Автор: Григорий Варгафтик, г.Москва

Отчет о походе 3 к.с. по Памиро-Алаю (Высокий Алай, Янгидаван – Тандыкуль), проведенном с 29 и юля п о 19 август а 2017 года.Часть 2

• Часть 1
  • Перевал ИОЛИСУ ЗАПАДНЫЙ (2А)

4350 м

снежно-осыпной

З В

Расположен в северном отроге Алайского хребта, разделяющем долины рек Иолису и Тильбе Восточная, между вершинами 4512 м и 4457 м. Соединяет ледник Западный Иолису с ледником Серповидный Южный. Координаты: [IOLISY W]: 39° 33’ 16,21” с.ш., 71° 14’ 49,70” в.д.

Прохождение: 11 12 августа 2017 года от р. Иолису до лед. Тильбе Вост. (с востока на запад). Снята записка группы туристов ТК МГУ от 08.08.2010 г. (4 к.с., 13 чел., рук. Зеленцов Д.Ю.) .

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, могут понадобиться системы, основные веревки.

Отчёты: {1, 8, 9, 11-16, 18}

11.08 Сегодня у нас тоже полудневка. Просыпаемся часов в 7, завтракаем и продолжаем лежать в палатках, так как периодически сверху приносит облака и дождь. Через несколько часов погода улучшается, когда мы выходим после обеда в 14:00, она уже вполне приличная: просто пасмурно.

От лагеря поднимаемся вдоль реки до языка ледника. По лежащим на льду камням поднимаемся на ледник и обходим исток реки (фото 5.27). Затем пересекаем язык к левому борту и траверсируем склон в направлении правой (ор.) реки, вытекающей из цирка ледника Иолису Западный. Перейдя реку, поднимаемся по крутому склону в висячую долину (фото 7.1, 7.2, 7.3). Дальнейший подъем проходит по гребню, разделяющему две реки, вдоль северной реки и по простому заморененному языку ледника (фото 7.4, 7.5). Ледник Иолису Западный – небольшой, имеет две разделенные нунатаком ветви. Основная – южная, лежит под склоном Алайского хребта и заканчивается ниже, вторая – северная, расположена севернее нунатака и течет прямо из-под нашего перевала. По мере приближения к перевальному цирку, смещаемся правее по ходу и выходим через два моренных вала, обходя отдельные трещины, к окончанию северной ветви ледника (фото 7.6). Можно было не выходить на язык ледника и подняться сюда же по моренам правее (по ходу движения), но такой путь кажется немного сложнее. После непродолжительных поисков выбираем место для ночевки на мелкой осыпи, намытой ледниковым ручьем. В непогоду здесь может быть плохо, но сейчас мы не ждем от нее подвоха. Площадки выравниваем. Ночевка (16:45, [CAMP11AUG], Н=3870, фото 7.7).

Согласно туристским картам и классификатору, с ледника Зап. Иолису в долину р. Тильбе Ю. ведет перевал Володия (3А, 4250, ск-лд). По нашей оценке, такой перевал вполне может существовать западнее узловой вершины 4453 м, подъем через висячий ледник с узкой «ножкой», спускающейся к леднику Иолису Западный ([VOLOD1]). Как кажется, путь достаточно безопасный, соответствует сложной 3А или короткой 3Б, однако в 2010 г. этот склон выглядел непроходимым (фото 2017 и фото 2010). Южная сторона – простая осыпь. Менее вероятно, но не исключено, что в качестве перевала использовалась скальная седловина, расположенная западнее ([VOLOD2]).

К вечеру погода улучшается. Эффектно смотрится наша вершина 5046 м через долину (фото 7.8). Несколько человек спят на улице, однако к концу ночи поднимается сильный ветер, приходится вставать и снимать грозящий улететь тент.

Подъем к месту ночевки.

14:00 – 16:45

[CAMP11AUG], h=3870

Морены, открытый ледник.

Всего (11.08.2017)

14:00 – 16:45

h+ = 500 м

3,5 км

12.08 Подъем дежурных в 4, выход в 6. Ветрено, по верхам с большой скоростью несет облака.

От места ночевки за несколько минут выходим на простой закрытый ледник без трещин, по которому чуть меньше, чем за час, поднимаемся к перевальному взлету (фото 7.9).

Перевальный взлет – неширокий снежно-ледовый склон между скал, в нижней части подсечен небольшой трещиной с хорошими мостами (фото 7.10). Крутизна склона увеличивается от 25 в начале до 45 на последних 30 метрах, длина склона от бергшрунда до верха около 200 м (по данным GPS средняя крутизна склона целых 38!). Скалы справа по ходу более крепкие, слева – разрушенные, оттуда летят камни, простреливающие нижнюю треть склона. Над скалами висят карнизы, падение которых также может перекрыть большую часть склона. Склон освещен солнцем с 6:45.

Собравшись в бергшрунде ([167], Н=4225), надеваем кошки и системы и выходим на склон в 7:15. Перейдя бергшрунд по хорошему мосту, поднимаемся вверх к выступу правых (по ходу) скал (фото 7.11). С разрушенных скал слева и выше (по ходу) летят мелкие быстрые камешки. Обойдя правые (по ходу) скалы, уходим еще немного правее вверх. Крутизна возрастает до 30, фирн плотный. Оценив состояние склона, первые участники скидывают для остальных перильную веревку (закрепление на ледорубе, фирн плотный, сложно сделать точку), затем поднимаются на седловину и скидывают вторую веревку оттуда (последние 30 м до седловины – плотный фирн до 40-45, движение с ледорубом на три такта на передней половинке кошки). Нижней веревкой так никто и не воспользовался, на верхней некоторые участники также чувствовали достаточно уверенно, чтобы не страховаться, остальные воспользовались перилами (фото 7.12).

Первые участники на седловине в 7:45, последние в 8:15. Седловина узкая, скально-снежная. С запада дует очень сильный ветер, от которого нас закрывают скалы седловины. В 50 м южнее осыпная седловина попросторнее с туром. На восток свисают причудливые карнизы с дырками. Красивая облачность на востоке, мрачные тучи на западе (фото 7.13, 7.14, 7.15, 7.16). Временами идет легкий снежок.

Существует вариант прохождения перевала в условиях высокой камнеопасности, описанный в нескольких старых отчетах – по длинному снежно-осыпному склону, выводящему на гребень в 450 м севернее седловины {11, 13, 14}, точка [IOLISY N W]. Спуск – через узловую вершинку, расположенную севернее нашей седловины, и по ее западному гребню. Сложность – 1Б-2А.

Спуск начинаем в 8:45, плотной группой по осыпи (фото 7.17, 7.18). За 5-10 минут спускаемся до ледничка, затем по снежникам и моренам быстро скатываемся в долину (фото 7.19, 7.20). Через 1:05 ЧХВ спуска от перевала по разнообразным моренам выходим к леднику Балконному, по правому борту которого за 10 минут спускаемся к языку (фото 7.21). По неширокому проходу между крутым языком и вырывающимся из-под него потоком переходим на левый берег реки (осыпь на льду или снежный мост через реку, фото 7.22). Возможен камнепад с языка ледника! От языка ледника двигаемся левым бортом короткой долины (фото 7.23), заканчивающейся в гигантской воронке, где вода с Балконного уходит под тело ледника Тильбе Вост. (№363). Траверс по конгломерату с подобием тропки приводит к первым валам морены ледника Тильбе Вост. Забираем влево и, немного пропетляв, выходим по покровной морене на открытый лёд ледника Тильбе Восточный (фото 7.24). Располагаемся на обед на тощей коричневой моренке (11:20, [OBED12AUG], Н=3440). Все время c утра и до середины дня достаточно ветрено, холодно, иногда начинается легкая морось. Во время отдыха периодически выходит солнце.

С обеда выходим в 14:40, потеплело. Набираем высоту и за 20 минут пересекаем ледник Тильбе Восточный к левому борту, чтобы обойти нижний ледопад справа по ходу по осыпи (фото 7.25, 7.26). Подъем по крупной осыпи крутизной 25-30 с участками конгломерата вдоль русла ручья занимает 40 минут ЧХВ и выводит на небольшие уютные разливы ручья с ледника №362. Здесь есть несколько готовых площадок, в изобилии растут цветы, красиво. Ставим лагерь (16:05, [CAMP12AUG], Н=3715).

После постановки лагеря отрабатываем организацию ледорубного креста на расположенном неподалеку снежнике.

С морен рядом с лагерем частично виден завтрашний путь по леднику (фото 7.27).

Описанный в {1} путь по правой (ор.) части нижнего ледопада сейчас, по всей видимости, непроходим: большие разрывы до самых скал (фото 7.28). Учитывая, что наш вариант обхода прост и не слишком утомителен, в названном пути нет необходимости.

Ледник Тильбе Восточный – одна из потенциальных «ловушек» на маршруте, так как 4,5километровая долина реки от ледника до слияния с р. Тильбе Зап. практически непроходима: конгломератные прижимы, промоины, переходы с берега на берег. В 80е годы туристы регулярно проходили по долине вверх и вниз, отмечая сложность пути {9, 12, 13, 16, 18}. В 2015 г. группа Щербакова после разведки решила не спускаться по долине.

Характер пути

Подъём на перевал Иолису Западный.

6:00 – 8:15

[IOLISY W], h=4350

Снежный склон 25-45°, кошки, перила 40 м.

Спуск с перевала до ледника Тильбе Восточный.

8:45 – 11:20

[OBED12AUG]

, h=3440

Осыпь до 25°, морены, конгломерат.

Подъем к месту ночевки в обход первого ледопада.

