Автор: Михаил Яценко, г. Новосибирск

Отчет о горного похода 5 (6) к.с. на С-З Памире совершенном в период с 14 июля по 18 августа 2016 года

Справочные сведения.

Поход организован при поддержке Федерации спортивного туризма Новосибирской области.

Общие справочные сведения о маршруте количественная характеристика:

ВИД

туризма

к. с.

протяженность активной части похода км.

(с учетом к)

Пятая

(усложн.)

238,8

14 июля - 18 августа 2016 г.

Район похода:

Республика Таджикистан, Джаргитальский район

Северо-Западный Памир, стык хребтов Петра Первого и Академии Наук.

Справочные сведения о районе.

Подробная нитка пройденного маршрута:

Киш/Девшар - р.Ташлык - лед.Ташлык - пер.Ташлык 2Б - лед.Вера - пер.Гребень Шагазы ЗА - лед.Надежда - лед.Сугран - лед.Шини-Бини - пер.Шини-Бини ЗБ - лед.Турамыс - лед.Фортамбек - лед.Вальтера - пикЕ.Корженевской ЗА 7105 рад. - лед.Вальтера - лед.Фортамбек - р.Шапак - пер.Курайшапак 2А - ур.Курайшапак - лед.Хадырша - переправа через р.Муксу (трос) - ур.Алма - устье р.Ширвоза - р.Ходжатоу - мост через р.Муксу - киш.Кандоу - р.Иргет – кишДевшар

Препятствия на маршруте:

1975

6 ЕУ

Сев.-Зап. Памир 5 ЕР

воет, часть Центр. Тянь-Шаня, Сев.-Воcт. Памир.

Выс. опыт- пик Ленина, 7134 м. Максимальная ночевка - 6400 м.

руководитель,

завхоз,

финансы

Гуляшов

Александрович

1979

5 ГУ

Сев.-Воет. Памир, воет, часть Центр. Тянь-Шаня.

Выс. опыт - 6700 м. Максимальная ночевка - в. Раздельная, 6150 м.

фотограф

Немущенко

Андреевич

1987

6 ГУ Сев.-Зап. Памир

5 ГУ Сев.-Воет. Памир, вост, часть Центр. Тянь-Шаня

Выс. опыт-пик Ленина, 7134 м.

Максимальная ночевка -6400 м.

Зам.

руководителя,

завенар

Рязанов

Михаил

Валерьевич

1987

5 ГУ Сев.-Воет. Памир, воет, часть Центр. Тянь-Шаня Выс. опыт - 6700 м. Максимальная ночевка - в. Раздельная, 6150 м.

хронометрист,

1988

5 ГУ Центр. Алтай

1-й(закр.) разряд по альпинизму

Выс.опыт: 7495 (пик Ленина, Коммунизма, Корженевской). Максимальная ночевка - 6900.

медик

Бороденков

Андреевич

1978

реммастер

* Во время похода в составе группы произошли изменения: Д. Бороденков сошел с маршрута в МАЛе на поляне Москвина перед восхождением на пик Корженевской по состоянию здоровья

А. Черданцев был вынужден прервать свое участие после восхождения на пик Корженевкой по уважительной причине.

Адрес хранения отчета наличие кино-, фото-, видеоматериалов.

Отчет, фото- и видеоматериалы хранятся в библиотеке Новосибирского отделения Туристско- спортивного союза России, а также у руководителя.

Выпускающая МКК.

Поход рассмотрен Западно-Сибирской МКК СФО № 154 - 00 - 66665553 Новосибирского отделения Туристско-спортивного союза России.

Организация похода.

Общая идея похода.

Пройти маршрут 6 категории сложности (с минимальным достаточным набором препятствий) и подняться на оба семитысячника по классическим маршрутам.

Промежуточные цели:

• В первой части похода в рамках акклиматизации пройти через горный узел восточнее ледника Сугран и подняться на пикРуслан (5220 м.). Отснять фотоматериал в долинах ледников Ташлык, Вера, Надежда.
  • Продолжая акклиматизацию перед семитысячниками, пройти первопроход - траверс вершины Крупской (5705 м.) от перевалаШапак до перевала Турамыс-1.
  • Совершая восхождение на пикЕ. Корженевской (7105 м.), получить оптимальную акклиматизацию для восхождения на пик Коммунизма. При этом, ночевка на гребне пика Е.Корженевской должна быть на высоте 6400-6700 м.
  • Подняться на пик Коммунизма (7495 м.), повысив высотный опыт всей группы.
  • Выйти из района наиболее коротким и простым путем.

По описанным ниже причинам некоторые идеи осуществить не удалось (и.2, и.4).

Запланированные ключевые точки:

пер. ЕребеньШагазы (ЗА через пикРуслан - 5220 м.), траверс в. Крупской (ЗБ 5705 м.),

пикЕ. Корженевской (ЗА 7105 м.), пик Коммунизма (ЗБ 7495 м.).

Ключевые точки состоявшегося похода:

пер. Еребень Шагазы (ЗА через пикРуслан - 5220 м.), пер.Шини-Бини (ЗБ),

пикЕ. Корженевской (ЗА 7105 м.).

Документы.

В данном разделе мы кратко перечисляем все инстанции, которые прошли при организации нашего похода.

В Новосибирске оставили координаторам:

1. Копии маршрутной книжки и карт.
  2. Список аптечки и всех медицинских средств, имеющихся на маршруте.
  3. Списки контактов родственников всех участников группы.
  4. Списки консультантов, врачей, членов МКК...

До похода:

1. С собой брали оба паспорта: российский и загранпаспорт. Летели и все оформляли - по заграннику.
  2. Маршрутные документы - маршрутная книжка в 4-х экземплярах: для МКК, группе с собой, пограничникам и в МЧС.
  3. Страховались все в одном полисе, но копии были у каждого, со всеми нужными телефонами: страхующей компании, обслуживающей компании, номером полиса и т.д.
  4. Заранее (примерно, за недели три до вылета) в Таджикистан отправлялись сканы загранпаспортов, сведения о маршруте и карты для оформления погранпропусков в Джаргитальский район.
  5. Везли с собой по две фотографии 3x4 для оформления регистрации по месту пребывания в Таджикистане. На деле же в ОВиРе понадобилась только одна.

По прилету в Душанбе:

1. Прямо с самолета прямиком поехали в ОВиР, подали документы (загранпаспорта и фото) на регистрацию. Сделали нам ее за 2-3 часа. Благодаря нашим знакомым, отдали все 160 сомони (около 1500 руб.) за всех. Это совсем дешево.

Памир-Пикс, например, запросил по 50 долларов с каждого.

1. В течение всего следующего дня ждали ответа Командующего Пограничными войсками Республики Таджикистан. Письмо отправлялось от Федерации альпинизма и спортивного скалолазания РТ заранее, за несколько дней. Содействовала в этом Рано Умаровна Сабирова.

Данная бумага - некое нововведение, которого еще в прошлом 2015-м году не было. Она должна быть на руках помимо погранпропусков.

На фото:

слева — Карточка регистрации по месту пребывания в Таджикистане, которую выдали в ОВиРе справа — Разрешение на въезд и пребывание иностранных граждан в погранзоне...

1. Регистрация в МЧС.
  2. От оформления пропуска в Национальный парк на свой страх и риск мы отказались. Предлагалось за 17 сомони (около 150 руб.) в день (на всю группу) оформить пропуск, чтобы никто из инспекторов в Джаргитале или в Девшаре не приставал с «корочками».

По приезде в Джаргиталь:

Основной целью заезда в Джаргиталь был визит в погранотряд. Игнорировать его нельзя. В погранотряде регистрировал нас в свой специальный журнал сам полковник, очевидно, начальник отряда. Для проверки он попросил предъявить: загранпаспорта всех участников, индивидуальные погранпропуски, письмо-ответ Командующего на письмо от Федерации альпинизма (одно на всех), копии всех этих документов, а также, маршрутную книжку и карты. Маршрутку вернул, переписав нитку маршрута, и попросил написать от руки список группы. После регистрации нас полковник сделал звонок старшему на заставу в Девшар и сообщил о нас сказал, чтобы нас не задерживали.

В Девшаре:

На заставе в Девшаре к нам вышел старший, все бумаги его не интересовали уже. Проверил он только наши паспорта.

Кроме того, как уже писали, благодаря какому-то там их усилению на границе, пограничники не пустили к нам работников национального парка, чем избавили нас от очередной проплати непонятно за что и в чей карман.

Транспорт. Размещение в столице. Заезд в район похода и выезд.

Самый оптимальный способ переместиться из Новосибирска в Таджикистан это самолет. Дороговато, но экономишь время... Наилучшая компания, по-нашему мнению, - S7: хоть и не самая- самая дешевая, но зато надежная.

Стоимость перелета мониторили еще с самой зимы... Дело это, видимо, бесполезное. Цена с 30.000 руб. практически не снизилась. В итоге, билеты мы покупали во второй половине июня: Новосибирск - Душанбе - Новосибирск (туда-обратно) по 29.550 руб.

После покупки билетов, ради интереса и как бы по инерции, мы продолжали отслеживать авиатарифы и пронаблюдали до самого вылета: примерно, к концу июня стоимость перелета упала всего до 28.500 руб., и, похоже, это была конечная цена.

Обращаем внимание на некоторое новшество, введённое в S7, при оплате за перевес. Если багаж пассажира хотя бы на килограмм тяжелее, приходится оплачивать еще одно полное место - 40 евро!

При этом, нет никаких групповых взвешиваний, т.е. рюкзак каждого пассажира не должен превышать допустимых 23 кг., иначе каждый будет платить за свой перевес по 40 евро... Т.о., рациональнее всего собрать все лишние килограммы в одном дополнительном багажном месте. А также, впихнуть в ручную кладь (позволено 10 кг и 7 кг кино-, фото- и пр. аппаратуры на человека) и - конечно же!))) - надеть на себя...

Наш общий перевес ограничился одним дополнительным багажным местом - 40 евро.

Кстати говоря, в предыдущие годы, летая в Ош, мы платили около 120 руб. за каждый лишний килограмм и регистрировались группой. Т.е. на регистрации взвешивали все наши рюкзаки и общую сумму делили на количество участников...

14-го июля в аэропорту Душанбе нас встретил хороший знакомый Михаила Рязанова - Алишер. Он предоставил свой минивэн в наше распоряжение и помог с решением неотложных вопросов: обмен валют, регистрация в ОВиРе, первый закуп провизии и т.д. а также, предложил остановится у него на правах гостей...

К сожалению, больше одной ночи оставаться в гостях мы не могли, т.к. дом Алишера находился в пригороде - довольно далеко от Зеленого базара и других нужных нам мест.

Не смотря на гостеприимные обиды Алишера, следующую ночь мы ночевали на бывшей станции натуралистов на бывшей ул. Чехова. Точного адреса станции мы не узнали, но главный ориентир, если нужно ее найти, - Министерство Образования Республики Таджикистан.

С размещением на станции нам помогла Рано Умаровна Сабирова (Международный Альпинистский Центр «Альп-Навруз» адрес: пр. Рудаки, д. 56-51 м.т.: +992 918 63 14 22 м.т.: +992 901 04 14 22).

Место расположения станции очень удобное для предпоходных сборов: почти в центре и прямо напротив Зеленого базара, не далеко от аэропорта но условия проживания на станции - удовлетворительные с натяжкой: ночевка в бытовках, типа строительных, конечно, без постельного белья, душа нет, туалет не благоустроенный, но есть. 30 сомони с человека (?).

По Душанбе перемешались пешком и на такси.

