Автор: Константин Лангбурд, г.Петропавловск-Камчатский

Отчет о прохождении лыжного туристского спортивного маршрута 6 к.с. по Срединному хребту, в период с 28 марта по 26 апреля 2016 года. Часть 1

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Проводящая организация: Камчатская краевая общественная организация «Камчатский клуб туристов имени Глеба Травина», 683031,г.Петропавловск-Камчатский, ул.Бохняка,д.10,оф.1а тел./факс8(4152)22-75-12, E-mail:travers@mail.iks.ru

Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения):

Россия, Камчатский край, Корякский округ, Тигильский район,

Срединный хребет

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид маршрута (туризма)

Категория сложности маршрута

Продолжительность активной части маршрута, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых

дней

лыжный

28 марта - 26 апреля 2016 г.

Подробная нитка маршрута:

г.Петропавловск-Камчатский-с.Анавгай-с.Тигиль-р.Анчиваям-ледн.Слюнина-пер.Кевенэйтунуп(2000,1А)-ледн.Лелякина-ледн.Хувхойтун-влк.Хувхойтун(всх.2618,2А)-ледн.Снежный-пер.Крутой(1500,2А)-ледн.Гречишкина-ледн.Кевенэй-пер.Кевенэй(1400,1Б)-ледн.Нижн.Каньон-пер.Каньон(1300,1А)-ледн.Верхн.каньон-пер.Спокойный(1900,1А)-ледн.Начикинский-г.Острая(всх.2552,2А)-траверсвосточныхсклоновг.Острая(1А)-пер.Хайлюлинский(1600,1А)-р.Хайлюля-пер.Сложный(1000,1Б)-р.Лев.Хайлюля-пер.Скрытый(1300,1А)-р.Ср.Иэтваям-р.Иэтваям-р.Сановаям-Русаковскиег.и.-р.Сановаям-пер.Ближний(толькоподъем,1300,1А)-хр.Каюритан-пер.Каюританский(1650,2А)-р.Тотоланваям-р.Марьяваям-пер.Корковаямский(650,1А)-р.Корковаям-р.Палана-Паланскиег.и.-р.Палана-оз.Паланское-р.Иотчеген-перПупуваямский(400,н/к)-р.Пупуваям-р.Палана-пос.Палана

Обзорная карта

Определяющие препятствия маршрута:

Вид

препятствия

Категория

трудности

Длина

препятствия (для протяженных), м

Характеристика препятствия (наименование, характер, высота, новизна, и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

вулкан

Хувхойтун

подъем - 2500 м

Высота 2618 м.

Подъем с высоты 1700 м на леднике Хувхойтун.

Западный гребень каменистый, местами фирн, лед.

Подъем с западной стороны по гребню, снег плотный, фирн, скалы, 2 участка ледовых на высоте 2545. Крутизна до 60°. На вершине узкий гребень, снежно-ледовый

Крутой

длина

взлета 150 м

Первопрохождение.

На водоразделе между ледником Снежный и ледником Гречишкина. Высота - 1500 м.

Со стороны ледника Снежный крутые скальные, ледовые сбросы. Крутизна 60°.

Подъем 1 го участка по скалам с нижней страховкой, затем он по льду, фирну выходит в кошках на перевал. Нижняя ступень 40°, верхняя 60°. Груз втягивали верев кой в 2 этажа. Всего на подъем на перевал затратили 4,5 часа. Перепад высот 100м. Длина взлета 150 м.

Кевенэй

длина подъема - 200 м

Первопрохождение.

На водоразделе между ледником Кэвэней и ледником Н.Каньон. Высота 1400 м. Плотный снег, наст, фирн.

Первопрохождение перевала без лыж в кошках. Крутизна взлета 150 м до 40°.

гора

Острая

длина подъема - 3000 м

Высота 2552 м.

Подъем с высоты 2119 на восточном склоне.

Подъем по восточному гребню до высоты 2300 м на лыжах. Затем без лыж, на кошках подъем по льду, фирну на верхнюю часть гребня. Проход по гребню вправо на север и снова вверх, в лоб до очень крутых выступов до 60-70°. Страховка веревкой, навешивание перил.

