Автор: Армен Арутюнян, г. Дмитров.

Отчет о прохождении горного похода 3 к.с. по Киргизскому хребту, совершенном группой туристов в период с 18 июля по 5 августа 2016 года.

Сокращения, использованные в отчете:

НКС – нижняя командная страховка

ЧХВ – чистое ходовое время

ОХВ – общее ходовое время

СЗ – северо-запад ЮВ – юго-восток и т.п.

к.с. – категория сложности (похода)

к.т. – категория трудности перевала

1Б 2А - категория трудности перевала

д. р. – долина реки

орогр. – орографически

Коэф. 1.2 - пройденный путь в километрах, вычисленный по карте или GPS, умножается на коэффициент 1.2

оз. – озеро

р. – река

в.– вершина

выс. – высота

сел. – селение

пер. – перевал

гр. – градусы

кр. или кр. уч. – крутизна склона, рельефа, участка

тр. – травянистый

рук. – руководитель

м – метры

м.н. – место ночевки

по х.д. – по ходу движения

ИСУ – использование страхового устройства.

Проводящая организация.

Общественная организация "Федерация спортивного туризма Дмитровского района Московской области”. Адрес: Московская область, г. Дмитров, Им. Константина Аверьянова мкр., д. 2, fst-dmitrov@mail.ru

Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив(место проведения).

Республика, край: Кыргызская Республика.
Район: Северный Тянь-Шань.
Подрайон: Киргизский хребет.
Массивы:Главный массив Киргизского хребта, северные отроги Киргизского хребта.

Общие справочные сведения о маршруте.

Дисциплина

131,4 (149,1)

18.07.16 –

05.08.16 г.

*С учетом коэффициента 1.2, без учета повторяющейся части маршрута по долинам и радиальный выход в одну сторону. В скобках указан общий пройденный путь с К 1,2,

Подробная нитка маршрута.

Заявленная:

г. Москва – г. Бишкек - а/л «Ала-Арча» (2160м) - д.р. Адыгене – пер. Мин-Джылкы Ашу (1Б, 4055м, радиально) – пер. Джеламыш (1Б, 4100м) – лдн. Гюзели - пер. Центральный (2А, 3900м) долина притока р. Чон-Тор – пер. Эстонский (1Б, 3900м)д.р. Ала-Арча (заброска 1) – д.р. Туюк – лдн. Туюк-Су Сев. – пер. Туюк-Суу Зап. (1Б, 4000м) лдн. Туюк-Суу Южн. (Геофака) пер. Алтын-Тор Зап. (2А, 4050м) д.р. Алтын-Тор – д.р. Аламедин – слияние с р. Салык – радиально: т/б «Теплые ключи» (заброска 2) – д.р. Салык – лдн. Салык Вост. – радиально, связка 1Б: пер. Проценко – в. Физматовец (1Б,4500м) – пер. Искра Центр. (2А, 4350м) – лдн. Ивероновой (Искра) – д.р. Ыссык-Ата – кур. Ыссык-Ата – г. Бишкек – г. Москва.

Пройденная**(см. изображение 1).

г. Москва – г. Бишкек - а/л «Ала-Арча» (2160м) - д.р. Адыгене – пер. Мин-Джылкы Ашу (1Б, 4055м, радиально) – пер. Джеламыш (1Б, 4100м) – лдн. Гюзели - пер. Центральный (2А, 4050м) долина притока р. Чон-Тор – пер. Дмитровский (1Б, 3928м)д.р. Ала-Арча (заброска 1) – д.р. Туюк – лдн. Туюк-Су Сев. – пер. Туюк-Суу Зап. (1Б, 4076м) лдн. Туюк-Суу Южн. (Геофака) пер. Алтын-Тор Зап. (2А, 4050м) д.р. Алтын-Тор – д.р. Аламедин – т/б «Теплые ключи» (заброска 2) – д.р. Салык – лдн. Салык Вост. – пер. Искра Центр. (2А, 4377м) – лдн. Ивероновой (Искра) – д.р. Ыссык-Ата – кур. Ыссык-Ата – г. Бишкек – г. Москва.

По плану: пер.2А – 3 шт. пер. 1Б – 4 шт. радиально связка 1Б – 1щт.

Пройдено: пер. 2А – 3 шт. пер. 1Б – 4шт.

** Маршрут пройден без отклонений от заявленного, за исключением, отказа от радиального выхода на пер. Проценко и в. Физматовец.

Радиальный выход на пер. Проценко и в. Физматовец, по согласованию с МКК, проходился только при условии хорошего резерва по времени и силам. Учитывая сложные погодные условия, в которых проходил поход, надобность в усложнении маршрута отпала сама собой, и радиальный выход был отменен.

Различие в названиях: в заявленной части пер. Эстонский, а в пройденной - пер. Дмитровский, из-за существующей путаницы с этими перевалами! По факту мы прошли тот перевал, который и планировали, но из-за неточностей на фотографиях и в описаниях по этим перевалам, по ошибке назвали перевал при планировании похода - «Эстонским». Большинство групп, на пер. Дмитровский, поднимаются радиально и в виду большой камнеопасности перевала на спуск и отсутствия должных описаний, продолжают маршрут, через пер. им. 100-летия гор. Фрунзе. Одна из задач похода, была, разобраться по точному месторасположению перевалов Эстонский и Дмитровский и по возможности пройти перевал насквозь. Это удалось осуществить, составлено важное описание перевала Дмитровский, уточнено его точное месторасположение. Кроме того, была проведена определенная работа по установлению того, кто и когда прошел перевал Дмитровский впервые. (Подробнее об этом будет изложено в п. 2.1. - элементы новизны и в 2.6 - техническое описании).

Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов.

К отчету прилагается карта-хребтовка с ниткой маршрута (изображение 1) и электронный файл изображения карты размером 7070х3220 пикс.

скачать карту

Изображение 1. Нитка маршрута с местами ночевок, запасными и аварийными выходами с маршрута на карте-хребтовке Киргизского хребта (оригинал в Приложении).

Локальные препятствия (ЛП).

Вид препятствия

к.т.

Характеристика препятствия

(характер, высота, наименование).

Путь прохождения.

Техника и тактика прохождения.

Перевал

Мин-Джылкы Ашу (4055м., №103), сн. – лд. с севера, соединяет лдн. Адыгине (д.р. Адыгине) и долину притока р. Ала-Арча (д.р. Ала-Арча).

Высота перевала поGPS- 4057м., координаты: N42°29.4477' E74°25.6252'

Перевал расположен в северном отроге Киргизского хребта (водораздел Ала-Арча), между вершинами Узловая (4194м), с запада и п. 4198м, с востока.

Седловина перевала снежно-осыпная с характерными скальными «зубьями». При желании, можно оборудовать места под палатки, воды в чистом виде на перевале нет, тур на скальном гребне в центральной части. Сняли записку туристов из Екатеринбурга, поход 2 к.с., от 18.08.2015 г., рук. Зеленин Н.О.

На подъем и спуск: перевальный взлет снежно-ледовый склон, крутизной 25-35 гр., протяженностью 350 м. В двух местах пер. взлет пересекается бергшрундами.

От стоянок у моренного озера под лдн. Адыгине на выс. 3600м. (д.р. Адыгине), поднимались радиально с северной стороны.

Подход к перевалу: движение в связках (две по 4 чел.) по закрытому леднику (есть трещины), командная (групповая) страховка

На подъем: провешено 6 веревок по 50м и 7-я – 40м. – подъем по перилам, станции на двух ледорубах, движение первого с нижней командной страховкой.

На спуск: две веревки по 50м - спуск дюльфером, сдерг веревки «ледорубным крестом», далее спуск в связках по пути подъема и движение по закрытому леднику в связкам, по своим следам.

Перевал

Джеламыш (4100м., №107) – ск.-ос. (с ЮВ) и сн.-лд. (с СЗ), соединяет лдн. Адыгине (д.р. Адыгине) и лдн. Гюзели (д.р. Джеламыш).

Высота перевала поGPS- 4098м., координаты: N42°29.9818' E74°24.9079'

Перевал расположен в северном отроге Киргизского хребта между пиками 30 лет ВЛКСМ, с СВ и п. Спартакиады, с ЮЗ. Седловина перевала снежно-осыпная, с Ю-В стороны свисает карниз. Тур не обнаружен, скорее всего, завален снегом, соорудили новый.

На подъем: над перевальным взлетом свисает снежный карниз, поднимаемся правее по ходу по снежному склону крутизной до 25-30°, отдельные участки до 35° протяженностью до 200м, в верхней части при выходе на гребень, скальный участок, крутизна участка до 30-35 гр., «живые камни», камнеопасно!

На спуск: перевальный взлет снежно-ледовый, протяженностью до 300м, крутизной 35-40°.

Подход к перевалу: движение в связках (две по 4 чел.) по закрытому леднику Адыгине, командная (групповая) страховка

На подъем: по снежному склону плотной группой, зигзагами с вырубанием ступеней, самостраховка трек палками и ледорубами.

На спуск: движение в связках, одновременная страховка, спуск по линии падения воды

Перевал

Центральный (3900м., №113) –сн.-лд. с севера и ос. с юга, соединяет лдн. Гюзели(д.р. Джаламыш) и долину притока р. Чон-Тор (д.р. Сокулук).

Высота перевала поGPS- 4050м., координаты: N42°30.1623' E74°23.7975'

Перевал расположен в северном отроге Киргизского хребта (водораздел Сокулук - Ала-Арча). Седловина перевала широкая и протяженная, тур расположен в центральной части седловины. Сняли записку туристов Донецкой областной федерации спортивного туризма, горный поход 3 к.с., от 10.08.2009 г., рук. Алексей Костогрыз.

На подъем:перевальный взлет снежно-ледовый, крутизной 35-40°, на отдельных участках до 45-50°, протяженность 350м.

На спуск: перевальный взлет осыпной, крутизной 30-40°, протяженность 800м., тропы нет.

На подъем: провешено 5 веревок по 50м. 1-я, 2-я и 3-я веревки на ледобурах (1-я и 2-я веревки через бергшрунды), 4-я и 5-я на ледорубах. Движение лидера с НКС, остальных по перилам. После 5-й веревки снежный склон крутизной 25-35 гр., движение плотной группой с вырубанием ступеней, самостраховка ледорубом.

На спуск: движение плотной группой, в касках, самостраховка трек. палками или ледорубом.

Перевал

Дмитровский (3900 м., №97) –сн.-лд. с запада и ск.-ос. на восток, соединяет лдн. Перевальный (д.р. Сокулук) и д.р. Ала-Арча.

Высота перевала поGPS- 3928м., координаты: N42°27.8619' E74°25.4352'

Перевал расположен в северном отроге Киргизского хребта (водораздел Сокулук - Ала-Арча), южнее в. Минджилки-Баши (примерно 1000м). Седловина перевала скальная, узкая. Тур расположен на соседней перемычке, в 50м. южнее перевала.

Сняли записку туристов из Петроградского клуба туристов, горный поход 6 к.с., радиально с лдн. Перевальный, от 11.07.15 г., Бородзин, Курбатов.

На подъем: подход под пер. взлет по закрытому леднику Перевальный, крутизна вначале 20-25 гр., далее кр. 10-15 гр., и короткий осыпной склон кр. 25-30 гр., протяженностью до 50м., в верхней части сильно разрушенные скалы и выход на скально-осыпную перемычку.

На спуск: скально-осыпной (сильно разрушающиеся скалы), крутизной 30-55°, протяженностью до 350м. Весь спуск камнеопасен!

Подход к перевалу: движение в связках (две по 4 чел.) по закрытому леднику Перевальный, командная (групповая) страховка На подъем: плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом или трек палками.

На спуск: одна веревка дюльфером (50м.) по скально-осыпному кулуару, крепление перил - петля за скальный выступ. Спуск первого с ВКС, остальных с ИСУ, замыкающий по сдвоенным перилам, оставляем расходную петлю. Крутизна на дюльфере 35-50 гр. (короткий участок вертикальной стенки). Далее спуск двумя группами по 4 чел., по камнеопасным (!) скально-осыпным полкам и осыпным склонам, - общее направление движения – влево по х.д., спуск до морены. Крутизна до 35 гр., протяженность до 300м.

Высота перевала поGPS– 4076м., координаты: N42°27.0143' E74°31.8064'

На подъем: подход под пер. взлет по пологому закрытому лдн. Туюк-Су Сев. Пер. взлет снежно-ледовый, крутизной 35-40°, протяженностью 200м., в верхней части бергшрунд.

На спуск: перевальный взлет снежно-осыпной, крутизной 30-35° в начале, с выполаживанием до 20-25 гр. в конце взлета, протяженностью до 150м.

Подход к перевалу: движение в связках (две по 4 чел.) по закрытому леднику Туюк-Су Сев. (есть трещины), командная (групповая) страховка

На подъем: в связках, одновременная страховка, с вырубанием ступеней, самостраховка ледорубом . Бергшрунд проходим с попеременной страховкой.

На спуск: движение плотной группой, в касках, в «кошках» (под тонким слоем снега лед), самостраховка ледорубом.

Перевал

Алтын-Тор Западный (2А, 4000м, №175) –сн.-лд. с запада, и сн.- ск. с востока, соединяет лдн. Туюк-Суу Южн. (Геофака), д.р. Баш-Ала-Арча с д.р. Алтын-тор (д.р. Аламедин).

Высота перевала поGPS– 4048м., координаты: N42°26.9348' E74°32.6760'

Седловина перевала узкая скальная, тур на скальном гребне.

На подъем: подход под пер. взлет по закрытому лдн. Туюк-Су Южн, крутизна 10-15 гр. Пер. взлет снежно-ледовый, крутизной 20-25°, протяженностью 200м.

На спуск: перевальный взлет снежно-скальный, крутизной 35-45°, отдельные участки до 50-55°. При выходе на ледник пер. взлет прорезан бергшрундом. Общая протяженность спуска до 350м.

Подход к перевалу: движение в связках (две по 4 чел.) по закрытому леднику Туюк-Су Южн. Вдоль скального гребня, (трещин не обнаружили), командная (групповая) страховка

На подъем: в связках, одновременная страховка, с вырубанием ступеней, самостраховка ледорубом.

На спуск: провесили 4 веревки

перил по 50м. 1-я и 2-я веревки на двух ледорубах, почти вертикально вниз по снежному склону, кр. 35-45°. Движение лидера с ВКС, остальных с ИСУ, замыкающий по сдвоенным перилам, сдерг «ледорубным крестом».

3-я веревка на двух ледорубах, по косой, вправо по ходу движения к скальным выходам (сн.-ск. кулуар), кр. уч. 30-35°, под скалами небольшая площадка, где могут собраться несколько человек. Участники спускаются с ИСУ, замыкающий – на «три такта», самостраховка ледорубом (сдерг веревки на этом участке проблематичен, из-за большого количества «живых камней» и скальных выходов). 4-я веревкана двух ледорубах 25-30 м вертикально вниз до видимого перегиба за скалой, далее влево по х.д. по снежному кулуару. Кр. ск. до 35°. Лидер с ВКС, остальные участники с ИСУ, замыкающий по сдвоенным перилам, сдерг «ледорубным крестом». Далее спуск по крутому сн. склону, до 35° на «три такта», с выполаживанием до 25° до ледника. Бергшрунд обходится слева по х.д. по снежному мосту.

перевал

Искра Центральная (4350м., №224)сн.-лд. с запада и с востока, соединяет лдн. Салык Вост. (С. Рериха), д.р. Салык-Аламедин с лдн. Ивероновой (Искра), д.р. Ыссык-Ата.

Высота перевала поGPS– 4377м., координаты: N42°29.9109' E74°45.7158'

Перевал расположен в северном отроге Киргизского хребта(водораздел Аламедин - Ыссык-Ата), севернее в. Искра (4585м.), примерно в 450м. У пер. три седловины: северная, центральная и южная. Тур расположен на южной седловине перевала, на скальном гребне.

На подъем: подход под пер. взлет по закрытому лдн. Салык Вост. (С. Рериха), кр. 15-20°. Пер. взлет снежный, не выражен, крутизна 20-25°, перед выходом на перевал огромный ранклюфт.

На спуск (с южной седловины): перевальный взлет снежно-ледовый, крутизной 40-45°, отдельные участки до 50°, бергшрунд (до 6 м). Общая протяженность спуска до 550м., протяженность участка с провешиванием перил 250 м.

От м.н. на лдн. Салык Вост., выс. 3730м., сквозное прохождение с запада на восток.

Подход к перевалу: движение в связках (две по 4 чел.) по закрытому леднику Салык Вост. (трещин не обнаружили), командная (групповая) страховка

На спуск: провесили 5 веревок перил по 50м. 1-я веревки на двух ледобурах, вертикально вниз по снежному склону, кр. 40-45°. Движение лидера с ВКС, остальных с ИСУ, замыкающий по сдвоенным перилам, сдерг «ледобура-самовыверта» 4мм. репшнуром. 1-я веревка проходит левее огромного 6-ти м. бергшрунда, проходим этот участок по снежному мосту.

2-я по 5-е веревки подряд, на двух ледорубах, вертикально вниз, кр. уч. 40-45°. Лидер на всех участках с ВКС, участники спускаются с ИСУ, замыкающие – по сдвоенным перилам , сдерг «ледорубным крестом».

Далее спуск по крутому сн. склону, до 30-35° на «три такта», с выполаживанием до 25° до ледника.

Список группы.

п/п

Фамилия, имя, отчество

Обязанности

Опыт участия

в путешествиях

Арутюнян Армен Артюшаевич

Руководитель,

GPS – навигация, фотограф.

Инструктор СТ, 4 ГУ (Сев Осетия), 3ГР (Гвандры), выс. опыт – 5642м. (З. Эльбрус).

Виленц Дмитрий Петрович

Финансист, трансфер, связь с внешним миром

5ГУ (Фанские горы), макс. выс. опыт – 6400м. (Тянь-Шань).

Дерри Сергей Томас

Реммастер,

2ГУ, макс высота 4700м.

Истягина

Евгения Евгеньевна

Хронометрист

3ГУ 1ГР, макс высота 5642м.

(Зап. Эльбрус)

Татьяна

Ильгизаровна

Медик

1ГУ с эл. 2 к.с., макс высота 5300м.

Новоселов

Андрей

Сергеевич

Завпит, GPS навигация-2

3ГУ, 1ГР, макс высота 5000м.

Шатохина

Кира Николаевна

эколог

1ГУ 2ЛУ, макс высота 3700м

Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов, в том числе адрес интернет сайта нахождения отчета.

Отчет хранится в библиотеках ФСТ Московской области и ФСТ Дмитровского района МО.

Отчет размещен на сайте ФСТ Дмитровского района http://www.fst-dmitrov.ru/otchet-o-gornom-poxode-3-k.s.-po-kirgizskomu-xrebtu/ ,на сайтеMauntain.Ru http://www.mountain.ru/mkk/

Поход рассмотрен МКК.

Маршрут утвержденМККФедерации спортивного туризма Московской области, 15 июня 2016 года, маршрутная книжка № 42/16г.

МКК Федерации спортивного туризма Московской области «11» ноября 2016года рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю. Маршрут третьей категории сложности.

Содержание отчета.

Общая идея похода, стратегия и тактика её достижения, особенности, цели и задачи, элементы новизны, способы передвижения, особенности погодных условий.

Общая идея, стратегия и тактика

УТП проводился в рамках проводимой ФСТ Московской области школы горного туризма специализированного уровня. Для участия в походе было отобрано 8 участников из ДКГТ (Дмитров) и ГС МФТИ (Долгопрудный).

Для похода был выбран новый для всех участников (в т.ч. и для руководителя) район – Киргизский хребет!

Спланировали линейный маршрут с «ключиком», состоящий из трех этапов, с организацией двух забросок. Заброски были продуманы, в первую очередь, с целью уменьшение веса рюкзаков (в группе 3 девушки), а также диктовались удобством расположения (по пути) турбаз и альплагерей.

Учитывая специфику района, было запланировано три резервных дня, два из них были в походе использованы. После каждого этапа мы выходили к «цивилизации» за заброской. «Закапывание» заброски непосредственно в долинах рек, руководитель исключил изначально, очень много встречалось в отчетах информации о том, как грызуны портили (поедали), оставленные (спрятанные) продукты. Кроме того это давало возможность при необходимости отдохнуть на турбазе, восстановить силы перед следующим этапом. Так на 14-й походный день, после тяжелого брода р. Аламедин и последовавшего затем спуска по долине, под дождем, мы все промокли. И вместо ночевки у слияния с р. Салык, было принято решение всей группой спуститься на базу отдыха «Теплые ключи», где мы высушили все вещи, забрали заброску, отдохнули и на следующий день, полные сил продолжили маршрут.

На 19 ходовых дней было организовано 2 полудневка(практически дневки, ЧХВ в эти дни составляли: 1час 05мин и 1ч. 55мин.). Это, после напряженного спуска с пер. Центральный, под дожем и снегом – на следующий день, чтобы высушиться. И когда в непростых погодных условиях, используя «окна» в погоде мы преодолевали два перевала: Туюк-Суу Зап. и Алтын-Тор зап. Заключительный 19-й день похода, также был спокойным и размеренным – за ЧХВ 1ч. 35 мин. мы по хорошей тропе вышли из маршрута.

На первом этапе мы большое внимание уделяли акклиматизации, ходовые отрезки были минимальными, темп умеренный, ЧХВ за день 3-4 часа, набор высоты за день - 600-800м. В дальнейшем, постепенно наращивался и темп движения, и ходовые отрезки (все это видно по «графику движения», п.2.5.).

В походе широко практиковались горячие обеды и чай, газ не жалели. Только в напряженные перевальные дни мы перекусывали всухомятку. Единого времени на подъем в походе не было, время подъема зависело от состояния группы, погоды, предстоящего плана на день. С момента подъема и выхода группы на маршрут проходило не более 1,5-2 ч. Все это в совокупности давало возможность справиться со всеми задачами в походе.

Особенности

Нитку маршрута руководитель начал разрабатывать под влиянием добротного отчета Вишнякова Е., ГС МФТИ, г. Долгопрудный (ссылки на все отчеты, использованные при подготовке в Приложении). Постепенно начал вырисовываться собственный план похода. Однако оригинальным он не был, так как в дальнейшем, по мере ознакомления с другими отчетами, стало понятно, что он повторяет (с небольшими отклонениями) маршрут А. Костогрыз (Донецк) 2009 года и маршрут Р. Киреева (Уфа) 2006 года. Но в отличии, от выше перечисленных походов, нам удалось пройти пер. Дмитровский насквозь и, еще, группа Костогрыз из-за погодных условий не прошла, пер. Искра Центр.

Было и нововведение, с радиалкой на Мин-Джылкы Ашу (из нитки Вишнякова), которое очень логично вписалось в нитку маршрута.

Т.о. благодаря хорошим материалам и консультациям по маршруту (Вишняков Е., А., Репетей А., Костогрыз А., Грецов Ю., О. Лукьянов) были учтены все недостатки и сильные стороны пред идущих маршрутов и был составлен (и в дальнейшем пройден) очень интересный сбалансированный по нагрузкам маршрут, который позволял посетить 4 долины реки, пройти красивыми перевалами по северным отрогам Киргизского хребта и по самому, Главному Киргизскому хребту, при этом оставаясь максимально безопасным (после каждого этапа, выход в «цивилизацию»).

Учитывая то, что большинство перевалов Киргизского хребта односторонние,подбор перевалов позволял на практике ознакомиться со всеми видами рельефа и отработать различные способы (техники и тактики) подъема/спуска: снежно-ледовый перевальный взлет: на подъем – Центральный (2А), на спуск - Искра Центр. (2А) снежно-скальный на спуск - Алтын-Тор Ашуу, (2А) скально-осыпной на спуск – Дмитровский, (1Б) снежно-осыпной на подъем и снежный на спуск – Джеламыш, (1Б) снежный на спуск и подъем - Мин-Джылкы Ашуу, (1Б) и Туюк-Суу Зап., (1Б). Такое разнообразие послужит очень хорошим опытом для участников похода.

Стоит подчеркнуть, что подходы под многие перевалы проходит по открытым и закрытым ледникам (Туюк Суу Сев, Геофака, Салык Вост., Салык Зап. и др), что тоже является особенностью района и дает хорошую практику хождения группы в связках, через реальные трещины.

Особое внимание при организации походов на Киргизском хребте стоит уделять переправам через горные реки! Мосты в районе часто смываются бурными потоками. Наличие таких мощных рек как Ала-Арча, Аламедин, с не менее мощными притоками, предъявляет к планированию маршрута и к местам предполагаемых переправ, очень серьезные и строгие требования. Во время похода была осуществлена переправа р. Аламедин вброд, в непростых погодных условиях (подробнее будет в п. 2.6.).

