Автор: Юрий Федосеев, г.Москва

Отчет о горном туристском походе 2 с эл.3 категории сложности по З. Кавказу,совершённом с 10.07.16 по 22.07.16г.

Справочные сведения о маршруте.

Маршрут: а/л Узункол - пер.Мал.Кичкинекол (1А ) - пер. СДоломиты (1Б) — а/л Узункол - пер. Беляева (1Б) - г. Узловая (1Б, рад) - р.Джалпакол - пик Куршо (2А, рад) - т/б Глобус- пер. Искровцев (1Б) - р.Даут — а. Даут.

Протяжённость маршрута 118 км.

Продолжительность 13 дней

озера Куршо - т/б Глобус

18.07.16

Дневка

Утром гроза, вечером ясно.

19.07.16

22-24.07

а.Джазлык - Невинномысская - Москва

Дождь.

*) Восхождение на пик Куршо совершено Федосеевым Ю.В. и Судас О.П.

Итого активными способами передвижения: 118 км

пер. Ыбчик (н/к, 2542) - Учкулан - Невинномысская

23-24.07

Невинномысская-Москва

Причины расхождений заявленного и пройденного маршрута.

1. Из-за отсутствия резервных дней и стабильно плохой погоды мы побоялись идти кольцо из перевалов Дырявый и Локомотивцев, и прошли запасной вариант через перевал Искровцев.
  2. Из-за погодных условий (дождь, низкая облачность) прохождение перевала Ыбчик (Карачайауш) смысла не имело. Мы закончили маршрут в ауле Джазлык, уехав оттуда на машине.

Заезды, заброски, отъезд, наличие мобильной связи.

Заезд. Транспорт и погранпропуска мы заказывали непосредственно в альплагере Узункол. Актуальные цены можно узнать на сайте alpuzunkol.ru. Нам машина обошлась в 10000р (газель). Пропуска 150 р. с чел. Можно найти дешевле, но есть нюанс. Ближайшие спасатели находятся в Домбае, и в случае НС альплагерь - самое близкое место, где можно получить профессиональную помощь. Нам показалось, что лучше заранее наладить с ними контакты. Также в альплагере есть магазин (пиво, хычины, сувениры), душ и камера хранения.

Отъезд. У нас была договоренность, что в определенное время нас заберет машина из Учкулана. Но поскольку мы решили выходить по долине Даута, нам пришлось искать машину на месте. В ауле Даут было 2 УАЗа служителей заповедника, но они были заняты и везти отказались. Найти машину удалось в ауле Джазлык (поселок в 3 дома) в 5-ти километрах ниже аула Даут. Водитель согласился везти или в Учкулан, или в Карачаевск - ближайшие места, где можно заправиться. Мы уехали в Карачаевск за 2000р.

Связь. В настоящее время по нашему маршруту стабильная мобильная связь присутствовала только около заставы на Уллу-Каме. Отлично принимался сигнал на вершинах Узловая и Куршо. В долине Даута связи нет. Она появляется только при выезде на асфальтовую дорогу в долине Кубани.

В тексте термины «правый» и «левый» употребляются только в орографическом смысле, если это специально не оговаривается.

Перевал Малый Кичкеникол (1А)

З. Кавказ, Узункол.

7.2.21

лед.М.Кичкинекол - р.Чунгур-Джар

Горные ботинки, ледоруб

Тропа по всему маршруту

В а/л Узункол по мосту переходим реку Узункол на левый берег и движемся по грунтовой дороге вверх по долине до слияния рек Кичкинекол и Мырды (30 мин). В месте слияния находится пост пограничников. Не подходя к нему, поворачиваем налево и по мосту (фото 1) переходим реку Кичкинекол на правый берег. Дорога переходит в тропу и приводит к кошу на правом берегу Кичкинекола. Сразу за кошем ручей, стекающим из-под Доломитовых озер. От слияния Кичкинекола и Мырды примерно 30 минут. Сразу за кошем по тропе поднимаемся на правый борт долины (фото 2), выводит на заросший криволесьем гребешок и по нему поднимаемся выше границы леса. Здесь склон выполаживается. Путь вверх преграждает широкая скальная стена с водопадами (фото 3).

