Автор: Владислав Самборский, г. Нижний Тагил

Отчет о лыжном походе 6 к.с. по Алтаю совершённом с 22 февраля по 13 марта 2016 года.

Справочные сведения о путешествии

Район похода: Россия, Республика Горный Алтай, Южно-Чуйский и Северо-Чуйский хребты.

Вид туризма

Категория

сложности

похода

Протяжённость активной части похода, км

Продолжительность

шестая

20.02-15.03 2016

Определяющие препятствия маршрута:

Из-за высокой лавинной опасности приходилось совершать разведочные радиальные выходы на перевалы запасных вариантов. Группами по 2-4 человека проводили разведку перевалов Восход, Весенний, Томич, Кзылташ (выделены в таблице). Эти разведочные выходы мы не учитывали при расчете сложности по «Методике категорирования лыжных маршрутов».

Вид препятствия

Категория

трудности

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Плечо в. Джаникту (рад.)

Радиально от оз. Джанкель

В. М. Попова (рад).

3708, ск-лед-ос.

Радиально по гребню от в. Ирбисту

Пер. Апрельский

Радиально от лев.

Пер. Восход (рад.)

3615, сн - ос.

притока р. Талдура (цирка пер. Костырева)

Пер. Костырева

Р. Л. Камрю - р. Р. Пр. Карагем

Пер. Томич (рад)

3160, сн-ос.

Радиально от пр. притока р. Иолдо-Айры

Пер. Оренбурга

3130, сн-ос.

Ист. правого притока р. Иолдо-Айры - р. Джело

Пер. Кзылташ (рад)

3335, сн-ос.

Радиально от л. притока р. Джело

Пер. Караташ

3400, сн-ос-лед.

Р. Джело - лед. Актру Малый (р. Актру, р. Чуя)

Вершина Снежная Купол (рад.)

3714, сн-лед.

От пер. Караташ через л-к М. Актру

Подробная нитка маршрута: Пос. Бельтир - вверх по р. Аккол - р. Караоюк - пр. приток р. Караоюк рад. Выход на плечо в. Джаникту (1Б, 3655) - пер. Рубцовск (1Б) - р. Елангаш - оз. Джанкель - рад. восх. на в. Ирбисту(2А) - восх. на в. М. Попова(1Б) - р. Елангаш - пер. Апрельский (1Б) - истоки р. Аржан - пер. Ветреный (2А) - р. Караоюк - пер. Удачный (1А) - лед. Удачный - пер. Солнечный (2А) - Софийский ледник - пер. Ключ Отрожный (1Б) - вниз по р. Аккол - оз. Аккуль - пер. в ур. Шалтра (1А) - р. Имеле - пер. Теустан (1А) - р. Талдура - лев. пр. р. Талдура рад. выход на пер. Восход (2А) - пер. Костырева (3А) - р. Атбажи - р. Иолдо-Айры - р. Карагем - оз. Камрю - вверх по р. Камрю - р. Лев. Камрю рад. выход на пер. Весенний (2А) - пер. Сюрприз (2Б) - р. Пр. Карагем - р. Карагем - р. Иолдо-Айры - истоки р. Иолдо-Айры рад. выход на пер. Томич (1Б) - пер. Оренбурга (1Б) - р. Джело - вверх по левому притоку р. Джело рад. выход на пер. Кзылташ (2А) - пер. Караташ (2Б) - рад. выход на в. Снежная (2А) - р. Актру - Курайская степь - р. Чуя - пос. Курай.

Карта похода

скачать

Отчет хранится в Пермской Краевой Маршрутно-Квалификационной Комиссии.

Маршрут рассмотрен Пермской Краевой МКК (159-00-665620500) в январе 2016 года.

Количество участников: 8 человек Руководитель: Самборский Владислав Игоревич

Организация путешествия

Общая идея похода (путешествия).

Алтай считается классическим лыжным районом, для совершения лыжных походов II-VI категории сложности. Красивые вершины, перевалы до 3Б к.с., сочетание рек и гор, близость подъездов, снискали заслуженную славу этим местам. Основная цель похода - пройти лыжный маршрут VI категории сложности в данном районе.

Основной костяк группы (семь человек из восьми) участвовал в лыжном походе на Алтае VI категории сложности в 2015 году. Маршрут был успешно пройден, тогда же (в 2015 году) возникла идея - пройти подобный маршрут, но более технически сложный. Соответственно, был заявлен маршрут несколько меньшей протяженности по сравнению с 2015 годом, но более сложный, включающий прохождение перевалов ЗА кат. сл.

Однако погода внесла коррективы в наши планы. Из-за непогоды, плохой видимости, а также лавинной опасности пришлось отказаться от прохождения перевала Девяти (2Б) и пройти на р. Талдура по более простому запасному варианту. Несмотря на это, произошел рост технической сложности в дальнейшем погода благоприятствовала, и нам удалось пройти перевал 3А зимой.

Как и в предыдущие годы, тактически поход планировался следующим образом: 2 дня

- заход в горы от пос. Бельтир с небольшим набором высоты, затем - акклиматизационное кольцо примерно на 5 дней и далее - линейная часть маршрута. Такая тактика кажется нам оптимальной, и она вполне себя оправдывает при путешествиях в таких сложных районах, как Алтай.

Первоначально был заявлен следующий маршрут:

п. Бельтир - вверх по р. Аккол - р. Караоюк - п. приток р. Караоюк - восх. на в. Джаникту (2Б) - пер. Рубцовск (1А) - оз. Джанкель - восх. на в. Ирбисту (2А), М. Попова (1Б) - оз. Джанкель - пер. Апрельский (1Б) - р. Кутурганбулак - пер. Ветреный (1Б) - р. Караоюк - пер. Удачный(1А) - пер. Солнечный (2А) - л. Софийский - восх. На в. Брат (1Б) - пер. Девяти (2Б) - р. Талдура - р. Талдура - пер. Костырева (2Б-3А) - р. Атбажи - р. Карагем - р. Камрю - пер. Сюрприз (2Б) - р. Пр. Карагем - восх. на в. Маашей (2Б) - р. Л. Карагем - л. приток р. Л Карагем - пер. Томич (1Б) - пер. Оренбурга (1Б) - р. Джело - пер. Караташ (2Б) - в. Караташ(1Б, рад.) - р. Актру - пос. Курай

В результате маршрут был пройден от начальной (пос. Бельтир) до конечной точки (пос. Курай) с использованием запасных вариантов.

График движения на маршруте

Варианты подъезда и отъезда

Самые удобные подъезды к району - по Чуйскому тракту. Начало похода может быть в селениях Белый Бом, Чибит, Мены, Курай, Ортолык, Бельтир (бывшее Кызыл-Маны ), Кошагач. Мы доехали на поезде до Новосибирска, затем на заказанном микроавтобусе - до пос. Бельтир. С тех пор, как появилась возможность покупать ж/д билеты через интернет, нет проблем с покупкой билетов на проходящие поезда. Микроавтобус заказывали в фирме «Биалтур», г. Бийск, сайт: http://www.bialtur.biysk.ru/ , контактное лицо - Замчалов Иван.

В настоящее время нет необходимости заезжать к спасателям в Горноалтайск для регистрации. Мы отослали заявку на регистрацию группы по адресам: mchs_ra@mail.ru raltspas@mail.ru, форму заявки взяли на сайте МЧС Горноалтайска: http://www.04.mchs.gov.ru/. В заявке указаны подробный маршрут, состав группы, контактные телефоны, номер спутникового телефона, номера страховых полисов и т.д.

Главное управление МЧС России по Республике Алтай.

Адрес: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, дом 115/1 e-mail: mchs_ra@mail.ru

Сайт www.04.mchs.gov.ru,www.mchs.altai-republic.ru

По телефону оперативный дежурный МЧС Горноалтайска нам сообщил, что заявка наша получена, группа внесена в книгу оперативного контроля под счастливым (как сказал дежурный) номером 7, заезжать в МЧС Горноалтайска не нужно, нужно только позвонить и сообщить о выходе на маршрут. Также по телефону можно сообщить об окончании маршрута. Мы проезжали мимо Горноалтайска в час ночи и заезжать в МЧС нам было очень неудобно, мы ограничились телефонными звонками. Телефон оперативного дежурного МЧС Горноалтайска в настоящее время новый: 8-(388-22)-237-58.

Дорога до пос. Бельтир (от Новосибирска) заняла около 16 часов (включая ужин в придорожном кафе). Сразу выходим на маршрут.

На обратном пути, в конце маршрута, находясь на седловине пер. Караташ, обнаружили, что там работает обычная спутниковая связь и прямо с перевала позвонили в «Биалтур», заказали автобус от Курая до Новосибирска на вечер следующего дня. Когда вышли в Курай, микроавтобус ждал нас в поселке. Утром приехали в Новосибирск, сразу на вокзале купили билеты обратно на проходящие поезда. На вокзале в Новосибирске находились около 2 часов. Вообще в Новосибирске в марте билеты на запад обычно есть, уехать нетрудно, даже если не брать билеты заранее.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные варианты маршрута: в зависимости от места - выход в пос. Бельтир (Кызыл-Маны) или на Чуйский тракт по кратчайшему пути.