Цели и задачи

Учебно-тренировочная:знакомство с различными формами горного рельефа, получение навыков по ориентированию в горной местности отработка технических приемов при прохождении осыпных, травянистых, скальных, снежных и ледовых склонов различной крутизны получение навыков по хождению в «кошках» получение навыков по прохождению перильных участков на маршруте, организации точек страховки и станций отработка альпинистской техники.

В течение похода было предусмотрено проведение УТЗ на местности общей продолжительностью – 49 ч. Были проведены практические занятия по следующим темам:

- техника и тактика передвижения по снежно-ледовым скллонам, страховка и самостраховка

- организация станций на снежно-ледовом склоне, самосбросы. Техника передвижения в «кошках», в связках

- техника и тактика передвижения по травянисто-осыпным склонам, страховка и самостраховка

- техника переправ через горные реки, страховка и самостраховка.

Спортивная: пройти насыщенный линейно-кольцевой горный маршрут третьей категории сложности в новом для участников районе Киргизского хребта.

Элементы новизны

Еще на этапе подготовки к походу, в виду принадлежности руководителя к Дмитровскому клубу горных туристов, было уделено особое внимание перевалу Дмитровский. В описаниях и отчетах излагалась порой противоречивая информация, что вносило путаницу с месторасположением на местности пер. Дмитровский и Эстонский. В первоначальном варианте в нитке планируемого маршрута был пер. Дмитровский. Но после ознакомления с заметкой в ЖЖ о прохождении пер. Дмитровский (до настоящего отчета, было единственное описание прохождения пер. Дмитровский на спуск в интернете), где группа при спуске провесила три веревки и на спуск ушло 6 (!) часов, в условиях высокой камнеопасности (ссылка в приложении), руководитель задумался о том: «а нужен ли такой перевал в УТП?». И после обсуждений с членами МКК было принято решение пройти пер. Эстонский. Расположение этих перевалов до похода, принималось согласно фото 1.

Фото 1. Расположение перевалов, которое принималось изначально, до похода(фото из отчета Е. Вишнякова, г.п. 3 к.с., июль 2014 г.).

Предполагалось уже в походе, разобраться во всем, по возможности пройти перевал насквозь, составить описание. Теперь уже, после совершенного похода, с уверенностью можно сказать, что с пер. Дмитровский все встало на свои места. На самом деле, перевал, который мы называли Эстонским, и есть – Дмитровский, а пер. Дмитровский который на фото обозначен как Дмитровский – вовсе не является перевалом. И чтобы ненароком, не ввести в заблуждение читателя, который по каким-то причинам не дойдет до описания прохождения пер. Дмитровский, мы разместим здесь фото, с точным расположением пер. Дмитровский (фото 2).

Фото 2. Фотопанорама с ледника Перевальный: пер. Дмитровский, 1Б.

После похода руководителю удалось войти в переписку с автором статьи в ЖЖ. Получить отчет о походе и трек похода. Как оказалось, автор статьи Константин Белов, прошел тот же перевал, что и мы, но общее направление спуска, было выбрано вправо по х.д. Мы, в свою очередь, спускаясь, уходили влево по х.д. На спуск мы провесили всего одну веревку, дальше все прошли «ногами». Пер. Дмитровский соответствует к.т. 1Б, однако, на всем протяжении спуска остается крайне камнеопасным из-за сильно разрушающихся скал. Еще одна особенность этого перевала заключается в том, что правильная седловина, с которой необходимо осуществлять спуск находится в 50-ти м. южнее перемычки с туром. С перемычки же, где расположен тур, крутые скально-осыпные сбросы. Возможно, этим объясняется тот факт, что многие группы, поднявшись на перевал, объективно оценивают путь спуска явно превышающую к.т. 1Б и отказываются от прохождения, уходя по запасному варианту. Группа К. Белова спускалась с перевала в 2007 г. и со слов Белова, 12 лет до них перевал не проходился насквозь. Сведений о том, что кто-то после 2007 года проходил перевал насквозь – нет. Возможно, после нашего описания группы возобновят прохождение перевала, однако необходимо будет учесть рекомендации, изложенные выше и более подробно ознакомиться с описанием прохождения перевала в п. 2.6., где кроме того, впервые будет опубликована информация, о первопрохождении пер. Дмитровский.

Что касается пер. Эстонский, в объектив наших фотоаппаратов попало пару кадров, где, как нам кажется, просматривается перевальный взлет и сам пер. Эстонский (на фото 3). И анализируя сделанные фотографии, сравнивая со схемами из гугл и картой-хребтовкой, руководитель приходит к выводу, что, скорее всего это и есть пер. Эстонский. Каких либо сведений относительно того, кто, когда и как проходил перевал Эстонский, в интернет ресурсах не удалось найти. Руководителем группы готовится материал для публикации на сайте риск(точка)ру, под названием: «пер Дмитровский и Эстонский, Киргизский хребет», возможно, найдутся те, кто проходил этот перевал, либо, располагают какими либо сведениями относительно пер. Эстонский.

Фото 3. Фото с места ночевки, перед прохождением пер. Дмитровский, на фото с большой вероятностью пер. Эстонский.

Приведем также два изображения из Google, которые подтверждают выше сказанное (изображения 2 и 3).

Способы передвижения

Весь маршрут был пройден пешком.

Изображение 2. Схема из Google, со стороны лдн. Перевальный.

Изображение 3. Восточная сторона перевалов Дмитровский и Эстонский, на схеме из Google(пер. 97 Дмитровский, пер. 98 – Эстонский).

Особенности погодных условий

Исходя из наших наблюдений, июль-август 2016 года выдался очень дождливым. Местные жители также отмечали этот факт. Метео обстановка на каждый день отмечена в «графике движения» (п.2.5.). В основном после 12-13 ч., иногда чуть позже отмечалось ухудшение погоды: снег, дождь, сильный порывистый ветер. В перевальные дни, нам удавалось в условиях хорошей погоды и видимости подниматься на перевал, но вот спуск уже осуществляли в условиях ухудшающейся погоды. Так было при спуске с перевалов: Джеламыш, Центральный. Туюк-Суу Зап., Алтын-Тор Зап. Хорошая стабильная погода установилась лишь на 3-м этапе похода.

Снега в горах было достаточно много, некоторые соседние перевалы имели признаки лавинно опасности (пер Ледовый, Спартакиада).

Температурный режим: ночью температура воздуха колебалась относительно нулевой отметки. Во время ночевки на ледниках отмечалась температура до – 3-5° по С. С восходом солнца воздух прогревался до 15-20° по С. В условиях без облачности, жара, температура в тени 25-30° по С.

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений. Организация безопасности. Страховка. Связь на маршруте. Другие полезные сведения.

Авиа перелет до Бишкека

Подъезд до Бишкека можно осуществить и поездом, и самолетом. Мы воспользовались авиа рейсами. Взять билеты на один рейс достаточно сложно. Задача была, 16 июля всем собраться в Бишкеке, сформировать заброски и 17 июля добираться до места начала похода: а/л Ала-Арча.

Приведу для примера один из вариантов авиа перелета. Из Москвы в Бишкек на самолете Кыргызской авиакомпании «Avia Traffic Company». В 11.50 16 июля, вылет из Домодедово, прилет в Бишкек в 18.50 по местному времени. Стоимость билета 5780р. Авиа перелет занимает примерно 4 часа, плюс разница во времени еще +3 часа. Разрешенный к провозу вес багажа составляет 20кг. Однако отмечу доброжелательность представителя авиакомпании в Домодедово. Нам разрешили сформировать еще один багаж (рюкзак) весом до 20кг, и провести его как спортивное снаряжение. Т.о. с провозом багажа проблем не было.

Обратно вылетали Аэрофлотом, 7 августа, вылет из Бишкека в 16.20 (местное время), прилет в Шереметьево в 17.55 по Московскому времени. Стоимость билета 9653р.

Гостевой дом в Бишкеке

За исключением двух участниц, которые прилетали рано утром 18-го июля, вся группа 16 июля собралась в гостевом доме по адресу: г. Бишкек, ул. Абдырахманова (бывшая Советская), 309.Телефон гостеприимных хозяев:

+996 550 810 666 Лена

+996 555 94 32 33 Сергей

Проживание в гостевом доме обойдется в 500 сом/чел в день (курс обмена рубля к сому практически один к одному, поэтому в дальнейшем все расчеты будут указаны в сомах). Комнаты 2-3-х местные, есть кухня со всем необходимым для готовки, душ, баня (баня за отдельную цену). У хозяев можно оставить городскую одежду на время похода.

Такси в Бишкеке

Такси от аэропорта «Манас» до Бишкека стоит 500-600 сом. В аэропорту нужно торговаться, т.к. просят больше. В аэропорту мы познакомились с водителем такси (Хонда, 7 мест), зовут Мерлан, в дальнейшем не раз нас выручал, привез двух участниц к альплагерю, отвозил обратно в аэропорт. Телефон Мерлана: (055) 7877769.

Пограничные и заповедные зоны

Поход проходил вне пограничных зон, поэтому оформление пограничных пропусков не требовалось. Заезд в заповедные зоны сводится к формальной оплате за въезд. При въезде в Ала-Арчинский заповедник мы заплатили 1000 сом. Как нам сказали, с больших микроавтобусов и автобусов берут 1000 сом, с легковых машин плата меньше.

Трансфер

Трансфермы заказывали через хозяев гостевого дома. Водитель Денис, тел: (055) 5705353.

Стоимость проезда на микроавтобусе до а/л «Ала-Арча», с завозом заброски на б/о «Теплые ключи» составила 4500 сом.

Обратно мы могли также вызвать микроавтобус до кур. Ыссык-Ата, но на месте сориентировались, за территорией курорта стоянка машин, рынок. Договорились с таксистами и добрались до Бишкека на двух машинах, заплатив за каждую по 1000 сом.

МЧС (ПСО) в Киргизии

В Кыргызстане МЧС не имеет ни вертолетов, ни горных спасателей. Ниже приведены контакты спасателей в Киргизии (взяты из интернета), однако, нами информация не проверялось, Функции МЧС у нас в походе выполняла компания «Ак-Сай Трэвел»

Спасательная служба "Тянь-Шань РТМ" базируется в Бишкеке, есть вертолёт (?).
Владимир Комиссаров
996-312-651-404, 996-312-651-221, 996-312-541-002, 996-312-581-221 (сотовый)
itmc@elcat.kg www.itmc.centralasia.kg

Турагентство "Тянь-Шань Трэвэл"
Директор - президент ФА Кыргызстана Владимир Бирюков
996-312-270-576
travel@tien-shan.com www.tien-shan.com

Организация безопасности. Страховка. Связь на маршруте.

Безопасность на маршруте была обеспечена комплексом мер, которая включала в себя: тщательную до походную проработку маршрута, изучение описаний и отчетов использованием в походе сертифицированного специального снаряжения (специально для похода закупались две новые веревки, станционные петли и др.) наличием у каждого участника полного комплекта личного специального снаряжения строгим соблюдением «Правил спортивного туризма» в походе, выход на перевал осуществлялся в первой половине дня, при хорошей видимости и погоде использованием в походе современных раций и тщательной проработкой страховки для участников похода.

Еще до похода мы связались с представителем компании «Ак-Сай Трэвел» в Бишкеке и согласовали все наши действия.

Совместная Кыргызско-Российская компания «Ак-Сай Трэвел» - один из крупнейших туроператоров в Кыргызстане. Компания, организовывает восхождения альпинистов на высокогорные пики Кыргызстана, имеет и горных спасателей, и договор аренды по вертолету с Министерством Обороны КР, то есть может организовать спасоперацию в высокогорных районах и транспортировку вертолетом. Одно из требований компании «Ак-Сай Тревел» - это наличие страховки на участников группы. В совместной переписке мы определились с выбором страховой компании (СК). Наш выбор остановился на СК «Согласие».

Страховой полис должен был удовлетворять следующим требованиям»:

1. Время действия полиса должно совпадать со временем пребывания в Кыргызстане.
  2. Место действия полиса – КР или СНГ.
  3. Указание в особых условиях рода занятий: горный туризм или альпинизм.
  4. Сумма страхового покрытия не менее 30 000 $ (у нас было 50 000 $).

Всем этим требованиям наш страховой полис удовлетворял. Обозначался вылет вертолета до высоты 4000м. Далее, по прибытию в КР нам следовало оставить в компании «Ак-Сай Трэвел» копии полюсов и контакты родных или близких, с кем необходимо было бы контактировать при возникновении несчастного случая (НС).

При возникновении НС мы должны были сообщить об этом в СК (в круглосуточный центр по многоканальному телефону) и зарегистрировать НС.

Затем сообщить о случившемся в «Ак-Сай Трэвел». Компания «Ак-Сай Трэвел» готовит спас операцию и параллельно работает со СК.

Вся необходимая информация была направлена в «Ак-Сай Трэвел» еще до начала похода. По прибытию в Бишкек мы связались с представителем компании, Светланой. И по выходу на маршрут (и после завершения похода) сообщили ей об этом.

Телефон Светланы +996 77 290 6650.

Реквизиты «Ак-Сай Трэвел»:

Телефон: +996 /312/ 59 17 59
Факс: +996 /312/ 59 17 90
E-mail: adventure@ak-sai.com

Из-за близкого расположения Киргизского хребта к Бишкеку, во многих местах есть сотовая связь, в том числе в долинах Ала-Арча (ниже устья р. Ак-сай), Аламедин, Ыссык-Ата, Адыгине. Связь также была на некоторых перевалах. Поэтому, зная об этом заранее, по приезду в Бишкек мы купили сим карту местного оператора MegaCom.

По мобильной связи мы доложили о выходе и окончании маршрута членам МКК, держали связь с нашим координатором в Москве и после каждого этапа, сообщение о прохождении маршрута выкладывалось в соцсети, в нашей группе в Контакте.

Непосредственно в походе мы пользовались 3 рациями Кэнвуд, с запасными батарейками. Рации в походе оказали неоценимую помощь при прохождении сложных технических участков, при броде реки, при разведывательных выходах отдельных участников и служили общей цели – повышению уровня техники безопасности на маршруте.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Маршрут был разделен на три этапа, с возможностью выхода после каждого этапа к населенным пунктам, что такжепредопределяло безопасность похода.

Спуск на первом этапе по д.р. Ала-Арча до а/л Ала-Арча и далее транспортом до Бишкека со второго этапа по д.р. Аламедин до турбазы «Теплые ключи» и далее транспортом до Бишкека с третьего этапа по д.р. Ыссык-Ата до кур. Ыссык-Ата и далее транспортом до Бишкека.

На всех трех этапахаварийный выход с маршрута к населенным пунктам осуществлялся за один, максимум два дня (в изображении 1 зеленым цветом обозначены аварийные выходы с маршрута).

Запасные варианты, согласованные с МКК:

1. Вместо пер. Центральный (2А) – связка 1Б: пер. Джеламыш (1Б) – пер. Спартакиада (1Б) - долина притока р. Чон-Тор (3600м).
  2. Вместо пер. Дмитровский (1б) – пер. Дмитровский (1Б, радиально) - пер. им. 100-летия гор. Фрунзе (1Б) - д.р. Ала-Арча.
  3. Вместо пер. Туюк-Суу Зап. (1Б) – пер. Алтын-Тор Ашу (1Б, 4100м) - д.р. Алтын-Тор или пер. Туюк Су Вост.(2А) - д.р. Алтын-Тор.
  4. При отставании от графика – отказ от Физматовца или от связки1Б: пер.Проценко и в. Физматовец.
  5. Вместо пер. Искра Центр.(2А) – пер. Проценко (1Б) – д.р. Ыссык-Ата.

Изменения маршрута и их причины.

График движения, высотный график.

День

г. Москва – г. Бишкек.

Самолет

17.07.16

До закупка продуктов, формирование забросок, отвоз заброски №2 в б/о «Теплый ключ», выброска в а/л «Ала-Арча».

м/автобус

18.07.16

М.н. – д.р. Адыгене.

ЧХВ 3ч.35мин.

С утра солнечно, после обеда и ночью – дождь, ливень.

7,6

2960м, лев. берег реки.

+800

- 80

19.07.16

Лев. б.р. Адыгине – ю-з. берег моренного озера под лдн. Адыгине

ЧХВ 3ч.10мин.

С утра солнечно, после обеда дождь, снег, ночью 3-5°С.

4,8

3600м, у моренного озера

+640

20.07.16

Радиально: пер. Мин-Джылкы Ашу (1Б, 4055м).

УТЗ №1.Техника и тактика движения на снежно-ледовом склоне. Страховка и самостраховка.

ЧХВ 7ч.10мин.

(в т.ч. техн. работа на подъем: 2ч. 40мин., на спуск – 1ч. 05мин.).

Переменная облачность.

3 (6)

3600м, у моренного озера

+455

- 455

21.07.16

М.н. – пер. Джеламыш (1Б, 4100м) – лдн. Гюзели.

УТЗ №2. Организация станций на снежно-ледовом склоне, самосбросы. Техника передвижения в кошках.

ЧХВ 4ч.25мин.

Переменная облачность , после 11ч снег, сильный ветер.

4,8 (5,5)

3700м, у озерца, галечные площадки

+500

- 400

22.07.16

М.н. – пер. Центральный (2А, 4050м) – верховья долины притока р. Чон-Тор (д.р. Сокулук).

ЧХВ 8ч.35мин.

Утром облачно, после 15.30 (на перевале) - мокрый снег, сильный ветер.

3450м, травянистые площадки.

+350

- 600

23.07.16

Полудневка.

М.н - конечная морена лдн. Перевальный.

ЧХВ 1ч.05мин.

3560м, моренные площадки

+110

24.07.16

М.н. – пер. Дмитровский (1Б, 3900м) – д.р. Ала-Арча

ЧХВ 6ч.30мин.

С утра солнечно, к вечеру дождь.

3050м, травянистые площадки.

+340

- 850

25.07.16

М.н. – д.р. Ала-Арча (лев б.р.) – а/л. Ала-Арча (2150м). Заброска 1.

ЧХВ 4ч.50мин.

Утром и днем переменная облачность, к вечеру небольшой дождь.

14,2

2150м, а/л.

- 900

26.07.16

М.н.- д.р. Ала-Арча – д.р. Туюк.

УТЗ №3. Травянисто-осыпные склоны, страховка и самостраховка.

ЧХВ 4ч.50мин.

Солнечно (жара).

2,6 (10,8)

3050м, травянистые площадки.

+900

27 а/л.)еруождь.07.16

М.н. - лдн. Туюк-Су Сев. (Новый).

ЧХВ 6ч.05мин.

С утра солнечно, после обеда туман, к вечеру облачность, ночью штормовой ветер, гроза, дождь со снегом.

6,8

3920м, на закрытом леднике.

+870

28.07.16

М.н. – пер. Туюк-Суу Зап. (1Б, 4080) - лдн. Туюк-Суу Южн. (Геофака)

ЧХВ 1ч.55мин.

Переменная облачность, на перевале (в 12.00) сильный ветер, начинается снег.

1,8

3980м, на закрытом леднике.

+160

- 100

29.07.16

Лдн. Туюк-Суу Южн. (Геофака) - пер. Алтын-Тор Зап. (2А, 4050) – д.р. Алтын-Тор.

ЧХВ 6ч.20мин.

Переменная облачность, после обеда снег, к вечеру мелкий дождь.

3,2

3500м, тр. осыпные площадки.

- 480

30.07.16

М.н. – слияние рек Алтынтор и Аламедин.

УТЗ №4. Техника переправ через горные реки. Страховка и самостраховка.

ЧХВ 5ч.30мин.

Переменная облачность, к вечеру и ночью – дождь.

12,4

2320м, на берегу реки.

- 1180

31.07.16

М.н. – брод реки Аламедин на пр. берег – д.р. Аламедин – б/о «Теплый ключ».

ЧХВ 6ч.50мин.

С утра и весь день - дождь, с короткими перерывами.

1800м, на базе отдыха.

-520

01.08.16

М.н. – д.р. Салык.

ЧХВ 6ч.

Солнечно, вечером небольшой дождь.

5 (10,8)

2600м, осыпные площадки.

+800

02.08.16

М.н. – лдн. Салык Вост.

ЧХВ 7ч.10мин.

Солнечно, временами туман, облачность.

7,6

3730м, на открытом леднике

+1130

03.08.16

М.н. - пер. Искра Центр.(2А, 4380) – лдн. Ивероновой (Искра).

ЧХВ 7ч.10мин

6,8

3560м, тр. осыпные площадки.

+650

- 820

04.08.16

М.н. - д.р. Ыссык-Ата (чуть ниже места слияния с рекой Быты).

ЧХВ 3ч.55мин

13,8

2340м, травянистые полки на лев. б.р.

- 1220

05.08.16

М.н. - д.р. Ыссык-Ата - курорт Ыссык-Ата.

ЧХВ 1ч.35мин

7,2

1880м.

- 460

06-07.08.16г.

Отъезд: кур. Ыссык-Ата – Бишкек – Москва.

Микроавтобус-самолет.

Итого:

* пройденный путь в километрах, вычисленный по карте и GPS Garmin 60CSx, умножается на коэффициент 1.2 Радиалка засчитана в одну сторону В скобках указан общий пройденный путь с К 1,2, без вычета повторяющейся части маршрута.

131,4

(149)

Сумарный набор выс.: 7705м.

Сумарный сброс выс.: 8065м.

Пройдено 7 перевалов: 2А – 3шт 1Б – 4 шт.

Мин-Джылкы Ашу (1Б, 4057м, №103) Джеламыш (1Б, 4098м, №107) Центральный (2А, 4050м, №113) пер. Дмитровский (1Б, 3928м, №97) пер. Туюк-Суу Зап. (1Б, 4076м, №139) пер. Алтын-Тор Зап. (2А, 4048м, №175) пер. ИскраЦентр.(2А, 4377м, №224)

Общий пройденный путь: 149 км, в зачет 131, 4 км (с К 1.2)

Суммарный набор и сброс высоты: 15770м.

Максимальная высота: 4380м. макс высота ночевки: 3980м.

Техническое описание прохождения группой маршрута.

2.6.1. ПеревалМин-Джылкы Ашу (1Б, 4055м., №103, радиально) и пер. Джеламыш (1Б, 4100м.,№107). Описание дается от а/л Ала-Арча до лдн. Гюзели.

17.07.16 г. – выброска в район похода, развоз заброски.

Сформировав заброски, в 17.25 на микроавтобусе «Мерседес» отъезжаем от гостевого домика. На выезде из г. Бишкек делаем небольшую остановку у универсама «Народный», чтобы докупить всякую мелочевку. Накрапывает дождик, небо затянуто облаками. В 18.10 заезжаем в Аламединское ущелье и в 18.45 прибываем на базу отдыха (б/о) «Теплые ключи». Близость стартовой точки похода к Бишкеку немного обескураживает, по сравнению с 3-4 часовыми подъездами на Кавказе.

Согласно описаниям в отчетах, заброску можно оставить в столовой. База отдыха пустынна. Находим столовую, и добродушная женщина по имени Гуля, соглашается взять на хранение заброску. Мы ей оставляем авансом 200 сом и обозначаем сроки, когда вернемся за заброской. (каких-либо тарифов по хранению заброски здесь нет). Это наша заброска №2, которую должны будем забрать после двух этапов похода, через 13 походных дней.

Координаты столовой: N42°36.4150' E74°39.7692', высота 1773м.

В 19.50 мы уже в д.р. Ала-Арча. Подъезжаем к импровизированной границе заповеднике, где взимают таксу за въезд. За проезд в заповедник Ала-Арча оставляем 1000 сом и в 20.00 мы у бывшего альплагеря, ныне - турбазы «Ала-Арча».

Разгружаемся и принимаем решение ночевать в гостинице. Время уже позднее, да и утренние сборы будут короче. За места под палатки придется все равно платить, экономия мизерная вода и туалет только в одном месте, поблизости с гостиницей.

Комнаты двухместные, за человека в сутки берут 250 сом. За хранение заброски здесь уже есть твердая такса, 150 сом/сутки. Правда, нам сделали скидку и за три мешка с заброской заплатили 800 сом, за 8 дней. Оформляется здесь все официально и даже квитанции выдают. Администратор Дамира жалуется на то, что очень мало туристов, комнаты и гостевые домики пустуют, дожди идут каждый день. В гостинице есть кухня, где ужинаем и ложимся спать. Завтра первый походный день. У руководителя впереди беспокойная ночь, ведь нас пока 6 человек. В 4 ч. утра прилетают Евгения и Татьяна. Наш знакомый таксист Мерлан должен будет их встретить и доставить в «Ала-Арчу».

Координаты гостиницы в «Ала-Арче»: N42°33.7382' E74°28.9530' , высота 2147м.

18.07.16 г. – первый походный день, д.р. Адыгине.

В 6.00 группа, наконец, в полном составе, к нам подъехали Евгения и Татьяна (Мерлан не подвел). Завтракаем, в 9.00 назначен выход группы. Перед стартом успеваем взвесить все рюкзаки: у мужчин 30кг, с небольшими отклонениями, у девушек 20-24 кг. Фотографируемся (фото 4) и выходим на маршрут. Погода солнечная, в небе белоснежные облака.

