Автор: Виталий Шкилёв, г.Санкт.-Петербург

Отчет о горном спортивном походе 5 к.с.по Ц. Памиру,совершённом с 29 июля по 25 августа 2017 года

Проводящая организация

Петроградский клуб туристов

г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 42.www.pkt-club.ru и http://vk.com/club96115

Место проведения

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км

Продолжительность Общая (Ходовых дней)

Сроки проведения

Из них: 3A – 3, 2Б – 1, 1Б – 3

Подробная нитка маршрута

Маршрут заявленный:

к/к Пасор – (к-к Совноб – заброска в дол.р. Хабарвив-хац) – д.р.Хавраздара – пер.Холодный (1Б, 4650) – ледн.Грумм-Гржимайло – пер.Снежный (3А, 5700) - восх. на п.Шверника (2Б, 6148, радиально)- ледн. Башурвдара – д.р.Хабавив-хац – ледн. Башурв Зап. – пер. Оптимальный (1Б, 4850) – ледн. Башурвдара, верхнее плато – пер. Челябинцев (3А, 5500) – ледн.Грумм-Гржимайло – пер.Вертикаль – восх на п.Революции (3А, 6940, радиально) – пер.Вертикаль, сквозное прохождение (3Б, 5900) – Большая фирновая мульда – ледн.Федченко – ледн.Витковского – пер. Сахарова (3Б, 5800-6100) – ледн.Танымас-2 – д.р.Танымас – автодорога Каракуль-Кудара (пер.Кокджар).

33 дня, 236 км, 6 перевалов, 2 вершины

Маршрут пройденный:

к/к Пасор – (к-к Совноб – заброска в дол.р. Хабарвив-хац) – д.р.Хавраздара – пер.Холодный (1Б, 4650) – ледн.Грумм-Гржимайло – пер.Снежный (3А, 5690) – ледн. Башурвдара – д.р.Хабавив-хац – ледн. Башурв Зап. – пер. Оптимальный (1Б, 4850) – ледн. Башурвдара, верхнее плато – пер. Челябинцев (3А, 5500) – ледн.Грумм-Гржимайло – пер.Юбилейный (3А, 6100) – ледн.Витковского – пер. Омара Хайяма (2Б, 6200) – Большая фирновая мульда – ледн.Федченко – пер. Танымас (1Б, 4540) – д.р.Танымас – автодорога Каракуль-Кудара (пер.Кокджар).

28 дней, 265 км, 7 перевалов

Снежно-ледовый

с северо-востока.

Ледопад с юго-запада.

С северо-востока на юго-запад.

С ледника Грумм-Гржимайло на СВ ветвь ледника

6100 м Ледовый с юга.

Снежный с севера.

С юга на север.

С ледника Грумм-Гржимайло на верхнее плато ледника Витковского.

Перевал Омара Хайяма

6200 м

Ледово-осыпной

с северо-востока.

Снежно-ледовый

с юго-запада.

С северо-востока на юго-запад.

С ледника

Паустовского на

ледник Федченко.

Перевал Танымас

4540 м

Ледовый с запада.

Осыпной с востока.

С запада на восток.

С ледника Федченко в д.р. Танымас.

Сведения об участниках

5ГУ, 4ГР

Летописец, Снаряженец

Отчёт хранится

В библиотеке ПКТ г. Санкт-Петербурга,Электронная версия на сайтах:www.pkt-club.ru

www.tlib.ru. www.mountain.ru

Заключение по заявочным материалам

Региональная спортивная федерация спортивного туризма Санкт-Петербурга

Шифр МКК: 178-00-456534530

Номер маршрутной книжки: 50/17.

Сокращения, понятия, принятые в отчёте

Понятия «левый», «правый» следует понимать как «орографически», если не оговорено особо.

Понятия «слева», «справа» следует понимать как «по ходу движения».

«Верёвка» – имеется ввиду 40 метров длиной, если не оговорено особо.

лев. – левый орографически

верш. – вершина

ЛП – локальное препятствие

ОП – определяющее препятствие

к-к. – населённый пункт (кишлак)

р. – река

д.р., дол., ущ. – долина реки, ущелье

С, Ю, З, В – соответственно: Север, Юг, Запад, Восток

ниж. – нижний

верх. – верхний

ф. – фотография

м.н. – место ночевки

Б.Л. –базовый лагерь

Время – местное (+3 часа к Московскому)

Раздел II –Содержание отчёта

Общая идея похода, стратегия и тактика

Над идеей посетить верховья ледника Федченко – одного из самых длинных горно-долинных ледников мира, наша группа задумалась ещё в одном из прошлых походов, когда мы вышли на этот величайший ледник в его средней части. Его верховья, как и низовья, терялись меж горных хребтов в голубой дымке, и очень захотелось проникнуть туда.

Кроме того, в 2017 году отмечается столетие крупного события, перевернувшего ход истории на половине континента – революции 1917 года в России. Было бы красиво в семнадцатом году «сделать свою Революцию», то есть взойти на высочайшую вершину Центрального Памира – пик Революции, высотой в 6940 метров.

Основной костяк команды сохранился, несмотря на перерыв в походах в два года, и добавилось несколько участников. Большой проблемой почти для всех стало получение отпуска на пять недель поэтому мы и не пошли в сложный поход в 2016 году – два года «готовили» себе отпуска и финансы.

Высотный опыт большей части участников ограничивался ночёвками на Памирских перевалах 5200 – 5300 м, а у нескольких не дотягивал даже до 5000 м.

Исходя из этого фактора и разрабатывался маршрут. Следовало подойти в верховья ледника Грумм-Гржимайло или Федченко так, чтобы участники смогли бы дальше беспроблемно идти выше, с хорошим «запасом прочности».

Старт маршрута.

Так как в Ванче мы уже побывали (там начинался и заканчивался маршрут в 2014 году), оставался вариант с долиной реки Бартанг. К сожалению, долина реки Язгулем непроходима в среднем течении на протяжении 20 – 30 километров, мостов нет, тропы смыты, брод невозможен. Иначе бы вырисовывался красивый вариант старта или финиша.

В верховья Бартанга логичнее и надёжнее всего попадать сверху, с севера. При этом группа не зависит от состояния проблемной дороги от Пянджа вверх по Бартангу, часто летом заливаемой рекой. Но есть один нюанс – дорога на перевале Кокджар разрушена уже 20 лет. Поэтому 40 километров до ближайшего кишлака Кудара и проезжей дороги – только пешком. Правда, всё-таки по дороге, и вниз, а не вверх. Забегая вперёд, отметим, что теперь дорога восстановлена. Это выяснилось уже в пути, и стало для нас приятным сюрпризом. Очевидно, что мы были первой группой за 20 с лишним лет, заехавшей в долину Бартанга сверху, с севера, от долины Танымаса.

Акклиматизация со стартом в Бартанге непростая, почти нет низких перевалов, ниже 5000 м. Поэтому планировалось сначала поработать на высотах 3000 – 3500 м, делая челноки вниз (а не вверх по долине Танымаса) от перевала Кокджар, где заканчивается проезжая часть дороги, до кишлака Пасор – старту маршрута. Затем сделать заброску по ущелью Хабарвив-хац за один день от кишлака Совноб до высоты в 3500 м. А уже потом постепенно набирать высоту, с 3000 м – от кишлака Пасор вплоть до перевала Снежный (5690 м) в течение семи дней (не более 400 – 500 м в день). К первому сложному перевалу (Снежный) мы подходили с минимумом груза к тому же ледопад, определяющий сложность этого перевала проходился вниз, что проще физически. Далее мы спускались к заброске, в «зелёнку» и следовал отдых.

Это позволило бы плавно, без рывков, пройти акклиматизацию и подготовиться к высотам 6000 – 6500 м, затратив минимум сил и здоровья.

Во втором полукольце планировались основные сложные препятствия – перевалы Вертикаль (3Б, 6000 м) и пик Революции (6940 м), перевал Сахарова (3Б, 5800 – 6100 м).

Для успешного прохождения похода всеми участниками на маршруте старались не надрывать здоровье чрезмерными нагрузками. То есть, если предыдущий день был тяжёлым или длинным, то следующий – разгрузочным или коротким. Никогда не делали подряд два тяжёлых дня, поскольку последствия таких нагрузок на высотах более 5000 м могли сказываться несколько дней подряд. Или вовсе сорвать акклиматизацию, привести к сходу участников с маршрута. Все участники дважды в день, утром и вечером, проходили контроль с помощью пульс-оксиметра. Это позволяло гибко подходить к планированию нагрузки на другой день и на будущее, подойти к высотной части маршрута в отличной физической форме. По возможности, старались с вечера создать задел назавтра, например, провести разведку пути или обработать склон.

Финиш маршрута.

Выходить из района мы хотели по долине реки Танымас, известной своей непростой проходимостью (броды, прижимы, обходы) с лёгкими рюкзаками. Выезд – по уже разведанной дороге, от перевала Кокджар, через озеро Каракуль, границу Таджикистана с Киргизией и Алайскую долину – в Ош.

Заезд в район и отъезд, формальности

Как уже было отмечено, впервые наша группа побывала на Центральном Памире в 2014 году, заходя в район похода через д.р. Ванч. Тогда нам очень дорого обошёлся трансфер на джипах Душанбе – Ванч. Кроме того, возникли неприятности, связанные с необходимостью оплаты пребывания в Памирском Национальном парке (в 2014 году цена была 5 $/день за палатку) и долгое оформление регистрации в Душанбе.

В этом году решено было добираться в район, заезжая с севера, со стороны Киргизии. Из Санкт-Петербурга в Ош летают прямые рейсы компании «Уральские авиалинии», на каждого участника было куплено по одному дополнительному багажному месту.

Для организации трансферов и оформления формальностей был заключен договор с компанией «OshTravel», контактное лицо – Хасанова Лада Евгеньевна: oshtravel@rambler.ru, etaoshtravel@gmail.com

, +996 777 19 67 87

Также через эту фирму мы купили бензин БР-1“Галоша” (бензин оказался хороший, а вот бутылки подтекали – на будущее рекомендуем переливать бензин в свои надёжные бутылки).

Заезд в район

До места старта добирались два дня. Первый день: трансфер Ош – погранзастава Бардоба – оз. Каракуль. Второй день: оз. Каракуль – д.р. Кокджар – д.р. Танымас – кишлак Пасор. Обо всех ночёвках (в Оше по прилёту и на оз. Каракуль), а также завтраках с принимающей фирмой было договорено заранее. Большую часть маршрута проехали на джипах – 3 машины на 9 человек, часть пути по д.р. Танымас до кишлака Пасор – на местном УАЗ Буханка.

В первый день выехали из Оша в 11:30, по дороге останавливались обедать в пос. Сары-Таш. До места ночёвки на оз. Каракуль (ф.1) добрались в 20:30 (ночёвка в гостевом доме, ужин входил в стоимость).

Во второй день встали пораньше и в 7:30 от оз. Каракуль выехали в сторону перевала Кокджар. Было неизвестно, удастся ли проехать перевал Кокджар (находится практически в месте слияния р. Танымас и Кокджар) и в каком состоянии дорога до кишлака Пасор (начало маршрута, устье р. Хавраздара). За неделю до нашего похода водители не смогли провезти по этой дороге туристов из Польши, перевал оказался завален.

