински гора Казбек переводится как «гора с ледяной вершиной». И ведь действительно, гора покрыта вечными снегами и долинными ледниками общей площадью в 135 кв. км.

С Казбеком связано много старинных легенд. Например, одна из них гласит что к скалам Казбека был прикован Прометей. Его враг-дракон, узнав об этом, двинулся расквитаться с героем, но был превращен в камень и обратился в Скалы Дракона, которые расположены на высоте 4800 м в виде гигантской километровой подковы.

Прямо на горе располагаются достопримечательности. Монастырь святой Троицы Самеба, где в свое время хранился Крест святой Нино. Монастырь живописно расположен на фоне Казбека, прямо над селением Казбеги (Степанцминда).

А на высоте 3800 м на 80-метровой скальной стене в пещере находится старинный монастырь Бетлеми (Вифлеем).

На склоне Казбека со стороны Дарьяльского ущелья (3600 м) есть метеостанция, часть которой переоборудована в хижину.

Кармадонские термальные источники.

В советские времена эти места считались курортной зоной, и здесь были установлены ванны, где отдыхающие проходили оздоровительные и лечебные процедуры, наслаждаясь купанием в горячих источниках. Сейчас ванны немного проржавели, но кармадонская вода осталась прежней – целебной. (Температура воды в нижних источниках 44 градуса.)

Кармадонские ванны (источники) находятся в печально известном Геналдонском ущелье, в 10 километрах от ближайшего населенного пункта. Открыты кармадонские источники были еще во второй половине XIX века жителем с.Тменикау Тепсарико Цараховым. С тех пор ландшафт неоднократно менялся – ледник отступал, а выше по ущелью случались мощные ледовые обвалы. Последний случился 20 сентября 2002 года, унеся с собой жизни 138 человек, в том числе и съемочную группу Сергей Бодрова-младшего.

Кармадонские источники также были скрыты под толщей льда и камней, но прошло время, лед сошел, и однажды альпинисты, шедшие на Казбек, снова увидели струи горячей воды, бьющие из-под земли. Ванны своими силами восстановили и теперь всякий желающий может здесь погреться.

Температура воды в самой горячей ванне около 55 градусов, в других чуть попрохладнее. Особенно приятно сидеть в теплой воде и смотреть на зиму в горах

В этой воде содержится большое количество минералов и окислов железа, поэтому все вокруг в оранжево-зелено-красных тонах

"Город мертвых" около селения Даргавс.

Территория, на которой располагается Даргавс, была заселена тысячи лет назад, поэтому не удивительно, что славится она множеством архитектурных памятников, наиболее интересный из которых — Город мертвых.

Город мертвых в Осетии — комплекс, состоящий из 99 склепов высотой в 2 или 4 этажа. Все строения можно разделить на три типа: надземные с пирамидальной или двускатной кровлей и полуподземные, частично врытые в склон.

Согласно историческим данным, этот «город» был возведен во время чумы. Согласно осетинской традиции того времени, единственным способом борьбы с чумой был следующий путь: вся семья уходила в собственный склеп, где и переживала чуму. Если кто-то выживал, то он навсегда уходил из родного аула.

Интересно то, что многоярусные склепы были дорогим «довольствием», доступным лишь богатым осетинам, поэтому их относительно мало — всего пятая часть.

То, что склепы прекрасно сохранились до наших дней, несомненно, следствие долгое времябытовавшей у осетин легенды о том, что каждый, кто потревожит покой предков, умирает. Сегодня местные жители без страха проводят туристов к некрополю, однако, лишь в светлое время суток. Впрочем, раньше подобное суеверие было оправдано — никто не знал, сколько и как могут жить вредоносные микроорганизмы. Однако в XX веке, когда началось их изучение, территорию тщательно исследовали, провели множество анализов и установили, что сегодня склепы абсолютно безопасны.

С 1967 года начались археологические работы в городе мертвых. Ученые были щедро вознаграждены — уже в первые три года исследований им удалось составить крупную коллекцию из предметов культуры XVII-XIX веков.