14:40 – 16:05

[CAMP12AUG]

, h=3715

Открытый ледник, осыпь до 30.

Всего (12.08.2017)

6:00 – 16:05

4 часа 45 минут

h+ = 775 м

h = 930 м

8,0 км

Всего по перевалу (1112.08.2017)

5 часов 45 минут

h+ = 975 м

h = 930 м

Перевал Иолису Западный соответствует средней 2А для данного района. Перевал компактный, неутомительный, позволяет быстро перейти из одной долины в другую.

При протаивании восточного склона до льда потребуются перила (1-3 веревки), также сильно возрастет камнеопасность. В целом перевал достаточно безопасен, однако угроза падения камней на восточном склоне реальна.

Перевал расположен так, что естественным образом встраивается в нитку почти любого похода, включающего пересечение северных отрогов Алайского хребта в этом районе. Более сложной и интересной альтернативой может служить связка перевалов Геолога Грязнова + Серповидный (2Б).

Перевал ОСЫПНОЙ (2А)

4565 м

снежно-ледово-осыпной

С Ю

Расположен в Алайском хребте, между вершиной 4661 м и перевалом ИАЭ им. Курчатова. Соединяет лед.

Тильбе Вост. (р. Тильбе Вост.) и среднее течение лед. Недоступный (р. Иштансалды).

Координаты: [OSIPNOY T]: 39° 30’ 23,97” с.ш., 71° 10’ 40,14” в.д.

Прохождение: 13 14 августа 2017 года от ночевок под лед. №362 до лед. Недоступный (с севера на юг). Тур и записка не обнаружены.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, страховочные системы, веревки, ледобуры.

Отчёты: {1, 3, 8, 9, 10-12, 15, 17, 18}

13.08 Подъем в 5:00, выход в 6:55. Ясно.

Перевалив через ближайший осыпной гребень, выходим на открытый ледник Тильбе Восточный. Перед нами встает, от борта до борта, верхний ледопад. В 2015 году группа А. Щербакова обходила его справа по ходу, вдоль левого (ор.) борта ледника. Видно, что этот путь проходим, но довольно утомителен и скучен. Решаем повторить путь 2010 года, ближе к нунатаку (окончанию отрога, отмеченному на карте, как вершина 4375). За 25 минут доходим от лагеря до подножия ледопада, далее продолжаем подъем в кошках, лавируя между трещин на открытом леднике (фото 8.1, 8.2).

Придерживаемся пути по выпуклому склону, который находимся левее (ор.) желоба под стеной нунатака (фото 8.3, 8.4). В нижней части склон ледовый, выше местами появляется снег. Старательно обходим трещины, пока не упираемся через 25 минут в большой – длинный и широкий – разлом, полностью забитый снегом ([175], фото 8.5). Поскольку хорошего обхода не видно, пересекаем разлом по снегу с перильной страховкой (15 м, фото 8.6). Выход из разлома – по короткой ледовой стенке 50. Преодолев разлом, движемся в прежнем направлении, стараясь выйти ближе к окончанию желоба и склону нунатака слева (по ходу), однако разломы с ненадежными мостами начинают отжимать нас вправо по ходу, в сторону непроходимого ледопада. Пересекаем еще одну трещину по хорошему снежному мосту с перильной страховкой (3 м) и оказываемся на ледовой площадке, со всех сторон окруженной большими разломами (9:00, [176], Н=3995). Мы уже на уровне ровного ледника, но прохода прямо вперед нет: большой котел (фото 8.7, 8.8, 8.9). Проход влево-вперед, в сторону желоба, возможен по очень ажурному снежному мосту со страховкой и не очевидно, что дальше нет разлома (путь, описанный в {1} тогда все трещины были надежно закрыты мостами). Вправо можно относительно просто перейти через ближайший разлом на соседний блок, откуда, кажется, можно выйти ногами по ледовым ломтям между трещинами. Оценив варианты, решаем двигаться направо, через разлом. Спуск в разлом 5-7 м крутизной 50-60. Затем нужно облезть ажурную ледовую фигуру в разломе и перешагнуть через разлом на ледовую полку, с которой 4 м лазания по льду 60 выводят на плоскую вершину серака (фото 8.10).

Лидер преодолевает участок за 15-20 минут, параллельно готовим переправу для рюкзаков. Пока группа переправляется, отправляем вперед разведку. Увы, с этого «ломтя» выхода ногами тоже нет: большой разлом, параллельный первому, отсекает нас от расположенного выше ледника. Самое простое место для переправы через следующий разлом – также спуск и подъем, но уже по вертикали. Лидер спускается на 4-5 м на страховке, дотягивается до другой стенки разлома и вылезает 4м по вертикали с нижней страховкой через ледобуры с помощью ИТО (фото 8.11). Через этот разлом также перекидываем отдельную веревку для рюкзаков (фото 8.12, 8.13). Последний участник на обоих участках делает самовыкрут на ледобуре и спускается по перилам с верхней страховкой.

После второго разлома становится проще. Следующий разлом переходим со страховкой по хорошей снежной пробке, затем лавируем между трещин и перелезаем со страховкой еще один открытый разлом шириной около 1,5 м. После всего этого располагаемся на обед (13:45, [OBED13AUG], H=4040). Есть вода, немного камушков. Пока все собираются, кипятим чай и разведываем дальнейший путь среди трещин. Группа под впечатлением от пройденного участка, что немудрено: такое характерно для препятствий 2Б-3А.

При прохождении участка была допущена тактическая ошибка: попав в тупик среди разломов, нужно было вернуться назад на пару сотен метров и искать проход либо по желобу у нунатака (камнеопасно), либо в ложбине ближе к центру ледопада. Мы не рекомендуем наш путь к повторению, так как явно существуют более простые пути.

Судя по всему, наиболее простой и безопасный путь обхода верхнего ледопада от места ночевки вдоль левого (ор.) борта ледника вблизи скал (фото 8.1). На перегибе здесь тоже видны крупные трещины, но в меньшем количестве. Неожиданность, с которой мы столкнулись при повторении пути 2010 года, связана, по всей видимости, с существенно меньшим количеством снега и с изменением конфигурации разломов на леднике.

Выходим с обеда в 14:35 в связках. Первые пару сотен метров преимущественно лавируем среди открытых трещин, ища обходы, затем снега становится больше, трещин меньше. Впереди хорошо видна высокая седловина нашего перевала и неявный с такого ракурса перемёт ледника на перевале ИАЭ им. Курчатова (фото 8.14, 8.15). Сброс по центру ледника обходится по дуге слева по ходу за 2,5 перехода. Есть трещины. Впереди справа встает высокий склон, ведущий к перевалу Тильбе Центральный ([TIL’BE C], фото 8.16). Здесь поворачиваем налево и по гребню, ограничивающему большую мульду под упомянутым склоном, выходим на седловину перевала ИАЭ им. Курчатова (фото 8.17, 8.18). Поддувает с юга, но можно частично спрятаться от ветра в мульдочке у большой трещины (в плохую погоду лучше поставить лагерь в большой мульде под перевалом с севера).

Ставим лагерь (16:20, [CAMP13AUG], Н=4355, фото 8.19, 8.20). В связке обходим трещину и в поисках тура посещаем скальные выходы, расположенные восточнее лагеря, но ничего не находим. Радиальный выход на вершину 4615 м (1Б) к востоку от перевала отменяем ввиду позднего времени (потратили много времен в ледопаде) и необходимости хорошо отдохнуть перед завтрашним перевалом.

При наличии времени, восхождение на вершину 4615 м (по данным SRTM – 4640 м) может быть приятным дополнением к прохождению перевала ИАЭ им. Курчатова. Вершина – узловая, панорамная точка, из долины выглядит солидно. Маршрут по западному гребню – простой снежно-осыпной гребень небольшой крутизны (фото 8.21).

Седловина перевала Осыпного хорошо видна с середины дня. Вблизи она выглядит внушительно, склон кажется очень крутым. Однако есть и хорошая новость – через бергшрунд можно перейти по хорошему мосту (фото 8.22).

Склон, ведущий в мульду под перевалом Тильбе Центральный (2Б) в этом году не ровный снежный, а ледовый, с трещинами на гребне перевала висит небольшой карниз.

Красивый вечер. Ночь не слишком холодная, периодически ветер с севера.

Характер пути

Подъем к подножию ледопада.

6:55 – 8:00

50 минут

[175], h=3960

Открытый ледник до 20, кошки.

Подъем по ледопаду.

8:10 – 9:00

[176], h=3995

Открытый ледник, лавирование, связки, перила 15+3м.

Работа в разломах.

1 час 35 минут

[CAMP13AUG]

, h=4355

Закрытый ледник, трещины, связки.

Всего (13.08.2017)

6:55 – 16:20

7 часов 55 минут

h+ = 640 м

4,5 км

14.08 Подъем дежурных в 4:30. Холодно, ветер с севера. Первые участники выходят в сторону переала в 6:30. За 20-25 минут поднимаемся к подножию взлета ([180], Н=4460).

Перевальная седловина – длинный скально-осыпной гребень. На север с нее спускается снежноледовый склон, который подсечен бергшрундом и разделен вытянутым скальным выходом на две неравные части: восточную и западную. Западная больше, в ее центре – низшая точка седловины. Над восточной половиной взлета есть своя седловина, которая немного выше западной. Бергшрунд невелик по сравнению с Центральным Янгидаваном, но все же его удобно преодолевать не в любом месте. Наиболее удобный мост расположен под скальным выходом, делящим склон на две части (фото 8.22, 8.23).

