Автор: Антон Щербаков, г.Новосибирск.

Отчет о прохождении горного туристского спортивного маршрута 6 к.с. по С-З Памиру совершенном в период с 21 июля по 25 августа 2016 г

Краткая характеристика района похода

Памир (Северо-Западный в частности) весьма хорошо описан в отчётах и статьях в Интернете. Поэтому представляется излишним раздувать этот раздел. Краткую информацию о Памире можно найти, например, в Живой Энциклопедии Приключений [1] и в Общей Научной Энциклопедии [2].

Северо-западный Памир в советское время был весьма популярен как среди туристов, так и альпинистов. Ежегодно тут функционировали два лагеря — на поляне Москвина и на поляне Сулоева, работала биологическая экспедиция, иногда были организованы лагеря на Сурковой поляне, в Пыльном лагере на лед. Бивачный. Альпинисты совершали восхождения не только на семитысячники, но также и на другие интересные пики. Что касается туристов, то ежегодно группы ходили тут десятками.

Рис. 1. Схема хребтов Памира

Район пиков Е. Корженевской и И. Сомони и сейчас определённо является одной из самых интересных частей Памира для горного сообщества. Каждое лето тут работает МАЛ «Альпнавруз», и сотни альпинистов слетаются сюда в буквальном смысле слова. Редкий альпинист заходит сюда пешком, хотя и такое бывает. По-видимому, после распада СССР альпинисты больше никуда на Северо-Западном Памире и не ходят. Туристические группы появляются, но уже единицами. За последние 2 года в районе хребтов Петра I и Академии Наук побывали группы С. Романенкова [13] (2014 г, г. Москва), А. Щербакова [14] (2014 г, г. Москва), В. Мартынова (2015 г, Московская область), А. Келина [10] (2015, г. Киев), А. Фатеева (2015 г., г. Новосибирск). В сезоне 2016 г., помимо нас, в районе совершали походы ещё три группы.

Заход на Северо-Западный Памир чаще всего совершают со стороны кишлаков Мук и Депшар через «ворота Памира» — перевал Белькандоу. Второй, чуть менее удобный с точки зрения транспорта способ, через долину р. Ванч. По состоянию на лето 2016го через р. Абдукагор, выше кишлака Поймазор трос, оставшийся от моста, ещё висел. Гораздо реже туристы заходят в район через долину реки Обихингоу и кишлак Арзинг. Ещё возможен заезд с восточной стороны, однако так редко поступают. По большому счёту, вариантов больше нет.

Мы планировали свой маршрут так, чтобы попытаться залезть на пик И. Сомони, отсюда вытекало естественное требование акклиматизации. Также хотелось добавить новизны, желательно со смыслом. Конечно, самым сдерживающим ограничением при планировании было ограничение по времени. У группы было 5 недель «на всё про всё». На большее команду из суеты города вытащить не получалось.

После долгих обсуждений маршрута с Владимиром Юдиным и Георгием Сальниковым и родилась заявленная нитка. Весьма кстати на планирование попала командировка Георгия в Москву, где он встретился с Давидом Лехтманом, который и предложил новый перевал в районе пиков Агашидзе и Агассиса. Родившийся маршрут настолько понравился Георгию Ефимовичу, что он сам решил присоединиться к группе. В нашем случае мы заходили в район со стороны Депшара с запасом провианта и топлива на 27 дней, поэтому, чтобы не перегружать себя, тем более в начале маршрута, было решено, насколько это возможно, поднести часть груза на лошадях, а затем подчелночить его на ледник Сугран. Если бы мы несли весь груз сразу, то вес рюкзаков составил бы 45кг в начале маршрута, а с таким весом, исходя из нашего опыта, обязательно кто-то вырубается (тем более на таком перевале, как Белькандоу). В случае челнока вес рюкзаков не превышал 30кг. Продукты на последние 5 дней мы доставили вертолётной заброской в МАЛ на поляну Москвина.

Увы, бюрократическая ситуация в Таджикистане и на Памире не становится проще из года в год. Сразу по приезду в Душанбе необходимо заполнить миграционную карту и держать её при себе всегда. В трёхдневный срок группе необходимо зарегистрироваться на время пребывания в Таджикистане (лучше с запасом), для этого понадобится пара фотографий 3x4. В нашем случае регистрация заняла 2 рабочих дня. Для похода на Памир также нужен пропуск, его мы тоже оформляли 2 рабочих дня. В случае заезда через Депшар необходимо с этими документами отметиться в Джиргитале, это может потребовать немного времени. Из погранчасти в Джиргитале о нас сообщили в пограничный пункт около Депшара, и по приезду мы практически без замедлений попали в горы. Автор полагает, что заезд через Ванч может быть дополнительно осложнён тем, что это территория ГБАО.

Помимо этого, нужно оплатить сбор в Памирский Национальный Парк. Границы и статус этого парка, а тем более условия его посещения не ясны, и поэтому сбор денег со стороны местных жителей в Муке, Депшаре, Кандоу (со стороны долины реки Ванч в Ванче и Поймазоре) больше похож на мошенничество. Автор уже попадал в ловушки «представителей» национального парка (в Поймазоре и Каракуле). Не было никакого желания в этом году терять ни времени, ни денег, ни сил на подобные «приключения». Именно поэтому в Душанбе мы заехали в представительство парка. Но и тут нам не смогли очертить его границы. Поэтому мы сошлись на том, что оплатим 5 дней посещения парка. Нам был выдан чек с печатью (фото 9), которым планировалось прикрываться от местных ушлых жителей. Однако к нам никто не приставал, и даже немалоизвестный Юсуф из кишлака Кандоу ничего не сказал про парк.

За кишлаком Кандоу, наконец, можно расслабиться Памира, их огромными масштабами, их историей. Как бы того стоит!

Справочные сведения о группе и маршруте

Проводящая организация: Спортклуб Новосибирского Государственного

Университета, 630090 г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 2, т. 8—383—3634107, http://nsu.ru/, http://mountain.nsu.ru/

Место проведения: Республика Таджикистан, Джиргитальский район, Северо­-Западный Памир

Полезные контакты в Таджикистане:

Рано Умаровна Собирова, rano@navruz.tajik.net, мобильный телефон +992 918 63 14 22 (использует Viber)

Турфирма Pamirpeaks, http://www.pamirpeaks.tj/, тел. (+992 48) 701 33 33, (992) 93 500 1111, info@pamirpeaks.tj

Исмонали, начальник аэропорта в Джиргитале, телефоны +992 934 506 083, +992 901 506 083. Ему можно оставлять вертолётную заброску в аэропорту г. Джиргиталь

Зикридин (сын Исмонали), водитель из г. Джиргиталь, +992 907 740 197, автомобиль Huyndai starex (маленький)

Учкун Абдуллаев, uchkun.abdullaev@mail.ru, +992 900762911. Житель пос. Депшар, у него часто останавливаются туристы на ночлег.

Алишер, начальник МАЛ на поляне Москвина, alisher-dep@mail.ru , +992 93 529 99 40, +992 98 529 99 40

Общие сведения о маршруте:

Сроки от Новосибирска до Новосибирска

21.07.2014 - 25.08.2014

Продолжителвности активной части

31 день

Количество днёвок

Количество полуднёвок

Фактически пройденный путв

180 км * 1,2 = 216 км

Длина маршрута без учета повторно пройденного пути

170 км * 1,2 = 204 км

Средняя высота ночёвок

4280 м

Суммарный набор высоты

16730 м

Максималвная высота

6200 м

Нитка маршрута: пос. Депшар - пер. Белькандоу (Н/К, 3350) - р. Сугран - пер.Шагазы (2Б, 4680) - лед. Шагазы - пер. Мук (1Б, 4650) - лед. Музгазы - пер. Плечо Агассиса (3Б п/п, 5650) - пер. Шаровского (3А, 5265) - лед. Девлохан - пер. Пеший Северный (2А, 4350) - лед. Сугран - пер. Дзержинского (3Б, 6070) + Шинибини (3Б, 5250) - лед. Турамыс - поляна Сулоева - пер. ПФП (вдоль, 3Б, 6200) - лед. Вальтера - поляна Москвина - лед. Фортамбек - пер. Курай-Шапак (2А, 4500) - трос через р. Муксу - пос. Ходжитоу - пос. Депшар

Маршрут логически делится на три основные части.

Первая — акклиматизационно-спортивная — от начала маршрута до лед. Сугран. Эта часть представляет собой заход по большой дуге из низовьев Суграна в горный узел ледников Шагазы, Музгазы, Петра I, Девлохан и почти шеститысячных вершин Тиндаль, Агашидзе и Агассис. Здесь в результате двух последовательных подъемов с ночевками на ~4500 и ~5500 группа должна была получить акклиматизацию, достаточную для последующих ночевок на шеститысячных высотах. Кроме того, в этом относительно редко посещаемом районе предусматривалось прохождение сложного перевала на уровне 3Б, причем с элементами первопрохождения. Затем группа возвращалась на лед. Сугран, но уже в его среднем течении.

Вторая акклиматизационно-спортивная часть — прямая, как стрела, линия от лед. Сугран до поляны Сулоева — в результате запланированной ночевки на высоком перевале Дзержинского должна была довести акклиматизацию до уровня, достаточного для восхождения на п. Коммунизма. Этот же перевал, в связке с пер. Шинибини (в сумме 3Б) давал и спортивную составляющую. Здесь еще был запланирован радиальный выход на п. Москва с последующим подходом к пер. Дзержинского через вспомогательный перевал, которому из-за неблагоприятной погоды не суждено было состояться.

Завершающая спортивная часть маршрута — подход к пику Коммунизма, попытка восхождения на него и выход из района. В отличие от большинства восходителей, мы поднимались на Фирновое плато не из МАЛа по коммерческому маршруту, а с поляны Сулоева по давно не посещавшемуся ребру Буревестника. К сожалению, из-за штормовой погоды от восхождения на пик пришлось отказаться, но перевал ПФП вдоль (3Б, ребро Буревестника - ребро Бородкина) был успешно пройден в совершенно автономном режиме. Спуск по ребру Бородкина осуществлялся уже после окончания сезона: МАЛ закрыт, людей в районе нет, веревки с ребра убраны, тропа полностью заметена снегом.

Определяющие препятствия:

скально-ледовый

снежно- ледовый

подъем

Все три группы определяющих препятствий: Плечо Агассиса с Шаровского (3Б и 3А, разделенные небольшим ледником), Дзержинского с Шинибини (3Б, связка перевалов) и ПФП (3Б) находятся в линейном маршруте на значительном удалении друг от друга, проходились с полной выкладкой и в автономном режиме. Все они представляют собой яркий пример высотно-технических препятствий: абсолютные высоты перевальных точек около 6000 м, гигантские перепады высот на перевальных взлетах (порядка 2000 м, причем с каждой стороны), большое количество перильных веревок.

Маршрут рассмотрен МКК Сибирского Федерального округа, шифр 154-00-666665553,

г. Новосибирск, ул. Крылова, д. 28, т. 8-383-2163788, ф. 8-383-2363815, http://www.no-tssr.ru/, http://www.govor.ru/, govorum@online.ru

Отчет, фото и видеоматериалы к нему доступны в МКК СФО у автора на сайте СГТ НГУ по адресу

http: //mountain. nsu. ru/wiki/0/oD00/o930/oD00/oBE0/oD10/o800/oD00/oBD0/oD00/oB00/oD10/o8F_60/oD00/oBA

°/„D0°/„B0_°/oD0°/oA9°/oD0°/oB5°/oD1°/o80°/oD0°/oB1°/oD0°/oB0°/oD0°/oBA°/oD0°/oBE°/„D0°/„B2°/„D0°/oB0_°/oD0°/oBD°/oD0

°/oB0_°/oD0°/oA1°/oD0°/oB5°/oD0°/oB2°/oD0°/oB5°/oD1°/o80°/oD0°/oBE-°/oD0°/o97°/oD0°/oB0°/oD0°/oBF°/oD0°/oB0°/oD0°/oB4°/oD0

°/„BD°/„D1°/„8B°/„D0°/oB9_°/oD0°/o9F°/oD0°/oB0°/oD0°/oBC°/oD0°/oB8°/oD1°/o80_2016

Заезд на маршрут Самолёт Новосибирск — Душанбе, автомобиль Душанбе — кишлак Депшар.

Мобильная связь Лучше всего на время прибывания в Таджикистане брать сим карту фирмы МегаФон. Стоимость звонков внутри страны практически бесплатная, связь хорошая (ловили даже на перевалах Белькандоу и Шагазы). Звонки в Россию тоже стоят недорого (около 15 рублей за минуту).

Спутниковая связь На маршруте у группы имелся телефон Thuraya, который работал практически без перебоев: иногда не доходили некоторые смс сообщения, но звонки «проходили» всегда без проблем. Были использованы сим карты двух операторов: Билайн и МТС. Для МТС удалось найти такой тариф, что при помощи специальной USSD команды минута разговора с Россией стоила 79 рублей, а одна смс 29 рублей.

Состав группы

Андрей Валериевич

ФАТЕЕВ

Артём Анатолиевич

отв. за сп. телефон, фотограф

СЕРДЮК

завхоз

Подробная нитка маршрута

Заявленная нитка маршрута:

Пос. Депшар — пер. Белькандоу (Н/К, 3404) — р. Сугран — пер. Шагазы (2Б, 4680) — лед. Шагазы — пер. Мук (1Б, 4650) — лед. Музгазы — п. Агашидзе (3Б, 5900, траверс) — пер. Музгазы (3Б, 5345) — лед. Девлохан — пер. Пеший Северный (1Б, 4350) — лед. Сугран — лед. Северный — п. Москва (3Б, 6785, радиально) — лед. Северный — пер. «Новый» (3А, ~5600) — лед. Родионова — пер. Дзержинского (3Б, 6070) — Шинибини (3Б, 5250) — лед. Турамыс — поляна Сулоева — пер. ПФП (вдоль, 3Б, 6200) — п. И.Самони (7495, радиально) — лед. Вальтера — поляна Москвина — лед. Фортамбек — пер. Курай-Шапак (2А, 4500) — трос через р. Муксу — пос. Ходжитоу — пос. Депшар

Рис. 2. Схема маршрута на карте Завьялова [3]

Рис. 3. Пройденный маршрут на космоснимке Google

Заявленные запасные варианты маршрута был возможен отказ от траверса пика Агашидзе (3Б, 5900) в пользу сквозного прохождения перевала Музгазы (3Б, 5300) была предусмотрена замена траверса п. Агашидзе + пер. Музгазы (3Б) на равноценный вариант: либо траверс Агашидзе + пер. Шаровского (в сумме 3Б), либо пер. Плечо Агассиса + пер. Шаровского (в сумме 3Б) в зависимости от фактических условий на момент прохождения вместо перевала Пеший Северный (1Б, 4350) было возможно прохождение перевала Пеший Южный (1Б, 4350) был возможен отказ от восхождения на пик Москва (3Б, 6785) был возможен отказ от прохождения перевала «Новый» (3А, ~5600), вместо этого возможен прямой подъём по леднику Родионова на перевал Дзержинского был возможен отказ от прохождения перевала ПФП, вместо чего возможен приход сразу в МАЛ на поляне Москвина был возможен отказ от радиального восхождения на пик И. Сомони в случае достаточной акклиматизации и наличия времени был возможен радиальный выход на пик Е. Корженевской (3А, 7105) в случае отсутствия троса на р. Муксу было возможно возвращение по левому берегу перевалами Тамаша (Н/К), Обходной (1Б) и Белькандоу (Н/К)

Пройденный вариант маршрута

пос. Депшар - пер. Белькандоу (Н/К, 3350) - р. Сугран - пер. Шагазы (2Б, 4680)- лед. Шагазы - пер. Мук (1Б, 4650) - лед. Музгазы - пер. Плечо Агассиса (3Б п/п,5650) - пер. Шаровского (3А, 5265) - лед. Девлохан - пер. Пеший Северный (2А, 4350)-лед. Сугран - пер. Дзержинского (3Б, 6070) + Шинибини (3Б, 5250) - лед. Турамыс-поляна Сулоева - пер. ПФП (вдоль, 3Б, 6200) - лед. Вальтера - поляна Москвина -лед. Фортамбек - пер. Курай-Шапак (2А, 4500) - трос через р. Муксу - пос. Ходжитоу-пос. Депшар

Отличия между основным заявленным и пройденным вариантом.

