Авторы: Юрий Луцак и Сергей Ткаченко, Воронеж

Хроники неспортивного путешествия
(на Эльбрус с запада)

Почему не спортивного?.......наверное больше потому, что редко в какой день ходовая часть составляла больше четырех часов .И выходили мы как правило после семи, а то и после восьми утра. Спали с девяти до пока не надоест.Лениво и неспортивно :-)

Собирались на гору с запада, но как именно подойти, добраться до начала маршрута вариантов было много. И автобусом в Хурзук и далее по плану. И со стартом с востока по Ирикчату. И с Верхнего Баксана, со спуском в Ущелье Кыртык, через перевал на Джилы Су. А в конечном варианте всё решил (иншалла!) случай-попалась удобная заброска на север, поляна Эммануэля. По пути даже несколько раз отгребали с дороги снежные завалы, активная акклиматизация для тех, кто приезжает первыми. Базовый лагерь встретил чудесным мелким дождиком и практически полным отсутствием людей. Трое и кошка Ева, которая не взирая на возраст в 10-11 лет продолжает решительно регулировать численность сусликов на поляне.

Вот такие пуховки грели нас ночами

Отошли от поляны на час и хватит спортом заниматься, успеем еще. Встретили лису. Серую, в пятнах, полуполинявшую. Пусть будет тотем и добрый знак. И вот этот одна часовой ходовой день как-то и задал темп всему мероприятию. И еще ярко выраженный экваториальный климат, который царил вокруг Эльбруса в начале июня. Каждый день с утра ясное небо и солнышко, а после обеда тучи и дождь. Ну или снег, это по высоте. Казалось бы, можно встать пораньше и выйти например в шесть утра, но противником этому героизму была природная лень внизу и холод по утрам наверху.

Второй день шли часа три-четыре и остановились на 3200. Для только что приехавшего набор 500м по вертикали с отягощением в 27кг и так более чем достаточный фитнес. И это при отсутствии тортиков и пива. Ну и дождь не опоздал.

Плато Ирахитсырт

На следующий день (не торопясь с подъёмом из тёплых и мягких кроваток) вышли часов в восемь и вокруг западного склона Эльбруса, через перевал Балк Баши(3700).

Никого нет, мы одни. Даже следы только от зайцев и сусликов. Фантиков не валяется, ну точно не популярный маршрут на популярную гору. И вообще, странное ощущение, несколько раз был на вершине, которая вон она, стоит над тобой, а тут впервые.

Солнце, небо, воздух. С перевала спустились к Карачаевским Джилы Су, откуда и начинается маршрут с запада. Стоянка на траве возле ручейка, возле жидкой воды. Понежиться напоследок. Даже каша на ужин была для разнообразия приправлена, жареной на сале, собранной тут же крапивой.

На четвертый день набрали аж 800 м и остановились на 3500 м, что было последим лагерем ниже снега, на камнях, а далее... и было его много, и был он везде.

Подход под перевал Бал –Баши

Подсчет еды в предполагаемой середине пути ввел в сомнения - то ли едим много, то ли идем медленно. При этом особенно быстро кончались конфеты, это при команде состоящей из двоих мужских особей.

На пятый день дошли до ключевого участка маршрута-ледника возле скалы "Утюг". Утром еще наивно полагали, что выйдем на западное плато, но тропежка на высоте 4000м с рюкзаками по склону 30-40° и опять же экваториальный климат велели ставить лагерь там, куда дошли. Врылись в снежный склон, поставили палатку. И быстро переместились на край мира-сего густое облако и при выглядывании из палатки (которая стоит на врытой в склон площадке) возникало ощущение, что там, в полуметре за тамбуром, мир заканчивается, лангольеры съели все.

Утюг

И на такой высоте в начале лета уже возникает желание спать в том, в чём собираешься идти завтра. Не то что бы очень холодно, но мысли приходят. И женщину бы в спальник. И что бы как говорили раньше инструктора "не приставала". Женщин не было, но были пуховки от BVN travel которые нас и грели холодными ночами.

6-й день. Пожалуй самый поздний выход. Ждали солнца, которое вылезло из-за "Утюга" только после девяти. Потому все это и неспортивное путешествие :-)

Ключ по леднику проходили часа три, много снега. При том сначала фирновая корка поверх льда, а потом слой мягкого снега. Пока дороешься до льда, что бы вкрутить бур....

Прошли еще с пол часа, по прибору прошли потому как видимости уже не было. Снег со всех сторон и рассеянное освещение делали невозможным восприятие рельефа, так что в прикрытую снегом трещину я вошел как патрон в патронник. Трещина была перспективная в глубину, но узкая, застрял на рюкзаке и был вытащен за уши напарником.

Ночевка на плато, на 4600м. Метель и вечные сомнения выйти из палатки перед сном... из теплого относительно спальника и не продуваемой палатки... заставить себя сейчас или потом само как-то пройдёт...

Ледопад ключ маршрута

На седьмой день прошли наверное меньше всего и в длину и по перепаду высот. Протропив часа четыре по плато с переменной крутизной, поставили лагерь на высоте 5000м над уровнем чёрт знает где находящегося моря. Уже чувствуется, что все сдувает на этом уровне в склон смогли вкопаться от силы сантиметров на тридцать, дальше лед. Утром в палатке -12-15, хорошо хоть восход в 4.30 и солнце появляется в лагере рано. А вот свёрнутая палатка занимает всё больше и больше места. Из-за того, что снега много и погода к обеду вынуждала ставить лагерь. Воду в жидкой форме мы последний раз видели пару дней назад, как-то начали заканчиваться газ и еда.

Так что утро восьмого дня мы встретили (после завтрака уже) с тремя пакетиками каши и запасом газа на одну готовку. И это оставляло нам мало выбора в вопросе "дойдём мы сегодня до вершины или нет".

Западное плато высота 5000 метров

А вот восьмой день вышел самым спортивным из всего похода и самым длинным по времени. И погода-то, вопреки привычному уже экваториальному климату испортилась почти сразу. Ветер и снег. Они по силе своей не особо мешали идти, в разумных количествах намораживали сосульки на лице, но видимость держалась в среднем на десяти метрах. Что при пейзажах западных (да и любых) склонов Эльбруса можно приравнять к нулевой.

Стартовав с лагеря на пяти тысячах за четыре часа зашли на западную и за два с половиной спустились с вершины до мира. Но вниз-то хоть рюкзаки подгоняли. Вынырнули из мглы на совершенно занесённую вершину, поздоровались со случайной группой с юга из трёх человек... а это ведь были первые люди встреченные нами за весь маршрут, за восемь дней. И побежали. К солнцу в кои-то веки было не вверх, а вниз.

Западная вершина Эльбруса

Из тучи с ветром вынырнули только на косой полке. Есть что-то непонятное в ощущениях, в том, что бы сходить на гору с непривычной стороны. Не с севера или юга, с которых хожено несколько раз, а с запада. Наверное как узнать давно знакомого тебе человека с необычной стороны. И главное никого, что для Кавказа и Эльбруса в частности не свойственно. Начиная с поляны Эммануэля и до вершины видели только очаровательные лица друг друга, пару сусликов и лису в кусках шерсти.

Получилось чуть героически, в меру лениво и весьма интересно.