Горы мира > Кавказ > Безенги >

правобережной морены
л. Мижирги и путь отсюда
к Укюкошу
8 августа утром погода была хорошая, а в обед резко испортилась. Дождавшись этого, выходим под дождем на следующий выход, цель которого - вершина Гидантау, или просто Гидан. По мостику переходим р. Мижирги на орографически правый берег и по тропе за 2 перехода по 40-50 минут доходим под крутой взлет, по которому тропа серпантином ведет в Теплый Угол. Подниматься туда по такой погоде желания не было. Ставимся. Вечером дождь походит, облака немного раздувает. Надеемся на лучшее.

Каргашильский хребет на рассвете
9 августа надежды оправдались, погода хорошая. За 2 перехода по 30-50 минут поднимаемся к Укюкошу, затем еще столько же до верхней хижины - "Голубятни" (3436 м). Времени вагон, отдыхаем, обедаем, созерцаем окрестности (ледник Арбуз, пик Урал), загораем. После обеда времени полвагона, поэтому поднимаемся еще ближе к вершине, чтобы, во-первых, переночевать в более красивом месте (чем выше, тем красивее), а во-вторых, пораньше взойти на вершину, поспав побольше.

Укюкош

Ледник Арбуз

Вершина Урал

По осыпному взлету средней отвратительности поднимаемся за 2 перехода по 40 минут в маленький цирк под перевалом Гидан. На "Голубятне" нам сообщили, что ночевок в этом цирке нет, но выровнять можно, и есть вода. Погуляв по цирку, нашли место, пригодное для выравнивания и рядом с ручьем, который пришлось чуть-чуть откопать (он журчал под камнями). Заровняли отличные площадки под все наши 3 палатки, все крупные камни удалось выкорчевать. Вечером налетел туман. Отбой ранний, как и подъем.

Путь в цирк под пер. Гидан

Наш лагерь под вершиной Гидан

Мижирги-Дыхтау на рассвете
10 августа. Не зря мы сюда залезли с палатками! Отличный рассветный вид на Мижирги-Дыхтау, от Голубятни такого не увидишь.

Путь подъема на южный гребень Гидана,
пунктир - более быстрый путь спуска
Выходим в 6:30. 15 минут до небольшого озерца, от которого прямо в лоб за 40 минут забираемся на южный гребень Гидана (1Б). Уже отсюда отличный вид: Эльбрус, Каргашильский хребет, часть Безенгийской стены, Дыхтау, Мижирги, Крумкол. Любуемся напоследок, т.к. снизу уже тянет облака.

Панорама с южного гребня Гидана. Каргашильский хребет, Эльбрус, п. Дружба, Гидантау

Гребень простой, разрушенный, но с несколькими жандармами. Некоторые проходятся в лоб приятным несложным лазанием, а два из них обходятся слева по ходу по крутому снегу. Утром он смерзся, а у нас ни одной пары кошек с собой не было - маршрут скальный и все такое...

Подъем по южному гребню Гидана

Первый прошел это на двух ледорубах без использования ног, с нижней страховкой. По нашему мнению, здесь в любом случае требуются перила, т.к. слева по ходу крутые снежно-ледовые сбросы. Провесив, таким образом, двое перил 25 и 15 м, подошли под взлет, выводящий на западный гребень, который уже ведет на вершину. Поднимаемся влево-вверх, обходя светлый жандарм. Дальше почти до вершины провесили 50 м перил для подстраховки.

Вершина уже недалеко

Последние 50 м перил

Мы на вершине Гидантау (4184 м)
Вершина в облаках, в редких разрывах облаков иногда что-то видно.

Перевалы МКТ, Янгель,
Обходной, Бетала Калмыкова
Удалось сфотографировать перевалы МКТ, Янгель, Бетала Калмыкова. Спускались по пути подъема, провесив в тех же местах перила, последний - с нижней страховкой кроме одного участка, где оставили петлю и продергивали сдвоенную веревку. С гребня в цирк начали спускаться раньше, как только стал просматриваться весь путь до дна цирка. Тут осыпи покруче, но для спуска годятся (бедные ботинки!). Подъем на вершину от палаток занял 4 часа, спуск 2,5 часа.