В качестве запасных вариантов были запланированы замены технически сложных перевалов на более простые или более безопасные (на случай плохой погоды или при недостатке времени):

Даты

28.фев

Оз. Джанкель - пер. Рублевского (1Б) - р. Караоюк

01 .мар

Л. Софийский (пр.камера) - пер. Беспросветный (2Б), рад.., - пер. Инструкторов (2Б), рад.., - л. Софийский (центр. камера).

02.мар

Л. Софийский (пр.камера) - пер. Софийский (1 Б) - л. Софийский (центр. камера). Восх. На в. Брат (1Б)

03.мар

08.мар

Р. Талдура - пер. Восход (2А) - в. Талду З. (восх) - р. Иолдо-Айры

09.мар

Пр. р. Иолдо-Айры - пер. 60 лет ВЛКСМ - р. Карагем.

10.мар

14.мар

Р. Джело - пер. Караташ(2Б) - в. Купол(1Б, рад.) - р. Актру

лыжи

Понятно, что обилие запасных вариантов несколько снижает спортивность маршрута. Однако, из-за отсутствия запаса времени (обычно приходится планировать 21-22 дня на поход 6 к. сл.), мы просто не имеем времени на ожидание улучшения погоды. Таким образом, причина большого количества запасных вариантов - необходимость пройти маршрут 6 категории сложности (пусть даже в несколько упрощенном варианте) при любых погодных условиях.

Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пришлось несколько корректировать вследствие лавиноопасной обстановки и некоторых незапланированных потерь времени.

Традиционно причиной изменения маршрута и использования запасных вариантов на Алтае являются погодные условия. Из-за снегопада, ветра и отсутствия видимости нам пришлось уйти вниз с Софийского ледника от перевала Девяти. Только после обеда второго дня погода начала улучшаться, и мы смогли пройти в верховья р. Талдура по простому и безопасному пути: через перевал в урочище Шалтра (1А) к р. Имеле и далее через перевал Теустан (1А).

На Северо-Чуйском хребте погода была лучше, но здесь было много снега и повышенная лавинная опасность - следы лавин были даже в лесной зоне. Из-за этого пришлось отказаться от восхождения на вершину Маашей и от прохождения перевала Томич. Тем не менее, пройденный маршрут, несомненно, соответствует 6 категории сложности.

Техническое описание маршрута

Снежная

50,046148

87,733513

Плечо Джаникту (максимальная высота)

49,7773833945

87,9684150126

1-2 дни (22-23 февраля 2016 года). Пос. Бельтир - вверх по р. Аккол - вверх по р. Караоюк.

Приезжаем в Бельтир примерно в 11.30, проезжаем поселок, останавливаемся у моста через р. Аккол (приток Талдуры). Разгружаем машину, связываем волокуши из лыж и начинаем подниматься вверх по р. Аккол. Относительно хорошая погода (легкий ветер), идеальный гладкий лед, набор высоты небольшой, поэтому оптимальный способ движения - сделать из лыж волокуши, сложить туда весь груз и идти пешком.

Берега травянистые, снег только пятнами. Через 1 час движения останавливаемся на обед возле зарослей кустов - съедаем то, что осталось от поезда и от автомобильной заброски. После обеда идем дальше вверх по р. Аккол, проходим поворот реки на запад и за 1 час движения подходим к каньону. Ширина каньона метров 10, есть ледовые сливы высотой до 1 метра, проходим их в кошках. За 50 минут проходим каньон, отдыхаем около моста. Кругом пасутся яки и лошади, впереди - красивые виды гор. Через 10 минут движения проходим избу-зимовье и в конце часовой ходки подходим поляне недалеко от слияния Аккола и Караоюка. Здесь есть кусты, останавливаемся на ночевку.

Утром продолжаем подъем вверх по реке Аккол, за 30 минут подходим к слиянию Аккола и Караоюка, и дальше идем вверх уже по Караоюку широкая, красивая долина. За 60 минут движения от слияния подходим к каньону здесь опять небольшие ледопадики. Встречаются мокрые наледи. За две ходки по 55 минут проходим каньон и ферму на берегу. Обедаем. Далее, еще через 50 минут движения проходим еще одну ферму на берегу (верхнюю). Делаем еще один часовой переход и подходим к летней избушке на левом берегу, у поворота реки Караоюк на запад. В маленькой избушке плохонькая печка, в стенах много щелей, закрываем их палаткой и полиэтиленом. Здесь есть дрова, достаточно много кустов, на реке мокрые наледи, есть вода. В избушке на нарах с трудом помешается 7-8 человек. Пищу готовили на горелках, на печке только доваривали. Весь вечер перекладываем продукты для оставляемой заброски.

3 день (24 февраля 2016 года). Вверх по р. Караоюк-вверх по пр. притоку р. Караоюк рад. Выход на плечо в. Джаникту ва (1Б)

Утром оставляем часть продуктов в летней избушке и идем вверх по наледям реки Караоюк. Через 30 минут подходим к правому притоку реки Караоюк, устье которого в каньоне. По каньону в кошках идем наверх, ледовые сливы до 1,5 метров. За 30 минут проходим устьевой каньон и подходим к устью правобережного ручья, текущего с перевалов Рубцовск и Рублевского.

Нужный нам ручей в нижней части - крутой снежный кулуар с несколькими выходами льда. Высота устья притока 2500. Поднимаемся по кулуару в кошках, постепенно набирая высоту. Крутизна склона до 30 градусов, местами твердый фирн, местами проваливаемся по колено. Через час выходим на высоту 2750, еще через 80 минут движения склон становится пологим и мы выходим на плато перед ледником. Здесь обедаем высота около 3000 м.

После обеда за 40 минут пересекаем плато и на ровном месте около ледника ставим палатку (высота 3055). Так как погода хорошая, решаем в оставшееся светлое время совершить акклиматизационный выход к вершине Джаникту.

Прямо в лагере надеваем кошки и начинаем подъем по снежному склону в. Джаникту. Крутизна склона до 30°, фирн, местами снег сдут, россыпи камней.

Подъем до гребня, откуда уже недалеко до ледовой шапки вершины Джаникту, занял 2,5 часа (высота 3655). Времени для прохождения более сложной верхней части подъема у нас явно недостаточно, и мы поворачиваем обратно к лагерю.

Спуск в лагерь по пути подъема занял 1 час 20 минут.

4 день (25 февраля 2016 года). Пер. Рубцовск (1Б) - р. Елангаш - оз. Джанкель

Выходим в 7.30 утра. Сразу в лагере надеваем кошки и по некрутому фирновому склону за 40 минут поднимаемся на перевал Рубцовск (высота 3215). Тур с запиской расположен на камнях чуть севернее седловины. Оставляем в туре записку и начинаем спускаться по широкому снежному склону крутизной до 40 градусов. Проходим по правому борту цирка, вдоль скальных гряд, и за 25 минут спускаемся до моренных валов (3050). Дальше идем пешком по каменистой морене (снега очень мало), двигаясь вниз к правому борту висячей долины.

По морене спускаемся 30 минут и, наконец, выходим на снег (2800). Надеваем лыжи и по руслу ручья быстро скатываемся к долине р. Елангаш. Здесь на травянистых склонах снова почти нет снега, и мы спускаемся к руслу р. Елангаш пешком. Выходим на Елангаш недалеко от верхней фермы (высота 2400, зимой здесь никого нет), спуск от морены до русла занял 1 час. Далее поднимаемся на лыжах вверх по реке Елангаш до устья правого притока, текущего с пер. Ажу.

Здесь обедаем (2450).

После обеда поднимаемся по склону крутизной до 30 градусов, двигаясь в сторону озер Атакель и Джанкель. За 50 минут пешком по травянистому склону поднимаемся до первого озера (2740). Затем идем на лыжах еще 50 минут до второго озера и здесь ставим лагерь в русле ручья, текущего с вершины Ирбисту (2770).

5 день (26 февраля 2016 года). Оз. Джанкель - рад. Восх. на в. Ирбисту t- восх. на в. М. Попова- оз. Джанкель - р. Елангаш- вверх по р. Елангаш

В этот день запланировано восхождение на вершины Ирбисту (3967) и Озерная (Михайло Попова,3708) для акклиматизации, проверки ледового снаряжения и отработки взаимодействия в группе при прохождении препятствий. Вершина Ирбисту является высшей точкой Южно-Чуйского хребта.

От озера Джанкель начинаем подъем на северный отрог в. Озерная, сначала идем пешком по снежному склону (крутизна 15-20 градусов), затем поднимаемся по мелкой и среднеобломочной осыпи крутизной до 35 градусов. Снега мало. Через 1 час 30 минут выходим на гребень, дальше идем по гребню на юг. Гребень скально- осыпной, слева по ходу ледник. Путь отмечен турами, местами видна тропа. За 40 минут поднимаемся по гребню до выхода на пологий ледник, это место отмечено большим туром(3500). Надеваем кошки и идем в связках по леднику к скально- осыпной перемычке (перевалу) между вершинами Ирбисту и Озерная. Крутизна ледника 15-20 градусов, ближе к перемычке увеличивается до 35 градусов. Ледник закрытый, но снега относительно немного и небольшие трещины видны. При подъеме проверяем ледовое снаряжение, отрабатываем взаимодействие. На перемычку вышли через 45 минут подъема от гребня.

От перемычки поднимаемся по снежно-осыпному склону к вершине Ирбисту. Крутизна снежников и среднеобломочной осыпи 30-45 градусов. Подъем от перемычки до вершины Ирбисту занял 60 минут. На вершине тур, сняли записку.

