Автор: Сергей Смоленцев, Краснодарский крайг

Отчет о прохождении горного маршрута 1 к.с. по З. Кавказу, в период с 26 мая по 4 июня 2016г.

Нитка заявленного маршрута:
Пос. Загедан – долина р.Загеданка – пер. Кыртхуа (Седой) (1А) –долина р.Ацгара – пер. Ацгара (1А) – пер. Речепста (1А) – долина р. Кяфар – пер. Кяфар (Кумбыж) (н/к) – долина р. Кяфар-Агур Зап. – пер. Россыпной Бугор (н/к) –пер. Генеровская Балка(н/к) – ур. Лысое
– пос. Лесо-Кяфарь.
Нитка пройденного маршрута:<br>
Пос. Загедан – долина р.Загеданка – пер. Кыртхуа (Седой) (1А) –долина р.Ацгара – Пятиозерье – траверс Загеданского хребта (1А) – пер. Пхия (н/к) – долина р. Архыз – пос. Архыз – пер. Генеровская Балка(н/к) – ур. Лысое – пос. Лесо-Кяфарь.

Основные изменения на маршруте, произведены вследствие указаний МКК о действиях по обстановке, в соответствии с фактическим состоянием воды в реках, и снега в высокогорье.

Общая протяженность – 101.12 км. (с коэффициентом 1.2).
Описание маршрута.

День 1. 26.05. Начало маршрута. 10.00 – выезд из «Горы для всех».
16.00 – прибытие в пос. Загедан. Пасмурно. Периодически моросящий дождь. Верховья долины Большой Лабы частично закрыты облаками. В верховьях реки Загеданка и в районе Загеданского узла, плотная облачность, гроза.
16.30 – выход на маршрут вверх по долине реки Загеданка.
17.30 – разведка и прохождение первого брода на левый берег. Далее движение вверх по раскисшей лесовозной дороге.
В среднем течении реки Загеданка, от поляны с трелевочной площадкой, дорога уходит вправо на левый склон ущелья. От места поворота дороги, движемся по левому по движению краю поляны, и идем дальше по тропе.
20.30 – второй брод на правый берег. Дождь.
После брода снова выходим на старую лесовозную дорогу, и справа от нее, в ее правом повороте, в 20.50 становимся на ночевку под группой елей на возвышении. Дождь прекращается в районе трех часов ночи.
День 2. 27.05 9.00 – погода переменная. В верховьях Загеданки на 2.500 м. плотная облачность. В стороне заповедника, вершины частично тоже в облаках.
12.00 – третий брод на левый берег, разведка. До самого брода, по участку дороги метров 150, течет речка.
13.00 – прохождение третьего брода. Лесовозная дорога снова уходит вправо на левый склон ущелья. Движемся влево вверх вдоль русла.
13.20 – прохождение четвертого брода на правый берег, и снова выход на дорогу.
13.40 – вышли в зону альпики. Грунтовая дорога переходит в тропу, местами слабо читаемую, поросшую травой. Переменно. Периодически моросит дождь.
13.45 – стали на перекус на месте старой трелевочной площадки.
14.40 – продолжение движения. Тропа пересекает обширные луговины, и смешанный лес, круто забирая на травянистую возвышенность с редко стоящими старыми соснами. Вправо открывается долина реки Шхуанта, и начало гребня массива Шхуанта. Внизу водопад на реке Загеданка. Далее, тропа спускается в лощину в русле Загеданки.
19.50 – после перехода Загеданки по снежному мосту на левый берег, стали на ночевку на гребешке между Загеданкой и гребнем массива Шхуанта. К сумеркам со стороны Загедан-скалы и Загедан-горы, в долину села облачность.