Такси стоит не очень дорого, но, как и везде, каждый старается «срубить» побольше, особенно, когда видит не местного пассажира. Чтобы проехать 3-5 остановок городского транспорта достаточно заплатить 5 сомони. Чуть больше - уже 10 сомони. Ну, а если нужно проехать через весь центр города, например, по всей главной улице - проспекту Рудаки, таксисты запросят 20-30 сомони... (1 сомони =8,2 руб.)

Душанбе - Джаргиталь - Девшар.

Заезд в район похода происходил на корейском внедорожнике Ssang Yong Rexton совместно с тремя ребятами из Екатеринбурга. Выехали 16-го июля рано утром. Благодаря Рано Умаровне Сабировой, дорога из Душанбе до Девшара с заездом в Джаргиталь двум группам обошлась всего в 200 долларов! При этом, доля нашей группы составила 115 долларов! (1 доллар = 64 руб.) Правда, ехали мы, довольно плотно усевшись, вчетвером на заднем сидении и на откидных местах багажника но зато быстро - 6-7 часов. Рюкзаки поместились на крыше.

В Джаргитале нам нужно было отметиться в пограничном отряде (подробнее - см. пункт «Документы»), тем самым получив разрешение на проезд, проход в район, и , по договоренности с Pamir Peaks, завезти свою вертолетную заброску в аэропорт.

Вертолетную заброску мы вручили начальнику аэропорта - Исмонали, который при нас взвесил груз (получилось 29 кг.) и взял с нас за хранение 20 сомони... Саму заброску оплачивали уже в МАЛе: 4,5 долларов за 1 кг.

В Девшар, к месту начала активной части, прибыли к вечеру. Через постовых вызвали старшего на погранзаставе офицера, и он еще раз подтвердил, что мы в любой момент можем выдвинуться на маршрут... Но поскольку у нас не были распределены продукты и снаряжение, не был заказан обратный транспорт, и не был активирован спутниковый телефон, выход на маршрут откладывался до следующего дня.

На ночь мы расположились прямо напротив заставы... И , как оказалось, очень даже не зря!

Через некоторое время, как и ожидалось, пожаловали два работника национального парка. (Мы их проехали пару часов назад за кишлаком Мук, в нескольких километрах до Девшара.) Они специально шли сюда, чтобы проверить пропуски в национальный парк, которых у нас не было... И тут, как бы не было это странно, постовой их просто не пустил к нам!.. Объяснение мы услышали позже: у пограничников введено усиление местным жителям запрещается контактировать с приезжими неизвестными, дабы не компрометировать себя разными сомнительными связями...

Больше в походе вопрос о пропусках в национальный парк нигде не возникал.

Аварийные выходы с маршрута.

Для потенциальной аварийной ситуации в данном районе выработать какой-либо универсальный принцип действия, алгоритм или правило довольно сложно. Скорее всего в каждой отдельной ситуации будет свой алгоритм спасательных работ.

Самостоятельный спуск и выход с маршрута возможен:

1. Из долины Ташлык, с перевала Ташлык - спуск вниз по долине Ташлык до Девшара.
  2. С ледников Вера, Надежда, Шини-Бини-спуск в долину Сугран, переход некатегорийного перевала Белькандоу и спуск к дороге Кандоу - Девшар...
  3. С верхних плато ледника Шини-Бини в сложной ситуации - только вертолет...
  4. С ледника Турамыс, если вся группа может двигаться, и дело лишь в скором сокращении маршрута, можно выйти по нитке: лед. Турамыс - пер. Турамыс-3 - долина р. Шапак - пер.

Курайшапак, 2А - трос через р. Муксу - конгломератная тропа - урочище Ходжатоу - мост через р. Муксу - киш. Кандоу...

1. Таким же, наиболее простым, путем можно выйти с ледников Вальтера, Фортамбек: Вальтера - лед. Фортамбек - долина Шапак (заходить в долину сразу по орогр. левому берегу р. Шапак) - пер. Курайшапак и т.д...
  2. Со склонов пика Е. Корженевской - спуск по классике в МАЛ.

В любой сложной ситуации, когда группа потеряла способность самостоятельно передвигаться, в Памирских горах помочь может только вертолет и лишь на двух участках (нашего маршрута) можно прибегнуть к помощи лошадей или мулов: в урочище Ходжашу и через перев ал Белькандоу из долины Сугран выход - в кишлаки Кандоу и Девшар.

В аварийной ситуации предполагалось действовать по обстановке, учитывая «Правила проведения соревнований спортивных туристских походов. Кодекс путешественника».

Регистрация в МЧС.

Обычно, отправляясь в среднеазиатские Республики, мы оформляем для местных МЧС лишний экземпляр маршрутной книжки. Таким же образом сделали и в этот раз.

Управление КЧС и ГО по Таджикистану находится по адресу: ул. Лахути, д. 26.

Маршрутные документы оставили дежурному смены. Записывать или регистрировать нас не стали. Возникло ощущение, что они не знают, что с нами делать...

Домысливая ситуацию, мы пришли к тому, что, возможно, нам нужно не в Управление идти, а, по аналогии с российской системой МЧС, в какой-то районный, областной спас-отряд. Но о таком подразделении мы не слышали.

Т.о., процедуру регистрации в МЧС наша группа, будем считать, прошла формально.

Фактически же, на случай ЧС мы имели спутниковый телефон, запасной аккумулятор, солнечные батареи. В России все 24 часа в сутки были на связи наши координаторы, врач, а также, наша МКК в лице О. Л. Жигарева, И. А. Добариной, В. А. Юдина. В Таджикистане нашим координатором была Рано Умаровна Сабирова (МАЦ «Альп-Навруз»), Кроме того, о нас знали в Памир-Пикс, МАЛе на Москвина и, при необходимости, мы могли рассчитывать на их содействие.

Страхование.

На весь срок пребывания в Азии каждый участник был в обязательном порядке застрахован. Оформлялись так называемые медицинские страховки, включающие транспортировку до медучреждения и медицинское обслуживание.

Компания - РЕСО-Гарантия. Стоимость - 6471 руб. на каждого участника. Повышенный уровень риска - Спорт-4. Максимальная сумма выплаты в страховом случае - 35.000 долларов.

Стоимость неприятно удивила! Например, в прошлом году на 32 дня в этот же район страховка обошлась в 3000 руб...

Спутниковая и сотовая связь.

В Таджикистане есть несколько сотовых операторов, в т.ч. Билайн и Мегафон. МТС, Теле-2 и других российских операторов - нет, но они работают через местных партнеров.

Связь в роуминге по МТС, Билайн, Мегафон и т.д. довольно дорогой. Наилучший способ сэкономить - купить местную сим-карту. Стоимость - 10 сомони (около 100 руб.). Звонки в Россию - около 7 руб/мин (определенный тариф почти любой оператор).

В этом году мы приобрели симку Мегафона. Выбор был обусловлен тем, что именно Мегафон присутствует в месте начала и конца нашего маршрута: по долине реки Муксу почти до урочища Ходжатоу. Если точнее, крайняя точка, где берет Мегафон в долине Муксу - дом чабана Ноира (за навесным мостом через Муксу, над рекой, на плато).

Все местные жители пользуются только Мегафоном, причем, у многих нулевой баланс: звонки в домашней сети бесплатные. В то же время, чтобы пользоваться Интернетом, некоторые средства на счете понадобятся.

Интересно, что в Таджикистане Вотс-Ап почти не пользуются, там в ходу Вайбер.

Приятно удивил местный Билайн. Его симку мы покупали в 2015-м. Когда уезжали домой, оставался положительный баланс... В нынешнем 2016-м году, ничего не ожидая, решили проверить, и оказалось, она работает!..

Спутниковая связь.

На маршруте у нас был спутниковый телефон Иридиум с запасным аккумулятором и солнечными батареями.

Тариф спутниковой связи: 70 минут на 1 месяц (с момента активации). Стоимость - 7.500 руб. Чтобы не переплачивать, покупали сим-карту в Москве (ООО «Сатлинк»), а не в Новосибирске. Сэкономили 3.000-4.000 руб!

В самом начале похода произошел казус с активацией сим-карты... Чтобы ее активировать, нам необходимо было сделать звонок с мобильного телефона менеджерам компании-представителя Иридиум,у которой куплена сим-карта. Дозвониться до менеджеров мы не могли, т.к. 16-е июля это была суббота, выходной. Уходить без активированного спутника мы не решались... Когда же дозвонились до представителя (17-го июля после обеда), был потерен еще один день... И потерей напрасно: выяснилось, что активировать нашу симку мог, например, наш координатор в России.

Спутниковая связь в МАЛеАдминистрация лагеря пользуется спутниковой связью Турайя, которая с т.з. стоимости тарифа обходится намного дешевле, чем Иридиум или Глобалстар. Сигнал довольно стабильный, поскольку турайские спутники не улетают, как у Иридиума, а висят над экватором. К слову сказать, по этой же «экваторной» причине Турайя в стационарном лагере просто незаменима, а вот при перемещении - хороша не всегда. Данная связь отсутствует на северных склонах, стенах и под горами с их северной стороны. Об этом обстоятельстве нужно помнить, если Турайя берется в поход.

Позвонить по спутнику в МАЛе стоит довольно дорого - 10 евро/долларов минута. Цены, очевидно, рассчитаны на возможности иностранных альпинистов, в частности, из Европы...

Изменения маршрута и их причины.

Заявленный маршрут нами пройден не полностью. Основная причина - непогода. Непогода в общем, а также, пики непогоды в неподходящие моменты.

1. Например, при переходе двух первых перевалов Ташлык и Гребень Шагазы непогода только замедляла движение группы но идти все-таки было можно.
  2. В то же время, поднявшись на верхнее плато ледника Шини-Бини, мы встали перед выбором: идти по основному или по запасному варианту. Сильно портилась непогода и, похоже, надолго, уже шел снег... Основной вариант - траверс Крупской, ЗБ вариант менее известный, сложный, более продолжительный... Запасной вариант - перевал Шини-Бини: тоже ЗБ, но хорошо известный, хоженый двумя участниками группы в прошлом 2015-м году, менее продолжительный.

Наш выбор пал на запасной вариант, и к вечеру этого же дня мы поняли, что не ошиблись.

Можно сказать, хватило ума не ходить на Крупскую. Лишний день и две ночи пропуршвали на перевале Шини-Бини. Ждать дольше было нечего, снеговая обстановка только ухудшалась. Спускались с перевала под мощными снежными осовами и камнепадами. Позже, с ледника Турамыс стало хорошо видно склоны Крупской, по которым нам предстояло бы спускаться на основном варианте: они были сильно перегружены снегом, снег начинал сходить, спускаться по ним было нельзя еще два-три дня...

1. При спуске по лед. Турамыс повторный снегопад и «молоко» опять осложнило и замедлило передвижение.
  2. Дойдя до МАЛа, начали корректировать весь график похода. На оба семитысячника времени уже не оставалось. Кроме того, в МАЛе с маршрута сошли два участника. Следовательно, пик Коммунизма (ЗБ, по классике) и траверс пика Е. Корженевской (ЗБ) в этом году - не для нас...

Все что нам оставалось это довольствоваться классикой на пикЕ. Корженевской, ЗА.

В итоге, восхождение происходило в условиях непогоды: снегопад, ветер, «молоко» а спуск между лагерями 6100 и 5600 - в солидной лавиноопасной обстановке.

1. Задержка произошла и на выходе из района. Сама нитка не поменялась, но отставание составило в целые сутки, из-за чего возникла опасность опоздать на самолет.

План- график заявленного маршрута.