Для подстраховки на случай, если нам все же не удастся проехать перевал, через старые контакты в Таджикистане договорись с местным водителем из Кудары о том, что он приедет на своей машине к назначенному времени (хотя особо мы на него не рассчитывали) с другой стороны перевала.

На наше счастье, дорога через перевал оказалась расчищена (как потом оказалось, её чистят раз в 1 – 2 недели). На перевале Кокджар мы были в 13:30. С перевала открывался вид на д.р. Танымас в ту сторону, откуда мы планировали спускаться в конце похода (ф.2).

Спустя час езды по хорошей дороге мы оказались у одного из боковых притоков р. Танымас. Для того чтобы хотя бы немного разгрузить машины, реку переходили вброд, машины проехали с трудом.

Спустя ещё час подъехали к участку дороги, который оказался частично засыпан камнями. Склон над дорогой – мелкая осыпь, которая, видимо, постоянно съезжает на дорогу (ф.4). Недалеко стоял трактор, но водителя видно не было. Двум водителям джипов удалось проехать этот участок, предварительно нами расчищенный лавинными лопатами (ф.5). В это время со стороны Кудары подъехал местный УАЗик, на котором мы, попрощавшись с киргизскими водителями, добрались до кишлака Пасор. Там совсем недавно построили гостиницу (хозяин – Азот, хорошо говорит по-русски, тел.+992 900 505 573).

Часть еды и снаряжения планировалось забросить в верховья р.Хабарвив-Хац. Тропа вверх по реке начинается не от устья (там каньон) (ф.6), а у кишлака Совноб, где также есть гостиница, хозяин Саид, тел. +992 884 409 493. При необходимости есть возможность взять осликов в Пасоре или Совнобе.

Отъезд в Ош

Выезжали из района согласно ранее принятым договоренностям с «OshTravel». Водители приехали точно в назначенное время, в 10:00, и забрали группу на спуске с перевала Кокджар рано утром. До Оша добрались поздно вечером того же дня.

Формальности

Загранпаспорт

С 1 января 2015 года изменились правила въезда в Республику Таджикистан. Если раньше можно было въехать в страну по внутреннему Российскому паспорту, то теперь для этого требуется загранпаспорт.

Регистрация

Для пребывания на территории Таджикистана на срок более 3 суток необходимо оформление временной регистрации. Процедурой этой занимается ОВИР. Самостоятельно делать регистрацию мы не рекомендуем, поскольку это займет больше суток (в 2014 году мы из-за этого потеряли сутки, ночуя в Душанбе).

C«OshTravel» мы договорились, что регистрацию нам сделают по копиям паспортов, и водители отдадут нам её, когда будут забирать нас после похода (регистрацию проверяют на погранзаставе). По факту оказалось, что такой вариант возможен, если есть копия страницы, на которой поставлен штамп о пересечении границы. Таким образом копия паспорта, сделанная в СПб, не подходила. Видимо, единственный вариант – просить водителей фотографировать паспорта со штампами. В итоге вопрос с регистрацией решали уже водители, без нашего участия, при пересечении границы на обратном пути.

Пропуска в Горно-Бадахшанскую АО

Территориально Центральный Памир находится в Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан, для пребывания на этой территории необходимо оформление специальных пропусков, которые нам заранее оформила турфирма.

Посещение Памирского Национального парка

Как уже было сказано, наш маршрут проходил по территории Памирского нацпарка. В отличие от Ванчской долины, где домик «лесника» стоит прямо на дороге и проехать незамеченными мимо невозможно, в этот раз на подъезде к началу маршрута мы не заметили никаких специальных знаков/застав и пр.

Страховка

На время проведения похода группа была застрахована от несчастного случая в фирме «Ресо-Гарантия». Данная страховая организация была выбрана нами, поскольку имелся положительный опыт получения выплат. Страховая сумма составила 50000 $ (программа A, спецификация спорт – 4), на меньшую сумму страховаться не рекомендуется.

Ассистирующая компания в Таджикистане (организует от лица Ресо-Гарания спасмероприятия при необходимости):

CLASS-ASSISTANCE Ltd.

tel.: +7 812 640 72 92 (hotline)

+7 812 644 72 86 (administration)

fax.: +7 812 644 72 89

www.class-assistance.com

Также рекомендуется оформить договор с фирмой Pamir Peaks (находятся в Таджикистане, имеют «выход» на вертолёт) на проведение контрольно-поисковых мероприятий. Заключение договора бесплатное, все вопросы можно задать по почте: info@pamirpeaks.tj.

Аварийные выходы с маршрута, запасные варианты

В случае непредвиденного развития событий планировалось выходить из района:

– от ущелий и ледников к югу и востоку от Язгулемского хребта, а также из низовий ледника Грумм-Гржимайло – в сторону реки Бартанг и дороги вдоль неё, к населённым пунктам.

– из верховий ледника Грумм-Гржимайло – вниз по леднику и далее через перевал Холодный, ущелье Хавраздара – к реке Бартанг.

– из верховий ледника Федченко – через перевал Абдукагор в долину реки Ванч, к населённым пунктам.

– со среднего течения ледника Федченко – по долине реки Танымас к перевалу Кокджар и автомобильной дороге.

Запасные варианты предусматривали прохождение:

– вместо перевала Снежный (3А) – перевал Майи Гантман (2Б) или перевал Комарова (3А), или перевал Памир (2Б).

- вместо прохождения ледопада Комарова с севера на юг – обход перевалами Комарова + Памир (связка, 2Б).

– вместо перевала Челябинцев (3А) – перевал Бартанг (2Б).

– вместо перевала Вертикаль (3Б) – перевал Юбилейный (3А) и перевал Омара Хайяма (2Б), что было осуществлено.

- с ледника Федченко вместо перевала Сахарова с выходом в д.р. Танымас – перевал Ребро (3А) с выходом в д.р. Ванч.

– вместо перевала Сахарова (3Б) – перевал Белая Акация (3А) или перевал Танымас (1Б) последний вариант и был пройден.

Изменения маршрута и их причины

Не делали челноков по д.р. Танымас вниз (при заезде в район), так как буквально за неделю до нашего приезда наконец-таки отремонтировали дорогу через перевал Кокджар (отвилка Памирского тракта от Каракуля в Бартанг, до кишлака Кудара). Причём этот факт выяснился уже по прибытии на место бывшего разрушенного участка. Собственно, поэтому мы финишировали на 3 дня раньше намеченного срока.

Отказались от восхождения на пик Шверника из-за плохого самочувствия одного участника команды после подъёма на перевал Снежный. После высокой (5670 м) ночёвки на перевале Снежный состояние продолжало оставаться тревожным, и мы единогласно приняли решение не рисковать здоровьем человека – немедленно спускаться вниз.

Отказались от прохождения узла пика Революции (перевала Вертикаль насквозь, и самого пика Революции) ввиду постоянного ураганного ветра на высотах 5700 м и выше в период с 12 августа и до окончания маршрута. На ночёвке на леднике перед перевалом Вертикаль ветер уже достигал силы 20 – 25 м/с., мы всю ночь держали дуги палаток. И это при морозе минус 10 14 °С. Окопаться, поставить снежные стенки не представлялось возможным из-за отсутствия снега или фирна – всюду от высот 5600 м на леднике Грумм-Гржимайло всё выдуто до льда. В таких условиях ночёвка на огромном плато перевала Вертикаль в случае подъёма туда, а тем более – длительный спуск по почти вертикальным верёвкам с перевала (высота плато 6000 м) показалась нам авантюрой, не стоящей помороженных конечностей (несмотря на соответствующее снаряжение). Но решение об отступлении из-под перевала далось нам трудно – ведь облачности не было, не было и ухудшения видимости. Все рвались к пику Революции, акклиматизация была у нас прекрасной, сил много. Однако погодный сервер www.mountain-forecast.com, дающий сводку по высоким пикам, сулил ветер до 30 м/с выше уровня 6000 м. Мы это и наблюдали – по снежному флагу, свисающему с плато Вертикали и соседних хребтов. Было принято решение повернуть на перевал Юбилейный (6000 м, 3А), удачно прикрытый отрогом пика Грина. А высокий, но несложный перевал Омара Хайяма (6100 м, 2Б) мы прошли, бодаясь с ураганным ветром, с большим трудом.

Вместо перевала Сахарова (5800 – 6100 м, 3Б) прошли пер. Танымас (4645 м, 1Б). При принятии решения о прохождении завершающего участка маршрута по резервному варианту (перевал Танымас вместо Сахарова 3Б) важное значение имели следующие обстоятельства.

1. перевал Сахарова был пройден 1 раз более 20 лет назад, о прохождении его определяющей стороны вообще нет информации. А.Джулий ушёл с перевала по хребту через в. Высокая Стена. Учитывая

2. опыт группы (3 человека из 9 имели опыт прохождения 3Б),

3. первую запланированную 3Б мы не прошли по погодным условиям,

4. сложный рельеф (по описанию - длинный снежно-ледовый склон "верхней части крутизной до 70-80, много карнизов, прохождение проблематично" - цитата Джулия, на северной стороне - вполне вероятно, фирновый),

5. неблагоприятный прогноз погоды - на высоте 6000 ветер – 20-25 м/с. В достоверности такого прогноза мы уже успели убедиться под перевалом Вертикаль, откуда нас сдуло ветром.

6. ограниченный запас времени (в случае неудачи попытки, мы рисковали опоздать на самолёт), мы приняли решение отказаться от прохождения перевала.

