Автор: Николай Овчаренко, г.Краснодар

Отчет о прохождении маршрута 1 к.с. по З. Кавказу (Архыз), совершенного группой туристов в период с 29 апреля по 9 мая 2016 года

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

Разрешение на проведение путешествия выдано МКК Федерации спортивного туризма Краснодарского края.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая, в т.ч. с дорогой

ходовых дней

горный

29.04-09.05.2016

Поход проходил по Западному Кавказу (Архыз).

Заявленная нитка маршрута:

г.Краснодар - пос. Архыз - вдп. Баритовый- пер. Баритовый(1А) - д.р. Малый Кяфар - д.р. Кяфар-Агур - пер. Кяфар(1А весной) - д.р Кяфар - д.р. Кызылчук - пер.Речепста+вер. Речепста(1А) - д.р Речепста - д.р Дукка-д.р.Темир-Кулак - пер. Темир - Кулак+вер. Темир-Кулак(1А)+пер. Айюлю(1А) -пер. Дукка(1А весной) - д.р Большая Лаба - д.р. Бурная - пер. Дорбун(1А) - д.р Белая- д.р. Псыш - поляна Таулу- пос. Архыз- г. Красно- дар

Пройденная нитка маршрута:

г.Краснодар - пос. Архыз - вдп. Баритовый- пер. Баритовый(1А) - д.р. Малый Кяфар – пер. Двойной (н\к)- д.р. Кяфар-Агур - пер. Кяфар(1А весной) - д.р Кяфар - д.р. Кызылчук - пер.Речепста+вер. Речепста(1А) - д.р Речепста - д.р Дукка-д.р.Темир-Кулак - пер. Темир - Кулак+вер. Темир-Кулак(1А)+пер. Айюлю(1А) - д.р Белая- д.р. Псыш - поляна Таулу- пос. Архыз - г. Краснодар

Пройдено локальных препятствий (перевалов, вершин):

Н\К– 1 (пер. Двойной)

1А – 4 (пер. Баритовый, пер. Кяфар, пер. Речепста+вер. Речепста (рад), пер. Темир-Кулак+пер. Айюлю)

Запасные варианты

07.05.16

Д.р.Псыш- поляна Таулу

Суммарный перепад высот: набор 5912м потери 5912м

Высотный коридор маршрута: общий – от 1400 до 3215 м. преимущественный - от 2000м до 2700м.

Метеоусловия активной части маршрута:

«4.У.Г»

«3.У.Г.

меж.сез»

Руководитель группы, зав. снар.

Овчаренко Юлия Алексеевна

Медведев Филипп Ильич

ПВД

участник

Состав группы - 7 человек, средний возраст – 23 года.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ, ЗАЕЗД, ЗАБРОСКИ И ОБЗОР РАЙОНА.

Описание района

Западным Кавказом называют часть территории горной системы Большой Кавказ, лежащий с северной стороны Главного Кавказского хребта, сам хребет и его отроги. С юга ограниченной ГКХ, с севера предгорными районами переходящими в степь, с запада район начинается от горы Фишт, с востока доходит до горы Эльбрус- высшей точки всей горной системы. Частью Западного Кавказа является горный район Архыз находящейся в западной его части, район характеризуется относительно не большими высотами, а следовательно относительно более мягким климатом по сравнению с остальной частью горной системы, поэтому для проведения межсезонных спортивных походов подходит лучше нежели другие. Название район получил от одноименного поселка Архыз (карач.- балк. Ырхыз — «селевый поток»). С запада район ограничивается долиной реки Большая Лаба, на востоке ограничен долиной реки Маруха и граничит с горным районом называемым Аксаут.

Высшей точкой района является вершина Пшиш(3790) лежащая в отроге ГКХ межу долинами рек Аманауз и Псыш.

Растительность района делится по высотным поясам начиная с 400 метров над уровнем моря простираются лиственные леса, которые ближе к 1400 метров переходят в хвойные, а затем с увеличением высоты в криволесье и на высоте 2300 метров лесная зона заканчивается уступая место травянистым лугам простирающемся до высоты 2800- 2900 метров, далее выше трех тысяч метров начинается зона «вечной мерзлоты», скалы, ледники и осыпи.

Животный мир представлен широко, здесь обитают и часто встречаются туристам медведи, зайцы, рыси, туры, серны, перепелки и многие другие представители фауны, в Архызской части Тебердинского заповедника в долине реки Кызгыч живут зубры.

Для проведения нашего похода район Архыза был выбран по нескольким причинам, во первых это близость Архыза к городу Краснодар, это облегчало трансфер группы к началу активной части маршрута, во вторых так как поход проходил в межсезонный период Архыз с его относительно других районов небольшими высотами являлся более простым, а главное более безопасным вариантом, в третьих район был достаточно хорошо известен руководителю группы, а так как это был его первый поход в этой роли выбор пал на него. Кроме того Архыз является хорошо описанным и очень популярным в среде туристов и альпинистов районом что так же упрощало подготовку и увеличивало безопасность прохождения маршрута.

Весной с южной стороны снежный покров начинает встречаться с высоты более 2500 метров, а выше лежит сплошным «ковром» на северных склонах снег лежит практически до 2000 метров.

Идея похода

Основной идея похода была пройти интересный, красивый маршрут, соответствующий первой категории сложности, побывать в новых для себя местах, так же в рамках похода преследовались учебно-тренировочные цели, так как для четверых участников этот поход являлся первым горным походом в их практике.

Заезд

Заезд осуществлялся на заказном автобусе из гор. Краснодара. В этом году из нашего тур клуба в Архыз ехало целых три группы, в общем количестве 24 человека, поэтому самым оптимальным вариантом оказался автобус. Обратно в Краснодар мы добирались таким же образом, стоимость дороги в оба конца составила 40000 рублей. На момент похода в долине реки Архыз была построена асфальтированная дорога вплоть до слияния с рекой Дукка, что позволило проехать туда сразу на автобусе для того что бы оставить заброску, затем мы вернулись в Архыз и начали активную часть маршрута.

