Автор: Георгий Сальников, г.Новосибирск

Отчет о прохождении горного туристского спортивного маршрута 6 к.с. по Северо-Западному Памиру,совершенном с 19 июля по 17 августа 2017 г.

Отчет использовать в библиотеке издательская система LATEX, https://www.tug.org/texlive/ с графической оболочкой LyX, http://www.lyx.org/

Верстка Интернет-отчета: транслятор LATEX2HTML, http://www.latex2html.org/

Подготовка фотоматериалов: обработка RAW-файлов — Photivo, http://photivo.org/

сшивка панорам — Hugin, http://hugin.sourceforge.net/

редактирование фотографий — GIMP, http://www.gimp.org/

подготовка векторных изображений — Inkscape, http://www.inkscape.org/

Каталогизация слайдов: PhoA, http://yktoo.com/ru/software/phoa

Справочные сведения о группе и маршруте

Проводящая организация:

Спортклуб Новосибирского госуниверситета,
г. Новосибирск 630090, ул. Пирогова, д. 2, т. 8–383–3634107,
http://www.nsu.ru/, http://mountain.nsu.ru/

Место проведения:

Республика Таджикистан Горно-Бадахшанская автономная область Северо-Западный Памир хребты Дарвазский, Академии Наук, Петра I

Общие справочные сведения о маршруте

вид маршрута

шестая

195 км

30 ходовых дней

19 июля – 17 августа 2017 г.

Нитка маршрута:

к. Вань-Вань – р. Дараипоймазар – пер. Пулковский Траверс 3А, 4700, п/п – лед. Мумбни – лед. Гармо – лед. Вавилова – пер. Вавилова 3Б, 5600, новый вариант спуска – лед. Крутой – пер. Южный Цирк России 3А, 5400, п/п – лед. МГУ – пер. Россия 3Б, 6200 – лед. Беляева – лед. Гармо – пер. Аводара 2А, 4950 – лед. Дорофеева – лед. Гандо – пер. Летавета 3А, 5000 – лед. Сугран – р. Сугран – пер. Белькандоу н/к, 3400 – к. Кандоу

Определяющие перевалы

Фото.004 Андрей Белоусов

Фото.005 Петр Крачков

Фото.006 Константин Ляпунов

Вся группа прошла маршрут в полном составе.

Отчет, фото- и видеоматериалы к нему доступны

в библиотеке ЦМКК у автора
в Интернете по адресу http://nmr.nioch.nsc.ru/pamir17/

Маршрут рассмотрен

МКК Сибирского Федерального округа, шифр 154–00–666656555, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 110, т. +7–913–464–6578,
http://www.no-tssr.ru/, dobarina@ngs.ru

Организация прохождения маршрута

Общая смысловая идея похода

С точки зрения туристской классификации Памир достаточно полно охарактеризован в "Перечне высокогорных перевалов". В советское время Памир, особенно Северо-Западный — район пика Коммунизма — был весьма популярен, ежегодно район посещали десятки туристских групп. Кроме международного альплагеря (МАЛ) на поляне Москвина под п. Коммунизма, организовывались и самостоятельные альпинистские экспедиции. Работали метеостанции на леднике Федченко, на Сарезе, биологическая экспедиция на поляне Сулоева. В настоящее время туристских групп здесь гораздо меньше, а альпинистов, кроме как в МАЛе на Москвина, похоже, больше нигде и не встретишь. Часть метеостанций переведена на автоматический режим, а часть и вовсе ликвидирована.

Так сложилось, что из всей группы, кроме руководителя, никто раньше по Северо-Западному Памиру не топтался (Константин Ляпунов один сезон работал в МАЛе, но, будучи на работе, в свое удовольствие по окрестностям не побегаешь). С другой стороны, известный новосибирский восходитель Глеб Соколов где-то за полгода до похода в личной беседе проболтался, что собирается организовать экспедицию на лед. Беляева под Южную стену п. Коммунизма. При удачном стечении обстоятельств было бы заманчиво организовать какое-то взаимодействие с его командой. Отсюда возникла предварительная идея построить основную часть нитки маршрута в окрестностях ледника Беляева. К сожалению, экспедиция Глеба вскоре провалилась, не успев начаться (не нашлось спонсоров), но наша группа к тому времени уже настроилась на маршрут, и памирские планы завертелись своим ходом.

Идея похода заключалась в том, чтобы посетить на Северо-Западном Памире три знаменитые поляны, расположенные с разных сторон от п. Коммунизма: Москвина на севере, Сулоева на северо-западе, Сурковую на юге. Это позволяло бы увидеть п. Коммунизма со всех сторон. Кроме того, после предварительной акклиматизации планировалось пройти перевал через Памирское Фирновое Плато (ПФП). В то же время пер. ПФП предоставляет кратчайший путь между южной и любой из северных полян. А для акклиматизации, как нельзя лучше, подходит перевал через высокое Плато Правды — пер. Россия. Из этих основных элементов и была скомпонована заявленная нитка маршрута, по традиции состоящая из трех частей: акклиматизационной, спортивной и культурно-познавательной (при частичном смешении целей 2-й и 3-й).

1. Мы предполагали начать маршрут из долины Ванча, через простые перевалы Пулковский (1Б) и Егорова (2А) зайти в район, а именно, на первую поляну — Сурковую, где сливаются большие ледники Беляева, Вавилова и Липского, давая ледник Гармо. При этом чуть более высокий пер. Егорова (4700) был нужен для акклиматизации, на нем была запланирована ночевка. Руководитель в прошлом тысячелетии бывал на этих перевалах и на Сурковой поляне, и, поднапрягши память, мог примерно вспомнить, что там где.
  2. Далее предполагалось пройти кольцо вокруг п. Россия, последовательно повышая акклиматизацию, через перевалы Вавилова (3Б, 5600) и Россия (3Б, 6200). Здесь уже была заложена "изюминка". Мы хотели попытаться сократить путь к пер. Россия, подойдя к нему не в обход по лед. Бивачному, как до сих пор делали все, а напрямик, через отрог в районе южного плеча п. Россия. При этом у нас мог получиться не только новый путь, но и новый перевал. А проходя по лед. Беляева после спуска с пер. Россия, мы имели возможность заранее рассмотреть варианты подъема отсюда на пер. ПФП и выбрать из них оптимальный. Руководитель в прошлом тысячелетии поднимался с этой стороны на ПФП (через Крошку, 1987 г.), и ему тогда не понравилось. Была некоторая надежда пройти по более безопасному пути. Что касается перевалов Вавилова и Россия, то там ни разу не бывал и руководитель.
  3. В заключение нужно было пройти через пер. ПФП (3Б) на вторую поляну — Москвина, куда предполагалось заказать вертолетную заброску части продуктов и бензина. После Москвина мы собирались по Фортамбеку дойти до третьей поляны — Сулоева, и с нее домой, через перевалы Турамыс (2Б) и Траверс Гоголя (3А) до долины Муксу. Поляны Москвина и Сулоева руководитель посещал в прошлом году, будучи участником похода под рук. Антона Щербакова.

Памирские масштабы огромны, и в продолжительном высотном походе где угодно можно столкнуться с обстоятельствами самого разного характера, нацеленными на воспрепятствование прохождению маршрута. Для обозначения таких непредвиденных препятствий существует общепринятый спортивно-туристский термин "задница". Кроме того, если в былые времена Памир славился очень устойчивой погодой (среди туристов ходила поговорка: "На Памире дождей не бывает"), то в последние годы это больше не соответствует действительности. Например, в течение прошлогоднего похода, организованного нашим клубом под рук. Антона Щербакова, дождь (или снег) шел КАЖДЫЙ день. Учитывая все это, у нас была предусмотрена, конечно, масса запасных вариантов, в том числе и выход в долину Муксу вообще мимо знаменитых полян, попасть на которые, если не удается пройти через ПФП, с юга больше никак нельзя.

Забегая вперед, можно сказать, что первый раз за несколько лет мы попали в период действительно ПАМИРСКОЙ, в основном хорошей, погоды. Зато первый же перевал Пулковский, на котором мы уж никак не ожидали встретить засаду, задал нам задачу. Первую часть (без пер. Егорова) мы прошли только потому, что к ней не было запасных вариантов. Не прошли, а пробились, затратив на это вместо запланированных пяти дней одиннадцать! В результате ВЕСЬ оставшийся маршрут оказался под большим вопросом. Чем-то приходилось жертвовать. В ходе обсуждения было решено проходить вторую часть по основному варианту, и это нам удалось в полном объеме (включая "изюминку" — первопрохождение перевала в южном плече России). А затем был осуществлен запасной вариант выхода на Муксу через ледники Гандо и Сугран, мимо ПФП и мимо обеих полян. В свое оправдание отметим, что даже и это мы считаем большой удачей. В тех условиях, в которых оказалась наша группа, можно было и вовсе ничего не пройти...

Варианты подъезда и отъезда

Заезд из Душанбе в верховья долины Ванча мы осуществляли на полноприводном бусике "Delica", зафрахтованном через туроператора. Надо отметить, что у республики Таджикистан хватает денег на то, чтобы содержать в относительном порядке только ОДНУ дорогу. На остальные средств не хватает. А страна горная, и случиться на любой дороге может все, что угодно. В данном случае, после завершения строительства новой дороги Душанбе – Куляб – Хорог все водители стали ездить по ней, в то время как старая дорога через Тавильдару и перевал Хабурабад довольно быстро приходит в негодность. Как раз к нашему приезду таджикский Центроспас закрыл новую дорогу до устранения селеопасности, и пришлось ехать через Тавильдару. Наш бусик там прошел, но "пузотерки" во многих местах садились бы на мосты, а фуры на некоторых поворотах просто бы не поместились.

От Калаихумба до верховьев долины Ванча дорога более или менее хорошая. Нам нужно было добраться до к. Вань-Вань-Боло, это самый верхний кишлак по правому берегу. Ни мы, ни наш водитель не знали, есть ли в верховьях автомобильный мост через р. Ванч, поэтому мы на всякий случай по своему берегу и ехали. Оказалось, что в верховьях, между кишлаками Мург и Вань-Вань-Поен, несколько десятков метров дороги разрушено рекой, и проехать нельзя. Так как было уже темно (дорога от Душанбе на хорошей машине занимает полный день), мы воспользовались приглашением местных жителей переночевать у них в Мурге. Кто-то из местных сбегал в Вань-Вань и сообщил, что завтра оттуда, сверху, к размытому участку спустится машина, отвезет нас и местных туда.

Утром мы доехали до конца дороги, отпустили нашу "Делику", перенесли вещи по косогору на другой конец прижима [Фото.007] и пару часов ждали. Восток, как известно — дело тонкое! Водитель, как выяснилось, сначала бегал в другой кишлак за бензином, потом заводил машину. Мы погрузились в ГАЗ-66, проехали немного, и он сломался. К счастью, удалось подшаманить какую-то прокладку, и дальше до места доехали благополучно. Выше Мурга дорога идет в основном по пойме р. Ванч, по всяким старицам, каменюкам и кустам ивы вперемешку.

Фото.007 НБ: Размытый участок дороги по правому берегу Ванча

На самом деле, как потом оказалось, до Вань-Вань-Боло можно проехать и из Поймазара (это самый верхний кишлак по левому берегу). В Поймазаре есть хороший мост через Ванч, который был и раньше. Но между тем мостом и Вань-Ванем, через приток Ванча р. Гармодара, автомобильного моста не было, и недавно его таки построили! Так что мы могли бы добраться до места и по левому берегу Ванча, не пересаживаясь в другую машину. Причем, чуть ниже к. Мург, где мы ночевали, в районе к. Рованд, построили еще один новый мост через Ванч. Ну, что, теперь будем знать актуальное состояние...

Хотя сами кишлаки в верховьях Ванча не находятся в погранзоне, но поскольку дорога туда идет частично вдоль границы, нужен пропуск в ГБАО (районы Дарвазский и Ванчский). Кроме того, весь Памир (или почти весь, но границы расплывчаты на усмотрение местных властей) объявлен Нацпарком, и разрешение на его посещение лучше покупать в Душанбе. Договориться и заплатить на месте, наверное, тоже можно, но Восток — дело тонкое, и власть там уважают. Для ускорения прохода погранпостов мы специально заготовили несколько экземпляров списка паспортных данных участников группы, при регистрации на въезде в долину Ванча нам такая распечатка оказалась весьма кстати. Что касается пропуска в Нацпарк, то в Вань-Ване его у нас не попросили. Зато на следующий день, уже на активной части маршрута, нас догнали двое егерей Нацпарка из Поймазара, перед тем обнаружившие нас с того берега в бинокли. С егерями мы приятно пообщались (кстати, они и рассказали нам о современном состоянии мостов), они очень обрадовались, когда мы показали им наш пропуск и сказали, что лично заходили к Вахобу, их самому уважаемому начальнику. Они оторвали себе квиток от нашего пропуска и забрали для своей отчетности.

Выезд из верховьев Муксу, по сравнению с прошлым годом, особенностей не имел. С пер. Белькандоу мы созвонились по сотовой связи с Учкуном, нашим знакомым из Девшара, который обслуживает туристов. Благодаря Учкуну, у подножия перевала (там находится кишлак Кандоу) нас уже ждал носатый УАЗик. В Девшаре на погранпосту нам пришлось вступить в продолжительные дипломатические переговоры. Пропуск-то в эту погранзону (Джиргитальский район) у нас был. Проблема заключалась в том, что зашли-то мы в зону из Ванча, а не из Джиргиталя (и потому не могли и не зарегистрировались у начальника Джиргитальской части). На такую схему пребывания в погранзоне у них, видимо, никакого установленного порядка не предусмотрено, и именно это вызвало заминку. Никто не хотел брать на себя ответственность. В конце концов нас пропустили, при этом мы отдали начальнику заставы наш очередной список паспортных данных, копию какого-то важного письма за подписью душанбинского командира погранвойск, которым нас предусмотрительно снабдил туроператор, а также наш экземпляр маршрутной книжки с печатью МКК, в которой (как нетрудно догадаться) был расписан весь наш маршрут перемещения и состав группы со всеми потрохами. Ну да бог с ним, все хорошо, что хорошо кончается... А пропуска в Нацпарк со стороны Джиргиталя у нас в этот раз не попросили.

Дальнейшая схема выезда до Душанбе, организованная Учкуном, была такая. До начала хорошей дороги (немного не доезжая Джиргиталя) нас довезли на двух местных, девшарских машинах (одна из них — вчерашний УАЗик). Там мы пересели в два уже поджидавших легковых такси, которые к раннему вечеру домчали нас до Душанбе.

Нелишне напомнить, что, хотя виза россиянам для въезда в Таджикистан не требуется, но нужен загранпаспорт. При въезде в аэропорту раньше всегда надо было заполнять миграционные карты, но в этот раз бланков почему-то не оказалось, и сами миграционки потом никто у нас не спросил. Возможно, их отменили, но полной уверенности в этом нет... В Душанбе необходимо в течение 3 суток получить регистрацию. Для регистрации нужны 2 фотографии 3x4. На все это, как и на получение пропусков в погранзону и Нацпарк, уходит время. При наиболее благоприятном раскладе это может быть сделано за один день, но у нас до сих пор меньше, чем за полтора, не получалось (впрочем, параллельно с оформлением участники могут заняться закупкой и затариванием купленных на базаре продуктов на поход). Недавнее нововведение заключается в том, что с этого года нельзя оформить погранпропуск на срок свыше 30 дней. Что делать, если маршрут более продолжителен, пока остается под вопросом...

Помощь при оформлении регистрации в Таджикистане, пропусков в погранзону и в Нацпарк, при подборе подходящей машины для заброски к началу маршрута и т. д. нам оказывала Рано Умаровна Сабирова, rano@navruz.tajik.net, мобильный телефон +992 918 63 14 22. Выходя на маршрут, мы оставили ей на непредвиденный случай копию нашего страхового полиса и маршрутной книжки. В Душанбе мы остановились на станции юных туристов (нам показалось удобным ее местонахождение через дорогу от базара, где мы затаривались продуктами на поход). Начальник этой станции — Эмом. Заброску 35 кг груза помог организовать Алишер, начальник МАЛа на Москвина, alisher-dep@mail.ru, +992 93 529 99 50, +992 98 529 99 40. В Девшаре нас встречал Учкун Абдуллаев, uchkun.abdullaev@mail.ru, +992 900 762 911. Всем им группа выражает искреннюю благодарность.

Подробная нитка маршрута

Заявленный основной вариант маршрута

к. Вань-Вань – пер. Пулковский 1Б, 4500 – пер. Егорова 2А, 4700 – пер. Вавилова 3Б, 5250 – пер. Россия 3Б, 6200 – пер. ПФП 3Б, 6000 – пер. Турамыс 2Б, 5300 – пер. Траверс Гоголя 3А, 5400 – пер. Белькандоу н/к, 3250 – к. Девшар

Заявленные запасные варианты маршрута

• Были заявлены запасные варианты к пер. Вавилова (3Б): пер. Хаджибей (3А), Бивачный (2Б) или Крыленко-Блещунова (3А). Эти запасные варианты не потребовались. Группа прошла заявленный пер. Вавилова, причем со спуском по новому, более оптимальному варианту.
  • Был заявлен альтернативный вариант подхода к пер. Россия (3Б): не в обход по лед. Бивачному, а прямо с лед. Крутого через южное плечо п. Россия (возможный новый перевал, ориентировочно 3А), если предварительная разведка покажет его проходимость и целесообразность. Группа осуществила именно этот вариант, в результате был пройден новый пер. Южный Цирк России (3А).
  • Были заявлены различные альтернативные варианты для подъема и спуска пер. ПФП (3Б). Эти варианты не потребовались. К сожалению, группа была вынуждена вообще отказаться от прохождения пер. ПФП в связи со значительным отставанием от графика, см. рассуждения.
  • Был заявлен запасной вариант к пер. ПФП (3Б): завершение маршрута через лед. Липского – пер. Гандо (3Б), 30 лет Победы (3Б) или Мирный (3А) – лед. Гандо или Дорофеева – пер. Летавета (3А) или Юбилейный (2А) – лед. Сугран. В связи со значительным отставанием от графика и повышенной опасностью участка ледопада на стыке ледников Липского и Гармо группа воспользовалась упрощенным запасным вариантом, согласованным с МКК, через пер. Аводара (2А) – Летавета (3А), см. рассуждения.
  • Были заявлены запасные варианты к пер. Траверс Гоголя (3А): пер. Бырс Вост. (3Б) или Курай-Шапак (2А). Поскольку пройденный вариант завершения маршрута вообще не включал в себя пер. Траверс Гоголя (см. предыдущий пункт), эти запасные варианты оказались не актуальны.
  • Была заявлена возможность необязательного радиального восхождения на
    п. Коммунизма (с ПФП) или на п. Россия (с Плато Правды, оно же пер. Россия) при благоприятных обстоятельствах. Поскольку на ПФП группа не попала (см. выше), а на момент прохождения через Плато Правды акклиматизация была явно недостаточна, восхождение на п. Коммунизма оказалось не актуальным. Восхождение же на п. Россия оказалось нецелесообразным по двум причинам. Во-первых, в тот момент группа испытывала острую нехватку продовольствия и, что особенно важно на шеститысячных высотах, бензина. Во-вторых, во время нахождения на Плато Правды наступило резкое ухудшение погоды, а временем на пережидание группа не располагала.
  • Была заявлена возможность аварийного завершения маршрута: с лед. Гармо — назад через пер. Пулковский (1Б), с лед. Бивачного — через пер. Кашалаяк (2А). Аварийные варианты не потребовались.

Пройденный вариант маршрута

Отличия между основным заявленным и пройденным вариантами

• Из-за катастрофической подвижки лед. Мумбни спуск с заявленного пер. Пулковского (1Б) оказался невозможен. Группа была вынуждена траверсировать соответствующий участок хребта в поисках приемлемого варианта спуска на ледник. Ближайшая перемычка с приемлемым спуском оказалась на километр дальше по хребту, на 200 м выше, и значительно сложнее технически по сравнению с исходной седловиной пер. Пулковского. Поэтому мы пришли к выводу, что пройденное таким образом препятствие целесообразно считать новым перевалом Пулковский Траверс (3А).
  • Из-за большой непредвиденной затраты времени на прохождение пер. Пулковский Траверс (см. предыдущий пункт), и учитывая уже полученную при этом прохождении высотную акклиматизацию, группа отказалась от прохождения заявленного пер. Егорова (2А) и обошла его по леднику.
  • В рамках заявленного альтернативного варианта подхода к пер. Россия (3Б) было совершено первопрохождение нового перевала Южный Цирк России (3А). Кроме того, был осуществлен новый вариант спуска с пер. Вавилова (3Б), более оптимальный в условиях прохождения маршрута через пер. Южный Цирк России. Что касается абсолютной высоты пер. Вавилова, то в "Перечне" здесь явно закралась ошибка. В пройденной нитке маршрута мы указываем истинную высоту этого перевала, измеренную при помощи GPS-навигатора.
  • В связи с неприемлемым отставанием от графика, вызванным катастрофической подвижкой лед. Мумбни и значительным усложнением пер. Пулковского, группа была вынуждена отказаться от продолжения маршрута через пер. ПФП (3Б). Из-за усложнения и повышенной опасности участка ледопада на стыке ледников Липского и Гармо группа была вынуждена отказаться также и от запасного варианта продолжения маршрута через перевалы, ведущие с лед. Липского (Гандо, 30 лет Победы или Мирный). В результате маршрут был продолжен через перевалы Аводара (2А) и Летавета (3А). Пер. Летавета (3А) был заявлен в качестве запасного варианта. Изменение маршрута в сторону упрощения с прохождением пер. Аводара (2А), вызванное соображениями безопасности, было согласовано с выпускающей МКК через спутник. Обоснование необходимости этих изменений в маршруте см. ниже.

Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремнабор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению сложных горных походов. Все снаряжение функционировало весь поход безукоризненно.

Специальное групповое снаряжение

Крючья якорные

6 шт.

Закладухи

7 шт. (4 закладухи разных 3 френда № 4, 5, 6)

Оттяжки

5 шт. длинных

Крюконоги, крюколесенки

1 комплект

Фифи скальные

1 пара

Ледобуры

13 шт. (4 титановых, 9 стальных)

Ледосброс

5 шт.

Каска

1 шт.

Большинство снаряжения на маршруте интенсивно использовалось. Почти не пригождалось скальное снаряжение (благодаря очень малому количеству скальных участков на маршруте), и совсем не понадобилось снаряжение для установки ИТО. Личные ледорубы на шестерых участников мы подобрали таким образом, что у двоих были ледовые инструменты с коротким древком, у двоих — самодельные инструменты-"шакалы" с длинным прямым древком, с которыми тоже можно лезть по любому льду, но можно и страховаться на снегу, у двоих — традиционные ледорубы с прямым древком и умеренным изгибом клюва. В том числе один инструмент и два ледоруба были с молотками для скальной работы, а другие инструмент и два ледоруба — с лопатками, чтобы при необходимости долбить фирн.