день

Выход на маршрут: Девшар - р.Ташлык - лед.Ташлык

лед.Ташлык - пер.Ташлык, 2Б - лед.Вера

пешком

лед.Вера - начало прохождения пер.Гребень Шагазы, ЗА: седло пер.Шагазы - сев.гребень в.Руслан

в.Руслан, 5220 м. - лед.Надежда - лед.Сугран - озеро под

Шинибини

долина Шинибини - лед.Шинибини

лед.Шинибини - седло пер.Шапак

траверс сев.-зап.гребня г.Крупская

пешком

Траверс предвершинной и вершинной части г.Крупская, ЗБ

Спуск на лед.Турамыс - лед.Турамыс

лагерь 6100 - лагерь 6700

Восхождение на вершину, ЗА, 7105 м. - спуск до лагеря 5300

пешком

лагерь 5300 - МАЛ. Полудневка.

Полудневка. Переход под и.Коммунизма в лагерь 5100

пешком

Лагерь 5100 - ребро Бородкина - «груди» 6300 - ПФП (6100)

пешком

ПФП - лагерь на перемычке за и.Душанбе (6900)

восхождение на п.Коммунизма, ЗБ, 7495 м. - спуск на ПФП

р.Ходжатоу - мост - кишКандоу - киш. Девшар Выход с маршрута

Переезд: Девшар - Душанбе

авто

Прибытие в Душанбе. Документы. Отдых.

Запасной день

Запасной день

Перелет Душанбе - Новосибирск

Итого

активным способом передвижения должно было быть пройдено км.

с учетом коэффициента пересеченной местности: к = 1,2

243,6

При выпуске маршрута вМКК были оговорены запасные варианты для каждого отрезка пути:

1. Для перевала Гребень Шагазы, ЗА - перевалы Комсомолец Кубани, 2Б или Екатерина (Вера).
  2. Для траверса г. Крупская, ЗБ - пер. Шинибини или связка перевалов Шапак и Турамыс-3 или Турамыс-2.
  3. Для радиального восхождения на и. Коммунизма, ЗБ - траверс Ю-С и. Е. Корженевской, ЗБ (по Цетлина + Умарова).
  4. При наличии времени и недоборе не определяющих препятствий разрешен выход из района по нитке: пер. Тамаша, н/к- пер. Иргай, 1Б - пер. Белькандоу, н/к вместо завершающей не определяющей части маршрута: трос через р. Муксу - р. Муксу - р. Ходжатоу - киш. Кандоу.
  5. Возможен выход с маршрута по нитке: .. .долина Шапак - пик Шапак - пер. Бырс Сев. - пик Гоголя - долина Бырс - долин Сугран - пер. Белькандоу - киш. Девшар
  6. Возможен выход с маршрута через пер. Бырс Воет., ЗБ или через ЗБ: пер. Бырс Воет. + траверс пика Гоголя.

Воспользовались только одним - и.2.
График пройденного маршрута.

способ

пере­

движения

Перелет: Новосибирск - Душанбе. Документы.

Документы. Закуп.

авто

Переезд: Душанбе - Джаргиталь - Девшар.

Вынужденная дневка...

Выход на маршрут: Девшар - долина р.Ташлык - лагерь на стрелке

+1100

пешком

лагерь на стрелке - лед.Ташлык (поворот перед нижним ледопадом)

+700

пешком

обход трех ледопадов на лед.Ташлык - верхнее плато лед.Ташлык

+550

верхнее плато лед.Ташлык - пер.Ташлык, 2Б - лед.Вера

+100

-450

пешком

начало подъема на пер.Гребень Шагазы, ЗА: лед.Вера - седловина пер.Шагазы...

+450

пешком

Прохождение пер.Гребень Шагазы, ЗА: седло пер.Шагазы - траверс водораздельного гребня - сев.гребень в.Руслан - лагерь на сев.склоне в.Руслан

+400

пешком

Спуск с пер.Гребень Шагазы, ЗА: в.Руслан, 5220 - вост.гребень в.Руслан - седло пер.Комсомолец Кубани - лед.Надежда - лагерь под языком ледника

-1400

пешком

долина лед.Надежда - лед.Сугран - подъем по террасам лев.борта долины лед.Шинибини - лагерь под в.5149

-270

+400

пешком

лагерь под в.5149 - спуск на лед.Шинибини - обход 1-го и 2го ледопада лед.Шинибини по правым ранклюфгам - лагерь за 2-м ледопадом, напротив долины пер.50 лет КПУ

+620

пешком

лагерь за 2-м ледопадом - лагерь на плато под пер.Бырс Юж.

+500

лагерь под пер.Бырс Юж. - лед.Шинибини - седловина пер.Шинибини

+420

Вынужденная дневка. Непогода.

спуск с пер.Шинибини, ЗБ - лед.Турамыс - лагерь под пер.Турамыс-2

-640

пешком

лагерь под пер.Турамыс-2 - лед.Турамыс - левые моренные карманы - лагерь на самых нижних зеленых разливах

-380

пешком

зеленые разливы - левый борт долины Фортамбек - поляна Сулоева - лед.Фортамбек - лагерь на лед.Фортамбек под долиной Вальтера

-610

пешком

лагерь под Вальтера - лев.карманы лед.Вальтера - лед.Вальтера - МАЛ на поляне Москвина

+730

лагерь 6100 - штурмовой лагерь 6400

+240

пешком

Штурм вершины Е.Корженевской, 7105 м.

+740

-420

+280

пешком

долина р.Шапак - переправа через р.Шапак - райские стоянки - долина пер.Курайшапак - пер.Курайшапак, 2А-урочище Курайшапак

+1250

-1340

пешком

ур.Курайшапак - долина Хадырша - трос через р.Муксу - устье р.Ширвоза - начало террас Ходжатоу

-950

+140

пешком

Переход террас Ходжатоу - мост через р.Муксу - киш.Кандоу - киш.Девшар. Выход с маршрута.

-270

Переезд: Девшар - Джаргиталь - Душанбе

Перелет: Душанбе - Новосибирск

ИТОГО

активным способом передвижения пройдено км.

с учетом коэфф. пересеченной местности: к = 1,2

238,8

Высотный график.

Препятствия и краткое описание участков.

Выход на маршрут.

18июля 2016 г.

Тропу в долину Ташлык хорошо видно из Девшара. Ее серпантин поднимается по склону правее ущелья. В ущелье заходит по(орогр.) левому борту.

11.00 - углубляемся в ущелье Ташлык.

12.45 - ущелье расширяется. Вдалеке видна стрелка ложбин, но это - не стрелка реки...

16.20 - поднимаемся в широкую долину по левой (по ходу) ложбине. Начинается дождь...

Встаем лагерем на моренах около стрелки р.Вост.Ташлыка и р.Зап.Ташлык около 19 ч.

19июля 2016 г.

Продолжаем подходить под перевал: сначала по моренам правого (орогр.) берега реки, потом - по леднику до нижнего ледопада, до его уровня...

20-21 июля 2016 г.

б.1. Перевал Ташлык, 2Б, 4560 м.

Расположен в северном отроге хр.Петра Первого горный узел п.Руслан между в.4963 и в.4862. Экспозиция: север - юг соединяет верховья долин лед.Вост.Ташлык (на севере) и лед.Вера (на юге) восточнее в.4963 (по схеме В. Ляпина по Перечню перевалов - восточнее в.4962). Определяющая сторона - северная.

Подходы к перевалу с севера происходят у большинства групп одинаково: по лед.Ташлык в обход трех ледопадов. Нижний ледопад обычно обходят слева по ходу, по широким наклонным, почти открытым полям ледника. На повороте ледника, после прохода под пер.Скалистый снега становится все больше, трещины продолжают быть довольно широкие и частые, и двигаться можно только в связках. После прохода под в.4862 (возможны ледовые обвалы слева со сколов!) ледник пересекают поперек вправо (осторожно, путь вдоль трещин!) и второй ледопад обходят справа, по левому (орогр.) краю ледника. Кстати, здесь, до второго ледопада, на уровне 1-ш ледопада, над 1-м ледопадом есть «футбольное поле»

-хорошие и безопасные места для стоянок.

Третий ледопад также обходят справа разломы здесь более выражены, и в некоторых местах их приходится облазить и перебираться по снежным мостам. Путь между верхним ледопадом и левым скальным бортом лучше, если идти левее центра ложбины, ближе к самому ледопаду, чуть ли не по его серракам. Правее - опаснее: больше открытых разломов и есть угроза камнепадов и лавин со склонов

в. 4963. Выше 3-го ледопада - плато, с которого хорошо виден перевальный взлет: снежно-ледовый одна неполная веревка (около 50 м.). На плато вполне удобно ночевать.

Седловина пер.Ташлык - самая правая в цирке (по ходу) правее нее уже поднимается скальный гребень до самой в.4963. Седловина-не широкая, осыпная, с выходами скал.

Тур - прямо посередине, в нижней точке.

Спуск в южную сторону начинается в широком кулуаре, который расширяется через 100 м. и переходит в склон. Характер поверхности: мелкая осыпь с выходами скал, с языками снега, льда нет. Протяженностью спуска до долинных морен и ледника - 500-600 м., наклон - 40-30 градусов.

Перевал посещаемый, но не каждый год. Чаще через его ходят с севера на юг для акклиматизации и (или) заброски, в связке с другим (-ми) перевалом (-ми), например, Комсомолец Кубани, Шагазы или Белькандоу.

Требуемая квалификация участников: опыт прохождения перевалов 2А-2Б.

Снаряжение: веревки, ледобуры, обвязки, кошки, каски, ледорубы, жумары, бсу.

Движение с северной стороны - только в связках в некоторых местах, над трещинами - с попеременной страховкой возможна навеска перил вдоль верхних ледопадов - 50-100 м.

Дата прохождения пер.Ташлык нашей группой: 19 - 21 июля 2016 г., из долины Муксу от Девшара, по долине Ташлык и лед.Вост.Ташлык до лед.Вера. Время прохождения: от места ночевки под пер.Скалистый до ночевки на лед.Вера - 3 дня.

ДанныеGPS: 39,060503 71,617381 высота-4602,7 м.

Ледопады на Восточном Ташлыке обходили по описанному общепринятому пути. Весь путь на подъем

- в связках, кошках. Взлет проходили в лоб, на правые по ходу скалы.

От ночевки на верхнем плато до тура потратили около двух часов.

Сняли записку группы туристов турклуба КПИ «Глобус» от 3-го августа 2014 г., руководитель Е.А.Еремин.

Спуск начинали прямо вниз в кошках но через метров 200 сняли кошки и стали забирать все больше вправо по диагонали. На моренах долинного ледника были через 2 часа.

Поскольку стрелки часов перевалили за обед, впереди - путь хоть и известный, но не близкий до следующего места ночевки (пер.Шагазы), и не ясно, можно ли встать раньше, решили ночевать тут. Данное место было самым низким, что полезно для акклиматизации, которая у нас, судя по состоянию, была в самом разгаре.

22 июля 2016 г.

Перевал Гребень Шагазы, ЗА, 5000 м.

Расположен в северном отроге хребта Петра Первого, восточнее п.Тендаль, горный узел п.Руслан. Отличительная особенность - ходится через вершину: с лед.Шагазы, через седловину пер.Шагазы и п.Руслан, 5105 м. (высота согласно Перечню перевалов на схеме В.Ляпина - 5096 м.). Спуск с п.Руслан возможен через седловину и кулуары пер.Комсомолец Кубани или через понижение на юго-западе от самого Руслана и, далее, также на лед.Надежда.

Преодолевается в направлении с севера на юг. О прохождении в обратном направлении информации (у нас) нет. Определяющая сторона - северная.