траверс

восточных

склонов

г.Острой

длина траверса 5 км

Первопрохождение.

Высота средняя 1850 м. Пересечение снежников с ветровыми застругами, восточнее греб ней г.Острой, крутой спуск на ледник в верховьях р.Малая Жиловая.

Траверс проходит на лыжах по плотному снегу, в конце траверс крутой до 40° спуск 200 м на кошках по фирну, местами под снегом - лед.

Сложный

длина подъема - 200 м

спуска - 300 м

Первопрохождение.

На водоразделе между левым притоком р.Хайлюля и р.Хайлюля. Высота 1000 м.

Путь к подъему на перевал преграждает бурный с крутым берегами ручей. Обошли слева, нашли пологий переход одного левого истока, а затем и другого правого. Подъем вверх без лыж 1час, спуск по каньону в кошках 1,5 часа по плотному снегу.

Перевал

Ближний

длина подъема - 300 м траверс - 500 м, взлет - 200 м

Первопрохождение.

На Каюританском хребте, высота 1300 м.

Спуск в р.Хухлотваям не производился.

Вверх по ущелью лев.притока р. Сановаям 1 час. Без лыж 850 ступеней вверх, затем траверс в цирк 30 мин. Снег свежий 20 см на твердом основании. Из цирка подъем в кошках 1 час. Крутизна до 50° под снегом скользкий ветровой наст. Спуск в р.Хухловаям просматривался, крутизна склона 40

Перевал

Каюритан

ский

длина подход 5 км, подъм 200 м, спуска 8,5 км

Первопрохождение.

На Срединном хребте. Слева от перевала вершина 1851.м. Высота 1650 м.

Подход к взлету 1 час на лыжах траверсом. В кошках подъем на перевал - 100 м - 1 час. Далее спуск на лыжах 3,5 часа до обеда. Далее спуск по крутому склону в кошках 250 м 1 час и далее на лыжах в долину р. Тотоланваям 3,5 часа. Снег не глубокий.

Сведения об участниках похода

1958

ремонтник

Адрес хранения отчета, видеоматериалов

Камчатский клуб туристов имени Глеба Травина по адресу:683031, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Бохняка, д.10-1а.

Общая идея похода, стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

Смысловая идея похода - продолжение изучения Срединного хребта, его возможностей для лыжного туризма, а также поиски новых не покоренных ранее перевалов, вершин, прокладка новых маршрутов.

Немаловажным фактором в этом походе стало и международное сотрудничество, а конкретно участие молодых альпинистов из Японии, из альпклуба «Хоккайдо» в лыжном походе по Срединному хребту с огромным желанием покорить самые значимые вершины Срединного хребта на этом участке: гора Хувхойтун(2618м), гора Острая(2552м).

Походы по Срединному хребту Камчатки всегда очень интересны, очень спортивные завоевали немало награди медалей Чемпионатов СССР и России по спортивному туризму. Мы надеемся, что это традиция сохранится и в будущем.

Построение маршрутной нитки.

Стержнем маршрута было, конечно желание взойти на вершины Хувхойтун, Острая, Паук. А уже далее мы соединили эти вершины маршрутной ниткой стараясь пройти новыми перевалами, но, не забывая о прекрасных горячих источниках: Русаковские, Хухлотваямские, Корковямские, Паланские. На Русаковские горячие источники мы сделали заброску продуктов и бензина на участок Русаковски кг.и.-п.Палана.

Маршрут строился по испытанной и надежной схеме с юга на север. По соображениям лавинной безопасности подъемы на перевалы мы старались проходить с Южной стороны, а спуски на север. Не всегда это удавалось сделать. Но подъемы делали по гребням и в ранее утреннее время. На спусках оценивали количество и состояние снега.

Особое внимание уделяли первопрохождению участков пути, перевалов, например, в районе от вулкана Хувхойтун до р.Иэтваям, от Русаковских горячих ключей до р.Тотоланваям.