Чтобы попасть в д.р. Адыгине, нам нужно перейти на левый берег р. Ала-Арча и траверсировать водораздельный гребень, разделяющий долины рек Адыгине и Ала-Арча. До моста на левый б.р. Ала-Арча 1 км вниз по дороге (в северном направлении), проходим за 20мин. ЧХВ. На полпути справа по х.д. есть родник, где можно набрать чистой воды. Перед мостом небольшая площадка для стоянки автомашин.

Реку Ала-Арча проходим по добротному железному мосту (фото 5), и делаем привал. Как отмечалось выше, первые дни у нас акклиматизационные, темп предстоит умеренный, а порой на крутых участках и медленный. Ходовые отрезки короткие. Нужно дать возможность организму привыкнуть и к высоте, и к новому климату.

После моста начинается хорошая тропа, держимся левее по х.д., местами она промаркирована зеленой краской.

Координаты моста: N42°34.3374' E74°28.9040', высота 2080м.

Фото 4. К старту готовы,общее фото перед гостиницей, Д. Виленц фотографирует.

Фото 5. Переход по мосту на левый б.р. Ала-Арча.

Хорошо набитая тропа начинает круто подниматься на водораздельный гребень. На высоте 2240м. сделаны удобные лавочки из поваленных деревьев, делаем очередной привал. Девушек немного разгружаем, первый день, идти тяжело. Слева по х.д. от нас внизу, а/л Ала-Арча, а правее - ущелье Адыгине. Прошли небольшую развилку, где пошли по левой, по х.д. тропе. Постепенно тропа пробирается в лес и еще через 10 минут выходим к приюту «Северная Звезда». Здесь стоят монументы погибшим альпинистам.

Время 10.25, ЧХВ 60 мин. от а/л «Ала-Арча», координаты приюта «Северная Звезда»: N42°34.0015' E74°28.4758', высота 2300м.

Далее тропа выполаживается, переходим гребень отрога и в 11.10 выходим из зоны леса, выс. 2450м. Тропа траверсом, с плавным набором высоты, пересекает травянистый склон, правый борт д.р. Адыгине (река Адыгине внизу, в ущелье) и постепенно выводит к руслу реки Адыгине, выше места впадения левого притока реки Адыгине – Тестора. Встречаем двух туристов, мужчину и женщину, которые радиально гуляют по долине, и сообщили, что на стоянках Электро лежит снег.

У моста в 12.35, высота 2660м., координаты N42°33.3326' E74°27.3725', ЧХВ от места старта 1ч. 25мин.

Поток реки Адыгине мощный, по камням не пройти. Через реку прокинут самодельный мост, представляющий собой два бревна сбитых между собой дощечками и кусок железной конструкции. Соблюдая все меры предосторожности, за 5-7 минут переходим на левый б.р. Адыгине (фото 6) и устраиваемся на обед. Обед готовим полноценный, с супом. Погода стоит отличная, вода в реке Адыгине чистейшая, наслаждаемся красивыми видами.

Фото 6. Переходим на левый б.р. Адыгине.

В 14.05 продолжаем движение по левому б.р. Адыгине. Тропа уже не явная, местами теряется, держимся русла реки. Облака собираются в тучи, и начинается мелкий дождь. Проходим два ходовых отрезка и делаем привал у второго моста через Адыгине, который представляет собой железную конструкцию. Высота 2816м, координаты моста (точка на тропе, напротив моста) N42°32.8163' E74°27.1607'.

Дождь к этому времени прекратился, но небо затянуто тучами. Хороших мест для стоянок по пути нет, долина реки Адыгине ступенчато поднимается вверх.

Проходим еще один 20 мин. ходовой отрезок, снова начинается дождь. По описаниям мы вот-вот должны дойти до хороших стоянок. Делаем небольшую разведку, но хороших стоянок не видать. На левом берегу ручейка, отделившего от основного русла реки, находим две травянистые полки под небольшим уклоном и ставим палатки. Фото 7. Дождь к этому времени набирает силу.

Высота нашей первой ночевки 2960м., координаты N42°32.4346' E74°27.2036'. ЧХВ за день 3ч. 35 мин., прошли 7,6 км с Коэф. 1.2, набрали 800 м. высоты.

Время 15.40, несмотря на дождь, можно было еще немного пройти, но для первого дня было достаточно, тем более что две участницы только сегодня утром прилетели в Киргизию. До хороших ночевок не дошли всего 600 м. Обустраиваем лагерь, устанавливаем тент. Сотовая связь не доступна. Ночью дождь не перестает, временами переходя в ливень.

Фото 7. Место первой ночевки на левом б.р. Адыгине.

Ходовые отрезки:9:00-9:35_9:45-10:00_10:15-10:40_ 10:55-11:20_ 11:35-12:05_12:20-12:40_ 14:05-14:25_ 14:30-14:50_15:05-15:2_15:35-15:40

19.07.16 г. – второй походный день, подход под лдн. Адыгине.

Подъем дежурных в 6.30, всех остальных в 6.45. С утра солнечно, температура 3-5° по С, ночью было около нуля.

В 9.00 продолжаем подъем по левому берегу реки Адыгине и через 20 мин. ЧХВ поднимаемся на устьевую ступень. Высота 3060 м., очень комфортное место, с разливом реки и отличными площадками для ночевок. Здесь ночевала группа Политовой Г. (ТК «Вестра»). Долина реки здесь выполаживается впереди виден осыпной ригель перегораживающий долину (вставлено фото из отчета Политовой).

Проходим еще немного, слева по х.д. отличные площадки, еще одно возможное место для ночевок, высота 3080 м., координаты N42°32.0845' E74°27.0405'.

Здесь уже появилась сотовая связь, связываемся с координатором группы в Москве и членом МКК, докладываем обстановку.

За 45 мин. ЧХВ от начала выхода группы подходим под ригель. Высота 3175 м. В этом месте ночевала группа Костогрыз, но площадки ниже нам показались гораздо комфортнее.

Ригель преодолели за 20 мин. ЧХВ, по осыпи справа по х.д., крутизна склона 25-30 гр. Тропа читается, серпантином выводит на очередную ступень долины. Иногда попадаются турики, скорее обозначающие общее направление движения. Открывается вид на верховья д.р. Адыгине, но обзор ограничен очередным мощным моренным валом, перегораживающим долину. Над ригелем есть площадки под палатки, но воды нет, ручеек уходит под камни. Высота уже 3360м.

Мы идем практически по старому моренному ложе, держим общее направление на правый по х.д. угол моренного вала (фото 8). В это время из долины поднимается туман, небо затягивается облаками.

Фото 8. На привале. Впереди очередной мореный вал и указан путь подъема к ночевкам «Электро».

Подходим к моренному валу и преодолеваем по среднекаменистой осыпи, камням и траве, крутизна 25-30 гр. Попадаем на небольшую террасу между южных склонов п. Электро и моренными валами. Здесь есть 2-3 площадки под палатки, ручеек с чистой водой. Это место называется «ночевки Электро».

Время 12.00, ЧХВ от м.н. 2 часа, высота 3490м. Координаты N42°31.3146' E74°26.4462'.

Неспешно набрали почти 500 м высоты, встаем на перекус. На одной из площадок стоит зеленая палатка «Рэдфокс», хозяева, видимо, вышли на восхождение.

В 13.10 продолжаем подъем по долине Адыгине. На направление дальнейшего движения указывает тур установленный на моренном валу. Переходим ручеек, поднимаемся на моренный вал и перед нами открывается широченная долина, представляющая собой хаос из камней и моренных образований. Горизонт закрывают белоснежные вершины северного отрога Киргизского хребта и видны перевалы: Смена Южн. (Кирова), 2Б, Мин-Джылкы Ашу, 1Б, пик. 30 лет ВЛКСМ (фото 9). Основное русло р. Адыгине далеко слева от нас. В таком хаосе выбрать направление движения очень сложно, ориентируемся по навигатору и выбираем наиболее оптимальный путь движения, чтобы меньше набирать и сбрасывать высоту. Иногда попадаются туры, которые свидетельствуют о том, что мы идем правильно. Общее направление движения на юг. За это время погода окончательно портится, начинается дождь со снегом. Поднимается порывистый ветер. Некоторое время пережидаем натиск непогоды, укрывшись тентом.

Фото 9. Верховья д.р. Адыгине.

Фото 10. Место второй ночевки, у Ю-З берега моренного озера.

В 14.20 продолжаем движение, придерживаясь правее по х.д., в направлении гребня правой по х.д. морены. Можно и левее пройти, но тогда попадаешь в моренный котлован, и потом придется набирать высоту. Уже видно большое моренное озеро, которое не обозначено на картах и домик гляциологов, в северной оконечности озера. Из описаний нам известно, что площадки должны быть с южной стороны озера. Обходим озеро справа по х.д. делаем небольшой привал и отправляем разведчика вперед, на поиски площадок. Вскоре, на Ю-З берегу озера находим площадки (фото 10) и в 15.10 встаем на ночевку. От «ночевок Электро» прошли ЧХВ 1ч. 10 мин. Всего за день прошли ЧХВ 3ч. 10 мин., 4,8 км, с Коэф. 1.2., набрали за день 640 м. высоты. Высота ночевки 3600м., координаты места ночевки N42°30.5975' E74°26.0711'.

Площадки не важные, но выбора нет. На всем пути следования от «ночевок Электро», это единственное место, где можно оборудовать площадки и где есть вода. Все вместе начинаем дооборудовать площадки: подкидываем камни, потом подсыпаем песком. Снег со временем прекратился, иногда проглядывает солнышко. Настроение у группы отличное. Завтра наш первый перевал.

Ходовые отрезки:9:00-9:25_ 9:35-9:55_ 10:05-10:25_10:45-11:10_11:30-12:00_13:10-13:40_14:20-14:55_15:05-15:10

20.07.16 г. – третий походный день, радиалка на пер. Мин-Джылкы Ашу, 1Б.

Описание дается от ночевок у Ю-З берега моренного озера на выс. 3600 м.

Подъем в 6.00. С утра переменная облачность. После завтрака надеваем обвязки, формируем штурмовые рюкзачки: берем с собой перекус, «кошки», веревки, станционные петли и все остальное необходимое снаряжение. Выход группы в 8.15.

За 30 мин. ЧХВ обходим южную оконечность озера и поднимаемся по снежному склону крутизной до 25 гр. на конечную морену ледника Адыгине (фото11). Далее между двумя каменистыми грядами подходим к лдн. Адыгине. Ледник закрытый, связываемся в две связки по 4 чел.

Фото 11. Подход к лдн. Адыгине.

В 9.05 первая связка выходит на ледник (фото 12). Вторая связка выходит с небольшим отставанием, по следам первой связки. Лдн. Адыгине пологий, идем с одновременной страховкой. Направляющий прощупывает ледник на предмет наличия трещин. Направление движения берем на пер. Мин-Джылкы Ашу:вначале пересекаем ледник Адыгине по диагонали, а затем движемся по правому борту ледника. По пути встречаем две-три трещины, которые перешагиваем. К 11.10 (ЧХВ 2ч.) дошли под перевальный взлет пер. Мин-Джылкы Ашу. Встаем на большой привал и легкий перекус.

Фото 12. Выход первой связки на закрытый лдн. Адыгине.

Пер. Мин-Джылкы Ашу (1Б, 4055м., на карте хребтовке№103), сн. – лд. подъем и спуск (радиальный) с севера, соединяет лдн. Адыгине (д.р. Адыгине) и долину притока р. Ала-Арча (д.р. Ала-Арча).

Высота перевала поGPS- 4057м., координаты: N42°29.4477' E74°25.6252'

Переменная облачность сохраняется, но видимость достаточная для безопасного подъема. Оцениваем снежный склон на предмет лавиноопасности. Опасных наплывов, надувов и карнизов не наблюдается, снежный покров достаточно глубокий (льда ледорубом не достаем) и стабильный. Поскольку нам известно о наличии 2-х бергшрундов на перевальном взлете, руководитель принимает решение провешивать веревки подряд до перевальной седловины. Это, во-первых, обезопасит наш подъем, во-вторых, это будет отличная тренировка перед пер. Центральный. Можно будет выявить какие-либо недочеты в тактике и сделать соответствующие выводы.

В 11.45 начинаем подъем на перевал. На подъем: провесили 6 веревок по 50м и 7-ю пристраховочную до седловины – 40м. Поднимались по перилам с помощью жумара, станции делали на двух ледорубах, движение первого с нижней командной страховкой (фото 13, 14). Лидерами смогли поработать несколько участников группы. Берг нам попался на 6-й веревке, прошли по снежному мосту, страхуясь за перила. Работали с тремя веревками. 4-ю оставили в лагере, о чем пожалели, могли бы быстрее взойти.

В 14.25(ЧХВ 2 ч. 40 мин.)мы поднялись на пер. Мин-Джылкы Ашу. ЧХВ от м.н. 5 ч. 40 мин.

Фото 13. Группа при подъеме на пер. Мин-Джылкы Ашуу.

Фото 14. Путь подъема на пер. Мин-Джылкы Ашу, 1Б.(Фото сделано на следующий день, при подъеме на пер. Джеламыш).

Седловина перевала Мин-Джылкы Ашу снежно-осыпная с характерными скальными «зубьями» (фото 15) . При желании, можно оборудовать места под палатки, воды в чистом виде на перевале нет, тур на скальном гребне в центральной части. Спуск на южную сторону осыпной. На перевале сотовая связь работает. Сняли записку туристов из Екатеринбурга, поход 2 к.с., от 18.08.2015 г., рук. Зеленин Н.О.

На перевале сильный ветер, облачность сохраняется. Оставляем записку и в 14.40 начинаем спуск с перевала.

На спуск: наиболее опасный и крутой участок (две веревки по 50м) - спускались дюльфером с ИСУ, сдерг веревки «ледорубным крестом». Далее спускаемся в связках с одновременной страховкой до начала перевального взлета. ЧХВ на спуск с перевала 1ч. 05 мин.

Внизу снова организуем две связки и по своим же следам возвращаемся в лагерь. 40 мин. ЧХВ по леднику и 10 мин. по снежнику и сыпухе. Фото 16.

Фото 15. На седловине пер. Мин-Джылкы Ашу.

Фото 16. Спуск к месту ночевки.

В 16.45 мы в лагере.Сегодня у нас по плану УТЗ «Техника и тактика движения по снежно-ледовому склону. Страховка и самостраховка». Но руководитель перенес занятие, т.к. мы и так сегодня достаточно хорошо поработали на склоне. ЧХВ за день 7 ч. 10 мин., в т.ч. 2 ч. 40 мин. на подъеме и 1ч. 05 мин. на спуске. Прошли за день 6 км, в зачет 3 км., с К. 1.2. Набрали и сбросили 455м. высоты.

Некоторые участники на высоте перевала почувствовали симптомы горной болезни. Организм еще не до конца акклиматизировался к высоте, но, тем не менее, состояние группы бодрое. Отдыхаем, готовимся к не менее напряженному завтрашнему дню, подъем предстоит ранний. К вечеру распогодилось, есть надежда, что завтра будет хороший день.

Ходовые отрезки:8:15-8:45_9:05-11:10_11:45-14:25_14:40-15:45_15:50–16:30_16:35-16:45

21.07.16 г. – четвертый походный день, пер. Джеламыш, 1Б.

Описание дается от ночевок у Ю-З берега моренного озера на выс. 3600 м.

Подъем в 5.00, выход в 7.10. С утра переменная облачность.

По нашим следам поднимаемся на лдн. Адыгине, но с выс. 3750 м. идем уже по левому борту ледника, придерживаясь восточного гребня п. 30 лет ВЛКСМ. На востоке открывается вид на пер. Смена, 1Б и п. Саватор-Баши (фото 17, 18). Ледник закрытый, идем в связках 2 по 4 чел, одновременная страховка. Пер. Джеламыш еще не видно, он прикрыт склоном п. 30 лет ВЛКСМ. Слева по х.д. видны, пер. Мин-Джылкы Ашу, и чуть позже, пер. Спартакиада (фото 19, 20). (Пер. Спартакиада с признаками лавиноопасности). Ледник на пути следования пологий (10-15 гр.), на перегибе ледника крутизна достигает до 20-25 гр. Трещин по пути следования не обнаружили.

В 9.25 (ЧХВ от м.н. 1ч. 50 мин.)подходим под перевальный взлет пер. Джеламыш, выс. 3920м.

Перевал Джеламыш (1Б, 4100м., №107) – ск.-ос. (с ЮВ) и сн.-лд. (с СЗ), соединяет лдн. Адыгине (д.р. Адыгине) и лдн. Гюзели (д.р. Джеламыш). От стоянок у моренного озера под лдн. Адыгине на выс. 3600м., сквозное прохождение в сторону лдн. Гюзели.

Высота перевала поGPS- 4098м., координаты: N42°29.9818' E74°24.9079'

Фото 17. Движение в связках по лдн. Адыгине.

На подъем. С перевала Джеламыш свисает карниз (фото 21). Подъем на перевал начинаем в 9.45, правее перевального взлета. С тем чтобы выйти на перевальную седловину правее (и выше) карниза и скальных выходов. За 1 час ЧХВ поднимаемся до скально-осыпного участка. Вначале правее по х. д. по снежному склону крутизной до 25-30°, отдельные участки до 35° протяженностью до 200 м. (фото 22, 23). Снег глубокий, иногда проваливаемся по пояс.

Фото 18. Вид на пер. Смена. Смена Южн., Саватор-Баши.

Фото 19. Вид на Пер. Мин-Джылкы Ашу, 1Б.

Фото 20. Вид на пер. Спартакиады, 1Б*.

Шли плотной группой, зигзагами с вырубанием ступеней, самостраховка трек палками и ледорубами. Затем, за 10 мин. ЧХВ преодолеваем скальный участок, крутизна участка до 30-35 гр., «живые камни», камнеопасно! Соблюдаем все меры предосторожности, чтобы не допустить падения камней, короткий участок свободного лазания с акробатической страховкой.

Фото 21. Вид на пер. Джеламыш, 1Б с востока.

Фото 22. Группа при подъеме на пер. Джеламыш.

В 11.05 (3 часа ЧХВ от м.н.),мы практически на перевальном гребне, под скальными жандармами. Устроили короткий перекус. Погода за это время испортилась. Небо затянуто тучами. Идет мелкий снег, дует сильный ветер. Высота 4110м. Перевальная седловина ниже нас, вся в снегу (фото 24).

Фото 23. Подъем на пер. Джеламыш, выше пер. седловины.

Фото 24. Перевальная седловина пер. Джеламыш.

За 5 мин. траверсируя перевальный гребень, спускаемся на седловину (фото 25). Седловина перевала Джеламыш снежно-осыпная, узкая, с Ю-В стороны свисает карниз. Тур не обнаружен, скорее всего, завален снегом, соорудили новый. Готовимся к спуску, надеваем обвязки, готовим веревки. В нашем распоряжении два описания подъема и спуска. В малоснежный год гр. Политовой на подъем (наш спуск) провесила 4 веревки по ледовому склону. Но у нас очень много снега, все маломальские трещины засыпаны снегом. В 12.10 начинаем спуск с перевала.

Фото 25. Группа на пер. Джеламыш, 1Б.

На спуск: перевальный взлет снежно-ледовый, протяженностью до 300м, крутизной 35-40° в верхней части, с выполаживанием до 20-25° в нижней части.

Сразу же за перевальным взлетом начинается закрытый ледник. Чтобы обезопасить себя при выходе на закрытый ледник и от возможных трещин, движение на спуск начинаем в связках, с одновременной страховкой. Спускаемся, вырубая ступени, по линии падения воды, чтобы не допустить подрезания снежного склона (фото 26-29). Спустились на ледник Гюзели за 25 мин. ЧХВ.

Фото 26. Путь подъема и спуска с пер. Джеламыш.

Структура ледника Гюзели хорошо изучена до похода, она напоминает перевернутую букву S. Правый борт ледника сильно разорван, имеются глубокие трещины, поэтому уходим вначале влево по х.д., а потом правее. За 40 мин. ЧХВ проходим закрытый лдн. Гюзели. Слева по х.д. от нас мощный пер. Ледовый, 3А (фото 30). По пути прошли несколько незначительных трещин. В нижней части ледника снег раскисший, иногда проваливаемся по колено, а некоторые участники и по пояс. Шли в направлении оконечности отрога, разделяющего цирки перевалов Центральный и Джеламыш (фото 31) и затем вышли к морене, высота 3740м. Время 13.25. Задачу дня мы выполнили, теперь предстоит найти место для ночевки.

Фото 27. Указан путь спуска на лдн. Гюзели.

Фото 28. Группа на спуске с пер. Джедамыш.

На леднике снег раскисший, мокрый, лагерем не встать. Трое участников, забрав с собой рацию, отправляются на разведку. На морене тоже не встать, большие камни, не комфортное место. В конце концов нашли укромное место у небольшого озерца в моренном котловане. Галечные площадки между двумя ручейками (чистая вода), место защищено от ветра. За 15 мин. спускаемся вниз и в 14.25 ставим палатки (фото 32). Только поставили палатки, снова начинается мокрый снег.

Итоги дня: от м.н. прошли ЧХВ 4ч. 25 мин. (В т.ч. 1ч. 10 мин. подъем на перевал, 25 мин. спуск с перевала, 1ч. 55 мин. совокупное движение по леднику Адыгине и Гюзели). Прошли 5,5 км, из них в зачет 4,8 км. с Коэф. 1.2., набрали за день 500 м. высоты и сбросили 400 м. Высота ночевки 3687м., координаты места ночевки N42°30.5854' E74°24.0505'.

Фото 29. Перевальный взлет пер. Джеламыш с запада.

Фото 30. Вид на пер. Ледовый, 3А.

Фото 31. Движение в связках по лдн. Гюзели.

Фото 32. Место 4-й ночевки в моренном котловане.

Дежурные в этот день (Данила и Сергей) проявили немало стойкости, чтобы приготовить обед и ужин. Все порядком продрогли и намокли, из палаток выходить не хочется, ужин дежурные разносят по палаткам. Сразу за моренным валом, южнее нашего лагеря возвышается красивый перевал Центральный (фото 33), а за ним - «снежное молоко».

Фото 33. Вид на пер. Центральный, 2А.

В короткие минуты затишья провели УТЗ по теме: «Организация станций на снежно-ледовом склоне, самосбросы. Техника передвижения в кошках».

Завтра нас ждет наш первый 2А!

Ходовые отрезки:7:10-7:45_ 8:00-8:45_ 8:55-9:25_ 9:45-10:45_10:55-11:05_11:10-11:15_12:10-12:35_12:45-13:25_14:10-14:25

Перевал Центральный(2А, 4050м., №113).

22.07.16 г. – пятый походный день, пер. Центральный, 2А.

Описание дается от ночевок у моренного озерца на выс. 3687 м.

Как и вчера, подъем в 5.00, выход в 7.10. С утра переменная облачность. За 25 мин. ЧХВ по снежнику подходим к пер. Центральный.

Перевал Центральный (2А, 3900м., №113) –сн.-лд. с севера и ос. с юга, соединяет лдн. Гюзели(д.р. Джаламыш) и долину притока р. Чон-Тор (д.р. Сокулук). От м.н. у небольшого озерца на выс. 3700м., сквозное прохождение до верховьев долины притока р. Чон-Тор.

Высота перевала поGPS- 4050м., координаты: N42°30.1623' E74°23.7975'

Перевал расположен в северном отроге Киргизского хребта (водораздел Сокулук - Ала-Арча). На подъем:перевальный взлет снежно-ледовый, крутизной 35-40°, на отдельных участках до 45-50°, протяженность до 350м.

Надеваем «кошки», готовим специальное снаряжение и обсуждаем путь подъема на перевал. Пер. Центральный очень интересный перевал, красивый, мощный и при этом, достаточно безопасный. Отличная площадка, для оттачивания тактического и технического мастерства. Незаслуженно, не пользуется особой популярностью у горных туристов. Мы сняли записку Костогрыз, 2009 года, чьим описанием и пользовались при подъеме. На отличных фотографиях из отчета Костогрыз (фото 34, 35) видно, что на перевал можно подняться несколькими вариантами.

Фото 34. Из отчета А. Костогрыз (Донецк, 2009 г.)

Фото 35. Фото из отчета Костогрыз (Донецк, 2009 г). Синим, отмечен путь уфимцев, в 2006 г. (рук. Р. Киреев), зеленым, путь группы из Уфы, рук. Петренко, накануне подъема гр. Костогрыз. И красным, отмечен путь группы Костогрыз А., 10.08.2009 г.(чью записку мы и сняли).