Тропа обходит стену по травянистым склонам, сильно отклоняясь влево по ходу движения, а потом сворачивает направо и длинным косым траверсом приводит к обширной круглой поляне с озером. Ручей падает водопадом с северо - востока. Около водопада множество хороших площадок (фото 4). Ночевка.

Дальше тропа на перевал идет к северу от поляны под правым бортом долины, обходя поляну с водопадом (фото 5). Есть маркировка турами. Набор высоты пологий. Впереди становится видна осыпная седловина перевала.

Обычно седловина перевала М.Кичкинекол представляет собой осыпной склон (средняя осыпь), крутизной 20 градусов. В нашем случае седловина полностью покрыта снегом. Слева по ходу движения видны «свежие» камни.

Опасаясь камней, по моренным валам подходим под перевал и выходим на седловину «в лоб» (фото 6).

Перевальная седловина широкая. В нашем случае полностью покрыта снегом. Тур расположен на скалах в южной части седловины. При необходимости на перевале можно ночевать.

Снята записка от 27 июня 2016г группы из г.Троицк, ГСОБ «Лесная», совершавшей горный поход 1 к.с. Руководитель Ярошевская Анна. Маршрутная книжка №1/3-103.

Спуск с перевала вначале по снежному склону крутизной до 20° (глиссирование) (фото 7). Затем выходим на тропу, идущую вдоль левого берега ручья, стекающего с ледника над перевалом.

Спускаемся на огромную травянисто-осыпную террасу ниже ледника Чунгур-Джар. Немного ниже сюда выходит осыпной кулуар с перевала Ю.Доломиты. Далее движемся под левым бортом по плоскому дну долины к перегибу (фото 8). У края ступени тропа круто уходит вниз - влево, под ступень бараньих лбов, к притоку, водопадом стекающему со склона Доломитов. Тропа переходит этот ручей и вскоре теряется в высокой траве.

Спускаемся вниз по наклонному лугу с множеством камней до границы леса. Здесь снова выходим на тропу. Она прижимается к левому борту долины. В районе слияния Чунгур-Джара и Талычхана - сосновый лес со множеством удобных ночевок. Здесь и останавливаемся.

а/л «Узункол» - кош на р. Кичкинекол

Кош - поляна с водопадом

Поляна с водопадом - перевал М.Кичкинекол

перевал М.Кичкинекол - слияние Чунгур-Джара и Талычхана

3 ч 00 мин

8 ч 30 мин

Выводы и рекомендации:

Не смотря на большое количество снега, пер. Малый Кичкинекол соответствует 1А к.тр. При прохождении перевала не требуется применения никакого специального снаряжения, все идется ногами и ориентировка не затруднена. Перевал оставил очень приятное впечатление.

Фото 1. Мост через р.Кичкинекол в месте слияния с р.Мырды.

Фото 2. Долина Кичкинекол. Фото сделано от ручья, стекающего с Доломитовых озер.

Фото 3. Обход водопада при подъеме на пер. М.Кичкеникол.

Фото 4. Ночевки при подъеме на М.Кичкеникол.

Фото 5. Тропа к северу от поляны с водопадом при подъеме на М.Кичкеникол.

Фото 6. Седловина пер.М Кичкеникол (1А, 3180) Вид с запада.

Фото 7. Седловина пер.М Кичкеникол (1А, 3180). Вид с востока.

Фото 8. Верховья долины Чунгур-Джар.

Перевал Северные Доломиты

З. Кавказ, Узункол.

7.2.19

Снежно-скально-осыпной

р.Узункол - р.Чиринкол

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледоруб, кошки, обвязка, веревка 50м.

Нет

Подъем на перевал начинается по тропе от поляны на левом берегу реки Чиринкол, справа (по ходу) от ручья, стекающего с перевала С.Доломиты. Сама поляна заболочена, и тропы на ней нам найти не удалось. Но тропа просматривается на склоне, мы выходим сразу на нее (фото 9).