Из нескольких заявленных равноценными новых вариантов прохода между ледниками Музгазы и Девлохан в районе узла Агашидзе - Агассис, предварительная информация по которым была недостаточна, на месте был выбран и успешно пройден наиболее логичный и безопасный в сложившихся условиях вариант — первопрохождение пер. Плечо Агассиса. Из- за продолжительной непогоды с нулевой видимостью и обильными снегопадами, из-за необходимости после окончания бурана пережидать схода лавин со стен пер. Плечо Агассиса группа потеряла 1 день при прохождении пер. Мук, а затем вынуждена была еще 2 дня пурговать на лед. Музгазы, что привело к 3-дневному отставанию от графика в этом месте.

Из-за накопившегося вследствие непогоды значительного отставания от графика (см. предыдущий пункт) группа была вынуждена отказаться от какого-либо одного из двух запланированных радиальных выходов: либо от п. Москва, либо от п. Коммунизма. По очевидным соображениям группа отказалась от радиального выхода на п. Москва. Поскольку заявленный «пер. Новый» самостоятельного значения не имел, а был нужен, как предполагалось, для сокращения пути между п. Москва и пер. Дзержинского, отказ от восхождения на п. Москва автоматически означал и отказ от «пер. Новый».

• Группа имела достаточную акклиматизацию, физическую кондицию, время и желание для радиального восхождения с Фирнового плато на п. Коммунизма, однако без запаса времени на пережидание непогоды. К сожалению, в решающий момент, когда нужно было приступать к подъему на п. Душанбе, погода оказалась крайне неблагоприятна для восхождения: штормовой ветер со снегом, частое ухудшение видимости вплоть до полного ее отсутствия. Поскольку известно, что склоны п. Душанбе бывают лавиноопасными, начинать подъем при такой погоде, да еще и в условиях плохой видимости, как минимум, неразумно и небезопасно. Нужно ждать окончания непогоды, но запаса времени на ожидание у группы уже не осталось. Наблюдая на месте около 4 часов, группа пришла к выводу, что тенденция идет к еще большему ухудшению погоды, «ловить здесь нечего», а нужно оперативно «валить вниз» по ребру Бородкина, пока еще есть хотя бы эта возможность. Надо отметить, что шторм осложнил и сам спуск с Плато, и, насколько можно было наблюдать снизу, погода не улучшилась и на следующий день, и через два дня. Следовательно, отказ от попытки восхождения на п. Коммунизма в сложившихся условиях можно считать обоснованным.

Таким образом, из-за неблагоприятной погоды группа была вынуждена отказаться от обоих запланированных радиальных выходов на вершины: на п. Москва и на п. Коммунизма. В то же время сам линейный маршрут через перевалы, несмотря на плохие погодные условия, пройден в соответствии с основным заявленным вариантом. В частности, пройдены все запланированные перевалы категории 3Б, в том числе и элемент первопрохождения.

Рис. 4. Высотный профиль маршрута по дням

Рис. 5. Высотный профиль маршрута по километрам, построенный при помощи Google earth

Материальное обеспечение группы.

Общественное и личное снаряжение, ремонтный набор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению горных походов, конечно, с учётом специфики Памира.

Расчёт продуктов на весь поход был слегка облегчённым: 640 г на человека в день (с газом и упаковкой 720 г).

Снаряжение комплектовалось, исходя из технических трудностей на маршруте. Для быстрого прохождения технических склонов было взято 4 веревки по 50 метров (две 10 мм и две 9 мм в диаметре) и необходимое количество ледобуров для организации как станций, так и промежуточных точек. Скальное снаряжение было взято для прохождения перевалов Шаровского, Дзержинского, Шинибини, ребра Буревестника. Также при подготовке учитывалось, что выше снеговой линии страховку можно будет организовать за снег. Поэтому был взят снежный щит и один снежный парашютик (на случай оставления). Хотя зачастую для станции на снегу мы использовали ледорубы.

Дополнительную информацию о подробностях материального обеспечения группы можно найти в приложенных к отчёту файлах.

Билеты до Душанбе и назад обошлись в 23 тысячи рублей. Весь поход, включая расходы на перелёт Новосибирск — Душанбе, дорогу и продукты питания, а также оформление регистрации и пограничных пропусков, обошёлся приблизительно в 61 тысячу рублей на человека.

Газовое оборудование Пожалуй, единственным исключением было то, что группа шла на газу (обычно на Памир берут бензиновое оборудование). На группу из 8 человек имелось 2 горелки MSR reactor с двухлитровыми кастрюлями, 3 горелки Primus easy fuel и 10-литровая скороварка с жестяной ветрозащитой. Две из трех горелок служили запасными на случай отказа реакторов. Еду варили на одной горелке, заправляя скороварку кипятком из реакторов, на реакторах же заваривали и чай. Мы пришли к выводу, что такая технология использования газа наиболее удобна и позволяет оптимально расходовать топливо. Газ мы брали из расчёта 70 граммов на человека в день (77 маленьких баллонов на весь поход), реальный расход получился около 40 граммов, т. е. топлива было взято с хорошим запасом. Была информация, что MSR reactor может выделять угарный газ, поэтому мы взяли портативный измеритель CO [22] для безопасного использования горелок внутри палатки. Измеритель, хоть и был произведён в Китае, но работал правильно, в этом мы убедились еще дома, сравнив его показания со специальным промышленным прибором.

Рис. 6. Измеритель CO, MSR reactor с кастрюлей на 1 л

Рис. 7. Таблица времён закипания воды на MSR reactor (практически соответствует

действительности)

В результате использования MSR reactor в походе и постоянного измерения концентрации угарного газа мы сделали вывод, что использование реактора внутри палатки опасно. Реактор сам по себе практически не выделяет CO, когда работает безкастрюли. Средние результаты наших измерений концентрации CO (в ppm) на высоте ~1 метр от пола приведены в следующей таблице (для сравнения, ПДК угарного газа в воздухе рабочей зоны составляет около 15 ppm).

Таким образом, согласно таблице в [23], отравление может быть получено даже от одного реактора. Тут жизненно необходимо быть внимательным и принудительно проветриватв палатку постоянно. Также хочется отметить, что данные в таблице являются усреднёнными, на практике всё может меняться. Уровень СО зависит от наличия/отсутствия ветра, от степени намокания ткани палатки, от её размеров и т. д. Использованный нами прибор мы рекомендуем ещё и потому, что при повышении концентрации сверх установленной он начинает пищать, что очень удобно.

Специальное групповое снаряжение

5 шт.

Каска

1 шт.

Памир, как известно, имеет массивные оледенения, поэтому практически весь поход мы прошли в связках. Снега в районе этим летом было гораздо больше, чем обычно. Причем, на высоте он имел зимний характер, и выше 5500 отмечалась повышенная лавинная опасность. Всего в походе было повешено 100 верёвок перил (в среднем по 50 метров), из которых 47 на спуск, а 53 на подъём.

Страховка На время похода группой была оформлена страховка в компании «Согаз». К счастью, страховых случаев на маршруте не было.

График движения

п.т. - пер. Белькандоу - хижина Бурского

+ 1250 -800

пешком, ясно

п.т. - лед. Сугран (челнок)

+ 1000 -500

п.т. - лед. Сугран - морена перед ледником

+ 1000

п.т. - пер. Шагазы

+730

пешком, пасмурно, ветер, к вечеру снег, гроза

п.т. - лед. Шагазы - каньон под пер. Мук

-1600

+500

на перилах, пешком, пасмурно, дождь со снегом, гроза

п.т. - цирк под пер. Мук

погода улучшается, появляется видимость

п.т. - начало верхнего цирка пер. Плечо Агассиса

+900

на перилах, пешком, редкая облачность, ясно

п.т. - пер. Плечо Агассиса - цирк лед. Петра I

+ 100 -500

на перилах, пешком, к вечеру небольшой снег, ветер

п.т. - пер. Шаровского - верховья лед. Девлохан

-600

весь день на перилах, редкая облачность, ясно

п.т. - лед. Девлохан - пер. Пеший Северный

-1200

+900

пешком, к вечеру снег, ветер

п.т. - лед. Сугран - выход за заброской и возвращение

-1400

пешком, весь день ясно

п.т. - лед. Сугран - поворот на лед. Родионова

пешком, плотная облачность

п.т. - 1ый и 2ой

ледопад на лед. Родионова

+900

на перилах, пешком, облачно, почти без осадков

п.т. - Зий и 4вш ледопад на лед. Родионова - пер. Дзержинского

+750

на перилах, пешком, облачно, вечером обильный снегопад, видимость 50м

п.т. - пер. Шинибини

-800

пешком, на перилах, туман, вечером снег с ветром

п.т. - лед. Турамвю - приток на повороте ледника

-1000

на перилах, пешком, низкая облачность

п.т. - поляна Сулоева

-100

пешком, погода нормальная, вечером крупа

п.т. - подход под ребро Буревестника

-50

+50

пешком, погода нормальная

п.т. - подъём по ребру до «Верблюда»

+ 1000

пешком, на перилах, облачно, ветер

п.т. - пик Парашютистов - ПФП под пиком Ленинград

+600

на перилах, пешком, облачно, к вечеру густой туман и снегопад

п.т. - ВОСТОЧНВ1Й

край ПФП («Восток»)

+500

пешком, туман, снег, к вечеру сильный ветер

п.т. - пик «Груди» - ребро Бородкина - МАЛ

« Алъп-Навруз »

-1800

пешком, на перилах, снег, туман, ветер

ДНЕВКА

в обед снег с дождем

п.т. - лед. Валътера - лед. Фортамбек - поворот на лед. Шапак

-1300

пешком, мокрый снег, ветер, облачно

п.т. - верхний цирк под пер. Курай-Шапак

+ 1100

пешком, похода нормальная, ближе к вечеру снег с ветром

п.т. - пер. Курай-Шапак - карман лед. Хадырша - поляна на 2700

N71.83287 Е39.08933

пер. Курай-Шапак

N71.79684 Е39.11835

стоянка на ручье в кармане лед. Хадырша

N71.78975 Е39.1391

трос через р. Муксу

Техническое описание перевалов, дневник похода

Все «лево» и «право», если не оговорено особо, указаны орографически. Время везде указано в часовом поясе UTC+5 (местное). На момент начала похода Новосибирск находился в часовом поясе UTC+6, на конец похода в UTC+7. Московский часовой пояс на момент похода был UTC+3. Светлое время суток в это время года: с 5.30 до 20.00. Средняя продолжительность одной ходки 35 минут. Подъём дежурных осуществлялся в разбросе от 4.00 утра до 6.30 утра, а общие сборы группы не превышали двух часов. Обед, как правило, мы начинали с 11.30 до 12.30, продолжительность его составляла от 1 до 2 часов. Высота препятствий указана по GPS, местами отличается от высоты на картах генштаба. На перевальных схемах пешеходный путь везде обозначен жёлтым цветом, а места, где пришлось вешать перильные верёвки — красным. Условная длина веревки 50 м, включая запас на необходимые узлы и следование перегибам склона.

21июля. Утром прилетели в Душанбе, где нас встретила Рано Умаровна. Мы отдали ей паспорта и фотографии, а сами уехали на туристическую станцию около базара, где начали закупать и упаковывать продукты, фото 10. С оформлением документов возникли какие-то трудности, часть группы даже ездила в ОВИР вместе с Рано. «Добро» в конце концов было получено, но документы окончательно пообещали подготовить только на следующий день.

22июля. Пока группа завершала упаковку продуктов, руководитель вместе с Рано Умаровной объезжал все необходимые ведомства: Памирский Парк, ОВИР, ФСБ. Поскольку в администрации Памирского Парка не удалось выяснить точные границы этого самого парка, то мы не смогли точно подсчитать количество дней, что будем в нём. Договорились, что оплатим за 5 дней, нам выдали чек об оплате. Регистрации и пропуска были готовы к обеду. В этот же день договорились с водителями двух джипов о выезде утром следующего дня. Оставшуюся часть дня группа гуляла, отдыхала.

Рис. 10. Упаковка продуктов на туристической базе

23июля. В 4.00 утра мы выехали из Душанбе. В 6.30 остановились на завтрак в одной из придорожных столовых. К 11.00 мы прибыли в Джиргиталь, где сначала заехали в аэропорт и отдали заброску на последние 4,5 дня (всего получилось 29кг). Потом мы заехали в пограничную часть, где после небольших переговоров получили устное разрешение на переход заставы в Депшаре. После обеда в столовой в Джиргитале мы поехали в Депшар, эта часть пути заняла 2 часа. В Депшаре нас уже ждал гостеприимный Учкун Абдуллаев, фото 12. С его помощью мы наняли лошадей, чтобы отнести часть груза в Березовую рощу на р. Бырс. Всего на лошадях забрасывали 160 кг. Эта заброска обходится нам в 60$. Учкун также помог нам найти УАЗик, который довёз нас до кишлака Кандоу. На заставе около Депшара не хотят пускать УАЗик и лошадей, но Учкун помогает с ними договориться. Ночуем у Учкуна в гостевом доме.

Рис. 11. Автодорога Душанбе - Джиргиталь

Пер. Белькандоу (Н/К, 3350) - р. Сугран

Пожалуй, самый популярный заход на Памир именно через перевал Белькандоу и долину р. Сугран. Технической сложности перевал из себя никакой не представляет, но всё же считается трудоемким потому, что идти его приходится, как правило, с тяжелыми рюкзаками и по жаре.

Местонахождение: в северном отроге хребта Петра I, позволяет попасть из относительно равнинной части р. Муксу в долину р. Сугран. Служит для обхода прижимов р. Муксу и Сугран. Используется местными жителями для прохода на пастбища в долине Суграна, через него идет конная тропа. Этот перевал, пожалуй, является самым посещаемым на Памире, и нередко его называют «воротами на Памир». Координаты N39.11984, E71.67538, высота 3350 м.

Категория сложности: Н/К.

Ориентация: восток - запад.

Направление прохождения: с запада на восток.

Перепад высоты (по GPS): на подъеме 1050 м, на спуске 850 м.

Время подъема: 5 часов.

Время спуска: 2 часа (до моста через р. Сугран).

Фактическое время прохождения: 24 июля 2016 г.

24июля. Просыпаемся как можно раньше, чтобы начать подъём на пер. Белькандоу по прохладе. До распадка на р. Иргет доезжаем на УАЗике, откуда в 6.20 начинаем подъём. Во время подъёма ухудшилось состояние одного из участников, по-видимому, в связи с легким отравлением. Идём не быстро. К 11.00 выходим на перевал, тут колодец с чистой водой, пьём, спасаемся от жары. На перевале нас обгоняют лошади, несущие нашу заброску. К 11.30 подходим к ручейку с восточной стороны перевала, где устраиваем обед. Жара, температура в тени больше 30 градусов. После обеда за полтора перехода, пропустив поворот на мост, подходим к чистому ручью с живописной полянкой. Пришлось около 500 метров вернуться по правильной тропе к мосту, фото 15. Через полперехода после моста тропа резко серпантином забирает вверх. К 16.30 группа поднимается на зелёные террасы. Ещё за 30 минут доходим до хижины Гурского на грязном ручейке, фото 16. Вечером отмечаем день рождения Артёма Фатеева.

25июля. Выходим в 6.10. За один переход доходим до рощи на р. Бырс. Тут погонщики вчера оставили нашу заброску. Берём по несколько килограммов, за остальным вернёмся после обеда. Чтобы пересечь огромную концевую морену лед. Бырс, идём вправо по ходу, сильно не набирая высоты. К 9.00 пересекаем этот огромный моренный вал. К 10.00 подходим к песчаной стоянке с маленьким ручейком перед языком ледника Сугран, фото 17. Опустошаем рюкзаки и идём назад за оставшейся частью груза в рощу. Обедаем на моренном вале Бырса. К 17.00 возвращаемся на место ночлега со всем грузом.

