Автор: Алексей Семенов, Ярославль

Приэльбрусье

Дорога в горы

Дорога на Кавказ оказалась быстрой, не смотря на поздний выезд из Ярославля и последующие многокилометровые московские пробки, задержавшие меня в столице до 6 часов вечера, потом ехалось быстро и я нагнал упущенное время. К полуночи добрался до выездного поста ДПС города Воронежа и сделал привал. Только собрался попросить в кафе кипятка и с его помощью поужинать, как вдруг приехал транзитный рейсовый автобус и пассажиры его наполнили кафешку, и даже создали большую очередь к прилавку. Внедряться в толпу, пробираясь к продавщице со своей просьбой, я не стал, а вместо этого вышел на улицу и устроился за кустами около ментовского поста. Подкрепившись, я застопил следующую машину прямо до Ростова. Ехали всю ночь без перерыва. Водитель как робот смотрел на дорогу не отрываясь и казалось, даже не хотел спать. Меня вырубило часа в 3, как я ни сопротивлялся. Подремал пару часов и вот уже наступил рассвет. С трудом проснувшись, увидел в окно огромные поля подсолнухов и кукурузы - вот и юг. В 8 утра позади остался Ростов, я умылся в придорожном кафе и продолжил путь. С Лехой решили так: я приеду к нему в Приэльбрусье, отдохну с дороги, постираемся оба, посмотрим горы, и через день-другой со свежими силами поедем в Грузию.

В Пятигорск я заезжать не стал, торопясь к вечеру добраться в лагерь, да по сути я его даже не видел, дорога обогнула гору и город остался невидим на ее склонах, скрытый среди растительности На окружной Баксана я повернул на узкую дорогу, ведущую в горы. Здесь начались красивые горные пейзажи, вдоль дороги бежит бурный поток реки Баксан, несущей воду с тающих ледников в горах. Чем дальше едешь, тем выше становятся горы, дорога петляет, огибая их, впереди над всеми горами величественно возвышается Эльбрус, покрытый на вершине снегом и ледниками. Проезжал небольшой шахтерский городок Тырныауз, зажатый горами. Здесь в советские времена добывали вольфрам, в окрестных горах находилось около 30 разработок. С развалом СССР добыча вольфрама заглохла и город пришел в упадок, многие уехали, бросив свои квартиры, но кое-кто остался, чем занимаются люди непонятно, кругом горы.

Пока я ехал, старался разведать обстановку на Кавказе - в Кабардино-балкарии, Осетии, Грузии, Чечне. Слухи ходят противоречивые, каждый оценивает ситуацию со своей точки зрения. Обобщая информацию, получается следующее: спокойно и безопасно везде, но с осторожностью нужно ехать в Чечню и североосетинский город Нальчик (а мы там как раз планировали встречу, хорошо что передумали), яко-бы там можно иногда встретить недоброжелательных личностей. Хотя парень из Нальчика, подвозивший меня последним до самого лагеря, решительно опровергал эту информацию. Относительно Грузии все говорят, что там все спокойно, даже лучше, чем в Северной осетии и Кабардинии. Особенно хорошо отзываются о Сванах - людях, проживающих в грузинской местности, под названием Сванетия, но это мы и так знаем по интернету.

В общем, в 8 часов вечера я достиг палаточного кемпинга на реке Баксан около поселка Эльбрус и здесь произошла "встреча на Эльбе" с моим ярославским другом Лехой. Поужинали и завалились спать. Ночью было холодно, я слегка замерз, хоть и спальник взял теплый. Сейчас утро. Светит солнце, большинство палаток уже ушли. Нам тоже пора выдвигаться - мы идем в горы!

Краткие итоги: дорога в 2000 километров от дома до Эльбруса заняла 32 часа времени, было использовано 16 легковых машин и ни одной фуры, в пути сделал три часовых привала для перекуса.

Поход на Азау к горному озеру

Вчера вышли уже после полудня, первым делом сходили в поселок в магазин, затарились провиантом, заглянули в инфо-центр национального парка Приэльбрусье, хотели получить там карту местности. В связи с выходными инфо-центр не работал, но мы застали человека из администрации парка, который показал нам большую карту на стене в своем кабинете. Сориентироваться по физической карте не так просто, если ты в детстве не увлекался спортивным ориентированием или походами, от плавных изогнутых линий начинает рябить в глазах. С помощью человека определились с маршрутом и решили пойти к горному озеру. Леха мечтал сходить на ледник в сторону грузинской границы, но, как рассказал сотрудник парка, до него мы все равно не дойдем, не пустят пограничники. На другой день, то есть сегодня, решили сходить к Эльбрусу, только не там, где уже бывал Леха, а по другой тропе, через метеостанцию.