Тропа вначале идет по травянистому склону, затем заходит в сосновый лес и серпантином выводит наверх устьевой ступени. Примерно через 1 час движения со дна долины поднимаемся к границе леса. Здесь, среди густой травы, тропа теряется.

Через 1.5 часа подъема серпантином по травянистому склону (тропа вновь появляется) обходя скальные сбросы (остаются слева по ходу) (фото 10) поднимаемся на следующую ступень ручья. Дальнейшее движение проходит под скалами левого борта и через 30 мин выводит на древние конечные морены. Подъем продолжается по моренным грядам, придерживаясь левого борта долины. Через 1.5 часа подъема достигаем моренного озера, лежащего под пер Доломиты С. Отсюда уже видна перевальная седловина. По описаниям, у нижнего края озера есть места для ночевок (это первые пригодные для ночевки места, начиная со дня долины Чиринкол). В нашем случае они засыпаны снегом. Выравниваем места под палатки на оттаявших моренных валах. Ночевка.

Подъем на перевал начинаем от нижнего края озера (обвязки надеваем в лагере), обходя его справа по ходу с набором высоты (фото 11). Движение по снежному склону крутизной до 20°. Снег раскисший, ступени формуются хорошо. В случае наста для всех участников группы будут необходимы кошки и умение в них ходить. В случае срыва и неумении самозадержаться финиш будет в озере. Траверс приводит на скальный ригель.

От ригеля, траверсируя по крупноблочной осыпи справа налево, попадаем к началу широкой наклонной осыпной полке, выводящей на перевал (примерно 1,5 часа хода от озера) (фото 12). В нашем случае полка покрыта снегом. Начинаем движение влево-вверх по оттаявшей кромке полки, пока не упираемся в кулуар. Далее движение без страховки опасно, а сделать надежную страховку проблематично. Поэтому вешаем перила вверх под скальную стенку (30 м, снежный склон, в начале 35°, лидер движется в кошках) (фото 13). Станцию организуем на рюкзаке в ранклюфте под стеной (на самом деле это не ранклюфт, а просто протаявший участок снежника у скал, но выглядит солидно - площадка метровой ширины с высотой борта 1,5 м). Далее движемся по кромке «ранклюфта» под снежный карниз (одновременное движение связки по гребню, около 50 м, в самом «ранклюфте» не пройти, он становится очень узок). Под сам карниз не заходим - нам туда и не надо. В удобном месте выходим на простые скалы, и по ним провешиваем 15 м перил до седловины (первая станция на ледорубах, вторая на скальном выступе).

Сама перевальная седловина скальная и узкая, мест для ночевки нет (фото 14).

Сняли записку от 10.07.2016 группы КТ «Стрижамент» (г.Ставрополь), совершающей поход 2 к.с. Руководитель Кобыляцкий С.И.Спуск с перевала на запад идет вниз-направо (по ходу) по крупной осыпи на дно перевального цирка (1 час) (фото 15). В верхнем цирке под перевалом с запада находятся Верхние Чатские ночевки. Мы продолжаем спуск по дну долины (крупная осыпь). В какой-то момент появляется тропа, и по ней выходим к Нижним Чатским ночевкам (около 1,5 часов спуска от Верхних Чатских ночевок) (фото 16). Множество удобных площадок расположено чуть ниже слияния ручьев, вытекающих из-под перевалов Доломиты С. и Охотничий.

Дальнейший путь спуска к а/л Узункол проходит по набитой тропе. Тропа от ночевок спускается по левому борту долины, а затем через крупную осыпь уходит влево в соседнюю долину. На осыпи тропа теряется, и ориентироваться следует по многочисленным турам, выводящим на продолжение тропы. Далее спуск проходит по крутой тропе вдоль небольшого ручья прямо до альплагеря (примерно 2 часа).

Р. Чиринкол - граница леса

1 ч 00 мин

Подъем к озеру под перевалом Доломиты С.