По сравнению с другими перевалами Гребень Шагазы - довольно молодой перевал, относительно недавно описанный и пройденный всего раз пять.

Дата прохождения пер.Гребень Шагазы нашей группой: 22 - 24 июля 2016 г., с лед.Вера через седловину пер.Шагазы, через п.Руслан и седловину пер.Комсомолец Кубани, до лед.Надежда.

Время прохождения: от места ночевки под пер.Ташлык до лед.Надежда - неполных 3 дня.

Данные GPS:

Седловина,тур пер.Шагазы: 39,05115 71,600671 высота-4636,8 м.

Седловина пер.Олимпийский: 39,045436 71,597998 высота - 4809,5 м.

Место тура пер.Гребень Шагазы: 39,044439 (?) 71,598173 (?) высота-4873 м.(?)

(Сам тур не нашли. Данные координаты взяты на самых верхних скалах сев.гребня п.Руслан.)

Вершина пика Руслан: 39,04069 71,597044 высота - 5070,6 м. (Тур на вершине не нашли.)

Седловина, тур пер.Комсомолец Кубани: 39,03878 71,59932 высота-4999,2 м.

Наш путь через пер.Гребень Шагазы можно разделить на четыре основных участка: 1) подъем на пер.Шагазы, 2) траверс скального гребня от пер.Шагазы до крайних верхних скал, 3) траверс снежной вершины п.Руслан, 4) спуск по кулуарам южной стороны пер.Комсомолец Кубани.

К восточному склону пер.Шагазы от места ночевки под пер.Ташлык шли по моренам. На крайних камнях, выходя на закрытый пологий ледник, связались и надели кошки. Около километра двигались по ровной снежной поверхности, забирая по дуге влево, как бы обходя нунатак.

На уровне нунатака снега стало намного меньше, и появились большие разломы впрочем, проходимые практически по прямой линии. Шли через ледовую подушку. Стало немного круче.

Восточная сторона пер.Шагазы - широкий склон-кулуар с заужением к низу монолитные и разрушающиеся скалы с осыпью разной фракции снег глубиной до 1 -2 м.

Поднимались одновременно в связках. Сначала на нижние монолиты далее - по правой ложбине.

Склон протяженностью 300-350 м., наклон - 25-40 градусов, перепад высоты - 250 м.

Седловина широкая, мелко осыпная. Тур - примерно посередине понижения. Достаточно много мест для палаток. Есть готовые площадки. Ночуем около тура. Воды нет - топим снег.

Сняли записку группы туристов Московской области (маршрутная книжка № Р15/3-601) от 12-го августа 2015 г., руководитель В. В. Мартынов.

23 июля 2016 г.

Движение продолжаем наследующий день утром. Идем по острому скально-снежному гребню: одновременно в связках, кошках. Время от времени переходим на попеременную страховку. Веревку закладываем за выступы. Камни удобные. Льда почти нет. Гребень сам по себе не сложный: требуются навыки простого лазания. Протяженность участка - около 1 км.

После гребня - снежная седловина пер.Олимпийский, почти без надувов и карнизов. После седловины продолжаются скалы. Блоки, где должен быть перевальный тур создают некоторую проблему: вешаем веревку и жумаримся.

Выше скал - ^полообразная (по виду от сюда) вершина, наклон градусов 30. Снег 0,3-0,5 м. Тропим, по-прежнему, в связках и кошках вдоль снежного ребра. Через метров 300 переходим на левую (по ходу) сторону гребня. Еще через метров 200 встаем на ночлег. Наклон 15-20 градусов: роем и насыпаем плошддку.

24июля 2016 г.

На утро поднимаемся и переваливаем пик Руслан, вдоль камней его восточного гребня приспускаемся до понижения пер.Комсомолец Кубани. Тур - немного выше нижней точки седла.

Сняли записку группы туристов Волгоградского городского Клуба туристов (маршрутная книжка № 0- 97-12) от 28-го июля2012 г., руководитель Р.Х.Бахамбаев.

Спуск на юг - кулуар, расширяющийся через 100 м. и превращающийся в широкий склон.

Сначала пытаемся спускаться влево под скалами, но возвращаемся, поскольку там склоны с большим количеством снега, открытые, под прямыми лучами солнца.

Уходим под скальной стеной горизонтально вправо метров на 50 и оттуда начинаем спускаться по слабо выраженному гребню/контрфорсу. Всю верхнюю часть спуска придерживаемся скалников.

В нижней части идем прямо вниз по снегу глубиной 1 м. Общий наклон - 40-30 градусов.

Внизу склон, переходя в ледник, упирается в ледопад. Ледопад обходим по ложбине слева, по лавинному выносу... После, еще около километра идем под левым бортом по лавинным выносам. Ледник становится совсем пологим и спокойным, есть возможность выйти на его центральную линию... Через пару часов снег почти заканчивается. Развязываемся, снимаем и убираем всю спец.снарягу. Дальше идем по леднику в плотном моренном чехле до самого языка.

Прежде чем спускаться с крутого языка, решаем, по какому берегу пойдем завтра. Более удобен, как сейчас кажется, левый берег.. Уже в сумерках встаем на удобных террасах у чистого ручья.

25июля 2016 г.

Наутро за пару часов доспускались Надежду и пересекли Сугран. Выходить из Надежды лучше правым бортом, по травяным террасам над руслом реки. С террас спуск на тело Суграна по конгломератному склону 50-100 м., наклон 30-40 градусов.

Ледник здесь почти без трещин, относительно ровный, в каменистом чехле...

Поднимались в долину Шинибини также по траве, по террасам левого (орогр.) борта. Идти не очень удобно, т.к. крутовато, камни скачут под ногами и навеем этом растет высокая трава и кустарник. Правее по ходу, в зеленой ложбине бежит ручей. Заобедали...

После, по ручью поднимаемся на гребень боковой морены и углубляясь в Шинибини как бы обходим в.4531. До вечера идем этим же левым бортом. Лагерь ставим под в.5149...

26июля 2016 г.

Утром продолжили двигаться тем же курсом около километра. Террасы кончились обрывистыми склонами. Вернулись. Нашли сносный кулуар сквозь конгломераты нашего борта долины, спустились на лед.Шинибини. Перед нами был 1 -й ледопад...

Перевал Шинибини, ЗБ, 5100 м.

Расположен в северном отроге хребта Петра Первого, между вершинами Радионова(6380 м.) и Крупской (5705 м.).

Экспозиция: северо-запад - юго-восток соединяет долины ледников Шинибини (на северо-западе) и Турамыс (на юго-востоке). Определяющая сторона перевала - юго-восточная.

Подходы к северо-западному склону по лед.Шинибини значительно осложняются ледопадами, которые обычно обходятся по правым ранклюфгам. Сам северо-западный взлет снежно-ледовый протяженностью около 250 м., наклон 35-45 градусов. В нижней и верхней частях взлета есть два бергшрундта. Трещины местами забиты и имеют снежные мосты.

С ледника Шини-Бини на перевал поднимаются разными вариантами, в зависимости от года и снежно-ледовой обстановки, которая меняется регулярно. При открытых ледовых участках вешают 2-4 веревки перил и вертят промежуточные ледобуры. При большом количестве снега - возможно прохождение в связках.

На перевальном гребне - две седловины: северная (ближе к в.Крупской) и южная. Седловины разделяет широкий жандарм, который обходится со стороны лед.Шинибини с противоположной стороны жандарм обрывается скальной стеной. Ночевки на перевальном гребне довольно комфортные: есть небольшие площадки под скальниками, вода в мульдах или на скалах.

Юго-восточный склон протяженностью более 500 м. почти сплошные крутые скалы. Лишь в правой верхней части - скально-осыпной, 30-50 градусов.

Для спуска с перевала в сторону Турамыса чаще предпочитают южный гребень, реже - центральный. Вешают напетлях и крючьях 8-10 веревок перил. Верхнюю часть (150-200 м.) иногда проходят в связках с попеременной страховкой.

Перевал посещается, видимо, ежегодно по 1-2-3 раза. Чаще всего перевал проходят на спуск: из Шинибини в Турамыс и очень редко наоборот.

Требуемая квалификация участников: опыт прохождения перевалов ЗА.

Снаряжение: веревки, скальные крючья, петли, обвязки, кошки, каски, ледорубы, жумары, бсу.

Дата прохождения пер.Шинибини нашей группой: (26)28 - 30 июля 2016 г., из долины Сугран, по лед. Шинибини до лед.Турамыс. Время прохождения: от места ночевки под пер.Бырс Юж. До ночевки под пер.Турамыс-2 - 3 дня включая прохождение ледопадов Шинибини - 5 дней.

ДанныеGPS: 39,001499 71,79986 высота-5263,5 м.

Ледопады Шинибини обходили в правых ранклюфгах. Над вторым ледопадом - открытый ледник. Еще дальше, проходя пик Ферсмана появился снег - пришлось связаться. Дальнейшее движение до самого лед.Турамыс было в связках и, конечно, по перилам.

На самых верхних плато лед.Шинибини снега стало столько, что можно было идти напрямик, не выбирая дороги и не проваливаясь в трещины.

На перевал поднимались по центру взлета по серраками повесили две веревки перил и, кроме того, закрутили 5 промежуточных буров. Вышли в правый край северной седловины. Затратили около 3 часов. После отдыха обошли жандарм и поставили лагерь в его мульде с западной стороны.

Весь подъем происходил в условиях усиливающегося снегопада. На перевале ко всем удовольствиям прибавился ветер. Мело всю ночь и весь следующий день. Просто пуршвать в палатках не получалось - приходилось периодически вылазить и откапываться. Во время просвета пытались просмотреть путь на спуск, а заодно заглянули в тур, который находится в западной части южной седловины. Сняли записку группы туристов Московской области (маршрутная книжка № Р15/3-601) от 23-го августа 2015 г., руководитель В. В. Мартынов.

Погода в первой половине дня, когда шли вниз, была ясной и почти безветренной, но солнечная активность увеличивала опасность камнепадов и обрушения карнизов, которые нависали на протяжении всего перевального гребня и, особенно, над каждым кулуаром.

Спускаться начали на утро после вынужденной дневки (в 7.00) по южному гребню, траектория - прямо вниз. До «балкона» на южном гребне повесили 6 веревок перил станции - петли на скальниках. Многие надежные камни, в которые можно было бы вогнать крючья, после непогоды были основательно засыпаны снегом. Пришлось просто обвязывать большие глыбы петлями и на них вешать перила. Расходная веревка быстро кончилась, и мы вынуждены были пожертвовать частью основной... На плоских глыбах «балкона» отдохнули и продолжили спуск (12.00): пара станций напетлях, и еще три - на крючьях 5 неполных веревок перил 8 крючьев. 1-я веревка - вниз по кулуару, прям слева от «балкона». Общее направление 2-3-4-ой веревки - по диагонали влево по отвесным скалам и полкам между ними. В конце 4-ой веревки пересекли центральный кулуар (16.00). 5-я веревка (просто вниз) вывела по небольшим глыбам на снежный склон под бастионом... Стоять на станции под бастионом относительно безопасно, но расслабляться нельзя: постоянно летящие по центральному кулуару камни рикошетят и вылетают из него по непредсказуемым траекториям. Кроме того, по самому бастиону тоже летят камни... Получается, что обстреливается весь снежный склон под скалами, справа под кулуаром - больше, сильно слева - слабее чем ниже - тем опаснее...

Дальнейшее движение с перевала - по снежному склону (наклон до 40 град., 150-200 м.) потом, через широкий (1-2 м.) разлом, подрезающий склон по всему цирку, и далее, позакрытому лед.Турамыс - в связках... Под перевал спустились в 17.00. На весь спуск потратили около 10 ч.