Варианты подъезда и отъезда

Для начального пункта похода бы лвыбран пос.Тигиль. Решающим фактором для этого были:

1-зимникАнавгай-п.Тигиль, т.е. возможность добраться до Тигиля на вахтовом автобусе.

2.Договор с местными снегоходчиками о заброске нашей группы в составе 5чел. и японской группы в составе 5чел. в районгоры Анчиваям-место старта А затем переброска японцев на снегоходах на р.Кутина в район сопки Ласка. Финиш похода планировался в пос.Палана, откуда можно вылететь самолетом 2 раза в неделю в г.Петропавловск-Камчатский.

Маршрут проходил в автономном режиме. Ближний ПСО в Петропавловске-Камчатском, ул.Халактырское шоссе, д.5, тел+7(4152)41-0395. Ближайшие медучреждения в п.Тиличики, с.Ивашка, с.Палана.

Аварийные выходы с маршрута

Все аварийные ситуации, возникшие до 10.04. т.е. до горы Острая (включительно восхождение ) предполагают отход в Тигиль , в дни с 11.04 по 15.04. (Русаковскиег.и.)-в с.Ивашка, все остальные дни после перевала через Срединный хребет - отход в п.Палана.

Запасные варианты маршрута

После посещения Русаковских горячих источников закончить поход выходом в Ивашка для вылета в Петропавловск-Камчатский.

Запасные варианты участков маршрута

дни

маршрут

I участок: в.Хувхойтун - г.Острая

ледн.Гречишкина-ледн.Кевенэй-ледн.Нижн.Каньон-ледн.Верх.Каньон-ледн.Ничикинский

19,4

ледн.Начикинский-р.Лев.Начики-ледн.Хайлюлинский

17,0

II участок на Русаковские г.и.

р.Р.Иэтваям-р.Сановаям-Русаковскиег.и.

25,0

III участок на Паланские г.и.

р.Тотоланваям-р.Марьяваям-р.Корковаям-Паланскиег.и.

59,5

Изменения маршрута и их причины

Все изменения маршрута происходили только из-за погоды.

01.4. первый удар мы получили, когда приехали на вахтовке в п.Тигиль. Наши друзья снегоходчики отказались нас везти на стартовую точку, объясняя это резким таянием снега, вскрытием реки подъемом воды в реках, т.е. к предгорьям проехать невозможно.

Быстро нашли вариант заброски попутным вертолетом до р.Анчиваям(в истоках).

09.4.Утром после 8:00 погода испортилась. Сильный ветер, холодный. Пасмурно. Идем по GPS. Прошли ледник Гречишкина , далее ледник Кевенэйи по плану на ледник Сергеева. Но там видимость 0, а вот на восточной стороне хребта хорошая видимость и мы принимаем решение идти запасным маршрутом.

13.4.Вечером в 18:00 лагерь на р.Лев.Хайляля. Пасмурно. Идет снег, t-13°С. Строим планы на завтра. Решаем идти наверх ближайшим кулуаром.

На утро убеждаемся в своей правоте. Хорошая видимость только в пределах ближайшего ущелья. В него и пошли.

15.4.Погода ухудшается днем с 13:00. Верха нужного запланированного хребта затянуты. Решаему ходить на Русаковские ключи по реке Иэтваям и р.Сановаям.

17.4. Погода пасмурная, снег, t-12°С. Срединный хребет затянут облачностью плотно, видимость плохая.

18.4. Погода пасмурная, ночью шел снег. Уходим на хребет Каюритан более широким ущельем.

20.4. Погода пасмурная, идет снег. Срединный хребет в сторону г.Паук плотно закрыт. Принимаем решение брать плановый перевал и уходить вниз в долину р.Тотоланваям. Траверс хребта отменяется.

Запланированный график движения

Участок пути

Ходовое время, час. мин.

Температура воздуха, утром / вечером, °С

Характеристика определяющих препятствий на маршруте

28.03.