3 ч 30 мин

Подъем на перевал от озера

2 ч 30 мин

Спуск с перевала до верхних Чатских ночевок

1 ч 00 мин

Спуск от верхних до нижних Чатских ночевок

1 ч 30 мин

Нижние Чатские ночевки - а/л «Узункол»

11 ч 30 мин

Выводы и рекомендации:

Пер. Доломиты С. соответствует 1Б к.тр.

При наших снежных условиях от участников потребовались уверенные навыки передвижения по осыпям и снежным склонам, подъема с жюмаром, одновременного движения в связках по гребню. Одним словом, из рядовой 1Б перевал превратился в очень интересный технически насыщенный (для своей категории) перевал, требующий от группы серьезной подготовки. Пожалуй, это был самый итересный перевал в этом походе.

Надо отметить, что перевал - не нижняя точка в хребте. При подъеме с запада надо выходить несколько правее и выше. Иначе есть шанс выйти на скальные сбросы. При прохождении с востока проблем в ориентировании нет.

Фото 9. Начало подъема на пер. С.Доломиты.

Фото 10. Обход скальных сбросов при подъеме на С.Доломиты.

Фото 11. Подъем на С.Доломиты (1Б, 3450).

Фото 12. Косая полка, выводящая на пер. С.Доломиты (1Б, 3450).

Фото 13. Подъем в «ранклюфт» косой полки пер.С.Доломиты.

Фото 14. Седловина пер.С.Доломиты (1Б, 3450).

Фото 15. Пер. С.Доломиты (1Б, 3450). Вид с запада.

Фото 16. Спуск с пер.С.Доломиты. Вид с Нижних Чатских ночевок.

З. Кавказ, Гвандра

7.2.7

р.Джалпакол - р.Мырды

0/0

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледоруб, обвязка, основная веревка.

Нет

В а/л Узункол по мосту переходим реку Узункол на левый берег и движемся по грунтовой дороге вверх по долине до слияния рек Кичкинекол и Мырды (30 мин). В месте слияния находится пост пограничников. Пройдя пост, продолжаем движение по грунтовой дороге, идущей по левому берегу р. Мырды. Выходим к границе леса, пешеходному мосту переходим р. Мырды и продолжаем движение по правому берегу реки. Выходим к кошу (1 час от погранпоста). У коша мост, ведущий на левый берег реки. По нему переходим реку и начинаем подъем на левый борт долины.

Вначале подъем проходит по тропе по крутому (30-35°) травянистому склону, справа от ручья, стекающего из цирка перевала Беляева (фото 17). Через 2 часа выходим на каменистую террасу, здесь тропа теряется. Продолжаем подъем по правому берегу ручья и через 2 часа выходим на вторую террасу (фото 18). Здесь на поляне на левом берегу ручья (переходим по камням) множество удобных мест для стоянки. Ночевка.

Утром выходим на конечную морену ледника Беляева (30 мин) (фото 19) и продолжаем движение по ней (оставляя справа по ходу небольшое озеро).

Подъем к леднику начинаем слева по ходу по средней осыпи, обходя сверху бараньи лбы (фото 20). Выйдя на последний скальный выход, одеваем обвязки и связываемся. Далее движение по леднику в связках (фото 21). Ледник закрытый, трещин не много, снег плотный. По леднику подходим под перевальный взлет (фото 22).

Перевальный взлет представляет собой довольно крутой конгламератный склон со множеством скальных полочек (фото 23). Какой-то оптимальной линии движения нет. На кромке ледника развязываем связки, и плотной группой выходим на перевал.

Седловина перевала широкая, можно поставить палатки (фото 24). В центре памятник.

Сняли записку от 9 июля 2016г группы Петроградского клуба туристов (ПКТ), совершающей поход 2 к.с.. Руководитель Спирин К.В.

С седловины делаем радиальный выход на вершину Узловая.

Спуск с перевала представляет собой среднюю осыпь крутизной до 25° (фото 25, 26). На спуске забираем правее и выходим на отрог горы Узловая. Отрог скальными сбросами обрывается на север к озерам Куршо. Продолжаем спуск вдоль скальных сбросов, и найдя простой спуск, по снежникам и осыпи (крутизна до 25°) выходим к южному берегу нижнего озера. Хорошие стоянки находятся на западном берегу. Выходим к ним и становимся на ночевку. Отсюда совершаем радиальное восхождение на пик Куршо.