Спуск с вершины до перемычки примерно по пути подъема - 40 минут. От перемычки идем по гребню к в. Озерная (Михайло Попова). Гребень снежный (местами скалы), вершина скальная, подъем на вершину Озерная от перемычки занял 20 минут. Есть тур, сняли записку.

С вершины Озерная немного спускаемся по пути подъема, обходя крутой сброс, затем выходим на ледник и спускаемся по леднику в связках, в середине ледника выходим на свои следы. Спуск до скального гребня (3500, тур у выхода на пологий ледник) занял 40 минут. Далее за 70 минут спускаемся до лагеря у озера Джанкель. Общее ходовое время восхождения - 6 часов 55 минут.

В лагере обедаем, отдыхаем, затем собираем лагерь и в 16.15 выходим к р. Елангаш. За 30 минут проходим на лыжах озера Джанкель и Атакель и затем за 20 минут спускаемся пешком по травянистому склону к руслу р. Елангаш. На реке надеваем лыжи и идем вверх, обходя мокрые наледи. Проходим вверх по р.

Елангаш 30 минут, останавливаемся на ночевку в закрытом от ветра месте (2540). Есть вода, дров нет.

6 день (27 февраля 2016 года). Р. Елангаш - пер. Апрельский (1Б)-истоки р. Аржан

Выходим в 7.25, идем вверх по р. Елангаш. За полтора часа проходим пологую часть реки Елангаш, по склону обходим каньон, поднимаемся к озеру и проходим его по длинной оси (2800). Дальше начинаются крутые моренные валы, глубокий снег между камней, подниматься получается только пешком, протаптывая следы. Медленно набираем высоту и за 1 час 30 минут движения поднимаемся на моренный вал (3055. Далее по пологой морене на лыжах за 30 минут проходим к цирку пер. Апрельский и здесь обедаем (высота 3135 м).

После обеда за 20 минут пешком поднимаемся на гребень Южно-Чуйского хребта и далее идем по гребню на северо-запад, ища оптимальный путь спуска, так как гребень - скально-осыпная «пила», с несколькими седловинами и перевалами. Через 10 минут находим подходящий кулуар, а в одной из седловин - тур (но спуск от тура неоптимален). Складываем тур в своей седловине, оставляем записку (3275).

На спуске в осыпном кулуаре снега - средняя и мелкая осыпь крутизной до 40о идем небыстро, так как много живых камней, приходится часто останавливаться. За 1 час 10 минут по осыпи и затем по снегу спускаемся с перевального взлета до пологого участка морены (2900). Дальше на лыжах пересекаем заснеженную морену в направлении перевала Ветреный. За 45 минут пересекаем морену и ставим лагерь под перевалом Ветреный (2780) 3 участника идут обрабатывать склон перевала Ветреный (протаптывать ступени, при необходимости вешать веревки). Тепло, и с освещенных солнцем южных склонов хребта сползают снежные оползни прямой подъем по кулуару к перевалу Ветреный лавиноопасен, поэтому выбираем путь на гребень восточнее седловины.

7 день (28 февраля 2016 года). Пер. Ветреный (2А) - пр. приток р. Караоюк - р. Караоюк

Утром в 7.00 начинаем подъем к перевалу Ветреный ясно, легкий ветер. Подходим под взлет и поднимаемся по протоптанным снежным ступеням по скально-осыпному ребру, к гребню восточнее седловины. Крутизна склона в нижней части около 35°, в верхней части 40-45°. Поднимаемся в кошках, с ледорубами, в верхней части вешаем 2 перильные веревки по 50 м и выходим на гребень выше и восточнее седловины (3150). Северная сторона гребня - широкий пологий ледник.

По краю ледника за 10 минут спускаемся на седловину, здесь есть тур, сняли записку (3110).

Далее от седловины спускаемся вниз по леднику на лыжах верхнюю часть проходим в связках, так как возможные трещины закрыты снегом. Длина ледника около 2 км, крутизна10-15°, проходим ледник за 25 минут и дальше быстро спускаемся на лыжах по морене. За 1 час движения от седловины проходим ледник и морену (2650), начинаются слегка заснеженные травянистые склоны. Далее пологий спуск по реке (правый приток р. Караоюк) и по берегу, устьевой каньон этого притока обходим по правому берегу. Выходим к реке Караоюк и идем вниз по реке к летней избушке с закладкой, обходя мокрые наледи. Спуск от перевала Втреный до избушки занял 2,5 часа. Устраиваем полудневку, отдыхаем, собираем дрова.

8 день (29 февраля 2016 года). Р. Караоюк - пер. Удачный (1А) - лед. Удачный

Выходим в 7.40 и идем вверх по гладкому льду реки Караоюк сначала пешком, затем на лыжах. За полтора часа проходим пологую часть реки Караоюк (2520) дальше начинаются моренные валы. Начинаем подниматься на левый борт долины, медленно набираем высоту. За 65 минут подъема серпантином прошли относительно крутую часть морены (2650), затем еще за 45 минут пересекаем пологую часть морены и выходим к леднику (перевала Удачный). Здесь обедаем (высота 2750 м.).

После обеда поднимаемся на лыжах по леднику, вдоль скал правого (по ходу) борта крутизна 20-25°. Вскоре подъем становится более пологим, и через 50 минут движения по леднику мы выходим к седловине перевала Удачный (2900). Тур в скалах западнее ледника, сняли записку.

От седловины перевала Удачный небольшой спуск (до 2800) на огромный пологий ледник Удачный и затем пересечение этого ледника в направлении к перевала Солнечный. Ледник закрыт снегом, тропежка10-20 см. Идем вдоль скального гребня левого борта ледника вокруг красивые виды, на противоположной стороне виден перевал Щель, затем Менбулак Восточный. Постепенно набираем высоту и через 1 час 50 минут движения подходим под взлет перевала Солнечный. Высота 3215, ставим лагерь около огромного ледового провала, 3 участника идут обрабатывать склон перевала Солнечный.

9 день (1 марта 2016 года). Лед . Удачный - пер. Солнечный (2А)- правая камера Софийского ледника -центральная камера Софийского ледника

Утром начинаем подъем на перевал Солнечный так как в этой части ледника фирн, прямо от лагеря идем пешком, по вчерашним следам. Подходим к перевальному взлету и поднимаемся прямо вверх, двигаясь вдоль скал правого борта кулуара. Крутизна взлета постепенно увеличивается до 45°, на крутом участке вешаем 1 веревки. Вторую веревку вешаем для выхода на перевальный гребень, и выходим на седловину. Перевал Солнечный (3420) - узкий скальный гребень, есть тур, сняли записку. Подъем на перевал от лагеря занял 1 час 15 минут.

Спуск с перевала Солнечный на Софийский ледник по крутизне приблизительно такой же, как подъем. В верхней части склона осыпь, затем жесткий фирн, лавинной опасности нет. Спускаемся с самостраховкой ледорубами, осторожно протаптывая ступени. Внизу участки очень твердого фирна, больше похожего на лед. Через 65 минут движения от седловины выходим на пологую часть правой камеры Софийского ледника (3000). Прямо перед нами виден перевал Софийский - лавиноопасный кулуар.

Далее спускаемся на лыжах вниз по правой камере Софийского ледника, вдоль отрога левого борта, разделяющего камеры ледника. За 40 минут спускаемся к концу отрога и здесь обедаем на морене (2800).

После обеда начинаем подъем по центральной камере Софийского ледника язык ледника здесь - чистый лед, идем пешком в кошках. За 30 минут поднимаемся до пологой части Софийского ледника (2900), и дальше идем на лыжах. Медленно набираем высоту, тропежка 10-20 см. Усиливается ветер. Через 2,5 часа движения подходим к камере Софийского ледника, в которой находится перевал Девяти.

Здесь, на относительно пологом месте, ставим лагерь (3420).

10 день (2 марта 2016 года). Центр. камера Софийского ледника - пер. Ключ Отрожный (1Б) - лев. камера Софийского ледника - вниз по р. Аккол

Примерно с полуночи погода портится, начинается сильный ветер, снегопад. Утром - сильный южный ветер («рвет» палатку), снегопад, видимость 30-80 м пурга. До обеда сидим в лагере, надеясь на улучшение погоды погода лучше не становится. Решаем спускаться вниз и идти в долину р. Талдура через простые перевалы.

После обеда встаем на лыжи и идем на север на перемычку в левую камеру ледника Софийский, это так называемый перевал Ключ Отрожный (спуск по центральной камере Софийского ледника вывел бы нас на ледовые сбросы, прохождение которых в пургу проблематично). За 20 минут выходим на перевал - ледовый проход в скальном гребне набор высоты около 30 метров, основная проблема - найти этот проход при плохой видимости. Спускаемся с перевала Ключ Отрожный в левую камеру Софийского ледника и дальше все проще: сбросили высоту, видимость здесь лучше, от ветра частично закрывают высокие скальные гребни. Дальше идем без остановок (стоять нельзя, сразу замерзаешь) и за 2 часа 40 минут ледник левой камеры, затем пологую часть морены и далее пешком спускаемся на язык ледника центральной камеры Софийского ледника. На леднике снова надеваем лыжи и на лыжах спускаемся с языка ледника «серпантином» (крутизна склона до 35°) до высоты 2580 метров. Затем за полтора часа проходим мокрую наледь реки Аккол, озеро Аккол (чистый лед), и по узкому руслу ручья (небольшой каньон), который течет вдоль левого борта долины, спускаемся к широкой пологой долине реки Аккол (2450). Здесь останавливаемся на ночевку, укрывшись от ветра между огромных камней и кустов.

