Автор: Сергей Романенков, г.Москва

Отчет о горном спортивном походе 6 к.с. по Гиссарскому хребту и Фанским горам совершенном в период с 24.07 по 26.08.2016 г. Часть 2 .

• Часть 1
  • Участок 3. а/л Алаудин - в. Энергия (2А, 5109, рад. по C гребню) – траверс в. Чимтарга (3Б, 5489, с подъемом по ЮВ гребню и спуском на север) – оз. Бол. Алло - пер. Седло Сарышаха (3А, 4185) – пер. Зиерат (1А, 3364) - Куликалонские озера

Схема 5. Радиальный выход на в. Энергия (2А, 5109) и траверс в. Чимтарга (3Б, 5489)

11.08.2016 Подъем на Мутные озера

Вышли из лагеря Алаудин после обеда в 15:17 и начали подъем в направлении Мутных озер. Наверх ведет отличная набитая тропа, по которой мы за три перехода (2 часа 40 минут ходового времени) поднялись на ночевки на северном берегу Мутных озер (Фото 153, 154).

Вокруг множество площадок под палатки. В 19 часов выбрали одно из наименее продуваемых мест, освободили рюкзаки и направились забирать нашу заброску, которая была спрятана в россыпи больших камней западнее Мутных озер под склоном Фагитора.

12.08.2016 Подъем под пер. Чимтарга (1Б, 4760)

Вершина Чимтарга (5489), являясь высшей точкой Фанских гор, расположена в центре района, между другими пятитысячниками – в. Мирали (5106) на севере и в. Энергия (5109) на юге. Северные и восточные склоны вершины в основном снежно-ледовые и относительно легко доступны. Южные и западные обрываются отвесными скальными стенами. У туристов большой популярностью пользуется маршрут 2Б по северному ребру. Координаты вершины: N 39.197538 E 68.195590.

Отказавшись от подъема на Чимтаргу (5489) по Ю. стене (маршрут 5Б), стали думать над альтернативой. В маршрутке в качестве запасного варианта был записан подъем по В. ребру (4А-4Б). По факту В. ребра у вершины два, по обеим проходят четверочные маршруты. По В. контрфорсу – комбинированный маршрут 4Б, по ЮВ ребру – комбинированный маршрут 4А-4Б (в классификаторе его нет). Маршрут по В. контрфорсу является классическим путем на вершину из долины р. Чапдара (Алаудин) и часто посещается альпинистами, но он выводит на гребень Чимтарги существенно ниже вершины. В случае его выбора, полного траверса вершины не получилось бы. ЮВ ребро ведет прямо на вершину. Недостатком этого маршрута было полное отсутствие информации. В интернете, перед походом, ничего найти не удалось. В а/л Алаудин нам сказали, что информации у них нет и скорее всего маршрут не ходили уже более 30 лет (на деле это не так, в контрольном туре мы нашли записку магнитогорских альпинистов от 2014 года). В итоге остановились на варианте подъема по ЮВ ребру, так как, во-первых, хотелось пройти полный траверс Чимтарги, а, во-вторых, составить описание красивого, но давно нехоженого маршрута.

В 7:08 собрали лагерь и вышли по тропе вдоль берега большого Мутного озера. Перебродили протоку между большим и малым Мутными озерами, перепрыгнули ручей, стекающий с ледника Двуязычный, и начали набор по осыпным склонам к ночевкам под перевалом Чимтарга (Фото 156, 157).

Тропа легко читается, в проблемных местах она маркирована туриками. За шесть переходов (3 часа 50 минут ходового времени) мы набрали 840 метров высоты и, примерно с километр не доходя до седловины пер. Чимтарга, вышли к площадкам под юго-восточным гребнем одноименной вершины. В 12:46 остановились на ночевку. Мест под палатки здесь в изобилии, воду можно набрать в ручье под снежником. После обеда планировали начать обработку выхода на гребень Чимтарги, но погода внесла свои коррективы в виде мокрого снега и дождя. Пришлось перенести провеску перил на завтра. Вечером руководитель почувствовал недомогание, поднялась температура, диагностировали у него желудочно-кишечную инфекцию.

13.08.2016 Обработка и разведка маршрута выхода на ЮВ ребро Чимтарги (5489). Радиальный выход на в. Энергия (2А, 5109, по С гребню)

Вершина Энергия (5109) расположена в центральной части Фанских гор к югу от в. Чимтарга (5489). Из-за своей относительной простоты и доступности является одной из самых популярных вершин района. Альпинисты и туристы регулярно совершают на нее восхождения по С. гребню (маршрут 2А к.с.) с пер. Чимтарга (1Б, 4760). Координаты вершины: N 39.182069 E 68.200237.

Устроив для больного день отдыха, в 7:06 выдвинулись от палатки для обработки пути выхода на ЮВ гребень Чимтарги. За полчаса подошли по осыпи под скальный бастион. Подъём решили начать по внутреннему углу. Первую веревку повесили прямо вверх – станция на полке. Вторую веревку - по косой налево. Через 20 метров лидер вышел на широкую наклонную осыпную полку, уходящую вправо, пересек её и сделал станцию на скалах в 10 метрах выше. Третью веревку провесили вправо вверх до гребня в обход крутой гладкой стенки (Фото 164, 165, 166). Просмотрели дальнейший путь и начали спуск по пути подъема. Третью веревку сдернули и забрали с собой, так как она могла понадобиться для страховки во время восхождения на в. Энергия (5109).

На провеску веревок потратили 2 часа. Для страховки применялись крючья и закладные элементы. Спуск к палатке занял 30 минут.

В 10:45 были у палатки. Перекусили и решили использовать появившееся время для восхождения на Энергию (5109) по северному гребню с перевала Чимтарга, тем более, что такой вариант был заявлен в основной нитке маршрута. В 11:40 вышли из лагеря по тропе в сторону перевала Чимтарга.

На перевал Чимтарга (1Б, 4760) траверсом осыпных склонов левого борта долины ведет хорошая тропа. В районе широкой перевальной седловины она раздваивается. Одна тропа уходит вниз в долину Правого Зиндона, другая ведет по гребню в сторону вершины Энергия. Через 1 час 40 минут после выхода из лагеря подошли под тридцатиградусный фирновый склон, надели кошки и начали подъём по правой (по ходу) стороне гребня. Самостраховка ледорубом. В верхней части крутизна склона возрастает до 45, местами попадаются небольшие участки льда. Шлось уверенно. На скальных выходах много дюльферных петель. На вершину вышли в 14:15, через 45 минут после начала подъема по фирновому склону (Фото 159, 161). Сменили записку в туре. Погода начала стремительно портиться, пошёл снег, видимость упала. Связались и начали спуск.

До осыпи на три такта спустились за 30 минут. Развязались, сняли кошки и побежали вниз, в направлении седловины перевала. Снега заметно прибавилось, но тропа читается. Спуск на перевал занял 20 минут. Ещё через 25 минут, в 15:40, мы у палатки.

Отдохнув, больной поправился. На завтра запланировали выход на траверс Чимтарги.

14.08.2016 Подъем по ЮВ ребру в. Чимтарга (5489) до высоты 4930

В 6:20 уложили рюкзаки и начали подъём в направлении скального бастиона к провешенным накануне перилам. Под первую веревку по неприятной съезжающей осыпи подошли за 30 минут.

Разведав путь выше второй веревки, нашли более простой путь выхода на гребень. От станции по наклонной осыпной полке ушли вправо вверх и в обход скальной стенки вылезли на ЮВ гребень Чимтарги. Подъем от подножия бастиона занял 1 час. Чуть ниже на северной стороне гребня обнаружили выровненную площадку под палатку. Но воды здесь нет, ее можно набрать спустившись на 150 метров к снежнику на север.

Пологий и широкий в месте нашего выхода осыпной гребень дальше резко уходит вверх. Первую крутую скальную ступень удалось обойти с северной стороны. Путь обхода идет по осыпи вдоль скал до большой косой полки, выводящей на гребень выше ступени. Перед выходом на гребень провесили 50 метров перил по гладким наклонным плитам. Лазание простое, станция на большом камне. Обход ступени занял 40 минут (Фото 167, 168).