Заброска

Маршрут был построен так, что к середине его группа выходила к заброске, в которой лежали продукты и газ на вторую часть похода. Заброска была завезена нами в первый день похода сразу на заказанном автобусе и закопана в землю, засыпана камнями и завалена ветками деревьев, мы тщательно подошли к этому вопросу, так как из прошлого опыта знали, что в этом месте водятся животные, которые могут разграбить схрон с продуктами.

Обеспечение безопасности.

Все участники группы имели индивидуальную страховку. Маршрут был разработан так, что в случае аварии или резкого ухудшения погоды из любой его части можно выйти в населенный пункт по безопасному пути через долины. Так же были предусмотрены запасные участки маршрута в случае непредвиденных обстоятельств.

Группа встала на учет в Архызском ПСО .

На случай непогоды и плохой видимости для надежного ориентирования в группе был GPS.

Снаряжение.

Для организации бивака нами использовалось две палатки: четырех местная палатка RedFox Arctic Fox, в которой с достаточным комфортом размещались пятеро человек и двух местная MSR Elixir 2.

Для приготовления пищи было решено использовать систему приготовления пищи Jetboil Helios Guide 3 л. в паре с алюминиевой шестилитровой скороваркой, благодаря чему мы смогли полностью отказаться от использования костров, а значит не привязывать ночевки к зоне леса. Расход газа составил один 450гр. баллон на два дня.

Специальное групповое снаряжение:

Лавинная лопата 2 шт

Веревка 10мм 30м 1шт

Веревка 8мм 30 м 1шт

Специальное личное снаряжение:

Ледоруб - 1 шт.

Страховочная система - 1 шт.

Спусковое устройство - 1 шт.

Карабины личные - 2 шт.

Каска - 1 шт.

Прусик - 1 шт.

Аварийные выходы

1.Из долины реки Кефар-Агур через пер.Федосеева, либо пер.Баритовый, спуск по до-лине реки Кяфар-Агур до МТФ «Лесо-Кефар»

2.Из долины реки Кяфар через пер. Кяфар в д.р. Кяфар-Агур, либо Кяфар-Агура либо через хребет Чапал вниз в Лесо-Кяфар.

3. Из долины реки Речепста по дороге в по. Архыз

4.Из долины реки Большая Дукка по дороге в пос. Архыз

5.Из долины реки Темир-Кулак по тропе в д.р. Большая Дукка

Из долины реки Большая Лаба через пер. Дукка в д.р Большая Дукка, либо по тропе, затем по дороге в пос. Пхия

Из долины реки Белая в д.р Псыш от туда в пос. Архыз по дороге

Питание

Питание в туристическом походе – одна из самых главных составляющих удачного прохождения маршрута. Поэтому при составлении раскладки и планировании питания в нашем походе 4 к.с. мы старались придерживаться следующих принципов:

Завтрак либо молочная каша с сухофруктами, либо макароны с сыром. Чай (чаще зеленый), печенье или щербет.

Перекусы у нас были обильными: сало, сыр, колбаса (обязательно эти три составляющие), хлеб в зависимости от дня приема пищи, либо сухари, либо хлебцы ржаные. Обязательно сладкое – халва, щербет, нуга, козинаки – что-то одно. При этом каждый перекус не обходился без чая. Чаще это был зеленый.

На ужины всегда готовили суп. За исключением победных дней (прохождения определяющих перевалов). В эти дни готовилось пюре с суджуком и сыром. Каждый ужин – это обязательно хлеб (сухари), печенье, чай(кисель, кофе, шоколад).

Раскладка и нормы по граммам на человека составлялись по таблицам расчета рациона в походе. В среднем в день на человека приходилось 700 грамм веса.

Смета похода

Организационный сбор с одного человека составил 5000 рублей или 35000 рублей на группу. Большая часть этих средств пошли на приобретения продуктов питания 20000 рублей и оплату транспорта 11000 рублей. Остальные деньги были потрачены на, доукомплектование аптечки, батарейки и прочие мелкие расходы.

ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ И ПРОЙДЕННЫЙ ГРАФИК МАРШРУТА.

День похода

Планируемый график похода

Пройденный график похода

30.04.16

Пос. Архыз - вдп. Баритовый (1А)

Пос. Архыз- пер. Баритовый(1А)

01.05.16

Пос.Архыз - г.Краснодар

Поляна Таулу- пос. Архыз- гор. Краснодар

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

Перевал Баритовый (1А, 2900 м)

Характер: травянисто-снежный

GPS координата 43°35'50.22''N 41 ° 15 ' 40.75 '' E

Расположен в хребте Абишира-Ахуба разделяющего д.р.Большой Зеленчук (Архыз) и д.р. Малый Кяфар, между вершинами Джамараклитебе и Джумароклы-Тебе.

Описание дается: от пос. Архыз до д.р. Малый Кяфар

Набор высоты: 1500м

Сброс высоты: 800м

Пройденное расстояние: 8,5 км

Снята записка сборной группы туристов из городов Рязань и Москва в количестве 6 человек. От 17.09.2015 г. Руководитель группы Кузнецова.

Рисунок 1 вид на пер. Баритовый

30 апреля 2016 г.

29 апреля в 22-00 тремя группами в общем количестве 24 человека на заказном автобусе выехали из города Краснодара, в пути мы просматривали фильмы транслируемые водителем на мониторе, затем с переменным успехом спали. В поселок Архыз прибыли в 06-00 утра 30-го апреля, около часа было потрачено на организацию заброски одной из попутных групп, едущих с нами на одном автобусе. В 07-20 автобус довез нас до ПСО Архызский, руководители поставили свои группы на учет и двинулись дальше к слиянию рек Речепста и Дукка, куда ведет новая асфальтированная дорога. За 2 года которые прошли с прошлого моего визита в это место здесь многое изменилось и изменилось не в лучшею сторону, от постройки новой дороги часть правого берега реки Архыз сильно пострадало и напоминало строительную площадку, по обочинам лежал мусор и следы строительства, спиленные деревья и поломанные ветки, так же из-за того что теперь сюда стало проще добраться, на стоянках на слиянии рек Дукка и Речепста появилось большое количество мусора оставленного отдыхающими людьми, в общем картина открылась удручающая. Около получаса мы потратили на то что бы спрятать заброску в землю и завалить камнями, ветками.