День 3. 28.05. С 2.30 ночи шел дождь. До утра лежали и прислушивались к погоде. Ранним выход не получился.
10.00 – продолжаем движение. Пасмурно. От ночевки идем по снегу левым берегом, переходя вскоре на правый. Подрезая склон по снегу, плавно набираем высоту в направлении перевала Кыртхуа.
15.00 – стали на перекус в нижней части цирка под перевалом Кыртхуа. Высота 2.550 м. Переменная облачность.
16.00 – начали подъем на перевал Кыртхуа, в лоб, мимо лавинных выносов из слева по движению. В начале движения солнечно. Подъем местами в три такта по рыхлому снегу. К середине подъема, в верховьях реки Большая Лаба, началась гроза, двигающаяся в нашем направлении.
18.30 – выход на перевал Кыртхуа. Пасмурно, сильный западный ветер с дождем. На перевале полуразрушенный тур без записки. Фотографируемся на фоне Загедан Скалы. Из-за ветра, быстро пишем записку, и спускаемся к «Полю Чудес».
18.45 – начали спуск. Опускается облачность. Выйдя на пологое место, после небольшой разведки решили ставить палатку за скальным выступом, но вскоре отказались, и решили спускаться ниже. Вчетвером не могли удержать тент палатки и ее саму, ветер погнул одну из дуг. Начался сильный и продолжительный град, под которым мы спустились в ложе верхней части долины. Высота 2.580 м. Здесь ветер тише, и поставили лагерь у разрушенного скального острова на каменистой проталине.
К 21.00 ветер стих. С 2.00, начался дождь, переходящий в град и снег с большими хлопьями. Вся ночь были слышны лавины с Загедан Скалы.

День 4. 29.05. 6.45. Ветер восточный, прохладный. Переменно.
К 9.00 солнечно. До 13.00 сушились, и проводили дипломные КВ радиосвязи, в соответствии с нашей горной экспедиционной программой.
В 14.00 продолжили спуск, с движением по снежному ложу долины, между гребнем массива Загедан Скалы и бараньими лбами.
К 16.00 вышли на травянистые пологие проталины очередной ступени долины под бараньими лбами, на высоте 2.480 м. Здесь остатки старого коша. Делаем разведку. Спуск возможен по крутому тенистому склону с твердым снегом в правом по движению, относительно ступени, кулуаре. А также, слева по движению и относительно ступени, где гораздо положе, через верховье ручья Медвежий. Продолжаем спуск вдоль ручья.
Ниже ступени, на луговине снега нет вообще. Пройдя луговину, переходим ручей на правый берег, и движемся вдоль ручья через заболоченное криволесье. Здесь местами лежит не стаявший снег. Пройдя через два старых покоса, и ориентируясь на группу сосен на левом берегу, переходим ручей на левый берег. Пройдя метров 50 через бурелом, выходим на тропу под соснами, ведущую на Поляну Маков.
К 18.30 на Поляне Маков. Подошли к группе сосен на берегу реки Ацгара, и стали на ночевку. Река полная, с многочисленными протоками вдоль русла. Сделали разведку брода ниже по течению, не найдя подходящего места. Дальнейший подъем вверх по течению, решили делать по этому (левому) берегу.
К ночи моросит дождь. Со стороны нашего спуска с перевала – плотная облачность. В верховьях Ацгары тоже непогода, но вершины видны отчетливо.