График движения

День Дата Участок пути Протяженн. километры Ход. время, часы(ЧХВ) Перепад высот, метры Определяющее препятствие Метеоусловия, примечания
1 2 3 4 5 6 7 8
1 29.07.2017 к-к Совноб – ущ. Хабарвив-хац, среднее течение (склоны правого борта) – к-к Совноб (заброска) 10 (в одну сторону) 8(5) +600 -600 Тропа по склону ущелья высоко над рекой, местами конгломерат Ясно, очень жарко, штиль
2 30.07.2017 К-к Пасор – ущ. Хавраздара, среднее течение (террасы правого борта) 11 13(7) +600 Тропа по правому берегу реки, один прижим (простой брод 40 см), брод левого притока 40см, сильное течение Ясно, жарко, штиль
3 31.07.2017 М.н. – большое озеро Хавраздара (кош в 500м выше озера) 10 7(4) +550 Тропа по правому борту ущелья, прохождение морен завала – подпрудной плотины озера Ясно, жарко, штиль
4 01.08.2017 М.н. – левый борт ущелья Хавраздара (озеро в левом кармане морен). Б.Л. 7 4(2) +500 Остатки тропы, простой брод 30 см на левый берег реки у начала морен Ясно
- - Б.Л. – морены левого борта ледника Холодный – Б.Л. (радиально) 2 2(1) +300 -300 Карман и гребень морены Ясно
5 02.08.2017 М.н. – перевал Холодный (1Б, 46450). Тур не обнаружен. 8 4(3) +300 Траверс морен и осыпей левого борта, открытый ледник в обход озера на перевале слева п/х. Переход ручья по камням на правый берег. Переменная облачность
- - Перевал Холодный – ледник Грумм-Гржимайло, правый карман морен 3 2(1) -500 Спуск – осыпи до 40*, участок разрушенных скал 45*, подвижная осыпь и конгломерат Облачно Спуск камнеопасен!
6 03.08.2017 М.н. – ледник Грумм -Гржимайло – правый приток ледника (из-под перевала М.Гантман – к плато Шверника) 13 9(5) +400 Открытый ледник, центр и правый борт Облачно
7 04.08.2017 М.н. – ледник, правый приток Грумм-Гржимайло – у плато Шверника 5 7(4) +300 Закрытый ледник, по центру и по левому борту Переменная облачность
8 05.08.2017 М.н. – плато Шверника – ледник М.Гантман – перевал Снежный (3А, 5690) – южная седловина 7 6(4) +400 Ледопад под плато Шверника по правому борту (связки, переменная страховка) – снежные поля – взлёт перевала снежный склон до 25*. Перед седловиной большая трещина Ясно, штиль, жарко Склон может быть лавиноопасен
- - Переход с южной снежной на северную осыпную седловину по гребню. Ночевка на седловине. Тур по центру широкой седловины. 0,3 1(1) +40 Осыпной и снежный гребень Сильный ветер
9 06.08.2017 М.н. – верхнее плато ледн. Башурв – подход к началу ледопада 3 3(2) -350 Ледовый склон до 30*, снежно-ледовые поля, закрытый ледник Ясно, штиль, жарко
10 07.08.2017 М.н. – ледопад Комарова 5 8(5) -700 Ледопад, по рантклюфту или левому краю. Разнообразные приемы индивидуально-коллективной страховки. Неоднократные разведки. Ясно. С 13:00 опасность камнепадов со скал левого борта и ледовых обвалов в ледопаде.
- - От конца ледопада до ледника Башурвдара 7 4(3) -200 Подвижная осыпь и неустойчивая среднеблочная морена, открытый ледник с покровными моренами
11 08.08.2017 М.н. – ледник Башурвдара – д.р. Башурвдара, левый исток р.Хабарвив-хац. Ночёвка в 1 км выше слияния рек на правом берегу левого истока. Б.Л. 11 7(4) -900 Открытый ледник по центру и правому борту в нижней части – с покровными моренами, по правому борту. Выход в долину по карманам правых морен осыпи и конгломераты. Ясно
12 09.08.2017 Б.Л. - спуск за заброской в низовья долины Хабарвив-хац 13 6(4) -800 Переход правого истока реки Хабарвив-хац на правый берег по леднику. По правому борту широкой долины, осыпи и морены. От старого кишлака – тропа высоко над рекой по правому борту. Общий набор высоты 900м. Ясно, штиль, жарко
    Возвращение в Б.Л. по пути подъёма. 12 6(4) +800 По пути подъёма. Ясно, штиль, жарко
13 10.08.2017 Дневка - - - Ясно
14 11.08.2017 Б.Л. – ледник Башурвдара – висячее ущелье правого борта (к леднику Башурв Зап.), конечные морены 10 11(6) +800 Морены и осыпи правого борта и кармана ледника Башурвдара. Покровная морена. Крутой взлёт – устьевая ступень висячего ущелья проходится у левого края (конгломератные склоны до 45*, выше – морены). Переменная облачность. Высокая камнеопасность устьевой ступени.
15 12.08.2017 М.н. – ледник Западный Башурв – перевал Оптимальный (1Б, 4850). Ночёвка на осыпной седловине перевала. Тур слева (с востока). 9 4(3) +500 Выход на ледник по моренам, открытый лёд до 25*, маневрирование по ледовым полкам от левого к правому краю ледника. В верхней части крутизна уменьшается, ленник закрытый, движение по левому краю осыпей. Выход на перевал по подвижной среднеблочной осыпи до 35* в широком кулуаре плотной группой. Ясно
16 13.08.2017 М.н. – верхнее плато ледника Башурвдара – под перевал Челябинцев 2 1,5(1) -70 Спуск на плато, движение по плато по дуге влево в обход больших трещин. Ледник закрытый. Ясно, штиль, мороз
- - Прохождение перевального взлета. Ночевка на склоне у верхних разрывов в мульде. 1,5 10(8) +500 Начало взлёта по правому краю, лёд до 50* - 3 веревки. Одновременно по снежным кальгаспорам по центру взлёта до 35*. Выход к верхнему разрыву - трещине-сколу по центру, 15 м перил. Ясно, ветрено, холодно
17 14.08.2017 М.н. – перевал Челябинцев (3А, 5500) 2 5(4) +200 Проход на полку стены – скола по снежно-ледовым мостам слева, предварительная разведка. 2 участка перил по 5м. По полке влево 50м, перила. Выход на склон выше стены по крутому ледовому мостику 70-80* с использованием стремени или раздельным подниманием рюкзаков. Выше – 60м по ледово-снежному склону от 40 до 30*, перила. Выход на плато перевала по снежному склону. Ясно, сильный ветер, мороз
- - перевал Челябинцев (3А, 5500) – ледник Грумм-Гржимайло 4 2(1,5) -200 Пологий спуск по снежным полям, плотный фирн, к леднику Грумм-Гржимайло, закрытый ледник. Ясно, ветрено
18 15.08.2017 М.н. – ледник Грумм-Гржимайло – подъём под пер. Вертикаль 8 7(4) +450 Снежное плато, закрытый ледник, плотный фирн. Ступень с большими трещинами – разрывами, страховка при переправах. Выше – пологий подъём с большим количеством скрытых трещин, фирн . По открытому ледовому плато подъём под перевальный взлёт Ясно, очень сильный ветер, холодно
19 16.08.2017 М.н. – спуск к северной камере ледника Грумм-Гржимайло – подъём под перевал Юбилейный 5 4(3) +100 Снежно-ледовое плато, закрытый ледник, плотный фирн и лёд. Ясно, очень сильный ветер, холодно
- - Обработка склона перевала Юбилейный 2 4(3) +200 Под бергшрунд – прокладывание тропы связкой-двойкой. Провеска перил до скального пояса перед седловиной второй связкой – двойкой. Ясно, сильный ветер
20 17.08.2017 М.н. – перевал Юбилейный (3А, 6000) 2,5 4(3) +300 Ледовый склон от 40 до 45* - 4 веревки до полки под скальным поясом. 50 м перил до площадки выше скал, у седловины Ясно, ветрено, очень холодно
- - Перевал Юбилейный – верхнее плато ледн. Витковского – под перевал Омара Хайяма 3,5 4(3) -150 +300 Короткий спуск по глубокому снегу на снежное плато. Пологий подъём по плато и по снежной мульде, глубокий «зимний» снег. Подход под перевал по льду (выдуто ветрами). Ясно, холодно, под перевалом Омара Хайяма – ураганный ветер.
- - Подъём на перевал Омара Хайяма (2Б, 6100) 2 1(1) +50 Жёсткий «бутылочный» лёд до 20*, траверс влево по обледенелой осыпи на седловину. Связки. Ураганный ветер
- - Перевал Омара Хайяма – ледник Федченко, Большая фирновая мульда 5 3 -400 Траверс-спуск влево 100м по снежному склону, на участке льда 25* - одновременная страховка связок через ледобуры. По фирновому 35* ребру – вниз до начала плато. По плато около 5 км вниз ветровой наст. Ясно, в 100м ниже седловины ветер стихает
21 18.08.2017 М.н. – Большая фирновая мульда – ледник Федченко, напротив перевала Фиккера 12 7(4) -600 Фирновые поля, несколько ступеней до поворота ледника на север. Преимущественно по правой части Ф.Мульды. Идём по следам группы из Иркутска. От поворота ледника – по снежным полям преимущественно по центру ледника. Закрытый ледник. Ясно, ветрено
22 19.08.2017 М.н. – ледник Федченко, напротив перевала Белая Акация 8 8(5) -300 Фирновые поля, закрытый ледник Ясно, ветрено
23 20.08.2017 М.н. – ледник Федченко – перевал Танымас (1Б, 4546) – озеро у ледн. Танымасская лапа. Ночёвка на моренах. 10 5(3) -200 Закрытый и открытый ледник, низкие неудобные кальгаспоры, выход на берег озера – вдоль его северного края. Облачно, ветрено, снежный заряд
24 21.08.2017 М.н. – долина реки Танымас, напротив ущелья ледника Танымас-2, перед первым прижимом 13 9(6) -500 Морены и левый берег реки. В конце дня – переход по открытому леднику Танымас-3, перекрывающему долину справа. Переменная облачность
25 22.08.2017 М.н. – р. Танымас, левый берег и левый склон- обход р. Тордара по леднику, ночёвка ниже конца морен ледника Грумм-Гржимайло. 14 11(6) -450 Обход прижима-каньона с подъёмом на отрог на 200м над дном ущелья, траверс левого склона и спуск вниз в пойму. Подъём по правому берегу реки Тордара до ледника. Переход реки Тордара по ледовому мосту у конца ледника Наливкина. Морены, осыпи. Спуск в долину Танымаса по левому берегу Тордары. Вниз 2 км по песчаной пойме к левому берегу р.Танымас. Ясно, ветрено
26 23.08.2017 М.н. – д. р.Танымас – в 3 км ниже реки Тордара 8 6(4) -50 По левой стороне поймы реки - до второго большого прижима, обход по склону 250 метров над дном долины, спуск по осыпному кулуару в долину р. Танымас, полтора километра по долине и Главный прижим, разведка склонов и берегов. Ясно, ветрено, песчаные бури
7 24.08.2017 М.н. – вниз по д.р. Танымас. Ночевка на траве в облепиховой роще 14 13(8) -250 Попытка переправы на правый берег реки Танымас. Разведка на отрог. Обход прижима с подъёмом на 350м над дном долины. В начале от реки – 30 м перила по 45* конгломератному склону. Выше – твёрдые конгломератные и осыпные склоны, системы кулуаров и контрфорсов, до 45*. Выход на пологие травянистые склоны и траверс по ним до третьей, самой глубокой промоины-ущелья со скальными бортами. Вдоль неё вниз, в долину - по твёрдому глинистому контрфорсу-гребню, до 35*. По песчаной пойме и по левым склонам долины в обход небольших многочисленных прижимов. Простой брод 30см р.Яманджилга в середине дня. Остатки тропы. Ясно, ветрено, песчаные бури
28 25.08.2017 М.н. – д.р. Танымас до автомобильной дороги на повороте долины к югу, на большой бугор-выступ. Финиш. 4 2(1,5) -100 По склонам долины невысоко над рекой. Тропа. Мостик через левый приток. Простой брод 40см через р.Кокджар. Вверх по тропе на бугор, к дороге. Финиш. Ясно, ветрено

Высотный график

Картографический материал

скачать карту маршрута

Техническое описание

Долина реки Хабарвив-хац (заброска, радиально из к-ка Совноб)

Долина реки Хавраздара и перевал Холодный (1Б, 4850 м)

Дни 1 – 5 29 июля – 2 августа 2017 г.