11 день (3 марта 2016 года). Вниз по р. Аккол - оз. Аккуль- оз. Каракуль - пер. в ур. Шалтра (1А)-р. Имеле -вверх по р. Имеле

Утром погода лучше, но вершины гор и перевалы закрыты облаками. Идем вниз по реке Аккол, на реке чистый лед, идем кто пешком, кто на лыжах. Через 1 час 20 минут движения прошли устье реки Тураоюк (2300), откуда начинается подъем на перевал Ленинградский. Однако погода еще плохая для прохождения высоких перевалов, и мы идем дальше вниз. Еще через 1 час движения подходим к озеру Аккуль (2250), далее за 1 час 15 минут проходим озеро по длинной оси, спускаемся чуть дальше по Акколу (2220) и поднимаемся к озеру Каракуль, расположенному на левом борту долины. Здесь обедаем.

Погода уже улучшилась, над нами синее небо, и мы решаем пройти к реке Талдура от озера Каракуль. Для этого необходимо подняться по склону левого борта долины реки Аккол и перевалить в долину реки Имеле (урочище Шалтра), а от истоков Имеле в долину реки Талдура можно пройти через известный перевал Теустан.

От фермы на озере Каракуль начинаем подъем на левый борт долины р.

Аккол. Снега почти нет, идем по осыпному склону крутизной около 30° вдоль правого берега ручья - левого притока реки Аккол (ручей течет в глубоком распадке - каньоне). Местами заметны летние тропы. За 1 час 30 проходим крутую часть склона, на пологом участке обнаруживаем неплохую летовку, где и отдыхаем (2650). Дорога к этой избушке идет со стороны р. Талдура. Далее переходим ручей (каньон закончился) и идем по дороге в сторону р. Талдура. Идем пешком, снега мало за 1 час пересекаем перевальное плато - вдали виден триангулятор, обозначенный на карте (2790), затем за 20 минут скатываемся к руслу реки Имеле (2650). Внизу неподалеку видны летние фермы. Здесь достаточно снега, и мы идем на лыжах к истокам реки Имеле по пологому склону. Река петляет, срезаем изгибы, проходя через небольшие увалы. Типичный тундровый пейзаж. Через 1 час 50 минут движения выходим к склонам правого борта долины р. Талдура. Перевал совсем рядом, но времени на спуск у нас нет и мвы останавливаемся на ночевку среди небольших холмов (2940). Строим ветрозащитную стену.

12 день (4 марта 2016 года). Истоки р. Имеле - пер. Теустан (1А)-р.Талдура - вверх по р. Талдура

Утром мороз - 29°С. От места ночевки с небольшим набором высоты за 25 минут проходим пешком к туру перевала Теустан - большой груде камней на широком плато (3060). Затем за 45 минут пересекаем плато и спускаемся к истокам ручья, притока р. Талдура, по которому и нужно спускаться с перевала Теустан (2930). Далее спускаемся по крутому узкому кулуару идем пешком, местами встречается лед, кое-где под снегом видна летняя тропа. За 1 час движения проходим кулуар (2450) и затем идем на юго-запад по осыпным и травянистым склонам, постепенно сбрасывая высоту. Через 45 минут движения от кулуара проходим небольшой участок леса и выходим на лед р. Талдура (2140). У реки пасутся яки и коровы. Пройдя вверх по р. Талдура 15 минут, находим место с водой и дровами и останавливаемся на обед около правого берега (2160).

После обеда идем по льду вверх по р. Талдура. Вскоре начинаются каньоны, которые легко проходятся по льду. Через 30 минут движения от места обеда подходим к мосту, выше него небольшой водопад - слив. Обходим слив по левому берегу, дальше снова идем по руслу Талдуры. Через полтора часа движения от моста выходим к устью ручья, текущего с перевала Ленинградский (2290). После привала поднимаемся дальше по Талдуре и через 45 минут подходим к верхней ферме р. Талдура. Здесь расположен и самый верхний участок леса в долине Талдуры, есть вода в ручье. Здесь останавливаемся на ночевку,

13 день (5 марта 2016 года). Истоки р. Талдура - цирк пер. Костырева рад. Выход на пер. Восход (2А)

Утром легкий мороз, - 20°С выходим в 8.20. идем пешком, пересекаем р. Талдура и начинаем подъем на левый борт долины. Снега нет вообще, идем по травянисто-осыпному склону, причем почти вся трава съедена коровами и овцами.

За 1 час 10 минут проходим примерно половину крутого склона (2620), отдыхаем, затем еще 1 час 20 минут подъема - и склон становится более пологим, появляется снег. Встаем на лыжи и через 30 минут поднимаемся к началу относительно пологой висячей долины (2925). Здесь обедаем.

После обеда идем сначала по руслу ручья, затем по беспорядочной морене, придерживаясь правого (по ходу) борта долины. За 1 час движения поднимаемся до высоты 3095 м и выходим на гребень морены. Далее - каменная осыпь с почти полным отсутствием снега. Снимаем лыжи, траверсируем склон осыпи, стараясь не терять высоту, и через 20 минут выходим к началу ледника пешком за 20 минут поднимаемся по крутому языку ледника (3180). Встаем на лыжи и пересекаем пологий ледник, медленно набирая высоту. Через 50 минут движения приходим цирк перевалов Костырева, Восход и Лошадь и здесь ставим лагерь, останавливаемся на ночевку (3320).

Поскольку светлое время еще есть, 3 участника идут обрабатывать склон перевала Костырева (протаптывать ступени, при необходимости вешать веревки) также решаем сделать радиальный выход на перевал Восход (на случай, если на перевале Костырева встретятся непреодолимые препятствия- описаний зимнего прохождения перевала у нас нет).).

На перевал Восход прямо от лагеря идем пешком, подходим к перевальному взлету и начинаем подъем по снежно-осыпному склону. Снег плотный, лавинной опасности нет, идем в кошках. Склон крутизной до 45°, наиболее крутой участок - в верхней части склона. Движение в связках, в верхней части склона - с попеременной страховкой. Подъем на перевал от лагеря занял 1 час 20 минут на перевале тур, сняли записку (3615). Спускались по пути подъема, спуск к лагерю занял 45 минут.

14 день (6 марта 2016 года).Пер. Костырева (3А) - р. Атбажи - р. Иолдо-Айры

Утром температура - 27°С начинаем подъем на перевал Костырева так как в этой части цирка фирн, прямо от лагеря идем пешком, по вчерашним следам.

Подъем на перевал Костырева по снежно-ледовому склону крутизной до 45°, наиболее крутой участок - в верхней части склона. Поднимаемся по ступеням с самостраховкой ледорубами, под скалами правого (по ходу) борта кулуара. В верхней части перевального взлета вешаем две перильные веревки и выходим на седловину перевала Костырева (3635). Подъем от лагеря до седловины занял полтора часа. На перевале тур, сняли записку.

Спускаемся с перевала прямо вниз от тура быстро проходим небольшой осыпной участок и выходим на ледник, круто падающий вниз. Вешаем веревки на спуск, страховка на ледобурах, спускаемся по чистому льду вдоль скал правого борта, крутизна до 50°. Проходим 4 веревки по 50 м, затем между скалами и ледником появляется крутой фирновый кулуар, спускаемся дальше по нему. Движение в связках, в верхней части кулуара - с попеременной страховкой. Спуск длинный и утомительный в нижней части кулуара крутизна уменьшается, и мы выходим на пологую площадку. Здесь обедаем спуск с перевального взлета занял 2 часа 30 минут, перепад высот - 770 м.

После обеда проходим небольшой пологий участок и снова спускаемся по крутой заснеженной морене в долину реки Атбаши. За 40 минут спускаемся в долину, на моренный завал ниже озера на реке Атбаши (2560). За 25 минут спускаемся с завала (2490) и дальше идем вниз прямо по заснеженному руслу реки. Начинаются кусты, встречаются отдельные деревья. Идем на лыжах, глубина снежного покрова постепенно увеличивается, начинается тропежка, поэтому идем без привалов - отдыхаешь, когда возвращаешься за рюкзаком. Проходим границу леса и до каньона идем по руслу реки Атбаши, затем выходим на правый берег, так как в каньоне большая мокрая наледь, много воды. На берегу тропежка, завалы, двигаемся медленно, идем почти по горизонтали, с небольшой потерей высоты. Выходим к берегу реки Иолдо-Айры и спускаемся по крутому склону (пешком) к руслу. Далее идем вниз прямо по руслу реки Иолдо-Айры (тропежка до 40 см), вскоре проходим устье реки Атбаши и выходим к началу Карагемской поляны. Останавливаемся на ночевку на левом берегу реки Иолдо-Айры (1900) на лыжах по рекам Атбаши и Иолдо-Айры спускались 3 часа 45 минут.

15 день (7 марта 2016 года). Р. Иолдо-Айры - р. Карагем- оз. Камрю - вверх по р. Камрю.