5,0

-20/-25

снег до20см, камни

Верхнее горное плато- пер. Кевенэйтунуп, 2000, 1А- ледн.Лелякина- ледн. Хувхойтун

10,6

20мин

-25/-12

Плотный снег, камни

ледн.Хувхойтун-г.Хувхойтун(всх.),2618м,всх.2А

5ч45мин

-25/-20

плотный снег, трещины, лед, фирн

ледн.Хувхойтун

8,8

-23/-12

фирн, камни, лед, крутизна до 40°

ледн.Нижний Каньон(Пр.)- пер.Малый 1100м, н/к-ледн. Н.Каньон- пер.Каньон 1300,1А- ледн.В.Каньон- пер.Спокойный, 1900м,1А -ледн.Начикинский

10,6

178 ч

Высотный график

Срединный хребет Камчатки

Техническое описание прохождения группой маршрута

(1 апреля 2016) п. Тигиль - р. Анчиваям (вертолет) - ледник Слюнина (на лыжах)

В 15:20 высадились под г.Анчиваям, совершили переход до начала ледника. Снега очень мало. Склон каменистый. Погода ясная слегка облачная, тихо. Состояние снега-ветровой наст, заструги. Встали на ночлег в 18:00, t-22°C.

Ходовое время - 2 часа 40 мин. Пройдено 5,0 км.

Рис. 1.1. Погрузка в вертолет

Рис. 1.7. Лагерь №1 на леднике Слюнина

Рис. 1.8. Вечерний закат на леднике Слюнина

(2 апреля 2016) ледник Слюнина

Подъем в 06:00. Погода ясная, t-26°C. Завтрак в 08:00. Выход в 08:30.

Состояние снега-ветровой наст, многочисленные надувы, обнажены гольцы. В верхней части ледника встречаются трещины, забитые снегом. Ухудшение погоды к 10 часам. Встали на обед в 12:00. Вскоре началась пурга, t-15°C.

Видимость 10-15 метров. Вынуждены встать на ночлег. Приняли решение не выходить на верхнее плато. День был трудный, так как приходилось постоянно искать проход между нагромождений обледеневших камней. Частые переходы через камни со снятыми лыжами. Ветер юго-западный .t-25°C.

Ходовое время - 3 часа 30 мин. Пройдено 6,5 км.

Рис. 2.1. Начало перехода по леднику Слюнина

Рис. 2.2. По леднику вверх

Рис. 2.3. На леднике Слюнина

Рис. 2.4. Движение по морене

Рис. 2.5. Лагерь № 2 на леднике Слюнина

(З апреля 2016) верхнее горное плато - пер. Кевенэйтунуп, 2000, 1А - ледн. Лелякина - ледн. Хувхойтун

К 05:00 ветер утих. Идет снег. Видимости нет. t-20°C.

09:00 погода ясная, выход. Ветер. Снег ветровой наст. По леднику дошли до скальных выходов, пошли в верх. Крутой взлет на гребень взяли без лыж, пробивая ступени. Вышли на верхнее горное плато. Обед с 13:00 до 15:00. Продолжали движение на лыжах по плато на север к г.Кевенэйтунуп. В 18:00 встали на ночлег. t-20°C. Ходовое время-7 часов. Пройдено 5,0 км.

Рис. 3.1. Движение по леднику

Рис. 3.2. Перед подъемом на горное плато

Рис. 3.3. На леднике

Рис. 3.4. На подъеме на горное плато

Рис. 3.5. Подъем на плато. На заднем плане гора 2183 м.

Рис. 3.6. Выход на плато

Рис. 3.7. Вид с горного плато на восток

Рис. 3.8. Вид с горного плато на юг

Рис. 3.9. На горном плато. Впереди на севере г.Кевенэйтунуп

Рис. 3.10. Выбор места для лагеря

Рис. 3.11. Лагерь №3

(4 апреля 2016) Верхнее плато - пер. Кевенэйтунуп - ледник Хувхойтун

Встали в 06:00. Погода ясная, t-25°C. Выход в 08:10. Подошли к спуску под горой Кевенэйтунуп 08:45. Довольно крутой кулуар около 40°. Для спуска