29.07. От кишлака Пасор до кишлака Совноб (и обратно) мы доехали на УАЗике местных жителей (полтора часа в каждую сторону, так как дорога дважды пересекает реку).

От к-ка Совноб вход в ущелье Хабарвив-хац виден как низкий травянисто-осыпной уступ (отрог). Туда вдёт отличная тропа, начинающаяся от верхних домов в СВ направлении, вверх по правому борту д.р. Бартанг (ф.7). До «перевала» с точкой 3087 дошли за 50 минут, с одной остановкой. Идем медленно и тяжело – акклиматизация… От перевала тропа ведёт траверсом правого склона, постепенно входя в ущелье Хабарвив-хац. Снизу, от автомобильного моста в д.р. Бартанг, пути в ущелье нет, там конгломератный каньон (ф.6). Вскоре начинаются осыпи и тропа ведёт прямо над каньоном. Требуется осторожность, кромка близко (ф.8). Очень жарко и штиль, идётся тяжело и медленно. Через 3 часа пути от кишлака выходим к развилке троп видно, что каньон закончился (ф.9). На нижней тропе через 100 метров – источник (первый от кишлака Совноб). До этого места воды нет! Пьём и запасаемся водой и идём дальше, возвращаясь на верхнюю тропу. Через 4 часа движения проходим боковой сай с крутыми конгломератными бортами. Примерно через 30 минут хода сая, закапываем в камнях нашу заброску, так как по времени наступает «точка возврата».. К заброске мы вернёмся уже с верховий долины Хабарвив-хац в середине похода. Время – 15:00. Перекусываем и в 16:00 идём вниз (ф.10).

Путь обратно проходит уже бодрее – не так жарко, идём вниз и без груза. Всего на подъём затратили 4,5 часа, на спуск – 2 часа.

Ходовой день – 8 часов.

Пройдено за день – 10 км в одну сторону (всего - 20) ЧХВ – 5:10 ч.

Высота ночёвки – 3000 м.

30.07.Наш маршрут начинается от кишлака Пасор в долине реки Кудара (правый приток р. Бартанг). Пройдя 300 м от кишлака подходим к ГЭС на левом берегу р. Хавраздара (ф.11). Переходим по большой трубе на правый берег и поднимаемся по тропе на правый борт. Далее – по правому берегу и правому борту ущелья. В 1 км от ГЭС тропа проходит мимо зеленого оазиса и родника с чистой водой. Дальше в течение нескольких переходов чистой воды нет. Через два перехода от ГЭС – скальный прижим тропа идёт по воде вдоль скал 50 метров, глубина 30 – 40 см, течение несильное (ф.12). Затем тропа постепенно поднимается над дном ущелья и ведёт по пологим склонам его правого борта (ф.13). Обедаем в берёзовой роще у родника, прямо на тропе, и продолжаем движение. Вскоре следует брод через правый приток 40 см, с сильным течением: это поток из-под пер. Каменных химер. Ещё через 2 часа движения по тропе поднимаемся на большую наклонную травяную террасу почти напротив перевала Майи Гантман, с местом бывшего коша. Ночуем у источника неподалёку. Ходовой день – 10 часов, в том числе, обеденная сиеста из-за жары – около 2 ч.

Ходовой день – 13 часов.

Пройдено за день – 10 км ЧХВ – 7:20 ч.

Высота ночёвки – 3750 м.

31.07.На второй день через несколько часов хода по тропе (ф.14) выходим на берег ручья на красивые небольшие террасы высоко над рекой внизу – несколько бирюзовых озёр (ф.15). Перекус на полчаса у ручья. После обеда следует подъём по тропе на большую морену – подпрудную плотину (ф.15) большого озера Хавраздара, напротив перевала Шалаева. Здесь тропа теряется в моренах, но следует придерживаться направления на хорошо видный впереди перевал Соблазнительный. Спустившись с гребня морены, снова подхватываем тропу (ф.16) и по ней постепенно спускаемся, идя вдоль долины, уже к середине большого озера. Искупавшись в нём, продолжаем движение по тропе и через полчаса хода озеро справа заканчивается. Примерно через 500 м слева от тропы – кош встаём на ночёвку у реки, на правом берегу.

Ходовой день – 7 часов.

Пройдено за день –10 км, ЧХВ – 4:15 ч.

Высота ночёвки – 4037 м.

1.08.На третий день поднимаемся по остаткам тропы до поворота ущелья на запад, траверс-спуск к реке (ф.17). Реку переходим в месте, где она выбивается из-под конечных морен ледника Холодная стена – выходим на левый борт широкой здесь долины. Поднимаемся по левым моренным карманам (трава, осыпи) вдоль ледника и через полтора часа от конца морен оказываемся на берегу красивого озера (ф.18). Около 3,5 часов хода от коша. Ночуем на его западном берегу на траве. Вечером – прогулка-акклиматизация вверх по моренам вдоль ледника (ф.19).

Ходовой день – 6 часов.

Пройдено за день – 9 км, ЧХВ – 4:10 ч.

Высота ночёвки – 4540 м.

02.08.На четвёртый день по травянистым карманам-полкам левого борта выходим на осыпи левого склона (ф.20). Идём по ним, не спускаясь к моренам ледника, так как там очень холмисто. Примерно напротив пика Холодная стена траверсируем осыпи левого склона 20 – 25°, выходя траверсом (ф.20) к безымянному леднику, спускающемуся с южного склона перевала на седловину (ф.21). По открытому леднику (ф.22) за полчаса обходим довольно большое озеро на перевальной седловине, спускаясь к ручью, вытекающему из него на запад, уже в сторону ледника Грумм-Гржимайло. На седловине обедаем. У западной оконечности озера находится галечное поле, много мест для палаток. Тура не обнаружили очевидно, что он находится в моренах на другом (северном) берегу озера. Мы не пошли по моренам, а предпочли ледник из-за того, что устали постоянно набирать и сбрасывать высоту по моренным холмам. От озера до перевала около 4 часов пути.

От перевала, перейдя по камням на правый берег ручья, небольшим траверсом выходим к боковому саю (ф.23). Осторожно по скальной полочке (камнеопасно до самого низа) спускаемся в него (ф.24) и далее, пересекая ещё один боковой сай (ф.25), спускаемся уже по нему (осыпи до 35-40°) в карман левой морены ледника Грумм-Гржимайло. Всюду на спуске камнеопасно движение плотной группой или двумя подгруппами, следя, чтобы не оказаться друг над другом. Каски. Всего на спуск затратили около 1 часа чистого ходового времени. В кармане морены песчаные площадки, есть ручей с чистой водой (ф.26).

Ходовой день – 6 часов.

Пройдено за день –11 км, ЧХВ – 4:15 ч.

Высота ночёвки – 4250 м.

Ледник Грумм-Гржимайло – плато Шверника – перевал Снежный (3А, 5690 м) – ледопад Комарова – д.р. Хабарвив-хац

Дни 6 – 11 3 – 8 августа 2017 г.

03.08.В первый день от места ночёвки в правом кармане морены ледника Грумм-Гржимайло напротив ручья из-под перевала Холодный сначала идём вверх по моренному карману. Через переход выходим через гребень морены на ледник. Делаем разведку прохода через ледовые разломы и сераки в спокойный центр ледника (ф.27). За один переход, надев кошки, выходим по разломам (ф.28) в центр ледника (ф.29). Дальше идём по очень пологому открытому леднику Грумм-Гржимайло (ф.30) без кошек, к вечеру выйдя к развилке ледников (ф.31). Хорошо виден узел пика Революции, перевала Вертикаль и Революции (ф.32,33). Правее поворачивает на юго-запад и продолжается ледник Грумм-Гржимайло, левее– первый (считая снизу) большой боковой правый приток. Характерная примета – большая вершина над его левым бортом, видимо – пик Шверника (ф.30). Нам дальше влево, поэтому, с трудом найдя место переправы через широкий ледовый ручей в каньоне, выходим на полосу морены, разделяющей два ледника, где ночуем, выложив площадки камнями.

Ходовой день – 9 часов.

Пройдено за день – 13 км, ЧХВ – 5:00 ч.

Высота ночёвки –4450 м.

04.08. На второй день за два перехода ледник закрывается кошки-связки. Много закрытых трещин, прижимаемся к левому борту, идём по ложбине – здесь плотнее снег и его больше. Поднявшись на плато, обедаем. Далее идём в направлении уже видимой на юге широкой седловины плато Шверника (ф.34) по некоторым сведениям эта же седловина – перемётный ледник является также перевалом Майи Гантман. Наш перевал Снежный – правее, в верховьях этого ледника, скрыт пиком Шверника (ф.35). Ниже этот ледник выводит в ущелье Хавраздары (ф.37). Под ледопадом – взлётом на плато мы ночуем. Воды нет, топим снег.

Ходовой день – 7 часов.

Пройдено за день –5 км, ЧХВ – 4:00 ч.

Высота ночёвки – 5300 м.

05.08.На третий день, распутав небольшой лабиринт сераков (местами переменная страховка), преимущественно у правого края ледопада, недалеко от скал, ограничивающих его с востока, поднимаемся на плато Шверника, примерно за 1 час (ф.35). Теперь вправо, на западе, видна широкая снежная седловина перевала Снежный, находящаяся между пиками Шверника, 6130 м и Хавраздара, 6124 м (ф.36). Прямо по курсу – ложная седловина (ф.35). Влево – как было сказано выше, путь в долину Хавраздары. Мы поворачиваем на юго-запад, по широкой дуге обходя район образования ледосброса на путь подъёма в сторону ледника Грумм-Гржимайло, почти прижимаясь к правому борту ледника (ф.36). Примерно через два часа хода после этого, встаём на обед, продолжавшийся 2 часа из-за сильной жары. Далее идём пологим подъёмом по снежным полям, за два часа выходя под перевальный взлёт трещин не обнаруживаем. Здесь, как в фокусе линзы, сходятся снежные склоны и очень жарко, полный штиль, настоящая «сковородка» (ф.37). Снег, однако, плотный. Примерно за 1,5 часа чистого времени медленно и трудно поднимаемся по снежному склону 20 – 25° на перевальную седловину. При оценке времени следует учесть, что это для многих первая высота в жизни (5690 м), и для всех абсолютно – первая на маршруте, достигнутая на 8й день похода. При выходе на перевал – большая скрытая трещина. Это – южная седловина перевала, снежная, используется для подъёма с востока (ф.38). Чтобы спуститься на запад, в сторону верхнего плато ледника Башурвдара, нужно по перевальному гребню (ф.38) сначала спуститься на северную седловину, более широкую и мелко-осыпную (ф.41). На ней удобно ночевать (ф.39), что мы и делаем. Воды нет, топим снег. Всего на подъём от плато Шверника затратили 5 часов, без учета времени привала на обед.

Ходовой день – 7 часов.

Пройдено за день – 7,3 км, ЧХВ – 5:10 ч.

Высота – 5700 м.