Все зависит от состава, состояния группы и состояния самого перевала (заснеженности, малоснежности, лавиноопасности и т.п.). Признаков указывающих на лавиноопасность склона не было. Руководитель принял решение подниматься по серединной части перевального взлета, между двух огромных скальных «клыков» торчащих из ледника (фото 36). Путь отмеченный синим цветом (группа Киреева Р.), мы отмели сразу. Явно склон круче, вверху видны разрывы ледника и большой берг. Да и этот путь не ведет на сам перевал, перевал правее. Путь, отмеченный красным, нам тоже не понравился. Пошли вначале практически в лоб, чуть левее зеленой траектории, потом (2-е и 3-я веревки) взяли направление вправо по х.д. После 5-й веревки шли уже с вырубанием ступеней влево по х.д., на гребень перевала и оттуда траверсом спустились на перевал. Теперь по порядку.

Фото 36. Фотопанорама пер. Центральный и красным, схематично отмечен наш путь подъема на перевал.

Основная группа остается на выс.3770 м. на безопасном удалении от склона, а два лидера и руководитель подходят к перевальному взлету. Связь держим по рации. Вначале перевальный взлет крутизной 25-30°,поднимаемся по плотному снегу, вырубая ступени и страхуясь ледорубом. Протяженность участка порядка 150 м. Постепенно крутизна склона растет, и вот уже под снегом чувствуется лед. С отметки 3850 м. начинаем техническую работу по провешиванию перил, время 8.50.

Лидерами на подъем работают Сергей и Данила. Движение лидера с НКС, поднимается с двумя ледорубами, в «кошках», делая промежуточные станции на ледобурах.

Первая веревка, станция на двух ледобурах, по ледовому склону, прикрытому снегом, крутизной до 40°. В одном месте пересекает скрытый берг или трещину. Вешаем практически прямо вверх, на всю длину 50-метровой веревки. Второй участник поднимается по перилам к первому участнику, выкручивая промежуточные ледобуры. Но одну промежуточную точку оставляем, чтобы не отбрасывало маятником в зону трещины (ее снимет замыкающий всей группы) (фото 37). Далее приступают к провешиванию второй веревки.

Вторая веревка, станция на двух ледобурах,по ледовому склону, крутизной до 45-50°, идет уже вверх с небольшим восходящим траверсом вправо. Также, на пути пересекает берг. Лидер провешивает вторую веревку без рюкзака, склон крутоват (фото 38).

Третья веревка, станция на двух ледобурах, по ледовому склону крутизной 45-50°. Провешиваем с небольшим уклоном вправо, в направлении видимого перегиба ледника. В конце третьей веревки уже льда не достаем и делаем станцию на двух ледорубах(фото 39, 40).

Четвертая веревка, станция на двух ледорубах, вертикально верх, почти доходим до выполаживания. Крутизна склона до 40° (фото 41,42).

Пятая веревка, станция на двух ледорубах,крутизна склона 35-40°, доходит до гребня. Здесь небольшое выполаживание. Выс. 3960 м. Фото 43, 44.

По мере освобождения перил участники подходят и жумарят вверх. Не допускаем накапливания на станциях более 3-х участников. Работали с 4-мя полноценными веревками. Это позволяло провешивать сразу 4 веревки подряд. Замыкающие разбирают станцию, бухтуют свободные веревки и жумарят наверх.

После 5-й веревки крутизна снежного склона 25-35°, идем на три такта, с вырубанием ступеней и самостраховкой ледорубом (фото 45, 46). Направление движения: влево по х.д. к перевальному гребню, что выше перевальной седловины. Оттуда траверсом спускаемся на седловину пер. Центральный (фото 47, 48, 49).

На техническую работу при подъеме ушло 5 ч. 35 мин. Время 14.30. Уже привычное для нас явление, погода начинает портиться: начинается снег, дует сильный ветер.

Седловина пер. Центральный широкая и протяженная, тур расположен в центральной части седловины (фото 50). Сняли записку туристов Донецкой областной ФСТ, горный поход 3 к.с., от 10.08.2009 г., рук. Алексей Костогрыз.

На перевале быстро перекусываем, оставляем записку, делим перевальный шоколад, фото-сессия (шикарные виды на верховья д.р. Джеламыш и на верховья д.р. Чон-Тор (фото 51, 52), В сторону пер. 30 лет ВЛКСМ (2А) (фото 53) и панорама в сторону озер Минджилки (фото 54). В 15.40 начинаем спуск с перевала.

На спуск: перевальный взлет осыпной, крутизной 30-40°, протяженность 800 м., тропы нет. Движение осуществляем плотной группой, в касках, самостраховка трек. палками или ледорубом.

С перевала на спуск нет абсолютно никаких ориентиров. Идем чуть правее по х.д. выбирая наиболее оптимальный путь спуска (фото 55, 56). В 400 м. (прим. выс. 3780 м.) от перевала, начинается осыпной кулуар, но по этому кулуару спускаться нельзя, он ведет к скальным сбросам и водопаду. Подойдя к кулуару надо повернуть вправо и через несложный скально-осыпной участок перейти в правый кулуар. После водопада кулуары сливаются в один и ведут вниз до долины, протяженность порядка 400м. крутизна склона по мере спуска уменьшается до 25°. Характер осыпного склона такой, что нет мелкой осыпи, удобной для спуска. Осыпь средняя, много живых камней. Лишь на коротких участках можно спускаться «лифтом». Ситуация еще более осложнялась погодными условиями, снег перешел в дождь. Фото 57, 58, 59.

В 18.30, ЧХВ 2 ч. 35 мин., спустились до отметки 3500 м. По пути спуска делали 3 остановки по 5 мин. Далее идет курумник и крупная осыпь. Траверсируем до травянистых склонов правого борта д.р. Чон, и на полочках у ручья ставим лагерь (фото 60). Дождь не прекращается. Все промокли, и чувствовалась усталость участников. Три перевала за три дня и спуски с крайних двух перевалов проходили в тяжелых погодных условиях. Назрела необходимость в дневке.

Фото 37-44. Работа на подъем – провешено 5 перильных веревок (фото в хорошем разрешении в Приложении к отчету).

Фото 45-49. После 5-й перильной веревки, движение на «три такта» в сторону скального гребня и далее траверсов выход на перевал Центральный(фото в хорошем разрешении

в Приложении к отчету).

Фото 50-56.Панорамы с пер. Центральный и путь спуска с перевала.

Фото 57-60. Спуск по протяженному осыпному склону в верховья д.р. Чонтор, к месту ночевки.

Итоги дня: от м.н. прошли ЧХВ 8ч. 35 мин. (В т.ч. на подъем 5ч. 35 мин., на спуск 2 ч. 35 мин.). Прошли 2,8 км. с Коэф. 1.2., набрали за день 350 м. высоты и сбросили 600 м. Высота ночевки 3450м., координаты места ночевки N42°29.6072' E74°23.6241'.

Выводы и рекомендации по пер. Центральный:

1. 1. Перевал Центральный оставил очень сильное впечатление. Красивый перевал, который требует при прохождении всего арсенала технических навыков.
  2. 2. Мы провесили 5 веревок перил, но перевал позволяет применить при прохождении и другую тактику, о чем свидетельствует практика прохождения перевала другими группами. К сожалению, перевал не часто посещается московскими клубами, и считаем, что не заслуженно пользуется малой популярностью.
  3. 3. Рекомендуем перед прохождением внимательно изучить склон на предмет лавиноопасности. В зависимости от количества снега в горах, ситуация на перевале может измениться.
  4. 4. В плане камнеопасности, перевал безопасен. Падение камней мы заметили от скал, правее по х.д., на достаточно безопасном расстоянии от перевального взлета.
  5. 5. Рекомендуем перевал для прохождения в походах выше 3 к.с., для технически хорошо подготовленных групп.

Несмотря на усталость и непогоду мы были очень довольны. Все участники поработали на славу! Единственное обстоятельство, которое омрачало настроение, было то, что при спуске с перевала, каким-то мистическим образом, руководитель потерял свой зеркальный фотоаппарат. Жалко, такие кадры были сделаны, и пропали!

7:10-7:35 подход к перевалу

8:55-14:30 техническая работа на подъем

15:40-18:30 спуск с перевала

2.6.3. Перевал Дмитровский(1Б, 3900 м., №97).

Описание дается от м.н. в верховьях притока р. Чон до а/л Ала-Арча.

23.07.16 г. – шестой походный день, полудневка

Вчера к ужину погода еще более испортилась, снег чередовался дождем, при сильном ветре. Дежурные снова были вынуждены разносить ужин по палаткам, особенно хотелось бы отметить Дмитрия. Ночью выпал снег, но с утра безоблачное небо, погода обещает быть хорошей.

По плану дневка предполагалась в конце первого этапа, но жизнь вносит свои коррективы. Впереди выход на ледник и неизвестный перевал, идти в мокром снаряжении не очень разумно. Да и дни у нас были очень напряженные. Надо дать участникам восстановить силы. Руководитель еще с вечера объявил о дневке, подъем поздний, чтоб все выспались.

Рано встает только Сергей, и с руководителем, предпринимают попытку найти фотоаппарат, но, безрезультатно. Связь с лагерем держали по рации. С правого борта долины открывается красивый вид в сторону Мин-Джылкы (фото 61).

Фото 61. Фотопанорама в сторону озер Минджилки.

К обеду все высушились, хорошо отдохнули и даже позагорали (фото 62). Начала одолевать тоска. Решили немного хотя бы пройтись, подойти к леднику, чтоб завтра было легче.

Выходим в 14.00, от м.н. идем левее по х.д. и, преодолев небольшой травянистый уступ, поднимаемся на широченное плоское дно долины. Река здесь широко разливается, есть небольшое озеро. Чем ближе к реке, тем болотистее становится местность, поэтому идем ближе к правому борту долины, по камням и травянистым полкам. Тропа есть, но местами пропадает. Долина замыкается небольшим осыпным ригелем, поднимаемся на него и встаем на привал. Прошли 30 мин. ЧХВ. В 14.40 продолжаем подъем по долине, уже появился на горизонте лдн. Перевальный. Обходим слева по х.д. еще одно мутноватое озеро. Хороших мест для стоянок нет. Идем уже по моренным образованиям и сыпухе, травы уже нет. Пройдя 30 мин. ЧХВ отправляем разведчиков для поиска хороших мест под палатки и в 15.35 встаем лагерем в моренном кармане, невдалеке от третьего озера (озеро за моренным валом). Фото 63-66. (место 6-й ночевки указано на фото 3).

Итоги дня:полудневка, от м.н. прошли ЧХВ 1ч. 05 мин.. Прошли 3 км., с Коэф. 1.2., набрали за день 110 м. высоты. Высота ночевки 3564м., координаты места ночевки N42°28.5324' E74°24.4675'.

Сегодня весь день стояла отличная солнечная погода.

Ходовые отрезки: 14:00-14:30_14:40-15:10_15:30-15:35

Фото 62. Полудневка, сушим вещи и снаряжение.

Фото 63. Река широко разливается по плоскому дну долины.

Фото 64. Первое озеро на подступах к лдн. Перевальный.

Фото 65. Преодолеваем моренные валы, на подступах ко второму озеру.

Фото 66. Второе моренное озеро под лдн. Перевальный.

24.07.16 г. – седьмой походный день, пер. Дмитровский, 1Б

С утра отличная погода, абсолютно безоблачное небо. Подъем в 6.10, выход группы в 8.10.

Выходим уже в обвязках, «кошки» на изготовке, веревки под клапанами рюкзаков. Поднимаемся по конечной морене, переходим ручей из под лдн. Перевальный и поднимаемся на правый борт ледника (фото 67, 68). Крутизна ледника 10-15°, покрыт фирном. У большого камня, торчащего из ледника, делаем привал. Надеваем «кошки». Прошли от м.н. 550 м., высота 3650 м., ЧХВ 30 мин.

Несмотря на то, что фирн держит очень хорошо и ледник еще не освещен солнцем, в целях безопасности связываемся, ледник закрытый (фото 69).

По фирну в связках проходим еще один ходовой отрезок, примерно 500 м и встаем на привал. Солнце жарит нещадно, становится очень жарко. Мажемся кремом от солнца и снимаем лишнюю одежду. По-прежнему идем, придерживаясь правого борта ледника. Высота уже 3760 м. Крутизна ледника на этом участке до 20-25°. Перегиб ледника вначале закрывает нам обзор, нашего перевала пока не видно, но через некоторое открывается вид на пологую часть лдн. Перевальный и на пер. Дмитровский и 100-летия г. Фрунзе (фото 70).

Фото 67-71. Путь подъема на пер. Дмитровский от места ночевки.

После привала за ЧХВ 40 мин. поднимаемся на пер. Дмитровский. Быстроте прохождения по леднику способствовало раннее время выхода, уже на подходе к перевалу снег начал раскисать и мы стали проваливаться. Но к этому времени основной участок пути мы уже прошли по фирну. После перегиба ледник становится пологим, крутизна уменьшается до 10-15°, Снеговая линия доходит почти до перевальной седловины. Короткий осыпной склон кр. 25-30°., протяженностью до 50 м., в верхней части сильно разрушенные скалы и выход на скально-осыпную перемычку (фото 71). На перевал поднимаемся плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом или трек палками.

В 10.10, ЧХВ от м.н. 1ч. 40 мин. мы на перевале, но на каком перевале? Отсюда начинается самое интересное!

Как отмечалось в п. 2.1 «Элементы новизны», с месторасположением перевалов Эстонский и Дмитровский существует определенная путаница.

Сделаем небольшое отступление, чтобы было понятно, с какими сведениями мы подошли к перевалу (выделения жирным и примечания в скобках мои, т.к. текст из отчетов, чтобы было понятно).

Из отчета Р. Киреева (г.п. 3 к.с., Уфа, м/к №04-2006г, ссылка на отчет в приложении):

«… По леднику (Перевальный) поднимаемся вдоль правого борта, крутизна 10°. Трещин пока нет. Через 300 м крутизна возрастает до 30°. Появляются первые трещины, которые обходим или перешагиваем. Ближе к перевалу, в 300 метрах ледник покрывает снег. Продолжаем идти по снегу прижимаясь ближе к осыпи. Выходим к перевалу Эстонский (1Б, 4000). Сам взлет короткий, снеговая линия доходит до седла. Само седло узкое, разрушенные скалы. Спуск также по разрушенным скалам и осыпям. Как оказалось, после того, как сняли записку, что это перевал Дмитровский(фото 72). Но оставались сомнения, было решено продолжить траверс в сторону следующего перевального седла, выходящего в то же ущелье.
С перевала сняли контрольную записку группы туристов из г. Екатеринбурга от 30 августа 1996г., VI к.с., руководитель не указан. В записке указана сложность перевала 1Б*, но по классификатору такая сложность принадлежит перевалу Эстонский, который располагается на том же плече, севернее пер. Дмитровский. А сам Дмитровский классифицирован как 1Б.

Продолжаем движение по снегу вдоль разрушенных скал. Через 500 м подходим к следующему седлу. Выход на перевальное седло ледовый, крутизна 30°. На седле тура не оказалось. Решили продолжить траверс и выйти через запасной вариант, перевал 100 лет Фрунзе (1Б, 4000)…»

Фото 72. из отчета Р. Киреева с обозначением пер. Дмитровский. (Забегая вперед отметим, что это правильное обозначение пер. Дмитровский, а седловина правее безымянного пика вовсе не является перевалом, но это стало понятно только после прохождения перевала).

Из отчета Е. Вишнякова (г.п. 3 к.с., Долгопрудный, м/к №8-2014г, ссылка на отчет в приложении):

«…Дальше закрытый ледник абсолютно пологий (крутизна около 5°), и отсюда прекрасно видны седловины перевалов им. 100-летия г. Фрунзе, Эстонского и Дмитровского (Фото №31). Правда, точное расположение последних двух перевалов нам не ясно…

(* Примечание по поводу месторасположения и категорий трудности перевалов Эстонский и Дмитровский. Согласно отчётам в Интернете и некоторой логике, месторасположение перевалов Эстонский и Дмитровский должно совпадать с указанным на Фото №33 . Но в классификаторе и на сайте т/к «Вестра» указаны координаты пер. Эстонского, соответствующие местоположению перевала Эстонский-1 на Фото №33 . Ещё одна загадка (или путаница?) заключается в том, что с седловины пер. Эстонского одна группа снимала записку пер. Дмитровского (1Б*), хотя, согласно классификатору, у пер. Дмитровского должна быть категория 1Б, а у Эстонского – 1Б*.)».

На этом фото обозначения перевалов не точно: перевал, отмеченный как Эстонский, на самом деле – Дмитровский, а пер. отмеченный как Дмитровский – не перевал, ложная перемычка.

Таким образом, было, как минимум две версии относительно месторасположения пер. Дмитровский.Руководитель долго ломал голову над решением этой загадки. Все осложнялось еще и тем, что не было ни одного письменного отчета о прохождении этих перевалов насквозь. Но вот Женя Вишняков скинул ссылку на летопись в ЖЖ: «Проект "КЫргЫзия". Часть VII. пер. Дмитровский - спуск ...или 1Б бывают разные». Автор Константин Белов. В летописи описывался спуск с пер. Дмитровский, в 2007 (!) году.. Но, к сожалению, это был не технический отчет и на фото не был обозначен перевал. Группа подошла под перевал в тяжелых погодных условиях и отсиживалась под перевалом. На следующий день прошла на спуск, провесив 3 веревки в течение 6 ч., по камнепадо-опасным участкам (!). Мы предположили, что это был описан спуск с пер. Дмитровский с ложной перемычки. И приняли к руководству расположение перевалов согласно фото 31 из отчета Вишнякова. И, соответственно, отказавшись от такого сложного перевала (явно не 1Б), заложили в нитку пер. Эстонский, но по иронии судьбы, эти перевалы оказались одним и тем же перевалом J. Уже после похода войдя в переписку с К. Беловым, удалось получить и технический отчет, и трек похода. Вот небольшая выдержка из отчета Белова: «Видимость упала до нулевой, задул ветер. Последние 300м до перевала шли вперед «по приборам». Сам перевал нашли практически на ощупь — по GPS. Вылезли на седловину, нашли тур. Выяснилось, что насквозь перевал не ходили уже 12 лет. Сняли записку группы из Уфы, которая была здесь 12.08.06, а до этого здесь проходила группа аж 30.08.96. Путь спуска тонул в молоке тумана, и начинался крутым обрывом. О том, чтобы начать спускаться сейчас не могло быть и речи.

..Утро следующего дня было солнечным, и мы начали спуск с перевала. Поскольку перевал не ходили 12 лет. Достоверных описаний спуска не было. Поэтому сначала провели короткую разведку — наметили, как будем спускаться. Спуск начали в 11-15. Было решено двигаться несколько правее линии падения воды с таким расчетом, что бы выйти с крутых скал около самой высокой точки снежника примыкающего к перевалу. (Далее описывается спуск с перевала).

Спуск до выхода на ледник (и выполаживание) занял 6 часов (закончили в 17-15), за это время мы сбросили 200м. Итого провесили 3 веревки, оставили 2 крюка, 1 карабин и 2 расходные петли».

Не случайно выделил жирным, тот момент, где общее направление спуска взяли «правее линии падения воды». Это один из ключевых моментов, который нужно учитывать при спуске с пер. Дмитровский (мы шли левее) и чуть ниже будет указан второй важный момент. Итак, вернемся к отчету, спустя 9 лет, сквозное прохождение пер. Дмитровский, но по другому пути.

Пер. Дмитровский (1Б, 3900 м., №97) –сн.-лд. с запада и ск.-ос. на восток, соединяет лдн. Перевальный (д.р. Сокулук) и д.р. Ала-Арча. От м.н. недалеко от моренного озера на выс. 3560м., под лдн. Перевальный, сквозное прохождение до лев. б.р. Ала-Арча.

Высота перевала поGPS- 3928м., координаты: N42°27.8619' E74°25.4352'

Перевал расположен в северном отроге Киргизского хребта (водораздел Сокулук - Ала-Арча), южнее в. Минджилки-Баши (примерно 1000м). Седловина перевала скальная, узкая. Тур расположен на соседней перемычке, в 50м. южнее перевала (вот, второй важный момент при спуске, спуск нужно начинать не от тура).

В перевальном туре сняли записку туристов из Петроградского клуба туристов, горный поход 6 к.с., радиально с лдн. Перевальный, от 11.07.15 г., Бородзин, Курбатов. Те в свою очередь сняли записку ТК «Спутник» (Уфа), рук. В.А. Штинова (?), от 25.06.14 г.

Начинаем осматриваться. На фото 73, вид с перевальной седловины пер. Дмитровский, где установлен тур. Фото не передает полноты картины, настоящая свалка из камней размером от футбольного мяча, до «холодильников». Все живое, скальный хребет сильно разрушается, степень камнеопасности очень высокая!

Фото 73. Вид с пер. Дмитровский на восток.

О том, чтобы здесь спускаться не было и речи. Руководитель начал писать перевальную записку и было объявлено, что идем по запасному варианту, пер. 100-летия г. Фрунзе. С перевала открывается красивейший вид на вершины Киргизского хребта, любуемся видами (фото 74) , поедаем перевальный шоколад. А самый опытный участник группы, Дима Виленц, в это время прошел по скальному гребню в северном направлении и вскоре сообщил, что там, по всей видимости, можно спуститься. Идем оценивать путь спуска и действительно, есть скально-осыпной кулуар, по которому возможен спуск, что там дальше за кулуаром, пока не видно (фото 75), но всегда можно будет вернуться обратно. Руководитель делает поправку в перевальной записке и отмечает, что спуск в 50-80 м севернее. Надеваем рюкзаки и снова спускаемся на снежник. Возвращаемся в северном направлении 50 м. вдоль скал и по кулуару поднимаемся на узкую скальную перемычку. С перемычки вначале короткий скально-осыпной кулуар ведет на небольшие площадки, где по 2-3 человека можно разместиться. Спускаемся по кулуару очень осторожно, чтобы не спустить камни друг на друга.

Фото 74. Фотопанорама в восточном направлении с пер. Дмитровский.

Фото 75. Восточный перевальный взлет пер. Дмитровский, с соседней перемычки.

Время 11.30, начинаем спуск с перевала. Крепим расходную петлю за скальный выступ (один край острый, подкладываем перчатку). Первый идет Данила, и протягивает перила, выпускаем с ВКС Фото 76, 77, 78. Веревку перильную вниз не бросаем, т.к. лидер по пути сбивает все ненадежные камни, и они могли бы перебить веревку. Связь с лидером держим по рации. 50 метров хватает, чтобы пройти крутой кулуар, в конце есть полка и безопасное место, где можно укрыться от камней. Крутизна этого участка 30-40°, есть также 2-3 метровый участок отвесной стенки. Все участники по очереди дюльферяют вниз, очень осторожно, чтобы не сбить камни. Внизу по рации сообщают о том, что перила свободны и участник в безопасной зоне, и только после этого очередной участник спускается вниз. Предпоследним идет руководитель, замыкает Сергей по сдвоенной веревке, после - удачно сдергиваем.

С места, куда спустились прямо вниз крутые скально-осыпные сбросы, до снежника примерно 250м. Выбираем общее направление движения влево от линии падения воды.Скально-осыпные полочки, много «живых камней». На некоторых участках делимся, идем двумя группами по 4 человека (фото 79), т.к. восьмерым уже безопасно не пройти . Самостраховка ледорубом или трекинговыми палками. Направляющим идет Дима Виленц. Подходим к еще одному опасному участку, который нужно пересечь траверсом: крутой конгломератный склон, небольшой скальный участок. Проходим соблюдая все меры предосторожности, подстраховывая друг друга. Ниже нас крутые обрывы.

Фото 76-81. На фото указан путь спуска на восток с пер. Дмитровский (фото с хорошим разрешение можно посмотреть в Приложении к отчету).

К 14.00 наиболее опасные участки позади. Продолжаем идти траверсом, влево от ЛПВ. Высота 3700 м., сбросили 200 м. высоты. Перед нами склон из средней осыпи, крутизна немного уменьшилась, до 35°. Путь до снежника уже полностью просматривается (фото 80). Еще через полчаса понижающимся траверсом спускаемся на морену. Идем плотной группой, самостраховка трекинговыми палками и ледорубами (фото 81).

Время 14.30, высота 3600 м., ЧХВ спуска 3 часа.

Таким образом, спуск с пер. Дмитровский:одна веревка дюльфером (50м.) по скально-осыпному кулуару, крепление перил - петля за скальный выступ. Спуск первого с ВКС, остальных с ИСУ, замыкающий по сдвоенным перилам, оставляем расходную петлю. Крутизна на дюльфере 35-50 гр. (короткий участок вертикальной стенки). Далее спуск по камнеопасным (!) скально-осыпным полкам и осыпным склонам, - общее направление движения – влево по х.д., спуск до морены. Крутизна до 35 гр., протяженность до 300м.

Выводы по пер. Дмитровский будут даны ниже.