Крутизна гребня увеличивается. Начали навеску перил (Фото 169). Провесив 100 метров по гребню вышли на большую скально-осыпную полку с сосульками и натечным льдом (Фото 170, 171). Прямо вверх отвесные стены и карниз. Пришлось уйти с гребня на северную, правую по ходу, сторону. Дальнейший подъем проходил по полкам чередующимся со стенками и внутренними углами вправо вверх в обход крутых взлетов гребня. Первые три веревки от перемычки в гребне лидер лез с рюкзаком. Выше сложность лазания возрастает, пришлось сменить ботинки на туфли, а рюкзак оставить (Фото 172). Провесив следующие две веревки прямо вверх по крутым скалам, вышли под ключ маршрута - вертикальный камин с натечным льдом и пробкой в верхней части (Фото 173, 174). Чуть ниже, на небольшом выполаживании, можно поставить палатку, ещё одна площадка под палатку побольше есть за перегибом на южной стороне гребня.

После камина гребень снова становиться положе. Стенки чередуются с осыпными полками, частично засыпанными снегом. Начался сильный снегопад, а за ним и гроза. Ещё две веревки и в 18:20 вылезли на выполаживание c местами под палатки (Фото 175). Всего за день прошли 11 перильных веревок. Рядом с площадками обнаружили контрольный тур с запиской магнитогорцев от 2014 года. Воды здесь нет, но много снега, который можно топить.

15.08.2016 Траверс в. Чимтарга (3Б, 5489) со спуском по С. гребню

Вышли в 7:55. От места ночевки провесили веревку перил по скалам гребня до снежного участка (Фото 176). Здесь связались и следующие 120 м прошли пешком одновременно (Фото 177). Выше на пологом гребне снова начинаются небольшие скальные жандармы-стенки. Провесили еще 100 м перил. Некоторые жандармы проходили в лоб, некоторые обходили по полкам (Фото 178). Через 2 часа 50 минут после выхода из лагеря подошли под широкий и крутой снежно-ледовый склон. Надели кошки и продолжили движение в связках (Фото 179). Шли одновременно, на крутых взлетах крутили промежуточные буры. Через 300 метров гребень становится шире, участки фирна и льда сменились глубоким снегом (Фото 181, 183). Подъем идет по снежным холмам-увалам. На гребень село облако, местоположение определяли по навигатору. В 13:30 вышли на снежный купол вершины Чимтарга (5489). Тур нашли на скалах к югу.

Погода испортилась. Быстро перекусили и начали спуск в связках по северному гребню, в направлении перевала Мирали. Склоны перегружены снегом и местами лавиноопасны. Между связками держали дистанцию. По 35 градусному снежному гребню спустились до седловины (350 м от вершины) (Фото 184). Дальше гребень выполаживается, и даже слегка набирает наверх. Выйдя к скально-осыпным жандармам, начали спуск на восточную сторону. Обошли скалы по снегу и траверсирую склон, вышли на седловину в гребне круто обрывающегося вниз восточного контрфорса Чимтарги (Фото 185). Здесь, для продолжения спуска на перевал Мирали, необходимо дюльферять со скального бастиона. В 14:40 нашли на скальном выступе дежурную дюльферную петлю, подстрахованную скальным крюком, подбили крюк, повесили веревку и спустились вниз со скал. Нижнюю станцию организовали на ледобурах, под ногами ледовый склон, покрытый небольшим слоем свежего снега. Замыкающий спустился на двойной веревке и организовал сдергивание. Вторую веревку повесили по льду до начала глубокого снега, последний спустился лазанием на три такта с нижней страховкой. На навеску и сдергивание двух веревок затратили 40 минут.

Далее продолжили спуск в связках по пологому снежному склону вдоль гребня. На восточную сторону висят огромные карнизы. До седловины перевала Мирали (5025) пришлось тропить по свежевыпавшему снегу (Фото 186). Спуск от конца перил до перевала занял 25 минут.

На седловине есть несколько ровных площадок. Но из-за сильного ветра ночевать не комфортно. Решили сбросить 400 метров высоты в сторону долины Правого Зиндона, к началу взлета на перевал Мария (4790). Продолжили движение в связках по некрутому снежному склону, обходя справа зону трещин (Фото 188). Через 15 минут вышли на осыпь, ещё через 10 минут в 17:15 встали на ночевку. Выровняли площадку для палатку на осыпном склоне под защитой большого камня. Воду нашли в ручье под бараньими лбами на южных склонах Марии.

Фото 153. Долина р. Чапдара (Алаудин)

Фото 154. Верхняя часть долины р. Чапдара (Алаудин)

Фото 155. Панорама на запад с в. Замок (4990)

Фото 156. Мутные озера. Показан путь группы

Фото 157. Восточные склоны пер. Чимтарга

Фото 158. В. Энергия (5109) и пер. Чимтарга (1Б, 4760)

Фото 159. Маршрут по С. гребню в. Энергия (5109, 2А)

Фото 160. Южные стены Чимтарги (5489) с подъема на в. Энергия (5109)

Фото 161. Маршрут по С. гребню в. Энергия (5109) с пер. Чимтарга

Фото 162. Массив Чимтарги (5489). Показан маршрут траверса вершины, пройденный группой

Фото 163. ЮВ ребро Чимтарги (5489). Показан путь группы

Фото 164. Маршрут по ЮВ ребру Чимтарги. Показан путь выхода на ребро

Фото 165. Маршрут по ЮВ ребру Чимтарги. Показаны места крепления перил на участке выхода на ребро

Фото 166. 1-я веревка перил при подъеме на ЮВ ребро

Фото 167. ЮВ ребро Чимтарги. Показано место начевки.

Фото 168. ЮВ ребро от места выхода на него. Показан путь обхода 1-ого жандарма

Фото 169. Навеска перил по гребню выше 1-ого жандарма (3-4-я веревки)

Фото 170. Полка с сосульками (5-6я веревки)

Фото 171. По полке с сосульками (6-я веревка)

Фото 172. 7-я и 8-я веревки

Фото 173, 174. Ключ маршрута – камин с пробкой. (9-я веревка)

Фото 175. Ночевка на гребне Чимтарги (5489). Выше – выполаживание

Фото 176. В связках по гребню выше 12-й веревки

Фото 177. Пешком по участку гребня между 12-й и 13-й веревками

Фото 178. 13-я веревка перил по гребню с жандармами

Фото 179. В связках по ЮВ ребру Чимтарги (5489)

Фото 180. Верхняя часть ЮВ ребра Чимтарги

Фото 181. По снежному гребню к вершине Чимтарги

Фото 182. ЮВ ребро Чимтарги (5489)

Фото 183. Под вершиной Чимтарги (5489)

Фото 184. Спуск по С. гребню Чимтарги

Фото 185. С. гребень Чимтарги. Показан путь группы и место дюльфера со скальной стенки

Фото 186. Перевал Мирали с С. гребня Чимтарги. Показан путь группы

Фото 187. С. гребень Чимтарги. Показан путь группы

Фото 188. Западные склоны пер. Мирали. Показан путь группы

16.08.2016 Отсидка в непогоду под Ю склонами пер. Мария (3Б, 4790)

Весь день валил снег, заснув накануне на сыпухе, проснулись на снежном склоне. Из под снега выглядывали только несколько особо больших камней. Весь день провели в палатке в ожидании погоды. Южные склоны перевала Мария завалило снегом. Где проходимые осыпные полки, а где наклонные скальные плиты в таких условиях было не разобрать. Склоны снежного купола на северной стороне перевала без сомнения стали лавиноопасными. Подниматься в таких условиях наверх мы не могли. Но проблема заключалась в том, что после снегопадов мы оказались отрезаны от продуктовой заброски на Куликалонских озерах. С собой у нас оставался запас продуктов на два дня. Пытаясь сохранить логику маршрута без ущерба для безопасности, придумали вариант прохождения заявленных в основной нитке перевалов в обратной последовательности. Сначала должны были идти скальный, низкий и безопасный пер. Седло Сарышаха (3А, 4185) в связке с пер. Зиерат (1А, 3354), выходить к заброске, и уже потом подниматься на пер. Мария (3Б, 4790). Таким образом на потенциально лавиноопасный верхний участок северного ребра перевала Мария мы выходили через 5 дней, когда свежевыпавший снег в значительной степени должен был стаять. О принятом решении проинформировали куратора группы в Москве, он передал информацию в МКК.

К вечеру ощутимо подморозило. Показались звезды.