День 5. 30.05. 07.30. Сильный прохладный ветер с верховьев Ацгары, моросит дождь. Со стороны нашего спуска с перевала, также все закрыто плотными облаками со второй ступени ущелья.
С 10.00 продолжаем движение вверх по течению левым берегом, по старой, сильно заросшей тропе. С многочисленными поваленными деревьями. На противоположном берегу, просматривается хорошая натоптанная тропа.
13.00. Н = 1.925, стали не перекус у левого подземного притока Ацгары. Пасмурно.
13.30 – продолжили движение уже без тропы, вдоль каменистого берега, ища подходящее место для брода. Вскоре вернулись к поляне с местом перекуса, для организации переправы через протоку и главное русло.
На переправу ушло 2.5 часа. Из-за сильного течения, по одной нитке перил переходили сами, а по второй переправляли рюкзаки.
После переправы стали на ночевку с сушкой.
День 6. 31.05. 06.15 – подъем.
06.30 – приготовление чая, и подготовка к выходу. В верховьях Ацгары небо чистое, солнечно. В низу долины перистые облака, над средним течением кучевые.
08.15 – продолжение движения по хорошей тропе, но местами мокрой, и с остатками снега.
К 11.00 вышли на расширение долины. Перед нами заснеженные склоны с карнизами, накрываемые плотной облачностью. На подъеме из долины к перевалу Ацгара, начался сильный дождь, на склоне рыхлый и глубокий снег. Сквозь разрывы в облачности.
Впереди вины снежные карнизы. Принимаем решение спускаться, и двигаться вверх по течению в сторону Пятиозерья, чтобы обойти этот участок по Загеданскому хребту.
Правым берегом проходим заснеженное криволесье с притоками, и выше по течению, переходим реку по снежному мосту. Погода меняется на переменную. Далее, по проталинам, и появляющейся тропе, выходим к верховьям Ацгары, где к 19.30 становимся на ночевку на травянистом возвышении. Район пятиозерья, от Загедан Скалы и Загеданской пилы, до Загеданского хребта в плотном снегу, с частыми карнизами. На все вершины района, садится плотная облачность.
День 7. 01.06. С утра переменная погода. На ю-з облаков меньше. С востока натягивает плотную облачность.
До 13.00 сушимся и проводим очередные КВ радиосвязи.
13.00 – переходим по снегу на противоположный склон в сторону Загеданского хребта. Подъем проходит мимо замерзших озер, с редкими и незначительными проталинами у берегов. Погода портится.
К 15.00 выходим на Загеданский хребет между карнизами. Высота 2.615 м. Южный склон хребта, уходящий в долину реки Пхия, полностью оттаявший и травянистый. Садится плотная облачность, сильный ветер, дождь. Продолжаем движение по хребту на восток, в сторону перевала Пхия. В усилившуюся непогоду, проходим перевал Уруп- Пхия, фотографируя записку из тура, и быстро идем дальше. На пути еще один перевал с пустым туром (название не найдено). Видимость в облачности минимальная, шквалистый ветер. По этой причине, продолжаем сбрасывать высоту без тропы в долину реки Пхия, сильно подрезая склон, в районе перевала Речепста-Пхия. Выходим из облачности в районе коша, под перевалом Речепста-Пхия, где становимся на ночевку.
День 8. 02.06. 07.00 – завтрак. Переменно. С з-ю-з плотная облачность. Некоторые вершины выше
3.000 закрыты. На ю-ю-в просветы. На востоке облачность. Загеданский хребет все также в плотной облачности. Тепло и влажно.
9.00 – продолжение движения к перевалу Пхия, по тропе вдоль травянистых склонов. К 13.30 проходим перевал Пхия (внизу справа по движению).
К 15.00 – у моста через реку Архыз. Переменно.
К 16.00 – на асфальтовой дороге, на слиянии рек Дукка и Архыз. Перекус.
К 19.30 в ПСП МЧС Архыз. Стали на ночевку в лесу рядом, на оборудованной поляне.
День 9. 03.06.
05.00 – подъем. Пасмурно.
07.00 – выход к поселку Архыз. Дождь.
11.30 – в поселке Архыз. Завтрак.
12.00 – подъезд на маршрутном такси к подъему на перевал Генеровская балка.
12.40 – подъем на перевал Генеровская балка. Дождь.
14.00 – на перевале Генеровская балка. Записка прилагается. Перекус. Переменно.
15.00 – подъем на урочище Лысое по грунтовой дороге. Пасмурно. Далее, движение по дороге вдоль по урочищу в направлении поселка Лесо-Кяфарь. Слева по ходу полуразрушенная ферма.
К 19.00 стали на ночевку у дороги в буковом лесу. Дождь. Высота 1.470 м.
День 10. 04.06 С 7.00 до 13.00 пережидали сильный дождь в палатке.
С 13.30 до 19.30 продолжали спуск к поселку Лесо-Кяфарь по местами сильно раскисшей грунтово-глинистой скотогонно-лесовозной дороге, что снижало скорость передвижения.
19.30 – стали на ночевку на берегу реки Кяфар, в двух километрах выше по течению от поселка Лесо-Кяфарь. Река местами выходит из берегов на дорогу.
День 11. 05.06. 08.00 – отъезд заказным автотранспортом в поселок Псебай.