На морене устраиваем заслуженный отдых, обедаем. Снимаем обвязки, убираем специальное снаряжение (кроме касок), нам оно сегодня больше не понадобится. Взгляд назад, на пройденный перевал (фото 82, 83).

Фото 82. Вид на пер. Дмитровский с востока, схематично указан пройденный путь.

Фото 83. Фотопанорама на цирк пер. Дмитровский.

Через 2 часа, в 16.35 продолжаем спуск по долине. Аккуратно спускаемся на снежник, по снежнику идти гораздо легче, чем по камням. Снежник разветвляется, лучше сразу идти по правому по х.д. Мы пошли по левому, потом пришлось по морене переходить на правую сторону. Облака за это время затянули небо, начался дождь.

Дальше идем по моренным образованиям, троп нет, единственное место где можно было бы разбить лагерь, в моренном кармане рядом с мутным озерцом, но места плохие. В 17.10 подходим к участку, о котором предупреждал А. Репетей, ужасный конгломератный спуск в долину. Внизу видна р. Ала-Арча, с зелеными берегами (фото 84, 85). С высоты примерно 3600 м. идет протяженный до 600 м. спуск до отметки 3300 м.Нам повезло, что дождь к этому времени прекратился. Крутизна склона 35-40°, осыпь мелкая, средняя, конгломерат. Спускаемся очень осторожно, шаг за шагом, камнеопасно, в касках. В 18.00 наконец-то доходим до травки и приваливаемся. Вокруг все в облаках, время от времени облака рассеиваются и возникают красивые виды, на юге открывается вид на верховья д.р. Ала-Арча (фото 86). Еще через 30 мин. ЧХВ, по травянистому склону крутизной 20-25° доходим до ровных травянистых площадок (фото 87), рядом река. Время 18.45, встаем лагерем.

Фото 84. 600-метровый конгломератный спуск в долину.

Фото 85. Спуск в д.р. Ала-Арча.

Фото 86. Вид на Ала-Арчинские ледники.

Фото 87. Место 7-й ночевки в д.р. Ала-Арча.

Итоги дня:от м.н. прошли ЧХВ 6ч. 30 мин.(в т.ч. 3 часа на спуск с перевала). Прошли 6 км., с Коэф. 1.2., набрали за день 340 м. высоты, сбросили 850 м. Высота ночевки 3050 м., координаты места ночевки N42°28.1148' E74°27.3307'.

Выводы и рекомендации по пер. Дмитровский:

1. Перевал Дмитровский соответствует категории трудности 1Б, но на всем протяжении спуска сохраняется высокая камнеопасность!

2. Важно!Седловина перевала, с которого осуществляется спуск, расположена в 50-ти м. севернее перемычки с туром. Общее направление спуска необходимо осуществлять левее линии падения воды. В настоящем отчете даны точные координаты перевала Дмитровский и его точное месторасположение на фото.

3. На карте хребтовке Киргизского хребта, обозначение перевалов Дмитровский и Эстонский правильное. Если бы на карте был бы обозначен ярко выраженный безымянный пик, южнее пер. Дмитровский, то это облегчило бы ориентирование на местности. Седловина южнее этого пика не является перевалом.

4. Информация, которая публикуется впервые! Первопрохождение пер. Дмитровский(в сквозном направлении)осуществлено в июле-августе 1983 года, группой туристов Дмитровского клуба горных туристов, под руководством Валерия Назаркина, горный поход 2 к.с., в рамках ШГТ БУ. (Информация предоставлена одним из участников того похода, Геннадием Ионовым).

5. При спуске, подъеме на пер. Дмитровский нужно помнить о сложном конгломератном склоне протяженностью 600 м., который ведет в д.р. Ала-Арча. В условиях дождя или снега склон может стать серьезным препятствием на пути.

6. Несмотря на то, что пер. Дмитровский формально подпадает под к.т. 1Б, я не рекомендую данный перевал для прохождения группам идущим поход ниже 3 к.с. При прохождении перевала потребуется хороший опыт хождения по крутым скальным и осыпным участкам, с высокой вероятностью падения камней!

Прошел 7-й походный день. Пройдено 4 перевала. Завтра нам предстоит спуститься за заброской.

Ходовые отрезки:8:10-8:40_8:50–9:20_ 9:30-10:10_ 11:30-14:30_16:35-17:00_17:10-18:05_18:15-18:45

25.07.16 г. – восьмой походный день, спуск по д.р. Ала-Арча за заброской №1.

Подъем в 6.30, выход в 8.30. С утра безоблачно. Задача дня спуститься к заброске в а/л. Ала-Арча. Место нашей ночевки было отличное: зеленая травка, чистый ручей, который появляется прямо из-под камней и это все, после 5-ти ночевок выше отметки 3500 м. Чуть выше того места где мы ночевали мощный моренный вал преграждает долину реки.

Возвращаемся с м.н. немного назад, переходим на левый б.р. Ала-Арча и по тропе начинаем спуск в долину. Вскоре выходим к обширной долине, где река широко разливается. Тропа идет практически по самому краю реки (фото 88). Проходим участок, где приходится переходить через огромные камни и валуны.

В 9.00, ЧХВ 30 мин от м.н. проходим мимо железного моста на правый берег (выс. 2950 м., коорд: N42°28.7433' E74°27.8601'), слева по х.д. видим остатки старой гидро-метео станции (фото 89). Продолжаем идти по левому б.р., это место чем-то напоминает долину Мырды в Гвандрах, в месте, где река разливается, но в уменьшенном масштабе. Долина замыкается осыпным валом, преграждающим путь реке. Первый привал делаем чуть, не дойдя до поныра реки (на карте так и обозначено (фото 90), выс. 2926 м., коорд: N42°28.9951' E74°28.1645'). Тропа обходит осыпной вал в месте ее примыкания к травянистому склону противоположного борта и далее ведет вниз. Появляются турики (фото 91). На противоположном берегу также видна хорошая тропа. В 10.00 проходим место слияния с рекой Джильдису. Но с противоположного берега оценить мощность притока очень сложно. Из отчетов известно, что переправа притока Джильдису может доставить много хлопот. Долина спускается ступенчато, крутой участок сменяется выполаживанием долины в горизонтальную плоскость. Фото 92.

В 11.30, ЧХВ 2 ч. 15 мин. от м.н. подходим к месту, где на карте указан мост на правый б.р., выше впадения р. Текетор. Но мост разрушен, его снесло течением и прибило к берегу (фото 93). Это ключевой мост на участке спуска, т.к. по левому б.р. скоро начнется проблемный участок.

Продолжаем спуск и внимательно присматриваемся к противоположному берегу, ведь возвращаться будем до д.р. Туюк по правому б.р. И вскоре на противоположном берегу появляется опасный осыпной участок, хорошо описанный в отчетах (фото 94). В 12.20. проходим очередной уступ долины, внизу видна грунтовая дорога, идущая по левому б.р. Еще через 10 мин. встаем на привал. Время 12.30., ЧХВ 3 ч.15 мин., высота 2310 м.,привал делаем у огромного валуна, на котором установлен тур. Можно было бы организовать обед (есть места для ночевки, коорд: N42°32.3988' E74°28.9674'), полно земляники, но несколько участником убежало по тропе вперед. До этого места можно сказать, что проблем со спуском по левому б.р. не было. Практически весь путь прошли по тропе, лишь местами она терялась.

Фото 88-93. Путь спуска по левому берегу р. Ала-Арча.

В 12.45 выходим по старой грунтовой дороге, вскоре дорога упирается в реку. Влево от дороги отходит тропа, идем по ней. Но тропа вскоре теряется, пробиваемся по зарослям диких кустов и через 15 мин выходим к участку с крупной осыпью. Видимо, обвалившийся участок скалы, просто смел все на своем пути. Идем по крупным камням, очень осторожно (фото 95). Внизу бурлит река, поток мощный. Еще через 15 мин. упираемся в лес. Прежде чем войти в лес, поджидаем отставших и в 13.30 (ЧХВ от м.н. 4 часа, выс. 2240 м., коорд: N42°32.7788' E74°29.1382'), начинаем буквально пробиваться через колючие кустарники, деревья, бурелом, всякую растительность. Это был, пожалуй, самый неприятный участок пути не только за первый этап, но и за весь поход. Протяженность этого участка порядка 800м.

Фото 94. Фотопанорама опасного осыпного участка на правом б.р. Ала-Арча.

Фото 95. Прохождение конгломератного склона с подвижной осыпью, по левому б.р. Ала-Арча.

В 14.00 мы выходим из зарослей кустарников прямо к реке и далее идем прямо по левому берегу русла реки. Ниже по течению уже виден мост, слышны голоса людей. К 14.05, ЧХВ 4 ч. 35 мин., мы вышли к железному мосту на правый б.р. Ала-Арча. (фото 96).

Фото 96. Мост на правый б.р. Ала-Арча, выше альплагеря.

Высота 2236 м., координаты моста N42°33.1370' E74°28.9995'.

Переходим мост, здесь уже территория турбазы, гуляют туристы. По асфальтовой дорожке за 15 мин. доходим до гостиницы.

Итоги дня:от м.н. прошли ЧХВ 4ч. 50 мин., прошли 14,2 км., с Коэф. 1.2., сбросили за день 900 м. высоты. Высота ночевки 2147 м., координаты места ночевки N42°33.7361' E74°28.9484'.

В альплагере мы снова разместились в гостинице. Сходили в душ, кто-то сауну заказал. В местной столовой покушали. Отношение к туристам очень благодушное и доброжелательное.

К вечеру забрали заброску и разбросали по участникам. Весь день была хорошая погода, к вечеру прошелся небольшой дождь.

Ходовые отрезки:8:30-9:15_9:35-10:05_ 10:15-11:00_11:15-12:30_ 12:45-14:05_14:25-14:40

Выводы и рекомендации по первому этапу похода:

1. За 8 дней прошли один перевал 2А и три пер. 1Б (в т.ч. один радиально) – это был самый продолжительный и напряженный этап похода.
  2. Прохождение достаточно сложных в техническом плане перевалов позволяло сделать вывод, о степени подготовленности группы и вывод этот был положительным. Группа собралась достаточно сильная и технически хорошо подготовленная. Это также подтверждалось прохождением не только перевалов, но и сложных скально-осыпных участков при спуске с пер. Дмитровский, и при прохождении сложных конгломератных участков. Лидерами в группе могли работать одновременно 4-5 человек. Отстающих, в группе не было.
  3. Все это позволяло сделать хороший прогноз на будущее. Единственное что нас беспокоило, это чтобы погода не подвела.
  4. Данное колечко, рекомендую всех технически и физически хорошо подготовленным группам в походах 3 к.с. Можно было бы, как вариант, вместо пер. Дмитровский проходить пер. 100-летия гор. Фрунзе.

Пер.Туюк-Суу Зап. (1Б, 4080 м., №139). Описание дается от а/л. Ала-Арча.

26.07.16 г. – девятый походный день, подъем в д.р. Туюк.

Подъем в 6.00. Завтрак, выходим в 7.50. Сегодня нам предстоит подниматься по д.р. Ала-Арча и свернуть в д.р. Туюк. Путь до д.р. Туюк будет повторять вчерашний путь спуска, но по правому берегу реки, данный участок маршрута в зачет не пойдет.

С утра солнечно. После заброски рюкзаки потяжелели, идем не спеша. Возвращаемся до моста на левый берег и продолжаем идти по правому б.р. Ала-Арча. Чуть выше моста в Ала-Арчу впадают многочисленные рукава притока Аксай. Переходим по камням, потом только видим в 100 м. выше мост через Аксай (фото 97).

Тропа в целом устойчивая, иногда теряется, попадаются редкие турики. В 10.15 по камням переходим приток Текетор (фото 98). Еще через 15 мин., в10.30, ЧХВ 2 ч. 10 мин. от м.н. доходим до опасного конгломератного склона (результат овала скал или мощного селевого выноса). Делаем привал и разведываем участок - наиболее оптимальный путь прохода у самой кромки воды, прямо вдоль берега. За 30 мин. проходим этот опасный участок, в касках, соблюдая все меры предосторожности (фото 99). Протяженность участка порядка 400 м. Сравнивая этот участок пути, со вчерашним участком на противоположном берегу, мы пришли к выводу, что здесь идти лучше.

К 11.30 подходим к очередному притоку, р. Топкарагай. Поток реки мощный, нужно перейти через несколько рукавов реки. Через самый сильный поток перекинуто бревно. По нему и переходим, бревно скользкое, друг друга подстраховываем (фото 100).

На левом берегу притока встаем на обед. Время 11.40, ЧХВ от м.н. 2 ч. 55 мин., выс. 2580 м. погода отличная, готовим полноценный обед.

После обеда продолжаем подъем по долине, тропа становится устойчивой набитой, к 14.10 подходим к ответвлению тропы в д.р. Туюк. Высота этого места 2680 м., координаты: N42°29.8339' E74°28.8028', ЧХВ от м.н. 3 ч. 40 мин.

Фото 97-100, 102, 103. На фотографиях путь подъема по правому б.р. Ала-Арча, в д.р. Туюк.

Крутая хорошо набитая тропа начинает серпантином подниматься на правый борт долины Туюк (фото 101). При этом реки Туюк не видно. Крутизна подъема 30°. Перед подъемом желательно запастись питьевой водой, т.к. до высоты 3050 м воды не будет. Постепенно крутизна уменьшается до 20°. Но от этого не легче, стоит жара, вода почти у всех закончилась. К 13.30 выходим на выполаживающийся травянистый гребень. Тропа здесь теряется в траве (фото 102). Воды по-прежнему нет. Проходим еще 10 мин. и на широком травянистом плато, перед осыпным ригелем, перегораживающим долину, встаем (фото 103). Крутой подъем к месту ночевки преодолели за ЧХВ 1 ч. 10 мин.

Фото 101. На фото обозначено место, где нужно сворачивать в д.р. Туюк.

Место хорошее, но что с водой? Рядом обнаруживаем небольшое мутное озерцо. После разведки чуть ниже места ночевки обнаруживаем несколько мелких ручьев, но вода в них также мутная. Делать нечего, ставим лагерь, по описаниям так и пишут, что с водой в д.р. Туюк проблемно.

После отдыха проводим УТЗ: «Травянисто-осыпные склоны, страховка и самостраховка».

Итоги дня:от м.н. прошли ЧХВ 4ч. 50 мин., прошли 10,8 км. с Коэф. 1.2., из них в зачет 2,6 км., набрали 900 м. высоты. Высота ночевки 3050 м., координаты места ночевки: N42°29.2923' E74°29.3418'.

Вечером прошелся небольшой дождь.

Ходовые отрезки: 7:50-8:15_ 8:25-9:15 _9:25-9:55 _10:05-10:3_10:45-11:15_11:25-11:40 _13:15-13:45_13:55-14:25_14:35-15:00_15:10-15:40

27.07.16 г. – десятый походный день, д.р. Туюк, лдн.Туюк-Су Сев. (Новый).

Подъем в 6.00, выход группы в 8.00. С утра солнечно, после обеда туман, низкая облачность, к вечеру облачность усиливается, ночью штормовой ветер, гроза, дождь со снегом.

От м.н. видна тропа, которая ведет в левый по х.д. угол осыпного ригеля. Идем по тропе, поднимаемся на ригель и перед нами открывается широкая долина, хаотично усыпанная камнями и старыми моренными образованиями, местами заросшая травой. Некоторое время еще пытаемся идти по тропе, но вскоре она уходит вправо в направлении лдн. Голубина. В сторону же лдн. Туюк тропы нет. Идем по камням и траве, выбирая оптимальный путь. На юго-востоке, вдалеке виден лдн. Туюк. Поднимаемся на старый моренный вал и нашему взору открывается долина реки Туюк (фото 104). Сверху видно, что по правому б.р. рельеф более пологий. Начинаем плавно спускаться к реке и далее продолжаем подъем по правому б.р. Туюк. Прошли две площадок под палатки, на выс. 3290 м., но вода в реке Туюк очень грязная, пить не возможно. Продолжаем движение по моренным валам, спуски чередуются подъемами, очень неудобный для ходьбы рельеф. В 10.00 спускаемся прямо к руслу реки и идем практически по пойме реки Туюк (фото 105). В 10.55, ЧХВ от м.н. 2 ч. 15 мин., доходим до начала лдн. Туюк-Су Сев., и встаем на перекус. Высота 3400 м.

После перекуса надеваем системы, каски и «кошки». Ледник Туюк-Су Северный впечатляет своими масштабами. В правой части ледник сильно разорван и срывается вниз ледопадом, в левой части ледник более пологий. Очевидно, что подниматься нужно по орогр. левой части ледника (фото 106). В 11.40 начинаем выходить на ледник. На леднике очень много одиночных камней вмерзших в лед, поэтому нужно постоянно наблюдать за склоном. Идем не плотно, расстояние между участниками не ближе 5 м., чтобы у каждого был обзор и в случае необходимости, была бы возможность маневра от летящего камня (фото 107). Но камни надежно вмерзли в лед, за время подъема ни один камень не упал. Крутизна ледника вначале 20-25°, в наиболее крутой части увеличивается до 30-35° и затем идет на убыль. Появляются первые трещины. Трещины глубокие, некоторые засыпаны снегом, обходим их зигзагообразно (фото 108-111). Чтобы обойти одну из трещин, пришлось выходить на левый осыпной борт ледника. Проходим перегиб ледника и все трещины, ледник становится ровный, открытый, крутизна 15-20°. Начинаем перемещаться ближе к правому борту ледника. На южной стороне видна седловина нашего перевала Туюк-Су Зап. (фото 112).

Время 14.10, с момента выхода на ледник прошло ЧХВ 2 часа, набрали после перекуса 400 м. высоты,высота уже почти 3800 м. К низкой облачности, что нависла над нами, начинает из долины подниматься густой туман. Ледник становится закрытым, поэтому связываемся в две связки по 4 чел.

Далее продвигаемся в сторону перевала уже в связках. Погода окончательно портится, видимость временами падает до 50-ти метров (фото 113). Оставшийся километр до места ночевки мы продвигались грязного времени почти 3 часа. Шли осторожно, когда появлялась видимость, прощупывая каждый метр. По пути прошли несколько закрытых трещин (фото 114), которые перешагивали. Иногда приходилось уходить в сторону, в поисках места, где можно перешагнуть. Вместе с тем, вся эта феерия с туманом, облаками, неожиданно появляющимся солнечным светом, давала удивительные по красоте панорамы. Вдруг из тумана выплывала огромная скала, окружающие нас вершины и хребты смотрелись величественно! (фото 115).

В 16.50 останавливаемся на леднике, высота 3920 м. До перевала по прямой 700 м. о том, чтобы сегодня же идти на перевал не было и речи. Вымотались мы в этот день капитально.

Итоги дня:от м.н. прошли ЧХВ 6ч. 05 мин., прошли 6,8 км. с Коэф. 1.2., набрали 870 м. высоты. Высота ночевки 3920 м., координаты места ночевки: N42°27.3750' E74°31.6974'.

Место под лагерь выбрали на достаточном удалении от ближайших вершин и хребтов, ледник пологий до 10°. Палатки укрепили ледорубами и трекинговыми палками (фото 116, 117). После 18.00 даже выглянуло солнышко, у нас появилась надежда на хорошую погоду. Появились отличные панорамы на окружающие нас перевалы и вершины (фото 118-120). Но после ужина начинается дождь со снегом, мы укрываемся в палатках. А ночью бушует гроза, гром, молнии, не то снег, не то дождь. Палатки с трудом выдерживают штормовой ветер. Руководитель засыпает с мыслью: «Неужели завтра отсидка?!».

Ходовые отрезки:

8:10-8:45_8:55-9:30_ 9:40-10:15 _10:25-10:55_11:40-12:20_12:30-13:05_13:15-13:45_13:55-14:10_14:25-16:30 (чхв 1ч30м)_16:40-16:50_

Фото 104-111. Путь подъема в верховья д.р. Туюк, на лдн. Туюксу Сев.

Фото 112-117. Путь подъема в верховья д.р. Туюк, на лдн. Туюксу Сев.

Фото 118. Фотопанорама с лдн. Туюк-Су Сев. (Новый).

Фото 119. Фотопанорама с лдн. Туюк-Су Сев. на север.

Фото 120. Вид на наш перевал.

28.07.16 г. – одиннадцатый походный день, пер.Туюк-Су Зап. (1Б, 4080 м.).

Описание дается от лдн. Туюк-Су Сев.

С раннего утра облачность сохраняется. Выбрав окно в непогоде, успеваем позавтракать и снова по палаткам. Холодно, около нуля, сильный ветер.

По плану у нас сегодня два перевала, но нам бы хотя бы один пройти. Ждем, пока погода позволит нам двигаться дальше. К 9.00 появляется видимость и снег прекращается. Начинаем быстро собирать лагерь. Надеваем системы, и в 10.40 двумя связками начинаем движение в сторону перевала Туюк-Су Зап. Фото 121, 122

За 20 мин. мы подходим под перевальный взлет и практически сходу (небольшой привал), начинаем штурмовать перевал.

Фото 121-124. На путь подъема на пер. Туюк-Су Зап., 1Б.

На подъем: подход под пер. взлет по пологому закрытому лдн. Туюк-Су Сев., в связках. Пер. взлет снежно-ледовый, крутизной 30-35°, протяженность 200м., в верхней части бергшрунд.

Фото 125. На пер. Туюк-Су Зап., 1Б.

Видим нечеткие следы, которые идут с перевала. Придерживаясь этих следов, начинаем подъем на перевал. Вначале крутизна 25-30°, снег глубокий, все трещины могут быть засыпаны снегом, идем в связках, с одновременной страховкой. Уже непосредственно перед выходом на перевальную перемычку путь преграждает высокий бергшрунд, крутизна склона здесь до 30-35°. Ширину определить невозможно, засыпан снегом. Следы спускаются с правого по х.д. угла берга, но нам удобнее было подниматься по левому по х.д. краю бергшрунда, он был более пологим (фото 123, 124). Бергшрунд преодолеваем с попеременной страховкой, по снежному мосту. В 12.05, ЧХВ от м.н. 1 ч. 25 мин., мы на перевале. Фото 125.

Перевал Туюк-Суу Западный (1Б, 4000м., №139) –сн.-лд. с севера и ос. с юга, соединяет лдн. Туюк-Су Сев. (Новый), д.р. Туюк с лдн. Туюк-Суу Южн. (Геофака), д.р. Баш-Ала-Арча.

Высота перевала поGPS– 4076м., координаты: N42°27.0143' E74°31.8064'.От м.н. на лдн. Туюк-Су Сев. (Новый), выс. 3920м., сквозное прохождение с севера на юг.

Перевал расположен в Главном Киргизском хребте западнее п. 4244м. (примерно 650м) и восточнее п. Медик, 4437м., (примерно 1,3 км.). Седловина перевала узкая, сн.- ос. Сняли записку туристов турклуба «Вестра» (г. Москва), горный поход 2 к.с., от 21.07.2016 г. Рук. Прохоров И.А.

На перевале дует жуткий ветер. Погода снова портится, начинается снег.Быстро пишем записку, фотографируемся и готовимся к спуску. Спуск по описаниям простой, снежно-осыпной. Руководитель начинает нащупывать путь спуска и обнаруживает, что под снежным покровом лед. Вначале спуска крутизна до 35°. Надеваем «кошки», в «кошках» идти уже безопаснее. В 12.45 начинаем спуск с перевала (фото 126).

Фото 126. Южный перевальный взлет пер. Туюк-Су Зап. – обозначен путь спуска.

На спуск: перевальный взлет снежно-осыпной, крутизной 30-35° в начале, с выполаживанием до 20-25° в конце взлета, протяженностью до 150 м. Движение группы плотной группой, в касках, в «кошках» (под тонким слоем снега лед), самостраховка ледорубом.

За 10 мин. ЧХВ мы спустились на закрытый ледник и снова связываемся. По леднику Геофака проходим буквально 20 мин., придерживаясь левых склонов по х.д. и останавливаемся. Видимость снова упала. Стоит низкая облачность, вероятность осадков высокая, а впереди перевал 2А, со сложным спуском. Принимаем решение вставать лагерем на леднике.

Итоги дня:от м.н. прошли ЧХВ 1ч. 55 мин., прошли 1,8 км. с Коэф. 1.2., набрали 160 м. высоты и сбросили 100 м. Высота ночевки 3980 м., координаты места ночевки: N42°26.8933' E74°32.0777'.

Ходовые отрезки:10:40-12:05_12:45-13:15

Несмотря на короткие ходовые параметры, сегодняшний день тоже выдался напряженным и в первую очередь, проверялась психологическая устойчивость группы. Пока погода позволяла, мы приступили к оборудованию лагеря. Возвели вокруг палаток снежные стенки, надежно укрепили палатки, туалет даже соорудили снежный. Мы на высоте почти 4000 м. Топим снег для готовки еды, с газом у нас проблем нет. У группы настроение бодрое, настраиваемся на завтрашний перевал, набираемся сил (фото 127, 128).

