Автор: Николай Фёдоров, г.Москва

Отчет о прохождении горного маршрута 1 к.с. по Ц.Кавказу , совершенной группой турклуба «МГТУ им. Н. Э. Баумана» в период с 4 мая 2017 года по 10 мая 2017 года

< h2>Справочные сведения

Выпускающая организация

Наименование

Турклуб «МГТУ им. Н. Э. Баумана»

Выпускающая МКК

Кавказ

Подрайоны

Центральный Кавказ, Скалистый хребет

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Сроки проведения

04.05.2017 - 10.05.2017

Нитка маршрута заявленная

г. Нальчик - пос. Ахсау – пер. Уаза Вост. 1А 2963 – пер. Боровцек 1А 3120 – д.р. Лухамедон – пер. Уаза Центр. 1А 3271 м – д. р. Белягидон - пер. Уаза Зап. 1А 3296 м — д. р. Лухамедон - Пер. Тоторс 1А 2687 — д.р. Хазны-Дон — пер. Хазнывцек н/к 2521 — д.р. Псыгансу — плато Мехтыген 3154 м — Нижнее Голубое озеро - г. Нальчик

Нитка маршрута пройдённая

г. Нальчик - пос. Ахсау – пер. Уаза Вост. 1А – пер. Боровцек 1А – пер. Уаза Центр 1А – д. р. Белягидон - пер. Уаза Центр 1А — д. р. Лухамедон - пер. Тоторс 1А — д.р. Хазны-Дон — пер. Хазнывцек н/к — д.р. Псыгансу — пер. Курноят н/к – пос. В. Балкария - г. Нальчик

Общий график высот

Путь прохождения

Уаза Восточный

2963м.

Подъем: Травянистые склоны крутизной до 20 градусов, тропа. Спуск снежный, крутизной до 30 градусов.

Боровцек

3120м.

Подъем снежно-осыпной, крутизной до 20 градусов. Спуск снежно-осыпной, крутизной до 25 градусов, далее травянистый,

крутизной до 20 градусов

Уаза Центральный

3271м.

Спуск и подъем по снежно-осыпному склону крутизной до 35 градусов.

Тоторс

2690м.

Спуск и подъем по травянистому склону крутизной до 20 градусов.

Участники

Фамилия, имя, отчество

Туристический опыт

Фёдоров Николай Алексеевич

1ГУ (Приэльбрусье), 1ЛР (Ю. Урал), 3ЛУ (Саяны)

Абдуллаев Дмитрий Тахиржонович

1ЛУ (обл. Тверская, Смоленская)

Волнухина Елена Дмитриевна

1ЛУ (Ю. Урал), 1ГУ (Приэльбрусье)

Гузун Дарья Вячеславовна

Денисов Олег Валерьевич

Базовый лагерь Эвереста

Дябиров Роман Маратович

1ЛУ (Ю. Урал), 1ГУ (Приэльбрусье)

Малышев Роман Николаевич

Малышева Анна Сергеевна

Огрызков Сергей Сергеевич

Пожарнова Дарья Дмитриевна

Шеверницкий Кирилл Сергеевич

1ГУ (Центральный Кавказ), 3ВУ (Кольский п-ов)

Шевчук Елена Владимировна

Содержание отчёта

Постановка на учет в МЧС

Так как маршрут пролегал из Северной Осетии в Кабардино-Балкарию, на учёт вставали в двух местах:

1. ПСО КБР +7(8662)42-24-56 - лично по адресу г. Нальчик, ул. Пирогова, 4.
  2. ПСО РСО-А +7(8672)40-54-47 - по e-mail: sopso112@yandex.ru. (территориально находится в с. Гизель)

Ещё рекомендуется зарегистрироваться во всех прилежащих национальных парках. Их егеря часто катаются по близлежащим районам.

Погранзона

Пограничные пропуска не были нужны, но было принято решение оформить на случай непредвиденных обстоятельств.

