Горы мира > Алтай >

Авторы: Владимир Соболев, Владимир Деньгин, Красноярск

Гора Белуха

Вначале предлагаем вам ознакомиться со справочными данными о географическом положении и истории освоения Белухи

Большинство красноярских альпинистов старшего поколения начинали знакомство с "большими" горами в альпинистском лагере "Актру". Лагерь располагался в одном из красивейших ущелий Северо-Чуйского хребта Алтая. Да и в последние годы проводились выезды в этот суровый горный район. Но до сих пор на альпинистской карте красноярцев в горах Алтая остается "белое пятно". Это двуглавый массив горы Белухи, высшей точки не только Алтая, но и всего Сибирского региона.

Находится гора в Катунском хребте. Высота Восточной вершины – 4506 м, Западной – 4460 м.

Массив Белухи является главным центром оледенения Алтайской горной системы. С его склонов стекает шесть крупных долинных ледников, два из которых – Катунский и Черный – дают начало реке Катуни (название происходят от алтайского слова "кадын" – госпожа, хозяйка), главной водной артерии Горного Алтая. А Катунь, слившись с рекой Бией, образует одну из крупнейших рек нашей страны – Обь. Еще три ледника, спускающиеся со склонов горы на север: Мюштуайры (Кучерлинский), Аккемский и самый большой алтайский ледник Менсу дают начало рекам, также принадлежащим бассейну Катуни. И лишь ледник Большой Берельский, юго-восточной экспозиции, питает реку, относящуюся к системе Иртыша.

От племен, кочевавших в давние времена близ горы Белухи, сохранилось несколько ее местных названий: Катун-баши (голова Катуни), Ак-су-рю (с белой водой), Уч-сюри (три шпиля, или три сопки), Муз-ду-тау (ледяная гора). Но, глядя на белизну снегов, покрывающих ее почти до самого подножья, пожалуй, лучшего названия, чем просто Белуха, придумать трудно.

Массив горы очень резко поднят над окружающими хребтами и двуглавая вершина видна с самых отдаленных мест в округе. Интересно сравнение Белухи с высшими точками других горных районов бывшего СССР:

п. Коммунизма

г. Мунку-Сардык

Саяны

3492 м

Как видно из таблицы, Белуха занимает пятое место среди главных вершин горных районов СНГ. Однако на Кавказе есть несколько вершин (Казбек, Шхара, Коштан-Тау, Дых-Тау) превышающих 5000 м. На Памире и Тянь-Шане многие вершины превосходят 6000 м, а четыре вершины поднимаются выше 7000 м. Поэтому, если ставить Белуху "по росту" в этом длинном строю гигантов, то она займет место очень далекое от правого фланга. Однако относительно небольшая высота нисколько не умаляет достоинства Белухи. Достаточно сказать, что самый большой ледник в СНГ, ледник Федченко, оканчивается на высоте 2940 м, а ледник Большой Берельский спускается с Белухи до уровня 1980 м. Если снеговая линия ледника Федченко проходит на высоте 4650 м, то на Берельском этот уровень опускается до 2750 м и это притом, что, как говорилось выше, ледник юго-восточной экспозиции. Пик Коммунизма поднимается над снеговой линией на 2845 м, т.е. всего на 1089 м больше, чем Белуха, но если учесть, что он выше ее почти на 3000 м, то становятся понятно, почему на вершины Белухи и на соседние пики нет простых путей. В районе Белухи все ледники спускаются несколько ниже границы леса, поэтому подходы к началу маршрутов проходят исключительно по льду и заснеженным склонам.

Первые сведения о высочайшей вершине Алтая относятся к 1793 году. Однако только в 1836 году район Белухи посетил первый европеец – доктор медицины и путешественник Фридрих Вильгельм Геблер, врач Колывано-Воскресенских сереброплавильных заводов. Он открыл и сделал первые описания ледников Катунского и Берельского. Но затем о горе забыли, и лишь в 1895 году профессор Томского университета В.В. Сапожников занялся исследованиями Катунского хребта и горы Белуха. В 1898 году он предпринял попытку восхождения на вершину горы, но отсутствие опыта и непогода заставили вернуться с седловины между Восточной и Западной вершинами (4065 м). И еще не раз пытались покорить вершину, но удалось это сделать лишь в 1914 году томским гляциологам, братьям Троновым. Они поднялись на Восточную вершину Белухи с юга, с ледника Катунского. Второе восхождение и первое с севера, из ущелья Аккем совершила группа во главе с В.М. Абалаковым в августе 1933 года. Они совершили восхождение на Восточную вершину, пройдя в непогоду через пик Делоне (4200 м). И, наконец, красной датой следует отметить 1935 год. Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) провело Первую Всесибирскую альпиниаду. Всего в мероприятии участвовало 84 человека, на вершину Белухи поднялось 43 участника. Кроме этого были совершены первовосхождения на несколько соседних вершин. В следующем году была покорена и Западная вершина массива.