Используем кошки. Лед, фирн. На кошках спустились примерно 100м, затем траверсом еще 100м. Вышли на плотный снег и снова вниз, на дно кулуара (11:40). Идем вверх, склон крутой, снег плотный, фирновый. Лыжи на рюкзаке, подъем по каменистому плато. Гора Кевенэйтунуп слева. Идем в верх по леднику, проходим гребень, небольшой спуск. Затем подъем на леденистый увал со снегом и выходим на ледник Леляки на в 13:00. Обед. 14:30 выход, t-16°С.Погодаухудшается. Вершины затянулись. На лыжах сложно идти из-за ветровых застругов. Пересекаем хребет и выходим на ледник Хувхойтун. Пошел снег. Огибаем западную сторону г.Хувхойтун. Часто встречаются на пути трещины различной ширины, глубины. В18:00 на северо-западной стороне г. Хувхойтун поставили лагерь на высоте1700м. Координаты лагеря N57о56'01, E160о40'04. t-12°C

Ходовое время - 8 час 20 мин. Пройдено: 10,6 км.

Рис. 4.1. Подход под г.Кевенэйтунуп

Рис. 4.9. Трещины на ледн. Хувхойтун

Рис. 4.10. На леднике Хувхойтун

Рис. 4.11. Лагерь№4.

5 день (5 апреля 2016) Восхождение на Хувхойтун, 2618 м

Подъем в 06:00. Завтрак в 08:00. Погода переменная облачность, t-25°C.

Выход в 08:30. Поднимались по плотному снегу в кошках. Через 15 мин пересекли снежный язык и пошли по каменистому гребню. В 11:00 наш путь преградила обледеневшая глыба, обошли ее слева и затем продолжали путь по гребню в кошках. Крутизна 35-40°. Под свежим снегом местами лед, что очень усложняло подъем. Затем глубина снега увеличилась по колено. В 12:00 встретил и еще одно существенное препятствие-обледеневший каменистый крутой подъем. Здесь на высоте-2545м приняли решение использовать веревку для перил. Затем наш путь также продолжился по гребню. Снег местами глубокий, местами лед, припорошенный снегом. Навершинуподнялисьв12:30. В 12:45 начали спуск. Вершина из себя представляет узкий гребень, на котором может поместиться группа, вытянувшись в колонну по 1 чел. Гребень полностью закрыт снегом. Тур сложить было не из чего. На спуске с каменного утеса также применили веревку, как и при подъеме. Далее спуск все время по гребню до того места, где вышли на него со снежного языка. В 13:30 сошли с гребня на снежники далее по снежнику дошли до лагеря в 14:30. Спуск все время шел в кошках. Погода облачная. В обед много пили чая из кипрея. Обед был в 16:00. Весь день идет мелкий снег, t-20°C.

Рис. 5.1. Лагерь №5 под вулканом Хувхойтун

Рис. 5.2. Начало подъема на вершину

Рис. 5.3. Начало подъема на вершину

Рис. 5.4. На склоне перед выходом на гребень

Рис. 5.5. По гребню

Рис. 5.5. Движение по гребню к вершине

Рис. 5.8. Спуск по гребню.

6 день (6 апреля 2016) ледник Хувхойтун

Подъем в 06:00. Погода пасмурная. Идет мелкий снег, t-20°C. Вышли в 08:30. Прошли примерно 5км. Видимость очень плохая. Снег и ветер усилились. Встали лагерем в 12:00, t-18°C. Координаты 57°57'43/160°42'33.

Вечером t-22°C. Туман, мелкий снег.

Ходовое время - 3 часа 30 мин. Пройдено 5,7 км.