Рис. 12. В гостях у Учкуна

Рис. 13. Вид с пер. Белькандоу на пос. Мук, Депшар

Рис. 14. Белькандоу со стороны спуска

Рис. 15. Мост через р. Сугран

Рис. 16. Около хижины Гурского

Рис. 17. Лагерь перед лед. Сугран

Пер. Шагазы (2Б, 4680), лед. Шагазы

Местонахождение: в северном отроге хребта Петра I, между п. 4963 (на схеме Ляпина) и п. Руслан (5096). Связывает лед. Сугран с лед. Шагазы. Координаты перевальной точки по GPS: N39.051077, E71.600648, высота 4680 м. Перевал часто посещается: в 2014 его ходила группа Романенкова [13], в 2015 — Мартынова [12].

Категория сложности: 2Б.

Ориентация: восток-запад.

Характер: снежно-ледовый, скальный.

Определяющая сторона: западная.

Направление прохождения: с востока на запад.

Перепад высоты (по GPS): на подъеме 1600 м, на спуске 1500 м.

Навешено веревок: на спуске 4 (200 м перил) по льду + 1 (50 м перил) по скалам.

Время подъема: 1,5 дня (7 часов + 4 часа «грязного» ходового времени).

Время спуска: 3 часа.

Фактическое время прохождения: 27-28 июля 2016 г.

Ночевки: на моренных валах с восточной стороны, начиная с 3600 м и до 4100 м есть несколько хороших мест, также в цирке под перевальным взлётом (однако смысла тут ночевать особого нет). С запада только на травянистой террасе в районе 3300 м.

Подъём проходит по небольшому ледничку (идётся в связках), последние 300 м проходятся, как правило, пешком, но в случае малого снега тут, может быть, придётся воспользоваться перильной страховкой.

Спуск сперва проходит по ледовому склону протяженностью 200 м по диагонали вниз-вправо, после чего разветвляется на несколько снежных кулуаров. Лучше всего выбирать самый правый, он кажется менее крутым, чем остальные. Кулуар проходится пешком, за исключением нескольких участков суммарно 200 м длиной. Как правило, удаётся пройти лицом к склону «на три такта». Но в одном из таких мест мы «бросили» 50 метров перил по скалам в обход узкой части кулуара, покрытой ненадежным натечным льдом. Спуск может быть камнеопасным, поэтому рекомендуется его проходить рано утром. Перепад кулуара 600 м, после чего путь выполаживается, идти можно без связок по леднику, с которого достаточно быстро можно сойти влево на травянистый оазис перед лед. Шагазы.

При прохождении перевала в обратном направлении нужно сделать акцент на раннем прохождении кулуара.

26июля. Берём весь груз на основную часть и в 6.10 выходим на лед. Сугран. Немного пройдя по леднику, оставляем груз на левой боковой морене, аккуратно прячем мешки, заваливаем всё камнями. К 8.30 возвращаемся к стоянке и, собрав все вещи, выходим на акклиматизационную часть в сторону перевала Шагазы. Пересекаем р. Сугран по леднику. Речушку, вытекающую из-под перевала Шагазы, пересекаем по неприятному ледовому мостику в кошках, фото 19. Есть ощущение, что мост этот в ближайшие несколько лет будет разрушен. Далее поднимаемся вдоль речушки около воды по левому берегу, жарко, постоянно умываемся, охлаждаемся. Подъем здесь проходит по очень узкому ущелью с крутыми конгломератными или осыпными бортами. К 12.00 выходим на небольшие зелёные поля, где на боковом ручейке обедаем. После обеда за 3 перехода выходим на плоское место с небольшим проточным озерцом в районе 4000 м, фото 22.

27июля. В этот день надо залезть на пер. Шагазы и заночевать на седловине, поэтому не торопимся. Выход в 9.00. За пару переходов подходим под ледник, где связываемся. Ещё за переход поднимаемся под перевальный взлёт. Устраиваем небольшой отдых и перекус в живописной промоине с капающей водой, фото 24. После обеда за одну длинную ходку поднимается на перевал в связках на три такта, под снегом лед, крутизна около 35°. Время 14.30. В туре записка группы Миши Яценко пятидневной давности, видны их следы, уходящие в сторону пика Руслан. На перевале ветер. К вечеру портится погода, появляется облачность, идёт снег, гроза. С перевала ловит обычная сотовая связь, удаётся позвонить домой. Вечером просматриваем путь спуска.

В этот день группа преднамеренно не стала спускаться, а осталась на ночевку на седловине пер. Шагазы. Во-первых, ночевка на высоте 4600 была желательна для акклиматизации. Во-вторых, рано утром спуск по потенциально камнеопасному кулуару в сторону лед. Музгазы будет гораздо безопаснее, чем во второй половине дня.

Рис. 18. Записка с пер. Шагазы

29июля. Выходим в 6.10. Сперва вешаем 4 верёвки по снежно-ледовому склону по диагонали вправо-вниз, фото 27, 26. Ледовый склон заканчивается небольшой осыпной полкой, на которой удобно собраться всей группой и смаркировать веревки. Дальше вниз ведет крутой снежный кулуар, движение без перил, но в кошках. В средней части спуска кулуар сужается, крутизна увеличивается так, что приходится идти на три такта лицом к склону (до 45°), фото 28. В одно месте вешаем верёвку по скалам. К 11.30 доходим до ледника Шагазы, который легко пересекаем. Немного поднявшись на противоположный борт, обедаем на мутном ручейке. Перед обедом встречаем двух киргизских мальчиков - это единственные люди, которых мы видели за весь поход. Во время обеда погода портится, начинается дождь. Дальше продолжаем набор высоты вдоль русла ручья в сторону пер. Мук. Характер пути неприятный: крутой грязный каньон. В районе 3600 м выходим на зелёный косогор с единственным относительно ровным, но тесным местом для ночёвки. Вторую площадку для палатки приходится ровнять в земле, фото 34. Как выяснилось на следующий день, подходящих мест для ночевки в этом ущелье нет еще долго. К вечеру дождь усиливается и становится практически проливным, Памир удивляет! Ужинаем в палатке.

Рис. 19. Ледовый мост через речушку из-под пер. Шагазы

Рис. 29. Ледопады Шагазы

Рис. 30. Лед. Шагазы и пер. Шагазы

Пер. Мук (1Б, 4650), лед. Музгазы

Местонахождение: в северном отроге хребта Петра I. Связывает долины р. Шагазы и р. Музгазы Примерные координаты перевальной точки по GPS:

N39.063346, E71.523794, высота 4650 (группа прошла ложную седловину). В каталоге перевалов турклуба «Вестра» [6] перевальная точка указана не совсем верно.

Категория сложности: 1Б.

Ориентация: восток-запад.

Характер: осыпь, местами на сильно разрушенных скалах.

Направление прохождения: с востока на запад.

Перепад высоты (по GPS): на подъеме 1400 м, на спуске 950 м.

Время подъема: 2 дня (4 часа + 4 часа + 2 часа «грязного» ходового времени).

Время спуска: 2 часа.

Фактическое время прохождения: 29-30 июля 2016 г.

Ночевки: с удобными ночевками на подходах к этому перевалу проблема. На подъёме есть места только на зелёной поляне в районе 3600 м, а также в невыраженном перевальном цирке в районе 4200 м. На спуске ночёвок нет до самого ледника Музгазы.

Подъём проходит сперва по широкому травянистому конусу, на котором пасутся коровы, дальше путь заводит в узкий грязный каньон с едущей сыпухой. Последние 400 метров подъём особо неприятен, скользкая сыпуха на разрушенных скальных останцах.

Спуск с правильной седловины путь идёт по осыпному кулуару, переходящему в каньон. С ложной седловины мы вынуждены были пройти траверсом около 500 метров на север, после чего попали в нужный спусковой кулуар.

Рис. 31. Схема прохождения перевала Мук

29июля. Всю ночь падал мокрый снег. К утру погода было наладилась, но через ходку снова начался снегопад, видимость упала до 50 метров. После обильных осадков грязная морена стала очень неприятной для хождения. В 9.00 раскрываем тент, под которым прячемся и пьём кофе, чтобы совсем не промокнуть. Через какое- то время осадки ослабевают, и нам удаётся ещё ходку пройти по GPS. К сожалению, снова начинается мокрый снег, мы останавливаемся сначала на обед, а потом и на ночлег, благо рядом обнаруживается ровная заснеженная мульдочка и озерцо с водой. Видимости нет, рассмотреть путь не удаётся.

30июля. Погода не балует, но по крайней мере не идёт снег. За три перехода поднимаемся на пер. Мук, южную седловину, координаты которой были взяты из каталога «Вестры». Оказывается, что спуска отсюда нет, приходится траверсировать склон (крутая заледенелая осыпь на разрушенных скалах) до кулуара, ведущего с «истинной» седловины. Кулуар проходили в густом тумане. К 11.00 спустились на сухую боковую зелёную полянку. Воды нет. В 11.40 вышли на ледник, тут обедаем. Во время обеда принимаем решение экономить продукты, чтобы выкроить дополнительные 4 дня на эту часть. Плохая погода, отсутствие видимости, да и уменьшенная порция сала на обед - увы, всё это никак не способствовало росту боевого духа. Ледник Музгазы оказался на удивление ровным и приятным (фото 38), поэтому за 4 послеобеденных перехода подходим под перевальный взлет пер. Плечо Агассиса. Увы, в этот день мы так и не увидели путь подъёма на перевал. Ложимся спать с надеждой на хорошую погоду завтра.

Рис. 32. пер. Мук со стороны Шагазы

Рис. 33. Грязный каньон в начале подъёма на пер. Мук

Рис. 34. Утро после ночёвки на травянистом косогоре

Рис. 35. Погода во время подъёма на пер. Мук

Рис. 36. Правильный спусковой кулуар пер. Мук

Рис. 37. Поляна после спуска с пер. Мук

Рис. 38. Лед. Музгазы, по центру не видно пик Агашидзе

Рис. 39. Пер. Мук, вид с лед. Музгазы

Пер. Плечо Агассиса (3Б, 5650, п/п)

Идеей прохождения пер. Плечо Агассиса с нами поделился при личной встрече очень уважаемый горник Давид Лехтман. Он же подарил несколько фотографий определяющего северного склона, сделанных им в походе 1990 г. За предоставленную информацию, и вообще, за подстрекательство к прохождению этого исключительно интересного перевала группа выражает Давиду отдельную благодарность.

Однако имеющаяся информация по новому перевалу не была исчерпывающей, актуальной информации у нас не было вообще, а на фотографиях Лехтмана (фото 40, 41), вероятно, устаревших, перевальная стена с определяющей северной стороны выглядела проблематично. Поэтому мы предусмотрели в маршрутке различные варианты прохождения с лед. Музгазы на лед. Девлохан: траверс пика Агашидзе (на фотографиях Лехтмана подъем на этот пик выглядел безопаснее, чем на Плечо Агассиса, но на месте оказалось иначе), сквозное прохождение Плеча Агассиса в лоб (этот вариант и был реализован, с последующим прохождением пер. Шаровского), а также сквозное прохождение пер. Музгазы. Все эти варианты были согласованы с МКК как равноценные, а окончательный выбор предполагалось сделать на месте по фактической обстановке. По мнению МКК, опыт группы и наличие замруководителя, уже имеющего опыт руководства несколькими горными шестерками, позволяли уверенно совершить прохождение препятствия.

Рис. 40. Панорама верховий лед. Музгазы из коллекции Д. Лехтмана

Рис. 41. Пик Агашидзе, фото из коллекции Д. Лехтмана

Рис. 42. Перевал Плечо Агассиса на космоснимке google

Рис. 43. Перевал Плечо Агассиса на памирской хребтовке

Надо отметить, что 18 августа 2014 г. на седловине Плеча Агассиса уже побывала группа московских туристов под рук. Александра Щербакова [14]. Москвичи совершили на нее радиальный выход с противоположной, неопределяющей стороны. Таким образом, наш спусковой взлет был заранее известен и заведомо проходим, а проблематичный подъемный взлет мы должны были изучить непосредственно перед прохождением.

Местонахождение: в хребте Петра I, в главном отроге, ограничивающем лед. Петра I с севера и отделяющем его от ледников Музгазы и Майда, между вершинами Агассис (5860) и Агашидзе (5900). Связывает лед. Музгазы с верхним плато лед. Петра I (лед. Петра I №5). Координаты перевальной точки по GPS: N39.0042670, E71.4783540, высота 5650 м.

Предлагаемая категория сложности: 3Б.

Ориентация: север - юг.

Характер: снежно-ледовый (включающий элементы ледопада).

Определяющая сторона: северная, но перевал не односторонний. Техническая сложность южного склона соответствует 2Б.

Направление прохождения: с севера на юг, на подъем с определяющей стороны. Перепад высоты (по GPS): на подъеме 1800 м, на спуске 500 м.

Крутизна: усредненная для всего перевала (по GPS) около 40°, отдельные участки до 90° градусов (на ледовых сбросах).

Навешено веревок: на подъеме 19 (950 м перил), на спуске 7 (350 м перил), итого 26 веревок (1300 м перил, все по льду).

Время подъема: 2 дня (11 часов + 9 часов «грязного» ходового времени).

Время спуска: 3.5 часа (до верхнего плато лед. Петра I).

Фактическое время прохождения: 2-3 августа 2016 г.

Ночевки: на лед. Музгазы перед перевалом (не останавливаться близко к ст,ене, ледовые обвалы с пика Агассис пробивают, ледник на всю ширину!), в верхнем цирке перевала над большим сбросом,, на лед. Петра I за перевалом. Возможны также ночевки на седловине и на некоторых снежных подушках в верхней части перевального взлета. В нижней части перевального взлета с северной стороны (до большого сброса) ночевок нет, этот участок обязательно нужно проходить за день! Строго говоря, перед ключом есть одно место, где можно поставить палатку, но оно небезопасное.

Плечо Агассиса — это новый принципиальный перевал. Его первопрохождением мы фактически закрываем давно стоявшую проблему прямого прохода с лед. Музгазы на верхнее плато лед. Петра I (исток №5). Альтернативного прямого пути не существует. Известный перевал Таджикистан (3А) ведет на нижнюю ступень (основной ледник) Петра I дальнейший путь с него на верхнее плато соответствует еще одной 3А и требует навески большого количества перил. Находящийся с другой стороны от Плеча Агассиса пер. Музгазы (3Б) ведет на лед. Девлохан чтобы попасть с него на лед. Петра I, нужно дополнительно пройти пер. Шаровского (3А). В связи с этим мы предлагаем категорировать наш новый перевал от лед. Музгазы именно до верхнего плато лед. Петра I (№5): его прохождение дальше, до нижнего течения ледника, при наличии более прямого и простого пути туда же через пер. Таджикистан, выглядит нелогично.

По факту прохождения пер. Плечо Агассиса не представляет экстремальной технической сложности на отдельно взятых участках, но по совокупности заметно превосходит каноническую 3А, требует вдумчивого выбора линии прохождения, и никак не может быть пройдено за один день, то есть соответствует 3Б. В случае спуска по определяющей стороне перевал вряд ли упростится, т. к. сверху безопасная спусковая линия читаться не будет. Описание дается от лед. Музгазы до верхнего плато лед. Петра I. Для прохождения требуется полный набор снежно-ледового снаряжения. Перевал устроен следующим образом.