В группе был спутниковый телефон системы "Thuraya" старой модели (вес 250 г). Считается, что старые модели "Турайи", не имеющие современных "наворотов", более экономно расходуют электричество. На маршруте мы имели две симкарты от разных операторов ("МТС" и "Билайн"), специально настроенные для работы в этом спутниковом телефоне. В течение похода мы неоднократно отправляли СМС в Новосибирск (через симкарту "МТС"), в том числе согласовали с МКК изменение маршрута с прохождением пер. Аводара, и никаких проблем со связью ни разу не замечали. Носили мы телефон в выключенном состоянии отдельно от аккумулятора, во избежание саморазряда. Страховка на время прохождения маршрута оформлялась в компании "РЕСО-Гарантия", страховая сумма 35000 USD на каждого участника. Насколько надежную гарантию обеспечивает именно эта страховая компания, мы, к счастью, сказать не можем. Всегда уделяя особое внимание требованиям безопасности на маршруте, мы всеми силами старались избежать прецедента наступления страхового случая и гордимся тем, что нам это удалось!

Расчет продуктов на весь поход был стандартным: 600 г на человека в день. Интересующиеся могут ознакомиться с подробностями из файла food-2017-07-a.xls, прилагающегося на DVD диске с электронной версией отчета. В этом файле находится полная раскладка продуктов питания на запланированный маршрут. Бензин в количестве 30 л брали на заправке в Душанбе и затаривали в пластиковые бутылки из-под минеральной воды. При затаривании бензина сыпали на дно каждой бутылки по ложке предварительно прокаленного гранулированного силикагеля. Силикагель эффективно сорбирует вредные примеси, превращая любую "ослиную мочу" во вполне качественное топливо для примусов. Чтобы закончить рекомендации относительно горючего, отметим, что имеющийся в продаже в хозяйственных магазинах бензин марки "нефрас" для примусов не годится. Гореть-то нефрас горит, но это не топливо, а бензин-растворитель, он готовится из ароматических фракций, которые сильно коптят и разъедают резиновые прокладки. Еще советуем не заливать бензин в бутылки из-под пива и сладких напитков, так как растворенные в бензине следы неотмытого сахара приводят к быстрому забиванию нагретых частей примуса коксом. В походе мы пользовались самодельным примусом системы "Горын", сделанным из трех модифицированных для увеличения мощности голов от "Шмеля-2" с выносным пластиковым бачком от автомобильного огнетушителя и велосипедным насосом. Горын работал на таджикском бензине весь поход безукоризненно.

Представления о питании группы на маршруте будут неполными, если не указать, что все расчеты полетели вверх тормашками уже в самом начале похода по мало зависящим от нас причинам. В предстартовой лихорадке один из участников забыл в своем холодильнике половину всей тушенки, заготовленной для маршрута. Пропажа была обнаружена уже в аэропорту, и найти этой тушенке адекватную замену на душанбинском базаре мы не смогли. В тот момент мы еще сильно не горевали, т. к. примерно треть мяса у нас была не в виде тушенки, а в виде сушеного фарша. Впрочем, это были еще цветочки. Где-то на шестой день, крепко встряв в верховьях ледника Мумбни, мы поняли, что в перспективе сильно отстаем от графика, и начали экономить продукты, сокращая свой рацион. Но настоящая задница ждала впереди. Еще через несколько дней мы пришли к выводу, что не сможем воспользоваться своей заброской, доставленной вертолетом на лед. Москвина. А в этой заброске было, ни много, ни мало, четверть наших продуктов и бензина. Кошмар завхоза!

В результате всего этого можно оценить, что, начиная с момента первого введения ограничений, в течение 25 дней группа шла на раскладке, уменьшенной почти в полтора раза. Шла, каждый день недоедая, и практически без отдыха: экономя продукты, мы отказались от дневок. Это потребовало от участников огромного терпения, а от завхоза — аналитического расчета и импровизации с питанием. Как только мы ни экспериментировали! Чего стоит, например, добавление ложки яичного порошка в молочную кашу, чтобы она казалась гуще, чем есть на самом деле... Сильно помогло также сушеное мясо. В отличие от тушенки, которая принципиально квантуется до размера одного куска, сушеный фарш можно разводить вплоть до гомеопатических концентраций...

Весь поход, включая расходы на дорогу, страховку и продукты питания, обошелся приблизительно в 60 тыс. р. на человека от Новосибирска до Новосибирска.

График движения

Все "лево" и "право" указаны орографически километраж с учетом районного коэффициента 1,2. Фрагмент схемы Северо-Западного Памира В. Завьялова в масштабе 1:100000 с отмеченным на ней маршрутом и местами ночевок помещен на вклейке. [Фото.008]

дата

день пути

участок маршрута

км

характер пути, метеоусловия

19.7

к. Вань-Вань – "Неприятный цирк"

До летовки Баста: тропа. Спуск к р. Дараипоймазар в "Неприятный цирк": крутой склон (400 м, 40°), заросший колючками и юганом. Погода хорошая.

20.7

подъем по ущелью р. Дараипоймазар

Травянистые или конгломератные склоны, поля гальки или курумники. Погода жаркая.

21.7

подъем до начала лед. Пулковского

Курумники, морены, травянистые или осыпные склоны. Погода жаркая, вечером облачно.

22.7

подход под пер. Пулковский I

Ледник, в нижней части закрытый моренным чехлом, в верхней — снегом. Днем погода жаркая, вечером облачная, ночью снегопад.

23.7

подъем на пер. Пулковский I, траверс хребта в направлении пер. Пулковский Траверс

До седловины пер. Пулковский I: осыпь, местами под снегом (150 м, 30-35°). Дальше несложный гребень (сн-лд-ск), проходимый в связках с одновременной страховкой. Погода неустойчивая, в течение дня и ночью временами снегопады.

24.7

прохождение пер. Пулковский Траверс (3А, 4700), первое пересечение лед. Мумбни

До спусковой перемычки: несложный гребень (сн-лд-ск), 1 веревка (50 м перил). Спуск с перевала: 5 веревок (250 м перил) по льду, на седловине снежный карниз, на последней веревке ледовый сброс (20 м), отвесный, местами нависающий. Лед. Мумбни закрытый, очень сильно разорванный. Погода облачная, жаркая.

25.7

разведка пути по леднику

Поиски прохода по исключительно разорванному леднику. Погода неустойчивая, иногда легкий снегопад, крупа.

26.7

прохождение лед. Мумбни до кармана правого притока

Исключительно разорванный ледник, требующий неоднократных разведок пути, местами навески перил (всего 4 веревки). Погода облачная, без осадков.

27.7

прохождение лед. Мумбни до языка

Исключительно разорванный ледник, конгломератно-осыпной рандклюфт левого берега. Погода хорошая.

28.7

брод через р. Ванчдара, прохождение части лед. Гармо

Брод 4 рукавов по колено. По Гармо: зачехленный мореной ледник. Погода солнечная, жаркая, много паутов.

29.7

прохождение лед. Гармо до Сурковой поляны

Зачехленный мореной неровный ледник. Погода без осадков, паутов тучи.

30.7

подход по лед. Вавилова на левую морену притока №3

Открытый ледник, морены, участки ледопада. Погода ясная, жарко.

31.7

подъем в верхний цирк пер. Вавилова под перевальный взлет

Закрытый ледник, снежно-ледовый кулуар 500 м, 35-40°, предпровес 4 веревок на перевальный взлет. Погода ясная, жаркая.

1.8

прохождение пер. Вавилова (3Б, 5600), спуск в сторону лед. Крутого, 2 веревки не доходя до подножия

До седловины 7 веревок по льду (350 м перил). С седловины на восточное плато: осыпь, фирн 200 м, 25-30°. По восточному контрфорсу 2 веревки по льду через жандарм. Спуск с контрфорса: 13 веревок по льду до серака, на кот. ночевка. Погода хорошая.

2.8

спуск на лед. Крутой, подход под пер. Южный Цирк России

2 веревки до ровного ледника (одна через отвесный сброс 15 м), далее в связках по закрытому леднику. Погода неустойчивая, ночью снегопад.

3.8

пургование

Снегопад, сильно ограниченная видимость.

4.8

пургование

Снегопад, сильно ограниченная видимость.

5.8

прохождение пер. Южный Цирк России (3А, 5400)

Сложный ледопад с общим перепадом по высоте 400 м на двух лбах навешено в сумме 3 веревки (150 м перил). Погода ясная, жаркая.

6.8

подход под перемычку Радиоклуба

Распутывание ледопада, преодоление Большого Разлома. Погода ясная, жарко.

7.8

прохождение пер. Россия (3Б, 6200), начало спуска по Грузинскому кулуару

Подъем на перемычку Радиоклуба: снежно-ледовый склон, 300 м, 45°, 1 веревка (50 м). Гребень п. Россия: в основном снежный, 500 м, есть один скальный жандарм (1 веревка 50 м). Плато Правды: закрытый ледник. Спуск по Грузинскому кулуару: снег-лед, 7 веревок (350 м перил). Погода неустойчивая, на Плато Правды снегопад, буран.

8.8

спуск по Грузинскому кулуару и лед. Беляева до Грузинских ночевок

Продолжение спуска по Грузинскому кулуару: снег-лед, еще 7 веревок (350 м перил). Нижняя ступень ледопада обходится справа. Погода неустойчивая, во 2-й половине дня мокрый снег.

9.8

Грузинские ночевки – Сурковая поляна

Ледник разной степени разорванности, от легко проходимого до совершенно непроходимого. Спуск с правого борта на лед. Гармо: 2 веревки (70 м перил). Погода хорошая.

10.8

прохождение части лед. Гармо в направлении пер. Аводара

Зачехленный ледник. Погода неустойчивая, временами дождик, отгоняющий паутов.

11.8

подход под пер. Аводара

По лед. Гармо: зачехленный ледник. Обход каньона р. Аводара: очень живая осыпь на конгломерате и разрушенных скалах, 500 м, 35-45°. Выше каньона: траверс конгломератного склона, потом морены. Погода неустойчивая, в 1-й половине дня запердон с дождем.

12.8

прохождение пер. Аводара (2А, 4950), спуск по лед. Дорофеева до лед. Гандо

Подход под перевал: морены, открытый ледник. Подъем на взлет: фирн 300 м, 30-35°. Лед. Дорофеева закрытый, трещин много, но проблем они не представляют. Погода с утра плохая: временами снегопад, ограниченная видимость. Во 2-й половине дня погода налаживается.

13.8

подход в верхний цирк пер. Летавета

Морены, открытый лед. Гандо. Подъем в цирк по осыпи, 200 м, 30-35°. Погода неустойчивая, облачно, ветер.

14.8

прохождение пер. Летавета (3А, 5000)

Подъем по смерзшемуся фирну, 400 м, 30-35°. Спуск по льду, 7 веревок (350 м перил). Далее закрытый ледник с трещинами, затем открытый, с элементами ледопада. Погода ясная, холодно, ветер.

15.8

прохождение лед. Сугран до языка

До поворота открытый ледник, затем зачехленный мореной. Спуск с языка по селевому саю с правой стороны. Погода ясная, холодно, ветер.

16.8

подход под пер. Белькандоу

Морены, бурелом, тропа. Погода хорошая.

17.8

пер. Белькандоу (н/к, 3400)

Тропа. Погода хорошая.

Итого: 30 ходовых дней (дневок — 0, пургований — 2), 203 км (195 км без учета километража, пройденного дважды по одному и тому же пути), 62 веревки (3070 м перил).

При разрешении 200 DPI получится карта в масштабе 1:100000

скачать карту маршрута

Характерные точки GPS на маршруте

В данной таблице приведены только наиболее важные точки GPS. Полный набор всех точек, измеренных GPS-навигатором или извлеченных из метаданных EXIF фотографий Николая Балкового, прилагается на диске с электронной версией отчета, а также доступен по адресу http://nmr.nioch.nsc.ru/pamir17/.

координаты (WGS-84)

высота

описание

N38.658508, E71.949651

поворот тропы в кулуар

N38.666783, E71.954185

летовка Баста

N38.678248, E71.967797

ночевка 19.07 в "Неприятном цирке"

N38.684857, E71.966073

N38.858269, E72.028372

седловина пер. Вавилова

N38.861728, E72.039008

начало восточного контрфорса на спуске с Вавилова

N38.864777, E72.042234

N38.909819, E72.052088

перемычка Радиоклуба

N38.908677, E72.048567

скальный жандарм на гребне п. Россия

N38.907524, E72.044352

место спуска с гребня п. Россия на Плато Правды

N38.909785, E72.022024

начало Грузинского кулуара

N38.910500, E72.018583

ночевка 7.08 в верхней части Грузинского кулуара

N38.916606, E72.009148

поле над нижним ледопадом Грузинского кулуара

N38.904971, E71.975751

N38.828915, E71.863589

райские стоянки на Аводара

N38.834328, E71.859062

тур на верху кулуара в обход каньона Аводары

N38.838817, E71.856659

N38.916273, E71.783447

ночевка 13.08 в верхнем цирке пер. Летавета

N38.929121, E71.779985

пер. Летавета, восточный край западной седловины

N38.942884, E71.763777

переход с лед. Сугран в правый рандклюфт

N38.955659, E71.754908

N39.121553, E71.669339

летовка на пер. Белькандоу

N39.133443, E71.647981

выход тропы с пер. Белькандоу к дороге

Высотный график

Высотный график движения изображен от ходовых дней и от пройденного расстояния. [Фото.009] [Фото.010]

Фото.009 Высотный график маршрута от ходовых дней

Фото.010 Высотный график маршрута от пройденного расстояния

Техническое описание перевалов

Все "лево" и "право", если не оговорено особо, считаются орографически. Время везде указано местное душанбинское (UTC+5), которое отличается от московского на +2 часа. Это же время выставлено и в метаданных EXIF цифровых фотографий. Светлое время суток от 6:00 до 20:00. Средняя продолжительность одной ходки 40 минут. Чистое ходовое время мы не приводим. Его бывает так сложно определить, а главное, оно не очень-то привязано к реальности: ведь никто же все равно не будет пытаться проходить маршрут "чисто" — без привалов, без перекусов, без необходимых разведок, без передышек на "чесание репы", наконец! Там, где протяженность технически сложных участков указана в количестве веревок, подразумевается длина веревки 50 м, включая необходимый запас на узлы и следование рельефу. Ссылки на первоисточники по мере необходимости даются в ссылках или сносках.

Фотографии расположены в порядке, близком к хронологическому. Автор каждой фотографии отмечен инициалами:

ГСН:

Георгий Сальников, NIKON D7100, AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-200mm f/3.5-5.6G IF-ED [II]

ГСП:

Георгий Сальников, PENTAX Optio S12

АБ:

Андрей Белоусов, SONY ILCE-6000, Sony E PZ 16-50mm F3.5-5.6 OSS

НБ:

Николай Балковой, NIKON COOLPIX AW100

Коллекция слайдов (без малого 8000 снимков), включающая ВСЕ заснятые в походе фотоматериалы, в том числе оригинальные фотографии в полном разрешении без графических пометок, находится на DVD диске с электронной версией отчета.

Пер. Пулковский Траверс, 3А, 4700, п/п

Заход из долины Ванча в район основной части маршрута — к Сурковой поляне у истоков ледника Гармо — предполагалось осуществить через два несложных перевала, находящихся друг от друга по соседству: Пулковский I (1Б, 4500) и Егорова (2А, 4700). Планировавшаяся ночевка на пер. Егорова должна была дать предварительную акклиматизацию. Такой заход можно назвать классическим, настолько часто посещаемы именно эти перевалы. Руководитель и сам дважды прошел по этому пути: в 1983 г. с юга на север и в 1986 г. с севера на юг. Последнее прохождение пер. Пулковского I было осуществлено группой московских туристов под рук. Владимира Мартынова совсем недавно — 5 сентября 2015 г. Никаких проблем это прохождение не представляло. Правда, через год, в июле 2016 г., другая московская группа под рук. Андрея Мартынова (не путать с Владимиром, это разные люди) после спуска с технически сложного перевала Мумбни (3А) столкнулась с трудностями из-за того, что ледник Мумбни, на который ведет также и пер. Пулковский, оказался разорван сильнее обычного. Тем не менее, мы решили, что трещины Мумбни не должны стать для нас непреодолимым препятствием, тем более, что за год ледник может и успокоиться. Надо признаться, мы категорически недооценили масштабы возможного природного катаклизма. Уже после маршрута А. Мартынова, по-видимому, между сентябрем и ноябрем 2016 г., на лед. Мумбни произошла катастрофическая подвижка. Вернее сказать, ледник не просто подвинулся, а обрушился на 100 – 150 м вниз, в какие-то пустоты, таившиеся в его глубине. Что-то подобное, хотя и в меньших масштабах, уже происходило в 1978 г. Тогда группе ленинградцев под рук. О. В. Панова все-таки удалось приемлемым образом спуститься на лед. Мумбни с седловины пер. Пулковского I (фактическую сложность они оценили как 2Б). В нашем случае спуск с седловины оказался совершенно невозможен, что привело к необходимости поиска другого, хотя и более сложного, но относительно безопасного пути через этот хребет. Поначалу мы думали, что это будет некий вариант перевала Пулковский I. Однако, оценив пост-фактум совершенно иной характер пройденного препятствия и его значительную удаленность от первоначальной седловины, мы пришли к мнению, что это гораздо больше напоминает первопрохождение нового перевала, чем вариант существующего. Для нового, вопреки нашему желанию первопройденного перевала мы предлагаем название "Пулковский Траверс", отражающее его характер и примерное местонахождение. Пер. Пулковский Траверс может пригодиться как альтернатива Пулковскому I на случай невозможности прохождения последнего. Мы надеемся, что Мумбни когда-нибудь разгладится, и наш перевал утратит самостоятельное значение, хотя и трудно прогнозировать поведение ледника, который испытывает раз в 40 лет такие подвижки...

В процессе разведки и прохождения пер. Пулковский Траверс группе пришлось потратить много времени и уже ночевать чуть выше седловины следующего пер. Егорова. Тем самым необходимость в повторной акклиматизации отпала, и, чтобы не увеличивать еще больше отставание от графика, группа отказалась от прохождения этого второго перевала, спустившись вниз по лед. Мумбни. Далее вверх по лед. Гармо (оптимальный путь по которому также изменился) движение осуществлялось согласно запланированному маршруту.

Описание пер. Пулковский Траверс дается от кишлака Вань-Вань-Боло до Сурковой поляны.

Местонахождение:

в главном Дарвазском хребте. Связывает лед. Пулковский (верхний левый приток р. Дараипоймазар, впадающей в р. Ванч в районе кишлаков Вань-Вань и Поймазар) и лед. Мумбни (другое название Ванчдара), являющийся левым притоком лед. Гармо. Перемычка пер. Пулковский Траверс находится рядом с вершиной 4738, примерно в 1 км к юго-востоку от пер. Пулковский I, на 200 м выше по хребту, и проходится через его седловину. Координаты перемычки по GPS: N38.747219, E71.972872, высота 4712 м.

Предлагаемая категория сложности:

юго-запад – северо-восток.

Характер:

комбинированный: на подъеме осыпной кулуар, далее траверс по гребню (сн-лд-ск), спуск ледовый с карнизом и отвесными сбросами.

Определяющая сторона:

северо-восточная, но и на траверсе гребня встречаются сложные участки.

Направление прохождения:

с лед. Пулковского на лед. Мумбни, с юго-запада на северо-восток, по определяющей стороне на спуск.

Перепад высоты (по GPS):

на подъеме 350 м, на спуске 250 м.

Крутизна:

подъем в основном гребневой, на спуске в среднем 50°.

Время подъема:

8 часов (включая разведки).

Время спуска:

4 часа (не считая прохождения лед. Мумбни).

Фактическое время прохождения:

23 – 24 июля 2017 г. 2 дня с необходимой ночевкой на перевальном гребне. На последующее прохождение лед. Мумбни потрачено еще 2 дня.

Навешено перильных веревок:

6 * 50 м (1 на подъем по гребню, 5 на спуске), не считая прохождения лед. Мумбни. С учетом прохождения лед. Мумбни — 10 веревок.

Ночевки:

на ледниках под перевалом с любой стороны, на седловине пер. Пулковский I, в любой из двух удобных мульд на гребне.

Подъем

со стороны лед. Пулковского наша группа осуществляла через седловину пер. Пулковский I, и далее траверсом хребта в юго-восточном направлении до спусковой перемычки. Теоретически, можно залезть на эту перемычку и прямо с ледника. Но, во-первых, прямой подъем, скорее всего, камнеопасен. А во-вторых, двигаясь по гребню, можно выбрать и заранее рассмотреть под разными ракурсами оптимальное место и линию будущего спуска.

Спуск

на лед. Мумбни осуществлялся прямо вниз. При последующем пересечении ледника пришлось уклониться правее, в сторону его верховьев, для оптимального прохождения зоны разломов. В нашем случае относительно безопасное место спуска с хребта оказалось единственным. Но год от года оптимальный путь может меняться. Если снова окажется возможным прямой спуск с седловины пер. Пулковский I, то пер. Пулковский Траверс вообще потеряет смысл (до следующей грандиозной подвижки). При прохождении в противоположном направлении имеется возможность заранее выбрать и рассмотреть место и путь выхода на хребет. По-видимому, также возможно прохождение следующей к юго-востоку широкой седловины по другую сторону от п. 4738. Впрочем, в наш год и она заканчивалась огромным нависающим сбросом на лед. Мумбни во всю свою ширину.

Потенциальные опасности:

возможна камнеопасность при спуске на лед. Мумбни. Камнепады со скальных поясов п. 4738 начинаются после 11:00. [Фото.011] [Фото.012] [Фото.013] [Фото.014]

Фото.011 Местонахождение и путь через пер. Пулковский Траверс на схеме Завьялова

Фото.012 Местонахождение пер. Пулковский Траверс на гуглоснимке

Фото.013 НБ: Пер. Пулковский Траверс со стороны лед. Пулковского

Фото.014 ГСН: Спуск с пер. Пулковский Траверс и 1-е пересечение лед. Мумбни

19 июля в 13:20 мы выгрузились из машины в к. Вань-Вань-Боло и приступили к активной части маршрута. Скотогонная тропа идет сначала около часа по полям на террасе выше кишлака в северо-восточном направлении. По пути встречается маленькое озерцо с купающимися в нем местными мальчишками. После озера тропа еще с полкилометра продолжается полого вверх по полю, а затем резко поворачивает направо (N38.658508, E71.949651, H2693) и по недлинному, но крутому кулуару (150 м, осыпь на разрушенных скалах) поднимается на отрог. Дальнейший подъем по отрогу, и далее траверсом травянистого склона, в обход непроходимого каньона р. Дараипоймазар, уже не такой крутой. Через 1 ходку проходим мимо действующей летовки Баста (N38.666783, E71.954185, H3049), расположенной у края большого травянистого поля. Еще с полкилометра тропа пересекает поле и заканчивается у его противоположного края. Здесь в 16:20 мы отпустили ишаков, которых наняли в кишлаке, чтобы довезти до летовки часть груза.