Рис. 6.1. Движение по ледн.Хувхойтун

Рис. 6.2. Вынужденная остановка

6 день (07 апреля 2016) ледник Хувхойтун - ледник Снежный

Подъем в 06:00. Туманность уменьшилась. Появилась неясная видимость. Тихо. Ветра нет, t-28°C. Вышли в 08:30. Двинулись вправо на северо-восток, прижались к хребту 2,0 км. Снег глубокий до 40 см. Тропили по очереди. Шли вдоль хребта. В 10:30 спуск в долину и поворот налево на северо-запад. Слева был склон, мы шли, траверсируяего2,0км. Местность холмистая, прошли 1,5км. В 11:30 вышли к глубокому оврагу, по которому течет ручей. Спустились и зашли на противоположный борт и продолжили путь на север. Снег глубокий. Погода сумрачная. Обед в 12:00. Идет мелкий снег. Координаты 58°'00'17/160°43', высота-1028 точка 206. Затем прижались к левому гребню и вдоль гребня весь подъем. Глубина снега примерно 40см. Тропили по переменке. Прошли 2 тягуна примерно по 30мин каждый. Крутизна до 25°. Взошли на ледник под г.Снежной и встали на ночлег. Погода пасмурная. Снег усилился, t-17°C. Координаты лагеря 58°'0Г'43/168°'44''50.

Ходовое время - 7 часов. Пройдено 10,3 км.

Рис. 7.1. Движение по леднику Хувхойтун

Рис. 7.2. На леднике Снежный

Рис. 7.3. Привал

Рис. 7.4. Движение по ледн. Снежный

Рис. 7.5. Лагерь №7 на леднике Снежный

7день (8 апреля 2016) ледн. Снежный - пер. Крутой, 1500, 2А - ледн. Гречишкина

Подъем в 06:00. Погода пасмурная. Снег небольшой. Глубина снежного покрова до 50 см, t-22°C. Вышли в 08:30. Погода стала улучшаться, к 10:00 часам появилось солнце. Стал виден Хувхойтун. Стали подниматься к хребту и по шли вдоль хребта вверх. Подошли к плановой точке, но склоны оказались крутыми бесснежными каменистыми со льдом. Издали смотрелись очень крутыми, местами блестел лед. Решили пройти выше вдоль хребта, здесь были более снежные склоны, но также крутые. Выпустили одного в кошках и на страховке веревкой. Но как оказалось, что здесь сложно и небезопасно подняться и лавиноопасно. Вернулись снова к прежней точке. Здесь пообедали 12:00-13:30, изучили склон и решили здесь работать. Разобрали возможные варианты. Первый со страховкой поднялся возле скальных выходов и по льду вышел на перевал. Затем еще один поднялся по веревке, и мы начали поднимать груз. Поднялись в 2этапа. Под скалами сделали стоп цепь и здесь работали 2чел. На крутизне 45°. Выше нижней ступени крутизна до 60°, топольду, топофирну груз подтягивали на перевал. Остальные участники по веревке подходили под скалы и затем их веревкой вытягивали на перевал. Длина взлета 100м. Категория 2А.

Здесь встали на ночевку в 18:00. При не ясном солнце, дует ветер со снегом, t-12°C.

Ходовое время - 8 часов. Пройдено 1,5 км.

Рис. 8.1. Движение под перевал Крутой

Рис. 8.10. Подъем рюкзаков

Рис. 8.11. Подъем участников с верхней страховкой

Рис. 8.12. Подъем на веревке последних участников

8день (9 апреля 2016) ледн.Гречишкина - ледн.Кевенэй - пер.Кевенэй 1400, 1Б - ледн.Нижн.Каньон

Подъем в 06:00. Погода ясная, t-23°C. Вышли на маршрут в 08:30. Начали спуск с перевала на ледник пешком. Снег мелкий до 30 см. Крутизна30-30°.Погода испортилась. Сильный холодный ветер. Пасмурно. Плотный ветровой снег. Прошли час по леднику Гречишкина и в 09:30 начали спуск по леднику Кевенэй. Видимость0.ИдемпокартеGPS. Тропили по очереди, глубина снега 30см. Спустились по леднику, слева гребень и под скалами встали на обед в 13:00. Слегка улучшилась погода, и мы увидели свой перевал. В 14:30 мы спустились с обеденной стоянки на ледники по дошли к подъему на перевал. Погода ухудшилась. Шли траверсами 1 час на лыжах. На крутом участке лыжи на рюкзак и в лоб на перевал 1 час. Плотный туман. Крутизна склона в верхней части подъема 50°.Длина склона примерно 200м. Плотный снег, фирн. Спустились с гребня на площадку и в 18:00 встали на ночлег, высота-1400м. Координаты 58°'04''52"/160°'47''28", t-12°C.