Утром снова температура - 27°С продолжаем движение вниз по реке Иолдо- Айры. Здесь глубокий снег, тропежка до 40 см, длинные промоины по центру реки, приходится постоянно переходить с берега на берег по ледовым мостам. Проходим слияние с рекой Карагем и дальше спускаемся по Карагему. Как и в предыдущий день, идем без привалов (отдыхаешь, когда возвращаешься за рюкзаком). Идем медленно спуск по Карагему до устья реки Камрю занял 4 часа 45 минут. Здесь обедаем (1670).

После обеда начинаем подниматься вверх по реке Камрю. Снега здесь относительно немного, наледей, к сожалению, почти нет, много открытой воды, идем пешком по камням, а также на лыжах и немного в кошках. Медленно протаптываем следы и только через 2 часа 15 минут поднимаемся к южной оконечности озера Камрю (1990). Здесь много снега, можно передвигаться только на лыжах. Идем вверх по долине р. Камрю относительно быстро проходим озеро (здесь достаточно плотный снег) и идем дальше по руслу реки. Количество снега увеличивается, снова начинается тропежка. Пологий подъем, набор высоты небольшой. Через 1 час 15 минут движения подходим к устью правого притока реки Камрю, и здесь останавливаемся на ночевку в хорошем лесу, есть вода (2020). С вечера протаптываем лыжню на завтра.

16 день (8 марта 2016 года). Оз. Камрю - вверх по р. Камрю - вверх по р. Лев. Камрю - ледник рад. Выход на пер. Весенний (2А)

Утром мороз - 32°С. Выходим в 8.10, идем вверх по долине р. Камрю пологий подъем, набор высоты небольшой. Сначала идем по руслу реки, затем выходим на левый берег. Через 1 час 10 минут движения проходим слияние рек Левая и Правая Камрю (граница леса), пологая долина заканчивается, и мы идем дальше по крутым заснеженным склонам. Количество снега увеличивается, начинается тяжелая тропежка. Снова идем без привалов - тропить приходится челноком. Через 2 часа 40 минут движения от границы леса выходим на морену и здесь останавливаемся на обед (2510).

После обеда поднимаемся дальше по морене, глубокий снег, тяжелая тропежка За 1 час 40 минут медленно поднимаемся к леднику (2765), здесь, наконец-то, снег становится плотнее. Серпантином поднимаемся на язык ледника, обходя зону трещин, затем ледник становится пологим, и через 1 час 15 минут подъема по леднику мы подходим к подножию перевалов Сюрприз и Весенний. Здесь ставим лагерь, останавливаемся на ночевку (3080).

Так же, как под перевалом Костырева, 3 участника идут обрабатывать склон перевала Сюрприз, (протаптывать ступени, при необходимости вешать веревки) 2 участника отправляются на перевал Весенний (на случай, если на перевале Сюрприз встретятся непреодолимые препятствия - описаний перевала у нас нет).

Перевал Весенний представляет собой острый скальный гребень с несколькими понижениями. Ниже скал снежные склоны, некоторые из них кажутся опасными. Выбираем безопасный путь на гребень, путь к главной седловине лавиноопасный. От лагеря пешком проходим под склон и начинаем подниматься по снежно-осыпному склону. Снег, плотный в нижней части склона, ближе к скалам становится рыхлым, глубоко проваливаемся. Крутизна склона до 45°, наиболее крутой участок - в верхней части склона, под скалами. Выходим к скалам и свободным лазанием поднимаемся на гребень (3200).

После выхода на гребень траверсируем его на север в направлении седловины перевала Весенний. Много снега даже на гребне. С трудом пробираемся на седловину, пытаемся откопать тур - бесполезно, слишком много снега. С гребня и седловины перевала видно, что безопасных путей спуска в долину р. Карагем нет - весь склон лавиноопасен. С седловины перевала спускаемся на снежник под скалами, и затем проходим под скалами до своих следов на подъеме по этим следам возвращаемся в лагерь. На подъем на гребень, траверс гребня и спуск с перевала Весенний потратили 2 часа.

17 день (9 марта 2016 года). Истоки р. Лев. Камрю - пер. Сюрприз (2Б) - р. Пр. Карагем - р. Карагем

Как обычно, на высоте теплее, утром - 22°С. Выходим в 7.50, прямо от лагеря идем пешком, по вчерашним следам к перевалу Сюрприз. Подходим к перевальному взлету и поднимаемся по снежному склону крутизной до 40°, наиболее крутой участок - в верхней части склона. Поднимаемся по ступеням с самостраховкой ледорубами, под скалами левого (по ходу) борта кулуара. Через 40 минут движения от лагеря выходим на седловину перевала Сюрприз (3230). На перевале тур, сняли записку.

На спуске с перевала Сюрприз прямо с седловины вешаем веревки и спускаемся по крутому скальному кулуару, местами почти отвесному. Повесили 4 перильных веревки: 2 веревки - на крутых скалах, еще две на менее крутом снежнике. Потратив на спуск в общей сложности 1 час 20 минут, выходим на пологий ледник (2965). Здесь относительно плотный снег, встаем на лыжи и примерно 20 минут пересекаем пологий ледник, нижняя часть ледника более крутая. Затем выходим на морену, идем по руслу ручья, текущего с ледника, и спускаемся к другому ручью - другому истоку р. Правый Карагем - текущему с перевала Надежда. Здесь уже более глубокий снег, идем с тропежкой и через полтора часа движения останавливаемся на обед.

Обеспокоенные высокой лавиноопасностью на перевале Весенний и большим количеством снега в долине р. Карагем, решаем обойти следующий перевал Томич по долинам рек Карагем и Иолдо-Айры. Следующий за пер. Томич перевал Оренбурга нелавиноопасен с обеих сторон.

После обеда продолжаем спуск по реке Правый Карагем. Идем по руслу реки, проходим озеро Абыл-Оюк, за ним начинается лесная зона. Снега становится больше, тропление 40 см, идем с тропежкой челноком часто встречаются промоины, много звериных следов. Идем, как обычно в таких случаях, без остановок, преимущественно по правому берегу Пройдя таким образом 3 часа, выходим к слиянию рек Правый и Левый Карагем (1920). Здесь огромная наледь, местами мокрая но она вся занесена глубоким снегом. Тем не менее, скорость движения здесь немного увеличивается. Пройдя вниз от слияния 1 час 30 минут, пересекаем Карагемскую поляну и выходим к реке Иолдо-Айры. Здесь останавливаемся на ночевку (1900). Есть вода.

18 день (10 марта 2016 года). Р. Карагем - р. Иолдо-Айры - истоки р. Иолдо-Айры t рад. Выход на пер. Томич (1Б)

Утром мороз - 31°С - инверсия. В 7.55 выходим на реку Иолдо-Айры и начинаем подъем по ней. Река течет в пологой долине, набор высоты небольшой, есть промоины. Идем по своей старой лыжне, которая сильно занесена снегом проходим устье р. Атбаши, дальше тропежка, но снег не очень глубокий, до 25 см, идем вверх относительно быстро. От устья р. Атбаши проходим вверх по реке Иолдо-Айры один большой переход, 2 часа 5 минут, и останавливаемся на обед почти на границе леса (2300), напротив устья притока, текущего с перевала Восход. Есть вода.

После обеда снова идём вверх по долине реки Иолдо-Айры, глубина тропления около 15 см. Вскоре подходим к невысокому каньону за 50 минут движения от места обеда проходим этот каньон, поднимаемся к правому притоку реки Иолдо-Айры и дальше поднимаемся по этому притоку (2440). Идем вверх по руслу притока, обходим небольшой каньон по правому берегу и снова спускаемся к руслу притока. Здесь сливается несколько ручьев поднимаемся по левому борту долины (на лыжах, в конце подъема пешком) к плато в цирке перевала Оренбурга (2750) Здесь останавливаемся на ночевку.

Поскольку время еще есть, выходим разведку перевала Томич - чтобы выяснить, действительно ли он лавиноопасен. На разведку идет двойка Семенов - Павельев. От лагеря идем на лыжах вверх к истокам ручья и через 1 час движения выходим к цирку перевала Томич. Действительно, на седловине перевала Томич над восточным склоном висит большой карниз частично этот карниз было видно даже из лагеря. Безопасно подняться можно только соседнюю, более южную седловину. За 50 минут по снежно-осыпному ребру поднимаемся к седловине, крутизна склона до 35°. Как ни странно, обнаруживаем там тур с полустертой запиской от 2008 года, где предлагается название перевала «Осыпной» и категория сложности - 1Б (перевал Томич проходится несколько раз каждое лето). Спуск с этого перевала в долину реки Левый Карагем представляется небезопасным - много снега. Таким образом, мы не рекомендуем прохождение перевала Томич зимой (по крайней мере, в зиму с большим количеством снега, как у нас).

Спускаемся с перевала по своим следам и затем быстро скатываемся на лыжах к лагерю возвращение заняло 55 минут.

19 день (11 марта 2016 года). Р. Иолдо-Айры - пер. Эренбурга (1Б)- р. Джело - вверх по левому притоку р. Джело рад. Выход на пер. Кзылташ (2А)

На высоте снова теплее, утром - 22°С. Выходим из лагеря в 7.20, быстро пересекаем верхний цирк и начинаем подъем по ручью, текущему с перевала Эренбурга . Крутизна небольшая, до 25 градусов, но в ручье фирн, местами лед, поэтому идем в кошках. Через 1 час 45 минут движения по узкому кулуару выходим на широкое плато, которое и является седловиной перевала Эренбурга. Снега мало, идем пешком. Есть тур в центре плато, сняли записку. С седловины очень широкий обзор.