Перепаковывать рюкзаки из транспортного варианта в походный рядом с летовкой мы не хотели, а светлого времени оставалось не так много, далеко отойти не успеем. Поэтому мы спустились с отрога к р. Дараипоймазар в ближайшем месте, том самом, которое некоторые называют "Неприятный цирк". Спуск по заросшему колючками и юганом косогору (400 м, до 40°) с неудобно упакованными рюкзаками оказался настолько утомителен, что в нижней половине мы переносили груз челноком в два приема и добрались до реки только к 21:30 при свете фонарей. Сам берег в этом месте обрывистый, однако есть и проход к воде, и приемлемое место для палатки. Вода в реке чистая, погода хорошая, ночевали под открытым небом (N38.678248, E71.967797, H2724).

Сразу отметим: река эта отмечена на всех туристских схемах под названием "Дараипоймазар". Это название неправильное и бессмысленное с точки зрения таджикского языка. На самом деле она называется "Гармодара", то есть, река, ведущая в сторону долины Гармо. Именно так ее называют местные памирцы. Однако, во избежание путаницы, мы будем по ходу описания упоминать эту реку под неправильным названием — как на карте.

20 июля начали движение вверх по реке только в 8:55, потратив некоторое время на пригодную для переноски укладку груза. Рюкзаки с продуктами для основной части маршрута тянули минимум на 40 кг, тащить такой вес по буеракам было тяжко (этим в первую очередь объясняется медленный темп движения), но все же гораздо удобнее, чем притороченные "ишачьи" мешки вчера вечером. Челночить нам больше не приходилось.

Почти сразу после места ночевки пришлось взбираться по крутому травянисто-конгломератному склону (300 м, 35-40°) для обхода прижима. Наверху нас догнали двое егерей "Памирского парка" из Поймазара. Мы отдали им копию нашей квитанции об оплате посещения, а егеря рассказали о более удобных вариантах прохождения ущелья р. Дараипоймазар с использованием снежных мостов, оставшихся от весенних лавин, для перехода с берега на берег. В этом году была снежная зима, и таких мостов оказалось много. Но, так как мы не знали точно, какие мосты и где именно пригодны для переправы, то решили с нашими тяжелыми кулями не выпендриваться, а идти все время по правому берегу.

При дальнейшем движении вверх по ущелью небольшие прижимы и моренные валы чередуются с галечными полями, на которых растут кусты и небольшие березки. Набор высоты равномерный, труднопреодолимых косогоров больше нет. Жарко. Регулярно встречаются чистые ручьи и удобные места для стоянки. На одном из таких мест возле маленького теплого озера (N38.684857, E71.966073, H2931) мы обедали (13:00 – 15:10), на другом в 18:00 остановились на ночевку, естественно, под открытым небом (N38.691265, E71.946895, H3090).

21 июля вышли в 6:00. Около 9:00 переправились вброд через р. Дараипоймазар с правого на левый берег. [Фото.015] Наилучшее место для брода — у большого камня напротив впадения р. Пулковки (N38.701935, E71.926389, H3357). Здесь Дараипоймазар разливается на два примерно одинаковых рукава глубиной по колено, течение довольно сильное, но ламинарное, вода прозрачная, под ногами хорошо видно ровное дно. Мы переправились по одному без больших проблем. Сразу после брода нужно подняться на первый моренный вал (около 200 м). Путь по траве и старым осыпям очевиден и проблем не представляет. Очень жарко. Посреди верхней долины Пулковки у ручья мы пообедали (11:00 – 13:10) и продолжили движение в направлении второго, большого вала ледниковой морены. [Фото.016] Подниматься на второй вал по руслу ручья нам показалось неудобно, и мы закорячились туда по травянисто-осыпному склону правее (по ходу). Из последних сил заперев на косогор наши неподъемные мешки (300 м, 35-40°), в 17:45 мы остановились на ночевку на широком, идеально ровном "футбольном поле" из мелкого отсевчика у левого (орогр.) борта Пулковского ледника (N38.719657, E71.941422, H4001). Отсюда первый раз становится виден пер. Пулковский I, но о подстерегающей нас на нем засаде мы были пока еще не в курсе. [Фото.017]

Как ни странно, в досягаемой близости от места ночевки не оказалось никакой воды в жидком состоянии, так что на этой, вроде бы небольшой высоте пришлось топить воду из снега. На следующий день с ледника мы увидели, что ниже, в районе ручья, по которому мы вчера не стали подниматься, находится большое озеро, и также есть места для ночевки. Но эти места достаточно далеко от нашего, вечером мы бы все равно туда уже не пошли.

Фото.015 НБ: Брод через р. Дараипоймазар

Фото.016 НБ: Подъем на концевые морены Пулковского ледника

Фото.017 ГСН: Подход по Пулковскому леднику под пер. Пулковский I

22 июля выход в 6:10. Сначала идем по моренам левого борта ледника. Естественным образом выбирая, где поровнее, постепенно перемещаемся на центр и, уже вблизи пер. Пулковского, к правому борту. [Фото.018] Перед самым перевалом ледник оказался сильно разорван и уже закрывался снегом, здесь мы устроили обед, совмещенный с разведкой вариантов прохода через образовавшийся ледопад (11:30 – 12:30). Пройдя после обеда в связках одну ходку, в 13:20 мы остановились на ночевку под перевальным взлетом (N38.747094, E71.965025, H4383). День был жаркий, и мы обоснованно не решились вечером корячиться вверх по раскисшему снежному склону, с которого периодически съезжали камни.

Ночью пришел небольшой запердон слегка припорошил окружающую местность свежим снежком.

Фото.018 ГСН: Подход по Пулковскому леднику (вид назад)

23 июля, выйдя с места ночевки в 5:55, мы за одну ходку, к 6:45 поднялись на седловину пер. Пулковский I (осыпной склон, местами покрытый снегом, 150 м, 30-35°). [Фото.019] [Фото.020] Так как ночь была пасмурная и теплая, снег не смерзся. Координаты седловины этого перевала: N38.749579, E71.967427, H4535. При необходимости на ней можно ночевать. Сняли записку группы московских туристов под рук. Владимира Мартынова от 5.09.2015, проходивших перевал в противоположном направлении. [Фото.021] А дальше... посмотрели на ту сторону и пригорюнились.

Да, тут у нас явно не вышел "каменный цветок". То есть, это был вообще не "цветок", и даже не каменная ягодка. А полномасштабные ледовые ягодицы!

Спуска с седловины Пулковского I вообще не было.

Лед. Мумбни целиком, как есть, рухнул в тартарары. Провалился в какие-то пустоты, таившиеся в его глубине. Видимая с перевала часть ледника была страшно разорвана, но эта рвань нас пока что не так волновала. Чтобы в нее попасть, надо было для начала как-то туда спуститься. Хребет, насколько было видно, обрывался нависающими ледовыми сбросами. [Фото.022] [Фото.023] [Фото.024] До низа не меньше трех веревок, все с нависанием. Сбоку с карнизов были видны большие пустоты внутри ледовых сколов, такое впечатление, что некоторые крупные массы льда держались только на сосульках. Сразу стало понятно, что спуститься в этом месте при приемлемом уровне опасности невозможно. Также было видно, что и левее седловины ловить нечего — такие же сбросы, но с еще большим перепадом высоты. Надо было организовывать глубокую разведку вдоль хребта направо, там еще могли быть варианты...

К сожалению, как раз в это время пришел запердон. Густой туман, полное отсутствие видимости. До 10:30 мы безрезультатно пучили глаза в сплошное молоко. Затем тучи немного раздуло. Часть группы осталась на плече хребта неподалеку от седловины Пулковского I сервировать обед, другая часть, вооружившись веревкой, отправилась на разведку (11:00 – 13:00). Разведчики шли вдоль хребта в юго-восточном направлении, вместе с ним набирая высоту, и старались отовсюду, где можно было подобраться к краю, высмотреть возможные пути спуска. [Фото.025] [Фото.026] [Фото.027] Однако приемлемого варианта все не представлялось: везде опасные сбросы либо внизу, либо в середине склона. И только почти в километре от Пулковского I и на 200 м выше его, практически под скалами п. 4738, подходящее место нашлось. [Фото.028] Правда, сверху был трехметровый снежный карниз, а внизу приличных размеров ледовый сброс, но карниз можно было как-нибудь стоптать, а на спуске со сброса должно было хватить одной веревки, причем сбоку просматривалось, что этот сброс — вполне надежный, монолитный.

После результативной разведки вся группа подошла до плеча, ближайшего к найденному месту спуска и достаточно широкого, чтобы поставить там палатку. [Фото.029] Поблизости под скалами оказалась лужица с жидкой водой. На ночевку остановились в 14:40. Ломиться вечером на технически сложный спуск с не вполне прогнозируемым количеством веревок мы не рискнули, тем более, что он мог оказаться камнеопасным. Координаты ночевки: N38.748273, E71.970432, H4647. Ночью пришел запердон с небольшим снегопадом.

Фото.019 ГСН: Подъем на пер. Пулковский I

Фото.020 АБ: Подъем на пер. Пулковский I

Фото.021 Записка с пер. Пулковский I

Фото.022 АБ: Сбросы с пер. Пулковский I на лед. Мумбни и начало траверса гребня

Фото.023 НБ: Сбросы с пер. Пулковский I на лед. Мумбни, вид вниз по Мумбни

Фото.024 АБ: Сбросы пер. Пулковский I, вид с противоположного борта лед. Мумбни

Фото.025 НБ: Поиски места спуска с гребня на лед. Мумбни

Фото.026 НБ: Характер гребня Пулковского Траверса

Фото.027 ГСН: Вид назад вдоль гребня.

Фото.028 НБ: Место спуска с пер. Пулковский Траверс

Фото.029 НБ: Группа у места ночевки на гребне пер. Пулковский Траверс

24 июля в 6:10 мы начали дальнейшее движение по гребню в направлении разведанного вчера места спуска. Гребень комбинированный, в основном снежный, есть участки льда, местами приходится выходить на скалы. Практически везде можно идти в связках с одновременной страховкой, и только на один ледовый лоб сразу за местом ночевки мы повесили веревку 50 м, закрепленную на снежном щите. [Фото.030] Координаты спусковой перемычки: N38.747219, E71.972872, H4712. Строить в этом месте тур мы не стали: седловина узкая, неудобная, и надо было торопиться, т. к. восточный склон уже освещался солнцем. Спуск начали в 7:00, закрепив первую веревку за скальный выступ и постаравшись так стоптать карниз, чтобы веревка не застряла при сдергивании. [Фото.031] Следующие 3 веревки шли по ледовому склону с равномерной крутизной около 50°, [Фото.032] [Фото.033] а пятая — через отвесный сброс с локальными нависаниями. [Фото.034] Высота сброса около 20 м, бергшрунда под ним нет. Все веревки, кроме первой, крепили на ледобурах, сдергивали самовыкручивающимся ледосбросом. Последнюю веревку сдернули в 10:00, сразу же связались и по полке над большими трещинами перебрались подальше от склона на ледник. [Фото.035] Чуть позже, в 11:00, мы наблюдали вблизи линии нашего спуска первые камнепады: решение о желательно раннем прохождении перевала оказалось верным!

Закрытый в этом месте лед. Мумбни, как уже сказано, был очень сильно разорван. Кружить по нему, проверяя прочность снежных мостов с такими рюкзаками, как наши, непродуктивно. Поэтому сначала, с 11:00 до 12:00, мы провели разведку, как и вчера, совмещенную с обедом, и в 13:00 двинулись дальше. Напротив того места, где мы спустились с хребта, и ниже ледник был непроходим, это мы видели еще сверху. Эту первую рвань мы обошли справа, выше по леднику, под нижней ступенью ледопада перед пер. Мумбни. Так мы смогли пересечь ледник и подняться на снежную террасу правого борта. По этой террасе мы подошли в район перевального взлета пер. Егорова и там в 17:45 заночевали. Палатку ставили на снегу, воду брали из озерца по соседству. Координаты: N38.761435, E71.961983, H4476.

Так получилось, что вместо запланированного пер. Пулковского I (согласно "Перечню", 1Б, 4500), который из-за катастрофической подвижки лед. Мумбни стал непроходимым, наша группа поневоле прошла траверс участка Дарвазского хребта с технически сложным спуском через совершенно другую седловину, удаленную на значительное расстояние и более высокую по сравнению с Пулковским I. Мы полагаем, что пройденная нами перемычка мало похожа на вариант Пулковского I, и предлагаем считать ее новым отдельным перевалом "Пулковский Траверс" (3А, 4700). На прохождение этого перевала от подножия до подножия мы потратили два неполных дня, в связи с необходимостью глубокой разведки и спуска в раннее время суток. Повесили в общей сложности 6 веревок (1 на траверсе гребня и 5 на спуске), итого 300 м перил по льду. По-видимому, в противоположном направлении, с лед. Мумбни на лед. Пулковский, есть возможность пройти весь перевал и за один день. Конкретный путь и способ прохождения будет сильно зависеть от состояния склонов хребта, обращенных на лед. Мумбни, в частности, можно пробовать пройти также через перемычки правее или левее нашей. Сам пер. Пулковский Траверс, по логике, не имеет самостоятельного значения. Он нужен только для обхода пер. Пулковский I, и при благоприятном состоянии лед. Мумбни не будет иметь смысла. Надо отметить, что в условиях подвижки (когда в нем, собственно, и возникает необходимость) пер. Пулковский Траверс дополнительно усложняется за счет прохождения разорванного лед. Мумбни.

Мы считаем, что пер. Пулковский Траверс даже при плохом состоянии Мумбни достаточно безопасен. Потенциальная камнепадоопасность северо-восточного склона компенсируется его ранним прохождением. Благоприятное же состояние самого склона, в частности, сохранившаяся монолитность и надежность нижнего ледового сброса, скорее всего, не случайное везение, а следствие того, что этот склон подперт контрфорсом п. 4738.

Кстати, по возвращении из похода выяснилось, что еще одна группа уже после нас планировала прохождение пер. Пулковского I. Сделать это им не удалось, группа сошла с маршрута.

Фото.030 НБ: Перильная веревка на гребне Пулковского Траверса

Фото.031 ГСН: Андрей Белоусов утаптывает карниз перед спуском

Фото.032 НБ: Спуск с пер. Пулковский Траверс. Внизу показан выход на ледник по полке выше больших трещин.

Фото.033 НБ: Спуск с пер. Пулковский Траверс, вид вверх

Фото.034 ГСН: Спуск с ледового сброса на пер. Пулковский Траверс

Фото.035 АБ: Схема прохождения гребня и спуска с пер. Пулковский Траверс

Прохождение ледника Мумбни

Хорошую вещь таким словом не назовут...

На обнаружении и успешном осуществлении нового прохода через Дарвазский хребет (пер. Пулковский Траверс) наши злоключения не окончились, а только начались. Предстояло еще как-то попасть на лед. Гармо (к Сурковой поляне), донести туда тяжелые рюкзаки и собственные бренные тела...

Первоначально запланированный нами пер. Егорова (2А, 4700), рядом с которым мы находились, для акклиматизации был уже не нужен: поневоле мы уже получили ночевку на высоте около 4700 на Пулковском Траверсе. В качестве технического препятствия перевал категории 2А для маршрута 6 к. с. также не имеет значения. Так что для нас вопрос о целесообразности его прохождения сводился к вопросу: какой из ледников легче проходим: Мумбни, на котором мы находились в настоящий момент, или Шокальского по ту сторону перевала. Сказать, что лед. Мумбни совсем плох, значило не сказать ничего. Но лучше ли лед. Шокальского... мы были не в курсе. Исходные данные для принятия решения имелись такие.

• Мы уже отставали от графика на 3 дня, отчасти из-за пониженного темпа движения (тяжелые рюкзаки), но в основном из-за невозможности пройти пер. Пулковский I по классическому простому пути.
  • Прохождение пер. Егорова с тяжелыми рюкзаками точно потребовало бы больше времени, чем прохождение участка лед. Гармо между устьями соответствующих ледников: за счет отказа от Егорова можно было бы сэкономить время.
  • Текущее состояние лед. Шокальского по сравнению с лед. Мумбни нам было неизвестно. Но, согласно карте, лед. Шокальского в полтора раза длиннее. Если он при этом так же разорван, как Мумбни, то видимо, на нем бы наш маршрут и закончился (не успев начаться)...

Исходя из вышесказанного, мы приняли решение отказаться от сомнительных преимуществ пер. Егорова и прорываться вниз по лед. Мумбни. Описание прохождения лед. Мумбни дается от пер. Пулковский Траверс до Сурковой поляны, т. е. вместе с лед. Гармо, на котором тоже оказались нюансы. Забегая вперед, скажем: через 4 дня, двигаясь по лед. Гармо, мы наблюдали нижнюю часть лед. Шокальского. Она была очень сильно разорвана, с двумя ступенями ледопада от борта до борта. По-видимому, наше решение спускаться по Мумбни, несмотря ни на что, было правильным!

И еще один "фактор Мумбни" добавил маршруту напряженности. Учтя заметное отставание от графика, мы уже здесь начали экономить продукты, урезая пайки. В дальнейшем из-за огромных потерь времени нам пришлось радикально изменить часть маршрута и отказаться от своей заброски, лишившись тем самым еще части продуктов. Начиная отсюда, все оставшиеся 25 дней представляли собой бесконечную борьбу за выживание и за маршрут хоть в каком-то виде. За маршрут 6 к. с. — на полуторакратно урезанном рационе.

Из толкового словаря горно-туристских терминов

Мумбни

(мн. ч.) — обстоятельства материального или нематериального характера, препятствующие прохождению маршрута. В отличие от задницы, которая иногда представляет эстетическую ценность, мумбни ни при каких условиях не могут иметь позитивную окраску.

Мумбнуть

(сов.) — вопреки своему желанию внезапно очутиться в мумбнях.

Мумбнить

(несов.) — с мучительными напрягами выбираться из мумбней.

Мумбень

— ед. ч. от мумбни. Употребляется редко, т. к. мумбни почти никогда не приходят поодиночке.

Мумбец

— мумбень катастрофического масштаба, который, уж если пришел, предотвратить невозможно. Суффикс -ец подчеркивает фатальную неизбежность обстоятельств, зловещая сущность которых выражается корнем мумб-.

[Фото.036]

Фото.036 Схема прохождения лед. Мумбни на гуглоснимке. Треугольниками отмечены места ночевок. Подписаны характерные маневры, упоминаемые в тексте.

Итак, 24 июля после спуска с пер. Пулковский Траверс мы первый раз пересекли лед. Мумбни несколько выше по течению (там рвань была менее страшная), по правой снежной террасе чуть приспустились и в 17:45 заночевали у озерца напротив пер. Егорова (N38.761435, E71.961983, H4476). Упоминаемые здесь и далее конкретные маневры см. на гуглосхеме.

25 июля мы сделали, как обычно, ранний подъем, но тут выяснилось, что один участник захворал. Температура за 38°, не кашляет, явных признаков бронхита или пневмонии нет. Только дрищет. Но ситуация все равно тревожная, учитывая высоту 4500 и невозможность простым способом покинуть это место. В том числе нет возможности пешеходным путем сбросить высоту: ледник крайне труднопроходим. Группа очутилась в мумбнях (зловещий смысл термина см. в словарике выше).

Предположив, что высокая температура у участника, скорее всего, вызвана дристозом, отягощенным недостатком акклиматизации, мы приняли решение использовать этот день по максимуму для проведения глубокой разведки дальнейшего пути по леднику. А в это время больной будет лечиться ударными дозами соответствующих медикаментов.

С 6:10 до 11:30 отважные разведчики в связках искали проходы. Ледник был мало похож на привычный ледопад. Трещины и сераки перемежались с беспорядочными завалами из глыб льда всевозможных размеров, наваленных как попало и слабо скрепленных между собой. Внутри завалов виднелись пустоты, надежность мостов неочевидна. Что-то похожее руководитель видел один раз в жизни — гору смерзшихся айсбергов на озере Мерцбахера после слива. Только айсберги на Мерцбахера заканчивались через пару сотен метров, а тут ледник 10 км в длину... По правому борту лед. Мумбни прохода не оказалось, там начался прижим. По центру вообще безнадежно. Но удалось добраться до левого борта, а там можно было какое-то расстояние пройти по старым лавинным выносам. И главное, отдых и лечение больному явно помогли, температура упала.

26 июля все участники здоровы, в 6:10 выход. От места ночевки спустились на ледник, повесив при спуске в рандклюфт 1 веревку. За 2 ходки пересекли ледник по разведанному вчера пути (2-е пересечение). [Фото.037] [Фото.038] Ширина его здесь около километра. Еще несколько сот метров удалось пройти по леднику вниз, но лафа быстро кончилась: в месте впадения первого левого притока непроходимый ледопад. [Фото.039] Уродоваться по такому с нашими неподъемными кулями нет никакой возможности, поэтому снова отправили связку на разведку. Отважные разведчики выяснили, что надо еще раз пересекать ледник и пробовать рубиться по правому рандклюфту.

После 3-го пересечения вблизи правого берега был небольшой участок ледника, проходимый по снежникам, затем опять тупик. [Фото.040] Надо было как-то спускаться в рандклюфт. Руководителя отправили на разведку удостовериться, действительно ли нам туда надо. За это время успели сервировать обед на безопасном сераке (N38.764616, E71.935666, H4123). Разведка подтвердила очередное генеральное направление, и мы сдюльферяли туда, повесив в двух разных местах по веревке. [Фото.041] Относительно удобный для движения, рандклюфт позволил пройти еще несколько сот метров, после чего тоже закончился тупиковым разломом. [Фото.042]

Однако и это был еще не мумбец. Мы обнаружили метров на 50 выше на скальном борту что-то, похожее то ли на фирновую полку, то ли на карниз. Посланная туда разведка подтвердила: проходимо. Для подъема с рюкзаками повесили еще одну веревку. Дальше траверс (200 м) по узкой наклонной фирновой полке, в некоторых местах переходящей в карниз. [Фото.043] [Фото.044] Выглядит местами довольно стремно, падать есть куда, поэтому шли в связках, местами с попеременной страховкой через ледоруб или скальные выступы. Фирновая полка вывела на большой ригель, частично засыпанный старыми лавинными выносами, над ригелем большой водопад. [Фото.045] [Фото.046] Из-за водопада сыро, да и прилететь сверху что-нибудь может, ночевка в этом месте нежелательна. Но еще дальше просматривается что-то похожее на моренный карман. Чтобы туда попасть, надо с полкилометра траверсировать косогор. Попробуем пройти.

Этот косогор оказался не осыпным, а конгломератным, преодолеть по нему такое расстояние можно было только в кошках, и то очень утомительно. [Фото.047] Зато, перевалив через моренный вал, мы увидели широкую пойму правого притока Мумбни, и на той его стороне — плоскую травянистую поляну, идеальное место для ночевки, награда за праведные труды в течение 14-часового дня. Собрав последние силы, мы уже в сумерках достигли этой райской поляны и в 19:50 встали на ночевку. [Фото.048] Координаты поляны: N38.776075, E71.924941, H4096.