06.08.На четвёртый день спуск с перевала по ледовому склону 25° 180м, без использования коллективных перил (ф.42). Далее – в связках по снежным полям (ф.40,43), в месте поворота ледника на юго-запад – спуск на следующее снежное плато (ф.44). Подошли к началу ледопада и, оценив ситуацию (ф.45), решили проходить его ранним утром следующего дня. Воду нашли в одной из трещин правого борта. Всего спускались около 2-х часов.

Ходовой день – 3 часа.

Пройдено за день – 3,2 км, ЧХВ – 1:30 ч.

Высота ночёвки – 5230 м.

07.08.На пятый день, ранним утром вошли в разломы верхней части ледопада (ф.46) у его левого края, провесив 30 м перил в разлом (ф.47). Далее шли у левого рантклюфта, переходя на левые крутые снежные склоны, по которым можно обойти часть сбросов ледопада. Подошли к скальному прижиму. По нему – к скалам-прижимам левого борта 50 м. Здесь – неприятная ледяная арка, проход под ней с вылезанием по рантклюфту (ф.49-52) к скале (7 м перила), далее – по ледяным глыбам вдоль скал. Затем – траверс по снежно-ледовому 35* склону 60 м до разлома. Спустились 20 м дюльфером в разлом (10 м отрицательного угла) и ещё 8 м – поднялись по ледяной стенке противоположного борта с выходом на ледник (ф.54). Через минут 15 хода по ледопаду, по-прежнему у левого борта, ещё одна веревка – вниз в разлом (ф.55). Дальше удалось довольно далеко, метров 500, пройти по леднику вниз, с разведками – до начала крутого снежно-ледового склона при выходе из ледопада на нижнее течение ледника. По льду провесили 240 м перил, и ещё 40 м – по широкому снежно-ледовому кулуару, спускающемуся слева, со скал. Кулуар своеобразный, со снежными кальгаспорами, позволяющими, несмотря на общий уклон в 35 – 40°, идти без использования коллективных перил. Этот участок старались пройти быстро, так как в кулуаре и вообще со скал левого борта начали сходить камни. Выставили наблюдателя. Спуск привел на маленькую ровную площадку на краю нижней части ледопада, здесь уже относительно спокойного. Собравшись на ней, решили, пока не начались основные камнепады – выходить вниз, без обеда. Две верёвки перил по 40 м – и мы оказываемся на крутой подвижной осыпи, на левом краю грязного ледника (ф.56). С него периодически падают вниз, вытаивая, камни. Выставляем наблюдателя. Собравшись у конца перил, по двое, уходим вниз, на морену-осыпь левого борта (ф.57). Собираемся на морене (ф.58), убираем обвязки-веревки-кошки. Всего на прохождение ледопада Комарова ушло 7,5 часов.

Далее по крутой морене-осыпи спускаемся 45 мин. на левый боковой приток ледника Башурвдара. Здесь и далее уже начинается относительно пологий спуск по леднику (ф.57) и по его левому краю, где в 2 км от конца спуска с осыпи встаем на ночлег, выложив камнями площадки на тонкой покровной морене. Есть вода.

Ходовой день – 12 часов.

Пройдено за день – 12,1 км, ЧХВ – 8:00 ч.

Высота ночёвки – 4300 м.

08.08. На шестой день идём по леднику Башурвдара вниз, скоро перейдя на его правый борт, где лёд не сильно всхолмлён (ф.57, 60). Примерно от висячего ущелья из-под перевала Оптимальный начинается покровная морена (ф.61). Снимаем кошки и оставляем в камнях закладку себе на вторую часть похода – всё железо, почти все верёвки, обвязки, бензин и т.п. (ф.62). Далее спускаемся по правому краю ледника (ф.65), недалеко от эффектной отвесной скалы правого борта, с которой низвергается красивый высокий водопад. Постепенно входим в правый морено-конгломератный карман, и по нему около 1 часа – до конца ледника, к реке, на её правый берег. Далее ещё один переход до источника чистой воды и хороших площадок под зарослями кустарника, из которого вечером получился хороший костёр.

Ходовой день – 7 часов.

Пройдено за день – 11 км, ЧХВ – 4:10 ч.

Высота – 3450 м.

Поход за заброской в низовья долины Хабарвив-хац.

Днёвка.

Дни 12 – 13 9 – 10 августа 2017г.

09.08.В первый день от места ночёвки на правом берегу левого истока реки Хабарвив-хац, в 1 км ниже ледника Башурвдара, подходим к стрелке рек и поднимаемся к леднику правого истока. Реку перешли на правый берег по леднику (около 45 минут). Далее идём по песчано-каменистой пойме, постепенно уходя на правый борт ущелья, где вскоре появляется тропа (ф.63). После простого брода правого притока выходим на дашты – высокие террасы правого борта ущелья, где находим старые заброшенные поля и остатки нескольких кишлаков. В одном из уцелевших домов – кош, пастуха нет (мы его встретили ниже, на тропе). От коша мы сначала пошли по нижней тропе, что было ошибкой. Пришлось вылезать по крутой тропинке на верхнюю тропу, которая начинается от первого (верхнего) кишлака и хорошо видна (ф.64). Тропа делает набор метров в 200, высоко над рекой обходя прижимы и высокие обрывы. Примерно за полтора часа выходим к «перевалу» – большому каменному туру. Отсюда начинается крутой серпантин тропы вниз, приводящий в нижнюю часть долины Хабарвив-хац (ф.8,9), но всё равно достаточно высоко над рекой. Всего к заброске шли 5 часов.

Забираем заброску и поворачиваем назад. Идём по тому же пути. Обедали у одного из ручьёв полчаса. С ледника спускались уже на заходе солнца, в лагерь пришли, в сумерках. Всего поднимались от заброски к БЛ 6,5 часов.

Набор высоты за день – около 1000 м.

Ходовой день – 13 часов.

Пройдено за день – 26 км ( 13 – в зачёт), ЧХВ – 8 ч.

Высота ночёвки – 3450 м.

На следующий день – днёвка.

Долина реки Хабарвив-хац – перевал Оптимальный (1Б, 4850 м) – перевал Челябинцев (3А, 5500 м) – ледник Грумм-Гржимайло.

Дни 14 – 17 11 – 14 августа 2017г.

11.08.В первый день от места ночёвки, которое располагалось примерно посередине между концом ледника Башурвдара и слиянием двух истоков реки Хабарвив-хац(на правом берегу левого истока) поднимаемся за один переход к леднику Башурвдара. Затем уходим в правый карман и поднимаемся по нему до конца. Подъём неудобен, рыхлая глина с камнями. Затем траверсом осыпей и морен постепенно выходим, набирая высоту, на покровную морену ледника (около 2,5 часов пути). По правому борту зачехлённого ледника по уже знакомому пути, мимо водопада, постепенно набирая высоту, поднимаемся к оставленной закладке со снаряжением, почти под взлётом в висячее ущелье ледника Башурв Западный (ф.65), ещё 3,5 часа. Забрав вещи, с большим грузом начинаем карабкаться вверх (ф.62). Путь таков: сначала немного вверх по конгломератному кулуару (метров 50), затем – траверс крутого 45° конгломератного склона 100 м (вырубая ступени) с выходом к подножью большого камня-скалы, ограничивающего вход в висячее ущелье справа (левый борт). Этот камень чёрного цвета виден снизу, от ледника по нему стекает вода (ф.62). Такой маршрут минимально опасен сбросом камней друг на друга. От камня – вверх по кулуару с постепенно уменьшающейся крутизной и неплохо закреплёнными камнями морены – до выхода на неявно выраженный гребешок морены (1 час). Отсюда подъём несколько проще – сначала по ложбине слева от гребешка, а затем – по гребешку с выходом на большое плато, заваленное моренным материалом (1,5 часа). Слева остаётся причудливый скол древнего «мёртвого» льда, и озеро под ним. В озеро постоянно срываются камни. Подходящее место для ночёвки нашли немного правее (севернее) озера, выше в моренах рядом с чистым маленьким озерком (ф.66). Сделали площадки и заночевали. От места закладки – 3,5 часа подъёма.

Ходовой день – 10 часов (т.к. большой вес рюкзаков).

Пройдено за день – 10,5 км, ЧХВ – 6:15 ч.

Высота ночёвки – 4300 м.

12.08.На второй день за полчаса по моренам выходим к концу ледника Западный Башурв. Здесь надеваем кошки. Подъём начинаем по левому краю, постепенно смещаясь к центру. Выбираем ледовые полочки-трещины, по которым удобнее идти. Уклон до 30°. Около 40 минут хода. Далее ледник становится более пологим, до 15-20°. Постепенно смещаемся к левому борту, к осыпи, так как ледник закрывается снегом, а идти в связках не хочется никому. Подходим под перевальный взлёт. 2 часа от начала ледника (ф.67). Перевальный взлёт представляет собой среднеблочную осыпь, довольно подвижную. Поэтому идём плотной группой, траверсами. На перевал выходим за полчаса работы (ф.68). Делаем площадки под палатки. Перевал – неширокий осыпной гребень, ограниченный в сторону спуска (юг) снежным надувом. Есть вода. Хорошо просматривается склон перевала Челябинцев напротив – ледник, стекающий с перевальной седловины-плато (ф.68-69).

Ходовой день – 4 часа.

Пройдено за день – 9 км, ЧХВ – 2:40 ч.

Высота ночёвки – 4850 м.

13.08. На третий день спускаемся 50 м на плато ледника Башурвдара, затем по дуге влево обходим зону многочисленных трещин и разрывов, подходя за 1 час к перевальному взлёту пер. Челябинцев (ф.70). Подъём на перевал начинаем слева, у правого края взлёта, у границы лавинного конуса (ф.71). Самый крутой участок вторая верёвка – лёд до 50 – 55° (ф.73). Лидер лез с использованием ледового инструмента, без рюкзака. За его рюкзаком спускались. Ещё три веревки перил за 4 часа, с постепенным уменьшением крутизны до 30 – 35° приводят к фирновому склону, покрытому снежными кальгаспорами 30 – 80 см. Дальше идём одновременно в связках по кальгаспорам, как по ступенькам. Поднимаемся по центру склона крутизной 30 – 35° около 400 – 500 м (1 час) до небольшой площадки, где собирается вся группа на перекус. Далее прямо вверх по неявно выраженному кулуару (ф.73) с переменной крутизной (провесили ещё 2 верёвки командных перил по 20 м). Местами используем попеременную страховку. Подъём приводит к большому разлому – сбросу с верхнего плато (ф.74). Вариантов два: или в обход справа почти до конца и затем ещё несколько верёвок перил по ледовому склону 35 – 40° (как ходят обычно), или пытаться найти более прямой путь (ф.69). Мы решились на второй вариант, так как на этой высоте уже сильно дуло, был ощутимый «минус», а нас 9 человек, груз пока что значительный, придётся подолгу ожидать на «станциях» своей очереди, мёрзнуть. В таких условиях предпочтительней попеременная работа. Делаем разведку, которая показывает, что влево пути нет – там совеем непроходимые сбросы прямо есть шанс пройти, если удастся найти проход через большую трещину, отделяющую нас от ледовой стены (по стене идёт явный балкон). Ночуем под ледовой стеной – трещиной, в мульде. Проводим глубокую разведку связкой-двойкой. Вода – из снега.