В 09-00 автобус привез нас обратно в пос. Архыз, откуда начиналась пешеходная часть

нашего маршрута. Остановившись, выгрузив вещи и попрощавшись с нашими товарищами из другой группы, мы переоделись, распределили продукты, приготовили завтрак и позавтракали.

Рисунок 3 Автобусная остановка в пос. Архыз

В 09-45 мы вышли в сторону перевала, движение начали от рынка пос. Архыз по улице Хубиева вдоль реки Баритовая балка, через 15 минут дорога вывила нас за

пределы поселка на большую поляну с попиленными деревьями и большими валунами, продолжая движение вдоль русла, мы вышли на тропу. В 10-45 устроили привал, погода хорошая, солнечно, небо ясное.

В 10-25 продолжили движение по тропе вдоль русла Баритовой балки, тропа проходит среди

12 кустарников, тропа широкая и не каких трудностей с ориентированием на ней возникнуть не может. В 10-55 сделали второй привал.

В 11-10 продолжили движение вверх по тропе, через 10 минут в 11-20 дошли до развилки, дальше тропа расходится, налево вдоль русла и далее по руслу и направо в лес. Из опыта прошлых лет нам было известно, что путь направо лучше, исходя из этого, поворачиваем направо, тропа заходит в лес и еще 30 минут можно двигаться в тени деревьев. В 11-50 на выходе из леса и делаем привал.

В 11-55 выдвинулись дальше и через 10 минут в 12-05 вышли к водопаду Баритовому. Здесь мы устроили перекус.

Рисунок 5 Вдп. Баритовый

Рисунок 6 группа у вдп. Баритовый

В 12-27 от водопада Баритовый продолжили набирать высоту по тропе, поднявшись над водопадом, через 15 минут мы дошли до предполагаемого места ночевки, но так как после перекуса группа была полна сил, а световой день еще не близился к концу руководитель принял решение двигаться дальше. Из отчета группы туристов из г. Москва под руководством Щедринского А.В 2010 года (http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4790)

Было известно что далее перед перевальным взлетом есть удобные места для ночевки, их руководитель и назначил целью на этот день. Тропа проходит через большую ровную площадку, на которой видны следы выпаса скота, вода чуть дальше по тропе. Мы прошли ночевки над водопадом по тропе, далее тропа доходит до ручья и поворачивает вверх налево походу движения. В 12-55 привал на тропе над ночевками над водопадом.

Рисунок 8 тропа ведущая от вдп. Баритовый

Рисунок 9 тропа ведущая от вдп. Баритовый

Рисунок 7 место ночевок над вдп. Баритовый

В 13-05 продолжаем движение по тропе к предполагаемому месту ночевки, тропа хорошо читается, выше водопада практически полностью заканчивается зона леса. Через некоторое время появляются скальные выходы и первые снежники, тропа огибает их. В 13-45 привал. (Рисунок 10)

Рисунок 11 тропа выше мест ночевок над вдп Баритовый

В 14-00 выходим на снежник, лежащий на тропе, поднявшись по нему выше по склону, мы обнаружили, что места ночевок, к которым мы двигаемся, отделены от нас крупным оврагом засыпанным снегом для его того что бы его пересечь, нужно потерять высоту, а затем снова выгребать наверх по крутому снежному склону, так как делать этого нам не хотелось, а других ровных площадок на протяжении подъема от водопада нам не встретилось, руководитель принял решение двигаться на перевал. Оставляя овраг слева от себя, по выпуклой части рельефа мы начали движение в направлении гребня хребта. В 14-40 привал и перекус.

Рисунок 12 тропа заканчивается снежником

В 15-00 сверившись с картой, мы обнаружили, что движемся в сторону перевала Пионер и нам необходимо повернуть налево, обойдя овраг по правому его краю (по ходу движения) выходим на большой снежник, траверсируя который в сторону перевала Баритовый выходим на широкий травянистый гребень, пройдя по которому около 100 метров в направлении перевала Баритовый видим сам перевальный взлет, а так же перевал Архыз (1Б весной) и вершину Джумароклы-Тебе. Погода портится, появилась облачность, видимость периодически пропадает, движемся по травянистому на седловину пер. Баритовый и в 16-10 выходим к контрольному туру.

Рисунок 13 траверс снежника перед выходом на травянистый гребень

Рисунок 14 траверс снежника перед выходом на травянистый гребень вид в сторону д.р. Архыз

Рисунок 15 Группа на пер. Баритовый

Рисунок 16 Группа на пер. Баритовый

У контрольного тура организуем бивак, устанавливаем палатки, готовим ужин, видимость в сторону д.р. Архыз и поселка Архыз отличная, видимость в сторону д.р. Малый Кяфар практически отсутствует, все затянуто облаками, вершину Джумароклы-Тебе и перевал Архыз тоже периодически затягивает облаком.

Рисунок 17 направление спуска с пер. Баритовый

1 мая 2016 года.

04-00 подъем, сбор бивака приготовление завтрака, небо ясное, видимость в обе стороны отличная, долина реки Кяфар-Агур затянута грозовыми тучами, но наш путь чист.

Рисунок 18 Утро на пер. Баритовый

В 05-35 начинаем спуск, с седловины пер. Баритовый в сторону д.р. Малый Кяфар.