Фото.037 НБ: 2-е и 3-е пересечения лед. Мумбни для обхода прижима и ледопада

Фото.038 НБ: Правый борт в районе 2-го пересечения лед. Мумбни

Фото.039 НБ: Левый борт в районе 3-го пересечения лед. Мумбни

Фото.040 АБ: Обстановка перед спуском в правый рандклюфт после 3-го пересечения лед. Мумбни (вид вверх)

Фото.041 НБ: Спуск в правый рандклюфт после 3-го пересечения лед. Мумбни

Фото.042 НБ: Затор в правом рандклюфте перед подъемом на фирновый карниз. Вдали по правому борту виден выступ ригеля.

Фото.043 НБ: Движение по фирновому карнизу над рандклюфтом (вид назад)

Фото.044 НБ: Движение по фирновому карнизу над рандклюфтом (вид вперед)

Фото.045 НБ: Переход с фирнового карниза на ригель

Фото.046 АБ: Водопад над ригелем

Фото.047 НБ: Траверс по конгломерату до моренного кармана

Фото.048 ГСН: Утро в моренном кармане. Впереди снова выход на ледник.

27 июля вышли в 7:30. Сразу же после впадения в основной ледник притока, на котором мы ночевали, оказался очередной прижим. Пришлось снова забуриться в эту рвань (здесь лед уже открытый) и мумбнить по ней дальше. [Фото.049] Особенно трудно было пересекать левую половину ледника. Разведка долго искала проход, но все-таки добраться до левого рандклюфта, ниже слияния с притоком из цирка пер. Пулковский II, удалось (4-е пересечение). Первое время идти по конгломератному оврагу было неудобно, но чем дальше, тем лучше. Сразу за следующим левым притоком, который мы перешли по фирновому мосту, оказалось хорошее место для обеда, время 12:30, N38.782898, E71.908115, H3836. Здесь, на обеде, мы первый раз увидели местных паутов, которые, как потом оказалось, расплодились настолько, что заполонили всю долину Гармо и даже, похоже, сожрали всех сурков на Сурковой поляне.

В 14:35 мы вышли с обеда. Продолжая двигаться по левому рандклюфту, обошли язык лед. Мумбни и спустились к левому берегу вытекающей из него реки. [Фото.050] Не желая бродить реку, пробовали перед тем пересечь Мумбни в районе языка, но быстро поняли, что это дохлый номер. Не исключено, что можно было бы обойти устье реки по телу лед. Гармо, но это наверняка потребовало бы достаточно долгого обхода, так что и эта идея нам не понравилась. В 17:00 мы встали на ночевку в удобном месте на левом берегу рядом с чистым ручьем (N38.798230, E71.902278, H3613). Остаток вечера потратили на то, чтобы разведать возможные места переправы на завтра. Мутная р. Ванчдара разливается здесь на 4 рукава, дно неровное, течение сильное. Явно предпочтительного брода нет. Мы присмотрели несколько приемлемых мест и решили завтра пробовать их последовательно, начиная с верхнего, ближайшего к леднику. [Фото.051]

И еще. Мы обратили внимание на то, что язык ледника Мумбни (координаты: N38.796507, E71.903845, H3628) сместился примерно на 2 км ниже по долине по сравнению с отмеченным на всех картах!

Фото.049 НБ: 4-е пересечение лед. Мумбни

Фото.050 НБ: Река Ванчдара

Фото.051 ГСН: Язык лед. Мумбни. Стрелкой показано место брода через р. Ванчдара.

28 июля с самого утра приступили к переправе, благо ночевали рядом. Из выбранных с вечера мест, первым попробовали верхнее, рядом с ледником, из тех соображений, что там все рукава были примерно равной мощности. [Фото.052] [Фото.053] Бродили час, с 7:00 до 8:00, а потом еще час приходили в себя после холодной воды. Переправа оказалась трудная. Ширина каждого из 4 рукавов 5-7 м, глубина по колено, но течение очень сильное. Обычно такие предпочитают бродить стенкой, но тут очень неровное дно с крупными камнями, идти стенкой невозможно. Может быть, правильнее было бы сделать перильную переправу, но на организацию "честной" страховки (в 4 местах!) ушло бы много времени, в то время как вода, казалось, прибывала на глазах, надо было поторапливаться! В общем, помогая друг другу, переправились практически без потерь. Разве что один участник упустил трекинговую палочку, а у другого намок срулон. опрометчиво оставленный в наружном кармане куртки.

После брода мы поднялись по одному из саев на широкую травянистую террасу (терраса совершенно сухая, воды нет!) и пошли в направлении бокового кармана лед. Гармо. Но далеко по карману пройти не удалось из-за конгломератного прижима. Пришлось чуть вернуться для спуска на сам лед. Гармо. Ледник этот широкий, бугристый, почти полностью зачехлен, вдоль него тянется ряд моренных валов. В каком месте идти, очень не все равно, но теперь, после страшных мумбней, мы научились четко вычислять оптимальные проходы. В этом году удобно было идти по центру, чуть ближе к правому (орогр.) берегу. [Фото.054] Там прямая, широкая, довольно плоская промоина между моренными валами, ледовые овраги и прочие препятствия мешают сравнительно редко. Мы бы сказали, лед. Гармо в этом году более легко проходим, чем обычно.

В этот день больше ничего заслуживающего отдельного упоминания не происходило, кроме мерзких паутов, задолбавших нас совершенно. В 12:20 – 14:30 мы обедали (N38.827201, E71.902402, H3493), в 18:10 встали на ночевку на леднике примерно на полпути между устьями лед. Шокальского и Вавилова (N38.850066, E71.923005, H3645). Проходя мимо места слияния, обратили внимание, что вся нижняя часть лед. Шокальского (верхнюю с Гармо не видно) фактически представляет собой две ступени ледопада от борта до борта. [Фото.055] Этот ледник теперь разорван примерно так же, как Мумбни, и гораздо хуже, чем был раньше. Похоже, несмотря на все проблемы, решение выходить на лед. Гармо по Мумбни, а не по Шокальского, оказалось правильным!

Фото.052 НБ: Переправа через р. Ванчдара

Фото.053 НБ: Переправа через р. Ванчдара

Фото.054 ГСН: Ледник Гармо, вдали пики Коммунизма и Патриот

Фото.055 НБ: Язык лед. Шокальского

29 июля вышли в 6:05. Нам было хорошо известно (руководитель там хаживал в прошлом тысячелетии), что выше устья лед. Шокальского на левом (орогр.) борту Гармо есть удобный моренный карман с озером и тропой. Мы пересекли ледник от середины к борту, поднялись в карман, вскоре прошли мимо озера, и... дежавю, очередной мумбень! [Фото.056] Продолжение нашего кармана — как корова языком слизала! Дальше тропы нет, только скалы со свежими медвежьими какашками. Внизу под прижимом — ледопад от коллизии с лед. Вавилова. Пришлось по неудобному конгломерату спускаться обратно на ледник и возвращаться на его середину. Из-за кармана одно расстройство, только время потеряли. Забегая вперед, скажем: в завершающей части маршрута мы шли все время по центру лед. Гармо, карман этот использовать больше не было смысла.

Дальше мы перешли с Гармо на спокойный, открытый лед. Вавилова, пересекли его и поднялись на знаменитую Сурковую поляну по саю в ее ближайшем углу. [Фото.057] [Фото.058] Ручей на "Сурках" не работал (местный водопроводчик открывает его после обеда), так что мы поднялись на бугор к чистому теплому озеру, где остановились на полудневку, время 12:20, координаты: N38.870927, E71.956882, H3954. Полудневка была нужна, чтобы сформировать как раз занесенную сюда заброску, понять, что мы можем делать дальше, а также убить как можно больше паутов.

Таким образом, после прохождения через Дарвазский хребет перевалом Пулковский Траверс, нам пришлось еще два с половиной напряженных дня (не считая одного, полностью посвященного разведкам) распутывать сплошной 10-километровый "горизонтальный ледопад" ледника Мумбни. При этом пришлось 4 раза пересечь этот ледник от борта до борта и повесить на нем в разных местах 4 перильных веревки. С учетом трудности преодоления ледника, фактическая сложность нового пер. Пулковский Траверс (10 веревок и 4 дня на полное прохождение) однозначно поднимается до масштабной 3А, без каких-либо на то сомнений. По субъективным ощущениям, это препятствие кажется вообще самым трудным за весь наш маршрут. Конечно, его сложность опять понизится, когда лед. Мумбни упростится. Но в этом случае и сам Пулковский Траверс будет уже больше не нужен, так что этот частный вопрос на повестке дня не стоит.

Фото.056 НБ: Левый карман лед. Гармо с озером. Теперь здесь дальше пути нет.

Фото.057 АБ: Сурковая поляна. Показаны пути захода на поляну с лед. Гармо, спуска с нее на лед. Вавилова, местонахождение основных достопримечательностей.

Фото.058 ГСН: Теплое озеро на Сурковой поляне

Пер. Вавилова, 3Б, 5600, новый вариант спуска

После захода на Сурковую поляну через перевалы Пулковский I и Егорова у нас было запланировано кольцо вокруг пика Россия через перевалы Вавилова (3Б) и Россия (3Б), затем проход через ПФП (3Б) на поляну Москвина, и далее через перевалы на Муксу. Но обстоятельства сложились так, что маршрут с самого начала пошел не по плану. Из-за чудовищной подвижки лед. Мумбни нам пришлось вместо Пулковского и Егорова пройти новый сложный пер. Пулковский Траверс, а потом мучительно пробиваться через разломы Мумбни. В результате на Сурковую поляну мы пришли с задержкой на 6 дней и теперь стояли перед дилеммой (вернее, трилеммой).

• Если мы продолжаем движение строго по маршруту, в том числе через ПФП и поляну Москвина, то даже при самом благоприятном раскладе ГАРАНТИРОВАННО не успеваем к своему самолету. Для большинства участников это было совершенно неприемлемо. Любые другие пути с Сурков на Москвина, кроме ПФП — тоже не вариант. Они также технически сложны, но требуют еще больше времени.
  • Если мы отказываемся от кольца через Вавилова – Россию, то не можем сразу идти на ПФП из-за недостаточной акклиматизации (на тот момент мы имели ночевку на 4650). Перед этим надо куда-нибудь залезть и заночевать повыше, но так, чтобы быстро. Но достаточно высоких перевалов, подходящих для сквозного прохождения, поблизости нет. А если залезть куда-то радиально, то потом, скорее всего, определяющих препятствий для маршрута 6 к. с. нам не хватит.
  • Если мы проходим кольцо Вавилова – Россия, а потом идем на Муксу не через ПФП и поляну Москвина, а более прямолинейно, через ледники Гандо и Сугран (такой запасной вариант у нас на всякий случай был заявлен), то мы не можем воспользоваться своей заброской, доставленной на Москвина вертолетом. Следовательно, нам будет сильно не хватать продуктов, а также горючего.

Все варианты были плохие. Надо было выбирать между очень плохим, совсем плохим, и неприемлемым.

В результате непростого обсуждения, группа приняла решение сначала проходить кольцо вокруг России, согласно заявленному плану, а потом идти в сторону Муксу через перевалы между ледниками Дорофеева, Гандо, Сугран (через какие именно — определиться позже). Тем самым мы сразу отказывались от своей заброски на Москвина (в которой было заложено продуктов на 8 дней и 7 л бензина), заведомо обрекая себя на голодное прохождение маршрута. Здесь же, на Сурковой поляне, завхоз оприходовал все, что мы сюда принесли, распределил по дням на изменившийся маршрут. Получалось, что наша пайка должна быть урезана почти в полтора раза (400 г/чел./день вместо заложенных 600 г), и это на все последующие 20 ходовых дней! Также стало понятно, что мы вынуждены отказаться от дневок, ибо на дневках-то тоже надо бы что-то жрать, а еды-то нет! Весь дальнейший поход превращался в непрерывную борьбу за выживание, и за сохранение маршрута...

Зато рюкзаки приобрели, наконец, адекватный вес, и темп нашего движения теперь вполне соответствовал запланированному.

После пер. Вавилова мы собирались подходить к пер. Россия не стандартно, по лед. Бивачному и его притоку, лед. МГУ, а попробовать после предварительной разведки перевалить сразу к верховьям лед. МГУ через непройденное южное плечо п. Россия, сокращая путь и вообще не спускаясь на лед. Бивачный. Такой возможный вариант был у нас заявлен. Но информации по нему почти не было, т. к. по лед. Крутому (левому истоку Бивачного, куда обращены юго-западные склоны п. Россия) минимум лет так 35 даже сам Макар телят не гонял, а если кто и оказывался неподалеку, то в нужном нам направлении не фотографировал. Как раз наша следующая цель — "Плечо России" — и определила целесообразность прохождения среди всех перевалов хребта между пиками Патриот и Гармо именно пер. Вавилова как ближайшего к этому таинственному плечу. Заманчива также возможность предварительной рекогносцировки будущего препятствия: пер. Вавилова расположен почти точно напротив предполагаемого местонахождения искомого "Плеча России", и не исключено, что новый исследуемый перевал с Вавилова мог быть хорошо виден. Кроме того, хотя в "Перечне" у пер. Вавилова указана сравнительно небольшая высота, было подозрение, что это ошибка, и он, наоборот, из всех перевалов отрога самый высокий. Соответственно, мы получали бы там хорошую акклиматизацию для последующего прохождения высокого пер. Россия.

Пер. Вавилова до нас был пройден несколькими группами, и информация по нему была довольно богатая (особенно там порезвились харьковчане). Но, во-первых, отсутствовала свежая информация (последнее прохождение датируется 1981 годом, 36 лет назад!). А во-вторых, и имеющаяся была отчасти противоречива. Почти каждая группа норовила пройти перевал по-своему. Примечательно, что, несмотря на такое многообразие уже известных вариантов прохождения, и нам удалось отметиться на этом перевале новизной. В процессе разведки пути между пер. Вавилова и будущим "Южным Цирком России" мы обнаружили принципиально новый логичный вариант спуска на лед. Крутой, в совершенно другой цирк, и успешно реализовали его. Описание нового варианта прохождения пер. Вавилова дается от Сурковой поляны до ледника Крутого.

Местонахождение:

в главном хребте Академии Наук южнее п. Октябрьская Магистраль (5844). Связывает лед. Вавилова (правый приток №3) и лед. Крутой, северо-западный исток лед. Бивачного. Координаты седловины по GPS: N38.858269, E72.028372. Высота перевала в "Перечне" (5250) сильно занижена: GPS показал 5622 м.

3Б.

запад – восток.

ледовый.

Определяющая сторона:

перевал двусторонний. Восточная сторона определяющая, но и западная по совокупности тянет на неплохую 3А.

Направление прохождения:

с лед. Вавилова на лед. Крутой, с запада на восток.

Перепад высоты (по GPS):

на подъеме 1200 м (с ледопадом), на спуске 800 м.

Крутизна:

подъем в обход ледопада 35-40°, на перевальный взлет 45-50°, спуск в среднем 50°, в нижней части сброс 90°.

Время подъема:

в сумме 11 часов (от верха левобережной морены).

в сумме 14 часов.

Фактическое время прохождения:

31 июля – 2 августа 2017 г. 2 дня с небольшим.

Навешено перильных веревок:

24 * 50 м (7 на подъеме, 2 по гребню, 15 на спуске).

Ночевки:

пер. Вавилова имеет сложную орографию, спускаясь на все стороны каскадами снежно-ледовых ступеней, разделенных ледопадами. Можно ночевать на любой такой ступени. Рекомендуется принимать во внимание желательность раннего прохождения определенных участков. А именно, раннего обхода камнеопасной 2-й ступени ледопада со стороны лед. Вавилова и раннего начала движения на протяженной ледовой стене со стороны лед. Крутого.

Подъем

со стороны лед. Вавилова: сначала лавирование между ступенями ледопада, обход 2-й ступени ледопада по камнеопасному фирновому кулуару (500 м, 35-40°). Затем из верхнего цирка на перевальный взлет 7 веревок по льду.

Спуск

начинается с южного края седловины, в связках на восточное перевальное плато (осыпь, фирн, 200 м, 25-30°). Затем пересечь плато и выйти на восточный контрфорс. 2 веревки (подъем – спуск, лед) через жандарм на контрфорсе. Далее классический вариант спуска проходит по правой стороне контрфорса (сн-лд-ск-ос) к месту впадения лед. Крутого в лед. Бивачный. Наш новый вариант спуска ведет в другую сторону, к верховьям лед. Крутого: левее контрфорса 15 веревок по льду, смещаясь влево от линии схода возможных камнепадов. На последней веревке — ледовый сброс 15 м.

Потенциальные опасности:

наиболее опасен кулуар, позволяющий обойти верхнюю ступень ледопада со стороны лед. Вавилова (пробивается камнепадами, начиная с 9:00). Камнеопасен во второй половине дня может быть и сам перевальный взлет со стороны лед. Вавилова, а также верхняя часть ледового спуска на лед. Крутой — в этом месте нужно своевременно переместиться орогр. левее линии схода камней.

[Фото.059] [Фото.060] [Фото.061] [Фото.062]

Фото.059 Путь через пер. Вавилова на схеме Завьялова

Фото.060 Варианты пути через пер. Вавилова на гуглоснимке: красная линия — наш путь (треугольники — места ночевок), зеленая — рекомендуемый заход в цирк, синие — варианты предшественников

Фото.061 ГСН: Подъем на пер. Вавилова: красная линия — наш путь, синие — варианты предшественников

Фото.062 ГСН: Спуск с пер. Вавилова: красная линия — наш путь, треугольник — место ночевки на сераке, синяя линия — стандартный вариант

30 июля в 8:40 мы стартовали с Сурковой поляны на основную часть маршрута. Если предполагается идти вверх по лед. Вавилова (как в нашем случае), то выгоднее спуститься на ледник ближе к левой части поляны (по ходу). Обычно открытый лед. Вавилова бугристый, и идти по нему не очень-то удобно. Но нам показалось, что в этом году он глаже, чем обычно. Не особенно выбирая путь, но не забывая по дороге любоваться открывающимися видами на различные культовые перевалы, [Фото.063] [Фото.064] мы легко дошли примерно по центру ледника до разделительной морены между притоками №2 и №3.

В известной книге А. А. Алексеева "Дарвазский хребет" рекомендовано обходить устье притока №3, ведущего к пер. Вавилова, по ПРАВОБЕРЕЖНОЙ морене. Еще не наблюдая самого устья, мы увидели удобный подъем на эту морену со стороны предыдущего притока №2, [Фото.065] напротив которого находились, и решили сократить путь. На разделительную морену поднялись к 12:00. Наверху оказался карман, травянистая поляна с чистым ручьем, координаты: N38.857017, E71.985557, H4207. [Фото.066] Было ужасно жарко, так что группа остановилась на обед, а руководителя послала в это время с глаз подальше, разведать выход на нужный нам ледник. Оказалось, что на ледник-то выйти можно, но вот попадаешь при этом не совсем в то место, в какое надо. На самом деле лучше было бы идти не по правобережной, как написано у Алексеева, а по ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ морене ледника №3. [Фото.067] Именно левобережная морена оптимально ведет к нашему перевалу.

Выйдя в 14:40 (когда немного спала жара) с обеда, и перейдя через всю морену, мы спустились по леднику чуть ниже и там, ниже первой ступени ледопада, его пересекли. В ходе разведки руководитель пробовал пройти, наоборот, выше этой ступени, но там оказалось много широких трещин, и ничего не получилось. Затем, чуть поднявшись по левому рандклюфту, мы залезли по саю на нужную нам морену и в 18:00 на последних камешках остановились на ночевку (N38.851914, E71.995711, H4382). [Фото.068] За водой ходили к ручьям на находящийся рядом открытый ледник.

Фото.063 ГСН: Перевал Трон, пройденный новосибирцами в 1986 г., со стороны лед. Вавилова №1

Фото.064 ГСН: Непройденная перемычка Дарвазского Кругозора

Фото.065 ГСН: Пер. Вавилова со стороны лед. Вавилова. Треугольником отмечено место ночевки на морене.

Фото.066 ГСН: Карман на разделительной морене между ледниками Вавилова №2 и №3

Фото.067 НБ: Подъем на левобережную морену лед. Вавилова №3: красная линия — наш путь, желтая линия — возможно, предпочтительный путь

Фото.068 ГСН: Ночевка на левобережной морене перед 2-й ступенью ледопада пер. Вавилова

31 июля мы сделали экстремально ранний выход в 5:05, еще затемно. Ранний выход в этом месте важен для того, чтобы успеть преодолеть опасный обходной кулуар слева (орогр.) от 2-й ступени ледопада [Фото.069] до того, как этот кулуар начнет пробиваться камнепадами с отрога вершины 5646. За ходку мы подошли к подножию кулуара, еще за 2 ходки поднялись на кошках в связках по жесткому фирну, местами переходящему в лед, набрав около 500 м высоты. Крутизна 35-40°, предельная для подъема без перильной страховки. [Фото.070] Для спуска, или при менее благоприятном состоянии снега здесь, скорее всего, потребуется навеска перил. Наверху кулуара мы оказались в 8:00, и это было очень своевременно, потому что уже в 9:00 нижнюю часть кулуара на наших глазах накрыл первый значительный камнепад.

В 11:00 мы уже поднялись в верхний цирк, подошли собственно к перевальному взлету и приступили было к навеске перил. Но тут подкралась неожиданная засада: двое участников неосторожно задержались в середине перевального цирка, словили там солнечную "линзу" и стали совсем загибаться с симптомами, как при тепловом ударе. Вскоре стало понятно, что взять перевал сегодня такими темпами мы все равно не сможем. Пришлось вернуться на ровное место (N38.858576, E72.024280, H5287), для защиты от солнечной "сковородки" натянуть тент [Фото.071] и остаться на вынужденную полудневку в расчете наверстать все потери за завтрашний день. С 11:00 до 13:00 сохранившие бодрость участники сделали на взлете предварительную навеску 4 перильных веревок, присыпав ледобуры на станциях снегом против вытаивания. [Фото.072]

Во второй половине дня отдельные участки перевального взлета Вавилова камнеопасны. Эту потенциальную опасность мы предотвратили, проложив линию подъема в нижней части под защитой большого скального выступа (под самим выступом и справа от него по ходу), а далее по слабо выраженной выпуклости ледового склона. Помимо этого, безопасность обеспечивалась будущим утренним прохождением взлета.

Фото.069 ГСН: Обход 2-й ступени ледопада по камнеопасному кулуару (проходить только рано утром!)