От ночевок у озер Куршо по травянистому склону спускаемся к тропе, идущей по правому берегу реки, и по ней продолжаем движение вниз до впадения в Джалпакол, примерно через 2 часа после слияния выходим к кошу на правом берегу реки Джалпакол. Через реку перекинут хороший бревенчатый мост. Но переходить реку не следует (тропа по левому берегу ведет от моста к источнику и небольшому чистому озеру, после чегозаканчивается). Надо продолжить движение по правому берегу реки. Тропа выводит на лесовозную дорогу и переходит на левый берег реки Джалпакол. В месте слияния рек Джалпакол и Гондорай через Гондорай перекинут деревянный мост. Переходим реку по нему и по грунтовой дороге спускаемся до т/б Глобус (1 час).

Слияние р. Кичкинекол и Мырды - кош на р. Мырды

1 ч 00 мин

Кош - место стоянки на второй террасе

4 ч 00 мин

Слияние рек Джалпакол и Гондорай - т/б Глобус

16 ч 20 мин

Выводы и рекомендации:

Пер. Беляева соответствует 1Б к. тр. При прохождении приходится пересекать закрытый ледник - необходимо иметь все необходимое снаряжение. При плохой видимости могут быть трудности с поиском перевала при подъеме со стороны долины Джалпакол.

Фото 17. Левый борт долины Мырды. Подъем к пер.Беляева.

Фото 18. Подъем к пер.Беляева.

Фото 19. Выход на конечную морену ледника Беляева.

Фото 20. Обход бараньих лбов перед выходом на ледник Беляева.

Фото 21. На леднике Беляева.

Фото 22. Пер.Беляева (1Б, 3480). Вид с востока.

Фото 23. Преодоление перевального взлета пер.Беляева (восточный склон).

Фото 24. Седловина пер.Беляева (1Б, 3480).

Фото 25. Пер.Беляева (1Б, 3480). Вид с запада.

Фото 26. Пер.Беляева (1Б, 3480). Вид с запада.

Вершина Узловая по южному гребню.

З. Кавказ, хребет Куршо

1Б альп

Скальный

в хребте Куршо между пер. Мечта и пер. Беляева

Горные ботинки, ледорубы.

Особые замечания:

Прохождение со стороны пер. Беляева по южному гребню (фото 27).

От седловины пер. Беляева по гребню идет хорошая тропа. Первый жандарм обходим слева по скальным полкам (фото 28). Далее пересекаем хребет и движемся чуть правее хребта. Проходим траверсом снежник (самостраховка ледорубом), и спускаемся на осыпную полку (фото 29). По ней выходим на хребет (фото 30), и по нему на вершину. Подъем занял 30 мин.

Сняли записку туристов тк «Планета» (г.Ростов-на-Дону) от 20 июня 2016г. Руководитель Таранцева Елена, м.к. №11/16.

Спуск по пути подъема (20 мин).

Пер.Беляева - вершина Узловая

30 мин

Спуск на пер.Беляева.

20 мин

50 мин

Выводы и рекомендации:

Вершина скорее соответствует 1А к.т. 1Б ее можно считать при восхождении от альплагеря Узункол, т.е. при прохождении пер.Беляева. Весь подъем (за исключением небольшого участка снежника) проходит по тропе.

Фото 27. Вершина Узловая. Вид с пер.Беляева.

Фото 28. Обход первого жандарма.

Фото 29. Выход на скальную полку и предвершинный гребень.

Фото 30. Гребень пред вершиной горы Узловая.

Вершина Куршо с юго-запада.

Район, хребет:

З. Кавказ, отрог Куршо.

Индекс вершины: (по перечню)

Характер маршрута:

Скальный

Высота вершины:

Отрог Куршо

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, веревки, страховочные системы, скальные крючья,(4) петли, карабины, кошки, ледорубы.