Из-под перевала уходили в плотном «молоке». Несколько разломов на верхних плато пришлось перебираться ползком по мостам. Уже в густых сумерках сошли с ледника на заснеженные осыпи и встали на ночлег примерно, под склонами пер.Турамыс-2.

31 июля 2016 г.

Дальнейший спуск происходил в левом моренном кармане по осыпям и разливам. Под пиком Шатаевой пришлось опять выйти на ледник и путать уже открытые разломы и трещины. После впадения в тело ледника Турамыс «кучерявого» ледового потока, спускающегося из-под перевала Сулоева слева, вновь вышли в левые карманы и сразу же забрались на травянистые полки. По полкам спустились на зеленые разливы, где поставили очередной лагерь.

Зеленые разливы - одно из самых удобных, приятных и живописных мест в верховьях долины лед.Фортамбек. Оно находится над устьем лед.Турамыс, как раз на пути с перевалов Турамыс-1, -2, -3, Шинибини, которые часто посещаются туристскими группами.

1августа 2016 г.

Ниже и дальше по долине Фортамбека, под левым бортом стоит заброшенный МАЛ на поляне Сулоева. Место интересное, историческое, уникальное. Из лагеря одновременно хорошо видены пик Корженевской, пикМосква, пик Коммунизма идр. Немного в отдалении от некогда главных построек виднеется огромный камень с табличкой - могила В.Сулоева (1933 - 1968). Впрочем, памятных досок здесь много...

На некоторое время задерживаемся в пустом МАЛе и продолжаем путь. Тропа около километра идет по левому борту (боковые морены), затем, пропадает, и мы спускаемся на ледник. Фортамбек здесь изрядно изломанный и замусоренный породой, но быстрый, можно сказать, полудневный путь (на участке от Турамыса до Вальтера) все-таки есть. Нужно двигаться по центру ледника или даже чуть правее, по границе центральной бурой морены и белого поля сглаженных серраков. По этой открытой ледяной поверхности идти проще и приятнее, чем прыгать по каменистым буграм левой стороны ледника... На полпути от Сулоева до Вальтера Фортамбек становится более хаотичный и менее предсказуемый. В паре мест все-таки приходится уходить левее, чтобы обойти несколько поперечных разломов... Но далее нужно-таки вернуться к серракам на открытый лед. Ледяные бугры становятся все больше, но они - проходимые: а множество трещин поперек хода нетрудно распутывается и преодолевается прыжками.

На подходах к Вальтера, примерно, под склонами в.4662, правый край лед.Фортамбек изрезанный, высокий (метров 10) и крутой а моренный карман - плохо проходимый, «живой» и опасный. Искать проход, чтобы спуститься с тела ледника, нужно почти напротив входа в долину Вальтера или, чуть-чуть не доходя.

Под долиной Вальтера встал вопрос о ночевке... Хорошее место для бивака есть на входе в долину Вальтера, сразу за боковой мореной. В прошлом году там была большая лужа в этом году - лужа увеличилась. О ее наличии говорит мокрая стенка боковой морены, видная с Фортамбека... Но ночевали мы все-таки еще на льду. Не нашли прохода в моренный карман. Точнее, обнаружили его после того, как поставили палатки...

2августа 2016 г.

В этом году спуститься в моренный карман удалось совсем без страховки и без кошек, просто с трекиншвыми палочками. (В прошлом, 2015-м пришлось вешать веревку и дюльферять.)

Путь по долине Вальтера начинается с сухой ложбины, справа (по ходу) от конгломератного «нунатака» (слева от него - бурлит мощный поток р.Вальтера). Далее, подъем происходит по осыпным склонам в.4662 и между этими склонами и ледником Вальтера. Поднявшись на основной перегиб, постепенно уходим от ледника вправо - там идти ровнее и есть чистая вода (с в.Ягоды).

Выше, когда карманы схлапываются, возвращаемся к леднику и пересекаем его почти поперек, за центральную продольную линию. Идем вверх по леднику курсом на в.Воробьева...

Подходя к устью лед.Москвина, смотрим совсем черные камни несплошной морены. Они приводят под МАЛ, в верхнюю точку впадения Москвина в Вальтера.

В этой точке впадения от падения серрака образовалось озерцо, которое обходить только по крутому льду и быстро... Надеваем кошки и проскакиваем... Обходим морены МАЛа справа, вдоль Вальтера и, перевалив вал, оказываемся на озере. На путь от Фортамбека до МАЛа затратили 6 ч.

Дневка. Баня. Заброска. Лепешки. Салат.

3августа 2016 г.

На дневке было время взвесить все факты и откорректировать график похода.

На данный моменту нас есть 14 дней, 4-5 из которых нужны для выхода из района...

Нет 6000-ой акклиматизации, т.к. не прошли в.Крупской...

Учитывая эти обстоятельства, мы просто физически не сможем и акклиматизироваться до 6000 м. (на Корженевской) и успеть на Коммунизма.

Следовательно, в поле нашего зрения остался только пик Корженевской.

Выбирали между радиальным восхождением и траверсом.

Решение отложили до после акклиматизации.

Существенные поправки может внести погода...

Пик Е.Корженевской, ЗА, рад., 7105 м.

Массив пика Корженевской расположен в северо-западном отроге хребта Академии Наук. Оказывается, это самый последний из семитысячников СССР, освоенных альпинистами!..

В настоящее время на эту вершину существует 17 официальных альпинистских маршрутов, вт.ч. три траверса. Подавляющее большинство восхождений на п.Корженевской происходит по так называемой классике - маршруту ЦетлинаВ.М., 1966 г., наиболее простому, с южной стороны.

Категория сложности данного пути в альпинизме - 5А в туризме - ЗА.

Ежегодно на вершину поднимается 20-30 человек и более многие из них - для акклиматизации перед восхождением на пик Коммунизма. В основном, это гиды и клиенты фирмы Памир-Пикс, которая организует работу МАЛа, расположенного на поляне Москвина.

Туристам-горникам, естественно, тоже интересен пик Корженевской, но цели они ставят иные. Пик в туристских маршрутах является некоторой высотной составляющей всего мероприятия, не всегда определяющей категорию. Часто на него ходят для акклиматизации перед Коммунизма, по наиболее простому пути... Или он может является эмоциональной целью, кульминацией похода...

Особого внимания заслуживают такие туристские первопрохождения, как траверс (С-Ю) массива Е.Корженевской группой новосибирцев изтурклуба НГУ под руководством В.А.Юдина в 1989 г.

В рамках горного похода 6-ой категории сложности наши земляки поднялись по лед.Корженевской до одноименного перевала, по маршруту А.С.Угарова (1953 г.) пошли до вершины и спустились на юг по маршруту В.М.Цетлина. В туристской классификации данный траверс имеет ЗБ к.с...

Для восхождения на в.Е.Корженевской нашей группе понадобилось 8 дней: три ушло на акклиматизацию (4-6-е августа), и еще пять-на само восхождение (7-11-е августа). Штурм вершины пришелся на 10-е число.

4августа 2016 г.

На акклиматизацию после дневки вышли не ранним утром. Пересекли лед.Москвина по вешкам. Шли, не торопясь, по известной тропе на западных склонах массива. Через пару часов тропа полезла на скалы. На высокий скальный гребень выбрались в 11.00. Между гребнем и ледником есть два скальника, на которых, по-прежнему, висят веревочные концы, чтобы придерживаться... Около 12.00 перебродили реку, обошли язык лед.Солдатова и по правому осыпному склону поднялись до лагеря 5100. Заобедали. В 14.30 двинулись дальше. По открытому леднику (в кошках, но без связок) среди серраков поднялись на большую (200 м.) ступень ледника наклон 30-40 градусов. За перегибом ступени начинаются большие разломы, которые обходятся с левой по ходу стороны. За разломами под бортом долины тянется мелко-осыпной вал, на котором много удобных площадок для палаток - лагерь 5300, так называемые «пыльные стоянки». 16.30. На подъем в сюда мы затратили 8 ч.

5августа 2016 г.

На следующий день выходим (7.00) в полной горной амуниции и в связках поднимаемся наследующую ступень ледника. Ступень 25-35 градусов, вся разорванная трещинами и прикрыта снегом. В этом году тропа идет не по центру ледника, а значительно левее, ближе к правому борту долины. Через три часа медленного серпантина мы - в лагере 5600. Отдыхаем. Дремлем. Перекусываем. Идем дальше... Поднимаемся по провешенным перилам ледник до 40 градусов. 10.30 - привал около грота на 5800

11.30 - на площадке над перилами. Прошли 350-400 м. перил.

Дальше наш путь шел траверсом по снежным наклонным полям (градусов до 30) до самого южного гребня. Снега стало до полуметра и больше. Перед гребнем тропа начала забирать вверх по диагонали... Погода портится. Накрывает... 16.30 - ставим лагерь 6100 на гребне на месте прошлогоднего.

Площадки этого лагеря в этом году сделаны на 6150, под веревками на скалах...

На ночевке решаем, что 6100 для аклимухи хватит, что надо экономить время и не идти в 6400.

6августа 2016 г.

На следующий день за 4 часа чхв сбегаем в МАЛ. Всю спецснарягу и пр. оставляем в лагере 5100. Вечером нам предстояло решить, что будем делать дальше...

От траверса мы отказались - не стали рисковать...

7-8 августа 2016 г.

С утра получилась полудневка. На маршрут вышли часа в 3 дня. Вместо лагеря 5300 к 21.00 дошли только до 5100... На следующий день (в 7.30), подзагрузившись, поползли наверх. 8.30 - 5300 10.30 - 5600. После аклимухи идется значительно бодрее! В 13.00 были на 5800 на гроте в 16.30 - в 6100 на гребне...

9августа 2016 г.

Еще на следующий день вышли из 6100 в 11.45 - торопиться некуда. 13.30 - достигли лагеря 6300.

14.30 - пришли в штурмовой 6400. Ставим лагерь. Готовим, едим, топим воду...

Погода не радует, но терпимо... Ночуем.

10августа 2016 г.

На штурм выходим рано - в 6.10. Тропим по узкому гребню. Кошки самостраховка ледорубом... Снег не глубокий, но идется тяжеловато. На верблюде возникают проблемы с трещинами. Точнее, с какими- то пустотами под тропой. Жалеем, что пошли без веревки... Проходим без потерь...

В 15.00 выбираемся наскальник перед предвершинным плато. Погода вконец портится. В данной точке в данное время в данных условиях, если группа не на вершине, - пора поворачивать вниз...

По расчетам до вершины - часа 2 ходу. Решаем идти дальше не смотря на снег, «молоко».

16.0- вершина. Пришли вдвойне быстрее, чем думали. Фотаемся у флажка и бежим вниз (16.20).

Идем довольно быстро. Из-за непогода быстро темнеет. В штурмовой лагерь вернулись около 20 ч. Перед лагерем практически догнали всех, кто повернул назад и не пошел на гору: иранцы с гидами, шотландцы, немец...

Ночь продуктивно восстановила силы... Все вокруг и в 6300 (видно из нашего лагеря) вяло шевелятся, видимо, никто не хочет идти первым...

11августа 2016 г.

8.30- вышли из 6400 первыми. В кошках и связке.

10.0 - собрали палатку и вещи в 6300 (нас просили спустить поляки) и продолжаем спускаться. Гребень, тропа засыпаны снегом. Идти вниз сложно - можно легко съехать в любую сторону!

На снежных полях возникает заминка - приличная лавинная опасность. От гребня (6150) идем рассредоточено, без связки, чтобы веревка не сыграла роль паруса при сходе снега...