17.08.2016 Спуск к оз. Большое Алло по долине р. Правый Зиндон

Утром ясно и холодно. В 7:30 начали спуск в долину Правого Зиндона. Перевал Мирали популярен среди туристов, поэтому в нормальной снежной обстановке по осыпи идет тропа, обходящая сбросы бараньих лбов. Мы не смогли воспользоваться тропой так как она была невидна под снегом. Пришлось самим искать оптимальный путь спуска. В некоторых местах были вынуждены слезать на три такта. За 50 минут спустились к выполаживанию долины выше ступени бараньих лбов (Фото 189, 191).

Найти дальнейший спуск помогли кое-где точащие из под снега турики, и продолжительная разведка. Через час миновали последние сбросы бараньих лбов (Фото 192). Местами стала различима занесенная снегом тропа. Ещё за 30 минут спустились к руслу Правого Зиндона. Снег выпал и здесь, но частично уже растаял. Сняли теплую одежду и за два перехода по хорошей тропе дошли до озера Большое Алло (Фото 194, 195). В 11.50 встали на ночевку на площадках на северном берегу озера. Палатку поставили вовремя, так как небо затянуло и начал накрапывать дождь.

После обеда к озеру спустилась группа уфимских туристов. Ребята ходят с гитарой. Вечер посвятили общению.

Фото 189. Под языком ледника с пер. Мирали. Слева заснеженные склоны в. Мария (4946)

Фото 190. Спуск в долину р. Правый Зиндон

Фото 191. Спуск в долину р. Правый Зиндон после снегопада

Фото 192. Путь спуска в долину р. Правый Зиндон

Фото 193. Спуск по долине Правого Зиндона

Фото 194. Спуск по долине Правого Зиндона к оз. Большое Алло ниже первого завала

Фото 195. Озеро Большое Алло

18.09.2016 Оз. Большое Алло – пер. Седло Сарышаха (3А, 4185) – оз. Зиерат – пер. Зиерат (1А, 3354) – Куликалонские озера

Перевал Седло Сарышаха (3А, 4185) расположен в скально–осыпном гребне между вершинами Сарышах (4666) и ВЭИ (4202). Соединяет долины рек Зиндон и Чукурак. Второе название перевала – Межозерный. Некоторые разделяют эти два перевала, но по сути перевал один, различаются только пути прохождения определяющего северного склона, маршрут по южному склону совпадает. Перевальный гребень, имеющий несколько седловин, широкий. Есть несколько плоских мест для ночевки. Координаты перевала: N 39.227849 E 68.126488.

Перевал Зиерат (1А, 3354) расположен в северном гребне вершины Зиерат (4394). Соединяет Куликалонскую котловину и р. Чукурак. Склоны перевала используются местными жителями для выпаса скота. Седловина перевала широкая осыпная, можно поставить палатки, но воды нет. Координаты перевала: N 39.246778 E 68.157348.

Схема 6. Перевалы Седло Сарышаха (3А, 4185) и Зиерат (1А, 3354)

В 5:40 вышли из лагеря на Большом Алло, и начали подъем по травянистому склону на отрог основного гребня. За переход вылезли на вершину отрога и продолжили движение в сторону скально-осыпных склонов перевала Седло Сарышаха (Фото 196). Еще за переход подошли к началу осыпного склона, справа по ходу ограниченного скалами пика ВЭИ (4202). Перевальный взлет представляет собой протяженную среднеблочную сыпуху, в центре которой присутствует 120 метровый участок пологих несложных скал, которые мы преодолели с использованием индивидуальной техники (Фото 197, 198).

Через полтора часа от начала подъема по осыпи, в 9:20, вышли на перевальный гребень. На север он обрывается стенами разрушенных скал, прорезанными кулуарами. Выглядит очень камнеопасно. Провели разведку и нашли безопасный путь спуска по скальному контрфорсу, начинающемуся ближе к вершине Сарышах (4666) и уходящему в направлении седловинки, соединяющей истоки р. Чукурак.

Прошли траверсом гребня в западном направлении до начала северного контрфорса (Фото 199, 200). Гребень пологий и в основном проходится пешком. При преодолении жандармов пришлось немного полазать по несложным скалам. По ходу движения пересекли седловины перевалов Межозерный и Флибустьер, спуск прямо вниз с которых нам не понравился. Траверс гребня до контрфорса, уходящего на север, занял час.

В 11:20 начали дюльферять по скалам круто спускающегося контрфорса. Рюкзак замыкающего разобрали между остальными членами группы, чтобы он мог без рюкзака снимать веревки лазанием с нижней страховкой. Две веревки удалось слезть, третью, отвесную в нижней части, сдёрнули. Скалы разрушены, спускались аккуратно, чтобы не сбросить камни. Станции организовывали под защитой скал (Фото 201, 202, 203, 204).

Ниже прошли пешком по осыпному гребню до осыпного кулуара, уходящего направо вдоль скал, в обход жандарма (Фото 202). Приспустившись по кулуару, вышли на широкую полку, с которой провесили еще 150 метров перил до широкого осыпного балкона. Замыкающий спустился по сдвоенной веревке, продернув ее через петли. По балкону приспустились пешком на 50 метров, и провесили пару заключительных веревок до осыпи (Фото 205). Первую сдернули, вторую сняли лазанием с нижней страховкой. Всего на прохождение восьми веревок потратили 2 часа 50 минут.

За 35 минут по крутой и мелкой съезжающей осыпи спустились на зачехлённый ледник и в 15:05 остановились перекусить у первого встреченного ручья (Фото 207).

Экспресс обед занял 15 минут. Перекусив, продолжили движение вниз, в направлении озера Зиерат. Зачехленный ледник сменяется крутым (до 35) протяженным осыпным склоном, сложенным из мелких камушков (Фото 208). Спускаться по нему удобно. К самому озеру Зиерат сбрасывать не стали. Решили, не снижая высоты, траверсом уходить в направлении перевала Зиерат (1А, 3354) (Фото 209). Как оказалось впоследствии, это была не совсем удачная идея, так как мы уперлись в глубокую промоину с отвесными конгломератными склонами. Правильнее было бы обойти ее снизу. Переход от обеда до промоины занял 1 час 15 минут. Пройдя чуть выше, вдоль промоины, нашли место, где, страхуясь ледорубами и вырубая ступени, смогли переправиться на другой берег.

Пересекли пологий травянисто–осыпной склон в направлении западного отрога вершины Гоухона (3569), ограничивающего долину с севера. По пути переправились через ещё одну неглубокую промоину. И под склонами отрога нашли местами неплохую тропу, промаркированную туриками. Через 45 минут после преодоления первой промоины вышли под западный склон перевала Зиерат (1А, 3354). Перевальный взлет представляет собой двухсотметровый травянистый склон, истоптанный овцами (Фото 212). Подъём на перевал занял 40 минут. На седловину вышли в 18:20.

С перевала нам открылся чудесный вид на цепочку Куликалонских озёр. Спуск на восток аналогичен подъёму, и отличается только большей протяженностью склонов и большим количеством вытоптанных скотом тропинок. До южной оконечности озера Куликалон спустились за два коротких перехода по 20 минут, давая отдохнуть коленям (Фото 213, 214).

Озеро решили обходить с восточной стороны - это наиболее короткий путь (Фото 216). Ещё 50 минут по хорошей тропе и в 20:05 мы достигли стоянки гостеприимного Сироджа на берегу озера Бибиджонат, где нас ждала заброска.

19.08.2016 Прогулка по озерам Куликалонской котловины

Прикинув график на оставшуюся часть маршрута, решили не бежать снова наверх и посвятить день осмотру Куликалонских озера. В рамках ознакомления с местными достопримечательностями совершили двухчасовую прогулку вдоль цепочки озёр до северного берега озера Куликалон. По пути искупались в самом теплом из низ – озере Лесное.

С обеда начались уже традиционные дождь и гроза.