Фото.070 НБ: Обход 2-й ступени ледопада по кулуару (вид назад)

Фото.071 ГСН: Вид из-под тента на "сковородке" под пер. Вавилова в сторону Мазарских Альп

Фото.072 ГСН: Предпровес на перевальный взлет Вавилова (из-под большого скального треугольника)

1 августа мы стартовали в 5:40, а в 8:30 были уже на седловине, пройдя навешенные с вечера 4 веревки и провесив еще 3 (итого 7 веревок, 350 м перил на подъем по льду крутизной 45-50°). [Фото.073] При необходимости на седловине можно поставить палатку, и даже есть покрытая льдом лужица с водой (пробурить лунку и определить толщину льда не пытались). [Фото.074] Сняли записку группы харьковчан под рук. Игоря Винокура от 8.08.1981, проходивших перевал 36 лет назад в том же направлении, что и мы. Координаты седловины: N38.858269, E72.028372, H5622. [Фото.075]

По информации от предшественников, с седловины надо прежде всего приспуститься на восточное перевальное плато, повесив прямо вниз немного веревки через ледовый лоб с бергшрундом. Вешать в первом попавшемся месте группа, однако, не захотела, а послала руководителя в разведку удостовериться, нельзя ли где пройти просто ногами. Руководитель прогулялся вдоль хребта к югу и обнаружил, что с дальнего края седловины, перед самым п. 5646, можно спуститься на плато в связках по широкому кулуару, частично фирновому, частично осыпному (200 м, 25-30°). [Фото.076] [Фото.077] Продолжать спуск прямо вниз с этого плато, однако, нельзя: оно обрывается на лед. Бивачный гигантским ледопадом. [Фото.078] Вместо этого надо пересечь все плато и спускаться по восточному контрфорсу п. Октябрьская Магистраль. Покинув седловину Вавилова в 9:30, мы за полторы ходки пересекли верхнее плато и поднялись на контрфорс, по которому проходит рекомендованный спуск к лед. Бивачному. На гребне контрфорса тоже есть возможность для ночевки, координаты: N38.861728, E72.039008, H5410. Здесь группа остановилась на обед (11:00 – 13:00), а в это время связка отважных разведчиков [Фото.079] прошла по гребню до начала крутого спуска, чтобы, во-первых, постараться рассмотреть получше сам предстоящий спуск, а во-вторых, посмотреть, не будет ли видно отсюда захода на южное плечо п. Россия или хотя бы места пересечения лед. Крутого в нужном направлении. Разведчики увидели начало классического спуска по гребню, проходящее по его правой (орогр.) стороне. [Фото.080] Но еще, что самое интересное, был хорошо виден вполне приемлемый подъем на искомое "Плечо России" по ту сторону долины, лед. Крутой практически под ногами (только что на полкилометра ниже), а главное, просматривающийся почти до ледника, на вид вполне безопасный другой вариант спуска — по ледовой стене, не направо, а налево от контрфорса — в точности туда, куда нам как раз и было надо, прямо под "Плечо России"!

Наскоро пообедав, группа прошла по гребню до начала только что разведанного нового варианта спуска. Для перелаза с рюкзаками через ближайший жандарм пришлось кинуть одну веревку на подъем, и еще одну на спуск с жандарма (обе по льду). Собственно "спуск налево" начали в 14:00. В самой верхней части (на веревках №2 и №3) есть опасность попасть под камнепад со скал контрфорса. Чтобы этого избежать, мы сразу же резко сместились левее (орогр.), подальше от желоба падения камней. [Фото.081] [Фото.082] [Фото.083] Впоследствии опасных участков больше не было. Но ледовая стена оказалась весьма протяженной. Навесив 13 веревок (650 м перил), мы все еще не добрались до подножия, хотя уже настали глубокие сумерки. Вдобавок, ниже просматривались какие-то сбросы, [Фото.084] дюльферять с которых по ночуге вовсе не улыбалось. И тут нам по пути попался надежный серак с площадкой наверху, как раз достаточных размеров для установки палатки. Добравшись до этого серака, мы и заночевали, время 21:00, координаты: N38.864777, E72.042234, H4995. [Фото.085] [Фото.086]

Фото.073 НБ: Подъем на пер. Вавилова

Фото.074 ГСН: Группа на седловине пер. Вавилова

Фото.075 Записка с пер. Вавилова

Фото.076 НБ: Спуск с перевала на верхнее плато и заход на восточный контрфорс

Фото.077 НБ: Спуск с перевала на верхнее плато (вид назад с контрфорса)

Фото.078 НБ: Профиль верхней части ледопада восточного плато пер. Вавилова, куда не надо спускаться (вид с контрфорса). На дальнем плане пик Гармо.

Фото.079 ГСН: Отважные разведчики на контрфорсе пер. Вавилова на фоне Южной стены п. Россия. Слева видна непройденная перемычка на лед. Беляева.

Фото.080 ГСН: Варианты спуска с восточного контрфорса пер. Вавилова: зеленая линия — наш вариант, сиреневая — вариант предшественников

Фото.081 ГСП: Спуск с восточного контрфорса пер. Вавилова (вид вверх)

Фото.082 НБ: Эпизод спуска с восточного контрфорса пер. Вавилова: Константин Ляпунов готовит станцию к сбросу. Станция организована под ледовым лбом преднамеренно: меньше срубать фирновой крошки до надежного льда, и есть защита от осколков из-под ног вышестоящих участников.

Фото.083 НБ: Спуск с восточного контрфорса пер. Вавилова на лед. Крутой: уход левее камнеопасного кулуара

Фото.084 НБ: Спуск с восточного контрфорса пер. Вавилова: траверс ледовой полки в обход большого сброса перед ночевкой. Серак, на котором мы потом установили палатку, находится непосредственно под передовой связкой.

Фото.085 НБ: Утренняя фотография ночевки на сераке. Видно начало вчерашнего спуска у самого верха скал.

Фото.086 ГСП: Траверс ледовой полки от места ночевки (виден серак, на котором еще стоят люди) к месту дальнейшего спуска на ледник

2 августа преднамеренно встали не слишком рано, чтобы в потемках с серака что-нибудь не упустить. Вышли в 7:30, вернулись туда, где вечером прервали спуск, и продолжили навеску. До пологого ледника хватило 2 веревок (одна из них через немного нависающий сброс 15 м). [Фото.087] Последнюю веревку сдернули в 9:30, за 2 ходки пересекли лед. Крутой и в 11:10 уже обедали в цирке предстоящего нового перевала, о котором пойдет речь в следующем разделе отчета.

Таким образом, через 36 лет после предшественников наша группа совершила очередное прохождение пер. Вавилова, но со спуском к верховьям лед. Крутого, в другой цирк и по принципиально новому пути. Не считая подходов, для прохождения потребовалось 2 дня, 7 перильных веревок на подъеме и 17 на спуске (итого 24 веревки, 1200 м перил, все ледовые). Можно сказать, что пер. Вавилова представляет собой классическую двустороннюю "разветвленную" 3Б: и подъем, и спуск многостадийные, допускают разнообразие вариантов, техническая сложность более или менее равномерно распределена между отдельными участками. Мы считаем, что из всех известных вариантов подъема со стороны лед. Вавилова скомпоновали оптимальную линию, и рекомендуем именно ее. Следует только обратить внимание на необходимость раннего прохождения кулуара у ледопада 2-й ступени. Пройденный нами принципиально новый вариант спуска — "Левый вариант", на север, а не на юг от восточного контрфорса мы считаем своей находкой. [Фото.088] С учетом местонахождения нашей следующей цели, он тоже оптимален, сокращает путь до лед. Крутого (но не до лед. Бивачного), и безопасен практически на всем протяжении. Короткий верхний участок можно сразу обезопасить, косым спуском влево уйдя с линии схода камней. В принципе, по такой же линии можно проходить перевал и в противоположном направлении, с лед. Крутого на лед. Вавилова. Хотя, если очередная цель находится не в верховьях лед. Крутого, как у нас, а в низовьях лед. Бивачного, то мы не можем сказать уверенно, где лучше спускаться на восток: налево по нашей линии, или же справа от контрфорса по линии харьковчан. По сложности обе линии сопоставимы. Правая, харьковская, может быть камнеопасна, но и наша, левая, может оказаться лавиноопасной при неблагоприятной снежной обстановке. Единственное, что можно утверждать категорически: спускаться с восточного перевального плато по опасному ледопаду (по пути Панова) не следует ни в коем случае!

Фото.087 АБ: Последняя веревка на спуске с пер. Вавилова: спуск с ледового сброса

Фото.088 ГСН: Ледовая стена пер. Вавилова, вид со стороны пер. Южный Цирк России. Справа п. Октябрьская Магистраль.

Пер. Южный Цирк России, 3А, 5400, п/п

Среди целого ряда (пока) не решенных туристских проблем на Памире стоит проблема нахождения возможно более прямого прохода между верховьями лед. Бивачного и лед. Беляева. Имеющийся обходной путь с западной стороны включает прохождение какого-либо перевала в хребте Академии Наук между пиками Патриот и Гармо: Вавилова (3Б), Хаджибей (3А), Бивачный (2Б), или Крыленко-Блещунова (3А), после чего следует прохождение лед. Вавилова (или существенной его части) и всего ледопада Беляева. Другой известный путь, с восточной стороны, заключается в прохождении высокого перевала Россия — через Плато Правды, со спуском по Грузинскому кулуару. Строго говоря, если группа движется от низовьев лед. Бивачного, то путь на Беляева через пер. Россия — самый что ни на есть логичный и прямой. Но если идти, наоборот, от верховьев, то придется спускаться довольно далеко вниз до середины лед. Бивачного, обходить отрог Глуховцева, там поворачивать на 180°, идти почти столько же в обратную сторону по притоку Бивачного — лед. МГУ, и только после этого можно попасть под Плато Правды. Такой обход усугубляется еще и тем, что оба ледника — и Бивачный, и МГУ — довольно сильно разорваны, их прохождение бывает весьма трудоемким. Заманчив мог бы быть путь непосредственно с верхнего истока лед. Бивачного — лед. Крутого — прямо на лед. Беляева через непройденную перемычку между пиками Патриот и Россия. К сожалению, реальность этого пути сомнительна из-за очевидной опасности и южной стены этой перемычки, и особенно северной. Нам удалось предложить свой вариант, радикально сокращающий дорогу от верховьев лед. Бивачного до Плато Правды. Разведанный и пройденный нами новый перевал через южное плечо п. Россия позволяет очень логично и безопасно подойти сразу почти под самую перемычку Радиоклуба (т. е. под начало подъема к Плато Правды), примерно к середине 3-й ступени ледопада МГУ, избегая необходимости распутывания нижних двух ступеней этого ледопада.

На самом деле пройденное нами южное плечо п. Россия — не совсем плечо, а довольно обширное плато. Плечи у п. Россия тоже есть, они гораздо дальше, под вершиной. Поэтому название "Плечо" для нового перевала не подходит, будет путаница. Но если назвать его: "Плато России", то тоже получится путаница, потому что всем известное Плато Правды само расположено под п. Россия, хотя и с противоположной стороны. Из этих соображений мы предлагаем название "Южный Цирк России". Ведь и плато с восточной стороны нашего перевала может рассматриваться как большой высотный цирк. И другой, западный перевальный цирк, находящийся под громадной Южной стеной России, тоже может логично ассоциироваться с этим названием.

Вся информация, которую мы имели об узле п. Россия с южной стороны — это гугл, да еще фотографии из старых отчетов, сделанные издалека, из района пер. Большой Фонтан. По фотографиям казалось, что с юга от п. Россия вроде должно быть какое-то плато, но разглядеть это место с уверенностью (в частности, оценить его ширину и крутизну) качество и ракурс фотографий не позволяли. Что касается гугла, то в нем отчетливо видны только крупные препятствия, такие как высокие скалистые хребты. Средние и мелкие препятствия (низкие отроги, ледопады), а также вертикальные ледовые сбросы при имеющемся разрешении в гугле плохо или никак не прорисованы, а на обширных заснеженных участках гуглоснимков вообще все сливается, давая однородное белое поле. Больше никакой информации, касающейся возможного характера, орографии, и даже конкретного местонахождения нового перевала, до похода у нас не было. Из-за такой неопределенности он был заявлен в разделе "сложных участков маршрута" в качестве одного из способов подхода к пер. Россия. Идти приходилось "с чистого листа", на месте импровизируя в поисках варианта подъема, при этом не зная заранее, куда в точности мы попадем на той стороне, и что нас там ждет. Описание прохождения перевала Южный Цирк России (сокращенно "ЮЦР") дается от ледника Крутого до 3-й ступени ледопада МГУ.

Местонахождение:

в восточном отроге хр. Академии Наук, юго-восточном отроге п. Россия, между пиками Россия (6875) и Глуховцева (5714). Связывает верховья лед. Крутого (северо-западный исток лед. Бивачного) с верховьями лед. МГУ (он же лед. Россия, левый приток лед. Бивачного). Предоставляет логичный подход к перемычке Радиоклуба и к подъему на пер. Россия с южной и юго-западной стороны. Координаты седловины по GPS: N38.883216, E72.053626, высота 5397 м.

Предлагаемая категория сложности:

юго-запад – северо-восток.

снежно-ледовый, ледопадный.

юго-западная.

Направление прохождения:

с лед. Крутого на лед. МГУ, с юго-запада на северо-восток, на подъем с определяющей стороны.

Перепад высоты (по GPS):

на подъеме 400 м, на спуске плато.

Крутизна:

в среднем 30°, на отдельных участках до 70°.

8 часов.

Время спуска:

условное, на спуске плато.

5 августа 2017 г.

Навешено перильных веревок:

3 * 50 м, через ледовые лбы.

Ночевки:

под перевалом с любой стороны. При выборе конкретного места ночевки следует обращать внимание на направления схода ледовых обвалов со стен п. Россия и не разбивать лагерь в опасной близости от них.

Подъем

с лед. Крутого представляет собой крутой мощный ледопад. Распутывать его надо примерно по центру оба борта разорваны еще сильнее, чем центр, и непригодны для прохождения. Большую часть ледопада можно пройти с одновременной страховкой, но на некоторых участках потребуется навеска перил.

Спуск

в сторону лед. МГУ условный, фирновое перевальное плато снижается полого, пока не упрется в правый край 3-й ступени ледопада МГУ. Затем можно продолжать спуск по лед. МГУ в сторону лед. Бивачного, либо поворачивать налево в направлении перемычки Радиоклуба и пер. Россия, в зависимости от дальнейшего маршрута.

Потенциальные опасности:

в случае неблагоприятной снежной обстановки возможна лавинная опасность на отдельных участках подъема со стороны лед. Крутого. Также нельзя разбивать лагерь слишком близко к кулуарам Южной стены п. Россия: возможны ледовые обвалы со стены.

[Фото.089] [Фото.090] [Фото.091] [Фото.092] [Фото.093]

Итак, 2 августа в 9:30 мы закончили спуск с пер. Вавилова и за 2 ходки пересекли лед. Крутой, обойдя зону трещин на входе в цирк нового перевала слева по ходу. По дороге наблюдали над пиком Гармо редкое атмосферное явление: прямолинейную радугу. [Фото.094] С 11:10 до 13:00 обедали (N38.879502, E72.041452, H4978), затем еще за ходку поднялись практически под самый взлет будущего пер. Южный Цирк России (ЮЦР), выбрали наиболее безопасное место, максимально удаленное от всех склонов, с которых может что-нибудь свалиться, и в 14:00 остановились на ночевку (N38.881076, E72.046999, H5027). Ни слишком простым, ни слишком коротким наш перевальный взлет не казался, подъем на такие начинают с раннего утра.

Ночью пришел запердон. На следующее утро, 3 августа, палатка была засыпана свежим снегом, вокруг сплошное молоко. [Фото.095] В отсутствие видимости первопрохождения таких перевалов не начинают. Пургуем.

Как на грех, у одного участника опять намерили температуру за 38°. Есть кашель, но вроде неглубокий. Высота около 5000. Подниматься еще выше нельзя, да и погода не позволяет. Идти вниз... вслепую по разорванным ледникам... и как же далеко из этого затерянного угла надо идти, чтобы дойти хоть до какой-нибудь цивилизации... Нет, тоже не вариант! Где-то мы что-то похожее уже видели: однако, дежавю, мумбнем пахнет!

Выбираться из новых мумбней придется своими силами. Для начала прописываем больному ударные дозы соответствующих медикаментов. Поскольку из-за непогоды пургуем все равно, то потерь ходового времени на лечение пока нет. Но еды и так в обрез, а тут еще эта досадная задержка! Проводится политинформация, в ходе которой руководитель озвучивает неприличное слово, наиболее точно характеризующее ситуацию, в которой очутилась группа. Завхоз объявляет о новом урезании питания. Пристальный подсчет показывает, что у нас также очень мало бензина. Включаем режим жесткой экономии горючего: в обед чай не варим, пьем из термосов все варки, и вечерние, и утренние — только внутри палатки.

Фото.089 Орография пер. Южный Цирк России (ЮЦР) на схеме Завьялова: красная линия — пройденный нами путь, сиреневая — традиционный путь в обход по ледникам Бивачному и МГУ

Фото.090 Орография пер. Южный Цирк России (ЮЦР) на гуглоснимке: красная линия — пройденный нами путь (треугольники — места ночевок), сиреневая — традиционный путь в обход по ледникам Бивачному и МГУ

Фото.091 ГСН: Южная стена п. Россия и пер. Южный Цирк России, вид с контрфорса пер. Вавилова. Слева непройденная перемычка на лед. Беляева.

Фото.092 ГСН: Схема подъема на пер. Южный Цирк России с лед. Крутого. Отмечены характерные участки ледопада, упоминаемые в тексте. Нижний участок перил — 2 веревки, верхний — 1 веревка.

Фото.093 ГСН: Путь между пер. Южный Цирк России и перемычкой Радиоклуба по лед. МГУ

Фото.094 ГСН: Прямолинейная радуга над пиком Гармо и перевалом Вавилова

Фото.095 ГСП: Последствия запердона под пер. Южный Цирк России

4 августа запердон продолжается. За бортом все то же молоко. Пургуем дальше. Между тем, в нашем цирке пошла канонада. Со стен России начало регулярно бахать. В тумане не видно, откуда и куда сходит. По звуку кажется, что близко, и от этого становится не по себе. Вроде мы, когда позавчера ставили палатку, то пришли к определенному мнению, что здесь безопасно, вот бы убедиться в этом поточнее...

Забегая вперед, можно успокоить взволнованного читателя: когда ближе к вечеру в тучах появились просветы, мы увидели под стеной России два мощных скальных контрфорса, отходящих от стены под углом и отсекающих все обвалы в глубокие кулуары, в противоположную сторону от нашей стоянки. [Фото.096] Предусмотрительность при выборе места ночевки нас не подвела!

Настало время принимать трудное решение: что делать дальше? Запасных вариантов здесь нет, только аварийные. Любое отступление из этого мумбня потребует настолько много времени, что автоматически будет означать прекращение маршрута. Зато больной как будто выздоровел, температуры больше нет, да и кашель вроде тоже стал меньше. Решаем бороться за маршрут. Если утром хорошая погода, идем на перевал. Если плохая, то вниз, а дальше по обстановке...

Фото.096 ГСН: Вид с места ночевки на стены п. Россия. Стрелками показаны направления схода обвалов, отсекаемых контрфорсами в косые кулуары.

5 августа с утра хорошая погода, выходим в 8:15. Сначала в связках направляемся на левый (здесь и далее при описании этого перевала по ходу) край перевального взлета. Свежевыпавший снег мешает, но его не так много, "кучерявый" ледопадный склон не лавиноопасен. Подойдя к первому ледовому сбросу, организуем две разведки. Одна связка идет еще левее — проверить, нельзя ли просочиться под скалы и обойти там весь ледопад. [Фото.097] Эта разведка приносит отрицательный результат. Параллельно другая, во главе с руководителем, проходит направо и делает вывод, что там и надо пробовать распутать нижнюю часть ледопада. А дальше будет видно.

Вешаем 2 веревки перил [Фото.098] [Фото.099] (первая через крутой ледовый лоб 15 м, 70°). Нижний большой сброс наши перила обходят справа, следующий — слева. Дальше в связках под центральный пояс больших разломов, крутизна предельная для движения с рюкзаком без перильной страховки. Под большими разломами обнаруживается снежная подушка, одна связка отдыхает, другая вновь отправляется на разведку. [Фото.100] Надо найти обход центрального разлома и, самое главное, понять, что можно сделать с самым большим сбросом — верхним. Разведка устанавливает, что центральный разлом обходится справа по ходу. Там круто, но глыбы льда лежат ступенями и позволяют подниматься, не вешая перил. Дальше сильно разорванный участок с ненадежными, но проходимыми мостами. А под самым большим верхним сбросом обнаруживается узкий карниз, [Фото.101] [Фото.102] позволяющий просочиться налево до места, где этот сброс почти что сходит на нет. Смотрится стремно, падать есть куда, адреналин бурлит. От конца карниза мы вешаем третью перильную веревку, через него и дальше, пока склон над сбросом не выполаживается. Над верхним сбросом безопасное фирновое поле, [Фото.103] время 13:20, останавливаемся на обед (N38.881779, E72.052413, H5298). Здесь оказывается "линза", как перед пер. Вавилова. От жары начинает "плющить". Приходится остужать тело всеми доступными способами, вплоть до охлаждения в снегу.

В 15:10 заканчиваем обед и в связках за ходку поднимаемся на перевал. [Фото.104] [Фото.105] Большой карниз на широкой седловине обходим слева по ходу, и в 16:00 перевал взят! На теплых скалах чуть ближе к пику Россия отдыхаем, фотографируемся, любуемся шикарными видами, с энтузиазмом строим тур. [Фото.106] [Фото.107] [Фото.108] Координаты тура: N38.883216, E72.053626, H5397. Поступает предложение назвать новый перевал "Южный Цирк России": еще перед подъемом мы засматривались на стены пика Россия, так задирая головы, только что не спадывала каска. Но и с этой стороны Россия выглядит очень монументально, хотя и по-другому.

Перевальное плато полого спускается к северо-востоку, взлета с той стороны нет. Мы пока еще не знаем точно, в какое место ледника МГУ попадем. В 17:15 начинаем движение от тура и через ходку доходим до развилки. Направо стекает вниз разорванный лед. МГУ, налево просматривается седловина, оказывающаяся при ближайшем рассмотрении перемычкой Радиоклуба. Попали точно в яблочко, точнее и не бывает! Начало подхода к перемычке Радиоклуба выглядит вполне оптимистично, а дальше — утро вечера мудренее! В 18:00 останавливаемся здесь на ночевку в приподнятом настроении, координаты места: N38.893894, E72.059991, H5225.

Таким образом, найденный нами новый перевал Южный Цирк России (ЮЦР) предоставляет короткий, логичный, безопасный и очень видовой проход из верховьев лед. Бивачного и лед. Крутого в верховья лед. МГУ, под перемычку Радиоклуба, Плато Правды и пер. Россия. Он удобен и для прохождения в обратную сторону — если, скажем, после спуска с Плато Правды группе надо на запад либо на юг, через перевалы на лед. РГО. В принципе, пер. ЮЦР можно пройти и сам по себе, хотя это уже не так логично, поскольку тогда проход по лед. Бивачному наверняка займет меньше времени.