Бергшрунд узкий, располагаться в нем с рюкзаками неудобно. Кое-как уместившись там передовой группой, начинаем работу на склоне (фото 8.24). От нижнего края берга до начала моста провешиваем 10 вспомогательных метров по 30-градусному фирну. Дальше по снежному мосту и ледово-фирновой стеночке (5 м, до 50) переходим бергшрунд, выше него – лёд (фото 8.25). Отсюда нужно уходить либо левее, либо правее скального выхода. Изначально нас больше прельщала западная седловина, но логика рельефа (минимизация траверса и количества льда, летящего на ожидающих внизу участников) вынуждает уходить от станции влево по ходу на восточную седловину. Провешиваем 45+45+60 м перил по хорошему льду на ледобурах (крутизна 40-45 в нижней части, на последних 50 метрах падает до 25, но лететь далеко, фото 8.26) и выходим на пологую осыпь под седловиной (9:45, [OSIPNOY T], H=4565, фото 8.27, 8.28). Средняя крутизна перевального взлета по GPS составляет 40. В наших условиях подъем был безопасен с точки зрения камнеопасности, однако следующим группам советуем все же пользоваться западной седловиной.

Дует: на гребне сильно, под гребнем умеренно. Вся группа собирается здесь к 10:45. В поисках тура доходим до западной седловины – увы, записки нигде нет. Палатки поставить негде.

С перевала открывается грандиозный вид на южную ветвь ледника Недоступный, пики Тандыкуль и Снежный Шатер. Для увеличения обзора поднимаемся с перевала на расположенную к востоку вершинку ([180A], высота около 4600): с нее также хорошо видны восточная часть района и пики Коммунизма и Корженевской (до них отсюда 95 км и 85 км соответственно!). Виды с обзорной вершины см. на фото 8.29, 8.30, 8.31, 8.32.

В единственном описании перевала {8} описан другой путь на перевал: не по склону, а по кулуару, который начинается восточнее седловины перевала и выводит на ледник «за углом». В наших условиях нижняя часть кулуара – подвижная осыпь и разрушенные скалы, верхние 100-150 м – снежно-ледовые (фото 8.33). Кулуар умеренно камнеопасен. При большом количестве снега появится опасность падения карниза. Целесообразность этого пути сомнительна при любых снежно-ледовых условиях.

Насладившись видами и отдохнув, в 11:45 начинаем спуск плотной группой по подвижной осыпи крутизной 35. Склон достаточно широкий, самопроизвольное падение камней маловероятно. За 10 минут сбрасываем 300 м по высоте и выходим на снежник, покрывающий чахлый ледничок (фото 8.34, 8.35). Рассчитывая на скорый обед, быстро спускаемся по снежникам и моренам, сложенным мелкой удобной осыпью, однако ручьев нет. Снег топить не хочется, поэтому в надежде на то, что ниже по долине вода все-таки выйдет на поверхность, спускаемся вниз еще на несколько ступеней цирка, вплоть до края высокого конгломератного вала ([183], H=3805). Далеко внизу виден карман ледника Недоступный, воды не видно нигде, хотя описание обещало нам путь вдоль «текущего из цирка ручья»

Спуск с вала возможен справа вдоль сухого русла или слева, нисходящим траверсом влево по мягкому конгломерату. Уходим влево, затем спускаемся по осыпной ложбине и выходим к следующей ступени: жесткому конгломератному склону, поросшему лопухами ([184], фото 8.36, 8.37). Долина сужается, с бортов подходят скалы. Кажется, что вдоль правого борта, по желтовато-красной осыпи возможен разумный обход, но нам туда идти уже неудобно, поэтому, скремнившись, очень аккуратно спускаемся по жесткому конгломерату с осыпными вкраплениями на границе склона и скального левого борта. За 15 минут проходим неприятный участок и выходим на осыпной шлейф ([185]). Осыпь тоже та еще радость: неустойчивая, но подвижная, вся какая-то «квадратная». Ковыляем по ней до кармана ледника (13:45, [186], Н=3315, фото 8.38).

Воды здесь тоже нет. На леднике в сотне метров внизу есть вода, но это не по пути. Еще раз скремнившись и допив последние капли, начинаем подъем по карману ледника (фото 8.39). За 1 час ЧХВ утомительного пути по карману и гребню морены выходим, наконец, к воде и месту ночевки на гребне морены (15:05, [CAMP14AUG], Н=3500,фото 8.40, 8.41, 8.42).

Ставим лагерь (несколько тесных площадок ровно там же, где стояли в 2010 г.), обедаем. Вода – в мощном ручье из снежников, выше есть живописное озеро со снеговым питанием, купаемся в нем (осторожно, на берегу озера свежие следы падения КРУПНЫХ камней).

Просматриваем завтрашний путь обхода ледопада. По сравнению с 2010 г. почти полностью стаял снежник, по которому мы тогда спускались со скал, теперь придется идти по осыпи.

Хороший тихий теплый вечер. С морены выше лагеря виден хребет Петра Первого в районе пика Тиндаля.

Ледник Недоступный недаром носит свое имя: попасть с ледника в долину р. Иштансалды можно только через т.н. «перевал Вынужденный» – обход каньона через боковой гребень, оцененный разными группами от 1Б до 3А. По этой причине ледник – вторая «ловушка» района, т.к. в случае ЧП эвакуация с ледника своими силами крайне затруднена.

Ледник – крупнейший в районе, своеобразный затерянный мир: большой, пустынный, недоступный.

Он нас впечатлил.

Характер пути

Подъем на перевал Осыпной.

6:30 – 10:45

4 часа

[OSIPNOY T], h=4565

Бергшрунд 50, 5м ледовый склон 25-45, 150м.

Спуск в карман лед. Недоступный.

11:45 – 13:45

1 час 30 минут

[186], h=3315

Подвижная мелкая осыпь до 35° жесткий конгломерат.

Подъем по карману к месту ночевки.

13:55 – 15:05

h+= 395 м

h = 1250 м

4,5 км

Всего по перевалу (1214.08.2017)

14 часов 20 минут

h+= 1145 м

h = 1250 м

Перевал Осыпной – очень красивый, зрелищный и технически интересный перевал. Его сложность соответствует сильной 2А, если не влезать в ледопад на леднике Вост. Тильбе. Перевал рекомендуется к прохождению в походах от 3 к.с. Не рекомендуется проходить перевал в направлении с юга на север.

В качестве интересной более сложной альтернативы перевалу можем предложить последующим группам пройти седловину, которая расположена западнее в. 4661 м ([180B]). Это перевал ведет из вытянутой мульды под пер. Тильбе Ц. на ледник Недоступный. Подъем с севера из мульды – по короткому снежному склону, спуск на юг сложнее, чем с Осыпного: вероятно потребуется страховка на снежном склоне и в скально-снежном кулуаре.

Перевал ЛУННЫЙ СРЕДНИЙ (2А)

4085 м

скально-осыпной-снежно-ледовый

С Ю

Расположен в Алайском хребте между перевалами Лунный и Тильбе Зап. Соединяет плато северной ветви лед. Недоступный и 1й правый приток лед. Тильбе Зап. (лед. № 356a).

Координаты: [LUNNIY M]: 39° 30’ 59,77” с.ш., 71° 07’ 58,96” в.д.

Прохождение: 15 августа 2017 года от лед. Недоступный до лед. Тильбе Зап. (с юга на север). Тур и записка не обнаружены.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, основные веревки, ледобуры, кошки, расходный репшнур/стропа

Отчёты: {1, 9-13, 15, 16, 18}

Пройденный нами перевал можно считать как вариантом перевала Лунный (т.к. перевалы седловины расположены очень близко), так и отдельным перевалом (т.к. перевалы имеют отдельные взлёты, определяющие их сложность, а также потому, что в отчетах эти седловины не смешиваются). Нам ближе вторая точка зрения.

15.08 Подъем в 5:45 (проспали ). Ясно, тихо, не холодно.

Выход на верхнее плато северной ветви лед. Недоступный к перевалам Лунный (2А), Тильбе Зап. (2А2Б), Недоступный (2А) проходит по травянисто-осыпным склонам над бараньими лбами левого (ор.) борта в обход мощного ледопада (фото 8.41, 9.1, 9.2). Этот путь прост и в целом достаточно безопасен. Опасность могут представлять высокие скальные кулуары, выносы из которых пробивают участок выхода с морены ледника на травянистые полки над ледопадом. Утром кулуары на всем протяжении в тени днем участок может быть опасен.

Выход в 7:10. Поднимаемся по гребню морены до его окончания, затем подходим по неустойчивой крупнокаменистой морене к кулуару, по которому можно выйти на верх скальных бастионов, ограничивающих ледопад. В более снежные годы кулуар заполняет снежник, который облегчает подъем. Сейчас кулуар конгломератно-осыпной, крутизной 25рые перекрывают весь склон. Спуск сейчас однозначно опасен, можно попытать счастье утром, до рассвета.

Обсудив результаты разведки, взвешиваем варианты и принимаем решение подняться на среднюю седловину для просмотра спуска с Лунного или для сквозного прохождения. Перспективы прохождения Тильбе Зап. даже ранним утром кажутся нам весьма сомнительными.

Приняв решение, подходим с рюкзаками к подножию седловины. Четверо участников поднимаются под скалы (20 мин.) и провешивают перила (узкий кулуар-камин, 15 м, до 70, закрепление на седловине за огромный камень, 15 мин., фото 9.18, 9.19, 9.20). Скалы в целом крепкие, однако отдельные живые камни присутствуют. Стараемся двигаться в большей степени лазанием. В середине кулуара надежно заклинена большая плоская плита, ее стараемся не нагружать совсем (фото 9.21).