Нижний ледовый пояс со стороны лед. Музгазы расположен левее (по ходу) большого скального сброса, перепад по высоте около 400 м (3800-4200), крутизна около 55°. Этот участок потенциально опасен: прямо над ним есть висячий ледник, а слева (по ходу) могут доставать лавины со склона п. Агашидзе. После большого бурана в ночь с 30 на 31 июля лавин с Агашидзе действительно было много, однако за следующий день сошло все, что могло, и 2 августа, во время прохождения перевала, лавинной опасности больше не было. Что касается висячего ледника, то обвалов льда с него за все время нашего пребывания мы не наблюдали, только следы старых обвалов. Нижний ледовый пояс освещается солнцем в 8.00-9.00, так что стартовать надо максимально рано и подниматься быстро. Путь технически и тактически очевиден и вряд ли может измениться в других условиях. Под первый бергшрунд подходим в связках, там можно собраться всей группой и даже спрятаться, если от неаккуратного участника сверху что- то прилетит. Здесь начинается навеска перил. Бергшрунд в средней части забит и преодолевается без проблем. Веревки вешаются практически прямо вверх, трещины легко преодолеваются или обходятся. Местами встречается фирн, но в основном голый лед, страховка ледобурная. Провешиваем 8 веревок, после чего склон выполаживается, и можно идти в связках. Здесь пора забирать вправо в направлении ледопада, огибающего большой скальный сброс. Но дальнейший выбор пути неоднозначен. Начинаются ледовые разломы, и нужно найти через них проход под следующий, ключевой участок.

Ключевой участок представляет собой крутой, сильно разорванный ледопад, лежащий на левом (по ходу) краю большого скального сброса. Перепад по высоте около 400 м (4200-4600), крутизна в разных местах может быть от 50° до 90° (и даже нависающей). Это потенциально наиболее опасный участок всего перевала (возможны обвалы льда), так что здесь нельзя задерживаться. Освещается солнцем после 11.00. Путь неочевиден и может, меняться в зависимости от состояния ледопада. Прохождение прямо через разломы в лоб, скорее всего, невозможно. Нужно найти проход под нижний край скальной стены Агашидзе, чтобы обходить сераки слева. Рельеф .может, быть разный, от нависающих бергшрундов с ажурными мостиками до рыхлого снега или натечного льда под скалами. Страховка ледобурная или на ледорубах. Откопать лед здесь удается не везде, так что лидеру нужно иметь не только хорошо зарубающийся инструмент, но и имеющий длинное прямое древко для организации перил на снегу. Преодолеваем ледовый сброс (перепад около 20 м, в верхней части небольшое нависание). Прямо над сбросом плохой снег, страховка проблематична, поэтому перила через сброс получаются косые с неудобным маятником, мешающим организовать полиспаст для вытягивания рюкзаков. Следующие 2 веревки под скалами (снег-лед) ведут к узкой горловине между сераками и скальной стенкой. В горловине (4-я веревка) натечный лед, страховка ледобурная. После горловины ледопад выполаживается, но большие разломы пока не дают пройти в верхний цирк. Продолжаем вешать еще 2 веревки косым подъемом под скалами (рыхлый снег на льду, страховка на ледорубах или ледобурах). Там обнаруживается гигантский мост через разлом, на краях которого удается найти места для ледобурной страховки. Еще веревка вверх (8-я на участке), и мы в верхнем цирке пер. Плечо Агассиса. Здесь самое безопасное место для ночевки. О том, чтобы продолбить всю 1800­метровую стену перевала за один день, нечего и думать.

Верхний цирк снизу кажется маленьким и легко проходимым,, но это обманчиво. На самом деле это серьезный ледник, довольно сильно разорванный, с набором высоты около 400 м (4600-5000). Здесь идется в связках, но несколько раз приходится пересекать ледник почти от борта до борта, распутывая широкие трещины. Может понадобиться навеска перил (мы повесили 1 веревку для преодоления трещины с большим перепадом уровней). Цель — выйти в правый дальний (по ходу) угол цирка, почти под стену пика Агассис. Только в этом месте можно попасть на висячий ледник верхнего перевального взлета.

Верхний перевальный взлет имеет перепад высоты около 650 м (5000-5650). Хотя средняя крутизна его (по GPS) 50°, но почти весь взлет удается пройти в связках, используя косые полки между бергшрундами. Выбор оптимального пути неоднозначен и может меняться в зависимости от конкретного состояния склона. Имеет смысл как следует просмотреть и продумать линию подъема заранее, из цирка, запомнить характерные приметы обхода трещин. Выше, на склоне, рельеф читается плохо, можно «забуриться» не туда и увешаться, мама не горюй. Повсюду многочисленные следы старых лавин и ледовых обвалов, их целесообразно учитывать при выборе пути, тогда взлет будет достаточно безопасным. Склон освещается солнцем в 7.00. Общее направление подъема — влево вверх к невыраженной седловинке, единственной, на которой нет карнизов. В нижней части взлета, где разломов больше, встречаются участки голого льда или жесткого фирна, в верхней части — зимний не утаптывающийся снег, местами по колено. Работаем напряженно, крутизна предельная для подъема в связках (около 40°). На одном лбу приходится повесить 2 веревки перил, страховка на ледорубах. На склоне есть пара мест, где можно остановиться, собрать группу, передохнуть. Выбранная нами снизу седловина достаточно широкая, карниза нет, при нужде можно ставить палатку и ночевать. Идем левее по гребню до ближайших камней и обнаруживаем тур с запиской москвичей под рук. А. Щербакова от 2014 г. Перевал взят!

Спуск на лед. Петра I №5 (верхнее плато) снежно ледовый и соответствует, 2Б. Перепад высоты 550 м (5650-5100), крутизна около 50°. Имеет смысл, сначала пройти по перевальному гребню на восток до наинизшей седловины, ближайшей к скалам узловой вершины. Отметим, что подняться на эту седловину сразу из северного верхнего цирка нельзя, так как с той стороны карнизы. Первые 50 м на спуск также проходятся в связках, а затем крутизна увеличивается, и надо вешать перила. Характерный ориентир — вмерзший в лед скальный выступ, за него можно закрепить первую спусковую петлю. Последующие веревки крепятся на ледобурах, а еще ниже на ледорубах. Склон постепенно становится положе, но в нижней части имеется большой бергшрунд, плохо читающийся сверху. Перед бергшрундом принимаем правее, там сброс без навивания и хороший лед, что удобно для организации снятия перил. Ниже бергшрунда можно идти пешком в связках. Всего на спуске навешивается 7 веревок. Перевал пройден!

При прохождении пер. Плечо Агассиса в противоположном направлении подъем с верхнего плато Петра I на седловину будет очевиден и проблем не составит, тогда как путь спуска на лед. Музгазы читаться не будет и может потребовать больше веревок, чем повесили мы. При спуске на север важно помнить генеральные направления. Спускаясь с седловины в верхний цирк, нужно все время забирать левее, иначе вылетишь на сбросы висячего ледника. Сам верхний цирк заканчивается почти километровым скальным сбросом на нижний ледник, причем через этот, гигантский сброс постоянно сходят ледовые обвалы. В конце цирка надо жаться правее, под стену Агашидзе, и там искать проход на ключевой ледопадной полке. После выхода на нижний ледовый пояс вопросов с выбором пути, видимо, больше не будет.

Поскольку ключевой участок следует считать наиболее опасным, не стоит начинать спуск по нему во второй половине дня. Желательно заночевать перед ним в верхнем цирке, проскакивать рано утром, после чего, также максимально быстро, «убегать» на лед. Музгазы.

В условиях плохой видимости (туман, низкая облачность) на пер. Плечо Агассиса вероятны большие трудности с ориентированием,. После снегопада верхний взлет с северной стороны, скорее всего, станет лавиноопасным, а нижний ледовый пояс и ключ — катастрофически опасными. К сожалению, этот перевал не годится для прохождения в плохую погоду... хотя у нас была как раз в основном плохая...

31 июля. Всю ночь шёл снег. Дежурные, проснувшись и увидев запердон (фото 47), никого будить не стали. Однако долго участники спать не смогли, т. к. к утру начали сходить лавины и обвалы, а где именно, видно не было. Поэтому мы без завтрака сбежали до каменного хициана лед. Музгазы (центральной моренной линии), на достаточное расстояние от возможных обвалов. Было подсчитано, что этот и следующий день мы можем провести тут, после чего нужно либо штурмовать перевал, либо идти вниз, т. к. не хватило бы продуктов. Весь день мы ждали, и к вечеру погода начала налаживаться. Было решено и следующий день выждать, наблюдая за состоянием склонов на перевале и в его окрестностях.

1августа. Подъём поздний, завтракаем по-минимуму, экономим продукты. Видимость хорошая, весь день смотрим на перевал, наблюдаем за лавинами и ледовыми обвалами. Жора и Андрей сходили на прогулку на луковые поля и оттуда пофотографировали перевал. В результате этих наблюдений (фото 50) родилась стратегия прохождения ключевого участка подъёма.

2августа. Подъём ранний, в 3.30, выходим в 5.00. К 5.40 поднимаемся под нижний бергшрунд и начинаем провеску, фото 52. Идём быстро, станции, как правило, удаётся организовывать на льду, иногда на снегу за ледоруб. К 9.00, провесив 8 верёвок, подходим к выполаживанию, фото . Одну ходку идём пешком и к 9.30 выходим под удобную трещину, где на небольшом пятачке пьём чай из термосов и едим курагу с конфетками, фото 54. К 10.00 подходим к ключевому участку. Это большая трещина под скалами с перепадом уровней около 20 м. Лидер рубится без рюкзака на двух инструментах. После того, как руководитель с большим трудом зажумарил ключевую верёвку с рюкзаком, было принято решение рюкзаки вытягивать отдельно. Однако ввиду огромного маятника вытянуть их легко не удалось, и после вытягивания двух рюкзаков было решено, что оставшиеся 5 человек помучаются, но зажумарят с рюкзаками. На прохождение ключевой верёвки было потрачено около 2 часов. Дальше вдоль скал вешаем ещё 5 верёвок полегче, после чего доходим до ледового моста, за которым выполаживание. Одну верёвку вешаем через мост и ещё одну до выполаживания. Дальше идем в связках, к 16.00 выходим на место ночёвки. Место оказалось не очень ровное (фото 58), но небольшая разведка показала, что дальше начинается зона трещин, а из-за тумана не видно было, как долго она будет длиться. В этот день мы, согласно данным GPS, набрали 800 м высоты при средней крутизне склона 55° и провесили 16 веревок (800 м перил). Это примерно половина всего перевального взлета по высоте, но определяющая часть технической работы.

Рис. 44. Записка А. Щербакова с пер. Плечо Агассиса

3августа. Утром мы стартовали в 5:40. Дальнейший путь через верхний цирк представлял собой распутывание широких трещин. Через переход подошли к большой трещине, которую преодолевали по крутому мосту, повесили верёвку. До подножия верхнего взлета, распутывая ледник, мы шли около 3 часов и набрали почти 400 м высоты. Казавшийся снизу беспроблемным прямой путь через верхний взлет преграждали ледовые сбросы во всю его ширину. Так что и тут простого пути не было. Да и масштабы при ближайшем рассмотрении оказались немаленькие: перепад высоты по GPS около 600 м, средняя крутизна всего этого участка 50°. В паре мест крутизна увеличилась настолько, что приходилось организовывать перила, фото 61. Около 12:00 мы вышли на небольшую удобную подушку, где пообедали глютаматными супчиками. Дальше вешать перила больше не понадобилось, но крутизна по-прежнему была значительная, фото 60. За пару длинных переходов, к 15.00, мы вышли на перевал, где обнаружили тур с запиской группы Александра Щербакова (г. Москва)от 18 августа 2014 г., фото 44. Для спуска мы сначала сместились чуть левее по гребню, первые полсотни метров прошли пешком, а затем крутизна увеличилась, и мы начали вешать перила, фото 64. Навесив 7 веревок (350 м перил) и сбросив по перилам и пешком около 500 м высоты, в 18:30 мы спустились на верхнее плато ледника Петра I и заночевали.

Рис. 46. Завхоз прикидывает, как сэкономить на продуктах

Рис. 62. Выход на седловину Плеча Агассиса

Рис. 63. Группа на перевале Плечо Агассиса

Рис. 64. Путь спуска с Плеча Агассиса

Пер. Шаровского (3А, 5265)

Перевал Шаровского в данном случае нам был необходим для того, чтобы попасть на ледник Девлохан. Перевал пройден в 1975 группой под руководством В. А.

Комиссарова и был назван ими в честь известного московского туриста, умершего незадолго до этого. В случае полного прохождения перевала (включая ледопады на леднике Петра I) он имеет сложность 3Б. Без прохождения ледопадов перевал упрощается до 3А. По-видимому, на перевале давно никого не было, автор нашёл только упоминание о походе Корнаухова 1987 года [18]. Альтернативой этому перевалу, возможно, является перевал Финстервальдера, информации по которому не было найдено. Лишь после прохождения маршрута было обнаружено упоминание о походе 5 к. с. под руководством В. М. Новикова 1986 г., в нитке которого фигурирует пер. Финстервальдера, но его сложность почему-то 2Б. Сам отчёт, не оцифрован и находится в библиотеке НКТ.

Местонахождение: в хребте Петра I, соединяет верховья ледников Петра I и Девлохан. Координаты пройденной седловины по GPS: N71.485540, E38.992896, высота 5265 м. Координаты второй седловины этого перевала примерно такие: N38.990265, E71.481836. На наш взгляд, пройденная нами седловина предпочтительнее, чем седловина первопроходцев, как на подъём, так и на спуск, хотя орографически они равнозначны. В отличие от описанного ранее пути, наш позволяет сократить скальный участок спуска и предотвратить необходимость долгого траверсирования камнеопасных скальных гребешков перед выходом на снежно-ледовый склон.

Категория сложности: 3А.

Ориентация: запад-восток Характер: скально-снежно-ледовый.

Определяющая сторона: при таком прохождении перевал симметричный. При полном прохождении определяющей стороной станет западная из-за ледопадов на лед. Петра I.

Направление прохождения: глобально с запада на восток, но локально отрог изгибается так, что получается с севера на юг.

Перепад высоты (по GPS): на подъеме 250 м, на спуске 2000 м (до низовий лед. Девлохан).

Крутизна: 55° в среднем техническая часть на подъём, 45° градусов техническая часть на спуск. На отдельных скальных участках до 70°.

Навешено веревок: на подъеме 4 (180 м перил), на спуске 16 (800 м перил), итого 20 веревок (980 м перил). На подъём все по льду, на спуск первые 5 верёвок по скалам,, остальные — снег на льду.

Время прохождения: 1 день (10 часов).

Фактическое время прохождения: 4 августа 2016 г.

Ночевки: в цирке лед. Петра I, на скальном ригеле после технической части спуска (на тёплых камушках), практически где угодно на лед. Девлохан.

Подъём осуществляется по ледовому склону протяженностью около 200 м.

Спуск сперва идёт по скальному поясу, который через ~250 м переходит в снежно-ледовый конус, оканчивающийся узкой горловиной между скальными выступами. После кулуара склон снова становится конусом, а после бергшрунда выполаживается, переходя в скальный ригель. Спуск с ригеля удобнее осуществлять справа. Ледник Девлохан достаточно спокойный, проходится в связках и, как становится открытым, просто пешком.

4 августа. Вышли немного позже обычного, в 7.10. За один переход подошли под бергшрунд, откуда начали вешать перила. Всего повесили 4 ледовых верёвки на подъем, последние две верёвки лидер лез без рюкзака, фото 66. Тура на этой седловине не находим, строим свой и начинаем спуск. Первые 5 верёвок вешаем по скалам, оставляя расходные петли, фото 68. Дальше выходим в широкий заснеженный кулуар, который вроде бы не сильно крутой, но пешком всё равно не получается идти, фото 69. Раскисший снег на льду ненадежен. По центральному желобу постоянно сходят лавинки из снежно-водяной каши, фото 70. Внизу же угадывается бергшрунд, точная конфигурация которого сверху не читается. Вешаем перила по правому борту кулуара, избегая желобов, станции прячем под встречающимися скальными выступами. В горловине и чуть ниже нее приходится 2 раза пересечь желоб. По линии падения воды бергшрунд забит, но там спускаться нельзя, сразу закопает. Пересекаем бергшрунд правее лавинного желоба. Всего по снегу повесили 11 верёвок и к 15.00 вышли на скально-осыпной пьедестал. Тут обедаем. Времени остаётся немного, становится очевидно, что в этот день ломиться вниз по леднику нецелесообразно. Так что остаёмся на ночлег на этом тёплом сухом месте.