Определившись с маршрутами, мы вышли на дорогу и застопили машину до поселка Терскол, вернее немного не доезжая Терскола, до развилки на поселок Чегет. С развилки пошли пешком, там недалеко. В Чегете чувствуется его туристическая направленность - много магазинов, гостиниц, многие гостиницы и кафе строятся, есть большой сувенирно-чайно-шерстяной рынок, бродит много приезжих. Рядом с поселком стоит гора Азау, высотой около 3700 метров, для буржуйских туристов на нее сделан длиннющий подъемник, скрывающийся в соснах где-то вверху. Мы же полезли пешком.

Идти в гору оказалось непросто, местами тропа поднималась под углом градусов в 40-45. На одном из поворотов нам навстречу выскочил колоритный дед, без майки, худой, с лохматой седой головой и такой же седой длиннющей бородой. Он резво спускался с горы, размахивая специальными альпинистскими палками. Дед весело сообщил, что проход к озеру официально закрыт, но немцы туда ходят без пропусков! Судя по его лукавому выражению лица, он тоже там побывал, подумали мы. Вскоре вышли на дорогу, если можно назвать дорогой извилистую полосу из мелких камней и больших валунов, уходящую круто вверх по краю горы, интересно, какая машина может здесь проехать, разве что специально подготовленный УАЗик. Лезли долго, часто отдыхая. Внизу под горой по узкому ущелью бежит быстрая речка Донгузорун, которая впадает в Баксан где-то за поселком, ближе к главной дороге. Другую сторону ущелья составляют горы Большого Кавказского хребта, в некоторых местах на них лежит снег, а по склонам бегут мощные ручьи, превращаясь в целые каскады водопадов. Когда поднялись выше, впереди показались вершины одних из красивейших гор Кавказского хребта Донгуз-Орунбаши (4468 м) и Накра (4277 м), покрытые снегом, и ледник между ними в виде громадной цифры 7, который так и называют - "Семерка". На высоте примерно 2600 метров дошли до большого железного щита, который говорил, что за ним находится запретная зона, вход в которую возможен только по спец разрешениям. Дорога к вершине загибается вправо, в сторону подъемника. Прямо от запрещающего щита по склону шла едва заметная тропинка, где-то в том направлении и должно быть озеро, мы решили рискнуть.

Какие же виды открываются в горах - просто не верится, что ты реально находишься тут! Шли аккуратно, ожидая в любой момент увидеть пограничников, наверху видели маленький домик и поспешили вперед, чтобы скрыться за изломами горы. Уже вечером, спустившись в Чегет, мы разглядывали карту в сувенирном магазине и обнаружили, что где-то в этом районе должен быть горный приют, возможно это он и был. В любом случае погранцов мы так и не встретили, никто не припятствовал нашей прогулке. Шли по склону вдоль речки Донгузорун пока не увидели озеро, из которого она вытекает, с созвучным названием Донгуз-Орункель. Чем ближе подходили к озеру, все больше попадалось родников и ручейков, бегущих по склону, переходили через них по камням. Стало прохладно, сказывалась высота, и погода стала портиться. За "нашу" гору Азау зацепилась большая туча , она постепенно разрасталась и затягивала все небо. Красивые снежные горы напротив тоже постепенно затягивали облака, скрывая вершины и плавно спускаясь по скалам вниз. Стало совсем пасмурно и наступал вечер.

Мы вернулись к запрещающему щиту и перекусили. Попробовали немного пройти по дороге вверх, но вершину Азау все еще было не видно. На этом мы решили остановиться, на первый день (для меня) хватит. Спустились в поселок, немного отдохнули на лавке рядом с ароматными жарящемися на углях шашлыками и поехали назад в наш кемпинг. Подвез таксист, сначала хотел денег, но потом согласился довезти бесплатно. Хороший человек, всю жизнь работает шофером, раньше ездил на фурах, исколесил всю Россию. Теперь на пенсии таксует по поселкам в ущелье, слава Аллаху туристов здесь бывает много, а живет всю жизнь в том самом бывшем шахтерском городке Тырныаузе, про который я писал вчера.

Сейчас половина десятого утра, мы выдвигаемся в сторону Эльбруса.

Поход к Эльбрусу

Вчера я понял, для чего я приехал в Приэльбрусье - для того, чтобы это увидеть! Наш поход на гору Азау был всего лишь разминкой, тренировкой перед главным, все, что мы видели вчера, надолго останется в памяти. Но, все по порядку...

