Автор: Артём doner, Москва

Национальный парк Вашловани.
Часть II

Не помню, от кого я узнал про национальный парк Вашловани, но точно помню, что увидев несколько фотографий из тех мест, я уже не мог нормально спать. Сознание было поглощено желанием туда попасть. И вот, объехав большую часть Грузии, на десерт у нас остался национальный парк Вашловани и грязевые вулканы Тахти-Тефа.

Что нужно знать тем, кто захочет посетить национальный парк Вашловани. Посещение парка без оформления пропусков в пограничную зону не возможно. Граничит этот район Грузии с Азербайджаном. Оформляют пропуска в городке Детоплиц-Скаро, в информационном центре по приему посетителей.

Там же выдают карту парка, gps-координаты самых красивых мест, и общие рекомендации: чего бояться, как одеваться, и куда лучше не ходить - чтоб не стать жертвой гюрзы, или ещё какой ни будь твари.

И вот мы в Детоплис-Цкаро. По сути, это последний населённый пункт на пути к Вашловани. Лучше всего тут пополнить запасы воды, топлива и еды, так как дальше цивилизации уже не будет. Однако если на посещение парка запланирован один день, делать этого не обязательно. Но, моё мнение, основанное на нашем опыте проживания в Вашловани, говорит, что парку стоит уделить минимум 3-4 дня. Иначе, впечатление от парка будут очень поверхностными.

Пейзажи на подъезде к национальному парку Вашловани:

На оформление пропусков в парк уходят считанные минуты. Но не в нашем случае. Мы приехали к информационному центру вечером, и пришлось ждать до утра.

Наступил новый день. Покончив с формальностями, рейнджеры посоветовали нам воздержаться от посещения Вашловани, и подождать, когда закончится дождь, который продолжал лить уже более суток. Дескать - рельеф в парке очень сложный, дороги после дождя сильно размыты и труднопроходимы даже для полно приводных автомобилей.

Тойота для сафари-прогулок по национальному парку Вашловани. Но, со слов рейнджеров, туда, куда хотим попасть мы, туристов на этой машине не возят - т.к. она очень большая, и есть вероятность перевернуться. После таких слов, ехать кататься по парку на нашей "малышке", как то не по себе.

Забегая вперёд, скажу - в парке действительно есть один участок дороги, длиной примерно 15 километров, который благодаря ухабистому рельефу заставляет понервничать. И тут понимаешь, что параметры нашего кемпера почти идеальны. Будь мы немного повыше, этот участок "дороги" стал бы для нас закрыт.

Отъехав от Детоплис-Цкаро примерно на 40 километров мы попадаем в Kasristskali - последний оплот цивилизации, перед въездом в национальный парк.

Ну а далее начинается территория парка Вашловани, где обитает более 80-ти видов птиц, пару десятков пресмыкающихся, и растёт более 600 видов растений.

Помимо черепах, которых в парке мы встретили не мало, однажды в гости приполз 10-ти сантиметровый паук фаланга. И в ту же ночь прилетела сова.

Слова рейнджеров о размытой дороге в парке подтверждаются довольно быстро. Машина скорее плывёт, чем едет. Впервые, за весь маршрут по Грузии, приходит осознание того, что хорошо бы стравить давление в шинах.

И в тот момент, когда я побеждаю лень, и слушаю свист выходящего из покрышек воздуха, происходит неожиданная встреча. Сзади подкатывает немец Карл и его грузинская жена Лали.

Один кемпер в глуши хорошо, а два лучше. Мозг, анализируя ситуацию, выдаёт - сэр, теперь у машины +100 к проходимости, а у водителя +100 к уверенности. Можно рубиться вперёд сломя голову не обдумывая каждый шаг. Расслабься и получай удовольствие.

А вообще, лето не самый туристический сезон в Вашловани. Возможно из-за жары, которая достигает +50 градусов. В то время как весной, наблюдается всплеск посещаемости парка. Туристы со всего мира приезжают наблюдать за бабочками.

На горизонте Азербайджан.

Таких дорожек в парке очень много, и порой, чтоб добраться до нужной точки, приходится покататься по этим змейкам как по лабиринту.

Рейнджер парка Георгий учит Полину ползать по деревьям.

Живут рейнджеры в парке вахтовым методом по 7 дней. В таких бунгало. Примерно такие же домики можно арендовать туристам для ночлега.

А можно поставить палатку.

Утро нового дня встречает нас ясной погодой и палящим солнцем. От размытых дорожек не осталось и следа.

Держим путь на Mijniskure - самая восточная точка Грузии на границе с Азербайджаном.

Несмотря на солидную разницу в возрасте, и национальную принадлежность, от Карла и его супруги мы мало чем отличаемся. Так же как и мы, они постоянно останавливаются, фотографируют, и удивляются пейзажу в который попали. Вокруг саванна.

Небольшая поломка. Из-за постоянной тряски на тойоте Карла что-то слетело, двигателю не хватает воздуха.

Пограничная застава.

К слову о грузинских пограничниках. Увидев в машине ребёнка, первым делом один из погранцов принёс Полине шоколадку.

Смотровая площадка.

Те самые пейзажи благодаря которым у меня появилось желание попасть в Вашловани.

Ну а далее начинается тот самый участок дороги, который заставляет сердце биться чаще, а ладошки потеть.

Дорога змейкой петляет по высохшему руслу реки.

Очередная поломка. В этот раз проблемы с подвеской.

Самое неприятное в тот момент было обойти периметр вокруг машины, и осмотреть ветки деревьев на наличие змей. Кроме всех прелестей, в Вашловани самая большая на территории Грузии популяция ядовитых змей. Утешало лишь то, что на улице было выше 30-ти градусов. А змеи в жару вроде как вялые и не активные.

Ходы подвески.

Ну а далее просто серия фотографий из Вашловани, которая в комментариях не нуждается.