Ближе к скальному мысу вогнутый склон сильно перегружен снегом! Выпускаем направляющего на веревке, чтобы он организовал страховку около скал на случай лавины... Поочереди проходим веревку и собираемся по мысом... Далее - тактика аналогичная. Склон шире и круче, опаснее, но снега меньше. Оттого что кошки чувствуют лед, становится спокойнее. Перемещаемся по-одному.

Выдыхаем только на площадке над перилами...

14.30 - лагерь 5600.

16.0- лагерь 5100. Переобуваемся, переодеваемся.

19.30-МАЛ.

12августа 2016 г.

Дневка.

Выспавшись и отдохнув, перетрясли весь скарб, сформировали обратную вертолетную «выброску».

13августа 2016 г.

12.0 - вышли из МАЛа.

Спускались по тому же карману вдоль Вальтера. В устье Москвина запруды уже не было. Свободно выбрались на ледник Вальтера и шли по нему, пока не появилась возможность спуститься вправо на морены (13.40).

14.20 - привал на голубом озере под долиной основного лед.Солдатова.

15.40 - спускаемся в конгломератный каньон чуть выше стрелки рек Вальтера и Солдатова.

Дальше двигаемся около полукилометра по каньону. Упираемся в прижим. Тщетно пытаемся его облезть через верх на веревках. Вешать не на чем, все рушится... Потеряли драгоценное время...

В итоге, обошли прижим вброд и продолжили путь по каньону.

18.00-устье реки Вальтера. Переобуваемся после брода. Перекусываем. Выбираемся из правого кармана на тело лед.Фортамбек, отклоняемся левее, ближе к центру потока и до сумерек (19.15) нагоняем график. Ночевать сегодня надо было в долине Шапак, но мы встаем на полпути до нее...

14августа 2016 г.

После ночевки идем в левой части ледника. Иногда выходим в левый карман и возвращаемся на лед. Вообще, на этом уровне ледник больше замусорен и пересечен, не удобен для ходьбы по нему. Не удобно идти и в кармане... Но другого пути нет.

В устье р.Шапак приходим только к обеду следующего дня.

Это самая низкая относительно уровня моря точка похода - 3072 м.

В долину Шапак поднимаемся по ее правой (орогр.) части, по речке, которая бежит параллельно р.Шапак. Зайдя в долину, постепенно начинаем забирать вправо и выходим на обрыв над р.Шапак. Чтобы пройти на пер.Курайшапак, нам нужно перейти р.Шапак. Место для переправы начинаем просматривать еще сверху. Отсюда кажется, что перепрыгнуть поток можно во многих местах... Оставляем рюкзаки и спускаемся в каньон. Вблизи все выглядит иначе. Бурлящая река намного шире, и подходящих мест для перепрыга совсем мало.

Наилучшие камни для переправы находим, примерно, напротив нижнего края наклонной зеленой полки, которая ведет к пер.Курайшапак.

Полка видна издалека, сразу, как поднимаешься в долину, на левом борте долины Шапак, под гребнями и контрфорсами в.5053. По полке проходит самый оптимальный путь с пер.Курайшапак и на него. В самом низу полки - прекрасные стоянки в лесочке (береза, ива, арча).

Хорошим ориентиром места нашей переправы в каньоне может послужить огромный-огромный камень на противоположном берегу. Из-за него невозможно пройти на том берегу по кромке воды.

Скорее всего, благодаря этому камню, весь мощный поток р.Шапак сжимается до 1-1,5 м., и его можно перепрыгнуть обязательно налегке и на веревке...

Переправиться через Шапак в этот же день мы не смогли, не стали рисковать. Решили дождаться утра, когда спадет уровень воды. Ночевали в «зеленке» на краю каньона. Долго жгли костер!..

15августа 2016 г.

Встали очень рано - в 3.30. Кофе, легкий перекус. Быстро собираемся и спускаемся к переправе.

Воды стало меньше, но не настолько, чтоб перекидывать рюкзаки. Решаем тянуть веревки.

Прям рядом с огромным камнем есть пара камней на расстоянии метра друг от друга. Весь поток целиком втискивается между ними. Видимо, это самое узкое место на реке.

- Нам удается перекинуть петлю веревки на наш камень на том берегу и натянуть. Получились перила для подстраховки. Прыгать вызвался Дима Немущенко налегке и на «поводке». Все остальные - страховали. Все прошло без эксцессов... Натянули веревку, «трамвайчик», быстро перетянули рюки и переехали сами... Чтобы выйти из каньона р.Шапак, прошли около 200 м. вверх по течению вдоль воды и поднялись на террасу. По террасе вернулись назад, вниз по течению, на 300 м. и, приподнявшись по борту долины, зашли на пол^ (9.30).

И 1000 раз пожалели, что не переправились вчера и не переночевали здесь! Эти стоянки называют «райскими»... Сварили полноценный завтрак, поели и (11.00) по полке двинулись в сторону нашего заключительного перевала.

Перевал Курайшапак, 2А, 4650 м.

Расположен в северном отроге хребта Петра Первого, в водораздельном отроге между долинами Шапак и Хадырша, между в.5053 и в.4768.

Экспозиция: северо-запад - юго-восток соединяет долины ледников Хадырша (на северо-западе) и Шапак (на юго-востоке). Определяющая сторона перевала - северо-западная.

Требуемая квалификация участников: опыт прохождения перевалов 1Б-2А.

Снаряжение: веревка для связки, обвязки, кошки, каски, ледорубы, жумары, бсу.

Перевал посещается довольно часто - по несколько раз в год.

Используется группами (как туристов, так и альпинистов), которые решили пешком добраться до района семитысячников и МАЛа или, наоборот, пешком выйти из него. (Бюджетная альтернатива вертолетному заезду/выезду.)

Кратчайший и наиболее быстрый путь от пер.Курайшапак до погранзаставы в Девшаре - 1,5-2 дня.

От перевала до МАЛа - 2-3 дня. Т.о., на путь из МАЛа через Курайшапак в Девшар нужно закладывать минимум 4 дня, а лучше - 5.

Но! Чтобы воспользоваться этим «коротковременным» путем, необходимо четко знать местонахождение троса, по которому переправляются через р.Муксу...

Более продолжительным по времени пешим заходом в МАЛ является путь через перевалы: Белькандоу - Иргет - Тамаша - Курайшапак...

Дата прохождения пер.Курайшапак нашей группой: 15-е августа 2016 г. Время прохождения от р.Шапак до лед.Хадырша - 1 полный ходовой день.

ДанныеСР8: 39,089341 71,83288 высота-4601,6 м.

Сначала подъем в долину пер.Курайшапак идет по левому борту долины Шапак, по описанной выше зеленой полке. Наклон - 20-30 град., альпийский луг, хорошая погода - идти довольно комфортно... На высоте 200-250 м. от «райских» стоянок полка поворачивает с левого борта Шапак на левый борт боковой долины. Приваливаемся и собираемся (12.00).

Продолжаем путь по полке (еще 200-250 м.) и, после, выходим на осыпи. По этим осыпям и моренным валам постепенно огибаем склоны в.5053 и набираем 300-400 м...

16.0 - на разливчике с ручьем встаем на обед. Отсюда уже видна часть перевального цирка, и вот-вот покажутся седловины. Разлив как бы защищен выраженным гребнем боковой морены, который тянется из-под пер.Курайшапак.

17.0 - по боковой морене заходим в цирк и полутраверсом влево переходим на ледник. Ледник не большой, прикрытый на самом верху, но трещин нет. Идем, не боясь, без связок. Снег плотный - хорошо держит, не проваливаемся.

Перевал имеет две седловины нужная нам, классическая - правая (по ходу). Кроме этого, есть еще одна седловина - еще правее и повыше на 50 м. Она ведет в самый правый (орогр.) и самый длинный кулуар перевала на той стороне. Иногда ходят и через нее. Очевидно потому, что самый правый кулуар еще и самый пологий, и на дне его почти всегда есть сфирнованный снег...

Взлет нашего седла около 100 м., 20-30 град, (среднекаменистая осыпь). К слову, левая седловина не выше имеет крутоватую скальную стенку и ведет в крутой неудобный кулуар на той стороне.

18.0 - под перевалом.

18.20- на перевале. Понижение мелкоосыпное, широкое. Ночевать можно, но ни к чему, т.к. намного удобнее стоять с южной стороны на ледничке или морене, где ест вода и нет ветра.

Тур находится по центру. Сняли записку наших знакомых из Екатеринбурга, с которыми заезжали в Девшар. Записка от 22-го июля 2016 г., руководитель С.Поморцев.

А они, в свою очередь, сняли записку группы туристов Томска-Новосибирска от 24 августа 2015 г., руководитель А.В.Фатеев.

18.40- спускаемся по скально-осыпному контрфорсу между условно классическим кулуаром и правым длинным. Идем плотно, ногами иногда требуются навыки простого лазания...

На половине спуска стемнело. Уходим с гребешка вправо: в длинный кулуар на снег и фирн. На всякий случай надеваем кошки...

Снега на северо-западном склоне перевала на удивление почти нет он лежит только на дне кулуаров. Камнеопасность умеренная: пока спускались ничего не летело.

Уже в кромешной тьме доспускались с перевала и по урочишу Курайшапак почти до самого лед.Хадырша. Нащупали в темноте ровную площади и воткнули палатку -24.00!

Без ужина, конечно, не обошлись...

16августа 2016 г.

На утро оказалось, что стоим в живописном месте!.. А урочище Курайшапак изрядно изменило облик с прошлого года - его хорошенько изрезало селями...

Выходим в 8.15. Как бы не выкладывались накануне, 3-5-часовое отставание от графика еще есть.

По долине Хадырша спускались довольно бодро. Сначала по руслу речки справа от ледника затем (9.00), под правым бортом долины по моренам на леднике.

10.0- отдохнули в березовой роще. Она находится, примерно, на уровне языка ледника.

Дальше, пройдя по моренам около полукилометра или чуть больше, уходим правее, в русло правого притока Хадырши (очевидно, по карте он берет начало с в.4390). По руслу спускаемся до его стрелки с Хадыршой...

Зная, что отсюда нужно не сбрасывать высоту, а, наоборот, набирать, мы двигаемся на одном уровне, углубляясь в лес (11.15)... И все больше выходим на обрывистые клоны правого борта...

Спохватились не поздно, полезли на всех четырех конечностях перпендикулярно вверх...

12.0 - выбравшись на террасу, сразу же наткнулись на тропу... Некоторое время шли по ней - по краю террасы, потом, углубились в лес левее...

На самом деле, примерно, от стрелки нужно было сразу приподняться резко вверх, метров на 100-150, на верхние террасы, поросшие лесом, и там уже спокойно продолжать путь...

Немного выше стрелки есть небольшая стоянка местных золотоискателей. Она и может послужить ориентиром - от нее тропка и лезет наверх...

12.30 - спустились с лесистых склонов террас в большую широкую правую ложбину. Здесь тропа хорошо обозначена туриками. Тропа по ложбине ведет нас до самой Муксу.

12.45- спустились в Муксу и увидели трос...

Данные GPS: 39,139074 71,789773 высота - 2311,5 м.

13.30 - начали переправу по тросу.

14.20 - все перебрались, свернули снарягу и почти сразу начали подниматься по тропе к началу траверсной конгломератной тропы.

15.30 - пересекли чашеобразную сцементированную осыпь с обрывами под ней.

16.30 - тропа заходит в скалки: в 1,5 км. по прямой от троса, напротив устья Хадырши.

