Полезное > Обзоры печати и кино >

Автор: Евгений Буянов, СПб

Вышли книги В.Г.Карелин «Поэнг-Ур – высшая уральская гора»
Ю.С,Ицкович «Школа выживания с уроками приключений и приключения школы»

Небольшими тиражами вышли две книги, которые я имел возможность получить в дар от их авторов с добрыми пожеланиями. И в благодарность авторам я хочу о них оповестить тех, кому эти книги могут быть интересны, сообщив кратко о содержании этих книг после их прочтения.

Владислав Георгиевич Карелин, - заслуженный путешественник России, действительный член РГО и мастер спорта по туризму в издательстве «Уральский рабочий» выпустил в 2016 году книгу «Поэнг-Ур – высшая уральская гора». В этой книге на 80-ти страницах с 78 рисунками рассказано о мансийской горе «Поэнг-Ур», более известной туристам, как гора «Народная» (1895 м) – высшей точке и Приполярного Урала и всех гор Урала. Формат 8х213х290 мм.

Ниже я привожу сканы введения, оглавления книги и двух страниц с иллюстрациями. Книга содержит результаты исторического исследования автора об открытии и исследовании этой горы разными путешественниками-первопроходцами, изыскателями и туристами. Рассказано обо всём районе Приполярного Урала, о подходах к горе и о маршрутах туристов. Приведены исторические снимки карт, фотографии исследователей и цветные фото самой горы и панорамы окружающих её вершин. Приведено фото рукописной страницы А.Регули и фото туристских групп на склонах и на вершине горы.

Страница 3 - Введение

Страница 79 - Содержание

Страница 68. Вид на гору и вид с горы на верховья реки Народа (фото А.Вашкова).

Страница 70. Вид на Народную с горы Манарага (фото А.Вашкова) и вид с юго-восточного плеча г. Подкова на запад (фото Г.Ильясова)

Карелин прислал мне эту книгу в подарок с комментарием: "Евгению Вадимовичу Буянову. В память о "жарких" контактах по северо-уральской проблеме, от автора, Екатеринбург, 08.08.2016, Подпись". Я ему позже выслал в дар свою книгу «Тайна гибели группы Дятлова».

Книга Юрия Соломоновича Ицковича «Школа выживания с уроками приключений и приключения школы» подготовлена «Клубом альпинистов Санкт-Петербурга» в 2017 году (презентация состоялась на встрече ветеранов альпинизма Санкт-Петербурга 19.04.2017 года), 170 страниц, 284 черно-белых иллюстраций, обложка с оборотами – цветные, тираж 200 экз. Ниже приводятся 1, 3 и 4-я страницы обложки, предисловие (стр. 3-4), страница 5, перечень статей Ю.С.Ицковича для издательства «Альпинисты Северной столицы» (некоторые статьи есть в этой книге) и оглавление на стр. 168-169. Формат 8x202x292 мм. Ю.С.Ицкович был и альпинистом (имел 1 разряд) и туристом (дважды «с нуля» выполнял норматив мастера спорта).

Передняя стр.1 обложки

Книга Юрия Соломоновича – во многом автобиографическая и увлекательно рассказывает о его походах, его друзьях и восхождениях. О победах и тяжёлых утратах. О своей жизни, начиная с детства до настоящего времени.

Вместе со своим братом-близнецом Владимиром и со своими друзьями Юрий Ицкович совершал туристские походы в «экстремальном» ключе, - на грани выживания. Эти походы тогда не всегда укладывались в рамки «официальных ограничений», принятых в альпинизме и туризме. К сожалению, они не избежали на этом пути тяжёлых потерь. При восхождении на пик Коммунизма в 1977 погибли Алексей Морозов (он не выдержал высоты восхождения и умер от сердечной недостаточности) и Елена Павлицкая (сорвалась на спуске, - ошибку допустили вследствие отвязывания от верёвки на опасном участке). При срыве Павлицкой сорвался Юрий, и едва не разбился. После этой трагедии он решил отдать часть жизни для сохранения памяти своих товарищей и искупления «вины» поступками жизни, а не уходом от неё и не забвением неудач, а правдивым рассказом и о них. Долгое время Ю.С.Ицкович сотрудничал с известным врачом-альпинистом Г.Г.Андреевым и писал статьи для издательства «Альпинисты Северной столицы» (я с ними иногда встречался и беседовал в издательстве). Многие статьи были воспоминаниями и проблемами выживаемости в тяжёлых условиях походов и восхождений. Брат-близнец Юрия Владимир умер в 2004 году после тяжёлого несчастного случая на лыжной трассе: при соревнованиях на него «наехал» спускающийся с горы лыжник, который очень неосторожно «вылетел» против хода трассы соревнований.