Ходовое время - 8 часов. Пройдено 8,7 км.

Рис. 9.1. Видна «остряки» с западной стороны

Рис. 9.2. Спуск с перевала Крутой

Рис. 9.3. На леднике Гречишкина

Рис. 9.4. Путь по леднику Гречишкина

Рис. 9.5. На леднике Гречишкина

Рис. 9.6. На леднике Гречишкина

Рис. 9.7. На леднике Кевенэй(спуск)

Рис. 9.8. Обед на леднике Кевенэй

Рис. 9.9. Вид на пер.Кевенэй

Рис. 9.10. Видна склоны цирка левее перевала

Рис. 9.11. Подъем на пер.Кевенэй

Рис. 9.12. Подъем на перевал Кевенэй

Рис. 9.13. На перевале Кевенэй

9день (10 апреля 2016) ледн.Нижний Каньон (Пр.) - пер.Малый 1100 м, н/к - ледн.Н.Каньон - пер.Каньон 1300, 1А - ледн. В.Каньон - пер.Спокойный, 1900 м, 1А - ледн.Начикинский

Подъем в 06:00. Погода ясная, t-30°C. Выход в 08:30. Спустились на

Ледник р.Нижний каньон. Ветровой, плотный снег. В11:00преодолеваем низкий, 150м перевал н/к через гребень, выходим через ледник на каменистое плато и не доходя до вскрытого каньона встаем на обед в 13:00. Поднялся сильный холодный ветер. После обедав 15:00 спускаемся с гребня, идем влево вниз к каньону, затем увидев его крутые, обрывистые берега, уходим вверх, влево и выйдя на закрытый снегом участок скатываемся на дно каньона и уходим траверсом вверх. На крутом взлете сняли лыжи и 150 м шли пешком на перевал через гребень под горой 1405(на юго-восточнее). Спускаемся пешком 300м и далее на лыжах на ледник Верхний каньон. Траверсом пересекаем верховья истоков р. верх. Каньон, которые берут начало со склонов влк. Спокойный. На лыжах в 17:30 выходим на перевал Спокойный (1710м,1А). Сильный холодный ветер. Быстро уходим от ветра вниз на ледник Начикинский в лево к отдельному скалистому гребню. Под скалами встаем лагерем в 18:00. Ветер сильный, холодный, t-30°C.

Ходовое время - 7,5 часов. Пройдено: 10,6 км.

Рис. 10.1. Лагерь №9 на перевале Кевенэй на заднем плане вулк. Подснежный,1651м

Рис. 10.2. Видна предстоящий путь по восточным склонам Срединного хребта. вулк. Спокойный

Рис. 10.3. Группа перед спуском ледник Нижн. Каньон

Рис. 10.4. Видна спуск с перевала Кевенэй

Рис. 10.5. Привал на пер.Малый 1100м

Рис. 10.6. Подъем на пер.Каньон 1300м. Вверху слева г.1405м.

Рис. 10.7. На подъеме на пер.Каньон

Рис. 10.8. Отдых на спуске с пер.Каньон

Рис. 10.9. Напереходе к пер.Спокойный 1900м

Рис. 10.10. Вулкан Спокойный1900м

Рис. 10.11. Путькпер.Спокойный

Рис. 10.12. Выход к пер.Спокойный

Рис. 10.13. Подъем на пер.Спокойный

Рис. 10.14. На спуске с перевала Спокойный. На леднике Начикинский

10 день (11 апреля 2016) ледн. Начикинский - юго-восточный склон- г.Острая 2552 м, 2А восх.

Подъем в 06:00. Погода ясная, ветер утих, t-20C. Выход в 08:30.

