Автор: Артём Чечкенёв, Москва

"Южный Крюк". Горно-пешеходная часть

Продолжение...

Итак, мы встали лагерем на границе Кавказского биосферного заповедника, на берегу реки Шахе. На левом берегу реки наш лагерь, на правом - граница заповедника. Утром следующего дня, на свой страх и риск, невзирая на развешенные повсюду таблички, сходили до КПП р. Белый, где пообщались с егерем, и получили устное добро на въезд в заповедник на машине.

А вообще, пропуска в заповедник приобретаются заранее в Адлере, либо в Дагомысе (тут можно изучить, где). Но нам, судя по всему повезло, и удача была на нашей стороне. Нам дали добро не только приобрести билеты непосредственно на территории заповедника, но и пустили на территорию на машине. Ну и надо отметить, что никаких взяток мы не давали. Всё получилось исключительно по договорённости с людьми на местах.

Попрощавшись со "смотрящим" на КПП р. Белый, мы отправились к Бабук-Аулу. Дорога на территории заповедника, надо сказать, доведена до ума очень хорошо. Асфальта конечно в заповеднике нет, и быть не может. А вот бетонные плиты, обтянутые металлической сеткой горные обрывы и даже отбойники – имеются.

И вот спустя некоторое время мы в приюте Бабук-Аул. Для тех, кто идёт по классическому 30-му маршруту это крайняя остановка, перед финальным рывком до моря. Для нас же это точка старта.

--- Ниже, для понимания, наш маршрут по заповеднику. От точки 1 (лагерь у реки Шахе) - 2 - 3 - 4 гора Фишт (финиш).

Впереди нас ждёт 10-ти километровый подъём до горы Фишт с набором высоты более 1000 метров. На всё про всё у нас менее 7 часов, чтоб успеть подняться до заката. Идти решаем с Володей вдвоём, и налегке – с собой берём только 2 каримата, нож, спальники и тент на случай дождя. Из еды у нас имеется 1 морковка, и пачка маринованного имбиря. Запас воды планируем пополнять на маршруте.

После первых 200-та метров подъёма приходит осознание, что подъём вверх будет не самый простой. Каждый шаг вверх – ступенька.

Поляна "Холодный родник" - он же первый для нас привал, где мы пополняем запас воды.

И как бы дико это не смотрелось, водичку черпаем из лужицы. Богатую минералами и полезными бактериями. А может и чем-нибудь ещё.

Несмотря на то, что на дворе календарное лето, в горах всё живое только просыпается и веет ароматами весны.

Встречается в этих лесах и нечто необъяснимое. Как например то, что удалось заснять: СМОТРИТЕ И УДИВЛЯЙТЕСЬ!

Спустя несколько часов непрерывного подъёма вверх, и лесной массив уступает место горным исполинам, которые вытесняют всё живое. И теперь вокруг нас главенствуют не деревья, а камень.

Промежуточный финиш, и перевал Черкесский, который встречает нас укутанный облаком.

Позади менее 6 часов непрерывной ходьбы вверх, 10 километров пути, и нашему взору открывается гора Фишт, вокруг которой кружит танец пушистое облако. А на переднем плане балаган - летнее жилище пастухов.

Гребень Фишта чуть поближе.

Балаганов у горы Фишт предостаточно. Некоторые балаганы пустуют, некоторые пастухи сдают пешим туристам для ночлега, а некоторые обжиты почти как квартиры. Есть и такие, куда предприниматели из Адлера поднимаются на лошадях на 2-3 дня отдохнуть бухнуть.

Балаган, в котором мы с Володькой заночевали. Из еды у нас, как я описывал выше, была - 1 морковка, и пачка маринованного имбиря. В балагане нашли черный чай, и пока я пошёл фотографировать закат, Володя решил заварить чая. Сказать, что очень хотелось кушать, это промолчать.

А на Кавказский хребет тем временем опускались розовые оттенки закатного неба.

Я голодный, но счастливый бегал от камня к камню в поисках ракурса.

В очередной раз сфотографировал Фишт, согреваемый июльскими лучами закатного солнышка.

И уже готов был отправиться в балаган, и КУШАТЬ чай. Как из одного из балаганов услышал - "Эй фотограф, заходи на 50 грамм..."

Ну, я и зашёл. Кавказское гостеприимство в очередной доказало, оно есть. Надо ли говорить, что голод улетучился? Как и улетучились попытки поснимать ночное небо. А небо в ту ночь было потрясающее, чистое и усыпанное звёздами.

Калейдоскоп событий продолжил меняться. Ночь. Кровать. Упал. Проснулся в 04.00 утра. Дверь балагана нараспашку.
- Володька, а ты чего дверь на ночь не запер, говорили ведь, что тут гуляет мишка...
- Душно было. Решил открытой оставить
- А, тогда норм... Пойдём до вершинки с флагом сходим, на дачу В.В.П поглядим.
- Я ещё посплю, а ты сбегай, возвращайся, да и обратно пойдём...

Все спят. Всё спит.

Не спим только я, и облака - белогривые лошадки, которые скачат вокруг вершин. Я топаю выше.

Солнце тоже поднимается выше, и небо приобретает новые оттенки. Балаганы, около которых я был буквально только что, становятся совсем игрушечными.

Фишт почти полностью окутывается облаком, воздух вокруг наполняется морозной сыростью, и ароматами высокогорных цветов. Тут воздух имеет вкус. Именно тут человек дышит, не вдыхает кислород только ради обогащения крови последним, а с наслаждением вдыхает ароматы.

Глаза тоже с жадностью поглощают происходящее вокруг, а руки пытаются зафиксировать происходящее на камеру.

И вот она, та самая вершинка, откуда открывается вид на Лунную поляну.

А вот и дача. Для первых лиц государства, а может и не только.

Ну а мы начинаем спуск вниз. Наше время пребывания на территории заповедника подходит к концу...