Седловина скально-ледовая, длинная, с северной стороны под скальными перьями гребня набросаны большие скальные блоки ([LUNNIY M], H=4085, фото 9.22, 9.23). Днем есть вода. В правой части седловины скалы и осыпь нависают над ледовым склоном, в левый перегиб ледового склона отстоит на 10 метров от скал и безопасен. Гребень перевала – высокие тонкие скальные перья. Порода вроде бы надежная, однако блоки под гребнем намекают на то, что перья способны обрушиваться. Наверное – редко, например, при землетрясениях. Палатки на седловине поставить негде. На седловине находим старую спусковую петлю из основной веревки, тур найти не смогли.

Как ожидалось, видна нижняя часть спуска с Лунного. Сейчас это сомнительные остатки бергшрунда/рантклюфта под узким скально-конгломератным кулуаром (фото 9.24). Поскольку спуск с нашей седловины в цирк явно короткий и безопасный (не более 2 веревок до низа), принимаем решение пройти п ревал насквозь, как наиболее безопасный из имеющихся вариантов.

Спускаемся к группе, берем рюкзаки и начинаем подъем на перевал (провеска и глубокая разведка заняли 1 час). Ввиду высокой камнеопасности нижней части подъема по скальным полкам, разделяемся на две подгруппы: вторая ждет на леднике, пока первая не поднимется на перевал.

В 12:40 первая группа уходит наверх, в 14:15 последний участник поднимается на перевал (фото 9.25, 9.26). К этому времени уже готов обед и разведан путь спуска. Перекусываем и в 14:35 первый участник уходит на спуск (фото 9.27). Тур складываем в нише рядом с выходом из подъемного кулуара.

Перила для спуска закрепляем на расходном репшнуре вокруг скального блока на седловине в 10 м левее места выхода на седловину. Первые 40 м спуска – лёд до 45 – приводят к ледовой полочке (заросшая трещина). Ниже начинается снег, слева и ниже виден бергшрунд. Вторая веревка идет около 10 м по 35-градусному фирну, затем по 5-метровой вертикальной стенке бергшрунда (фото 9.28, 9.29, 9.30). Сам бергшрунд здесь узкий, выход на его нижний край не представляет труда. Еще 15 м выполаживающегося фирна с нижней кромки трещины приводят к концу перил (фото 9.31). Верхнюю веревку сдергиваем через расходную петлю на седловине, для нижней делаем точку на двух проушинах из расходника. Работу на склоне заканчиваем в 16:15. Общий вид цирка – фото 9.32, см. также 9.33.

Прохождение бергшрунда на подъем вполне возможно: хорошие мосты и относительно несложный выход (лёд и фирн 60-70, 5-10 м) есть правее и левее линии нашего спуска. Путь слева (ор.) выглядит предпочтительнее. Возможно, при подъеме левее можно обойтись одной веревкой 50-60 м. При большом снеге не исключено образование на бергшрунде фирнового козырька.

Пока группа спускается с седловины, первые спустившиеся разведывают путь спуска из цирка: мы знаем, что там могут быть сложности. Так и оказывается: небольшое ровное плато на всем протяжении рассечено несколькими крупными разломами без мостов, а ниже, как мы знаем, довольно крутой спуск по языку ледника. Поэтому направляемся резко вправо, где раньше был простой и короткий сход с нашего ледника № 356a в сторону морен ледника № 356b под перевалом Тильбе Зап. Спуск есть, но он тоже требует страховки: это ледовый лоб общей крутизной 35-40, рассеченный трещинами, при переходе через которые есть несколько локальных крутых участков. Протяженность участка – 75-80 метров. Справа, ближе к скалам, склон короче и ровнее, но там есть опасность падения камней. Вешаем 2 веревки перил на ледобурах (между точками [193] и [194], H=3850, фото 9.34, 9.35, 9.36). Сдёрг веревок делаем на самовыкруте, но оба раза веревка не сдергивается, приходится снимать с нижней страховкой. Теряем на этом не менее получаса и заканчиваем работу в 18:30.

Бльшая часть группы в 17:30 начала спуск от окончания перил и к моменту окончания работы уже спустилась к месту ночевки на зеленой поляне под моренами ледника № 356b. Спуск к лагерю проходит по крупной неустойчивой морене, затем по леднику к ручью и дальше по правому берегу ручья (20 минут, фото 9.37, 9.38, 9.39). Место ночевки – точка [CAMP15AUG], Н=3655. Вечером – сильный ветер. Погода весь день отличная.

Характер пути

Подъем на плато ледника в обход ледопада.

7:10 – 9:30

1 час 50 минут

[191], h=3955

Скальные плиты до 25, осыпь, конгломерат

Разведка.

9:40 – 10:45

1 час

Подъем на перевал Лунный Средний.

11:15 – 14:15

2 часа 35 минут

[LUNNIY M], h=4085

Очень разрушенные скалы 100 м скалы 70

Спуск с перевала до места ночевки.

14:35 – 18:50

h+= 585 м

h = 430 м

4,5 км

Всего по препятствию (1415.08.2017)

10 часов 40 минут

h+= 770 м

h = 430 м

Перевал Лунный Средний (2А) нам очень понравился. Компактный, разнообразный и вполне безопасный, перевал представляет хорошую альтернативу классическим перевалам Лунный (2А) и Тильбе Зап. (2А-2Б) при прохождении в обоих направлениях в условиях малого количества снега. Сложность перевала соответствует весьма сильной 2А.

При большем количестве снега перевал Лунный может вернуться к своей привычной сложности 2А, Лунный Средний в таких условиях будет более затратным по времени, но и более привлекательным технически вариантом.

Помимо трех перевалов, о которых шла речь выше, в гребне между лед. Недоступный и Тильбе Зап.на картах значатся еще несколько перевалов.

Западнее перевала Лунного на картах обозначен перевал Лунный Зап. (2Б, 4400). Имеющиеся фотографии и спутниковые снимки исключают существование в этом месте перевала сложности 2Б.

Восточнее перевала Тильбе Зап. был когда-то пройден перевал НКТ (2Б) 13. Подъем с лед. Тильбе Зап. скально-ледовый, недлинный. Спуск на Недоступный – по длинному крутому снежному кулуару в скалах, камнеопасен целесообразность прохождения этого перевала мала.

Перевал КУЛЬП ЛОЖНЫЙ (ШУДМАН СЕВЕРНЫЙ)(1Б)

4515 м

снежно-ледово-осыпной

З В

Расположен в северном отроге Алайского хребта, отходящем от вершины 4967 м, между вершинами 4775 м и 5137 м. Соединяет лед. №355 (р. Тильбе Зап.) и лед. Шудман (№348) (р. Шудман).

Координаты: [KYL’P LOZHN]: 39° 32’ 25,38” с.ш., 71° 05’ 40,48” в.д.

Прохождение: 16 19 августа 2017 года от лед. Тильбе Зап. до долины р. Сох ниже каньона. Снята записка группы туристов Рижского Авиационного Университета (5 к.с., 6 чел., рук. А. Костюк) от 12.08.1995.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки.

Отчёты: 3, 8-11, 16, 17, 19

16.08 Подъем в 5, выход в 7:10. Ясно, ветрено, но не так, как вчера. После вчерашнего насыщенного дня чувствуется отсутствие легкости.

От места ночевки за 25 минут спускаемся к телу основного ледника Тильбе Западный (фото 9.40, 9.41, 9.42), за 15 минут без проблем пересекаем его и по осыпи с цветочками начинаем подъем в неширокую долину ледника № 355 (фото 10.1, 10.2). За 30 минут поднимаемся по осыпи с ручейками к языку ледника, дальше выходим на лёд (фото 10.3).

Ледник спускается в долину двумя языками. Северный маленький и крутой, но без трещин. Южный больше и положе, поднимаемся по нему, сначала без кошек, затем в кошках. Наиболее пологий путь сначала проходит поблизости от правого (ор.) борта, затем ближе к центру (фото 10.4). Неожиданно много неожиданно больших трещин, на протяжении перехода лавируем между ними. К счастью, везде можно пройти по льду, а не по мостам (фото 10.5, 10.6). Выше точки [200] (Н=4110) количество трещин резко уменьшается, ледник закрывается снегом – вяжем связки и продолжаем подъем до выхода на широкий, ровный ледник в цирке ([201], Н=4290, фото 10.7, 10.8, 10.9). Обходим очень пологий цирк слева по ходу и к 12:40 поднимаемся под перевал – логичную невысокую седловину в дальнем конце долины (фото 10.10). На пятне теплой коричневой осыпи под перевалом ([OBED16AUG], Н=4410) располагаемся на обед. Есть вода. Солнечно, появляются отдельные облака тепло, но не жарко, свежо, но не холодно, одним словом курорт!

С обеда выходим в 15:00. Подъем до перевала по открытому леднику и осыпи занимает 20-25 минут (фото 10.11). Седловина перевала неширокая, осыпная ([KYL’P LOZHN], H=4515). В туре записка 95го года. Симпатичный вид на ледник Шудман и вершину 5196 м напротив нас (фото 10.12, 10.13). Сильный ветер! Облачность переменная, учитывая силу ветра, подозреваем, что к вечеру принесет непогоду.

С перевала можно совершить гребневое восхождение сложности 2А-2Б на вершину 5137 м ([PEAK 5137], фото 10.14, 10.15, 10.16). Вершину, скорее всего, не посещали туристы и альпинисты. Отдаление от главного хребта делает ее хорошей обзорной точкой. Судя по всему, большая часть гребня проходится ногами, однако на протяженном скальном участке между 4850 м и 5000 м может потребоваться страховка. Восхождение по юго-восточному гребню также возможно. Выход на этот гребень из цирка – по крутому скально-осыпному склону.