Фото 196. Ю. склоны пер. Седло Сарышаха. Показан путь группы

Фото 197. Подъем на пер. Седло Сарышаха с юга

Фото 198. Участок скал на подъеме к пер. Седло Сарышаха

Фото 199. Траверс по гребню в направлении спускового контрфорса

Фото 200. На гребне Седла Сарышаха

Фото 201. 1-я веревка дюльфера по С. контрфорсу с пер. Седло Сарышаха

Фото 202. 2-я и 3-я веревки дюльфера. Ниже показан участок пройденный пешком до Второй скальной ступени

Фото 203 и 204. 2-я и 3-я веревки дюльфера с пер. Седло Сарышаха. Спуск замыкающего

Фото 205. Спуск с 3-й скальной ступени Седла Сарышаха (7-я и 8-я веревки). Показаны места крепления перил

Фото 206. Путь спуска на север с пер. Седло Сарышаха. Показан путь группы

Фото 215. Пер Зиерат с востока

Фото 216. Путь обхода Куликалонского озера

Фото 217. Куликалонская котловина

Участок 4. Куликалонские озера - пер. Мария (3Б, 4790) - оз. Бол. Алло – р. Лев. Зиндон – траверс в. Москва (3Б, 5046, с подъемом по В. гребню через пер. Блок 2 и спуском на запад, п/п) – р. Ахмат – пер. Агмат (н/к, 3407) – р. Амшут – р. Арчимайдан – к. Газза

Схема 7. Перевал Мария (3Б, 4790)

20.08.2016 Подъем на пер. Мария (4790) из Куликалонской котловины до седловины Темиртау (3660). Разведка дальнейшего пути подъема.

Перевал Мария (3Б, 4790) расположен в Куликалонской стене к западу от в. Мария (4946). Южные склоны перевала осыпные с выходами скал. С определяющей северной стороны на перевал ведет скальный внизу и снежно-ледовый в верхней части гребень, по которому проходит популярный альпинистский маршрут 4Б на в. Мария (4946). Седловина перевала широкая, осыпная, можно ночевать. Перевал можно назвать достаточно безопасным и очень красивым, в сторону Куликалонских озер открываются шикарные виды. Туристами ходится довольно редко. После снегопадов верхняя, снежная, часть северного гребня может быть лавиноопасной. Координаты перевала N 39.216442 E 68.182209.

Планируя прохождение перевала Мария, опасались отсутствия подходящих мест под палатку на участке от пер. Темиртау до одноименной вершины (как оказалось напрасно). Поэтому на первый день подъема запланировали выход на пер. Темиртау (1Б, 3660) с дальнейшей разведкой и обработкой С. ребра Марии (4946).

Рано вставать не стали, вышли в 9:20. За 44 минуты поднялись по тропе до озера Дюшаха. Полюбовались на Куликалонскую Стену и по травянистому склону начали серпантином набирать высоту в направлении перевала Темиртау (Фото 219, 221). Через некоторое время трава сменяется сыпухой (Фото 220). Верхний взлет перевала менее крутой по сравнению с нижней частью, местами проявляются участки тропы (Фото 222). За три перехода и 2 часа 25 минут ходового времени достигли седловины перевала Темиртау (1Б, 3660).

Седловина - широкая, осыпная, есть площадки под палатки на самой седловине и двадцатью метрами ниже с восточной стороны гребня. В 13:26 мы встали лагерем на нижних ночевках, где меньше дуло. Воду набрали из ручейков на скалах, стекающих с расположенных выше снежников. За водой рекомендуем идти в каске, так как с тающих снежников временами прилетают камушки.

Пообедав, решили разведать а заодно и забросить часть груза выше по гребню. В 15 часов выдвинулись наверх. Прямо с седловины на западную сторону гребня, в обход первого жандарма, ведёт пологая полка (Фото 225). Выше последовала система небольших стенок, чередующихся с осыпными полочками, по которой мы пролезли с применением индивидуальной техники (Фото 226). После чего вышли в осыпной кулуар, пролезли небольшую скальную ступень и по осыпи подошли к основанию монолитного контрфорса (Фото 227). Скалы контрфорса не крутые, много зацепок, лазание уверенное и простое, страховка не требуется (Фото 228, 229). Через 150 метров вышли на перемычку в основном гребне выше первого жандарма. Подъём от палатки с небольшим грузом занял 55 минут.

Чуть выше на восточной стороне есть выровненная площадка под палатку. Пока упаковывали и приваливали камнями занесенные продукты и снарягу, успели разведать выход на второй жандарм, где также обнаружили несколько удобных мест для ночевки.

На спуске по скальному контрфорсу повесили две веревки. Ниже спустились пешком и лазанием. Временами встречались старые спусковые петли.

Возможно, при прохождении перевала в обратную сторону с грузом, на этом участке придется провесить до 5 перильных веревок.

Через 53 минуты после начала спуска, в 17:12 были у палатки на пер. Темиртау (3660).

21.08.2016 Прохождение 1 ого и 2 ого жандармов С. гребня в. Мария (4946). Подъем на в. Темиртау (4266). Подъем по С. гребню в. Мария (4946) до начала ледового купола.

Начали подъём в 5:40 и через 50 минут вышли к заброске под вторым жандармом, занесённой накануне. Упаковали груз в рюкзаки и в 7 часов начали подъем по осыпным полкам второго жандарма с восточной стороны гребня. По пути встретили несколько хороших мест под палатку. Примерно в середине подъема провесили 50 метров перил в направлении основного гребня. Лазание простое. Выше снова пошли пешком, траверсируя по полкам восточный склон жандарма (150 м) (Фото 230, 231). Немного не доходя до вершинной скальной башни второго жандарма, провесили веревку горизонтальных перил, выводящую на основной гребень за жандармом. Откуда еще веревку вниз до осыпной перемычки перед взлетом к вершине Темиртау (9:00, 3980 м). Замыкающий спустился лазанием без рюкзака с нижней страховкой (Фото 232).

До вершины Темиртау повесили десять перильных веревок прямо вверх вдоль гребня, по восточной стороне. Начиная со второй и до восьмой веревки включительно лидер лез в скальных туфлях, девятую и десятую веревку провесил в ботинках, так как скалы стали чуть положе и на них появилось много снега и льда. Ключевая веревка восьмая - восьмидесятиградусная стенка в верхней части залитая льдом. Лидер лез налегке, за его рюкзаком спускались. Точки страховки на крючьях и камалотах (Фото 233, 234, 235). В 14:15 вышли под вершину Темиртау (4266).

Вершина Темиртау не выраженная, гребень здесь расширяется и выполаживается. Вокруг много больших площадок под палатки, на одной из них устроили обед, во время которого разведали дальнейший путь. В 15:26 вышли с обеда и продолжили движение в связках по узкому скальному гребню. Гребень по большей части горизонтальный, местами сложный, на грани необходимой провески перил. В связках страховка надежная, веревку закладывали за выступы. По пути встречаются площадки под палатку (Фото 239-242).

За два перехода, суммарно 1 час 10 минут, вышли к удобной снежной площадке в 100 метрах ниже начала снежно-ледового взлета к перевалу Мария. Решили ночевать, время 16:40, высота 4367 м.

22.08.2016 Подъем на пер. Мария (3Б, 4790). Спуск в долину Правого Зиндона

В 6:43 начали вешать перила, в обход небольших скальных жандармов, по льду с западной стороны гребня (Фото 243, 244). Первую веревку лидер пролез с рюкзаком, затем оставил рюкзак на станции. Вторая веревка, крутизной до 50, вывела на верхушку гребня выше скального участка (Фото 245). Далее повесили семь веревок прямо вверх по снегу, который лежал на ледовом склоне крутизной 40-45 (Фото 246). Первый лез с рюкзаком, станции организовывал на ледобурах. В 10:07 достигли выполаживания склона и продолжили движение одновременно в связках (Фото 247). За 1 час 15 минут поднялись перевал Мария.

Перевал представляет собой широкий гребень, снежный с северной стороны и осыпной с выходами скал с юга, много ровных мест под палатки. Подошли по гребню к вершине Мария Зап. (4856) и от неё начали спуск на юг по наклонным осыпным полкам (Фото 248, 249). Полки обрываются вниз скальными стенками, приходилось лавировать, выбирая наиболее удобный путь. Камни местами покрыты слоем снега и льда, поэтому спускались в кошках. На одном из участков закрутили в лед промежуточный ледобур. При движении по полкам приходилось пересекать множество скальных гребешков, из-за чего путь дальнейшего спуска далеко не просматривался и через 30 минут мы вышли на край отвесного сброса. Полка по которой мы шли завернула за выступ скалы и закончилась глубоким провалом, продолжать движение в выбранном направлении стало невозможно, мы сделали попытку приспуститься вниз, но поняли, что придется далеко дюльферять и приняли решение вернуться по своим следам и найти альтернативный путь спуска.