От тура пересекаем плато на восток и спускаемся с перевального взлета к руслу небольшого ручья - притока реки Джело. Крутизна спуска до 40 градусов. За 40 минут спускаемся с перевального взлета (2740), выходим к истоку ручья, встаем на лыжи и дальше идем на лыжах, местами серпантином. Спускаемся в широкую долину Джело и далее идем по направлению на устьевой каньон левого притока р. Джело, от которого начинается подъем на перевалы Купол, Кзылташ, Караташ. За 50 минут спуска на лыжах пересекаем долину р. Джело и подходим к каньону (2520). Здесь обедаем.

После обеда пешком поднимаемся на крутой левый борт реки Джело крутизна до 40 градусов, фирн, местами выходы осыпи. За 50 минут проходим крутой участок, затем встаем на лыжи и идем вверх по правому берегу левого притока реки Джело, обходим крутую часть каньона и спускаемся к руслу ручья (2700). Далее поднимаемся вверх по руслу правого притока реки Джело, идем на лыжах по дну небольшого каньона, проходим развилку на в. Купол. Дальше идем вверх по каньону, поворачиваем влево (по ходу), и поднимаемся до истоков ручья. Затем проходим еще немного на лыжах и поднимаемся на левый борт ручья, который является гребнем боковой морены ледника цирка перевала Караташ (3030). Эта же морена разделяет цирки перевалов Караташ и Кзылташ, отсюда хорошо просматривается путь на перевал Караташ - крутой снежно-осыпной склон. Здесь останавливаемся на ночевку. Подъем от русла р. Джело до места ночевки занял 3 часа 20 минут.

Поскольку время еще есть, выходим разведку перевала Кзылташ - чтобы иметь запасной вариант на случай глобальной перемены погоды. От места ночевки по ровной морене огибаем отрог, разделяющий перевалы Караташ и Кзылташ и начинаем подъем по длинному снежному кулуару. Снега относительно немного, фирн, лавинной опасности нет. Крутизна склона до 30-35°, идем в кошках. Через 1 час 10 минут движения выходим на широкое плато - перевал Кзылташ. В середине плато тур, но записку не нашли. От тура идем по плато на восток и через 15 минут выходим к кулуару перевала Караташ. С перевала Караташ спускаемся к лагерю, намечая путь, по которому подниматься завтра. Спуск к лагерю занял 35 минут.

20 день (12 марта 2016 года). Р. Джело - пер. Караташ (2Б) - Радиальный выход на в. Снежная (2А)- р. Актру.

Утром хорошая погода, относительно тепло - 19°С. Сразу в лагере надеваем кошки, выходим в 7.30 и идем вверх по пологому гребню боковой морены, проходим до крутых склонов цирка перевала Караташ (3140). Далее идем вверх по левому борту цирка перевала Караташ. Снега относительно немного, местами камни, присыпанные снегом, крутизна 35-40 градусов. На седловине перевала Караташ висит карниз, и мы через 1 час 15 минут подъема выходим на широкое перевальное плато немного выше и правее (по ходу) седловины. Тур на перевале не нашли, видимо, он под карнизом(3400).

От перевального гребня за 20 минут переходим плато и верхнее поле ледника Малый Актру к осыпным склонам вершины Караташ (3320). Здесь оставляем рюкзаки и идем на восхождение на вершину Снежная. Идем вдоль южного склона вершины Караташ к северному гребню вершины Снежная. За 35 минут проходим пологую часть ледника и начинаем подъем на гребень, идущий от в.Снежная к в. Караташ. Идем в связках, крутизна до 40°, обходим трещины и разломы и через 45 минут выходим на северный гребень вершины Снежная (3560). Дальше поднимаемся по леднику вдоль гребня, крутизна до 45°, и через 30 минут выходим на вершину Снежная (3714) - широкое плато. В западной части плато, около обрыва в долину Джело, на камнях тур, записка ноябрьской группы альпинистов, мы кое-где даже видели их следы.

С вершины Снежная спускаемся по пути подъема, по леднику вдоль северного гребня, проходим вдоль гребня до скал левого борта ледника Малый Актру. Здесь ледник уже относительно пологий, и мы идем по нему на восток вдоль осыпных склонов вершины Караташ. За 55 минут движения от вершины Снежная подходим под вершину Караташ, где оставили рюкзаки.

Прямо под вершиной Караташ связываемся и начинаем спуск по леднику Малый Актру. Как обычно, на леднике ветер. В связках за 20 минут спускаемся по правому борту до зоны трещин (3200м.). Крутизна склона до 40 градусов. Идем по левому борту ледника, лавируем между трещин, страховка через ледорубы. Ниже склон становиться круче, глубина снега 30-40 см. Идем, прощупывая путь. Петляем влево-вправо, местами до боковых скал. В основном придерживаемся левой части ледника. После зоны трещин ледник становится более пологим, ветер стихает, появляются следы альпинистов из альплагеря. Спуск до пологого ледника занял 1 час 15 минут (2520). По пологому леднику, уже без связок, за 30 минут выходим к морене (2265). Встаем на лыжи, проходим вниз по морене, затем небольшой подъем (на боковую морену) и через 35 минут выходим к верхнему альплагерю (2120, около озера Сачки). Здесь же договариваемся с хозяевами и останавливаемся на ночевку. Вечером - баня.

21 день (13 марта 2016 года). Р. Актру - Курайская степь - р. Чуя- пос.Курай.

Выходим в 9 часов утра. Идем вниз по долине р. Актру, по «буранному» следу. Хорошая погода, отличные виды. За 50 минут проходим разлив реки Актру (в нижней части вода под снегом, обходим около правого берега). Далее крутой спуск к Курайской степи (более 350 м, местами наледи от ручьев), и через 1 час выходим к остаткам моста через реку Актру. На правом берегу стоят избы. Затем небольшой подъем (водораздел Актру-Тете) и долгий пологий спуск по степи. Через 1 час 20 минут движения от моста выходим на перевальчик, сокращающий дорогу к Чуе. Здесь обедаем.

Далее снова пологий спуск, затем ровная степь. Через 1 час 20 минут выходим к руслу р. Чуя. Здесь все истоптано коровами, снега мало. Переходим р.

Чуя по льду, здесь появляется санная дорога, идем по ней пешком. За 1час 10 минут движения от русла Чуи подходим к поселку Кызылташ, пересекаем поселок и около трассы встречаем нашу заказанную «Газель». Грузим снаряжение, заезжаем в поселок Курай для закупки продуктов и едем в Новосибирск. Ужинаем на трассе в кафе в пос. Белый Бом.

Поход окончен!

Расчёт фактической сложности пройденного маршрута

Характеристики маршрута: пройденный путь = 326 км = 298 + 28 радиально, т.е зачётный путь П = 298 + 14 = 312 км, продолжительность t = 21 день, суммарный перепад высот В = 28,7 км, число категорированных препятствий (КП) = 20 = (1А3) + (1Б7) + (2А- 7) + (2Б2) + (3А1), ТС > 0.

перевалы (16 = 12 + 4 рад): 1А - 3 1Б - 4+1 (рад) 2А - 2+3 (рад) 2Б - 2 ЗА - 1. вершины (4): 1Б - 2 (рад) 2А - 2 (рад).

соответствие минимальной протяженности:

П = 312 км > П min = 270 км

соответствие минимальному количеству КП:

КП факт = 12 + 8р > КП min = 9 + 2р

совершенная работа (всего 20 препятствий в зачет 16 препятствий):

Т = (1А -3 2)+ (1Б-74) + (2А-76) + (2Б-28)+(3А-110)= 6+28+42+16+10 = 102 В зачет: (1А -3 2)+ (1Б-6 4) + (2А-46) + (2Б-2 8)+(3А-110)= 6+24+24+16+10 = 80 >Tmin = 46

перевалы (12=12+4 рад): 1А-3(2б) + 1Б-5(4б) + 2А - 5(6б) +2Б - 2(8б) + 3А-1(10б) =

82 балла, в зачет 60 баллов

вершины (4 рад): 1Б* - 2 (х 4б) + 2А-2(х 6б)= 20 баллов

Всего: 102 балла, в зачет 80 баллов

соответствие минимальному перепаду высот:

В = 28,7 км > В min = 15 км

соответствие минимальной технической сумме:

ТС = (В + Т) = 28,7 + 80 = 108,7 > ТС min = 61

фактическая эквивалентная протяженность маршрута группы:

ЭПф = П + 5 • ТС = 312 км + 5 • 108,7 = 855,5 экв. км > ЭП min = 580 экв. км

Сравнение напряжённости с эталоном «шестёрки»:

Нф = ЭПф / 1ф=855,5/21=40,7экв. км/ день > Нт'т = ЭП min /1 max=580/24= 24,2 экв.км/день

Таблица 11 - Сравнение пройденного маршрута с эталоном «шестёрки»

Эталоны сложности

Параметр маршрута

маршрута

VI

Факт

Продолжительность маршрута Ы (дни)

max

Минимальная протяжённость П min (км)

Количество категорированных ЛП при Т > 0

9+2р

12+4р

**+4р

Максимальное количество зачётных ЛП преодолённых радиально

1-1А

21Б

(кроме перевалов, засчитываемых в радиальном выходе только

1-1Б

22А

при разведке, как первопрохождение)

12А

12Б

Перепад высот Bmin (км) ***

28,7

Техническая работа Т (баллы)

46+**

Техническая сумма ТС (баллы)

108,7

61+**

Эквивалентная протяжённость ЭП при нормальной продолжительности Ы(

км):

ЭП = П + 5(В + Т) при Т > 0

855,5

max

Выводы: согласно «Методики категорирования...», считаем, что наш маршрут по всем параметрам соответствует требованиям, предъявляемым к лыжным маршрутам шестой категории сложности.

