Автор: Артем Ульянов, г.Долгопрудный

Отчет о горном походе 1 к.с. по Кавказу (Архыз),совершенном в период с 20.08.2016 г по 28.08.2016 г.

Справочные сведения

1. Проводящая организация – Горная секция МФТИ, г. Долгопрудный
  2. Место проведения – Архыз, Карачаево-Черкесская республика
  3. Общие справочные сведения

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

с 20.08.2016 по 28.08.2016

*) С учетом коэффициента 1.2

1. Подробная нитка маршрута:
  • Заявленная (см. Рисунок 1): пос. Архыз (старт) – долина реки Архыз – Лунная поляна (1-я ночевка) – пер. Федосеева (1А, 3021 м) – оз. Турье – долина реки Кяфар-Агур (2-я ночевка) – пер. Кяфар (нк, 2801 м) – долина реки Кяфар – оз. Грубокое (3-я ночевка) – пер. Речепста (1А, 2889 м) – долина реки Архыз – долина реки Дукка – долина реки Большая Дукка (4-я ночевка) – оз. Семицветное (5-я ночевка) – пер. Дукка (нк, 2641 м) – долина реки Бурная (6-я ночевка) – пер. Браконьеров (1А, 2831 м) – долина реки Аманауз – долина реки Псыш (7-я ночевка) – цирк перевала Столичный (8-я ночевка) – пер. Столичный (1А, 3048 м) – долина реки София (9-я ночевка) – пос. Архыз (финиш)
  • Пройденная (см. Рисунок 2): пос. Архыз (старт) – долина реки Архыз – Лунная поляна (1-я ночевка) – пер. Федосеева (1А, 3021 м) – оз. Турье (2-я ночевка) – долина реки Кяфар-Агур (3-я ночевка) – пер. Кяфар (нк, 2801 м) – долина реки Кяфар – оз. Грубокое (4-я ночевка) – пер. Речепста (1А, 2889 м) – долина реки Архыз – долина реки Дукка – турбаза Романтик (радиально) – долина реки Большая Дукка (5-я ночевка) – пер. Дукка (нк, 2641 м, радиально) – оз. Семицветное (6-я ночевка, дневка, 7-я ночевка) – пер. Айюлю (1А, 2874 м) – долина реки Белая – долина реки Псыш (8-я ночевка) – пос. Архыз (финиш)

Рисунок 1. Заявленная нитка маршрута

Рисунок 2. Пройденная нитка маршрута (по GPS-трекеру)

Определяющие препятствия маршрута (пройденные)

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения

пер. Федосеева

1А (3021 м)

6.5 км (из долины в долину)

800 м (взлет)

Восточный склон: 25-30 град., травянистый, мелкая осыпь

Западный склон: 25-30 град., мелкая и средняя осыпь

Из д.р. Архыз в д.р. Кяфар-Агур

пер. Кяфар

нк (2801 м)

2 км (из долины в долину)

200 м (взлет)

Восточный склон: до 20 град., травянистый

Западный склон: 25-30 град., мелкая и средняя осыпь

Из д.р. Кяфар-Агур в д.р. Кяфар

пер. Речепста

1А (2889 м)

3 км (из долины в долину)

300 м (взлет)

Северный склон: до 20 град., травянистый

Южный склон: 25-30 град., травянистый

Из д.р. Кяфар в д.р. Архыз

пер. Дукка

нк (2641 м)

1.5 км (из долины в долину)

100 м (взлет)

Восточный склон: до 20 град., мелкая осыпь

Из д.р. Большая Дукка (радиально)

пер. Айюлю

1А (2874 м)

4 км (из долины в долину)

150 м (взлет)

Медик, фотограф

Основная часть

1. Выбор маршрута

Маршрут выбирался исходя из необходимости повысить туристский опыт участников и желания посетить новый регион, богатый живописными местами. Следствие этого, в качестве места проведения похода был выбран горный район Архыз (Карачаево-Черкесская республика). При начальной подготовке маршрута в качестве образца был выбран маршрут Шатохина Алексея Николаевича (горная секция МФТИ), пройденный в августе 2014 г. Выбранный маршрут предполагал прохождение 6-ти перевалов (Федосеева, Кяфар, Речепста, Дукка, Браконьеров, Столичный), соединяющих долины рек Архыз, Кяфар-Агур, Кяфар, Большая Дукка, Псыш и София, с возможностью посещения ряда озер (Турье, Глубокое, Семицветное и др.) и Софийских водопадов. Стартовой и конечной точкой маршрута являлся поселок Архыз. При составлении плана маршрута был тщательно изучен отчет Шатохина, а затем выявлены и скорректированы основные его недостатки. В частности, был детально продуман путь спуска с пер. Речепста.