Рис. 65. Вид на пер. Шаровского от места ночёвки

Рис. 73. Пик Агашидзе с юга

Рис. 74. Пик Тиндаль с юга

Лед. Девлохан, пер. Пеший Северный (2А, 4350), лед. Сугран

Местонахождение: на понижении хребта Петра I, соединяет низовья ледников Девлохан и Сугран. Координаты пройденной северной седловины по GPS: N71.650617, E38.993907 , высота 4325 м. Координаты южной седловины:

N71.657113, E38.975653. Иногда встречается второе название перевала «Сугран».

Категория сложности: 2А.

Ориентация: запад-восток Характер: осыпной, скальный.

Определяющая сторона: восточная.

Направление прохождения: с запада на восток.

Перепад высоты (по GPS): на подъеме 825 м, на спуске 800 м (до лед. Сугран). Навешено веревок: на спуске 3 (150 м перил) по скальному поясу в начале подъёма. Время прохождения: 1 день (6 часов).

Фактическое время прохождения: 5-6 августа 2016 г.

Ночевки: на протяжении всего подъёма, а также на самой седловине встречается несколько ровных площадок с чистой водой. На спуске мест нет, их можно (и то с трудом) найти только на лед. Сугран.

Подъём проходит по удобной осыпи и старому курумнику.

Спуск сперва по достаточно крутым, до 70°, скалам протяжённостью около 150 метров (нужно вешать перила), затем по длинному крутому кулуару до самого рантклюфта лед. Сугран. Кулуар камнеопасен на всем протяжении, его рекомендуется проходить с большой дистанцией между участниками, прижимаясь к менее опасному правому борту кулуара и избегая желобов.

5августа. Выходим в 5.50. Тепло, пасмурно, но снег смёрзся. За 2,5 ходки проходим закрытую часть лед. Девлохан, развязываемся. Совершенно случайно находим на леднике верёвку производства «Аскан», пополняем свой запас расходняка. В 9.30 сходим с ледника на его левый край и дальше идём по карману. К 10.30 подходим к живописному озеру на повороте на пер. Пеший Северный. Место красивое, тут и обедаем. Некоторые участники даже купаются, фото 77. В 13.00 начинаем подъём на перевал. За 4 перехода выходим к туру, находим записку Никонорова 2010 года, фото 75. Погода к вечеру портится: поднялся ветер, идёт снег. Разведка спуска показала, что необходимо провешивать небольшой пояс скал, после чего, вероятно, можно идти пешком до самого низа. Остаёмся ночевать на перевале, фото 78. Удаётся просмотреть линию, по которой, как кажется, легче будет идти по Суграну через 2 дня. Пока дежурные готовят ужин, трое добровольцев провешивают скальный пояс, до дна кулуара хватило трёх верёвок.

Рис. 75. Записка А. Никонорова с пер. Пеший Северный

6августа. Первый участник выходит в 5.50. Кулуар после верёвок (фото 79) идём по одному. К 8.30 всей группой собираемся на леднике Сугран, сбросив 700 метров с перевала, фото 80. Дальше пришлось немного приспуститься по леднику, т.к. только там нашлось более ли менее подходящее место для палатки. С 10.30 до 15.30 ходим за заброской, обедаем на обратном пути. Наконец, вечером отъедаемся.

7августа. После вчерашнего обжорства выходим не рано, смысла сегодня в этом нет. Идём вверх по Суграну, фото 81. Сперва пришлось немного помучиться, но через один переход мы взяли правее центра ледника, тут он поровнее. Некоторая трудность возникла с поиском переправы через ледниковую речку, удалось найти проход через лежащий на дне большой камень. В 12.00 останавливаемся на обед. Рюкзаки непривычно тяжелые. Обедаем 2 часа. К 17.00 подходим к повороту на ледник Родионова. На правом борту находим травянистую полянку, высота 4500 м. Большого дефицита в площадках тут нет, вплоть до 4800 везде можно найти ровное место с чистой водой.

Рис. 76. Перевалы Пеший Северный и Южный с лед. Девлохан

Рис. 77. Озеро на повороте на пер. Пеший, вдали пик Тиндаль

Рис. 78. Лагерь на пер. Пеший Северный

Рис. 79. Перила с пер. Пеший

Рис. 80. Спусковой кулуар с пер. Пеший Северный

Рис. 81. Лед. Сугран в районе притока лед. Вилка

Пер. Дзержинского + Шинибини (3Б, 6070)

Пер. Дзержинского (3Б, 6070)

Данный перевал — один из немногих высоких перевалов в районе, позволяющий получить акклиматизацию перед восхождением на высоты 7000 м. Перевал впервые был пройден группой А. А. Крюковского в 1977 году с севера на юг [19]. Второе прохождение (в обратном направлении) состоялось лишь в 2015 году группой Фатеева А. В. [9].

Местонахождение: в северо-западном отроге хребта Петра I, проходящем через вершины п. Абалакова, Москва, Ошанина, западнее узловой вершины п. Ошанина, между п. Ошанина и п. Родионова. Связывает лед. Сугран и лед. Шинибини, а в связке с пер. Шинибини связывает лед. Сугран и лед. Турамыс. Протяженный южный перевальный цирк имеет собственное название лед. Родионова. Координаты перевальной точки по GPS: N38.98946, E71.79061, высота 6070 м.

Категория сложности: 3Б.

Ориентация: север - юг.

Характер: снежно-ледовый (включающий прохождение ледопада). Определяющая сторона: перевал двусторонний. Определяющая сложность с южной стороны — 4 ступени ледопада Родионова, с северной стороны — протяженный крутой снежно-ледовый склон с многочисленными сбросами и бергшрундами.

Направление прохождения: с юга на север.

Перепад высоты (по GPS): на подъеме 1400 м (от первого ледопада), на спуске 820 м (до пер. Шинибини).

Крутизна: для южной стороны не имеет смысла (сложность определяется ледопадом). Крутизна северного склона около 45°.

Навешено веревок: на подъеме 6 (2 по скалам, 4 по льду, всего 300 м перил), на спуске 1 (50 м перил по снегу), итого 7 веревок (350 м перил).

Время подъема: 2 дня (7 часов + 11 часов «грязного» ходового времени).

Время спуска: 5 часов (до седловины пер. Шинибини).

Фактическое время прохождения: 8-10 августа 2016 г.

Ночевки: в правобережном кармане лед. Сугран, на лед. Родионова между 2-й и 3-й ступенями ледопада, в районе перевальной седловины, на лед. или на пер. Шинибини. В принципе возможны также ночевки на некоторых ледовых подушках в ледопадах Родионова и на северном склоне, но безопасность таких ночевок сомнительна, и мы их не рекомендуем.

8августа. Выходим в 6.30. Задача на сегодня - пройти два ледопада (из четырёх) на леднике Родионова. Первый ледопад проходится в основном по правому рантклюфту, фото 83. За 2 перехода доходим до рантклюфта, надеваем кошки. Ещё через ходку связываемся. Рантклюфт пыльный и грязный, фото 84. На 5-й переход упираемся в большую боковую трещину, которую можно обойти только по скалам правого борта, фото 85. Что делать, приходится аккуратно лезть на разрушенные скалы. Лазанье неприятное, все живое, довольно крутые скалы «разбираются» руками, надежная страховка проблематична. Первую верёвку лидер проходит около 20 минут, забив на промежутке 2 якорных крюка, станция на скальном выступе. Вторая верёвка получилась немного траверсом, и не такая крутая. Эти верёвки мы проходим аккуратно, чтобы не засыпать камнями нижестоящих. Осыпной склон над скалами выводит на плато выше первого ледопада, где собираемся на обед к 14.00. В 16.00, после обеда, за 2,5 перехода проходим в связках по снежной полке над вторым ледопадом (фото 87) и останавливаемся на ночевку непосредственно перед третьей ступенью, фото 88. Группа разбивала лагерь, а двое добровольцев сходили на небольшую разведку третьего ледопада. С вечера стало понятно, что наиболее простая линия прохождения третьего ледопада в его левой части, фото 89.

9августа. Выходим в 6.10, к третьему ледопаду подходим за 25 минут. Вешаем 3 несложных верёвки, а дальше уже можно идти в связках. Продолжаем идти в связках по огромному цирку, огибая трещины четвёртого ледопада. Туман, и в то же время жарко, темп падает до 500 метров за ходку с набором всего 100 м. К 12.00 подходим к огромной трещине, пересекающей весь склон. Дежурные готовят обед, а двойка добровольцев идёт на разведку прохода через эту трещину. Разведка прошла успешно, есть мост, через него навешена одна верёвка (60 — 75°), фото 92. Выше этой трещины, хоть и круто, но получается идти в связках, делая ступени. К 17.30 группа собирается у мульды, чуть не доходя седловины, на высоте 6020 м, фото 94. Погода к этому времени совсем портится - плотный туман, мокроватый снег, холодает. Становимся на ночлег около мульды.

10августа. Выходим в 6.30, за 10 минут доходим до перевальной седловины. Седловина снежная, тура нет, и сложить негде. Фотографируемся на фоне пика Ошанина, фото 95. Путь спуска практически не читается, к тому же мешает налетевший туман. Идём по GPS, лавируя между трещинами в этом зимнем снегу, фото 96. За полтора перехода с перевала подходим к огромной трещине, спуск с которой пришлось поискать, устроив разведку двумя связками с разных сторон, фото 97. Ниже склон начал выполаживаться, стало спокойней, фото 98. Практически у седловины пер. Шинибини мы натолкнулись на небольшой ледовый участок, который прошли лицом к склону, фото 99. Вероятно, в менее снежный год тут захочется повесить верёвочку. К 10.30 выходим на седловину пер. Шинибини. В туре находим записку 10-дневной давности Миши Яценко, фото 100. Немного поразмыслив, решаем не идти сегодня же вниз, а ночевать тут, предварительно провесив все имеющиеся верёвки. К вечеру погода уже привычно портится, ветер, мокрый снег, ужинаем в палатке.

Рис. 82. Пик Москва с ночёвки около притока лед. Родионова

Рис. 83. Вид на первый ледопад

Рис. 84. Движение в рантклюфте 1-й ступени Родионова

Рис. 85. Выход на скалы из первого ледопада

Рис. 86. Движение по разрушенным скалам

Рис. 87. Вид на второй ледопад, проход по снежному «корыту»

Рис. 88. Лагерь под третьим ледопадом

Рис. 98. Снежный склон в нижней части 89

Рис. 99. Ледовый участок на спуске перед седловиной Шинибини

Пер. Шинибини (3Б, 5250)

Местонахождение: в северо-западном отроге хребта Петра I, проходящем через вершины п. Абалакова, Москва, Ошанина, севернее узловой вершины п. Ошанина, между п. Ошанина и п. Крупской. Связывает лед. Шинибини и лед. Турамыс. Координаты перевальной точки по GPS: N39.00087, E71.79836, высота 5250 м.

Категория сложности: пока 3Б. Были предложения девальвировать пер. Шинибини до 3А. В связке с пер. Дзержинского однозначно 3Б.

Ориентация: запад - восток.

Характер: с запада снежно-ледовый, с востока скальный.

Определяющая сторона: восточная скальная стена.

Направление прохождения: в связке с пер. Дзержинского с последующим спуском с пер. Шинибини на восток по определяющей стороне.

Перепад высоты (по GPS): подъем группа не проходила, на спуске 500 м (до цирка на лед. Турамыс).

Крутизна: подъем группа не проходила, на спуске средняя крутизна (по GPS) 55°, отдельные участки до 90°.

Навешено веревок: 13 на спуск (11 по скалам, 2 по льду через бергшрунд), итого 650 м перил.

Время спуска: 10 часов, не считая 3 веревок предпровеса в предыдущий день. Фактическое время прохождения: 11 августа 2016 г.

Ночевки: на седловине, на леднике в перевальных цирках. Возможна ночевка на большом скальном выступе посередине восточной стены, но там мало места.

Рис. 100. Записка М.Яценко с пер.Шинибини

11 августа. Выходим в 5.40. Провешенные с вечера три верёвки проходим быстро, фото 102. Ещё 3 верёвки, и мы на скальном выступе, на котором в прошлом году группа Анатолия Фатеева [9] даже смогла заночевать. Дальше рельеф сильно усложняется. Фатеевский мраморный контрфорс обрывается отвесно вниз, наверное, даже с нависаниями. По большим кулуарам с обеих сторон контрфорса периодически сходят камнепады, напоминающие перекрытие Енисея. Порода из смеси мрамора и сланцев настолько разрушена, что местами скалы можно копать лопатой. Надежная страховка проблематична, выбор безопасного пути неочевиден. Мы полагаем, что смогли выбрать оптимальный вариант в этих условиях. Надо начать спуск с выступа на левую сторону, но ни в коем случае не приближаться к дну кулуара, где сходят большие самопроизвольные камнепады. Наоборот, надо прижиматься правее, двигаясь под стеной контрфорса, делая станции в укрытиях от камней, сброшенных из-под ног неосторожных участников. В конце 8-й веревки можно перелезть через небольшую мраморную перемычку направо и уйти под контрфорс, обратно на линию спуска, где большие камнепады не угрожают. Сдергивать эту веревку приходится из-за угла, проявляя изобретательность, фото 104. По левую сторону видим чью-то спусковую петлю прямо в середине кулуара, с ужасом думаем, какого же камикадзе туда понесло. . . Дальше вниз контрфорс расширяется, а камнеопасные кулуары по бокам, наоборот, сужаются. Спуск идет по запутанной системе разветвляющихся и снова соединяющихся микрокулуаров (фото 105), причем логика удобства спуска вынуждает пересекать их, переходить из одного микрокулуара в другой. Здесь относительно безопасно, большие камнепады под защитой контрфорса не угрожают,но из-под ног участников может кое-что прилететь, фото 106. На некоторых станциях приходится выжидать, прячась под скалами от этих мелких шальных камней, пока по веревке не пройдет вся группа. К 12-й верёвке вышли на лёд, все еще под прикрытием спасительного контрфорса. Удалось 100 метров пройти пешком, а потом бросить ещё пару верёвок, последняя была через бергшрунд, фото 107. Отойдя от перевала на безопасное расстояние, наскоро пообедали, время 15.00. Около ходки прошли по леднику, после чего (в районе перевала Турамыс-2) завернули в левый карман. По карману прошли 1,5 ходки и снова вышли на ледник, чтобы обогнуть ледопад бокового притока из под пика Сулоева. Тут неприятная зона трещин, окончательно распутать которую удалось только по темноте. К 21.00 мы вылезли из рантклюфта на живописную полянку у ручья, стекающего с пика Белый Камень.

12августа. Отдыхаем после вчерашних ночных хождений, выходим в 9.00. К 10.30 подходим на поляну Сулоева, полуднёвка. После обеда устраиваем экскурсию, обходим всю поляну, изучаем мемориалы, заходим в каждое строение. На поляне запустенье, увы, ничего не меняется со времён СССР, и описание, сделанное Жорой в 2004, до сих пор актуально: «Разруха, деревянные домики полуразвалившиеся, крыши протекают. И даже теплое озеро чуть выше по моренному карману, и то пересохло. Только лед. Трамплинный на пару с п. Москва работают по-прежнему безотказно, гремят лавинами каждые четверть часа.»

Рис. 101. Начало спуска с Шинибини

Рис. 107. Путь спуска

Рис. 108. Непуганые козлы на недалеко от поляны Сулоева

Рис. 109. Поляна Сулоева

Пер. ПФП вдоль (ребро Буревестника — ребро Бородкина, 3Б, 6200)

ПФП (Памирское Фирновое Плато)-это уникальное образование, представляющее собой довольно большой (около 12 км в длину) вытянутый с запада на восток ровный заснеженный ледник, лежащий на высоте порядка 6000 м. ПФП ограничено с востока северным гребнем п. Коммунизма (хр. Академии Наук), с запада — северным гребнем п. Ленинград (6507), с юга — хр. Петра I, проходящим через вершины Ленинград, Крошка (5700), Куйбышева (6400), Душанбе (6950) и Коммунизма, с севера — стеной, в центре которой находится п. Кирова (6372). Практически весь фирн (и лед) Плато стекает к его середине, откуда западнее п. Кирова круто падает на лед. Фортамбек. Место падения ПФП на лед. Фортамбек носит название лед. Трамплинный, с него регулярно сходят лавины и ледовые обвалы.