Реализовать восхождение – неплохая задача для группы в походе 3-4 к.с. при достаточной акклиматизации.

Очень круто выглядит маршрут на вершину 5196 м по северному гребню ([PEAK 5196]). Интересная, сложная задача уровня 3Б.

Выходим в 15:48. Спуск в сторону лед. Шудман начинается не от тура, а в 10 метрах выше, на седловинке выше светлых скал. Первые десятки метров спуска по мягкой осыпи выводят на склон, который ниже разбивается на несколько кулуаров в разрушенных скалах (фото 10.17). Траверсируем склон в западном направлении с небольшим спуском. По описаниям и спутниковым снимкам, приемлемый спуск проходит по третьему или четвертому кулуару. Потеряв высоту и не желая набирать ее вновь, спускаемся по третьему кулуару. Здесь умеренно противная осыпь на жестком конгломератном или скальном основании, отдельные участки простейших скал (фото 10.18). Спускаемся на гребень боковой морены за 23 минуты ([204], Н=4250).

Многочисленные седловины, ведущие с лед. Шудман на ледник Зап. Тильбе выглядят неплохо (фото 10.19). Как и в случае с Лунным, есть несколько вариантов примерно равной сложности 2А-2Б ([204A SHUDMAN], [204B], [204C ARTOL’]). Чем восточнее расположена седловина, тем проще и короче подъем со стороны Шудмана и сложнее склон, обращенный к Тильбе Зап.

В отличие от большинства виденных ранее ледников, ледник Шудман имеет достаочно удобную боковую морену, чем мы и пользуемся: спускаемся по ее гребню, а затем, когда ледник зарывается в кучи концевой морены, по карману между моренами и склоном (фото 10.20). За 40 минут ЧХВ спускаемся на галечниковые поля ниже концевой морены. Мы планировали здесь заночевать ([206], H=3915, есть площадки, красивое место), но воды в русле нет. Приходится спускаться дальше. В паре сотен метров ниже вода появляется из склона, также появляются фрагменты коровьих троп, следуя которым, мы траверсируем мелкоосыпной склон правого борта ущелья высоко над водой (ближе к воде путь сложнее, фото 10.21, 10.22). Рассчитывая найти площадки на траве в месте поворота ущелья к северу (под задернованными моренами из северо-западного цирка вершины 5196 м), спускаемся к реке и переходим ее по камням на левый берег, но там оказывается неровно и наклонно. В итоге находим чуть менее наклонные площадки на правом берегу реки у воды, где и ставим лагерь в 18:05 ([CAMP16AUG], Н=3515). Выкапываем площадки. Рядом на склоне пасутся коровы.

Созваниваемся с принимающей стороной и уточняем дату и место встречи с машиной.

Несмотря на наши опасения, сильный ветер непогоду так и не приносит: вечер, ночь спокойные, даже коровы нас ночью не тревожат.

Характер пути

Спуск к лед. Зап. Тильбе и его пересечение.

7:10 – 8:15

50 минут

[196], h=3540

Морена, открытый ледник.

Подъем по лед. №355 в цирк перевала.

8:25 – 12:00

2 часа 30 минут

[201], h=4290

Морена, открытый ледник до 25, большие трещины.

Подъем на перевал.

12:05 – 15:25

[KYL’P LOZHN], h=4515

Пологий закрытый ледник.

Спуск с перевала до конца ледника.

15:48 – 17:10

[206], h=3915

Осыпь до 35, морена.

Спуск в долину р. Шудман.

17:20 – 18:05

35 минут

[CAMP16AUG], h=3515

Травянисто-осыпные склоны, фрагменты тропы.

Всего (16.08.2017)

7:10 – 18:05

5 часов 55 минут

h+= 1015 м

h = 1155 м

10,0 км

17.08 Подъем дежурных в 7, выход в 8:50 – можно уже никуда не спешить. Метров 400 проходим по правому берегу реки, затем переходим на левый (осторожно, камни в русле с утра обледенели) и поднимаемся на вал древней морены. Радует глаз живописно изогнутая сухая арча. Согласно свежему описанию 3, спускаемся по красивым валам морены, смещаясь к левому борту долины (фото 10.23). Видимо, спуск вдоль реки тоже возможен, т.к. кое-где ближе к реке видны туры. Выходим на край древнего моренного вала и спускаемся с него в осыпную ложбину под левым бортом ущелья ([208]). Спуск проходит по крутому склону среди арчи. Далее по средней малоподвижной осыпи спускаемся по ложбине до реки (фото 10.24). Попадаются участки тропы, маркированные мощными турами из камней и коряг.

Спуск по одной из тропок приводит к месту перехода реки по камням. На правом берегу имеется продолжение тропки, которое через 20 минут крутого спуска по живописному березовому лесу приводит нас к слиянию с правым притоком и дальше на большую сухую поляну к руинам большого комплекса летовок (10:25, [210], Н=2710, фото 10.25). На поляне растет колоссальная старая арча, много навоза, остатки изгородей и жилищ. Красивое место. Лагерь, при необходимости, можно поставить немного выше, ближе к воде. Вниз, к реке, поляна обрывается крутыми склонами, ниже виден каньон.

От нижнего правого края поляны в каньон по конгломератно-осыпному склону спускается тропа (каски!, фото 10.26). Тропа идет не прямо вниз, а достаточно плавно сбрасывает высоту, спускаясь к воде в самом конце, перед небольшим скальным прижимом правого берега. В этом месте переходим по камням на левый берег ([211], фото 10.27), проходим по нему 50 метров и опять перепрыгиваем на правый, где продолжается тропа. В каньоне прохладно, в изобилии растет борщевик, из стен местами бьют ключи. Продолжаем спуск по тропке правого берега еще около 350 м, затем опять переходим реку на левый берег вслед за тропой, т.к. ниже начинается следующий участок каньона ([212]). Тропа резко набирает высоту по скальным полкам, затем траверсирует травянистый склон над каньоном, переваливает через гребешок и начинает спускаться (фото 10.28). Впереди уже видна терраса Шудман в долине Арчабаши, куда лежит наш путь. Внезапно тропа теряется (где-то в районе точки [212A]) и мы оказываемся на высоком травянисто-земляном склоне. Немного подергавшись, спускаемся без тропы вниз-влево, местами продираясь через высокую траву и кусты шиповника. На очередном перегибе видим тропу далеко внизу и сзади. Непонятно, как она там оказалась, где мы ее потеряли. Спускаемся к реке и тропе ([212B]), по которой быстро выходим на террасу Шудман (фото 10.29). Немного побродив по окрестностям, устраиваемся лагерем у развалин дома недалеко от старого абрикосового дерева (12:10, [CAMP17AUG], Н=2090, фото 10.30). Солнечно, сильный ветер, что при дневной жаре только в плюс. Едим урюк с дерева, сколько захотим

До конца маршрута нам остается немного больше, чем полдня хода, но мы не хотим покидать горы раньше времени, так что обедаем, собираем урюк и отдыхаем. После обеда жажда деятельности обуревает нас и несколько человек собираются к горячим источникам Арчабаши, которые расположены в 4,5 км выше по долине, на другом берегу. На тропе левого берега Арчабаши видны были группки отдыхающих, спускающиеся с источников. Согласно отчету 3, в средней части террасы есть тросовая переправа через реку.

Немного ниже нашего дерева находим торную тропу. В 200 м выше по долине находится жилой дом с садом ([213A). Дальше начинаются сенокосы, затем еще дом с огородом и сеновалом ([213B]), затем еще развалины и дом. Пытаемся определить по GPS место, где группа А. Щербакова 3 переправлялась через реку по тросу, но выясняем путем наблюдений и разговора с местными жителями, что троса через реку нет. Нас угощают айраном, общаемся, фотографируем. В конце беседы хозяин неназойливо просит веревку, обещаем принести ему репшнур. Возвращаемся к лагерю. Хозяйка ближнего дома зазывает нас к себе пить чай с айраном, лепешками, каймаком и курутом (фото 10.31). Вечером относим в верхний кусок репшнура, получаем взамен пару чудесных лепешек и информацию, что, оказывается, какие-то горячие источники есть на этом берегу реки. Тетушка из ближайшего дома, подружившись с нашими девушками, приносит нам вечером полведра парного кипяченого молока. Варим варенье из урюка.

К вечеру нагоняет облака, тем не менее, ложимся спать на улице, и к утру тучи расходятся.

Характер пути

Спуск к террасе над каньоном.

8:50 – 10:25

1 час 15 минут

[210], h=2710

Травянистые, осыпные склоны. Тропа

Спуск по каньону и по долине до террасы Шудман.

10:40 – 12:10

1 час 15 минут

[CAMP17AUG], h=2090

Слабая тропа, конгломерат. Переправа по камням.

Всего (17.08.2017)

8:50 – 12:10

2 часа 30 минут

h = 1425 м

5,0 км

18.08 Около 8:00 восьмером выходим по знакомому пути вверх по террасе, чтобы разыскать-таки горячие источники. Оказывается, что в верхнем конце террасы предприимчивые пенсионеры-учителя держат небольшое хозяйство ([213C]). От горячих источников (в 3 км выше по долине!) к ним проведена труба с горячей водой, сделаны несколько ванн, где можно искупаться. Обстоятельно побеседовав со стариками, долго нежимся в теплой (35-38) воде, затем примерно к 11-11:30 возвращаемся в лагерь (фото 10.32). Обедаем (тетушка-соседка опять приносит лепешки и айран), собираемся и выходим вниз по долине в 13:20.