По пологому (10 градусов) снежнику выходим в широкий снежный цирк ( Рисунок 19), двигаясь по правому (по ходу движения) его краю через 10 минут подходим к скалам (Рисунок 20), которые так же обходим справа, склон (15-20 градусов) далее продолжая движение по правой части цирка (по ходу движения) спускаемся к выполаживанию. Далее по (20 градусов) снежному склону в 6-40 спускаемся к ручью в д.р. Малый Кяфар. (Рисунок 21, Рисунок 22)

Рисунок 23 Начало спуска с пер. Баритовый

Рисунок 24 Спуск с пер. Баритовый

Рисунок 25 Спуск с пер. Баритовый в д.р. Малый Кяфар

Рисунок 26 Спуск с пер. Баритовый вид из д.р. Малый Кяфар

Перевал Двойной (н/к, 2400 м)

Характер: травянистый

GPS координата 43°38'25.87''N 41 ° 15 ' 50.96 '' E

Расположен в северном отроге хребта Абишира-Ахуба соединяет д.р. Малый Кяфар и д.р Кяфа-Агур Восточный- д.р Кяфар-Агур

Описание дается: от истоков р. Малый Кяфар

Набор высоты: 618м

Сброс высоты: 1009м Пройденное расстояние: 12,5 км Снята записка не найдена

Рисунок 27 Спутниковая фотография пути/p>

Рисунок 28 путь на карте

1 мая 2016 года.

В 06-35 с пер. Баритовый спустились к истокам реки Малый-Кяфар, после непродолжительного привала на небольшом островке травы выдвинулись вниз по долине левым ее бортом. Через некоторое время снежники сменились старой осыпью, а затем вскоре травянистым покровом, в 07-25 группа вышла на тропу идущую по левому берегу р. Малый-Кяфар, по левому склону долины.

Рисунок 29 движение по д.р. Малый Кяфар

В 07-40 останавливаемся на привал, готовим перекус, из-за неисправности газовой горелки, нам не удалось нормально позавтракать на пер. Баритовый, поэтому, устранив неисправность, мы сварили макароны и не спеша позавтракали. (Рисунок 30)

Рисунок 31 обед в д.р. Малый Кяфар

В 08-30 начинаем движение далее по тропе вниз, по ходу движения по долине тропу несколько раз пересекают ручьи с крутыми берегами некоторые из них засыпаны снегом, некоторые нет. (Рисунок 32)

Рисунок 33 Крутой берег ручья

В 09-15 доходим до границы леса, у нее так же протекает ручей с крутыми обрывистыми берегами, здесь делаем привал, сверяемся с картой и решаем перейти его и двигаться через лес далее по тропе, хотя как выяснилось позже подъем на пер. Двойной можно было начинать с этого места «в лоб» .( Рисунок 34 Рисунок 33 красным обозначен наш пусть, синим путь «в лоб»)

Рисунок 35 путь подъема на пер. Двойной

В 09-30 спускаемся немного ниже до натоптанной тропы и по ней переходим ручей, далее

15 минут движемся по редкому сосновому лесу по тропе, тропа затем поворачивает налево вверх, здесь видны следы выпаса скота, пройдя через лес, снова поднимаемся и выходим из него, на границе делаем привал в 10-00

Рисунок 36 путь подъема на пер. Двойной

В 10- 10 продолжаем движение без набора высоты далее по склону в попытке миновать пер. Двойной и найти спуск в д.р. Кяфар- Агур, безуспешно, склоны крутые со скальными выходами, поросшие кустарником и путь спуска не просматривается, быстро сделав вывод что самый оптимальный путь спуска в д.р. Кяфар- Агур лежит через пер. Двойной (н\к) руководитель развернул группу в обратную сторону и направил вверх. В 10-50.

В 11-10 вначале по тропе, затем по травянистому склону (15-20 градусов) группа начала движение в сторону седловины пер. Двойной, тут стало ясно что более коротким путем является начинать подъем по травянистому склону до ручья протекающего у границы леса и не заходить в него по тропе. В 11-40 группа вышла на седловину пер. Двойной. Погода испортилась, срывается снег с дождем.

Седловина широкая, травянистая, спуск с нее в д.р Кяфар-Агур напрямую отсутствует и необходимо по тропе траверсировать отрог на вторую седловину пер. Двойной.

Рисунок 37 тропа на вторую седловину пер. Двойной

Рисунок 38 движение по тропе на вторую седловину

В 11-47 начали движение, по тропе траверсируя отрог на вторую седловину пер. Двойной, тропа прерывается снежниками, затем снова идет по травянистому склону(Рисунок 39 Рисунок 34 Рисунок 36), в 12-10 вышли на вторую седловину, на ней видны следы выпаса скота, небольшие водоемы, используемые для водопоя скота и следы пребывания пастухов. Далее двигаемся по тропе к пересекающему ее ручью и становимся на нем на перекус в 12-20

Рисунок 40 движение по тропе на вторую седловину

Рисунок 41 на второй седловине пер. Двойной

В 13-20 продолжаем движение по тропе в сторону д.р. Кяфа-Агур Восточный, тропа уходит в лес, и теряется из за периодически преграждающего ее снежного покрова. (Рисунок 42 Рисунок 38)

Рисунок 43 тропа в лесу

Идя по тропе, траверсом вдоль по склону теряя высоты мы пересекли несколько ручьев, затем тропа спустилась к широкому частично покрытому снегом руслу ручья, в нижней части которого просматривалась поляна с вырубленными деревьями, по нему было принято решение спускаться в д.р. Кяфар-Агур.( Рисунок 38, Рисунок 39)

Рисунок 44 спуск по ручью в д.р. Кяфар-Агур

Пройдя около 15 минут по руслу ручья, группа вышла на большую поляну с построенной на ней изгородью, а затем на широкую тропу идущую по правому берегу реки Кяфар- Агур, тут был организован привал в 14-05.