В то время как само Фирновое Плато ровное, пологое, удобное для передвижения и почти без трещин, попасть на него — задача не из простых. Если не считать самых сложных скальных стен и таких маршрутов, как траверсы п. Коммунизма, туристами освоены следующие пути подъема на ПФП.

С лед. Вальтера по ребру Бородкина. Технически самый простой путь, снежно-ледовый, после обильного снегопада может быть лавиноопасным. Используется при восхождениях на п. Коммунизма по коммерческому маршруту. В сезон функционирования МАЛа гиды провешивают по ребру Бородкина стационарные перила, чем еще больше упрощают его.

С лед. Фортамбек по ребру Буревестника. Другой, в прошлом довольно популярный, путь для восхождений на п. Коммунизма. В отличие от

снежно-ледового ребра Бородкина, ребро Буревестника скальное, и оно технически заметно сложнее. Совершенно нелавиноопасное, если проходить его канонически, по скалам. Когда-то давно, когда на поляне Сулоева регулярно базировались экспедиции, по ребру Буревестника ходили, и на нем также могли быть навешены стационарные перила. В настоящее время там царит запустение, и от бывших перил на ребре почти ничего не осталось.

С лед. Беляева через п. Крошка. Технически весьма сложный и опасный путь (возможен сход лавин и ледовых обвалов). Проходит по примерно километровому очень крутому висячему леднику.

С лед. Беляева через п. Куйбышева. Технически еще более сложен. Проходит по южному гребню п. Куйбышева.

С лед. Орджоникидзе через пер. Хохлова. Один из самых сложных путей, когда-либо пройденных туристами.

Подробную информацию по вариантам прохождения ПФП можно почерпнуть в обзоре, составленном Анатолием Джулием [8]. Нельзя не упомянуть о двух недавних туристских маршрутах через ПФП. В 2014 г. группа московских туристов под рук. Сергея Романенкова [13] прошла через ребро Бородкина — траверс п. Коммунизма — ребро Абалакова — лед. Бивачный, а в следующем, 2015 г. другая московская группа под рук. Владимира Мартынова [12] прошла ребро Бородкина

ПФП — Крошка — лед. Беляева. Наш маршрут этого года: лед. Фортамбек

ребро Буревестника — ПФП вдоль — ребро Бородкина — лед. Вальтера. Ориентация обоих ребер в данном случае: север - юг, самого Плато: запад - восток. Характер: комбинированный (ребро Буревестника — преимущественно скальное, ребро Бородкина — почти чисто снежно-ледовое). Определяющая сторона: подъем, с лед. Фортамбек по ребру Буревестника, но ребро Бородкина также имеет, техническую сложность, так что односторонним перевал назвать нельзя. Во время коммерческого сезона ребро Бородкина существенно упрощается благодаря пробитой тропе и стационарным перилам. В условиях нашего прохождения этот фактор отсутствовал: сезон был закончен, МАЛ эвакуирован, все перила с ребра убраны, тропа полностью заметена бураном. Описание прохождения ПФП вдоль дается от поляны Сулоева до поляны Москвина.

Подъем на ПФП по ребру Буревестника

Местонахождение: ребро Буревестника спускается с крайнего северо-западного угла ПФП примерно от п. Абалакова (хребет Петра I) на лед. Фортамбек перпендикулярно главному хребту. Является одним из двух важнейших вариантов пути на ПФП. Место стыка ребра с Плато имеет самостоятельное название п. Парашютистов, координаты этого места по GPS: N38.944087, E71.898676, высота 5700 м.

Категория сложности: 3Б.

Ориентация: север - юг.

Характер: комбинированный, преимущественно скальный.

Направление прохождения: с севера на юг, на подъем,.

Перепад высоты (по GPS): 2000 м набора высоты.

Крутизна: усредненная по GPS около 40°.

Навешено веревок: 24 (1200 м перил), все на подъем. В том числе 17 веревок по скалам, 7 веревок по льду под скалами.

Время подъема: 2 дня (14 часов + 10 часов «грязного» ходового времени). Фактическое время прохождения: 14-15 августа 2016 г.

Ночевки: на поляне Сулоева, на узкой правобережной террасе лед. Фортамбек под ребром, на скальном плече примерно посередине ребра («плечо Верблюд»), на снежно-ледовом плече в верхней части ребра, наверху на самом Фирновом плато. Все ночевки совершенно безопасные.

Ребро Буревестника — в далеком прошлом популярный, но в настоящее время практически не посещаемый маршрут. Достаточно сказать, что дикие козлы до такой степени забыли о том, что такое люди, что утром 12 августа продефилировали на свое пастбище по знаменитой поляне Сулоева в 25 метрах от, палатки, не обращая на нас никакого внимания. По всей вероятности, ближайшее по времени прохождение ребра Буревестника было совершено в 2004 году на спуск новосибирцами под рук. Георгия Сальникова [11], а на подъем ребро в этом тысячелетии вообще никто не проходил. В связи с этим свежая информация по нашему прохождению ребра Буревестника на подъем будет совсем не лишней.

Хотя ребро Буревестника не представляет экстремальной технической сложности на отдельно взятых участках, но оно очень длинное, трудоемкое, требует навески большого количества перильных веревок (причем в основном по скалам,), и по совокупности гораздо больше похоже на 3Б, чем на 3А. В 2004 году новосибирцам удалось (при самостоятельной навеске перил) спуститься почти по всему ребру за один день. Однако на подъем быть пройдено за день это ребро никак не может. Для подъема по ребру Буревестника требуется два полномасштабных трудовых дня и полный набор снаряжения, как снежно-ледового, так и скального.

Напротив ребра Буревестника на обширной левой террасе лед. Фортамбек располагается знаменитая поляна Сулоева. Обычно туристы устраиваются на этой поляне на отдых (и правильно делают). Но здесь надо отметить следующее. На пути предстоящего подъема по ребру имеется единственное место, пригодное для ночевки — на плече «Верблюд». До Верблюда надо обязательно дойти за день, но это далеко и очень трудоемко. Поэтому, чтобы облегчить себе задачу и увеличить шанс дойти до места ночевки засветло, настоятельно рекомендуется во второй половине дня покинуть поляну Сулоева, пересечь ледник (1.5-2 ходки в зависимости от состояния ледника) и заночевать на правобережной террасе Фортамбека у самого подножия ребра. Там есть несколько площадок и вода в ручье. А на следующий день начать подъем по ребру как можно раньше.

Нижняя четверть ребра Буревестника (около 500 м) представляет собой «отрицательную сыпуху». Генеральное направление — вдоль небольшого сухого сая к вершине осыпного треугольника, где ребро сужается и переходит в скальный гребень. Крутизна предельная для подъема с рюкзаком без страховки (впрочем, на этой осыпи страховаться все равно не за что), до 35°. Могут потребоваться кошки, особенно в верхней части осыпного участка. Местами жесткая осыпь превращается в конгломерат, в верхней части встречаются заледенелые участки. Ни одного выполаживания нет, остановиться на привал можно разве что тут же на косогоре, при этом контролируя, чтобы рюкзак не укатился обратно до самого ледника. Время подъема по этой осыпи 3-4 напряженных ходки.

Следующий участок (около 400 м, 8-9 веревок) — выраженное ребро, справа по ходу скальные обрывы, слева достаточно крутой лед или фирн. Генеральное направление движения — вдоль границы льда и скал, непосредственно по линии ребра или чуть левее. Страховаться можно либо за скальные выступы, либо на ледобурах, двигаться по любому рельефу, где покажется удобнее. Скалы несложные, достаточно прочные, камнепадоопасности нет. На гребне регулярно встречаются локальные полочки, где могут примоститься и передохнуть 2-3 человека. Постоянно попадаются остатки старых, еще с советских времен, веревок. Нагружать старые веревки нельзя (рассыпаются в прах), но они полезны в качестве ориентиров. В конце этого «скально-ледового» участка удобное плечо, где можно собраться всей группой и даже расположиться на обед вокруг большого каменного стола. Однако поставить палатку здесь негде, а до площадок на Верблюде вешать еще примерно столько же.

От «круглого стола» до Верблюда (около 400 м, 8-9 веревок) гребень сужается. Льда больше нет, скалы по обе стороны (местами заснеженные). Однако в техническом отношении скалы по-прежнему несложные, безопасные, проблем со страховкой нет. На полпути встречается узкий, как забор, жандарм, который обходится по правой (по ходу) стенке. Еще один жандарм, поменьше, перед самым Верблюдом, обходится слева по ходу. Сам Верблюд пропустить невозможно. На нем 4 выложенных каменных площадки для палаток, чуть впереди под скалой озерцо, где можно брать воду. А прямо за Верблюдом вешать пока больше нечего, так как некоторое расстояние явно можно идти пешком.

От Верблюда до ПФП нужно набрать еще около 800 м высоты. Линия гребня в среднем более пологая, попадаются и заснеженные «пешеходные» участки, и крутые бастиончики, на которых приходится покорячиться. Нитка перил не сплошная (мы провесили в четырех местах 3+1+2+1, всего 7 веревок. Старые перила-ориентиры встречаются реже, чем вчера (где-то они, возможно, засыпаны снегом), так что иногда приходится подумать, куда идти. Некоторые бастионы удобнее обойти слева по ходу по льду (снегу), чем штурмовать скалы в лоб. Здесь внимание! Ни в коем случае нельзя отклоняться далеко от скального гребня! Там висячий ледник, он лавиноопасен! Снег на этой высоте уже зимний, плохо утаптывающийся, сцепление с ледовым основанием непрочное.

Не доходя сотню метров до края ПФП имеется большое снежное плечо, где тоже можно ночевать. Но обычно предпочтительнее дойти до самого Плато, благо осталось всего ничего, одна веревка несложных скал и немного пешком. Место стыка называется пиком Парашютистов. Там остались следы старого лагеря альпинистов. Ребро Буревестника взято! Дальше по всему Плато можно ходить просто в связках и ночевать где угодно.

В случае прохождения ребра Буревестника в противоположном направлении, на спуск, помимо описанной, с промежуточной ночевкой на Верблюде, можно рекомендовать и другую тактику. Сначала приспуститься с п. Парашютистов до верхнего снежного плеча и заночевать там (это особенно целесообразно, если группа вышла к ребру во второй половине дня). На следующий день продолжать спуск без ночевки на Верблюде, в темпе, нацеливаясь на прохождение всего ребра за день до Фортамбека. Именно так, за день, спустились по ребру новосибирцы в 2004 г [11].

При прохождении в плохую погоду, видимо, как движение, так и ориентирование на ребре усложнится, но потенциальная опасность заметно не возрастет. Ребро Буревестника — маршрут очень надежный, можно даже сказать, на редкость надежный для шеститысячных высот.

Здесь же упомянем о том, как лучше всего идти вдоль Фирнового плато. Собственно, нюансов там никаких и нет, при условии хорошей видимости. Везде плоско и безопасно, можно идти прямо посередине. Трещин, можно сказать, нет. То есть, они, наверное, где-то есть, но настолько глубоко под вековыми слоями фирна, что в них невозможно очутиться. Другое дело, при отсутствии видимости. В «молоке» можно легко потерять ориентацию и выскочить на край Плато или на верхние разломы Трамплинного. Так как лед. Трамплинный несколько «врезан» внутрь Плато, и в этом единственном месте появляются трещины, то тут имеет смысл принять ближе к водораздельному хребту, к склонам Ленинграда и Крошки, чтобы от этих возможных трещин Трамплинного держаться подальше.

13августа. Полуднёвка, выходим после обеда. Нужно подойти под ребро Буревестника, чтобы завтра успеть дойти до единственных ночёвок на нём (на «Верблюде»). Фортамбек в этом году оказался довольно ровным, и проблем во время его пересечения практически не было. На середине попалась ледниковая речушка с крутым бортом на противоположной стороне, там первый залез без рюкзака и затянул остальных наверх. К 17.00 подходим под ребро, тут есть ровные места и вода, фото 111.

14августа. Выходим в 5.30. Вверх ведёт крутая мелкая осыпь. Через два перехода на ней появляются наледи, и мы надеваем кошки. Ещё через переход подходим к месту, откуда нужно провешивать перила. Надеваем обвязки, хотя место для этого не самое подходящее, лучше бы «оделись» там же, где надевали кошки. Провеску начали в 9.00. Крутизна не очень большая, поэтому лидер идёт с рюкзаком. Первые верёвки удается крепить на льду (фото 114, 113), хотя местами до него приходится прилично копать. 8-ю и 9-ю верёвку крепим за скальные выступы. После 9-й веревки выходим на скальную полку с плоским камнем, который был использован в качестве стола для обеда, фото 115. Во время обеда пара добровольцев провешивает ещё 2 верёвки вверх. С места обеда, и до самого верблюда характер подъёма чисто скальный, фото 117, 116. Используем старые петли для ориентировки. После обеда провешиваем 8 верёвок и выходим на начало «Верблюда». Тут есть одно место для палатки. Пройдя 5 минут выше, находим ещё три места для палаток рядом с озерцом. Тут и ночуем, последний участник подходит к лагерю к 19.30, фото 119. За день было пройдено 17 верёвок. Похоже, что когда-то тут ставили стационарную палатку, т. к. лежит комплект дуг, очень похожих на дуги от палатки «Канченджанга».

15августа. Выходим в 6.00. Одну длинную ходку идём пешком в связках по снежному полю, по пути пересекаем бергшрунд, фото 120,121. Дальше на гребне виднеется огромный выступ, который проходится в лоб (3 верёвки). После него удалось совсем немного пройти пешком, затем пришлось повесить одну верёвку по крутоватым заснеженным скалам вверх. Затем около ходки удаётся пройти в связках под скалами. Тут очень непрятный глубокий сыпучий снег. Хочется застраховаться и начать вешать, но страховаться не за что. Чуть выше нашли немного льда и снова начали вешать. Одна верёвка траверсом, ещё одна вверх, и мы вышли на небольшой пятачок. Время 12.00, наскоро обедаем. Погода портится, снег начинает идти хлопьями. После обеда за 15 минут по крутому снежному склону выходим к верхним местам ночёвки. Именно в этом месте, если идти сверху вниз, можно ошибиться и пойти левее настоящего ребра Буревестника. По описанию отсюда до пика Парашютистов (начало ПФП) 5 верёвок. Однако, провесив одну верёвку, оказывается, что дальше можно пройти пешком. К 16.00 выходим на пик Парашютистов. Тут лежит какой-то мусор, видимо, оставшийся тут от парашютистов (газовый баллон, черенки, какие-то склянки и т. п.). Решаем пройти немного по плато до хороших мест. По пути пересекаем старые лавинные выносы с пиков Абалакова и Лениград. Уходим дальше этих выносов на безопасное место, фото 123. Непогода, видимости практически нет, в пелене тумана рельеф не видно, у прокладывающего тропу даже кружится голова. В 17.30 становимся на ночлег. Историческое ребро Буревестника пройдено на подъём, за 2 дня провешено 24 верёвки. Мы усталые и довольные.

16августа. Выходим в 6.30. Погода плохая - идёт снег, видимости нет совсем. Тропящий не видит рельеф и всё время норовит пойти по кругу. Идём по GPS. Тут важно не угодить в зону трещин, раскинувшуюся около Трамплинного, поэтому сперва держимся ближе к южному краю плато, т. е. ближе к пикам Лениград, Крошка, Куйбышева. Видимость немного начала появляться, когда мы были напротив пика Куйбышева, фото 124. За 5 длинных переходов дошли до стоянок «Восток», время 12.30. Тут тоже навалены какие-то вещи (бочки, дуги от палаток, примусы Шмель-2 и т. д). Дует ветер, снег. Сперва ставим палатки, потом уже начинаем готовить обед. Пытаться идти выше в этот день особого смысла нет, да и погода совсем не радует. Остаёмся тут в надежде на завтрашнее улучшение. По спутниковому телефону нам сообщают, что по прогнозу осадков в ближайшие 2 дня быть не должно, а ветер обещают 50 км/ч в районе 6500 м. А через два дня прогнозируется значительное ухудшение погоды. Т. е. для радиального восхождения у нас есть только два дня. Это так ещё и потому, что запасных дней уже не осталось.