Потенциально опасные участки на маршруте.

Потенциально опасными на маршруте являются лавиноопасные перевалы и склоны относительно нелавиноопасными являются склоны в бассейнах рек Талдура, Аккол, Караоюк, Елангаш. Все остальные склоны в той или иной степени лавиноопасны, при этом на Северо-Чуйском хребте лавинная опасность значительно выше, вследствие большого количества снега в этом районе. В этом году следы лавин мы видели даже в лесной зоне, недалеко от Карагемской поляны. Поэтому путешествовать следует с осторожностью, имея достаточное количество запасных вариантов маршрута на случай лавинной опасности или плохой погоды. Тем не менее, при соблюдении необходимых мер ТБ, маршрут является вполне безопасным для прохождения. Кроме того, потенциально опасными на данном маршруте являются ледовые разломы на ледниках Малый Актру, Софийский, Удачный и трещины на этих и других закрытых ледниках.

Перечень наиболее интересных объектов на маршруте.

Сложно выделить что-либо «наиболее интересное» на маршруте весь маршрут является наиболее интересным объектом. Все пройденные перевалы, ледники и долины не похожи друг на друга и все красивы и интересны. Тем не менее, на наш взгляд, наиболее интересными объектами в этом районе являются ледники Талдуринский, Софийский и другие, долины рек Талдура, Атбаши, Карагем, Камрю, Джело, Актру, а также вершины в районе альплагеря Актру и другие многочисленные вершины Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребтов.

Список группового снаряжения

GPS

Розжиг

0,3

Фонарь газовый, газ. баллоны (2)

Спирт

Фото

Тросики зап.+

15,8

Вес личного снаряжения в рюкзаке у одетого участника - 11 - 12 кг.

Выводы и рекомендации по снаряжению

В походе использовалась шатровая капроновая палатка с двумя входами, размер дна 4х4 м, печка устанавливалась в около одного из входов. Палатка была двухслойная, верхний слой непродуваемый. Благодаря использованию этой палатки мы имели полноценный ночной отдых. Остальное снаряжение было обычных, традиционных конструкций, применяемых в лыжных походах в горно­таежной и безлесной зоне.

Использовали мультитопливные горелки «Booster 0603», фирмы «Kovea». В качестве топлива использовали бензин-растворитель марки БР-1 (высший сорт) или бензин БР-2 («Галоша», первый сорт). Новое название таких бензинов - «Нефрас С1-80/120» и «Нефрас С2-80/120» соответственно. Кроме более легкого разведения горелок с таким топливом и отсутствия образования нагара, эти бензины не имеют неприятного запаха.

Один участник использовал деревянные лыжи «Бескид», остальные - пластиковые лыжи. Использование пластиковых лыж вполне себя оправдывает, однако лыжные мази становятся необходимыми - смазывать на подъемах от проскальзывания.

Каждый участник имел волокуши из непромокаемой ткани с ПВХ - покрытием. Волокуши каплеобразной формы, объем около 20 л. Такие волокуши значительно снижают нагрузку при движении по рекам с небольшим перепадом высот (долины рек Аккол, Караоюк, Талдура, Карагем и др.), а также на ледниках.

Использовали спальные мешки как многоместные (2-х, 4-х), так и индивидуальные. Многоместные спальные мешки состояли из вкладыша и внешней оболочки, что позволяло легко просушивать их.

В целом набор снаряжения полностью нас удовлетворил, недостатка в чем- либо мы не испытывали. Аптечка и ремнабор на маршруте мало использовались в аптечке использовались пластырь, мази и кремы, ремонтировали, в основном, кольца лыжных палок, лыжные крепления, ручки пилы.

Использовали приемник GPS “Garmin 60C”, имеющий карту. Путешествовать с таким прибором значительно удобнее, чем с обычным (без карты), особенно при движении в условиях недостаточной видимости. Также с помощью приемника GPS иногда определяли высоту местности над уровнем моря.

Питание группы

На маршруте почти на все дни было предусмотрено двухразовое горячее питание, с «сухим» обедом. Количество чая в термосах - 380 мл на 1 человека. Несколько раз на обеде, в лесной зоне, кипятили чай на костре. В основном топили снег, но встречалась и открытая вода в промоинах и мокрые наледи - на реках Талдура, Атбаши, Иолдо-Айры, Карагем, Камрю, Правый Карагем, Актру.

В целом такая тактика (двухразовое горячее питание) понравилась, ее вполне можно применять вместо обычной (с горячим обедом) или наряду с обычной.

«Сухой» обед позволяет сэкономить много времени и легко изменять график движения в зависимости от погоды.

Состав личных продуктов (для перекусов) приведен ориентировочно, каждый брал те продукты, которые ему наиболее по душе. Общий вес личных продуктов должен был быть у каждого не менее 2 кг (можно немного больше, если здоровье есть).

Значительная часть продуктов подбиралась с учетом возможности их быстрого приготовления: хлопья «Геркулес», картофельные хлопья, концентраты. Набор продуктов питания нас полностью удовлетворил (можно было взять и немного меньше). Расход бензина составил около 110 мл/чел в день (когда постоянно готовили на снегу) и около 80 мл/чел в день (при использовании воды из наледей).

Весовые характеристики груза

Смета расходов

Статья расходов

На 1 человека (руб.)

На группу 8 человек (руб.)

Транспортные расходы

5 000,00р.

15 000,00р.

120 000,00р.

Расчет в ценах февраля - марта 2016 года.

Выводы и рекомендации

Пройден маршрут шестой категории сложности. Преодолено 12 (сквозное прохождение) категорийных перевалов: 3 перевала - 1А (Удачный, пер. в ур. Шалтра, Теустан), 4 перевала - 1Б (Рубцовск, Апрельский, Ключ Отрожный, Оренбурга), 2 перевала 2А (Ветреный, Солнечный), 2 перевала - 2Б (Сюрприз Караташ) и 1 перевал ЗА (Костырева). Кроме того, совершены радиальные восхождения: 3 - 1Б (плечо в. Джаникту, в. М. Попова, пер. Томич), 5 - 2А (в. Ирбисту, пер. Восход, пер. Весенний, пер. Кзылташ, в. Снежная). То есть, суммарно 20 категорийных препятствий - насыщенный и интересный маршрут (разведочные выходы на перевалы Восход, Весенний, Томич, Кзылташ мы не учитывали при расчете сложности по «Методике категорирования лыжных маршрутов», в зачет 16 препятствий).

• Пройденный маршрут безусловно интересен как со спортивной, так и с познавательной точки зрения, поскольку позволяет увидеть значительные, самые сложные части Южно-Чуйского и Северо-Чуйского хребтов, что мы и ставили целью своего путешествия. Участники похода повысили свою спортивную квалификацию, получили возможность участвовать (и руководить) в походах высшей категории сложности.
  • Участники похода повысили тактический опыт, необходимый для организации лыжных путешествий в горах и других безлесных районах. При движении в условиях плохой видимости и отсутствия ориентиров, повышено умение пользоваться нетрадиционными (для среднегорья) способами ориентирования: по направлению ветра, по солнцу.
  • При прохождении маршрута по Алтаю группа в любой момент времени должна иметь необходимый, требуемый запас как физических, так и психологических сил. Нужно быть всегда готовым к изменению погоды - пурге, отсутствию видимости, длительным снегопадам, резкому похолоданию.
  • Глубина снежного покрова меняется каждый год. У нас на всем маршруте снега было больше, чем в 2015 году. Соответственно, изменились условия прохождения некоторых перевалов, возросла их лавиноопасность. Как указывалось выше, в этом году следы лавин мы видели даже в лесной зоне, недалеко от Карагемской поляны. Чтобы такая ситуация не застала врасплох, необходимо иметь достаточное количество запасных вариантов и пользоваться ими при необходимости.
  • Наличие хорошей карты позволило точно ориентироваться даже в условиях недостаточной видимости.
  • Получен достаточный опыт приготовления пищи на бензиновых горелках в условиях постоянных низких температур. У нас было 5 ночевок в лесу (р.

Талдура, 2 ночевки р. Иолдо-Айры, р. Камрю, Актру), 4 ночевки с кустами (2 ночевки - р. Аккол, 2 ночевки - р. Караоюк), остальные 11 - в полностью безлесной зоне. При ночевках в лесу топили печку всю ночь, при ночевках в кустах - 1,5-2 часа вечером и 1-1,5 часа утром.