Выйдя на тропу, пересекаем реку Шудман и спускаемся 1,5 км по ровной террасе среди густой травы, сенокосов, арыков и полуразрушенный строений. В нижней части террасы тропа выходит в пойму и через пару сотен метров приводит к мощному мосту через реку. Сейчас, в отсутствие троса, это единственная связь террасы Шудман с левым берегом. По левому берегу от моста начинается старая дорога. Попадаются живописные рощи, жилые дома, где на крыше сушится урюк, встречные люди, направляющиеся на источники. Дорога идет то ниже, то выше большого арыка, несущего воду вниз по долине.

За час с небольшим от моста спускаемся к очередному (третьему-четвертому по счету) домику, выше которого дорога размыта селем ([215B], Н=1905). До этого места может дойти легковая машина умеренной проходимости. Еще 3 километра – и мы выходим к слиянию рек Арчабаши и Ходжиачкан (фото 10.33, 10.34, 10.35). Суровое место. Обе реки находятся в каньонах. Через Арчабаши в устье есть хороший мост ([217]). Видна тропа по правому берегу Ходжиачкана высоко над рекой. Мост через Ходжиачкан мы не видели, но он существует там же, где и раньше ([218]). Дорога приводит к развалинам кишлака Коргон и заставе (15:55, [219]). Сюрреалистическое место: оплывшие саманные заборы, заброшенный сад, сушь и жара. Жаль, что около заставы нельзя фотографировать.

На заставе долго ждем, пока наши документы проверят и подтвердят в Баткене. Все корректно. Молодые офицеры учились в Кургане, хорошо говорят по-русски, дружелюбны. Очень красиво выглядит ущелье Актерек и нависающая над ним мощная вершина 5170 м.

После проверки документов (17:25) по дороге спускаемся к автомобильному мосту через Актерек. На обрывистом левом берегу несколько десятков местных жителей с кирками и лопатами в руках занимаются расширением тропы (фото 10.36). Пыльная дорога по выжженной равнине за 10-15 минут приводит к окраине кишлака Зардалы (фото 10.37). Здесь нас настигают два джипа, из которых высыпает десяток людей в форме. Это – группа разминирования и отдыхающие пограничники. Они очень дружелюбны, хотят с нами сфотографироваться. Распростившись с ними, спускаемся в кишлак. Дорога к автомобильному перевалу Зардалы поднимается на склон от южного края кишлака.

После запустения кишлака Коргон и пыльной дороги, Зардалы – это зеленый, прохладный рай. Много зелени, арыки, ухоженные огороды и поля (фото 10.38). Местные жители не так рады нам, как пастухи на далеких джайлоо, но тоже вполне приветливы. Находим правильный проход по улочкам, чтобы не идти через центр кишлака и, пройдя поселок примерно за 20 минут, выходим к большой пойме небольшой речки Зардалы. В своем мощном разливе год или два назад речка занесла селевыми выносами изрядный кусок луга и тополиную рощу. Тем не менее, после разведки находим небольшую полянку у берега Соха и ставим лагерь (18:45, [CAMP18AUG], Н=1710). Вода в р. Зардалы в 150 м от лагеря. Ветрено. Несмотря на близость кишлака, никто не приходит пообщаться, заглядывает только пара подростков, шедших в кишлак мимо нас снизу по тропе.

Красивые контрастные виды: зелень кишлака и тугаев у реки сочетается с суровыми скалами и сухими склонами (фото 10.39, 10.40). Над ущельем Арчабаши парят Снежный Шатер и вершина 5196 м, около которых мы были совсем недавно. Спим на улице.

Характер пути

Спуск до погранзаставы Коргон.

13:20 – 15:55

2 часа 5 минут

[219], h=1780

Тропа, дорога.

Спуск через к. Зардалы к началу каньона р. Сох.

17:25 – 18:45

[CAMP18AUG], h=1710

Дорога, тропа.

Всего (18.08.2017)

13:20 – 18:45

3 часа 00 минут

h = 380 м

13,0 км

19.08 Выходим в 6:15, когда немного светает.

Поскольку каньон глубокий и узкий, записанный трек содержит большие искажения и малоинформативен. На схеме в файле 02_satellite.pdf показан путь группы в каньоне, нарисованный вручную на спутниковом снимке ESRI SAT (наиболее качественный из доступных снимков этого участка местности).

Тропа в каньоне Соха хорошо разработана, ей активно пользуются. Сначала тропа идет левым берегом недалеко от воды, по речным террасам, местами по скальным полкам. Спускаемся до нового высокого моста за 35 минут ([221]). На прямом участке перед мостом на правом берегу видны следы вырубленной в скале тропы (фото 10.41). Вплоть до 1999 года основной путь шел там, на правый берег вел живописный деревянный мост в сужении, где лежат каменные глыбы.

Ниже моста каньон становится суровее, тропа идет по правому берегу по вырубленной в скале полке в 15 метрах над водой. Затем после локального расширения каньона (1,5 км ниже моста), начинается апофеоз: река «проваливается» в 100-метровую пропасть, а тропа лепится по узким полочкам под и над скалами высоко над ней (фото 10.42). В завершающей части тропа делает большой изгиб вправо, в долину бокового притока. Ниже долина расширяется, тропа переходит в дорогу, есть площадка, где местные жители оставляют свой транспорт (7:40, [222], H=1650).

Через 2 км пути по дороге выходим к группе домиков, которые известны, как местечко Кзылташ ([223]) и расположены ниже дороги. Это – место отдыха на основе горячих или минеральных источников, которые бьют где-то внизу у реки. Раньше это была водолечебница с несколькими горячими ваннами, что от этого осталось сейчас – вопрос. Есть кафешка и прочие приметы азиатского отдыха. Дорога проходит над домиками, есть указатели «Джылусу». Поскольку машина должна ждать нас здесь, спускаемся по тропке и вниз и выясняем у местных жителей, что машина за нами не приходила. К такому мы готовы, поэтому продолжаем движение по дороге вниз по долине (локально это вверх). Долина широкая, река Сох прорезала в террасе из осадочных пород глубокую щель, левый приток река Калаимахмуд тоже. Пейзаж суровый и красивый (фото 10.43). Дорога идет высоко над долиной. Впереди показывается зеленый кишлак Джоопая (фото 10.44). Появляется и мобильная связь. Звоним Ладе, уточняем насчет машины. Через 15 минут из кишлака Джоопая приезжает наш микроавтобус ([225], H=1705). Техническая часть маршрута окончена (фото 10.45)!

В 9:05 выезжаем на машине вниз по долине. Дорога грунтовая, неплохая. Проезжаем голые пустынные участки долины и большой зеленый кишлак Кан. После Кштута переезжаем на левый берег Соха и долго объезжаем по безжизненным склонам котловину узбекского кишлака Сох. После перевала спускаемся по выжженной степи к трассе и около 11:45 приезжаем в Баткен. Пересаживаемся на другой микроавтобус, который повезет нас в Ош, покупаем на базаре воду, еду в дорогу и в 12:15 выезжаем. В 15:50 приезжаем в Ош, в гостевой дом на ул. Р. Моминовой. Здесь уютно, тихо, нас уже ждет наша городская заброска. Вскоре приезжает Лада, рассчитываемся с ней.

На следующий день утром и днем гуляем по Ошу, вечером на заказанном микроавтобусе уезжаем в аэропорт, откуда по расписанию вылетаем в Москву.

Характер пути

Спуск по каньону р. Сох до дороги.

6:15 – 7:40

1 час 20 минут

[222], h=1650

Та еще тропа

Спуск по дороге до встречи с машиной.

7:50 – 8:50

h+= 100 м

h = 100 м

9,0 км

Всего по перевалу (16.08 19.08.2017)

13 часов 40 минут

h+= 1125 м

h = 2915 м

Перевал Кульп Ложный имеет сложность на границе между сложной 1Б и простой 2А. Перевал высокий, трудоемкий. При малом снеге сложность поиска пути среди трещин на леднике превышает типичную для препятствий 1Б. При большом снеге – утомительная 1Б. В «Перечне…» предлагается оценить перевал, как 1Б*.

Не рекомендуется проходить перевал в направлении с запада на восток. В таком случае логично предпочесть перевал Шудман (2А-2Б) или соседние перевалы аналогичной сложности.

Долина реки Шудман красива и интересна. Также очень рекомендуем пройти пешком каньон реки

Сох, он того стоит.

Итоги, выводы, рекомендации

Успешно пройден протяженный спортивный маршрут 3 к.с. в суровом районе Высокого Алая, где походы в принципе проводятся редко, а такой (невысокой) сложности – еще реже.

Несколько перевалов пройдены впервые за последние 20-30 лет (Осыпной (ЛИАП Северный) (2А), Осыпной (2А), Лунный Средний (2А), Кульп Ложный (1Б)), сделаны их свежие описания.

Большая часть пройденных перевалов 2А (Янгидаван Ц., Осыпной (с лед. Тильбе Вост.), Лунный Ср.) – сложные для своей категории. Их прохождение можно рекомендовать только сильным, подготовленным группам в походах 3 к.с.

Совершено восхождение на пятитысячник – вершину Янгидаван (2А, 5035) – фактически в режиме первопрохождения.

Участниками получен опыт настоящей технической работы на разнообразном снежном, ледовом, скальном рельефе. Почти все перевалы пройдены на подъем по определяющей стороне.

Получен высотный опыт: максимальная высота – 5035 м, максимальная высота ночевки – 4355 м, всего 4 препятствия высотой более 4500 м.