В качестве запасных маршрутов имелось 3 варианта. Первый предполагал, в случае недостаточной физической подготовки (или, не дай бог, травмы) одного из участников, возможность сход с маршрута после перевала Речепста и возвращение в поселок Архыз по долине реки Архыз. Второй вариант заключался сокращении части пути между долинами рек Большая Дукка и Псыш и прохождении перевала Айюлю вместо перевалов Дукка и Браконьеров. Этот вариант рассматривался на случай, если погранслужба не по каким-либо причинам не сможет выдать пропуска на вход в 5-ти километровую погранзону (что и произошло). В третьем случае предполагалось возвращение по долине реки Псыш в поселок Архыз (после прохождения перевала Айюлю). В конечном итоге, из-за проблем с пропусками маршрут был пройден по третьему запасному варианту.

2. Транспорт

Заезд в регион осуществлялся следующим образом. Один из участников по результатам лотереи отправлялся в г. Минеральные Воды на поезде (№ 146Э, прибытие в 03:07). Им оказался руководитель группы. Остальные участники добирались самолетом (разными рейсами). После общего сбора в аэропорту Минеральных Вод группа отправилась в пос. Архыз на заказанном заранее транспортном средстве типа Газель. Водитель транспортного средства оказался крайне ответственным и исполнительным и зарекомендовал себя как отличный собеседник. Контактные данные водителя – Владислав, тел. +7(988)0908706.

Обратно в Минеральные Воды уезжали на попутном автомобиле. Затем вылетели в Москву (разными рейсами).

3. Пропуска в погранзону

Как отмечалось ранее, часть маршрута между перевалами Дукка и Браконьеров, а также район Софийских водопадов лежат в 5-ти километровой погранзоне, для прохода в которую необходимо оформление пропусков (паспорт гражданина РФ гарантирует беспрепятственное нахождение в остальных точках региона). Для оформления пропусков необходимо связаться с Управлением ФСБ по КЧР (г. Черкесск) по тел. 8(8782)20-18-00 или по e-mail (pu.kcherkes@fsb.ru). Данное учреждение характеризуется своей неторопливостью, а также слабой коммуникабельностью, поэтому рекомендуется озаботиться вопросами пропусков заранее – по крайней мере за месяц. Наша группа обратилась за 3 недели до выхода на маршрут, и в результате пропуска оформлены не были.

Отделение ФСБ в находится недалеко от пос. Архыз, на дороге, идущей турбазе Романтик, тел. 8(87822)6-55-56.

4. Регистрация в МЧС

Зарегистрироваться в отделении ПСП МСЧ можно по прибытии в район. Пост стоит на дороге от пос. Архыз к турбазе Романтик, после Отделения ФСБ. Телефон оперативного дежурного ПСП Архыз: +79632861267, телефон ПСО Черкесск: 8(8782)239060.

Далее приводятся высотный график пройденного маршрута (по данным GPS-трекера) и подробное описание маршрута по дням.

5. Высотный график

Минимальная высота на маршруте составила 1475 м (пос. Архыз), максимальная – 3021 м (пер. Федосеева), перепад высот – 1546 м, максимальная высота ночевки – 2784 м (см. Рисунок 3).