Фото 127. Вид на пер. Алтын-Тор Зап., 2А.

Фото 128. Одиннадцатая ночевка. На леднике Геофака, выс. 3980 м.

Пер.Алтын-Тор Зап. (2А, 4050 м., №175). Описание дается от лдн. Геофака.

29.07.16 г. – двенадцатый походный день, пер. Алтын-Тор Зап. (2А, 4050м., №175).

Описание дается от лдн. Туюк-Суу Южн. (Геофака).

Ночь прошла спокойнее, чем предыдущая. С 6.00 руководитель, он же дежурный, на ногах. Тучи виражируют в восточном направлении. Прямо в сторону нашего спуска с перевала, но осадков с утра нет и перевал в зоне хорошей видимости. В 7.00 общий подъем, завтракаем и одновременно собираем лагерь (фото 129, 130).

Фото 129. Утро 12-го походного дня.

Фото 130. Топим снег для завтрака.

Сразу же надеваем системы, и связываемся, ледник закрытый. В 9.20 первая связка начинает тропить в направлении перевала Алтын-Тор Зап. (фото 131). Придерживаемся левых по х.д. склонов и плавно траверсируя, идем к перевалу. Вторая связка по следам первой. За 40 мин. ЧХВ от м.н. выходим на пер. Алтын-Тор Зап. (фото 132). Ровно в 10.00 вся группа на перевале. Снеговая линия доходит практически до перевальной перемычки, перевальный взлет не ярко выражен, тур справа по х.д. на скальном гребне. Очевидно, что определяющей у пер. Алтын-Тор Зап., является восточная сторона.

Подход к перевалу и подъем: движение в связках (две по 4 чел.) по закрытому леднику Туюк-Су Южн., крутизна 10-15 гр. Вдоль скального гребня, (трещин не обнаружили), командная (групповая) страховка Пер. взлет снежно-ледовый, крутизной 20-25°, протяженностью 200м. в связках, одновременная страховка, с вырубанием ступеней, самостраховка ледорубом.

Фото 131. Путь подъема на пер. Алтын-Тор Зап., 2А.

Фото 132. Выход на перильную седловину пер. Алтын-Тор Зап.

Фото 133. Вид на д.р. Алтынтор.

Фото 134. Группа на пер. Алтын-Тор Зап., 2А.

Перевал Алтын-Тор Западный (2А, 4000м, № 175) –сн.-лд. с запада, и сн.- ск. с востока, соединяет лдн. Туюк-Суу Южн. (Геофака), д.р. Баш-Ала-Арча с д.р. Алтын-тор (д.р. Аламедин). От м.н. на лдн. Туюк-Су Южн. (Геофака), выс. 3980м., сквозное прохождение с запада на восток.

Высота перевала поGPS– 4048м., координаты: N42°26.9348' E74°32.6760'

Перевал расположен в Главном Киргизском хребте между пиками 4244м. с севера и п. 4161м. с юга. Седловина перевала узкая скальная, тур на скальном гребне. Сняли записку туристов турклуба «Вестра» (г. Москва), горный поход 3 к.с., от 23.07.2013 г. Рук. Виданов В.Л.

Фото 135. Восточный перевальный взлет пер. Алтын-Тор Зап.

На перевале сильный ветер, открывается вид на д.р. Алтынтор (фото 133). Но любоваться видами некогда, нужно максимально использовать хорошее окно в погоде. Фотографируемся (фото 134), оставляем перевальную записку. Одновременно просматриваем склон на спуск. С перевальной седловины путь спуска никак не просматривается, выглядит как очень крутой скально-снежный сброс (фото 135). Снежный перегиб закрывает видимость и не понятно, что там внизу. Но у нас есть описание Костогрыз А., где на фото хорошо виден характер восточной стороны перевала (фото 136), из отчета Костогрыз, 2009 г.

Фото 136. Из отчета Костогрыз А.( Донецк, 2009 г.), красным отмечен путь спуска гр. Костогрыз. Синим, обозначен наш путь спуска – 4 веревки подряд

На наш взгляд, это самый логичный и оптимальный вариант спуска с перевала. Мы спустились, практически, по тому же пути, что спускалась группа Костогрыз, но применили совершенно иную тактику и технику спуска. Нужно также иметь в виду, что характер перевального взлета на спуск в зависимости от снежной обстановки на перевале, может быть разным.

Важно! Учитывая специфику склона, крутизну, опасность камнепада, дальность и опасность возможного падения, достаточно рискованно прохождение участков спуска без перильной страховки. Мы провесили на спуск подряд, 4 веревки перил по 50м. И рекомендую на первых 30-ти метрах 5-го участка также провешивать перила, т.к. крутизна склона еще сохраняется порядка 35° и внизу есть широкий бергшрунд.

В 10.30 начинаем спуск с перевала.

1-я и 2-я веревки на двух ледорубах, почти вертикально вниз по снежному склону, кр. 35-45°. Движение лидера с ВКС, остальных с ИСУ, замыкающий по сдвоенным перилам, сдерг «ледорубным крестом». 1-ю станцию делаем на снежном гребне чуть южнее и ниже перевальной седловины.. На второй веревке приходится преодолевать трещину и скалу (шли прямо по скале, т.к. правее или левее скалы возможны трещины или подталины). Сдерг первой веревки организовали за расходную петлю через небольшой скальный выступ. Вторую веревку сдернули «ледорубным крестом» (фото 137, 138).

3-я веревка на двух ледорубах, по косой, вправо по ходу движения к скальным выходам (под скальным выступом безопасное место, где могут собраться 3-4 человека), (сн.-ск. кулуар), крутизна участка 30-35° (фото 139, 140). Участники спускаются с ИСУ. Третий участок был самым камнеопасным, приходилось спускаться по кулуару, с «живыми камнями». Сдерг веревки на этом участке проблематичен, из-за большого количества «живых камней» и скальных выходов, веревка просто зацепилась бы за какой-нибудь камень или выступ. Поэтому замыкающий на этом участке, Дима, спускается на «три такта», самостраховка двумя ледорубами. Перильную веревку перед этим аккуратно выбрали к 4-й станции, в конце третьего участка. Во время всей этой процедуры, выбирание веревки и спуск замыкающего, движение остальных участников не производилось, все находились в безопасной зоне.

Фото 137-142. Путь спуска с пер. Алтын-Тор Зап.

4-я веревкана двух ледорубах 25-30 м вертикально вниз до видимого перегиба за скалой, далее влево по х.д. по снежному кулуару. Крутизна ск. до 35°. Лидер с ВКС, остальные участники с ИСУ, замыкающий по сдвоенным перилам, сдерг «ледорубным крестом».

В конце 4-го участка тоже опасный участок, веревка доходила до снежного кулуара, под снегом лед. Нужно было по маятнику переходить на снежный гребень и далее вниз. Отсюда мы спускались по крутому сн. склону, до 35° на «три такта», с выполаживанием до 25° до ледника. Бергшрунд обходится слева по х.д. по снежному мосту. Но по-хорошему, нужно было бы провесить еще метром 30 перил. Фото 141.

В 15.20 вся группа собралась на безопасном участке, на снежнике. ОХВ на спуск составило 4 ч. 50 мин.

Начиная с 14 ч., погода вновь портится, начинается мелкий снег.

После спуска снимаем обвязки, убираем веревки и выдвигаемся по снежнику в сторону конечной морены. За 50 мин. ЧХВ спускаемся по снежнику к конечной морене и далее, до травянистых полок. Место хорошее, встаем лагерем на левом б.р. Алтынтор (фото 142). Идет мелкий дождь.

Итоги дня:от м.н. прошли ЧХВ 6ч. 20 мин. (в т.ч. 4ч. 50мин. на технический спуск с перевала), прошли 3,2 км. с Коэф. 1.2., сбросили 480 м. высоты. Высота ночевки 3500 м., координаты места ночевки: N42°27.0112' E74°34.0167'.

Таким образом, мы вырвались из снежно-ледового «плена», три дня мы провели на высоте под 4000м., в непростых погодных условиях и преодолели два перевала. На второй этап планировалось 5 дней и сегодня мы должны были бы ночевать на слиянии Алтынтора и Аламедина. Становилось понятно, что мы задействуем один из наших резервных дней. И, мы к тому моменту еще не знали, что все беды 2 этапа не закончились с выходом на «зеленку». Впереди нас ждал непростой спуск по д.р. Алтынтор и брод через р. Аламедин!

Выводы и рекомендации по перевалам Туюк-Су Зап и Алтын-Тор Зап. будут даны ниже, в конце второго этапа похода.

30.07.16 г. – тринадцатый походный день, спуск по д.р. Алтынтор.

С утра низкая облачность, тучи все также идут на восток, в сторону нашего спуска, дождя не миновать!

Подъем поздний, даю возможность участникам выспаться, после тревожных ночей на леднике. Неспешно собираем лагерь и под накрапывающим дождем в 9.40 начинаем спуск по д.р. Алтынтор.

Верховья д.р. Алтынтор представляют собой изрезанное моренными валами и образованиями травянистое плато (фото 143). Крутые локальные спуски по конгломератным склонам чередуются пологими участками. Идем вначале вдоль реки, переходим по камням на орографически правый б.р. и продолжаем спуск, выбирая оптимальный путь. Стараемся идти по гребням, там меньше спусков и подъемов по неудобному рельефу. В 10.15, 35 мин. ЧХВ от м.н. проходим моренное озеро (справа по х.д.). Мы на высоте 3230 м. (озеро обозначено на карте, под лдн. Бегельдинова). Есть места под палатки, но вода в озере не чистая. Координаты этого места: N42°27.1496' E74°34.9669'. Справа по х.д. ледник Бегельдинова и перевалы в облаках (фото 144).

Фото 143, 144. Верховья д.р. Алтынтор

Появилась тропа, но очень не устойчивая, часто теряется. К 11.00 подходим к очередному уступу долины (фото 145), внизу река извивается, долина ступенчато идет вниз. Начинаем спускаться с крутого травянисто-осыпного склона вниз. Справа по х.д. в реку Алтынтор впадает приток из под ледника Черкасова. Переходим на левый берег реки Алтынтор, что-то похожее на тропу вело именно туда, но это было ошибкой. Вскоре мы спустились к разливам реки, и место это оказалось очень заболоченным. Вода по щиколотку, а то и по колено (фото 146, 147). Начинаем перебираться на правый берег реки, так как здесь не пройти: скальный прижим слева по х.д., а прямо по х.д. глубокая вода (фото 148). Время 12.20, ЧХВ от м.н. 2 ч. 20 мин., выс. 2900м. Сбросили уже 600 м.

Фото 145-150. Путь спуска по д.р. Алтынтор.

По правому б.р. старые моренные образования, идем по камням и выходим к очередной ступени долины. Внизу видим красивое озеро бирюзового цвета (фото 149). Подходим к краю устьевой ступени и здесь начинается опасный конгломератный участок (фото 150). Проходим его осторожно, соблюдая меры предосторожности. И далее, появляется тропа, которая серпантином ведет к озеру.

В 12.55 мы у озера, ЧХВ от м.н. 2 ч. 50 мин., высота 2743 м., координаты: N42°28.1625'E74°36.6396'.В озеро впадает чистейший ручей, отличное место для ночлега и отдыха. Здесь мы устраиваем обед(фото 151).

Фото 151. Каровое озеро в д.р. Алтынтор.

Фото 152. Обходим озеро справа по х.д.

В 13.30 выдвигаемся. Переходим ручей, впадающий в озеро, и идем в обход озера справа. Крупная конгломератная осыпь подступает прямо к берегу озера. Но пройти можно, где прямо у кромки воды, где 2-3 м. выше уровня воды (фото 152). Ручей, вытекающий из озера перепрыгиваем, и идем по тропе. Но вскоре на старой морене тропа теряется. Подходим к месту слияния р. Алтынтор с левым притоком из под лдн. Кара-Тоо. Самого ледника не видно, т.к. поднявшиеся из долины облака закрывают видимость. Появляются турики, тропа, то есть, то нет. Река здесь разливается на несколько рукавов, идем по левому б.р., по широкой пойме реки. В 15.20 подходим к еще одному опасному участку в д.р. Алтынтор. Конгломератный склон крутизной 30-35°, на этот раз подступает к реке с левого берега (фото 153). Проходим участок за 20 мин., подстраховываясь трекинговыми палками.

Фото 153. Опасный конгломератный участок на левом б.р. Алтынтор.

Фото 154-157. Спуск к р. Аламедин, уровень воды в реке высокий!

После конгломератного склона с очередной устьевой ступени открывается взору река Аламедин (фото 154). Начинается дождь. Тропа становится более или менее устойчивой, за 40 мин. ЧХВ спускаемся к реке Аламедин. По описаниям здесь должно быть много хороших мест для ночевки, но мы с большим трудом нашли три площадки под палатки. Местность сильно затоплена. Встали на самом берегу реки, уровень воды в реке высокий (фото 155, 156, 157).

Итоги дня:от м.н. прошли ЧХВ 5ч. 30 мин. прошли 12, 4 км. с Коэф. 1.2., сбросили 1180 м. высоты. Высота ночевки 2320 м., координаты места ночевки: N42°29.5423' E74°39.2245'.

Время 16.25, под дождем ставим палатки. Вскоре дождь прекратился, развели костер, чтобы немного подсушить вещи, одежду. Вокруг полно земляники. Набрали также немного грибов и сварили к ужину.

Поток воды в р. Аламедин очень мощный, спадет ли уровень воды к завтрашнему утру? С такими мыслями отходим ко сну, но ночью дождь снова начинает барабанить по палатке…

Ходовые отрезки:9:40-10:25_ 10:35-11:40 _11:50-12:50 _13:30-14:40_14:50-15:50_15:55-16:25

31.07.16 г. – четырнадцатый походный день, брод р. Аламедин, спуск до б/о «Теплые ключи».

По плану сегодня спуск до слияния с р. Салык и затем мы должны забрать заброску из «Теплых ключей». Всю ночь шел мелкий дождь. Утром вода на том же уровне, что и вчера. Завтракаем, настраиваемся на брод.

Возле устья Алтынтора, при впадении в Аламедин традиционно считаются местами бродов. Верхний из них сразу после слияния рек (там, где мы ночевали), нижний примерно в 1,5 километрах ниже. В 9.00 начинаем наши попытки брода. Река в этом месте делится два рукава. С нашего левого берега мы не можем до конца оценить, насколько сильным является второй рукав. Но первый рукав реки, шириной порядка 10-15 м., очень сильный. Вначале попробовали перейти стенкой по 4 человека. Но, сделав несколько шагов, мы на себе испытали всю мощь реки и отступили. Было четкое понимание - что нас снесет поток воды. Немного передохнули и попробовали еще раз, но результат тот же, стенкой здесь не пройти. Дождь в это время продолжал моросить, после нахождения в воде в течение нескольких минут, ноги коченели. Вода была холодная.

Пошли разведывать левый берег реки, чтобы, быть может, спуститься на нижнее место брода. Но весь левый берег затоплен, вода доходила до скальных берегов и было непонятно, можно ли вообще в данной ситуации идти по левому берегу. На все это у нас ушел час времени.

К 10.00 мы снова вернулись к исследованию места брода. Спустились чуть ниже по течению реки и решили попробовать навести переправу. Выпускали Данилу, с организацией страховки с исходного берега (фото 158). Но две попытки оказались неудачными. Мощное течение смывало лидера, а страхующие, используя маятник, выбирали веревку и помогали лидеру выбраться на берег.

Тогда мы сменили тактику. В одном месте из реки торчало дерево (фото 159), видимо смыло, откуда то. Лидер, на этот раз Андрей, по веткам перебрался на ствол дерева. До берега оставалось порядка двух метров. Оставалось перепрыгнуть на тот берег. Ствол дерева скользкий, мокрый, страхуем лидера из двух точек с исходного берега. На этот раз удача нам сопутствовала. Андрею удалось перепрыгнуть на другой берег реки. Закольцевали перильную веревку за дерево на исходном б.р. и перебросили второй конец веревки Андрею. Он закрепил оба конца на целевом берегу за деревья, перила были готовы.

В 11.00 мы начали бродить первый рукав реки по перилам, организовав веревку сопровождения (фото 160-162). Мы уже с 9.00 под дождем, практически все промокли. Уровень воды при прохождении вброд доходил до пояса, а для некоторых участников и выше. Перебродив по очереди первый рукав, переходили по островку ко второму рукаву. Второй рукав оказался менее мощным, уровень воды доходил до колен. Перильная страховка здесь не требовалась, перебродили стенками по 4 человека (фото 163).

Фото 158-163. Брод р. Аламедин.

Наконец-то, мы на правом б.р., дождь не прекращается. На брод реки Аламедин у нас ушло общего времени 3 часа. В 12.00 начинаем спуск по д.р. Аламедин по тропе.

В 14.55, за 2 ч. 35 мин. ЧХВ от начала спуска по тропе мы вышли к мосту через р. Салык.

Высота 2010 м., координаты моста: N42°33.6544' E74°39.7358'

Шли в очень хорошем темпе, всем хотелось согреться. Перейдя по мосту на другой берег притока Салык (фото 164), встаем на короткий перекус. Руководитель принял решение всей группой спускаться на б/о «Теплые ключи». Мы все промокли и продрогли. Вставать лагерем под дождем не хотелось. Была большая вероятность того, что кто-то мог бы заболеть от простуды. Сложившаяся ситуация диктовала организацию дневки или хотя бы полудневки, но на это у нас времени не было. Впереди был очередной, очень важный этап похода, запасные дни надо было приберечь на случай непогоды. Таким образом, приняв решение на спуск до «Теплых ключей» мы решали сразу две задачи: во-первых, в хороших гостиничных условиях мы сможем, и вещи высушить и восстановиться очень быстро всей группой во-вторых, несмотря на то, что мы пройдем лишние 6 км, мы в итоге выигрывали время. Ведь о том, чтобы сегодня кого-то отправить за заброской и речи быть не могло. В лучшем случае за заброской отправились бы завтра, и на это ушло бы полдня. И те участники, которые сходили бы за заброской, получается, вообще бы не отдохнули.

Перекусываем буквально за полчаса и в 15.40 продолжаем спуск по долине. Тропа начинает восходящим траверсом уходить от основного русла реки. Заводит в заросли кустарников и в редколесье. Набрав высоту, она затем начинает плавно спускаться в долину. Этот участок пути по зарослям кустарников труднопроходим, тропа здесь разветвляется на несколько троп. Мы придерживались троп, что шли выше по склону. В одном месте есть опасный участок, где тропа проходит над крутым обрывом. За два ходовых отрезка (ЧХВ 2 ч. 10 мин.) от места перекуса, в 17.55, мы доходим до базы отдыха. Второй ходовой отрезок проходил по хорошей тропе, переходящей в грунтовую дорогу. По пути спуска встретили группу Смирнова Л. Из Москвы (ГТК МГУ), которые сегодня только начинают свой горный поход 5 к.с., и относили заброску в верховья Аламедина.

Фото 164. Мост через правый приток Аламедина – р. Салык.

Фото 165. Спустились на б/о «Теплые ключи».

Итоги дня:от м.н. прошли ЧХВ 6ч. 50 мин. прошли 18 км. с Коэф. 1.2., сбросили 520 м. высоты. Высота ночевки 1790 м., координаты места ночевки: N42°36.3159' E74°39.7630'.

Ходовые отрезки:9:50-10:00_ 10:00-10:30 _10:30-11:50_12:00-12:50 _ 13:00-13:45_13:55-14:55_15:40-16:50 _17:00-17:55

На базе отдыха забрали из столовой вторую заброску и разместились в гостевых домиках. В домиках душ, кроме того, администратор позаботилась о том, чтобы в каждой комнате был масляный радиатор. За ночевку обычно берут 500 сом с чел, но нам сделали небольшую скидку, взяли 400 сом/чел. Еще за 200 сом, нам в столовой приготовили ужин и завтрак (фото 165).

К вечеру в «Теплые ключи» вернулась группа Смирнова, которая относила по д.р. Аламедин заброску. Они нас угостили арбузом и дыней. После двух недель похода, это был волшебный подарок. Спасибо им большое за это! Завершился второй этап нашего похода.

Выводы и рекомендации по перевалам Туюк-Су Зап. и Алтын-Тор Зап.:

1. Пер. Туюк-Су Зап. соответствует категории 1Б.В некоторых источниках указывается категория трудности 2А (или 1Б*), но трудно себе представить, что должно измениться на перевальных взлетах, чтобы перевал стал сложнее на полукатегорию. Основным препятствием, определяющим к.т. данного перевала является прохождение закрытых ледников с двух сторон. Со стороны лдн. Туюк-Су Сев, трещины есть. На лдн. Геофака мы трещины не обнаружили, т.к. мы ледник проходили по краю, вдоль скального гребня. Ключевым участком при подъеме на перевал является преодоление бергшрунда, непосредственно под перевальной перемычкой. Мы прошли с попеременной страховкой, возможно в иных условиях, потребуется провешивание перильной веревки, например при прохождении на спуск. Южный перевальный взлет требует при прохождении уверенных навыков хождения по осыпным и снежным склонам с самостраховкой.
  2. Пер. Алтын-Тор Зап. очень интересный и не простой в прохождении перевал, соответствует к.т. 2А. При прохождении определяющего восточного перевального взлета потребуется перильная страховка. В зависимости от тактики прохождения до 4-5 веревок (200-250м.). Также потребуется хорошая индивидуальная техника при прохождении скально-снежных кулуаров и крутых снежных склонов. Под перевальным взлетом, непосредственно перед выполаживание есть широкий бергшрунд.
  3. Рекомендую при планировании прохождения обеих перевалов, закладывать как минимум один резервный день.Некоторые группы проходили эти перевалы за одни день, но при ознакомлении с этими отчетами становится понятно, что с точки зрения техники безопасности, это не совсем правильно. Второй перевал проходится как минимум во второй половине дня, и спуск производится до сумерек.
  4. 4. В горном туризме сложность переправ через реки не идет в зачет,но при планировании нитки маршрута через р. Аламедин необходимо учитывать тот фактор, что переправа достаточно сложная (в пешеходном туризме квалифицировалась бы как 2А), у нас она заняла 3 часа.

Пер. Искра Центральная(2А, 4380 м., №224).

Описание дается от б/о «Теплые ключи» до кур. Ыссык-Ата.

1.08.16 г. – пятнадцатый походный день, д.р. Салык.

Завтрак мы заказали в столовой к 8.00. Подъем в 7.00. Одна из участниц похода, Татьяна, сходит с маршрута, по причине хронической болезни. Еще одно преимущество нашей заброски состояло в том, что вот в таких случаях, не запланированных сходов с маршрута, можно все потери свести к минимуму. С вечера еще произвели перераспределение заброски. Кое-что из личного и общественного снаряжения оставили Тане, чтобы отвезла в Бишкек, в гостевой домик. Прощаемся с Таней (фото 166), немного всем взгрустнулось, расставаться не хочется. За две недели все уже привыкли друг к другу, а тяготы и невзгоды походные только закрепили эту дружбу. Но ничего не поделаешь.

В 10.20 мы выходим из базы отдыха и начинаем лениво подниматься по д.р. Аламедин. Рюкзаки снова потяжелели после заброски, но на этот раз есть одна существенная разница – этап крайний, в этом походе они больше потяжелеют. Группа Смирнова вышла в 7.40. они также свернут в д.р. Салык и мы их еще встретим.

С утра отличная погода, в небе ни единого облачка. До устья р. Салык дошли за 2 ч. 20 мин. ЧХВ. Путь знакомый, все время по тропе. Правый приток Ачикташ прошли по деревянному мосту. Вчера, при спуске под дождем нам было не до красот, но сегодня мы оценили по достоинству красоту долины Аламедин (фото 167).

Тропа в д.р. Салык начинает плавно уводить вверх от основной тропы, не доходя до моста через р. Салык (фото 168). Периодически тропа теряется на травянистом склоне. Долина ступенчато набирает высоту. Вскоре тропа выводит непосредственно к р. Салык (фото 169) и в 14.20 встаем на обед. ЧХВ от м.н. 3 ч. 20 мин. Вода в реке прозрачная, мест под палатки нет, высота 2290 м.

Фото 166-171. Подъем в труднопроходимую д.р. Салык.

В 15.40 продолжаем подъем по долине. Некоторое время тропа продолжает идти по травянистому склону, но потом начинаются камни, участки с курумником, русло реки ушло под камни (фото 170, 171). Периодически попадались турики, которые, видимо, указывали общее направление движения. В конце ходового отрезка мы упираемся в очередной тур, и тропа окончательно теряется. Далее прямо по х.д. настоящий завал из больших камней, заросли кустарников.