Особые замечания:

От места ночевки у южного озера начинаем движение в сторону пер.Мурсалы. Отсюда хорошо видны вершины Куршо и Мурсалы. Оставляем справа два озера, и вдоль ручья выходим к самому верхнему озеру (фото 32). Оно практически все покрыто снегом и льдом. Обходим озеро справа, и начинаем подъем по средней осыпи и скальным полкам (фото 33). Есть тропа, но скорее козлиная. Выходим на верхнюю ступень долины.

Далее эта ступень полого поднимается к перевалу Мурсалы. Выходим на перевал. Седловина перевала широкая, есть места для стоянок. На седловине нашли 2 тура. В одном записка от 7 августа 2013 года туристов из т.к. Альтаир (г.Минск). Руководитель Сидорук Михаил. М.к.№ 1Г-13. Этот тур разрушили. Во втором записка от 14 августа 2015 г. т.к. ТУР (Туристы Успенского Района, Краснодарский край). Рук. Шкирятов М.В.

Здесь одеваем связки, и начинаем подъем на вершину (фото 31).

С седловины пер.Мурсалы на правый борт долины уходит осыпной кулуар кр. 30° (фото 34, 35). Начинаем подъем по нему. По имеющимся у нас описанием, по кулуару нужно подниматься до широкой осыпной полки, уходящей вправо (по ходу). Снизу она хорошо просматривается. Но в нашем случае и верхняя часть кулуара, и сама полка полностью забита раскисшим снегом. Подъем по ней очень утомителен. Поэтому мы выходим на скалы правее по ходу и движемся по ним параллельно полке. Вначале движение по скальным полкам с гимнастической страховкой. Потом связываемся. Идем преимущественно одновременно, в трудных местах движемся с попеременной страховкой через скальные выступы или петли (фото 36).

По полкам поднимаемся под крутые скалы вершинного массива. По кулуару выходим на них, ориентируясь на самую высокую видимую точку. Отсюда уже видна непосредственно вершина. К ней ведет небольшой горизонтальный хребтик (метров 50).

На вершине осыпь и небольшое снежное поле (фото 37).

Записку в туре не нашли.

Спуск начинаем по пути подъема, но после спуска со скал вершинного массива забираем правее, выходим на забитую снегом осыпную полку, одеваем кошки, и по полке и кулуару с попеременной страховкой спускаемся почти до самой седловины перевала Мурсалы. От перевала пути подъема и спуска совпадают.

Ночевка на озерах Куршо - пер.Мурсалы

пер. Мурсалы - вершина Куршо

3 часа 00 мин

Вершина Куршо - ночевка на озере

4 ч. 30 мин.

10 ч 00 мин

Выводы и рекомендации:

Очень красивая и приятная 2А к.т. Обычно характер восхождения скальный, но мы на спуске использовали кошки. Можно было обойтись и без них, но так было быстрее. Снег был однородным, лежал на осыпи - т.е. лавинная опасность была минимальна. Камнепады отсутствуют, но вначале над нами паслось стадо козлов. Потом ушли.

Лазанье несложное, рельеф позволяет обойтись страховкой через петли и выступы. Но крючья или закладки иметь надо.

В целом, восхождение на г.Куршо оставило очень приятное впечатление. Гора достаточно высокая и находится в отроге. Виды с нее открываются просто великолепные!

Фото 31. Вершина Куршо (3880м) с юго-запада. Вид с вершины Узловая.

Фото 32. Озера Куршо. Вид с вершины Узловая.

Фото 33 Подъем к перевалу Мурсалы от верхнего озера.

Фото 34. Подъем по кулуару от перевала Мурсалы.

Фото 35. Осыпной кулуар. Вид с пер. Мурсалы.

Фото 36. Ключевой участок при подъеме на Куршо.

Фото 37. На вершине Куршо (3880м).

Перевал Искровцев

З. Кавказ, Даутский хр.

6.6.4

3340 м

Даутский хребет

Оз.Искровцев-р.Трехозерная

Восток-запад

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледорубы, кошки,.

Особые замечания:

Перевал сложно найти при плохой видимости с обеих сторон.