Рисунок 45 движение по д.р. Кяфар-Агур

В 14-20 мы вышли по широкой тропе идущей по правому берегу реки Кяфар-Агур в сторону ее истоков и пер. Кяфар, тропа хорошо читается и через некоторое время спускается к реке Кяфар-Агур в районе ее слияния с крупным притоком, на мести слияния установлен кош. Привал в 14-50. (Рисунок 46)

Рисунок 47 переправа через реку Кяфар-Агур

В15-00 перейдя приток по снежному мосту двигаемся вдоль русла дальше к предполагаемому месту ночлега на месте поворота на пер. Федосеева. Перейдя вброд по камням реку Кяфар-Агур, в 15-30 становимся на ночлег. Погода испортилась, идет сильный дождь. (Рисунок 48)

Перевал Кяфар (1А (весной), 2800 м)

Характер: снежно-травянистый снежно-осыпной

GPS координата 43°37'11.37''N 41 ° 09 ' 55.19 '' E

Расположен в северном отроге хребта Абишира-Ахуба соединяет д.р. Кяфар-Агур и д.р Кяфар

Описание дается: от д.р. Кяфар-Агур

Набор высоты: 784м

Сброс высоты: 634м Пройденное расстояние: 10 км Снята записка не найдена

Рисунок 49 путь на пер. Кяфар на карте

Рисунок 50 путь на пер. Кяфар на спутником снимке

В 04-00 проснулись, вчерашнее ненастье закончилось, небо ясное, температура около нуля градусов, из за вчерашнего дождя осталось много сырых вещей, от части из за этого, время на приготовление завтрака и сбор бивака затянулось.

В 05-50 собравшись и позавтракав группа начала движение по тропе идещей на перевал Кяфар. Тропа илет по левому берегу(по ходу движения правый) реки Кяфар-Агур, тропа широкая, хорошо читается, но через некоторое время уходит под снежный покров, далее двигаемся по нему. В 06-20 останавливаемся на привал.( Рисунок 51)

Рисунок 52 движение по д.р. Кяфар-Агур рт места ночевки

Рисунок 53 движение в д.р. Кяфар-Агур от места ночевки

В 06-30 продолжаем движение по тропе, преимущественно находящейся под снегом в сторону пер. Кяфар в 07-00 подошли к началу подъему на перевал. Подъем на перевал представляет собой несколько ступеней, склон травянистый покрыт снегом.

Рисунок 56 подъем на первую ступень пер. Кяфар

Рисунок 54 подход к пер. Кяфар

В 07-08 начали подниматься по травянистому склону, выбрав траекторию движение «в лоб» хотя правее по снегу мы видели следы, как позже оказалась медведя, в том районе под снегом проходила тропа. (Рисунок 55) В 07-49 поднялись на первую травянистую ступень, привал.

В 07-55 вышли на следы, идущие на перевал и по ним продолжили подъем, снега на этой высоте было выше колена, к этому времени солнце уже размягчила его и по следам двигаться гораздо проще, тем более их путь был логичным.( Рисунок 57 ) В 08-40 привал.

Рисунок 58 подъем по следам на вторую ступень пер. Кяфар

В 09-05 продолжаем подъем на перевал, двигаемся преимущественно правой стороной цирка, так как она более пологая. В 09-40 подошли под перевальный взлет, до седловины по-прямой осталось 150 метров. Привал.

Рисунок 59 пер. Кяфар

В 09-05 выходим в сторону седловины, «в лоб» дальше по следам было принято решение не идти, а по правому пологому склону цирка выйти на гребень и затем пройти по нему на седловину. «В лоб» по глубокому снегу 30 градусов крутизной двигаться вверх было физически тяжелее, следы которые вели туда были проделаны медведем в обратном направлении в д.р. Кяфар-Агур. В 10-05 группа собралась у перевального тура на седловине. (Рисунок 60,50,51,52)

Рисунок 61 пер. Кяфар

Седловина шириной около 2х метров, мест для ночевки нет (они были на месте привала) в сторону д.р. Кяфар практически на всем своем протяжении обрывается крутыми скалами 80-90 градусов, спуск возможен по не длинному осыпному кулуару, начало спуска у перевального тура.

Рисунок 62 группа на пер. Кяфар

Рисунок 63 Группа на пер. Кяфар

В 10-25 начали спуск с пер. Кяфар в сторону д.р. Кяфар.( Рисунок 64) По кулуару двигаемся плотной группой что бы не пускать друг на друга камни и по первой возможности поворачиваем на право и выходим на снег под скалы, далее вдоль скал около 20 метров и по снежному склону крутизной 25 градусов протяженностью около 50 метров вниз на выполаживание. В 10-50 группа вышла на выполаживание.( Рисунок 54,55)

Рисунок 65 спуск с пер. Кяфар

Рисунок 66 спуск с пер. Кяфар

Рисунок 67 спуск с пер. Кяфар

В 10-55 продолжаем спуск к реке Кяфар, двигаемся по правой части цирка, обходя крутые снежные склоны по более пологим перемещаемся к его центру. В 11-15 участница поцарапала себе руку о снежную корку, руку перевязали, и продолжили спуск к реке. В 11-30 спустились на траву в 11-40 перешли реку Кяфар вброд не снимая обуви, глубина воды в этом месте не превышала 25 см и организовали обед. ( Рисунок 56, 57)

Рисунок 68 спуск с пер. Кяфар и движение по д.р. Кяфар

Рисунок 69 спуск с пер. Кяфар

В 13-00 закончили обедать и продолжили движение далее по тропе, идущей по левому берегу р. Кяфар, в 13- 40 дойдя до слияния рек Кяфар и Кызылчук, перешли реку Кызылчук по снежному мосту устроили привал.

В 13-50 повернули в д.р. Кызылчук и начали движение по левому береру реки (по ходу движению по правому) по тропе, погода начала портится, со стороны пер. Речепста небо затянуло темными тучами и в 14-35 дойдя до ровных площадок, руководитель принял решение встать на ночевку.