Походы в районе можно «украсить» восхождениями на вершины или участками траверсов, которые можно использовать как акклиматизационные или тренировочные, или просто «для души». Главная «изюминка» для подготовленной группы – пик Снежный Шатер (5529).

В районе много возможностей для прохождения перевалов и траверсов 2Б – 3Б, как никем не пройденных, так и пройденных, но не описанных.

Стоит активнее использовать возможности для организации каравана в начале маршрутов по району.

Среднеазиатский колорит – люди, дороги, базары, быт – очень большое достоинство проведенного похода.

Приложения

Литература

Зеленцов Д.Ю. Отчет о походе 4 к. с., 2010 г. http://www.geopnk-group.com/tourclub/trips/2010dz4/index.html

Щербаков А. Отчет о походе 5 к.с., 2013 г. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7080

Щербаков А. Отчет о походе 4 к.с., 2015 г. Предоставлен автором.

Мехоношина Г. Отчет о походе 4 к.с., 2012 г. http://meridian.perm.ru/03_reports/alay2012/Alay2012.shtml

Лебедев А.А. Отчет о походе 2 к.с., 2016 г. http://static.turclubmai.ru/papers/2267/

Лебедев А.А. Отчет о походе 1 c эл. 2 к.с., 2015 г. http://static.turclubmai.ru/papers/2211/

Янчевский О.З. Статья о восхождении на п. Снежный Шатер в 2016 г. https://www.risk.ru/blog/210731

Беляков В.Д. Отчет о походе 4 к.с., 1988 г. На tpb.ru, отчет № 2450-STK.

Соколова В.А. Отчет о походе 5 к.с., 1980 г. На tpb.ru, отчет № 4255.

Лукаш К.И. Отчет о походе 3 к.с., 1987 г. На tpb.ru, отчет № 2227-STK.

Плоткин Б.М. Отчет о походе 4 к.с., 1982 г. На tpb.ru, отчет № 4312.

Зенцов Ю.А. Отчет о походе 5 к.с., 1990 г. На tpb.ru, отчет № 5275.

Липатов В.В. Отчет о походе 4 к.с., 1984 г. На tpb.ru, отчет № 749-TPB.

Рассказов Е.А. Отчет о походе 5 к.с., 1970 г. На tpb.ru, отчет № 1923.

Максимов Л.А. и др. Отчет о походах 4-5 к.с., 1971 г. На tpb.ru, отчет № 2128.

Поляков М.В. Отчет о походе 5 к.с., 1983 г. На tpb.ru, отчет № 8025.

Симонов Ю.Л. Отчет о походе 5 к.с., 1983 г. На tpb.ru, отчет № 8044.

Гребешков В.В. Отчет о походе 4 к.с., 1979 г. На tpb.ru, отчет № 935-KRAS, №938-KRAS.

Карелин Е.Н. Отчет о походе 4 к.с., 1994 г. На tpb.ru, отчет № 2704-STK.

Сборник материалов туриады «Шахимардан-87». Сост. Г. Лучанский, 1987 г. На tpb.ru, отчет № 5169.

Тараскин А.Г. Отчет о водном походе 6 к.с., 1989 г. На tpb.ru, отчет № 5244.

Каталог ледников СССР. Том 14, выпуск 3, часть 6 (ледники южного склона Алайского хребта) и том 14, выпуск 1, часть 10 (ледники северного склона Алайского хребта).

Картографические материалы и геоданные

При подготовке маршрута, его прохождении и написании отчета использовалась топографические карты масштаба 1 : 50 000, спутниковые снимки Google, Bing Maps, ArcGIS Imagery с привязкой с помощью программы SaS.Планета и сервис nakarte.tk.

Для GPS-приемника была сделана векторная карта на основании данных SRTM, спутниковых снимков.

К отчету прилагаются (отдельными файлами):

Большинство точек сняты непосредственно на местности, некоторые необходимые точки было добавлены при подготовке отчета по данным трека и спутниковым снимкам. Также вручную были скорректированы некоторые участки трека в каньонах и узких ущельях, где показания GPS-приемника были неадекватны. Случайные блуждания в каньоне Соха и ущелье Иолису не корректировались.

Дополнительные фотоматериалы

Кроме фотографий, относящихся непосредственно к маршруту, были отсняты другие интересные объекты, как известные, так и давно забытые или никогда не пройденные. Надеемся, эти кадры могут помочь другим группам пройти свои интересные маршруты.

Фото 11.1 – Ледник Янгидаван Северный. Перевалы на лед. Янгидаван Ю.

Фото 11.2 – Пер. Янгидаван Зап. (2Б).

Фото 11.3 – Ледник Янгидаван Северный. Перевалы на лед. Янгидаван Ю.

Фото 11.4 – Ледопад – возможный путь к перевалу 2Б-3А из цирка пер. Янгидаван Центр. на лед. Янгидаван Ю.

Фото 11.5 – Ледопад, вид в профиль.

Фото 11.6 – Ледник Янгидаван Ю. Перевалы на Янгидаван Сев.

Фото 11.7 – Западный склон пер. Парабола (2А).

Фото 11.8 – Восточный склон пер. ЛИАП (2А).

Фото 11.9 – Восточный склон пер. ЛИАП Ю. (2А*-2Б).

Фото 11.10, 11.11 – Западный склон пер. ЛИАП Ю. (2А*-2Б).

Фото 11.12 – Западный склон пер. Хатынь (2А).

Фото 11.13 – Северный склон пер. Чайнок Ю. (2А).

Фото 11.14 – Северный склон пер. Чайнок С. (2А).

Фото 11.15 – Участок отрога между р. Иолису и лед. Серповидным. Возможно, перевал Кировчан (2Б).

Фото 11.16, 11.17, 11.18 – Возможный перевал 3А*-3Б с пер. Иолису Зап. в долину р. Тильбе Ю. М.б. это перевал Володия.

Фото 11.19 – Этот же перевал в 2010 г. выглядел хуже.

Фото 11.20 – Другая седловина, которая может быть перевалом Володия. /p>

Фото 11.21 – Южная сторона возможного перевала 3А*-3Б (ледовый вариант).

Фото 11.22 – Путь подъема к пер. Тильбе Центр. (2Б) с лед. Тильбе Вост.

Фото 11.23 – Массив Тандыкуль – Снежный Шатер с пер. Осыпной.

Фото 11.24 – Перевалы Физиков-1 (2Б*) и Физиков-2 (2Б*) с севера. Фото 11.25 – Перевал Лириков (2А*-2Б) с севера.

Фото 11.25 Перевал Лириков с севера

Фото 11.26 – Главный хребет в районе перевала Физиков.

Фото 11.27 – Ледопады, ведущие к перевалам 3А-3Б в массиве Снежного Шатра.

Фото 11.28, 11.29 – Вид с пер. Физиков в сторону главного хребта.

Фото 11.30 – Возможный перевал 2Б с лед. Тильбе Вост. на лед. Недоступный.

Фото 11.31 – Пер. Осыпной и возможный перевал 2Б с лед. Тильбе Вост. на лед. Недоступный. Вид с пер. Физиков.

Перевалы ледника Северный Янгидаван.

Ледники Янгидаван – перекресток путей в восточной части района. Помимо известных и популярных когда-то перевалов, здесь еще достаточно возможностей для первопрохождений или переоткрытий.

Вкратце опишем перевалы, ведущие с ледника Сев. Янгидаван, с запада на восток. Фотоматериалы по этим перевалам приведены в разделах 6.4 и 8.3. Расположение перевалов показано на схеме 03_Янгшидаван.pdf и в прилагающемся файле Alay17-yangidavan.gpx. Нумерация перевалов используется только в пределах данного раздела, на схеме и в файле с геоданными.

Перевал Ирина (1Б+).

Перевал Узсовета ДСО «Спартак» (2А-2Б). Пройден в 1970 г. 14. Других описаний нет. Судя по отчету и спутниковым снимкам, спуск на запад неприятен, камнеопасен.

Перевал № 1, сложность ок. 3А. Непройденная седловина непосредственно к востоку от в. Янгидаван. Ведет в юго-западный цирк в. Янгидаван к пер. ЛИАП и другим. Определяющая сторона северная – длинный снежно-ледовый склон с разрывами.

Перевал № 2, сложность 2Б-3А. Непройденная седловина, ведущая в следующий к востоку цирк, висящий над лед. Ю. Янгидаван. Определяющая сторона северная – длинный снежно-ледовый склон с разрывами.

Перевал Янгидаван Зап. (2Б). Описан в отчете 20. Ведет в следующий к востоку от пер. №2 цирк. Определяющая сторона северная – длинный снежно-ледовый склон с разрывами.

Возможен траверс гребня Алайского хребта между любыми из трех последних перевалов. Сложность на уровне 2Б. Учитывая характер скал вершинной башни в. Янгидаван, маршруты на нее по северному и восточному гребням, вероятно, непроходимы.

Перевал №3 (2Б-3А). Упоминавшийся в описании пер. Янгидаван Ц. перевал над ледопадом.

Перевал №4 (2А-2Б). Упоминавшийся в описании пер. Янгидаван Ц. перевал.

Перевал Янгидаван Ц. (2А+).

Перевал Янгидаван В. (2А-).

Перевал Прямой (3А*) по ташкентской карте. Ведет с висячего притока лед. Янгидаван С., расположенного восточнее пер. Янгидаван В. (№386), на лед. №453 (р. Джаманкырчин). Определяющая сторона северная, снежно-ледовая.

