Автор: Алексей Шевченко, Нижний Новгород

Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом Черных гор

После летнего Джунгарского похода, я думала, что горы светят мне не скоро. Очень хорошо, что я ошибалась. В середине сентября уже очень хотелось солнца глоток, так как на две недели пасмурности приходился дай бог один солнечный денек.

А в горах осенью красиво… Хотелось и пошагать, и просто насладиться еще теплой погодой в Европейских городах. Выбор пал на Черногорию. Именно туда не нужна виза, а моя вдохновленная этой страной мама, не уставала нахваливать все достопримечательности и красоты Черногории.

Путешествие решили как обычно поделить на треккинговую и городскую часть. Сначала погулять по горам национального парка Дурмитор, а потом посетить самые туристические места Будвы, Котора.

Прилетели мы в аэропорт города Тиват, от него всего 2 км пешком нужно было дойти до наших апартаментов. Мы осилили их достаточно быстро, на ходу раздеваясь. Светило солнце, мы охали и ахали при виде деревьев со спелыми мандаринами, апельсинами и гранатами. Заселились и пошли купаться. Рядом с нами находился парк Zupa, через него мы хотели пройти на пляж.

Парк оказался очень живописным. Весь заросший лианами, не ухоженный, он создавал мистическую обстановку. К сожалению, там еще находятся какие-то руины домов, которые не вписываются в зеленый пейзаж. Когда мы вышли на пляж, то были неприятно поражены обилием мусора и костровищ. На пляже не было ни души…

Водичка была прохладная, бодрящая, но такая манящая. Мужчины достаточно долго балакались в воде, мне хватило одного заплыва, а Даша очень красиво и долго заходила в воду, что не помешало ей потом насладиться морем сполна.

На следующий день мы поехали в г. Жабляк, самый близкий населенный пункт к национальному парку Дурмитор. Автостанция в Тивате находится недалеко от аэропорта и совсем близко к парку Zupa в том же здании, что и самый большой супермаркет Franca в городе. Мы состыковали расписание, и выехали до города Никшич, в котором пересели до Жабляка. Автобусы в Черногории достаточно старые сделало нашу заброску не очень приятной. Но ни страшенные серпантины, ни поголовно курящие водители не смогли затмить потрясающие пейзажи. Чуть поднявшись от моря мы наблюдали как алеют осенние деревья на фоне серо-белых гор, как искрится горизонт в лучах ласкового солнца, а потом наш взгляд просто купался в различных красках Черногорских лесов.

Ближе к Жабляку небо затянуло, но это не испортило впечатление от врезающихся в тучи гор Дурмитора.

Так как треккинг с палаткой у нас не смог состояться по нескольким причинам, мы сняли домик рядом с кемпингом IVAN DO, от него стартует большое количество треккинговых маршрутов. Пришлось заплатить за проход и проживание в национальном парке в течение четырех дней, нам вышло это по 12 евро с человека. С поиском нашего домика нам очень помогла русская пара, без которой мы бы долго бродили по пустующему поселку, никакие карты нам не могли помочь!

От Жабляка до Черного озера около двух с половиной километров, поэтому нам повезло каждый день не покрывать это расстояние при выход на маршрут и сходе с него. Нам до Черного озера было около десяти минут пешком по волшебному лесу. Мы не теряя времени выдвинулись к нему.

Прошли через старую мельницу.

И вышли на берег Черного озера. Именно в эту погоду было видно происхождение названия - черные ели отражались в воде, и она казалась темной и мрачной.

Но когда мы пошли по тропинке вокруг озера, то увидели как вода приобретает прекрасный бирюзовый цвет...

А поднявшись немного выше, можно было обомлеть от таких красок и контрастов.

Даже ели уже не смотрелись такими черными, они будто впитали цвета озера, а осенние краски разбавляли всю монохромность.

Умиротворение и идилия.

Когда мы обошли озеро, то вышли к очень живописному мостику. По нему замкнули кольцо, сходили в Жабляк за продуктами и вернулись в домик. Топили печь, ели вкуснейшие гранаты и мандарины.

На следующий день распогодилось, и мы вышли в путь к вершине Crvena greda. Над Черным озером стлался туман.

Солнце играло на вершинах Дурмитора, золотило ели, теплыми оттенками раскрашивало серые горы. Планировался набор около 800 м, и мы бодро зашагали вдыхая еловые запахи.

По указателям быстро сориентировались и пошли по маркированной тропке в сторону Цервеной Греды. Путь проходил мимо живописной деревеньки. Все-таки эти изгороди-заборчики - прекрасны!

Жители как раз выгоняли коров. Мы быстро разделись (было очень жарко на солнышке, а мы накутались) и ретировались.

Наверняка в другое время года тут сочные зеленые и цветочные поля, но мы наслаждались осенней цветовой гаммой.

Даша на кромке леса, любуется туманной дымкой.

Вышли почти к вершине Цервеной Греды. Внизу на нас смотрит озеро Jablan, русские жители Дурмитора не стесняются в его произношении.

Погода позволяла нам видеть все на многие километры вокруг.

Продираясь через заросли кедрового стланика мы наконец-то выбрались на вершину.

