Скалолазание > Соревнования >

Автор: Юрий Котченко, Севастополь

Он-сайт рекорды в лазании на трудность

Занимаясь изучением соревновательной практики в сложном лазании, пришлось столкнуться с практически полным отсутствием информации о категорировании соревновательных скалолазных трасс.

Несправедливость виделась в том, что международные соревнования проводятся, лучшие прохождения есть, но никак, в отличие от скал, не учитываются. При этом не хотелось, чтобы лазание на трудность загнали на стационарные трассы, как скорость, что в связи с олимпийскими играми не исключено. В общем, задача требовала решения, хотя бы примерного.

Сразу оговорюсь, в статье речь пойдет о высших достижениях на этапах кубка и чемпионатах мира среди женщин. Поскольку соревнования подразумевают он-сайт лазание, обычная методика оценки категории здесь не подходит. Поэтому решили рассматривать не саму трассу, а действия и показатели выступления спортсменок. Опуская все этапы расчетов, отмечу некоторые важные установки:

1. Категория трудности выводится по результатам выступления первой шестерки лидеров.
2. Если до конца трассы никто не долез, что бывает часто, за отметку «тор» принимается лучший результат, без знака «+».
3. Кроме результатов выступления, методика расчета учитывает также и временные изменения спортивного мастерства (т.е. уровень он-сайт лазания в 2016 году выше уровня, например, 2000 года, на вполне конкретную величину).
Желаемый результат – получить по возможности точную оценку категории, причем сама категория, должна пересекаться с принятой французской шкалой. По этой причине сделали такую вот таблицу:

Соответствие категории:

a a+ b b+ c c+
0 - 15 16 - 30 31 - 45 46 - 60 61 - 85 86 - 99

Таблица для восьмой категории выглядит так:

8а+ 8b 8b+ 8с+
8,00 – 8,15 8,16 – 8,30 8,31 – 8,45 8,46 – 8,60 8,61 – 8,85 8,86 – 8,99

Следовательно, все трассы категории, попадают в диапазон 8,00 – 8,15. А оценка 8,16 баллов – это уже +. Категория записывается следующим образом (пример): 1АS8,56

где: 1 – количество топов на трассе, А – класс соревнований (международные), S – полуфинал (F – финал, К - квалификация), 8,56 – категория трудности.

В данном случае 8,56 соответствует (см. табличку) – 8b+ категории. Но это уже точная оценка. Без сомнений вроде: 8b+/8с или 8b?

Изучив все этапы кубка и чемпионаты мира с 2012 по 2016 гг., и рассчитав категории, установили, что первая десятка наиболее сложных соревновательных трасс, выглядит следующим образом:

Самые сложные он-сайт прохождения за период 2012 – 2016 гг.

3 лучших спортсменки, сумевшие пройти он-сайт самые сложные соревновательные трассы на сегодняшний день:

1. Anak Verhoeven, Arco, 2016 - 1АF8,92 (8с+).
2. Mina Markovic, Wujiang, 2014 - 1АF8,76 (8с).
3. Jain Kim, Пермь, 2013 - 1АF8,66 (8с).
В России рекорд в он-сайт лазании принадлежит Д. Фахритдиновой. Установлен на этапе кубка мира 2012 г., Kranj - 2АS8,19 (8а+).