Рисунок 3. Высотный график пройденного маршрута (по GPS-трекеру)

6. Подневное описание маршрута

День 1 (20.08.2016)

Пос. Архыз – турбаза Романтик – Лунная поляна

Пройдено: 11.9 км

Набор высоты: + 770 м

Погода: Солнечно, малооблачно

Время (высота, м)

6:30 (1471) – Прибыли в пос. Архыз. По приезду, оценив вес раскладки (почти 10 кг на человека!), решаем сделать заброску. Решаем оставить в заброске раскладку на вторую половину пути (дни с 7-го по 10-й + 2 запасных дня). Затем едем искать подходящее место для заброски. Проехав на транспорте вдоль дороги от пос. Архыз до моста через р. Дукка, решаем оставить заброску на посту полиции в Романтике. После этого едем обратно в пос. Архыз.

7:44 (1471) – Раздаем карманку (см. Рисунок 4). Пакуем рюкзаки. Начало пути. Идем по дороге до Романтика вдоль р. Архыз.

Рисунок 4. Пос. Архыз, начало маршрута.

Рисунок 5. Вид на пер. Федосеева от турбазы Романтик.

Рисунок 6. Строящаяся горнолыжная трасса.

Рисунок 7. Место ночевки.

8:24 (1485) – Останавливаемся на завтрак. Завтракаем до 9:40.

11:20 (1640) – Делаем привал на 20 минут рядом с постом МЧС. Руководитель идет регистрировать группу.

12:50 (1697) – Дошли до Романтика (см. Рисунок 5). Делаем привал. Затем начинаем подъем к пер. Федосеева по строящейся горнолыжной трассе Рисунок 6).

13:12 (1750) – Жара. Встаем на обед в тени деревьев рядом с трассой. Воду для обеда берем в ручье, стекающем вдоль трассы. Обедаем до 15:12. Затем продолжаем подъем по трассе. Основную сложность при подъеме составляет большая крутизна склона (местами свыше 30 град.), поэтому идем медленно, косым траверсом.

16:30 (1920) – Останавливаемся рядом с чистым ручьем. Набираем воду в бутылки. Мешаем изотоник.

17:00 (1985) – Доходим до точки пересечения 2-х трасс. Останавливаемся на чаепитие. Из 2-ух трасс голосованием выбираем более пологую и продолжаем движение.

18:55 (2240) – Доходим до верхней станции канатной дороги. Договорившись с местным охранником, ставим палатку у кафе рядом со станцией (см. Рисунок 7). У охранника выясняем, где брать воду. Делаем ужин.

21:00 (2240) – Отбой.

День 2 (21.08.2016)

Лунная поляна – пер. Федосеева – оз. Турье

Пройдено: 5 км

Набор высоты: + 780 м, - 280 м

Погода: в первой половине дня – солнечно, безоблачно, во второй – пасмурно

5:00 (2240) – Подъем.

07:10 (2240) – Начинаем движение. Дорогу к перевалу подсказывает местный пастух. Не рекомендует идти «в лоб» (как пошла группа Шатохина), а вместо этого, обойдя лавинные заграждения справа, подняться по травянистому хребту восточнее перевала, а затем траверсом уйти на перевал. Решаем прислушаться к совету и идти этим путем (см. Рисунок 8). Идем по тропе,

Рисунок 8. Путь подъема на пер. Федосеева.

Рисунок 9. Траверс.

Рисунок 10. Вид на пер. Агур с пер. Федосеева.

Рисунок 11. Вид на оз. Турье и путь спуска.

08:52 (2488) – Тропа теряется. Уходим правее и начинаем идти по пологой ложбинке вдоль ручья. Через пару переходов ручей уходит под скалы. Очень жарко, тени вокруг нет, вода расходуется быстро. В конце ложбинки ожидает довольно крутой (около 30 град.), но короткий подъем.

10:54 (2732) – Конец травянистой части склона. Вода заканчивается, взять негде, поэтому продолжаем подъем.

12:20 (2896) – Находим небольшой снежник, останавливаемся на обед, топим снег. Обедаем до 14:30, затем начинаем траверс в сторону перевала (см. Рисунок 9). Травянисто-осыпной склон. Мелкая осыпь, крутизна склона – до 20 град.

15:03 (2895) – Делаем привал у начала перевального взлета. Далее осыпь становится крупнее. Путь проходит через невысокие скальные выступы. Находим удобный проход и продолжаем пологий траверс к перевалу. Погода начинает ухудшаться.

