Автор: Юрий Яковлев, Красноярск

Спасотряд

Это было в конце семидесятых, где-то в сентябре. Наш спасательный отряд был организован при крайсовете по туризму. Туда входили и туристы, и спелеологи, и альпинисты. Спасотряд существовал на общественных началах – даже спасфонда не было. Пользовались своим личным снаряжением

В тот раз сигнал пришел из краевого геологоуправления. В Западном Саяне на пике Пирамида (2200 м) разбился студент-практикант. Сорвался с гребня и ушел на стену. Донизу не долетел – где-то зацепился. Сигнал получил инструктор крайсовета "Спартак" Толя Уклеин и сразу начал собирать группу. Кое-как освободились от работы и вылетели самолетом. Из Минусинска вертолет Ми-4 отвез нас на базу на реке Кизир, а оттуда вертолет Ми-1, по два человека, забросил еще на половину дороги. Остальной путь проделали пешком.

Вышли на границу леса и подошли к подножью. Разбили лагерь. Осмотр стены в бинокль не утешил. Стена высокая, метров 800, сильно разрушена. Полки обильно засыпаны. Ярко выраженный водосбор. Внизу огромный лавинный вынос. Решили, что труп следует искать где-то выше этого конуса. Сопровождающие нас геологи подтвердили, что в нижней части конуса они нашли окровавленную часть лобной кости.

Весь следующий день мы обследовали места возможного падения. Пытались подняться по лавинному выносу. Впустую. В вершине выноса оказался скальный камин, через который постоянно стреляли камни.

На следующий день вышли рано, чтоб не попасть под камнепад. Взяли с собой все веревки. Решили обследовать стену спусками сверху. Будь у нас нормальное снаряжение – все было бы проще. Затащили бы на вершину лебедку и пошли бы обшаривать стену на всю длину троса. Но у нас самая длинная веревка 60 м. Подошли сбоку по полкам, и где-то в нижней трети стены пошли по полке. Она засыпана мелкими камнями. Все разрушено, все сыпется. Крюк забить некуда.

Нашли большой валун. Закрепили за него веревку. Пошел вниз Леша Петренко. На половине спуска сообщил, что попадаются следы крови на скалах. а потом крикнул, что нашел труп и организует его спуск.

Бегу вниз помогать принимать. Вдвоем с Уклеиным поднимаемся к самой вершине конуса. Вот подошла веревка с грузом. Принимаем груз и укладываем его в спальный мешок. И в это время раздается грохот. Камни полетели. Уклеин рыбкой кидается к какую-то нишу в скале. Но места там только одному и то не всему. Хватаю труп и подлажу под него. И во время. Следует несколько сильных ударов. Мертвый спас живого. Леша тоже цел, только по каске слегка досталось. Спускаем все на снежник. Делаем фотографии. Зашиваем спальник. Закапываем в снег, и скорей вниз. К палаткам подходим в темноте.

Наутро прилетел Ми-1, но сесть не смог. Вот новая проблема. После переговоров по радио найден выход. Вертолет завис в двух метрах над землей. Быстро подбегаем и забрасываем в него рюкзаки. Вертолетчик рюкзаки увезти согласен, а труп нет. Все решилось просто. Прилетел он за второй партией рюкзаков, завис, а мы затолкали в кабину груз. Заругался на нас летчик, но штурвал бросить не мог и все увез. Сами ушли пешком. На базе пусто. Начальник всех разогнал по маршрутам. Чтоб меньше было слез.

Фамилия погибшего была Павлов.