Генерально от Марии Западной маршрут спуска идет влево вниз траверсом склона по осыпным полкам – балконам над скалами. Верхний ярус полок упирается в непроходимый скальный прижим, от которого мы были вынуждены вернуться.

Пройдя обратно до широкого осыпного кулуара, подрезанного скалами в нижней части и выводящего на нижний ярус осыпей, начали спуск. Через 10 метровую отвесную стенку провесили перила. Сдернули верёвку и в 13:55 продолжили движение, траверсируя по полкам в восточном направлении в надежде обойти, виднеющиеся внизу, бараньи лбы. По пути пересекли три разрушенных скальных гребня (Фото 250, 251, 252). Через 50 минут подошли к двадцатиметровому сбросу. Обнаружили два скальных крюка и дюльферную петлю, один из крючьев подбили, второй забили рядом и навесили веревку. При отсутствии снега и сухих скалах по плитам в обход сброса можно было бы спуститься пешком.

Дюльфернули, сдернули перила и в 15:20 по пологому осыпному склону вышли к леднику. Сняли кошки и продолжили спуск по виднеющейся из-под снега спусковой тропе (Фото 253). Без труда преодолели пояс бараньих лбов по полочкам, маркированным туриками, и в 15:50 устроили перекус (Фото 254). В 16:10 продолжили спуск и через полтора перехода в 17:30 встали лагерем на галечной площадке на берегу Правого Зиндона.

Фото 218. Северные склоны пер. Мария

Фото 225. Полка в обход 1-ого жандарма

Фото 226. Обход 1-ого жандарма

Фото 227. Путь по кулуару при обходе 1-ого жандарма

Фото 228. Скальный контрфорс перед выходом на седловину между 1-м и 2-м жандармами

Фото 229. Скальный контрфорс перед выходом на седловину между 1-м и 2-м жандармами

Фото 230, 231.Путь по полкам 2-ого жандарма

Фото 232. Дюльфер на перемычку перед в. Темиртау. Показано место крепления перил

Фото 233. Путь по ребру в. Темиртау

Фото 234. Подъем по ребру в. Темиртау

Фото 235. Средняя часть ребра в. Темиртау. Показаны места крепления перил

Фото 236. Вид на Куликалонскую котловину с гребня в. Темиртау

Фото 237.Верхний участок на подъеме к в. Темиртау

Фото 238. Скальный гребень выше в. Темиртау

Фото 239. Скальный гребень выше в. Темиртау (4260)

Фото 240. Скальный гребень выше в. Темиртау (4260)

Фото 241, 242. Скальный гребень выше в. Темиртау (4260)

Фото 243. Верхняя часть С. гребня в. Мария Узловая

Фото 244, 245 Путь в обход жандармов перед выходом на снежно-ледовый склон

Фото 246. Подъем по снежно-ледовому склону к пер. Мария

Фото 247. В связках по снежному гребню к пер. Мария

Фото 248. Спуск с пер. Мария на юг

Фото 249. Спуск по осыпным полкам на южную сторону пер. Мария

Фото 250.Траверс по полкам вдоль скальных сбросов.

Фото 251. Нижняя часть спуска с пер. Мария

Фото 252. Южные склоны пер. Мария. Показан путь группы и места крепления перил

Фото 253. Спуск по бараньим лбам в долину р. Правый Зиндон

Фото 254. По осыпи ниже бараньих лбов

Фото 255. Озеро Б. Алло и долина Лев. Зиндона

23.08.2016 Спуск к оз. Большое Алло. Подход под пер. Блок 2 (4577) по долине Левого Зиндона

В 6:58 начали движение по тропе в направлении озера Большое Алло. Тропа идет по правому орографически берегу Правого Зиндона. Спустившись с первого каменного завала вышли на ровное поле с многочисленными разливами реки. Перед вторым завалом из крупных камней тропа переходит на левый берег и раздваивается. В прошлый раз мы прошли левым вариантом, сейчас выбрали правый, оказавшийся более удобным.

Пройдя завал, увидели внизу Большое Алло (Фото 255), по тропе среди каменных глыб преодолели сброс, подобрали нашу заброску пятидневной давности и через 1 час 15 минут после выхода с ночевки вышли на берег озера.

Перепаковали рюкзаки и начали обход озера с восточной стороны. Издалека кажется, что по берегу пройти нельзя, скалы обрываются прямо в воду. Но это не так - вдоль берега пробита хорошая тропа. У прижима она чуть забирает вверх и проходит по скальным полочкам и плитам. За час обошли озеро и поднялись на первый взлет долины Левого Зиндона (Фото 256, 257).

Ещё 25 ходовых минут и в 10:24 встали на обед на северном берегу озера Верхнее Алло. Пообедали, немного передохнули и в 13:11 продолжили подъем по долине (Фото 258). Наверх ведёт хорошая тропа, переходящая с одного берега реки на другой. Завал из больших камней тропа обходит вдоль восточного края. Через 50 минут после выхода с обеда поднялись на завал. Выше тропа, маркированная туриками, идет по курумнику через валы в направлении острого моренного гребня, отделяющего ледник от осыпей. Пройдя еще переход, в 16:15, начали искать место для ночевки. Выровняли площадку на морене напротив северного склона перевала Блок 2 (3А, 4577). Воду брали из ручья на леднике.

Схема 8. Траверс пика Москва (3Б, 5046)

24.08.2016 Подъем на пер. Блок 2 (4577). Разведка и обработка В гребня пика Москва (5046)

Пик Москва (5046) расположен Между вершинами Сахарная голова (4903) на юге и Амшут (4840) на севере. Пик имеет 3 вершины: Восточную (4906), Центральную (5002) и Главную (5046). На вершину есть только один простой заход – по снежному плато с пер. Олимпийский, в других направлениях круто вниз уходят скальные стены и гребни. Координаты вершины N 39.147207 E 68.150819.

На варианте подъема на пик Москва (5046) по В. ребру с пер. Блок 2 (3А, 4577) остановились, ища альтернативу прохождения северной стены пер. Олимпийский (3Б, 4500), которая нам казалась камнеопасной. Наш новый маршрут на вершину стал комбинацией подъема по определяющему ледовому склону пер. Блок 2, пройденному до этого единожды в 2004 году группой Д. Сапатенка, и альпинистского маршрута 3Б по В. ребру Москвы (Фото 260, 262, 263). Свой маршрут альпинисты первопрошли в 1953 году, выйдя на седловину Блока 2 с простой южной стороны из долины р. Ахбасой.

Вышли в 6 часов. Спустились с моренного вала на лёд. Надели кошки, пересекли ледник и начали подъём по бергшрунд северного склона перевала Блок 2. Перевальный взлёт представляет собой крутой снежно ледовый склон с пересекающими его скальными выходами. Накануне наметили траекторию движения - первый скальный выход обойти справа, второй - слева. За 40 минут пешком поднялись до снежного моста через бергшрунд и в 6:58 начали вешать перила (Фото 264).

Лидер лез с облегченным рюкзаком и двумя ледовыми инструментами. До первого скального выхода повесили две веревки по фирну, скалы обошли справа по льду (Фото 265, 266). Дальше полезли влево вверх по косой, в направлении края второго скального пояса. Участки льда перемежались участками фирна, что немного усложняло страховку. Ключевой участок маршрута представляет собой две ледовые веревки крутизной до 60 градусов, в обход и выше второго скального пояса. Дальше склон немного ложится, снега становится больше (Фото 267, 268). В верхней части провесили последнюю - 11 веревку траверсом влево до большой снежной мульды перед седловиной. В 12:44 мы на перевале. Седловина широкая - снежная, воду нашли на краю скал с южной стороны. Поставили лагерь и пообедали.

После обеда частью группы налегке вышли на обработку скального восточного гребня пика Москва (5046), провесив 3 веревки (Фото 269, 270). Первую веревку повесили прямо по центру гребня от границы снега, встретили несколько старых скальных крючьев и одну морковку (Фото 272). Далее перешли пешком по полке на южную сторону гребня и вторую веревку навесили траверсом влево под крутую стенку с вертикальной щелью (Фото 273, 274). Третью веревку - прямо вверх по слегка нависающей стенке с хорошими зацепками, эта веревка оказалась ключевой на всём маршруте (Фото 275, 276, 277).