Ходовой день – 11,5 часов.

Пройдено за день – 3,5 км, ЧХВ – 9:10 ч.

Высота ночёвки – 5300 м.

14.08. На четвёртое утро идём влево-вверх 60 м на снежно-ледовую полку, затем – направо 20 м, и по снежному мостику-гребешку вверх 5 метров (глубокая узкая трещина – перила) выходим на полку. Вправо по полке 15 м вдоль большой трещины (стена – слева), полка превращается в мост. По мостику над большим основным разрывом аккуратно спускаемся 3 метра к стене, рюкзаки спускаем отдельно (ф.77). В результате оказываемся почти напротив нашей ночёвки, но выше и уже перейдя большой разлом, выйдя к стене. Затем – 10 м перил по стене (здесь она всего 40°) от трещины до ледового балкона, пересекающего почти всю стену. Здесь тоже можно было уйти вправо, к ледовому склону в обход стены, но мы предпочли левый, просмотренный вариант. По полке влево траверс (перила 60 м) до самого интересного места – выхода на ледовый склон выше стены (ф.76). Выход– по тонкому ажурному мостику-сосульке 5 метров 80°, первый здесь шёл без груза (ф.78). Сосульку частично обвалили, и последним пришлось здесь использовать стремя. Заключительные 2 верёвки перил по склону с уменьшающейся крутизной до 25° и становящемуся снежным (в одном месте – короткая стенка 3м 60*, перила) – мы выходим на большое плато перевала Челябинцев (ф.80). Сильный ветер. Тура нет. От места ночёвки – 5,5 часов.

Спуск в сторону ледника Грумм-Гржимайло (ф.84) проходит в связках, по очень пологому склону – плато 5 – 10° около 1 часа (ф.81). Держим направление левее, на скальный нунатак выше слияния плато с ледником (ф.82). У подножия нунатака встаём на ночёвку в большой котловине (ф.83), укрываясь таким образом от западного ветра. Вода – из снега.

Ходовой день – 7 часов.

Пройдено за день – 6 км, ЧХВ – 5:50 ч.

Высота ночёвки – 5300 м.

Ледник Грумм-Гржимайло (под пер. Челябинцев) - под пер. Вертикаль – перевал Юбилейный (3А, 6000 м) – плато ледника Витковского – перевал Омара Хайяма (2Б, 6100 м) – ледник Федченко, Большая фирновая мульда.

Дни 18 – 20 15 – 17 августа 2017 г.

15.08. В первый день после начала движения от места ночёвки на слиянии плато из-под пер. Челябинцев с ледником Грумм-Гржимайло огибаем нунатак справа (ф.84). Спускаясь в мульду, поворачиваем налево (на запад) и начинаем подъём по леднику. Один за другим следуют несколько ровных снежных плато и взлётов между ними. Много закрытых и открытых трещин, особенно – в конце подъёма. На траверзе перевала Юбилейный трещины идут на убыль, фирн и снег постепенно заканчивается (сюрприз!), усиливается ветер – подходим под склон перевала Вертикаль по льду (ф.85-87). Весь снег здесь сдут сильным ветром. До склона не дошли около 1 км (ф.88), опасаясь лавин. С края плато свисают карнизы, но слева есть проход. Ставим палатки и ночуем под ураганным ветром (ф.89) ночь получается бессонная – держим каркасы палаток изнутри. К сожалению, вокруг только лёд – построить укрытие из фирна не представляется возможным.

Ходовой день – 5,5 часов.

Пройдено за день – 8 км, ЧХВ – 4:00 ч.

Высота ночёвки – 5720 м.

16.08.На второе утро пробуем выйти на перевал Вертикаль, но всё же решаем отступить. В сложившихся погодно-климатических условиях прохождение этого высокого перевала становится опасным – высок риск получения обморожений при ураганном, 25-30м/с ветре с морозом и потери палаток при ночёвке на плато перевала Вертикаль (на 6000м). С плато и окрестных вершин свисают большие снежные флаги по-видимому, там ещё хуже.

Спускаемся обратно, огибая отрог пика Грина, и поворачиваем влево в СЗ камеру ледника Грумм-Гржимайло (ф.90). Пологим подъёмом по снежным полям за 2,5 часа от отрога пика Грина подходим к склону перевала Юбилейный. Перевал обнаружить просто – это крайняя правая седловина в цирке, с несколькими скальными выходами, в северном направлении.

Так как на перевал подниматься уже поздно, обрабатываем склон назавтра (ф.91). Первая двойка протаптывает след (здесь достаточно много снега и почти нет ветра) к бергшрунду, подрезающему перевальный взлёт. Вторая связка выходит спустя некоторое время, по готовым следам, экономя силы, и затем за три часа провешивает 4 веревки до скальных выступов перед седловиной.

К вечеру ветер усиливается и здесь.

Ходовой день – 8(4 – работа по обработке склона) часа.

Пройдено за день – 7 км, ЧХВ - 6.

Высота – 5830м.

17.08.На третий день утром долго собираемся – сильный мороз и ветер. Под скалы поднимаемся по готовым перилам за 3 часа (ф.92). Крутизна возрастает от бергшрунда к верхней части ледового склона от 35 до 45*. Под скалами – небольшая полочка (ф.93). Ещё 50 м перил между скал по льду 35-40* и за 1 час мы выходим на снежную площадку наверху скал. До седловины – 20 метров, собираемся, связываемся (ф.94). Тура на перевале не обнаружили.

Короткий спуск по рыхлому «зимнему» снегу (ф.96) приводит на верхнее снежное плато ледника Витковского (ф.95). Поворачиваем налево (на запад) и начинаем подъём пологими (5-10*) снежными полями к перевалу Омара Хайяма (ф.97). На этом участке – глубокий снег и полный штиль. Идём по широкой пологой снежной лощине слева – скальный хребет, отделяющий нас от Большой фирновой мульды. Перевал находится там, где этот хребет резко поворачивает на север. Справа проходим пологий снежный подъём к ещё более высокому перевалу Фиккера. За 2,5 часа подходим к перевальному взлёту (ф.98) в нижней части – лёд, выше – обледеневшая осыпь крутизна не превышает 25*. Под перевалом и на взлёте – ураганный ветер, под ногами – очень твёрдый «бутылочный» лёд. С трудом, за 40 минут, пробиваемся сквозь стену ветра, используя времена относительного затишья.

Перевал Омара Хайяма - осыпной, снег сдут (ф.99). На перевале находим укрытие под склоном, тур – слева, на скальном выступе.

Спуск проходит сначала 100м по осыпи (ф.100), затем уходим влево наискосок, так как ниже начинается ледовый склон, где можно «раскрутиться» на 6-7 перильных верёвок. Траверсом (ф.101) выходим на снежный гребешок (по пути через ледовое «зеркало» - одновременное движение связок 30м, используя ледобуры). Далее – вниз по крутому (до 40*) снежному гребешку, ниже он становится пологим и вырождается по снежному склону 30* спускаемся на фирновое плато ледника Федченко – Большая фирновая мульда. Всего на спуск с перевала затратили 45 минут. Далее идем по фирновым полям в направлении сначала на ЮЗ, затем доворачивая к западу, по неявной ложбине. Ветровой наст и фирн очень плотный, идётся быстро. За час прошли около 4 км, встав на ночёвку почти напротив пика Революции (ф.102). От перевала получилось около 2-х часов спуска.

Ходовой день – 12 часов.

Пройдено за день – 13 км, ЧХВ - 9 ч.

Высота – 5750м.

Ледник Федченко, Большая фирновая мульда – перевал Танымас (1Б, 4546м) – озеро у ледника Танымасская лапа.

Дни 21-23 18-20 августа 2017г.

18.08.На первый день от места ночёвки в Большой фирновой мульде до крутого поворота ледника Федченко на север (ф.100), идём по следу прошедшей здесь вчера группы иркутян, по большой и широкой неявно выраженной снежной мульде. Весь этот день, как и два других, идём в связках. Идём по фирновым полям в направлении за запад, проходим несколько террас-уровней. Самый большой сброс, метров 150-200 по высоте, проходим, начиная у левого края, и траверсом в середине спуска уходя вправо, так как слева начинается небольшой ледопад. Виден перевал Вертикаль и перевал Революции (ф.104). Спустившись с Большой фирновой мульды, далее идём вдоль склона хребта, находящегося справа (ф.103), до его окончания, где обедаем на осыпи, найдя воду (2,5 часа пути от ночёвки). В месте поворота ледник имеет много трещин по внутреннему радиусу, поэтому на основное течение ледника Федченко выходим по большой дуге слева направо (ф.105). Далее идём по центру закрытого ледника около 3,5 часов, есть закрытые трещины. Для ночёвки смещаемся на правый борт в надежде найти воду, но воды нет (ф.106).

Ходовой день – 7 часов.

Пройдено за день – 12 км, ЧХВ – 4:10 ч.

Высота – 5150м.

19.08.На второй день от ночёвки на траверзе перевала Фиккера продолжаем идти вниз по леднику Федченко, преимущественно по его центру. Есть скрытые трещины. За 2 часа подходим к месту впадения справа ледника Витковского – крупного притока. Ненадолго появляется лёд (ф.107), но после слияния – снова закрытый ледник. В этот день дошли до траверза перевала Белая Акация. Ночуем недалеко от правого борта удалось найти воду – озеро и снежное болото на леднике.

Ходовой день – 8 часов.

Пройдено за день – 8 км, ЧХВ - 5:15 ч.

Высота – 4850 м.

20.08.На третий день через 2 часа хода (ф.108) характер поверхности ледника Федченко изменился – он стал открытым и мы пошли без связок. Зато начались небольшие, но неудобные для движения мини-кальгаспоры с провалами между ними, заполненными водой, ледниковые стаканы и ручьи. Через 4 часа видим озеро и уходящую вправо (на восток) большую долину - это Танымас (ф.109). Спускаемся на северный (дальний) берег озера, образованного частью стаявшего ледника Танымасская лапа. Перевал Танымас, таким образом, оказывается пройденным. Пройдя немного по песчано-галечному берегу, встаём на ночёвку, наконец-то не на снегу.

Ходовой день – 5 часов.

Пройдено за день – 10км, ЧХВ – 3:00 ч.

Высота – 4500 м.

Озеро у ледника Танымасская лапа – долина реки Танымас – автодорога Каракуль-Кудара, у автомобильного перевала Кокджар .

Дни 24-28 21-25 августа 2017г.

21.08. На первый день от места ночёвки на северном берегу озера у ледника Танымасская лапа (ф.110) идём по моренам и осыпям левого борта долины Танымас, не спускаясь к реке справа - истоки реки Танымас. Проходим маленький прижим – морену с подъёмом 50 м на неё (ф.111). До впадения в долину ледника Танымас (ф.112) – 3 шли 5,5 часов. Поднимаемся на язык открытого ледника Танымас-3 и спускаемся по его центру к окончанию (ледник открытый, с рядом кальгаспоров). С ледника хорошо виден восточный склон перевала Сахарова (ф.113). Выходим на левый берег реки Танымас за 1 час (ф.116). Еще через 1,5 часа движения по левому берегу реки Танымас встали на ночёвку у первого большого прижима (каньона) долины. Ночёвка – на галечной пойме. С вечера произвели 2-часовую разведку на отрог в поисках обхода прижима путь был найден (ф.114).