От турбазы «Глобус» начинаем движение по дороге по левому берегу реки Махар. Чуть выше турбазы есть пешеходный мостик на правый берег реки, ведущий к нарзанным источника (не впечатлили). Продолжаем движение по дороге и выходим к погранпосту. Проходим его, и движемся до начала подъема на перевал Искровцев (примерно 1 час от турбазы). Здесь есть хорошие ночевки (сосновый лес, площадки, кострища).

Тропа на пер.Искровцев начинается у р. Трехозерная и проходит по ее левому берегу.

Распознать Трехозерку можно по бетонному мостику справа (по ходу) от дороги. Вначале по лесу идет тропа, потом она выходит на лесовозную дорогу. А потом снова превращается в тропу и выводит к кошу, после чего пропадает. Подъем от дороги до коша занял 1 час.

По имеющейся из отчетов информации, дальнейший подъем проходит вдоль северного ручья Трехозерки, по заросшему травой курумнику крутизной 30°. Без тропы. Набор до стоянок еще 700 м. Весь наш предыдущий подъем проходил под проливным дождем. И в такую погоду ковыряться в таком рельефе нам не хотелось совершенно.

Есть другой вариант. Подойти к ночевкам у северного озера-истока Трехозерки через перевал Длинная Осыпь (1А*, 3000м, ночевки у озера находятся на высоте 2900м). Но в отсутствии нормальной видимости искать перевал, описаний которого у нас не было, тоже не хотелось.

Поэтому мы сделали что-то среднее. От коша мы продолжили подъем по хорошей тропе в сторону перевала Зап.Уллукёль (вернее троп там много, мы во всех случаях выбирали самые левые по ходу движения). Примерно через 3 часа мы вышли на висячую долину. Высота 2800. Здесь течет ручей, есть ровные площадки. Отсюда без потери высоты уходим на лево (по ходу), огибаем южный отрог горы 3249 и выходим на травянистый склон крутизной 25°. По нему без потери высоты за 1 час выходим в долину реки Трехозерная, и по ее левому берегу поднимаемся к озеру и стоянкам на нем (крупная осыпь до 20°). По травянистому склону идет множество животных троп, так что движение даже по мокрой траве трудностей не представляет и потери высоты не происходит. В целом, маршрут движения оказался удачным и, пожалуй, наименее трудозатратным.У озера ночуем.

От места ночевки обходим озеро справа по ходу (фото 38), и пересекая многочисленные моренные валы (фото 39) за 2 часа поднимаемся в верхний цирк перевала (средняя осыпь до 20°). Траверсируем цирк и выходим под перевальный взлет (фото 40). Перевальный взлет представляет собой короткий участок средней и крупной сыпи крутизной до 25° (фото 41). Траверс верхнего цирка и подъем на перевал занял 1 час.

Седловина перевала узкая. Мест под палатки нет (фото 42). Сняли записку от 19.07.2016 группы из Ростова-на-Дону. Руководитель Карминский А.В., м.к. №17/16.

Спуск с перевала Искровцев проходит по мелкой и средней осыпи крутизной 20° (фото 43, 44). При спуске забираем немного левее по ходу. Спустившись в верхний цирк перевала выходим к ночевкам. Отсюда начинается тропа, маркированная турами. Тропа идет левым берегом ручья Искровцев (фото 45). Спускаемся до впадения ручья Искровцев в Даут, и переходим ручей на правый берег (здесь ручей шириной около 2-х метров, переправа трудностей не представляет). Через 500м ниже слияния Искровцев и Даута переходим на левый берег р.Даут. Переправляемся по классической скальной пробке (фото 46). Продолжаем движение по тропе по левому берегу Даута. Через 30 мин. выходим к озеру у слияния рек Даут и Рынджи. Здесь ночуем. Готовых площадок нет, но много ровных мест поросших высокой травой. Много хороших ночевок находится на левом берегу Даута ниже слияния с Рынджи.

Через Рынджи переправляемся стенкой в 6 утра. Это оказалась лишняя перестраховка. Можно было переправиться и вечером. В месте впадения Рынджи в Даут река делится на несколько рукавов и переправа трудностей не представляет (фото 47).