25.08.2016 Траверс пика Москва (3Б, 5046) с подъемом по В. гребню и спуском на пер. Олимпийский (4040). Спуск в долину р. Ахмат – пер. Агмат (н/к, 3407) – р. Амшут

В 6:10 начали подъём по накануне провешенным перилам. Зажумарили три веревки и продолжили вешать перила. По третьей веревке с рюкзаками поднимались на 2х жумарах. Четвертая веревка вывела на пологую часть гребня выше первого жандарма. Двести метров прошли пешком по полке с южной стороны гребня практически без набора высоты, вдоль крутых скальных стен второго жандарма (Фото 278). Местами приходилось пролезать небольшие ступеньки-стеночки.

Выше продолжили вешать веревки, траверсируя южную стену ниже гребня (Фото 279). Взлеты и небольшие стенки, перемежались осыпными полками. Лазание несложное, даже на коротких отвесных стенках много зацепок. Ближе к выходу на плато пика Москва началась непрочная, рушащаяся порода. Приходилось тщательно выбирать места для страховки. Провесили ещё шесть веревок до выхода на снежное плато, все веревки лидер пролез с облегчённым рюкзаком (Фото 280-283).

На снег вылезли в 11:50 и устроили перекус. После лёгкого обеда надели кошки, сменили скальные крючья на ледобуры. В 12:40 продолжили дальнейшее движение в связках в направлении седловины между Восточной (4906) и Центральной (5002) вершинами пика. Первые 20 метров пришлось пройти по льду, покрытому тонким слоем снега, затем подъём продолжился по пологому снежному склону. За пять минут вышли на широкую снежную седловину.

Оставили рюкзаки, и в лоб начали подъём на Центральную вершину. Подъём проходил по снежному склону крутизной до 35. Временами угадывались трещины, поэтому шли в связках (Фото 284, 285). Последние 40 метров на вершину - несложный острый скальный гребень, прошли лазанием с гимнастической страховкой. Выйдя на вершину Москвы Центральной (5002), по скальному гребню приспустились в направлении Москвы Главной (5046) и вышли на снежный склон. Несколькими днями ранее на пик Москва совершила восхождение группа Екатерины Зеленцовой, на склоне осталась натоптанная ими тропа.

Сбросили порядка пятидесяти метров на седловину между Центральной и Главной вершинами. Прошли по снежному гребню с карнизами (Фото 286), свисающими на южную сторону, и вышли на участок скального гребня с небольшими жандармами. Гребень прошли в связках, на сложных участках организуя попеременную страховку (Фото 287, 288). Через 1 час 20 минут, после выхода от рюкзаков, мы стояли на вершине Москва Главная (5046) (Фото 289).

Спуск к рюкзакам по пути подъёма занял 40 минут. Ещё за 23 минуты по глубокому снегу вышли на седловину перевала Олимпийский (3Б, 4500) (Фото 290, 291). Седловина широкая и плоская, на север обрывается вниз скальной стеной. С юга перевальный взлёт представляет собой осыпной склон, внизу переходящий в полосу бараньих лбов.

Сняли кошки, убрали веревки и начали спуск по сыпухе под склонами пика Амшут (4840), обходя первую ступень бараньих лбов справа по ходу движения (Фото 292). Пройдя около 700 метров траверсом повернули вниз, в направлении дна долины (Фото 293). Через 30 минут, в 16:26 подошли к первому поясу скал. Приспустившись по наклонной полке, вышли к десятиметровому сбросу и дюльферной петле на каменной балде (Фото 294). Спустившись на дно долины, через 200 метров уперлись во вторую ступень бараньих лбов. Здесь снова нашлась спусковая петля. Дюльфернули по перилам прямо по ручью, текущему по внутреннему углу. Предпочтительнее, чтобы избежать намокания веревки, пустить её чуть правее, где скалы более гладкие, но сухо (Фото 295).

В 17 часов убрали веревки в рюкзаки, полюбовались видом стены Москвы и выдвинулись вниз по долине реки Ахмат (Фото 297). Первый переход 30 минут спускались прямо вниз, то по мелкой осыпи, то лавируя между большими камнями, затем практически без набора высоты вылезли на гребень разделяющий долины Ахмата и Амшута. Немного прошли по гребню и, не доходя седловины перевала Агмат (н/к, 3407), по травянистому склону пошли вниз к реке Амшут (Фото 296). На седловине перевала располагается кош и мы постарались обойти его, чтобы не вступать в контакт с пастушьими собаками, лай которых был слышен издалека. Травянистый склон, по которому мы спускались, весь вытоптан скотом. В нижней части вышли на набитую тропу. По этой тропе чуть набрали вверх по долине Амшута, перешли реку на правый берег и продолжили движение вниз вдоль реки. В 19:10 нашли удобную площадку у воды и встали на ночёвку.

26.08.2016 Спуск в долину р. Арчимайдан. Отъезд из к. Газза в г. Пенджикент

Вышли в 7:33. Тропа ведет сначала по орографически правому берегу. Ниже долина сужается. Тропа начинает менять берега и пред каньоном окончательно переходит на левый и уходит вверх от реки. Каньон продолжается до места впадения в Амшут правого притока. После впадения тропа снова возвращается к реке. Через 1 час 20 минут перешли по мосту на правый берег, отсюда начинают попадаться летовки таджиков - пастухов и земледельцев. Еще за час вышли к слиянию Амшута и Зиндона, по мосту переправились через Зиндон и продолжили спускаться вдоль правого берега реки (Фото 299).

Непосредственно перед впадением реки в Арчимайдан тропа два раза переходит с одного на другой берег. По левому берегу Арчимайдана идет автомобильная грунтовая дорога. Немного пройдя вниз по тропе вдоль правого берега, по мосту вышли на дорогу. Через 2 перехода, в 12:50 по дороге пришли в кишлак Газза.

В Газзе нашли машину до Пенджикента. В городе отдохнули, посетили краеведческий музей и через день уехали в Душанбе к самолету.

Фото 256. Обход озера Большое Алло

Фото 257. Путь подъема по долине р. Левый Зиндон

Фото 258. Озеро Верхнее Алло

Фото 259. Долина р. Левый Зиндон из под пер. Блок 2

Фото 260. Восточный гребень п. Москва. Показан маршрут группы.

Фото 261. Панорама северного цирка пер. Блок 2

Фото 262. Пик Москва и окружающие вершины с востока

Фото 263. Восточное ребро пика Москва

Фото 264. Северный склон пер. Блок 2

Фото 265. Подъем на пер. Блок 2

Фото 266. Нижняя часть подъема на пер. Блок 2.

Фото 267, 268. Подъем на пер. Блок 2

Фото 269. В. гребень пика Москва с пер. Блок 2

Фото 270. Лагерь на пер. Блок 2

Фото 271. Массив пика Сахарная голова (4903)

Фото 272. 1-я веревка выше седловины пер. Блок 2

Фото 280. Начало 6-й веревки

Фото 281. 7-я веревка перил

Фото 282. 8-я веревка перил

Фото 283. Перила перед выходом на снежное плато (9-я веревка)

Фото 284. Подъем с седловины на в. Москва Центр. (5002)

Фото 285. Склон к Москве Центр. (снято на спуске)

Фото 286. Гребень между Ц. и Гл. вершинами п. Москва

Фото 287. Скальный гребень перед вершиной п. Москва (5046)

Фото 288. Скальный гребень перед вершиной п. Москва (5046)

Фото 289. На вершине пика Москва (5046)

Фото 290. Седловина между Вост. и Центр. вершинами п. Москва

Фото 291. Спуск на седловину пер. Олимпийский

Фото 292. Путь спуска в долину р. Ахмат в обход бараньих сбросов.

Фото 293. Траверс осыпных склонов в обход бараньих лбов

Фото 294. Веревка перил с верхних сбросов.

Фото 295. Веревка перил с нижних сбросов

Фото 296. Спуск в долину р. Амшут

Фото 297. Западные стены пика Москва

Фото 298. Верховья долины р. Амшут

Фото 299. Долина р. Арчимайдан

Материальное обеспечение

В походе использовали дифференцированную групповую раскладку. Дневная норма продуктов постепенно увеличивалась. На первой трети маршрута – 548 г, второй – 623 г, третьей – 658 г.

На маршруте было организовано несколько забросок продуктов. Вся еда была заранее распакована и распределена по участкам маршрута, отдельным готовкам и учатникам, что сильно экономило время разбора забросок и облегчало учёт веса в ходе маршрута.