2.7. Дополнительные сведения о походе

2.7.1. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Основная задача похода – отработка практических навыков горного туризма слушателями школы специализированного уровня и прохождение маршрута 3-й категории сложности. Поставленная задача выполнена в полном объеме. Пройден логичный, интересный, пусть и эталонный маршрут по Центральному Кавказу (район Тепли-Джимарай-Казбек).

Участники на протяжении всего маршрута могли закрепить навыки преодоления препятствий в высокогорье: прохождение снежных и ледовых склонов, крутых осыпных склонов, скальных прижимов. Отработана скальная техника простого свободного лазанья. Освоен новый для участников похода технический элемент – прохождение каньонов. Отработан элемент - переправа через горные реки.

Погода на протяжении всего маршрута была нестабильной. Регулярно в течение ходового дня маршрут затягивало туманом. А количество дождевых осадков превышает общепринятый стандарт. При общении с местными жителями выяснилось, что в этом районе избыточное количество дождей - нормальное явление. А в период с декабря по март наступает период сухой погоды. Количество осадков значительно уменьшается. Из этого можно сделать вывод, что недостаточное оснежение зимой долин снегом и активное выпадения осадков в виде дождя летом привело к активному таянью ледников, к уменьшению в районе снежных и снежно-ледовых перевалов. Большая часть перевалов сейчас переходит в ранг осыпных, скально-осыпных и скальных.

Дождливая погода внесла свои коррективы в график прохождения маршрута. Имея опыт прохождения маршрутов в Северной Осетии (Дигория), знаем, чем грозит такая погода – сходом селей, оползней. Место дневки было определено таким образом, что при любой ситуации мы могли бы не рискуя выйти по долине в населенный пункт.

В связи в вышеперечисленным, можно рекомендовать при подготовке маршрута в данном районе больше внимания уделять скальной подготовке. При подборе снаряжения - комплектовать снаряжение скальными крючьями, закладками, френдами. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что большинство перевалов камнеопасны в любое время суток. А так как ряд перевалов имеют кулуарный подъем на седловину, разрабатывать маршрут необходимо с учетом этих особенностей.

Для туристов нашего клуба данный район являлся новым. В итоге, посетив район, мы расширили географию походов нашего клуба. Данный опыт позволит в будущем использовать полученный положительный результат при организации и совершении будущих маршрутов.

Стоит отметить, что данный район посещаем горными туристами в меньшей степени, чем другие популярные районы Центрального Кавказа. При подготовке маршрута проблем с поиском информации по основным перевалам не возникло, а по второстепенным – информации мало. В рамках горного маршрута нашей группой совершено сквозное прохождение перевала Лья-Цми Северный. При подготовке маршрута мы не нашли описания сквозного прохождения этого перевала. Большинство фотографий данного перевала сделано либо с пер. Лья-Цми Южный, либо из зоны долин. Координаты перевала на сайте горного клуба «Вестра» (www.westra.ru) получены с карты и практически совпадают с реальными.

В целом район и маршрут участникам и руководителю понравился. Особенно финиш, когда можно, лежа в горячей нарзановой ванне, любоваться величественным Казбеком.

2.7.2. Список литературы и источников

1. Пономарев, Беднов "Тепли,Джимарай,Казбек" М.
    1. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов высокогорья.
    2. http://tlib.ru/ - библиотека отчетов МГТЦК.
    3. www.tourism.ru – библиотека отчетов по туризму.
    4. Отчет о горном походе 3 к.с. по Ц.Кавказу летом 2012 рук.С.Брошеван, г.Одесса http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6233
    5. Отчет о горном походе 3 к.с. по С.Осетии летом 2012 г. рук. А.Борисов, г.Ульяновск http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6147
    6. Отчет о горном путешествии 3-й категории сложности по Северной Осетии под руководством Жигулевцевой Е.Ю. 2007 г. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3228
    7. Отчет о горном спортивном туристском походе 4-й категории сложности по Северной Осетии (Центральный Кавказ) под руководством Голубева М.В. 2008 г. http://caucatalog.narod.ru/os2008_4/os2008_4.html
    8. Отчет о путешествии 3-й категории сложности по Северной Осетии в августе 2011 года под руководством Голубева М.В. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5380