Ходовой день – 9 часов.

Пройдено за день – 13 км, ЧХВ – 6:10.

Высота – 4000м.

22.08. На второй день за 50 минут (набор высоты около 230м) поднимаемся в самом пологом месте (осыпные и травянистые склоны до 35*) (ф.115) на неявно выраженную седловинку – плечо отрога (ф.116). С неё уже виден путь спуска – длинным траверсом левых склонов с пересечением нескольких саев (ф.117) спускаемся сначала на большие травяные террасы левого борта долины. С них – по осыпному кулуару в морене – в пойму реки по-видимому раньше там было большое озеро, много ила. Из поймы выбираемся в её дальней части: по тропе в обход крутых обрывов конгломерата сначала траверсом за мыс склона, в 20м выше реки, а затем влево - вверх по некрутой промоине, на верх этих обрывов.

Далее – снова вдоль реки. В одном из мест – очередной небольшой прижим дважды бродим рукав реки Танымас (40-50 см) парами. Через 5,5 часов подошли к реке Тордара (ф.118), напротив конца ледника Грумм-Гржимайло (ф.123). Река вброд непреодолима, по крайней мере, во второй половине дня – это стремительный цементный поток. Идем обходить по леднику Наливкина (ф.119). Для этого поднимаемся по правому борту ущелья реки Тордара до ледника 1 час морена, осыпи и конгломерат (ф.120). Переход реки – по ледовому мосту у конца ледника, покрытому толстым слоем морены (ф.121, 122). Это место может быть опасным камнепадами с вышележащих склонов (крутой конгломерат на мёртвом льду) в период освещения его солнцем, примерно с 9 до 15 часов. По моренам левого борта спускаемся обратно в долину Танымаса (40 минут). Прошли ещё час по уже широкой здесь долине реки Танымас, но ручей, указанный в описаниях, к нашему разочарованию, пересох. Пришлось пересекать по песку всю широкую долину к основной реке она здесь прижимается к правому склону. Вода из реки очень мутная. Ночёвка – у большого жёлтого валуна.

Ходовой день – 11часов.

Пройдено за день – 14км, ЧХВ – 7:00 ч.

Высота – 3550м.

23.08. На третий день продолжаем спускаться по широкой галечно-песчаной пойме реки Танымас, по левому берегу. Порой налетают песчаные бури (ф.126). По левой стороне поймы реки идём до второго большого прижима. Делаем разведку на левый склон долины (1 час). Поднимаемся по 35* конгломератно-осыпному ребру (ф.125) и склону 250 метров вверх над дном долины, далее - спуск по осыпному кулуару в долину р. Танымас (ф.127). На обход затратили около 2-х часов. Через 1 км хода по долине подходим к Главному прижиму (ф.127), скальному. Здесь половина русла реки, поворачивая от правого берега, устремляется к нашему левому и с силой бьёт в берег (ф.135). Так как время уже близится к вечеру, не рискуем лезть на отрог или переправляться на правый берег реки. Проводим разведку склонов и берегов, поднимаемся на отрог метров 150 над рекой (ф.129). Решаем бродить реку там, где перед прижимом она делится на 3 русла.

Ходовой день – 6 часов.

Пройдено за день – 8 км, ЧХВ – 4:00 ч.

Высота – 3450м.

24.08. На четвёртый день на рассвете - попытка переправы на правый берег реки Танымас, неудачно. Первого участника легко и быстро смывает (переправлялся «маятником» с опорой на веревку). Пока приводим себя в порядок, готовим завтрак.

Выходим повторно уже в 9 часов. Идём полчаса по кромке склона у самой воды (ф.128), перелезаем через камень и скоро упираемся в непроход. Можно продолжать идти по камням уже по руслу реки слева у склона, но через 200 метров видна скальная стенка метров 20 в высоту поверху - такой же почти отвесный конгломерат (ф.130). Разведка брода вдоль стенки показывает, что сначала по колено 200м, а затем по пояс 150м вдоль скальной стенки придется идти по сильному течению и в ледяной воде. Это считаем неприемлемым.

Следует длительная глубокая разведка на отрог (1,5 часа). Путь найден.

Обход прижима с подъёмом на 350м над дном долины. В начале от реки – 30 м перила по 45* конгломератному склону (ф.131). Путь начинаем точно от того места, где основная струя (русло) перпендикулярно бьёт в наш левый склон (ф.132). Выше – твёрдые конгломератные и осыпные склоны, системы кулуаров и контрфорсов, до 40*, но можно двигаться одновременно (ф.133). Идём плотной группой, медленно, поджидая «хвост» колонны. Камнеопасно! Постепенно уходим правее. Выход на пологие травянистые склоны – через полтора часа после начала подъёма от реки (ф.134,136). Далее - траверс по ним до третьей, самой глубокой промоины-ущелья со скальными бортами, непроходимыми. Вдоль неё - вниз, в долину - по твёрдому глинистому контрфорсу-гребню, до 35* (ф.137). На ручье внизу – обед.

Дальше спускаемся с уступа и идём по песчаной пойме или по левым склонам долины в обход небольших многочисленных прижимов. Простой брод 30см р. Яманджилга (ф.139) в середине дня. Ниже на склонах появляются остатки тропы. Проходим колючую облепиховую рощицу, образующую «прижим» (ф.138). Идём, пока нас не останавливает заходящее солнце. Ночуем впервые за много дней на траве, в небольшой рощице облепихи, на левой береговой террасе реки Танымас (ф.141). Хорошо виден автомобильный перевал Кокджар и серпантин дороги (ф.140).

Ходовой день – 13 часов.

Пройдено за день – 14 км, ЧХВ – 8:00 ч.

Высота – 3351 м.

25.08. Пятый день. По склонам долины идём невысоко над рекой (ф.142). Тропа. Мостик через левый приток в настоящем лесу. Через 15 минут хода по этому лесу - простой брод 40см через прозрачную р. Кокджар. Поднимаемся вверх по тропе на бугор, к дороге. Финиш.

Ходовой день – 2 часа.

Пройдено за день – 4 км, ЧХВ – 1:30 ч

Опасности и погодные условия

<з>Перевалы Центрального Памира в основном снежно-ледовые, восточные и южные склоны перевалов ниже 5000м, как правило, осыпные. Это связано с высокой солнечной радиацией и господством ветров западной четверти, несущих осадки, как правило в виде снега. Лишь в долинах, расположенных ниже 4000м, летом могут выпадать дожди. Господствующие ветра переметают большое количество снега с западных склонов на восточные, где он оседает, образуя рыхлый и глубокий покров, а на гребнях образуются многометровые карнизы. На наветренных склонах образуются снежные доски. Всё это обуславливает высокую лавинную опасность, усиливающуюся после обильных снегопадов. По этой причине, после нескольких дней непогоды многие перевалы могут стать вовсе непроходимыми. Это стоит помнить при планировании и прохождении маршрута.

Как правило, путь на перевалы лежит по ледникам. Ледники на Памире очень изменчивы. Большинство из них находятся в фазе деградации, но некоторые наступают. Часто проходимые ледопады становятся через несколько лет непроходимыми, и наоборот, меняются зоны трещин и т.д.

В целом, в августе - сентябре погода устойчивая. Об этом говорится в разных отчётах. Однако, нас замучил штормовой ветер во второй половине похода (см. главу Итоги и выводы). При наличии спутникового телефона на маршруте рекомендуется узнавать краткосрочный прогноз, который можно посмотреть на сайте https://www.mountain-forecast.com.

К опасным местам на Центральном Памире следует отнести переправы через реки. Мостов в описываемом районе нет. Поэтому планировать маршрут нужно с поправкой на эти условия. Преодолимая по камням река уже к полудню оказывается серьёзным препятствием, а к вечеру переправа становится невозможной или очень рискованной. При этом, как правило, низкие берега не дают возможности сделать навесную переправу. Для переправ через крупные реки желательно использовать языки ледников, лавинные мосты, либо переправляться там, где река дробится на много рукавов.

Проведение похода в районе Центрального Памира связано с длительным пребыванием на значительной высоте - выше 5000 м и в снеговой зоне. Принимая также во внимание плохо предсказуемую погоду, следует внимательно относиться к подбору снаряжения.

Интересные природные и исторические объекты района

В район похода мы заезжали и выезжали с севера, из Киргизии (г. Ош), по Памир-скому тракту. При таком варианте заезда к главному природному объекту района можно отнести озеро Каракуль («кара» – чёрный, «куль» - озеро). Кроме того, если заложить ещё один день на заезд, то можно съездить в МАЛ у подножия пика Ленина.

Каракуль, крупнейшее озеро Таджикистана, располагается на высоте почти 4000 м. Наибольшая длина озера – 33 км, ширина – 24 км, глубина до 236 м. Озеро является бессточным, поэтому вода в нём солёная. Огромные водные просторы, окаймлённые горными вершинами, представляют собой впечатляющее зрелище. Памирский тракт проходи по восточному берегу Каракуля, там же расположен одноимённый посёлок. В посёлке есть несколько гостевых домов, есть сотовая связь.

Пик Ленина является наиболее доступным из всех семитысячников бывшего СССР. У его северного подножия, в Алайской долине, находится действующий всё лето международный альпинистский лагерь. На классическом маршруте (через в. Раздельная) оборудованы промежуточные лагеря, маршрут промаркирован вешками. Маршрут очень популярен, по нему совершается подавляющее число восхождений.

Непосредственно на маршруте интерес представляли крупнейшие ледники Памира: Федченко и Грумм-Гржимайло, а также вершины Язгулемского хребта, в частности пик Революции. Ледник Федченко – самый длинный ледник Евразии, 77 км. Его исток, Большая фирновая мульда, находится у северных склонов вершин Язгулемского хребта: пиков Революции, Парижской коммуны и 26 Бакинских комиссаров на высоте 5200 – 5400 м. Высота языка ледника около 2900 м. Толщина льда в средней части достигает 1000 м. Ледник Грумм-Гржимайло является вторым по величине ледником Памира (длина 37 км). Он берёт своё начало с северо-восточных склонов пика Революции, первую треть течёт на восток, а затем поворачивает на север. Короткий, но полноводный поток с ледника впадает в реку Танымас.

Пик Революции является четвёртой по высоте вершиной Таджикистана (6940 м) и главной вершиной Центрального Памира. Он крутыми скальными стенами обрывается на север к леднику Федченко, на юго-запад к леднику Язгулемдара, на юго-восток к леднику Хабарвив-хац и более пологими снежно-ледовыми склонами обращен на северо-восток к леднику Грумм-Гржимайло. В советское время на вершину было проложено более десятка маршрутов 5А – 6А к.с. После развала СССР и прекращения вертолётных забросок альпинистов интенсивность посещения района пика Революции значительно снизилась. Сегодня верховья ледников Федченко и Грумм-Гржимайло в основном посещают только горные туристы в походах 5 и 6 к.с.