Чтобы избежать перегруза на перелёте Москва-Душанбе, часть продуктов покупалась на месте. В Душанбе покупали крупы, шоколад, сухофрукты, орехи, сладкое на ужин и завтрак, чай, сахар и соль. Мы ходили как с горячими обедами (участки долин или простые препятствия), так и с сухими перекусами (участки сложных препятствий, радиальные восхождения, траверсы). В дни перекусов вместо супа брали батончик мюсли.

В целях лучшего восстановления и в качестве витаминной добавки брали с собой шипучие таблетки и изотоник.

В качестве мясной добавки к крупам на ужин и супам на обед взяли пеммикан (говядина, вываренная в жиру). Мы считаем, что по питательности и вкусу это наилучший вариант.

Супы брали не готовые пакетированные, а самостоятельно комплектовали суповой набор из различных сушеных продуктов, таких как рыба, мясо, овощи, зелень, макароны, крупы. Получилось очень вкусно и разнообразно.

Вместо традиционного картофельного пюре взяли сушеную картошку в виде хлопьев и кубиков.

Крупы покупали обыкновенные, а не быстро разваривающиеся. Так как, на наш взгляд, они сильно вкуснее и питательнее. Использование автоклава и варочной печки, а также несколько забросок на маршруте позволяли нам не экономить на топливе.

Материальное обеспечение

Продукт

Норма 1

Норма 2

Норма 3

Завтрак

Курпа (гречка, пшено, овсянка, рис, вермишелька)

Сухие сливки

Шоколад

Сладкое мучное

Сыр

Сахар в кашу

Обед

Суп + досыпка (или батончик мюсли)

Пеммикан в суп

Колбаса/сало/сырокопчёное мясо

Шоколадный батончик

Переходка (Орехи + сухофрукты)

Сухарь

Ужин

Крупа (гречка, рис, картошка, макароны, чечевица, фунчеза)

Пеммикан

Аптека

Cписок аптеки:

Список личной аптеки:

- курс антибиотиков (амоксициклинн/азитромицин)

- бинт стерильный 10см и 14см

- пластырь рулонный

- любимые лекарства

- витамины.

Подготовка к длительному походу

Перед походом желательно заблаговременно провести курс витаминной подготовки. Прежде всего, необходимо полноценно и разнообразно питаться, вволю поесть фруктов, ягод и других продуктов, богатых натуральными витаминами. Кроме этого, желательно принимать готовые минерально-витаминные комплексы.

Не претендуя на обширное исследование, можно порекомендовать следующую методику. За два месяца до выхода на маршрут начать приём месячного курса мульти-витаминов (например, «Алфавит-Эффект»), а за месяц до выезда, начать месячный курс железосодержащих препаратов (например, «Фенюльс»).

В длительном походе желательно примерно к 20 дню начать приём витаминно-минеральных комплексов (например, «Мульти-Макс»), т.к. использование талой, практически дистиллированной воды приводит к дисбалансу минерального состава жидкостей в организме.

Формирование походной аптечки

Аптечка формировалась только из тех медикаментов, которые уже использовались ранее участниками похода, и действие которых было заранее известно и предсказуемо.

Аптечка состояла из общественной и личной части. Личную часть каждый участник готовил и носил сам. Сюда входили: пара бинтов, пластырь, немного обезболивающих таблеток, курс антибиотиков, личные лекарства и, желательно, один шприц с ампулой дексаметазона и сильного обезболивающего. Личная часть обеспечивала первую помощь при травме, в том числе и самому себе, до подхода медика и личные повседневные потребности.

Общая аптека, в свою очередь, тоже делилась на две части: оперативную (травматизм и шок) и лечебно-профилактическую (всё остальное). Оперативная аптечка носилась медиком «сверху рюкзака», всегда была в прямом доступе и бралась на все радиальные выходы. Оставшаяся часть аптеки могла носиться любым участником, доставалась по мере необходимости и в радиалки не бралась.

Чем болели

Несколько раз за поход у участников наблюдалось легкое желудочное расстройство, сопровождаемое диареей. В этих случаях, чтобы избежать дискомфорта и не бегать постоянно по нужде, принимали лоперамид.

Один из участников в а/л Алаудин подхватил желудочно-кишечную инфекцию, сопровождающуюся высокой температурой (за 38 град.) и диареей. Для эффективного восстановления был устроен полноценный день отдыха, в ходе которого удалось полностью выздороветь. Во время лечения принимались смекта (адсорбент), лоперамид (от диареи), нурофен (жаропонижающее для нормального сна и отдыха).

Небольшие ушибы и растяжения, полученные на скалах, обрабатывали мазью диклофенак.

Список ремнабора:

Список ремнабора составлен по многолетнему опыту длительных автономных горных походов и немного уточняется каждый раз под специфику конкретного района. Ремнабор имеет необходимый запас расходных материалов и инструментов для ремонта личного и общественного снаряжения. Следует отметить, что все участники в предпоходный период хорошо подготовили и проверили личное и общественное снаряжение, поэтому в самом походе у реммастера работы было немного.

Т.к. предполагалось много технической работы на скалах в кошках, были взяты запасные передняя и задняя дужки (в сборе) и центральная пластина от кошек Grivel, а также напильник для правки зубьев кошек и инструментов.

Серьезных поломок на маршруте не было. Регулярно что-то по мелочи зашивалось. Несколько раз за поход перед ледовыми препятствиями перетачивали зубья кошек, притупившиеся после движения по скалам.

Личное снаряжение

Список одежды носит больше рекомендательный характер. Каждый бёрет то, в чём ему удобнее и привычней ходить. При выборе одежды руководствовались тем, чтобы в критический момент была возможность надеть на себя все тёплые вещи. Естественно, что чем легче, снаряжение, тем легче его нести, но не в ущерб комфорту и безопасности, иногда проще взять “лишний” свитер, чем потом весь поход мерзнуть. Для удобного подъема с рюкзаками по перилам брали по 2 жумара на человека.

Список одежды:

Наименование снаряжения

Кол.

Рекомендации и пояснения

Рюкзак

Оптимальный объем 100-120 л

Коврик

Берём по одному коврику, поэтому ковры полноценные, не обрезанные.

Накидка для вещей/на рюкзак

Полиэтиленовые мешки 120 л

Ботинки

Ботинки можно одинарные, можно двойные

Сандалии, либо кроссовки

Тут каждый может брать, то, в чем ему удобнее. В сандалиях больше отдыхают ноги, в кроссовках удобнее ходить

Носки трекинговые

Носки шерстяные

Носки х/б

Чуни спальные

Фонарики на ноги

Штаны верхние

Можно взять из мембранной ткани, можно и просто авизент

Штаны термобелье

Штаны винблок или полар

Шорты

Для заездов и ходьбы по низам

Трусы

Футболка

Термобелье верх

Пуховка или синтепоновка

Куртка ветрозащитная

Можно мембранку, можно авизентовый анорак. Обязательно с капюшоном.

Поларка тонкая

Поларка толстая

Шапка

Варежки винблок или полар

Возможно, для поларовых варежек будут полезны капроновые верхонки.

Перчатки полар

Шмотник для одежды

Шапка или баф от солнца

Умывальные принадл.+ ТБ

Ком-кт

Очки солнцезащитные

Зажигалка

Пьезо на высоте не работают!

Карта района с маршрутом

Можно 2 км

Веревочка 5 м

Личная аптечка

Бинт, обезболивающее, антибиотики, пластырь, личные таблетки

Ксивник

Деньги, документы, билеты

Ком-кт

Список специального снаряжения.

Кошки

На ботинках кошки должны сидеть идеально.

Ледоруб

Ледоруб или инструмент нужно брать с прямой, либо так изогнутой ручкой, чтобы можно было на нём делать станцию на снежно-фирновом склоне.

Ледобур

Буры должны быть заточены и нормально крутиться. Желательно импортные, стальные. Во время прохождения препятствий сдаются в общак.

Карабин без муфты

Как вспомогательный

Карабины

Прусы, петли, самостраховка

Блокировка, петля под ногу и усы самостраховки должны быть подогнаны

Жумар

Спусковуха

Лучше устройство типа стакана

Палки телескопические

Система низ

Петля станционная

60 и 120 см. Во время прохождения препятствий сдаются в общак.