16:30 (3021) – Вышли на перевал. Видимость плохая (см. Рисунок 10). Внизу видим озеро Турье, потенциальное место для ночевки (см. Рисунок 11). Максимально быстро фотографируемся, снимаем записку, пишем свою и начинаем спуск. Мелкая и средняя осыпь, крутизна склона – 20-25 град.

17:21 (2862) – Доходим до ручья, напиваемся, погода снова налаживается. Далее спускаемся вдоль ручья по курумнику.

18:06 (2736) – Приходим к озеру, обходим его справа и встаем на ночевку. Желающие купаются.

20:00 (2736) – Отбой.

День 3 (22.08.2016)

Оз. Турье – долина р. Кяфар Агур

ЧХВ: 5:40

Пройдено: 6.4 км

Набор высоты: - 600 м, + 550 м

06:00 (2736) – Подъем.

08:10 (2736) – Начинаем движение. Следуя указаниям группы Шатохина, пересекаем вытекающий из озера ручей и, чтобы не выйти на бараньи лбы, идем слева по ручью. Далее начинается крутой (до 30 град.) спуск по сыпухе, местами прослеживается тропа.

Рисунок 12. Спуск от места ночевки.

Рисунок 13. Вид на подъем к пер. Кяфар.

Рисунок 14. Начало перевального взлета.

Рисунок 15. Место ночевки.

09:00 (2581) – Выходим на траву. Далее вдоль реки идет четко прослеживающаяся тропа (см. Рисунок 12).

10:27 (2129) – Доходим до слияния с р. Кяфар-Агур, делаем длинный (30 минут) привал на чаепитие. Затем начинаем подъем вдоль р. Кяфар-Агур в сторону пер. Кяфар. Тропа (см. Рисунок 13).

12:37 (2393) – Жара. Находим небольшой тенек под скалами и становимся на обед. Обедаем до 14:20.

15:03 (2557) – Поднимаемся по травянистому склону и выходим на небольшое плато, на котором пасутся стада коней и коров. Медленно обходим их.

16:00 (2681) – Подходим к перевальному взлету (см. Рисунок 14). Видим небольшое озеро, по правому склону идет тропа. Начинаем движение, но тут осознаем, что начинает накрывать непогода. Быстро ставим палатку и забираемся внутрь нее. Накрывает туман, начинается дождь, затем град. Через полчаса град заканчивается, но из-за тумана подъем на перевал не виден. Решаем остаться на ночевку. Чтобы коровы ненароком не затоптали палатку, огораживаем ее веревкой, натянутой на вколотые в землю палки (см. Рисунок 15).

18:30 (2681) – Ужинаем.

20:00 (2681) – Отбой.

День 4 (23.08.2016)

Долина р. Кяфар-Агур – пер. Кяфар – долина р. Кяфар – оз. Глубокое

ЧХВ: 6:20

Пройдено: 6.4 км

Набор высоты: + 120 м, - 640 м, + 600 м

Погода: в первой половине дня – солнечно, малооблачно, во второй – пасмурно, дождь, град

05:00 (2681) – Подъем.

06:30 (2681) – Начинаем движение по тропе. Пологий (около 20 град.) травянистый склон.

06:49 (2751) – Делаем привал у еще одного озера. Хорошее место для стоянки.

07:08 (2801) – Выходим на перевал (см. Рисунок 16). Не сразу находим нижнюю точку седловины и тур (находится левее по ходу движения). Погода ясная. Внизу видим оз. Кяфар (см. Рисунок 17). Снимаем записку, пишем свою, фотографируемся и начинаем спускаться. Вначале спуск идет по мелкой/средней осыпи (преодолеваем ее траверсом, либо «лифтом»), затем выходит на травянистую часть склона. Крутизна – 20-25 град (см. Рисунок 18, Рисунок 19).

Рисунок 16. На пер. Кяфар..

Рисунок 17. Вид на оз. Кяфар с пер. Кяфар..

Рисунок 18. Спуск с пер. Кяфар.

Рисунок 19. Вид на пер. Кяфар.

08:02 (2517) – Спускаемся по ручью к реке. Правый берег реки частично заболочен.