Далее движемся по тропе по левому берегу р.Даут. Со временем она переходит в грунтовую дорогу. Следующая ночевка была в сосновом лесу на правом берегу реки напротив аула Даут (мост через Даут примерно в 1 км не доходя до аула). В ауле нам машину найти не удалось, поэтому утром продолжаем движение по дороге вниз. Примерно в 5-ти километрах ниже аула Даут находится аул Джазлык. Он представляет из себя 2 жилых дома рядом с заброшенной базой отдыха. Здесь нам удается нанять машину.(бортовой УАЗ) На ней уезжаем в Карачаевск.

На выезде из Даутского ущелья стоит кордон заказника. По словам водителя при въезде на территорию необходимо оплачивать пребывание. Поскольку мы выезжали на местной машине, нас не останавливали.

Перевал Искровцев

Продолжительность

Т\б Глобус - д\р Махар (тропа у начала подъема на пер. Искровцев)

Подъем до коша

Кош - стоянки у озера

4 ч 30 мин

Стоянки у озера - верхний цирк перед перевальным взлетом

Перевальный взлет - седловина перевала

Спуск к слиянию р. Искровцев и р. Даут

3 ч 30 мин

Слияние р. Искровцев и р. Даут - аул Даут

«5 часов

18 ч 00 мин

Выводы и рекомендации:

Пер. Искровцев очень простая 1Б. Ближе к 1А. Пожалуй, это самый неинтересный перевал в нашем походе. Интереснее его проходить в связке с другими перевалами Даутского хребта.

Фото 38. Подъем на пер.Искровцев. Вид от ночевки у озера Трехозерного.

Фото 39. Моренные валы под пер.Искровцев.

Фото 40. Пер. Искровцев (1Б, 3340) с востока.

Фото 41. Пер. Искровцев (1Б, 3340) с востока.

Фото 42. Седловина пер.Искровцев (1Б, 3340).

Фото 43. Пер. Искровцев (1Б, 3340) с запада.

Фото 44. Пер. Искровцев (1Б, 3340) с запада.

Фото 45. Ручей искровцев, выше впадения в Даут.

Фото 46 Переправа через Даут по скальной пробке.

Фото 47. Река Рынджи в месте впадения в Даут.
Выводы.

Успешно пройден горный маршрут 2 категории сложности. Уровень подготовки группы соответствовал уровню сложности препятствий. Планирование было небезупречным, но удовлетворительным, что подтверждается прохождением маршрута по запасному варианту, несмотря на сложные погодные условия. Погодные условия были сложными на первом участке маршрута - снегопад, большое количество снега на перевалах. Также нам помешали стабильные дожди в последние дни похода. Материальное обеспечение соответствовало задачам похода. Финансовые затраты соответствовали зарезервированным средствам. Группа посетила новый для себя район Кавказа. Район понравился. Также совершено восхождение на сравнительно редко посещаемую вершину Куршо с юго-запада. Проблем с нахождением в погранзоне и на территории заказника не возникало.

Материальное обеспечение.

Снаряжение, раскладка, аптечка не были оригинальными, поэтому мы приводим данные по материальному обеспечению выборочно.

Для готовки мы уже много лет используем мультитопливные горелки Primus Multifuel в сочетании с штатным экраном из алюминиевой фольги. В качестве горючего применяем бензин-растворитель (он же «Калоша», он же БР-2, он же «Нефрас» 80/120). Готовим в алюминиевых кастрюлях.

Продукты в большинстве используем полностью готовые (заливаемые кипятком).

Очень рекомендуем сухой изотонический напиток, он прекрасно утоляет жажду, в отличии от горной деминерализованной воды. На чел/день 10-15 г. Подобные продукты продаются в магазинах спортивного питания.

Перечень личного специального снаряжения

Наименование

Кол-во

Страховочная система

Каска с самостраховкой

Ледоруб (айсбайль)

Кошки в чехле

1 пара

Палки трекинговые телескопические (по желанию)