В последующие года, исключая период Великой Отечественной войны, восхождения на вершины Белухи и окружающие пики совершались практически ежегодно. Постоянно проводились альпиниады, выездные альпинистские лагеря, возобновил свою работу Международный альпинистский лагерь – МАЛ "Алтай", база которого находится в селе Тюнгур, конечной точке автомобильной дороги. В районе пройдено и классифицировано около 50 маршрутов от 1Б до 6 кат. сл. Но надо сказать, что этим возможности района Белухи далеко не исчерпаны. Существует множество вариантов восхождений на вершины Катунского хребта, в том числе и проблематичных – например, выход на седловину между Восточной и Западной вершинами по центру Северной стены. Это чисто ледовый маршрут, ориентировочно высшей, 6 кат. сл. Много не пройденных маршрутов на пики: XX-летия Октября, 50-летия КПСС, Героической Кореи, Сапожникова. Все маршруты комбинированные, 4-5 кат. сл. Кроме этого есть несколько вершин, которые ждут своих первовосходителей.

Владимир СОБОЛЕВ

Литература: «Белуха». Томск. 1968.

Фото: Выход на вершинный гребень. Л.Д. Суворкина

Летом 2001 года в район Белухи отправилась экспедиция, организованная МУ "Центр путешественников" города Красноярска (19 человек, руководитель В.Д. Лаптенок).

Предлагаем вашему вниманию воспоминания одного не очень юного, но весьма перспективного альпиниста

Позади – суматошные сборы, и 27.07.01 мы едем на Алтай. Двое суток в поезде с ежедневными песнопениями под гитары. День в автобусе – и мы в поселке Тюнгур – исходной точке нашего похода к Белухе. Утром грузим на лошадей снаряжение и продукты, отправляем с караваном двоих – С. Бирюкова и В. Деньгина, а сами налегке (с двухдневным запасом продуктов) идем другим путем – по долине реки Ак-Кем. Из-за дождя шли три дня. Караван же пришел за 2 дня. Группа Дениса Киселева шла автономно. Их было семеро. На озере Ак-Кем поставили базовый лагерь. Отсюда новичков сводили на занятия, а потом на вершину Броня 1Б кат. сл. Встретив как положено "новорожденных" значкистов, наутро 5.08.01. вышли к Белухе. Первая ночевка – после Ак-Кемского ледника в хижине на Томских ночевках, вторая – под маршрутом недалеко от Верблюдов – двух скал на Катунском леднике.

И вот 7 августа в 1.15 ночи мы вышли на штурм (Лаптенок В.Д., Суворкина Л.Д., Бирюков СВ., Деньгин В.А.). Шли при полной луне, по хрустящему фирну. Скально-ледовый гребень проскочили не связываясь (нужды не было), и к рассвету поднялись на вершинный гребень. Погода отличная. На вершине ветерок, и солнце восходит – хорошо! Пишем записку – и на спуск. По скальному гребню спускались по двойной веревке (петель там было много). На середине гребня нас накрыл туман, видимость упала метров до двадцати. Встретили тройку ребят из Москвы. В 8.30 утра были у своей палатки. К туману добавился мокрый снег. Быстро собрались, связались и пошли вниз. На спуске попадались трещины.

Выйдя на ровное плато, с радостью встретили яркое (слишком) солнце. Насчет масок не побеспокоились, и впоследствии шкура на лицах сползла у всех, кроме Л.Д. Суворкиной.

На привале Делоне нас ждали наши товарищи – значкисты E.M. Краева и В.В. Деньгин, а также кинооператор Ю.И. Устюжанинов, поднявшиеся на перевал с помощью В.Ф. Янова и С.М. Прусакова. У нас, еще горячих, были взяты интервью. На перевал к этому времени вышло очень много народу, поэтому спуск продлился до семи часов вечера. Спустились сами и помогли другим. Переночевали в хижине. Утром вышли к озеру ниже ледника к протоке с теплой водой и серо-голубой грязью (наверно – лечебной). В воде мы лежали, а грязью мазались. Добравшись до базового лагеря, устроили баню и в чистом виде уснули.

Наутро – сборы, загрузка лошадей – и я еду верхом через перевал Кара-Тюрек а все остальные – пешком по долине Ак-Кема. Приключений на обратном пути было у них и у меня достаточно. О своих они пусть пишут сами, а я умудрился соскочить с лошади, когда она упала в реку. Но все окончилось благополучно. Лошадь вытащили. Правда во вьюках был аккумулятор Ю.И. Устюжанинова, который он упаковал в три полиэтиленовых мешках. Это не помогло, и кинооператор наш очень сильно переживал.

Обратная дорога шла в таком же ритме – днем шатались по Бийску и Новосибирску, вечером в поезде – песни, но у нас в активе уже были Белуха и другие вершины, и это нас радовало.