Оформлялся коллективный пропуск через портал "Госуслуги" в Ирафский район респ. Северная Осетия-Алания. Заявку оформлял руководитель, приложив к заявке список группы с соответствующими данными в формате exel. Пропуска по нашей просьбе отправили на погранзаставу в с. Дзинага.

Транспорт и проживание

До Нальчика - поездом №34 отпр. 02.05 в 21:50 приб. 04.05 в 07:50. Стоимость 3100 р.Далее - 20 местный микроавтобус ISUZU до сел. Верхняя Балкария, с возможностью покататься на крыше.

Очень отзывчивый водитель Виктор +7(928) O78-7б-35. Стоимость 7000 р. Сделали крюк и заехали на погранзаставу в с. Дзинага - забрали пограничные пропуска.

От с. Верхняя Балкария до Нальчика нас вывез этот же водитель. Стоимость 5000 р. В Нальчике разместились в гост. Уют. Стоимость 1550р - 2х местный номер.

Часть группы уехала из Нальчика поездом №689 отпр. 11.05 в 18:10 приб. 13.05 06:28. Стоимость 2585 р. Остальные улетали 11.05 из Минеральных вод самолётом.

Трансфер Нальчик - Мин. Воды - газель. Водитель Мурик +7(903)494-II-O2. Стоимость 3000 р.

Связь

Связь устойчивая строго в прямой видимости сел. Ахсау., сел. Верхняя Балкария. На маршруте группа пользовалась спутниковым трекером "SPOT", отсылающим текущие координаты группы координатору в Москве.

Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

1. Вниз по долине реки Белягидон до пос. Ахсау.

2. Вниз по долине реки Хазны-Дон. Далее в сторону села Ташлы-Тала.

3. Из долины р. Псыгансу по дороге до села Верхняя Балкария.

Изменения маршрута и их причины

Подъём на пер. Уаза Центральный осуществлялся не по кулуару, а по хребту с пер. Боровцек, в связи с лавиноопасностью северных склонов. На пер. Уаза Западный не пошли по той же причине. На плато Мехтыген зайти не получилось в связи с разрушением дорог.

График движения

2140м

980м

50м

сел. Ахсау – подходы к пер. Уаза Вост.

9.4км

1д3ч20м

3500м

6000м

Все ориентиры указаны орографически (если не оговорено иное), все азимуты указаны магнитные. Время по описанию указано фактическое московское. Чистое ходовое время (ЧХВ) даётся по GPS-навигатору и учитывает только передвижение по маршруту (без учёта разведок). Все расстояния, высоты, набор и сброс высоты даются по GPS-навигатору.

Техническое описание прохождения маршрута

День 1
Из Нальчика мы выехали сразу после приезда поезда, примерно в 8 утра. Первым делом заехали на погранзаставу в п. Дзинага, забрали пропуска. На самом деле они нам были не нужны, так как маршрут в погранзону не попадает, но на всякий случай мы их заказали. В 12 часов дня подъехали к месту старта недалеко от п. Ахсау. Изначально планировалось, что подниматься начнём непосредственно по хребту немного южнее, но решили пойти по дороге. Увы, через переход дорога повернула в другую сторону и нам пришлось пробираться на трек через заросли кустов. Подъём идёт по травянистым не очень крутым склонам, около 17 часов вышли на тропу. Пасмурно, временами идёт дождь. По долинам ходят облака. В 18:30 нашли ровную площадку и начали ставить лагерь. Рядом с местом ночёвки текло три ручья, все были мутные.