Здесь мы совершили ошибку, которая нам стоила двух часов времени. В поисках тропы и дальнейшего направления движения, мы обнаружили хорошую тропу, которая уводила на правый борт долины. Мы предположили, что возможно, таким образом, тропа обходит труднопроходимый участок, и доверились ей. Тропа забирает круто вверх, затем восходящим траверсом уводит от русла реки. Чем выше мы поднимались, тем очевиднее становилось, что тропа эта ложная, а вскоре она вовсе пропала. Стали попадаться козьи тропки, которые шли в сторону гребня. Мы предполагали, что тропа вот-вот начнет плавно спускаться в долину, но она уводила вверх. Участок склона, заросшего травой, кустами, борщевиками и мелкими деревьями, становился очень крутым. Пересекли небольшой ручей и остановились. Надо признаться, что это была ошибка руководителя, и ирония заключается в том, что у нас были описания Вишнякова Е., где его группа также совершили эту ошибку и об этом они предостерегали в отчете. Такова цена невнимательности! Мы повернули обратно. Да, именно обратно, как бы нам этого не хотелось, по пути подъема, т.к. попробовали прощупать склон на спуск, прямиком в долину. Он оказался очень крутым, крутизна увеличивалась, и можно было сорваться вниз.

Возвращаемся опять к руслу реки и начинаем пробиваться через заросли кустов, по большим камням и курумникам. Проходим ходовой отрезок, время уже 18.30. Ситуация становится критичной, т.к. воды нет, она идет по донному руслу под камнями, и нет мест под палатки, одни камни. По описаниям ночевки только после моренного вала, но до них еще идти и идти.

Проходим еще ходовой отрезок по крупным камням и, каким-то чудом, мы обнаруживаем на левом борту долины, две небольшие площадки под деревьями. И буквально рядышком находим маленький ручеек с чистой водой. Встаем лагерем. Время 19.00. О том, насколько нам повезло с этими площадками, мы сможем судить только завтра. Фото 172.

Фото 172. Небольшие площадки на выс.2600 м., есть вода.

Итоги дня:от м.н. прошли ЧХВ 6ч. 00 мин. прошли 10,8 км. с Коэф. 1.2., из них в зачет 5 км., набрали 800 м. высоты. Высота ночевки 2600 м., координаты места ночевки: N42°32.6188' E74°41.6355'.

Только обустроили лагерь, подровняли площадки и поставили палатки, как начинается дождь. Неужели снова возвращается непогода?

Ходовые отрезки:10:20-10:50_11:00-11:50 _ 12:00-12:50 _13:05-13:45 _14:00-14:20_15:45-16:40_16:50-17:40 _17:45-18:25 _18:35-19:00

2.08.16 г. – шестнадцатый походный день, д.р. Салык – лдн. Салык Вост.

Беспокойство наше на счет погоды были напрасны, с утра снова ясное безоблачное небо. Снова входим в наш походный ритм, подъем в 6.00, выход группы в 7.45. Берем с собой полные бутылки с водой, т.к. знаем, вода чистая будет еще не скоро.

Буквально метров сто проходим от м.н. и выходим из зоны больших камней и зарослей. Начинается участок со средней и крупной осыпью (фото 173, 174). Воды нет, она глубоко под камнями. Придерживаемся левого борта долины. Если смотреть вперед, то взгляд наш упирается в мощный моренный ригель, который горизонтально перегораживает долину. По прямой до этого ригеля до 1000м., а по высоте нужно набрать 400м. Все пространство до ригеля, как бы, зажато по бокам скальными отрогами и представляет собой среднекаменистую и крупную осыпь по середине, и конгломератные склоны по бокам . Подъем нудный и тяжелый, двухступенчатый, крутизна склона составляет порядка 30°. За два ходовых отрезка (ЧХВ 1ч. 15 мин.), в 9.15 поднимаемся на первый моренный вал, который образует естественную полочку. С самого утра идем в касках, много «живых камней», друг под другом не стоим (фото 175). Поднимались восходящим траверсом левого борта долины, выбирали путь по гребня моренных валов, где крутизна меньше и идти удобнее. Еще за 30мин. ЧХВ выходим на моренный ригель, который запирает долину в этом месте. Выглядит это как подъем на осыпной перевал, только вместо осыпи крутой до 30-35° конгломератный склон. Траверсируем в направлении видимого понижения в моренном ригеле и плотной группой выходим наверх, самостраховка ледорубами или трекинговыми палками (фото 176).

Фото 173-176. Подъем по конгломератному склону в верхнюю долину р. Салык.

Время 10.05, ЧХВ от м.н. 1 ч. 45 мин.Если бы мы вчера не нашли место для ночевки, то пришлось бы подниматься сюда. Высота 3028 м. Отсюда открывается вид на пологую часть д.р. Салык, изрезанная моренными валами и образованиями плоскость. Вдалеке, белоснежные макушки вершин (фото 177). Оглядываемся на пройденный путь, сверху долины выглядит безобидной, но пройти его еще раз, как-то не хочется. Воды по-прежнему нет.

В 10.25 продолжаем движение по моренным грядам и старому моренному ложе, заросшему травой. В 11.15 (2 ч. 30 мин. ЧХВ от м.н.), проходим справа мутное моренное озеро (фото 178). Вода в ней очень грязная, но, тем не менее, есть рядом места для палаток, высота 3188м., координаты N42°31.8440' E74°42.4298'.

Еще пройдя минут 40 ЧХВ, в моренных образованиях, посреди больших камней находим относительно чистую воду. Это талая вода, рядом видим туристов. Подойдя поближе, видим, что это участники из группы Смирнова. Время 12.05, встаем на обед, ЧХВ от м.н. 3 ч. 10 мин. Высота уже 3260 м. На юге открываются взору вершины Салык-Баши и п. З. Усеченка (фото 179).

Пока варим суп и чай, беседуем. Чуть позже подтянулся и сам руководитель Смирнов. Ребята рассказали, что стояли ночью у озерца и что дошли до него тоже поздновато. Потом сверху наблюдали за нашим подъемом и недоумевали, где мы остановились на ночь? Площадки, где мы стояли они заметили, но не видели источник воды.

После обеда, в 13.45 продолжаем подъем по изрезанной моренными валами и образованиями долине. Постоянно приходится то подниматься, то спускаться. Попадаются огромные слежавшиеся камни. Выбираем оптимальный путь среди камней, иногда прямо по камням, троп здесь нет. Иногда попадаются туры.

В 15.00 проходим еще одно очень грязное озеро. Пройдя еще немного вперед, видим в районе правого борта долины разлив р. Салык еще мутное моренное озеро. Появляется река (фото 180), идем по камням по правому б.р. и в 15.35 (ЧХВ 1ч. 30 мин. после обеда), доходим до конечной морены. На другом берегу реки группа Смирнова, видимо встала на обед.

Путь к леднику преграждает моренный вал, взбираемся на него по крупным камням и открывается взору нижняя ветвь ледника Салык Западный. Все что выше в облаках (фото 181).

Из под ледника вырывается бурный поток, перепрыгиваем по камням и начинаем подниматься по зачехленной части лдн. Салык Зап. Ледник Салык Зап., глубокой канавой, по которой течет ручей, разделен как бы на две ветви: орографически правая зачехленная моренными камнями, пологая и левая ветвь, более крутая и не зачехленная.

Фото 177-180. Верховья д.р. Салык.

Фото 181. Подъем на лдн. Салык Зап., по зачехленной ветви ледника.

Высота уже 3400 м., поднимаемся пока без «кошек», очень много камней. Крутизна небольшая, до 15-20°.

То, что начинается потом, можно назвать как некое «Шоу в Горах». Как некий подарок, в конце пути, за то, что мы дошли до этого места. Из густых облаков начинают «выплывать» высоченные вершины, практически прямо перед нами. Потом снова все покрывается «занавесом» из густого тумана. Через некоторое мгновение, следующий кадр, еще более восхитительный, еще более фантастический! И это длилось нескончаемо долго. Да, была усталость от изнуряющего подъема, но был и такой великолепный подарок, в виде вершин Кыргызстан (4876м.), Зап. Усеченка (4759м.) и Салык-Баши. К сожалению, не все участники нашей группы смогли по достоинству оценить такой «подарок». Фото 182-185.

Фото 182. Вершина Зап. Усечёнка, 4759 м.

Фото 183. Вершины: Салык-Баши, З. Усечёнка, Кыргызстан.

Фото 184. Фотопанорама в сторону вершин Усечёнка и Кыргызстан.

В 17.20 встаем на привал, лдн. Салык Зап. мы прошли. Начинается участок морены, который отделяет лдн. Салык Зап. от лдн. Салык Вост. ЧХВ от м.н. 6ч. Одной из участниц похода сегодня немного нездоровится, но нам надо пройти еще хотя бы немного, чем больше мы сегодня пройдем, тем проще будет завтра и все участники это понимают.

За ходовой отрезок траверсируем моренный участок и выходим на открытый лдн. Салык Вост. Встаем на привал и надеваем «кошки». Горная феерия продолжается, теперь уже под величавыми отвесными стенами в. Салык-Баши Зап. (фото 186, 187).

В 19.00 на пологой части лдн. Салык Вост. останавливаемся (фото 188, 189). Высота 3734 м. Примерно на этой высоте и планировалась ночевка. Подыскиваем пологие места под палатки и устраиваем лагерь. Палатки крепим ледобурами, для этого используем кроме личных, еще и общественные ледобуры.

Фото 185. Фотопанорама: Салык-Баши, З. Усечёнка, Кыргызстан.

Фото 186, 187. Под в. Салык-Баши.

Фото 188. Вид на лдн. Салык Вост.

Фото 189. 16-я ночевка на открытом леднике, выс. 3730 м.

Мимо нас проходит группа Смирнова, все это время мы шли практически вместе, в пределах видимости. Они планируют ночевку выше, завтра у них по плану пер. Салык-Ашуу, 2Б.

Итоги дня:от м.н. прошли ЧХВ 7ч. 10 мин. прошли 7,6 км. с Коэф. 1.2., набрали 1130 м. высоты. Высота ночевки 3730 м., координаты места ночевки: N42°30.2087' E74°44.0459'.

Сегодня был ударный день. По непростому рельефу мы набрали 1130 м. высоты. А завтра предстоит пройти один из красивых перевалов Киргизского хребта. Несмотря на низкую облачность во второй половине дня, осадков не было. Ночью руководитель несколько раз выглядывал из палатки, но опасения были напрасными, небо было звездное. И сегодня была, пожалуй, самая холодная ночевка, мы были открыты ветрам, снега, чтобы возвести стенки вокруг палаток, не было. Ночью температура была минус - 3-4° С. Снег не топили, вокруг было множество ручейков, стекающих по леднику, а для завтрака набрали с вечера.

Ходовые отрезки:

7:45-8:30_ 8:45-9:15 _ 9:25-10:05 _10:25-11:00_11:05-11:35_11:45-12:05 _13:45-14:40 _

15:00-15:35 _15:50-16:35_16:45-17:20 _15:30-18:05_18:35-19:00

3.08.16 г. – семнадцатый походный день, пер. Искра Центр, 2А.

Запланированный радиальный выход на в. Физматовец, через пер. Проценко, мы отменили. Становилось понятно, что он (рад. выход) ни к чему. Мы не обладали достаточным ресурсом по времени. Поход и без этой радиалки был достаточно напряженным, в физическом и техническом плане. Хорошую погоду нужно было использовать прямо по назначению, то есть на определяющий перевал.

С утра безоблачное небо, значит, как минимум до обеда погода будет хорошей. Подъем ранний, в 5.00, выход группы в 7.40. Сразу надеваем системы, т.к. впереди закрытый ледник, чтобы потом не терять на это время.

На лдн. Салык Вост. снега очень мало, тонкий слой фирнового снега, все трещины четко видны. Идем вначале в Ю-В направлении, в «кошках», без связок. Постепенно забираем левее по х.д. Крутизна небольшая, до 15°. Лдн. Салык Вост. имеет две ветви: нижняя, на которой мы ночевали, ведет к пер. Проценко и Салык-Ашуу (фото 190), а верхняя ветвь ведет к нашему пер. Искра Центр. Обе ветви ледника отделены друг от друга моренным валом. За первый ходовой отрезок поднимаемся к этому моренному валу и поворачиваем круто в восточном направлении и попадаем в небольшой снежно-осыпной карман. Высота 3830, набрали 100м. высоты. Отсюда мы поднимемся на верхнюю ветвь лдн. Салык Вост. (фото 191). Сначала подъем на седловинку, крутизна до 20°. Высота уже 3896 м., координаты N42°29.9940' E74°44.6863', время 8.40. Потом начинается крутой подъем в С-В направлении, практически ледовый «лоб», крутизна склона 35°. Фирновая корочка позволят надежно стоять и передвигаться в «кошках». Протяженность склона до места выполаживания ледника порядка 400м. (фото 192, 193, 194). В 9.00 начинаем подниматься по этому склону, самостраховка трекинговыми палками и ледорубами. В 9.45 мы наверху, высота 4062 м., координаты N42°30.1468' E74°44.8950'. Отсюда открывается шикарный вид на в. Салык-Баши и пер. Салык-Ашуу (фото 195). На перевальном взлете пер. Салык-Ашуу маленькие точечки, это группа Смирнова начала подъем на перевал. Нашего перевала пока не видно, перегиб ледника закрывает обзор.

Связываемся в две связки по 4 человека, связь между связками по рации и в 10.10. выходим на ледник. Крутизна до выполаживания 20-25°, через 15 минут открывается вид на верхнюю ветвь лдн. Салык Вост., видны перевальные перемычки пер. Искра Центр. и в. Искра. (фото 196). После перегиба крутизна ледника снова падает до 15-20°. Ледник ровный, трещин на подходе к перевалу мы не обнаружили. От точки на высоте 4062 м., до перевала 1,5 км., шли три ходовых отрезка с короткими привалами (ЧХВ 1ч. 15 мин.).

Из отчетов известно, что у пер. Искра Центр. три перемычки: северная, центральная и южная. Спуск с северной и центральной седловины сложнее, чем 2А, классический путь спуска с южной седловины. В 11.35 первая связка поднимается на пер. Искра Цент. ЧХВ от м.н. 2 ч. 50 мин., набрали 640 м. высоты.Через 15 мин. подошла вторая связка. Снеговая линия практически доходит до перевальной перемычки (фото 197).

На подъем к пер. Искра Центр.: подход под пер. взлет по закрытому лдн. Салык Вост. (С. Рериха), кр. 15-20°. Пер. взлет снежный, не выражен, крутизна 20-25°, перед выходом на перевал огромный ранклюфт.

В ранклюфт спускаемся с подстраховкой, на «три такта» и по снежно-осыпному слону выход на перевал. Тур прямо на гребне (фото 198).

Фото 190. Фотопанорама с лдн. Салык Вост.

Фото 191-194. Путь подъема на верхнюю ветвь лдн. Салык Вост.

Перевал Искра Центральная (2А, 4150м., №224)сн.-лд. с запада и с востока, соединяет лдн. Салык Вост. (С. Рериха), д.р. Салык-Аламедин с лдн. Ивероновой (Искра), д.р. Ыссык-Ата.

Высота перевала поGPS– 4377м., координаты: N42°29.9109' E74°45.7158'

Сняли записку туристов из Алматы (как в записке), горный поход 2 к.с. (??), от 29.08.2015 г. Белоусов В., Бобровский Д., Морозов А. они в свою очередь сняли записку Вишнякова Е. (ГС МФТИ, от 23.07.14 г.

Фото 195. Красивая фотопанорама пер. Салык-Ашуу и в. Салык-Баши.

Фото 196-197. Первая связка на подходе к пер. Искра Центр.

Фото 198. На седловине пер. Искра Центр.

На перевале жуткий ветер. Из описаний на спуск нам известно, что может потребоваться 6 перильных веревок, руководитель дает указание утепляться. Облака виражируют над нами, но осадков пока нет, видимость хорошая. Подкрепляемся перевальным шоколадом и раздаем сухой перекус каждому участнику. С перевальной седловины перевального взлета на спуск не видно, идет снежная мульда и за крутым перегибом ледника ничего не видно. Нам очень помогли описания Е. Вишнякова. Руководитель распределяет обязанности, одна рация у лидеров, вторая у замыкающих и третья у руководителя. Лидерами будут идти Андрей и Кира, замыкающими Данила и Сергей, руководитель будет по возможности занимать такую позицию, чтобы контролировать все участки спуска. В 13.00 начинаем спуск с перевала(фото 199).

На спуск (с южной седловины): перевальный взлет снежно-ледовый, крутизной 40-45°, отдельные участки до 50°, бергшрунд (до 6 м). Общая протяженность спуска до 550м., протяженность спуска с провешиванием перил 250м.

На спуск: провесили 5 веревок перил по 50м.

1-я веревка, станцию делаем на двух ледобурах, пришлось откопать 50-60 см снега.Лидер идет с ВКС, знаем, что внизу широкий 6-ти метровый бергшрунд. Мы очень удачно расположили первую станцию. При вертикальном спуске, мы проходили по краю берга, на пару метров сместили бы в сторону и, возможно, были бы затруднения с преодолением берга. Крутизна снежно-ледового склона на 1-м участке 40-45°. Первой веревки хватает, чтобы выйти на участок выполаживания (фото 200). Снега очень много, лидер Кира организует вторую станцию на двух ледорубах. Второй лидер группы Андрей, спускается до второй станции, и с ВКС (Кира страхует), провешивает вторую веревку. Второй веревки хватает до края второго перегиба, далее сообщает Андрей, идет вертикальный спуск. А на самом втором участке трещин нет, глубокий снег. Поэтому решили вторую перильную веревку снять, и т.о. переместить вторую станцию до перегиба. Вторую станцию делаем на двух ледорубах, и лидеры приступают к провешиванию второй веревки.

Одновременно, с освобождением 1-го участка, остальные участники, используя СУ, проходят первую веревку (фото 201). И, используя для самостраховки ледоруб, подходят ко второй станции.

Замыкающий Сергей спускается по сдвоенным перилам, сдерг «ледобуром-самовывертом», с помощью 4мм. репшнура. Край огромногобергшрунда, проходим по снежному мосту.

2-я, 3-я, 4-я и 5-я веревки мы провешиваем подряд.Т.к. мы работаем с 4-мя веревками, то проблем с нехваткой веревок нет. Единственное о чем мы пожалели, что не взяли у Тани ее ледоруб. У нас оставалось нечетное количество ледорубов (семь штук). А все остальные станции (5 станций) мы делали на ледорубах. Из-за этого скорость спуска немного снизилась, приходилось ждать пока сдернут станцию. На всех участках был глубокий снег, иногда попадались мелкие трещины. Только на 4-й веревке был короткий участок, где под снегом был лед (фото 202-208).

Фото 199-206.Спуск с пер. Искра – 5 перильных веревок.

Тактика и техника на спуск на этих участках, как и на первом: лидер на всех участках с ВКС, участники спускаются с ИСУ, замыкающие – по сдвоенным перилам, сдерг «ледорубным крестом». Крутизна склона 40-45°, в конце 5-й веревки начинается выполаживание до 35°. Поэтому после 5-й веревки спускаемся на «три такта», склон постепенно выполаживается до 25° и далее пологий участок открытого ледника, на котором все собираемся. Фото 209-210.

Выводы и рекомендации по пер. Искра Центр. будут даны ниже.

В 16.30 вся группа собирается на открытом леднике, т.о. ЧХВ на спуск заняло 3 ч. 30 мин. Высота 4040 м. ЧХВ от м.н. 6 ч. 20 мин.

Снимаем обвязки, бухтуем веревки, из специального снаряжения оставляем только «кошки» и каски. В 17.00 начинаем спускаться по леднику Ивероновой (фото 211).

Время еще есть, решили не вставать на леднике, а поискать ночевки на морене. Преодолеваем короткий участок открытого ледника и продолжаем спускаться по снежнику, прямо по линии падения воды. На снежнике начинаются подталины, снимаем «кошки» и переходим на моренные валы и образования. Идти по такому рельефу очень неудобно, хаотичные образования: конгломератные склоны, чередуются осыпью и моренными грядами. Поднимаемся на гребень одного из таких валов и идем по нему (фото 212). Крутизна склона до 25-30°. Нет ни воды, ни ровных площадок под палатки. Сбросили высоту до 3500м.

Все уже порядком устали, одни предлагают идти дальше до оз. Ортокёль, другие – вставать на ночевку. И рады бы встать, но где? Время 18.00. В очередной раз Дима Виленц выручает всю группу, каким-то чудом находит отличные места для стоянки. Воды в чистом виде нет, но есть участок снежника, сверху покрыт моренной пылью и камнями. Убрав верхний слой снега, докапываемся до чистого снега. Газа у нас предостаточно. (Координаты и фото этого места даны ниже).

Один из красивых дней похода позади. Один из редких дней похода, когда не было осадков. Техническая часть похода завершена, все определяющие перевалы пройдены, остался спуск к кур. Ыссык-Ата. За ужином проводим совещание и принимаем решение спускаться до Ыссык-Ата плавно, разбив спуск на два дня: на завтра спуститься к слиянию с р. Быты, а на следующий день до курорта. Как показал следующий день, такое решение было оправданным

Итоги дня:от м.н. прошли ЧХВ 7ч. 10 мин. прошли 6,8 км. с Коэф. 1.2., набрали 650 м. высоты и сбросили 820 м. Высота ночевки 3560 м., координаты места ночевки: N42°29.7685' E74°46.9596'.

Выводы и рекомендации по пер. Искра Центр.:

1. 1. Пер. Искра Центр. - один из красивых и высоких перевалов 2А, в Киргизском хребте, соответствует категории сложности 2А (+), с несколько превышающей сложностью для данной к.т. определяющая сторона перевала, восточная, В нашем случае на спуск с южной седловины: провесили 5 перильных веревок, в т.ч. 4 веревки подряд.
  2. 2. У перевала три перевальные седловины. Спуск с северной и центральной седловин сложнее и может соответствовать к.т. 2Б. Для походов 3 к.с. оптимальный путь спуска (подъема) с южной седловины.
  3. 3. Определяющее влияние на сложность перевала, окажет наличие снега на перевальном взлете. Выбор тактики и техники на спуск (подъем) группа должна сделать после конкретной оценки снежной обстановки на местности.
  4. 4. При спуске с перевала, под первым перегибом расположен огромный 6-ти метровый бергшрунд. Рекомендуем первую станцию организовывать левее по х.д. (севернее), т.о. берг пройдется в сужающейся части, без образования маятника на перилах.
  5. 5. Места ночевки при подходе к перевалу с запада: на лдн. Салык Вост. После спуска: или на лдн. Ивероновой, или на месте нашей ночевки (координаты выше даны), на высоте 3560 м.

Фото 207-212. Спуск с пер. Искра к месту ночевки на выс. 3500м.

4.08.16 г. – восемнадцатый походный день, спуск по д.р. Ыссык-Ата.

Восемнадцатый день похода. Подъем свободный, руководитель дает возможность выспаться, спешить теперь некуда. С утра великолепная погода, разбираем вещи, сушимся (фото 213). После завтрака в 10.10 начинаем спуск.

Возвращаемся на наш вчерашний путь и продолжаем спускаться по моренным грядам. Общая крутизна склона порядка 25-30°. Вскоре открывается вид на верховья д.р. Ыссык-Ата Сев (фото 214) и на саму долину реки внизу под нами (фото 215). Еще немного и открывается вид на протяженное озеро Ортокёль (фото 216), в длину озеро растянулось на 1500 м. Отсюда начинается самый тяжелый и неприятный участок спуска в д.р. Ыссык-Ата Сев. Общая протяженность спуска порядка 1000 м. по крутому конгломератному склону, крутизной до 30°, на отдельных участках до 35°. Идет сброс высоты на 500 м. Выбираем наиболее оптимальный путь для спуска: либо по гребешкам, либо зигзагами по подвижной осыпи, очень много «живых камней». Нужно соблюдать все меры предосторожности, для самостраховки используем трекинговые палки и ледорубы. Фото 217, 218

В 11.45 мы спускаемся вниз. На левом б.р. отличные места для стоянок, чистейшая вода в ручьях. Высота 3000 м., координаты N42°29.5732' E74°47.9714'.

Набираем чистой воды, умываемся и в 12.10 по хорошей тропе продолжаем спуск. Проходим оз. Ортокёль и продолжаем идти по левому б.р. Долина в этом месте необыкновенно красива (фото 219, 220). В 13.15 (ЧХВ от м.н. 1 ч. 40 мин.) у чистого ручья встаем на обед (фото 221).

Фото213-218.Спуск по д.р. Ыссык-Ата Сев. - верховья.

Фото 219. Д.р. Ыссык-Ата в этом месте необыкновенно красива.

Фото 220-223. Спуск по д.р. Ыссык-Ата Сев.