Отчеты по должностям

Завхоз

В походе использовалась раскладка общим весом 500-600 г на человека в день. Питание в основном трехразовое, большая часть обедов-с чаем, без супа. Основные блюда: крупы (цельные и хлопья), сублимированное и сушеное мясо. Карманное питание участники паковали и носили индивидуально, рекомендованный вес составлял 70 г на человека в день в первые 5 дней и 80 г в остальные.

В первой акклиматизационной части (6 дней) вес раскладки (включая личное карманное питание) составлял 500 г на человека в день, следующие 7 дней – 550 г, затем до конца похода 600 г. Не было ощущения недоедания, но иногда не хватало некоторого разнообразия, т.к. в целях сокращения веса уменьшили количество приятных ништяков типа соусов или лимона с медом.

Основную часть продуктов закупали и паковали в Москве, в Оше покупали сахар и простые крупы, не требующие быстрой варки. В Оше есть супермаркеты, в которых при необходимости можно купить почти всю еду. Однако ассортимент колбасы и сыра оставляет желать лучшего.

Комментарии по продуктам:

Завтраки. В целом хотелось больше несладких завтраков типа макарон с сыром или мясных каш.

Пшенка разваривалась хуже других, порции получались совсем маленькие.

Сладкие сухари на завтрак уходили плохо, попробуем периодически заменять их на печенье или пряники.

Какао и кофе не стоит разбивать на несколько жидких порций. Лучше делать реже, но более крепкий.

Кофе брали молотый, все остались довольны.

Обеды. Мы брали супы питерской фирмы "Эвисан" и остались довольны всеми вариантами (харчо, борщ, куриный, грибной). Досыпку старались сделать максимально разнообразной за счет риса и вермишели и разного набора самостоятельно посушеных овощей для разных супов.

По плану 60 обедов были без супа: холодные или с чаем. Для такого количества они были довольно однообразные. Стоит брать разные сыры и пробовать чем-то дополнять. Сушеная рыба и кальмары менее сытные, чем колбаса.

Поскольку у нас было достаточно времени и топлива, на большинство плановых холодных обедов мы варили чай. Стоит учитывать такую возможность при расчете количества чайной заварки.

Ужины. К макаронам хотелось бы добавить сыр.

Пробовали сами сушить картошку ломтиками. Это трудозатратно, но вполне оправдано. Также сушили мясо и курицу в каши. Сушеное мясо вкусное, но более жесткое, чем сублимированное, требует более долгого приготовления.

Не хватало свежего чеснока и жидких специй типа горчицы и чили.

Одна из участниц брала для себя масло в кашу в качестве альтернативы салу. Многие пробовали, понравилось. Можно попробовать внести в общую раскладку.

Поскольку многие участники очень не любят картофельное пюре, в качестве альтернативы в будущем можно брать гречневые хлопья или кус-кус. Они практически столь же быстры в приготовлении, но вызывают гораздо больше положительных эмоций.

Вафли в рюкзаке превращаются в крошку, лучше отказаться.

Реальный вес специй: укроп 80 г (хватило с запасом), петрушка 80 г (с запасом), хмели-сунели 60 г (норма), смесь перцев 80 г (норма), чеснок 100 г (мало, надо 150 г или свежий).

Был некоторый избыток сахара при расчете 45-50-60 г (включая сахар в кашу) на разные части маршрута, в основном потому, что не все регулярно пили чай с сахаром. Соли при расчете 5 г на человека в день использовали только половину.

Чувствовался недостаток изотоника на первой части маршрута, так как было жарко. На остальных двух частях его не потратили до конца.

Зеленый чай и каркаде в качестве альтернативы черному всем понравились. Можно еще разнообразить напитки киселем, компотом из сушеных ягод.

Финансист

Мы пользовались услугами фирмы Osh Travel. Контактные лица: Лада Хасанова. Расчеты производили в рублях.

Топливо заказывали через Юрия Траченко, выдача в Оше осуществлялась через Ладу Хасанову.

Как следует из приведенной таблицы, примерно 80 расходов были понесены в Москве (билеты на самолет, дорогостоящая часть раскладки, предзаказ топлива).

В Оше курс рубля к сому не сильно отличался от курса ЦБ РФ на момент отъезда из Москвы. В выходные в городе все банки закрыты, но около гостиницы «Пекин» рядом с базаром еще сохранились отдельные будочки-обменники. Обмен купюр номинала 500 – 5000 руб. проблемы не составляет.

На момент проведения похода курс рубля к сому – примерно 115 сомов за 100 руб.

Категория

В походе

7 944

Медик

Тяжелых заболеваний, травм в походе не было. Отмечались умеренно выраженные проявления горной болезни, незначительные расстройства стула, от простуды группа практически не страдала.

У одного участника в дни первого кольца во время движения с полным грузом начались симптомы невралгии бедренного нерва: приступы острых болей под паховой связкой в проекции прохождения нерва (немного кнутри от середины связки), отдающих книзу в переднюю группу мышц бедра. Боли возникали в месте давления поясного ремня. Участник был частично разгружен и продолжал маршрут с незатянутым поясным ремнем. Ежедневный прием нимесулида, эпизодические инъекции кеторола в первые дни значительного эффекта не оказывали движение с поясным ремнем по-прежнему сопровождалось болями.

Также в один из первых дней во время развлекательного боулдеринга с гимнастической страховкой одна участница, спрыгивая, подвернула ногу. Разгрузили, лечили вольтареном и эластичным бинтом, на следующий день киргиз на лошади очень удачно подвез рюкзак. С третьего дня передвижение по разнообразному рельефу стало практически безболезненным, однако припухлость сохранялась до конца похода.

Горная болезнь. Пятеро участников профилактически принимали диакарб по 1/2 таблетки (125мг) 2 раза в день на двух участках набора высоты в начале похода: в течение захода по долине на пер. Гаумыш (с вечера 29 июля по утро 1 августа) и при подъеме к пер. Ирина (утро 5 августа вечер 6 августа). У двоих участников, принимавших диакарб профилактически, в прошлом отмечались выраженные проявления острой горной болезни, в связи с чем сравнение самочувствия в двух группах представляется некорректным. В первые несколько дней подхода к пер. Гаумыш у 3 участников из группы, принимавшей диакарб, (Д) были проблемы со сном легкой-средней степени тяжести общую слабость, одышку, "ощущение высоты" в это время испытывали двое участников из группы не-Д, один из группы Д. Все пятеро участников, ощутившие высоту перед Гаумышем, ощущали ее в большей или меньшей степени и на ночевке 4300 под пер. Ирина. В том числе у одной участницы из группы Д, плохо переносившей высоту в прошлом, сильно болела голова. Во время восхождения на вершину Янгидаван (5035) на 11 ходовой день в группе Д никто симптомов горной болезни не отмечал, в группе не-Д одна участница страдала от боли в голове, тошноты, дискоординации, также один из участников чувствовал незначительные проявления, аналогичные испытанным под пер. Гаумыш, Ирина. Стоит отметить, что второй участник с плохой переносимостью высоты в прошлом, принимал диакарб и в этот раз не отмечал никаких симптомов горной болезни.

В целом легкое течение горной болезни безусловно связано, кроме приема диакарба, с хорошим высотным графиком. Участники из обеих групп, Д и не-Д, чувствовали себя лучше, чем обычно на аналогичных высотах. Тем не менее, мы думаем, что в этом была и заслуга диакарба, и планируем продолжать его профилактический прием в дальнейшем. Панангин, как средство поддержки при приеме диакарба, принимал только один участник. Он был одним из двоих, не ощущавших покалывания от приема диакарба. Сомнительно, что при малых дозах, в которых мы принимаем диакарб, может развиться дефицит калия. Тем не менее, возможно прием панангина, аспаркама вместе с диакарбом оправдан.

Кроме диакарба мы использовали симптоматическое лечение НПВС при головной боли, церукал при тошноте и снижении аппетита, от бессонницы хорошо помогал мелаксен, который, в отличие от классических снотворных, не обладает седативным действием и безопасен при отеке мозга. Также в качестве лекарства при неспецифических проявлениях горняшки, группе полюбился кусковой сахар :)

Простудные явления ограничивались болью в горле у нескольких участников. Лечение таблетками граммидина, полоскание раствором фурацилина. В целом погода была теплой, а ноги сухими, так что сильно никто не простужался.

Проблемы со стулом были незначительными, не требовали вмешательства медика. Лечение адсорбентами из личного набора.

Снаряженец

Для готовки использовались 3 бензиновых горелки (2 MSR XGK EX и одна MSR Whisperpte), 2 алюминиевых кастрюльки Primus на 3л с радиатором и «клава». В качестве топлива использовался очищенный бензин «калоша» (нефрас), заказанный через Юрия Траченко. Схема готовки такова: в двух кастрюльках кипятится вода, затем кипяток переливается в «клаву». На одной горелке каша доводится до готовности, в то время как на 1 или 2 оставшихся горелках кипятится вода для чая. Схема показала себя достаточно удачной. Расход топлива был невелик, чай практически всегда был готов одновременно с кашей. Не составляло труда при необходимости быстро докипятить необходимое количество чая. Типичное время приготовления завтрака или ужина (без топки снега) – 45 минут. Расход топлива составил около 75-80 мл на человека в день (260-290 мл на одно полноценное приготовление пищи из двух блюд).

Выбор топлива также был крайне удачен: горелки регулярно не чистили, но никаких проблем с их засорением не было. После работы с местным бензином в прошлые годы райское наслаждение

Использовались основные веревки диаметром 8-10 мм, в т.ч. одна динамическая веревка (single). Общий вес снаряжения 44,69 кг, в т.ч. вес на мужчину 5,4 – 5,9 кг, вес на девушку 2,4 – 3,35 кг.