17.0- спускаемся в каньон р.Ширвоза, на ее стрелке с Муксу. Отдыхаем. Перекусываем.

Торопимся до темноты пройти всю конгломератную тропу до урочища Ходжатоу. Почти удалось.

К ручью в самом начале красных террас Ходжатоу вышли в темноте. Ставим палатку на краю первого неглубокого каньона.

17августа 2016 г.

Ранний подъем. Быстрые сборы. Мы почти не опаздываем, но проблема в том, что нам не удалось заказать обратный транспорт до Душанбе - закончились деньги на спутнике.

6.30- выход. Ныряем в ближний каньон потропе чуть выше лагеря... Быстро добегаем до следующего мощного каньона. Чтобы его пересечь, нужно пройти по его краю вверх 300-400 м. и найти тур, который обозначает тропу на спуск... Спуск крутой, сцементированный...

Дальнейший путь идет по дну каньона в обратном направлении 200-300 м...

Чтобы выбраться из каньона, необходимо найти нужную полку, поросшую кустарником. Путь по полке снизу, со дна каньона хорошо просматривается...

7.30 - выбрались из каньона.

8.45 - переходим следующий большой каньон, в котором бежитр.Ходжатоу.

9.30 - стойбище. Звоним, заказываем транспорт.

10.40 - мост через Муксу.

Около 14 ч. были в Девшаре.

Маршрут окончен.

Фотоматериал.

Ф1. Вид из Девшара (от заставы) на ущелье Ташлык. Линией показан путь подхода к ущелью и входа в него.

Ф2.Вид на ущелье Ташлык от входа с левого его борта.

Тропа продолжается по левому борту и от ближайших скал (справа на снимке) спускается к руслу и пропадает. Далее - путь по реке. Уже отсюда видны ледники Вост.Ташлыка и в.4963.

ФЗ.Вид на верхнюю часть долины - альпийскую. Стрелка «Восточного» и «Западного» Ташлыка - далеко впереди, за альпийскими лугами.

Ф4.Вид вниз на долину Ташлык с языка лед.Вост.Ташлык

Ф5.Вид на лед.Ташлык от его языка.

Ф6. Вид из лагеря на лед.Вост.Ташлык: ледопады лед.Вост.Ташлык, седловину пер.Ташлык и (правее перевала) в.4963.

Ф7. Вид из лагеря на лед.Вост.Ташлык на правый борт долины Ташлык: ледовые сколы и в.4862. Путь на перевал проходит под этими сколами - есть опасность обвала!

Ф8.«Футбольное поле» над нижним ледопадом лед.Вост.Ташлык -место удобное для стоянки.

Ф9.Вид с верхней точки 2-го ледопада на изрезанное поле ледника между 1-м и 2-м ледопадом. Линией показан наш путь.

Ф10.Вид на ложбину меяеду 3-м (верхним) ледопадом и склонами в.4963. Линией показан наш путь.

Ф11.Плато между 2-м (средним) и 3-м (верхним) ледопадом из-под 3-го верхнего ледопада. Линия - наш путь подъема.

Ф12.Проход верхнего (3-го) ледопада на лед.Вост.Ташлык.

Ф13.Северный взлет с пер.Ташлык и путь нашего подъема в понижение.

Ф14.Вид на южный склон пер.Ташлык. Спуск – прямо вниз.

Ф15.На пер.Ташлык около тура.

Ф16.Вид с пер.Ташлыкна юг-юго-восток: «парус» пика Руслан левее - седло пер.Комсомолец Кубани, справа - понижение пер.Олимпийский, п.Ошанина пер Дзержинского п.Радионова

Ф17. Вид с пер.Ташлык на юго-восток.

Ф18.Верхняя часть южного склона пер.Ташлык.

Ф19.Нижняя часть спуска спер. Ташлык-по диагонали вправо вниз.

Ф20.Вид с морен из-под пер.Ташлык на верхний цирк лед.Вера.

Ф21.Движение к верхнему цирку к пер.Шагазы. В облаке - пик Руслан пер.Шагазы - слева от скалы.

Ф22.Вид из верхнего цирка лед.Вера на левый борт долины Вера

Ф23.Восточный склон пер.Шагазы. Путь нашего подъема.

Ф24. Лагерь на пер.Шагазы. На заднем плане - подъем на пер.Гребень Шагазы: скальный гребень - седло пер.Олимпийский - пик Руслан.

Ф25.Вид с пер.Шагазы: наш путь через пер.Гребень Шагазы.

Ф26.Движение по скальному гребню пер.Гр.Шагазы. На заднем плане - пик Руслан.

Ф27.Путь по гребню – по пер.Гр.Шагазы

Ф28.Движение по пер.Гр.Шагазы. Осталось еще пара жандармов…

На заднем плане – пик Руслан

Ф29.Спуск с жандарма: попеременная страховка.

ФЗ0.Вид с гребня на западный склон пер.Олимпийский.

Ф31.Вид с гребня пер.Гр.Шагазы на юго-запад: самый высокий - пик Тиндаля.

Ф32.Узкий гребень пер.Гр.Шагазы.

ФЗЗ.Прохояедение пре.Гребеьн Шагазы: еще один жандарм гребня и седловина пер.Олимпийский.

Ф34.Вид от места, где должен был быть тур пер.Гр.Шагазы, на пройденный узкий снежно-скальный гребень. Хорошо видно снежное седло пер.Олимпийский (ближнее) и седловина и восточный склон пер.Шагазы (в тени).

Ф35.Прохояедение пер.Гребень Шагазы(ЗА). Подъем по сев.гребню п.Руслан. (в.5096). Первая связка почти в точке переваливания. Снято от места тура.

Ф36.Вид от лагеря на п.Руслан.

Ф37.Вид с пика Руслан на левый борт долины лед.Вера: хорошо виден пер.Ташлык и его южный склон. Линия нашего спуска...

Ф38.Вид с пика Руслан на юго-запад удивительный «кратер» массива пика Липского. Внизу – лед.Надежда

Ф39.Вид с пика Руслан на юго-запад: пик Тиндаля за ним - пик Агашидзе.

Ф40.Вид с седловины пер.Комсомолец Кубани на юг: наш спусковой кулуар, внизу - лед.Надежда.

Ф41.Вид на южный склон пер.Комсомолец Кубани (вид из-под его седловины) -путь спуска с пер.Гребень Шагазы.

Ф42.Попытка начать спуск с пер.К.Кубани, под скалами слева... (В итоге, вернулись и пошли направо...)

Ф43.На спуске с пер.Гр.Шагазы. Средняя часть южного склона пер.К.Кубани. Траектория нашего путь.

Ф44.После спуска с пер.Гр.Шагазы. Вышли на горизонтальный долинный лед.Надежда.

Траектория нашего пути - линия справа линия слева - путь спуска группы Егоровой (4 к.с., СПб, 2010 г.) язык и нижняя часть лед.Шинибини виден первый ледопад путь нашего захода в нее. Внизу - лед.Сугран.

Ф45. Макуша языка лед.Надежда. Впереди напротив – долина и лед.Шинибини.

Ф46.Дальнейший спуск по долине Надежды после ледника. Напротив – лед.Шинибини и ( вдали) п.Радионова и Ферсмана.

Ф47.Вид из поворота долины Надежда на долину Шинибини: язык и нижняя часть лед.Шинибини виден первый ледопад путь нашего захода в нее. Внизу – лед.Сурган.

Ф48.Вид с террас левого борта долины Шинибини на долину лед.Надежда.

Ф49.Поднялись в Шинибини по террасам левого борта до крайней точки. Дальше – прохода нет, ищем конгломератный кулуар.

Ф50.Вид на нижний лед.Шинибини. Справа на снимке – непроходимые склоны левого борта слева – наш проходной ранклюфт.

Ф51.Правый ранклюфт нижнего ледопада лед.Шинибини - шли по нему.

Ф52.Правый ранклюфт нижнего ледопада лед.Шинибини. Вид вниз.

Ф53.Движение в ранюиофте нижнего ледопада Шинибини.

Ф54.Завершающая верхняя часть ранклюфта нижнего ледопада Шинибини.

Ф55.Вид на второй ледопад. Подход к ледопаду преграждает ледяная речка.

Ф56.После перепрыга ледовой речки – прямо к ледопаду и под ним – налево. К ранклюфту.

Ф57.Вид на правый ранюиофт второго ледопада Шинибини.

Ф58.Вид из-под второго ледопада Шинибини на запад.

Ф59.Привал в верхней части второго ледопада.

Ф60.Вид на второй ледопад Шинибини.

Ф61. Верхняя часть второго ледопада.

Ф62. Верхняя часть ранюнофта второго ледопада Шинибини.

Ф63.Верхняя часть ранклюфта второго ледопада Шинибини. Обход участка по леднику.

Ф64. Вид назад - на пройденный ранюнофт: видна только простая верхняя его часть.

Ф65. После второго ледопада лед.Шинибини успокаивается и становится почти ровным.

Место очередного лагеря. На заднем плане - пик Ферсмана.

Ф66. Лагерь над вторым ледопадом Шинибини.

Ф67. Вид с лед.Шинибини (с уровня второго ледопада) на запад.

Ф68. Мысли о Крупской... (По центру - п.Крупской справа - склоны пика Ферсмана.)

Ф69. Вид на цирк и пер.50 лет КПУ.

Ф70. Распутываем трещины... (Плато напротив пика Ферсмана и цирка пер.Наблюдений - на заднем плане.)

Ф71. Верхняя часть лед.Шинибини. На заднем плане - пик Крупской.

Справа - склоны пика Ферсмана с ледовыми сколами. Большая опасность ледовых обвалов! Поэтому от этого пути - мы отказались...

Ф72.Путь в верхней части лед.Шинибини, забираем еще левее, под правый борт.

Примерно, за перегибом ставим лагерь ( под.пер.Бырс Ю.). Сзади – п.Крупской.

Ф73. Движение в связках по верхней закрытой части лед.Шинибини. По центру - п.Крупской, по-прежнему правее - понижение пер.Шинибини еще правее - склоны пика Радионова (и Ферсмана) и сколы на них.

Ф74. Сааамый верхний ледопад лед.Шинибини чуть выше и левее -пер.Шапак

вправо - уходит скальный гребень Крупской.

Ф75. Подходим к пер.Шинибини (северо-западный склон).

Линия нашего подъема.

Ф76.Подъем по серракам на пер.Шинибини.

Ф77.Лагерь в мульде на пер.Шинибини. Вода – в озерце.

Ф78.Южная (ближняя к п.Радионова) седловина пер.Шинибини.

У большого камня - один из двух туров.

Ф79.Вид на с пер.Шинибини на верхний цирк лед.Шинибини: справа - скальное понижение

Ф80.Начало спуска с пер.Шинибини. Сносно просматривается южный гребень.

Ф81. Вид с пер.Шинибини на лед.Турамыс и линия нашего пути по нему.

Ф82.Вид с пер.Шинибини на юго-восток: пик Коммунизма, под его вершиной облака на Памирском Фирновом Плато правее – п.Абалакова и Ленинград. Внизу облака на Фортамбеке.

Ф83.Первая станция на пер.Шинибини.

Ф84.Спуск с пер.Шинибини по южному гребню 2-я веревка.

Ф85.Спуск с пер.Шинибини по южному гребню 3-я веревка.

Ф86. Спуск с пер.Шинибини участок 3-4-ой веревки.

Ф87.Спуск с пер.Шинибини плечо южного гребня участок 4-5-ой веревки. Виден «балкон» - квадратный выступ.

Ф88. Спуск с пер.Шинибини 5-я веревка.