Перевал Речепста (1А , 2890 м)

GPS координата 43°36'53.27''N 41 ° 06 ' 13.78 '' E

Расположен в хребте Абишира-Ахуба соединяет д.р. Кызылчук и д.р. Речепста

Описание дается: от д.р.Кызылчук

Набор высоты: 888м

Сброс высоты: 1438м

Пройденное расстояние: 18 км

Снята записка т\к «КРОКУС» г. Краснодара, совершавших поход 2й к.с. под руководством Колесникова В.О. в количестве 8 человек от 01.05.16 со стороны д.р. Речепста

Рисунок 70 путь на пер. Речепста на карте

В 04-00 проснулись, приготовили завтрак, собрали бивак, погода отличная, чистое голубое небо температура ниже нуля, снежный покров твердый.

В 05-20 по снежному мосту перешли на правый берег (по ходу движения левый) реки Кызылчук и начали движение по нему в сторону перевала Речепста, идти легко, снег держит. (Рисунок 71) В 05- 50 остановились на привал.

Рисунок 72 движение по правому берегу р. Кызылчук

В 06-00 продолжаем движение в сторону пер. Речепста, перешли на другую сторону реки Кызылчук и двигаемся по левому (по ходу движения правому берегу) река полностью находится под снегом. (Рисунок 73) В 06-30 подошли к началу подъема на перевал, здесь правее нас под снегом находится озеро, но оно полностью заметено и воды не видно. Устраиваем привел.( Рисунок 61)

Рисунок 74 переход на левый берег р. Кызылчук

Рисунок 75 движение по левому берегу р. Кызылчук

Рисунок 76 путь на пер. Речепста

В 06-40 начинаем подъем на пер. Речепста, по выпуклой части рельефа оставляя озеро справа от себя движемся в направлении скал и вдоль них по снежному склону крутизной 30 градусов обходя их поднимаемся выше, затем когда скальная гряда с лево заканчивается, поворачиваем на лево и выходим в ее верхнюю честь, здесь крутой снежный склон заканчивается, устраиваем привал в 07-20.( Рисунок 77,63,64)

Рисунок 78 подъем на пер. Речепста

Рисунок 79 подъем на пер. Речепста

В 07-35 по некрутому травянистому склону продолжаем подъем на пер.Речепста, через 10 минут выходим к верхнему озеру, озеро так же покрыто снегом и воды не видно, от сюда лежит путь на пер. Семнадцати, мы же поворачиваем направо и вдоль сбросов огибаем озеро, затем поворачиваем на лево и по практически пологому крутизной 5-10 градусов снежному склону(Рисунок 65,66) движемся на седловину пер. Речепста в 08-35 группа собралась у перевального тура.

Рисунок 80 движение на пер. Речепста

Рисунок 81 петь подъема на пер. Речепста

Седловина пер. Речепста широкая, травянистая, имеется множество мест для ночевки, вода имеется в виде снега. Погода отличная, чистое небо, начинающие греть солнце, отсутствие ветра.( Рисунок 82,67)

Рисунок 83 группа на пер. Речепста

Рисунок 84 Группа на пер. Речепста

Написав перевальную записку и сфотографировавшись у тура группа оставив рюкзаки начала совершила радиальное восхождение на вершину Речепста (описание далее) после спуска обратно на перевал Речепста, мы устроили обед и в 12-30 приступили к спуску в д.р. Речепста.

Рисунок 85 путь спуска с пер. Речепста

В 12-30 начали спуск с пер. Речепста в сторону д.р. Речепста, начали движение по тропе на право, обойдя небольшие скалы по тропе и подойдя к длинному снежному склону крутизной 15- 20 градусов, было принято решение спускаться по снегу по линии падении воды. В 13-05 пройдя основную часть спуска устроили привал. Снег мягкий, солнце успело превратить его в кашу.( Рисунок 70,71)

Рисунок 86 путь спуска с пер. Речепста

Рисунок 87 путь спуска с пер. Речепста

В 13-10 продолжили спуск к реке Речепста по травянистому склону прерывающемуся снежниками, ближе к реке вышли на тропу и в 13-30 были на берегу р. Речепста.

В 13-40 начали переправляется на противоположенный берег реки по камням, это заняло некоторое время, так как не все участники были в состоянии сделать это с рюкзаком. Возможность спускаться вдоль русла реки отсутствует, так как река в скоре уходит в каньон, это было известно из описаний и опыта прошлых лет, необходимо подняться на противоположенный склон, по которому проходит тропа. В 14- 15 вышли на тропу и устроили привал. (Рисунок 88)

Рисунок 89 путь в д.р. Речепста

В 14-25 начали двигаться по покрытой снегом тропе, через некоторое время огибая небольшой отрог тропа переходит с северного склона на южный и снег заканчивается, далее движемся по широкой натоптанной тропе мину каньон в д.р. Речепста. В 15-00 привал.( Рисунок 90,74)

Рисунок 91 движение по тропе в обход каньона

Рисунок 92 движение по тропе в обход каньона

В 15- 10 продолжаем движение по тропе, она начинает терять высоту и спускается в редкий лес. В 15-40 привал.( Рисунок 75)

В 15-00 проделываем остаток крутого спуска к дороге идущей по д.р. Речепста и в 16-00 стоим на гравийной дороге, продолжаем движение по дороге в низ по долине к слиянию рек Речепста и Дукка. В 16-30 привал.

Рисунок 93 спуск с тропы на дорогу в д.р. Речепста

В 16-40 продолжаем движение по дороге и в 17-05, дойдя до слияния рек Речепста и Дукка, где у нас закопана заброска, становимся на ночевку. (Рисунок 94)

Рисунок 95 дорога в д.р. Речепста

Рисунок 96 место ночевки на слияние рек Речепста и Дукка

Вершина Речепста (радиально 3200 м)

Характер:скально-осыпной

GPS координата 43°37'17.87''N 41 ° 05 ' 22.95 '' E

Расположен в хребте Абишира-Ахуба между пер. Речепста и пер. Чилик

Описание дается: от пер. Речепста

Набор высоты: 340м

Сброс высоты: 340м

Пройденное расстояние: 3 км

Снята записка ВГОО «Клуб Туристов» г. Воронеж от 16.08.15 группы туристов из 7ми человек.