В процессе прохождения пер. ЮЦР наша группа обошлась навеской всего трех перильных веревок в двух разных местах. Тем не менее, мы полагаем, что его сложность соответствует 3А. Умеренное количество перильных веревок вообще характерно для перевалов ледопадного характера. Так, кажущийся наиболее очевидным путь подъема (чуть левее центра) на самом деле более крутой. Там-то мы бы и повесили столько веревок, сколько надо, и все равно потом уперлись бы в разломы. А вот зигзагообразная линия, требующая минимального использования перил, заранее не читается (и может год от года меняться), из-за чего во время прохождения нам пришлось трижды устроить довольно глубокие разведки. Во многих местах крутизна предельна для движения в связках, менее квалифицированная группа, скорее всего, шла бы там по перилам. Вероятно, больше перил понадобится также и при прохождении его в противоположном направлении. Перевал вынуждает все время думать, по ощущениям он сложнее ряда других, классических, прямолинейных "троек-А". Ну и наконец, ТАКИХ диких ледопадов, как этот, на "двойках-Б" уж точно не бывает!

Фото.097 НБ: Разведка пути обхода нижнего ледового сброса пер. Южный Цирк России вдоль правого (орогр.) борта. Дала отрицательный результат, там мы не пошли.

Фото.098 НБ: 1-я веревка на пер. Южный Цирк России (вид выше ледового лба)

Фото.099 НБ: Внизу под сераком видна станция крепления 2-й веревки на пер. Южный Цирк России

Фото.100 НБ: Разведка пути обхода центрального сброса на пер. Южный Цирк России. Внизу видна снежная подушка, с которой была начата эта разведка.

Фото.101 НБ: Разведка пути обхода по карнизу большого верхнего сброса на пер. Южный Цирк России (вид влево по ходу)

Фото.102 ГСП: Разведка пути обхода по карнизу большого верхнего сброса на пер. Южный Цирк России (вид вправо по ходу)

Фото.103 ГСН: Фирновое поле над ледопадом пер. Южный Цирк России

Фото.104 НБ: Выход на седловину пер. Южный Цирк России

Фото.105 АБ: Вид с седловины пер. Южный Цирк России назад в сторону пройденного подъема. Видна цепочка следов и две утоптанные площадки: для ночевки (внизу на леднике) и обеда (вверху на снежном поле).

Фото.106 НБ: Седловина пер. Южный Цирк России на фоне п. Россия. Стрелкой отмечено местонахождение тура.

Фото.107 ГСН: Группа у тура на пер. Южный Цирк России

Фото.108 ГСН: Вдали пики Дзержинского и Ленина, вид с пер. Южный Цирк России

Пер. Россия, 3Б, 6200

Пер. Россия, ведущий с лед. Бивачного на лед. Беляева через перемычку Радиоклуба, Плато Правды и Грузинский кулуар, несмотря на категорию 3Б и значительную высоту, всегда был привлекателен, и туристы ходили через него неоднократно. Этот перевал относительно безопасный и исключительно видовой, поскольку расположен между двумя высочайшими вершинами узла: пиком Коммунизма (7495) и пиком Россия (6875). Более того, путь через пер. Россия со стороны лед. Беляева проходит непосредственно вдоль подножия знаменитой Южной стены Коммунизма, так близко к ней, что от одного взгляда на стену незастегнутая каска тут же сваливается с головы. В последние годы, однако, этот перевал более популярен как часть пути на (или через) пик Коммунизма по маршруту Тамма. За последние несколько лет все три группы, поднявшиеся на Плато Правды (которым является седловина пер. Россия), уходили с него на п. Коммунизма. Последнее же сквозное прохождение пер. Россия имело место в 2006 году, 11 лет назад, командой москвичей под рук. Даниила Попова.

Мы, как и группа Попова, поднялись на пер. Россия с лед. МГУ по гребню п. Россия через перемычку Радиоклуба и спустились на лед. Беляева по Грузинскому кулуару. Однако мы осуществили нестандартный подход к перевалу: не с самого низа, с лед. Бивачного через все ступени ледопада МГУ, а непосредственно из самых верховьев лед. Бивачного через ранее не пройденный пер. Южный Цирк России, минуя обе нижние ступени ледопада лед. МГУ и часть 3-й ступени, преодолев Большой Разлом в новом, ранее не разведанном месте. Еще у нас получилась не совсем обычная линия спуска в верхней части Грузинского кулуара с ночевкой в нестандартном месте. Описание прохождения пер. Россия дается от верховьев лед. МГУ до Сурковой поляны.

Местонахождение:

в главном хребте Академии Наук между пиками Коммунизма и Россия. Связывает лед. МГУ (один из истоков лед. Бивачного) и лед. Беляева (один из истоков лед. Гармо). Координаты седловины условны, т. к. седловиной пер. Россия является довольно обширное (2x2 км) Плато Правды. Координаты места спуска на Плато с гребня п. Россия: N38.907524, E72.044352, координаты входа в Грузинский кулуар на противоположном краю Плато: N38.909785, E72.022024. Высота в разных местах Плато Правды варьируется от 6150 до 6200 м.

3Б.

восток – северо-запад.

Характер:

комбинированный, в основном снежно-ледовый.

Определяющая сторона:

перевал двусторонний. Северо-западная сторона технически более насыщенная, но и восточная по совокупности тянет на качественную высотную 3А.

Направление прохождения:

с лед. МГУ на лед. Беляева, с востока на северо-запад.

Перепад высоты (по GPS):

на подъеме 1000 м (включая ледопад), на спуске 1300 м.

Крутизна:

на подъеме 30-45°, на спуске 40-50°, на сбросах до 90°.

в сумме 12 часов.

в сумме 13 часов.

Фактическое время прохождения:

6 – 8 августа 2017 г. 3 дня от ледника до ледника.

Навешено перильных веревок:

16 * 50 м (2 на подъеме — на перемычку Радиоклуба и на жандарм в гребне, 14 на спуске в Грузинском кулуаре). Впоследствии навешено еще 2 веревки при обходе ледопада Беляева.

Ночевки:

на ледниках с каждой стороны, в цирке и на перемычке Радиоклуба, на Плато Правды. Ночевки на перемычке Радиоклуба и на Плато Правды безопасны, но ветрены. Часто ночуют в верхней части Грузинского кулуара, т. к. крайне сложно преодолеть весь кулуар за день. При необходимости ночевать в кулуаре, рекомендуем найденную нами удобную и безопасную мульду справа под скалами (место на одну большую палатку). На лед. Беляева рекомендуется ночевать на Грузинских стоянках.

Подъем

со стороны лед. МГУ многостадийный. Сначала надо преодолеть ледопады лед. МГУ. Благодаря использованию нового пер. ЮЦР, мы миновали первые 2 ступени ледопада и подошли сразу под 3-ю. Перепад высоты на этой ступени 200 м, основная сложность — преодоление широкой трещины ("Большого Разлома"). Затем подъем на перемычку Радиоклуба (снег-лед, 300 м, до 45°, обычно приходится навешивать перила). Далее фирновый гребень (перепад 500 м, крутизна 25-30°, в связках). В гребне скальный жандарм (1 веревка, крутизна от 40° до 70°). Спуск с гребня на Плато Правды и его пересечение — закрытый ледник, трещины проблем не представляют.

Спуск

на лед. Беляева проходит по Грузинскому кулуару. Есть вариант по ребру, ограничивающему кулуар слева (ребро Некрасова), но им не пользуются. Кулуар снежно-ледовый, 1000 м, 40-50°, на ледовых сбросах локально до 90°. Ледопад у подножия кулуара (200 м) обходится справа. Следует готовиться к проблемам также при преодолении ледопада Беляева в районе его стыка с лед. Липского и Гармо.

Потенциальные опасности:

при неблагоприятной снежной обстановке взлет перемычки Радиоклуба может стать лавиноопасным. Считается потенциально опасным Грузинский кулуар. И действительно, в кулуаре видны многочисленные следы ледовых обвалов. Тем не менее, несчастные случаи в Грузинском кулуаре нам неизвестны. И во время нашего прохождения 7 – 8 августа в кулуаре ни разу ничего не съехало и не обвалилось. По-видимому, лавины там сходят, может, и большие, но редко. Мы полагаем, что в целом пер. Россия — одна из наиболее безопасных высотных 3Б в районе.

[Фото.109] [Фото.110] [Фото.111] [Фото.112]

6 августа в 6:45 мы стартовали с места ночевки на повороте от только что пройденного нового перевала ЮЦР в направлении Радиоклуба. За полходки дошли до основания ледопада. Это 3-я, самая проблематичная ступень лед. МГУ. Обычно к ней выходят снизу, со стороны левого (орогр.) борта, где заканчивается прохождение предыдущей, 2-й ступени. Мы же зашли с фланга, со стороны пер. ЮЦР, [Фото.113] к противоположному, правому борту 3-й ступени, по высоте в районе ее центральной части. Как выглядит ледопад в том месте, где все его распутывали до нас, мы из-за перегиба не видели. С нашей стороны это была своеобразная "лестница" из четырех гигантских ледовых ступеней. [Фото.114] [Фото.115] Крутизна около 30°, предельная для движения с одновременной страховкой по открытому льду. Нам удалось подняться по левой (орогр.) части этой "лестницы", между заглаженными ступенями и ледовым крошевом центральной части ледопада. Набрав 200 м высоты и не повесив здесь ни одной перильной веревки, мы за ходку подошли к "Большому Разлому", замыкающему весь ледопад.

Знаменитый Большой Разлом, который упоминается во всех без исключения описаниях подъема на Плато Правды с этой стороны — гигантская трещина, перекрывающая весь ледник от уха до уха. [Фото.116] Эта трещина есть всегда, располагается примерно в одном и том же месте, но выглядит год от года по-разному, и упражняется в ее преодолении каждая группа по-своему. Кто просачивается по скалам левого (орогр.) борта, кто спускается на дно и со дна рубится на другую сторону, кто в самом узком месте пробует перепрыгнуть, после чего устроить навесную переправу... Наша группа, похоже, первая, которая вышла с самого начала к правому (орогр.) участку Большого Разлома. Естественно, мы стали искать свой вариант именно здесь. Координаты места выхода к Разлому: N38.903679, E72.055643, H5427.

Преодолеть трещину с ходу не удалось. Можно было пробраться на дно и погулять вдоль него, но противоположный край оказался нависающим по всей ширине. [Фото.117] Несколько более перспективно выглядел участок ледопада правее (по ходу), ближе к центру. Там было страшное крошево, с сераками и провалами, но где есть сераки и крошево, там могут оказаться и мосты. Примерно часовая глубокая (в том числе и в прямом смысле) разведка принесла результат: удалось найти путь (видимо, единственный) через это крошево, по довольно хилым мостам и карнизам, но проходимый без навески перил. [Фото.118] После победного возвращения отважных разведчиков группа с рюкзаками по найденному пути за ходку преодолела ледопад, окружающий Большой Разлом, и в 10:30 остановилась на обед под перемычкой Радиоклуба. Яркое солнце уже давно освещало весь цирк, "сковородка" в этот день началась уже в 7:30, так что терять было нечего, раннего подъема на перемычку сегодня у нас все равно уже не получалось. Разлом разломом, а обед по расписанию...

Отдохнув, в 12:10 мы подошли к подножию перемычки Радиоклуба, [Фото.119] перелезли по одному из мостов через бергшрунд и попробовали начать подъем. Но раскисший снег на ледовом склоне не держал. Хуже того, по нему все время текло, периодически съезжали оползни из снежной каши, которые могли вызвать срыв связки (или лидера, если бы мы стали вешать перила). Опасность камнепадов с соседних скал тоже была налицо. Так что мы решили не испытывать судьбу. Гораздо легче, а главное, безопаснее будет подняться на перемычку с утра. Более того, утреннее прохождение, скорее всего, даже не приведет к задержке прохождения всего перевала в данном конкретном случае. Взвесив все обстоятельства, мы вернулись на ровное место в цирке, примерно туда, где обедали, и в 14:00 остановились там на ночевку (N38.907360, E72.056974, H5394). И, как потом выяснилось, поступили дальновидно. Вечером было очень ветрено, весь гребень в снежных флагах, [Фото.120] наверху бы нам не поздоровилось. А план прохождения на следующий день мы действительно нагнали.

Фото.109 Путь через пер. Россия на схеме Завьялова: красная линия — наш вариант, сиреневая линия — стандартный вариант подхода

Фото.110 Путь через пер. Россия на гуглоснимке подписаны ключевые места, треугольниками отмечены места ночевок

Фото.111 Орография окрестностей Большого Разлома на гуглоснимке: красная линия — наш подход с фланга, сиреневая линия — стандартный подход снизу, треугольниками отмечены места ночевок

Фото.112 ГСН: Спуск по Грузинскому кулуару треугольником отмечено место ночевки под контрфорсом

Фото.113 АБ: Вид на лед. МГУ с перемычки Радиоклуба: красная линия — наш путь со стороны пер. ЮЦР, сиреневая линия — традиционный путь со стороны лед. Бивачного

Фото.114 ГСН: Прохождение 3-й ступени ледопада МГУ и выход на гребень п. Россия

Фото.115 НБ: Прохождение 3-й ступени ледопада МГУ

Фото.116 НБ: Большой Разлом, внизу видны отдыхающие участники (снято во время разведки)

Фото.117 НБ: Большой Разлом

Фото.118 НБ: Характер прохода через Большой Разлом

Фото.119 ГСН: Подъем на перемычку Радиоклуба

Фото.120 ГСН: Снежные флаги на гребне п. Россия

7 августа мы стартовали в 6:20 и за ходку подошли к началу подъема на перемычку Радиоклуба. Тонкий слой снега на льду смерзся и позволил, несмотря на предельную крутизну (до 45°, 300 м), пройти почти весь взлет с одновременной страховкой. Только перед выходом на гребень, где оказались участки голого льда, пришлось повесить одну веревку 50 м. [Фото.121] [Фото.122] На перемычку мы поднялись в 9:00. Там есть площадки для ночевки, координаты: N38.909819, E72.052088, H5701. [Фото.123] [Фото.124]

От перемычки подъем продолжается по восточному гребню п. Россия. По нему надо набрать 500 м высоты. Вскоре встречается жандарм, опутанный археологическим макраме из древних веревок на разрушенных скалах (N38.908677, E72.048567, H5844). Пользоваться ископаемыми веревками, очевидно, нельзя, поэтому вешаем здесь одну свою, еще 50 м. [Фото.125] [Фото.126] Дальше гребень все время снежный, крутизна более или менее равномерная, позволяет подниматься в связках. Через 2 ходки после жандарма, перед очередным локальным выкручиванием гребня, появляется удобное место спуска на Плато Правды, [Фото.127] время 13:10, координаты: N38.907524, E72.044352, H6127. Спустившись на ровное плато, в 14:00 останавливаемся на обед.

Похоже, однако, что Плато Правды — место заколдованное. Большинство групп жалуются на плохую погоду и сильные ветра, как будто концентрирующиеся в этом месте. Вот и мы не успели начать обед, как налетел запердон и стал залеплять морды наших лиц. Когда вместо сала в разинутый рот стал набиваться в основном снег, мы предпочли по-быстрому закруглиться с обедом и стремительным домкратом двигать дальше. В буран, при полном отсутствии видимости пришлось пересекать Плато исключительно по приборам. [Фото.128] Когда через пару ходок, ориентируясь по GPS, мы все-таки выбрались точно к началу Грузинского кулуара (N38.909785, E72.022024, H6164), снегопад (но пока еще не ветер) тут же прекратился, как по мановению. Воистину, заколдованное плато!

На входе в Грузинский кулуар, как из преисподней, очень сильно дуло. Недаром это место так и называется: "Преисподняя". Тур здесь строить не из чего, а есть ли он на достаточно удаленных скалах пика Правды, проверять было некогда, да и не климат. Чтобы уйти за ветер, решаем, несмотря на вечернее время (17:00), приступить к спуску немедленно. Обычно рекомендуют в верхней части забирать левее, выйти на снежные поля в левой (орогр.) части кулуара, под ребро Некрасова, и там ночевать. Пройдя первые 3 веревки (голый лед, заглаженный ветром) [Фото.129] [Фото.130] и выйдя из узкой Преисподней на расширяющийся снежный склон, мы попробовали забирать влево. Но конфигурация разломов в Грузинском кулуаре, видимо, изменилась: там, слева, явно угадывался какой-то большой сброс. Опасаясь "заторчать" в сбросах на ночь глядя, мы изменили направление и продолжили навеску перил, целясь на нижний край контрфорса, ограничивающего кулуар справа. [Фото.131] [Фото.132] Пройдя 7 веревок (40-50°), в 19:00 мы достигли этого угла контрфорса, где еще издали заметили небольшую мульдочку под скалами. И правда, там оказалось просто замечательное место для палатки, [Фото.133] защищенное скальным гребешком и от ветра, и от возможных камнепадов сверху. Там мы и заночевали: N38.910500, E72.018583, H5965. Ниже угадывалась снежная полка, позволяющая, как мы рассчитывали, перейти отсюда к центру кулуара для продолжения спуска.

Фото.121 НБ: Подъем на перемычку Радиоклуба

Фото.122 ГСН: Выход на перемычку Радиоклуба. Впереди гребень п. Россия.

Фото.123 ГСН: Вдали пик Революции, вид с перемычки Радиоклуба

Фото.124 ГСН: Группа на перемычке Радиоклуба. Впереди гребень п. Россия.

Фото.125 НБ: Прохождение скального жандарма на гребне п. Россия

Фото.126 ГСН: Вид с гребня п. Россия. Вдали ледники Бивачный и Федченко, внизу — перемычка Радиоклуба.

Фото.127 ГСН: Переход с гребня п. Россия на Плато Правды. Указано местонахождение Грузинского кулуара.

Фото.128 НБ: Запердон на Плато Правды

Фото.129 НБ: Начало спуска в Грузинский кулуар, 1-я веревка

Фото.130 НБ: "Преисподняя" Грузинского кулуара

Фото.131 НБ: Спуск по Грузинскому кулуару: красная линия — наш путь к месту ночевки, сиреневая линия — стандартный путь спуска

Фото.132 НБ: Спуск к месту ночевки у края скал в Грузинском кулуаре

Фото.133 ГСН: Южная стена Коммунизма, вид с места ночевки в Грузинском кулуаре

8 августа вышли с места ночевки под скалами в 8:00. Чуть ниже траверсировали по снежной полке влево и продолжили спуск ближе к центру Грузинского кулуара. Но быстро стало ясно, что далеко пройти там не получится: вся средняя часть пересечена несколькими ледовыми сбросами от края до края. Перед первым таким сбросом пришлось снова принять правее и спускаться дальше, лавируя по фирновым полям между скоплениями сераков. [Фото.134] [Фото.135] Многие участки, несмотря на значительную крутизну, удалось пройти с одновременной страховкой. В нескольких местах пришлось организовывать разведки в поисках оптимального прохода или навешивать перила (1 – 2 веревки подряд). В одном из таких мест пришлось спуститься внутрь разлома, чтобы перейти его по довольно стремным мостам. [Фото.136] [Фото.137] [Фото.138] [Фото.139] Но именно на той стороне разлома был проход на более пологий склон, что сэкономило нам одну или две перильных веревки. Пост-фактум обозначить точное расположение навешенных перильных веревок по фотографии уже не представляется возможным. Примерная линия спуска, выводящая на большое поле над нижней ступенью ледопада, указана на схеме. В 14:00 мы, наконец, достигли этого поля и остановились там на обед, координаты: N38.916606, E72.009148, H5194.

В 15:20 продолжили спуск на лед. Беляева. Впереди нижняя ступень ледопада, [Фото.140] она обходится справа, под самыми стенами пиков Правды, и далее Коммунизма. От взгляда на эти стены непристегнутая каска тут же спадывает с затылка. [Фото.141] [Фото.142] Погода снова стала портиться, верх Грузинского кулуара затянула облачность, посыпал мокрый снег. Мы очень хотели к вечеру добежать до культовых Грузинских ночевок на лед. Беляева. Они находятся на морене под отрогами п. Куйбышева, но их точное местонахождение не было известно. Руководитель там был аж в прошлом тысячелетии (1986 г.), притом с другой стороны, и деталей не помнил. GPS же в 2006 г., когда там предыдущий раз проходили люди, еще не стал непременным прибором для навигации, так что координат тоже не было. Когда мы с поворота лед. Беляева уже могли бы увидеть нужную морену, как назло, упал туман. К счастью, нам все-таки удалось в разрывах облачности разглядеть в телеобъектив "Никона" хвост лежащего там вертолета, и, хорошо заприметив точное место, в 18:30 мы туда пришли. [Фото.143] На Грузинских ночевках есть несколько площадок под палатки, чистый ручей и куча всякой всячины. Обнаружилась даже канистра с каким-то горючим. На всякий случай мы не стали это горючее использовать, т. к., благодаря введенному перед ЮЦР режиму жесткой экономии бензина, оставшегося у нас количества точно должно было хватить. Координаты Грузинских ночевок: N38.904971, E71.975751, H4598.

Фото.134 НБ: Спуск по Грузинскому кулуару, подход к месту навески очередной веревки

Фото.135 НБ: Спуск по Грузинскому кулуару

Фото.136 ГСП: Спуск через разломы Грузинского кулуара

Фото.137 НБ: Спуск через разломы Грузинского кулуара

Фото.138 НБ: Спуск по Грузинскому кулуару

Фото.139 НБ: Спуск по Грузинскому кулуару

Фото.140 НБ: Нижняя ступень ледопада Грузинского кулуара (обходится орогр. справа)

Фото.141 ГСН: Южная стена Коммунизма

Фото.142 ГСН: Северная стена России и непройденная перемычка на лед. Крутой между пиками Россия (слева) и Патриот (справа)

Фото.143 ГСН: Грузинские ночевки. На дальнем плане перевал Трон, пройденный новосибирцами в 1986 г.

9 августа в 8:00 мы вышли с Грузинских ночевок дальше вниз по Беляева. Первую ходку продолжали идти по той же правой боковой морене под отрогом п. Куйбышева. Когда морена закончилась, перешли на центральную часть ледника, здесь она самая ровная. По мере дальнейшего спуска на середине лед. Беляева стали появляться моренные гряды. В районе, где лед. Беляева огибает отрог п. Трон Петра I, обнаружилось: ледник растаял настолько, что обнажился огромный бараний лоб с ледовым сбросом выше него. [Фото.144] Тем временем трещины вокруг нас становились все шире, но все еще более удобная для прохождения центральная часть ледника продолжала заманивать нас, как любознательный читатель уже догадался, в глубокую задницу. В 12:30 мы, наконец, уперлись в непроход, остановились прямо там на обед, в то время как руководителя послали поскакать по леднику с целью выяснить, куда двигаться дальше. Разведка показала, что и центр, и левый борт (под стенами Трона Петра I) непроходимы. Надо вернуться чуть назад, чтобы через лед. Липского и поляну "Сурки-3" (хотя и там может не оказаться прохода) прорываться к большой Сурковой поляне.