Обедаем почти два часа, стоит переменная облачность. После обеда проходим еще одно озеро, после которого до этого пологая долина снова набирает крутизну и ступенчато обрывается вниз. Затем попадаем на протяженный участок (500м.) с конгломератным склоном, подступающим до среза воды. Очень осторожно проходим этот участок (фото 222). Нижняя часть долины вся в облаках. В 16.00 проходим мимо хорошего моста (высота 2754 м., координаты: N42°31.6975' E74°49.8659') на правый б.р. Ыссык-Ата и делаем привал у огромного валуна с трещиной посередине (фото 223, 224). Поблизости от камня есть хорошие места для стоянок. Мост на карте обозначен, а огромный валун обозначен как ск. Джарташ.

Фото 224. Необычный валун-скала Джарташ.

В 16.25 продолжаем спуск по левому б.р. Через 10 мин переходим по камням первый левый приток Ыссык-Ата Северный и далее тропа уходит в сторону от основного русла реки, поднимается траверсом на травянистый гребень и затем серпантином спускается вниз. Появляется густая растительность, кусты, деревья. Тропа выводит к короткому конгломератному спуску, после чего тропа снова идет вдоль реки. Проходим место, где образовался естественный брод реки, огромные валуны перегородили поток реки. По ним, при необходимости можно перейти на правый б.р. Ыссык-Ата Сев и пройти в д.р. Быты (на карте тропа обозначена) (фото 225). Высота этого места 2513 м., координаты: N42°32.6681' E74°51.4910'.

Фото 225. Естественный брод на правый б.р. Ыссык-Ата. Сев.

Продолжаем идти левым б.р. и вскоре подходим к еще одному неприятному участку, где тропа проходит под отвесными конгломератными склонами. После этого участка открывается вид на место слияния рек Ыссык-Ата Сев и Быты. Через 30 мин. мы спускаемся к левому б.р. Ыссык-Ата. Снова прошли по гребню, вдалеке от места слияния рек. Нашли отличные травянистые площадки под деревьями. Время 18,00, ставим палатки. К вечеру прошелся небольшой дождь.

Итоги дня:от м.н. прошли ЧХВ 3ч. 55 мин. прошли 13,8 км. с Коэф. 1.2., сбросили 1220 м. высоты Высота ночевки 2340 м., координаты места ночевки: N42°33.0076' E74°52.5040'.

Спуск от перевала Искра Центр. до слияния рек Быты и Ыссык-Ата, достаточно трудоемкий. Приходилось преодолевать труднопроходимые конгломератные склоны, участки с курумником, крутую подвижную осыпь. Если спускаться непосредственно от ледника, то перепад высот составит больше 1700м. Мы не ошиблись в том, что этот спуск разбили на три дня. Это дало нам возможность спокойно сойти с маршрута, подготовить организм к низким высотам. Если бы данный участок спуска попался нам в начальные дни похода, то нам пришлось бы очень тяжело. Мы же, уже за больше чем двухнедельное пребывание в горах, притерлись к особенностям рельефа Киргизского хребта. До конца нашего маршрута осталось 6 км.

Ходовые отрезки:10:10-11:45_12:10-13:15_ 15:05-15:40_ 15:55-16:15_ 16:25-16:55_17:10-18:00

5.08.16г. – девятнадцатый походный день, спуск в кур. Ыссык-Ата.

Заключительный день похода!

Подъем в 7.00. Неспешно собираемся, завтракаем и в 10.10 выходим. Тропа продолжает идти по гребню левого борта долины. Через 20 мин. ЧХВ проходим левый приток Ыссык-Ата. Сразу за притоком кош и тропа круто сворачивает вниз к реке и далее идет вдоль русла реки. Поток в р. Ыссык-Ата мощный. В 10.40 доходим до деревянной изгороди, которая запирает проход в долину реки, видимо, чтобы скот самовольно не проходил. Здесь поджидаем отставших из группы. Высота 2200м., появляется сотовая связь. Связываемся с представителем «Ак-Сай Трэвел» и членами МКК в Москве и сообщаем о завершении похода.

В 11.10 продолжаем идти по хорошо набитой тропе. У очередного притока снова встаем на привал. На противоположном берегу реки из теснин вырывается водопад. На всем протяжении спуска наблюдали тропу и на правом б.р., но о состоянии и тропы судить сложно.

Фото 226. Курорт Иссык-Ата.

Фото 227. Переходим на правый б.р. Ыссык-Ата.

Еще немного проходим по тропе и внизу уже видны строения курорта. За 20 мин. ЧХВ подходим к курорту Ыссык-Ата. Внизу видим мост, спускаемся к нему и переходим на правый б.р. и далее выходим к строениям (фото 226, 227). Поход завершен!

Мы оказались непосредственно на территории курорта. Отсюда тоже ходят маршрутки до Бишкека, но в основном переполненные. Мы спустились вниз, и вышли за ворота курорта. Нашли таксистов, которые согласились отвезти нас в Бишкек. Нашли две машины по 1000 сом каждая.

Весь день была отличная погода.

Итоги дня:от м.н. прошли ЧХВ 1ч. 35 мин. прошли 7,2 км. с Коэф. 1.2., сбросили 460 м. высоты Координаты курорта: N42°35.7479' E74°54.3144', высота 1880 м.

Ходовые отрезки:10:10-10:40_ 11:10-11:55 _12:20-12:40

ПС. Если бы мы не использовали резервные дни, то, скорее всего, успели бы и на оз. Иссык-Куль побывать. К сожалению, в этот раз не получилось. Кто-то сразу улетел домой, у кого-то была своя индивидуальная культурная программа отдыха.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Выражение, «в горах опасно все!», - как никогда актуально в отношении Киргизского хребта. В техническом описании, при описании прохождения перевалов, подходов к перевалам, рек, каких-то отдельных участков даны подробнейшие характеристики в отношении опасности тех или иных участков и даны «выводы и рекомендации» по их преодолению. Повторяться здесь не имеет смысла, лишь кратко подчеркнем основные моменты.

Во время подходов к перевалам и спусков по долинам рек, бродов рек:основную опасность представляют конгломератные склоны, со средней и крупной осыпью, иногда эта осыпь подвижная, много «живых камней». Протяженность этих участков от нескольких десятков метров, до 600-1000м. Крутизна от 25-30 гр., до 35-40 гр. (после Дмитровского спуск в д.р. Ала-Арча, правый берег р. Ала-Арча, д.р. Салык, д.р. Ыссык-Ата Сев.).

Долины рек Аламедин, Ала-Арча (на западе), Ыссык-Ата (на востоке) - является основными водостоками с ледников Главного Киргизского хребта. Долины этих рек имеет крупные притоки. Ледниковый характер питания этих рек привносит свои особенности в суточные колебания уровня воды в этих реках. Броды этих рек представляют серьезную опасность и нужно тщательно планировать места бродов, варианты обхода и т.п. Брод р. Аламедин занимает особое положение в нашем отчете.

Закрытые и открытые ледники также представляют потенциальную опасность:подход практически ко всем перевалам проходил через закрытые и (или) открытые ледники. Маршрут проходил по участкам мощного оледенения. О ширине и глубине трещин можно было судить при прохождении открытого лдн. Туюксу Сев. на многих закрытых ледниках мы обнаруживали трещины (лдн. Адыгине, Туюксу Сев.).

Горные перевалы:перевалы, которые мы прошли, соответствуют той категории трудности, которая им присвоена. Несколько превышает по сложности присвоенную к.т. в 2А - пер. Искра Центр. Возможно, было бы правильно его обозначать в справочниках как перевал 2А*.

Из всех пройденных перевалов потенциально наиболее опасным является пер. Дмитровский (1Б), в виду повешенной камнеопасности. Все необходимы рекомендации по этому перевалу даны в разделе «техническое описание».

Еще один фактор, несущий в себе потенциальную опасность, непогода в горах:во время похода мы испытали на себе мощь горных ветров, грозу, дождь, снег. Многие отмечали, что сезон в этом году выдался дождливым.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте.

Маршрут привлекает, прежде всего, великолепными горными вершинами, хребтами и перевалами.

Мы посетили 4 долины, пересекли Главный Киргизский хребет и побывали в наиболее интересных с туристской точки северных отрогах Киргизского хребта.

Подбор перевалов был осуществлен таким образом, что позволял на местности ознакомиться со всеми видами горного рельефа:

На первом этапе красивый снежно-ледовый подъем пер. Центральный и мы прошли буквально в двух шагах от величественного перевала Ледовый, 3А. Сквозное прохождение пер. Дмитровский принесло огромное моральное удовлетворение,т.к. очень много вопросов относительно этого перевала оставались без ответа и теперь все эти вопросы сняты с повестки дня.

Во втором этапе мы провели две ночевки на леднике и любовались незабываемыми видами на перевалы и хребты в цирке пер. Туюк-Су Зап. И, конечно, всем запомнился мощный открытый ледник Туюк-Су Северный.

Но самыми незабываемыми видами нас побаловал третий этап похода. При подъеме на лдн. Салык Восточный, необыкновенно просто смотрелись вершины Кыргызстан, Усеченка и Салык-Баши. То все покрывалось густым туманом, то вдруг, перед тобой из тумана выступает огроменная вершина. Такое не забывается! Ну и, безусловно, изюминкой третьего этапа и всего похода, явился красивейший пер. Искра Центральный.

Дополнительные сведения о походе: географическая и климатическая характеристика района похода и связанные с ними особенности действия туристов. Перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения и другая характерная для данного вида маршрута полезная информация.

Географическая и климатическая характеристика района и связанные с ними особенности действия туристов

Киргизский хребет, протянувшийся на 400 километров с запада на восток на севере Киргизии, замыкает с юга долину реки Чу. Гребень его простирается примерно в 50 километрах к югу от Бишкека, который, собственно, расположен на террасе, образованной выносами рек Аламедин и Ала-Арча. В их верховьях находятся наиболее высокие вершины хребта: пики Семенова-Тяньшаньского (4875 м), Западный Аламедин (4856 м) и Корона (4860 м).

Климат района, в целом континентальный, однако сложность и расчлененность рельефа вызывают значительные контрасты в температурах и степени увлажнения. Лето влажное и прохладное.

Районы наибольшего оледенения сосредоточены не столько в зоне Главного Киргизского хребта, сколько в его северных отрогах. Наиболее подвержены этому фактору, а также и наиболее интересны со спортивной точки зрения Аламединский и Ала-Арчинский отроги.

Многие сложные перевалы сосредоточены в окрестностях наивысших вершин района, что определяет более высокую вероятность плохой погоды в этой части хребта. На восток и на запад высота его снижается, уменьшается сложность перевалов и увеличивается число дней с хорошей погодой. Следует, однако, иметь в виду, что рассчитывать на большое количество солнечных дней в походе не приходится, так как уже само существование довольно мощных еловых лесов на склонах северных отрогов хребта свидетельствует об изрядном количестве осадков.

Еще одной характерной особенностью, о которой следует упомянуть, являются обширные осыпи и моренные отложения, оставленные отступающими ледниками. Ручьи и речки зачастую просто уходят под их каменистый покров, и это одно из следствий того, что хребет в основном сложен из легко разрушающихся пород, а место расположения наиболее высоких вершин привязано, как и следует ожидать, к наиболее прочным скальным массивам.

Растительность в соседних долинах может разительно отличаться: если в долинах Иссык-Аты и Аламедина растет арчевый лес, то в долине Ала-Арчи стоят огромные тянь-шаньские ели.

В районе большое количество перевалов 1А, 1Б к.с., достаточно много перевалов 2А, 2Б к.с., все более увеличивается число сложных перевалов 3А, 3Б к.с. в районе Киргизского хребта можно проводить походы от 1 до 6 к.с. Перевалы района весьма техничны и разнообразны по своему характеру. Южная и северная сторона перевалов (как и стороны главного хребта) резко отличаются. На севере - снег и ледовые стенки, на юге - осыпи и разрушенные скалы. Изменение направления прохождения перевала может принципиально изменить тактику и технику. Подходы отличаются резкими перепадами высот, буйной растительностью, иногда отсутствием мостов через реки - в общем, достаточно напряженны в физическом плане. Из подножного корма встречается лук, смородина, земляника, грибы. Пастушьих кошей немного, поскольку значительная часть хребта - национальный парк. В долинах, примыкающих к горным поселкам, пастухи выпускают в верховья табуны лошадей, встречаются яки.

Район в последнее время становится все более популярен ввиду удобных подъездов, небольшой удаленности от города, высокой техничности маршрутов.

Все большее значение при формировании транспортной логистики высокогорной части района играют потоки приезжей альпинистской и туристской публики. Альплагерь «Ала-Арча» вновь занимает свои позиции, утраченные когда-то - теперь многие альпмероприятия проводятся здесь на постоянной основе, почти круглогодично. В Бишкеке работает несколько турфирм, специализирующихся на обслуживании клиентов в районе Киргизского хребта - это, собственно восхождения на вершины в окрестностях альплагеря «Ала-Арча», а также сопровождение треккинговых групп в северных долинах главного водораздела.

Особенно привлекательными в плане горовосхождений все-же остаются - так называемая «Аксайская подкова» и район Аламединской стены с удобными подходами, красивыми и технически сложными маршрутами.

Перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения.

Общественное снаряжение (на 8 чел.)

Вес, кг.

Экран 1

Экран 2

Командирский набор

GPS - навигатор (+ запасные батарейки)

0,25

0,6

Петли расходные

0,8

Репшнур расходный 8мм. - 10м.

0,37

Карабины (6 шт.)

0,45

Ледобуры (6шт).

0,72

Репшнур для сдерга ледобура (4мм*50)

0,48

Крем от солнца (4 шт)

0.2

Зеркальный фотоаппарат

Газ из расчета 55г/чел. в день. На 1-й этап 8 балон. на 2-й – 5 балон. на 3-й – 6 балон. (баллоны с газом 450 граммовые). Всего 8550гр. газа.

Всего несколько перекусов было без горячего чая или супа.

Личное специальное снаряжение.

Ледоруб

Каска

Обвязки (вер+низ), 5м. основной на обвязку, репшнур 6мм. (прусик), прусик длинный.

Карабины по 5 шт., + жумар+«восьмерка»,

Ледобур личный

Очки солнцезащитные

«Кошки»

Палки трекинговые (по желанию).

Рукавицы для работы с веревкой

Личное снаряжение.

Рюкзак.

Накидка от дождя на рюкзак.

Спальник.

Коврик, сидушка.

Фонарик налобный.

Пластиковая бутылка для воды (1л)

Гамаши (фонарики)

Одежда.

Ботинки горные

Кроссовки легкие или тапки на застежке.

Куртка+штаны водо/ветрозащитные

Плащ (накидка от дождя)

Флиска теплая (полар)

Одежда на ходьбу (верх - с длинным рукавом, штаны - длинные)

Одежда на сон (термобелье)

Кепка, панамка

Шапка теплая

Перчатки.

Белье

Носки простые (2-3 пары) или трекинговые

Носки термо (теплые)

Пуховка (для Эльбруса)

Прочее

Билет, паспорт заграничный, страховка на группу.

Спички, зажигалка КЛМН зубная щетка туалетная бумага.

Личная аптечка (лекарства от личных болезней, эластичный бинт, пластырь)

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Затраты в походе

п/п

Наименование трат

На чел.

(руб/сом)

Всего (руб/сомы)

Затраты до похода:

Газ с доставкой в Бишкек

Страховка в СК «Согласие»

3042,5

Гостевой дом в Бишкеке

6чел*500=3000

Трансфер: Бишкек-«Тепл кл»-«Ала-Арча»

За въезд в заповедную зону

За хранение заброски №1

За хранение заброски №2

Первая ночевка в «Ала-Арче»

1500 (6 чел)

Вторая ночевка в «Ала-Арче»

2000

Ночевка в «Теплых ключах»

Завтрак и ужин в «Теплых ключах»

Трансфер: «Ыссык-Ата-Бишкек»

2000

Всего затраты:

31457,5

Таким образом, если учесть, что половина этой суммы ушла на авиа перелет до Бишкека и обратно, бюджет похода в 16 000 р. не плохой показатель для похода по Тянь-Шаню. Плюс у каждого были личные траты на еду, на сувениры, такси по городу и до аэропорта и прочее.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Все цели и задачи, которые стояли перед нами – были выполнены!

Поход проводился в рамках школы горного туризма специализированного уровня, проводимого ФСТ Московской области. Выбранный район и маршрут позволил полноценно осуществить отработку, полученных на теоретических занятиях знаний и навыков. Во время похода проводились учебно-тренировочные занятия, согласно утвержденного плана. Пройден полноценный, интересный и насыщенный горный поход 3 категории сложности. За 19 ходовых дней прошли 149,1 км (с учетом коэффициента 1.2), из них в зачет пошли 131,4 км.

Суммарный набор и сброс высоты составил: 15770м,

ЛП в зачет: 2А – 3 шт., 1Б – 4 шт.

Маршрут пройден без изменений. Было незначительное сокращение маршрута, в виде отмены радиального выхода на в. Физматовец, согласованное с МКК на этапе подготовки к походу. Маршрут проходил в непростых погодных условиях, было использовано два резервных дня, надобность в усложнении маршрута отпала сама собой, и радиальный выход был отменен.

Общие итоги:

Во время похода участники получили необходимый туристский опыт и навыки, необходимые для прохождения скально-осыпных и снежно-ледовых перевалов, для работы на перилах, в целом, для участия в походе 4 к.с. Все участники, кроме Татьяны, маршрут прошли полностью(Татьяна сошла на третьем этапе, по причине обострения хронической болезни).

Также участники группы получили огромный опыт при прохождения вброд горных рек и при преодолении крутых конгломератных и осыпных склонов, подступающих к руслам рек. Особо хочется отметить переправу вброд через р. Аламедин, которая (переправа) проходила под дождем, в условиях полноводья реки.

Заслуживает внимания и тот факт, что было организовано три ночевки на ледниках, на высоте почти 4000 м.Участники группы получили опыт в организации бивуака на леднике, в сооружении снежных стенок, в укреплении палаток на открытых ледниках.

В плане исследовательском.В ходе похода удалось осуществитьсквозное прохождение пер. Дмитровский и разобраться с месторасположением этого перевала,т.к. до этого была определенная путаница.

Подробнее об этом изложено в п. 2.1. «Элементы новизны» и в п. 2.6.3. «Техническое описание прохождения пер. Дмитровский»

Т.о., выбранный район идеально подошел для организации и проведения УТС в рамках ШГТ специализированного уровня.

Криминогенная ситуация в Киргизии спокойная. Местное население к туристам относится благожелательно.

Общие рекомендации:

С середины июля по начало августа 2016 года, выдалось на Киргизском хребте очень дождливым, что сказалось при прохождении маршрута. Как правило, после обеда набегали тучи, и портилась погода. Спуск с 4-х перевалов из 7-ми, проходил при условиях ухудшающейся погоды: сильный ветер, снег, дождь. Этот фактор нужно учитывать при подготовке к походу в данный район. Закладывать в маршрут как минимум 1-2 резервных дня на каждый этап, не менее 3-4 дней на весь поход.

При подготовке и планировании походов в район Киргизского хребта, нужно учитывать характерную для данного района особенность рельефа:

- на короткие расстояния приходятся большие перепады высот. В некоторых долинах есть проблемы с чистой водой (д.р. Туюк, Салык). Нужно более тщательно продумывать предполагаемые места ночевок

- спуск (подъем) в долину часто проходит ступенчато, приходится преодолевать крутые протяженные конгломератные склоны. Требуются очень хорошие навыки ходьбы по осыпным склонам

- еще одна особенность района – перевалы района чаще всего односторонние, с определяющей стороной на спуск или подъем. При подборе перевалов, желательно учитывать этот момент, чтобы участники получили разносторонний опыт подъема и спуска по различным видам рельефа. Как правило, северные склоны снежно-ледовые, а южные – осыпные.

Приложения:

- прилагается обзорная и подробная карта маршрута

- фотографии определяющих препятствий и наиболее интересных объектов с похода вставлены в текст отчета и прилагаются в электронной версии отчета

- треки и точки с похода

- электронная версия отчета на сайте: ФСТ Дмитровского района МО и на сайте Mountain.RU

- перевальные записки и копия маршрутной книжки

Использованные материалы, карты и фотографии. Слова благодарности.

При подготовке к походу, во время похода и для составления отчета использовались следующие материалы и сайты:

1. Перечень классифицированных перевалов Киргизского хребта на Mountain.RU. http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/sev_tsh.shtml
  2. Классификатор вершин Киргизского хребта http://ullutau.ru/classifier/?id=199
  3. Схема-хребтовка Киргизского хребта на сайте ТК Вестра, там же список перевалов и схема в формате Garmin IMG, для заливки в GPS http://westra.ru/reports/tianshan/kirgmap.html
  4. Список перевалов Киргизского хребта и карта-хребтовка на сайте Горного ТК МГУ http://www.geolink-group.com/tourclub/library/kirgiz/index.html
  5. Другая полезная информация по Киргизскому хребту на сайте Горного ТК МГУ http://www.geolink-group.com/tourclub/library/kirgiz/index.html
  6. Полезная информация по Киргизскому хребту на сайте секции горного туризма при НГУ, карта-хребтовка, список перевалов, много отчетов: http://mountain.nsu.ru/wiki/D09AD0B0D182D0B5D0B3D0BED180D0B8D18F:D09AD0B8D180D0B3D0B8D0B7D181D0BAD0B8D0B9_D185D180D0B5D0B1D0B5D182
  7. 7. Геоинформационная система Google Планета Земля - Google Earth http://www.google.com/earth/download/thanks.html
  8. Отчет о горном походе 3 к.с. по Киргизскому хребту в июле 2014 г., рук. Е. Вишняков (ГС МФТИ), г. Долгопрудный. Инфа по пер. Мин-Джылкы Ашу, Искра Центр., долины рек: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7799
  9. Отчет о горном походе 3 к.с. по Киргизскому хребту в августе 2009 г., рук. А. Костогрыз (Донецкий клуб СТ), инфа по пер. Джеламыш, Центральный, Туюк-Су Зап., Алтын-Тор Зап., долины рек: http://travel.1024.info/text/hike/20090806-tien-shien.html
  10. Отчет о горном походе 3 к.с. по Киргизскому хребту в июле-августе 2015 г., рук. Г. Политова ((т/к Вестра), инфа по пер. Джеламыш, Мин-Джылкы Ашу, д.р. Адыгине (отчет прислала по почте).
  11. Отчет о горном походе 3 к.с. по Киргизскому хребту в августе 2006 г., рук. Р. Киреев (СК им. Н. Гастелло, г. Уфа), инфа по пер. Джеламыш, Центральный, Дмитровский, Туюк-Су Зап., Алтын-Тор Зап., Искра Центр., долины рек. http://tourmuseum.ru/ch-up2007/otchety/kireev-06/index.html
  12. Отчет из ЖЖ (живой журнал) «Проект «КЫргЫзия». Часть VII. Пер. Дмитровский-спуск …или 1Б бывают разные», Константина Белова о сквозном прохождении пер. Дмитровский в июле 2007 г. (технический отчет прислал мне по почте) http://cy-beer.livejournal.com/45529.html http://cy-beer.livejournal.com/2007/09/15/
  13. Отчет о горном походе 2 к.с. по Киргизскому хребту в июле-августе 2015 г., рук. О. Лукьянов (т/к «Vitalis», г. Уфа), инфа по пер. Алтын-Тор Ашу (наш запасной), долины рек http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7583
  14. Отчет о горном походе 3 к.с. по Киргизскому хребту в июле-августе 2014 г., рук. О. Лукьянов (т/к «Vitalis», г. Уфа), инфа по пер. Искра Центр, долины рек http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7599
  15. Отчет о горном походе 4 к.с. по Киргизскому хребту в августе 2007 г., рук. Г. Мехоношина (т/к. Меридиан, г. Пермь), инфа о восхождение на в. Физматовец, через пер. Проценко http://meridian.perm.ru/03_reports/kirgizsky2007_4/kirgizsky2007_4.shtml
  16. Великолепные фото Кирилла Спирина из горного похода по Киргизскому хребту http://spirin-foto.livejournal.com/109098.html

Карты и фотографии даются в приложении. В отчете использованы фотографии участников похода: Д. Виленц, А. Арутюняна. Фотографии в полном объеме можно посмотреть на сайте ФСТ Дмитровского района http://www.fst-dmitrov.ru/ , а также в электронном приложении к отчету с размером по ширине 1280 пкс.

Выражаю благодарность за помощь и предоставленную информацию по району - Евгению Вишнякову, Анатолию Репетею, Олегу Лукьянову, Юрию Грецову, Александру Фефелову и, безусловно, Юрию Траченко за услугу по доставке газа в Бишкек.

ПС. Отчет составлен в соответствии с типовой формой отчета о спортивном туристском маршруте Приложение 3 (к части 2) Правил вида спорта «Спортивный туризм» (утверждены приказом Минспорта России от “22” июля 2013 г. № 571).

Отчет утвержден МКК Московской области «11» ноября 2016 года.