Рис. 110. Ребро Буревестника с бокового кармана лед. Турамыс

Рис. 111. Лагерь под ребром Буревестника, по центру пик Подводной Лодки

Рис. 112. Схема прохождения ребра Буревестника

Рис. 113. Третья верёвка на ребре Буревестника

Рис. 114. Первые верёвки на ребро Буревестника

Рис. 115. Рыцари Круглого Стола

Рис. 116. Верёвка номер N

Рис. 117. Скальный «забор»

Рис. 118. Ребро выше Верблюда, снимок сделан практически с него

Рис. 119. Ночевка на Верблюде

Рис. 120. Пешеходный участок выше Верблюда

Рис. 121. Ребро выше Верблюда, пики Корженевской и Кирова на фоне

Рис. 122.Этюды на Буревестнике

Рис. 123. Лагерь на ПФП под п. Ленинград

Рис. 124. Редкая видимость на ПФП, справа в облаке пик Коммунзима

Спуск с ПФП по ребру Бородкина

Местонахождение: ребро Бородкина спускается с восточной части ПФП на лед. Вальтера перпендикулярно главному хребту. Оно начинается от возвышения, находящегося примерно напротив п. Душанбе, восточнее п. Кирова, которое называют «Груди» (5300). По ребру Бородкина проходит коммерческий маршрут на ПФП, и далее на п. Коммунизма. Координаты стыка ребра Бородкина с ПФП («Грудей») по GPS: N38.972315, E71.981879, высота 6200 м.

Категория сложности: ЗА (в случае радиального прохождения по коммерческому маршруту).

Ориентация: север - юг.

Характер: снежно-ледовый, только в нижней части около 100 м несложных скал. Направление прохождения: с юга на север, на спуск.

Перепад высоты (по GPS): набор высоты на Груди 250 м, сброс высоты по ребру 2000 м.

Крутизна: усредненная по GPS около 40°.

Навешено веревок: 2 (100 м перил) на спуск по снегу.

Время спуска: 8 часов.

Фактическое время прохождения: 17 августа 2016 г.

Ночевки: на ПФП (наилучшее место — стоянка «Восток»), на ребре на стоянках «5300», на ребре на стоянках «5100», на правобережной морене лед. Вальтера («Вертолетка»). Все ночевки безопасные. Останавливаться после спуска внизу на Вертолетке нецелесообразно, оттуда всего полторы ходки по довольно приличной тропе до поляны Москвина.

В отличие от Буревестника, ребро Бородкина посещают сотни людей за сезон, так как по нему проходит коммерческий маршрут на п. Коммунизма. Обычно гиды провешивают большую часть ребра стационарными перилами, что упрощает маршрут до абсурда (с точки зрения автономного горного туризма). Однако, если доведется идти по Бородкину не в сезон, когда ребро не провешено и не промаркировано, то и на нем можно «накувыркаться» не по-детски. Для спуска по ребру Бородкина требуется один полный трудовой день и типичное снежно-ледовое снаряжение.

Хотя в принципе ночевать перед спуском по ребру Бородкина можно в любом месте ПФП, лучшее место — так называемые стоянки «Восток» — симпатичные скальные останцы на северо-восточном краю Плато, между Грудями и пиком Хохлова, напротив п. Душанбе, координаты GPS tude: N38.971954, E71.995763. Там. есть несколько площадок (если повезет с погодой, то на камнях) и озерцо с водой. Да, несмотря на высоту 6000 м, здесь есть жидкая вода, правда, чтобы ее добыть, может понадобиться продолбить небольшую прорубь.

Прежде чем начать в прямом смысле слова спуск, сначала придется набрать около 200 м высоты по фирновому склону до вершины Грудей, откуда начинается уже само ребро. На Груди поднимаются не по самому краю гребня, а чуть левее (по ходу). Тогда не будет карнизов, и там, в верхней части южного склона Грудей, обходятся почти все трещины. Перила там не вешают, подняться с «крейсерскими» туристскими рюкзаками можно примерно за час хода.

Вершина Грудей представляет собой купол. Если МАЛовская тропа есть, то выбирать путь не придется. Если же (как у нас) нет тропы, и нет хорошей видимости, то будут большие проблемы с ориентированием. GPS-навигатор тут не сильно поможет, потому что форма купола Грудей и точное расположение трещин в верхней части ребра Бородкина год от года меняется. Нужно внимательно просмотреть путь настолько, насколько будет видно. Мы в 2016 г. начали спуск с

Грудей сначала вправо-вниз, обходя первый ледовый сброс, затем прошли по мульде левее, потом аналогично обошли следующий сброс, потом с очередного пришлось спрыгнуть в глубокий снег, потом были ежики в тумане, и мы сбились со счета этих бесконечных лбов, бергшрундов и подушек... Но что касается ориентирования, то через 200-300 м спуска ребро Бородкина становится более выраженным, и дальше с генеральным направлением все понятно. Только локальные трещины правильно обходить.

Характер всего ребра Бородкина снежно ледовый. Ребро широкое, крутизна практически предельная (около 40°), при которой еще можно идти в связках, не навешивая перила (причем гиды МАЛа для своих клиентов навешивают). Снега много. В верхней части снег плохо утаптывающийся, зимний. В средней части снег более влажный, и тоже утаптывается плохо. Возможна лавинная опасность, так что надо всячески стараться двигаться по линии ребра. Регулярно встречаются снежные «подушки». В принципе, на таких подушках иногда ночуют, но злоупотреблять такими ночевками не стоит, безопасность там сомнительная. Есть на ребре два канонических, безопасных места ночевки — это площадки 5300 (большое ледовое плечо) и площадки 5100 (выложенные на скально-осыпном склоне). Выше 5300 крутой снежно-ледовый лоб, на котором приходится повесить 2 веревки. Ниже 5300 пьедестал ребра Бородкина расширяется, путь спуска продолжается вдоль правой (орографически) ветви ребра.

Ниже площадок 5100 рельеф представляет собой осыпь на разрушенных скалах, там отчетливо прослеживается натоптанная тропа. Осыпь может оказаться местами заледеневшей, тогда пригодятся кошки. Есть несколько мест, в том числе так называемый «Камешек», где, возможно, не удастся пройти без перил. На «Камешке» МАЛовские перила, как правило, остаются, гиды эту веревку не убирают.

После Камешка надо повернуть с ребра направо и спуститься на широкую наклонную ледовую полку («подушка»), идущую под стеной ПФП над основным лед. Вальтера. У самого подножия ребра на краю этой подушки большой сброс. Чтобы его обойти, надо пройти вдоль полки в восточном направлении, где она спокойно, без ледопада, спускает,ся на ледник. Подушка потенциально опасна, т.ам бывают, ледовые обвалы с края ПФП. Проходить её и пересекать лед. Вальтера нужно быстро, не останавливаясь! На эт.о требует,ся 1 ходка.

На противоположной, правой террасе лед. Вальтера («Вертолетке») много ровных мест, подходящих для стоянки, и оттуда всего полторы ходки по хорошей тропе до поляны Москвина. Так что ночевать на Вертолетке нет большого смысла, а лучше совершить этот последний марш-бросок. Тропа хорошая и все время идет, по правому карману или в правом рантклюфте лед. Вальтера.

В случае прохождения ребра Бородкина в противоположном направлении, на подъем,, целесообразна другая тактика. Пройти с рюкзаками все ребро за один день не удастся. Нужно в первый день подняться до ночевок 5100 или 5300, это не слишком, напряженно, можно даже стартовать с поляны Москвина не в самую рань. На следующий день вполне реально перевалить через Груди, выйти на ПФП, и дальше смотря по месту назначения. . .

Плохая видимость и плохое состояние снега, как и отсутствие тропы/перил сильно усложняют прохождение ребра Бородкина (именно в такие условия попала наша группа). После снегопада ребро гарантированно станет лавиноопасным, в этом случае лучше переждать день-два, пока свежий снег где-то уплотнит, а где-то сдует ветром.

17августа. Проснувшись в 5.00, обнаруживаем, что погоды по-прежнему нет. Штормовой порывистый ветер, временами отсутствие видимости, снегопад, поземка, фото 126. Решаем подождать немного, вдруг случится чудо, станет ясно, и мы сумеем сделать попытку восхождения на высшую точку СССР, потому как ни с самочувствием, ни с настроем проблем нет никаких. Прождав до 9.30, становится ясно, что погода не улучшается, а скорее наоборот. Увы, ждать времени нет, поэтому собираемся вниз. За один длинный непростой переход поднимаемся в мульду на куполе пика «Груди», в которой, судя по мусору, останавливались альпинисты в этом сезоне, фото пути 125. Видимости практически нет, туман, выход на ребро удаётся «нащупать» только со второго раза. Т. к. в верхней части ребра очень много снега, приходится глубоко тропить, лавиноопасно, фото 127. Сперва забираем по ходу правее, только тут удаётся в буквальном смысле спрыгнуть в глубокий снег с края большой трещины, после чего возвращаемся на ребро. Первая ходка вниз получилась около 2 часов, т. к. останавливаться на крутом участке в обильном снегу было нежелательно. Останавливаемся на привал в районе 5600. За один переход подходим к ~5400, тут появляется голый лёд, вешаем пару верёвок (фото 128) и собираемся на отдых на стоянках 5300. Ещё за полчаса доходим до 5100, где обедаем, время 15.00. С 16.00 до 16.30 проходим скальную часть, тут пользуемся несколькими МАЛовскими перилами (участки 10, 20 и 40 метров), фото 130, выходим на Подушку. За 30 минут пересекаем подушку и выходим на ледник, где, наконец, можно снять «сбрую» (кошки, обвязки). Ледник Вальтера ровный, пересекаем его без проблем, к 17.30 подходим к вертолётной площадке. После небольшого обсуждения решаем идти сегодня до МАЛа, а не становиться тут, несмотря на всеобщую порядочную измотанность. Дальше тропа набитая, идёт по правому рантклюфту ледника, и за полтора перехода, к 19.20 мы приходим в МАЛ. Тут уже пусто, альпинисты улетели 2 дня назад. У нас образуется 2 запасных дня, один из которых решаем потратить на днёвку в МАЛе, всё же место тоже историческое, и было бы несправедливо в данной ситуации бежать домой.

18августа. Подъём в 8.00. Пока дежурные готовят завтрак, Костя пытается найти нашу заброску. На столовой была закреплена записка: «Заброска Щербакова находится в домике «Слава КПСС». А. Черданцев». Мы нашли этот домик, но в нём лежала заброска Александра Щербакова из Москвы. В итоге Костя обошёл все строения и нашёл наш мешок за какими-то сараями, под старым тентом. Весь день гуляем по поляне, изучаем мемориалы, периодически открываются пики Четырёх и Коммунизма. Вечером готовим плов из заброски.

Рис. 125. Вид на пик «Груди» с ночёвки «Восток»

Рис. 126. Сильный ветер на ПФП

Рис. 127. Сугробы на ребре Бородкина

Рис. 128. Перила в районе 5400 м 116

Рис. 129. Вид на ребро Бородкина с 5100

Рис. 130. Скальные стационарные верёвки ниже 5100 м

Рис. 131. Ребро Бородкина целиком

Лед. Москвина, лед. Фортамбек, пер. Курай-Шапак (2А, 4600), долина р. Муксу

Перевал Курай-Шапак — это, наверное, второй по популярности перевал на Северо-Западном Памире (после Белькандоу). Туристы им чаще на выходе пользуются, а некоторые альпинисты на заходе (чтобы сделать акклиматизацию более плавной).

Местонахождение: в северном отроге хребта Петра I, соединяет долины Фортамбека и Хадырша. Координаты пройденной северной седловины по GPS: N71.83287, E39.08933 , высота 4600 м.

Категория сложности: 2А.

Ориентация: запад-восток Характер: осыпной, снежно-ледовый.

Определяющая сторона: западная.

Направление прохождения: с востока на запад.

Перепад высоты (по GPS): на подъеме 1550 м (от лед. Фортамбек), на спуске 1350 м (до кармана лед. Хадырша).

Время прохождения: 2 дня (8 + 5 часов).

Фактическое время прохождения: 20-21 августа 2016 г.

Ночевки: относительно неплохое место есть в левом кармане лед. Фортамбек (немного не доходя впадения р. Шапак), места около трёх берёз в районе 3500 м («Райские ночевки»), на моренных полях в районе 4200 м. На спуске ночевать можно только в кармане лед. Хадырша, ниже только на ручье, стекающем с п. 4987 м.

Подъём проходит по плотной осыпи и старому курумнику.

Спуск сперва по протяженному снежно-ледовому склону (как правило, можно идти в кошках, без верёвок), затем по жесткой морене, которая ниже скрывается под обильной растительностью.

19августа. После хорошего отдыха выходим в 9.00. Полтора перехода карабкаемся по леднику Вальтера, после чего удаётся выбраться в его левый карман, по которому идти достаточно приятно. Ещё через переход заходим в каньон ниже ледника Вальтера. Пройти этот каньон, однако, не удается из-за неприятных конгломератных прижимов. Хотя до Фортамбека осталось буквально 200 метров, путь преграждает мощная река, стекающая с пика Корженевской. Делаем разведку и выясняем, что придется поворачивать налево, подниматься по правому рантклюфту Фортамбека и пересекать ледник где-то выше. В 12.00, наконец, находим такое место, где можно вылезти на центральную часть Фортамбека, вверх пришлось пройти около километра. В 12.30 устраиваем обед, идёт привычный снег, холодно. Весь оставшийся день до 19.00 идём по Фортамбеку вниз. Характер пути тут разнообразный — то это мелкие сыпушные холмики, то каньон в леднике, то острый ледовый гребень, на котором приходится надевать кошки, фото 133. В общем, скучать не приходится. К 19.00 находим живописное место близ слияния с р. Шапак.

20августа. Выходим в 6.00. За 20 минут переходим р. Шапак по леднику Фортамбек на её левый берег, далее спустившись по конгломератному склону (фото 134). Далее идём по дну каньона, пропиленного р. Шапак. Идти приходится очень близко к реке, в одном месте даже облезть прижим по камешку, фото 135. Через полтора перехода основное русло уходит левее по ходу, а направо поднимается небольшой распадок притока. Тут стоит тур. Делаем разведку и находим выход на зелёные террасы (фото 137) через этот приток. В 9.00 выходим на луга, идти по которым одно удовольствие. Пройденный путь, хоть и неприятен местами, зато позволяет не бродить р. Шапак. К 9.30 подходим к берёзовой рощице, фото 136. Это место называется «Райские стоянки», оно настолько живописное, что решаем устроить тут длинный обед, высота 3400 м. В 12.30 выходим с обеда и за 3,5 перехода подходим к хорошим местам на 4200 м, тут «футбольное поле» и небольшой ручеёк с чистой водой. Выше хороших ночёвок нет.

21августа. Выходим в 6.30. За 3 недлинных перехода заходим на перевал Курай- Шапак, характер подъёма полностью осыпной и особых проблем не составляет, фото 140. С перевала открывается отличный и последний для нас в этом походе вид на пик Е.Корженевской. На седловине находим 2 тура с записками М.Волкова от 28 июля 2015 и А. Келина от 24 августа 2015, фото 132. Верхнюю часть спуска проходим в кошках (местами на «три такта»), затем идём по сыпухе пешком. За 2,5 перехода подходим к пересохшему ручью в боковом кармане ледника Хадырша, тут находим несколько луж, рядом с которыми обедаем, фото перевала 141. Становится жарко, высота 3200 м. Далее один переход идём по высохшему руслу, после чего поворачиваем правее траверсом восточного склона. Тут камни, спрятанные под травой, идти не очень удобно. Ещё через переход выходим на большое травянистое поле, которое заканчивается распадком с чистым ручьём. Тут полно смородины, шиповника, чабреца. Становимся сразу после ручья на отличных травянистых стоянках, высота 2800 м.