03 мая 2016 года

В 08-50 группа начала подъем на вершину Речепста со стороны пер. Речепста, около 15 минут двигались по широкому травянистому гребню(Рисунок 97), за тем дойдя до скал, следуя описанию повернули на лево и начали обходить скалы по осыпному склону(Рисунок 98), но слишком сильно отклонились в лево, следовало больше набирать высоту, из за чего вышли к скальной гряде, вдоль нее начали подъем на гребень, по осыпному склону крутизной 15-20 градусов. На гребень вышли практически под вершиной. Гребень скальный шириной около 2х метров, технической сложности не представляет. На гребне в сторону д.р. Кызылчук имеется снежный наддув, для того что бы убедиться том что снег лежит на скалах, первый участник прошел левее наддува по скалам и с вершины смог увидеть положение дел. Далее вся группа по краю снега зондируя треккенговыми палками снег вышла на вершину в 10-40 (Рисунок 99,85) . Спускаясь группа сделала вывод что не нужно слишком отклонятся в сторону д.р. Речепста и прошла дальше по гребню в сторону пер. Речепста, а затем траверсируя осыпной склон к основанию скальной гряды, затем так же траверсируя к основанию второй скальной ряды и спустилась на травянистый гребень и по нему на пер. Речепста в 11-15.

Рисунок 100 движение с пер. Речепста на вершину

Рисунок 101 подъем на гребень по осыпному склону

Рисунок 102 путь подъема на в. Речепста

Рисунок 103 выход на гребень и путь на в. Речепста

Рисунок 104 вершина Речепста

Рисунок 105 подъем на вершину, движение по гребню хребта Абишира-Ахуба

Рисунок 106 группа на вершине Речепста

Перевал Темир-Кулак (1А , 3000 м)

GPS координата 43°29'15.82''N 41 ° 06 ' 21.98 '' E

Расположен в хребте Габулу соединяет д.р. Темир-Кулак и д.р. Дукка

Описание дается: от д.р. Темир-Кулак

Набор высоты: 1300м

Сброс высоты: 1021м

Пройденное расстояние: 18 км

Снята записка группы туристов Туристического клуба «Вертикаль» г. Волгодонск под руководством Проценко Е.Ф. от 04.09.2015 http//tc-vertical.ucoz.ru

Рисунок 107 путь на пер. Темир-Кулак на спутниковом снимке

05 мая 2016 года

В 05-00 подъем, погода оставляет желать лучшего весь предыдущей день и всю прошедшую ночь шел сильный дождь, который заставил нас остаться на вынужденную дневку на слиянии рек Дукка и Речепста. Утором 5 мая дождь прекратился, но небо затянуто тучами, пасмурно и нечего не предвещает улучшений, руководитель принимает решение сократить маршрут и пойти по запасному варианту, как оказалось позже решение правильное.

В 06-30 собрав бивак, выходим по гравийной дороги идущей по берегу реки Дукка в сторону слияния ее с р. Темир-Кулак (Рисунок 109) пройдя от место ночевки 5 минут мы обнаружили что мост через реку Дукка разрушен,( Рисунок 89) для организации переправы с помощью веревки кладем через русло бревно, по нему переходим на другую сторону(Рисунок 90), это занимает некоторое время. В 07-00 привал.

Рисунок 110 дорога ведущая с места дневки

Рисунок 111 разрушеный мост через р. Дукка

Рисунок 112 установленое бревно через р. Дукка

В 07-10 продолжаем движение по дороги, дойдя до слияния рек Темир-Кулак и Дукка, продолжаем идти по дороге что бы перейти р. Дукка по мосту, затем сворачиваем с нее на большую поляну со следами пребывания на ней человека, тут по всей видимости базировались лесорубы, после себя оставив много мусора, на поляне устраиваем привал в 07-40. (Рисунок 113)

Рисунок 114 поляна лесорубов вид с лесовозной дороги в сторону д.р. Дукка

В 07-50 пройдя поляну выходим на лесовозную дорогу ведущую вверх, минут через 10 ее пересекает р. Темир-Кулак, воды достаточно много, переходим русло в брод сняв обувь(Рисунок 115). Далее продолжаем движение по дороге покрытой снегом вдоль р. Темир-Кулак.( Рисунок 93) Через некоторое время лесовозная дорога заканчивается, переходя в плохо читаемую тропу, пройдя по ней еще около 10 минут, приходит понимание, что по противоположенному берегу двигаться будит гораздо проще и что нужно на него перебраться, перед этим устраиваем привал в 08-45.

Рисунок 116 брод через р. Темир-Кулак

Рисунок 117 дорога после брода р. Темир-Кулак

В 08-55 переходим на левый берег р. Темир-Кулак (по ходу движения правый)( Рисунок 94) и начинаем движение в сторону перевала, сосновый лес сменяется тут березовым криволесьем, идти на удивление легко, снег под ногами плотный, в него практически не проваливаемся. Дойдя да заболоченной поляны, устраиваем на ней привал в 09-45.( Рисунок 95)

Рисунок 118 переправа через р. Темир-Кулак

Рисунок 119 заболоченная поляна в д.р. Темир-Кулак

В 09-55 продолжаем движение по д.р. Темир-Кулак придерживаясь правой (по ходу движения ) стороны долины, набираем высоту. Через некоторое время лес редеет. В 10-25 останавливаемся на привал, погода портится, идет мелкий снег, видимость так же ухудшилась. (Рисунок 96)

Рисунок 120 движение по д.р. Темир-Кулак выше зоны леса

В 10-35 руководитель принимает решение начинать подыскивать места для ночевки, переходим к центру долины и дойдя до истоков р Темир-Кулак у ручья становимся на ночевку в 11-30.

За весь день погода несколько раз меняется от солнечной до снежной, к вечеру небо ясное.