До поселка Терскол доехали, как обычно, на попутке. Люди, подвозившие нас, местность знали и указали дорогу в горы в сторону метеостанции, расположенной где-то на одной из вершин.

Мы пошли по каменистой дороге, серпантином поднимавшейся по склону. Чем выше поднимались, тем красивее становились пейзажи, стало отлично видно ледник "Семерку" и множество заснеженных вершин Кавказского хребта. Шли долго, часто останавливались пофотографировать. Видели группу поляков, уже спускавшихся вниз нам навстречу. Неожиданно обнаружился водопад "Девичьи косы", подвозившие нас утром люди говорили про него, но мы решили, что он находится в другом ущелье, а он оказался нам по пути. Вообще, трудно словами описывать красоту пейзажей, это надо видеть самому. Скажу лишь, что красивее водопада я раньше никогда не видел! Я имею в виду не его ширину, объем падающей воды или какие-то другие параметры, а именно красоту самого места. Речка, его питающая, сама по себе маленькая и узкая, а на водопаде она резко расширяется, вода струится тонким слоем по широкой выпуклой каменной плите, ограниченной сверху по бокам вертикальными скалами, падает вниз, снова преобразуется в узкий поток и бежит вниз по зеленому цветущему склону горы. Не знаю, можно ли представить процесс по моему описанию, но выглядит очень красиво! Больше часа проторчали у водопада, перекусили, напились воды, отдохнули. Когда уже собирались уходить, появился пожилой человек с рюкзаком и альпинистскими палками. Человек сей представился сочинителем музыки из города Брянска и подарил нам два CD диска с записями своих песен. Попрощавшись с музыкантом, мы оставили его купаться в водопаде, а сами продолжили восхождение к метеостанции.

Постепенно склон становился все более голым, скалистым, растительности все меньше. Попадалось много острых выступающих скал, покрытых зелеными микролишайниками. Всю дорогу любовались одной из красивейших гор на Кавказе, заснеженной горой Чегет, она стояла как раз напротив. К 18 часам мы достигли метеостанции на самой вершине горы. Здесь уже стало видно вершины Эльбруса, когда с них сдувало облака. Сама станция оказалась недоступна для посещения и охранялась собаками, о чем гласила предупреждающая надпись, хотя никаких собак не было видно или слышно. Выйдя на обрыв обратной стороны горы, мы просто обалдели! Вокруг стояли высокие снежные горы, слева по склону свешивался ледник, из нашей горы торчали большие темно-зеленые скалы, и все это великолепие постепенно накрывалось облачками! Минут сорок мы лазили по зеленым скалам и фотографировали, тем временем все ущелье, по которому мы поднимались, затянули облака. Они были тяжелыми, стелились по земле и переваливали через гору, заполняя собой и вновь обнаруженное ущелье тоже. Ледник находился примерно на нашей высоте и мы решили попробовать дойти до него.

От метеостанции пошли по гребню и потом еще выше на очередную вершину, в надежде на то, что оттуда будет лучше виден Эльбрус. Растительность под ногами совсем пропала, лишь кое-где попадались крохотные цветы, камни приобрели красный, почти бордовый цвет, и пейзаж напоминал марсианский. Так поднимались еще час. Оказавшись наверху, мы все же увидели Эльбрус, облака на какое-то время расступились. Вот это гора, так гора! Вскоре его снова затянуло. Навигатор показывал высоту в 3400 метров. Побродили еще по окрестностям и нашли небольшое снежное поле, снег таял и стекал ручьем вниз. Здесь обнаружился старый заброшенный приют, в нем царил полный разгром, но на чердаке было тепло и, в принципе, при наличии спальника можно было переночевать.

Начинались сумерки, пора было возвращаться. Леха заторопился вниз, а я немного задержался, как вдруг небо над Эльбрусом очистилось и он предстал в полной красе! К тому же закатный свет красиво подсветил облака вокруг и я не смог удержаться, чтобы снова не взяться за камеру. Минут 15 продолжалось это великолепие, я сделал кучу снимков, а потом за какие-то минуту или две Эльбрус вновь поглотили облака. Достойное завершение дня!

Назад шел один, Леха уже успел уйти далеко и я его так и не догнал. Стемнело быстро, ущелье затянули облака, я шел с двумя фонарями, с трудом пробивающими плотную пелену тумана. Спуск занял час сорок, оказывается за день мы прошли 9 километров вверх по горе. С Лехой встретились на дороге в 22.40. Долго ждали машину и уже собирались искать вписку в Терсколе, но все же машина появилась. На автопилоте, совершенно без сил, в полночь мы вернулись в лагерь и повалились спать.