11 августа утром пасмурно, крупа. Спускаемся в альплагерь.

Пик Брно

На очередном переходе.
Позади альплагерь

Вид с "эховой" поляны на
Крумкол и Мижирги

12 августа погода и настроение хорошие. Выходим на следующий выход, цель которого - пик Брно. По тропе на левобережной морене л. Мижирги за 5 переходов по 30-40 минут поднимаемся к большой травянистой поляне в кармане морены.

Озерцо на л. Мижирги,
вдали Крумкол
Место просто идеальное, море площадок, ручей (правда, слегка мутный), отвесная стена с эхо, вид на Мижирги, Дыхтау.

Обедаем, загораем, гуляем босиком и чуть-чуть лазаем по стенке.

После обеда продолжаем идти по тропе в кармане морены до ручья, текущего из озера у Курсантских ночевок.

Дальше идем вверх по одной из троп на орографически правом берегу ручья. От поляны до Курсанстких ночевок поднялись за два перехода 30 и 60 минут. Выбираем площадки, немного равняем, ставимся.

Ужин. Курсантские ночевки

Мижирги

Еще раз Курсантские ночевки

Путь подъема на пик Брно
от Курсантских ночевок
13 августа.

Подъем дежурных в 3:30, всех в 4, выход в 6 утра.

Красавица Миссестау (4425 м)
Подходим к языку ледничка, текущего со склонов Миссестау. Крутизна льда 30-35 градусов. Вешаем до ледопада 5х50 м перил для подстраховки. Дальше в связках обходим поперечные разломы и выходим на плоскую часть ледника, по ней - под пер. Миссес. Тут удобнее снять системы, т.к. дальше до вершины идется пешком.

Поднимаемся на пер. Миссес
Обходить ледник по полкам на склонах пика Брно опасно, камнепады! Поэтому на восхождение нужны кошки и буры, а вот крючья, молотки не нужны.

Коштантау и Крумкол утром,
внизу облака
Поднимаемся плотной группой на пер. Миссес по крутой, часто живой мелкой и средней осыпи. Перевальный взлет - около 100 м по высоте. Со стороны л. Безенги перевал явно очень опасный, в верхней части очень крутая осыпь, ниже она выводит на висячий ледник с трещинами, простреливаемый камнями, и не видно, можно ли его обойти. Ну а мы идем по широкому, разрушенному гребню к вершине Брно.

Панорама с южного гребня п. Брно:
Миссестау, Гестола, Салынантау
Красивый вид на Миссестау и Дыхтау. Снизу тянет облака, опять на вершине будем как ежики в тумане.

Дыхтау, Миссестау, Гестола
Когда гребень сужается, обходим справа по ходу по полке небольшую "пилу" с жандармом, и так и идем по ней (полке) дальше ниже гребня, обходя вершинную башню. Тур на северной части башни, туда поднимаемся по простым скалам несложным лазанием. Ходовое время ("грязное"): от ночевок до пер. Миссес 4 часа, от него до вершины меньше 1,5 часов.

Коштантау и Крумкол в облаках
Как и на Гидане, вершина в облаках, изредка что-то видно в разрывах. Спускались по пути подъема.

На леднике провесили 3 веревки до осыпи слева по ходу, последний - с нижней страховкой. По осыпи побыстрее (камнеопасно) спустились к нижнему краю языка ледника, далее к озеру и ночевкам.

На вершине

Панорама Мижирги-Дыхтау с приближением

Луна и Восточная Мижирги вечером

Панорама Курсантских ночевок, ледничка и пика Брно

Мы на фоне Дыхтау

14 августа вернулись в альплагерь, но по пути задержались на 3 часа на травянистой "эховой" поляне. Фотографировали серн, лавины с Дыхтау, сушили веревки, намокшие на леднике. Ходовое время от Курсантских ночевок до альплагеря - 2-2,5 часа.