05 мая 2016 года

В 04-00 проснулся руководитель, выглянул из палатки, увидел, что идет снег и будить некого не стал. В 07-00 проснувшись и позавтракав собрали лагерь, погода пасмурная, ночью мороза не было, по снег мягкий, корки нет.

Рисунок 121 вид на пер. Темир-Кулак с места ночевки

В 08- 30 собрав бивак выходим в направлении перевала, вся долина покрыта снегом, идти по нему тяжело, сильно проваливаемся, погода меняется с солнечной на пасмурную и наоборот, за четыре, 30 минутных перехода добираемся до перевального взлета в 10-15.

( Рисунок 122)

Рисунок 123 движение по д.р. Темир-Кулак

Рисунок 124 движение по д.р. Темир-Кулак

В 10-25 начинаем подъем на пер. Темир-Кулак, прямо на седловине висят снежные карнизы, по этому идем левее них, забирая на выпуклую часть рельефа где снежный покров менее глубокий, на середине перевального взлета погода окончательно испортилась, метет метель, видимость плохая, но рельеф читается. В 12-00 выходим на гребень и спускаемся по нему несколько метров до перевала.( Рисунок 125,101,102)

Рисунок 126 группа на пер. Темир-Кулак

Рисунок 127 группа на пер. Темир-Кулак

Рисунок 128 группа на пер. Темир-Кулак

Седловина широкая, в сторону д.р. Темир-Кулак имеются большие снежные наддувы, видимость в сторону пер. Айюлю отсутствует из за метели, о запланированном восхождении на в. Темир-Кулак в такую погоду речь не идет и сфотографировавшись, написав записку в 12-10 начинаем спуск к пер. Айюлю.

Перевал Айюлю (1А , 2890 м)

GPS координата 43°28'53.83''N 41 ° 06 ' 17.32 '' E

Расположен в хребте Габулу д.р. Дукка и д.р. Белая

Описание дается: от пер.. Темир-Кулак

Набор высоты: 155м

Сброс высоты: 1582м

Пройденное расстояние: 20 км

Снята записка: МБУ ДО «СюТур» г. Михайловск в составе 7 человек, совершавшей горный поход 2 к.с. под руководством Ефимова Б.А. маршрутная книжка №126-00-2- 03\16 от 05 мая 2016 года.

Рисунок 129путь с пер. Темир-Кулак на поляну Таулу на карте

Рисунок 130 путь с пер. Темир-Кулак на поляну Таулу на спутниковом снимке

06 мая 2016 года

В 12-10 начинаем спус с пер. Темир-Кулак на пер. Айюлю, видимость плохая, облочно, метет снег, но в разрывы облаков видин рельеф и можно ориентироватся, спуск идет по каменной осыпи покрытой снегом, зарем по снегу, крутизна 15- 20 грдусов.( Рисунок 131 ,106). В 12-30 стоим у перевального тура пер. Айюлю, быстро пишим записку, фотографируемся и начинаем спуск в д.р. Белая.( Рисунок 107)

Рисунок 132 спуск с пер. Темир-Кулак на пер. Айюлю

Рисунок 133 спуск с пер. Темир-Кулак на пер. Айюлю

Рисунок 134 группа у тура на пер. Айюлю

В 12-35 начили спуск в д.р. Белая, видимость отсутствует, используя gps навигатор достаточно быстро выходим на тропу по которой в снегу протоптоны следы, как минимум несколько груп прошли этим путем, что значительно облегчина спуск, видимость не больше двух метров.( Рисунок 108,109). Спускаемся по тропе, через 20 минуто втретили группу из Краснодара идущую на встречу, пожелали удачи! В 13-20 вышли на трову ниже облаков и устроили привал, сдесь видимость хорошая, идет мелкий дождь.( Рисунок 110)

Рисунок 135 спуск с пер. Айюлю

Рисунок 136 спуск с пер. Айюлю

В 13-30 продолжели спуск по тропе к большой поляне на берегу р. Белая, в 14-15 мы на поляне, становимся на обед, погода улучшилась, после обеда ставим полатки и остаемся на ночевку так как спешилть нам некуда,( Рисунок 111). На следующий день остается пройти несколько переходов по тропе к дороге и несколько по гравийной дороге к поляне Таулу.

Рисунок 137 спуск по тропе с пер. Айюлю

Рисунок 138 вечер на поляне на берегу р. Белая

07 мая 2016 года

В этот день вставать рано не планировалось, но ночью начался сильный снегопад, выполо более 30 см мокрого снега и к утру он не прекращался, проснулись в 07-00 и без завтрака, так как вокруг мела метель, откопав палатки вышли в низ в д.р. Псыш. (Рисунок 139)

В 07-30 вышли с поляны на берегу р. Белая, поляна полностью завалена снегом, некоторое время потратили на поиск тропы заходящей в хвойный лес ниже поляны, река Белая уходит в Каньон и по руслу спускатся нет возможности. В 08-10 небольшой привал в хвойном лесу. (Рисунок 113)

Рисунок 141 спуск по тропе в д.р. Белая

В 08-30 продолжаем движение по тропе, в 08-40 вышли на дорогу в д.р. Псыш, устроили перекус, погода плохая, идет дождь. (Рисунок 142)

Рисунок 143движение по дороге в д.р. Псыш

В 08-50 под дождем выходим в сторону поляны Таулу за три получасовых перехода с привалами доходим до поляны. В 11-15 группа уже сидела в кафе и кушала хычины. В 12- 00 выбрав место для ночевки ставим полатки. (Рисунок 144)

Рисунок 145 движение по дороге в д.р. Псыш

Рисунок 146 дневка на поляне Таулу

08 мая 2016 года

09 мая 2016 года

В 07-00 собрав бивак по дороге вышли в сторону пос. Архыз (Рисунок 147) за два 40 минутных перехода с приваломи добрались до пос. Архыз где нас ждал Автобус.

Рисунок 148 группа на поляне Таулу, перед выходом в пос. Архыз

Поход на этом завершился.