08:48 (2265) – Из отчета Шатохина узнаем, что дальше тропа идет по левому берегу реки, поэтому решаем надеть бродильные «тапочки» и перейти реку вброд. Переходим все вместе, сцепившись руками за лямки рюкзака соседа. После брода находим тропу и продолжаем спуск.

09:34 (2167) – Доходим до слияния со вторым притоком р. Кяфар. С севера открывается вид на оз. Рыбное. Встаем на «чайный» привал (30 минут). Затем начинаем подъем к оз. Глубокое по тропе на левом (по ходу движения) берегу реки. Подъем не представляет большой трудности (см. Рисунок 20). В верхней части тропа заканчивается крутым (более 25 град.) подъемом.

12:35 (2582) – Доходим до оз. Глубокое (см. Рисунок 21). Очень красиво. Фотографируемся, купаемся, готовим обед. Предчувствуя непогоду, решаем поставить палатку. В 14:00 накрывает градом. Пережидаем непогоду.

16:30 (2582) – Туман рассеивается, решаем до темноты сделать еще пару переходов до следующей группы озер, чтобы встать на ночевку перед пер. Речепста.

17:35 (2582) – Выходим. Тропа идет вначале по скалам, потом по осыпному склону. Открывается хороший вид на долину р. Кяфар (Рисунок 22).

18:38 (2784) – Доходим до места ночевки, ставим палатку, готовим ужим (см. Рисунок 23).

20:30 (2784) – Отбой.

Рисунок 20. Подъем к оз. Глубокое.

Рисунок 21. Вид на оз. Глубокое.

Рисунок 22. Вид на долину р. Кяфар.

Рисунок 23. Место ночевки.

День 5 (24.08.2016)

Оз. Глубокое – пер. Речепста – долина р. Архыз – долина р. Дукка – турбаза Романтик (радиально) – долина р. Большая Дукка

ЧХВ: 6:20

Пройдено: 12.1 км

Набор высоты: + 100 м, - 950 м, + 100 м

Погода: солнечно, малооблачно

05:30 (2784) – Подъем.

07:10 (2784) – Начинаем подъем на пер. Речепста. Пологий (до 25 град.) травянистый склон (см. Рисунок 24).

Рисунок 24. Подъем на пер. Речепста.

Рисунок 25. На пер. Речепста.

Рисунок 26. Вид на долину р. Архыз.

Рисунок 27. Переправа через р. Большая Дукка.

07:36 (2889) – Выходим на перевал (см. Рисунок 25). Погода ясная, с южной стороны хорошо просматривается вид на долину р. Архыз и тропа на правом берегу реки (см. Рисунок 26). Фотографируемся, снимаем записку, пишем свою. Южный склон крутой (около 35 град.), травянистый. Начинаем спускаться. Спуск идет траверсом по западному (от перевала) склону. Как только начинается выполаживание, начинаем спускаться азимутом к реке.

09:05 (2328) – Делаем «чайный» привал у реки (30 минут). Затем начинаем движение по замеченной тропе. Группа Шатохина в этом месте совершила ошибку (пошла по долине реки) и в результате потеряла ходовой день. Тропа идет пологим траверсом по травянистому склону, чуть ниже проходит через пастбища коров, в самом низу по сыпухе выходит к автодороге.

11:44 (1867) – Выходим на дорогу. Связи еще нет. Начинаем движение по дороге.

13:26 (1812) – Доходим до слияния в р. Дукка. Связь есть. Далее необходимо сходить за заброской. Методом лотереи выбираем добровольца, согласного остаться готовить обед. Им оказывается завхоз. Остальные участники отправляются в турбазу Романтик за заброской.

15:00 (1812) – Группа возвращается. Обедаем. Разбираем заброску. Понимаем, что оставшейся карманки слишком много, решаем оставить часть орехов.

18:00 (1812) – Решаем сделать еще несколько переходов и встать на ночевку чуть выше по реке. Идем по автодороге вдоль р. Дукка, переходя с одного берега на другой. После слияния рек Большая и Малая Дукка, утыкаемся в забор (также отмеченный в отчете Шатохина). Перелазим по нему на правый

Рисунок 28. Подъем к оз. Семицветное и пер. Дукка.

Рисунок 29. Подъем к пер. Дукка.