После обеда, в 13:50, мы так и сделали. Для поиска выхода с лед. Липского в правый моренный карман, где находятся Сурки-3, пришлось сделать еще одну разведку и полазить по серакам на передних зубьях. [Фото.145] На Сурках-3 (она же "Поляна Эдельвейсов", хотя там почему-то нет эдельвейсов) можно ночевать, есть большое теплое озеро, питающееся водами чистого ручья, координаты: N38.883336, E71.936864, H4058. [Фото.146] Спуск с Сурков-3 на другую сторону по травянистому склону слева от ручья приводит, если повезет, на лед. Гармо. Но нам не повезло, там была ярко выраженная глубокая задница. Поиски прохода на ходибельную часть ледника через сераки дали отрицательный результат. С этих сераков пришлось бы дюльферять по перилам, притом и сами сераки выглядели очень ненадежно, и сверху с них постоянно летели вытаивающие камни. В итоге мы повесили 1 веревку с отвесных бараньих лбов правее опасных сераков. [Фото.147] [Фото.148] [Фото.149] Рандклюфт под этими лбами тоже был очень плохой, но, по крайней мере, не такой камнеопасный. Еще 1 веревку (сложенную вдвое, чтобы ей же ее и сдергивать) кинули чуть дальше с небольшого серака на "более ровное" тело ледника. Спуск на лед. Гармо закончили в 18:00.

Теперь у нас появился шанс сегодня добраться до большой Сурковой поляны, где мы перед кольцом оставляли заброску, но только если мы успеем засветло пересечь лед. Гармо. [Фото.150] К счастью, прорваться на Сурки нам удалось. На поляну выходили слева, по ближайшему к п. Трон Петра I саю. Уже в 20:00, в глубоких сумерках, мы поднялись на наше озеро, при свете фонарей выкопали нетронутую заброску и заночевали, не забыв отметить диетическим (из-за продуктовых ограничений) праздничным ужином успешное прохождение пер. Россия.

Таким образом, мы совершили прохождение пер. Россия (3Б) с востока на запад, с лед. МГУ на лед. Беляева. Несмотря на то, что этот перевал до нас посещался неоднократно, мы и здесь отнеслись к его прохождению творчески. Предложен новый вариант подхода к перемычке Радиоклуба, позволяющий избежать распутывания двух нижних ступеней ледопада. Наш вариант выводит к зачастую проблемному Большому Разлому перед перемычкой Радиоклуба в другом месте, в котором, по нашему мнению, преодоление этой трещины более предпочтительно. Хотя тактика спуска по Грузинскому кулуару тоже хорошо известна, для нас этот спуск сложился так, что мы нашли новое место для ночевки в его верхней части, которое рекомендуем как более безопасное, чем другие.

На полное прохождение пер. Россия мы затратили 3 дня и навесили в совокупности 16 веревок (800 м перил), плюс еще 2 веревки (70 м перил) при спуске на лед. Гармо в обход опасных сераков. Получилась качественная 3Б, разнообразие технических участков на перевале не дает соскучиться, великолепные виды с него добавляют впечатлений. Рекомендуем!

Фото.144 ГСН: Растаявший борт ледника Беляева

Фото.145 ГСП: Ледопад Липского на подходе к Суркам-3

Фото.146 НБ: Теплое озеро на поляне Сурки-3 на стыке ледников Липского и Гармо

Фото.147 НБ: Бараньи лбы правого борта лед. Гармо. Спуск на ледник осуществлялся с дальней видимой на фотографии точки лбов.

Фото.148 ГСН: Спуск с бараньих лбов на лед. Гармо

Фото.149 ГСН: Место спуска с бараньих лбов на лед. Гармо (снято с Сурковой поляны телеобъективом)

Фото.150 ГСН: Обход ледопада Беляева через лед. Липского, Гармо и поляну Сурки-3

Пер. Аводара, 2А, 4950

По прибытии с лед. Беляева на Сурковую поляну группа встала перед следующей проблемой. Идти дальше через ПФП мы не могли, т. к. в этом случае гарантированно опаздывали на самолет. Предварительно, у нас было решение воспользоваться заявленным запасным вариантом: через лед. Липского, пер. Гандо, 30 лет Победы либо Мирный, лед. Гандо, пер. Летавета либо Юбилейный, лед. Сугран, и далее на Муксу. Самих этих перевалов мы не боялись, не боги горшки обжигают. Однако, прохождение такого запасного варианта в любом случае начиналось бы с лед. Липского, в ледопаде которого мы вчера уже натерпелись резко негативных ощущений. Нам показалось крайне нежелательным возвращаться туда и лезть по вертикальным, камнеопасным бараньим лбам вверх или, что еще опаснее, рубиться по ненадежным серакам, готовым от малейшего чиха обвалиться. Но и сходить с маршрута по заявленному аварийному варианту тоже не хотелось. С одной стороны, никак не вдохновляла кажущаяся свобода выбора между повторными мумбнями с пер. Пулковским или переправой через р. Киргизоб, хрен редьки не слаще. А главное, несмотря на острую нехватку продовольствия, группа не считала свое состояние аварийным и желала продолжать маршрут в более достойном виде.

В результате мы приняли решение вместо ранее заявленного в качестве запасного варианта пер. Гандо (3Б) идти на лед. Дорофеева через более простой пер. Аводара (2А), не связанный с необходимостью лазания по опасным серакам лед. Липского. После Аводары группа возвращалась на линию вышеупомянутого запасного варианта, продолжая его прохождение через пер. Летавета на Сугран – Муксу. Это изменение маршрута в сторону упрощения, вызванное соображениями безопасности, группа согласовала с выпускающей МКК через спутник.

Описание прохождения нашего единственного перевала НЕ 3-ей категории сложности — пер. Аводара — дается от Сурковой поляны до места слияния ледников Дорофеева и Гандо.

Местонахождение:

в южном отроге хр. Петра I (хр. ОПТЭ). Связывает р. Аводара (правый приток лед. Гармо) и лед. Дорофеева (левый приток лед. Гандо). Координаты седловины по GPS: N38.867828, E71.847572, высота 4945 м.

2А.

юг – север.

Характер:

подход с юга осыпной, перевальный взлет снежно-ледовый.

Определяющая сторона:

южная. Сложность определяется отрицательной осыпухой на подходе к верхнему перевальному цирку.

Направление прохождения:

с лед. Гармо на лед. Дорофеева, на подъем с определяющей стороны.

Перепад высоты (по GPS):

на подъеме 1600 м (включая отрицательную осыпуху), на спуске плато.

Крутизна:

на подъеме 30-45°, на спуске плато.

Время подъема:

в сумме 10 часов (включая отрицательную осыпуху).

не актуально.

Фактическое время прохождения:

11 – 12 августа 2017 г. 2 по полдня.

Ночевки:

на р. Аводара на райских стоянках, в перевальном цирке выше каньона, на лед. Дорофеева в любом месте.

Подъем

со стороны лед. Гармо: сначала в обход непроходимого каньона по кулуару (справа орогр., очень живая осыпь на конгломерате и разрушенных скалах, 500 м, 35-45°, лучше в кошках). Затем траверс конгломератного склона (400 м, лучше в кошках). Далее до перевального взлета — морены, открытый ледник. Взлет снежно-ледовый, 300 м, 30-35°. На седловине может быть карниз, обходить его, смотря по фактической обстановке.

Спуск

на лед. Дорофеева проблем не представляет.

Потенциальные опасности:

высокая камнепадоопасность при обходе каньона Аводары по кулуару (возможен сброс камней на нижестоящих участников), при неблагоприятной снежной обстановке возможна лавинная опасность на перевальном взлете с южной стороны.

10 августа в 14:30, после обеда, мы вышли с Сурковой поляны. Поздний выход объясняется необходимостью оприходовать свою заброску, ну и немножко отдохнуть тоже бы не мешало. А полноценную дневку себе позволить мы не могли: на дневке очень хотелось бы есть, а еда ограничена. Что касается питания, то мы продолжали его экономить, распределив 5-дневный рацион на 8 дней. Зато режим жесткой экономии бензина можно было отменить: имеющегося количества должно было хватить при штатном расходе.

Спустившись с поляны к устью лед. Вавилова, мы пошли вниз по Гармо, учитывая информацию, уже полученную во время захода сюда после Пулковского Траверса. По леднику придерживались линии движения чуть правее центра. В боковые карманы больше не заглядывали: уже проверено, что они тупиковые. Не нарвавшись в этот день ни на какие приключения, в 19:00 мы встали на ночевку на леднике где-то между устьями Шокальского и Мумбни. Координаты ночевки: N38.837168, E71.903052, H3550.

11 августа мы вышли в 6:00. Продолжали движение вниз по лед. Гармо, постепенно смещаясь от центра, где становилось все менее ровно, к правому борту, затем в правый рандклюфт. Погода не радовала устойчивостью. Один особенно злой запердон даже загнал нас на некоторое время под полиэтилен. Дойдя до места впадения р. Аводара, мы вскорячились по очень крутому руслу прозрачной речки (небольшая, переходится по камешкам) и в 10:00 очутились на райских стоянках в моренном кармане. [Фото.151] Здесь растет ивняк, по склонам арча, есть дрова и теплое озеро (правда, мелкое). Координаты стоянок Аводара: N38.828915, E71.863589, H3375. Мы смотрели, нельзя ли подняться в этот карман выше по течению лед. Гармо, но, похоже, нельзя: карман везде обрывается на ледник конгломератными сбросами.

Дальше по реке пройти нельзя, она уходит в каньон с большим водопадом. Дабы убедиться, как лучше обойти водопад, устроили глубокую разведку на склоны по обе стороны. Результативно закончив разведку в 12:30, решили тут же и пообедать, и только в 14:05 начали сам подъем.

Обход каньона Аводары осуществляется по правому (орогр.) склону. [Фото.152] [Фото.153] Там исключительно крутая, практически отрицательная осыпуха, перепад 500 м, 35-45°. Без рюкзака еще получается как-то корячиться на четырех костях, но под рюкзаком — только в кошках. Осыпь едет, подниматься по ней совершенно невозможно. [Фото.154] В одном месте идущий первым потревожил такой осыпной "ручеек", и он поехал вниз. Сначала мы смотрели на этот "оползень", потом стали фотографировать и снимать видео. В итоге тронулись дальше вверх, так и не дождавшись, пока "ручеек" сам остановится. Осыпные ручьи перемежаются с выходами конгломерата. Мы выбирали для движения именно такие участки конгломерата, на нем неплохо держали кошки.

По мере подъема осыпной склон сужается, превращаясь в кулуар. Чем дальше вверх, тем уже кулуар и толще партизаны. [Фото.155] Все меньше "надежного" конгломерата, больше осыпи поверх разрушенных скал. Есть опасность сброса камней на находящихся ниже участников. Но двигаться плотной группой затруднительно. Как только останавливаешься, чтобы подождать отстающих, склон под ногами начинает медленно ехать. Наконец, в 17:00 мы вздрючились на верх кулуара. [Фото.156] Там можно немного отдохнуть на травянистом гребешке. Рядом большой тур, отмечающий место для спуска вниз с перевала, координаты: N38.834328, E71.859062, H3856. Внизу виден вход реки в каньон. Спускаться туда не следует, надо траверсировать конгломератный склон (по-прежнему в кошках!) без потери высоты, целясь на начало выполаживания долины. [Фото.157] [Фото.158]

Дальше идет монотонный набор высоты вдоль ручья. В 17:40 попалась ровная площадка под палатку (видимо, единственная на этом ручье), где мы и заночевали (N38.838817, E71.856659, H3942). Подходить под самый перевальный взлет и ночевать на льду сочли нецелесообразным.

Фото.151 ГСН: Теплое озеро в кармане Аводары

Фото.152 ГСН: Райские ночевки и обход каньона р. Аводара по осыпному кулуару

Фото.153 НБ: Направление осыпного кулуара в обход каньона Аводары

Фото.154 НБ: Характер обходного кулуара в нижней части

Фото.155 НБ: Характер обходного кулуара в верхней части

Фото.156 НБ: Выход из обходного кулуара

Фото.157 ГСП: Траверс склона слева до ровных морен. Внизу каньон.

Фото.158 НБ: Вид назад из верхнего цирка пер. Аводара. Показано начало обходного кулуара. Видны долины по ту сторону Гармо: слева — Ванчдара, справа — Токаист.

12 августа мы вышли в 6:00 с места ночевки и в 10:35 подошли под перевал. Взлет около 300 м, 30-35°, на седловине есть карниз, который обходится справа по ходу. [Фото.159] [Фото.160] [Фото.161] На седловину мы поднялись в 11:50. Нашли тур, однако записки в нем не оказалось, только пустая баночка из-под фотопленки. [Фото.162] Погода была плохая, долго "загорать" на перевале не климатило. Оставив свою записку, в 12:20 мы покинули седловину. Координаты тура: N38.867828, E71.847572, H4945.

Спуск с пер. Аводара на лед. Дорофеева совсем маленький и пологий. [Фото.163] Можно сказать, его почти что нет. Закрытый лед. Дорофеева довольно ровный, проходится примерно по центру. На леднике регулярно встречаются зоны трещин, которые обходятся то с той, то с другой стороны. В целом, прохождение лед. Дорофеева проблем не представляет. [Фото.164] По мере приближения к лед. Гандо, лед. Дорофеева постепенно открывается, у правого борта появляется морена. Дождавшись появления удобного места, мы перешли на эту морену и в 18:00 разровняли на ней место для ночевки у ледникового озерца (N38.895856, E71.791557, H4340). Проведя короткую разведку предстоящего спуска на лед. Гандо, руководитель нашел ниже гораздо более удобные стоянки у большого озера на отсевчике, но перебазироваться туда было уже нецелесообразно.

Таким образом, в качестве запасного варианта мы совершили прохождение пер. Аводара — 2А, сложность которого, на наш взгляд, несмотря на наличие ледового перевального взлета, все-таки определяется именно осыпным косогором на подходах к перевалу. Не так часто встречается осыпь, лезть на которую приходится в кошках. О личном отношении к этому перевалу мы, пожалуй, скромно промолчим, но нашим кошакам он наверняка не понравился! Не Вискас!

Вероятно, проходить пер. Аводара в противоположном направлении легче, хотя и на спуск эта осыпуха раем не покажется. На подходе к каньону надо внимательно смотреть, чтобы не промахнуться мимо начала кулуара и не сигануть в водопад.

Пройдя пер. Аводара, мы теперь находились перед последним категорийным перевалом на нашем маршруте, о прохождении которого пойдет речь в следующем разделе.

Фото.159 ГСН: Подъем на пер. Аводара с юга

Фото.160 ГСН: Характер подъема на пер. Аводара. Видны долины по ту сторону Гармо: слева — Ванчдара, справа — Токаист.

Фото.161 НБ: Перелаз через карниз на пер. Аводара

Фото.162 НБ: Группа у тура на пер. Аводара

Фото.163 НБ: Спуск с пер. Аводара на лед. Дорофеева

Фото.164 НБ: Перевалы на лед. Дорофеева

Пер. Летавета, 3А, 5000

Пер. Летавета оказался последним категорийным препятствием на нашем маршруте. В прошлом он был достаточно популярен и неплохо изучен. Имея в виду пресловутый "эффект последнего перевала", наша группа отнеслась к нему со всей ответственностью, что позволило пройти перевал быстро, технично и безукоризненно с точки зрения безопасности. Описание дается от лед. Гандо до языка лед. Сугран.

Местонахождение:

в главном хребте Петра I между пиками Эдельштейна (5489) и Летавета (6046). Связывает большие ледники Гандо и Сугран. Перевал имеет две седловины, разделенные относительно невысоким пиком Кинохроники (5036): западную (Летавета-2) и восточную (Летавета-1). Наша группа проходила западную седловину (Летавета-2). Низшая точка седловины (вероятно, на ней же и тур) находится в стороне от места нашего подъема и спуска. Из-за ограниченного времени тур мы не искали. Координаты места пересечения седловины нашей группой: N38.929121, E71.779985, высота 4987 м.

юг – север.

снежно-ледовый.

северная.

Направление прохождения:

с лед. Гандо на лед. Сугран, по определяющей стороне на спуск.

Перепад высоты (по GPS):

на подъеме 400 м, на спуске 300 м.

Крутизна:

на подъеме 30-35°, на спуске 45-50°.

1 час.

3 часа.

Фактическое время прохождения:

14 августа 2017 г., перевал пройден за полдня.

Навешено перильных веревок:

7 * 50 м на спуск по льду.

Ночевки:

на ледниках с каждой стороны, в верхнем перевальном цирке со стороны лед. Гандо, на седловине. В целях быстрого и безопасного прохождения препятствия рекомендуется ночевка вблизи перевального взлета.

Подъем

со стороны лед. Гандо лучше всего планировать таким образом, чтобы ночевать в перевальном цирке и штурмовать взлет с самого раннего утра, по смерзшемуся фирну и при минимальной камнепадоопасности. Предпочтительная линия подъема — не на низшую точку седловины, а по одному из менее крутых и более заснеженных кулуаров правее по ходу. С большой вероятностью удастся подняться с одновременной страховкой (400 м, 30-35°), хотя при наличии голого льда на склоне, возможно, придется повесить пару веревок.

Спуск

на лед. Сугран мы рекомендуем осуществлять не с низшей точки седловины, а с крайней восточной, прямо вниз по льду вдоль склона п. Кинохроники, 300 м, 45-50° (красная линия на схеме). Существует и другой вариант — траверсировать к западу до низшей точки, спуститься на полку над большим сбросом (1 веревка), затем траверсировать по полке направо до края сброса, и оттуда прямо вниз (сиреневая линия на схеме). Этот вариант более короткий, возможно, потребует меньше перильных веревок, но более замысловатый и, на наш взгляд, менее надежный и менее безопасный.

Потенциальные опасности:

при неблагоприятной снежной обстановке возможна лавинная опасность на перевальном взлете со стороны лед. Сугран. Может наблюдаться камнепадоопасность со стороны лед. Гандо, где на снежно-ледовом склоне имеется множество выходов разрушенных скал. Мы полагаем, однако, что при условии раннего прохождения пер. Летавета достаточно безопасен.

[Фото.165] [Фото.166]

Фото.165 Путь через пер. Летавета на гуглоснимке треугольниками отмечены места ночевок

Фото.166 ГСН: Спуск с пер. Летавета: сиреневая линия — более короткий спуск, рекомендованный в первоисточниках красная линия — более безопасный спуск, рекомендуемый нами. Слева пик Кинохроники.

13 августа в 6:45 мы вышли с места ночевки на правой морене лед. Дорофеева. Погода с утра была ясная и непривычно морозная. Зато, наконец, отстали пауты, донимавшие нас на лед. Гармо и его притоках. За полторы ходки, пройдя по пути мимо замеченного вчера большого озера, [Фото.167] утром частично покрывшегося льдом (N38.901372, E71.785881, H4266), завернули за угол направо и там спустились на тело лед. Гандо. Про этот ледник бывалые туристы рассказывали нам разные страсти-мордасти, например, как его некая группа в течение трех дней только пересекала поперек, а уж чтоб пройти вдоль него, нечего и помышлять... Однако, в этом году Гандо выглядел весьма спокойным, более легкопроходимым, чем, например, Гармо. Наш перевал находился в точности напротив нас через ледник и был виден, как на ладони. [Фото.168] Еще за полторы ходки мы практически по прямой пересекли лед. Гандо и оказались перед конгломератно-осыпным лбом, преграждающим путь в перевальный цирк Летавета. Подниматься в цирк, по всей видимости, лучше всего по косому осыпному языку по диагонали снизу-справа налево-вверх (по ходу), так наименее круто. За полторы ходки зайдя в цирк таким образом (200 м, 30-35°), в 10:50 мы остановились там на солнечных камешках на ночевку, совмещенную с полудневкой [Фото.169] (N38.916273, E71.783447, H4518). Перевальный взлет находился совсем рядом. Подходить к нему еще ближе и ради этого ночевать на льду было лишено смысла. Но руководитель, как водится, с вечера прогулялся до открытого ледника посмотреть на предстоящее препятствие с близкого расстояния.

Полудневкой, которую перевал подарил за неожиданно бодрый подъем в цирк, группа воспользовалась по полной. Надо сказать, мы уже минимум дней 20 шли без отдыха на голодном пайке и порядком истощились. Заранее готовя группу к прохождению пер. Летавета, хитромудрый завхоз перераспределил варки таким образом, что непосредственно перед перевалом удалось обеспечить относительно сытный ужин, а наутро — ударное питание на завтрак. Вместе с отдыхом во 2-й половине дня на теплой площадке это восстановило силы и наверняка определило быстрый темп прохождения пер. Летавета на следующий день.

Фото.167 НБ: Теплое озеро на стыке ледников Дорофеева и Гандо с отражением пика Летавета

Фото.168 ГСН: Пер. Летавета со стороны лед. Гандо треугольником отмечено место ночевки в верхнем цирке

Фото.169 ГСН: Ночевка в верхнем цирке пер. Летавета показан подход от места предыдущей ночевки

14 августа мы вышли в 4:55, еще затемно, при свете фонарей. За час по ровному леднику подошли под перевальный взлет. [Фото.170] К этому моменту совсем рассвело, но до восхода солнца было еще далеко: кулуары закрыты отрогом п. Кинохроники. Холодно, но для нас это плюс: лучше проходить перевал по замерзшему снегу, чем по раскисшему. Наиболее удобный для подъема и безопасный один из правых (по ходу) кулуаров. Практически до самого верха он покрыт смерзшимся фирном, и только в верхней части, где открывался местами голый лед, короткий участок мы пролезли через несложный скальный выступ. [Фото.171] [Фото.172] [Фото.173] На седловину мы поднялись за час, с 6:00 до 7:00, не повесив ни одной веревки.

Седловина пер. Летавета широкая, с множеством мульд, разделенных скальными выходами. [Фото.174] [Фото.175] При необходимости на ней можно и ночевать. Мы вылезли на восточный край седловины, вплотную к склонам п. Кинохроники, куда нас привел подъемный кулуар, координаты этого места: N38.929121, E71.779985, H4987. Низшая перевальная точка существенно западнее, ближе к п. Эдельштейна, и тур, скорее всего, находится там же. Линия спуска, рекомендованная в первоисточниках, также начинается с низшей точки. Согласно этим рекомендациям, предполагается траверсировать до начала спуска, через небольшой сброс дюльферять на косую снежную полку, пройти по ней над большим сбросом до его края, и там еще несколько веревок (одна из них тоже через сброс). Но нам такая замысловатая траектория не понравилась, мы решили осуществить прямой и быстрый спуск вниз непосредственно с того места седловины, на котором находились, по склону п. Кинохроники. Еще дома, перед походом изучая фотографии северной стороны пер. Летавета, мы пришли к мнению, что такой спуск может оказаться предпочтителен. Но надо было поторапливаться, а до тура далеко. Поэтому мы решили тур не искать, а приступить к спуску немедленно, тем более, что на седловине было довольно холодно и ветрено.