Рис. 132. Записки с пер.Курай-Шапак

22августа. Выходим в 6.00. Около 20 минут идём вдоль р. Хадырша, затем забираем правее на конгломератный склон и выходим в арчёвый лес. Идти тут неприятно, т. к. под травой и деревьями не видно ни рельефа, ни камней. Тут мы спугнули какого-то крупного зверя в нескольких десятках метров от нас: испугавшись нас, он убежал, громко топая. Вероятнее всего, это был медведь. За полтора перехода по лесу мы вышли под перевал Томаша, отсюда начинается хорошая тропа вниз (промаркирована турами), фото 143. К тросу через р. Муксу подходим к 8.40. Трос надёжный, закреплён над глубоким каньоном. Его координаты: N71.78975 E39.1391. На каждой из сторон висит блок. Первый участник проходит сам, затем вытягивает помощников и рюкзаки. Переправа заняла 45 минут. Далее следовала известная неприятная тропа вдоль Муксу. От места переправы тропа забирает вверх примерно на 100 метров, после чего начинается первый неприятный участок: траве147рс жесткого конгломерата протяженностью~200 метров, фото 145. Дальше 2,5 перехода тропа ничего страшного из себя не представляет, можно спокойно идти пешком. После этого подходит к р. Ширвоза с очень мутной красной водой. Время 12.00, но обедать тут не останавливаемся. Через каньон с Ширвозой проложен на вид хлипкий мостик с хорошим поручнем из троса, фото 146. Некоторые участники проходят этот мост со страховкой за трос. После этого начинается второй неприятный участок тропы, гораздо более продолжительный. Тут вырублены следы в конгломератном и скальном склоне (фото ), местами приходится втыкать ледоруб для страховки. Протяженность этого участка около 1 км. После него тропа становится нормальной и довольно быстро выходит на край урочища Ходжитоу. Тут появляются кусты барбариса и дикой вишни. Пройдя примерно 30 минут от начала урочища Ходжитоу, наконец, приходим к ручью - это первая чистая вода с самого утра. Время 14.00, обедаем до 16.00. Далее нужно пересечь урочище. Некую сложность может представлять огромный сай, преграждающий всё поле. Для его прохождения мы спустились вниз и прошли по его дну вверх чуть больше одного перехода, где появилась возможность из него безопасновыбраться. Можно пойти и вниз, вероятно, будет немного быстрее. В 2009 году, видимо, пытаясь выбраться из этого сая в неподходящем месте, погиб московский турист Михаил Щеглов. Выйдя из сая, проходим заросли дикой вишни, руководитель, поедая её, отстаёт от группы. За полтора перехода мы подошли к трём домам Ходжитоу. Время 19.00, решено не упираться, а спокойно заночевать, и уже завтра выходить в населёнку. Вечером же разведываем место спуска к р. Муксу, от хижин урочища на юг идёт спусковая тропа. По спутниковому телефону созваниваемся с Зикридином и договариваемся на авто до Душанбе из Депшара на завтра. Место для ночлега находим очень живописное, под тремя урюковыми деревьями. Вечером приходит в гости один из жителей Ходжитоу, мы отдаём оставшиеся батарейки.

23августа. Вышли в 6.30. За один переход спустились к Муксу и перешли на другой берег по подвесному мосту. Очень удачно встретили тут вчерашнего гостя. Он заводил свою старенькую «Ниву» и как раз собирался ехать в сторону Депшара. Мы сгрузили к нему свои рюкзаки и доехали до кишлака Кандоу, где договорились с ещё одной машиной. На пару они довезли нас до Депшара (за небольшую оплату). Тут, на травянистой поляне около дома Учкуна, мы пару часов подождали Зикридина и в 12.00 выехали в Душанбе. На этом поход и закончился. Ура!

Рис. 133. На леднике Фортамбек, вид назад

Рис. 134. Прохождение конгломератного склона по пути к пер. Курай-Шапак

Рис. 135. Небольшой прижимчик в каноне

Рис. 136. Райские ночёвки

Рис. 137. Приятные луга по пути на пер. Курай-Шапак (выше Райских ночёвок)

Рис. 138. Вид на пик Е.Корженевской с места ночёвки пер. Курай-Шапак

Рис. 147. Тропа в конгломерате

Рис. 148. Урочище Ходжитоу

Выводы и рекомендации

Наша группа прошла спортивно-туристский маршрут в районе Северо-Западного Памира, соответствующий шестой категории сложности. За 31 день пройдено 216 км (без учёта повторно пройденного пути 204 км). За весь маршрут было проведено две днёвки (одна из которых вынужденная) и две полуднёвки. Маршрут включает в себя восемь сквозных прохождений категорийных перевалов: 1Б - один, 2А - два, 2Б - один, ЗА - один, 3Б - три. За весь поход повешено ровно 100 верёвок (5000 метров перил). Мы захватили редко посещаемый узел «Шагазы-Музгазы» и даже прошли там новый перевал. Мы прошли такие ледники, как Девлохан, Сугран, Фортамбек практически полностью. Мы побывали на исторических полянах Сулоева и Москвина, прошли знаменитое ребро Буревестника на подъём, пересекли уникальное Памирское Фирновое Плато. Шестеро из восьми участников были в этом районе впервые.

Все три определяющих перевала ЗБ к. с. равномерно распределены между началом, серединой и концом линейного маршрута, пройдены автономно, с полной выкладкой и на подъём с определяющей стороны. Все они характеризуются не только технической сложностью, но и значительной, около 6000 м, высотой, почти двухкилометровыми перепадами высот перевальных взлетов, каждый требует по 3-4 дня на прохождение. Таким образом, наш маршрут построен в духе лучших туристских традиций. Технически группа работала очень квалифицированно, например, 8 первых ледовых верёвок средней сложности на перевал Плечо Агассиса были пройдены всего за 3 часа. Техническая работа всегда выполнялась надежно, без суеты. Характер препятствий был разнообразен: тут и лёд, и скалы, и снег в любых сочетаниях, скучать не приходилось. В том или ином объёме на технически сложных участках полидировал каждый участник группы.

Главный элемент новизны в маршруте — предложенный Давидом Лехтманом перевал Плечо Агассиса. Это красивое исполненное нами первопрохождение закрывает давно стоявший вопрос прямого прохода с лед. Музгазы на верхнее плато лед. Петра I. Дополнительно можно отметить прохождение очень давно не посещавшегося перевала Шаровского, а также ребра Буревестника на подъем.

Погода на протяжении всего похода была устойчиво плохая. Если с утра еще можно было застать приличную погоду, хоть и не каждый день, то ближе к обеду обязательно шел мокрый снег, ветер, терялась видимость. Такая неблагоприятная погода не просто усложняла жизнь, а иной раз вообще ставила под вопрос прохождение маршрута. В наиболее трудной ситуации группа оказалась перед самым, пожалуй, сложным и ответственным препятствием — Плечом Агассиса. Представьте: впереди еще никем не пройденная 1800-метровая ледовая стена, которую нельзя обойти через простые перевалы. И тут в самый неподходящий момент двухдневный буран, снегопад, нулевая видимость. Надо идти, а нельзя: со стены грохочут лавины, причем не видно, где именно. Продукты и горючее ограничены. Казалось бы, можно спуститься по долине вниз, в кишлаки, но в этом случае маршрут пропал, придется начинать все с самого начала — с Белькандоу. И самое главное: Плечо Агассиса было важной целью всего похода, мы должны были за него бороться! Трудно далось группе решение ждать здесь, пока не кончится буран, и сойдут все лавины. В результате новый перевал был пройден, хотя погода после бурана полностью так и не наладилась.

В высокогорье запердон запердону рознь. Одно дело залезть под полиэтилен где- нибудь на ровной ледниковой морене, совсем другое — когда погода портится на высоком перевале. Начнем с того, что 5500 - 6000 м — это как раз те высоты, на которых тучи, переползая через памирские хребты, цепляются за них и высыпают свое гнусное содержимое. Соответственно, на этих высотах (а именно таковы высоты всех наших определяющих перевалов) вероятность попасть в непогоду еще больше повышается. И это не выдумка, так и было на самом деле: наша группа попадала в «молоко» при прохождении Плеча Агассиса (5700), а на еще более высоких перевалах Дзержинского и ПФП (~6100) существенную часть пути вообще пришлось идти «по приборам». Попав в непогоду на высоком сложном перевале, с него не получится быстро слезть вниз, в тепло. И еще: из-за плохой погоды в этот сезон в районе снега было существенно больше, чем обычно. Выше ~5300 группа всюду встречала зимний, плохо утаптывающийся снег, глубиной по колено, а кое-где и еще больше. И надо сказать, такие метеоусловия не только увеличивают напряженность похода, но влияют и на другие факторы. Достаточно вспомнить, как приходилось пучить глаза, пытаясь в тумане «прочитать» путь спуска с пер. Дзержинского или с ПФП по ребру Бородкина. А GPS тут не очень помогает: ведь склон может быть лавиноопасен, и надо «вычислить» проходы между разломами. . . Фактически именно из-за плохой погоды мы отказались от радиальных выходов на п. Москва и п. Коммунизма. Но уже то, что удалось полностью пройти весь остальной, «перевальный» запланированный маршрут, можно считать большой удачей. В таких метеоусловиях можно было не пройти гораздо больше...

Потенциальную опасность на маршруте можно отметить для следующих участков.

Камнеопасные кулуары на спуске с относительно несложных перевалов Шагазы (2Б), Пеший (2А), Курай-Шапак (2А). Тут обычная тактика: проскакивать эти места с утра пораньше, хорошенько смотреть под ноги, чтобы не закидать камнями нижестоящих, и избегать явных камнесборников. Что мы и делали.

Потенциально лавиноопасные склоны на спуске с пер. Дзержинского (до седловины Шинибини) и с ПФП по ребру Бородкина. Тут нужно обращать внимание на предшествующую погоду и фактическое состояние снега, а при выборе пути всячески избегать подрезания крутых склонов при необходимости обхода трещин и т. п. Мы считаем, что путь спуска с пер. Дзержинского, предложенный группой под рук. А. Фатеева в 2015 г., в этом аспекте не самый безопасный. Наш путь спуска (соответствующий линии подъема первопроходцев) более предпочтителен.

Потенциально очень опасен может быть подъем на пер. Плечо Агассиса с лед. Музгазы. Категорически не рекомендуется выходить на нижний ледовый пояс и в ключевую горловину при отсутствии видимости, непосредственно после или во время снегопада: со множества склонов и полок, расположенных выше пути подъема, сходит свежевыпавший снег. К счастью, эти лавиноопасные полки достаточно крутые, и, как показали наши наблюдения, свежий снег с них сходит быстро. После снегопада достаточно переждать один полный день, а наутро сделать ранний выход. Так мы и поступили.

Крайне камнеопасен может быть спуск с пер. Шинибини на лед. Турамыс, особенно после снегопада (самопроизвольное вытаивание камней). Первые 5-6 веревок, до большого контрфорса, опасности не представляют. А дальше — ни в коем случае не ходить в глобальные кулуары, а заворачивать под контрфорс, используя его как прикрытие. В этом случае достигается приемлемая (не повышенная) камнепадоопасность. Мы предпринимали здесь дополнительные меры безопасности, в частности, устраивали все станции в локальных укрытиях от камней, а на некоторых из них выжидали, пока эту веревку не пройдет вся группа.

Средний возраст участников в группе - 34 года. Команда слаженная, пару лет назад тот же костяк прошёл хороший маршрут на Центральном Памире. Маршрут был пройден дружно. На протяжении всего маршрута удалось сохранить весь состав, никто не заболел, не сошёл, событие редкое для Памирского похода. Определённо этому способствуют регулярные тренировки и вылазки в близкие горы.

Читающим данный отчёт хочется пожелать ходить на Памир! Пусть вас не пугают таджикские пограничники и меняющаяся погода. Горы всё равно прекрасны, а потенциал у района просто огромный!

Благодарности

Группа выражает признательность:

Юдину Владимиру Алексеевичу, руководителю нашей секции, за общие советы по прохождению маршрута

Давиду Лехтману за идею перевала Плечо Агассиса и за предоставленные фотоматериалы

Авиакомпании S7 и лично Антону Ерёмину за предоставленные скидки на билеты и багаж во время перелёта

Нашему оператору, Собировой Рано Умаровне, за своевременное и качественное решение разных вопросов в Таджикистане

Автор также хочет поблагодарить Георгия Сальникова за содействие походу до него, во время и после (написание и защита отчёта), при этом оставаясь участником.

Ссылки

Общая информация о Памире, http://wiki.risk.ru/index.php/D09FD0B0 D0BCD0B8D180

Общая научная энциклопедия, Памир, http://wiki.laser.ru/index.php/D0 9FD0B0D0BCD0B8D180

Завьялов В., Карта-схема Памира, http://slazav.mccme.ru/maps/hr/all_pam. htm

Погода в районе пика И.Сомони, http://www.mountain-forecast.com/peaks/ Ismoil-Somoni-Peak

Пик И.Сомони, http: //wiki .risk.ru/index.php/D09F. _D09AD0BED00BC D0BCD183D0BDD0B8D0B7D0BCD0B0

Каталог перевалов турклуба «Вестра», http://westra.ru/passes/

И.Степанов, 39 Первопрохождений на пик Коммунизма http://www.mountain. ru/article/article_display1.php?article_id=851

А. Джулий. Памирское фирновое плато. Обзор, http://www.risk.ru/blog/ 205513

Фатеев А.В., Отчёт о походе 6 к.с. по Памиру, 2015, http://mountain.nsu.ru/ mwiki/images/7/71/Fateev_VI_Pamir2015.pdf

Келин А.Л., Отчёт о походе 6 к.с. по Памиру, 2015, http://www.tkg.org.ua/ files/6pam15ok_full.pdf

Сальников Г.Е., Отчёт о походе 6 к.с. по Памиру, 2004, http://nmr.nioch.nsc. ru/pamir04/

Мартынов В.В., Отчёт о походе 6 к.с. по Памиру, 2015, http://tlib.ru/doc. aspx?id=39935&page=1

Романенков С.А., Отчёт о походе 6 к.с. по Памиру, 2014, http://tlib.ru/doc. aspx?id=39856&page=1

Щербаков А.А., Отчёт о походе 5 к.с. по Памиру, 2014, http://tlib.ru/doc. aspx?id=39704&page=1

Майоров А.С., Отчёт о походе 6 к.с. по Памиру, 1988, http://tlib.ru/doc. aspx? id=36157&page=1

Карпов Б.Г., Отчёт о походе 6 к.с. по Памиру, 1987, http://tlib.ru/doc.aspx? id=36019&page=1

Кобылянский Б.Г., Отчёт о походе 6 к.с. по Памиру, 1988, http://tlib.ru/doc. aspx?id=36244&page=1

Корнаухов В.П., Отчёт о походе 6 к.с. по Памиру, 1987, http://tlib.ru/doc. aspx?id=35936&page=1Крюковский А.А., Отчёт о походе 6 к.с. по Памиру, 1977, http://tlib.ru/doc. aspx?id=31881&page=1

Крюковский А.А., Отчёт о походе 6 к.с. по Памиру, 1980, http://tlib.ru/doc. aspx?id=32387&page=1

В.Петлицкий, Траверс пика Е.Корженевской, 2012, http://www.mountain.ru/ article/article_display1.php?article_id=6021

Портативный измеритель CO, https://www.aliexpress.com/item/Handheld-Meter-CO-Gas- 32579630116.html?spm=2114.13010608.0.0.lWwiZQ

23. Википедия, отравление угарным газом, https://ru.wikipedia.org/wiki/D0 9ED182D180D0B0D0B2D0BBD0B5D0BDD0B8D0B5_D183D0 B3D0B0D180D0BDD18BD0BC_D0B3D0B0D0B7D0BED0BC