Ф89. Спуск с пер.Шинибини вид с «балкона» на бастион

Ф90. Вид с «балкона» на верхнюю часть пер.Шинибини. Снимаем 6-ю веревку. Хорошо видны большие ( и опасные) козырьки на обеих седловинах перевала.

Ф91.Заходим в нижнюю скальную часть пер.Шинибини... Вид с «балкона».

Ф92.Вид из-под бастиона (от последней станции) на вертикальную предпоследнюю веревку.

Снег - низ центрального кулуара.

Ф93.Завершение спуска с пер.Шинибини.

Переход Центрального кулуара.

Ф94.Завершение спуска с пер.Шинибини. Сдергиваем предпоследнюю веревку.

Ф95.Вид на пер.Шинибини с лед.Турамыс.

Ф96.После ночевки под перевалами Турамыс: всю ночь шел снег... В облаках -

пик Коммунизма. Справа - склоны горы Подводная лодка.

Ф97.Вид на пер.Шинибини от перевалов Турамыс. Весь перевал засыпало снегом.

Вовремя спустились!

Ф98.Идем под перевалами Турамыс, траверсируем осыпной борт долины. Впереди – боковые морены и карманы под в.Шатаевой.

Ф99.Распутываем трещины на лед.Турамыс, примерно, напротив г.Шатаевой. Свежий снег сильно задерживает движение.

Ф100.Подходим к месту перехода с тела лед.Турамыс в моренные карманы перед зелеными разливами.

Ф101. Место перехода с тела лед.Турамыс в моренный карман. Справа - в Турамыс впадает

ледовый поток из-под пер.Сулоева. Слева вдали - пер.Шинибини.

Ф102.Вид от попорота из Турамыса в Фортамбек на долину Турамыс.

Ф103.Бывший МАЛ на поляне Сулоева. Сзади – лед.Трамплинный.

Ф104.Вид с левого борта долины лед.Фортамбек: поляна «Сулоева», пик Коммунизма и под ним - лед.Трамплинный.

Ф105.Привел на поляне Сулоева. Нашли памятную доску «5 лет ВЛКСМ». Видимо ее прикрепили куда-то.

Ф106.Э-эх, банька была!

Ф108. Могила В.Сулоева.

Ф109. Вид с поляны Сулоева вниз на лед.Фортамбек. Выглядывает п.Е.Корженевского – самая высокая на заднем плане. Наш путь – почти на границе морены и открытого, беголо на снимке льда.

Ф110.Спускаемся с боковых морен левого борта долины Фортамбек на лед.Фортамбек

Ф111.Вид на верховья долины Фортамбек

Ф112.Вид на устье долины Вальтера. Приблизительно обозначен наш подход к Вальтера по Фортамбеку, спуск с его тела и вход в долину Вальтера.

Ф113.Подходим к МАЛу!( лед.Вальтера)

Ф114.Наш лагерь на морене за озером от МАЛа.

Ф115.Вид на МАЛ с тропы на п.Корженевской. п.Коммунизма ребро Бородкина

Ф116.Вид с тропы к лагерю 5100 на нижнюю часть долины Вальтера

Ф117.Тропа от МАЛа в 5100 среди осыпей и скал.

Ф118.Вид с тропы в лагерь 5100 на пер.Курайшапак - двойное седло на заднем плане по центру.

Ф119.Тропа к лагерю 5100 на склонах п.Корженевской проходит травесом под языком (переход речки), поворачивает наверх и идет слева (по ходу) от ледника.

Ф120.Дальнейший путь в лагерь 5100 происходит вдоль ледника,

под правым бортом долины.

Ф121.Вид из лагеря 5100 на ступень ледопада, среди серраков которой

идет тропа в следующий лагерь - 5300.

Ф122.Лагерь 5100.

Ф123.Вид с верхней точки первой ступени ледника на лагерь 5100

Ф124.Вторая ступень ледника, ведущая в лагерь 5600.

Ф125.Вид на массив Корженевского, на участок тропы 5600-6100-6400.

Ф126.Привал на участке 5600 - 6100 под скалами. Виден лагерь 5600. Ф127. Вид из лагеря 6100 на тропу по гребню к лагерю 6300-6400.

Ф127.Вид из лагеря 6100 на тропу по гребню к лагерю 6300-6400.

Ф128.Самое начало участка 6100 - 6400: скальный участок на гребне поднимаемся по перилам.

Ф129.Южный гребень Корженевской. Над человеком видны нынешние стоянки на 6150 - вырытые в фирновом гребне площадки. Наша стоянка была на 6100 - чуть ниже по гребню, между двумя этими пупырями.

Ф130.Потрясающий вид с южного гребня Корженевской на юг: пик Коммунизма ближний лагерь - 6400, дальний - 6300.

Ф131.Идем на штурм вершины Корженевской. Ф132. Штурм Корженевской. Подходим к «верблюду».

Ф132.Штурм Корженевского. Подходим к «верблюду».

Ф133.На подходе к предвершинному плато - накрыло... Большинство наших попутчиков повернули назад.

Ф134.На вершине Е.Корженевской. М. Яценко и Д.Гуляшов.

Ждем остальных и бежим вниз.

Ф135.Лавинноопасный спуск под скалами на участке 6100-5800!

Ф136.Спуск по перилам к лагерю 5600.

Ф137.Двинулись на выход из района похода. Моренный карман сразу от МАЛа.

Ф138.Бежим уже по нижней части долины Вальтера. Ф139. Конгломератный каньон реки «Солдатова» перед впадением в реку Вальтера.

Ф139.Конгломератный каньон реки «Солдатова» перед впадением в р.Вальтера

Ф140.Дальше, по каньону самой реки Вальтера.

Ф141.В каньоне реки Вальтера уткнулись в огромный валун пытаемся облезть через верх.

Ф142.Перелезть поверху прижим не удалось пошли - вброд.

Ф143.Грот – место впадения реки Вальтера в Фортамбек

Ф144.Идем по лед.Фортамбек. Долина Шапак уже близко.

Ф145.Каменоломня лед.Фортамбек. В долине слева - виден язык лед.Корженевкой.

Ф146.Поднимаемся в долину Шапак.

Ф147.Каньон реки Шапак. Ищем место переправы. На снимке справа вверху -зеленая полка, по которой подниматься к пер. Кура Типа пак.

Ф148.Каньон р.Шапак вид вниз. Место переправы - около самого большого валуна справа.

Ф149.Прыжок через р.Шапак лидера

Ф150.Веревки для переправы натянуты...

Ф151.Зеленая полка - снизу и как бы с торца. Обходим с правой стороны конгломератную<стенку и почти по ручью поднимаемся на «райские» стоянки.

Ф152.Зеленая полка снизу вверх. «Райские» стоянки - по центру, под березой...

Ф153.Завтрак на «райской» стоянке.

Ф154.Поднимаемся по гребню зеленой полки.

Ф155.Зеленая полка сверху вниз, от ее поворота. «Райские» – внизу в лесочке.

Ф156.Поворот зеленой полки в долину пер.Курайшапак.

Ф157.Верхняя часть зеленой полки, уже после поворота в долину пер.Курайпапак

Ф158.Вид на долину Шапак с верхней части зеленой полки.

Ф159.Подходим к цирку пер.Курайшапак (направо) по осыпям, которые начались после зеленой полки. По центру - в.4768.

Ф160.Перевал Курайшапак, его юго-восточная сторона. В левую (по ходу) седловину -не ходят иногда поднимаются через альтернативную, которая выводит на той стороне в правый (орогр.) длинный основной кулуар.

Ф161.На пер.Курайшапак. Тур - чуть севернее центра.

Ф162.Вид с пер.Курайшапак на юго-восток. Линия нашего пути.

Ф163.Вид с пер.Курайшапак на северо-западную сторону: кулуар от классической седловины справа от него - начало контрфорса, по которому спускались

внизу - ур.Курайшапак.

Ф164.Вид с пер.Курайшапак на правый основной длинный кулуар. Слева – контрофорс, по которому спускались. Ниже, после снега, шли по ручью..

Ф165.Лагерь в ур.Курайшапак, на стыке с долиной лед.Хадырша

Ф166.Вид на нижнюю часть долины Хадырша, ниже ур.Курайшапак.

Ледник Хадырша под моренным чехлом.

Ф167.Русло правого притока Хадырши, берущего начало с в.4987, по которому шли на спуск. Все русло - сплошная цементная каша после селя.

Ф168.Вид с террас правого борта на долину Хадырша язык лед.Хадырша.

Ф169.Спуск по заселенным трассам правого борта долины Хадырша…

Ф170.Правая сухая ложбина, выводящая к р.Муксу.

Здесь идет натоптанная тропа с туриками.

Ф171.Долина р.Муксу начало каньона виден древний разрушенный мост, где и натянут трос для нынешней переправы через р.Муксу

Ф172.Переправа по тросу: 1-й пошел...с нижней страховкой.

(Вид на правый борт.)

Ф173.Трамвайчик» из рюкзаков

Ф174.Второй - уже на страховке на двух станциях.

Ф175.Замыкающий…( Вид на левый борт)

Ф176.Подъем от троса по тропинке на уровень выше каньона Муксу.

Впереди видна «чашеобразная» сцементированная осыпь, которую сейчас предстоит траверсировать

Ф177.Траверсная тропа по чашеобразной осыпи.

Ф178.Выход на полку после чаши

Ф179.Вид с правого борта Муксу на долину и устье Хадырши. Три каньона:

в правом (орогр.) - спускались к тросу по среднему - тоже может быть спуск по левому - бежит сама Хадырша.

Ф180.Дальнейший путь траверсом по правому борту Муксу, примерно, 1 км от троса

Ф181.Вид на долинур.Муксу вверх по течению.

Ф182.Напротив устья Хадырши (1,5 км. по прямой от троса) тропа с мелко осыпного склона переходит на склоны, поросшие травой и с выходами скал... Идти - проще.

Ф183.Тропа с правого борта Муксу спускается в каньон р.Ширвоза, к ее устью.

Далеко в долине Муксу уже видны красные террасы Ходжатоу...

Ф184.Каньон р.Иргай на противоположном борте Муксу.

Ф185.Каньон р.Ширвоза.

Ф186.Устье р.Ширвоза.

Ф187.Мосток через каньон р.Ширвоза: сноп связанных жердей и трос для рук.

Трос необходимо сильно натягивать, чтоб не играл...

Ф188.Мосток.

Ф189.Самый большой каньон Ходжатоу. Внизу видна р.Муксу.

Ф190.Ищем по краю большого каньона Ходжатоу тур: он обозначает тропу, по которой спускаются вниз.

Ф191.После спуска в большой каньон Ходжатоу нужно пройти 150-200 м. обратно, в сторону Муксу, до полки, по которой выходят на правый край каньона.

Полка шириной несколько метров, поросшая кустарниками, просматривается почти до верха. (Не путать с другими!)

Ф192.Выход из следующего каньона попроще - старая дорога... В каньона бежит сама р.Ходжатоу - наилучшее место для стоянки перед выходом в цивилизацию.

Ф193.Какое-то строение около дома пастуха Ноира. Раньше здесь было поселение, ферма...

На заднем плане - пер.Курайшапак.

Ф194.Тандыр... На заднем плане слева - кишлак Кандоу.

Ф195. Мост через р.Муксу

Записки с перевалов.

Записка с пер.Ташлык.

Записки с пер.Гребень Шагазы.

Записка с пер.Шагазы.

Фрагмент хребтовки №1 на участки маршрута:

1)Девшар - Ташлык - Гребень Шагазы - Руслан - Сугран...

2)Ходжатоу - Муксу (мост) - Кандоу - Девшар.