Фото 1 Подъём к месту ночёвки

День 2

Подъём в 5 утра, выходим в 7. Идём по тропе. Тропа хорошая, но видно, что в этом году по ней мало кто ходил. Тропа сильно виляет, иногда срезаем напрямую. На высоте 2700 начинает появляться снег. Видимость ухудшается. Уклон склона временами достигает 40 градусов. Тропа засыпана снегом по щиколотку. В 11:30 выходим на перевал Уаза Восточный. К этому времени видимость падает до 10 метров. Спуска с перевала не просматривается, виден только довольно крутой склон, покрытый глубоким снегом глубиной примерно по колено. В 13:00 видимость начинает улучшаться и становятся видны очертания выступающих из снега камней и других склонов цирка. Склоны покрыты толстым слоем снега со следами недавних лавин. Аккуратно начинаем движение, стараясь держаться камней и забирая ближе к северно-восточному краю цирка. В 14:30 подходим к началу подъёма на пер. Боровцек. Видимость на некоторое время улучшается. Склоны травянистые и покрыты небольшим количеством снега, от 5 до 20 см глубиной. Крутизна до 30 градусов. В 17 часов выходим на пер. Боровцек в северной его части. Видимость очень плохая, дует сильный ветер. Начинаем спускаться, выбирая путь между снежниками. Склоны крутые, а снежники выглядят откровенно опасно. Сильно петляем для их обхода. В 18:30 находим сравнительно горизонтальное место и становимся лагерем. Места под палатки ровняем лопатами и ледорубами. Жидкой воды нет, все ручьи текут под крутыми и глубокими снежниками. Для готовки топим снег.

Фото 2 Подъём к перевалу

Фото 3 Дорога к перевалу

Фото 4 У перевала

Фото 5 На пер. Уаза Вост.

Фото 6 Начало спуска

Фото 7 Вид на седловину

Фото 8 Вид на спуск с пер. Уаза Вост.

Фото 9 На пути к пер. Боровцек

Фото 10 Подъём на пер. Боровцек

Фото 11 На пер. Боровцек

Фото 12 Спуск с перевала

День 3

Жидкой воды опять нет, топим снег.

Подъём в 5, выход в 7. Утро встречает нас отличной погодой. Безоблачно и нет ветра. Осмотрев северные склоны с места ночёвки, замечаем, что они покрыты толстым слоем снега со следами сошедших лавин.

Принимаем решение подниматься на пер. Уаза Центральный по хребту с пер. Боровцек, как по

гарантированно нелавиноопасному пути. Снег за ночь смёрзся и идти легко. В 8 часов поднимается обратно на пер. Боровцек и по хребту идём до вер. Вазахох. Уклон на некоторых участках до 35 градусов, на них бьём ступени.

Толщина снега в среднем до 10 см. К 10 часам подходим к спуску на перевал. Спуск представляет из себя довольно крутой склон, засыпанный крупным курумником. Спускаемся по нему плотной группой. Курумник сидит прочно и под ногами никуда не съезжает. В 11 спускаемся на перевал. На нём многометровый слой снега со смотрящими на юг карнизами. Пока все отдыхают, копаем шурф. До земли примерно 3м. При приложении средней нагрузки, шурф легко разъезжается на три слоя. Начинаем

спускаться по южной стороне перевала в 12:30. Почти весь склон покрыт снежниками, уклон до 40 градусов.

Осторожно пробираемся по открытым участкам. На высоте около 3000м снежники начинают уменьшаться, но для

обхода восточных склонов, полностью покрытых снегом, приходится спускаться до 2850м. Начинаем искать дорогу, на которою планировалось выйти. По причине неточности генштабовской карты, выходим на неё только к 18 часам.

Дорога довольно широкая, но сильно засыпана крутыми снежниками со стороны выхода на пер. Уаза Западный.

Видны следы снежников, сошедших в виде лавин. Решаем не идти дальше и ночевать прямо на дороге, так как на этой высоте она оказывается единственным ровным местом.

Фото 13 Место стоянки

Фото 14 Вид на сев. склоны перевалов

Фото 15 Седловина пер. Боровцек

Фото 16 Вид на пер. Тоторс

Фото 17 Хребет к пер. Уаза Ц.

Фото 18 Подъём по хребту

Фото 19 Около в. Вазахох

Фото 20 Спуск к пер. Уаза Ц.

Фото 21 На пер. Уаза Ц.

Фото 22 Северный склон пер. Уаза Ц.