Поднялись по леднику Начикинский в северо-западном направлении на расстояние 4км и повернули на северо-восток, прошли 1,6км и стали лагерем в12:00. В13:00 выходим на г. Острую. Группа японцев пообедав всухомятку и вышли на восхождение на 30 мин раньше нас. Сначала делаем подход на лыжах 30мин. Затем одеваем кошки и продолжаем набирать высоту. Склоны очень неприятные, скользкие. Фирн сменяет снег. Местами голый лед. В кошках идем нормально, придерживаясь каменистого гребня. До гребня добрались за 1час, пересекаем крутой ледяной участок 150м и выходим в 15:20 на следующий гребень. Продвигаемся вправо, вверх по гребню, который идет по краю кратера и достигаем высоты 2500м. Впереди видим фигуры японцев, которые атакуют предвершинные снежно-ледовые башни. Внезапно налетел сильный холодный ветер. Идти с каждым шагом всё трудней и трудней. Мы находимся на самом продуваемом участке горы, т.к. ветер буквально сшибает с ног, принимаем решение остановиться. Время 15:40. Но постояв 10 мин под ураганными порывами мы стали замерзать. Решаем спуститься ниже. Уходим с гребня на скалы ниже на 100м. Здесь тише, но ненамного. Наблюдаем за японцами. Они уже скрылись за вершинным гребнем. Через 15 минут японцы начинают спуск по перильной веревке и один за другим выходят на гребень. Когда последний японский участник спустился на гребень, мы начали спускаться к лыжам, а затем и дальше в лагерь. В18:00 мы в лагере. Японцы спустились на 1 час позже. Так как один из участников Куликов Игорь не ходил на гору, то он встретил нас горячим чаем. В свою очередь позже мы поздравили японцев с победой и напоили их горячим чаем. Ребята были счастливы, так как пришли очень замерзшие. t-25C.

Ходовое время: подход к г. Острая - 3,5 часа, пройдено - 5,6 км восхождение - 6,0 часов, пройдено - 6 км.

Рис. 11.1. Лагерь 10 на леднике Начикинский. На заднем плане г.Острая.

Рис. 11.2. Путь по ледн.Начикинский к г.Острая

Рис. 11.13. Вид сверху

Рис. 11.14. На подъеме.

Рис. 11.15. На гребне четкие следы японцев

Рис. 11.16. Центральная часть Срединного хребта затянута сплошной облачностью.

Рис. 11.17. Путь по гребню

Рис. 11.18. Высота 2500 м

Рис. 11.19. На вершину идут японцы

Рис. 11.20. Предвершинные башни

Рис. 11.21. С упорством к цели

Рис. 11.22. Путь на вершину Рис. 11.23. На вершине.

Рис. 11.24. Победа!!!

Рис. 11.25. На спуске

Рис. 11.26. Переход на гребень

12 день (12 апреля 2016) траверс восточных склонов - г.Острая, 1 - пер.Хайлюлинский 1600 м, 1А - р. Хайлюля

Подъем в 06:00. Погода ясная, t-36°C. Выход в 08:30. Траверс вокруг г.Остройсюго-восточной стороны на северо-восточную сторону. В 11:00 подошли к северо-восточному гребню г.Острая. На финишном участке спуска надели кошки, круто и скользко (около100м). Крутизна до 40°.Начали спускаться в сторону перевала из р.Хайлюля в р. М.Жиловую. На северо-западной стороне склона г.1790 встали на обедв12:30. После обеда траверсом обошли северо-западный-западныйсклонг.1790, а потом пересекли ледник, с которого берут начало левые исток и р.Хайлюли. В 18:30 встали на ночлег в районе точки 69. Местами ветровой наст и участки, где свежи выпавший снег до 30см. t-30 C.

Ходовое время - 8 часов. Пройдено: 18,7 км.

Рис. 12.1. Выход на траверс восточных склонов

Рис. 12.2. Привал на траверсе

Рис. 12.3. Вид на Срединный хребет в северном направлении. Впереди крутой спуск на Хайлюлинский перевал.