Просто потрясающий вид! И правда кажется, что горы черные.

Начали траверс вершины и спуск.

Спускаться было иногда сложнее чем подниматься. Тропа петляла, то набирала, то спускала. Мы очень вымотались. Но наконец-то вышли к живописному виду, где немного отдохнули, любуясь ухоженными коняшками. Эта белая лошадь не сводила с меня глаз, пока я подбиралась ней все ближе и ближе. Остальные занимались своими делами.

Когда мы спустили уже на финишные пять километров до дома, вся вода была выпита, вся еда съедена. Димка Марков умирал от жажды, и просился напиться из копытца. Мы еле удерживали его. Но за выдержку через пару километров нас ждала награда - полноводный ручей с чистейшей водой. Все уверовали в чудо, напились живительной водицы, и бодро зашагали к дому.

На следующий день было решено воспользоваться теплой ясной погодой и съездить на сплав по реке Тара.

Сначала нас довезли до места сбора участников сплава, переодевания в гидроодежду и погрузки рафта.

Тут мы полностью прониклись осенью в горах. Река Тара поражала своей чистотой, спокойным течением и конечно же немыслимыми оттенками бирюзового. Добавим пару стаканов золотого леса, отражающегося во всем этом великолепии...

Это снимали не с обрыва и не с вершины.

Это вид с одной из достопримечательностей Черногории - моста через каньон реки Тара. Мост Джурджевича. Название ему дал владелец фермы, находящейся неподалеку. Но знаменит он не только своим архитекрутным великолепием. В годы Второй мировой войны партизаны специально взорвали один из пролетов моста, чтобы остановить наступление итальянских войск в эту часть Черногории.

У меня было время на знакомство со всеми местными собачками. Забыла упомянуть, что в районе Жабляка просто неимоверное количество собак. Мы так и прозвали его Жабляк - город собак. Каждый раз отправляясь на радиалку или в город, мы имели честь лицезреть рядом с собой провожатого в виде дворняги, двух, а то и трех. Иногда даже приходилось делиться с ними частью еды. Но они намного резвее проходили расстояние даже в двадцать километров чем мы. Сразу видно - профессиональные гиды.

По возвращению на базу нас ждал очень вкусный обед. Суп, салат, картошка и рыба или курица на выбор. Еда была простая, но очень вкусно приготовленная, так что после нашего длительного путешествия мы с удовольствием насытылись.

На обратном пути мы еще раз прошлись по мосту Джурджевича. Вид с одного из центральных пролетов.

А приехав в Ivan Do мы увидели как горы покрываются дымкой. Как и обещала погода начала хмуриться. А значит на завтра нас ожидал не такой яркий треккинг.

С утра мы вышли в направлении самой высокой точки Дурмитора - горы Боботов Кук (2523м). Выйти на нее был план максимум, но больше всего хотелось побывать в Ледяной пещере.

Пушистости кедрового стланика.

Тропа была хорошо натоптана, разве только в лесу иногда было сложно найти метки под слоем ярких кирпичных листьев.

Именно в этот день я четко поняла с чем у меня ассоциируется порода гор Дурмитора и Черногории в целом. Они серые. Прямо как цемент. Но природа их умело разбавила зеленью. Даша любуется просторами.

Долго ли коротко ли мы вышли к Ледяной пещере. Наверняка весной и летом она выглядит еще более внушительно с нерастаявшими ледяными сталагмитами. Но даже сейчас было приятно находиться в ее микроклимате. Дышать было очень легко, а запахи сырых камней и капель ледяных остатков создавали действительно сказочную атмосферу.

Спускались сначала по тропке, а потом одели кошки, ради только этой пещеры и взятые. Приятно все же походить по такому гладкому льду с хорошим уклоном, почуствовать как тебя держат кошки.

Ну а потом мы начали наш длительный и изнурительный спуск. Все-таки подъемы я люблю больше.

На фотографии вы можете видеть нашего сегодняшнего проводника - Черныша. Но на самом деле сегодня до ледяной пещеры с нами ходили аж три собаки.

Спустили почти до Черного озера, виднеется Жабляк.

На следующий день мы выбрались на велопрогулку до поселка Чуровац.

Если честно, то я не очень поняла где прячется этот поселок, но то, за чем мы приехали, мы увидели. Просто невероятных масштабов каньон простирался перед нами.

Нет, вы взгляните на это буйство осенних красок! если приглядеться, можно увидеть тоненькую бирюзовую ниточку реки Тара. Крыши домишек очень хорошо сочетаются с пейзажем. Они красные и зеленые. Парочка синих явно выбивалась, но терялась в великолепии.

А это вид с нашего балкончика. За лесом виднеется Цервена Греда, там мы были совсем недавно, но уже хочется вернуться.

За этим же лесом таится Черное озеро, над которым возвышаются горы Меджет и Савин Кук.

Национальный парк Дурмитор оставил приятные впечатления. Хорошо продуманный цивилизованные треккинг. Леса дремучие, людей практически нет. Нет правда в это время года и воды, но наверняка весной или летом сюда можно попробовать вернуться с палаточками. Если только решить актуальный вопрос с газом. Но таинственный осенний Дурмитор останется в наших сердцах надолго.