Рисунок 30. На пер. Дукка.

Рисунок 31. Оз. Семицветное.

берег р. Большая Дукка и продолжаем движение вдоль нее (см. Рисунок 27). Через переход находим подходящее место для ночевки.

19:00 (1914) – Встаем на ночевку. Готовим ужин.

21:00 (1914) – Отбой.

День 6 (25.08.2016)

Долина р. Большая Дукка – пер. Дукка (радиально) – оз. Семицветное

ЧХВ: 4:00

Пройдено: 8.8 км

Набор высоты: + 700 м, - 350 м, + 150 м

Погода: солнечно, малооблачно

06:20 (1914) – Подъем.

08:10 (1914) – Начинаем движение. Через переход автодорога заканчивается, далее идем по каменистой тропе, пересекая притоки. Много малины!

11:58 (2296) – Доходим до развилки: прямо – подъем к оз. Семицветное, направо – подъем к пер. Дукка (см. Рисунок 28). Решаем пойти на пер. Дукка радиально. Один из участников (медик) высказывает добровольное желание остаться и приготовить остальным обед. Остальные оставляют рюкзаки и взлетают на перевал. Хорошая каменистая тропа, местами осыпь (см. Рисунок 29).

13:10 (2641) – Выходим на перевал (см. Рисунок 30). Погода ясная. Фотографируемся, снимаем записку, пишем свою. Смотрим на пост погранцов в противоположной долине. Начинаем спуск обратно.

13:50 (2296) – Возвращаемся к медику. Обедаем.

14:50 (2296) – Начинаем подъем к оз. Семицветное. Тропа идет по скалам.

15:14 (2428) – Выходим к озеру (см. Рисунок 31). Очень красиво (и правда – Семицветное!). Желающие купаются.

16:10 (2428) – К юго-востоку от озера находим подходящее место под палатку, становимся на ночевку.

18:00 (2428) – Ужин.

20:00 (2428) – Отбой.

День 7 (26.08.2016)

Оз. Семицветное (дневка)

ЧХВ: 00:00

Пройдено: 0 км

Набор высоты: 0 м

Погода: пасмурно

Время (высота, м)

Дневка! Встаем без команды. Едим, когда хотим. Изображаем тюленей. Погода хорошая, не холодно и не жарко, местами мелкий дождь.

20:00 (2428) – Отбой.

День 8 (27.08.2016)

Оз. Семицветное – пер. Айюлю – долина р. Белая – долина р. Псыш

Пройдено: 8.1 км

Набор высоты: + 450 м, - 1200 м

Погода: в первой половине дня – пасмурно, дождь, во второй – солнечно, малооблачно

5:40 (2428) – Подъем.

07:40 (2428) – Начинаем движение к пер. Айюлю. Движемся по тропе, идущей вдоль ручья с востока от озера. Чуть выше видим еще пару небольших озер. За ними поднимаемся по камням выше.

Рисунок 32. Вид на пер. Олений.

Рисунок 33. Путь на пер. Айюлю.

Рисунок 34. На пер. Айюлю.

Рисунок 35. Спуск в долину р. Белая.

Рисунок 36. Спуск в долину р. Псыш.

09:00 (2760) – Накрывает непогодой, еле успеваем укрыться в палатке. Сидим до 10:25, потом продолжаем движение. Идем по средней/крупной осыпи. Ориентируемся по турам. Затем выходим к паре более крупных озер. Рядом с ними находится подъем на пер. Олений (см. Рисунок 32), пер. Айюлю спрятался чуть глубже (см. Рисунок 33). Издалека, на снежнике между перевалами увидели медвежонка. Опасаясь встречи с его мамой, дальше идем максимально осторожно.

11:14 (2874) – Внезапно выходим на перевал (см. Рисунок 34). Погода облачная. Снимаем записку, пишем свою, фотографируемся. Не теряя времени, начинаем спуск. Идем по каменистой тропе, местами по осыпи (см. Рисунок 35). Внизу проходим еще несколько озер.

12:31 (2464) – Спускаемся в долину р. Белая. Идем по тропе по левому берегу.

