Горы мира > Крым > мыс Айя

Автор: Сергей Стрельцов, г. Севастополь

М. Айя. В. Арфен-Чаир-Бурну (232.5 м). Западное ребро II к.т.

Стрельцов С. В.
28.05.2018 г.

О маршруте

1. Наилучшая тактика – подойти из Балаклавы на ялике. Первый уходит до откола или забитого лома на страховке, которую организует второй, стоящий на палубе судна.

2. При первопрохождении высадка осуществлялась с байдарки «Щука» (вес 8 кг), которая затем вытягивалась на 15-ый метр на стену и крепилась там. Крепить жёстко, в растяжку, с учётом возможных порывов ветра! Ниже нельзя – украдут, пока вы будете на маршруте.

3. Откол (R1) и лом, забитый в 4 м к юго-западу от него, позволяют сдюльферять на судно, если принято решение уходить морем.

4. Уход.

a. Возможен уход с R6 пешком на Казан-Дере (50 мин.) и затем берегом в Балаклаву.
b. Другой вариант возвращения – через долину Кокия, перевал Демир-Капу (650 м над уровнем моря) на с. Гончарное – до трассы Севастополь-Ялта.
Нужно иметь в виду оба варианта на случай, если к вечеру разгуляется волна и ялик за вами не придёт.

5. Связь устойчива на всём протяжении пути.

Снаряжение

1. Применялись 4 универсальных крюка (4 мм) и 2 швеллера (12 мм) – хватило и для крепежа байдарки, и «на ход».

2. В интервале R1R2 забиваются 3-4 крюка, а далее – страховка с помощью петель (3 шт.) на деревьях.

Тактика

Нужно высадиться до 10 утра. Позже задувает бриз. После 16 часов он стихает, но волна сохраняется до 19 часов.

Караваны яликов, гидроциклов, каякеров под стеной – отличная мишень! Когда вы подниметесь выше R3, вы их потеряете из виду, но они будут без перерыва ходить под стеной до вечера. Вопли счастливых полупьяных экскурсантов доведут вас до бешенства, мешая работе, но «вы держитесь!»

Время на подъёме – от 1.5 часов до 3-4 часов при фотосъёмке.

Виды с R2 и R7 изумительны.

Выводы

Маршрут станет брендом района, поскольку абрис обрыва читается со всех точек побережья – до Фиолента включительно. Изображение вершины – на всех картинах, фотографиях, которые продаются на набережной Балаклавы.

Отдыхающие и аборигены называют вершину «Рог», «Зуб». Арфен-Чаир-Бурну – название, применяемое только в альпинистской среде.

Описание составил Стрельцов С. В. 1 с.р.