• На Алтае - трехчасовая разница с московским временем. Наш распорядок дня при движении с «сухим» обедом - общий подъем - 6.30 - 7.00, выход в 7.20 - 8.30, обед 13.00 - 13.30, окончание движения в 18.00 - 18.30. С лета 2016 года на Алтае и в Новосибирске четырехчасовая разница с московским временем - это более удобно.
  • Считается, что Алтай, в частности Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты - очень популярный туристский район. Однако количество лыжных походов по Центральному Алтаю невелико. Мы, путешествуя в самый разгар лыжного сезона, не встретили на маршруте ни одной спортивной группы, совершающей лыжный поход. Также не видели никаких туристских следов или лыжней, только в районе в. Ирбисту встретили двух сотрудников Сайлюгемского национального парка на снегоходе, они занимались учетом снежных барсов.
  • На разных картах и в других источниках часто встречаются расхождения при обозначении высоты и сложности перевалов. К сожалению, в настоящее время нет «самого достоверного» источника - ошибки встречаются во всех. Оценка сложности перевалов всегда субъективна. Сложность некоторых перевалов явно завышена, некоторых - явно занижена. В данном отчете мы указываем сложность согласно справочнику «Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР» [3]. Самые полные на данное время списки перевалов Алтая (Южно-Чуйский и Северо- Чуйский хребты) приведены в [15-16].

• Очень полезен альтиметр. Ранее мы использовали механический, в этом походе - цифровой альтиметр. Конечно, барометрический альтиметр не очень точен и отражает колебания атмосферного давления, однако очень удобно оценивать изменение высоты даже за 1 переход. К тому же барометрический альтиметр позволяет предсказывать изменения погоды. Для более точного определения высоты также использовали GPS - приемник.

Список литературы

1. Берман А. Путешествия на лыжах. М., Физкультура и Спорт, 1968.
  2. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1990.
  3. Лукоянов П. И. Зимние спортивные походы. 2-е издание. М., ФиС, 1988.
  4. Лукоянов П. И. (сост.) Самодельное снаряжение для лыжного туризма. М., Профиздат, 1988.
  5. Попчиковскнй В., Рязанский H. Туристские спортивные маршруты. Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 г. М., Профиздат, 1989.
  6. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. М., ФиС, 1991.
  7. Методика категорирования лыжных маршрутов.
  8. Проект доработки методики категорирования лыжных маршрутов. http://www.tssr.ru/files/materials/247/metodika2.doc
  9. ХаринС.Я. -"ЭКСТРЕМАЛЬНЫ е'СИТУАЦИИ'вЛЫЖНОМ ПОХОДЕ, причины их возникновения и действия по устранению их последствий. (учебное пособие) г. Н. Тагил. Нижнетагильский институт Уральского государственного технического университета, 1999г.
  10. Лукоянов П. И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. Москва, ЦДЮТур РФ, 1998.
  11. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые. 2-е изд. — М.: ФиС, 1983.
  12. ПЕРЕЧЕНЬ КЛАССИФИЦИРОВАННЫХ ТУРИСТСКИХ ПЕШЕХОДНЫХ МАРШРУТОВ ПО РОССИИ И СТРАНАМ СНГ (Рекомендуется как официальный документ на 2005-2008 годы). ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ (проект эталонов на 2005 - 2008 гг).
  13. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР // Сост. Л. Б. Директор. -- М.: Профиздат, 1990.
  14. Высокогорные перевалы: Дополнения и изменения к Перечню классифицированных перевалов высокогорных районов СССР //
  15. Сост. Л. Б. Директор, А. В. Джулий. -- М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1992.
  16. Жигарев О.Л. Северо-Чуйский хребет: Перечень классифицированных перевалов, вершин, траверсов, каньонов и переправ: справочное пособие для маршрутно-квалификационных комиссий Туристско-спортивного союза России, спортсменов-туристов и любителей отдыха с активными способами передвижения. - Новосибирск: НО ТССР, 2007 - 36 с.
  17. Жигарев О.Л. Южно-Чуйский хребет: Перечень классифицированных перевалов, вершин, траверсов, каньонов и переправ: справочное пособие для маршрутно-квалификационных комиссий Туристско-спортивного союза России, спортсменов-туристов и любителей отдыха с активными способами передвижения. - Новосибирск: НО ТССР, 2006 - 32 с.
  18. Альпинистские маршруты ущелья Каракабак. Алтай. Северо-Чуйский хребет. Путеводитель. Москва, «РИСК», 2008.

ФОТОАЛЬБОМ

Фото 1. Начало похода. Вверх по р. Караоюк.

Фото 2. Наледи на правом притоке р. Караоюк..

Фото 3. Подъем к пер. Рубцовск по правому притоку р. Караоюк

Фото 4. Рад. выход на в. Джаникту гребень со стороны пер. Рубцовск

Фото 5. Подъем по южному гребню вершины Джаникту

Фото 6.Спуск с г. Джаникту к лагерю.

Фото 7.Акклиматизационный выход высота 3655 на склоне в. Джаникту.

Фото 8. Седловина перевала Рубцовск вид с запада

Фото 9. Перевал Рубцовск с востока спуск

Фото 11. Движение в сторону вершины Ирбисту по гребню

Фото 10. Вид на в. Ирбисту и М. Попова с севера.

Фото 12. Движение в сторону вершины Ирбисту по леднику

Фото 13. Вид на тур вершины Ирбисту. Подъем от перемычки по осыпи

Фото 14. На вершине Ирбисту

Фото 15. Траверс на вершину Михайло Попова (Волкова)

Фото 16. Спуск с перемычки между вершинами Ирбисту и Михайло Попова

Фото 17. Движение по наледям левого притока р. Елангаш к оз. Каракель

Фото 19. Подъем к плато перед перевалом Апрельский

Фото 18. Начало подъема из долины оз. Каракель на пер. Апрельский.

Фото 20. Плато перед перевалом. Апрельский

Фото 21. Седловина перевала Апрельский.

Фото 23. Спуск с перевала Апрельский

Фото 22. Начало спуска с перевала Апрельский

Фото 24. Перевал Ветренный вид с юга.

Фото 25. Подъем на перевал Ветренный.

Фото 26. Седловина перевала Ветренный.

Фото 27. Спуск с перевала Ветренный

Фото 28. Спуск с в долину реки Караоюк

Фото 29. Наледи в верховьях реки Караоюк

Фото 30. Подъем на левый борт долины р. Караоюк.

Фото 31. Выше, в висячей долине, появляется снег. Вид на пер. Удачный

Фото 32. Подъем к перевалу Солнечный

Фото 33. Перевал Солнечный

Фото 34. Начало подъема на перевал Солнечный.

Фото 35. Подъем на перевал Солнечный вторая веревка

Фото 36. В седловине перевала Солнечный

Фото 37. Перевал Солнечный с запада спуск.

Фото 38. Вниз к Софийскому леднику

Фото 39. Подъем на Софийский ледник

Фото 40. Вверх по Софийскому леднику.

Фото 41. Верхняя камера Софийского ледника

Фото 42. Пурга под перевалом Девяти.

Фото 43. По Софийскому леднику к пер. Ключ Отрожный

Фото 44. Спуск с Софийского ледника в долину реки Аккол.

Фото 45. В истоках реки Аккол

Фото 46. Вниз по реке Аккол

Фото 47. Подъем на перевал в урочище Шалтра

Фото 48. Урочище Шалтра, долина р. Имеле.

Фото 49. Перевал Теустан

Фото 50. Спуск с перевала Теустан в долину реки Талдура

Фото 51. Вверх по реке Талдура

Фото 52. Вверх к перевалам Восход и Костырева

Фото 53. Разведка перевала Восход

Фото 54. Седловина перевала Восход

Фото 56. Подъем на перевал Костырева первая веревка.

Фото 55. Начало подъема на перевал Костырева.

Фото 57. Седловина пер. Костырева сзади пер. Восход.

Фото 58. Начало спуска с пер. Костырева по скалам и осыпи.

Фото 59. Спуск с перевала Костырева. Первая веревка

Фото 66. Подъем по р. Камрю

Фото 67. Озеро Камрю

Фото 68. Вверх по правому притоку р. Камрю

Фото 69. Цирк перевалов Крутой, Сюрприз, Весенний.

Фото 70. Поиск тура на перевале Весенний

Фото 87. На перевале Эренбурга

Фото 88. Спуск с перевала Эренбурга в долину реки Джело

Фото 89. Подъем по реке Джело

Фото 90. Подъем в обход каньона на левом притоке р. Джело.

Фото 91. Подъем по л. притоку р. Джело пер. Караташ и Кзылташ

Фото 92. Место ночевки с видом на перевал Караташ (с юга)

Фото 93. Подъем на перевал Кзылташ.

Фото 94. Тур на перевале Кзылташ сзади вершина Караташ

Фото 95. Начало подъема на перевал Караташ.

Фото 96. Подъем на перевал Караташ

Фото 97. Седловина перевала Караташ.

Фото 98. Восхождение на вершину Снежная.

Фото 99. Обход трещин в связках при подъеме на в. Снежная

Фото 100. На вершине Снежная

Фото 101. Начало спуска по леднику М. Актру.

Фото 102. Спуск в связках по леднику М. Актру.

Фото 103. Спуск в связках по леднику М. Актру.

Фото 104. У подножия ледника М. Актру.

Фото 105. Спуск к альплагерю Актру

Фото 106. Альплагерь Актру

Фото 107. Дорога от альплагеря Актру

Фото 108. Долина реки Чуя, Курайский хребет (впереди)

Фото 109. Дорога к поселку Курай

Фото 110. Поселок Кызылташ идем к пос. Курай.