Фото 23 Начало спуска с юж. склона

Фото 24 Спуск

Фото 25 Обход снежников

Фото 26

Фото 27 Съехавшие снежники вдали

Фото 28 Подъём к дороге

Фото 29 Дорога

Фото 30 Лагерь на дороге

День 4

Утро опять нас встречает хорошей погодой. Так как с северной стороны пер. Уаза Западный скорее всего такая же снежная обстановка, как и на Центральном, и покрытую лавиноопасными снежниками дорогу до пер. У. Западный, то решаем идти прямо на север по гребню хребта до плато. Хребет покрыт небольшим курумником и почти без снега с западной стороны. В 10:30 выходим на гребень. Радиально идём до спуска на пер. У. Западный. Хребет в этом месте представляет собой широкое ровное плато, покрытое небольшим слоем плотного снега. Спуск к перевалу представляет собой крутой мелкий курумник. Сам перевал и его северные склоны полностью покрыты снегом. Какого-либо пути обхода не просматривается. Решаем возвращаться на пер. Боровцек по хребту и далее по своим следам. К 12 часам подходим к спуску на пер. У. Центральный. Спуск довольно крутой и идёт по скальным выступам прямо по центру хребта. На перевале готовим обед, укрываясь от ветра за каменными стенами чего-то вроде остовов зданий, стоящих на перевале. Далее идём по своим следам до места ночёвки предыдущего дня, после чего продолжаем спускаться вниз по хребту. Снег от хорошей погоды начинает интенсивно таять, превращая склоны в грязь. Ближе к долине приходится переходить снежники с текущими в них ручьями, иногда проваливаемся в воду по колено. В 7 вечера ставим лагерь около небольшого озера в дол. реки Лухамедон.

Фото 31 Подъём по хребту на плато

Фото 32 Вид на пер. Уаза Зап.

Фото 33 Плато

Фото 34 Хребет подъёма

Фото 35 Вид на пер. Уаза. Ц.

Фото 36 Спуск к пер. Уаза. Зап.

Фото 37 Плато

Фото 38 Спуск к пер. Уаза Ц.

Фото 39 Стены на пер. Уаза Ц.

Фото 40 Хребет к в. Вазахох

Фото 41 У в. Вазахох

Фото 42 Спуск к пер. Боровцек

Фото 43

Фото 44

Фото 45 У пер. Боровцек всё тает

Фото 46 Спуск с пер. Боровцек

Фото 47 Место стоянки

День 5

Выходим в 7:30. Сразу брод через р. Лухамедон. Воды в реке мало, проходим по камням не замочив ноги. Подъём на пер. Тоторс проходит по травянистым склонам средней крутизны. Часто попадаются стекающие вниз небольшие ручейки. Идёт моросящий дождь, видимость плохая из-за тумана. Какой-либо тропы не видно. В 10 часов выходим на перевал. Восходящие потоки воздуха с двух долин над перевалом встречаются, создавая локальную область без тумана и дождя. Отдыхаем и сохнем до 11, после чего начинаем спуск. Склон травянистый, с небольшими выходами камней. Чем ниже спускаемся в долину, тем лучше становится погода. Вниз с перевала стекают несколько ручьёв. Идём вдоль одного из них по холму. В 12 часов проходим мимо кошары, после чего выходим на тропу. Тропа идёт по довольно крутым, до 35 градусов, склонам долины. В 13:30 выходим к реке Хазнидон. Далее по её восточному берегу до моста и автомобильной дороги. В 14:30 подходим ко второму автомобильному мосту на западный берег. Ни брода, ни мостика до этого моста мы не нашли, поэтому пришлось сделать небольшой крюк. Обедаем, немного отойдя от основной дороги. В 16 часов продолжаем подъём. На перевал ведёт автомобильная дорога. Судя по всему, с прошлого года ей почти не пользовались. В 6 вечера выходим к кошу с хорошими местами под палатки и выходом к ручью. Ставим лагерь.