Исторические объекты сосредоточены в Ферганской долине, в городах Ош и Узген. В Оше можно посетить гору Сулейман-Тоо, краеведческий и археологический музеи, средневековые мечети, городской базар. В Узгене расположен архитектурный комплекс (остатки крепости и мавзолей) эпохи Карахинидов (XIIвек), а также мавзолей известного исламского учёного имама Сарахси. Для знакомства с городскими достопримечательностями лучше всего заказать экскурсию.

Кроме того, интерес представляет сам Памирский тракт. В последние годы его посещение становится всё более популярным. Мы встречали множество вело- и мототуристов. Путешественники передвигаются как самостоятельно, так и с машинами сопровождения. В основном это европейцы: чехи, поляки, немцы.

Дополнительные сведения

Общая характеристика района похода

Памир – самая высокогорная система на юге СНГ. Территориально Памир относится к двум независимым государствам – Таджикистану и Киргизии. Он занимает площадь около 60000 км2 и представляет собой разветвлённую сеть вечно заснеженных хребтов и обширных межгорных долин, образующих Памирское нагорье.

Альпинистское изучение Памира началось одновременно с первыми исследовательскими экспедициями АН СССР на Памире в 1928-1933 годах. Туристами Памир начал осваиваться в 50-е годы и долгое время был одним из наиболее популярных туристских горных районов СССР. В альпинистско-туристской практике границы Памира приняты исходя из орографии хребтов и их спортивных маршрутных возможностей. С востока Памир ограничен Сарыкольским хребтом, по оси которого проходит государственная граница Киргизии и Таджикистана с КНР. Южная граница проходит по реке Пяндж, разделяющей Таджикистан с Афганистаном, а северный предел очерчен рекой Кызыл-Суу, последовательно принимающей затем названия Сурхоб и Вахш. На западе Памир завершается окончаниями хребтов Петра Первого и Дарвазского.

Самые высокие хребты и мощные ледники сосредоточены в западной части Памира. Вершины многих хребтов превышают 6000 м, а в наиболее высоких хребтах поднимаются выше 7000 м. На Памире находятся три из четырёх семитысячников СНГ, в том числе наивысшая точка – пик Коммунизма (7495 м). Нагорье, поднятое до 4000 м и более, занимает восточную часть Памира и простирается от его северных границ до южных и лишь однажды прерывается хребтом Музкол.

Природные условия западной и восточной частей Памира очень различаются. С одной стороны, резкая расчлененность рельефа с высокими хребтами и ледниками, с другой – пологое нагорье, местами переходящее в высокогорную пустыню. Учёные – биологи, гляциологи, климатологи и другие – разделяют Памир на регионы с достаточно общими и устойчивыми физико-географическими характеристиками: характер хребтов, тип и мощность оледенения, растительность, сухость воздуха и т.п. При таком делении часто одна часть хребта попадает в один регион, а другая – в другой, что затрудняет классифицирование информации о перевалах.

Принятое в туризме и альпинизме деление Памира на регионы в общем не противоречит географическому, отражает историю туристского освоения Памира и позволяет достаточно чётко ориентироваться в информации. Обычно Памир разбивают на пять регионов: Северо-Западный, Северо-Восточный, Юго-Западный, Центральный и Восточный. Наименее определены границы Центрального Памира – многие относят к этому региону восточные части хребтов Северо-Западного Памира.

К Северо-Западному Памиру относятся хребты Петра I, Дарвазский, Ванчский и Язгулемский до пересечения с хребтом Академии наук. Северо-Восточный Памир объединяет восточную часть Заалайского хребта и хребет Зулумарт до перевала Зулумарт. К Центральному Памиру можно отнести хребет Академии наук, Танымас и восточную часть Язгулемского хребта – горы южной группы ледника Федченко. К Восточному Памиру относятся хребты Музкол, Пшартский и Северо-Аличурский. К Юго-Западному Памиру относятся хребты Рушанский, Шугнанский, Ишкашимский, Шахдаринский и Южно-Аличурский.

Западную часть Заалайского хребта (западнее перевала Терсагар) вряд ли целесообразно относить к Северо-Западному Памиру – долина реки Муксу является мощной естественной границей между этими районами.

От других горных областей Памир отличается сравнительной стабильностью погоды в летние месяцы. Наиболее частые изменения погоды наблюдаются вблизи пика Ленина. Более устойчива погода на Северо-Западном и Центральном Памире, исключения составляют районы у пиков Коммунизма и Революции.

Сухость воздуха и повышенная солнечная радиация характерны для всего Памира, однако его центральная, восточная и юго-западная части по этим показателям превосходят другие регионы.

Природно-климатические условия Памира и характеристики перевалов, требующие высокой физической, технической и тактической подготовки туристов, делают с точки зрения безопасности путешествий проведение походов III и меньшей категории сложности проблематичным.

Главным средством сообщения на Памире является автомобильный и авиационный транспорт. Основой автомобильного сообщения стал Памирский тракт, начинающийся от города Ош в Ферганской долине. Тракт с севера на юг пересекает Алайскую долину, проходит на юг по Памирскому нагорью до реки Пяндж и вдоль последней тянется на север и затем на запад к г. Душанбе. От тракта проложены автодороги местного значения на юг и восток вдоль Пянджа, сравнительно небольшие участки по долинам рек Шахдара, Бартанг, Язгулем, Ванч, Оби-Хингоу. У озера Каракуль ответвляется автодорога к долинам рек Кокуйбель и Танымас. Местные авиалинии связывает г. Душанбе с городами Мургаб и Хорог, с районными центрами Рушан, Ванч. Авиасообщение имеется также с городами Товиль-Дара и Джиргиталь, находящиеся на западных границах Памира.

Смета похода

Статья расходов

руб.

Еда (с учетом сублиматов)

Трансфер + регистрация + пропуска в ГБАО + проживание в гостевых домах

Общественное снаряжение

Ремнабор + электрика

Медицинская страховка группы

Телефон (спутник+сот.связь)

19700

Бензин (покупка в Оше)

Трансфер от пер.Кокджар до Парсора (2 раза)

Трансфер от Парсора до Совноба (и обратно)

Проживание в гостинице в Парсоре

19800

Ослики (в среднем 30$за осла на 1 день)

Итого на человека в рублях (без учета стоимости авиабилета)

Итого в рублях на группу (9 чел)

Итоги и выводы

Был пройден интересный поход, на больших высотах, просмотрен редко посещаемый из-за труднодоступности район – верховья ледника Федченко, а также долина реки Танымас.

При планировании маршрута и принятии тактических решений основной акцент был сделан на безопасность, с учётом опыта участников (только 2 из 9 участников до похода имели высотный опыт более 6000 м, 3 из 9 - опыт участия в походах 6 к.с.).

Ураганный ветер на больших высотах в течение второй половине похода не позволил пройти высокие перевалы: Вертикаль, Революции, Сахарова и подняться на пик Революции. Что-то произошло в атмосферных потоках, так как наладился сильный западно-восточный перенос, может быть, «просело» струйное течение. Этим ветром был сдут весь снег (до льда), что не позволяло сделать укрытия от ветра на ночёвках они получились экстремальными, а в случае подъёма выше могли стать опасными. Кроме того, работа на гребне при штормовом ветре и морозе в минус 15 почти оказалась для нас практически невозможна при соблюдении техники безопасности. Поэтому при разработке похода в этом районе нужно уделить особое внимание погодным факторам: брать только ветроустойчивые палатки, грамотно подбирать личное и общественное снаряжение, подумать о возможности автономного питания по палаткам и т.п. При этом все же следует отметить, что сложились относительно благоприятные условия для передвижения по снежным полям – практически не пришлось тропить, что помогло сэкономить силы и время.

По-видимому, не следует планировать все определяющие препятствия маршрута с большой абсолютной высотой, слишком велик риск непрохождения из-за погодных условий. Возможно, за 1-2 месяца до начала маршрута еще в городе целесообразно проводить мониторинг метеоусловий в запланированном для похода районе.

В результате поход был завершён в заявленные сроки всей командой в полном составе, без сходов, травм и ЧП, с хорошим запасом прочности. Мы значительно подняли свой «высотный потолок», много дней проведя на высотах 5500 м и выше, не спускаясь вниз. Высоты ночёвок достигали 5700-5800 м, а пройденных перевалов – 6100-6200 м. При этом акклиматизация получилась достаточно мягкой, насколько это возможно в этом районе. Основной характер пройденных препятствий - снежно-ледовый, что связано с большой высотой района похода. Стоит отметить, что склоны не были “гладкими”: встречались ледопады, разломы и трещины. Это потребовало от группы применения всех технических навыков: индивидуальной техники передвижения, одновременной и попеременной работы в связках, разнообразной перильной работы, раздельного транспортирования рюкзаков. Зачастую требовалось проведение глубоких разведок и предварительной обработки склонов.

Также интересным оказался спуск по долине реки Танымас, удалось в полной мере ощутить силу Памирских рек и увидеть огромные непроходимые каньоны.

Сложность планирования похода на Памире отчасти обусловлена его труднодоступностью. Нам удалось разведать дорогу в верховья Бартанга сверху, то есть, с Оша через Каракуль. Однако мы рекомендуем уточнять свежие данные по телефону у местных жителей (тел. в разделе II.2). Для планирования будущих маршрутов нам кажется важной информация о состоянии восточного варианта заезда на Центральный Памир: перевал Кокджар теперь проезжаем для транспорта, и можно планировать заезд в верховья Бартанга из Оша через Каракуль, что существенно ближе, чем через Душанбе, и зачастую удобнее. Долина реки Танымас во второй половине августа проходится нормально (можно закладываться на два-три обхода прижимов по нескольку часов каждый).

Несмотря на то, что не удалось «закрыть шестёрку», команда осталась довольна реализованным маршрутом. Нам удалось побывать там, где ходить очень немного групп, посмотреть на красивые и суровые горы. Мы снова оказались первой клубной командой ПКТ в покинутом нашим клубом районе Центрального Памира 20 лет назад.

В полном составе были пройдены все испытания и закончен поход.

Список литературы

Отчет о походе 5 к. сл. по Центральному Памиру (хр. Академии Наук, Высокая Стена, Арал, Северный Танымас) совершенному с 20 июля по 23 августа 1990 г. под рук. А.В. Джулия http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Juliy-90/

Отчет о горном походе 5 с эл. 6 к.с. по Памиру летом 2013. Рук. И.Л. Овчинникова http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6857

Отчет http://mountain.nsu.ru/wiki/Горная_5ка_Щербакова_на_Центральный_Памир_2014

Отчет о горном походе пятой ( V ) категории сложности по Центральному Памиру (верховья ледника Федченко), совершённом в период с 8 августа по 4 сентября 2005 года под рук. А. Мамонтова http://mountain.nsu.ru/otchet/pamir-v-s-05/index.html

Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Памиру в июле 2015 года под рук. А.Мартынова http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7983

"Высокогорные перевалы" (Перечень классифицированных перевалов), М., изд-во "Прест", редактор А.Джулий, 2001г.

Другие отчёты по походам из Интернета, с сайтов разных турклубов..