Мешок для железа

Каска

Нож

Во избежание проблем с милицией, большие ножи лучше не брать

КЛМ

Желательно, чтобы либо миска, либо кружка была металлической

Фонарик налобный

Спальник 3х местный

Оттяжки 15 шт

Спальник 1 местный 1

Пели 120 и 60 см 5+5 шт (в личке)

Спальник 1 местный 2

37060 г

Максимальный вес общественного снаряжения у женщин: 4 кг

Максимальный вес общественного снаряжения у мужчин: 10 кг

Выводы и рекомендации по общественному снаряжению:

В Фанских горах удобнее всего жить в классической каркасно-дуговой палатке в форме полусферы или любой другой палатке малых габаритов. Это связано с тем, что стандартные места для ночлега часто расположены на каменистых моренах, осыпных седловинах, склонах. Где места под палатки выровнены или выложены камнями. Палатку большой площади, такую как шатер или длинная полубочка, поставить можно не везде. На острых гребнях или седловинах даже при желании строить площадку, возможности и место часто ограничены. При этом сильных ветров в Фанах практически не бывает. Мы жили в обычной 5ти местной треккинговой палатке, достоинствами которой являлись небольшой вес и простота установки.

Для готовки использовали мультитопливные горелки и очищенный бензин “Калоша”. Возникшее было желание пойти на газу уперлось в таджикские цены. На начало лета 2016 года маленький баллон стоил от 8 до 10$. Расход бензина составил 12 литров за 34 дня маршрута или 75 мл на человека в день. Экономии топлива способствовало наличие варочной печки из тонкой титановой жести. Отлично себя показали алюминиевая скороварка и впервые нами опробованная кастрюля с радиатором. Для сохранения тепла и экрана от ветра использовали стеклоткань. С таким “дежурным” комплектом время приготовления пищи было минимальным.

В походе велась как фото (зеркалка Canon и “мыльница” Panasonic), так и видеосъемка (камеры Panasonic и GoPro). Для подзарядки аккумуляторов устройств использовали солнечную батарею. От которой на дневном солнце заряжали пауэр банк (большой аккумулятор), а уже вечером, в палатке нужные устройства.

Для питания GPS навигатора использовали литиевые батарейки, записывая трек во время движения, но выключая устройство на привалах и в лагере. За поход израсходовали 3 комплекта батареек.

Брали с собой спутниковый телефон системы Thuraya. Использовали его не часто из-за дороговизны связи. Чаще звонили с обычного мобильного телефона с местной симкой, который наверху в горах регулярно ловил сеть.

Все три веревки в группе были динамикой. Наша логика была такова, что зажумарить по динамике мы сможем, а лезть первому на статике рискованно. Понятно, что можно лезть с двумя веревками, оставляя статику. Но в таком случае нужна одна лишняя веревка и существует вероятность побив единственную в группе динамику, остаться без нормальной страховки. У нас же все веревки были взаимозаменяемы.

Кроме удобного скального молотка для лидера, в группе было 3 ледоруба с бойками, позволяющих и бить и вынимать крючья.

Примерно половину скальных веревок на определяющих препятствиях лидер лез в тапках.

Для быстрого и безопасного прохождения сложных участков скал брали ИТО комплект, состоящий из лесенок и крюконог. За маршрут использовали его во время подъема на Ходжалокан из-за невозможности пролезть по обледенелым скалам и на гребне Большой Ганзы, упершись в гладкую отвесную стенку с глухой щелью.

Для продергивания перил на льду использовали проушины. Имевшийся у нас барабан под бур ни разу не доставали. Для страховки на скалах использовали как крючья (швелера, V образные, якорные), так и закладные элементы, дублируя ходовые размеры френдов и закладок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ССЫЛКИ НА МАТЕРИАЛЫ В Интернете

Список литературы

С.Н. Согрин, Памиро – Алайские маршруты, Изд-во Ирфон, Душанбе, 1983 г.

Н.В. Пагануцци, Фанские горы и Ягноб , Изд-во ФиС, Москва, 1968 г.

А. Мухин, В. Гусев, Фанские горы, Гос. изд-во геогр. лит. Москва, 1949 г.

Х. Абдуваитов, Р. Ашуров, По Искандеркулю, Изд-во Ирфон, Душанбе, 1990 г.

6.2 Список использованных при подготовке отчетов по району

И. Михалев, 5 к.с., 2013 год. Шифр в библиотеке МГЦТК – 7431

Г. Сальников, 5 к.с., 2012 год.

В. Нефедов, 6 к.с., 2008 год. Шифр в библиотеке МГЦТК - 6549

А. Джулий, 6 к.с., 2003 год. Шифр в библиотеке МГЦТК – 5970

А. Джулий, 6 к.с., 2000 год. Шифр в библиотеке МГЦТК – 5733

А. Никоноров, 5 к.с., 1998 год. Шифр в библиотеке МГЦТК – 5575

П. Кормилец, 6 к.с., 1980 год. Шифр в библиотеке МГЦТК – 3798

Д. Пясик, 6 к.с., 1979 год. Шифр в библиотеке МГЦТК – 3546

А. Червяков, 6 к.с., 1980 год. Шифр в библиотеке МГЦТК – 3782

Другие источники информации

Сайт МАТЦ “Вертикаль - Алаудин”. Информация по заезду. Библиотека описаний.

Фанские горы. Обзор района от А. Джулия

Обзор района Фанских гор от М. Будянского

GPS координаты и высоты ночевок и препятствий на маршруте

Точка маршрута

Высота по GPS

Координаты (ГГ.ГГГГГ°)

Ночёвка 24.07.16 (а/л Алаудин)

N 39.248983 E 68.265376

Устье р. Сиама (начало маршрута)

N 38.968651 E 68.759069

Мост через левый приток р. Сиама

N 38.963775 E 68.701534

Ночёвка 25.07.16

N 38.959536 E 68.686604

Брод через р. Сиама

N 38.965984 E 68.553999

Брод через правый рукав р. Сиама

N 38.967288 E 68.545637

N 38.948339 E 68.507011

Ночёвки 27-30.07.16

N 38.948868 E 68.511864

Вход в кулуар (в. Ходжалокан)

N 38.945705 E 68.508893

N 39.014828 E 68.406103

Мост через р. Серидевол

N 39.057753 E 68.391157

Ночёвка 03.08.16 (т/б Искандеркуль)

N 39.085011 E 68.367031

Кишлак Нарвад

1944

N 39.118665 E 68.414238

Проход через скальный пояс (под Имат)

N 39.141165 E 68.366501

Ночёвка 04.08.16

N 39.140315 E 68.361108

Вход в кулуар (пер. Имат)

N 39.146487 E 68.358882

Перевал Имат

N 39.148265 E 68.354695

Ночёвка 05.08.16

N 39.155048 E 68.350091

Балкон Фанской сказки (ночёвка 06.08.16)

N 39.159510 E 68.325285

Перевал Фанская Сказка

N 39.160520 E 68.324837

Ночёвка 07.08.16

N 39.158000 E 68.320544

Вершина Большая Ганза

N 39.150782 E 68.318641

Перевал Плечо Ганзы (под вершиной)

N 39.151100 E 68.318022

N 39.182307 E 68.281721

Вершина Замок

N 39.188215 E 68.272806

Ночёвка 10.08.16 (а/л Алаудин)

N 39.248716 E 68.265807

N 39.211202 E 68.191994

Ночёвка 17.08.16

N 39.209957 E 68.131223

Перевал Седло Сарышаха (Межозёрный)

N 39.227849 E 68.126488

Перевал Зиерат

N 39.246778 E 68.157348

Ночёвка 18-19.08.16 (Куликалонские оз.)

N 39.259303 E 68.194474

пер. Четырех (1Б, 4050)

пер. Мечта (2А, 4300)

пер. Имат (3А, 4100)

пер. Фанская сказка (3А, 4358)

пер. Адиджи (3А, 4569)

пер. Гусина-Мухина (2Б, 4528)

пер. Енисей (3Б, 4716)

пер. Ход Кентавра (3А, 4960)

в. Замок (2А, 4990)

пер. Чимтарга (1Б, 4764)

Записка из контрольного тура в. Чимтарга (5489) и на ЮВ гребне в. Чимтарга (5011)

пер. Мирали (3А, 5025)

пер. Межозерный (2Б-3А, 4131)

пер. Темиртау (1Б, 3694)

пер. Олимпийский (3Б, 4559)