Понятно,- человек с возрастом «за 80» уже может подвести и осмыслить главные итоги, вспомнить о друзьях и сослуживцах, об успехах и потерях, - обо всех прожитых годах жизни. Мне книга близка не только рассказами о горах, но и рассказами инженера и учёного, - создателя современной техники. Очень интересен его рассказ о своей работе в институте «Поиск» и НПО «Гранит». Трудная служебная борьба Юрия Соломоновича была связана с созданием головок самонаведения для морских ракет. Мы сейчас слышим о высоких характеристиках наших ракет «Бал», «Бастион» и других комплексах. Вот в книге Ицковича и рассказывается, в какой нелёгкой борьбе и в каких тяжелейших условиях создавались такие сложные системы силами наших инженеров и учёных. С какими интересными творческими решениями, и с какими интригами между разработчиками и производителями. Есть здесь и поучительные моменты. Запомнилась например, такая ситуация. Когда Ицкович получил доступ к «дополнительной информации и переписке» некоторых руководителей, он с удивлением обнаружил, как они «блефовали» на работе, притворялись «незнающими» и «непонимающими» в тех случаях, когда «знание и понимание» им было «невыгодно» или «неудобно». И с какой иногда «лёгкостью» производители признавались разработчикам, что их продукция «не соответствует техническому заданию», а «военпредам» говорили совсем другое. Стало ясно, как ведут себя люди, подкупленные должностями, высокими окладами и служебными привилегиями, как они уходят от ответственности в случае провалов и как «липнут» к чужим успехам. Мне этот рассказ показался очень интересным и поучительным потому, что я сам на своём уровне перешёл через «перипетии борьбы» за создание сложных электронных систем на своей работе. Я, правда, мало общался с высоким начальством, - я был и остаюсь ведущим инженером-физиком АО «РИРВ», занимаясь вопросами динамики и прочности систем радиоэлектронной аппаратуры.

Современная техника необычайно сложна, - будь то «головка самонаведения» или приёмник GPS-ГЛОНАСС. В совсем небольшой прибор заложен целый комплекс радиоэлектронных систем: конструкция с системой питания, охлаждения, сопряжения с другими системами и защитой от внешних воздействий, быстродействующее вычислительное устройства с программным обеспечением и системой преобразования входных и выходных сигналов, системой управления и синхронизации всего устройства, приёмники и передатчики сигналов (для «головок» - локаторы), антенно-фидерные устройства. И всё – в небольшом «приборчике» с массой порядка килограмма. Причём весь этот комплекс требует постоянного внедрения в производство и в эксплуатацию, развития и совершенствования, проведения сложных испытаний и расчётов, технологической отработки производства и оформления большого объёма различной технической документации. Многие похожие разработки проектируются и внедряются для различных объектов и на разных носителях: на самолётах, ракетах, кораблях, наземной и переносной технике. Конечно, не будь у нас современного оснащения вычислительной техникой и программного обеспечения, мы бы ограниченными силами наших коллективов не справились с тем огромным объёмом работы, который выполняем сейчас.

Задняя страница 4 обложки

Юрий Ицкович со «своей головкой», установленной на вибростенде
(мне это очень знакомо, - испытания на вибростенде… синусоидальная вибрация-СВ, случайная вибрация - ШСВ…)

Страница 3.

Страница 4.

Страница 5.

Страница 166.

Страница 167.

Страница 168.

Страница 169.

В книге Юрий Соломонович делится размышлениями о выживаемости в тяжёлых условиях среды, историями об экстремальных и одиночных восхождениях (этому у него посвящена книга). Делится воспоминаниями о встречах с интересными людьми. И воспоминаниями о своих последних походах с друзьями, - пеших и лыжных походах по лесам и болотам. У каждого возраста – своя романтика странствий. Важно с возрастом её не терять, а «приумножать». У ветеранов появляется своё, особое её понимание, - такое, которого у молодёжи ещё нет. Например, при встрече, молодые люди ещё не могут вспомнить и обсудить то, что было «20-30 лет назад». Зато, конечно, у молодёжи «это всё впереди» и огромные силы для того, чтобы обрести многое на своём пути.

Есть в книге и статья по близкой мне теме – трагедии группы Дятлова. Ицкович без какого-то моего «влияния и участия» просто делится своими соображениями и «взвешивает» со своих позиций разные «версии» этой катастрофы без чётких выводов. В основном его личные оценки имеют «верное направление» в пользу достоверных выводов о причинах трагедии, а «конспирологию» он обоснованно ставит под сомнение из-за отсутствия доказательной базы.

Спасибо, Юрий Соломонович, за интересную книгу!

С Ицковичем мы обменялись книгами, и он написал мне: "Уважаемому Евгению Вадимовичу с саымми добрыми пожеланиями от автора, 23.02.2017. Подпись".

Сообщаю также, что весь тираж книги Буянов.Е.В., Слобцов Б.Е. «Тайна гибели группы Дятлова» издания 2016 года разошёлся из издательства «АЛГОРИТМ» по магазинам и более 80 процентов тиража 2000 экз. уже реализовано.

• Также вы можете ознакомиться с рецензией Евгения Буянова на книгу М.А.Чванова «Загадка штурмана Альбанова. Сенсационные находки в Арктике» (Ms Word)