На северную сторону перевала свисает небольшой карниз. Прежде всего мы разведали путь обхода этого карниза слева, а заодно повесили чуть ниже карниза первую веревку. [Фото.176] К собственно спуску приступили в 8:00. Первые 2 веревки шли практически прямо вниз. Фирн лежал на льду тонким слоем, ледобуры крутились хорошо. [Фото.177] Затем снега стало побольше, но зато на нашем пути оказался идущий до самого подножия постепенно углубляющийся бобслейный желоб. Днем мы бы посоветовали держаться от таких желобов подальше, но в данном случае было холодно, солнце еще пряталось далеко за пиком Кинохроники, снег крепко схватился, и съезжать там в ближайшее время было нечему. Рассчитывая успеть пройти весь спуск быстрее, чем склоны осветит солнце, мы начали использовать желоб. Дюльферяя, мы шли рядом с ним вдоль борта, а для устройства очередной станции спускались внутрь: на дне везде был близко голый лед. В противном случае нам пришлось бы либо глубоко рубиться до надежного льда через фирн, либо дергать снежные щиты-снегосбросы, теряя драгоценное время на каждой веревке.

В 10:00, через 2 часа после начала спуска, лидер уже вышел со склона на ровный ледник. Бергшрунд непосредственно под желобом оказался переметен и проблем не представлял. Склоны перевала и слева, и справа уже начали освещаться солнцем, и только линия нашего спуска по-прежнему оставалась в тени. Солнце первый раз осветило желоб, уже когда последнюю, 7-ю веревку готовили к сдергиванию. [Фото.178] Замыкающий участник закончил спуск в 11:00.

За час мы пересекли верхнюю часть лед. Сугран от подножия перевала к ледопаду, на первые камешки (N38.942884, E71.763777, H4556). С 12:00 до 13:30 обедали. Последующая глубокая (1.5 часа) разведка подтвердила, что по центру и по левой стороне ледника дальше прохода нет. Зато можно спуститься по правому рандклюфту и выйти на относительно спокойный лед. Родионова чуть выше его впадения в разорванный в этом месте Сугран. [Фото.179] Затем мы пересекли лед. Родионова и к 17:30 вышли на правую боковую морену Суграна (N38.955659, E71.754908, H4574). Дальше по правому борту пару километров идет моренный карман с ручьем, сначала мутным, а потом и чистым. Ближе к концу кармана находятся старые альпинистские стоянки, [Фото.180] координаты: N38.951079, E71.741280, H4409. Отсюда во времена СССР совершали восхождения на п. Москва. Здесь в 18:30 мы остановились на ночевку. По большому счету, если не брать во внимание тропу через Белькандоу, дальше только вниз!

Фото.170 ГСН: Подъем на пер. Летавета треугольником отмечено место ночевки

Фото.171 НБ: Подъем на пер. Летавета показан заход на седловину

Фото.172 НБ: Подъем на пер. Летавета

Фото.173 НБ: Скальный участок перед седловиной пер. Летавета

Фото.174 ГСН: Вид с седловины пер. Летавета в сторону лед. Дорофеева

Фото.175 НБ: Вид вдоль седловины пер. Летавета в направлении п. Эдельштейна под карнизом видна цепочка следов нашей разведки

Фото.176 НБ: Спуск с пер. Летавета, 1-я веревка

Фото.177 НБ: Профиль пер. Летавета

Фото.178 АБ: Спуск с пер. Летавета, последняя веревка через бергшрунд на ледник

Фото.179 ГСН: Вид с седловины пер. Летавета в сторону лед. Сугран показан путь обхода зоны трещин, треугольником отмечено место ночевки в моренном кармане

Фото.180 ГСН: Ночевки в правом моренном кармане лед. Сугран. На дальнем плане пики Москва и Летавета.

15 августа мы поставили довольно амбициозную цель: пройти сегодня весь лед. Сугран и заночевать ниже языка. С места ночевки вышли в 8:00. Удобный карман почти сразу заканчивается, нужно по конгломератному склону или по руслу ручья (на выбор) спуститься на ледник. [Фото.181] Далее до поворота лед. Сугран открытый, и лишь время от времени приходится пересекать небольшие моренные валы. Идется по такому леднику достаточно легко и бодро, прямо по центру.

В том месте, где ледник резко поворачивает направо и зачехляется мореной, с 11:55 до 13:50 мы обедали. Чем дальше, тем Сугран становится все более труднопроходимым. Время от времени приходится переправляться через ледниковые речки. Включаем мозги и "нижнее чутье" на полную мощность. Постоянно переходим с одной поверхностной морены на другую, в зависимости от того, где в данный момент лучше идти. С каждого бугра стараемся высмотреть оптимальный следующий участок. Сначала оказывается удобнее идти по белой морене ближе к правому берегу (но не у самого борта), затем по черной. Постепенно от правого берега смещаемся к левому — там становится ровнее.

Не доходя впадения левого притока — речки с лед. Веры — надо возвращаться к правому борту. Там обнаруживается большой селевой вынос, по которому мы в обход языка без проблем спускаемся в долину. [Фото.182] Еще полходки вдоль берега, через небольшую моренку направо, и в 18:00 мы останавливаемся на ночевку у небольшого живописного озерца, [Фото.183] координаты: N39.046145, E71.686229, H3035. Дневную задачу удалось выполнить, дальше нас мало что могло задержать (разве что погранпост).

Кстати, проходя мимо речки Веры, долина которой ведет к популярному пер. Шагазы, мы обратили внимание: ледовый мост, где мы через нее переправлялись в прошлом году, растаял окончательно. Теперь, если надо на Шагазы, то через нее либо бродить, либо корячиться по другому берегу...

Таким образом, на последнем категорийном перевале маршрута мы не ударили лицом в грязь, а сделали все правильно. Перевал удалось перемахнуть в очень быстром темпе, в первую очередь благодаря тому, что в предыдущий день мы тщательно к нему подготовились. В результате все прошло гладко, как по нотам. Решающую роль в обеспечении безопасности играет максимально раннее и скоростное прохождение пер. Летавета: необходимо уйти со склона раньше, чем с него потечет каша или посыплются камни. Пер. Летавета представляет собой относительно несложную 3А, семь ледовых веревок для 3А — не бог весть что. Но нужно ли его девальвировать до 2Б, вопрос неоднозначный. Потому что для 2Б семь полноценных веревок, на которых крайне нежелательно "тупить" или "косячить", пожалуй, все-таки перебор...

Что касается опробованного нами пути по склону п. Кинохроники, то мы считаем этот вариант предпочтительным по сравнению со спуском через низшую точку седловины. И при прохождении в противоположном направлении мы бы порекомендовали его же.

Фото.181 ГСН: Вид на пер. Летавета с лед. Сугран

Фото.182 НБ: Спуск с языка лед. Сугран

Фото.183 ГСН: Теплое озеро после языка лед. Сугран. В правой части фото впадает речка, текущая с пер. Шагазы: ледовый мост через нее растаял!

Пер. Белькандоу, н/к, 3400

Пер. Белькандоу — это, без преувеличения сказать, ворота Северо-Западного Памира. Через него проходят почти все группы, совершающие походы в этом районе. Перевал не представляет трудностей (во всяком случае, летом): через него идет набитая тропа, используемая местными жителями в том числе и как скотопрогонная. Со стороны Суграна эта тропа выводит и к мосту через Сугран. Описание прохождения пер. Белькандоу дается примерно от языка лед. Сугран до кишлака Кандоу.

Местонахождение:

на крайнем плече северного отрога хр. Петра I, ограничивающего долину р. Сугран с запада. Связывает р. Сугран (левый приток р. Муксу) и саму р. Муксу. Служит для обхода устьевого каньона Суграна. Пер. Белькандоу используется местными как скотопрогонный: на склонах по обе стороны, как и в низовьях долины р. Сугран, пасут бычков. Через перевал идет тропа. Седловина как таковая явно не выражена. GPS-координаты наиболее высокой точки на тропе: N39.119777, E71.675781. Высота перевала в "Перечне" (3250) несколько занижена, GPS показывает 3395 м.

восток – запад.

Направление прохождения:

с р. Сугран на р. Муксу, с востока на запад.

Перепад высоты (по GPS):

на подъеме 800 м, на спуске 1100 м.

3 часа.

2 часа.

17 августа 2017 г.

Ночевки:

есть различные варианты ночевок со стороны р. Сугран, ближайшая из них к перевалу — на ручье, впадающем в р. Сугран в 15 минутах ходьбы выше моста. Вблизи самой седловины со стороны р. Муксу находится летовка, и рядом с ней есть колодец. Сразу же после спуска на р. Муксу находится первый кишлак — Кандоу. Надо быть готовым к тому, что на любую ночевку в любой момент могут прийти местные жители или их коровы.

16 августа в 7:55 мы вышли со стоянки на теплом озере у языка Суграна. Оттуда примерно ходка до обширных концевых морен, принесенных ледником Бырс. Идти надо вдоль правого берега, но не у самой реки, а наоборот, ближе к склонам хребта. Поднявшись на морену Бырса, пересекать ее надо также не слишком близко к краю, иначе можно налазиться по буеракам. Ледник довольно далеко, с морены его не видно. По пути попадается речка, которую утром можно перейти по камешкам. Морена Бырса пересекается в течение еще полутора ходок.

От противоположного края морены начинается довольно крутой спуск к чистому ручью. Это знаменитая березовая роща на Сугране. Склон покрыт густыми зарослями и завалами бурелома, встречается дикая черная смородина, почти спелая в конце августа. Чтобы не продираться сквозь эти джунгли на четырех костях, надо, как только закончится морена, сразу же принять левее. Там, по левому краю леса, заросли не такие густые, и можно найти слабо натоптанную тропинку, местами помеченную туриками. Тропинка выводит к берегу чистого ручья, за которым начинается уже набитая тропа и пастбище. Если у группы есть желание провести последнюю походную ночь вне цивилизации, то надо это делать здесь, в березовой роще, не переходя через ручей Бырса.

Идем еще ходку от ручья по лугам с отдельно растущими деревьями. По пути пересекаем приличной глубины поперечный сай и останавливаемся на привал у хижины знаменитого отшельника Коли Гурского [Фото.184] (N39.097514, E71.698529, H2695). Местные используют ее в качестве летовки. Там есть ручей, можно стоять, но из-за пасущихся коров вокруг довольно грязно. Еще через ходку от хижины Коли Гурского по следующему большому саю тропа спускается к р. Сугран. Там рощица из высоких облепиховых деревьев. В конце августа облепиха уже спелая, но ни в коем случае нельзя есть ее много! Иначе облепиха набьет стойкую оскомину, и вы не сможете из-за нее полноценно наслаждаться спелой вишней, которая начнется чуть позже.

Еще полходки отсюда до моста через Сугран [Фото.185] (N39.109675, E71.701706, H2676). На том берегу надо решать, желает ли группа идти на пер. Белькандоу сейчас же, или завтра, после ночевки. Тропа на перевал начинается сразу же за мостом, и воды почти до самого верха больше не будет. Мы к этому времени порядком уже умотались и решили завернуть к ручью (левый приток Суграна в полукилометре выше моста по течению, N39.105876, E71.696423, H2590), там заобедать, а может быть, и заночевать. К этому ручью группа пришла в 13:00. Оценив свои реальные возможности по преодолению пер. Белькандоу, после которого надо будет еще дошлепать до кишлака Девшар, мы решили сегодня все-таки не рвать, а пройти перевал завтра с утра.

В этот же день к нашей стоянке подошли местные: отец с сыном собирались поймать самого большого из своих быков, чтобы отвести в кишлак на свадьбу. Мы тоже пообещали, если понадобится, помочь им его заарканить. Хозяева, и правда, быка нашли и пригнали. Однако хитрый бык ночью пораскинул мозгами, понял, что на самом деле он не хочет на эту свадьбу, и опять убежал, так что утром его и след простыл, и в телеобъектив нашего "Никона" видно не было.

17 августа в 7:30 мы начали подъем. [Фото.186] Тропа от ручья, где мы ночевали, постепенно набирает высоту и соединяется с той тропой, которая идет прямо от моста. Поскольку здесь пасутся коровы, натаптывающие множество ложных троп, желательно следить за направлением. Затем крутизна увеличивается, начинаются серпантины. Где-то на уровне 3/4 полного набора высоты слева от тропы (по ходу) есть родник. Мы сильно не торопились, на перевал поднялись в 10:30, координаты седловины: N39.119777, E71.675781, H3395. Минут через 10 на той стороне проходим мимо летовки [Фото.187] (N39.121553, E71.669339, H3262), в ней сегодня никого нет. Оттуда уже ловит сотовая связь (таджикский "Мегафон").

В 12:30 мы спустились по тропе к дороге [Фото.188] [Фото.189] на западной окраине кишлака Кандоу, где уже поджидал носатый УАЗик. Координаты выхода тропы к дороге: N39.133443, E71.647981, H2326. Впереди нам еще предстоял погранпост перед Девшаром, но активная часть маршрута благополучно завершилась здесь. Аминь!

Фото.184 НБ: Хижина Коли Гурского

Фото.185 НБ: Мост через Сугран

Фото.186 НБ: Подъем на пер. Белькандоу

Фото.187 ГСП: Летовка на пер. Белькандоу

Фото.188 АБ: Вид с пер. Белькандоу вниз по долине Муксу

Фото.189 АБ: Вид с дороги на пер. Белькандоу

Итоги, выводы и рекомендации

Итак, наша группа прошла спортивно-туристский маршрут на Северо-Западном Памире, соответствующий шестой категории сложности. За 30 дней пройдено около 200 км с пересечением трех хребтов: Дарвазского, Академии Наук, и Петра I. Маршрут включает в себя сквозное прохождение шести категорийных перевалов: 2А — один, 3А — три, 3Б — два (седьмой перевал, Белькандоу — некатегорийный). Максимальная высота пройденного перевала: 6200 м (пер. Россия 3Б).

В процессе прохождения маршрута группе приходилось импровизировать, вольно или невольно, почти на каждом перевале. Два из трех перевалов 3А к. с. — это первопрохождения: Пулковский Траверс и Южный Цирк России. Из двух перевалов 3Б к. с. один (пер. Вавилова) пройден со спуском по принципиально новому варианту с выходом в другой цирк. Для второго (пер. Россия) предложен новый вариант подхода к перевалу с другой стороны, позволяющий избежать прохождения двух из трех ступеней ледопада лед. МГУ, а кроме того, найден удобный и безопасный вариант ночевки в Грузинском кулуаре.

При определении тактики прохождения каждого препятствия группа не забывала учитывать вопросы безопасности. При необходимости устраивались глубокие разведки. Неоднократно применялась тактика раннего начала движения (с утренними сумерками, или даже затемно) с целью успеть пройти вовремя потенциально опасный участок. Каждый из таких моментов упоминался в ходе технического описания соответствующего препятствия. Здесь мы можем их кратко перечислить.

• Отказ от неприемлемо опасных дюльферов в тартарары с седловины пер. Пулковский I, прохождение вместо него более сложного варианта, который мы назвали перевалом Пулковский Траверс.
  • Отказ от вечернего спуска и запланированный ранний спуск с пер. Пулковский Траверс (через час после окончания спуска начали наблюдаться первые камнепады).
  • Многократные глубокие разведки проходов по разорванному лед. Мумбни.
  • Раннее прохождение потенциально опасного кулуара в обход ледопада пер. Вавилова (через час после прохождения кулуара в нем наблюдался первый камнепад).
  • Отказ от вечернего подъема на перевальный взлет Вавилова в пользу утреннего.
  • Глубокая разведка, обнаружившая новый безопасный вариант спуска с пер. Вавилова.
  • Прекращение спуска с пер. Вавилова с наступлением темноты и организация ночевки на надежном сераке.
  • Выбор безопасного места ночевки под пер. Южный Цирк России.
  • Отказ от попыток прохождения пер. Южный Цирк России в условиях ограниченной видимости.
  • Отказ от потенциально опасного вечернего подъема на перемычку Радиоклуба в пользу утреннего.
  • Воздержание от пользования старыми веревками на ребре п. Россия, навеска своей веревки.
  • Обнаружение безопасного нестандартного места ночевки в Грузинском кулуаре.
  • Разведка и выбор места спуска в ледопаде Беляева с бараньих лбов, а не с опасных сераков.
  • Выбор более безопасного запасного варианта продолжения маршрута через пер. Аводара и Летавета.
  • Экстремально раннее прохождение пер. Летавета (со спуском по склону п. Кинохроники).
  • Своевременное использование перильной или попеременной страховки, как только это становилось необходимо.

Хотя в нитке маршрута был целый ряд сложных перевалов категории 3А и 3Б, самым трудным для нас оказался, казалось бы, наиболее технически простой — пер. Пулковский. На нем, на первом же перевале, горы кратко, недвусмысленно и очень жестко указали, кто здесь хозяин. Совершенно непонятно было, что делать дальше, и если это то, пока непонятно что, все-таки удастся сотворить, то будет ли это хоть как-то способствовать продолжению маршрута. И после того, как мы спустились с пер. Пулковский Траверс — но спустились-то не в райские кущи, а на ужасные Мумбни, еще несколько дней мы не были уверены, правильно сделали или нет. Конечно, если бы знать заранее, лучше всего было бы вообще не проходить никакой из Пулковских перевалов, а зайти, например, через пер. Токаист. Но в конкретных сложившихся для нас обстоятельствах возвращаться в кишлак и начинать все сначала — это был не вариант!

Следующий "момент истины" наступил после первого прихода на Сурковую поляну. Стало очевидно, что весь маршрут пошел наперекосяк. В результате этой непомерной потери времени на Пулковском и Мумбни продолжение маршрута было не просто под вопросом, оно было практически невозможно. И действительно, не одна группа в подобной ситуации, испытав фиаско в самом начале похода, прекращает прохождение и, посыпав голову пеплом, возвращается домой, несолоно хлебавши. Мы отдавали себе отчет: нет времени, нет жратвы, нет бензина, нет акклиматизации, ничего нет, без чего нет смысла продолжать маршрут. И все-таки, несмотря на патовую ситуацию, группа приняла решение поход продолжить. И то, что нам удалось, хоть и по запасному варианту, все же пройти маршрут 6 к. с. — само по себе большая удача. В тех обстоятельствах можно было не пройти гораздо больше!

И так уже идя несколько дней на урезанной раскладке, и решив продолжать маршрут, мы заведомо обрекали себя на то, что придется еще 20 дней трудиться впроголодь (а вскоре и при нехватке бензина), без перерыва на дневки (на дневку нет жратвы), без заброски и без МАЛа (потому что мы туда теперь никак не попадаем). Сущий кошмар для завхоза! А по мере развития событий напряженность еще и увеличивалась: постепенно накапливалась усталость и, как выяснилось позже, давала себя знать затянувшаяся невольная "диета". Поход превратился в кажущуюся бесконечной борьбу за выживание и за сохранение маршрута. В других обстоятельствах можно было бы списать все проблемы на стратегические просчеты планирования. Но вот как ТАКУЮ засаду запланируешь? Кто может предположить заранее, что перевал категории 1Б потребует 11 дней на прохождение?!

Зато, можно сказать, в этом году нам повезло с погодой. Она была памирская, почти как в прежние времена. Снега было сравнительно мало, и он почти везде был плотный. Так что нам на маршруте не досталось слишком тяжелой тропежки, и не угрожала слишком серьезная лавинная опасность. Благодаря в основном хорошей погоде, нам удалось отснять богатые фотоматериалы. В частности, по не посещавшемуся 36 лет перевалу Вавилова, по узлу к югу от пика Россия, где тоже очень давно, а может, и никогда не ступала нога человека. По узлу пика Коммунизма с южной стороны, откуда последнее время его очень мало кто видит.

Говорят, в туристской группе завхоз и руководитель — это мафия. Квалифицированный руководитель, искусно избегая мелких трудностей, неуклонно заводит группу в глубокую задницу. В такую, самый простой выход из которой — это по маршруту. При этом руководитель не говорит никому, кроме завхоза, сколько еще идти. А завхоз никому, кроме руководителя, не сообщает, сколько осталось еды. У нас было не так, как в этом анекдоте. Группа была сплоченная. Все дружно работали, подбадривали и помогали друг другу. А за едой не донимали завхоза, а делали вид, что наедаемся тем, что дают. Это формирует в группе запас прочности, и не будь его, не удалось бы в таких условиях пройти весь маршрут полным составом, несмотря даже на временное недомогание двоих участников!

У читателей может сложиться впечатление, что наш отчет чересчур подробный и перегружен избыточной информацией. Но с другой стороны, в методических указаниях написано, что правильное техническое описание должно содержать всю информацию о конкретном пройденном походе. В том числе подтвержденные фотоматериалами сведения о том, как именно группа шла по маршруту и на каких основаниях предпринимала те или иные действия.

Частные выводы и рекомендации по каждому перевалу в отдельности были даны в конце технического описания соответствующего перевала. Имеет смысл обратить внимание на то, как сильно могут меняться в зависимости от климата ледники и перевалы, насколько все-таки Памир живые горы. Удачи вам, единомышленники!

Благодарности

Группа выражает признательность:

• Рано Умаровне Сабировой за теплый прием в Душанбе и помощь при организации нашего похода в Таджикистане
  • Учкуну Абдуллаеву за теплый прием и помощь с транспортом в Девшаре
  • Авиакомпании S7 и лично Антону Еремину за предоставленную возможность провоза сверхнормативного багажа
  • Жителям кишлаков Мург и Вань-Вань за помощь при выходе на маршрут

Поход проведен при организационной поддержке Гранта на развитие молодежных студенческих организаций НГУ.

Примечания

катастрофическая подвижка

Судя по спутниковым снимкам с сайта "Planet Explorer", в это время язык ледника Мумбни продвинулся на 2 км ниже по долине

группе Панова

Библиотека МГЦТК, отчет 3476

Дараипоймазар

Местные памирцы считают название реки Дараипоймазар ошибочным и бессмысленным с точки зрения их языка, сами они называют эту реку Гармодара

Юганом.

Эта трава, внешне похожая на укроп, высотой по пояс, при контакте с открытыми участками кожи может вызывать ожоги вплоть до волдырей и даже нарывов. Ходить по зарослям югана в шортах и майках чревато последствиями!

Запердон — внезапное ухудшение погоды, имеющее задничный характер

Дристоз — один из самых распространенных недугов в горном туризме. Чаще всего им страдают из-за обжорства в населенке после окончания маршрута. Обычно эта болезнь опасна только для окружающего ландшафта, однако на высоте и/или при недостаточной акклиматизации может вызвать серьезные проблемы и у самого пациента.

Срулон — характерным образом скрученный моток туалетной бумаги. Применяется как наружнее средство при симптоматической терапии дристоза, а также для прочих целей. Намокший срулон становится практически непригоден для использования.

пройти перевал по-своему

См., например, библиотека МГЦТК, отчеты:
3394 (В. Ф. Воробьев, 1978 г.),
3476 (О. В. Панов, 1978 г.),
4296 (Ю. А. Голубов, 1981 г.)

"Дарвазский хребет"

Алексеев А. А. Дарвазский хребет. — М.: Издатель И. В. Балабанов, 2004.

лед. МГУ

Согласно разным источникам, этот ледник называется лед. Россия или лед. МГУ. Поскольку в данном отчете многократно упоминается также пик Россия (окруженный плечами и цирками России) и перевал Россия, для ледника здесь и далее мы будем использовать название "лед. МГУ", из соображений большей однозначности.

другой вариант, рекомендованный в первоисточниках