Фото 48 Брод р. Лухамедон

Фото 54 Авт. мост через р. Хазнидон

Фото 55 Подъём к месту ночёвки

Фото 56 Место ночёвки у кошары

День 6

Выходим в 7, пасмурно, идёт дождь. В 9 выходим на перевал Хазнывцек, к дождю прибавляется мокрый снег. На перевале не задерживаемся и начинаем спускаться вниз. Дорога в районе перевала почти полностью состоит из грязи, обходим её по траве. Через пол перехода погода начинает улучшаться. Дорога сильно петляет, часто срезаем и идём прямо вниз по траве. В 11 выходим к р. Псыгансу. Идём по дороге вдоль берега. Примерно к 12 часам подходим к началу ущелья. Дорога частично разрушена селями и обвалами. По плану мы должны были подняться на плато Мехтыген по тропе, присутствующей на генштабовских картах, начинающейся около входа в ущелье и ведущую к кошу на плато. Подойдя к её началу, мы увидели, что эта тропа была разрушена несколько лет назад в результате обвала. Решили идти в обход ниже по долине. Через примерно километр дорога закончилась. Дальше её смыло селем до самого конца долины. Встали лагерем на поляне у реки. Разведка показала, что путь вниз по долине малопроходим даже без рюкзаков. Также была найдена тропа, ведущая вверх на плато, но дорога по ней откровенно опасна, без наличия скалолазного снаряжения.

Фото 57 Подъём к пер. Хазнывцек

Фото 66 Склон у места стоянки

Фото 67 Тропа на плато

Фото 68 Место начала тропы

День 7

Выходим в 8. Возвращаемся по дороге вдоль р. Псыгансу до поворота на пер. Курноят. До перевала идёт хорошая автомобильная дорога. Погода солнечная, но дует ураганный ветер, сбивающий с ног. Привалы делаем, прячась в складках рельефа. На перевал приходим в 10:30. С него открывается хороший вид на г. Мехтыген и пер. Хазнывцек. Спускаться начинаем в 11, дорога довольно крутая и сильно петляет. Спускаемся быстро, чтобы успеть к трансферу. В 13:30 выходим в пос. Верхняя Балкария, где нас уже встречает водитель.

Фото 69 Вид на ущелье

Фото 70 Подъём к пер. Курноят

Фото 71 Вид на пер. Хазнывцек

Фото 72 Г. Мехтыген

Фото 73 Спуск с пер. Курноят

Дополнительные сведения о походе

Снаряжение

Из личного спец снаряжения у каждого были ледорубы и каски. В групповом были две снежные лопаты, верёвка 50м*9мм, трекер “SPOT”, и два GPS-навигатора.

Раскладка

Вес раскладки 500г без газа на человека в день. Группа в рамках подготовки к походу сварила пиммекан,

что существенно облегчило вес раскладки по сравнению с тушёнкой. Снег топили ровно половину приёмов пищи на маршруте. Рассчитывали на более тёплую погоду, так что 45 грамм газа на человека хватило

впритык. Крупы старались размачивать в воде с вечера. Если ожидались заморозки, закапывали кастрюлю, накрытую крышкой, в сугроб. Однако с учётом того, что запасной день не использовали, газ остался.

Аптечка

Для восполнения электролитного баланса использовали изотоники - добавляли в топлёную снеговую воду. Также брали панангин (калий и магний) из расчёта 3 таб/чел/день. Самыми "ходовыми" оказались: кеторол, бенгей, амоксиклав. В индивидуальной аптечке у каждого были перевязочные материалы и спасодеяло, последнее временами использовалось в качестве дополнительного теплоизоляционного слоя на дне палаток.

Итоги, выводы, рекомендации

Основной проблемой стало недостаточное разнообразие альтернативных вариантов маршрута. На

основании предыдущих отчётов по этому району в межсезонье, предполагалось, что снега будет умеренное количество. Но непосредственно перед походом начались обильные снегопады, повлёкшие увеличение толщины снежного покрова более чем на метр на северных склонах перевалов. Это существенно повлияло на прохождение маршрута, так как лавинной подготовки и снаряжения у группы не было и приходилось выбирать гарантированно безопасные варианты пути.

Сам поход получился яркий и запоминающийся. Район красивый и рекомендуется к посещению. Особенно летом. Весной и зимой необходимо более тщательное планирование на случаи обильного снежного покрова, превосходящего все ожидания.