14:30 (2053) – Доходим до разлива реки, кругом – березы, пасутся коровы. Решаем остановиться пообедать. Обедаем до 16:30. Потом продолжаем спуск в долину р. Псыш (см. Рисунок 36). Идем по тропе через лес по крутому (до 35 град.) склону.

18:10 (1653) – Доходим до слияния с р. Псыш. Густой лес, много отдыхающих. На одной из свободных полянок находим место для ночевки. Ставим палатку, готовим ужин.

20:30 (1653) – Отбой.

Рисунок 37. Записка с пер. Федосеева.

Рисунок 38. Записка с пер. Кяфар.

Рисунок 39. Записка с пер. Речепста.

Рисунок 40. Записка № 1 с пер. Дукка.

Рисунок 41. Записка № 2 с пер. Дукка.

Рисунок 42. Записка № 1 с пер. Айюлю.

Рисунок 43. Записка № 2 с пер. Айюлю.

День 9 (28.08.2016)

Долина р. Псыш – поляна Таулу – пос. Архыз

ЧХВ: 5:30

Пройдено: 12.5 км

Набор высоты: - 200 м

07:00 (1653) – Подъем.

09:40 (1653) – Выходим в сторону пос. Архыз. Идем по автодороге по левому берегу р. Псыш.

12:00 (1561) – Доходим до поляны Таулу. Очень злачное место. Обед. В палатке покупаем Айран, заказываем хычины.

14:00 (1561) – Продолжаем движение.

16:21 (1475) – Пос. Архыз (конец маршрута).

7. Полезные координаты

19. Часы наручные
  20. Телефон
  21. Ручка, блокнот
  22. Емкость для воды (бутылка)
  23. Деньги, документы, билеты

Общественное снаряжение

Наименование

На группу (4 чел.)

На одного человека

Билеты в Мин. Воды и обратно (самолет)

Трансфер до пос. Архыз и обратно

Еда

Газ

Аптечка

Итого:

12. Выводы и рекомендации

1. В целом нитка маршрута была выбрана удачно. При этом, встречающиеся препятствия удалось пройти очень эффективно, без потерь сил и ходового времени. Во многом это стало возможным благодаря тщательному изучению отчета группы Шатохина, а также рекомендациям местных жителей. Единственным недостатком маршрута является начальный участок (от пос. Архыз до пер. Федосеева). Подъем на этот перевал в первые дни похода очень сложен с точки зрения физической нагрузки. При этом путь на него пролегает по «маложивописным» горнолыжным трассам. В верней части подъема отсутствуют источники питьевой воды. Вместо этого, рекомендуется подходить к перевалу с севера (с низовий р. Кяфар-Агур), брать его радиально, либо в связке с пер. Агур.
  2. Некоторые участки первоначально запланированного маршрута пролегали в 5-ти километровой пограничной зоне, для прохода в которую требуется оформление пропусков. Рекомендуется озаботиться вопросами их получения как минимум за месяц до выхода на маршрут, либо продумать заранее запасные варианты (как сделали мы).
  3. Поход прошел без каких-либо чрезвычайных происшествий, во многом благодаря хорошей физической подготовке участников и слаженной работе в группе.
  4. Снаряжение к походу было подобрано отлично. Хотя в конечном итоге ни страховочная веревка, ни системы не понадобились, рекомендуется включать их в список снаряжения, т.к. в регионе присутствует множество потенциально опасных мест.
  5. Раскладка была составлена с чрезмерным запасом (по 9.8 кг еды на человека на 12 дней). В связи с этим пришлось сделать незапланированную заброску на турбазе Романтик, и в результате было потеряно около 2.5 ходовых часов для того, чтобы ее забрать.
  6. В целом за время похода погодные условия были благоприятными: в первой половине дня было солнечно, малооблачно, после обеда небо затягивалось тучами, выпадал дождь, град. Рекомендуется наиболее сложные и протяженные участки пути проходить в ранние часы.
  7. Регион изобилует коровьими пастбищами, в связи с чем стоит быть внимательнее при выборе источников питьевой воды. Также могут встречаться и дикие животные (например, медведи) – сохраняйте бдительность!
  8. Маршрут был богат живописными местами. Особенно рекомендуется посещение озер Глубокое и Семицветное.